Князь володимир: 960 — Вікіпедія

Владимир Святославович — князь, изменивший историю Украины-Руси

Древнерусский князь Владимир Святославович (948-1015 гг.), крещенный Василием, в былинах именуемый Красным Солнышком, вошел в украинскую историю под именем Святой или Великий. За свои колоссальные заслуги перед православной церковью этот неординарный правитель, рожденный язычником, после своей смерти был канонизирован. В истории всех восточнославянских народов трудно найти более значимую личность, чем великий князь Владимир, который своей железной волей сумел превратить огромную территорию в могучую страну, а разрозненные полудикие славянские, тюркские и финно-угорские племена – в единую политическую общность.

Итак, почему следует считать князя Владимира Святославовича героем Украины?

1. Князь Владимир действительно по происхождению был украинцем. Он был первым из Рюриковичей, в чьих жилах текла кровь племени полян. Его мать, ключница Малуша, происходила из киевской знати, а дядя Добрыня был киевским боярином. Все прежние князья имели скандинавское происхождение (Аскольд, Олег, Игорь, Святослав), а братья Владимира Ярополк и Олег по материнской линии были венграми. Так что, получается, что первым украинцем на древнерусском троне стал как раз князь Владимир.

2. Несмотря на то что Владимир пришел завоевывать престол из Великого Новгорода, он сделал Киев своей столицей. И именно в годы его правления Киев стал считаться настоящим стольным градом. При Владимире город стал больше в несколько раз, в нем многократно увеличилось количество жителей и приезжих из других стран и земель.

3. Именно князь Владимир присоединил к Киевской Руси современные западноукраинские земли – Волынь и Галичину. Построенный им город Владимир-Волынский – один из многочисленных памятников могущества древнерусского князя.

4. Князь Владимир стал первым, кто всерьез задумался об укреплении восточной границы своего государства, начав строить на кордоне со степью сложную сеть оборонных сооружений, получившую название Змеевые валы. Он пригласил в пределы своей державы кочевое племя черных клобуков, которое взяло на себя обязанности охраны южных рубежей Руси.

5. Владимир Святославович создал на Руси настоящее централизованное феодальное государство, раздав своим дружинникам земли в разных концах страны. Именно с них начался процесс зарождения дворянского военного сословия, на много сотен лет ставшего опорой государственной власти.

6. Князь Владимир еще провел и денежную реформу, начав чеканить собственную монету – златники и сребреники. Таким образом, Русь все более становилась независимой, в том числе и в финансовой сфере, от соседних могущественных государств.

7. И, наконец, именно Владимир выбрал своим (а также государственным) гербом известный всем трезубец, который запечатлен на его монетах. Современный герб независимой Украины идентичен владимировскому.

Главный подвиг князя Владимира Святославовича.

Без сомнения, главным подвигом князя Владимира стало принятие христианства с последующим крещением всей Руси. Это судьбоносное событие не только определило дальнейшую историю нашей страны, но и означало цивилизационный выбор, который был сделан в пользу европейской, западной культуры. Русь до Владимира и после него – это, по сути, две разные страны. Приняв под свою руку державу, считавшуюся варварской как на Востоке, так и на Западе, киевский князь передал своим сыновьям самую большую христианскую страну Европы. Однако для этого древнерусскому монарху пришлось пройти долгий и непростой путь.

Владимир считался незаконным сыном князя Святослава, его матерью была жившая при княжеском дворе ключница Малуша. В 969 году отец перед уходом в очередной болгарский поход разделил земли между сыновьями: старшему, Ярополку, оставил Киев, младшему, Олегу, – древлянскую столицу Овруч. Незаконнорожденному Владимиру достался далекий Новгород, куда он и отправился вместе с матерью и родным дядей Добрыней. Князь Святослав из последнего похода уже не вернулся, и страна осталась в распоряжении трех братьев. Какое-то время они жили мирно, но в 975 году Ярополк киевский поссорился с младшим братом Олегом. Через два года между ними началась настоящая война, в ходе которой овручский князь при загадочных обстоятельствах погиб. Ярополк захватил его земли, а когда Владимир, испугавшись перспективы быть убитым, сбежал за море, то и Новгородская земля перешла в подчинение старшему брату. Таким образом, Ярополк стал единоличным правителем Руси.

Через пять лет Владимир вернулся с большим варяжским войском и, вступив в Новгород, сказал посадникам Ярополка: «Идите к брату моему и скажите ему: «Владимир идет на тебя, готовься с ним биться». После этого Владимир осадил Киев и, выманив Ярополка на переговоры, подло убил его. С этих пор стал Владимир единолично княжить во всей Руси.

После смерти христианина Ярополка его брат-язычник приказал установить на холме возле княжеского терема идола Перуна с серебряной головой и золотым усами, идолов Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши. Жители города ходили туда поклоняться этим богам, приносили им жертвы. Отвоевав у поляков волынские и галицкие земли, киевский князь приказал разрушать возведенные там христианские храмы и создавать на их месте языческие капища. Владимир продолжал жить жизнью язычника: у него было пять официальных жен (среди них вдова Ярополка) и 800 наложниц (300 – в Вышгороде, 300 – в Белгороде и 200 – в селе Берестове).

В 986 году князь неожиданно для всех вдруг заинтересовался иными религиями: он пригласил к себе во дворец проповедников христианства, мусульманства и иудаизма. Поговорив с последними, он приказал выгнать их, а грек-христианин сумел его по-настоящему заинтересовать. Он показал Владимиру картину Страшного суда, где слева были изображены грешники, с плачем идущие прямиком в ад, а справа – праведники, которые радостно направляются в рай. «Хорошо тем, кто справа, и плохо тем, кто слева», – сказал с печалью киевский князь. «Если хочешь с праведными справа стать, то крестись», – ответил священник. Но Владимир пока не готов был принять решение, сказав только: «Подожду еще немного».

На следующий год послал князь своих людей к немцам, волжским болгарам, хазарам и грекам посмотреть на их храмы и религиозные церемонии. Вернувшись домой, они рассказали Владимиру об увиденном, при этом раскритиковали все верования, но восхищались лишь византийским христианством: «Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького: так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве». И бояре стали советовать Владимиру обратиться в новую веру: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя, Ольга, а была она мудрейшая из всех людей».

Владимир уже всерьез задумался о крещении, но из-за войны с византийцами вынужден был отложить это важное дело. Осаждая греческую колонию в Крыму – город Корсунь (Херсонес), князь дал обет, что примет христианство, если сумеет взять эту крепость. Когда же с помощью перебежчика он захватил Корсунь, то потребовал от византийских императоров Василия и Константина отдать ему в жены их сестру Анну. И те отвечали ему: «Не пристало христианам выдавать жен за язычников: если крестишься, то и ее получишь, и Царство небесное воспримешь». Владимир же сказал, что и сам давно уже готов к крещению. Перед обрядом крещения русский князь вдруг начал стремительно слепнуть и лишь в церкви во время церемонии он избавился от этого недуга. Все произошедшее суеверный Владимир воспринял не иначе, как знамения, подтверждающие правильность его выбора.

Крестившись в храме древнего Херсонеса, вернулся киевский князь в свою столицу вместе с молодой женой, священниками и дружиною (его воины вслед за предводителем также приняли христианскую веру). В Киеве Владимир первым делом велел опрокинуть идолов, порубить их и сжечь. Главного же из них, Перуна, было приказано привязать к хвосту коня и волочить к Днепру, а потом кинуть в воду. А к изумленным горожанам князь в привычном для себя стиле обратился с неприкрытой угрозой: «Если не придет кто завтра на реку, будь то богатый или бедный, или нищий, или раб, то будет мне враг!». На следующее утро тысячи киевлян пришли к Днепру, и там христианские священники крестили их. С этого и началось долгое и кровавое крещение Руси, которое огнем и мечем проводилось в течение последующих двухсот лет. В ходе кровавого насаждения христианства погибли тысячи русичей, не желавших отказываться от веры предков.

Десятки тысяч вынуждены были бежать с насиженных земель, отправляясь в дремучие северные и северо-восточные леса – подальше от владимировых миссионеров. В Новгороде же против христиан было поднято очень крупное восстание, жестоко подавленное дядей киевского князя Добрыней.

Приняв крещение, князь Владимир стал другим человеком: теперь он больше стал беспокоиться о созидании, нежели о разрушении. Сказал он как-то: «Нехорошо, что мало городов около Киева!», и города начали строиться и активно заселяться. По приказу князя на десятую часть его капиталов была возведена в столице церковь Пресвятой Богородицы, названная Десятинною. Щедростью своею желал Владимир превзойти библейского царя Соломона, каждое воскресенье закатывая «пир на весь мир». Столы выставлялись просто на улице, где каждый желающий мог отведать княжеских угощений, а дружинники Владимира в знак особого к ним уважения ели из серебряной посуды. По Киеву ездили возы, наполненные мясом, рыбой, хлебом, медом и всякой другой пищей, и возницы кричали: «Нет ли где больного и нищего, который не может сам идти к князю во двор?». Одно время Владимир даже хотел отказаться от смертной казни в стране, говоря: «Боюсь греха!».

В 1115 году, когда княжеский сын Ярослав, правивший в Новгороде, отказался прислать отцу положенную дань, Владимир стал собирать поход против него, но внезапно заболел и вскорости умер. Другой его сын, Святополк, пытался скрыть факт смерти князя, но долго хранить тайну не удалось. Узнав про кончину своего покровителя, горько плакали киевляне, а мраморный гроб с телом крестителя Руси был ими поставлен в Десятинной церкви, где и находился вплоть до монгольского нашествия.

Биография князя Владимира.

947 г. – предположительная дата рождения будущего князя Владимира Святославовича.

969 г. – двадцатилетнего княжича Святослав отправляет править от его имени в Новгород. Новгородцы охотно принимают молодого наследника престола, согласно одной из версий, они сами позвали его управлять собственным городом.

972-980 гг. – Владимир ведет междоусобную борьбу с братом Ярополком, в которой побеждает. Однако перед тем ему пришлось на несколько лет покинуть родину, уехав в Скандинавию, где он набрал большое войско.

981 г. – Владимир покоряет червенские города (Галичину).

981-982 гг. – Владимир как Великий князь Киевский покоряет племена вятичей.

983 г. – предпринимает поход на литовское племя ятвягов.

984 г. – совершает поход на радимичей.

987, 994, 997 гг. – совершает походы против волжских булгар.

987 г. – помогает византийскому императору Василию ІІ в его борьбе с самозванцем Вардой Фокой.

988 г. – идет походом на Крым и захватывает Херсонес (Корсунь). Там же принимает крещение.

992-1015 гг. – постоянно воюет с племенем печенегов, которые совершают регулярные набеги на Русь.

1015 г. – умирает в городе Киеве.

Интересные факты о князе Владимире.

  • Свою жену, полоцкую княжну Рогнеду (? — ок. 1000), князь Владимир захватил силой во время войны с ее отцом. Самого полоцкого князя Рогволода и его сыновей он приказал убить на глазах у Рогнеды. Конфликт возник из-за отказа княжны выйти замуж за сына рабыни, поскольку Владимир был незаконнорожденным. Всю жизнь Рогнеда сохраняла ненависть к своему мужу.
  • Однажды ночью она подошла к спящему Владимиру и хотела ударить его мечом. Однако князь проснулся и перехватил ее руку. Разъяренный, он приказал Рогнеде готовиться к смерти. На следующий день Владимир пришел к жене, но дорогу ему преградил вооруженный мечом маленький сын Рогнеды Изяслав. Он сказал князю: «Отец, ты здесь не один!». А Рогнеда сказала: «Хоть ты и убьешь меня, но за меня есть кому отомстить». Владимир отступил и затем решил отпустить Рогнеду в родительскую вотчину, в Полоцк, где она долгое время княжила вместе с сыном.

    Убив же князя Ярополка и завладев Киевом, Владимир сделал своей женой вдову своего брата, прекрасную гречанку. Сын покойного, Святополк (впоследствии известный как Окаянный), был усыновлен Владимиром;

  • как уже было сказано, Владимир Святославович, прозванный в былинах Красным Солнышком, очень часто устраивал большие пиры в Киеве прямо на княжеском дворе. Туда приглашались дружинники, родовитые бояре, а часто и простые киевляне. При Владимире большие праздники в столице стали частым явлением: их устраивали в честь военных побед, новых христианских праздников и по многим другим поводам.
  • Наибольшую честь во время таких торжеств Владимир оказывал своим воинам. Они сидели около князя, за их здоровье всегда были первые тосты. Однажды дружинники начали роптать на своего господина, говоря: «Как же горька наша жизнь, едим мы у нашего князя деревянными ложками, а не серебряными». Тогда Владимир приказал немедленно изготовить серебряные ложки для всего войска, говоря: «Серебром и золотом не найду дружины, а с дружиной найду и серебро, и золото, как нашли его дед мой и отец»;

  • после принятия христианства князь Владимир заметно изменился. Летопись отмечает, что его характер значительно смягчился. Как религиозный человек, князь много времени проводил в молитвах и в общении с духовными лицами. Однажды пришли к Владимиру епископы и сказали ему: «Разбойники умножились, почему не караешь их?». На что князь, воспринимавший христианство как религию милосердия, ответил: «Боюсь греха». Тогда христианские епископы ему объяснили: «Ты поставлен Богом в наказание злым, а добрым на помилование; ты должен наказывать разбойника, но только разобрав дело».
  • Послушался их Владимир и запретил по всей стране брать виру, то есть денежную компенсацию за убийство. А после того, как количество разбоев уменьшилось, хитрые епископы снова обратились к князю: «Рать наша сильная теперь, если вернется вира, то пусть пойдет на оружие и на коней». Владимир сказал им: «Пусть будет так», и снова вернулись на Русь традиционные древнеславянские законы, когда убийство чаще всего каралось просто штрафом;

  • согласно другой легенде, в 992 году, когда печенеги снова напали на Русь, войска Владимира вышли им навстречу. Получилось так, что русские воины стояли на одном берегу реки, печенеги — на другом, и никто не спешил перейти реку. В конце концов печенежский хан предложил решить дело единоборством: если победит русский боец — заключат мир на три года, а если печенег — будут три года воевать. В тот раз богатырь из киевской дружины одолел печенега, и кочевники бежали. Радость Владимира была столь велика, что он приказал заложить на этом месте город и назвал его Переяславлем (потому что русский воин перенял славу у печенежского).
  • Историческая память о князе Владимире.

    Владимир Великий был канонизирован Русской православной церковью. В его честь названы сотни храмов и монастырей.

    В честь киевского князя названы города Владимир-Волынский и Владимир (сейчас областной центр Российской Федерации).

    Памятники князю Владимиру поставлены в Киеве, Коростене, Владимире-Волынском, Ивано-Франковске, Севастополе, Владимире, Москве, Санкт-Петербурге, Новгороде, Туле, Белгороде, Астрахани, Лондоне, Торонто, Брисбене, Гданьске, Буэнос-Айресе.

    Именем Владимира названы улицы в Киеве, Львове, Ривном и Днепропетровске. Карта Google:

    Изображение князя Владимира помещено на украинских деньгах номиналом одна гривна.

    В честь князя Владимира были выпущены многочисленные почтовые марки (в УНР, СССР, Украине, РФ).

    В 1782 и 1957 гг. были учреждены ордена в честь князя Владимира.

    Князь Владимир стал героем многочисленных художественных произведений, фильмов и даже мультфильмов.

    Князь Владимир в социальных сетях.

    В «Одноклассниках» найдено 12 тематических групп.

    Во «Вконтакте» найдено 2 группы.

    В Youtube по запросу «князь Володимир» – 5290 результатов.

    Как часто пользователи Яндекса из Украины ищут информацию о Владимире Святославовиче?

    Для анализа популярности запроса «князь Володимир» используется сервис поисковой системы Яндекс wordstat.yandex, исходя из которого, можно сделать вывод: по состоянию на 25 апреля 2016 г. количество запросов за месяц составило 2 432, что видно на скрине.

    За период с конца 2014 г. наибольшее количество запросов «князь Володимир» зарегистрировано в ноябре 2016 г. – 5 473 запроса за месяц.

    Князь Владимир. Семь литературных воплощений

    Текст: Арсений Замостьянов

    Фото: памятник Владимиру Великому в Киеве. Скульптор П. К. Клодт/ru.wikipedia.org

    Сегодня про князя Владимира слышно отовсюду. Гипнотизирует масштабная дата: тысячелетие смерти крестителя Руси. Вот-вот над Москвой встанет медный креститель в 33 человеческих роста. То, что именно

    контексте столь отдаленной эпохи говорить не приходится, а вот умирал Владимир Святославич в ореоле славы.

    Которая на протяжении тысячелетия трансформировалась в том числе и в славу литературную.

    Ведь князь Владимир — не только действующее лицо летописей и глава в учебнике истории, не только объект исследований. Он ещё и литературный герой. До сих пор Владимира помнят, главным образом, по фольклорному прозвищу — Красно(е) Солнышко. Что вполне объяснимо. Языческая традиция обожествления солнца не только на Руси перешла в монархический культ. Властителей сравнивали со светилами во все века, от Франции XVII века до Японии XX века. Правда, в официальной политической традиции приняты другие наименования — Святой, Великий. Но мы чаще называем его Солнышком. Другое дело, можно ли отождествлять былинного Владимира с историческим? Конечно, поэтические сказания — не хроника, не

    документ. Но в них сохранились воспоминания о том самом Владимире, который любил всенародные пиры, при котором Русь была защищена от захватчиков богатырскими заставами. Правда, фольклор не сохранил впечатления от крещения и в былинах мы неизменно видим князя уже несомненным христианином. Что указывает нам на то, что в образе Владимира Красно Солнышко в исторические черты Владимира Святого «подмешаны» черты другого выдающегося правителя Древней Руси — Владимира Мономаха, его правнука. Так уж повелось, так уж устоялось на Руси, в народном представлении: фрукт — яблоко, дерево — береза, князь — Владимир.

    ССОРА ИЛЬИ С ВЛАДИМИРОМ

    Это самая бунтарская былина из тех, что связаны с центральным героем русского эпоса — Ильёй Муромцем. На пиру гостеприимный князь не узнаёт в лицо самого заслуженного своего богатыря и сажает его в конце стола, поскольку все почетные места заняты другими блистательными витязями и боярами. Илья ответил дерзко: «Сам ты, князь, ешь, пьёшь с воронами, а меня сажаешь с воронятами!» Когда Илью попытались связать — он разбросал всех княжеских богатырей. А после от обиды принялся стрелять из лука по маковкам храмов. Дипломатичный Добрыня объяснил князю, кого тот обидел, — и помирил Владимира с Ильёй. Они снова пируют рядом, как ни в чем не бывало. И всё-таки во многих сюжетах Владимир несправедливо карает «старого казака» Илью. Так происходит и в главной эпопее русского богатырского эпоса — в былине об отражении нашествия Калина-царя. Что поделаешь: фольклор не идеализировал князя. И всё-таки неизменно выбирал именно его — Владимира — на роль монарха времен золотого былинного века.

    СУХМАН

    Этот фрондёрский сюжет не столь популярен, но памятен. Владимир несправедливо обошелся с самым скромным из богатырей — Сухманом. Поверил клевете — и:

    Посадил его Владимир стольно-киевской

    Во тыи погреба во глубоки,

    Во тыи темницы темныи:

    Железными плитами задвигали,

    А землей его призасыпали,

    А травой его замуравили,

    Не много ли не мало лет то на тридцать…

    Сюжет о гибели (по существу — о демонстративном самоубийстве) Сухмана-богатыря — наиболее мятежный, бунтарский по отношению к Владимиру. Илья Муромец (в некоторых вариантах в его роли выступает Добрыня) — второстепенный герой этой былины. Он помог Сухману, доказал его чистоту перед князем, перед Русью. Владимир смилостивился, даровал Сухману свободу. Но богатырь не пожелал служить несправедливому правителю, предпочёл смерть. Честь для него оказалась выше службы.

    Нет сомнений, что симпатии сказителя и его слушателей — на стороне Сухмана. Так что же, они осуждают Владимира? Не всё так просто! Эпос устроен сложнее, чем школьное противопоставление «положительных и отрицательных персонажей». Владимир и в деспотизме велик. Солнышко есть солнышко.

    ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ. ВЛАДИМИР, ТРАГЕДОКОМЕДИЯ

    Епископ Феофан — уже не столько представитель русского Средневековья, сколько человек Нового времени. Как и его возлюбленный монарх, Петр I, Прокопович эффектно выступал во многих амплуа. Просветитель, реформатор, архиерей, поэт, изворотливый политик, знавший толк в пропаганде. Сегодня читать стихотворную драму 1705 года непросто. Это был литературный дебют 24-летнего священнослужителя — и, честно говоря, дебют несовершенный. Автор стремился в духе французских классицистов представить ключевое событие из русской истории, попутно расправляясь с собственными политическими оппонентами. Злодеи — языческие жрецы — строят козни, а Владимир — «всех славенороссийских стран князь и повелитель», как и подобает герою, излагает свои сомнения и принципы в высокопарных монологах.

    Прославляя Владимира, Феофан агитировал за петровские преобразования. Язычество показано в трагедокомедии как бастион невежества. Владимир — как первый русский просветитель. Тенденцию Прокопович выразил остро: консерваторы узнали себя в карикатурных жрецах. Но риторические красоты ему не удались. Прокопович написал ещё и проповедь, посвящённую святому князю. Панегирики ему удавались куда лучше.

    ЯКОВ БОРИСОВИЧ КНЯЖНИН. ВЛАДИМИР И ЯРОПОЛК, ТРАГЕДИЯ

    В 1772-м году Яков Княжнин пишет классицистическую (и весьма кровавую!) трагедию из русской истории. Примером для него служила расиновская «Андромаха». Разумеется, герои говорят стихами. Княжнин — поэт гораздо более изобретательный, чем Феофан. Это неудивительно: его вооружили Ломоносов и Сумароков. И даже в выспренних монологах можно заметить афористическое остроумие — правда, несколько поблекшее за два с половиной века:

    Я знаю, Ярополк достоин лютой казни,

    Я знаю, все велит презреть родства приязни,

    Но низкой хитростью велишь его сразить.

    В оливах мирных меч возможно ли укрыть,

    Не облекаяся в бесчестье вероломства?

    Могу ли я не быть злодей в очах потомства?

    Когда стремится брат россиян ко стыду,

    Себе к бесславию, отечества к вреду,

    Пускай уже свое злодействие свершает

    И наше мщение с тобою оправдает;

    А мы, отшед отсель к престолу моему,

    К защите общества, к погибели ему,

    От Волховских брегов собравши сильны рати,

    Открытою войной пойдем врага попрати!

    Излюбленный конфликт эпохи Просвещения — общественное и личное. Мятущийся герой всё-таки избирает долг перед государством, перед историей. Светский автор, человек эпохи Просвещения, Княжнин вовсе не идеализирует канонизированного церковью князя. Впрочем, Владимир здесь — еще язычник, обагренный кровью брата. Логика трагедии оправдывает убийство: беспутный Ярополк несёт Отечеству беды. Да и кто из видных монархов не устранял родственников? Но главную читательницу империи — Екатерину II — трагедия Княжнина разочаровала.

    Образ равноапостольного князя показался ей не слишком уважительным. Княжнин, как сторонник аристократической оппозиции, выдвигает на первые роли вельможу Сваделя (Свенельда) — эдакого бескорыстного государственника. Идея прозрачная: лучшие из знатных мужей должны управлять монархами. Екатерина в «Записках касательно российской истории» настаивает на противоположной трактовке. У неё именно Свенельд повинен в княжеской междоусобице.

    А. С. ПУШКИН. РУСЛАН И ЛЮДМИЛА

    Кого только не собрал Пушкин в свою программную сказочную поэму! Но вспомним: всё

    начинается со знаменитого стольнокиевского застолья. А кто во главе стола? В народной памяти в качестве могущественного правителя остался именно князь Владимир. С его образом связывали представления о расцвете державы, об эталонной эпохе, которую хочется продлить навсегда — хотя бы в песне.

    В толпе могучих сыновей,

    С друзьями, в гриднице высокой

    Владимир-солнце пировал…

    Князь Владимир в пушкинской сказке — фигура антуражная, он не принимает участия в фантастических приключениях героев. Но это важная роль — символизировать власть, и заменить Владимира некем. К тому же князь Владимир у Пушкина — благородный отец. Отец героини.

    А. К. ТОЛСТОЙ. ПЕСНЯ О ПОХОДЕ ВЛАДИМИРА НА КОРСУНЬ

    Тонкий мастер исторической баллады не мог обойти вниманием образ князя Владимира. Толстому хорошо удавались стилизации

    былин. Причем он использовал для этого привычный рифмованный силлабо-тонический стих, и редко щеголял антикварными славянизмами. В его стихах воспроизводится не былинная форма, а есть былинное сказочное простодушие. Почтительное удивление перед подвигами старины глубокой. Ощущение, что мы вошли в пространство мифа, не потеряв внятности поэтической речи. К тому же у Алексея Константиновича имелся вкус к сюжетной поэзии.

    Он посвятил целую поэму князю Владимиру. Получилась образцовая поэтизация летописного сюжета о Владимире Святославиче. Князь завоевывает «греческую веру» огнем и мечом, но меняется, «узрев истинного Бога». Крещение чудесным образом меняет характер грозного правителя, а заодно — и судьбу Руси:

    И нá берег вышел, душой возрожден,

    Владимир для новой державы,

    И в Русь милосердия внёс он закон —

    — Дела стародавних, далеких времен,

    Преданья невянущей славы!

    Вполне привычная трактовка, по духу — Несторова. Но Толстой оживляет канон мощью стиха.

    А. К. ТОЛСТОЙ. ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

    Уже не баллада, но стихотворение. Ставшее хрестоматийным. Его нередко переиздают для детей, с завлекательными иллюстрациями. Старый богатырь едет прочь от Киева и с обидой вспоминает княжеское гостеприимство:

    И ворчит Илья сердито:

    «Ну, Владимир, что ж?

    Посмотрю я, без Ильи-то

    Как ты проживёшь?

    Двор мне, княже, твой не диво!

    Не пиров держусь!

    Я мужик неприхотливый,

    Был бы хлеба кус!

    Добродушное ворчание сильного человека прямиком пришло из самых вольнодумных былин. Богатырю опостылела суетливая столица с греческой хитростью, с вероломством князей… Образ вечнозелёного обаяния, он всегда современен. И Владимир в логике этого мифа — политик, а не святой.

    ДЕМЬЯН БЕДНЫЙ. БОГАТЫРИ

    Эта пьеса — скомороший мюзикл в революционном духе — шла в московском Камерном театре, в постановке режиссёра Александра Таирова. Музыка великого Бородина, декорации по палехским мотивам… Демьян Бедный показал отсталую Древнюю Русь, слабохарактерного Владимира, а богатырей вывел в виде пьянчуг. И крещение Руси интерпретировал в духе антирелигиозных кампаний предыдущего десятилетия… Положительными героями стали «социально близкие» разбойники. Но в 1936-м шарж на князя Владимира советскому государству уже не требовался. Вячеслав Молотов ушёл после первого акта, воскликнув: «Безобразие! Богатыри ведь были замечательными людьми!»

    Отныне к Крещению Руси следовало относиться как к прогрессивному свершению, а о «Богатырях» Алексей Сурков сказал так: «Вся пьеса Демьяна Бедного проникнута вульгарным

    отношением к вопросам истории. Фашистская литература говорит, что в России нет народности, не имелось и государственности. В связи с такой трактовкой вся концепция Демьяна Бедного имеет политически вредное направление».

    Разгром «Богатырей» стал началом патриотической кампании в прессе. Демьян, несмотря на раскаяние, лишился партбилета. Его посмертно восстановят в партии только при Хрущёве. Вот так отомстил «евангелисту Демьяну» князь Владимир Святославич.

    БОРИС ВАСИЛЬЕВ. ВЛАДИМИР КРАСНОЕ СОЛНЫШКО

    Появлялся Владимир и в исторических романах — как правило, почтительных по отношению к князю. Борис Васильев в 1970-е был одним из самых читаемых писателей в СССР. Но исторические романы он принялся писать довольно поздно, подхватив знамя Анатолия Ладинского и Всеволода Н. Иванова. И ушёл в былинные времена с головой. Киевская Русь для Васильева — своего рода утраченный рай, счастливая европейская альтернатива для России. Роман «Владимир Красное Солнышко» написан в простодушном стиле, но свою «политическую линию» автор держит крепко. Тут и воспитание правителя, и государственный ум, и громкие свершения. Вся жизнь князя прошла в борьбе за власть и в укреплении державы — эта фактура годится для приключенческого романа. Словом, у Васильева получился Владимир, достойный памятника на центральной площади.

    Средневековый князь Владимир углубляет раскол России и Украины

    • Опубликовано

      Ольга Бугоркова и Наташа Матюхина

      BBC Monitoring

      Наследие средневекового князя добавило новое измерение конфликту между Россией и Украиной, поскольку обе страны отмечают 1000-летие со дня его смерти.

      Русские прославляют князя Владимира Великого как человека, обратившего их страну в христианство, но для некоторых украинцев это представляет собой попытку украсть их историю.

      Для них князь Владимир — как его называют в Украине — древний украинский правитель, правивший из Киева и христианизировавший страну, известную тогда как Киевская Русь, еще до того, как была построена Москва.

      Сторонники тесных российско-украинских связей ссылаются на общее происхождение двух государств в княжеской Владимирской Руси. Некоторые из них ставят под сомнение светскую и религиозную независимость Украины.

      Князь Владимир почитается как святой в обеих странах. После распада СССР в Украине была создана независимая православная церковь, но Русская православная церковь, имеющая тесные связи с Кремлем, не признает ее и осуждает ее клириков как раскольников.

      Глава независимой Украинской Православной Церкви Патриарх Филарет отлучен от церкви Русской Православной Церковью.

      Источник изображения, Википедия

      Подпись к изображению,

      Князь Владимир изображен на памятнике Тысячелетию России в Великом Новгороде, Россия

      Святой раздора

      Несмотря на углубляющийся экономический кризис, Россия тратит 1 миллиард рублей (около 11 миллионов фунтов стерлингов; 17 миллионов долларов США) на памятные мероприятия по всей стране, кульминацией которых являются торжественный прием во вторник для 400 гостей в Кремле, устроенный президентом Владимиром Путиным.

      Главный молебен в храме Христа Спасителя в Москве возглавил Патриарх Кирилл и транслировал в прямом эфире государственных телеканалов.

      Источник изображения, AP

      Подпись к изображению,

      Президент России Владимир Путин (справа) и патриарх Кирилл почтили память святого в московском Князь-Владимирском соборе

      Торжества «объединяют православных верующих во всех уголках земного шара в то, что они называют русским миром». «, сообщила государственная газета Россия 1.

      В отличие от России, Украина предпочла не проводить грандиозных мероприятий, ограничившись поминками молебнами и религиозными процессиями.

      Конкурирующие православные церкви Украины — независимая Украинская православная церковь и Украинская православная церковь Московского Патриархата — провели молебны в разных местах (Киевский Владимирский собор и древняя Печерская Лавра соответственно).

      Президент Петр Порошенко с супругой Мариной посетили церемонию во Владимирском соборе, а несколько депутатов от оппозиции днем ​​ранее посетили службу Московского Патриархата.

      Источник изображения, Reuters

      Подпись к изображению,

      В Киеве торжественными молитвами отметили 1000-летие со дня смерти Владимира Великого тоже создал напряжение.

      Планы в Москве увековечить память князя 25-метровой статуей, изображающей его с мечом и крестом, вызвали резкую критику, в том числе со стороны архитекторов.

      Идея памятника в Москве, которого даже не существовало, когда Владимир крестился, некоторыми рассматривается как свидетельство «комплекса [неполноценности] малой нации».

      «Неужели в русской истории нет никого, кроме сомнительных персонажей X века, с реальными, бесспорными достижениями?» — спросил эксперт Центра Карнеги Максим Саморуков.

      Но у прокремлевских обозревателей, похоже, не было сомнений.

      Россия «имеет полное право» поставить памятник киевскому князю, написал блогер и колумнист Амирам Григоров на прокремлевском сайте LifeNews, утверждая, что Владимир правил территорией, охватывающей части России и Украины.

      Празднества в России призваны провести параллели между принцем и Путиным в связи с аннексией Крыма Россией, по мнению некоторых экспертов.

      «Князь Владимир крестился в Крыму, а Путин вернул Крым России», — сообщил сайту РБК историк Николай Сванидзе.

      «Эта параллель должна повысить авторитет президента в глазах современников и потомков, а также благословить присоединение Крыма к России».

      Украина называет аннексию вопиющим нарушением международного права, а действия г-на Путина широко осуждаются.

      Источник изображения, Getty Images

      Подпись к изображению,

      Русский скульптор работает над моделью памятника Владимиру Великому в своей мастерской в ​​Москве

      Борьба за независимость непрекращающейся информационной войны означало, в том числе, лишить Украину права на собственную интерпретацию истории.

      Алексей Копытко, аналитик аналитического центра «Информационное сопротивление», охарактеризовал российскую «ажиотаж вокруг князя Владимира» как «яркий пример манипуляций, которые помогают России вести войну против Украины за ее историю».

      Корреспондент популярной киевской газеты «Сегодня» Валерий Моисеев высмеял «патриотически-церковный пыл» России и ее щедрые траты на «превращение исторической личности в символ».

      Он предостерег Украину от втягивания в «бессмысленную борьбу за приватизацию Князя Владимира».

      Сайт интернет-телеканала Espreso TV высмеял русских за то, что они «обожают» князя, который был весьма беспощаден в отношениях с племенами, населявшими территорию современной России.

      На сайте говорилось, высмеивая националистический и антикиевский язык российских государственных СМИ, что князь Владимир был не чем иным, как «главой первой киевской хунты», который руководил жестокими «антитеррористическими операциями» против непокорных подданных к северу от Киева, и прибегали к помощи «иноземных легионов» викингов и норманнов.

      Источник изображения, Википедия

      Подпись к изображению,

      Памятник Святому Владимиру — одна из самых выдающихся достопримечательностей Киева

      BBC Monitoring сообщает и анализирует новости телевидения, радио, Интернета и печатных СМИ по всему миру. Вы можете следить за BBC Monitoring на Twitter и Facebook .

      КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Святой Владимир Великий

      Пожалуйста, поддержите миссию Нового Адвента и получите полное содержимое этого сайта в виде мгновенной загрузки. Включает Католическую энциклопедию, книги отцов церкви, Summa, Библию и многое другое — всего за 19 долларов США..99…

      (ВЛАДИМИР или ВОЛОДОМИР).

      Великий князь Киевский и всея Руси, внук святой Ольги, первый русский правитель, принявший христианство, р. 956; д. в Берестове, 15 июля 1015 г. Святая Ольга не могла обратить своего сына и преемника Святослава, ибо он жил и умер язычником и воспитал своего сына Владимира языческим атаманом. У Святослава было два законных сына Ярополк и Олег, а третьего сына Владимира родила ему придворная фаворитка Ольга Малуша. Незадолго до смерти (972) пожаловал Ярополку великое княжество Киевское, а землю древлян (ныне Галицию) отдал Олегу. Древняя русская столица Новгород угрожала восстанием, и, поскольку оба князя отказались туда идти, Святослав даровал свою власть молодому Владимиру. Между тем между Ярополком и Олегом началась война, и первый завоевал древлянскую землю и свергнул Олега. Когда это известие дошло до Владимира, он, опасаясь подобной участи, бежал за помощью к варягам (варягам) Скандинавии, а Ярополк завоевал Новгород и соединил под своим скипетром всю Русь. Через несколько лет Владимир вернулся с большим войском и отвоевал Новгород. Осмелев, он повел войну против своего брата на юге, взял город Полоцк, убил его князя Рагвальда и женился на его дочери Рагнильде, невесте Ярополка. Затем он двинулся вперед и осадил Киева. Ярополк бежал в Родно, но не удержался там и был окончательно убит при сдаче победоносному Владимиру; последний после этого сделал себя правителем Киева и всей Руси в 9 г.80. Владимир, как языческий князь, имел, кроме Рагнильды, еще четырех жен, и от них имел десять сыновей и двух дочерей. Со времен святой Ольги христианство, первоначально установленное среди восточных славян свв. Кирилл и Мефодий тайно продвигались по земле Руси (теперь восточная Австрия и Россия) и начали значительно изменять языческие представления. Это был период, подобный эпохе обращения Константина.

      Несмотря на эту скрытую христианскую идею, Владимир воздвиг в Киеве много статуй и святынь ( требища ) к славянским языческим богам Перуну, Даждьбогу, Симорглу, Макоши, Стрибогу и другим. В 981 г. он покорил червенские города (ныне Галицию), в 983 г. одолел диких ятвягов на берегах Балтийского моря, в 985 г. сразился с болгарами на низовьях Волги, а в 987 г. задумал поход против греко- Римской империи, в ходе которой он увлекся христианством. Летопись Нестора повествует, что он отправлял послов в соседние страны за сведениями об их религиях. Послы отрицательно отзывались о последовавших за ними болгарах (мусульманах), евреях Хазарии и германцах с их простыми миссионерскими латинскими церквями, но были в восторге от торжественного греческого ритуала Великой Церкви (Св. Софии) Константинопольской, и напомнил Владимиру, что его бабушка Ольга приняла эту Веру. В следующем году (988) он осадил Херсон в Крыму, город в границах восточной Римской империи, и, наконец, взял его, перекрыв его водоснабжение. Затем он отправил послов к императору Василию II в Константинополь, чтобы попросить его сестру Анну выйти замуж, добавив угрозу похода на Константинополь в случае отказа. Император ответил, что христианин не может жениться на язычнике, но если бы Владимир был князем-христианином, он санкционировал бы союз. На это Владимир ответил, что уже ознакомился с учениями христиан, склоняется к ним и готов креститься. Василий II отправил эту сестру со свитой чиновников и духовенства в Херсон, и там Владимир был крещен в том же году митрополитом Михаилом и принял также крестильное имя Василия. Ходящая легенда повествует, что Владимир ослеп перед приездом Анны и ее свиты и прозрел после крещения. Затем он женился на царевне Анне и после этого расстался со своими языческими женами. Он сдал город Херсон грекам и вернулся в Киев с невестой. Русский историк Карамсин (т. I, стр. 215) предполагает, что Владимир мог быть крещен задолго до этого в Киеве, так как там уже были христиане и их священники; но такой поступок унизил бы гордого вождя в глазах его народа, ибо он смиренно принял бы незаметный обряд рук тайной и презираемой секты. Поэтому он предпочел, чтобы оно исходило от посланников римского императора Константинополя, чтобы произвести впечатление на свой народ.

      Вернувшись в Киев, Владимир взял на себя обращение своих подданных. Он приказал бросить статуи богов, разрубить на куски, а некоторые из них сжечь; главного бога Перуна протащили по грязи и бросили в реку Днепр. Эти действия произвели на людей впечатление беспомощности их богов, и когда им было сказано, что они должны последовать примеру Владимира и стать христианами, они охотно крестились, даже переходя вброд реку, чтобы священник мог скорее добраться до них для крещения. Зубрицкий считает, что эта готовность свидетельствует о том, что учения христианства уже были тайно распространены в Киеве и что народ только ждал случая публично признать их. Владимир призывал всех своих подданных к обращению в христианство, основывал церкви и монастыри не только в Киеве, но и в Переяславе, Чернигове, Белгороде, Владимире на Волыни и многих других городах. В 9В 89 г. он воздвиг большую церковь св. Марии Приснодевы (обычно именуемую Десятинным собором , Десятинным собором), а в 996 г. церковь Преображения, обе в городе Киеве. Он отказался от своей воинственной карьеры и посвятил себя главным образом управлению своим народом; он основал школы, ввел церковные суды и прославился своей кротостью и рвением в распространении христианской веры. Его жена умерла в 1011 году, родив ему двух сыновей, Бориса и Глеба (также известных как святые Роман и Давид, по именам при крещении). После этого его жизнь стала беспокоить поведение его старших детей. По обычаю предков, он поделил свое царство между своими детьми, отдав город Новгород в удел старшему сыну Ярославу; последний восстал против него и отказался платить ни услуги, ни дань. В 1014 г. Владимир готовился идти на север, к Новгороду, и отнять его у непослушного сына, а Ярослав призвал на помощь варягов против своего отца. Владимир заболел и умер в пути. Его праздник отмечается 15 июля по русскому православному и русинскому греко-католическому календарям, и он получил имя 9 июля.0124 Равноапостол (равноапостольный) в титле праздника и тропаре литургии. Русские добавили в свои богослужебные книги слова, относящиеся к его обращению и заступничеству в нынешней Российской империи ( российская земля ), но русины никогда не допускали этих вставок.

      Источники

      PELESZ, Gesch. der Union, I (Вена, 1878 г.), 79–127; НИЛЬ, Kalendarium Manuale, I (Инсбрук, 1896 г.), 212; Acta SS., IV, июль, с.4; Богословская энциклопедия, III (Санкт-Петербург, 1902), 564-67; ГОЛУБИНСКИЙ, История Русской Церкви, I (Москва, 1901), ч. я, 105-87; МАЛЬЦЕВ, Die Nachtwache (Берлин, 1892 г.), 724–27; АДЕНИ, Греческая и восточная церкви (Нью-Йорк, 1908 г.), 358–65; МУРАВЬЕВ, Hist. Русской Церкви (Оксфорд, 1842 г.), 10–18; ЗУБРИЦКИЙ, Гещ. des Fürstenthums Galicz (Лембург, 1852 г.).

      Об этой странице

      Цитата APA.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *