Клиенты. История Рима (с иллюстрациями)
Клиенты
В непосредственную связь с патрициями нужно поставить клиентов. Клиентов ранней эпохи, по-видимому, нужно принципиально отличать от плебеев, хотя традиция не вполне единодушна в этом вопросе. Слово «clientes» означает людей послушных, зависимых. От кого они зависели? От глав отдельных патрицианских родов или семейств, которые назывались их патронами, т. е. покровителями, защитниками. Сама связь между патроном и клиентом называлась клиентелой или патронатом. Юридически она основывалась на принципе взаимных услуг, хотя фактически обе стороны находились далеко не в одинаковом положении. Клиент получал от патрона землю, скот, пользовался его защитой на суде и т. п. За это он обязан был служить в военном отряде патрона, в некоторых случаях оказывать ему помощь деньгами, выполнять в пользу патрона различные работы и проч. Клиент входил в род патрона в качестве младшего члена, принимал участие в родовом культе и в собраниях по куриям.
Клиенты первоначально образовались из экономически и социально слабых людей: из иностранцев, вольноотпущенников, сыновей, вышедших из-под власти отца (эмансипированных) и таким путем потерявших защиту, незаконнорожденных детей и т. п. элементов. Позднее институт клиентелы выродился: клиентами обычно становились только вольноотпущенники и паразитирующая беднота. Но в царский и раннереспубликанский периоды это была сильная группа, служившая главной социальной опорой патрициев. Ее значение подчеркивается даже в «Законах XII таблиц», одна из статей которых (VIII, 21) гласит: «Patronus si clienti fraudem fecerit, sacer esto» («Патрон, обманувший своего клиента, да будет проклят»).
Важнейшим источником о патронатских отношениях в Риме эпохи царей является пассаж во второй книге «Римской древней истории» Дионисия Галикарнасского: «Ромул же украсил дело и благопристойным наименованием, назвав защиту бедных и низших патронатом, предназначив обеим сторонам честные деяния и таким образом установив связи между ними человеколюбивые и гражданственные.
И были тогда определены Ромулом надолго оставшиеся у римлян, касающиеся патроната следующие обычаи: патрициям надлежало разъяснять своим клиентам права и обязанности, в которых те были несведущи, и заботиться о них в присутствии их и в отсутствии таким же образом, как пекутся отцы о своих детях по поводу имущества и долговых обязательств; вчинять в суде иск за обиженных клиентов, если кому-нибудь из них нанесен ущерб в связи с договорными обязательствами, и помогать вызванным в суд, коротко говоря — как можно лучше обеспечить клиентам спокойствие в частных и общественных делах. Клиентам же надлежало помогать своим патронам выдавать замуж дочерей, если отцы нуждались в средствах, и выплачивать врагам выкуп, если кто-нибудь из них (патронов) или их детей окажется в плену, и оплачивать из собственных средств убытки от частных процессов и штрафы государству за осужденных, не требуя с них проценты, а из расположения, и принимать участие в делах управления и в священных обрядах и в других тратах и расходах на общие нужды, как подобает людям, принадлежащим роду.Клиенты Сыма Цзянэра принимают его за Цзо Женьбо и убивают его (Из книги «Тысяча цветов мудрости»)
Клиенты Сыма Цзянэра принимают его за Цзо Женьбо и убивают его (Из книги «Тысяча цветов мудрости») В 386 году эпохи Тан жил в городе Юэчжи уезда Юэ провинции Фучжоу некий Сыма Цзянэр, известный мудростью и богатством. Каждый шестой день недели к нему приходили семеро его
Клиенты
Клиенты В непосредственную связь с патрициями нужно поставить клиентов. Клиентов ранней эпохи, по-видимому, нужно принципиально отличать от плебеев, хотя традиция не вполне единодушна в этом вопросе. Слово «clientes» означает людей послушных, зависимых. От кого они зависели?
Клиенты
Клиенты Социальное восхождение не завершалось с достижением положения lautni и обретением свободы. Выше стояла категория etera, занимавшая почетное место в семейном склепе. Так, в гробнице Венециев бок о бок с урной Se. Venete La. Lethial clan стояла другая, принадлежавшая La. Venete La. Lethial
Глава тринадцатая. Клиенты
Клиенты
Клиенты В непосредственную связь с патрициями нужно поставить клиентов. Клиентов ранней эпохи, по-видимому, нужно принципиально отличать от плебеев, хотя традиция не вполне единодушна в этом вопросе. Слово «clientes» означает людей послушных, зависимых. От кого они зависели?
