Негласный комитет при Александре 1: создание, роль, значение
Чем больше человек способен откликаться на историческое и общечеловеческое, тем шире его природа, тем богаче его жизнь и тем способнее такой человек к прогрессу и развитию.
Ф. М. ДостоевскийВ годы правления императора Александра I (1801-1825) была создана тайная организация – Негласный Комитет, состоящая из четырех людей (Кочубей, Новосильцев, Чарторыйский и Строганов), которых сам император называл «молодые друзья». Главная задача тайного совещательного органа заключалась в подготовке, в первую очередь, административных реформ, по выражению самого Александра, «безобразного государственного здания». Эта объединение приближенных к императору людей не имело статуса официального государственного органа, поэтому его и называли «негласным комитетом». Данная статья посвящена обзору обстоятельств и целей создания комитета, описанию его основных участников, а также характеристике основных направлений деятельности.
Негласный комитет при Александре 1Обстоятельства создания Комитета
Когда императором стал отец Александра Павел I, наследник престола уже был знаком со всеми участниками будущего комитета. С 1796 года сам Александр использует название «молодые друзья». В планах будущего императора было «вести государство от деспотизма к конституции». Поэтому участников будущего негласного комитета он подбирал по взглядам и интеллекту, то есть выбор падал на тех людей, которые поддерживали взгляды Александра.
А взгляды эти были просты – вести реформы и менять коренным образом все, что делалось до нер, и что делалось его отцом. Именно поэтому молодому Александру очень импонировали демократические взгляды «молодых друзей». В 1801 году власть перешла к Алекснадру. К этому моменту Негласный комитет был уже полностью сформирован.Главное назначение негласного комитета
Создавая Негласный комитет будущий император ставил следующие задачи:
- Модернизация государственного аппарата, в первую очередь создание эффективной административной системы.
- Расширение прав и свобод подданных империи.
- Ограничение власти императора с помощью принятия Конституции.
Некоторые из участников комитета находились под большим влиянием Французской революции, поэтому ее лозунг «свобода, равенство, братство» стал для них главным направлением для проведения реформ. Александр I совместно со своими «молодыми друзьями» характеризовали собственную родину, как империя, которая значительно отстает от ведущих стан мира и чтобы Россия стала развитой империей мира, ей необходимы были реформы.
Интересный факт: каждый из участников Негласного комитета имел уникальное право: в любой момент зайти к императору в кабинет и поделится своими идеями. Этим император показывал приоритет реформ для его политики.
Участник комитета
Первое свое заседание в качестве Негласного комитета при императоре Российской империи участники провели 24 июня 1801 года, через три месяца после того, как новым монархом стал Александр. Открывал заседание сам император, однако в будущем он не так часто посещал собрание комитета. Всего в состав Негласного комитета входило четыре человека:
- Виктор Павлович Кочубей.
- Павел Александрович Строганов.
- Адам Ежи Чарторыйский.
- Николай Николаевич Новосильцев.
Некоторые историки также участником комитета называют детского учителя Александра Лагарпа. Однако на заседаниях он не присутствовал, поэтому если он и был участником, то только формальным.
Кочубей В.
П.Теперь стоит более подробно остановиться на описание участников комитета. Первым из них был В.Кочубей, уже ранее упомянутый. В 1798 году он вернулся из Стамбула, набравшись там опыта и знаний, а также обрел еще большую решительность в необходимости реформ России. В 1798 году кружок «молодых друзей» был сформирован, поэтому В.Кочубей был приглашен Александром на одну из встреч, где познакомился со всеми участниками.
Строганов П.А.
реформы при негласном комитетеЕще одним участником был П.Строганов. Был на четыре года старше Александра, проходил обучение и стажировку во Франции (родился, кстати, в Париже), а самое интересное то, что он был в Париже как раз момент начала легендарной Французской революции в 1789 году, был знаком с трудами Просветителей (Руссо, Вольтера и других). После возвращения в Россию в 1791 году он поступает на государственную службу. В 1795 году знакомится с Александром. Последнего очень впечатлила эрудированность Строганова, а также его политические взгляды.
Новосильцев Н.Н.
В том же 1795 году, когда Александр познакомился с Строгановым, произошла встреча будущего императора и Николая Новосильцева, дворянина находящегося на государственной службе. Их познакомил именно П.Строганов. Н.Новосельцев был известным на тот момент в России политиком, он даже принимал участие в подавлении польского восстания Т.Костюшко в 1794-1795 годах. В 1796году произошло знакомство Александра с последним участником будущего комитета поляком Адамом Чарторыйским. После разделов Речи Посполитой с 1772 по 1795 годами, России досталась часть Польши, следовательно, количество поляков в столице и на государственной службе увеличилось. Такими гражданами бывшей Речи Посполитой были Адам и Константин Чарторыйские.
Адам получил европейское образование, был во Франции, Англии и Швейцарии, после чего разработал собственный план реформ в Российской империи.Результаты деятельности
Учитывая, что не все проекты Негласного комитета были реализованы, поэтому приводим краткий список идей и вкладов участников:
- П.Строганов разработал план реформы Сената, а также написал проект Конституции России.
- Н.Новосильцев написал проект закона, запрещающий индивидуальную продажу крепостных, предлагал исключать дворян из Дворянского Собрания за неграмотность и негуманное отношение к крепостным. Кроме того, в 1802 году написал проект министерской реформы.
- А.Чарторыйский начал свою деятельность как участник комитета с детального анализа проблем Российской империи. Примечательно то, что многие проблемы, указанные Чарторыйским, так и не были решены в XIX столетии и стали причиной революций начала ХХ.
- В.Кочубей совместно с Новосельцевым разработал проект создания министерств в России.
Как видим, идея Негласного комитета беспрецедентна в истории России. Это был первый случай создания консультативного коллегиального органа для подготовки проектов законов. Это была своеобразная «лаборатория» разработки реформ. Однако внешнеполитическая ситуация, а особенно обострение отношение с Францией и как следствие дальнейшие войны с Наполеоном внесли коррективы в работу комитета «молодых друзей». После победы России в войне, а также подписание решений Венского конгресса привели к ограничению работы Негласного комитета.
Педагогическое сообщество «Урок.рф»
12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 — 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 | Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Педагогическое сообщество | Бесплатные сертификаты | Нужна помощь? Инструкции для новых участников | Бесплатная онлайн-школа для 1-4 классов |
Всё для аттестацииПубликация в сборникеВебинарыЛэпбукиПрофтестыЗаказ рецензийНовости
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
Педагогическое сообщество «УРОК.РФ» предназначено для работников школьного, дошкольного и дополнительного образования, а также для всех специалистов, занимающихся образовательной и воспитательной деятельностью.
Педагогическое сообщество «УРОК.РФ» – это сайт, созданный учителями для учителей!
Узнать больше о сайте
Новости
- Стартовала весенняя серия конкурсов педагогического мастерства от УРОК. РФ
- Итоги зимней серии конкурсов детского творчества от учебного центра «Урок»
- Итоги зимней серии конкурсов педагогического мастерства от учебного центра «Урок»
- Итоги всероссийских конкурсов детского творчества от учебного центра «Урок»
Все новостиАнонсы мероприятий
Новое
4
#Новость #Все учителя #Публикации
Система рецензирования на сайте УРОК.РФ полностью автоматизирована. Достаточно загрузить авторский материал и отправить заявку, остальное сделают наши методисты. Экспертная оценка осуществляется профильными экспертами. Это компетентные педагоги-практики со всей России и стран СНГ, преподаватели высших и средних учебных заведений, доценты и профессора, кандидаты и доктора наук, авторы учебников и актуальных методик, спикеры курсов повышения квалификации и вебинаров.
Администрация сайта «УРОК.РФ» (администратор)0
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: официальная группа администрации»
0
#Сказка #Сочинительская деятельность #Школьное образование #Литература #Чтение #4 класс #3 класс #2 класс #1 класс
Сказка о дружбе Антона и Ивана, которые полюбили одну девушку.
Булатова Елена Викторовна0
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»
0
#Сказка #Сочинительская деятельность #Школьное образование #Литература #Чтение #4 класс #3 класс #2 класс #1 класс
Сказка о доброй фее, которая вылечила своего друга — гнома.
Булатова Елена Викторовна0
Опубликовано в группе «УРОК. РФ: группа для участников конкурсов»
0
#Школьное образование #Студент-практикант #Педагог дополнительного образования #Учитель начальных классов #Учитель-предметник #Классный руководитель #Методист #Статья #Публикации #Основы экономики #Обществознание #6 класс #5 класс
В статье рассмотрены актуальные вопросы развития налоговой культуры и грамотности среди школьников, проведен анализ уровня налоговой грамотности среди учащихся образовательной школы. Разработан методический комплект для уроков налоговой грамотности для обучающихся среднего звена.
Колесникова Ольга Александровна0
Опубликовано в группе «Экономическое образование»
2
#Сказка #Сочинительская деятельность #Школьное образование #Литература #Чтение #4 класс #3 класс #2 класс #1 класс
Сказка о дружбе ёжика и зайчика.
Булатова Елена Викторовна0
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»
0
#Школьное образование #Учитель-предметник #Выступление #Публикации #Информатика и ИКТ
Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики — это методы, которые позволяют использовать компьютер и смартфоны в учебном процессе, но при этом не вредить здоровью учеников. Такие инновации помогают преодолеть многие последствия занятий сидячим образом жизни, которые включают в себя боли в спине, шее и кистях рук.
Татьяна Никитина 0
4
#Сказка #Сочинительская деятельность #Школьное образование #Литература #Чтение #4 класс #3 класс #2 класс #1 класс
Сказка о спасении котёнка, о трёх желаниях, которые он исполнил в благодарность.
Булатова Елена Викторовна0
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»
5
#Рисунок #Художественная и декоративно-прикладная деятельность #Школьное образование #Изобразительное искусство #4 класс #3 класс #2 класс #1 класс
Рисунок выполнен гуашевыми красками
Лаврова Анна Анатольевна0
Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские дистанционные конкурсы для учащихся»
0
#Школьное образование #Учитель-предметник #Статья #Публикации #Информатика и ИКТ
Статья «Специфика проектной деятельности обучающихся общеобразовательной организации на уроках информатики и внеурочной деятельности»
Татьяна Никитина 0
0
#Учитель-предметник #Календарно-тематический план #Планы #ФГОС #5 класс
Календарно тематическое планирование по математике 5 класс
Язарова Айзиля Айбулатовна 0
1
#9 мая #День победы #Аудиофайл #Проектная деятельность #Школьное образование
«Представь на миг, что за окном война» автор Еля Солнечная читает Батурина Екатерина
Татьяна Перегоедова 0
Польша в эпоху Наполеона
Это третья часть серии блогов, посвященных опыту Польши во время Революционной и Наполеоновской войн. В прошлый раз мы освещали польских патриотов в изгнании, которые стремились освободить свою страну под знаменем республиканской Франции. Этот пост будет посвящен другому проекту по восстановлению польской государственности, на этот раз в рамках Российской империи.
Когда царь Павел стал преемником своей матери Екатерины Великой в 1796 году, он начал отменять многие ее политики. Он признал, что с Польшей жестоко обошлись во время разделов. Менее чем через две недели после смерти матери Павел освободил Костюшко из тюрьмы и пообещал освободить всех польских заключенных в России. Он пригласил свергнутого короля Станислава Августа в Петербург и поселил его в роскошном Мраморном дворце. Хотя Станислав фактически находился под домашним арестом, царь обращался с ним как с монархом. Однако Павел сказал Костюшко и Станиславу, что, хотя он сожалеет о разделах, ничего нельзя сделать, чтобы отменить их.
Российский царь Павел I
Злополучное правление Павла закончилось в марте 1801 года, когда он был убит в результате дворцового переворота. Его сын и преемник Александр I также стремился исправить прошлые ошибки и восстановить польскую государственность в той или иной форме. Еще в 1795 году два молодых польских князя прибыли в Петербург в качестве политических заложников после Третьего раздела. Происходившие из знатного рода Чарторыйских, они получили назначения при дворе и стали офицерами гвардейских полков. Старший, князь Адам Ежи Чарторыйский, подружился с Александром. Оба мужчины имели классическое воспитание и разделяли широкие либеральные взгляды. Во время встречи в 1796 августа Александр признался Чарторыйскому, что он против политики своей бабушки и что он в частном порядке желал успеха восстанию Костюшко. Он также выразил сочувствие идеалам Французской революции, осудив при этом эксцессы террора.
Ошеломленный этим признанием и удостоенный чести быть доверенным лицом будущего царя, Чарторыйский с оптимизмом смотрел на перспективу скорого восстановления своей родины. Юношеский идеализм Александра был таков, что он часто придерживался более радикальных убеждений, чем его друг-поляк. Критикуя принцип наследственной монархии, Чарторыйский тут же напомнил ему, как выборная монархия способствовала гибели Польши. Он стремился отговорить Александра от любых мыслей об отказе от своего права наследовать русский престол. Когда Павел стал царем России, Чарторыйский был назначен адъютантом Александра.
Такой же польский патриот, как Костюшко и Домбровский, Чарторыйский сочувствовал делу польских легионов в Италии под командованием Бонапарта и надеялся, что их замыслы осуществятся. Когда Россия присоединилась ко Второй коалиции в 1798 году, русский двор с подозрением отнесся к Чарторыйскому. Он получил дипломатическое задание в Италию и вернулся только после убийства Павла, после чего был немедленно отозван в Санкт-Петербург.
Князь Адам Ежи Чарторыйский
Вскоре после своего возвращения в Россию Чарторыйский оказался в влиятельном положении как член «Неофициального комитета» Александра, группы молодых друзей царя, которые регулярно встречались с ним и представляли ему с предложениями по ряду близких ему вопросов, в том числе с идеалистическими проектами освобождения крепостных и установления конституционного правительства. Другими членами этой группы были Павел Строганов, Николай Новосильцев и Виктор Кочубей. В то время как другие получили официальные назначения при дворе и на государственной службе, Чарторыйский больше беспокоился о судьбе Польши и изначально не принимал никаких должностей.
Чарторыйский убедил Александра освободить оставшихся в Сибири пленных поляков и вернуть им конфискованные поместья. Когда Александр реформировал российские министерства в 1802 году, Чарторыйского уговорили принять пост помощника министра иностранных дел. Он с большим энтузиазмом относился к своему назначению администратором учебного округа Вильно, что дало ему ответственность за все школы в восьми польских (фактически литовских) губерниях Российской империи. Он также получил должность куратора Виленского университета, одного из наиболее прогрессивных учебных заведений империи. Проведенные Чарторыйским образовательные реформы, которые были одинаковыми во всех польских провинциях, считались образцом образовательной реформы во всей империи.
Чарторыйский согласился на назначение помощником министра иностранных дел при условии, что он не будет участвовать в каком-либо ущербе, причиненном Польше. В результате своего назначения он имел возможность ознакомиться с дипломатической перепиской дворов Европы. Он тесно сотрудничал с министром иностранных дел Александром Воронцовым, политика которого заключалась в поддержании мирных отношений с остальной Европой, позволяя царю сосредоточиться на внутренних реформах. Тот факт, что поляк занимал столь высокий пост в Министерстве иностранных дел, вызывал беспокойство у многих русских дворян. Зная, что поляки симпатизируют Франции, они считали, что Чарторыйский действует в интересах бонапартистской Франции.
Александр Воронцов
1804 год оказался поворотным для русской политики в Польше. Чарторыйский принял бразды правления министерством иностранных дел от больного Воронцова. Хотя договоренность должна была быть временной, Чарторыйский стал проводить более активную внешнюю политику. Он увидел возможность использовать свою должность для улучшения судьбы своей родной Польши, осознавая при этом свой долг служить интересам царя и его подданных. Он проводил политику, направленную на устранение исторической несправедливости в Европе. Он конкретно упомянул греков и славян в Османской империи, но также стремился применить этот принцип к Польше.
Чарторыйский считал, что любое взаимопонимание между александровской Россией и наполеоновской Францией обязательно произойдет за счет Польши. Он также считал, что это невозможно. Позже он писал в своих мемуарах: «Наполеон не мог терпеть соперников в карьере, на которую он вступил. Все попытки действовать с ним на равных не увенчались успехом. Его союзник должен был либо осуществить его планы, либо стать его врагом». Поэтому Чарторыйский разрабатывал свою внешнюю политику, исходя из того, что вскоре произойдет разрыв между Россией и Францией.
Ожидаемый разрыв произошел в марте 1804 года, когда был похищен и казнен герцог Энгиенский, молодой принц Бурбонов, находившийся в изгнании недалеко от французской границы. Чарторыйский написал меморандум, осуждающий этот акт как нарушение международного права, и предложил разорвать дипломатические отношения с Францией. Он также посоветовал сделать дипломатические предложения потенциальным союзникам в случае войны.
Николай Новосильцев
В 1804 году Николаю Новосильцеву была доверена миссия в Лондон для заключения договора о союзе с правительством Уильяма Питта. Новосильцеву поручались тайные поручения от имени царя, составленные Чарторыйским. Это оправдывало коалицию против Франции на том основании, что французское правительство действовало тиранически при Наполеоне и отказывало своим подданным в свободах и свободах, обещанных Революцией. Инструкции предполагали, что Пьемонт, Голландия и Швейцария должны быть восстановлены, а свободы их народов гарантированы Англией и Францией. В случае свержения Наполеона царь оставил открытым вопрос, кто должен быть королем Франции. Новосильцеву также было поручено добиться от английского правительства нескольких уступок, а именно уступки острова Мальта и прекращения британской практики обыска и задержания нейтральных судов.
Меморандум, составленный Чарторыйским, излагал план европейского мира на случай успешной войны против Франции. Франция будет иметь свои «естественные границы» до Альп и Рейна. Германские княжества будут преобразованы в федеративную империю, за исключением Австрии и Пруссии. Польша будет восстановлена со всеми ее территориями после Первого раздела. Император России примет титул короля Польши в личной унии. Австрия и Пруссия будут компенсированы территориями в Германии и Италии. Судьба Османской империи будет зависеть от того, поддержит ли она Францию в последующей войне. Была надежда, что эта реорганизация Европы поможет установить общеевропейский мир под эгидой Англии и России.
Таким образом, Чарторыйский успешно примирил интересы Российской империи и свои собственные желания восстановления Польши, которые разделял царь. Однако Новосильцеву не удалось прийти к соглашению с британцами, отвечавшему переговорным целям России. Хотя Питт согласился с общими принципами российского предложения, Великобритания никогда не могла согласиться ни на эвакуацию Мальты, ни на изменения в морском кодексе, которых добивалась Россия. Хотя союзный договор был подписан в апреле 1805 г., он не был ратифицирован до июля, так как нерешенные вопросы не были решены. К тому времени Австрия, ранее вступившая в союз с Россией, готовилась к военным действиям в Германии и Италии.
Поскольку Пруссия оставалась нейтральной, царь Александр решил провести два корпуса через Пруссию на пути к ожидаемому театру военных действий в южной Германии, заблаговременно провозгласив себя королем Польши. Александр со свитой Чарторыйских остановился в имении Чарторыйских в Пулавах, где жили родители князя Адама. Князь Юзеф Понятовский был заранее проинформирован о плане и собрал отряд солдат в Пулавах, чтобы возглавить национальное восстание, когда русские пересекли границу. Хотя рассматривались дипломатические последствия такого шага, I корпус Великой армии Наполеона прошел через территорию Пруссии без разрешения. В ответ король Пруссии предоставил русским войскам свободный проход через свои территории. Царь Александр и король Фридрих-Вильгельм поклялись в вечной дружбе на могиле Фридриха Великого и 3 ноября заключили союзный договор.
Король Фридрих Вильгельм III, королева Луиза, царь Александр I у могилы Фридриха Великого
Новое русско-прусское соглашение подорвало планы Чарторыйского в отношении Польши. Он сопровождал царя в пути к русскому лагерю под городом Брюнн. Поражение австро-русской армии под Аустерлицем 2 декабря привело к выходу Австрии из коалиции. Пруссия также отказалась от союза с Россией и вернулась к своей политике нейтралитета. Утверждая необходимость оборонительного союза с Пруссией, Чарторыйский критиковал склонность царя к тесному союзу с Пруссией. В письме от апреля 1806 г. он критиковал поведение царя осенью 1805 г., накануне Аустерлицкого сражения.
Чарторыйский разуверился в царе и его политике. Он принял министерский пост при условии, что не причинит вреда Польше, и недавние события показали, что это условие больше не может быть выполнено. В марте 1806 года он направил царю письмо с просьбой освободить его от обязанностей министра иностранных дел. Эта просьба повторялась несколько раз, прежде чем в июне 1806 года поляку наконец разрешили оставить свой пост. Его заменил барон Андреас фон Будберг, один из бывших наставников царя. Чарторыйский продолжал пользоваться доверием царя как член Неофициального комитета. В декабре 1806 года, когда Великая армия Наполеона маршировала через Польшу после победы над пруссаками при Йене-Ауэрштедте, Чарторыйский призвал царя поддержать польское восстание против Наполеона.
Александр отклонил предложение как нереальное. Таким образом, Наполеон, а не Александр, снова возьмется за дело польской государственности как средство для достижения своих геополитических целей.
Российская Империя | История, факты, флаг, расширение и карта
Российская Империя
Смотреть все СМИ
- Дата:
- 2 ноября 1721 г. — 15 марта 1917 г.
- Основные события:
- Русская революция Русско-японская война Русско-турецкие войны Русская революция 1905 года Крымская война
- Ключевые люди:
- Петр I Екатерина Великая Сергей Юльевич, граф Витте Константин Петрович Победоносцев династия Романовых
- Похожие темы:
- славянофил Манифест освобождения декабрист западник
- Похожие места:
- Россия Москва Санкт-Петербург Киев
Смотреть все материалы по теме →
Российская империя , историческая империя, основанная 2 ноября (22 октября по старому стилю) 1721 года, когда Российский Сенат пожаловал Петру I титул императора (императора) всея Руси. Николая II 15 марта 1917 года, ознаменовало конец империи и ее правящей династии Романовых.
Узнайте о могущественном царском правлении огромной Российской империи, покрывающей одну шестую поверхности Земли
Посмотреть все видео к этой статьеИмперия зародилась, когда русское дворянство искало новую родословную для своей монархии. Они нашли его в Михаиле Романове, молодом боярине (дворянине), избранном царем в 1613 году. Ранние Романовы были слабыми монархами. Коронованный в 17 лет, Михаил разделил престол в решающие годы своего царствования со своим отцом, патриархом Филаретом. Сын Михаила Алексис взошел на престол в 1645 году в возрасте 16 лет; он находился под сильным влиянием сначала Бориса Ивановича Морозова, а затем патриарха Никона. Федор III, которому на момент восшествия на престол в 1676 году было всего 14 лет, также уступил много власти фаворитам. Несмотря на это, все трое были народными царями, оставившими после себя хорошую репутацию в народе и которых славянофилы XIX в. ХХ века идеализировали русских монархов как образец. Правительство в этот период обычно находилось в руках лиц, которые по тем или иным причинам пользовались личным влиянием на царей. Народное недовольство обычно оборачивалось против этих фаворитов, а не против самого царя, например, во время городских восстаний (1648–50), приведших к ссылке Морозова, и великого крестьянского восстания (1670–71) под предводительством казака Стеньки Разина.
Теоретически русская монархия была неограниченной, да и вообще не было никаких гарантий, ни юридических, ни экономических, против произвола царской власти. На практике, однако, степень контроля, который он мог осуществлять над империей, была фактически ограничена размером страны, неадекватностью администрации и в целом несовременной концепцией политики. Вследствие этого подавляющее большинство жителей редко ощущало на себе тяжелую руку государства, которое ограничивало собственные полномочия поддержанием порядка и сбором налогов. Некоторые из мнимых подданных царя, такие как жители Сибири и казаки, жили вполне автономными общинами, лишь номинально подчиняясь царской власти.