Правление Ярослава Мудрого
Сахаров А. Н., Буганов В. И. История России с древнейших времен до конца XVII века: Учебник Правление Ярослава Мудрого
Вторая усобица на Руси. 15 июля 1015 г. Владимир Святославич скончался, прожив немногим более 50 лет. Он разболелся в тот момент, когда готовился к походу на Новгород после того, как княживший там его сын Ярослав, родившийся от полоцкой княжны Рогнеды, начал против отца мятеж, перестал уплачивать в Киев положенную дань. Ярослав, как когда-то Владимир, обратился за помощью к варягам, но в этот момент и пришло известие из Киева о смерти великого князя.
Из 12 сыновей от различных жен Владимира большинство осталось в живых и уже были взрослыми князьями. Но их положение в княжеской семье было различным. Поскольку двое старших сыновей от Рогнеды Вышеслав и Изяслав умерли, претендентом на русский престол оставался старший в роду Святополк, приемный сын, которого Владимир не любил.
Наиболее близкими к нему сыновьями были дети от принцессы Анны Борис и Глеб. Особенно отец любил Бориса, держал его при себе, поручал ему командовать своей дружиной. В момент смерти отца Борис как раз находился в очередном походе против печенегов.
Но передать ему престол Владимир не мог, так как тем самым нарушался бы принятый повсеместно порядок наследования трона по старшинству и по прямой мужской линии. Создавалась весьма сложная ситуация с престолонаследием. За возвышением Бориса с тревогой наблюдали опальный Святополк и засевший в Новгороде, второй по старшинству из оставшихся в живых сыновей Ярослав.
Едва Владимир умер, как власть в Киеве взял Святополк. Княжеская дружина находилась в походе и воспрепятствовать ему не могла. Для того чтобы укрепить свою власть, Святополк начал подкупать киевлян, раздавать им деньги, различные подарки. Но, как отмечает летописец, сердце киевлян было с юным князем Борисом.
Весть о смерти отца пришла к Борису в тот момент, когда он был с дружиной на реке Альте, так и не найдя печенегов. Ближние люди стали уговаривать его повести дружину на Киев и взять в руки власть. Но Борис отказался сделать это, то ли руководствуясь нравственными мотивами и не желая нарушить порядок престолонаследия, то ли опасаясь штурмовать Киев, где Святополк собрал уже достаточно сторонников. Встретив отказ, войско разбрелось по домам, а сам он остался лишь с телохранителями.
Этим незамедлительно воспользовался Святополк. В Киеве он сформировал отряд воинов во главе с боярином Путшей и приказал им убить Бориса. Убийцы, разметав охрану Бориса и убив его любимого телохранителя, ворвались в шатер и бросились с копьем на молящегося князя. Под их ударами он упал бездыханным рядом со своим слугой. Когда завернутое в шатер тело Бориса привезли в Киев, и бросили к ногам Святополка, тот обнаружил, что Борис еще дышит.
Но оставался еще муромский князь Глеб. Святополк направил к нему гонцов с просьбой прибыть в Киев, так как отец тяжело болен. Ничего не подозревавший Глеб с небольшой дружиной отправился в путь — сначала на Волгу, а оттуда к Смоленску и затем в ладье в Киев. Уже в пути он получил известие о смерти отца и убийстве Бориса. Глеб остановился и пристал к берегу. Здесь на полпути к Киеву на Днепре и застали его люди Святополка. Они ворвались на корабль, перебили Глебовых дружинников, а потом по их приказу повар Глеба зарезал его ножом.
Смерть юных братьев потрясла русское общество. Борис и Глеб со временем стали символами непротивления злу, праведности, добра и мученичества во славу светлых идей христианства. Оба князя уже в XI в. стали первыми русскими святыми.
Святополк уничтожил и еще одного из братьев — Святослава, который правил в Древлянской земле. Теперь друг против друга вновь встали Киев, где окончательно утвердился Святополк, получивший в народе прозвище «Окаянного», и Новгород, где оставался Ярослав Владимирович.
Ярослав, которому в это время было 28 лет, удивительно повторил судьбу отца. В начавшейся междоусобице Ярослав тоже обратился за помощью к варягам, собрал войско со всего севера Руси. Он вел на Киев 40-тысячную рать. Святополк выступил навстречу Ярославу с киевской дружиной и нанятой печенежской конницей.
Противники встретились на Днепре ранней зимой 1016 г. близ города Любеча и встали на противоположных берегах реки. Ярослав атаковал первым. Ранним утром на многочисленных ладьях его рать переправилась на противоположный берег. Ярослав обратился к своему войску с пламенной речью, затем его воины оттолкнули от берега ладьи, как бы показав, что назад им хода нет, и ударили на киевлян. Зажатые между двумя уже замерзшими озерами воины Святополка пришли в замешательство и вступили на тонкий лед, который стал ломаться под их тяжестью. Разгром Святополковой рати был полный. Сам великий князь бежал в Польшу, к своему тестю Болеславу I.
Общее восстание горожан заставило поляков убраться восвояси. Но, уходя из Киева, они ограбили город, увезли с собой массу людей, в частности дочь Владимира и сестру Ярослава Предславу. Ушел вместе с поляками и верховный иерарх русской церкви Анастас, взяв с собой всю казну главного собора Руси — Десятинной церкви. Поляки захватили и Червенские города.
В это время Ярослав в Новгороде набирал новую рать. Богатые горожане оказали ему поддержку, пожертвовав большие средства на наем войска. Собрав достаточно сил, Ярослав вторично двинулся на юг. Святополк не стал искушать судьбу. Слишком велико было против него негодование киевлян, не простивших ему привод в Киев поляков. Он бежал к печенегам. Соперники вновь встретились в открытом бою в 1018 г. На этот раз местом сражения стал берег реки Альты, неподалеку от того места, где был злодейски убит Борис. Это придало войску Ярослава дополнительные силы. Трижды полки враждующих сторон сходились в рукопашных схватках. К концу дня Ярослав одолел соперника и тот бежал. Сначала Святополк оказался в польских землях, потом двинулся в землю чехов и умер в пути.
Братья жили мирно и даже предпринимали объединенные походы против внешних врагов. Так, их объединенное войско нанесло поражение польскому королю, после чего спорные Червенские города снова отошли к Руси.
Русь в X — XI вв.
В 1036 г. Мстислав во время охоты разболелся и вскоре умер. Он не имел наследников, поэтому его часть Руси отошла к Ярославу. Так через двадцать с лишним лет после смерти Владимира Русь снова стала единой.
Правление Ярослава Мудрого. Междоусобица показала, сколь непрочным еще было объединение Руси, сколь сильны были стремления некоторых земель к отделению от Киева. Эти стремления не могли притушить и сыновья Владимира. Напротив, сами они попадали под влияние той среды, в которой жили и правили. Общую политику той или иной земли определяли не столько правители, сколько общий уклад жизни населения, уровень его экономических, культурных, религиозных связей с центром.
На Руси, которая отличалась своими огромными территориями, по существу никогда не было и не могло быть такого прочного единства, как в небольших государствах Запада. И уровень различия этих земель во всех отношениях, но в первую очередь в развитии хозяйства, культуры, во многом содействовал постоянной борьбе окраин против центра, децентрализации страны.
Став «самовластием», Ярослав пошел по пути отца. Он послал в крупные города и земли своих сыновей и требовал их беспрекословного повиновения. В Новгород отправился старший сын Владимир, а после его смерти туда был послан следующий по старшинству сын Изяслав, Святославу он отдал под управление черниговскую землю, Всеволоду — выросший к этому времени в сильную крепость Переяславль. Другие его сыновья были посланы в Ростов, Смоленск, Владимир-Волынский.
Стремясь установить порядок и законность в русских землях, Ярослав в начале своего правления ввел в действие первый на Руси писаный свод законов «Русскую Правду». В основе его лежали старые традиции, устный «Закон русский», который упоминается еще в договорах Руси с Византией.
«Русская Правда» строго наказывала за умышленное убийство. Причем допускалась еще кровная месть: за убийство человека родственники моглй мстить убийце, но это право получали лишь близкие родственники (брат, отец, сын, дядя). Так эта традиция, пришедшая из родоплеменного быта, подверглась уже законодательному ограничению. Если же таких ближних родственников не оказывалось, то убийца платил великому князю виру, специальную плату в 40 гривен. Такой же принцип применялся и в наказаниях за увечье, побои. Они также наказывались вирами.
С большим упорством и настойчивостью Ярослав Владимирович продолжал внешнюю политику своего отца и деда. Но он расширил ее масштабы, совершенствовал методы проведения в соответствии с растущей мощью государства.
Он утвердил власть Руси на западном берегу Чудского озера. Здесь был основан город Юрьев (нынешний Тарту). Город получил свое название в честь Георгия-Юрия, таково было христианское имя Ярослава. Предпринимались неоднократные походы на воинственное балтское племя ятвягов, в летописях упоминается и поход на Литву.
Еще в 30-е гг. XI в. Русь продолжала успешное противоборство с Польшей. Но, после того как были отвоеваны Червенские города, Польша, испытывая давление со стороны Германской империи и Чехии, а также со стороны прибалтийских славянских племен, теперь нуждалась в поддержке со стороны Руси.
Союз двух государств был укреплен династическими браками: польский король Казимир I женился на сестре Ярослава Добронеге (христианское имя Мария), а старший сын Ярослава Изяслав женился на сестре короля. Русь оказала Польше помощь в войнах с Чехией и прибалтийскими славянами.
На севере Русь связывали тесные дружественные отношения со Швецией. Ярослав был женат на дочери шведского короля Ингигерде. Добрыми были отношения и с Норвегией, куда была выдана замуж за норвежского короля младшая дочь Ярослава Елизавета.
Ярослав завершил усилия Владимира по борьбе с печенегами. Он продолжал строить на границе со степью города-крепости, а в 1036 г. нанес под киевскими стенами сокрушительное поражение печенежскому войску. Битва происходила в том месте, где ныне стоит храм святой Софии. Тогда здесь было чистое поле. Целый день длился бой, и лишь к вечеру печенеги побежали. Многие из них были убиты, многие потонули в окрестных речках, пытаясь спастись вплавь от преследователей и уйти в степь. Это поражение настолько потрясло печенегов, что после него их набеги на Русь практически прекратились.
Но с востока в Причерноморские степи надвигалась новая кочевая орда, теснившая печенегов,— половцы.
После долгого периода мирных отношений с Византией Русь при Ярославе начала новую войну с империей. Поводом послужила расправа с русскими купцами в Константинополе. Большая русская рать под началом старшего сына Ярослава Владимира двинулась на ладьях к Константинополю. Но около западных берегов Черного моря флот попал в бурю, которая разметала и потопила часть русских судов. Около 6 тысяч воинов во главе с воеводой Вышатой высадились на сушу, другие морем двинулись обратно.
Узнав об этом, император Константин Мономах приказал преследовать русский флот и уничтожить сухопутное войско. Но в морском сражении руссы нанесли поражение грекам и лишь после этого двинулись на родину. Судьба сухопутной рати была трагичной. Греки окружили и взяли в плен воинов Вышаты, многих из них ослепили и отпустили восвояси для устрашения Руси. Долго еще по русским селам и городам брели эти несчастные слепцы, пробираясь к родным очагам.
Лишь в 1046 г. Русь заключила мирный договор с Византией. В знак возобновления дружеских связей между двумя странами был устроен брак византийской принцессы, дочери Константина Мономаха, и сына Ярослава — Всеволода. Этот брак лишь подчеркнул, как вырос за последние десятилетия международный авторитет Руси. Русь поистине стала европейской державой. С ее политикой считались Германская империя, Византия, Швеция, Польша, Норвегия, Чехия, Венгрия, другие европейские страны. На Востоке вплоть до низовьев Волги у нее теперь практически не было соперников. Ее границы простирались от Карпат до Камы, от Балтийского моря до Черного. Периметр территории Руси равнялся 7000 км. К середине XI в. там жило около 4 млн. человек.
Рост международного престижа Руси подтверждали и династические браки киевского княжеского дома. Все сыновья Ярослава были женаты на владетельных принцессах — Византии, Польши, Германии. Его дочери были выданы замуж за правителей разных стран. Старшая, Анна,— за французского короля Генриха I, Анастасия — за венгерского короля Андрея, младшая, красавица Елизавета,— за норвежского короля Гарольда.
Интересна судьба этих женщин. После смерти мужа Анна Ярославна во время малолетства сына была регентшей Франции, Елизавета после гибели на войне короля Гарольда вторично вышла замуж за короля Дании и играла большую роль в политике.
Церковь и религия. Во времена Ярослава христианская церковь получила на Руси действительно широкое распространение и приобрела определенный вес в обществе. Этому способствовал и сам великий князь, который, по отзывам современников, отличался большой набожностью, знанием церковных сочинений. При жизни он получил прозвище «Мудрого».
По инициативе Ярослава на месте победы над печенегами в 1037 г. был заложен новый кафедральный храм в Киеве — собор святой Софии. Он повторил название главной церковной святыни Константинополя — Софийского собора и соперничал с ним по красоте, архитектурному изяществу и размерам.
В середине 50-х гг. XI в. под Киевом возник знаменитый Печерский монастырь.
Начало его созданию положил Иларион, священник великокняжеской церкви в селе Берестове, загородной резиденции великих князей. Иларион был глубоко верующим человеком. Свои молитвы к Богу он возносил в уединении. С этой целью он уходил на берег Днепра, где выкопал себе пещеру в горе, и проводил там долгие часы в молитвах, размышлениях и посте.
В период противоборства с Византией, когда Русь стремилась к независимости своей церковной организации от константинопольского патриархата, Ярослав решил выдвинуть на митрополичью кафедру (главный церковный пост на Руси) русского священнослужителя, между тем как до этого митрополичью кафедру занимали греки, присылаемые из Византии.
Выбор Ярослава пал на скромного и богомольного Илариона. В 1051 г. на общем собрании русских епископов Иларион был избран митрополитом. Он покинул свою пещеру, и она некоторое время пустовала. Но затем в ней появился новый отшельник. Это был монах Антоний.
Еще молодым человеком некто Антипа родом из Любеча побывал в Византии в знаменитом своей святостью и премудростью монастыре на горе Афон. Там он принял монашеский постриги под именем Антония вернулся на Родину с твердым намерением продолжить служение христианской вере и содействовать распространению монашества. Антоний и поселился в покинутой Иларионом пещере на крутом берегу Днепра, проводя дни и ночи в молитве. Питался он черствым хлебом, который запивал ключевой водой.
Слава о святости и подвижничестве Антония быстро распространилась по округе, и к пещере началось паломничество. Люди приносили отшельнику пищу, просили благословения. Приходил к святому угоднику и великий князь Ярослав, а позднее сменивший его на престоле Изяслав Ярославич. Вскоре около Антония собрался круг отшельников, которые, выкопав большую пещеру, поселились в ней. Это было начало Печерского (от слова «печора» — пещера) монастыря.
Монахи добывали собственным трудом пропитание, проводили время в молитвах. Все новое и новое число верующих приходило в монастырь. Сам же Антоний ушел из начавшей жизнь обители, выкопал себе новую пещеру, где продолжал жить в уединении, там он и скончался, прожив в пещере около 40 лет.
Печерский монастырь продолжал расти, отстраиваться. Монахи перебрались из пещер в кельи, появились церкви. Монастырь завел большое собственное хозяйство, где применялся труд зависимых людей. Ему уже принадлежали окружающие земли, подаренные монастырю великим князем. Слава монастыря особенно возросла, когда его игуменом стал отец Феодосий.
Юношей он пришел в пещеру к Антонию, принял монашество и участвовал в организации монастыря. Феодосий отличался ревностным благочестием и глубокой верой. В то же время он выделялся твердостью характера, нетерпимостью к инакомыслию.
Юношей он ушел из богатого дома в Курске и стал вести отшельнический и подвижнический образ жизни. Никакие уговоры матери, угрозы, попытки посадить его под домашний арест не имели успеха. Как только Феодосий выходил на волю, он сразу же превращался в религиозного пилигрима; одетый в лохмотья и питаясь подаянием, он бродил по Руси. Его появление в пещере Антония было закономерным итогом его странствий и идеалов.
При игумене Феодосии Печерский монастырь стал сильной церковной и мощной хозяйственной организацией, он приобрел большой общественный вес. Феодосий выступал за единство Руси, против влияния «латинства», т. е. западной церкви. Великие князья считались с авторитетом игумена. Уходя на войну, князь и воеводы просили благословения святого отца.
Такие религиозные подвижники, как Антонии и Феодосий, становились со временем гордостью русской церкви. Из их среды информировался первый состав русских святых.
Личность Ярослава. Ярослав Мудрый вошел в русскую историю не только как крупный государственный деятель, при котором Русь вышла прочной поступью на международную арену, одержала ряд побед над своими соперниками, отличалась в течение долгих лет внутренним единством. Он показал себя и как человек, сумевший преодолеть самого себя.
Не обладая физической силой, будучи хромым, Ярослав был смелым воином и бесстрашно вел войско в бой. Родившись еще в языческой среде, он стал истым христианином. Отодвинутый историей на задворки, являясь всего лишь четвертым сыном Владимира, он сумел пробиться к великокняжескому престолу и сохранить его в течение почти тридцати пяти лет. Имея полуграмотного язычника-отца и мать, которую Владимир вскоре вместе с детьми отослал из Киева и заставил жить в глуши, он стал одним из образованнейших людей своего времени.
Великий князь в то же время показал себя человеком исключительно разносторонним. Ярослав остался в истории как крупный градостроитель. При нем в Киеве был построен новый «Ярославов город» и Киев намного расширил свои пределы. Были воздвигнуты многочисленные церкви. В то время в Киеве уже числилось около 400 церквей. В честь побед над врагами Ярослав выстроил так называемые «Золотые ворота», поражавшие иностранцев своим великолепием. Его строительный размах выходил далеко за пределы русской столицы. Он основывал города на Волге и берегах Балтики, на южных границах Руси.
Великий князь был ревностным поборником образования, открытия школ, развития грамотности. При нем были созданы первые библиотеки, получила признание и поддержку переводческая деятельность. Многие книги древних авторов, сочинения византийских отцов церкви и историков были переведены на славянский язык.
Ярослав Мудрый умер в 1054 г. на 76 году жизни в ореоле русской и европейской славы, почитаемый тогдашним русским обществом, любимый своими многочисленными сыновьями и дочерьми.
Перед смертью он сам разделил русскую землю между сыновьями, оставил свой престол старшему сыну Изяславу и наказал остальным не вступать во владения других братьев. Вторым по значению становился князь, получивший в управление Чернигов, третьим — Переяславль, были поделены и другие стольные города. За каждым из них стояла округа с другими городами и селами.
Кажется, теперь была выработана новая и прочная система единства Руси — передача великокняжеской власти по старшинству. Старший в роду становился великим князем. Наследие по прямой линии отступило перед патриархальным, чисто семейным принципом. Однако и такой подход к престолонаследию имел свои серьезные изъяны. Великие князья старались передать свой престол не старшим после них братьям, а своему старшему сыну. К тому же передвижение князей из владения во владение по старшинству не всегда совпадало с желанием населения, что порождало острые общественные конфликты. Наконец, пока были живы сыновья Ярослава, все было ясно. Но после их смерти старший в роду порой вовсе не являлся сыном великого князя. Династия дробилась, что создавало невероятно запутанные ситуации с наследием великокняжеского престола.
А пока же Русь хоронила Ярослава Мудрого, которого Иларион назвал в одном из своих сочинений «великим каганом». Ярослава похоронили в его любимом Софийском соборе, на стене которого была сделана многозначительная надпись о смерти «царя нашего». Впервые царский титул прозвучал в применении к русскому властелину.
???
1. Можно ли утверждать, что первая и вторая усобицы на Руси были вызваны одними и теми же причинами?
2. Что говорит о том, что Ярослав во многом повторил путь своего отца? Случайно ли это? Можно ли говорить о схожести характеров, жизненных обстоятельств?
З. Что, на ваш взгляд, послужило основанием дать Ярославу прозвание Мудрого?
4. Какой вывод о международном положении Руси можно сделать на основании тех династических браков, которые были заключены членами семьи Ярослава Мудрого с представителями монархических семейств других стран?
5. Какие выводы можно сделать, исходя из факта принятия первого на Руси писаного свода законов — «Русской Правды»?
6. Что в «Русской Правде» говорит о развитии государственности, а что о сохранении кровно-родственных отношений в регулировании споров?
7. Свидетельствует ли «Русская Правда» о наличии социального неравенства? Если да, то в чем это выражается?
Понравилась статья? Поддержите нас донатом. Проект существует на пожертвования и доходы от рекламы
Ярослав Мудрый
Средние века Ярослав Мудрый
Книги автора на Литресе
В княжение Ярослава Мудрого продолжилось собирание (завоевание) славянских земель и городов, начатой первыми русскими князьями, русская государственность в рассматриваемый период значительно упрочилась.
Первый раз летописец упоминает Ярослава, когда рассказывает о его конфликте с отцом – князем Владимиром. В качестве подручника (вассала) киевского князя, Ярослав правил Новгородом и собирал дань, две трети которой отсылал в Киев. В какой-то момент Ярослав попробовал не отправлять дани, что естественно вызвало гнев родителя. Равноапостольный святой князь решил взыскать деньги с чада силой, и, даже если потребуется, умертвить неплательщика. Узнав о готовящемся походе, Ярослав бежал в Швецию и стал нанимать там войско для борьбы с отцом. Со смертью Владимира Святославича этой вражде пришел конец, однако, сразу же началась междоусобица братьев-наследников.
Ярослав Мудрый на Памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде
Многочисленное потомство князя Владимира происходило от разных матерей. В настоящее время историки сошлись во мнении, что Ярослав был сыном Рогнеды, полоцкой княжны, которую Владимир насильно взял в жены. «Повесть временных лет» указывает, что от Рогнеды у Владимира родилось 4 сына – Изяслав, Мстислав, Ярослав и Всеволод. Но были и другие дети, известно о 13 сыновьях и десятке дочерей. Основными соперниками в борьбе за власть были: сын от вдовы Ярополка Святославича (предательски убитого Владимиром) – Святополк, четыре сына от Рогнеды и два сына – Борис и Глеб – от некой болгарской княжны. Помимо того, что существовали кланы наследников по матерям, внутри этих кланов также происходила борьба за власть.
К концу жизни князя Владимира все его сыновья достигли совершеннолетия и уже получили в уделы земли. После смерти киевского князя по старшинству должен был наследовать Святополк. По разным данным Владимир взял в жены мать Святополка, когда она уже была беременна, а потом усыновил ребенка, отчего Святополк впоследствии получил прозвище «сына двух отцов». Как бы то ни было, Святополк Владимирович был законным правителем Киева, по праву, по старине, поэтому вполне естественно, что киевляне признали его и всячески поддерживали. До смерти Владимира Святополк находился в заточении вместе со свой женой и духовником. Отец отправил его в тюрьму, т.к. выяснил, что тот участвовал в заговоре и намеревался ввести на Руси латинский обряд вместо византийского. Любопытно, что одновременно с заговором Святополка, против Владимира восстал и Ярослав.
В это же время происходит убийство Бориса, Глеба и Святослава, т. е. ликвидируют кланы болгарыни и чехини. Сведения об этих трех персонажах в летописях крайне скудны и фрагментарны, основную канву событий историки пытались восстановить по житиям Бориса и Глеба, но и это получалось плохо. Официальный летописец сообщает, что убийцей трех этих князей был Святополк, однако, этому противоречит здравый смысл. Никакой опасности для Святополка указанные братья не представляли, поскольку не имели никаких прав на Киевский престол. Ярославу же, напротив, убийство было крайне выгодно, т.к. Святослав, например, был старше него и имел больше прав, а Борис и Глеб заявили о своей лояльности Святополку и могли в случае междоусобицы выступить на его стороне. Считаем в связи с этим все сведения в летописи относительно убийства трех князей Святополком не более чем житийной легендой.
Будучи в Новгороде, Ярослав собрал большую дружину из местных жителей, пообещав им, в случае победы над Святополком большие льготы и независимость. Новгородцы, соблазнившись посулами, пошли за Ярославом, и это несмотря на то, что варяжская часть княжеского войска бесчинствовала в Новгороде, грабила и притесняла народ.
В 1016 году Ярослав выступил с большим войском против брата. У Святополка тоже было много людей, в том числе и печенегов. Братья встретились под Любечем, и три месяца стояли друг напротив друга по разным берегах Днепра, не смея начать войну первым. Киевляне тогда начали дразнить новгородцев, обзывая их плотниками, которых они заставят строить дома, когда возьмут в плен. «Князь, – сказали новгородцы, – мы такую обиду терпеть не можем, и сами начнем их бить», – после чего стали переправляться на другой берег.
Ярослав послал в лагерь киевлян лазутчика для встречи с воеводой, завербованным Ярославом. Воевода должен был указать благоприятный момент для начала битвы. Такая информация была получена, и битва началась. Чтобы отличать своих от чужих (ведь дрались между собой братья-славяне), Ярослав велел дружине повязать головы платками. Новгородцы ударили неожиданно и оттеснили киевлян к озеру, где многие из них утонули – лед был тонким. Печенеги не успели прийти Святополку на помощь, поскольку находились в тот момент довольно далеко. Потерпев поражение, Святополк оставил Киев и бежал в Польшу, к своему тестю Болеславу Храброму, а Ярослав утвердился в матери городов русских.
В 1018 году Святополк вместе с Болеславом решил взять реванш и двинулся на Ярослава. Ярославу стало известно об этом заблаговременно, он позаботился выступить из города заранее и нашел противника на реке Буге. Теперь уже ярославово войско дразнило поляков и грозило проколоть толстое чрево их короля. Поляки бросились на русских и победили, и на этот раз побежал Ярослав. Князь укрылся в Новгороде и стал готовиться к новой битве с братом.
Ярослав Мудрый. Портрет из Царского титулярника XVII в.
После победы Болеслав Храбрый решил править в Киеве единолично, не допуская до власти Святополка. В политическом и географическом отношении Киев был очень привлекательным местом: сюда стекалась дань с земель, находящихся у него в подчинении, здесь находилось средоточие культурной и экономической жизни всей Древней Руси. Жить в Киеве было приятно и удобно. Болеслав не проявил себя мудрым правителем, а принялся вместе с дружиной безобразничать в городе, в современных терминах творить беспредел. Его воины грабили жителей и обращались с ними как с холопами. Вскоре киевлянам все это надоело, и они решили поддержать законного князя — Святополка и выступить против поляков. Болеслав сопротивлялся недолго, помощи ему было ждать неоткуда, поэтому наилучшим выходом для него было бежать на родину, в Польшу, что он вскоре и сделал. Из Киева он захватил казну и несколько девиц – сестер Ярослава, брошенных там на произвол судьбы еще раньше, после поражения Ярослава на Буге. Предславу, в которую Болеслав был влюблен, и которая постоянно отказывала ему, он взял в жены насильно. По дороге он вернул себе червенские города, захваченные русскими еще при князе Владимире.
Ярослав тем временем прибыл в Новгород и стал собирать там войско, чтобы отвоевать Киев. О том чтобы угомониться и спокойно править в Новгороде, буде его у Ярослава никто не отнимал, он и думать не хотел. Вероятно, ему пришлось опять посулить что-то новгородцам, чтобы они пошли биться: для финансирования военной операции Ярослав обложил город такой непомерной данью, что было бы странно, что кто-то из жителей пошел на такие жертвы добровольно.
Святополк, находясь в Киеве, был в невыгодном положении. У него было крайне мало войска и совсем не осталось союзников. Князь больше не надеялся на помощь поляков, ибо сам же и выгнал Болеслава, но мог попытаться нанять печенегов. В 1019 году братья вновь сошлись, на этот раз на реке Альте, где после жестокой битвы, Святополк был поражен и вынужден был спасаться бегством. Летопись сообщает, что его постигла божья кара в виде какой-то странной болезни, и ему все мерещилась несуществующая погоня. Мы же думаем, что Святополк был серьезно ранен в бою и находился в бреду, пока верные слуги увозили его в безопасное место. По дороге князь скончался.
Ярослав вновь утвердился в Киеве и стал отгонять от стола других претендентов. То племянник его, достигший к тому времени зрелого возраста пришел пограбить дядю и его город, то родной брат Мстислав.
В 1023 году Мстислав Тмутараканский (Тмутаракань – удел полученный им от отца – князя Владимира), решил попытать счастья в борьбе за Киевский престол, и с большой ратью, в которой помимо прочего были касоги и хазары, пошел на Киев. Как сообщает нам Нестор, Мстислав был такой богатырь и молодец, что даже Святая Богородица, проникшись его удалью, помогала ему мертвить врагов. По свидетельству летописца, Мстислав Владимирович, когда бился с касожским князем Редедей, одновременно в мыслях обращался к Божьей Матери и предлагал ей церковь, взамен смерти князя касогов. Богородице как раз в то время очень нужна была церковь в ее честь в Тмутаракани, поэтому она поколдовала немного, и тут же Мстислав повалил Редедю на землю, а потом благополучно зарезал. Церковь, разумеется, как и обещал, построил. Вот такой богатырь двинулся против князя Ярослава. Тогда Ярослав был в Новгороде, в отсутствии князя, киевляне отказали Мстиславу, предложившего им себя в качестве правителя. А покорять их силой он, видимо, не решился. Ярослав же тем временем, отправился к варягам, чтобы набрать наемников и биться с братом. Жесточайшее сражение произошло близ Листвена, Мстислав выиграл бой и долго восторгался трупами, которыми буквально усеяно было поле брани. Такой был эстет.
Продолжать междоусобие с братом Мстислав, однако, отказался и послал весточку в Новгород, где укрылся Ярослав: «Раз ты старший, то и оставайся в Киеве, а я пусть буду на левом берегу Днепра». Ярослав согласился. Мстислав утвердился в Чернигове и построил там каменную церковь, после чего жил с братом в мире и согласии. Братья даже ходили вместе воевать Болеслава Храброго и вернули Руси червенские города, а польских пленников поселили у себя в землях для улучшения демографической ситуации.
В 1036 году после смерти бездетного Мстислава Чернигов также отходит к Ярославу, и с этого момента он становится единым властителем всех русских земель, за исключением Полоцка. Неприсоединившимся оставался псковский князь Судислав, родной брат Мстислава Тмутараканского – впоследствии – Черниговского, получивший Псков из рук отца своего – князя Владимира. С ним Ярослав сильно не церемонился и, как только представилась удобная возможность, заточил в тюрьму, где несчастный томился 35 лет и вышел только по смерти мудрого правителя. Новгород, как и обещал Ярослав, с его воцарением получил массу привилегий и стал вотчиной старшего сына киевского князя.
Надо отдать должное Ярославу, несмотря на его воинственность и грехи молодости (мелкие и незначительные братоубийства), он был довольно неплохим хозяйственником и примерным семьянином. В 1030 году, после покорения чуди, на их землях был основан город Юрьев (названный в честь крестильного имени князя – Юрий). Ярослав помирился с Польшей и правившим после Болеслава королем Казимиром, за которого отдал свою сестру. Этот брак закрепил за Русью Галичину, те самые червенские города, беспрестанно переходившие из рук в руки и в последний раз отнятые у русских Болеславом Храбрым. Польша вернула 800 русских пленников, в которых так нуждалось тогдашнее сельское хозяйство – рабочих рук не хватало катастрофически. Отрицательным моментом в трудовой киевского князя была война с Византией, в которую Ярослав непонятно зачем ввязался. Конфликт вырос из ссоры между купцами греческими и русскими, в ходе которой убили одного русского. Для защиты русских интересов (да-да, ни много ни мало!) Ярослав направляет в Царьград своего сына с дружиной на военных кораблях (!) Видно, что князь не доверял Византийскому судопроизводству и думал, что правды в греческом суде за русского купца искать бесполезно, поэтому и снарядил целый флот. Буря, разыгравшаяся у греческих берегов, выбросила многие суда на берег, их экипаж естественно был взят в плен. Греки ослепили высшее руководство и послали арестовать другие суда русских, где оставался еще ярославов сын – Владимир. Молодой князь сумел отбиться от преследователей и бежал в Отчество. Через три года греки согласились отпустить пленников и подписали мир. В качестве дружеского жеста Константин Мономах отдал за Всеволода Ярославича свою дочь.
Кстати, Ярослав породнился практически со всеми правящими династиями Европы. Помимо греческой царевны, выданной за Всеволода, Елизавета Ярославна вышла замуж за норвежского короля Гарольда. Король Гарольд был романтик, а царевна редкая красавица, сохранилась баллада авторства норвежского короля, в которой он жалуется, что несмотря на ратные подвиги, русская Фрейя к нему холодна. Анна Ярославна, другая дочь, была выдана за французского монарха Генриха I и перешла в католичество. Сыновья Ярослава взяли в жены немецких принцесс.
Ярослав Мудрый. Реконструкция по черепу М. Герасимова, 1939 г.
Ярослав очень любил строить, и кажется только искал предлога, чтобы заложить где-нибудь церковь. Церковь Святой Софии в Киеве, например, была сооружена в память о победе над печенегами в 1037 г. Киевский софийский собор – жемчужина византийского зодчества – представлял собой изначально крестово-купольный храм с 5 нефами и 13 главами. Композиция его представляла собой пирамиду: к центральному куполу поднимались словно по ступеням своды центрального и поперечного нефов. С трех фасадов храм был опоясан галереей в 2 яруса, а снаружи – широкой одноярусной. По периметру храм представлял собой квадрат со сторонами в 29 м (без галерей), а с галереями – прямоугольник со сторонами 42 и 55 м. Внутреннее расположение Софийского собора сохранилось с самого момента постройки почти без изменений: весь храм делится на 5 коридоров-нефов, расположенных вдоль, которые пересекают поперечные коридоры – трансепты. Кладка собора – смешанная – из камня и плинфы. В интерьере храма сохранились мозаики и фрески первой половины XI века, созданные византийскими мастерами. Самой известной, пожалуй, можно считать мозаику Богоматерь Оранта, находящуюся в алтаре.
При Ярославе была построена Ирининская церковь, остатки которой были найдены археологами уже в наше время, и монастырь Святого Георгия (у него не сохранился даже фундамент), разрушенные потом Батыем. В указанную эпоху произошло расширение городских пределов на западе и сооружение Золотых ворот (крепостной башни), увенчанных церковью Благовещенья, построенной прямо на них. В 1045 году сын Ярослава Владимир построил в Новгороде копию киевской Святой Софии меньших размеров. Новгородский Софийский собор, сохранившийся до наших дней, на протяжений многих столетий являлся духовным центром Новгородской республики.
Именно Ярослав, а не Святой Владимр, как хотят нас уверить летописи, насаждал книжное учение на Руси и отправлял детей попов и старост «учиться книгам». Князь, однако, не отличался веротерпимостью и где возможно искоренял еретиков. Когда в 1024 году в Суздале случился голод, волхвы говорили народу, что старухи прячут у себя зерно и всякие припасы, а на других колдовством насылают голод, отчего жители волновались и ходили к старухам экспроприировать продовольствие. Нескольких женщин во время изъятия прибили до смерти. Ярослав поспешил в Суздаль, схватил смутьянов-волхвов, казнил их, а народу объяснил, что голод не оттого, что бабки наколдовали, а от гнева Божьего. Дескать суздальцы плохо себя вели и за то были наказаны отцом нашим небесным. С особым рвением и жестокостью насаждалась Христова вера среди мери. В Киеве же в это время строились церкви и монастыри, что потребовало установления над ними верховной митрополичьей кафедры. Начало русской митрополии было положено строительством Софийского собора в Киеве, а первым его митрополитом был поставлен Феопемпт, грек, который кроме этого повторно освятил Десятинную церковь в 1039 году. После его смерти, в 1051 году, собор русских епископов выбрал митрополитом Иллариона, русского по происхождению, довольно ученого для своего времени человека и горячего патриота. Ярослав любил чтение и книжных людей, выписал переводчиков из Византии и засадил их за работу: переводить церковные книги. В результате составилась библиотека, отданная на хранение в Софийский собор. Раскаиваясь, вероятно, в том, что принимал участие в смерти братьев своих – Бориса и Глеба, Ярослав повелел перенести их останки в Вышгород и похоронить с почестями. В 1044 году он также велел перенести останки своих дядей – Олега и Ярополка Святославичей в Десятинную церковь, стремясь загладить таким образом братоубийство своего отца.
Безусловная заслуга Ярослава в том, что он начал составлять первый письменный сборник (кодекс) законов на Руси, получивший название «Правды Русской». Кодекс этот известен в трех редакциях – краткой, пространной и сокращенной и содержит в себе нормы уголовного, наследственного, процессуального и торгового права, использовавшиеся испокон веков на Руси и собранные воедино при Ярославе. Самый старый список «Правды Русской» содержит ее пространную редакцию и датируется XIII веком. Историки тем не менее пришли к выводу, что первые 18 статей кодекса были написаны именно во времена Ярослава, а последующие при сыновьях и внуках киевского князя.
В «Правде Ярослава» содержатся преимущественно уголовные и процессуальные нормы. Так закон утверждает право свободных мужей на кровную месть, а за убийство, нанесение побоев, использование чужого коня и порчу имущества карает штрафом (вирой). Любопытен процесс кровной мести, абы кто не мог осуществлять его, важно было соблюсти порядок. Так брат мог мстить только за брата (за сестру было не положено), сын за отца, а отец за сына, племянник за дядю и тетю. Из правового поля кровной мести, как видно, изымались внуки, кузены и женский пол, исключение делалось только для тётей, за которых могли мстить племянники. Если же мстителя не находилось, убийца платил единовременный штраф в размере 40 гривен. Кажется уже со времен Ярослава применялся и особый вид наказания за убийства – дикая или повальная вира – который платила вся община. В случае если преступление было совершено на землях общины (верви), и община по каким-либо причинам не желала выдавать убийцу, штраф налагался на всех жителей. Именно в этот период сформировалась на Руси круговая порука, т.е. групповая солидарная ответственность. Когда обнаруживалась украденная вещь, владелец должен был сначала отправить подозреваемого на свод, чтобы установить, как вещь попала к нему, и причастен ли он к ее похищению, и только потом мог забрать свое имущество. А если до этого о пропаже он объявил на торгу, то забирал вещь сразу. Так же как и с украденной вещью закон предлагал поступать в случае с беглым или украденным холопом. Если кто-то отказывался признаваться в краже, его вели на своеобразный суд присяжных, где дело решали 12 избранных мужей.
Ярослав заблаговременно позаботился о престолонаследии и заранее распределил земли между своими сыновьями. В Новгород он посадил старшего сына – Владимира, который, правда, умер в 1052 году, когда еще был жив Ярослав. Изяслав был назначен в Туров, а после смерти Владимира и в Новгород. Предполагалось, что именно Изяслав сядет на Киевский стол после смерти отца. Далее князья размещались следующим образом:
- Чернигов – Святославу
- Переяслав – Всеволоду
- Владимир Волынский – Игорю
- Смоленск – Вячеславу.
Умер Ярослав, получивший прозвище Мудрого, на руках у любимого сына Всеволода 20 февраля 1054 года в Вышгороде, где проживал в последние годы. Похоронен в Софийском соборе в Киеве, саркофаг его сохранился до сего дня. Где находятся сейчас останки Ярослава неизвестно.
Понравилась статья? Поддержите нас донатом. Проект существует на пожертвования и доходы от рекламы
Благоверная княгиня Анна Новгородская
о. Андреас | Опубликовано |
Святая Анна Новгородская (имя Ингегерд до крещения) была старшей дочерью шведского короля святого Олафа Скётконунга, правившего с 994 по 1022 год, и слыла самым христианским королем. В 1008 году царь, его семья и его личный телохранитель приняли Святое Крещение. Ингегерд получила исключительное для женщины своего времени образование: изучала Священное Писание, литературу, историю. Она была настоящей дочерью Скандинавии эпохи викингов и поэтому с первых дней своей жизни пользовалась большой свободой, принимала участие в общественной жизни своей родины, путешествовала, принимала гостей, была мастером обращения с оружием. Исторические источники особо отмечают ее острый ум, храбрость и большое влияние на окружающих.
В 1017 году отец Ингегерд выдал ее замуж за человека, «достойного его дружбы», великого князя Ярослава Мудрого (1019-1054). В качестве приданого она привезла в Россию город Альдейгьюборг (Старая Лагода). Она взяла православное имя Ирина . Став Великой княгиней Киевской, она употребила все силы сердца и души, все свои милостивые дары на служение своей новой родине, была верной помощницей и советчицей мужу в его делах. Однажды, когда наемная норвежская гвардия взбунтовалась и попросила Великую княгиню быть посредницей между ними и Ярославом, она согласилась, но предупредила, что будет защищать интересы мужа. Когда Мстислав Тмутораканский, брат великого князя, восстал против него со своим войском, Ирина вызвала его на поединок с ней. Мстислав, однако, ответил, что не привык драться с женщинами, и уступил брату.
Ирина оказала большое влияние на установление хороших отношений со странами Северной Европы. Она приветствовала в Киеве Эдмунда, Эдвина и Эдуарда, изгнанных сыновей английского короля, а также принца Магнуса Норвежского. Он не возвращался домой, пока Великая княгиня не убедилась, что норвежцы отдадут ему отцовский трон и уважат его права. В этот период правительство Руси играло решающую роль в жизни Европы, и его влияние и авторитет были сильнее, чем когда-либо. Во многом это произошло благодаря работе великой княжны.
Софийский собор, КиевЦарствование Ярослава Мудрого и Ирины было наивысшим периодом Киевской Руси. Ярослав изложил планы основания Киева, своей столицы, как «града Божия», земного отражения Небесного Иерусалима (Откр. 2:10). Церковь Святой Софии стала центром Киева. Вход в этот град Премудрости Божией был через Золотые ворота, на которых была построена и освящена Благовещенская церковь. Те, кто еще недавно был язычником, теперь глубоко почитали Пресвятую Богородицу, видя в Ней храм премудрости Божией. Поэтому праздником Софийского собора в Киеве было Рождество Богородицы[1].
В 1046 году, когда греческая царевна Анна вышла замуж за Всеволода, сына Ирины и Ярослава, она привезла с собой в Киев икону Богородицы, известную как Οδηγήτρια (Направительница), как благословение Пресвятой Богородицы на Русское государство. Слова акафиста Богородице показывают духовный смысл этой иконы для христианской Руси: «Радуйся, Царства непоколебимая стена». Позже эту икону стали называть «Смоленской иконой Богородицы».
В 1051 году с Афона в Киев прибыл преподобный Антоний Печерский для основания Киево-Печерской Лавры. Через него Богоматерь благословила Киев как Свой третий земной сад[2].
Ярослав Мудрый стремился сделать Русь органичной частью всемирного христианства. Церкви строились по всей Русской земле. Греческие певцы стали обучать россиян православной церковной музыке. Именно в царствование Ярослава был составлен первый русский свод законов — «Русская правда» и переведена книга византийского канонического права «Кормль». Ярослав собирал книги и рукописи и переводил их с греческого на славянский язык. Для распространения грамотности в народе он попросил духовенство дать образование детям и построил в Новгороде школу.
В очень короткий срок киевские книжники овладели великими литературными богатствами Византии. Они также освоили стандартные образцы византийского искусства архитектуры и живописи. Не менее важным для судеб Руси было наследие, оставленное св. Кирилл и Мефодий. «Теперь славянские племена полетят», — сказал св. Кирилл, пророчески указывая на возрастание значения славянских народов. Из Болгарии, имевшей богатую коллекцию христианской литературы, Русь получила огромное собрание книг. Самое главное, они получали богослужебные книги на близком и понятном языке[3].
Великому князю часто приходилось ездить в дальние походы и путешествия, во время которых Ирина оставалась в Киеве, управляя его делами.[4]
Уже при жизни Ирина славилась своей добродетелью и благочестием. Святитель Иларион, митрополит Киевский (†1053, память 21 октября г. ), написавший знаменитое «Слово о Законе и благодати», писал о ней святителю Владимиру Крестителю Руси (†1015, память 7 июля 15 -й ), уже почивший. «Посмотри на свою невестку Ирину! Посмотрите на своих внуков и правнуков! Посмотри, как они живут, как хранит их Бог, как хранят веру, которую ты им дал, и как славят имя Христово!»
Ирина родила семерых сыновей и трех дочерей. Особо примечательны ее сыновья: святой благоверный князь Владимир Новгородский († 1042, память 4 октября ), великий князь Киевский Изяслав, Святослав Черниговский и Всеволод Переяславецкий (отец Владимира Мономаха).
Дочери Ирины, как и их отец, мать и братья, воспитывались в атмосфере грамотности. Древний летописец повествует, что Ярослав «посеял слова книжные» в сердцах близких ему людей. Великая княгиня учила своих детей родному языку, и они хорошо понимали все скандинавские саги, которые пели варяжские[5] воины на дворе князя. Дочери Ирины и Ярослава стали королевами: Анна — королевой Франции, Мария — королевой Венгрии, а Елизавета — королевой Норвегии.
Известно, что Великая княгиня основала в Киеве монастырь в честь своей святой покровительницы, великомученицы Ирины. По обычаю того времени, как основательница, она должна была не только ухаживать за монастырем, но и сама управлять им. В 1045 году она отправилась в Новгород к своему сыну Владимиру для закладки собора во имя Премудрости Божией. В Новгороде Великая княгиня приняла монашеский постриг с именем Анна. Это был первый монашеский постриг в королевском доме. Впоследствии для великих князей и княжон стало традицией принимать монашеский постриг после того, как они выполнили свой долг по управлению народом. Там, в Новгороде, святая княгиня Анна скончалась 10 февраля 9.0031-й , 1051 и похоронен в Софийском соборе. Вскоре рядом с ней было погребено тело ее сына, князя Владимира Новгородского.
Почитание святой Анны и сына ее, святого Владимира, установлено после знамения, явившегося архиепископу Новгородскому святому Евфимию († 1458, память 11 марта -го года) в 1439 году. В связи с этим знаком, им же установлено и общецерковное поминовение святителей Новгородских, погребенных в Софийском соборе.
Святые равноапостольная Ольга и преподобная Анна Новгородские, стоящие у начала русской женской святости, открывают нам два разных пути служения: духовного и земного материнства. Оба эти пути находятся под благодатным покровом Пресвятой Богородицы.
Первая женщина, Ева, имя которой означает жизнь, названа в Библии «матерью всех живущих» (Быт. 3:20), но это имя она получила только после грехопадения. Святые отцы говорят, что это славное имя пророчески было сказано о второй Еве, Пресвятой Деве, родившей Саму Жизнь, Творицу и Спасительницу Мира, и ставшей, таким образом, «Матерью всех живущих». Полнота божественной любви сокрыта в тайне Ее материнства. В Ее лице женщина возвышалась перед всем миром, видимым и невидимым.
Христианство глубоко ценит женщин как матерей. Материнство преображает человеческую любовь и приобщает человечество к таинству зарождения жизни, созданной для вечности, радости и красоты. Будучи матерью, женщина становится защитницей своей семьи и семейного очага. От ее мягкости, заботы, терпения и самоотверженного служения зависит внутренняя жизнь и стабильность ее семьи. На женщин возложена одна из самых высоких и славных задач – воспитание новых граждан Царства Небесного. Великая княгиня Ирина была такой матерью.
Духовная преемственность свв. Ольга и Анна значимы. Святая равноапостольная Ольга сделала храм Святой Софии в Киеве главным храмом Киевской Руси. Святая Анна Новгородская принимала участие в закладке и строительстве храма святой Софии в Новгороде и стала покровительницей этого храма[6], потому что ее святые мощи были выставлены в нем открыто для почитания. Так св. Ольга и преподобная Анна укрепляют духовное богатство Древней Руси, соединяя два ее главных духовных центра: Киев и Новгород.
Преподобная Анна Новгородская первая соединила два различных пути святости – путь святых благоверных княжон и путь преподобных иноков. Она соединяла деятельное служение миру и молитвенное созерцание, монашеский подвиг.
Семейная жизнь в Древней Руси основывалась на строгом благочестии, ежедневном молитвенном правиле, чтении Священного Писания, Псалтири и житий святых, посещении церкви. Больше всего на свете семья – это домашняя церковь. Монашеский подвиг служил духовным идеалом для русских верующих. И многие русские желали монашеской жизни, видя в ней венец своего жизненного пути.
Правоверные княжны Руси, однажды овдовев, никогда не выходили замуж второй раз, хотя Церковь не запрещает второго брака. Приняв вместо этого монашеский постриг, они обручились с Небесным Женихом, что стало путем, казавшимся наиболее идеальным для жизни вдовы. Из-за этого постриг вдовых княжон и дворянок стал почти нормой. Тех, кто благополучно завершил супружескую жизнь, Церковь увенчала монашеским постригом. Так княгини, ставшие монахинями, дали русскому народу пример достойного исполнения принципа однобрачия.
Особый характер пути преподобной Анны прослеживается в ее наследии. Она была дочерью другого народа, но потрудилась в созидании Святой Руси и стоит вместе со святой Ольгой в начале лестницы русской женской святости. Преподобная Анна превратила чужое в свое без различия, сотворив единство рода человеческого. В северных странах ее называли «святой царицей Ириной». Среди женщин-святых тех народов она блистала как первая, и стала для них небесной защитницей и заступницей. Примером духовной деятельности Ингегерд стало имя, которое она получила в России, ибо Ирина означает мир.
На примере св. Анны Новгородской мы видим истоки множества различных путей духовного труда, открытых православным женщинам. Ее духовная помощь сейчас особенно необходима. Эта почтенная святая является ярким и творческим образцом человеческой личности, благодаря чему она способна помогать другим выбирать свой путь. Вся ее жизнь была служением Богородице, чьи благодатные дары были ниспосланы святой и подарили ей радость материнства. Вот почему этот святой является таким смелым ходатаем перед Панагией. Другое ее имя, Анна, данное ей, когда она стала монахиней, означает «благодать» и указывает на ту уникальную силу, которая помогает нам достичь святости по милости Божией.
В 1991 году городской музей вернул храму мощи святой Анны вместе с еще одним церковным сокровищем: чудотворной иконой Знамения Божией Матери. Во времена страшных опасностей для своего города новгородцы всегда обращались к Богородице за Ее помощью, защитой и прекращением междоусобиц и по их молитвам Матерь Господня всегда охраняла любимый город от бед. .
Вместе с этим возвратились мощи Новгородской небесной заступницы, святой Анны Новгородской, и ныне открыто почитаются в Новгородском храме святого апостола Филиппа, где дают благодатную помощь и духовную радость в наше смутное время. Мощи святой Анны были переданы Православной церкви в Эскильстуне, Швеция, в 2008 году. Через 1000 лет святая Анна вернулась на свою древнюю родину. Она была первой канонизированной шведской святой, а теперь провозглашена небесной покровительницей Швеции.
О славная Анна, православные народы Швеции и России восхваляют имя твое в каждом роде своем, ибо, приклонив ухо твое к царственному отцу твоему, ты оставила народ свой и дом отчий твой, и с веселием и веселием пошла к землю русскую, где князь, услаждаясь великою красотою и мудростью твоею, взял тебя в жены, и ты родила ему и владычеству его благочестивое потомство, с которым стоишь ныне в раю пред престолом Всевышнего, облеченная в добродетели христианские, как облачение из тканого золота, вознося усердные мольбы и мольбы за всех, чтящих тебя с верой и любовью.
– Из Доксастикона Вечернего
[1] Во всех остальных храмах Киевской Руси с именем Св. Софии церковным праздником было Успение Пресвятой Богородицы
[2] Сама Богородица сказала это, когда явилась подвижнице 19 го века, инокине Александре Мельгуновой, и сказала: «Я привела моего слугу Антония из моего сада на Афоне, святой горе моей, чтобы он сделал мне новый сад в Киеве. ” Согласно Церковному Преданию, первый земной сад Богородицы – святая гора Афон, второй Ее сад – Грузия, третий – Киев (в эпоху расцвета Киевской Руси) и четвертый – Дивеевский женский монастырь.
[3] Пер.: св. Кирилл и Мефодий были греческими миссионерами из Салоников, которые евангелизировали славянские племена в Болгарии и Моравии. Они и их ученики разработали азбуку для славян, переведя на их общий язык Священное Писание и богослужения Церкви, за 200 лет до царствования Ярослава и Ирины. Этот язык стал основой церковнославянского, общего богослужебного языка многих славянских народов вплоть до настоящего времени.
[4] В дальнейшем в русской истории активное участие великих княжон в государственных делах стало традиционным.
[5] Перевод: Варяги были скандинавским племенем, которое, согласно древним летописям, помогло основать Киевское государство и культура которого смешалась с культурой местного славянского народа. Связи между скандинавскими и киевскими славянскими племенами продолжались несколько сотен лет.
[6] Русские летописи говорят: «Где Софийский собор, там и Новгород». Храм Святой Софии стал символом Новгорода, а икона Святой Софии стала традиционным подарком новгородских архиереев.
Этот текст был переведен о. Джон Хогг. Несколько заключительных примечаний были добавлены о. Андреас Блом.
Киев. Церковный Устав C. 997-1000
gale
просмотров обновлено 14 мая 2018
Сообщается, что Устав исходит от руки великого князя Ярослава (годы правления 1019–1054), сына великого князя Киевского Владимира. , которому приписывают обращение Руси в христианство, а также авторство Статута великого князя Владимира, учредившего церковные суды в Киевской Руси. Поскольку не сохранилось ни одной копии Статута Ярослава до XV века, многие историки сомневались в подлинности документа, но современные текстологические исследования реабилитировали Статут.
В настоящее время ученым известно около ста экземпляров Статута, которые можно разделить на шесть отдельных редакций, отражающих изменения в содержании документа по мере его развития в разных частях Руси в средневековье и раннее Новое время. Прототип Статута, по-видимому, действительно появился на Руси в царствование Ярослава и породил две основные версии, господствовавшие над всеми позднейшими изменениями текста. Архетип Расширенной версии возник в конце двенадцатого или начале тринадцатого века, а затем породил множество специально адаптированных копий в четырнадцатом, пятнадцатом и шестнадцатом веках. Краткая версия, по-видимому, возникла в начале четырнадцатого века, что также послужило стимулом для многих дальнейших изменений в содержании и организации документа в пятнадцатом и шестнадцатом веках. Не позднее начала XV века Статут приобрел официальный статус в глазах как церковников, так и светских чиновников. В 1402 г. и снова в 1419 г.Московский великий князь Василий I (1389–1425) подтвердил изложенные в Статуте судебные и финансовые гарантии. Следовательно, большинство сохранившихся копий сохранились вместе с другими текстами светского и канонического права в рукописных книгах, таких как Кормчая книга (главный справочник по каноническому праву).
Согласно первой статье устава, великий князь Ярослав, по совещании с митрополитом Иларионом (1051–1054), воспользовавшись греко-христианским прецедентом и примером отца князя, передал церковным судам юрисдикцию в отношении разводов и распространил на церковь долю сборов, взимаемых великим князем. Различные версии устава содержали дополнительные положения, специфика которых зависела от места и времени создания версии. Среди прочих тем в статьях рассматриваются изнасилование, незаконные половые сношения, детоубийство, двоеженство, инцест, зоофилия, дезертирство и другие вопросы семейного права и сексуального поведения. Статут также пытался регулировать взаимодействие христиан с мусульманами, евреями и теми, кто был верен местным религиям. Наконец, Статут подтвердил прецедент, сформулированный в Статуте великого князя Владимира, согласно которому как монашеские, так и церковные люди подчинялись исключительно власти церковных судов. Более поздние версии иногда предусматривали наказание со стороны светских властей, но в основной версии Статута для наказания правонарушителей использовались денежные штрафы.
От Киевской Руси не сохранилось никаких записей о судебных процессах, в которых применялся Статут, но аналогичные уставы, возникшие в Новгороде и Смоленске, позволяют предположить, что что-то вроде Статута Ярослава существовало в Киеве. Кроме того, такие светские кодексы, как Новгородская Судебная грамота и Псковская Судебная грамота, подтверждают, что церковные суды на Руси осуществляли юрисдикцию независимо от светских судов.
См. также: базилик i; киевская русь; статут великого князя владимира; ярослав владимирович
библиография
Кайзер, Дэниел Х. (1980). Рост закона в средневековой России. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
Кайзер, Дэниел Х., изд., тр. (1992). Законы Руси: десятый-пятнадцатый век. Солт-Лейк-Сити, Юта: Чарльз Шлакс-младший
Щапов, Ярослав Н. (1993). Государство и церковь в Древней Руси, X–XIII вв., тр. Вик Шнейерсон. Нью-Рошель, Нью-Йорк: А. Д. Карацас.
Даниэль Х. Кайзер
Энциклопедия русской истории КАЙСЕР, ДАНИЭЛЬ Х.
буря
просмотров обновлено 18 мая 2018
Предположительно автор великий князь Владимир (годы правления 980–1015), которому приписывают обращение Руси в Киев христианства, Статут устанавливал принцип судебного разделения между светскими и духовными судами и запрещал любому из наследников князя вмешиваться в церковные дела. Статут предусматривал, что весь церковный персонал будет судим в церковных судах, независимо от предмета судебного разбирательства. В тексте скрупулезно перечислены те, кто имел право на духовную юрисдикцию, идентифицированы не только монахи и члены церковного персонала, но и различные социальные аутсайдеры: например, паломники, освобожденные рабы, а также слепые и хромые. Кроме того, Статут предоставил церковным судам исключительную юрисдикцию в отношении некоторых правонарушений, даже если в них были замешаны светские подданные князя. Развод, блуд, прелюбодеяние, изнасилование, инцест, споры о наследстве, колдовство, колдовство, создание заклинаний, церковное воровство и внутрисемейное насилие были среди тем, переданных церковным судам. Помимо доходов, получаемых церковными судами, Статут назначал церкви десятину со всей русской земли и часть различных сборов, которые собирал князь. Наконец, текст уполномочивал епископов контролировать различные веса и меры, используемые в торговле.
Сохранилось более двухсот экземпляров Статута, но ни один из них не старше четырнадцатого века, что является относительно поздней датой для документа такой мнимой важности. Кроме того, в тексте есть несколько очевидных ошибок, которые помогли подорвать доверие к легитимности Статута. Например, во вступительной части Статута сообщается, что великий князь Владимир принял христианское крещение от Фотия, патриарха Константинопольского, который умер почти за столетие до того, как Владимир обратился в христианство.
Самое последнее исследование Статута, однако, пришло к выводу, что если не во времена Владимира, то очень скоро после этого что-то вроде Статута уже должно было существовать. Прообразы разных частей Статута, вероятно, возникли в царствование Владимира, но архетип всего Статута, по-видимому, возник не раньше середины XII века. Этот уже не сохранившийся документ породил две новые версии в конце двенадцатого или начале тринадцатого века, и каждая из них, в свою очередь, внесла свой вклад во множество локальных переделок, особенно в четырнадцатом и пятнадцатом веках. Сохранилось целых семь основных версий Статута, каждая из которых, очевидно, была изменена, чтобы соответствовать местным обстоятельствам и меняющимся временам.
Однако не позднее начала пятнадцатого века Статут приобрел официальный статус в глазах как церковников, так и светских чиновников. В 1402 г. и вновь в 1419 г. московский великий князь Василий I (1389–1425) подтвердил судебные и финансовые гарантии, изложенные в Статуте. В результате большинство сохранившихся копий сохранились вместе с другими текстами светского и канонического права в рукописных книгах, таких как Кормчая книга (главный справочник по каноническому праву) и сборники канонического права. Средневековые светские кодексы, такие как Новгородская Судебная грамота и Псковская Судебная грамота, подтверждают, что церковные суды на Руси действительно осуществляли самостоятельную власть, как и постановлял Владимирский Статут.
См. также: киевская русь; Новгородская судебная грамота; псковская судебная грамота; устав великого князя Ярослава; владимир, ул.
библиография
Кайзер, Дэниел Х. (1980). Рост закона в средневековой России. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.