Князь ростовский ярослав: Мудрейший из князей | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Ярослав Мудрый — биография, жизнь и смерть князя

Фото Все
Видео Все

Ярослав Мудрый – князь ростовский, новгородский, великий князь киевский. Приходится дедом, отцом, дядей многочисленным европейским правителям. Крещен как Георгий, почитается Русской православной церковью как благоверный князь. День памяти – 4 марта в високосный год или 5 марта в другие годы.

Ярослав Мудрый, пожалуй, самый почитаемый среди всех князей Древней Руси. К сожалению, летопись не сохранила подробное описание его внешности. Известно, что он хромал на одну ногу, то ли с рождения, то ли после полученного ранения в бою. Его характеризовали как умного, усердного в вере, храброго и сострадающего всем неимущим. Он жил очень скромно, в отличие от своего родителя, который частенько предавался веселым пиршествам. За годы правления Ярослава Мудрого Киевское княжество вышло на новый уровень военного и политического могущества, значительно расширило свои территории. Он наладил связи с иностранными государствами и способствовал заключению династических браков.

Детство

Дата рождения Ярослава Мудрого вызывает споры историков до сегодняшнего дня. Многие ученые все же утверждают, что это произошло в 978 году, хотя никто не дает гарантии в точности этих данных. А вот выяснить день и месяц рождения вообще не представляется возможным.

Ярослав Мудрый

Отцом Ярослава был Владимир Святославович из рода Рюриковичей, мамой – Рогнеда Рогволодовна, полоцкая княжна. Хотя и по этому поводу мнения ученых разделились. По утверждению историка Николая Костомарова, Рогнеда не могла быть его матерью. Французский историк Арриньон был уверен, что Ярослав сын византийской царевны Анны. Потому что чем же иначе можно объяснить вмешательство Мудрого во внутренние дела Византии в 1043-м году.

Но все же большинство историков уверены, что именно Рогнеда стала матерью самого известного древнерусского князя.

Все четыре сына, которые родились в супружестве с Рогнедой – Мстислав, Изяслав, Ярослав, Всеволод, получили в княжество разные города. Ярослав должен был княжить в Ростове. Но на тот момент он был всего лишь девятилетним мальчиком, поэтому в качестве кормильца и опекуна ему приставили воеводу Будого. Когда Ярослав подрос и сам княжил в Новгороде, Будый стал его ближайшим соратником.

Правление

О событиях того периода точных сведений не сохранилось. До нашего времени дошли легенды и предания. Одни историки идеализируют годы правления Мудрого, да и его самого, другие видят в нем настоящего демона. Каждый волен считать, как ему угодно.

Быть новгородским князем гораздо престижнее, чем ростовским, но все равно не снимало с него подчиненного статуса в отношении к киевскому, то есть родному отцу. Ежегодно Ярослав должен был отдавать Владимиру две третьих всей дани, собранной с Новгородских земель. Сумма составляла две тысячи гривен. На одну тысячу содержался сам вельможа и его дружина, которая была не намного меньше, чем у Владимира.

Правление Ярослава Мудрого

Скорее всего, именно это подтолкнуло Ярослава к бунту в 1014-м году. Он наотрез отказался выплачивать Владимиру неподъемную дань. Жители Новгорода полностью поддержали своего князя, и дошедшие до нас летописи сохранили этот исторический факт. Разгневанный Владимир начал подготовку к походу, он не мог оставить бунтарей безнаказанными. Однако в то время он уже был в преклонном возрасте, внезапно заболел и скоропостижно скончался, так и оставив сына без заслуженного наказания.

Место киевского князя досталось старшему сыну – Святополку Окаянному. Он очень боялся за свою безопасность, поэтому постарался ликвидировать троих братьев. От его рук погибли Борис – любимец киевлян, Глеб и Святослав. Такая же участь была уготована и новгородскому посаднику, но он одержал победу над Святополком и в 1016-м году занял Киев.

Между братьями установилось временное перемирие, они разделили киевское княжество по реке Днепр, но временами все равно нарушали договоренности и сражались не на жизнь, а на смерть. В 1019 году Святополк погиб, и Ярослав получил киевское княжество в свое полное владение.

В 1036 году Ярослав Мудрый победил печенегов. Кочевники взяли Киев в осаду, когда его не было в городе, в то время он находился в Новгороде, куда приехал на закладку храма.

Когда до него дошло известие о нападении печенегов, Ярослав немедленно вернулся и сумел начисто разбить войско кочевников. С этого времени Русь перестала страдать от их опустошительных побегов.

Это был период расцвета правления киевского князя. После разгрома врагов он принялся отстраивать город. В том месте, где были разбиты кочевники, вельможа приказал заложить Софийский собор, который стал почти полной копией собора, построенного ранее в Царьграде. Собор украшали фрески и мозаика, он поражал великолепием в те годы, и остается таким же непревзойденным и сегодня.

Ярослав не скупился в средствах, он поручил отделку собора лучшим греческим мастерам. Затем приказал заняться установкой Золотых ворот, точной копии царьградских. И над всем этим возвышалась церковь Благовещения.

Внутренняя и внешняя политика

Ярослав всегда ратовал за независимую русскую православную церковь, которая, к сожалению, всегда подчинялась Византии. Он добился того, что в 1054-м году ее возглавил русский митрополит Илларион, тогда как до этого у власти были исключительно греческие священники.

Основной задачей внутренней политики Ярослав считал повышение грамотности граждан и искоренение язычества. Православие прививалось интенсивными темпами, Мудрый продолжил то, что начал его отец – Владимир Креститель.

Ярослав отдал приказ все книги, написанные на греческом языке, переводить на славянский. Он сам увлекался чтением, и это свое пристрастие старался привить всем подчиненным. Духовенство принялось за обучение детей. Первое мужское училище появилось в Новгороде, и вскоре за парты сели три сотни мальчиков.

Книги писались с неимоверной скоростью, чтение постепенно входило в моду. Теперь наличие образования считалось престижным.

Повесть временных лет гласит, что где-то в природе существует собрание книг, которое историки называют Библиотекой Ярослава Мудрого. Мнения ученых расходятся, одни говорят, что она содержит пятьсот томов, другие утверждают, что их 950. Некоторые источники утверждают, что Ярослав(или его правнук) передали ее в Софийский собор.

Этим книгам сейчас не менее тысячи лет, их до сих пор так и не нашли. По поводу их местонахождения тоже разгораются споры. Некоторые источники гласят, что они находятся в подземельях Софийского собора, согласно другим, место их хранения – катакомбы Киево-Печерской лавры, третьи вообще считают, что их нужно искать в Выдубицком монастыре. Но скорее всего, бесценным рукописям не удалось пережить половецкие набеги, которые заканчивались разрушениями и пожарами.

Существует и еще одно предположение, что книги из Библиотеки Ярослава Мудрого пополнили Библиотеку Ивана Грозного.

Велика заслуга Ярослава Мудрого и в строительстве русских монастырей, главным из которых стал Киево-Печерский. Благодаря ему, продвигалось и популяризировалось православие и христианство, выполнял он и просветительскую миссию. В стенах монастыря создавались летописи, делали переводы книг.

Ярослав Мудрый основатель законов «Русская правда»

В эти годы Ярослав стал основателем первого свода законов Руси, получившего название «Русская правда». Впоследствии он не раз дописывался и приумножался.

Высокую оценку получила и внешняя политика князя киевского, где он достиг отличных результатов. Он первым оценил силу дипломатии, тогда как до него все рассчитывали только на оружие.

Для укрепления отношений между государствами правители старались заключить династические браки. Киевская Русь постепенно становилась сильным и просвещенным государством, поэтому все чаще европейские страны пытались «пристроить» туда дочерей правителей.

Ярослав Мудрый женился на дочери шведского короля Олафа – Ингигерде, которая в православии звалась Ирина. Отец отдал ей в приданое город Альдейгаборг, позже переименованный в Ладогу, с прилегающими к нему землями.

Женой сына Ярослава Мудрого – Всеволода, стала греческая царевна, двое других сыновей взяли в жены немецких княгинь. Еще один сын князя – Изяслав, повел под венец сестру Казимира, польского князя. В свою очередь Казимир взял в жены сестру Ярослава – Доброгневу.

