Когда было принято христианство: Крещение Руси (X век) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Содержание

история становления православия и крещения Руси, особенности и проблемы

  • Появление христианства на Руси
  • Становление Церкви на Руси
  • Распространение знания о религии
  • Религиозная культура на Руси

Крещение на Руси — словосочетание, под которым современная историческая наука подразумевает введение на территории отечества христианского учения в качестве государственной религии. Это знаменательное событие состоялось в конце X столетия под началом великого князя Владимира.

Исторические источники дают противоречивые сведения на счет точной даты принятия христианства с разницей в два-три года. Традиционно событие относят к 988 г. и считают его началом становления Русской Церкви.

Крещение Руси в 988 году

Появление христианства на Руси

Некоторые исследователи истории утверждают, что христианская религия проникла на территорию Руси задолго до крещения. По их словам есть неоспоримые доказательства пришествия религии еще при киевском князе Аскольде. Константинопольский патриарх послал архиепископа, чтобы создать здесь церковную структуру, но полноценному утверждению христианства в нашем древнем отечестве помешали напряженные столкновения между приверженцами Спасителя и язычниками.

Читайте о святом князе Владимире:

  • Икона святого князя Владимира
  • Акафист святому равноапостольному князю Владимиру
  • Мощи святого равноапостольного князя Владимира

Ориентацию Киева на восточно-христианский мир определили связи с великолепным и мудро управляемым Константинополем, а также сотрудничество со славянскими племенами Центральной Европы и Балканского полуострова. Русские князья имели большой выбор в перечне религий, а те государства, которые прославляли именно свою церковь, устремляли взор на богатства отечественных земель.

На заметку! Княгиня Ольга была первым русским правителем, прошедшим ритуал Крещения.

Обстоятельства и даты этого события остаются скрытыми. Самая популярная версия рассказывает о её официальном визите в Константинополь, где княгиня познакомилась с ритуалами восточно-христианской Церкви и приняла решение утвердиться в вере. При крещении великая княгиня получила греческое имя Елена. Она добивалась равноправия между Византией и Русью.

Становление Церкви на Руси

Наше славянское государство обладало своеобразным колоритом, поэтому Христова вера на отечественной земле обрела особенную характеристику. Свет русского православия, преломившись через призму народного достояния, стал значительным явлением всего христианского учения. Специфика выработалась в процессе созревания государства и культурного роста национальной мысли. Святая Русь со временем приобрела славу центра восточно-христианского направления Вселенской Церкви.

Распространение христианства взрастило в душах славян чувство близости Господа

Языческая жизнь русских славян основывалась на матери-природе. Крестьяне полностью зависели от обрабатываемой земли и бушующих стихий. Отказ от язычества для народа означал то, что существование прежних идолов ставилось под колоссальное сомнение. Однако языческая вера была довольно примитивной по структуре и не сумела просочиться до самых недр отечественного сознания. Поэтому замена Перуна на пророка Илию прошла безболезненно, но не до конца осознано. В народе осталось большое количество поверий и суеверий, в том числе и внутрицерковных.

На Руси более обращали внимание на пышность ритуалов, чем на истинную суть христианства. К положительным аспектам язычества относят то, что оно взрастило в душах славян чувство близости Господа, присутствующего всюду и во всем. В основу национальной святости легло лишенное страсти и эмоциональных порывов знание о сошествии Христа.

Киевский народ отличался воинственностью и непомерной жестокостью к врагам, но приняв православие, он привнес в традиции этические аспекты Евангелия. В отличие от западных государств, которые считали Иисуса вождем праведной армии, Русь приняла Спасителя как «Милостивца».

Однако христианская нравственность не воцарилась в народном сознании полноценно, языческие обычаи все еще существовали и действовали, порождая проблематику двоеверия. Этот аспект русской истории остается в умах народа и по настоящий день.

Интересно! Первыми духовными героями и великомучениками войны жестокого идолопоклонства и преисполненного любви и милосердия христианства на Руси стали сыновья Владимира — Борис и Глеб.

Борьба за наследство князя Владимира породила родственную ненависть. Святополк решил насильственным образом устранить своих братьев-конкурентов. Борис отказался отвечать на агрессию агрессией, что спровоцировало уход от этого князя его дружины, посчитавшей проявление любви слабостью. Слуги плакали над телом и восхваляли имя Христа, а вскоре убийцы добрались и до юного Глеба.

Святые страстотерпцы Борис и Глеб

Распространение знания о религии

Киевский престол перешел во владение Ярослава Мудрого, тоже являвшегося сыном Владимира. Новый князь стремился просвещать русский народ и укреплять христианскую веру. Ярослав обладал большим авторитетом на родине и в европейских государствах, он желал поднять статус Руси до уровня блестящей Византии.

Просветительская миссия была чрезвычайно важна для молодой культуры русского народа. Зная о том, что страна может нравственно замкнуться и одичать, если будет продолжать держаться удаленно от духовных центров, Ярослав Мудрый налаживал отношения с государствами, имеющими богатый опыт религиозности.

Религиозная культура на Руси

Вскоре после крещения создается структура церковных митрополий, во главе которых стоял архиерей, присланный из Константинополя. В самых крупных городах Руси организовали епископии.

В течение целого столетия духовная жизнь Руси находилась под начальством греческих митрополий. Этот факт играл положительную роль, потому что исключал конкуренцию между церковными структурами внутри государства. Однако в 1051 г. Ярослав сделал митрополитом знаменитого русского мыслителя и писателя Иллариона. Этот выдающийся пастырь в своих очерках отмечал религиозный подъем в сердце населения.

В традиционных летописях виднелось стремление осознать происходящее через обращение к прошлым событиям. Авторы этих памятников литературы прославляли не только великих подвижников, но и интересовались биографиями языческих князей.

Летописи основывались на исторической документации, устных преданиях и национальном фольклоре. Авторы использовали прямую речь, а также пословицы и своеобразные поговорки. В XII столетии монах по имени Нестор собрал все летописи в одно целое и озаглавил его «Повестью временных лет». Эта книга является главным источником нахождения информации по истории Древней Руси.

Автор «Повести временных лет» видел Русь с большой высоты

В быстро распространяющихся монастырских комплексах наблюдался прирост ученых, архитекторов, писателей и иконописцев. Из Византии приезжали профессионалы своего дела и делились знанием с русским народом. Отечественные мастера вскоре самостоятельно строили храмы, украшали стены, изумляя своих константинопольских учителей.

Ярослав, решив возвеличить столицу, построил в Киеве великолепный храм в честь святой Софии и Золотые ворота. Эти произведения искусства создавались русскими мастерами, переосмыслившими византийскую традицию на собственный манер.

На заметку! Первое празднование Крещения на Руси состоялось в 1888 г. Мероприятия, идея которых принадлежала К. Победоносцеву, проходили в Киеве. Перед торжествами заложили основание Владимирского собора.

Читайте о храмах в честь святого князя Владимира:

  • Собор святого князя Владимира в Киеве
  • Князь-Владимирский собор в Санкт-Петербурге
  • Собор святого равноапостольного князя Владимира в Севастополе

Принятие христианства на Руси — важнейший шаг, коренным образом изменивший внутренний уклад и нравственную сторону жизни нашего отечества. Церковное видение позволило народу сплотиться вокруг единого Бога и получить знание о Его могуществе. Мудрые правители видели в крещении возможность улучшить положение государства, научиться создавать красивейшие храмы и иконы.

Документальный фильм о крещении Руси

Князь Владимир и Крещение Руси

28 июля православные всего мира празднуют 1030-летие со дня крещения Руси. В сотнях городов России, Белоруссии и Украины праздник встречают крестным ходом. Считается, что именно православная религия объединяла восточнославянские народы более тысячи лет.

Первым князь Владимир крестил свою столицу — Киев, затем православная вера распространилась по остальной Древней Руси.

Конечно, реформа проходила не просто. За успешное обращение народа в новую веру было в первую очередь то, что греческих священников вели не чужие, не завоеватели, а свои русские люди, облеченные к тому же авторитетом княжеской власти. При этом всегда славившийся своей вольностью Новгород и здесь оказал сопротивление. Возникали еще на поверхности разных смутных событий возмутители спокойствия волхвы, но по настоящему серьезного и  какого-то длительного сопротивления официальному установлению «княжеской веры» не было, как не было и страшных гонений, – иначе народ не забыл бы мучителей. Он же в своих песнях назвал Владимира «Красным Солнышком», поэтому представление о постепенности и безболезненности распространения веры можно считать исторически справедливым.

Академик Дмитрий Лихачев говорит об этом так: «Как было принято христианство на Руси? Мы знаем, что во многих странах Европы христианство насаждалось насильно. Не без насилий обошлось крещение и на Руси, но в целом распространение христианства на Руси было довольно мирным, особенно если вспомним о других примерах. Насильно крестил свои дружины Хлодвиг. Карл Великий насильно крестил саксов. Насильно крестил свой народ Стефан I, король венгерский. Он же насильно заставлял отказываться от восточного христианства тех, кто успел принять его по византийскому обычаю. Но у нас нет достоверных сведений о массовых насилиях со стороны Владимира I Святославича.

Ниспровержение идолов Перуна на юге и на севере не сопровождалось репрессиями. Идолов спускали вниз по реке, как спускали впоследствии обветшавшие святыни — старые иконы, например. Народ плакал по своему поверженному богу, но не восставал. Восстание волхвов в 1071 году, о котором повествует Начальная летопись, было вызвано в Белозерской области голодом, а не стремлением вернуться к язычеству. Более того, Владимир по-своему понял христианство и даже отказывался казнить разбойников, заявлял: “…боюсь греха”.

Христианство было отвоевано у Византии под стенами Херсонеса, но оно не превратилось в завоевательную акцию против своего народа».

Более того, Крещение Руси сделало ее вполне европейским государством: «Христианизация Руси и родство правящего рода с византийским двором ввели Русь в семью европейских народов на совершенно равных основаниях. Сын Владимира Святославича Святополк женился на дочери польского короля Болеслава Храброго. Дочь Владимира Мария Доброгнева была выдана за польского князя Казимира I. Дочь Ярослава Мудрого Елизавета вышла за норвежского короля Гарольда Смелого, несколько лет добивавшегося ее руки. Другая дочь Ярослава, Анна, была королевой Франции, оставшись вдовой после смерти своего мужа Генриха I. Третья дочь Ярослава, Анастасия, была замужем за венгерским королем Андреем I. Можно было бы еще долго перечислять родственные связи русских князей XI—XII веков, сами по себе они свидетельствуют об огромном престиже Руси среди всех народов Европы». [i]

Вопреки всему Русь не разрушилась и не потонула в пучине междоусобиц. Православие распространялось неимоверно быстро. Уже при жизни Владимира в Киеве были возведены сотни церквей. Из Византии на Русь пришли живопись, архитектура, письменность и письменная литература. Практически всем своим историческим наследием наш народ обязан христианству.

По слову Льва Николаевича Гумилёва («От Руси до России»),  «Крещение дало нашим предкам высшую свободу — свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю».

На севере – в Новгороде, Ростове Великом, язычество держалось крепче и дольше. Но и там, после исторически непродолжительного времени, православие восторжествовало.

Произошло чудо – в условиях, крайне неблагоприятных для Церкви, в среде народа, дикого и не расположенного к обращению, в стране, враждебной Православной Византийской империи, произошло событие, не объяснимое естественным ходом вещей – Крещение Руси.

Замечательно говорит об этом архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Русь приняла путь Креста, путь разрыва со всем дурным, со всем тем, что приковывает к земле. А живой пример князя Владимира, в котором все увидели чудо преображения великого грешника в праведника, призвал к жизни целый великий народ. И святой князь Владимир, прославленный этим чудом, стоит у истоков христианской Руси. Владимир Красное Солнышко – так назвал русский народ своего духовного родоначальника. И в этой оценке все: и признание, и благодарность за дарованное тепло, за радость и саму жизнь.

В X веке от угодника Божия и государственного мужа началась новая Русь, новый народ, новый дух, новый путь, новая культура. И если мы теперь проследим жизнь русского народа от Святого Крещения и доныне, то увидим, что шла Русь путем, который определил ей дух и пример ее крестителя».[ii]

Необходимо отметить и еще одно событие – 30 лет назад, в 1988 году, в атеистическом государстве, партийное руководство официально разрешило праздновать 1000-летие Крещения Руси. Миллионы людей, боявшихся пусть уже не физической расправы, как в первые годы советской власти, но не менее жестких политических и экономических репрессий, которым подвергались верующие в Советском союзе, поняли этот «сигнал» — снова можно безбоязненно идти в Церковь. Они  пришли в храмы на праздничные мероприятия. Они пошли креститься – в те годы священники крестили людей сотнями в день. Это стало началом духовного возрождения России, которое продолжается и сейчас.

«Приобщение к православной духовности стало мощным импульсом и для развития самобытной восточнославянской культуры. Религиозный выбор князя Владимира был, кроме того, и выбором образа мышления, христианского уклада общественной жизни и стиля культуры. Это был выбор цивилизационного пути. Теперь мы уже не можем представить себе нашу литературу, изобразительное искусство, архитектуру или музыку без евангельских мотивов и сюжетов. Пронизанные христианскими нравственными идеалами и ценностями, эти произведения вводят нас в богатый духовный мир православной веры и призывают задуматься о вечных вопросах бытия и смысле человеческой жизни.

Но не принадлежность к православной культуре лишь по рождению делает нас христианами. Быть православным христианином — это не дань традиции из «любви к отеческим гробам» и национальной истории. Быть православным христианином — это в первую очередь сознательный выбор жизненного пути, это непрестанное искание Христа и Его правды. Подобно тому как равноапостольный князь Владимир, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового (Кол. 3, 9–10), навсегда отдал своё сердце Господу Иисусу, так и мы, помня, какого мы духа (Лк. 9, 55), призваны быть не слышателями только, но исполнителями слова (Иак. 1, 22), вполне осознавая, что жизнь наша сокрыта со Христом в Боге (Кол. 3, 3).» — так говорит в своем послании в связи с 1030-летием Крещения Руси Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Пресс-секретарь Рыбинской епархии протоиерей Евгений Глазунов

На снимке: Празднование 1030-летия Крещения Руси в Москве. Фото Михаила Терещенко_ТАСС

[i]Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев «Крещение Руси и Государство Русь» Новый мир. 1988. №6. С. 249-258

[ii]Слово в Неделю Всех святых, в земле Российской просиявших (1000-летие Крещения Руси)  30 мая (12 июня) 1988 года

Обращение Рима в христианство и его прочное наследие

Отношения римских правителей с христианством, отмеченные их монетами

С момента своего скромного начала и легендарного основания в 753 г. до н.э. Ромулом и Ремом Рим всегда был языческим королевством, республикой и, в конечном итоге, обширной империей. Массивные храмы, посвященные языческим богам, таким как Юпитер, и, в конечном счете, обожествленным императорам, можно было найти в любом римском городе. Однако христианство, самая популярная на сегодняшний день мировая религия, распространилось среди низших классов со скоростью лесного пожара и, в конце концов, даже нашло свой путь к трону римского императора, отчасти из-за характера империи и ее обширной торговой сети. Символы играли важную роль в этой коммуникационной сети между первыми христианами, в то время как исповедование религии было запрещено. Точно так же римские императоры очень умышленно использовали символы, которые они использовали на своих монетах, поскольку это был для них самый доступный способ общения со всем населением. Как и многие другие аспекты римского мира, которые мы можем почерпнуть из внимательного изучения монет, мы также можем проследить историю христианства в Римской империи, включая монеты из коллекции монет Обена Грея Беркхарта, от дохристианских императоров до видений Константина. и Юстиниан, сделавший христианство официальной религией Римской империи.

 

Иисус Христос из Назарета родился во время правления первого официального римского императора Августа и был распят во время правления второго императора Тиберия. Хотя при его жизни христианство не было так популярно, после его распятия христианство неуклонно приобретало последователей по всей империи благодаря работе его апостолов, в первую очередь Павла, которым было поручено распространять христианское послание среди евреев, и, что наиболее важно, нееврейские группы. В то время как слава и преимущества Римской империи часто подчеркиваются, особенно через сохранившиеся формы искусства, из-за строгой иерархической системы, установленной Августом, существовали бедность и высокий уровень неравенства. Христианство привлекало многих представителей низших классов Римской империи не только из-за обещанного им освобождения от любых невзгод, встречающихся в этом мире, но и из-за установленного сообщества, которое было полностью равным, независимо от социального класса или пола, через обещание крещения. , как подчеркнуто в письмах апостола Павла (Koester 1998).

 

Первые десятилетия и даже столетия после смерти и воскресения Иисуса христиане подвергались массовым гонениям за свои убеждения. Поскольку христианство было монотезистской верой, требующей исключительного членства, где поклонение любым другим ложным языческим богам было грехом против христианского Бога, многие христиане погибли за то, что не заплатили дань и не принесли жертвы языческим богам в праздничные дни или во время испытаний римскими чиновниками. Поскольку практики христианского культа также казались посторонним каннибалистическими, а их доктринальные убеждения в равенстве угрожали ранее существовавшим римским иерархическим социальным порядкам, христиане также становились легкой мишенью или даже козлами отпущения для императоров. После того, как сильный пожар сжег большую часть Рима в 64 г. н.э. во время правления Нерона, император обвинил в этом происшествии христиан и устроил публичную демонстрацию пыток и казней практиков культа, среди которых, возможно, были апостолы Петр и Павел.

Коллекция монет Обена Грея Беркхарта, Coin_076

RPC.3149 (54 г. н.э.), аверс

RPC.3149 (54 г. н.э.), реверс

Аверс

На аверсе монеты изображена непокрытая голова Нерона, обращенная вправо . Монета датируется периодом с 54 по 68 год нашей эры, примерно в то время, когда Нерон осуществил первые крупномасштабные гонения на первых христиан. По словам римского историка Тацита, «Нерон привязывал вину и подвергал [христиан,] ненавидимых за их мерзости, самые изощренные пытки» (Moss 2017). Это включало смерть через распятие, точно такое же орудие пытки, которое использовалось для христианского спасителя. Поэтому крест стал ассоциироваться не только с Иисусом Христом, но и со всеми замученными христианами.

Реверс

На реверсе монеты изображен бог Аполлон, держащий ворона и бипенниса. Этот образ отражает отношения имперского Рима с языческими богами, а также отношения Нерона с Аполлоном, с которым он «демонстративно отождествлял себя» ближе к концу своего правления (Champlin 2003).

Первый христианский император

Важным поворотным моментом для христианства в Римской империи стало видение будущего объединителя, Константина, почти через триста лет после смерти Иисуса. По словам избранного Константином биографа, который был епископом, Иисус Христос подарил ему изображение святого знамения, которое гарантированно защитит его от врагов, в том числе от противников, которых он вскоре победит, что позволит ему воссоединить Римскую империю. . После этого видения Константин легализовал христианство и способствовал религиозной терпимости в 313 г. н.э. посредством Миланского эдикта.

Солид множественный-Константин-Фессалоникийский RIC vII 163v (327 г. н.э.)

Взгляд в небо!

На аверсе этой монеты, датируемой 327 г. н.э., Константин изображен лицом вправо, в диадеме из трех полос жемчуга, и, что наиболее важно, его глаза подняты к небу. Это заметно отличается от любых других изображений римских императоров на монетах и ​​напрямую связано с легендой, связанной с его обращением в христианство. По словам его самопровозглашенного биографа Евсевия, епископа Кесарского, в 312 году н. э. Константин был в походе, когда около полудня увидел сияющий крест, сделанный из света над солнцем, с текстом «этой победой» (Flower 2012). Это изображение, представляющее собой комбинацию греческих букв хи (Х) и ро (Р), стало одним из наиболее широко используемых символов христианства.

Кристиан Константин?

Несмотря на распространенное мнение, что Константин был строгим христианином, некоторые данные свидетельствуют о том, что термин «суеверный» был бы более подходящим (Madden 1877). Фактически, Константин использовал языческих богов и богинь, таких как Победа и Сол, на своих монетах, как императоры до него. На этой монете, отчеканенной через год после его видения, изображены бюсты Константина в куриасе и увенчанные лавром, а также языческий бог Сол Инвиктиус. На его щите также изображена скачущая солнечная квадрига, что еще больше усиливает его связь с богом солнца.

Константин множественный CdM Beistegui 233 (313 г. н.э.)

Double Centenionalis Magnentius-XR-s4017 (352 г. н.э.)

Следуя видению Константина и легализации христианства, последующие императоры, такие как Магненций, изображенный на монете выше, начали включать христограммы на свои монеты. Магненций, который на самом деле был очень терпимым к язычникам и симпатизировал им, лучше всего иллюстрирует это, как видно на реверсе этой монеты примерно 352 г. н.э. Христограмма занимает большую часть композиции на реверсе, почти такого же размера, как его бюст на аверсе, что делает ее «величайшим нумизматическим подтверждением христианства в древности» (Рубин 19).98). Греческие буквы A и Ω также видны в горизонтальном поперечном поле, что является прямой ссылкой на Откровение 1:8 из христианской Библии: «Я есмь Альфа и Омега — начало и конец, — говорит Господь Бог».

Легализация христианства

Вскоре после этого, в 380 г. н.э., император Феодосий подписал Фессалоникийский эдикт, сделавший Никейское христианство официальной религией государства, что подтвердило и укрепило влияние христианства не только на римский мир того времени, но и для всей остальной мировой истории. Феодосий также был последним императором, правившим до того, как Рим снова был разделен между Западом и Востоком, что означало, что его легализация распространилась на все территории.

Коллекция монет Обена Грея Беркхарта, Coin_085

Аверс

На аверсе изображен бюст Феодосия, обращенный вправо, в короне с надписью D N THEODOSIUS P F AVG, что переводится как «Господь наш показывает императору, что он верховный правитель, Феодосий послушный и мудрый Август». Феодосий был римским императором, который сделал христианство официальной религией римского мира. История считает его тем, кто руководил началом конца язычества и защитником христианской ортодоксии (Эррингтон 1997).

RIC IX 64b (379 г. н.э.), аверс

Реверс

На реверсе этой монеты изображена языческая богиня Победа, наступающая влево, несущая трофей и волочащая пленника, с надписью SALVIS REIPVBLICAE, что означает «Спасение Республики». ». В середине композиции слева от Победы также есть что-то похожее на христограмму. В то время как Феодосия обычно изображается в истории как избавляющая империю от следов язычества, эта монета поднимает важное противопоставление относительно продолжения образов Победы в раннехристианском искусстве, пока она в конечном итоге не будет заменена изображениями ангелов (Дюбуа 2016).

RIC IX 64b (379 г. н.э.), реверс

Коллекция монет Обена Грея Беркхарта, Coin_020

RIC IX 41a (383 г. н.э.), аверс

Аверс

, сын Феодосия, обращенный вправо, держащий копье и щит. В верхней части композиции рука Бога спускается с небес, чтобы короновать Аркадия, представляя пропаганду христианских императоров, внушающих своим последователям, что их правление узаконено повелением Бога (Мандерс 2020).

RIC IX 41a (383 г. н.э.), реверс

Реверс

На реверсе монеты 20 изображен Аркадий, стоящий лицом влево, держащий штандарт и опирающийся на щит. Слева от императора также находится коленопреклоненный пленник и крест, укрепляющий Рим как христианскую империю, а также крест как защитный символ в военном контексте, установленный первым христианским императором Константином (Серрано дель Поццо 2021).

 

Византийская империя

Юстиниан I считается первым великим правителем Византийской империи, которая несла прочное наследие римского мира до 1453 года, когда империя пала перед турками-османами. Юстиниан восстановил большую часть западной Римской империи и регионов Северной Африки, распространив византийскую и восточно-православную культуру по всему Средиземноморью. Он также установил ожидания византийских правителей, сделав их как лидерами Восточной православной церкви, так и надзирателями за политическими делами империи. Он также сделал определенные стилистические решения, которые оказали большое влияние на остальную часть византийского и средневекового искусства в виде икон и важных архитектурных планов, таких как славный собор Святой Софии в современном Стамбуле.

Коллекция монет Обен Грей Беркхарт, Coin_019

Аверс

Монета 19 — одна из выдающихся монет коллекции, поскольку она полностью сделана из золота. На аверсе изображен Юстиниан в шлеме и в кирасе, с христианским крестом на видном месте слева от его головы. Юстиниана часто считают самым известным и важным византийским императором, воссоединившим под своим правлением бывшие римские территории по всему Средиземноморью. Чтобы обеспечить стабильность между этими разными регионами, Юстиниан считал, что религиозное единство необходимо для поддержания политической стабильности. Поэтому он стремился уничтожить язычество и проводил соборы, чтобы способствовать объединению четырех ортодоксальных сект христианства (Мейендорф 1968). Стилистически также важно отметить, что Юстиниан любопытно изображает себя смотрящим прямо вперед, а не в профиль. Этот выбор отличает его и византийский стиль и прокладывает новый путь для саморепрезентации в византийском искусстве.

Юстиниан I Солид (538 г. н.э.), аверс

Реверс

На реверсе изображена крылатая фигура, ангел, а не языческая Победа, держащая украшенный драгоценными камнями крест и державу с прикрепленным крестом. Кресты как христианские символы, очевидно, играют важную роль в чеканке Юстиниана. Ангелы также стали важной художественной чертой Юстиниана и византийского искусства в целом, лучшим примером которых являются мозаики в Сан-Витале в Равенне, Италия, где крылатые ангелы обрамляют Христа как Юстиниана и его жену Феодору, представляют сакраменталии, связанные с христианским таинством. Евхаристия (Фарбер, 2015).

Юстиниан I Солид (538 г. н.э.), реверс

Юстиниан II Солид (692-695 гг. н.э.)

Юстиниан II установил прецедент перемещения изображения императора на реверс и размещения изображения Христа на аверсе, как показано на эта монета 692-695 гг. н.э. (Каждан 1991). На аверсе изображен Иисус Христос, благословляюще поднявший правую руку и держащий Евангелие, а края креста выступают из-за его головы. Надпись гласит: «Иисус Христос, Царь царей». На реверсе написано «Юстиниан, раб Христов», когда он стоит в короне с крестом и держит могущественный крест. Этот важный стилистический сдвиг представляет собой полную эволюцию христианства в римском мире, от предмета гонений к постепенному принятию и представлению, чтобы в конечном итоге стать авангардом предмета и свергнуть определенные места для правителей, которые были впервые стандартизированы еще до рождения христианства.

Иисус Христос.

Страница заполнена Ву Уэйдом, Rhodes College ’23

Обращение Константина в христианство — Энциклопедия всемирной истории

Константин I (Флавий Валерий Константин) был римским императором с 306 по 337 год н. Империя. Его обращение было отчасти мотивировано видением, которое он пережил в битве у Мильвийского моста в Риме в 312 году н. э.

Обращение Константина

Питер Пауль Рубенс (общественное достояние)

Приход Константина к власти

Во время кризиса третьего века Римская империя столкнулась с многочисленными трудностями: засухой, голодом, чумой, инфляцией, вторжением варваров. Многочисленные римские генералы боролись за власть в империи, что привело к гражданским войнам и правлению так называемых казарменных императоров, которых избирала и часто быстро заменяла римская армия. Когда пыль рассеялась, император Диоклетиан (годы правления 284–305) разделил империю на Восточную и Западную и назначил соправителей. Под соправителями он назначил цезарей и августов делегировать римское правление. Отец Константина, Флавий Констанций, был одним из цезарей Западной Римской империи и позже был возведен в ранг Августа. Затем Диоклетиан предпринял беспрецедентный шаг, удалившись на свою виллу в Сплите (современная Хорватия) в 306 году нашей эры.

Удалить рекламу

Реклама

В ночь перед встречей у Мильвийского моста то ли в видении, то ли во сне Константин увидел изображение с надписью «In Hoc Signo Vinces» («В этом знаке побеждай»).

Когда Констанций и его сын сражались с пиктами в Англии, Констанций был убит недалеко от Йорка в 306 г. н.э., и легионы провозгласили Константина Августом на поле боя. После отставки Диоклетиана в следующие несколько лет как на Востоке, так и на Западе шли гражданские войны из-за того, кто станет единоличным правителем империи. Противостоянием Константину на западе был Максенций, и их армии встретились у Мильвийского моста в Риме, моста через северную окраину на Виа Фламиния. Максенций упал в реку (со своими доспехами) и утонул. Константин стал единоличным правителем на Западе.

В ночь перед встречей у Мильвийского моста Константин молился об успехе в грядущей битве. То ли в видении, то ли во сне он увидел образ с надписью « In Hoc Signo Vinces » («В этом знаке побеждай»). Споры до сих пор крутятся вокруг как самого события, так и изображения, которое он увидел.

Удалить рекламу

Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!

У нас есть два источника этой истории: Евсевий (260–340 гг. н. э.), придворный епископ Константина, и Лактанций (Луций Цецилий Цецилий Фирмиан, 250–325 гг. н. э.), придворный советник и наставник его сыновей. Оба эти мужчины рассказали эту историю, но только спустя годы после события. Евсевий сообщил, что Константин видел знак креста, а Лактанций сказал, что это были наложенные друг на друга буквы хи и ро (первые две буквы слова «Христос» по-гречески). Что бы Константин ни видел и ни пережил, он приписывал свою победу христианскому Богу.

Видение Константина

Национальная библиотека Франции (общественное достояние)

Миланский эдикт

Хотя Константин считается первым императором, принявшим христианство, формально он не был первым, кто легализовал его. В 3 веке нашей эры различные генералы издавали местные указы о терпимости, пытаясь завербовать христиан в легионы. Затем эти указы отошли на второй план, когда претендент был убит в бою.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

В Восточной Империи Галерий (годы правления 305-311 гг. н.э.) первоначально преследовал христиан, но отменил это через Эдикт о веротерпимости в Сердике в 311 г. н.э. Лициний (годы правления 308–324 гг. н. э.) также время от времени преследовал христиан, но взял за образец эдикт Галерия и встретился с Константином в Милане, чтобы объединить позиции. Миланский эдикт был издан в 313 г. н.э. с дополнительным условием, что христианская собственность, которая была конфискована или уничтожена, будет возвращена или компенсирована деньгами.

Слово «терпимость» (лат. tolerantia («выносливость») часто используется для описания позиции Рима по отношению к многочисленным местным культам. Однако официальной политики не существовало, и то, что допускалось, было религиозным плюрализмом. ; все уважали чужих богов. В Риме существовала система коллегий , специализированных торговцев и бизнесменов, которые собирались для совместной трапезы под покровительством бога или богини. Чтобы встретиться, группа должна была иметь разрешение, своего рода лицензию , от римского сената.Термин 9Часто используется 0127 religio licta («законная религия»), но на самом деле он был придуман епископом Тертуллианом (2 век н.э.) в его прошении о такой лицензии на христианские собрания. В то время его ходатайство было отклонено.

Удалить рекламу

Реклама

Миланский эдикт теперь предоставил христианам по всей Империи терпимость и разрешение собираться в своих собраниях и таким образом легализовал движение. Теперь христианство было лишь еще одним из тысяч местных культов по всей Империи.

Религиозное происхождение Константина

Ученые продолжают спорить и исследовать причину обращения Константина в христианство. Один элемент включает попытки определить демографию Римской империи c. 300 г. н.э. Христианство неуклонно росло с I века нашей эры, и, по оценкам, к 300 году нашей эры из 60 миллионов населения 3 миллиона были христианами. (Евреев по-прежнему насчитывалось 11 миллионов). Некоторые утверждают, что Константин был достаточно умен, чтобы предвидеть ветер перемен. Однако Константин, возможно, был запрограммирован на некоторые из своих убеждений.

Император Константин

Джон Таттл (CC BY-NC-SA)

Во время правления императора Аврелиана (годы правления 270-275 гг. н.э.) культ Sol Invictus («непобедимое, непобедимое солнце») продвигался как его семейный культ. Этот культ также воплощал в себе представления о Юпитере, Аполлоне и Гелиосе. Sol Invictus слился с другим популярным военным культом, культом Митры. В то же время Аврелиан также реорганизовал имперские финансы и отрегулировал импорт и цены на продукты питания во всех провинциях. Его идеалы можно охарактеризовать как «один бог, одна империя». Констанций и его сын Константин были членами культа Sol Invictus.

Удалить рекламу

Реклама

Константин, скорее всего, познакомился с христианскими учениями во время своих путешествий с отцом. Сообщалось, что до своего обращения он помог некоторым христианам получить компенсацию за поврежденное имущество недалеко от Трира. Он также провел время и получил образование при различных императорских дворах (особенно при Диоклетиане). Мы не можем подтвердить, была ли его мать, Елена, христианкой до обращения сына; такие подробности можно найти только в более поздних легендарных рассказах о ней.

Убежденный христианин?

Во многих книгах о Константине продолжают обсуждаться обязательства Константина как христианина. Критика обращения Константина включает следующие элементы:

  1. Миланский эдикт легализовал христиан, но оставил все местные культы на месте.
  2. Арка Константина (возведенная в 315 году н.э. рядом с Колизеем) не имеет христианских символов и содержит скульптуры подношений Аполлону, Диане и Гераклу.
  3. Константин выпустил монеты с изображением самого себя Sol Invictus и Гелиоса.
  4. Константин не был крещен как христианин, пока не оказался на смертном одре.

Вопрос о том, можно ли интерпретировать любой из вышеперечисленных пунктов как недостаток приверженности, обсуждается. Константин унаследовал огромную империю, где он ожидал лояльности от всех граждан. Он не мог резко устранить старую римскую религию, традиции предков, которые были внедрены в повседневную жизнь. Местные культы не были объявлены вне закона до указа Феодосия I в 381 г. н.э.

Удалить рекламу

Реклама

Триумфальная арка Константина была заказана римским сенатом в 315 году н. э. в честь его победы над Максенцием. Ученые спорят, была ли арка построена с использованием более старых арок Траяна, Адриана и Марка Аврелия, чтобы объяснить включение этих символов. Мы не знаем, сколько христиан было в то время в Сенате, но Сенат всегда был консервативным органом.

Арка Константина I

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Все императоры продвигали свои семейные культы на своих монетах. Однако мы перестаем находить такие монеты после 319 г. н.э. по неизвестным причинам. В 321 г. н.э. Константин запретил христианам совершать подношения в местных храмах. При реорганизации фискальной политики он приказал переплавить многие местные статуи, чтобы отчеканить новые монеты.

Самая обсуждаемая тема обращения Константина – его крещение. Учитывая гражданские войны, которые свирепствовали в этот период, лучшее объяснение состоит в том, что Константин знал, что как император, его руки будут в крови. В этом смысле он был вполне типичен. Он казнил одну из своих жен и их сына (возможно, из-за слухов о сексуальной безнравственности). Ожидание до самого конца, чтобы ваши грехи были прощены, имело смысл в его мире. Несмотря на отсрочку крещения, на протяжении всего своего царствования Константин довольно открыто говорил о своих христианских убеждениях в своих письмах и речах:

Сего бога призываю, преклонив колени, и ужасаюсь от крови жертв, от их скверных и отвратительных запахов, и от всякого земного волшебного огня: ибо нечестивые и нечестивые суеверия, оскверненные этими обрядами, низвергли и обрек на гибель многие, даже целые народы языческого мира. (Евсевий, Жизнь Константина , IV, глава X, цитируется у Шаффа)

В то время как местные культы и традиции оставались, Константин благоволил христианам как в финансовом, так и в богословском отношении. Как их верховный покровитель, Константин наделил христиан средствами для строительства базилик и приобретения имущества, вернул конфискованное имущество, назначил христиан на высокие посты и освободил христианское духовенство от налогов. Что касается теологической поддержки, его положение главы церкви, а также империи способствовало имперскому диктату, который способствовал христианскому единству веры.

Донатистский раскол

Константин расширил идеи Аврелиана, поскольку теперь он мог применять «Один Бог, один император, одна церковь».

Во время гонений на христиан при Диоклетиане (302-306 гг. н.э.), помимо арестов, император приказал христианскому духовенству сдать свои священные тексты. Чтобы избежать тюремного заключения и арен, некоторые, в том числе епископы, так и поступили. Среди христианских общин росли разногласия, и одна группа, возглавляемая епископом Донатом, была непреклонна в том, что эти епископы теперь осквернены. Епископы просили Константина выступить посредником в этой проблеме. После стольких гражданских войн Константин был полон решимости укрепить единство всей Римской империи и приказал проводить политику «прости и забудь».

Епископ Донат отказался, и его последователи поселились в Северной Африке, где сто лет спустя столкнулись с Августином Гиппопотамским. Издав приказ, Константин фактически стал официальным главой церкви. Это отражало Августа (годы правления 27 г. до н.э. — 14 г. н.э.), когда он сочетал положение верховного понтифика, главы римской религии, со своей ролью первого гражданина. В 324 году Константин победил Лициния и стал единоличным императором. На этом посту он существенно расширил идеи Аврелиана, поскольку теперь он мог применять «Один Бог, один император, одна церковь».

Первый Никейский собор

После посредничества в расколе донатистов его следующее серьезное испытание произошло в 325 году н.э. Пресвитер в Александрии Арий учил, что в какой-то момент Бог создал Христа. В нескольких городах вспыхнули беспорядки, и Константин собрал епископов в городе Никее, чтобы решить этот вопрос. Результатом Никейского собора стало христианское учение, известное как Троица, которое сформулировало отношения между Богом и Христом. Совет проголосовал за то, чтобы утверждать, что Христос имел идентичную сущность Бога, присутствовавшую при творении и проявленную (воплощенную) на земле в Иисусе из Назарета. Пока Христос не вернулся, нынешний христианский император заменял Христа и, таким образом, несет на земле идентичную силу Бога, когда он правит. Именно после этого собора христианских императоров стали изображать с нимбами над головами и атрибутами богослужения.

Первый Никейский собор

Jjensen (общественное достояние)

Понятие символа веры (от латинского credo , «я верю») было христианским нововведением. При множестве местных культов не было центральной власти, которая диктовала бы, во что все должны верить. Никейский символ веры формализовал одну систему верований, которая продвигалась благодаря власти императора. Таким образом, любое несогласие было не только ересью, но и предательством.

Совет Никеи также установил дату общеимперского празднования Пасхи. Некоторые общины настаивали на следовании евангельской традиции соблюдения еврейской Пасхи. Константин якобы писал:

… показалось недостойным, чтобы в праздновании этого святейшего праздника мы следовали обычаю иудеев, нечестиво осквернивших свои руки великим грехом, и потому заслуженно страдающих душевной слепотой. . Итак, не будем иметь ничего общего с отвратительной иудейской толпой; ибо мы получили от нашего Спасителя иной путь. (Евсевий, Жизнь Константина , III, глава XVII, цитируется у Шаффа)

Константин избрал практику, которой следовали церкви в Риме: первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего солнцестояния. Более поздние своды законов при Феодосии I (г. 379 г.-395 г. н.э.) и Юстиниан I (годы правления 527-565 гг. н.э.) утверждали, что Константин также создал законодательство против евреев: евреи не могли искать новообращенных, им было запрещено владеть рабами-христианами, и они не могли обрезать своих рабов. Христиане, принявшие иудаизм, должны были быть приговорены к смертной казни. С другой стороны, еврейскому духовенству предлагались те же налоговые льготы, что и христианам.

Константину также часто приписывают определение даты Рождества, хотя никакого указа не сохранилось. Христиане в Риме отпраздновали это событие во время фестиваля Сатурналий в декабре. 25 декабря было также днем ​​​​рождения Sol Invictus и Mithras и, возможно, использовалось в попытках объединить эти фестивали. Из древнего календаря мы знаем, что в 336 году нашей эры, по крайней мере, в Риме празднование было установлено 25 декабря.

В первые 300 лет христианства преобладало существование множества общин, которые выражали свои убеждения по-разному; до Константина не было центральной власти, определяющей догмы и ритуалы. Во II веке труды отцов церкви породили то, что в конечном итоге стало христианской догмой. Многие из тех же идей очевидны в письмах и речах Константина. Те же отцы церкви придумали понятие ортодоксии (правильной веры) в противовес другим взглядам, считавшимся ересью. При Константине ересь определялась в связи с этими более ранними христианскими взглядами. Имущество еретиков конфисковывалось, а их казнили через сожжение на костре. Отцы Церкви определили, что только евангелия от Марка, Матфея, Луки и Иоанна содержат правильное учение, в отличие от гностических евангелий, и многие ученые верят этим четырем, найденным в более позднем Синайском кодексе (ранняя версия Библии в 4 век н. э.), стал официальным при Константине.

Христианское искусство и архитектура

Возникнув как секта иудаизма, христиане изначально придерживались запрета на изображения. В царствование Константина начало расцветать христианское искусство, особенно ремесло мозаики. Как покровитель церкви, Константин финансировал художников и ремесленников и якобы нарисовал на щитах легионов имперский символ в виде хиро или креста.

Христианская традиция приписывает Константину создание креста как религиозного символа после того, как распятие как средство казни было объявлено вне закона. Официального указа не сохранилось; оно исходит от более позднего христианского историка Салминия Гермия Созомена (400–450 гг. Н. Э.), Который утверждал:

Он относился к кресту с особенным благоговением как из-за силы, которую он передал ему в битвах с его врагами, так и из-за божественного образа, в котором этот символ явился ему. Он по закону отменил обычное у римлян распятие из обычая судов. Он повелел, чтобы этот божественный символ всегда был начертан и отчеканен всякий раз, когда должны чеканиться монеты и изображения, и его изображения, которые существуют в этой самой форме, до сих пор свидетельствуют об этом порядке. (Созомен, Церковная история I, 8)

Как император, Константин продолжил стандартную практику строительства памятников и базилик (общественных зданий). Их характерные формы помогли сформировать стандарт церквей с нефом и апсидами для боковых алтарей. В Риме Константин построил первые базилики св. Петра и св. Иоанна в Латеране. Его новый имперский город, Константинополь, славился своей имперской архитектурой.

В 325 году н. э. мать Константина, Елена, совершила паломничество в Израиль. Там она утверждала, что обнаружила места, связанные с Иисусом, в том числе «истинный крест». Затем Константин построил Церковь Рождества Христова в Вифлееме и Храм Гроба Господня (гробница Иисуса) в Иерусалиме.

Храм Гроба Господня

Ондржей Жвачек (CC BY-SA)

Константин также построил церковь Святых Апостолов в Константинополе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *