Когда начался процесс реформации в европе: Реформация в Германии — урок. История, 7 класс.

Содержание

Начало Реформации в Европе

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства

Цели: охарактеризовать основные положения лютеранства; определить причины Реформации; формировать и развивать уме­ние работать с историческими источниками, использовать их при подготовке ответов на вопросы.

Планируемые результаты: познакомиться с основными поло­жениями учения Мартина Лютера, оценить его роль в истории; сформировать представление о начальном этапе Реформации; сравнивать цели различных слоев населения, участвовавших в борьбе за реформу церкви; давать развернутые характеристики исторических персоналий; научиться обосновывать свои сужде­ния; давать определения понятий; объяснять изученные положе­ния на конкретных примерах.

Отношения, ценности, внутренние установки: дать оценку дея­тельности исторических личностей периода начала Реформации, нравственным ценностям, которыми они руководствовались; выразить свое отношение к изменениям в сфере сознания, про­изошедшим в XVI в.

в Европе.

Оборудование: карта «Европа в XVI—XVII вв.» мультимедийное оборудование, пакет с тестовыми заданиями.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

I.    Организационный момент

II.  Актуализация опорных знаний

Сообщения учащихся о жизни и деятельности европейских ученых XVI—XVII вв.

(Коллективное обсуждение сообщений. Выполнение тестовых заданий.)

Вариант 1

1.   Величайшим авторитетом для географов и астрономов в Средние века был:

1)                                                                                                                                                Аристотель 3) Гиппократ

2)                                                                                                                                                Птолемей   4) Архимед

2.    Закон всемирного тяготения открыл:

1)                                                                                                                                               Ньютон       3) Бруно

2)                                                                                                                                               Кеплер         4) Галилей

3.     Николай Коперник был родом из:

1)                                                                                                                                               Польши        3) Германии

2)                                                                                                                                               Чехии           4) Австрии

4.   Поворот Декарта в разработке философских проблем был связан с особым вниманием к:

1)                                                                                                                                               строению мира        3) этике

2)                                                                                                                                               процессу познания  4) эстетике

5.   В конце жизни на суде инквизиции был вынужден отречься от своих взглядов:

1)                                                                                                                                               Ньютон       У) Галилей

2)                                                                                                                                               Бруно           4) Коперник

Вариант 2

1.    Величайшим авторитетом для средневековой европейской медицины был:

1)                                                                                                                                               Аристотель  3) Гиппократ

2)                                                                                                                                               Птолемей     4) Архимед

2.    На костре инквизиции был сожжен:

1)                                                                                                                                               Бруно           3) Коперник

2)                                                                                                                                               Галилей       4) Ньютон

3.     Автор книги «Математические начала натуральной фило­софии»:

1)                                                                                                                                                    Ньютон     3) Декарт

2)                                                                                                                                                    Ламарк       4) Гарвей

4.      Работа Коперника «О вращении небесных тел» была опуб­ликована в:

1)                                                                                                                                                    1543 г.        3) 1545 г.

2)                                                                                                                                                    1544 г.        4) 1546 г.

5.     Новый метод изучения природы — рассуждение от частного к общему, основанное на экспериментальных данных, предложил:

1)                                                                                                                                                    Бэкон         3) Паскаль

2)                                                                                                                                                    Декарт       4) Кампанелла

(Проверка выполнения заданий.)

III.   Мотивационно-целевой этап

Готовясь к научному диспуту в Виттенбергском университете, Мартин Лютер прикрепил к дверям церкви 95 тезисов против ин­дульгенции. Эти положения всколыхнули всю Германию, а вслед за ней и всю Европу. Почему тезисы, написанные для научного диспута, послужили толчком к Реформации? Каковы были по­следствия Реформации для Германии? Выясним это в ходе нашего урока.

Тема урока: «Начало Реформации в Европе. Обновление хри­стианства».

План урока

1.     Причины религиозной революции.

2.     Начало борьбы за реформацию церкви.

3.     Учение Мартина Лютера.

4.     «Чья страна, того и вера…»

IV.   Работа по теме урока

1.     Причины религиозной революции

—   Работая с § 11 учебника (с. 98-101), определите причины ипредпосылки религиозной революции и заполните таб­лицу «Кто и почему стремился реформировать церковь».

(По ходу выполнения задания составляется перечень и запол­няется таблица.)

Причины религиозной революции:

1)    развитие и распространение гуманистических идей и науч­ных знаний привели к обмирщению сознания, стремлению к земной, мирской жизни;

2)    невежество и безграмотность духовенства, противоречия между проповедями и образом жизни священнослужителей подрывали авторитет церкви;

3)  недовольство населения Германии ростом церковных поборов, вмешательством церкви в повседневную жизнь и управление государством;

4)  взяточничество, продажа церковных должностей и особен­но торговля индульгенциями (папская грамота об отпуще­нии грехов) вызывали протест и недовольство населения.

Слой

населения

Чем недовольны

К чему стремились

Князья

Вмешательством духовных лиц в их дела

Присвоить себе часть цер­ковных земель

Г орожане

Поборами монастырей и церквей, расположенных в их округе

Снизить поборы, «очи­стить» моральный облик духовенства

Крестьяне

Ростом церковных владе­ний, огромными поборами

Снизить поборы, «очи­стить» моральный облик духовенства

 

Вывод. В Германии сложились предпосылки для начала борь­бы с влиянием церкви в обществе и существовали слои населения, готовые поддержать процесс реформации церкви.

2.   Начало борьбы за реформацию церкви

Несмотря на имеющиеся предпосылки для реформации цер­кви, для запуска этого процесса необходим был лидер, который смог бы повести за собой людей. Таким человеком стал Мартин Лютер.

Уже в первой половине XVI в. сформировалось несколько на­правлений протестантизма. Одно из них — лютеранство — было названо в честь Мартина Лютера (1483 — 1546). Первым актом ре­формирования церкви, в 1517 г., стали его знаменитые 95 тезисов, направленных против продажи индульгенций, особенно извест­ным продавцом которых был монах Иоганн Тецель. Причем сам Лютер не придавал своим тезисам такого значения — они были предназначены для научного диспута, посвященного началу учеб­ного года в Виттенбергском университете. Но эти положения ста­ли настолько популярны в обществе, что церковь признала Мар­тина Лютера подозреваемым в еретичестве по всем 95 пунктам.

Он был вызван вРим, но отказался явиться на суд инквизиции. Тогда папа римский отлучил Лютера от церкви. В 1520 г. послание папы (буллу) Лютер сжег в присутствии студентов университета. На защиту Лютера встала вся Германия. Под давлением обще­ственности суд над Лютером в 1521 г. был перенесен в Германию, в Вормс. Председателем суда был сам император Карл V. В ответ на требование подчиниться папе римскому Лютер произнес свои знаменитые слова: «На этом я стою. И не могу иначе. Бог поможет мне». Суд закончился беспрецедентно: подозреваемый еретик был оправдан. Саксонский князь Фридрих организовал побег и спря­тал его в своем замке. Здесь Лютер продолжил работу над пере­водом на немецкий язык Библии и других религиозных текстов.

Под влиянием идей Лютера бродячие проповедники ста­ли призывать людей сбросить власть не только папы римского, но и светских князей. Лютер резко выступил против таких идей и призвал князей установить над церковью свою власть. Борьба в стране из теоретических споров переходила в вооруженное про­тивостояние сторонников и противников католической церкви.

(Проведение мини-дискуссии на тему «Роль Мартина Лютера в развитии Реформации в Европе».)

Вопросы для дискуссии

— Почему идеи Мартина Лютера получили широкую под­держку различных слоев населения Германии?

— Почему Лютер получил поддержку немецких князей?

— Почему он выступил против призывов бродячих проповед­ников?

— Возможен ли был запуск процесса Реформации, если бы не идеи Мартина Лютера?

3.   Учение Мартина Лютера

Крестьянское движение в Германии переросло в войну 1524—1525 гг. Крестьяне-поджигали замки и монастыри, отказы­вались от повинностей, грабили господское имущество. Объеди­нившись независимо от религиозных взглядов, князья нанесли поражение крестьянскому войску и казнили Томаса Мюнцера, вождя восставших. Лютер выступил против выступления народа, назвав их «шайкой разбойников».

— Работая с § 11 учебника (с. 103, 104) и фрагментом истори­ческого документа, сравните идеи Мартина Лютера с тре­бованиями, изложенными в «Двенадцати статьях» — мани­фесте Крестьянской войны 1524—1525 гг. в Германии.

Фрагмент исторического документа

Статья первая

Во-первых, наше смиренное прошение и желание, наша общая воля и мнение — иметь впредь право и силу всею общинною выбирать себе священника и смещать его, когда он неподобно ведет себя…

Статья втораяВо-вторых, хотя справедливая десятина, установленная в Ветхом за­вете, с Новым заветом потеряла силу, тем не менее мы согласны давать справедливую зерновую десятину, но лишь так, как полагается… Впредь мы желаем, чтобы эту десятину собирали наши церковные старосты, которых поставит община, и из собранного давали бы достаточное со­держание священнику, избранному всею общиною, ему и его близким по приговору общины. А что останется лишку — отдать бедным, какие окажутся в деревне по обстоятельствам дела и по приговору общины. Что останется сверх того — беречь на тот случай, когда приходится нести походную службу во имя страны, дабы не налагать на бедного человека еще новой земской подати…

Малой же десятины мы не хотим давать вовсе, потому что Господь Бог создал скот для человека беспошлинным. Ее мы считаем неподобающею, придуманною людьми десятиною и потому не хотим больше давать ее.

Статья третья

В-третьих, до сих пор было в обычае считать нас «собственными» людьми, что жалости подобно, принимая во внимание, что Христос про­литием своей драгоценной крови освободил и искупил нас всех — как пастуха, так и самого высокого, не исключая никого. Поэтому соответ­ствует Писанию, чтобы мы были и хотим быть свободными…

Мы не сомневаемся, что вы, как истинные и подлинные христиане, с готовностью отпустите нас из личной крепости или же докажете нам по Евангелию, что мы должны быть крепостными.

Статья четвертая

В-четвертых, до сих пор было в обычае, что деревенский человек не был вправе ловить дичь, птицу или рыбу в текучей воде. Это кажется нам совсем не подобающим и не братским, а своекорыстным и несоот­ветственным слову Божию. Также в некоторых местностях власть со­держит дичь нам во зло и в большой вред, а мы должны сносить, чтобы неразумные звери бесполезно пожирали наше достояние, чему Бог пре­доставил расти на пользу человеку, и, сверх того, молчать, что тоже есть против Бога и против ближнего. ..

Статья пятая

В-пятых, отягощены мы также и с использованием леса. Ибо наши господа присвоили исключительно себе все леса… И когда деревенский человек в чем-либо нуждается, то должен покупать за двойные деньги. Вот наше мнение: леса, освоенные, но не купленные мирянами или кли­риками, должны снова перейти в руки всей общины…

Статья шестая

В-шестых, мы терпим большое отягощение от барщин, которые рас­тут и умножаются изо дня в день. Мы желаем, чтобы нам в этом оказали подобающее внимание и не отягощали нас так сильно, но милостиво рассмотрели бы, как служили наши отцы, однако все по точному смыслу слова Божьего.

Статья седьмая

В-седьмых, впредь мы не хотим позволять господину отягощать нас дальше, но как господин подобающим образом сдает крестьянину [землю], так последний и должен владеть ею на основании соглашения господина с крестьянами. Сверх сего господин не должен ни к чему при­нуждать, ни к каким дворовым или иным службам, чтобы крестьянин мог спокойно и без отягощений пользоваться землею. Однако если господину необходимо потребуется служба, то крестьянин должен более других быть для него в готовности и послушании, но в такой час и в такое время, от которого крестьянину не было бы ущерба, и работать на господина за подобающую платуСтатья восьмая

В-восьмых, мы — все те, у кого есть земля, — отягощены тем, что эта самая земля не может окупить оброка и что на такой земле крестьяне те­ряют и губят свое собственное достояние. Пусть господа велят осмотреть эти самый земли людям почтенным и установят оброк по справедливости так, чтобы крестьянин не делал своей работы даром, ибо каждый работ­ник достоин платы своей.

Статья девятая

В-девятых, мы чрезмерно отягощены большими штрафами, ибо постоянно вводят новые постановления и наказывают нас, не сообра­жаясь с делом, а по вражде или угодливости. Наше мнение таково: на­казывать нас по старым писаным законам сообразно обстоятельствам дела, а не по произволу.

Статья десятая

В-десятых, мы отягощены тем, что некоторые присвоили себе при­надлежащие общине луга, а также и пашни. Эти земли мы хотим снова вернуть в наше общее пользование, разве что они были куплены честно. Если же это приобретено нечестно, то нужно войти в братское соглаше­ние, по обстоятельствам дела.

Статья одиннадцатая

В-одиннадцатых, обычай, называемый посмертным побором, мы хотим отменить совершенно. Мы никогда не потерпим и не позволим, чтобы против Божьей чести и правды у вдовы и сирот отнимали их до­стояние так постыдно, как это происходило во многих местах и во многих видах. И те, которые должны были бы защищать и охранять нас, обди­рали бы и обчищали нас, и будь у них больше прав, они отняли бы и все остальное…

В-двенадцатых, вот наше решение и окончательное мнение. Если здесь дана одна статья или больше статей, несогласных со словом Божь­им, чего мы не думаем, и нам укажут их несоответствие слову Божьему, мы отступимся от них, если нам объяснят это на основании Писания. Если даже теперь признают некоторые наши статьи, а после окажет­ся, что они были неправильны, то пусть они сейчас же будут мертвы и устранены, пусть не имеют больше силы. Точно так же, если по Пи­санию окажется у нас еще ряд статей о делах, которые идут против Бога и отягощают ближнего, то мы твердо настоим на них, вводя их в наши постановления, пользуясь христианским учением и обычаем. Потому мы просим Господа Бога, который может нам дать это, а больше никто. Мир Христов да будет со всеми нами.

(Мюнцер Т. «Двенадцать статей»)

Вывод. Лютер призывал князей взять церковь под свою власть и навести порядок в стране. Учение Лютера было связано с рас­падом традиционного общества и постепенным превращением человека в индивидуальность. Такому человеку не нужны были посредники для общения с Богом. Лютер полагал, что человек спасается только верой; вера обретается только через милость Бога и не зависит ни от каких заслуг человека; только Священное Писание является авторитетом в делах веры.

В «Двенадцати статьях» крестьяне требуют не только ограни­чения власти церкви, но и пересматривают отношения с феода­лами, ограничивая их произвол, требуя снизить платежи и бар­щину, отменить штрафы и вернуть несправедливо отобранные общинные земли.

4.   «Чья страна, того и вера…»

После разгрома Крестьянской войны вся Германия оказалась расколотой на два лагеря — католический и лютеранский (проте­станты). Начался период религиозных войн, который закончился в 1555 г. подписанием Аугсбургского мира.

— Работая с § 11 учебника (с. 104—106), запишите итоги Аугс­бургского мира.

Запись в тетради

Итоги Аугсбургского мира:

1)  равенство в правах католиков и протестантов;

2)  право князей определять религию своих подданных («Чья страна, того и вера…»).

V.    Закрепление изученного материала

— Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

1.  Объясните значения понятий: Реформация (движение за переустройство церкви), индульгенция (папская грамота об отпущении грехов), лютеранская церковь (церковь, осно­ванная на учении Лютера), протестанты (сторонники Рефор­мации).

2.  Что объединяло противников католической церкви? (Рост церковных поборов, вмешательство церкви в повседневную жизнь и управление государством; взяточничество, продажа церковных должностей, торговля индульгенциями. )

3.  Почему Карл V пытался защитить католическую церковь? (Император боялся, что вслед за борьбой с папой начнется борьба против светских правителей, т. е. если не станут пла­тить десятину папе, то перестанут платить налоги князьям и императору.)

VI.  Подведение итогов урока

Князья в немецких землях признавались главами церкви. Пасторы (протестантские проповедники) находились на госу­дарственной службе. Пышные церковные обряды отменили, из церквей убрали скульптуры, упразднили поклонение иконам и святым мощам.

Ослабление власти императора надолго закрепило политиче­скую раздробленность Германии и затормозило процесс создания единого национального государства.

Домашнее задание

1.  Прочитать §11.

2.  Подготовить сообщение на тему «Основные идеи учения Мартина Лютера».

Подготовить презентацию на тему «Орден иезуитов».

Реформация в Европе. Тест — презентация онлайн

Похожие презентации:

Первая Мировая война (1914-1918)

Россия в системе международных отношений в XVII веке

Гражданская война́ в России (1917- 1922)

Февральская революция 1917 года

Первая русская революция 1905-1907 гг

Русская культура во второй половине XIX века

Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России

Смута (Смутное время) 1598 – 1613 гг

Индия в XVIII веке (8 класс)

История бренда BMW

1.

ПОВТОРЕНИЕ изученного материала:

2. Дайте определение понятиям и дайте характеристику личностям:


Абсолютизм –
Реформация –
Контрреформация –
Протестантизм –
Ересь –
Индульгенция–
Мартин Лютер –
Аугсбургский мир –
Жан Кальвин –
Кальвинизм –
Консистория –
Мануфактура –
Аутодафе –
Карл V –
Генрих VIII Тюдор –
Мария Стюарт —

3. ТЕСТ:


1. В каком веке происходит явление, связанное с появлением новых вероучений?
А) в 15 веке
Б) в 16 веке
В) в 17 веке
2. Реформация – это…
А) борьба за захват новых территорий
Б) борьба за проведение реформ
В) борьба за переустройство церкви
3. К причинам возникновения Реформации не относится:
А) кризис католической церкви;
Б) процесс обмирщания сознания
В) отход населения от религии
4. Самым большим желанием верующих было:
А) получить индульгенцию
Б) получить благословение папы римского
В) преподнести папе подарок
5. Индульгенция – это…
А) разрешение на право собирать налог
Б) грамота на отпускание грехов
В) документ, свидетельствующий о принятии таинства крещения

4. ТЕСТ:


6. Родиной Реформации является:
А) Германия
Б) Франция
В) Норвегия
7. Когда начался процесс Реформации в Европе?
А) в 1521 г.
Б) в 1519 г.
В) в 1517 г.
8. В каком городе состоялся суд над Мартином Лютером?
А) в Риме
Б) в Вормсе
В) в Бонне
9. Каков итог церковного суда над Лютером?
А) казнили
Б) отрёкся от своего учения
В) друзья помогли ему бежать
10. Каково название учения М. Лютера?
А) « Правое дело»
Б) « Спасение верой»
В) « Изгнание нечестивых»

5. ТЕСТ:


ТЕСТ:
11. Какого положения не содержалось в учении Лютера?
А) спасение верой
Б) авторитет в делах веры только Священное Писание
В) подавайте милостыню нуждающимся
12. На каком языке, по мнению Лютера, должно вестись богослужение?
А) на англиканском
Б) на латыни
В) на родном языке
13. Какое название получила церковь Лютера?
А) англиканская
Б) лютеранская
В) кальвинистская
14. Человек, выступающий против господствующего вероучения, называется:
А) протестант
Б) иезуит
В) еретик
15. В каком году между князьями был подписан мирный договор?
А) в 1550 г.
Б) в 1555 г.
В) в 1560 г.

6. ТЕСТ:

• 16. В каком городе был подписан этот мирный договор?
А) в Аугсбурге
Б) Кёльне
В) в Дрездене
• 17. Протестантские проповедники назывались:
А) курфюстами
Б) пасторами
В) бюргерами
• 18. Итогом подписания мирного договора между князьями
и императором можно считать:
А) создание единого государства
Б) укрепление католического учения
В) закрепление политической раздробленности

7. Назовите исторические личности

8. Дайте определение понятиям и дайте характеристику личностям:


Дайте определение понятиям и дайте
характеристику личностям:
Жан Кальвин –
Кальвинизм –
Консистория –
Мануфактура –
Аутодафе –
Акт о супрематии –
Филипп II –
Елизавета I Игнатий Лойола–
Орден иезуитов –
Тридентский соборГугенотыПуританеКровавая Свадьба Нантский эдикт –
Битва в Васси –
Кардинал Ришелье —
• 1. Кто был инициатором Реформации в Англии?
• 2. Какой король получил титул от папы римского
«Защитник веры» и за что?
• 3. Кто был помощником короля в его делах?
• 4. Какой документ был издан королем в 1534
году, что в нем излагалось?
• 5. Как стала называться церковь в Англии после
Реформации?
• 6. Почему Марию Католическую прозвали
Кровавой?
• 7. Почему правление Елизаветы I называется
«Золотым веком»? Чем окончилось ее
правление?
Проверь себя
1. Кто считается родоначальником реформации в Англии?
А) Мартин Лютер
Б) Жан Кальвин
В) Генрих VIII Тюдор
2. Кто из королей попытался в период расцвета реформации вернуться к
католицизму?
А) Мария Стюарт
Б) Мария Кровавая
В) Елизавета I
3. Какова была главная идея Елизаветы I в годы её правления?
А) Сохранение единства страны и не разжигания религиозных войн.
Б) Проповедование католицизма.
В) Защита рубежей государства.
4.В каком году была разбита Непобедимая армада?
А) 1588
Б) 1677
В) 1543
Проверь себя
1. На сколько и какие религиозные лагеря раскололась Франция в XVI
веке?
2. Кто был королем Франции в это время? Кто фактически управлял
страной?
3. Что послужило началом к религиозным войнам и когда?
4. Сколько войн с гугенотами было? В течении скольки лет они
продолжались? Назовите даты.
5. Приведите примеры католиков и протестантов из числа знатных
людей Франции и Англии.
6. Что означает термин «Кровавая свадьба»? Назовите дату
7. Кого называют «Королем спасшим Францию»? Какое прозвище еще
получил этот человек? Почему?
8. Кому принадлежит фраза: «Париж стоит мессы»?
9. Кому принадлежит фраза: «Моей первой целью было величие
короля, моей второй целью было могущество государства»?
10.Какую роль сыграл Кардинал Ришелье после смерти Генриха IV?
11.Что имел ввиду Ришелье говоря в конце своего правления: «У меня
не было других врагов, кроме врагов государства»?

English     Русский Правила

Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Страница не найдена

Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.

Поиск в Британике

Правда или ложь: что ели динозавры

10 увлекательных современных романов, действие которых происходит на Британских островах

За и против: тестирование на животных

Протестантская Реформация: история и факты

Как одно религиозное движение может быть ответственным за формирование современного общества, каким мы его знаем? Национальные государства, свобода информации, свобода вероисповедания и свержение католической цитадели в Европе — все это можно рассматривать как результат достижений Мартина Лютера в протестантской Реформации. Итак, что же представляла собой протестантская Реформация и как она изменила мир? К счастью, вы скоро узнаете – аллилуйя!

История протестантской Реформации

Давайте посмотрим на хронологию истории протестантской Реформации.

Дата Событие
1517 Мартин Лютер опубликовал свои 95 тезисов на дверях Виттенбергской церкви Всех Святых, положив начало протестантской Реформации.
1519 Цвингли проповедовал реформатскую доктрину в Цюрихе, Швейцария. Король Карл V стал императором Священной Римской империи.
1522 Анабаптизм был основан после призыва Цвингли к реформе.
1524-5 Крестьянская война в Германии.
1536 Король Генрих VIII создал англиканскую церковь после того, как в 1534 году отрекся от католицизма. Жан Кальвин был приглашен в Женеву, чтобы возглавить его, и последовала борьба за власть.
1545 Трентский собор положил начало католической контрреформации. Совет просуществовал до 1563 года.
1546-7 Шмалькальдская война.
1555 Аугсбургский мир разрешил юридический раскол христианства на католицизм и лютеранство. Джон Кальвин стал официальным лидером швейцарской протестантской Реформации.
1558 Фердинанд I сменил Карла V на посту императора Священной Римской империи.
1618-48 Тридцатилетняя война.
1648 Вестфальский мир положил конец Тридцатилетней войне и установил государственный суверенитет во всей Европе. Император Священной Римской империи больше не удерживал католический контроль над европейским континентом.

Католическая Европа

Католицизм — старейшая форма христианства. Первым папой католической церкви был святой Петр, один из двенадцати учеников Иисуса. Однако это не означало, что католицизм остался безнаказанным. По всей Европе внутри Церкви возникнут расколы.

Знаете ли вы? Папа Римский по сей день проживает в Ватикане, самом маленьком государстве Европы! Город — это небольшой район в Риме, Италия, независимый от итальянского государства.

В 1054 году католическая церковь распалась на две части. Его восточная половина сформировала Восточную православную церковь, которая доминировала в восточной и юго-восточной Европе, особенно в Греции.

Следующим крупным расколом стала протестантская Реформация, начавшаяся в 1517 . В то время как раскол 1054 года привел к тому, что Юго-Восточная Европа откололась от Церкви, протестантская Реформация года года представляла собой разрыв Западной Европы изнутри.

Протестантская Реформация , начавшаяся в 1517 году, была инициирована немецким священником Мартином Лютером. Он критиковал продажность папы и призывал вернуться к словам Библии. Этот протест стал известен как протестантизм, ставший очагом религиозных войн, крестьянских восстаний и других реформаторских движений, таких как швейцарская Реформация.

Предшественники Мартина Лютера

Однако Мартин Лютер не был первым в Западной Европе, протестовавшим против католической церкви. Английский реформатор Джон Уиклиф был известен тем, что перевел Библию на английский язык в 1380 , протестуя против церковных Библий только на латыни. Чешский религиозный философ и писатель Ян Гус также возглавил реформационное движение в 1402 на территории нынешней Чехии.

Оба реформатора протестовали против коррупции католической церкви и ее неспособности поддерживать единство по всей Европе, что было ясно продемонстрировано в Западный раскол (1378 — 1417) . Путаница и споры о том, кто станет следующим папой, привели к тому, что 3 разных папы и их властные базы существовали одновременно! Такая ситуация длилась 40 лет, показывая слабость и хрупкость Церкви. Однако, несмотря на эти внутренние конфликты, католическая церковь подавляла Уиклифа и Гуса и подавляла их радикальные идеи.

Рис. 1 Эскиз печатного станка Гутенберга, изобретенного в 1450 году.

Так почему же Мартин Лютер добился успеха, а Джон Уиклиф и Ян Гус потерпели неудачу? Лютер даже опирался на идеи Уиклифа и Гуса в своей религиозной реформе, поэтому можно ожидать, что Лютера постигла та же участь.

Именно изобретение печатного станка Гутенберга (1450 г.) помогло движению Лютера добиться успеха. Пресса ускорила и удешевила печать новых идей, позволив идеям Лютера дойти до широкой аудитории. Это мешало католической церкви подавлять, как это было раньше.

Основатель протестантской Реформации

Долгая и часто жестокая битва за религиозную реформу в Западной Европе началась с Мартина Лютера. Его предложения бросить вызов папе и вернуться к Библии распространились по всей Европе, спровоцировав другие движения Реформации. Наиболее заметным из них был кальвинизм, возникший в Швейцарии. Давайте посмотрим, как Лютер и Кальвин стали движущими силами протестантской Реформации в 16–9 гг.0278-й век.

Мартин Лютер

Когда Лютер написал свои 95 тезисов в 1517 году, он намеревался начать дискуссию о практике католической церкви. Его ключевыми пунктами разногласий были продажа церковью индульгенций и традиционная власть папы над силой Писания Библии.

Сердцевиной христианства исповедовал три верования: sola scriptura (только письменностью, т.е. Библией), sola fide (только по вере), sola gratia (только по благодати). Эти три убеждения означали, что священные писания (например, Библия) были высшей формой авторитета и что христиане могли достичь спасения не через потворство своим слабостям, а только через веру. Эта вера преобразилась во спасение по благодати Божией.

Какие были индульгенции?

Индульгенции изначально были актами поклонения, совершаемыми для оправдания греховного поступка. В 11 -йи 12 го века, индульгенции часто принимали форму участия в Реконкисте или Крестовых походах от имени Церкви.

По мере развития католической теории индульгенции определялись как акты «хорошей работы». «Эти действия варьировались от паломничества к святым местам, таким как Иерусалим, до пожертвований церковным зданиям для распространения веры. Эти добрые дела сокращают время пребывания христианина в чистилище, промежуточной стадии между раем и адом.

Церковь разработала систему « замены », в которой эти добрые дела могли быть конвертированы в денежную стоимость. Коммутация привела к злоупотреблению системой индульгенций, и попадание на небеса стало скорее денежной сделкой, чем актом веры. Именно эту коррупцию в католической церкви пытались изменить Лютер и другие реформаторы.

В течение 14 го и 15 го веков власть папы ослабла по мере укрепления монархий по всей Европе. Западный раскол (1378 — 1417) был особенно разрушительным для репутации Церкви и продемонстрировал разрушение католического религиозного контроля над Европой. Критика против папы росла,

Религиозные идеи Лютера стали известны как лютеранство и возникли в Виттенберге, на севере Германии. Некоторые из региональных немецких правителей, называемые князьями, обратились в лютеранство. Для императора Священной Римской империи Карла V, правившего этими князьями, протестантизм представлял угрозу его великой католической империи. Действительно, многие князья обратились именно потому, что идеи Лютера бросили вызов авторитету императора Священной Римской империи.

Рис. 2 Мартин Лютер, лидер протестантской Реформации.

Вскоре разразилась война между Карлом V и немецкими князьями, получившая название Шмалькальдских войн. После 10 лет спорадических боев был подписан мирный договор. Аугсбургский мир 1555 года предоставил лютеранству юридический статус и создал политику cuius regio, eius religio (чье царство, их религия). Князья могли выбирать религию своей местности в пределах Священной Римской Империи, будь то католическая или лютеранская.

Знаете ли вы? Название «протестанты» возникло в 1529 году. Немецкие князья протестовали против наказания Карлом V Лютера и всех его последователей. Это событие было названо протестом в Шпейере .

Лютер умер через год после Аугсбургского мира, в 1556 году, добившись легитимности лютеранства. Однако другие деноминации сформировались в других местах Европы, например, кальвинизм в Швейцарии, и не имели такого статуса. Следовательно, протестантская Реформация продолжалась, в то время как последователи Кальвина боролись за ту же позицию, что и лютеране.

Жан Кальвин

Швейцарское движение Реформации началось в 1520-х годах священником Хульдрихом Цвингли. Вдохновленный Лютером, Цвингли проповедовал реформы, подобные Лютеру, и опубликовал свое учение в 1523 году. Когда Цвингли умер в 1531 году, освободилась вакансия для лидеров швейцарской Реформации.

В 1541 году французский реформатор Жан Кальвин был приглашен для помощи в развитии протестантского движения в Женеве и после борьбы за власть принял на себя руководство в 1555 году.

Рис. 3 Жан Кальвин, лидер швейцарской Реформации.

Хотя Кальвин умер в 1564 году, он переписывался со многими лидерами Европы и создал мощное движение, основанное на его убеждениях, известное как кальвинизм. Аугсбургский мир не признавал кальвинизма, поэтому Священная Римская империя по-прежнему преследовала его последователей. Кальвинизм распространился гораздо дальше лютеранства, достигнув Англии, Франции и Нидерландов. Английские пуритане и пилигримы распространили кальвинизм через Атлантику в основанные ими колонии в Северной Америке.

Тридцатилетняя война началась в 1618 году и привела к возникновению конфликтов из-за территориальных амбиций стран, а также из-за их соответствующих христианских деноминаций: католицизма, кальвинизма и лютеранства. Европа пережила один из своих самых тяжелых конфликтов: почти полмиллиона человек погибли в боях и еще 8 миллионов от голода и вынужденного переселения. Вестфальский мир (1648 г.) официально признал кальвинизм деноминацией, «положив конец» протестантской Реформации после более чем 100-летнего конфликта.

Почему протестанты не смогли объединиться в единую религиозную общину?

Разделение между лютеранами и кальвинистами может заставить вас задаться вопросом, почему протестантизм был так разделен, особенно по сравнению с гораздо более единой Римско-католической церковью.

Истоки протестантизма дают нам полезную подсказку. Протестантизм возник как альтернатива католицизму, в котором была иерархия с папой и его кардиналами наверху. Для протестантов доктрина «священства всех верующих» утверждала, что каждый имеет прямую связь с Богом, а не только священники или папа. Это учение открыло шлюзы для личного толкования Библии. Идеи Лютера вскоре обрели собственную жизнь, поскольку разные протестанты пришли к своим собственным выводам, что привело к появлению таких ответвлений, как кальвинизм.

Плюсы и минусы протестантской Реформации

Итак, каковы были общие изменения протестантской Реформации? Как это повлияло на европейскую и мировую историю?

Контрреформация

Естественно, католическая церковь не бездействовала, пока Лютер и Кальвин нападали на их традиции и верования. Папа Павел III возродил римскую инквизицию в 1542 , которая преследовала протестантов, конфисковывая и уничтожая любые тексты, противоречащие католическим верованиям. Они также захватили протестантов и сожгли их на костре. Инквизиция помогла восстановить католическое господство в некоторых странах, павших перед протестантизмом, таких как Австрия, Франция, Польша, Италия, Испания и Бельгия.

Рис. 4 Картина Папы Павла III.

Папа Павел III сформировал Тридентский собор в 1545 году, который собирался несколько раз до 1563 года. Собор обсудил растущую протестантскую Реформацию и дал официальный католический ответ. Собор изложил единую стандартизированную доктрину католических верований. В нем подчеркивалась власть папы и предлагались некоторые реформы церковной практики для борьбы с коррупцией.

Насилие и конфликты

Протестантская Реформация привела к религиозным войнам в Центральной и Западной Европе. Это привело к кровавой гражданской войне во Франции между католиками и гугенотами (французскими протестантами). Эти войны завершились Тридцатилетней войной 1618–1648 годов. Хотя Вестфальский мир (1648 г.) положил конец религиозным войнам в Европе, религиозные конфликты разыгрались на новых землях.

В 1492 году Христофор Колумб достиг берегов «Нового Света»: Америки. Угроза протестантизма в Европе заставила католическую церковь искать новых верующих. Колонизация католическими странами, такими как Испания и Португалия, характеризовалась огромными усилиями по обращению, часто сопровождаемыми насилием и рабством.

Как выглядели протестантские религиозные усилия в Новом Свете?

Как и католики, протестанты принесли свою религию с собой в Новый Свет. Однако протестантская колонизация имела совсем иной религиозный характер.

Хотя протестантские колонии по-прежнему сопровождались насилием и перемещением, они часто были закрытыми обществами, и протестантские поселенцы обычно не считали коренные народы достойными обращения. Протестантские поселенцы, такие как Джон Уинтроп в Массачусетсе, верили, что у Бога есть избранные, немногие избранные, которым будет позволено попасть на небеса. Он и его товарищи-английские пуритане хотели создать чисто религиозное общество, строго следовавшее слову Библии. Таким образом, обращение не было приоритетом для английских пуритан.

Напротив, католические страны, такие как Испания и Португалия, были более ограничены волей папы. В 1493 году папа издал приказ о проведении конверсии одновременно с колонизацией.

Упадок Священной Римской империи

Протестантская Реформация ослабила власть папы римского как Римско-католической церкви, так и Священной Римской империи. Преемник императора Священной Римской империи Карла V, Фердинанд I, был первым императором, не коронованным папой, что продемонстрировало разделение религии и политики.

Политика Реформации, такая как Вестфальский мир, значительно уменьшила власть Священной Римской империи и разрешила государственный суверенитет, раннюю модель национальных государств. Новые законы дали европейцам новые свободы религии и информации и создали культуру индивидуальной решимости.

Рис. 5 Офорт Джеймса Бэрри, изображающий архангела, который демонстрирует природу вселенной ключевым фигурам эпохи Просвещения. Офорт показывает изменение роли религии в обществе во время научной революции.

Более того, существование альтернативного христианства – протестантизма – поставило под сомнение авторитет католической церкви над природой и истиной. Эта двусмысленность помогла стимулировать научную революцию (Просвещение) во время Реформации, когда такие люди, как Николай Коперник, Галилей Галилей и Исаак Ньютон, разрабатывали научный метод, часто вопреки религиозным убеждениям католической церкви.

Религиозная терпимость

Более ста лет опустошительной религиозной войны привели к неохотной терпимости среди европейских правителей. Тридцатилетняя война показала, что принуждение к религиозному подчинению дорого обходится. Вестфальский мир 1648 года стал огромным шагом к религиозной терпимости. Впервые подданные могли исповедовать частную религию, отличную от государственной религии их государства. Это помогло начать долгий путь к отделению церкви от государства.

Однако важно отметить, что эти приемлемые частные верования ограничивались католицизмом, лютеранством и кальвинизмом. Нехристианские религии, такие как иудаизм, все еще подвергались жестоким преследованиям. Вместо открытой терпимости протестантская Реформация представляла собой разрушение христианского единства в Европе, где религиозные различия допускались только для того, чтобы положить конец войне.

Историография протестантской Реформации

В 1962 году американский историк Г.Х. Уильямс изменил наше понимание протестантской Реформации. 1 Он утверждал, что на самом деле существует два типа Реформации: авторитетная Реформация и более радикальная Реформация. Работа Уильямса пролила новый свет на реформаторов помимо Лютера, Цвингли и Кальвина. Он утверждал, что анабаптисты представляют радикальную Реформацию.

Кем были анабаптисты?

Анабаптисты были маргинальной протестантской группой, не верившей в крещение младенцев. Они строго следовали словам Библии, крестя себя во взрослом возрасте, как это сделал Иисус, когда ему было 30 лет ( ana в переводе с греческого означает «снова»).

Анабаптисты не согласились с союзом Лютера с германскими князьями. Они утверждали, что светские правители не должны иметь власти над Церковью. Анабаптисты верили, что Второе пришествие Христа неизбежно, и поэтому считали светские институты (такие как князья или советы) развращающим влиянием владычества Христа.

Когда Уильямс определял анабаптистов как часть радикальной Реформации, он имел в виду это в смысле латинского слова основание. Radix означало вернуться к корню чего-то. Анабаптисты были радикальными, потому что хотели вернуться к чисто религиозному сообществу, которым руководил Иисус в Библии.

В отличие от радикальных анабаптистов, Уильямс ввел термин «магистерская Реформация». Это были протестантские движения, поддерживаемые местными властными структурами, такими как Лютер и немецкие князья или Кальвин в Швейцарии. Здесь местные магистраты помогли институционализировать протестантизм в руководящие и правовые структуры. Уильямс 1962 работа представляла собой значительный отход от предыдущих историков, которые рассматривали Реформацию Лютера как радикальный акт сам по себе, а также как предвестник современности. Именно властная Реформация, опирающаяся на экономическую, военную и юридическую власть местных правителей, достигнет наибольшего успеха.

Протестантская Реформация – основные выводы

  • Протестантская Реформация началась в 1517 году, когда Лютер написал свои 95 тезисов.
  • Протестантизм поставил под сомнение обычаи католической церкви, такие как продажа индульгенций и папская власть над христианством, а не священное писание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *