Когда была принята декларация прав человека и гражданина – Декларация прав человека и гражданина, 1789

Содержание

Декларация прав человека и гражданина 1789 г во Франции

Французская декларация прав человека и гражданина — одна из основных хартий человеческих свобод, содержащая принципы вдохновившие Французскую революцию. 17 статей, принятых Национальным собранием Франции в период с 20 по 26 августа 1789 года, послужили преамбулой к Конституции 1791 года, а впоследствии Конституций 1793 и 1795 годов.

Предпосылки к началу революции

У Французской революции было несколько причин, копившихся в течение ряда лет, хотя основной стало несоизмеримое неравенство между королевской властью, духовенством и дворянством с одной стороны, средним классом и крестьянами с другой.

Рост населения

В отличие от «великой» эпохи Людовика XIV, охваченной экономическим застоем и периодической нехваткой продовольствия, Франция 18-го века находилась в условиях относительного и все возрастающего процветания, чему отчасти способствовал устойчивый рост населения. Количество жителей увеличилось с примерно 20 миллионов в конце правления Людовика XIV до 28 миллионов к 1789 году. Ежегодное число смертей на 10 000 человек сократилось с примерно 400 в 1750 году до 350 в 1775 году, 328 в 1790 году и 298 в 1800 году. Рост численности населения означал больше ртов, но также и больше потребителей, больше работников, ищущих работу, и больше возможностей для инвестиций.

По мере роста населения в 18 веке крестьянские земельные наделы становились все меньше, и разрыв между богатыми и бедными увеличивался. Несмотря на то, что в общем положение французов после 1715 года имело тенденцию к большему процветанию, 20 лет до 1789 года были временем экономических трудностей.

Сословное неравенство

В то время как первое и второе сословия (дворяне и духовенство) были наделены большими привилегиями, третье сословие находилось в угнетенном положении. Хотя аристократия и церковники владели немалыми богатствами, первое и второе сословия почти не платили никаких налогов. Только выходцы из высших сословий, могли занимать высокие посты. Кроме того, монархия через местных чиновников и министров имела абсолютную власть в стране. Например, парламент, известный как «Генеральные штаты», не созывался с 1614 года. Комплекс этих причин вызывал нарастающее недовольство в третьем сословии.

Привилегии первого и второго сословия:

  • Аристократия взимала плату за пользование рынками и дорогами.
  • Аристократы были освобождены от уплаты большинства налогов и несения военной службы.
  • Аристократы имели почти полную власть над крестьянским классом.
  • Большинство духовенства и аристократов жили чрезвычайной роскоши.

Крестьяне были не только лишены каких-либо привилегий, но еще имели множество обязанностей и попадали под множество запретов:

  • Крестьянин не имел права ловить рыбу или охотиться в имениях аристократов.
  • Крестьянин был вынужден платить налоги Церкви, королю, а также своему знатному господину.
  • Простолюдины должны были служить в армии.
  • Для собственных нужд крестьянам полагалось пользоваться винным прессом или мельницей своего благородного хозяина и платить за это.

Финансовые причины

Возникшее недовольство простых людей, возможно, не привело к революции без финансового кризиса, в который страна была втянута в конце 1780-х годов. Правительство Франции обанкротилось, долг составил до 4000 миллионов ливров — множество денег было потрачено на ведение дорогостоящих войн, причем без всякой выгоды для государства.

В то же время членам королевской семьи вменялась в вину трата огромных суммы денег на роскошный образ жизни. Особенное недовольство вызывала непопулярная королева Мария-Антуанетта, жена Людовика XVI, чья расточительность и противодействие реформам стали факторами, способствующими свержению монархии.

Помимо всего прочего, простые французы были недовольны системой налогов, считая ее крайне несправедливой и коррумпированной, а также обвиняя некоторых сборщиков налогов в утаивании от правительства собранных средств.

Неурожай

В 1700-х годах подавляющее большинство населения почти полностью полагалось на сельское хозяйство в качестве источника средств к существованию. В период с 1787 по 1789 годы резко ухудшились климатические условия: после слишком жаркого лета наступили чрезвычайно суровые зимы, а затем прошли беспрецедентные проливные дожди, что привело низкому урожаю в течение трех лет. Цены на продукты питания резко возросли, в то время как доходы населения значительно снизились. Плохие урожаи также привели к безработице большого количества фермеров. Таким образом, среди крестьянского населения возник голод, а отсутствие работы лишь усугубляло ситуацию.

Месяцы, предшествовавшие созыву Генеральных штатов, совпали с глубочайшим финансовым кризисом, лишившим многие семьи элементарных средств к существованию. Городские рабочие, сильно пострадавшие по причине роста цен на хлеб после реформ Тюрго в 1775 году и после ливня 1788 года, имели свой счет к власть имущим. Часть рабочих опасалась увольнения в связи с развитием крупных производственных предприятий; другие возмущались правилами, которые, например, не позволяли подмастерьям создавать свои собственные магазины, конкурируя с привилегированными мастерами гильдий.

Процесс выборов в Генеральные штаты предоставил как сельскому, так и городскому населению беспрецедентную возможность выразить недовольство привилегиями элиты.

Парламентская оппозиция и французские философы

В этот период монархия Франции подвергалась все большей критике со стороны образованных людей. Парламенты, в состав которых входило тринадцать региональных королевских судов, во главе с Парижским парламентом, стали источником инакомыслия. Парламенты были наделены полномочиями регистрировать королевские указы, прежде чем они становились законами. Однако зачастую они выступали против инициатив короля, которые, по их мнению, угрожали свободам и правам французов.

Эта парламентская оппозиция объединилась с оппозицией другой, особенно влиятельной группы интеллектуалов, известной как философы. Они объявляли себя голосом простых людей, выдвигая идею, что у каждого человека есть определенные неотъемлемые права, что правительство должно обеспечить эти права, но при этом не рекомендовали насильственную революцию. Оппозиционеры высмеивали неэффективность и злоупотребление властью со стороны монархии, публикуя трактаты и памфлеты, большая часть которых становились запрещенными.

Наиболее влиятельными деятелями Просвещения во Франции, чьи мысли оказали влияние на основные идеи Французской революции, стали Вольтер, критиковавший абсолютизм и Церковь; маркиз де Кондорсе, излагавший идеи прогресса; барон де Монтескье, популяризировавший конституционный строй Англии; Дени Дидро, выступавший за общественную полезность. Но наибольший вклад внес Жан-Жак Руссо, с его взглядами на народный суверенитет.

Именно в это время философы и парламентарии создали своеобразный словарь терминов, который позже будет использоваться для обсуждения политических идей во время революции. Они дали новое определение таким понятиям, как «нация», «права и свободы», «произвол правителей, угнетающий людей» и «деспотизм».

Созыв Генеральных штатов

Экономическая реформа, предложенная в 1774-1776 годах, была сорвана сопротивлением привилегированных классов, не желающих отказываться от малейших своих привилегий, а также нежеланием монарха поддержать предложенные экономические и социальные меры.

Тем не менее король нуждался в помощи аристократии в реформировании налоговой системы, за которой и обратился к знати в 1787 году. Монарх предложил, ввести некоторые налоги, однако высшие сословия не согласились с такой постановкой вопроса. По этой причине король созвал Генеральные штаты, которые до этого момента в последний раз собирались более 170 лет назад.

Встреча состоялась в Версале в 1789 году. Король надеялся, что Генеральные штаты одобрят новые налоги, однако духовенство и дворяне по-прежнему желали сохранить свои привилегии. Средний класс жаждал демократии, подобной той, что в Англии. А крестьяне хотели решения собственных проблем — их представители попросили составить список своих обид.

В Версальском дворце, назначенном местом встречи, король разместил большое количество войск.Некоторые сочли это попыткой давления на представителей. Монарх не предоставил им никаких идей, которые можно было бы обсудить, всецело полагаясь на их предложения. Это привело к потере контроля над встречей.

Конфликт интересов сделал переговоры невозможными. Представители третьего сословия наконец объявили, что готовы в одиночку отстаивать свои интересы, и 17 июня 1789 года сформировали так называемое Национальное учредительное собрание.

Король, не обрадовался такому заявлению и запер их в зале собраний. Это побудило палату общин занять крытый теннисный корт и дать клятву не уходить, пока не будет согласована письменная конституция. Событие вошло в историю как «Клятва в зале для игры в мяч» от 20 июня 1789 года.

Парижское восстание

Однако король отнюдь не смирился с этим революционным актом. В период с 27 июня по 1 июля он направил 20 000 королевских солдат в Париж, якобы для защиты собрания и предотвращения беспорядков в беспокойной столице. Призывы собрания к королю вывести эти грозные и ненужные войска не были услышаны. При всей своей моральной стойкости у депутатов совершенно не было материальных ресурсов, чтобы противостоять очевидным намерениям короля. То

mirfrance.ru

Декларация прав человека и гражданина

Декларация прав человека и гражданина

Деклара́ция прав челове́ка и граждани́на (фр. Déclaration des Droits de l’Homme et du Citoyen) — важнейший документ Великой французской революции, определяющий индивидуальные права человека. Декларация была принята Национальным Учредительным собранием (фр. Assemblée nationale constituante

) 26 августа 1789 г. В основу идей Декларации прав человека и гражданина положена концепция равноправия и свободы, принадлежащей каждому от рождения. Естественными правами человека и гражданина объявлялись свобода личности, свобода слова, свобода убеждений, право на сопротивление угнетению.

Декларация до сих пор лежит в фундаменте французского конституционного права. Она подтверждена французской конституцией 4 октября 1958 г. 16 июля 1971 года Конституционный совет Франции признал Декларацию юридически обязательным документом, нарушение которого приравнивается к неконституционности.

В 2003 году ЮНЕСКО включила декларацию в реестр «Память мира»[1].

Предпосылки

К концу XVIII века во Франции сложились предпосылки буржуазной революции. Абсолютная монархия, сыгравшая когда-то прогрессивную роль в образовании единого национального государства, теперь стала реакционной силой, тормозящей развитие капитализма и ревниво оберегающей многочисленные привилегии дворянства и духовенства.

Революционная ситуация сложилась в 1789 году. Крестьяне, разоренные феодальными повинностями и налогами и особенно неурожаем 1788 года, массами стекались в города, где пополняли ряды бедноты.

Всеобщее недовольство политикой правительства заставило короля созвать Генеральные штаты 5 мая 1789 г., которые не собирались с 1614 года. Количество представителей третьего сословия было равно числу депутатов дворянства и духовенства, взятых вместе. Руководящее положение среди депутатов третьего сословия заняла буржуазия, которая требовала совместного с другими сословиями обсуждения решений и голосования. При таком порядке работы штатов буржуазии была бы обеспечена победа, так как среди депутатов дворянства и духовенства были люди, разделявшие взгляды третьего сословия. Но представители привилегированных сословий отказались принять это предложение. В ответ буржуазия решилась «перерезать канат» и 17 июня объявила депутатов третьего сословия «Национальным собранием».

Решающим моментом в развитии событий было восстание трудящихся масс Парижа 14 июля 1789 г., явившееся началом революции. Оно укрепило позиции национального собрания, которое стало называть себя учредительным – фр. Constituante, и фактически передало власть в руки крупной буржуазии.[2]

Принятие

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 16 ноября 2011.

Декларация прав человека и гражданина была утверждена 26 августа 1789 г. В ней отразились идеи естественного права, которые были тогда теоретическим оружием борьбы всех угнетенных классов против феодального строя. В декларации сформулирован ряд демократических и гуманистических принципов.

Провозглашение свободы и равенства (речь шла тогда только о политическом равенстве и равенстве перед законом) естественными и неотчуждаемыми правами человека (ст. 1) было направлено против деспотизма и сословного строя.

Декларация и феминизм

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 16 ноября 2011.

Слово фр. Homme в названии документа может переводиться на русский язык как «человек» и как «мужчина». В 1789 году текст декларации относился исключительно к мужчинам. С самого начала это вызывало возражения со стороны феминисток. Так, в сентябре 1791 г. Олимпия де Гуж опубликовала пародийную «Декларацию прав женщины и гражданки». После принятия Конституции Четвёртой французской республики от 13 октября 1946 года, женщины были уравнены в правах с мужчинами, и Декларация стала пониматься как относящаяся к каждому человеку, независимо от пола.

Ссылки

  • “Declaration of the Rights of Man and Citizen 1789” Глухой актер и сурдопереводчик Хорст Дитрих (Австрия) предаёт текст Декларации прав человека и гражданина языком жестов (видео).

Примечания

dic.academic.ru

Принятие декларации прав человека и гражданина 1789, 1793, 1948

Такой нормативный правовой акт, имеющий сегодня значение международного характера, как Декларация прав человека и гражданина, прошел долгий путь своего исторического становления. Во многом это связано с нежеланием власть имущих признать права простых граждан. Общественные структуры долгое время не обладали социальной мобильностью, а закостеневший сословный строй искусственно поддерживался государством.  Растущее сознание и стремление к свободе простого народа, в частности богатеющего среднего сословия, привело к стихийному развитию буржуазных революций, которые, в свою очередь, и породили подобный документ. На протяжении всего времени своего существования текст декларации неоднократно редактировался и дополнялся, в конечном итоге, она приобрела статус международного документа. Когда произошло принятие декларации о правах человека?

Из истории принятия декларации о правах и свободах человека и гражданина

Идеи о естественном праве уходят своими корнями в эпоху Просвещения, именно в трудах европейских просветителей впервые стали звучать мысли о равенстве людей, подмывающие устои социального неравенства. Первым актом, основанном на умозаключениях просветителей, стал великобританский Билль о правах. Подобный акт принят был также в США, а задекларированы естественные права и свободы были во Франции.

Продемонстрировала необходимость такого документа события Второй мировой войны. Впервые такой вопрос поднял Ф. Рузвельт в 41 году. Зверства германских фашистов, потрясшие всю мировую общественность, стали основной причиной изменений в уставных документах Организации объединенных наций, а также указавшей на необходимость разработки международного акта, закрепляющего человеческие права.

На видео-принятие декларации прав человека и гражданина:

Год принятия французской декларации во Франции

Также, созданию универсального документа, закрепившего впервые в мире человеческие свободы и права, предшествовала буржуазная французская революция. Сложившиеся для ее возникновения предпосылки, отягощенные неурожаями 1788 года, обострило ситуацию в стране и вынудило правительство созвать не собиравшиеся 175 лет Генеральные штаты.

Превалирующее число представителей буржуазии и третьего сословия привело конфликту с дворянским сословием и духовенством, что неизбежно привело к конфликту между ними. На отказ от дворянства принять предложение о совместном принятии государственно важных решений, буржуазия объявила о создании нового органа – Национального собрания, в последующем ставшего Учредительным. Последнее сконцентрировало бразды правления.

На видео-декларация прав человека и гражданина 1789:

В августе 1789 г. Учредительным Собранием принят первый в истории Франции документ, утвердивший естественные человеческие права и спектр гражданских свобод. Документ получил название Декларации прав человека и гражданина. В основу его заложено равенство граждан перед законом, утверждены естественные права, а также идеи национального и народного суверенитетов.

Что собой представляет деликтная ответственность в гражданском праве, можно узнать если прочесть данную статью.

Узнать больше про основы правового статуса человека и гражданина, можно если прочесть данную статью.

Каково оно соотношение административного права и гражданского права, подробно описано здесь: https://ruleconsult.ru/administrativnoe/ponyatie-a/sootnoshenie-administrativnogo-prava-s-drugimi-otraslyami-prava.html

Возможно вам так же будет интересно узнать про правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства, для этого необходимо перейти по ссылке и прочесть данную статью.

Дата изменения в декларации

В 1793 году французская декларация претерпела ряд изменений:

  • Так, основной задачей государственной власти было провозглашено обеспечение человеку условий для осуществления своих естественных прав и гражданских свобод. Определяется обязанность общества оказывать поддержку и помощь неимущим.
  • Новый документ четко определяет понятие собственности, допускает свободу совести и собраний. Провозглашается право человека на занятие любым видом труда, а также право народа на подачу коллективных петиций против угнетения.

Таким образом, новая декларация носила более радикальный характер, при сохранении своей буржуазной сущности.

Изменённая в 1948

Разработка декларации 1947 г. напрямую связана с событиями Второй мировой войны. За ее разработку взялась специально созданная Организацией объединенных наций международная комиссия под руководством Элеоноры Рузвельт. В состав Комиссии вошли представители 18 государств.

Дата первого заседания пришлась на конец января начало февраля 1947 года. Основной задачей комиссии являлась разработка международного документа, генерирующего в себе весь спектр прав и свобод человека. Первоначально его планировалось назвать Международным биллем о правах.

В силу возникших в ходе комиссии разногласий, было решено выделить подкомиссию из трех представителей государств, которым необходимо будет подготовить проект декларации и представить на следующем заседании. Подкомиссия в свою очередь делегировала это поручение Джону Хамфри – опытному международному юристу, являвшемуся на тот момент пост представителем отдела ООН по правам человека. Так, Хамфри с группой помощников подготовил проект декларации, состоявшей из 48 статей.

В основу созданного чернового проекта были заложены принципы таких документов, как Великая хартия вольностей, американский и великобританский билль о правах и французская декларация. В это же время состав подкомитета был расширен, посредством включения в него представителей Советского Союза (России) и Европы.

Так, в июне 1947 г. подкомиссия в расширенном составе начала свою деятельность. В ходе рассмотрения проекта, представленного Хамфри, вновь возникло немало дискуссий, в результате которых было принято решение сузить круг разработчиков. Последние получили задание разработать второй черновик документа.

Кто признаются соавторами объекта патентных прав, подробно рассказывается здесь в статье.

Возможно вам так же будет интересно узнать про то, что собой представляет виндикационный иск в гражданском праве.

Каковы они способы прекращения обязательств в гражданском праве, подробно рассказывается здесь в статье.

Узнать больше про права афинских граждан, поможет содержание данной статьи.

Для тех кто хочет узнать про деньги как объекты гражданских прав, стоит прочесть содержание статьи.

Руководство новой группой взял на себе французский деятель – Рене Кассен. По истечении двух дней работы, им был представлен новый черновик. На основе черновика Хамфри он создал более логичный и структурированный документ, рассмотренный комиссий в июне 1947 г. в Женеве. В результате разгоревшейся новой череды дебатов, возник третий вариант проекта, получивший название «Женевской версии». Данный документ обсуждался до мая 1948 году и был принят 18 июня на Нью-Йоркском заседании комиссии.

В рамках международных правовых основ Декларация носила рекомендательный характер, но на ее принципах создано два значимых международных пакта.

ruleconsult.ru

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА • Большая российская энциклопедия

  • В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 449

  • Скопировать библиографическую ссылку:


Авторы: Л. А. Пименова

ДЕКЛАРА́ЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕ́КА И ГРАЖ­ДАНИ́НА (La Déclaration des droits de l’homme et du citoyen), про­грамм­ный до­ку­мент Фран­цуз­ской ре­во­лю­ции 18 в., про­воз­гла­сив­ший ос­но­вой гос. уст­рой­ства прин­ци­пы не­при­кос­но­вен­но­сти ес­те­ст­вен­ных прав че­ло­ве­ка, нар. су­ве­ре­ни­те­та и раз­де­ле­ния вла­стей. Д. п. ч. и г., ос­но­ван­ная на иде­ях франц. про­све­ти­те­лей 18 в., бы­ла под­го­тов­ле­на О. Ми­ра­бо, Ж. Ж. Му­нье, Э. Ж. Сьей­е­сом и др., со­дер­жа­ла 17 ста­тей. При­ня­та Уч­ре­дит. со­б­ра­ни­ем 26.8.1789 и во­шла в ка­че­ст­ве пре­ам­бу­лы в текст франц. кон­сти­ту­ции 1791. Про­то­ти­па­ми дек­ла­ра­ции по­слу­жи­ли англ. Билль о пра­вах (1689) и Де­к­ла­ра­ция не­за­ви­си­мо­сти США 1776. Не­об­хо­ди­мость при­ня­тия дек­ла­ра­ции объ­ясня­лась в пре­ам­бу­ле тем, что «заб­ве­ние прав че­ло­ве­ка и пре­неб­ре­же­ние к ним яв­ля­ют­ся един­ст­вен­ны­ми при­чи­на­ми об­ще­ст­вен­ных бед­ст­вий и по­ро­ков пра­ви­тельств». Дек­ла­ра­ция за­кре­п­ля­ла раз­рыв с до­ре­во­люц. об­ще­ст­вом, ос­но­ван­ным на со­слов­ном не­ра­вен­ст­ве: ли­к­ви­да­цию ти­ту­лов, на­следств. со­слов­ных от­ли­чий, феод. по­ряд­ков, ре­мес­лен­ных це­хов. Це­лью ка­ж­до­го по­ли­ти­ч. сою­за дек­ла­ра­ция объ­яв­ля­ла «обес­пе­че­ние ес­те­ст­вен­ных и не­отъ­ем­ле­мых прав че­ло­ве­ка», к чис­лу ко­то­рых от­но­си­ла сво­бо­ду, соб­ст­вен­ность, ра­вен­ст­во в пра­вах, безо­пас­ность и со­про­тив­ле­ние уг­не­те­нию. Сво­бо­да оп­ре­де­ля­лась как пра­во де­лать «всё, что не вре­дит дру­го­му», в т. ч. сво­бод­но вы­ра­жать мыс­ли и мне­ния; про­воз­гла­ша­лась пре­зумп­ция не­ви­нов­но­сти. На прак­ти­ке эти прин­ци­пы не­од­но­крат­но на­ру­ша­лись (был ус­та­нов­лен из­би­рат. иму­ще­ст­вен­ный ценз, со­хра­ня­лось раб­ст­во в ко­ло­ни­ях). По­сле свер­же­ния мо­нар­хии 10.8.1792 и про­воз­гла­ше­ния рес­пуб­ли­ки 22.9.1792 мон­тань­я­ра­ми (см. Гора) бы­ла под­го­тов­ле­на но­вая кон­сти­ту­ция. Она бы­ла при­ня­та Кон­вен­том 24.6.1793 и от­кры­ва­лась дек­ла­ра­ци­ей, со­сто­яв­шей из 35 ста­тей. Пе­ре­чень ес­теств. прав че­ло­ве­ка – ра­вен­ст­во, сво­бо­да, безо­пас­ность, соб­ст­вен­ность – со­от­вет­ст­во­вал в ней Д. п. ч. и г. 1789. Но от пре­ды­ду­щей дек­ла­ра­ции она от­ли­ча­лась бо­лее де­мо­кра­тич. и эга­ли­та­ри­ст­ским ха­рак­те­ром. Це­лью об­ще­ст­ва про­воз­гла­ша­лось все­об­щее сча­стье, а ра­вен­ст­во рас­смат­ри­ва­лось как наи­важ­ней­шее сре­ди ес­теств. прав. Ут­вер­жда­лось рав­ное пра­во всех гра­ж­дан уча­ст­во­вать в вы­бо­рах и при­ня­тии за­ко­нов, дек­ла­ри­ро­ва­лись пра­ва на труд, об­ществ. вспо­мо­ще­ст­во­ва­ние и об­ра­зо­ва­ние, пра­во на­ро­да на вос­ста­ние про­тив уг­не­та­те­лей. Кон­сти­ту­ция 1793 не бы­ла вве­де­на в дей­ст­вие. По­сле Тер­ми­до­ри­ан­ско­го пе­ре­во­ро­та 27/28.7.1794 и свер­же­ния яко­бин­ской дик­та­ту­ры на­ча­лась ра­бо­та над но­вой кон­сти­ту­ци­ей, ко­то­рая бы­ла при­ня­та тер­ми­до­ри­ан­ским Кон­вен­том 22.8.1795. В ней на­шло от­ра­же­ние стрем­ле­ние со­ста­ви­те­лей за­вер­шить ре­во­лю­цию и соз­дать по­ли­ти­че­ски уме­рен­ный, ста­биль­ный ре­жим. Текст кон­сти­ту­ции от­кры­ва­ла Дек­ла­ра­ция прав и обя­зан­но­стей че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на. В от­ли­чие от двух преж­них дек­ла­ра­ций в ней от­сут­ст­во­ва­ло по­ня­тие «ес­те­ст­вен­ные пра­ва». Сво­бо­да, ра­вен­ст­во, безо­пас­ность и соб­ст­вен­ность объ­яв­ля­лись «пра­ва­ми че­ло­ве­ка в об­ще­ст­ве». Ра­вен­ст­во трак­то­ва­лось лишь как от­сут­ст­вие со­слов­ных раз­ли­чий и ра­вен­ст­во пе­ред за­ко­ном (но не как рав­ное пра­во уча­ст­во­вать в при­ня­тии за­ко­нов; вос­ста­нав­ли­ва­лась цен­зо­вая из­би­рат. сис­те­ма). При­зна­ва­лось, что для безо­пас­но­сти и бла­го­по­лу­чия об­ще­ст­ва его чле­ны долж­ны не толь­ко знать свои пра­ва, но и вы­пол­нять свои обя­зан­но­сти, по­это­му за 22 стать­я­ми Дек­ла­ра­ции прав сле­до­ва­ли 9 ста­тей Дек­ла­ра­ции обя­зан­но­стей, со­дер­жав­ших тре­бо­ва­ния ува­жать об­ще­ст­во, за­ко­ны, вла­сти, се­мью и соб­ст­вен­ность.

bigenc.ru

Всеобщая декларация прав человека — Декларации — Декларации, конвенции, соглашения и другие правовые материалы

Всеобщая декларация прав человека

Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года

Преамбула

Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и

принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и

принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения; и

принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами; и

принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и

принимая во внимание, что государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод; и

принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства,

Генеральная Ассамблея,

провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

Статья 1

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Статья 2

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

Статья 3

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Статья 4

Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.

Статья 5

Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

Статья 6

Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.

Статья 7

Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.

Статья 8

Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

Статья 9

Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

Статья 10

Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

Статья 11

1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.

2. Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено.

Статья 12

Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

Статья 13

1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства.

2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

Статья 14

1. Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.

2. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Статья 15

1. Каждый человек имеет право на гражданство.

2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

Статья 16

1. Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать свою семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения.

2. Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон.

3. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.

Статья 17

1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими.

2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.

Статья 18

Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

Статья 19

Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

Статья 20

1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.

2. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию.

Статья 21

1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.

2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.

Статья 22

Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Статья 23

1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.

3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.

4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Статья 24

Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.

Статья 25

1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

Статья 26

1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.

2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

Статья 27

1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.

2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.

Статья 28

Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены.

Статья 29

1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.

2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Статья 30

Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано, как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации.

www.un.org

Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Энциклопедия юриста

Декларация прав человека и гражданина 1789 г

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 1789 г. — один из выдающихся документов Французской буржуазной революции XVIII в. Вошла в качестве введения в конституцию 1791 г.: на приверженность ее основным принципам указывают Конституции 1946 и 1958 гг. Декларация была принята Учредительным собранием 26 августа 1789 г. Явилась программой революции, ее идеологическим обоснованием. В ней провозглашались демократические и гуманистические принципы государственно-правового строя. В условиях господства в большинстве стран мира феодального средневекового гнета и даже рабства Декларация звучала как революционный вызов старому миру, его категорическое отрицание. Произвела огромное впечатление на современников, сыграв исключительную роль в борьбе против феодализма и его идеологии.

Авторы Декларации (Лафайет, Сийес, Мирабо, Мунье и др.) в качестве примера для создаваемого документа имели перед собой американскую Декларацию независимости 1776 г., а также декларации французских Генеральных штатов, особенно 1484 г. В идейно-теоретическом плане они стояли на позициях мыслителей Просвещения, особенно Монтескье и Руссо, внесших значительный вклад в развитие теории естественного права. Вслед за просветителями творцы Декларации рассматривали новое политическое мировоззрение как соответствующее требование некоего всеобщего и вневременного разума.

Демократическая и гуманистическая направленность Декларации во многом определялась атмосферой подъема и ликования, вызванной падением абсолютизма. Декларация открывалась заявлением, имевшим историческое значение: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах». В духе идей Просвещения в качестве «естественных и неотъемлемых прав человека» назывались: свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

Свобода определялась Декларацией как возможность делать все, что не причиняет вреда другому. Осуществление свободы, как и других «естественных» прав человека, встречает «лишь те границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же самыми правами. Границы эти могут быть определены только законом». Декларация выделяла свободу личности, свободу слова и печати, свободу вероисповедания. Отсутствие в Декларации свободы собраний и союзов определялось враждебностью законодателей к массовым выступлениям и общенародным организациям и объяснялось доминировавшим в теории естественного права отрицательным отношением ко всякого рода союзам. По мнению Руссо, союзы ограничивают личную свободу, искажают оформление общей воли народа. Опасались также возможности возрождения цехов, сковавших в прошлом развитие промышленности и торговли.

Принципиальное значение имело объявление в Декларации собственности правом «неприкосновенным и священным».

Во имя обеспечения безопасности личности декларировался ряд прогрессивных принципов, относящихся к уголовному праву и процессу:

— никто не может подвергнуться обвинению, задержанию или заключению иначе как в случаях, предусмотренных законом, и при соблюдении форм, установленных законом, т. е. нет преступления без указания о том в законе;

— никто не может быть наказан иначе как в силу закона, надлежаще примененного, изданного и обнародованного до совершения преступления, т. е. закон не имеет обратной силы;

— каждый предполагается невиновным, пока не установлено обратное.

Обеспечение провозглашенных «прав человека» Декларация возлагала на государство («государственный союз»). В этом она следовала одной из основных идей теории естественного права, которая видела в государстве, возникшем в силу «общественного договора», инструмент защиты «неотъемлемых прав человека». Верховная власть в государстве объявлялась принадлежащей нации. Никакая корпорация, ни один индивид не могут располагать властью, которая не исходит явно из этого источника. Соответственно декларировались политические права граждан: их участие лично или через своих представителей в принятии закона, рассматривавшегося как «выражение общей воли», определении размеров и порядка взимания налогов, в контроле за их расходованием, за деятельностью должностных лиц, а также равный доступ к государственным должностям.

Выводы Монтескье, полагавшего, что сохранение свобод и прав граждан во многом достигается введением организационно независимых друг от друга и взаимно уравновешивающих властей (законодательной, исполнительной, судебной), нашли свое отражение в Декларации: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции». Во времена революции Декларация звучала как утверждение справедливости, даруемой всем, но абстрактность ее формулировок позволяла наполнить их различным политическим содержанием. Пришедшая к власти буржуазия дала ей свое, по существу, общеобязательное толкование. Вопреки Декларации Учредительное собрание, спустя 3 месяца после ее опубликования, приняло декрет о введении имущественных и иных цензов для избирателей. Первая в истории Франции Конституция 1791 г. еще более углубила разрыв между провозглашенными Декларацией демократическими правами и введенным государственно-правовым строем.

Лит.:

Вопросы государства и права во Французской буржуазной революции XVIII в. М., 1940;

Батыр К.И. Декларация прав человека и гражданина 1789 г.//СГП, 1980, № 2.

Батыр К.И.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 1789 г.

один из выдающихся документов Французской буржуазной революции XVIII в. Вошла в качестве введения в конституцию 1791 г.: на приверженность ее основным принципам указывают Конституции 1946 и 1958 гг. Декларация была

принята Учредительным собранием 26 августа 1789 г. Явилась программой революции, ее идеологическим обоснованием. В ней провозглашались демократические и гуманистические принципы государственно-правового строя. В условиях господства в большинстве стран мира феодального средневекового гнета и даже рабства Декларация звучала как революционный вызов старому миру, его категорическое отрицание. Произвела огромное впечатление на современников, сыграв исключительную роль в борьбе против феодализма и его идеологии.

Авторы Декларации (Лафайет, Сий-ес, Мирабо, Мунье и др.) в качестве примера для создаваемого документа имели перед собой американскую Декларацию независимости 1776г., а также декларации французских Генеральных штатов, особенно 1484 г. В идейно-теоретическом плане они стояли на позициях мыслителей Просвещения, особенно Монтескье и Руссо, внесших значительный вклад в развитие теории естественного права. Вслед за просветителями творцы Декларации рассматривали новое политическое мировоззрение как соответствующее требование некоего всеобщего и вневременного разума.

, — Демократическая и гуманистическая направленность Декларации во многом определялась атмосферой подъема и ликования, вызванной падением абсолютизма. Декларация открывалась заявлением, имевшим историческое значение:

«Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах». В духе идей Просвещения в качестве «естественных и неотъемлемых прав человека» назывались: свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

Свобода определялась Декларацией как возможность делать все, что не причиняет вреда другому. Осуществление свободы, как и других «естественных» прав человека, встречает «лишь те границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же самыми правами. Границы эти могут быть определены только законом». Декларация выделяла свободу личности, свободу слова и печати, свободу вероисповедания. Отсутствие в Декларации свободы собраний и союзов определялось враждебностью законодателей к массовым выступлениям и общенародным организациям и объяснялось доминировавшим в теории естественного права отрицательным отношением ко всякого рода союзам. По мнению Руссо, союзы ограничивают личную свободу, искажают оформление общей воли народа. Опасались также возможности возрождения цехов, сковавших в прошлом развитие промышленности и торговли.

Принципиальное значение имело объявление в Декларации собственности правом «неприкосновенным и священным».

Во имя обеспечения безопасности личности декларировался ряд прогрессивных принципов, относящихся к уголовному праву и процессу: никто не может подвергнуться обвинению, задержанию или заключению иначе как в случаях, предусмотренных законом, и при соблюдении форм, установленных законом, т.е. нет преступления без указания о том в законе; никто не может быть наказан иначе как в силу закона, надлежаще примененного, изданного и обнародованного до совершения преступления, т.е. закон не имеет обратной силы; каждый предполагается невиновным, пока не установлено обратное.

Обеспечение провозглашенных «прав человека» Декларация возлагала на государство («государственный союз»). В этом она следовала одной из основных идей теории естественного права, которая видела в государстве, возникшем в силу «общественного договора», инструмент защиты «неотъемлемых прав человека». Верховная власть в государстве объявлялась принадлежащей нации. Никакая корпорация, ни один индивид не могут располагать властью, которая не исходит явно из этого источника. Соответственно декларировались политические права граждан: их участие лично или через своих представителей в принятии закона, рассматривавшегося как «выражение общей воли», определении размеров и порядка взимания налогов, в контроле за их расходованием,за деятельностью должностных лиц, а также равный доступ к государственным должностям.

Выводы Монтескье, полагавшего, что сохранение свобод и прав граждан во многом достигается введением организационно независимых друг от друга и взаимно уравновешивающих властей (законодательной, исполнительной, судебной), нашли свое отражение в Декларации: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции». Во времена революции Декларация звучала как утверждение справедливости, даруемой всем, но абстрактность ее формулировок позволяла наполнить их различным политическим содержанием. Пришедшая к власти буржуазия дала ей свое, по существу, общеобязательное толкование. Вопреки Декларации Учредительное собрание, спустя 3

месяца после ее опубликования, приняло декрет о введении имущественных и иных цензов для избирателей. Первая в истории Франции Конституция 1791 г. еще более углубила разрыв между провозглашенными Декларацией демократическими правами и введенным государственно-правовым строем.

Лит.: Вопросы государства и права во Французской буржуазной революции XVIII в. М.. 1940;Батыр К.И. Декларация прав человека и гражданина 1789 г.// СГП, 1980, №2.

Батыр К.И.

Энциклопедия юриста. 2005.

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *