Княжна марья и ростов: Марья Болконская и Николай Ростов: встреча, отношения, любовь, семья, дети

Марья Болконская и Николай Ростов: встреча, отношения, любовь, семья, дети

Марья Болконская
(актриса А. Шуранова)

Марья Болконская и Николай Ростов являются одними из центральных персонажей романа «Война и мир» Толстого. Отношения Марьи и Николая  одна из самых трогательных историй любви, описанных в произведении.

В этой статье представлено цитатное описание отношений Марьи Болконской и Николая Ростова в романе «Война и мир»: знакомство, встречи героев, любовь, семья и дети, а также краткий план развития отношений героев по главам.

Смотрите: 
— Все материалы по роману «Война и мир»


Марья Болконская и Николай Ростов в романе «Война и мир»: встреча, отношения, любовь, семья

Краткий план по главам 

Ниже представлен план развития отношений Марьи и Николая по главам: 

— знакомство героев: приезд Ростова в имение Марьи (том 3 часть 2 глава XIII)
— прощание героев и их мысли о любви (том 3 часть 2 глава XIV)
— встреча героев в Воронеже, устроенная теткой и губернаторшей (том 4 часть 1 глава VI)
— вторая встреча в Воронеже, на обедне (том 4 часть 1 глава VII)
— третья встреча в Воронеже, после письма Сони и графини (том 4 часть 1 глава VII)
— Николай Ростов и финансовые проблемы семьи (эпилог часть 1 глава VI)
— визит Марьи к Ростовым, холодность Николая (эпилог часть 1 глава VI)
— визит Николая к Марье, влюбленные решают пожениться (эпилог часть 1 глава VI)
— свадьба Николая и Марьи осенью 1814 г. (эпилог часть 1 глава VII)

Описание отношений Марьи и Николая в цитатах

В 1812 г. Николай Ростов служит в армии, как и прежде, и командует эскадроном гусар; его полк стоит под Москвой. В августе 1812 г. Николай едет по соседним деревням в поисках сена для лошадей полка. Он оказывается в Богучарове, одной из деревень Болконских. 

В это время в имении находится княжна Марья Болконская, которая недавно потеряла отца, старика Болконского. Она хочет покинуть имение, но ее крепостные не выпускают ее. Ростов знакомится с княжной Марьей и хочет помочь ей. Эта встреча кажется Николаю романтической и судьбоносной. Ростову нравится кротость и благородство в чертах и выражении княжны Марьи, он до слез сочувствует ей:

«Ростову тотчас же представилось что-то романическое в этой встрече. «Беззащитная, убитая горем девушка, одна, оставленная на произвол грубых, бунтующих мужиков! И какая-то странная судьба натолкнула меня сюда!» думал Ростов, слушая ее и глядя на нее. — «И какая кротость, благородство в ее чертах и в выражении!» думал он, слушая ее робкий рассказ.
 
Когда она заговорила о том, что всё это случилось на другой день после похорон отца, ее голос задрожал. Она отвернулась и потом, как бы боясь, чтобы Ростов не принял ее слова за желание разжалобить его, вопросительно-испуганно взглянула на него. У Ростова слезы стояли в глазах. Княжна Марья заметила это и благодарно посмотрела на Ростова тем своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость ее лица.» (том 3 часть 2 глава XIII)

Николай Ростов ругает взбунтовавшихся крестьян и улаживает конфликт. В итоге крестьяне помогают княжне Марье выехать из Богучарова. Ростов сопровождает ее в пути. На прощание княжна благодарит Ростова за спасение. Герои расстаются, чувствуя взаимную симпатию. Марья находит Николая добрым, честным и благородным человеком:

«Напротив, для нее несомненно было то, что, ежели бы его не было, то она наверное должна была бы погибнуть и от бунтовщиков и от французов; что он для.
того, чтобы спасти ее, подвергал себя самым очевидным и страшным опасностям; и еще несомненнее было то, что он был человек с высокою и благородною душой, который умел понять ее положение и горе. Его добрые и честные глаза с выступившими на них слезами в то время, как она сама заплакав, говорила с ним о своей потере, не выходили из ее воображения.» (том 3 часть 2 глава XIV)

На этом этапе жизни княжна Марья является богатой «стареющей девушкой», «старой девой». Она уже потеряла надежду выйти замуж. Неожиданное знакомство с Николаем Ростовым дает ей надежду на семейное счастье:

«Надежду на замужество княжна Марья совсем оставила.» (том 2 часть 5 глава II)  
«Княжна Марья была всё та же робкая, некрасивая, стареющаяся девушка…» (том 3 часть 1 глава VIII)
 
«Решительно, это общее бегство сделано, чтобы все старые невесты шли замуж. Catiche {Катишь} одна, княжна Болконская другая.» (том 3 часть 2 глава XVII)

После знакомства с Николаем княжня Марья думает о молодом человеке и возможных отношениях с ним. Встреча с Ростовым кажется ей судьбоносным событием:

««Ну чтó же, ежели бы я и полюбила его?» думала княжна Марья. Как ни стыдно ей было признаться себе, что она первая полюбила человека, который, может быть, никогда не полюбит ее, она утешала себя мыслью, что никто никогда не узнает этого и что она не будет виновата, ежели будет до конца жизни, никому не говоря о том, любить того, которого она любила в первый и в последний раз. 
Иногда она вспоминала его взгляды, его участие, его слова, и ей казалось счастье не невозможным. И тогда-то Дуняша замечала, что она улыбаясь глядела в окно кареты.
 
«И надо было ему приехать в Богучарово, и в эту самую минуту!» думала княжна Марья. — «И надо было его сестре отказать князю Андрею!» И во всем этом княжна Марья видела волю Провиденья.» (том 3 часть 2 глава XIV)

В свою очередь, Николай Ростов остается под приятным впечатлением от знакомства с Марьей. Она кажется ему приятной и кроткой девушкой и прекрасной женой. Кроме того, женитьба на Марье могла бы поправить финансовое положение разоренных Ростовых. Однако Николай вспоминает о Соне, которой обещал жениться. Он считает своим долгом сдержать слово перед Соней:

«Впечатление, произведенное на Ростова княжной Марьей, было очень приятное. Когда он вспоминал про нее, ему становилось весело, и когда товарищи, узнав о бывшем с ним приключении в Богучарове, шутили ему, что он, поехав за сеном, подцепил одну из самых богатых невест в России, Ростов сердился. Он сердился именно потому, что мысль о женитьбе на приятной для него, кроткой княжне Марье с огромным состоянием, не раз против его воли приходила ему в голову. Для себя лично Николай не мог желать жены лучше княжны Марьи: женитьба на ней сделала бы счастье графини — его матери и поправила бы дела его отца; и даже — Николай чувствовал это — сделала бы счастье княжны Марьи.
 
Но Соня? И данное слово? И от этого-то Ростов сердился, когда ему шутили о княжне Болконской. » (том 3 часть 2 глава XIV)

Вскоре Николай Ростов едет в Воронеж по делам полка (для закупки лошадей). В Воронеже он попадает на бал к губернатору, где знакомится с теткой княжны Марьи Болконской — Анной Игнатьевной Мальвинцевой. Женщина знает о том, что Ростов спас ее племянницу и приглашает его к себе в гости. Княжна Марья в это время как раз гостит у нее. На балу Николай делится с губернаторшей своими мыслями о княжне Марье. Он говорит, что Марья ему очень нравится и что женитьба на такой богатой невесте порадовала бы его мать:

«— Вот что, ma tante. Maman меня давно женить хочет на богатой; но мне мысль одна эта противна, жениться из-за денег. 
— О да, понимаю, — сказала губернаторша. 
— Но княжна Болконская, это другое дело; во-первых, я вам правду скажу, она мне очень нравится, она по сердцу мне, и потом, после того как я ее встретил в таком положении, так странно, мне часто в голову приходило: это судьба.
Особенно подумайте: maman давно об этом думала, но прежде мне ее не случалось встречать, как-то всё так случалось: не встречались.<…>
 
— Вы знаете Софи, кузину? Я люблю ее, я обещал жениться и женюсь на ней… Поэтому вы видите, что про это не может быть и речи, — нескладно и краснея говорил Николай.» (том 4 часть 1 глава V)

Губернаторша и тетка княжны Марьи решают свести влюбленных и устраивают им встречу в доме тетки. Ростов приезжает с визитом. Княжна Марья счастлива видеть его, ее лицо светится от счастья. Николай чувствует, что Марья — необыкновенное, особенное существо, самое лучшее из тех, что он встречал. Он с особой наблюдательностью замечает все оттенки ее характера:

«Лицо ее, с того времени, как вошел Ростов, вдруг преобразилось. <…> 
Вся ее внутренняя, недовольная собой работа, ее страдания, стремление к добру, покорность, любовь, самопожертвование — всё это светилось теперь в этих лучистых глазах, в тонкой улыбке, в каждой черте ее нежного лица.
 
Ростов увидал всё это так же ясно, как будто он знал всю ее жизнь. Он чувствовал, что существо, бывшее перед ним, было совсем другое, лучшее, чем все те, которые он встречал до сих пор, и лучшее, главное, чем он сам.<…> 
Николай заметил это, как он вообще с несвойственною ему проницательною наблюдательностью замечал все оттенки характера княжны Марьи, которые все только подтверждали его убеждение, что она была совсем особенное и необыкновенное существо.» (том 4 часть 1 глава VI)

Вскоре в Воронеж доходит весть о Бородинском сражении. Николай и княжна Марья встречаются в церкви на молебне. Ростов знает, что княжна Марья беспокоится о своем брате Андрее Болконском, который был ранен в Бородинской битве. Ростов пытается утешить княжну:

«Несколько дней пред отъездом Ростова, в соборе было назначено молебствие по случаю победы, одержанной русскими войсками, и Николай поехал к обедне. <…> 
Едва только она услыхала его голос, как вдруг яркий свет загорелся в ее лице, освещая в одно и то же время и печаль ее, и радость. 
— Я одно хотел вам сказать, княжна, — сказал Ростов, — это то, что ежели бы князь Андрей Николаевич не был бы жив, то, как полковой командир, в газетах это сейчас было бы объявлено. 
Княжна смотрела на него, не понимая его слов, но радуясь выражению сочувствующего страдания, которое было в его лице.» (том 4 часть 1 глава VII)

После встречи в церкви Николай Ростов думает о Марье, он поражен ее нравственной красотой. Николай сравнивает Марью с Соней и жалеет, что обещал жениться на последней. Он приходит к выводу, что не любит Соню, и чувствует себя в безвыходном положении:

«В Воронеже, во время его посещения, впечатление это было не только приятное, но сильное. Николай был поражен тою особенною, нравственною красотой, которую он в этот раз заметил в ней. <…> 
«Чудная должна быть девушка! Вот именно ангел!» говорил он сам с собою. «Отчего я не свободен, отчего я поторопился с Соней?» — И невольно ему представилось сравнение между двумя: бедность в одной и богатство в другой тех духовных даров, которых не имел Николай и которые потому он так высоко ценил. <…>
«Что̀ мне нужно? Свободы, развязки с Соней. Она правду говорила» — вспомнил он слова губернаторши, — «кроме несчастья ничего не будет из того, что я женюсь на ней. Путаница, горе maman… дела…, путаница, страшная путаница! Да я и не люблю ее. Да, не так люблю, как надо. Боже мой! выведи меня из этого ужасного, безвыходного положения!» начал он вдруг молиться.» (том 4 часть 1 глава VII)

В тот же день Николай Ростов получает письмо от Сони и от матери. В своем письме Соня, под давлением графини Ростовой (своей приемной матери), дает Николаю свободу от его обещания жениться. В глубине души Соня все еще надеется, что тот не женится на княжне Марье даже после этого письма:

«Николай взял два письма. Одно было от матери, другое от Сони. <…> 
Тот, казавшийся неразрешимым узел, который связывал свободу Ростову, был разрешен этим неожиданным (как казалось Николаю), ничем не вызванным письмом Сони. Она писала, что последние несчастные обстоятельства, потеря почти всего имущества Ростовых в Москве, и не раз высказываемые желания графини о том, чтобы Николай женился на княжне Болконской, и его молчание и холодность за последнее время, всё это вместе заставило ее решиться отречься от его обещаний и дать ему полную свободу.» (том 4 часть 1 глава VII) 

Тут же в письме от матери Николай читает новости о раненом Андрее Болконском, который находится на попечении Ростовых. Николай тут же едет к княжне Марье, чтобы сообщить новости о ее брате. Благодаря этому письму Николай и Марья сближаются почти до родственных отношений. На следующий день они прощаются и уезжают из Воронежа:

«В письме этом между прочим графиня писала о том, что князь Андрей в числе раненых ехал вместе с ними. Положение его было очень опасное, но теперь доктор говорит, что есть больше надежды. Соня и Наташа как сиделки ухаживают за ним. 
С этим письмом на другой день Николай поехал к княжне Марье. Ни Николай, ни княжна Марья ни слова не сказали о том, что̀ могли означать слова: «Наташа ухаживает за ним»; но, благодаря этому письму, Николай вдруг сблизился с княжной в почти родственные отношения. 
На другой день Ростов проводил княжну Марью в Ярославль и через несколько дней сам уехал в полк.» (том 4 часть 1 глава VII)

Спустя несколько месяцев, в 1813 г., умирает старый граф Ростов. У семьи Ростовых обнаруживаются огромные долги. Из-за разорения семьи Николай бросает военную службу и поступает служить чиновником. Однако это не помогает расплатиться с огромными долгами отца. Николай живет с матерью и Соней на съемной квартире в Москве:

«В последний день он, рыдая, просил прощения у жены и заочно у сына за разорение именья — главную вину, которую он за собой чувствовал.» (о старом графе Ростове перед смертью, эпилог часть 1 глава V) 
«Долгов было вдвое больше, чем имения.» 
«…он взял в Москве место по статской части и, сняв любимый им мундир, поселился с матерью и Соней на маленькой квартире, на Сивцовом Вражке.» 
«Положение Николая было особенно дурно потому, что с своими 1200 рублями жалованья он не только должен был содержать себя, Соню и мать, но он должен был содержать мать так, чтоб она не замечала, что они бедны.» (эпилог часть 1 глава VI)

В этот тяжелый период Николай старается отдаляться от Сони, несмотря на всю ее поддержку:

«Николай чувствовал себя в неоплатном долгу благодарности перед Соней за всё, что̀ она делала для его матери, восхищался ее терпением и преданностью, но старался отдаляться от нее.  
Он в душе своей как будто упрекал ее за то, что она была слишком совершенна, и за то, что нечем было упрекать ее. В ней было всё, за что́ ценят людей; но было мало того, что бы заставило его любить ее. И он чувствовал, что чем больше он ценит, тем меньше любит ее. Он поймал ее на слове, в ее письме, которым она давала ему свободу, и теперь держал себя с нею так, как будто всё то, что́ было между ними, уже давным давно забыто и ни в каком случае не может повториться.» (эпилог часть 1 глава VI)

В конце января 1813 г. княжна Марья приезжает в Москву. Она узнает, что Николай бедствует и жертвует собой ради семьи. Вскоре Марья решает навестить Ростовых. Николай встречает ее неожиданно холодно и отчужденно:

«В начале зимы княжна Марья приехала в Москву. Из городских слухов она узнала о положении Ростовых и о том, как «сын жертвовал собой для матери»; — так говорили в городе. — «Я и не ожидала от него другого», говорила себе княжна Марья, чувствуя радостное подтверждение своей любви к нему. <…> 
Николай первый встретил ее, так как к графине можно было проходить только через его комнату. При первом взгляде на нее, лицо Николая вместо выражения радости, которую ожидала увидать на нем княжна Марья, приняло невиданное прежде княжной выражение холодности, сухости и гордости, Николай спросил о ее здоровье, проводил к матери и, посидев минут пять, вышел из комнаты…» (эпилог часть 1 глава VI)

После этого холодного приема княжна Марья чувствует растерянность. Она пытается понять, что стоит за холодностью ее любимого Николая:

«Его холодный, учтивый тон не вытекал из его чувства к ней (она это знала), а тон этот прикрывал что-то. Это что-то ей надо было разъяснить; и до тех пор она чувствовала, что не могла быть покойна.» (эпилог часть 1 глава VI)

Спустя некоторое время Николай сам приезжает в гости к княжне Марье (судя по всему, по просьбе своей матери). Княжна Марья признается ему, что он изменился в отношении к ней. В ходе разговора она понимает, что всему причина его бедность и ее богатство:

«В середине зимы она сидела в классной, следя за уроками племянника, когда ей пришли доложить о приезде Ростова. <…> 
«Так вот отчего! Вот отчего!» говорил внутренний голос в душе княжны Марьи. «Нет, я не один этот веселый, добрый и открытый взгляд, не одну красивую внешность полюбила в нем; я угадала его благородную, твердую, самоотверженную душу», говорила она себе. «Да, он теперь беден, а я богата… Да, только от этого… Да, если б этого не было…» 
И, вспоминая прежнюю его нежность, и теперь глядя на его доброе и грустное лицо, она вдруг поняла причину его холодности.» (эпилог часть 1 глава VI)

Княжна Марья со слезами на глазах признается Николаю, что ей очень больно терять его дружбу. Девушка прощается и собирается уходить. Вдруг Николай останавливает ее, между влюбленными происходит трогательная немая сцена. В результате герои решают пожениться:

«— Я не знаю, граф, вашего почему, — продолжала она. — Но мне тяжело, мне… Я признаюсь вам в этом. Вы за что-то хотите лишить меня прежней дружбы. И мне это больно. — У нее слезы были в глазах и в голосе. — У меня так мало было счастия в жизни, что мне тяжела всякая потеря… Извините меня, прощайте. — Она вдруг заплакала и пошла из комнаты. 
— Княжна! постойте, ради Бога, — вскрикнул он, стараясь остановить ее. — Княжна! 
Она оглянулась. Несколько секунд они молча смотрели в глаза друг другу, и далекое, невозможное, вдруг стало близким, возможным и неизбежным.» (эпилог часть 1 глава VI)

Осенью 1814 г. княжна Марья и Николай Ростов женятся. Княжна Марья становится графиней Марьей Ростовой. Супруги живут в Лысых Горах, имении Болконских. С ними живут графиня-мать Ростова и Соня. Николай оказывается хозяйственным, деятельным помещиком. Спустя несколько лет он расплачивается с долгами семьи:

«Осенью 1814-го года Николай женился на княжне Марье и с женой, матерью и Соней переехал на житье в Лысые Горы. 
В три года он, не продавая именья жены, уплатил оставшиеся долги и, получив небольшое наследство после умершей кузины, заплатил и долг Пьеру. 
Еще через три года, к 1820-му году, Николай так устроил свои денежные дела, что прикупил небольшое именье подле Лысых Гор и вел переговоры о выкупе отцовского Отрадного, что составляло его любимую мечту.» (эпилог часть 1 глава VII)

Женившись на Марье, Николай каждый день открывает в ней новые душевные сокровища:

«За исключением поездок по делам, зимой, бо̀льшую часть времени он проводил до́ма, сживаясь с семьей и входя в мелкие отношения между матерью и детьми. С женой он сходился всё ближе и ближе, с каждым днем открывая в ней новые душевные сокровища.» (эпилог часть 1 глава VII)

Марья смиряется с тем, что Соня живет с ними в одном доме, но все же тайно недолюбливает ее. Марья чувствует свою вину за то, что Николай не смог жениться на Соне из-за ее бедности. При этом Соня всегда оказывается для Марьи первым предлогом для раздражения:

«Соня со времени женитьбы Николая жила в его доме. Еще перед своею женитьбой, Николай, обвиняя себя и хваля ее, рассказал своей жене всё, что̀ было между ним и Соней. Он просил княжну Марью быть ласковою и доброю с его кузиной. Графиня Марья чувствовала вполне вину своего мужа; чувствовала и свою вину перед Соней; думала, что ее состояние имело влияние на выбор Николая, не могла ни в чем упрекнуть Соню, желала любить ее; но не только не любила, а часто находила против нее в своей душе злые чувства и не могла преодолеть их.» (эпилог часть 1 глава VII) 
«Соня всегда была первым предлогом, который избирала графиня Марья для своего раздражения. » (эпилог часть 1 глава IX)

К концу 1820 г. у Николая и Марьи Ростовых уже есть трое детей, супруги ждут четвертого ребенка. Их старшего сына зовут Андрюшей, младшего  Митей. Также у них есть 3-летняя дочь Наташа:

«За столом были мать, жившая при ней старушка Белова, жена, трое детей…» (эпилог часть 1 глава IX)
«…Андрюша, старший мальчик, подражая ей, пошел за ней на цыпочках.»  
«…маленькая, черноглазая трехлетняя Наташа, любимица отца…» (эпилог часть 1 глава IX) 
«…Митя шалил за столом. Папа не велел ему давать пирожного.» (дневник Марьи, эпилог часть 1 глава XV)

Николай особенно любит дочь Наташу, но старается не показывать это сыновьям

«— А знаешь, ты может быть несправедлив. Ты слишком любишь эту, — шёпотом по-французски сказала графиня Марья.  
— Да, но что́ ж делать?.. Я стараюсь не показать…» (эпилог часть 1 глава IX)  

По словам княжны Марьи, Николай является очень нежным отцом, но его нежность проявляется, когда ребенку уже год:

«— Ведь главное, он такой нежный отец, — сказала графиня Марья, оправдывая своего мужа; — но только, когда уже год или этак…» (эпилог часть 1 глава XI)

Николай и Марья Ростовы продолжают воспитывать Николеньку Болконского, сына покойного Андрея Болконского:

«Николинька, который был теперь пятнадцатилетний худой, с вьющимися русыми волосами и прекрасными глазами, болезненный, умный мальчик… <…>  
Воспитательница его, графиня Марья, все силы употребляла, чтобы заставить Николиньку любить ее мужа так же, как она его любила, и Николинька любил дядю; но любил с чуть заметным оттенком презрения. Пьера же он обожал.» (1820 г., эпилог часть 1 глава XII)

Спустя 6 лет брака Николай и Марья живут так же хорошо и мирно, но иногда и между ними бывают моменты враждебности и отчужденности. Это чувство чаще всего возникает в периоды беременности Марьи:

«Николай жил с своею женой так хорошо, что даже Соня и старая графиня, желавшие, из ревности, несогласия между ними, не могли найти предлога для упрека; но и между ними бывали минуты враждебности. Иногда, именно после самых счастливых периодов, на них находило вдруг чувство отчужденности и враждебности; это чувство являлось чаще всего во времена беременности графини Марьи. Теперь она находилась в этом периоде.» (1820 г., эпилог часть 1 глава IX)

Спустя годы брака Николай чувствует, что жена Марья является неотъемлемой частью его существования. Когда между супругами возникает конфликт, Николай чувствует, что «как будто пропал», и ничего не может делать:

«— Ах, какая ты смешная! Не по хорошу̀ мил, а по милу̀ хорош. Это только Malvina и других любят за то, что они красивы; а жену разве я люблю? Я не люблю, а так, не знаю как тебе сказать. Без тебя и когда вот так у нас какая-то кошка пробежит, я как будто пропал и ничего не могу. Ну, что я люблю палец свой? Я не люблю, а попробуй, отрежь его…» (1820 г., эпилог часть 1 глава IX)

Спустя годы брака княжна Марья все так же чувствует себя счастливой с Николаем:

«— Никогда, никогда не поверила бы, — прошептала она сама с собой, — что можно быть так счастливою. — Лицо ее просияло улыбкой; но в то же самое время она вздохнула, и тихая грусть выразилась в ее глубоком взгляде. Как будто кроме того счастья, которое она испытывала, было другое, недостижимое в этой жизни счастье, о котором она невольно вспомнила в эту минуту.» (1820 г., эпилог часть 1 глава IX)

Это было цитатное описание отношений Марьи Болконской и Николая Ростова в романе «Война и мир» Толстого, встречи героев, любовь, семья и дети, а также краткий план развития отношений персонажей по главам.

Смотрите: 
— Все материалы по роману «Война и мир»

Персональный сайт — Любовь (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир». Николай Ростов, Соня, княжна Марья)

То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, быть может, есть нормальное состояние. Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть. А.П. Чехов Любовь — это великое чувство, которое убивает разум. И это высокое чувство дарует высокое счастье, а счастье любить дано не каждому. Любовь спасает души, делает счастливыми тех, кто ищет любви, кто достоин ее. Само слово «любить» ассоциируется со светом, духовной чистотой и гармонией. Любит только духовно развитая личность. Ничего не появляется само собой, так и любовь. Она не может возникнуть из ничего. Любовь в романе «Война и мир» раскрывает характеры многих персонажей. Когда товарищи Николая Ростова «шутили ему, что он, поехав за сеном, подцепил одну из самых богатых невест в России, Ростов сердился». Николай был выше этого, у него даже в мыслях не было жениться на деньгах княжны Марьи или Жюли. Он не Борис и не Анатоль. Ростов был честным человеком и любил Соню. А ведь как раз честные люди страдают и мучаются угрызениями совести, когда к ним приходит уже зрелая любовь на смену той, которую они испытывали в отрочестве, юности. Анатоль Курагин, который вообще не знает, что такое испытывать чувство любви, сватаясь к княжне Марье, конечно не испытывает никаких чувств по отношению к ней. Но он женился бы на княжне, точнее, на деньгах ее отца, ее имени, не мучая себя сомнениями. Из всего этого вытекает вывод: плохим человеком быть легче, чем хорошим. Верно ли это? Перед нами есть живой пример Элен. Она и князь Анатоль, как бы неживые герои романа, потому что плохим людям, бездуховным, просто не даны многие радости, доступные хорошим и одухотворенным. Никогда в жизни Анатоль не испытывал того чувства, которое охватило Николая Ростова в церкви при виде молящейся княжны Марьи, — это чувство нужно заслужить духовной работой. Мне жаль Элен и князя Анатоля. Существуя в своем безнравственном и холодном мире, они даже представить себе не могут, какое это счастье — любить. Эти люди прекрасны внешне, но если заглянуть им внутрь, в их души, то мы не увидим там ничего, потому что там пустота. Николай не любил задумываться. Он был человеком простым, не любил рассуждать, «затем в гусары и пошел». Даже когда царь отказался оправдать Денисова — Ростов предпочел остаться нерассуждающим солдатом: подчиниться царскому слову и пить, чтобы не задумываться. На войне он твердо знал, «что ему думать нечего, что на то есть Кутузов и другие…». Он даже отрицал всякого рода умствования: «В мужчинах Ростов терпеть не мог видеть выражение высшей, духовной жизни (оттого не любил он князя Андрея), он презрительно называл это философией, мечтательностью…». Однако он ценил это «выражение высшей, духовной жизни» в своей сестре. Именно поэтому он был поражен Наташиным пением в вечер рокового проигрыша и любовался ею, когда она так танцевала у дядюшки. Его чувство к Соне вспыхнуло в нем, когда та была похожа на Наташу, — на святках, в морозную ночь. Сам того не подозревая, Николай искал женщину, жившую духовной жизнью. Такой оказалась княжна Марья, встретившаяся с ним на военной дороге. Но Николай чувствовал себя несвободным, так как дал слово Соне. Николай хотел понять, что влечет его к княжне Марье, и боялся, что это деньги. Поэтому он сердился, когда его друзья подшучивали над его знакомством с Болконской. И именно поэтому, встретившись с княжной Марьей во второй раз, — в Воронеже, «Николай долго один ходил взад и вперед по комнате, обдумывая свою жизнь, что с ним редко случалось». До встречи с княжной Марьей в Воронеже, «где мужчин не было никого, кто бы сколько-нибудь мог соперничать с георгиевским кавалером, ремонтером-гусаром и вместе с тем добродушным и благовоспитанным графом Ростовом», Николай ведет себя развязно и пошло. Когда губернаторша сказала, что его хочет видеть важная дама, племянницу которой он спас, Николай ответил: «Мало ли я их там спасал!» Но как только он понял, что речь шла о княжне Марье, он покраснел. «При упоминании о княжне Марье Ростов испытывал непонятное для него самого чувство застенчивости, даже страха». Тогда у него в мыслях не было, что это любовь. Но «Николай вдруг почувствовал желание и необходимость рассказать все свои задушевные мысли…этой почти чужой женщине» — воронежской губернаторше. Примечательно, что Пьер Безухов вслух о своем чувстве любви к Наташе говорит не просто незнакомому человеку, а французскому офицеру в Москве, отданной Наполеону. Это великое чувство любви заставляет героев совершать такие непредсказуемые поступки. Много причин тому, что не сложилось счастье Николая и Сони. Одна из причин — война, задержавшая Николая в полку и столкнувшая его с княжной Марьей. Также виной тому была его мать, мешавшая этому браку, и воронежские дамы, которые решили женить графа Ростова на княжне Болконской. Но, думаю, главной причиной разрыва Николая с Соней — характер обоих, так как нигде так полно не раскрывается характер человека, как в любви. Кажется, что Ростов преобразился после встречи с княжной Марьей, но «с несвойственной ему проницательной наблюдательностью замечал все оттенки характера княжны Марьи…». Но он остался собой: «Как в Тильзите Ростов не позволил себе усомниться в том, хорошо ли то, что признано всеми хорошим», так и теперь он поддался влиянию воронежских дам. «Мне часто в голову приходило, что это судьба» — сказал Николай губернаторше. Для Ростова характерно полагаться на судьбу. Однако его мучает мысль о Соне, ему приятно слышать слова, которые он не хотел бы слышать от матери, — о бедности Сони, о невозможности их брака. Он казнит себя и презирает, но знает, что ничего не изменить. А княжна Марья ничего не знает о Соне. В то время она не позволяла себе думать о своих личных мечтаниях и надеждах (умер ее отец, был ранен ее брат). Поэтому «не радостное, но болезненное чувство», овладело ею, когда опять появился Ростов, и она решает держать себя с ним сдержано. Но все это рушится, лишь стоит им увидеть друг друга. «Полным достоинства и грации движением она с радостной улыбкой приподнялась, протянула ему свою тонкую, нежную руку и заговорила голосом, в котором первый раз звучали новые, женские грудные звуки». Мадмуазель Бурьен с изумлением смотрела на княжну Марью. Она может принарядить себя бантиками и прической, но она, к сожалению, не знает, что ничего человека не преображает так, как любовь. Рассказывая о княжне, Толстой говорит о той внутренней духовной работе, которая делает человека прекрасным. Красота княжны Марьи заключалась в ее страданиях, стремлении к добру, в ее склонности обвинять и упрекать только себя. Соня преданно любила Николая — но в ней самой не было духовного огня, который переполнял Наташу и княжну Марью. Соня была своя, понятная, близкая — именно поэтому Николай не мог восторженно любить ее. Княжна Марья была далека, и поэтому «он не понимал ее, а только любил». В любви всегда должно оставаться что-то непонятно. Ведь то, что чувствовал Николай: «существо, бывшее перед ним, было совсем другое, лучшее, чем все те, которых он встречал до сих пор, и лучшее, главное, чем он сам» — такое же чувство владело Пьером, когда он понял, что любит Наташу, и Левиным в его любви к Кити; это чувство необходимо для любви, хотя иногда оно бывает обманчиво. У Толстого нет счастливых исходов всех жизненных невзгод. Его герои далеко не всегда получают заслуженное счастье. «У любви тысячи аспектов, и в каждом из них — свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание» (слова Пастернака). Эта мысль кажется естественной и простой, пока не вдумаешься в нее. Каждый, полюбив, думает, что это то самое единственное чувство, которое носит название любовь. Но она у каждого своя; и один человек может любить по-разному в разные годы своей жизни. Да и нельзя вполне раскрыть любовь, описать ее. Любовь можно только чувствовать.  

Война и мир — Книга десятая: 1812


Предыдущая глава Следующая Глава

Книга Десятая: 1812 — Глава XIII

На семнадцатое августа Ростов и Ильин в сопровождении Лаврушка, только что вернувшийся из плена и гусаром ординарно, оставили свою квартиру в Янкове, в десяти верстах от Богучарова, и поехал кататься — испробовать новую лошадь, купленную Ильиным, и найти узнать, есть ли сено в деревнях.

Последние три дня Богучарово пролежало между двумя враждебными армий, чтобы русским арьергардам было как можно легче добраться до это что касается французского авангарда; Ростов, как осторожная эскадра командующий, пожелал взять провизию, оставшуюся в Богучарово. прежде чем французы смогли их получить.

Ростов и Ильин были в самом приподнятом настроении. На пути к Богучарово, княжеское имение с жилым домом и фермой, где они надеялись найти много крепостных и хорошеньких девушек, они расспрашивал Лаврушку о Наполеоне и смеялся над его рассказами, и бежали друг за другом, чтобы попробовать лошадь Ильина.

Ростов понятия не имел, что деревня, в которую он въезжал, была собственностью того самого Болконского, который был женат на его сестре.

Ростов и Ильин дали поводья своим лошадям для последней скачки по склонить, не доходя до Богучарова, и Ростова, опережая Ильина, первым выскочил на деревенскую улицу.

«Ты первый!» — вскричал Ильин, покраснев.

«Да всегда первый и на лугу и здесь,» ответил Ростов, гладил свою разгоряченную донецкую лошадь.

— А я бы и на своем французике выиграл, ваше превосходительство, — сказал Лаврушка. сзади, намекая на свою потрёпанную ломовую лошадь, «только я не хотел умерщвлять тебя.

Пешком подъехали к амбару, где собралась большая толпа мужиков. стоял.

Некоторые мужчины обнажили головы, другие уставились на вновь прибывших не снимая шапок. Два высоких старых крестьянина с морщинистыми лица и скудные бородки выходили из таверны, улыбаясь, пошатываясь и напевая какую-то бессвязную песню, подошел к офицеры.

«Молодцы!» — смеясь, сказал Ростов. — Здесь есть сено?

— И как похожи друг на друга, — сказал Ильин.

«Мо-о-ст ме-р-р-и ко-о-м-па…!» пел один из крестьян с блаженная улыбка.

Один из мужчин вышел из толпы и подошел к Ростову.

«Кому ты принадлежишь?» он спросил.

— Французы, — шутливо ответил Ильин, — а вот и Наполеон сам» — и он указал на Лаврушку.

«Так вы русские?» переспросил мужик.

«И вас здесь много?» сказал другой, невысокий человек, подходит.

— Очень большой, — ответил Ростов. «Но почему вы собрались здесь?» он добавлен. «Это праздник?»

«Старики собрались, чтобы обсудить дела коммуны», — ответил крестьянин, удаляясь.

В этот момент на дороге, ведущей от большого дома, две женщины и человек в белой шляпе приближался к офицерам.

«Тот, что в розовом, мой, так что держись!» сказал Ильин, увидев Дуняша решительно бежит к нему.

«Она будет наша!» — сказал Лаврушка Ильину, подмигивая.

«Что тебе нужно, красотка?» сказал Ильин с улыбкой.

«Принцесса приказала мне узнать ваш полк и ваше имя.»

«Это граф Ростов, командир эскадрильи, и я ваш покорный слуга.»

«Ко-о-ом-па-ни!» взревел подвыпивший крестьянин с блаженной улыбкой, как он посмотрел на Ильина, разговаривающего с девушкой. Вслед за Дуняшей Алпатыч двинулся к Ростову, обнажив голову еще на расстоянии.

«Могу ли я осмелиться побеспокоить вашу честь?» сказал он почтительно, но с оттенком презрения к молодости этого офицера и с ладонь вонзилась ему в грудь. «Моя госпожа, дочь генерала в Великий князь Николай Болконский, умерший пятнадцатого числа сего месяц, оказавшись в затруднительном положении из-за хамства эти люди, — он указал на мужиков, — просят вас подойти к дом… Не подъедешь ли ты, пожалуйста, еще немного, — сказал Алпатыч с грустной улыбкой, «как не удобно в присутствия…? — Он указал на двух мужиков, которые держались как можно ближе к его, как слепней на лошадь.

«А!… Алпатыч… Ах, Яков Алпатыч… Гранд! Прости нас за Ради Христа, а? — радостно улыбаясь ему, сказали мужики.

Ростов посмотрел на подвыпивших мужиков и улыбнулся. воздуха, указывая на стариков свободной рукой.

— Нет, тут не до веселья, — сказал Ростов и поехал на маленьком пути. «В чем дело?» он спросил.

«Смею сообщить вашей милости, что здесь грубые крестьяне не желают выпускать хозяйку из имения и угрожают распрягите ее лошадей, так что хоть все и упаковано с утра ее превосходительство не может уйти».0004

«Невозможно!» — воскликнул Ростов.

— Имею честь сообщить вам истинную правду, — сказал Алпатыч.

Ростов спешился, отдал коня денщику и поехал Алпатыча в дом, расспросив его о положении дел. Оказалось, что предложение княгини хлеба крестьянам предыдущий день, и ее разговор с Дроном, и на встрече на самом деле имело такой плохой эффект, что Дрон, наконец, отказался от ключей и присоединился к мужикам и не явился, когда Алпатыч прислал для него; и что утром, когда княгиня приказала упряжи для ее путешествия, крестьяне пришли большой толпой к амбар и прислали сказать, что ее не выпускают из деревни: был приказ не двигаться и распрягать лошади. Алпатыч вышел их увещевать, но ему сказали (было говорил в основном Карп, Дрон не показывался в толпа), что они не могли отпустить княжну, что была наоборот, но что, если она останется, они будут служить ей как прежде и слушаться ее во всем.

В тот момент, когда Ростов и Ильин скакали по дороге, Княжна Марья, несмотря на уговоры Алпатыча, няни и горничных, приказали запрягать и собирались тронуться, но когда заметили кавалеристов, их приняли за французов, кучер побежал прочь, и женщины в доме начали причитать.

«Отец! Благодетель! Бог послал тебя!» воскликнул глубоко тронутый голоса, когда Ростов проходил через переднюю.

Княжна Марья беспомощно и растерянно сидела в большом гостиной, когда ввели Ростова. Она не могла понять, кто он и зачем он пришел, или что с ней происходит. Когда она увидела его Русское лицо, и по его походке, и по первым произнесенным словам узнала в нем человека своего класса, она взглянула на него с ее глубокий сияющий взгляд и заговорил голосом, и дрожал от волнения. Эта встреча сразу показалась Ростову романтическое мероприятие. «Беспомощная девушка, охваченная горем, оставленная на произвол судьбы. милость грубых, бунтующих крестьян! И какая странная судьба послала меня здесь! Какая нежность и благородство в ее чертах и выражение!» думал он, глядя на нее и слушая ее боязливая история.

Когда она начала рассказывать ему, что все это произошло днем после похорон отца ее голос дрожал. Она отвернулась, а затем, как будто опасаясь, что он может воспринять ее слова как намерение растрогать его к жалости, посмотрел на него с опаской вопросительный взгляд. Там были слезы на глазах у Ростова. Княжна Марья заметила это и взглянула с благодарностью смотрел на него тем сияющим взглядом, который делал невзрачным ее лицо забыть.

«Не могу выразить, княгиня, как я рада, что мне довелось прокатиться здесь и могу показать свою готовность служить вам, — сказал Ростов, рост. — Идите, когда хотите, и даю вам честное слово, что не кто-то посмеет причинить вам досаду, если только вы позволите мне действовать как ваш эскорт.» И почтительно кланяясь, как будто даме королевского крови, он направился к двери.

Почтительный тон Ростова, казалось, указывал на то, что хотя он считал себя счастливым знакомством с ней, он не хотел воспользоваться ее несчастьями, чтобы вторгнуться в нее.

Княжна Марья это понимала и ценила его деликатность.

«Я очень, очень благодарна вам,» сказала она по-французски, «но я надеюсь все это было недоразумением и что никто в этом не виноват». вдруг начал плакать.

«Извините!» она сказала.

Ростов, нахмурив брови, с очередным низким поклоном вышел из комнаты.

Предыдущая глава

Следующая глава

Вернуться к краткому изложению «Войны и мира» Вернуться в библиотеку Льва Толстого

Война и мир Льва Толстого: Часть 12 Глава 6

Приехав в Москву после свидания с Ростовым, княжна Марья нашла там своего племянника с его наставником и письмо от принца Андрей дает ей инструкции, как пройти к тете Мальвинцевой по адресу: г. Воронеж. То чувство, похожее на искушение, которое мучило ее во время болезни отца, после его смерти и особенно после ее встреча с Ростовым была задушена приготовлениями к путешествию, беспокойство о брате, обустройство нового дома, знакомство с новыми людей, и занимаясь образованием своего племянника. Она была грустна. Сейчас, после месяца, прошедшего в тихой обстановке, она чувствовала себя все более и более глубоко потеря отца, которая была связана в ее сознании с разорение России. Она была взволнована и постоянно подвергалась пыткам со стороны думала об опасностях, которым подвергся ее брат, единственный близкий лицо, теперь оставшееся ей, было разоблачено. Она тоже беспокоилась о образование ее племянника, за которое она всегда чувствовала себя некомпетентна, но в глубине души она чувствовала мир- мир, возникающий из сознания того, что задушил эти личные мечты и надежды, которые вот-вот проснутся в ней и были связаны с ее встречей с Ростовым.

На следующий день после вечеринки пришла губернаторша Мальвинцевой и, обсудив с теткой ее план, заметил что, хотя при нынешних обстоятельствах официальная помолвка конечно, не о чем подумать, все-таки молодые люди могут быть собрались и смогли узнать друг друга. Мальвинцева выразили одобрение, и жена губернатора заговорила о ростовских в присутствии Марии, хваля его и рассказывая, как он покраснел, когда Упоминалось имя княгини Марьи. Но княжна Марья испытала скорее болезненное, чем радостное чувство, — ее душевный покой был разрушены, и снова проснулись желания, сомнения, самоупреки и надежды.

В течение двух дней, прошедших до звонка Ростова, княжна Марья постоянно думал о том, как она должна вести себя с ним. Сначала она решила не приходить в гостиную, когда он зашел к ней тетя, что ей в глубокой печали не приличествовало бы принимать посетителей; потом она подумала, что это будет грубо после того, что он сделал для нее; потом ей пришло в голову, что ее тетя и губернаторша имела намерения относительно себя и Ростова — их взгляды и слова временами как бы подтверждали это предположение, она говорила себе, что только она, с ее греховной природой, может думать это из них: они не могли забыть того положения, в котором она находилась, в то время как все еще в глубоком трауре, такое сватовство было бы оскорблением для ей и в память об отце. Предполагая, что она спустилась, чтобы увидеть его, княжна Марья представила, какие слова он ей скажет и что она говорила ему, и эти слова иногда казались незаслуженно холодными а потом значит слишком много. Больше всего на свете она боялась, что замешательство, которое, как она чувствовала, могло сокрушить ее и предать, как только она видел его.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *