Князь Святослав Игоревич — исторический портрет, внутренняя и внешняя политика :: Сочиняшка.Ру
План:
1. Исторический портрет князя Святослава Игоревича.
2. Внутренняя политика.
3. Внешняя политика.
4. Результаты правления и основные достижения.
Исторический портрет князя Святослава Игоревича
Святослав Игоревич – сын Игоря и Ольги, правивший в Древней Руси с 962 по 972 гг. На момент гибели Игоря в Древлянской земле Святослав был еще слишком мал, поэтому власть перешла к Ольге, ставшей регентшей при юном наследнике.
Воинственность Святослава проявилась в очень раннем возрасте. Летописец сообщает, что мальчик, бросив копье, подал знак к началу сражения с древлянами.
Святослав проводил все свое время с дружиной, совершенствуя воинское искусство. Достигнув зрелости, он немедленно приступил к активной завоевательной политике. С этого времени князь практически не жил в Киеве, посвятив себя исключительно войне. Фактически государством продолжала управлять Ольга.
Святослав добился огромных успехов во внешней, но не уделял никакого внимания внутренней политике. В 968 г. он даже перенес свою резиденцию в г. Переяславец-на-Дунае.
Это чуть было не привело к беде. В 968 г. столицу Древней Руси осадило огромное войско печенегов. В Киеве в это время находилась Ольга и малолетние сыновья князя. Святослав успел вовремя вернуться и разгромить врага.
Через год Ольга умерла, а Святослав Игоревич вновь отправился в военный поход против Византии. На этот раз удача изменила воинственному князю, он был вынужден сдаться императору Иоанну Цимисхию. В 972 г., возвращаясь домой с остатками войска, Святослав был убит печенегами.
В летописях и византийских источниках сохранилось очень яркое описание Святослава Игоревича. Он предстает безжалостным воином, убежденным язычником, которому, однако, присуще определенное «благородство». Согласно легенде, начиная войну, Святослав отправлял к противнику лаконичное и красноречивое послание: «Иду на вы».
Внутренняя политика
Святослав Игоревич мало интересовался внутренней политикой, которой полностью руководила Ольга. Воинственный князь предпочитал решать все вопросы с помощью оружия.
Единственный значительный внутриполитический акт Святослава – разделение Киевской Руси между сыновьями. После смерти матери князь решил окончательно обосноваться на Дунае. В качестве наместников он посадил на княжение в Киеве Ярополка, в Древлянской земле – Олега, а в Новгородской – Владимира. В дальнейшем это привело к первой междоусобице на Руси.
Внешняя политика
В 962 г. хазары попытались подчинить себе крымских готов и славян. В поисках защиты тмутараканские князья отправили посольство к Святославу, признавая его своим сюзереном. Для киевского князя это стало удачным предлогом для начала войны против Хазарского каганата.
Святослав выступил в поход в 963 г., захватил хазарскую крепость Саркел и подчинил своему влиянию осетинов и косогов (черкесов).
Развивая успех, Святослав намеревался взять под контроль все течение р. Волги. Подчинив по пути племена вятичей (вассалов Хазарского каганата), он атаковал волжских булгар. В 965 г. столица Волжской Булгарии была захвачена и подвергнута полному разорению.
В Константинополе с тревогой наблюдали за успешными действиями северных варваров. Хитрые византийцы решили стравить Киевскую Русь со своим давним противником – Болгарским царством. К Святославу было отправлено посольство с просьбой о помощи.
Предложение вмешаться в балканские дела показалось Святославу очень заманчивым. Потребовав от Византии денежной помощи, он стал готовиться к болгарскому походу.
В 967 г. 40-тысячная армия Святослава вторглась на болгарскую территорию. Очень скоро под контролем киевского князя оказалась вся Северная Болгария. Новой резиденцией Святослава стал г. Переяславец-на-Дунае.
Болгарский царь обратился за помощью к печенегам, которые в отсутствие Святослава взяли Киев в осаду. Князь осуществил марш-бросок и разгромил основные силы осаждающих.
Сделав небольшую передышку, в 969 г. Святослав (возможно, сам князь не участвовал в походе) разграбил хазарские города Итиль и Самандар, что стало концом Хазарского каганата.
Сразу же после смерти матери Святослав вновь отправился против болгар, которые к этому времени заключили мир с Византией. В империи произошел государственный переворот и власть захватил опытный полководец Иоанн Цимисхий.
Сами болгары не могли оказать достойного сопротивления Святославу. Вскоре он захватил их столицу (Великий Преслав) и взял в плен царя Бориса. Однако подоспевшая армия Цимисхия одержала над русскими ряд побед. В конце концов войско Святослава было осаждено в крепости Доростол.
Голод вынудил Святослава пойти на подписание перемирия. Византийцы позволили князю с остатками войска вернуть в Киев в обмен на отказ от притязаний на Болгарию и Крым.
Византийцы (возможно, болгары) сообщили печенегам о передвижении Святослава с небольшими силами. На Днепре была устроена засада. В 972 г. в районе днепровских порогов печенеги внезапно атаковали русское войско. Вырваться удалось немногим. Сам Святослав был убит в бою.
Результаты правления и основные достижения
Основные достижения Святослава Игоревича относятся к области внешней политики:
– захват Крыма;
– разгром Волжской Булгарии и Хазарского каганата;
– временный захват Болгарии.
Завоевательные походы Святослава имели непрочные результаты. Князь удовлетворялся победой и не заботился о том, как удержать под контролем захваченные территории, надеясь исключительно на силу оружия.
При несомненном полководческом таланте Святослав не подходил на роль правителя государства. В целом его недолгое княжение можно назвать крушением первой русской императорской мечты.
Рекомендуем к ознакомлению:
Внешняя и внутренняя политика Святослава Игоревича
На Руси всегда были видные и сильные князья, которые отличались своей неповторимостью и уникальностью в вехах истории. Ни один из них не был похож на кого-либо другого. Если мы говорим о Ярославе Мудром, то он законодатель. Если о княгине Ольге, то это успешный дипломат своего времени.
