Княжеские раздоры
В лето 1139. Всеволод Ольговичпривел половцев к Прилуку, взял и иныые города, захватил Посулье. (Великий князь киевский) Ярополк же собрался против него с братьями своими и с сыновцами, с суздальцами и ростовцами, с полочанами и со смолянами. И угорский король (венгерский король Бела Слепец) послал ему помощь. Собрав много воинов, Ярополк пошел к Чернигову.
Всеволод же, узнав, что у Ярополкамного воинов, испугался. А люди черниговские возопили к Всеволоду:
-Ты надеешься бежать к половцам, а волость свою не боишься погубить? На что ты вернешься? Лучше оставь высокоумие свое и проси мира. Мы знаем милосердие Ярополка, он не радуется кровопролитью, но ради Бога захочет мира, ибо он блюдет землю Русскую.
Всеволод, слышав это, согласился и начал посылать послов с мольбою к Ярополку, прося мира. Ярополк же был благ и милостив нравом и, рассудив все, не захотел сотворить кровопролитие, но заключил мир.
(Из Ипатьевской летописи)
Княжеские раздоры
Всеволод — Черниговский князь, старший сын Олега Святославича («Гориславича»), внука Ярослава Мудрого.
Княжеские раздоры
Ярополк – сын Владимира Мономаха, брат Мстислава Великого и Юрия Долгорукого.
Княжеские раздоры
Рассказы русских летописей XII-XIV вв. М., 1968. С. 26.
В лето 1136 новгородцы призвали псковичей и ладожан и порешили на вече изгнать князя своего Всеволода. И посадили его на епископ двор с женою и с детьми и с тещею. И стража стерегла его день и ночь с оружием по 30 мужей на день. И сидел он 2 месяца, и отпустили его из города. А вот вины его:
1. Не блюдет смердов.
2. «Зачем ты хотел сесть в Переяславле?»
3. «Бежал с поля боя прежде всех».И не пустили его, пока другой князь не придет. В то же лето пришел в Новгород князь Святослав Ольговичиз Чернигова.
В лето 1137. 7 марта бежал Константин-посадник к Всеволоду и несколько других добрых мужей. И дали посадничество в Новгороде Якуну Мирославичу. Всеволод же пошел в Киев к стрыюсвоему Ярополку. Тогда поехали к нему псковичи…и взяли Всеволода княжить к себе…
Когда услышали новгородцы, что Всеволод во Пскове, то поднялся мятеж великий в Новгороде, так как не захотели люди Всеволода. А другие побежали к Всеволоду в Псков. Тогда новгородские люди разграбили дома их. Искали еще и то, кто из бояр был приятель Всеволоду, и брали с них до полторы тысячи гривен. Брали и с неповинных. И дали те деньги купцам снаряжаться на войну.
Потом Святослав Ольгович, собрав всю землю Новгородскую, привел брата своего и курянс половцами и пошел на Псков прогонять всеволода. И не покорились псковичи…
Подумав на пути, князь Святослав Ольгович и все люди повернули назад, сказав:
— Не будем проливать крови со своею братьею. Может быть, Бог уладит своим промыслом.
Тогда же преставился князь Всеволод Мстиславич во Пскове и положен был в церкви святой Троицы, которую сам создал.
(Из сообщений Новгородской Первой и Псковской летописей)
Новгород обретает независимость
Всеволод – князь новгородский, сын Мстислава Великого, внук Владимира Мономаха.
Новгород обретает независимость
Святослав – сын князя Олега Святославича, противника и двоюродного брата Владимира Мономаха.
Новгород обретает независимость
Стрый – брат отца.
Новгород обретает независимость
Куряне – жители Курска.
Новгород обретает независимость
Ныне на месте церкви, построенной князем Всеволодом, стоит Троицкий собор, который возвели в XVII в.
Новгород обретает независимость
Рассказы русских летописей XII-XIV вв. М., 1968. С. 24-25.
Причины и характер распада древнерусского единства в освещении С.Ф. Платонова
Раздоры на Руси презентация, доклад
История Древней Руси
Часть 15
Раздоры на Руси
при детях Ярослава
Порядок наследования до Ярослава
Раздел Русской земли по завещанию Ярослава
Почему Ярослав так разделил Русскую землю
План
4. Знамения и бедствия
5. Половцы
6. Князья-изгои
7. Причины
междоусобиц
8. Бесконечные усобицы
Неизвестно, был ли определен порядок наследования княжеских владений на Руси до Ярослава.
Порядок наследования до Ярослава
СХЕМА
После смерти Рюрика Киевом правил Олег, по преданию — родственник Рюрика. Неизвестно, были ли у Олега собственные дети.
Когда Олег умер, престол перешел к Игорю, сыну Рюрика.
После смерти Игоря, пока его сын Святослав был маленьким, страной правила жена Игоря Ольга. В источниках не упоминается о других детях Игоря и Ольги.
И когда Святослав вырос, он стал правящим князем в Киеве и на тех землях, которые завоевал и присоединил к Киеву.
Рюрик
862 — 879
Олег
879-912
Игорь
912-945
Ольга
945-957
Святослав
957 — 972
Ярополк
972 — 980
Олег
Умер в 977
Владимир I
980 — 1015
Прямое родство
Второстепенное родство
Родство по браку
862-879 — годы правления
правители
Жестокая усобица из-за власти началась сразу же после смерти Владимира между его сыновьями.
Владимир I
980 — 1015
Борис
Умер в 1016
Святополк I Окаянный
1015 — 1019
Ярослав Мудрый
1019 — 1054
Глеб
Умер в 1016
Святополк Окаянный погубил трех своих братьев: Бориса, Глеба и Святослава.
Ярослав, в свою очередь, воевал с родным своим братом Мстиславом и помирился с ним спустя десять лет после смерти отца.
Только после этого примирения началась мирная и славная пора княжения Ярослава.
Несмотря на бедственные примеры из собственной жизни и жизни своих предков, Ярослав Мудрый, умирая, разделил власть над Русской землей между пятью своими сыновьями.
Раздел русской земли по завещанию Ярослава
КАРТА РУССКИХ КНЯЖЕСТВ
Старшему сыну Изяславу достался главный и лучший «стол» — киевский.
Следующему, Святославу, — Чернигов, лучший «стол» после Киева.
Следующему по старшинству сыну Всеволоду — третий по значению «стол» — переяславский и так далее.
Итак, чем старше был князь, тем богаче и доходней досталась ему часть Русской земли.
1. Изяслав I
3. Всеволод
2. Святослав
5. Игорь II
4. Вячеслав
Новгород Великий
Псков
Киев
Владимир
Изяславль
Переяславль
Чернигов
Смоленск
Новгородское княжество
Киевское княжество
Черниговское княжество
Смоленское
княжество
Переяславское княжество
Владимиро-Волынское княжество
Ярослав так разделил земли, потому что в его представлении вся Русская земля принадлежала всем его сыновьям, всему его роду. И в то время казалось невозможным оставить всю землю одному сыну, а остальных обделить.
Почему Ярослав так разделил Русскую землю
В. Нагоргов.
Ярослав Мудрый
Старший в роду князь находился на киевском престоле и в торжественных случаях именовался как великий князь. Старший князь должен был заботиться о всех своих младших братьях, думать о чести и выгодах всего рода, а не только своих собственных. Он единственный имел право судить и наказывать младших князей, выдавать замуж сирот-дочерей.
Все остальные князья повиновались ему, но не как подданные, не как низшие, а как дети своему отцу. Об этом и просил их в своем завещании Ярослав. Он надеялся, что все его дети будут любить друг друга, никогда не будут ссориться и спорить и все будут решать с миром и любовью.
Любовь и согласие царили между князьями первые десять лет после кончины Ярослава. Они хранили завет своего отца и вместе сделали много полезного для Русской земли. Вместе они написали новые законы для «Русской Правды», известные под названием «Правда Ярославичей». Например, они отменили кровную месть. Вместе они совершили ряд удачных военных походов и расширили владения земли Русской.
Но вот начались бедствия на Руси. Летописец предваряет описание этих бедствий рассказами об ужасных знамениях, случившихся по всей Русской земле.
Знамения и бедствия
Нашествие саранчи. Миниатюра Радзивилловской летописи
Там реки шли вспять, вверх по течению, там звезда появилась с лучами кровавого цвета, там солнце утратило свой блеск и восходило без лучей, как месяц.
Три солнца на небе. Миниатюра Радзивиловской летописи
А в Киеве рыболовы выловили неводом такого отвратительного урода, что в ужасе забросили его обратно в реку. Вслед за знамениями пришли и бедствия.
Осмотр младенца-урода, выловленного рыбаками. Миниатюра Радзивилловской летописи
В степях на смену печенегам, разбитым Ярославом Мудрым, появился новый свирепый враг — кочевой народ половцы. Половцы заняли Черноморское побережье вплоть до реки Днепр.
Половцы
И. Билибин. Половецкий стан. Фрагмент картины
Свой первый опустошительный набег на Русь они совершили в 1061 году. Кочевники напали на Переяславскую землю, сильно разграбили ее и многих людей увели в плен. Этим набегом началась на Руси жестокая борьба с новым степным врагом, длившаяся почти без перерывов в течение двух столетий.
Горелик. Половецкий всадник
В 1064 году, через три года после первого набега половцев, началась и первая княжеская усобица. В 1057 году умер Вячеслав Смоленский. Старшие Ярославичи перевели на его место в Смоленск Игоря из Волыни, а на Волынь перевели племянника Ростислава из Ростова. Но через три года умирает Игорь, и старшие братья не переводят Ростислава на его место.
Князи-изгои
Ростислав рассердился на дядей и убежал в Тмуторокань собирать силы для мести.
Гермонасса-Тмутаракань-Тамань
Ростислав был сыном самого старшего сына Ярослава Владимира Новгородского, строителя новгородского храма Святой Софии.
Святой Владимир князь Новгородский, фрагмент росписи верхнего храма
Спасо-Преображенского собора, Валаамский монастырь, 2005 год
Владимир умер за два года до кончины Ярослава и поэтому никогда не занимал киевский престол. А право на передвижение по лестнице престолов имели только те князья, чьи отцы занимали киевский престол.
План Киевского Кремля
в XII веке
Если отец умирал, не достигнув главного престола, его дети и все их потомки лишались права на киевский престол. Они теперь целиком зависели от милости старших князей. Старшие могли дать им какую-нибудь маленькую, бедную волость, а могли и вовсе ничего не дать. Таких обделенных князей называли изгоями.
Князь Ростислав Владимирович оказался именно таким князем-изгоем. Ростислав был человек легендарный, недаром современные писатели пишут романы о его жизни. Красивый, храбрый, умный, он, конечно, считал себя несправедливо обиженным. Собрав своих друзей, а их у него было немало, он отправился в Тмуторокань и захватил ее у Глеба, сына Святослава Ярославича.
Киев
Тмуторокань
Царьград
Ростислав быстро покорил кавказские и степные народы, которые жили рядом. Но этим очень напугал соседей-греков, и греки решили избавиться от опасного князя. Они подослали к Ростиславу отравителя. И тот на пиру, провозгласив тост за здоровье хозяина, незаметно выпустил из-под ногтя яд в бокал Ростислава. Доверчивый Ростислав выпил отравленное вино и через шесть дней умер, оставив троих сыновей-сирот. Так со смертью князя Ростислава кончилась первая усобица. Но тут же начались новые и новые.
Рерих Н.К. Молящаяся в княжеских хоромах
Первая причина междоусобиц состояла в том, что количество князей с каждым поколением увеличивалось и волостей для них не хватало. Старшим князьям приходилось отдавать младшим часть своих владений. Но наделить каждого младшего князя равной частью было невозможно. И вот все больше и больше дробилась Русская земля. Все больше и больше было мелких княжеств. Но и недовольных князей становилось тоже все больше и больше.
Сражение войск Изяслава Владимировича Муромского с войсками Олега Святославича Черниговского. Миниатюра Радзивилловской летописи
Причины междоусобиц
Вторая причина заключалась в положении князей-изгоев. Каждый из них считал себя незаслуженно обиженным и стремился с оружием в руках завоевать лучшую часть. Причем на Руси в то время считалось обыкновенным делом искать союза с любым другим народом — с половцами, поляками, немцами, лишь бы те согласились помочь пойти войной на брата.
О.Ф. Федоров
Половцы грабят русский город во время княжеской усобицы
Третья причина состояла в том, что каждый князь старшего рода боялся умереть — не получив киевского престола, тем самым он оставлял всех своих детей и внуков изгоями.
По всем этим причинам разрешить недовольства между князьями мирным путем было невозможно. И судом между ними было поле битвы.
И. Архипов. Войны с соседями
Потребуется очень много времени, чтобы описать все распри, ссоры и даже злодеяния князей-братьев друг против друга. В 1073 году Святослав и Всеволод заподозрили старшего брата Изяслава в каких-то кознях против них и выгнали его из Киева. На киевский престол сел Святослав, а Всеволод переселился в Чернигов.
Бесконечные усобицы
Летописец с болью пишет о ссорах между братьями: «А Святослав сел в Киеве, прогнав брата своего, преступив заповедь отца, а больше всего Божью. Велик ведь грех — преступать заповедь отца своего».
Княжеская усобица. Миниатюра Радзивилловской летописи
Через три года Святослав умер. Всеволод примирился с Изяславом, и тот вернулся в Киев. Изяслав не мог простить обиду Святославу и изгнал всех его сыновей в далекие от Киева города и волости.
И. Архипов. Княжеская дружина
Святославичи объединились, призвали в союзники половцев и пошли на своих дядей. В жестокой сече погиб Изяслав. Киевский престол занял Всеволод, но и его время было временем раздоров и войн.
Данная презентация составлена по курсу
«Православная культура»
Православной общеобразовательной
школы-пансиона «Плёсково»
Московской области
Презентацию выполнила Рябчук С. М. для сайта
«Светочъ. Основы православной веры в презентациях»
http://svetoch-opk.ru
Глава 1. Как изучают родную историю?
Урок 1. Истоки и источники
Урок 2. Свидетели и свидетельства
Урок 3. Заговорившие следы прошлого
Глава 2. На заре русской истории.
Урок 4. Древние славяне
Урок 5. Создатели славянской письменности
Урок 6. Византия и Древняя Русь
Урок 7. Начало Киевской Руси
Урок 8. Святая равноапостольная княгиня Ольга
Глава 3. Просвещение Руси.
Урок 9. Святой равноапостольный князь
Владимир
Урок 10. Крещение Руси
Урок 11. Ярослав Мудрый и его время
Урок 12. Законы и порядки на Руси во время
Ярослава Мудрого
Урок 13. Расцвет культуры на Руси при Ярославе
Мудром
Урок 14. Киево-Печерская лавра
Глава 4. Раздоры и междоусобицы на Руси.
Урок 15. Раздоры на Руси при детях Ярослава
Урок 16. Владимир Мономах
Урок 17. Слово о полку Игореве
Глава 5. Расширение Руси.
Урок 18. Выбор князя Андрея Боголюбского
Урок 19. Древнерусский город и его население
Урок 20. Искусство Древней Руси
Глава 6. Щит и слава Руси.
Урок 21. Господин Великий Новгород
Урок 22. София Новгородская
Урок 23. Берестяные грамоты
Урок 24. Псков
Глава 7. Испытания земли Русской.
Урок 25. Первая встреча с монголо-татарской
ордой
Урок 26. Батыево нашествие
Урок 27. Монголо-татарское иго на Руси
Урок 28. Святой князь Александр Невский
Урок 29. Москва и Московское княжество
Урок 30. Куликовская битва
Урок 31. Преподобный Сергий Радонежский
Глава 8. Возрожденная Русь — Россия.
Урок 32. Свержение ордынского ига
Урок 33. Объединение русских земель вокруг
Москвы
Урок 34. Единство России
Скачать презентацию
38 фактов о Киевской Руси без исторических споров и княжеских усобиц * Факты
Вот уже несколько сотен лет историки ломают копья над Киевской Русью, или как еще называют Древнюю Русь. Некоторые из них даже отрицают существование такого государства в принципе. Ситуация усугубляется геополитической ситуацией, которая сложилась и постоянно ухудшается на бывших землях Киевской Руси в последние 30 лет, после распада СССР. Историки все чаще не изучают прошлое, а выполняют политический заказ элит своего государства. Поэтому абсурдно надеяться, что дискуссия о Киевской Руси в обозримом будущем будет иметь какое-то конструктивное завершение.
И все же Киевская Русь, считать ее государством или нет, существовала. Люди жили на землях от Северной Двины до Таманского полуострова и от притоков Днепра до верховьев. Жили они по-разному: воевали и объединялись, бежали от гнета и переходили под руку сильных князей. До монгольского нашествия в 13 веке Киев, даже неоднократно переходивший из рук в руки и разрушаемый, оставался своеобразным символом единства, пусть и иллюзорного единства. А простые люди, как и во все прежние и грядущие времена, должны были работать в поле или в мастерской, зарабатывая себе на жизнь, и не забывать платить дань. Когда зерном или деньгами, а когда собственной кровью или жизнью. Попробуем отказаться от исторических споров и бесконечных войн князей за все скудные и просыхающие наделы, а обратим внимание на более приземленные стороны жизни славян в Киевской Руси.
1. Сеют на территории Киевской Руси, в основном, озимую рожь (корм для людей) и овес (корм для лошадей). Яровая пшеница и ячмень были второстепенными культурами. На более богатых южных землях выращивали гречиху, бобовые и технические культуры — коноплю и лен.
2. В каждом дворе были свои огороды с горохом, капустой, репой и луком. Овощи на продажу выращивали только вокруг больших городов.
3. Поголовье скота, включая лошадей, было небольшим. Животных держали меньше года — после наступления холодов под нож шли свиньи, козы и овцы без приплода. Мясной рацион дополнялся птицей и охотой.
4. Собственные алкогольные напитки были доступны только очень небольшой крепости, в пределах нескольких процентов. Пили в основном мед, чай и кисель. Алкоголь был доступен только верхушке общества.
5. Основными сельскохозяйственными экспортными товарами были мед и сопутствующий воск.
6. Торговое земледелие было почти исключительно на княжеских и монастырских землях. Самостоятельные фермеры работали практически только для того, чтобы прокормить себя и свои семьи. Тем не менее зарубежные современники описывают большое разнообразие продуктов, продаваемых на рынках по низким для Европы ценам.
7. Доходы княжеских монастырских земель были большими. Монастыри могли позволить себе содержать фруктовые сады, а князья держали табуны лошадей, исчисляемые тысячами.
8. Слово «кладбище» стало обозначать кладбище только примерно в 18 веке. Изначально, во времена Киевской Руси, она входила в состав территории княжества, в котором находился представитель по сбору податей. Княгиня Ольга изобрела погосты, чтобы остановить полюдье — зимнее собирание налогов. Во время полюдья князья и дружины резвились вовсю, иногда собирая все, что видели (за это, собственно, и пострадал князь Игорь). Теперь фактически была введена подушная подать, которая собиралась на погосте.
9. Большое значение для экономики Киевской Руси имела торговля. Было много городов, возникших как место обмена товарами между ремесленниками и земледельцами, поэтому торговать было чем. Киевская Русь вела активную внешнюю торговлю, находясь на пути от варягов к грекам. За границу вывозились меха, ткани, воск и драгоценности, но основным экспортом были рабы. И не иностранцы, захваченные где-то, а соотечественники. Основными импортируемыми товарами были оружие, цветные металлы, пряности и предметы роскоши, в том числе дорогие ткани.
10. В России семья не являлась юридической единицей в нынешнем понимании — она не владела имуществом. Что-то принадлежало жене, что-то мужу, но не соединялось в семье и могло продаваться, передаваться по наследству отдельно. Об этом свидетельствуют многочисленные сохранившиеся грамоты и завещания. Один из этих документов сообщает о покупке земли мужем у жены, ее сестры и зятя.
11. Сначала торговлей занимались князья и воины. Примерно с XI века князья стали довольствоваться повинностями, а воины — жалованьем.
12. Ко времени монгольского нашествия на Руси насчитывалось около 60 ремесел. В некоторых городах их было даже до 100. По уровню развития техники ремесленники не уступали своим европейским коллегам. Ремесленники плавили сталь и изготавливали оружие, изготовляли изделия из дерева, стекла и цветных металлов, пряли и ткали ткани.
13. Несмотря на серьезное имущественное расслоение, голода и обилия нищих в Киевской Руси не было.
14. Многочисленные сказители, развлекавшие народ на рынках, описывали в своих произведениях ратные подвиги героев прошлого. Таких героев было до 50.
15. Города и крепости строились из дерева. Каменных крепостей было всего три, плюс Владимирский замок Андрея Боголюбского.
16. В Киевской Руси было много грамотных людей. Даже после крещения грамотность не стала прерогативой церковных деятелей. Сохранились даже берестяные грамоты из быта.
Береста приглашение на свидание
17. Во времена своего расцвета Киев был очень большим и красивым городом. Заокеанские гости даже сравнивали его с Константинополем, который был тогда настоящей столицей мира.
18. После крещения Руси Владимиром влияние язычества оставалось очень сильным. Даже князья и их окружение часто называли детей славянскими именами. Иногда это приводило к путанице: летописцы называют одного и того же человека разными именами: полученным при крещении и данным при рождении.
19. Кроме многочисленных славянских племен, на Руси жили и другие народы. Итак, в Киеве существовала довольно многочисленная еврейская община. В свою очередь, многие славяне проживали в городах, граничащих с Киевской Русью, в первую очередь на Дону.
20. Несмотря на достаточно развитую систему права (в «Русской правде», например, более 120 статей), Киевскую Русь погубила именно юридическая неопределенность в наследовании княжеского титула. Наследование по принципу старшинства в роду, когда дядя, например, получал стол в обход княжеского сына, не могло не привести к конфликтам и междоусобицам.
21. Поход князя Олега на Константинополь в 907 году в летописи выглядит как голливудский боевик: 2000 лодок по 40 воинов, несущихся к воротам города на колесах. Причем по 12 гривен (это примерно 2 кг) дани за каждую ладью уключину. Но договор 911 вполне реальный: взаимная дружба и уважение, неприкосновенность купцов и т. д. О беспошлинной торговле ни слова. Но есть пункт об оказании помощи иностранным морякам, терпящим бедствие. В Европе в те годы вовсю процветало прибрежное право: все, что утонуло у берега, принадлежит хозяину прибрежной земли.
22. За один торговый рейс в Константинополь из Киева перевозилось до 5000 тонн грузов. Их меньше везли обратно, потому что византийские товары были легче. Через перевал Сен-Готард — единственную дорогу, соединяющую Северную Европу с Южной Европой — через 500 лет перевозили около 1200 тонн грузов в год. Существовал и другой способ перевозки товаров из России в Константинополь и обратно. Рабы сидели на веслах кораблей, которыми Русь очень активно торговала. В Византии продавались не только привезенные товары, но и рабы и даже корабли — «грекам в доску». Обратный путь был проложен по суше.
23. Князь Игорь убит древлянами за несдержанность в сборе дани. Сначала он позволил варяжским наемникам грабить это племя, а потом пришел с той же целью сам. Древляне поняли, что другого способа избавиться от великокняжеского рэкета нет.
24. При Ольге Русь вполне могла принять крещение от Папы Римского. Раскол между церквами только начался, и поэтому княгиня, крещеная в Константинополе, после разногласий с местными иерархами отправила гонцов к императору Оттону I. Тот послал в Россию епископа, который где-то по дороге умер. Доставьте епископа в Киев, история могла бы сложиться иначе.
25. Легенда о «отливке религий», которую, якобы, провел князь Владимир перед крещением Руси, скорее всего, была придумана, чтобы показать, насколько осторожен и вдумчив был князь-креститель. В нем говорится, что князь призывал проповедников католицизма, иудаизма, ислама и православия. Послушав их выступления, Владимир решил, что для России больше подходит православие.
26. Гораздо более разумным выглядит предположение, что ему нужен был политический союз с Византией. Сам Владимир уже был крещен, и византийскому императору требовалась военная помощь русских. Кроме того, Владимир успел провозгласить условие автокефалии церкви в своем княжестве. Официальной датой принятия христианства Русью является 988. Правда, еще в 1168 году князь Святослав Ольгович изгнал епископа Антония из Чернигова за то, что тот мучил князя требованием не есть мяса в постные дни. А двоеженство открыто существовало до 13 века.
27. Именно при Владимире Великом началась практика строительства насечных линий, укреплений и крепостей для защиты границ государства от кочевников. Последним таким укреплением можно смело считать так называемую «Линию Сталина», построенную перед Великой Отечественной войной.
28. Первый еврейский погром в истории России произошел в 1113 году. Набеги половцев разорили и разрушили приют многих людей. Они стекались в Киев, и им приходилось занимать деньги у богатых киевлян, многие из которых по совпадению были евреями. После смерти князя Святополка киевляне призвали княжество Владимира Мономаха. Сначала он отказался, а после этого народ выразил недовольство грабежами и погромами. Со второго раза Мономах принял княжение.
29. Иностранные источники сообщают, что в XI веке Киев был конкурентом Константинополя. Через браки Ярослав Мудрый породнился с правителями Англии, Польши, Германии, Скандинавии, Франции и Венгрии. Дочь Ярослава Анна была женой французского короля Генриха I, а ее дочь, в свою очередь, была замужем за императором Священной Римской империи Генрихом IV.
30. В период расцвета Киевской Руси (в XIII веке) на ее территории было 150 городов. Двумя веками раньше их было всего 20. Название «Гардарика» — «Страна городов» — данное России иноземцами, появилось не потому, что они были поражены количеством городов, а из-за их территориальной плотности — ни более, ни менее большое село было отгорожено стеной. ..
31. Типичная иллюстрация центробежных тенденций в России: Ипатьевская летопись около 80 лет фиксирует 38 «разборок» между князьями. За это же время родилось или умерло 40 принцев, произошло 8 затмений Солнца или Луны и 5 землетрясений. Князья отбивали нашествия или сами ходили в походы против иноземцев всего 32 раза — реже, чем воевали между собой. Некоторые «раздоры» продолжались десятилетиями.
32. Деньги Киевской Руси непосвященных могли сильно поразить своим разнообразием. В обращении находились любые монеты из золота и серебра, привезенные из дальних стран. Князья чеканили собственные монеты. Все они были разного размера и достоинства, что давало работу менялам. Денежной единицей вроде бы была гривна, но, во-первых, гривны были разного веса, а во-вторых, они были разных видов: золотые, серебряные и гривны кун (сокращение от «мех куницы»). Их стоимость, конечно, тоже не совпадала — кунская гривна была в четыре раза дешевле серебряной гривны.
33. Из металлов на территории Киевской Руси присутствовало только железо. Свинец был привезен из Богемии (современная Чехия). Медь привозили с Кавказа и Малой Азии. Серебро привозили с Урала, Кавказа и Византии. Золото пришло в виде монет или военных трофеев. Они чеканили собственные монеты из драгоценных металлов.
34. Новгород был колыбелью профессионального строительного ремесла в России. Более того, в других землях, где предпочитали строить артели, эта специализация вызывала насмешки. Перед одним из сражений киевский воевода, желая спровоцировать новгородцев, пообещал обратить их в рабов и отправить в Киев строить дома для киевских воинов.
35. Для изготовления одежды использовались ткань, войлок, пенька и лен. Тонкие ткани, в том числе шелковые, ввозились в основном из Византии.
36. Охота играла важную роль в хозяйственной жизни населения Киевской Руси. Она давала мясо для еды, шкуры для одежды и налоги. Для князей охота была развлечением. Они держали конуры, охотились на птиц, а у некоторых даже были специально обученные леопарды.
37. В отличие от европейских феодалов, русские князья не имели замков и дворцов. Княжеский дом мог быть укреплен, если он одновременно служил отрядом — внутренним городским укреплением. В основном дома князей практически не отличались от жилищ бояр и зажиточных горожан — это были деревянные дома, возможно, большего размера.
38. Довольно широко было распространено рабство. В рабыни можно было попасть, даже женившись на рабыне. А по зарубежным свидетельствам преобладающим языком восточных невольничьих рынков был русский.
Смотрите видео: Как Кремль фальсифицирует историю Киевской Руси, чтобы подорвать честную историю Украины. Эпизод 1 (декабрь 2022 г.).
Благоверный великий князь Игорь Киевский и Черниговский
Святой князь Игорь Черниговский: Середина XII века была тяжким временем непрекращающихся междоусобиц за Киевское княжество между двумя княжескими племенами: Олеговичами и Мстиславичами. Все они были близкими родственниками, все были правнуками Ярослава Мудрого. Мстиславичи назывались по имени своего отца, святого Мстислава Великого (память 15 апреля), сына Владимира Мономаха (откуда и другое их название: «Мономашичи»). Олеговичи назывались по имени Олега Святославича (+ 1115), прозванного «Гориславичем» из-за его горькой [«запекшейся»] судьбы. Олег Гориславич был сыном киевского князя Святослава (+ 1076), участвовавшего в перенесении мощей святых страстотерпцев Бориса и Глеба в 1072 году (память 2 мая). Святослав был владельцем двух самых замечательных богословских сборников того времени — «Святославского Изборника [избраний святых отцов] 1073 года» и «Изборника 1076 года».
В некоторых старых Месясловах [Минеях] сам князь Святослав почитался угодником Божиим, но особенно прославлялись два его внука: святитель Николай Святоша (память 14 октября) и двоюродный брат Николая, святой мученик князь Игорь Олегович, сын Олега Гориславича.
Святитель Николай Святоша и Святитель Игорь Олегович олицетворяют два разных пути христианской святости в Древней Руси. Святитель Николай оставил мир и свои княжеские обязанности, чтобы стать простым монахом. Он умер мирно, после почти сорока лет пребывания в монастыре. Святой Игорь, волею Божией вовлеченный в борьбу за Киевское княжество, своим мученичеством изгладит грех княжеской междоусобицы.
В 1138 году Великое княжество Киевское принял старший брат Игоря Всеволод Олегович (прадед святого Михаила Черниговского). Хотя его правление продлилось всего несколько лет и было наполнено постоянными войнами, князь Всеволод считал Киев своим владением по завещанию [взгляд, отчасти противоречащий сложной «удельной» системе, меняющей князей по старшинству], и он решил завещать его в наследство своему брату Игорю. Для этого он привел в пример князя Владимира Мономаха и сказал, как бы умышленно провоцируя Мономашичей: «Владимир назначил Мстислава, сына своего, следовать за ним в Киев, а Мстислав назначил брата своего Ярополка. «И сим заявляю, что, если Бог возьмет меня, я отдам Киев брату моему Игорю».
Надменные слова Всеволода, которого не любили киевляне, стали поводом для разжигания вражды против его брата Игоря и всех Олеговичей. «Не хотим, чтобы он наследовал», — постановил Киевский собор. Злоба и высокомерие князя спровоцировали недоброжелательность и высокомерие киевлян. Святой Игорь, против воли втянутый в самый центр событий, стал невинной жертвой нарастающей ненависти.
1 августа 1146 года умер князь Всеволод, и киевляне целовали крест, приняв Игоря своим новым князем. Игорь приложился к кресту и пообещал, что будет справедливо править киевлянами и защищать их. Но киевские дворяне нарушили свою клятву верности, когда целовали крест, и немедленно пригласили Мстиславичей в Киев с их войсками. Под Киевом бушевал бой между войсками князя Игоря и войсками Изяслава Мстиславича. В очередной раз нарушив присягу, киевские войска во время битвы перешли на сторону Изяслава. Четыре дня Игорь Олегович скрывался в болотах около Киева. Потом его взяли в плен, отвезли в Киев и посадили в «блокгауз». Это было 13 августа. Его княжеское правление продлилось всего две недели.
Чтобы освободить заключенного из «блокгауза» — сырого сруба без окон и дверей, необходимо было «вырубить» его оттуда. Многострадальный Игорь тяжело заболел, и думали, что он умрет. В этих условиях враги князя решили «вырубить» его из темницы и постричь в схиму в Феодоров монастырь. С помощью Божией князь выздоровел. Будучи монахом в монастыре, он проводил время в слезах и молитвах.
Продолжалась борьба за Киев. Подстрекаемая гордыней и слепой ненавистью, ни одна из сторон не хотела уступать. Решив уничтожить род Олеговичей и всех его князей, Киевский собор в следующем году решил убить князя-монаха.
Митрополит и духовенство попытались их образумить и остановить. Правящий в Киеве князь Изяслав Мстиславич и в особенности его брат Владимир пытались предотвратить это бессмысленное кровопролитие и спасти святого мученика, но сами были в опасности от злобной толпы.
Толпа ворвалась в храм во время Святой Литургии, схватила Игоря, молившегося перед иконой Божией Матери, и вытащила его, чтобы убить. Князь Владимир остановил толпу у ворот монастыря. Игорь сказал ему: «Брат, ты меня покинешь?» Владимир спрыгнул с коня, желая помочь, и накрыл его своим княжеским плащом, говоря киевлянам: «Братья, не убивайте!» По свидетельству Летописи, «Владимир привел Игоря во дворец матери своей, и устремились они на Владимира».