ГЛАВА 10. ПАТРОНЫ И КЛИЕНТЫ[143]
ГЛАВА 10. ПАТРОНЫ И КЛИЕНТЫ[143] В 30-е годы в крошечном сухумском доме отдыха для вельмож, куда мы попали по недосмотру Лакобы, со мной разговорилась жена Ежова: «К нам ходит Пильняк, — сказала она. — А к кому ходите вы?» Я с негодованием передала этот разговор О. М., но он
Откуда взялись фамилии, клиенты и патроны? Из истории происхождения слов | Культура
Но если заглянуть в словари и справочники (лучше — разные), то помимо латинского происхождения слова можно выявить изначальный его смысл. Большую советскую энциклопедию пропустим, т.к. там изложена достаточно сумбурная трактовка. Отложим в сторонку «Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля» и туда же — Энциклопедический словарь Брокзауза и Ефрона, поскольку в них не найдем необходимой информации.
Что же остается? Ну, например, Большой юридический словарь. Первое значение слова «фамилия» он определяет как «семейную хозяйственно-юридическую единицу, в состав которой помимо кровных родственников входили рабы». В «Толковом словаре Ушакова» еще более точная формулировка: «в Древнем Риме — семья вместе с рабами и клиентами».
Впору удивиться: мало нам отнесения рабов к родовому — семейному понятию, так еще и клиенты оказываются там же! Клиенты, которые любому взрослому человеку известны как заказчики или пользователи услуг. Между тем, все встанет на свои места, если мы продолжим путешествие по словарям, отыскивая изначальный смысл слова «клиент».
И в том же Большом юридическом словаре обнаружим, что в Древнем Риме так назывался свободный человек, отдавшийся под покровительство патрона и выполнявший в его пользу военные, сельскохозяйственные и другие повинности, т.
е. находился в зависимости от него. А вот тут можно и к Далю обратиться, который дает определение клиента как покровительствуемого кем-то, подкрылыша.Клиентами могли стать как обедневшие сородичи, так и пришельцы из других мест, в т. ч. вольноотпущенники. Они получали родовые имена покровителей — патронов, участвовали в фамильных праздниках и обрядах, прислуживали по хозяйству, сопровождали своего господина в военных походах, а в случае необходимости обязаны были его выручать (например, организовать выкуп из плена) и т. д. Они даже участвовали вместе с патрициями в народном собрании, разумеется, поддерживая позицию патрона.
Патрон в свою очередь проявлял заботу о своем клиенте (или группе клиентов) вплоть до защиты в суде. Таким образом, в общественной иерархии клиенты находились выше положения плебеев, которые тоже были лично свободными людьми, но, по устоявшейся точке зрения большинства исследователей, стояли вне родо-племенной организации и не обладали правами общинников.
Отношения патрона и клиента скреплялись клятвой обеих сторон. Освободиться от нее клиент мог лишь в том случае, когда первое лицо государства выступит поручителем выполнения обязательств перед прежним патроном. Такое случалось, как вы понимаете, не слишком часто, но, тем не менее, все же происходило. Свидетельство тому можно найти у Цицерона, который заявил: «Сервий… на свои деньги освободил несостоятельных должников». Между прочим, этот поступок привел к тому, что Сервия Туллия стали называть «народным царем».
Вот видите, как невероятны бывают судьбы слов, сколько сюрпризов они могут преподнести, если обратиться к истории происхождения!
Теги: фамилия, история, происхождение, слова
Общественный патронаж | Римское покровительство в обществе, политике и армии
На этом изображении показана классовая система римского покровительства. Изображение предоставлено www.vroma.org
Система отношений клиент-покровитель, называемая патронажем, была тем, что построило большую часть социальной и культурной инфраструктуры Римской империи. Покровительство не ограничивалось только военными и политическими аспектами римского образа жизни. Покровительство было связано с публичной демонстрацией статуса, социального положения, правовой системы и даже искусства римского общества.
Два класса, высший класс и низший класс, были основными классами иерархической системы статусов Древнего Рима. Высший класс состоял из богатых землевладельцев, которые чаще всего участвовали в политике в качестве сенаторов, трибунов, консулов и т. д. Эти представители высшего класса обычно входили в аристократическую группу патрициев. Правящий класс патрициев существовал с тех пор, как Ромул, один из главных основателей Рима, назначил 100 человек сенаторами в 750-х годах до нашей эры. Римский писатель Тит Ливий, более известный как Ливий, написал об этом поступке Ромула в первой книге из 142 книг, написанных им по истории Рима примерно в 30 г. до н.э. Ливий описал действия Ромула:
Он создал 100 сенаторов; либо потому, что этого количества было достаточно, либо потому, что можно было создать только 100 глав домов. В любом случае они назывались « патрициев » в силу своего положения, а их потомки именовались « патрициев » (Ливий, книга 1.8).
Patres можно перевести как «отцы», что на самом деле повторяет то, как этим семьям правящего класса было предоставлено положение патриархальной социальной власти с самого начала Древнего Рима.
Социальный класс конного ордена («Конный орден», «Рыцари»), ориентированный на бизнес, также был частью высшего класса. Они были низшим из двух аристократических высших классов в Риме. В социальном плане они стояли ниже патрициев, но все же имели большое богатство и социальный статус. Это был клуб военных / кавалерийских типов, которые пользовались привилегиями богатства и социального положения, предоставляемыми им, при этом зарабатывая деньги на своих активах в странах, завоеванных за границей. Для высшего римского аристократического правящего класса публичное появление было чрезвычайно важно. Путешествуя по городу и форуму, римская элита желала, чтобы ее признали или признали за их статус и звание. Для этого они носили отличительную одежду и украшения, которые подчеркивали их статус. Всадники носили полоски ткани особого цвета на тогах или туниках, чтобы обозначить свой статус. Сенаторы и патриции также носили более широкие тканевые полосы особого цвета, обозначающие их ранг. Покровители из высшего сословия хотели показать, что обладают властью, и старались напомнить об этом своим клиентам своими манерами и одеждой.
Римские граждане из низшего сословия почти всегда были клиентами покровителей из высшего сословия. Плебеи или плебеи были низшим классом, существовавшим с самого начала Рима, как и патриции. Простые люди были свободнорожденными и плебеями соответственно, но низший класс также состоял из вольноотпущенников ( liberti ). Освобожденные люди были бывшими рабами, которых освободили их хозяева. Освобожденные люди теперь были клиентами своих бывших хозяев. В низшем сословии также были латины ( Latini ), которые были выходцами из римских колоний за пределами Рима. Были некоторые плебеи, которые были богаты, имели политические связи и более высокое общее социальное положение, но по большей части плебеи были частью низшего класса.
Римское общественное покровительство в значительной степени основывалось на римских идеалах fides или лояльности. Клиенты были преданными сторонниками высокопоставленных семей, и во главе этих семей стоял патронус или их покровитель. За эту лояльность покровитель вознаграждал своих верных клиентов подарками в виде еды и земли. Если клиент нуждался в каком-либо юридическом представительстве или помощи, он обращался за поддержкой к своему покровителю. Покровители часто раздавали sportulas , которые были денежными подачками за их поддержку и лояльность. Покровитель получил не только лояльность от своих клиентов, но и уважение, людей для охраняемого эскорта и их политическую поддержку.
В Древнем Риме все было очень традиционно, и все взаимодействия, будь то политические или социальные, происходили от человека к человеку. Каждое утро на рассвете посетители приветствовали своих клиентов во взаимодействии под названием salutatio . salutatio было утренним приветствием или своего рода часом вызова, когда клиенты собирались в доме покровителя или за его пределами, чтобы попросить своего покровителя о всевозможной помощи и услугах. Марк Туллий Цицерон, римский писатель, написал De Oratore . В этом историческом диалоге, написанном в 55 г. до н. э., Цицерон упоминает в Третьей книге идею salutatio . Цицерон писал:
В качестве примера они упомянули Секста Элия; и мы сами видели Мания Манилия, идущего по форуму; сигнал о том, что тот, кто это сделал, дал всем гражданам свободу советоваться с ним по любому вопросу; и к таким лицам, когда они таким образом ходили или сидели дома на своих церемониальных местах, все люди имели свободный доступ не только для того, чтобы консультироваться с ними по вопросам гражданского права, но даже по поводу выдачи дочери замуж, покупки недвижимости. поместье, возделывание фермы, а также любую работу или какое бы то ни было дело ( De Oratore , Книга 3, Стих 133).
Покровитель в этом тексте имеет много клиентов у дверей, просящих о помощи с самыми разными проблемами. Приветствие также было еще одним примером того, насколько важен социальный статус для общественного покровительства.
Часто римские историки, писатели и философы оказывались без средств для финансовой поддержки себя и своих начинаний. Римский историк Ливий был клиентом императора Августа. Ливий написал 142 книги, в которых подробно рассказывается об истории Рима с момента его основания. Греческий историк, писавший о римской истории, был клиентом богатого Сципиона Эмилиана, который оказал ему финансовую поддержку для проведения всех его исследований во многих римских библиотеках.
Система отношений клиент-покровитель не умерла вместе с Римом, вместо этого ее формы перешли к средневековым обществам в 10 веке нашей эры. Покровительство в обществе играло важную роль в жизни римлян, были ли они покровителями или клиентами.
Покровительство и римские социальные классы
Целью данного исследования является рассмотрение социальных структур римского общества в первом веке, особенно римских социальных классов и системы патронажа. Также будет рассмотрено, как система покровительства способствовала некоторым трудностям в церкви в Коринфе, и каким образом Евангелие начало бросать вызов и преобразовывать эту несправедливую и неравную социальную систему.
Римские социальные классы
Римское общество было чрезвычайно иерархичным, с большим пониманием классовых различий. Различные социальные классы четко различались по одежде. Между богатыми высшими классами и более бедными низшими классами существовала огромная пропасть, которую было почти невозможно преодолеть. Было легче перемещаться между разными классами внутри высших или низших классов. Не было аналога современного среднего класса. Высокий социальный класс приносил большие социальные привилегии и определял экономические и политические возможности человека, а также его юридические права. Женщины обычно принадлежали к социальному классу своих отцов, а затем и своих мужей после замужества. Браки между социальными классами не поощрялись и даже не запрещались законом.
Высшие классы
Высшим социальным классом на вершине римского общества был император и его семья, известная как Императорский двор. Женщины в королевской семье также имели имперский статус и титулы, но были исключены из политических должностей. Вольноотпущенники императора имели важные бюрократические посты, которые приносили им большое богатство и влияние. Даже имперские рабы имели более высокий статус, чем обычные рабы.
Высшим социальным классом в империи ниже императора был сенаторский класс. Это был политический класс, состоявший из тех, кто служил в римском сенате, и членов их семей. Это была знать, в том числе потомки бывших консулов. Чтобы быть избранным в сенаторский класс, мужчины должны были быть богатыми и владеть обширной собственностью. Сенаторам не платили, и им запрещалось заниматься торговлей или государственными контрактами, кроме сельского хозяйства. Их легко узнать по тунике с широкими полосками.
Следующим социальным классом был конный класс. Это был класс, более основанный на экономике, определяемый владением собственностью. Наездники занимались бизнесом и торговлей. Они носили тунику с узкими полосками. Было возможно, но чрезвычайно трудно, чтобы всадник был избран в сенат и поднялся до сенаторского сословия.
Низшие классы
Низшие классы включали подавляющее большинство населения. Высшим из низших классов были общины или плебеи. Это были свободнорожденные римские граждане, носившие тогу. Большинство из них были фермерами, ремесленниками или владельцами магазинов. У них были определенные права голоса, торговли и владения имуществом, и они могли работать в Ассамблее. Однако они не могли занимать государственные должности и никогда не могли войти в Сенат. Они могли жениться на другом гражданине, и их дети автоматически становились римскими гражданами. Иностранные свободнорожденные жители получили римское гражданство в начале третьего века.
Большинство мужчин из низших классов носили тунику, простой предмет одежды, покрывающий тело выше колена. Это сделало его пригодным для ручной или практической работы.
Вольноотпущенники — это те, кто ранее были рабами, но были освобождены, либо выкупив свою свободу, либо получив свободу (получив свободу от своего хозяина). Они по-прежнему имели определенные ограничения в своих правах и имели обязательства перед своими прежними хозяевами, ставшими их покровителями. Подняться выше этого класса было невозможно. Освобожденный раб оставался вольноотпущенником до конца своей жизни, хотя их дети могли стать римскими гражданами. Большинство свободных людей имели низкий социальный статус, и большинство были бедны. У них не было отличительной одежды, но их принадлежность к вольноотпущенникам часто была очевидна по их именам.
Низшим социальным классом были рабы. Большинство из них родились рабами или иным образом были проданы в рабство в качестве военнопленных. Рабы были собственностью своих хозяев, их можно было покупать и продавать. Некоторым разрешалось иметь собственные деньги, которые они могли накопить, чтобы купить свою свободу. Рабы могли быть высокообразованными, а некоторые умели читать и писать. Рабы не отличались своей одеждой, обычно носили тунику, как и другие представители низших классов. Чтобы узнать больше о рабстве во времена Нового Завета, см. страницу о рабстве.
Покровительство
Одной из наиболее важных черт римского высшего общества было публичное демонстрирование статуса. Недостаточно было просто принадлежать к определенному высшему социальному классу. Ранг и статус человека должны были быть видны и публично признаны. Частично это проявлялось в их отличительной одежде, но публичное проявление статуса особенно демонстрировалось через систему покровительства. Публично признанное неравенство между покровителем и его клиентами было важной чертой римского общества.
Покровителем был человек с большим талантом или более высоким социальным статусом, который мог предоставлять льготы своим клиентам с более низким социальным статусом. Они будут уделять своему покровителю особое внимание и выполнять взамен особые обязанности. Клиенты обычно были римскими гражданами и были исключительно верны своему покровителю.
Покровитель часто был клиентом более высокого покровителя, создавая сеть социальных отношений. Эта сеть доходила вплоть до императора, который был главным покровителем. Для клиента правильные отношения с конкретным покровителем откроют перед ним политические, юридические или финансовые возможности, а также станут источником ссуд в периоды финансовых затруднений. Ни покровители, ни их клиенты не будут зарабатывать на жизнь. Ручной труд выполняли чернорабочие и ремесленники из низших классов.
Общественный Покровитель может стать защитником или благодетелем группы, такой как гильдия ремесленников, религиозное объединение или целый город. Он жертвовал большие подарки для общественных зданий или для общественных развлечений. В награду они получали публичное признание от своих клиентов в виде статуй или надписей. Одним из примеров общественного покровителя в Новом Завете может быть Эраст, городской казначей Коринфа (Рим. 16:23). Вероятно, это был тот самый Эраст, которого помнят в надпись, найденная на тротуаре в Коринфе, «Эраст, для конторы Эдила, уложил эту мостовую за свой счет» . Могущественные общественные покровители могли иметь в качестве своих клиентов целые армии, города или даже нации.
Личный покровитель будет помогать людям с более низким статусом посредством денежных подарков, приглашений на обеды, помощи в судебных процессах или другой защиты. Это покровительство могло продолжаться в течение нескольких поколений семьи. Клиенты публично проявляли почтение к своему покровителю, особенно через официальное утреннее приветствие или приветствие. Клиенты собирались в доме своего богатого покровителя рано утром. Каждого по очереди вызывали, чтобы поприветствовать покровителя, а затем сопровождать его на Форум или в суды процессией в качестве общественной свиты. Позже в тот же день, когда дела заканчивались, они посещали бани, а затем возвращались в дом покровителя на продолжительный вечерний ужин. Человек с более высоким статусом или престижем будет иметь большее окружение, демонстрируя свою большую власть. Все будут носить свои тоги, которые будут ясно отображать различия в их статусе для широкой публики.
Состоятельные покровители часто оказывали финансовую поддержку авторам и поэтам, которые, в свою очередь, признавали и хвалили своих покровителей в своей литературе. Хотя покровителями обычно были мужчины, богатые женщины из высшего сословия могли стать как публичными, так и иногда личными покровителями, у которых даже были клиенты-мужчины.
Покровительство было важной составляющей римского бизнеса. Купцы и торговцы получали выгодные предложения от своих покровителей и других клиентов, и, в свою очередь, ожидалось, что они будут покупать и продавать только «членам семьи». Если ремесленник или торговец имел покровительство в правительстве, он мог заключать выгодные государственные контракты или получал монополию в торговле с правительством.
Частное покровительство, осуществляемое из дома покровителя, с целью продвижения его политических амбиций и расширения его социального влияния в городе. Клиенты имели целью служить своему покровителю и в основном использовались им для удовлетворения своих собственных амбиций. Частные покровители также будут играть роль частного судьи, который будет рассматривать мелкие судебные дела в качестве альтернативы гражданскому процессу. Возможно, это место для судебных процессов, которые Павел осуждает в 1 Коринфянам (1 Кор. 6:1-8). Между клиентами разных покровителей была большая конкуренция, особенно во время выборов в общественные должности. Клиенты будут активно лоббировать своего покровителя и жестко критиковать других. Многие клиенты получали финансовую поддержку от своих покровителей, что заставило их стать более лояльными к своему покровителю, чем к правительству.
Различия в социальном статусе проявлялись и в дизайне домов. Дом покровителя должен был быть больше и более изысканным, с вестибюлями, проходами, обсаженными деревьями, и внутренними дворами, где клиенты встречали своего покровителя по утреннему приветствию. Дома клиентов в этом не нуждались, так как они выходили, чтобы отдать дань уважения другим, а не приглашать клиентов к себе домой.
Частное покровительство в Коринфе
Одной из проблем церкви в Коринфе было то, что в церкви было много богатых людей, которые ранее были частными покровителями. Они продолжали выполнять ту же роль после того, как присоединились к церкви, и действовали так же, как и до своего обращения. Они еще не позволили истине Евангелия изменить их манеру социального взаимодействия, и это было корнем некоторых конфликтов в коринфской церкви.
Греческое слово, используемое для обозначения церкви, было «ekklesia», которое использовалось для еврейских синагогальных собраний, а также для собраний политических ассоциаций в римском обществе. Из-за этого было бы естественно, если бы люди, имевшие привычку использовать свою ассоциацию для обретения политической и социальной власти, продолжали бы действовать таким же образом, как только они стали верующими и присоединились к церкви. Игры за власть, характерные для светских объединений, продолжались между лидерами различных домохозяйств внутри церковной общины. Эти лидеры будут по-прежнему заботиться о сохранении своего социального статуса и достоинства и избегать публичного позора. Конфликты между ними, естественно, выносились в гражданские суды и собрания (1 Кор. 6:1-8). Они будут манипулировать и доминировать над своей группой в христианском сообществе, используя те же социальные методы, которые они ранее использовали в светском обществе.
Павел критиковал тех в церкви, которые хвастались тем, что являются последователями определенных апостолов (1 Кор. 1:10-12). Это произошло потому, что они относились к христианским лидерам так же, как к светским учителям мудрости. Лидеры этих разных фракций в церкви, скорее всего, будут покровителями разных семей в городе. Каждый покровитель руководил разными домашними фракциями от имени разных апостолов. Эти разногласия проявятся на церковных собраниях, как разногласия во время празднования вечери Господней (11:18-19).), когда покровители давали своим клиентам пищу более низкого качества, чтобы усилить социальный контроль, а затем ели перед другими на всеобщем обозрении, чтобы пристыдить более бедных людей (11:18-21). Мужчины из высшего сословия также молились и пророчествовали с покрывалом на голове, чтобы привлечь внимание к своему более высокому социальному положению (11:4). В своем ответе Павел пытается показать им, что все в теле Христовом нужны и ценны (12:14-26). Им нужно заботиться обо всех в церкви, а не только о нескольких избранных. Он хочет помешать покровителям доминировать над церковью и контролировать других верующих.
Возражение Павла против системы покровительства также может помочь объяснить, почему он отказался принимать деньги от церкви в Коринфе (1 Кор. 9). Было бы нормальным социальным ожиданием, что такой человек, как Павел, будет поддерживаться богатым покровителем, который затем сможет его контролировать. Павел не хотел принимать покровительство, становясь клиентом кого-либо из покровителей в церкви.
Однако некоторые покровители изменили свою традиционную роль. Одним из них был Стефан, семья которого была первым обращенным в Ахайе (1 Кор. 16:15) и который был крещен Павлом (1:16). Павел хвалит их за преданное служение святым. Вместо того, чтобы ожидать, что клиенты будут служить им, они теперь использовали свое положение и богатство, чтобы служить остальной церкви. Как глава своего дома, Стефан решил отдать все свое богатство и всех домочадцев на службу святым. Его дом больше не будет участвовать в политической конкуренции и конфликтовать с другими домохозяйствами, а будет преобразован в место работы и труда для царства (16:16). Стефан стал настоящим «христианским» покровителем и примером для остальной церкви в Коринфе. Павел призывает покровителей коринфян последовать его примеру и позволить Евангелию изменить социальные ценности церкви.
Другим примером была Хлоя, диаконисса из близлежащего портового города Кенхреи, которую Павел призывает верующих в Риме приветствовать (Рим. 16:1-2). Павел также хвалит ее как благодетельницу или покровительницу себя и многих других. Хлоя прежде была бы богатой светской хозяйкой, но теперь она поставила свой дом на службу святым, а сама стала диаконисой, что было служебной ролью в церкви. Она оказала гостеприимство многим своим домочадцам в Кенхреях, теперь Павел умоляет церковь в Риме оказать ей гостеприимство в ответ (Рим. 16:2). Теперь она была верующей, она также поставила себя и свои ресурсы на службу верующим, вместо того, чтобы ожидать, что святые будут служить ей покровительницей. И Стефанас, и Хлоя теперь должны были служить другим, вместо того, чтобы ожидать, что другие будут служить им. Их служба теперь была без какой-либо дискриминации по рангу или статусу, как это было бы в их предыдущих жизнях в качестве покровителей.
Павел принес в Коринф Евангелие, которое прямо бросало вызов системе покровительства как средству обретения социальной власти над другими. Церковь произвела революцию социальных ценностей, в которой все люди были равны перед Богом и служили друг другу из любви. В конечном счете, единственным возможным исходом было упразднение патроната в церкви. В письме к Фессалоникийцам Павел призывал клиентов, которых ранее поддерживали их покровители, зарабатывать на жизнь, чтобы они сами могли стать благотворителями (2 Фес. 3:6-9).). Он ставил себя в пример тому, кто работает своими руками, чтобы не быть им в тягость. Он дал сильное повеление людям работать, а не жить в праздности (1 Фес. 1:4:11б-12, 2 Фес. 3:10). Тем самым он фактически разрушал систему патронажа и устранял роль клиентов. Клиенты должны были заниматься своими делами и выполнять свою работу, не нуждаясь в покровителе, чтобы завоевать личный престиж (1 Фес. 4:12). Павел видел, что Евангелие прямо бросает вызов самому понятию социального статуса и поощряемому им неравенству.
Покровительство заменено семейным сообществом
Пол фактически перевернул всю систему патронажа с ног на голову. Соревновательное социальное восхождение было заменено принципом служения другим в церкви без учета их социального статуса или их полезности для достижения социального положения. Христианская община теперь является семьей, что подчеркивается Павлом, обращающимся к верующим с повторным и постоянным использованием слов отношения, таких как «братья» (например, 1:10, 2:1,26, 3:1). Он также называет других христианских служителей, таких как Аполлос, «братом» (16:12), а также верующих в других местах (16:20). В римском обществе такой язык использовался только в физической семье, для братьев и сестер, рожденных в одной семье, или для тех, кто был усыновлен. Церковь теперь была семьей Бога, где все члены были братьями, независимо от их социального положения. Это была революционная идея, особенно если рассматривать ее в противовес разделенным социальным слоям римского общества и против системы патронажа.
Павел заканчивает свое первое письмо к коринфянам ссылкой на Стефана и ставит его в пример для подражания коринфянам. Он призывает коринфскую церковь подчиниться таким людям, как он, и тем, кто с ним работает (16:16). Им также сказано признавать таких людей, как Стефан, Фортунат и Ахаик (16:18). Эти заявления, конечно, не подразумевают, что верующие должны относиться к Стефану и его друзьям как к светским покровителям, но они должны следовать их примеру, посвятив себя служению всем святым. Павел расширяет пример, включив в него всех тех, кто отвечает нуждам святых (16:16б). Он призывает верующих отказаться от поддержки или обслуживания тех, кто ведет себя как светские покровители, и подчиниться служению тем, кто посвятил себя и свои ресурсы служению святым. Непосредственно перед упоминанием Стефана он призывает верующих: «Пусть все, что ты делаешь, делается с любовью».