Но что мы можем сказать о князе Святославе Игоревиче?
Святослав – кто ты?
Князь Святослав Игоревич стал великим князем всея Руси в три года. Это произошло после того, как его отца Игоря убил народ древлян в 945 году нашей эры. Это произошло из-за того, что великий князь вернулся собирать полюдье (дань) с народа с небольшим количеством своего войска. Его убили.
Святослав не мог править в возрасте трех лет. Вместо него на трон села его мать, княгиня Ольга.
Самостоятельное правление Святослава Игоревича в Киеве начнется с 964 года. Его мать сделала государство при своем правлении сильнее и могущественнее, передавая своему сыну право наследования престола.
Однако внешняя и внутренняя политика Святослава будет кардинально отличаться от политики Ольги.
Детство Святослава Игоревича
Если верить летописям конца XII века, то Святослав был единственным ребенком в семье князя Игоря и княгини Ольги.
Точная дата его рождения неизвестна.Святослав все детство находился возле своей матери в Киеве. Она его растила, наставляла по жизни и берегла. Именно от матери Святослав получил важные навыки, с которыми прошел через всю жизнь. Она воспитала в нем настоящего верного воина своего государства. Однако внешняя и внутренняя политика Святослава не была унаследована им от матери и не передалась в процессе воспитания. Он будет править по-своему.
Внешняя политика
Внешняя и внутренняя политика Святослава совершенно не схожи между собой. Святослав Игоревич был активным на внешней арене. Он гораздо больше отдавал сил внешней политике, чем внутренней. По своему характеру он был завоевателем и полководцем.
В отличие от своей матери Ольги, он не стал менять свою веру на христианскую, чтобы быть ближе к своему войску. Вояки его за это уважали и принимали за своего. Именно эта близость с собственным войском во многом и помогла ему добиться успехов в военных столкновениях и завоеваниях.
Какой же была внешняя политика Святослава? Таблица, помещенная ниже, даст ответ на этот вопрос. Князь вел активные действия как на западе, так и на востоке.
Западный вектор | Князь Святослав вел активные военные кампании против болгарского княжества. Большинство военных походов для Киевской Руси увенчались успехом. |
Восточный вектор | На восточном направлении князь успешно боролся против Хазарского каганата. Впоследствии он его полностью уничтожил. Однако не смог уберечь киевские земли от набегов половцев. |
В «Повести временных лет» неоднократно упоминается о том, что в 964 году Святослав Игоревич пошел войной против грозного Хазарского каганата.
Хазарский каганат был главным торговым и военным противником Киевской Руси. Разгромив их, Святослав хотел обнулить их влияние в регионе и стереть их города с лица земли. Ему удалось это сделать, и он во главе со своим войском одержал убедительную победу.
Однако победа над хазарами принесла больше разочарований, нежели триумфа. Каганат сдерживал щитом с востока набеги кочевников в сторону Киевской Руси. Когда он пал, орды кочевников спокойно могли двигаться по направлению к Киеву.
На западном направлении Святослав Игоревич вел войну против Болгарского княжества. Эти походы были успешными. Святослав на своем пути сметал город за городом и остановился в городе Переяславец. Он начал собирать дань и планировал перенести столицу из Киева в Переяславец. Однако этому не суждено было случиться. Печальные известия о том, что на Киев кочевники совершают набеги и не дают покоя жителям, вынудили его вернуться домой и защищать город от набегов. Только в 970 году князь Святослав смог снова вернуться на Балканы и продолжить войну.
В 972 году Святослав на острове Хортица вместе с войском был разбит печенегами. Князь погиб в этом бою. Царь печенегов Куря сделал из его черепа себе посуду, из которой пил в дальнейшем. Считалось по обычаям печенегов, что сила Святослава теперь переходит к Куре.
Внутренняя политика
Мы уже говорили о том, что политика князя Святослава Игоревича была больше направлена на внешние завоевания, чем на внутренние преобразования. Он был больше полководцем, чем дипломатом или реформатором.
Однако деятельность Святослава коснулась и внутренней жизни страны.
Внутренняя политика князя Святослава Игоревича была направлена на оформление системы сбора налогов. Его мать Ольга утвердила еще при своем правлении погосты. Это значит, что князь не должен ехать самостоятельно к каждому народу собирать полюдье, а сами люди или представители народа приезжали в определенные места и сдавал дань в казну.
Святослав однажды усмирил племена вятичей, который отказывались платить дань в пользу княжей казны. После этого похода в казну стала исправно поступать дань.
Став великим князем, в ведущих городах Киевской Руси он стал утверждать на правление своих сыновей, чтобы они держали все под контролем тогда, когда он находится в походах. Это было верным и мудрым решением с его стороны. Он мог полностью положиться на своих сыновей во всех вопросах внутреннего управления Киевской Русью.
Его сыновьями были Ярополк, Олег и Владимир (креститель Киевской Руси).
Святослав в литературе и искусстве
Политика Святослава Игоревича нашла свое отражение не только в военных делах.
Святославу посвящено немало картин, стихотворений, повестей, рассказов и даже современных песен. Он был неординарной личностью, прожил жизнь кратко и ярко.
Существует картина художника Акимова «Великий князь Святослав», которая относится к концу 18 века.
Велимир Хлебников посвятил ему свое стихотворение «Святослав», Скляренко — свой роман «Святослав», Лев Прозоров — «Святослав. Иду на Вы!». Кстати, «иду на вы!» Святослав Игоревич часто произносил, когда шел в бой.
Печатное издание болельщиков футбольного клуба «Динамо Киев» называется «Святослав».
Кем остался в истории великий князь?
Для нынешних поколений князь Святослав Игоревич остался воинственным правителем и завоевателем, который интересы Киевской Руси ставил выше своих собственных и кого-либо еще.
Внешняя и внутренняя политика Святослава помогли сделать Киевскую Русь еще более мощным государством. Несмотря на поражение от печенегов, он останется в истории как один из величайших полководцев своего времени, который противостоял набегам сразу нескольких народов.
Подъем Азова | openDemocracy
Это может показаться странным, но украинские ультраправые и российская пропагандистская машина имеют общую фантазию: радикальный правый переворот в Киеве. Точно так же, как украинские правые предпринимали шаги во внутренней политике в течение прошлого года, сценарий государственного переворота в столице страны был бы именно той эскалацией, которая нужна России для победы в войне на востоке.
Если мы действительно увидим смену режима в Украине, то добровольческий батальон «Азов» является вероятным кандидатом на то, чтобы возглавить эту новую «хунту». Сформированный из ультраправых группировок, когда в 2014 году разразился сепаратистский конфликт, «Азов» изначально создавался как специальный полицейский батальон и быстро завоевал репутацию защитника города Мариуполь на юго-востоке Украины. Сейчас это полк Национальной гвардии Украины.
Но, похоже, Азов не довольствуется воинской славой. Волна агрессивных действий за последний месяц привлекла внимание левых активистов и общественного мнения в целом. Однако недавняя деятельность «Азова» отражает не только мобилизацию крайне правых, но и то, что происходит за кулисами украинской политики. Следует сказать, что своим появлением группа частично обязана Арсену Авакову, министру внутренних дел Украины.
Столкновения из-за антифашистской демонстрации в Киеве в прошлом месяце — самый последний и шокирующий инцидент в этой истории. С помощью российских неонацистов, воюющих на Донбассе, бойцы батальона «Азов» сорвали публичный митинг, посвященный памяти Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой, двух антифашисток, застреленных в центре Москвы в 2009 году..
Из Харькова с любовью (к белой расе)
Военизированные организации с легальным статусом можно считать особым элементом войны между Россией и Украиной. Эти структуры, обычно называемые «добровольческими батальонами» (не путать с другими украинскими «добровольцами», самоорганизованными политическими и благотворительными группами), не имеют в своих рядах призывников.
Эти батальоны часто формировались на основе ранее существовавших организаций, которые уже были представлены в СМИ и в социальных сетях. Этот первоначальный капитал публичности в какой-то степени позволил батальонам действовать как самостоятельные политические субъекты. Некоторые батальоны, в том числе «Азов», сумели извлечь выгоду из своего участия в войне на востоке, получив известность (и популярность) точно так же, как регулярные войска Украины.
Последние действия «Азова» отражают не только мобилизацию ультраправых, но и то, что происходит за кулисами украинской политики
Например, батальон «Азов» был создан в мае 2014 года — через месяц после «Антитеррористической операции». было объявлено на востоке Украины. Его сформировали члены двух неонацистских группировок «Патриот Украины» и «Социал-национальная ассамблея».
В то время эти группы работали в составе «Правого сектора» — группы крайне правых активистов, которая объединилась во время Майдана, а позже также превратилась в военизированную организацию. Эти две группы возглавляет Андрей Билецкий, известный среди ультраправой братии как «белый вождь».
Январь 2015: новобранцы «Азова» принимают присягу в Киеве перед отправкой на фронт. (c) Сергей Чузавков / AP / Press Association Images. Все права защищены. За последние 18 месяцев «Азов» приобрел репутацию дисциплинированного (и решительного) патриота в украинском обществе, которое все больше устаёт от войны и недовольно тяжелым экономическим положением страны.
Действительно, экономический кризис, международная политика и особенно война на востоке дали правительству главное основание для проведения реформ, направленных на разрушение остатков социального государства. В этой ситуации у украинских правых есть возможность добиться политического прогресса, особенно в «социальных вопросах», таких как рост тарифов, пенсий, социального обеспечения и безработицы.
Тем не менее, «Азов» никогда открыто не выступал против украинского правительства и его политики реформ жесткой экономии. Хотя базой батальона считается Мариуполь, расположенный на берегу Азовского моря (отсюда и название группы), его основная группа родом из города Харькова на востоке Украины. А тесная связь «Азова» с Арсеном Аваковым, нынешним министром внутренних дел Украины и бывшим губернатором Харьковской области в середине 2000-х, гарантирует их лояльность властям.
У украинских правых есть возможность добиться политического прогресса, особенно в «социальных вопросах», таких как повышение тарифов, пенсий, социального обеспечения и безработицы
Действительно, 2005-2010 годы были плодотворным периодом для харьковской неонацистской группировки «Патриот Украины», члены которой впоследствии сформировали «Азов». При Авакове на посту губернатора эта неонацистская группировка сотрудничала с харьковскими властями и полицией. Их деятельность включала в себя слежку за «нелегалами» в студенческих общежитиях города и рейды в торговые киоски (владельцы которых, по стечению обстоятельств, не были лояльны материальным интересам местных властей).
В феврале 2014 года Аваков стал министром внутренних дел, и начал покровительствовать Патриоту Украины, Азову и самому Билецкому. Действительно, Билецкий после того, как его признали «политзаключенным» и выпустили из тюрьмы, получил ранг в МВД Авакова. Тем временем соратник Билецкого Вадим Троян возглавил киевское отделение МВД.
Поэтому, наверное, неудивительно, что «Азов» — единственная националистическая организация Украины, которая не находится под давлением полиции и спецслужб. Наряду с превосходной дисциплиной и отсутствием внимания к скандалам с мародерством и другими военными преступлениями, это льготное обращение позволило батальону увеличить свой состав и получить статус полка Национальной гвардии через шесть месяцев после его основания. Отсюда и сдержанное отношение «Азова» к антиправительственной критике.
Численность «Азова» увеличилась не только дома, но и за границей. В украинских соцсетях популярна история о Микаэле Скиллте, шведском неонацисте, который приехал воевать за Украину. В «Азове» также относительно большое количество российских членов — 19Январь показал степень их влияния.
Damnatio Memoriae
В январе 2009 года неонацистская террористическая группа, связанная с Кремлем, убила Анастасию Бабурову, украинскую журналистку из Севастополя, и Станислава Маркелова, российского юриста, в центре Москвы. Память этих жертв неонацистского насилия, которая проводится ежегодно 19 января, с тех пор стала главным антифашистским мероприятием в России и Украине.
Если в России 19 января обычно становилось объектом нападений и попыток подстрекательства к насилию, то в Украине оно проходило мирно. С 2013 года комитет, состоящий из правозащитников, левых и либеральных активистов, организовывал демонстрации в честь памяти Маркелова и Бабуровой в Киеве.
Для левых маркировка смерти Маркелова и Бабуровой имеет огромное символическое значение, сравнимое разве что с Первомаем
По расположению активисты предпочли оживленную станцию метро центру города, чтобы апеллировать к жителям рабочего класса, а не журналисты и туристы. Именно на этом месте в 2008 году неонацистами был убит Гбенда-Чарльз Виктор Татор, 39-летний беженец из Сьерра-Леоне. В 2014 и 2015 годах события происходили на Михайловской площади, недалеко от Майдана.
Однако в этом году оргкомитет разделился на две части: киевские анархисты решили провести отдельное мероприятие. Этот «партийный» митинг должен был пройти возле киевского кинотеатра «Жовтень», который приобрел антифашистскую символику после того, как неонацисты сожгли его во время фестиваля ЛГБТ-фильмов в 2014 году.
19 января: активисты «Азова» фашистские поминки в Киеве. Скриншот взят с YouTube. Однако демонстрантам на Жовтене противостояла ультраправая группировка во главе с Романом Железновым. Железнов, российский неонацист, отсидевший в 2013 году тюремный срок за кражу двух килограммов мраморной говядины из супермаркета, в 2014 году эмигрировал в Украину, чтобы воевать в составе батальона «Азов». Он также является бывшим идеологом российской группы «Вотан Югенд», которая считала Адольфа Гитлера своим единственным лидером.
Однако в Киеве Железнов обвинил демонстрантов в «любви к волчанкам» и антироссийской направленности. Один из украинских приспешников Железнова заявил собравшимся, что убийцы Маркелова и Бабуровой были правы, когда убили их — «врагов нужно уничтожать, если они противостоят интересам своего народа».
Насилие удалось предотвратить благодаря наличию телекамер (иначе у демонстрантов не было бы шансов). Но на этом запланированный митинг закончился. Вне поля зрения журналистов неонацистам удалось избить одного левого активиста. Между тем, анархистский комитет обнаружил, что назначенное им место сбора также захвачено правыми активистами, и решил отменить свое мероприятие, чтобы не рисковать здоровьем (и жизнями) своих товарищей.
После того, как эти события стали вирусными в социальных сетях, Билецкий был вынужден сделать заявление на одном из основных телеканалов. Явно нервничая, Билецкий заявил, что «Азов» не заинтересован во «внутрироссийских конфликтах» (в таком случае, что они там делали 19 января?), и обвинил организаторов митинга в работе на пророссийских сепаратистов. Напоследок Билецкий предупредил, что не сможет сдержать праведный гнев товарищей.
Насколько важна чисто символическая победа над левыми за Азов, особенно ценой повышенного внимания СМИ и общественности?
Если рассматривать происходящее исключительно с точки зрения противостояния между левыми и правыми группировками на улицах Киева, то мотивация «Азова» слишком ясна. Для левых маркировка смерти Маркелова и Бабуровой имеет огромное символическое значение, сравнимое разве что с Первомаем. Неонацисты, видимо, буквально восприняв анархистский лозунг «помнить — значит сражаться», пытались лишить своих идеологических противников права увековечивать память Бабуровой и Маркелова, подавляя тем самым их стремление к борьбе.
Но насколько важна чисто символическая победа над левыми за Азов, особенно ценой повышенного внимания СМИ и общественности? Ведь разница в размерах, ресурсах и влиянии между двумя сторонами огромна. (Не в последнюю очередь, учитывая нынешнюю волну декоммунизации и рост милитаристских тенденций. ) Возможно, нам нужно искать истинные мотивы ультраправых в другом месте.
Националистический интернационал
Удивительно, но российские СМИ проигнорировали не только мемориальные мероприятия в Киеве, но и другие инициативы «Азова» за последний месяц. Батальон, по сути, является излюбленным пугалом для медиа-организаций, участвующих в пропагандистской кампании по оправданию российской интервенции в Украине.
Возьмем, к примеру, недавно принятую в Конгрессе США поправку, запрещающую использование средств США для финансовой помощи Азову. В январе Russia Today распространила ложную историю о том, что этот запрет на самом деле был снят , но противостояние в Киеве 19 января не было сочтено достойным освещения.
Удивительно, но российские СМИ проигнорировали не только памятные мероприятия в Киеве, но и другие инициативы «Азова» за последний месяц
Реакция командира неонацистского боевого отряда «Русич», воюющего на стороне сепаратистов в так называемой «Донецкой народной республике», еще интереснее. Алексей Мильчаков, гражданин России, ранее известный своими садистскими убийствами собак, восхвалял действия Железнова и призывал разобраться с антифашистами.
У «Азова» много общего с этими пророссийскими боевыми группами, в том числе присутствие российских неонацистов, которые, возможно, воюют на противоположных сторонах в конфликте, но сходятся в общем мировоззрении.
Март 2015: боевики «Азова» в Широкино, Мариуполь. (c) Мстислав Чернов / AP / Press Association Images. Все права защищены. Такой «интернационализм», конечно, свойственен не только обладателям российских паспортов. «Коренные» украинцы также верят тезису о том, что нынешний конфликт — это «братоубийственная» война, развязанная евреями с целью натравить славян друг на друга и поработить их.
Одним из таких сторонников является Вита Заверуха, неонацистка, служившая в добровольческом батальоне «Айдар». Сейчас Заверуха находится в СИЗО по обвинению в ограблении автозаправочной станции и убийстве двух полицейских. Она — одна из «патриотов, преследуемых еврейским режимом Порошенко», которых оплакивают ультраправые.
Для рядового украинца новость о том, что российские ультранационалисты силой разгоняют акции протеста в Киеве, звучала невероятно. Многие поначалу приняли это за пропагандистский розыгрыш. Но вскоре обнаружились новые (и не менее странные) факты для патриотически настроенной украинской общественности, привыкшей поддерживать «Азов» и отвергать любую направленную на него критику.
Возвращение к истокам
25 января на сайте «Азова» появилось сообщение о «рейде по выявлению нелегальных мигрантов» в городе Киевской области. Неонацистские «активисты» вместе с местной милицией (главой которой является бывший командир «Азова») ворвались в квартиры в городе Белая Церковь. Прицел? Проверять документы африканских мужчин. Весь эпизод был записан на видео и выложен в Интернет.
Через несколько дней «Азов» опубликовал статью, осуждающую «исламистскую экспансию» во Львове. Его автор возражал против того, чтобы крымские татары, покинувшие свою родину после российской аннексии, перебрались во Львов и занялись «пропагандой своих религиозных убеждений». Статья рассматривала их просьбу о мечети как невыносимое «испытание терпения своих сограждан».
Надо сказать, что до недавнего времени «Азов» крайне тщательно создавал «респектабельный» имидж
Это происшествие вызвало такой скандал (в отличие от расистской заметки о «нелегальных мигрантах»), что статья была удалена из «Азова». сайт. После Крыма либерально-патриотическая общественность Украины, которая и без того симпатизировала крымским татарам, начала проявлять общественное одобрение и уважение к истории и культуре этого народа.
Действительно, статья об «исламистской экспансии», типичная для ультраправого мышления, показалась либеральным журналистам настолько маловероятной, что им пришлось позвонить в пресс-службу «Азова», чтобы проверить, не является ли это ошибкой. (Пресс-секретарь подтвердил: «Мы за то, чтобы Крым был украинским, а не татарским». )
Октябрь 2014: «Азов» отмечает 72-ю годовщину создания Украинской повстанческой армии в Киеве. (c) Сергей Чузавков / AP / Press Association Images. Все права защищены. Надо сказать, что до недавнего времени «Азов» очень тщательно создавал «респектабельный» имидж. Лидеры группы активно использовали символизм и риторику, которые, хотя и были недвусмысленными в рамках собственной ультраправой субкультуры, мало что значили для украинской общественности в целом.
Они, например, размахивали бы «черным солнцем» или «ангелом волка», но никогда не свастикой. Из интернета удалены старые статьи «белого вождя» Билецкого, в которых он призывал к «крестовому походу против семитских недочеловеков». «Азов» также сохранял дипломатическое молчание во время де-факто попытки государственного переворота, организованной «Правым сектором» летом 2015 г. (все остальные ультраправые партии были мобилизованы в знак протеста) 9.0003
Руководство батальона также дистанцировалось от акции солидарности с многочисленными «политзаключенными патриотами» Украины. А «Азов» даже не присоединился к атакам на киевские первомайские шествия и ЛГБТ-прайд. Так почему же они решили раскрыть свое истинное политическое лицо именно сейчас?
Борьба за власть
Одной из причин такой смены курса может быть более стабильная ситуация на Восточно-Украинском фронте, которая позволила «Азову» переключиться на войну с «внутренними врагами». Но главная причина должна заключаться в долгосрочной политической стратегии руководства «Азова». Все вышеперечисленные инциденты формально связаны не с полком национальной гвардии «Азов», а с другой структурой — Гражданским корпусом «Азов», протопартией, которая, очевидно, станет политическим крылом движения.
Это не первая попытка ультраправой группировки войти в политику: «Правый сектор» пытался и раньше, но набрал так мало голосов, что вместо этого попытался организовать вооруженный переворот (тоже безуспешно). Осенью 2014 года «Азов» смог получить место в парламенте для своего лидера Билецкого только благодаря вооруженному проникновению на избирательный участок во время подсчета голосов и принуждению членов избиркома к получению «честного результата».
Чтобы добиться успеха с помощью пули или избирательной урны, «Азову» необходимо завоевать лояльность большинства крайне правых избирателей, которые сейчас примерно разделены на два лагеря
Но теперь, судя по ряду недавних заявлений, лидеры «Азова» полны решимости расширить свое представительство в Верховной Раде Украины. Чтобы добиться успеха с помощью пули или избирательной урны, «Азову» необходимо завоевать лояльность большинства крайне правых избирателей, которые сейчас примерно разделены на два лагеря. В то время как «Азов» и группы, разделяющие его взгляды, связаны с Аваковым (отсюда их настороженное отношение к любым высказываниям против или просто неблагоприятным для действующей власти), другой блок состоит из «Правого сектора» и связанных с ним более мелких групп.
Оба лагеря, борющиеся за власть над украинскими ультраправыми, выдают себя за настоящих националистов, верных своим идеалам, и обвиняют своих соперников в сговоре с «еврейским правительством». И недавнее поведение «Азова» следует рассматривать в контексте этого обострившегося соперничества за лояльность узкоправой субкультуры.
Это люди, которые в декабре прошлого года устроили в Мариуполе факельное шествие вокруг уродливого памятника средневековому киевскому князю Святославу, незаконно установленного на месте памятника Ленину. Для большинства людей Святослав — едва запоминающаяся фигура из школьных учебников истории. Но украинские неонацисты мифологизируют Святослава как нордического язычника, свергнувшего иудейскую хазарскую империю в 10 веке.
Это соперничество также является причиной того, что 19 января «Азову» нужно было заявить о своей бескомпромиссной позиции по отношению к антифашистам. И этим объясняется возвращение «Азова» к ксенофобской риторике и активности, призванной консолидировать вокруг себя крайне правых, пусть даже ценой некоторой поддержки среди «гражданской» общественности.
По той же причине «Азов» сейчас заигрывает с молодежной субкультурой, преимущественно аполитичной (музыканты, экологи и зоозащитники, богемные типы), но довольно стремительно двигающейся вправо. Отсюда, например, новость о том, что «Азов» планирует физически наказывать так называемых «охотников за собаками», садистов, получающих удовольствие от отравления или иного жестокого убийства бездомных собак.
«Азов» также стал промоутером культурно-массовых мероприятий, одновременно пытаясь сорвать аналогичные инициативы своих конкурентов
Типичное занятие ультраправых: российские и украинские неонацисты устраивали подобные «охоты на педофилов». », где они использовали социальные сети, чтобы организовать встречу между мужчиной и предполагаемой несовершеннолетней девушкой, а затем унижали свою жертву на видео. Новая кампания против догхантеров, примененная в нужном месте и в нужное время, может дать результат: инициативу «Азова» приветствовали многие аполитичные и леволиберальные активисты, участвующие в движении за права животных.
Борьба за внимание зеленых активистов разгорелась во время ноябрьского марша «Изменение климата», когда члены «Азова» развернули свои знамена, украшенные стилизованным символом Вольфсангеля, но потребовали, чтобы анархисты свернули свои зелено-черные флаги; анархисты ушли с основного марша и в результате провели свой отдельный митинг.
«Азов» также стал промоутером культурно-массовых мероприятий (концертов, спортивных соревнований и т. д.), одновременно пытаясь сорвать аналогичные инициативы своих конкурентов. Например, 16 января, всего за несколько дней до запланированной акции памяти в Киеве, члены «Азова» вторглись на «свободный рынок», организованный студенческим союзом «Прямое действие» (которого Билецкий по телевидению ложно обвинил в борьбе на стороне сепаратистов). При этом они ранили трех левых активистов и прохожего, которого также приняли за левого нападающего.
Личный полк Авакова
Завершающим фактором подъема «Азова» является политическая борьба за правительство во главе с премьер-министром Арсением Яценюком. В нескончаемой борьбе за власть между командой Яценюка и командой президента Петра Порошенко министр внутренних дел Арсен Аваков во многом на стороне премьера.
Недавно Аваков публично поссорился с Михаилом Саакашвили, бывшим президентом Грузии, а ныне губернатором Одесской области Украины и близким соратником Порошенко. В условиях неопределенности будущего правительства и сопутствующих перестановок у Авакова есть козырная карта: полк ультраправых боевиков.
В условиях неопределенности будущего правительства и сопутствующих перестановок у Авакова есть козырная карта: полк ультраправых
Вполне возможно, что недавний рост авторитета «Азова» связан с желанием Авакова убедить президента в том, что он один способны держать под контролем Билецкого и его сторонников, и что падение правительства Яценюка могло иметь непредвиденные последствия. Но так ли это на самом деле? Скорее наоборот: наличие покровителя в кабинете — главный фактор, который обеспечил «Азову» привилегированное положение среди крайне правых.
Без правительственного защитника полку Национальной гвардии было бы гораздо труднее увеличить свой политический капитал. Но, скорее всего, до этого не дойдет: последняя новость — на переговорах Яценюка и Порошенко было принято решение оставить Авакова на посту министра внутренних дел. Шантаж, видимо, сработал.
Что все это означает на практике?
Одно можно сказать наверняка: дальнейший рост неонацистского уличного насилия. Здесь левые и либеральные активисты будут, по сути, случайными жертвами борьбы за власть внутри крайне правых.
Приведет ли эта борьба за «внутреннюю» власть к ухудшению «внешнего» имиджа украинских ультраправых? Опыт подсказывает, что разумная аргументация и даже четкие фактические данные мало действуют на сознание украинской либерально-патриотической интеллигенции, ослепленной своим эмоциональным откликом на Азов, на «защитников Мариуполя», которые поэтому не могут сделать зла.
При таком положении вещей явное удивление и раздражение либеральной интеллигенции последними действиями неонацистов можно считать серьезным шагом вперед. Однако, к сожалению, главным фактором либеральной критики «Азова» является отсутствие продуманной политической повестки за его действиями и заявлениями, а не действия сами по себе.
Журналист популярного телеканала, явно сбитый с толку мотивами «Азова» и поддерживающий позицию антифашистов, спросил Билецкого, сможет ли он сдержать какие-либо уличные атаки хотя бы до референдума в Нидерландах по соглашению об ассоциации с Украиной в ЕС ( должен состояться 6 апреля), чтобы избежать дальнейшего ущерба имиджу страны.
Помимо позора либералов перед цивилизованной Европой, немаловажным фактором является мнение общественности в различных опросах: несмотря на падение рейтинга Порошенко, большинство украинцев устали от войны и не убеждены, что их стране нужен «настоящий фашистский хунта», о которой мечтают ультраправые.
Однако чем дальше правительство Украины продвигает политику жесткой экономии и неолиберальные реформы, тем больше вероятность того, что мы увидим рост поддержки гипотетической «сильной руки» — той, которая положит конец коррупции и защитит привилегии этнических украинцев.
Религия и конфликты Профили стран
Поделиться
Распечатать страницу
Украина: религия, мир и конфликты, профиль страны
Хотя религия не была основной движущей силой конфликта в Украине, ее особая история и недавняя политизация обеспечили ее сохранение важным аспектом более широкого контекста, окружающего текущую войну. Религия сформировала формирование повествований о конфликтах, а также понимание и восприятие войны в различных сообществах. Непонимание и безразличие к роли религии в обществе могут значительно усугубить динамику конфликта, а понимание миротворческого потенциала религиозных сообществ может формировать интервенции и создавать возможности для будущей стабильности и социальной сплоченности.
Сент-Эндрюс, Киев, православный храм под юрисдикцией Вселенского Патриарха в СтамбулеЧасть I: Религия в Украине
Демография
Украина является преимущественно православной страной с несколькими известными религиозными меньшинствами. Религия играла фундаментальную роль в Украине на протяжении всей ее истории. Он стал считаться родиной русского православия, когда Владимир — князь (царь) проторусского царства Киевской Руси с центром в современном Киеве — принял восточное христианство в 10 веке и потребовал того же от своего народа. Несмотря на попытки под властью Советского Союза подавить религию, сегодня Украина остается очень религиозной страной.
Возможно, наиболее важной религиозной динамикой в Украине, особенно в связи с продолжающимся конфликтом, является давняя напряженность между Украинской Православной Церковью (УПЦ) и Православной Церковью Украины (ПЦУ). Дополнительная информация об этой сложной динамике представлена в Части II настоящего руководства.
Крупнейшими католическими общинами Украины являются Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ) и Римско-католическая церковь (РКЦ). УГКЦ является крупнейшей восточно-католической церковью и находится в полном общении с Римом. Хотя он подчиняется Папе, он следует исключительно византийским обрядам и имеет натянутые отношения как с Синодом (руководящим органом православных церквей), так и с Ватиканом. Большинство украинских католиков проживает в западных регионах страны (в основном в Галиции), таких как города Львов, Тернополь и Ивано-Франковск, которые когда-то находились под контролем Польши, а затем и Австрии. -Венгерские католические империи.
В Украине существует множество общин религиозных меньшинств, хотя их значительно меньше, чем во многих других европейских государствах. Крымские татары — мусульманская этническая группа, проживающая на Крымском полуострове. Их систематически депортировали при Советском Союзе, но, тем не менее, они сохранили самое большое мусульманское население Украины. Согласно последней переписи, вместе с волжско-уральскими татарами и небольшим количеством иммигрантов с Кавказа и Центральной Азии мусульмане составляют около 0,9 процента населения.
Украина была процветающим центром средневекового иудаизма, домом для нескольких ключевых еврейских памятников и местом рождения крупных еврейских богословов. Широко распространенные погромы в Российской империи, советские преследования и Холокост способствовали почти полному уничтожению еврейского населения к середине-концу 20-го века. С тех пор еврейская община возродилась. Текущие оценки показывают, что еврейское население Украины составляет от 56 000 до 140 000 человек. Выдающиеся синагоги являются центральной достопримечательностью городов Киева и Днепра.
Протестантизм начал распространяться в Украине во второй половине 16 века, но с особенно значительным увеличением численности после распада Советского Союза. В современной Украине существуют многочисленные общины всех основных протестантских традиций. Что касается организованных общин, протестанты — с более чем 10 000 церковных групп — уступают в этом отношении только православным. Есть также некоторое присутствие непротестантских христианских церквей, таких как Свидетели Иеговы и Церковь Иисуса Христа Святых последних дней.
Религия в общественной жизни
После распада Советского Союза религия немедленно восстановила себя как фундаментальная часть украинской общественной жизни и национальной идентичности. Как и во многих других странах Восточной Европы, некоторые опросы общественного мнения показали, что украинцы значительно более религиозны, чем их сверстники на Западе. Отношения между государством и Церковью носят весьма публичный и часто политизированный характер.
Православие также тесно переплетается с идеей украинской национальной идентичности. Большинство украинцев говорят, что для того, чтобы кто-то был православным, чтобы быть настоящим украинцем, хоть как-то важно. Около половины украинских респондентов согласны с тем, что православные религиозные лидеры имеют влияние на национальную политику. Украинские церкви сыграли заметную и заметную роль как в Оранжевой революции 2004 года, так и в революции Евромайдана 2014 года. Их известность свидетельствует о центральной роли религии в национальных делах.
Правовой статус религии
Конституция Украины предусматривает свободное выражение религиозных убеждений и утверждает «отделение церкви и религиозных организаций от государства». На практике некоторые современные украинские национальные лидеры тесно примкнули к УПЦ, в то время как другие склонялись к ПЦУ, которая с момента получения автокефального статуса в 2019 году пыталась позиционировать себя как национальная церковь. Украинское государство и любой религиозный орган.
Украина предприняла согласованные усилия, чтобы отличиться от поведения российского правительства, поскольку лидеры в Москве оказали значительное юридическое давление на группы религиозных меньшинств, чтобы установить над ними контроль и/или вынудить их покинуть страну. И наоборот, религиозные меньшинства пользуются определенной правовой защитой в Украине. Внутреннее законодательство утверждает, что целью религиозной политики является содействие созданию толерантного общества и обеспечение свободы совести и вероисповедания. Однако равная защита в соответствии с законом не всегда является единообразной. В 2020 году Европейский суд по правам человека расследовал преступления на почве ненависти в отношении иностранных религиозных организаций (в частности, Свидетелей Иеговы) и административную дискриминацию групп меньшинств.
Относительно высокий уровень религиозности в Украине делает религию центральным элементом правовой, культурной и политической жизни. Тесная связь между институтом православной церкви, государственной властью и национальной идентичностью означает, что религия неотделима от всех современных событий. Поэтому он имеет огромное значение для продолжающейся войны в Украине.
Остатки православной церкви после обстрела возле международного аэропорта Донецка. Восточная Украина, 18 мая 2015 г. (Мстислав Чернов/галерея; Wikimedia)Часть II: Религия и конфликты в Украине
Совместные истории
Чтобы понять связь между религией и конфликтом в Украине, мы должны сначала понять две основные истории и отношения между ними. Во-первых, это краткая политическая история украинской независимости. Во-вторых, краткая религиозная история Русской и Украинской Православных Церквей.
Украинское государство и история конфликта
Современные украинское и российское государства имеют прямое переплетение историй, что способствует их сложным отношениям сегодня. Оба государства берут свое начало в средневековом царстве Киевской Руси, столицей которого был Киев. Со временем королевство распалось на отдельные княжества, которые стали современными Украиной и Россией. В период Российской империи Восточная и Центральная Украина находилась под контролем России, а западные регионы были разделены между различными европейскими империями. Этот культурный разрыв между Востоком и Западом все еще актуален в сегодняшней Украине.
Украина провозгласила независимость в 1917 году как демократическая Украинская Народная Республика (УНР). Затем в 1922 году он был завоеван Красной Армией и включен в состав Советского Союза. Украинская Советская Социалистическая Республика добавила территории на западе и в Крыму, пока не достигла границ современного государства. Украина снова провозгласила независимость в 1990 году после распада СССР. В 1994 году он сдал свой оставшийся арсенал ядерного оружия в соответствии с Будапештским меморандумом при условии гарантии со стороны Соединенных Штатов, Великобритании и России, что его территория и безопасность будут защищены. Украина сохраняла свою полную территориальную целостность в течение следующих 30 лет.
В 2014 году популярное прозападное движение свергло пророссийского президента Виктора Януковича после того, как он отменил соглашение об ассоциации с Европейским союзом. Последствия были двоякими. Во-первых, Россия незаконно захватила Крым в ходе стремительного вторжения. Во-вторых, сепаратистские военизированные группировки на Дальнем Востоке Донбасса захватили Донецк и Луганск, создав самопровозглашенные республики. Российские военные быстро начали оказывать поддержку сепаратистам поставками и личным составом. С тех пор конфликт между украинскими военными и поддерживаемыми Россией сепаратистами продолжается. С 2014 по 2022 год конфликт унес более 13 000 жизней, 1,5 миллиона украинцев покинули свои дома и установили активную линию фронта протяженностью 280 миль.
В 2022 году президент Путин начал увеличивать численность войск вдоль границы в ответ на заявку Украины на вступление в НАТО. В феврале он перебросил значительное количество войск в контролируемый сепаратистами Донбасс и признал независимость отколовшихся республик. Буквально через несколько дней он начал полномасштабное вторжение в Украину.
Украинская и Русская Православные Церкви
Украина и Россия были крупными центрами православия со времени крещения Владимира в 9 г. 88 г. и последующая христианизация Киевской Руси. Русская Православная Церковь (РПЦ) имеет самую большую численность православных приверженцев в мире, насчитывающую около 101 миллиона человек. Это также крупнейшая автокефальная православная церковь в мире — статус, указывающий на то, что ее главный епископ не подчиняется никакому другому высокопоставленному церковному должностному лицу.
Первоначальная резиденция церкви, которая впоследствии стала РПЦ, находилась в Киеве, который был крупным центром средневекового христианства. После монгольского нашествия и падения Киева епископство в 1325 г. переместилось в Москву. В 1439 г., несколько византийских епископов из православной столицы Константинополя разработали план заключения унии с Римско-католической церковью и перехода под юрисдикцию Папы. Когда решение было доставлено в Москву, великий князь Василий II категорически отверг его.
Бросив вызов авторитету Константинополя, Москва назначила своего главного епископа «митрополитом Киевским и всея Руси», пост которого стал патриархом Русской Православной Церкви. Через несколько лет Константинополь пал перед османскими захватчиками. Новые мусульманские правители искоренили христианство и сделали его центром ислама, переименовав его в Стамбул. Таким образом, новая Русская Православная Церковь стала считать себя «Третьим Римом», единственным оставшимся местом и высшей властью единой истинной христианской религии. С тех пор Русская Православная Церковь не считала себя подчиненной высшей власти — ни в Константинополе, ни где-либо еще.
АВТОЦЕФАЛИЯ
В православии автокефальной церковью считается церковь, лидер которой не подчиняется никакому высшему епископальному авторитету. Вопрос об автокефалии Православной церкви в Украине является предметом горячих споров. Вселенский патриарх в Стамбуле утверждает, что обладает полномочиями предоставлять статус автокефалии Украине — как это было в 2019 году — позиция, отвергнутая Русской православной церковью, которая утверждает, что Стамбул передал полный контроль над Киевской митрополией Москве в 17-м веке. век.
Примечание. Хотя Православная церковь Украины получила автокефалию от Стамбула в 2019 году, ее статус не является общепризнанным в глобальной семье канонических православных церквей.
Религия в конфликте сегодня
УПЦ часто выступала в качестве инструмента, с помощью которого Россия осуществляла влияние мягкой силы на Украине. Кампании по дезинформации, организованные российским правительством, продолжают разжигать конфликт между ПЦУ и УПЦ. Петр Порошенко активно выступал за перерегистрацию приходов УПЦ в юрисдикцию ПЦУ. Конкуренция за господство была жесткой. Когда президент Зеленский вступил в должность, он стремился деполитизировать вопрос религии, препятствуя перерегистрации приходов и пытаясь способствовать сосуществованию соперничающих церквей. Однако УПЦ и РПЦ продолжают называть ПЦУ раскольнической церковью и препятствуют ее официальному признанию за рубежом.
Эта напряженность также повлияла на конфликт, разразившийся в 2022 году после полного вторжения Путина в Украину. Вселенский патриарх Константинопольский Варфоломей немедленно осудил нападения русских. Интересно, что против вторжения высказался и митрополит УПЦ Онуфрий, заявив, что «защищая суверенитет и целостность Украины, мы обращаемся к Президенту России и просим его немедленно прекратить братоубийственную войну. Украинский и русский народы вышли из Днепровской Крещенской купели, и война между этими народами есть повторение греха Каина, убившего из зависти родного брата. Такая война не имеет оправдания ни от Бога, ни от людей». Несколько месяцев спустя УПЦ пошла еще дальше: ее Генеральный совет 27 мая 2022 года заявил о разрыве отношений с Москвой, хотя конкретные последствия этого шага остаются неясными.
Военный конфликт в Украине сегодня усложнил отношения между церквями и государственными интересами, размыв традиционные границы и введя эру дальнейшей неопределенности. Ситуация в Украине и ее последствия для более широкого мирового сообщества являются свидетельством того, что религия и социальные, культурные и политические процессы в современном мире неотделимы друг от друга — на самом деле все они фундаментально переплетены.
Рекомендации для дальнейшего чтения
Статья парижской Observatoire International du Religieux о религиозных организациях в Украине, работающих на передовой гуманитарной помощи после полного вторжения России в Украину в 2022 году.
В этом подкасте католического журнала Commonweal эксперты по современному православию и церковной политике обсуждают более широкий глобальный контекст, связанный с реакцией христиан на войну России на Украине.
Отчет голландской миротворческой организации PAX за 2017 год, в котором оценивается потенциальный вклад религиозных общин в построение прочного мира в Украине.
Известный украинский эксперт по свободе вероисповедания обсуждает религиозный контекст российско-украинской войны в веб-интервью с юридической школой Университета Бригама Янга.
Букварь о религиозных аспектах войны между Украиной и Россией.
Краткое изложение Исследовательской службы Европейского парламента о религиозных аспектах войны России в Украине.