Такая же ситуация сложилась и с замужеством дочерей Ярослава. Елизавету взял в жены норвежский король Гаральд, Анастасию – венгерский правитель Андрей. Но больше всего почестей досталось дочери Анне Ярославне, которая сочеталась браком с французским королем Генрихом I. Таким образом, Ярослав сумел наладить родственные отношения с сильными соседями, причем, не только ближними, но и с дальними.

Основание городов

Город Юрьев обязан своему появлению именно Ярославу Мудрому, который основал его в 1030-м году, во время похода на Чудь. Юрьев вырос на Чудском озере и был назван в честь Георгия (Юрия) – ангела великого князя. В настоящее время он переименован в Тарту, расположен на территории современной Эстонии и размерами уступает только ее столице – Таллину.

Памятник Ярославу Мудрому в Ярославле

Князь основал еще один город, Ярославль, хотя, по мнению некоторых историков, этот факт вызывает некоторые сомнения.

Ярослав Мудрый стоял у истоков основания еще одного города Юрьев, представляющего собой крепость из Поросской оборонительной линии. Его предназначение – защита города Киева от набегов кочевых племен. В 1240-м город пострадал от татаро-монгольского нашествия, от него осталась только полуразрушенная церковь. Впоследствии ее отстроили, и вокруг разросся город, названный Белой Церковью. Название сохранилось до нашего времени.

Личная жизнь

Историки пришли к единодушному мнению, что Ярослав Мудрый находился под влиянием своей жены Ингигерды (в православии Ирина). На землях, которые она получила в приданое, Петр I в 1703-м построил город Санкт-Петербург.

Ярослав Мудрый с женой Ингигердой

Именно она стала основательницей первого женского монастыря в Киеве, который воздвигли при церкви Святой Ирины. Одна колонна монастыря уцелела до середины 20-го века, а после память о храме осталась только в названии улицы – Ирининская.

Никаких подробностей личной жизни супругов выяснить не удалось. Ингигерда-Ирина родила Ярославу шестерых сыновей и трех дочерей. Ирина поддерживала мужа во всем, она приняла христианство и всеми силами способствовала его продвижению на Руси.

Историкам удалось восстановить образ Ярослава Мудрого, и, судя по всему, он не блистал красотой. Крупное лицо с сильно выступающим носом и подбородком, резко очерченным большим ртом и такими же глазами, нельзя было назвать красивым. Помимо этого, он был хромой. Одни утверждают, что хромоту вызвало повреждение в тазобедренном и коленном суставе, полученное в одном из боев, другие настаивают на том, что он страдал наследственной болезнью Пертеса.

Еще одна загадка присутствует в биографии Ярослава Мудрого. Считается, что он был женат два раза, и первой его супругой стала уроженка Норвегии Анна. Есть сведения, что она родила князю сына Илью, который вместе со своей матерью оказался в плену польского короля Болеслава Храброго, и их следы навсегда затерялись в Польше. В доказательство этой версии приводят аргумент, что имя Анна присутствует в нескольких летописях.

Противники этой версии считают, что это именно Ирину звали Анной после пострига в монахини. В 1439-м, по настоянию архиепископа Евфимия, Анна причислена к лику святых, и именно она покровительствует Новгороду.

Самого Ярослава причислили к лику святых только в 21-м веке.

Смерть

Последние несколько лет перед смертью князь прожил в Вышгороде. Он умер в день великого праздника – Торжества Православия. Рядом с ним находился сын Всеволод. На тот момент Ирины уже не было в живых уже четыре года, старшего сына Владимира – два.

Великий князь умер 20 февраля 1054-го, в возрасте 76 лет. Местом его упокоения стал шести тонный мраморный саркофаг Софийского собора. Сейчас его останков там нет, они бесследно исчезли. В 20-м веке саркофаг открывали три раза – в 1936-м, 1939-м и 1964-м годах. Нельзя сказать, что мастера обладали высокой квалификацией и отличались добросовестностью.

Памятники Ярославу Мудрому

В 1939-м останки князя отправили в ленинградский Институт антропологии. Ученые изучили все три найденных в этом захоронении скелета – мужской, женский и детский, и пришли к выводу, что один из них принадлежит Ярославу Мудрому. Найденный череп помог антропологу Михаилу Герасимову воссоздать внешний облик правителя.

Останки князя вернулись в Киев, но после того, как в 2009-м гробницу опять открыли, то выяснилось, что останки самого древнего представителя династии Рюриковичей исчезли. Вместо них в гробнице покоились два скелета, принадлежащих женщинам. Одна из них жила во времена Киевской Руси, вторая в скифском периоде. Рядом с ними валялись газеты «Правда» и «Известия», датируемые 1964-м годом.

Очень много исследователей и историков уверены, что останки князя находятся в Америке. Они считают, что их вывезли туда при отступлении немецких войск в 1943-м.

Ссылки
  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку

и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Как появился Ярославль

Древнейший город России – Ярославль – является жемчужиной «Золотого кольца» и славится своей тысячелетней историей. Примечательно то, что достоверной информации о его основании на Волге практически нет. Но известная легенда все-таки существует. Она гласит о том, что на этих землях в первом тысячелетии нашей эры проживали фино-угорские народности. А в XI веке, во времена становления Киевской Руси, сюда начали двигаться славянские народы. Упоминается Ярославль в летописях под 1071 годом, но все же принято считать официальной датой его основания год 1010-й.

Итак, в далекие времена ростовский князь Ярослав отстал от своих спутников на охоте, в овраге он подвергся нападению разъяренной медведицы. Но так как Ярослав был опытным воином, он смог справиться с животным, зарубив его секирой. В память об этом спасении князь велел основать здесь город.

Есть и другая легендарная версия. По ней Ярослав получил в подарок от отца Ростовское княжество. Затем он поехал на волжские берега с целью наставить местных язычников на истинный путь. Тогда эти народы бесновались и грабили суда, проходящие мимо их поселения. Проживали они там, где в Волгу впадает речка Которосль (в поселении Медвежий Угол). Ярославу удалось усмирить племя. Спустя некоторое время он еще раз отправился в Медвежий Угол, но уже с другой целью. Он желал крестить язычников и основать город. Местные жители эту задумки не приняли, они выпустили на князя псов, а также «люта зверя». Псы бесстрашного князя испугались, а зверь был забит секирой. Уже на следующее утро новый город был заложен в месте впадения в Волгу Которосли. Назвал князь город по своему имени. Там, где произошла расправа с лютым зверем, заложили Ильинскую церковь.

Принято считать, что строительство Ярославля – это первое крупное деяние Ярослава Мудрого.

На гербе города до сих пор красуется «лютый зверь» — медведь. В Киеве в Софийском Соборе даже сохранилась фреска, где изображен сам князь, забивающий секирой медведя.

О первых этапах развития города в истории содержится немного информации. Так, в «Повести временных лет» говорится о восстании на Ростовских землях волхвов. Во главе бунта, который вызвал последующий голод, были два волхва от Ярославля. Второй раз город упоминается в летописи в 1149 году, когда его окрестности разорили новгородцы. Позднее, в 1152 году, волжские болгары окружили Ярославль. На помощь пришли ростовчане. После этого события был возведен Спасский монастырь-крепость. Значение Ярославля возросло к началу XIII века. Русь уже находилась под защитой крепости, построенной в устье Оки. Волжский торговый путь стал безопасным, и в Ярославле начался расцвет.

Прошли тысячелетия, за время которых город претерпел множество изменений, и сегодня он славится уникальной градостроительной структурой. В 2005 году Ярославль включили как памятник градостроительства в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. К моменту празднования тысячелетнего юбилея города в 2010 году были реконструированы старые и построены новые достопримечательности Ярославля, которые туристам будет интересно увидеть собственными глазами: автодорожный обход города, зоопарк, цирк и планетарий, набережная Волги, Московский проспект и др.

Благоверный князь Василий (Василько) Ростовский

Святой князь Василий Ростовский происходил из рода суздальских Мономашичей, прославленных в русской истории. Прадедом святого был Юрий Долгорукий, а дедом — великий князь Всеволод III Большое Гнездо (+ 1212), брат святого Андрея Боголюбского (память 4 июля), наследника и продолжателя дела святого Андрея Боголюбского. Из Владимира-на-Клязьме, ставшего столицей старого Ростово-Суздальского княжества, Всеволод Большое Гнездо единолично вершил ход дел всей Великой Руси.

В «Слове о полку Игореве» говорится, что он умел «веслами Волгу плескать, а шлемами Дон выручать».

Старший внук Всеволода от его старшего сына Константина, святитель Василий родился 7 декабря 1208 года в Ростове, где княжествовал его отец. Здесь прошло его детство, а в 1216 году, когда Константин Всеволодович стал великим князем Владимирским, Ростов был наделен Василию (ему было тогда восемь лет) своим княжеским уделом на самоуправление.

Воинская доблесть, священный долг служения отечеству, чувство справедливости и почитание старших — все это традиционные черты русского княжеского защитника земли, и все это присутствовало в Василии. Отец святого, великий князь Константин, скончался 2 февраля 1218 года, когда Василию еще не было десяти лет. Наставником молодого ростовского князя стал затем его дядя, великий князь святой Юрий Владимирский (память 4 февраля).

Двадцать лет князь Юрий правил Владимиром, и все эти годы Василий был его ближайшим другом и доверенным лицом. Летописи отмечают живую красоту фигуры Василия, его светлый и величественный взгляд, его удаль в ловле дичи, его благодеяние, его ум и глубокую старательность, вместе с его кротостью и добродушием в отношениях с вельможами: «Кто служил ему, тот, кто ел его хлеб и пил с ним чашу, никогда не мог быть слугой другого князя».

В 1219 году Василий участвовал в походе владимиро-суздальских войск против волжских булгар, а в 1221 году в походе к устью реки Оки. Затем святой Юрий находился в заложниках в Нижнем Новгороде.

В 1223 году в южных степях появились первые татары (монголы), «неведомый народ», пришедший из Азии. Их первыми жертвами стали союзные Руси половцы. Русские князья с половецкими ханами (многие из которых приняли Святое Крещение) решили дать отпор степным грабителям, прежде чем они достигнут Русской Земли. Святитель Василий возглавил вспомогательный отряд, посланный великим князем Юрием для участия в русском степном походе.

Враг появился раньше, чем они ожидали. А многовековое деление удельных княжеств оказалось неспособным к эффективным действиям в крупномасштабной войне. Отряд Василия не успел к решающей битве, и из Чернигова пришло печальное известие о разгроме русских войск на реке Калке 16 июня 1223 года. Это было дурным предзнаменованием, и на востоке нависла буря . Василий и его компания вернулись в Ростов.

В 1227 (или 1228) Василий женился, взяв в жены Марию, дочь святого Михаила Черниговского (память 20 сентября). Дядя Василия, святой Юрий, ранее был женат на сестре святого Михаила [т.е. Дядя Василия Юрий женился на тете Марии]. В 1231 году у Василия родился старший сын Борис.

Над Россией сгустились грозовые тучи. 3 мая 1230 года «сотряслась земля во время литургии», и в тот год на Русь пришли голод и мор. В 1232 году татары разбили зимовье, едва дойдя до столицы волжских булгар. Жизнь шла своим чередом, и князь Юрий в 1236 году выдал замуж своих сыновей Владимира и Мстислава, и Василий радовался их свадьбе. Всем им, однако, оставалось жить немногим больше года, ибо татары уже захватили Волжско-Булгарскую землю.

В 1237 году татарский вихрь обрушился на Русь. В декабре Рязань пала под Батыем. Князь Юрий решил не посылать своих войск на помощь, так как ему предстояла трудная оборона Владимира. Татары предложили ему мир, и он был готов к переговорам. Но условия мира, дани и вассальной зависимости от хана были неприемлемы. «Славный бой, — сказал князь, — лучше позорного мира». Первое сражение с татарами было под Коломной, и Всеволод Юрьевич командовал войсками, но они были изрублены. Враг повернулся тогда к Москве, которую они захватили и сожгли. Другой сын Юрия, Владимир, попал в плен, когда руководил обороной Москвы.

Святой Юрий и его верный сподвижник святой Василий решили бороться «за православную веру» против «безбожных гнусных татар». Организовав оборону и оставив сыновей Всеволода и Мстислава во Владимире, князь Юрий отправился за Волгу собирать новые войска взамен уничтоженных Батыем.

С ним были его племянники, святитель Василий Ростовский и его сподвижники, и братья его Всеволод и Владимир.

Великий князь ждал прибытия своих братьев Ярослава и Святослава и их войска.

В Мясную субботу 3 февраля 1238 года быстро и беспрепятственно по зимним дорогам татарское войско подошло к Владимиру. Несмотря на героическую оборону, судьба города была решена. Всех оставшихся в городе князей и княгинь епископ Митрофан для духовной крепости постриг в ангельскую схиму. Город пал 7 февраля.

Последним форпостом владимирцев стал Успенский собор, вместилище самой святыни Руси: чудотворной Владимирской иконы Божией Матери. Татары сложили вокруг собора дрова и растопку и разожгли огромный костер. Епископ Митрофан погиб в огне и дыму вместе с тысячей беззащитных женщин и детей и всей семьей князя Юрия: женой Агафией, дочерью Феодорой, невестками Марией и Христиной и малолетним внуком Димитрием. Его сыновья Всеволод и Мстислав вместе с ранее захваченным Владимиром были подвергнуты истязаниям, а затем зарезаны «на глазах у хана». (В некоторых старых сборниках житий святых все они числятся святыми).

Святой Юрий был со своими войсками под Ярославлем. Узнав о разрушении столицы и гибели близких и родных ему людей, «он громким голосом со слезами сокрушался». Он сказал, что для него лучше умереть, чем продолжать жить в этом мире, так как он один выжил. Святитель Василий, прибывший с ростовским отрядом, увещевал его продолжать военные подвиги.

4 марта 1238 года произошло решающее сражение у реки Сита. Татарам неожиданно удалось окружить русское войско, и завязалась резня. Немногие русские воины остались в живых после этой страшной битвы, но враг заплатил за свою победу дорогую цену. Святой Юрий был зарублен в доблестном бою, а раненый Василий доставлен в ставку Батыя.

Татары требовали, чтобы он «следовал их гнусным обычаям, подчинялся их воле и сражался за них». Святой князь гневно отказался предать свою родину или Святое Православие. «Вы не можете отнять у меня христианскую веру», — сказал святой князь, как один из древних христианских исповедников. — Его много пытали, а потом убили в Шернском лесу. Так святой князь Василий предал душу свою Богу, уподобившись в смерти святому страстотерпцу Борису (память 24 июля), первому из ростовских князей, которому он подражал при жизни. Как и святому Борису, святому Василию не было и тридцати лет.

Епископ Ростовский Кирилл, выйдя на поле побоища, похоронил павших православных воинов, а сам отыскал тело святого князя Юрия (отсеченной головы его в массе изломанных тел не нашли). Свои святые мощи он привез в Ростов, в Успенский собор. Тело святителя Василия было найдено в Шернских лесах сыном священника и доставлено в Ростов. Там жена князя, дети его, епископ Кирилл и все жители Ростова с горьким воплем встретили тело любимого князя и погребли его под сводами соборного храма.

Описывая погребение князя Василия, летописец сказал: «Множество православных людей горько плакало, видя усопшего отца и сиротского воспитателя, великого утешителя скорбящих, и… восхождение светоносной звезды …. Его мученической кровью были смыты его грехи и преступления его братьев».

В народе сочли знаком милости Божией, что два княжеских соратника были погребены рядом в ростовском соборном храме: «Вот чудо, в смерти Бог сложил тела их». (Впоследствии мощи святого князя Юрия были перенесены в восстановленный Владимирский Успенский собор).

Церковь почитает святых Василия и Юрия как страстотерпцев и героических защитников Земли Русской. Их святой пример вдохновлял русских воинов в борьбе с враждебными захватчиками. Наиболее подробное изложение жизни и подвигов святых князей Василия и Юрия сохранилось в Лаврентьевской летописи, написанной монахом Лаврентием по благословению святителя Дионисия, архиепископа Суздальского, в 1377 году, за три года до Куликовской битвы. Полюс.

Достопримечательности Ярославля — информация, фото, на карте

Ярославль считается основанным в 1010 году: ростовский князь Ярослав (позже прозванный Мудрым) зарубил медведя топором у слияния рек Волги и Которосля и приказал на следующий день основать там город. До сих пор неизвестно, почему Ярослав оказался в этом месте. По одной версии, он охотился со своей дружиной и отставал от нее, а потом встретил на пути медведя. По другой версии, князь пришел сюда с намерением обратить в христианство местных язычников, которые настроили животное против него. Так или иначе, медведь с секирой украшает герб княжеского города на протяжении столетий. По мнению филологов, Ярославль — это трансформация прилагательного «Ярославлев» (от Ярослава), то есть принадлежащий Ярославу.

К XIII веку в Ярославле образовалась торгово-ремесленная слобода, и границы города вышли за пределы деревянного кремля. В 1238 году Ярославль был сожжен во время монголо-татарского нашествия на Русь. В следующем столетии город поразила эпидемия чумы и неоднократно втягивалась в междоусобицы русских князей, а в начале XVI века пережила крупный пожар.

Ярославль был временной столицей Российского государства в 1612 году, в Смутное время: фактическая столица, Москва, в то время была занята польско-литовскими интервентами. После этого периода дела в городе стали налаживаться: Ярославль, расположенный на пересечении торговых путей, быстро превратился в крупный центр ремесел и торговли. Это был второй по величине город России по величине и третий по торговому обороту! В город приехали работать иностранцы: они открыли здесь около 30 офисов продаж. Начали складываться династии ярославских купцов, входивших в экономическую элиту страны. На их средства в Ярославле строили церкви, а мастера, работавшие над украшением церквей изразцами и фресками, прославились на всю страну. В XVIII веке Ярославль стал центром промышленности, и к XIX веку здесь работало более 50 заводов. Курс на развитие промышленности был продолжен и в ХХ веке: в советский период Ярославль подарил стране первый самосвал, троллейбус и дизель. В этом городе родилась и выросла Валентина Терешкова, первая в мире женщина-космонавт!

Ярославль — развитый культурный центр. В 1750 году здесь появился первый русский публичный театр, а в том же веке издавался первый журнал в русской провинции. С 2005 года город признан резиденцией Масленицы, одного из самых любимых россиянами праздников. Ярославль — бесценная находка для ценителей культовой архитектуры. Здесь сохранилось несколько десятков церквей разных периодов, самые необычные и красивые из которых — церковь Ильи Пророка, Успенский собор и храмовый комплекс в Коровниках. Но этот город не ушел в прошлое. За последние годы в Ярославле появились такие популярные достопримечательности, как Зоопарк, Миллениум-парк, Нулевой километр Золотого кольца.

Ярославль интересен и с точки зрения традиционных русских блюд. В меню ресторанов можно найти, в частности, щи из свежей капусты, «пестрая» уха (рыбный бульон): белая — с луком, желтая — с шафраном и черная — с пряностями, а также капустный, яблочный и сливовый рассолы и квас из свеклы или брюквы. Ярославль всегда славился рыбными блюдами: здесь можно отведать рыбный пирог (пирог со стерлядью), тельное из щуки (блюдо, похожее на рыбную отбивную, но скорее вареное, чем жареное), котлеты из селедки и фаршированные судаки. В царские времена Ярославская губерния была одним из основных производителей сыра, а собственный бренд — Пошехонский сыр — появился здесь уже в советское время.

В Ярославле кипит жизнь: здесь можно попасть на любое масштабное культурно-развлекательное мероприятие в любое время года. В конце зимы, накануне Великого поста, в городе отмечают Масленицу, праздник, во время которого можно съесть много блинов и поучаствовать в зимних забавах. В последнюю субботу мая Ярославль отмечает День города концертами, конкурсами и фейерверками. В августе город устраивает «Пир на Волге» (Пир на Волге). Это своеобразный гастрономический фестиваль с кулинарными мастер-классами от лучших поваров мира, чемпионатами национальных кухонь и прочими «вкусными» развлечениями. Здесь же в августе проводится фестиваль «Преображение», посвященный колокольному звону и религиозной музыке. В сентябре в Ярославле проходит Международный Волковский театральный фестиваль.

Чтобы узнать и полюбить Ярославль, недостаточно пройтись только по центру, у стен Спасо-Преображенского монастыря и вдоль Волжской и Которосльской набережных. Важно посмотреть на город с Тверицкой набережной, другого берега Волги, послушать тишину в Толгском монастыре и посетить Коровники и Толчково, где есть удивительные храмы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *