Классификация древнегреческих богов: Классификация Богов Древней Греции — Древнегреческая мифология

Боги и герои древнегреческих мифов.

Религия и мифология Древней Греции оказали огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положили начало бесчисленному множеству религиозных представлений о человеке, героях и богах.

Религия древних греков — многобожие, их пантеон насчитывал несколько сот божеств, олицетворявших силы природы и небесные светила.

Смертные потомки бога и смертной женщины, реже — богини и смертного мужчины. Как правило, обладали исключительными (иногда сверхъестественными) физическими способностями, творческими дарованиями, иногда способностью к прорицаниям и т. п.

БОГИ

  • Ахилл

  • Геракл

  • Одиссей

  • Персей

  • Тесей

  • Ясон

  • Гектор

Боги и божества водной стихии

  • Амфитрита — богиня моря, супруга Посейдона

  • Лимнады — нимфы озёр и болот

  • Наяды — нимфы родников, источников и рек

  • Нереиды — морские нимфы, сестры Амфитриаты

  • Океан — персонификация мифологической мировой реки, омывающей Ойкумену

  • Океаниды — дочери Океана

  • Понт — бог внутреннего моря

  • Посейдон — бог моря

  • Речные боги — боги рек, сыновья Океана и Тефиды

  • Тефида — титанида, жена Океана, мать океанид

  • Тритоны — свита Посейдона и Амфитриты

  • Тритон — бог, вестник глубин

  • Боги и божества воздушной стихии

  • Эол — полубог, повелитель ветров

  • Борей — олицетворение северного бурного ветра

  • Зефир — западный сильный ветер, считался также вестником богов, (у римлян стал олицетворять ласкающий, лёгкий ветер)

  • Нот — южный ветер

  • Эвр — восточный ветер

  • Аура — персонификация лёгкого ветра, воздуха

  • Боги смерти и подземного мира

  • Аид — бог подземного царства мёртвых

  • Персефона — супруга Аида, богиня плодородия и царства мёртвых, дочь Деметры

  • Минос — судья царства умерших

  • Радамант — судья царства умерших

  • Геката — богиня мрака, ночных видений, чародейств, всех чудовищ и привидений

  • Керы — демоны-женщины смерти

  • Танатос — бог смерти

  • Гипнос — бог забвения, бог сна, брат близнец Танатоса

  • Эринии — богини мести

Другие боги

  • Ника — богиня победы

  • Селена — богиня луны

  • Эрос — бог любви

  • Гименей — бог брака

  • Ирида — богиня радуги

  • Ата — богиня заблуждения, помрачения ума

  • Апата — богиня обмана

  • Фобос — божество страха, сын Ареса

  • Деймос — бог ужаса, родной брат Фобоса

  • Асклепий — бог врачевания

  • Морфей — бог сновидений (поэтическое божество, сын Гипноса)

  • Гимерот — бог плотской любви и любовного наслаждения

  • Ананке — божество-воплощение неотвратимости, необходимости

  • Алоэй — древнее божество обмолоченного зерна

РОЖДЕНИЕ ЗЕВСА

Крон не был уверен, что власть навсегда останется в его руках. Он боялся, что и против него восстанут дети и обретут его на ту же участь, на какую обрек он своего отца Урана. Он боялся своих детей. И повелел Крон жене своей Рее приносить ему рождавшихся детей и безжалостно проглатывал их. В ужас приходила Рея, видя судьбу детей своих. Уже пятерых проглотил Крон: Гестию, Деметру , Геру, Аида (Гадеса) и Посейдона.

Рея не хотела потерять и последнего своего ребенка. По совету своих родителей, Урана-Неба и Геи-Земли, удалилась она на остров Крит, а там, в глубокой пещере, родился у нее младший сын Зевс. В этой пещере Рея скрыла своего сына от жестокого отца, а ему дала проглотить вместо сына длинный камень, завернутый в пеленки. Крон не подозревал, что он был обманут своей женой.

А Зевс тем временем рос на Крите. Нимфы Адрастея и Идея лелеяли маленького Зевса, они вскормили его молоком божественной козы Амалфеи. Пчелы носили мед маленькому Зевсу со склонов высокой горы Дикты. У входа же в пещеру юные куреты ударяли в щиты мечами всякий раз, когда маленький Зевс плакал, чтобы не услыхал его плача Крон и не постигла бы Зевса участь его братьев и сестер.

ОЛИМП

Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окруженный сонмом богов. Здесь и супруга его Гера, и златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой, и златая Афродита, и могучая дочь Зевса Афина, и много других богов. Три прекрасные Оры охраняют вход на высокий Олимп и подымают закрывающее врата густое облако, когда боги нисходят на землю или возносятся в светлые чертоги Зевса. Высоко над Олимпом широко раскинулось голубое, бездонное небо, и льется с него золотой свет. Ни дождя, ни снега не бывает в царстве Зевса; вечно там светлое, радостное лето. А ниже клубятся облака, порой закрывают они далекую землю. Там, на земле, весну и лето сменяют осень и зима, радость и веселье сменяются несчастьем и горем. Правда, и боги знают печали, но они скоро проходят, и снова водворяется радость на Олимпе.

Пируют боги в своих золотых чертогах, построенных сыном Зевса Гефестом. Царь Зевс сидит на высоком золотом троне. Величием и гордо-спокойным сознанием власти и могущества дышит мужественное, божественно прекрасное лицо Зевса. У трона его богиня мира Эйрена и постоянная спутница Зевса крылатая богиня победы Никэ. Вот входит прекрасная, величественная богиня Гера, жена Зевса. Зевс чтит свою жену: почетом окружают Геру, покровительницу брака, все боги Олимпа. Когда, блистая своей красотой, в

пышном наряде, великая Гера входит в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой громовержца Зевса. А она, гордая своим могуществом, идет к золотому трону и садится рядом с царем богов и людей Зевсом. Около трона Геры стоит ее посланница, богиня радуги, легкокрылая Ирида, всегда готовая быстро нестись на радужных крыльях исполнять повеления Геры в самые дальние края земли.

ЦАРСТВО МРАЧНОГО АИДА (ПЛУТОНА)

Глубоко под землей царит неумолимый, мрачный брат Зевса, Аид. Полно мрака и ужасов его царство. Никогда не проникают туда радостные лучи яркого солнца. Бездонные пропасти ведут с поверхности земли в печальное царство Аида. Мрачные реки текут в нем. Там протекает все леденящая священная река Стикс, водами которой клянутся сами боги.

По мрачным полям царства Аида, заросшим бледными цветами асфодела, носятся бесплотные легкие тени умерших. Они сетуют на свою безрадостную жизнь без света и без желаний. Тихо раздаются их стоны, едва уловимые, подобные шелесту увядших листьев, гонимых осенним ветром. Нет никому возврата из этого царства печали. Трехглавый адский пес Кербер, на шее которого движутся с грозным шипением змеи, сторожит выход. Суровый, старый Харон, перевозчик душ умерших, не повезет через мрачные воды Ахеронта ни одну душу обратно, туда, где светит ярко солнце жизни. На вечное безрадостное существование обречены души умерших в мрачном царстве Аида.

ГЕРА

Ге́ра— в древнегреческой мифологии богиня, покровительница брака, охраняющая мать во время родов. Гера, третья дочь Кроноса и Реи, является женой Зевса, своего брата. Сестра Деметры, Гестии, Аида и Посейдона.

Родилась на острове Самос у реки Имбраса, под ивой. Её обязательный атрибут — диадема, как символ того, что она главная из богинь. Посвящённым ей животным является павлин.

АППОЛОН

Аполлон — один из древнейших богов Греции. В его культе ясно сохранились следы тотемизма (некогда весьма распространенная и ныне ещё существующая религиозно-социальная система, в основании которой лежит своеобразный культ так называемого тотема.). Так, например, в Аркадии поклонялись Аполлону, изображенному в виде барана. Первоначально Аполлон был богом, охраняющим стада. Постепенно он все больше становился богом света. Позднее его стали считать покровителем переселенцев, покровителем основывающихся греческих колоний, а затем покровителем искусства, поэзии и музыки. Поэтому и в Москве на здании Большого академического театра стоит статуя Аполлона с лирой в руках, едущего на колеснице, запряженной четверкой коней.

Кроме того, Аполлон стал богом, предсказывающим будущее. Во всем древнем мире славилось его святилище в Дельфах, где жрица-пифия давала предсказания. Предсказания эти, конечно, составляли жрецы, хорошо знавшие все, что делалось в Греции, и составляли так, что их можно было толковать и в ту, и в другую сторону.

Герои (от греч. «доблестный муж, предводитель») — класс персонажей греческой мифологии, дети божества или потомки божества и смертного человека. Главное отличие героев от богов в том, что герои смертны.

ГЕРОИ

История героев относится к так называемому классическому или олимпийскому периоду греческой мифологии (II тыс. до н.э., расцвет — II тыс. до н.э.), связанному с укреплением патриархата и расцветом микенской Греции. Олимпийские боги, ниспровергшие титанов, в борьбе с доолимпийским миром чудовищных порождений матери-земли — Геи, создают поколения героев, вступая в брак с родом смертных. Иногда герой не знает своего отца, воспитывается матерью и отправляется на поиски, совершая по пути подвиги.

Герой призван выполнять волю олимпийцев на земле среди людей, упорядочивая жизнь и внося в нее справедливость, меру, законы, вопреки древней стихийности и дисгармоничности. Обычно герой наделяется непомерной силой и сверхчеловеческими возможностями, однако он лишен бессмертия, остающегося привилегией божества. Отсюда несоответствие и противоречие между ограниченными возможностями смертного существа и стремлением героев утвердить себя в бессмертии. Известны мифы о попытках богов сделать героев бессмертными; так, Фетида закаляет Ахилла в огне, выжигая в нем все смертное и умащая его амбросией, или Деметра, покровительствуя афинским царям, закаляет их сына Демофонта. И в том, и в другом случае богиням мешают неразумные смертные родители (Пелей — отец Ахилла, Метанира — мать Демофонта).

Невозможность личного бессмертия компенсируется в героическом мире подвигами и славой (бессмертием) среди потомков. Личность героев большей частью имеет драматический характер, так как жизни одного героя не хватает, чтобы воплотить предначертания богов. Поэтому в мифах укрепляется идея страдания героической личности и бесконечного преодоления испытаний и трудностей. Герои часто гонимы враждебным божеством (например, Геракла преследует Гера) и зависит от слабого, ничтожного человека, через которого действует враждебное божество (например, Геракл подчинен Эврисфею).

Ранний героизм — подвиги геров, уничтожающих чудовищ: борьба Персея с горгоной, Беллерофонта с химерой, ряд подвигов Геракла, вершиной которых является борьба с Аидом. Поздний героизм связан с интеллектуализацией героев, их культурными функциями (искусный мастер Дедал или строители фиванских стен Зет н Амфион). Среди героев певцы и музыканты, овладевшие магией слова и ритма, укротители стихий (Орфей), прорицатели (Тиресий, Калхант, Трофоний), отгадыватели загадок (Эдип), хитроумные и любознательные (Одиссей), законодатели (Тесей). Независимо от характера героизма подвиги героев всегда сопровождаются помощью божественного родителя (Зевс, Аполлон, Посейдон) или бога, функции которого близки характеру того или иного героя (мудрая Афина помогает умному Одиссею). Нередко соперничество богов и их принципиальное отличие друг от друга сказывается на судьбе героя (гибель Ипполита как результат спора Афродиты и Артемиды; буйный Посейдон преследует Одиссея наперекор мудрой Афине; Гера, покровительница моногамии, ненавидит Геракла, сына Зевса и Алкмены).

Зачастую герои испытывают мучительную смерть (самосожжение Геракла), гибнет от руки вероломного злодея (Тесей), по воле враждебного божества (Гиакинф, Орфей, Ипполит). Вместе с тем подвиги и страдания героев рассматриваются как своего рода испытания, вознаграждение за которые приходит после смерти. Геракл обретает бессмертие на Олимпе, получив в жены богиню Гебу. Однако, по другой версии, сам Геракл находится на Олимпе, а тень его скитается в аиде, что указывает на двойственность и неустойчивость обожествления героев.

В каждодневной речи мы часто употребляем такие известные выражения, как “Авгиевы конюшни”, “Эдипов комплекс”, “Ахиллесова пята”, “Кануло в лету”, “Содом и Гоморра”, “Все в Тартарары”, “Взгляд Горгоны”, “Геростратова слава” и другие. Происхождение их связано с сюжетами древней мифологии. Вот примеры некоторых из них:

  • “Ахиллесова пята” – пятка была единственным уязвимым местом Ахилла, так как ее не коснулись воды подземной реки Стикса, в которую окунала, держа младенца за пятку, богиня Фетида, чтобы сделать его бессмертным. Отсюда “ахиллесова пята” – уязвимое, слабое место;

  • “Геростратова слава” – слава о Герострате, который, желая прославиться, сжег храм Артемиды в Эфесе, означает память о злодеянии;

  • “Танталовы муки” – Зевс разгневался на своего сына Тантала за то, что он считал себя богоподобным и низверг его в мрачное царство брата своего Аида. Там он несет ужасное наказание. Мучимый жаждой и голодом, стоит он в прозрачной воде. Она доходит ему до самого подбородка. Ему лишь стоит наклониться, чтобы утолить мучительную жажду. Но едва наклоняется Тантал, как исчезает вода, и под ногами его лишь сухая черная земля. Над головой Тантала склоняются сочные фиги, румяные яблоки, гранаты, груши и оливы; почти касаются его волос тяжелые, спелые грозди винограда. Изнуренный голодом, Тантал протягивает руки за прекрасными плодами, но налетает порыв бурного ветра и уносит плодоносные ветки… Так мучается царь Сипила, сын Зевса Тантал в царстве ужасного Аида вечным страхом, голодом и жаждой. Отсюда выражение “Танталовы муки” означает нестерпимые мучения от сознания близости желанной цели и невозможности ее достичь.

  • “Дойти до Геркулесовых столбов” – столпы (столбы) Геракла или Геркулесовы столпы (столбы) – древнее название двух скал на противоположных берегах Гибралтарского пролива (современные Гибралтар и Суета). Геракл обозначил ими предел своих странствий до Океана, и в переносном смысле “дойти до Геркулесовых столбов” означает “дойти до предела”;

  • “Нить Ариадны” – Перед предстоящим боем с Минотавром в лабиринте, Ариадна дала Тесею клубок ниток. Тесей привязал конец клубка перед входом в пещеру и только так смог выбраться из лабиринта. Отсюда выражение “нить Ариадны”, “путеводная нить”;

  • “Сизифов труд” – за обман бога смерти Таната, несет Сизиф тяжкое наказание в загробной жизни. “Он вынужден вкатывать на высокую, крутую гору громадный камень. Напрягая все силы, трудится Сизиф. Пот градом струится с него от тяжелой работы. Все ближе вершина, еще усилие – и окончен будет труд Сизифа, но вырывается из рук его камень и с шумом катится он вниз, поднимая облака пыли. Снова принимается Сизиф за работу. Так вечно катит камень Сизиф и никогда не может достигнуть цели – вершины горы.” Это выражение стало крылатым для обозначения нескончаемой и бессмысленной работы.

  • Не отдавая себе отчета, мы порой говорим о титанических усилиях и гигантских размерах (а ведь титаны и гиганты – порождения богини Земли, боровшейся с греческими богами), о паническом страхе (а это проделки бога Пана, любившего наводить безотчетный ужас на людей), об олимпийском спокойствии (которым обладали древние боги – обитатели священной горы Олимп) или о гомерическом смехе (это безудержный громовой смех богов, описанный поэтом Гомером). К общепринятым сравнениям можно отнести и уподобление могучего и сильного человека Геркулесу, а смелой и решительной женщины – амазонке.

классификация, определение и особенности :: SYL.ru

Гладкий пучок и конский хвост: как уменьшить вред от модных причесок

Прыщи любят появляться накануне важных событий: как избавиться от них за ночь

Мандарины помогают очистить микроволновку. Бюджетный лайфхак

Приготовление с травами требует практики: лайфхаки по их использованию на кухне

Тренды новогоднего мейкапа: интересные идеи и техники

Как внести молодежные нотки в образы холодного сезона: фишки для женщин за 45

Интерьер в 2023 году преподнесет сюрпризы. Убираем белые пятна

Куриный фарш и бисквит. Как приготовить оригинальный ужин

Ферментация яблок: как просто и быстро сделать домашний яблочный уксус

Сладко и с ягодной кислинкой: рецепт яркого праздничного десерта в стаканчиках

Автор

Древняя мифология прочно ассоциируется в сознании современного человека с загадочной Элладой. Именно в Древней Греции этот жанр зародился и получил небывалый расцвет. Что же такое миф, в чем его специфика и какие виды выделяются? Давайте разберемся.

Понятие и суть

Слово «миф» в переводе с языка древних греков означает «сказание» или «предание». Чаще всего основной тематикой подобных произведений была жизнь богов и богоподобных существ, однако нередко в текстах главными действующими лицами становились обыкновенные люди. Мифология представляет собой целостную картину, совокупность разрозненных сказаний.

Создавая мифы, древние люди верили в реальность происходящих в них событий, в этих текстах человек пытался найти объяснение непонятных ему явлений, поэтому первый и важнейший жанровый признак – единство рационального и иррационального начал. Существа, наделенные сверхъестественной силой – боги и богоподобные создания – обитали на небе, под землей и чаще всего походили на людей как внешне, так и особенностями характера. Им были присущи жадность, злоба, коварство, благородство, они влюблялись и страдали, умирали и враждовали друг с другом. Но от людей их отличало наличие особой силы.

Значение мифологии

В литературоведении принято выделять функции мифов, которые представлены в таблице.

О роли мифов

Функция

Описание

Коммуникационная

При помощи мифа древние люди передавали накопленные опыт и знания от поколения к поколению

Познавательная

Создавая подобные произведения, человек постигал мир, свое место в нем, пытался объяснить причины малопонятных ему явлений природы, чередование времен года, собственную смерть

Миф воспринимался сознанием древнего человека как правда, достоверный рассказ о том, что происходило в реальности. При помощи этих произведений люди не только пытались объяснить себе причины непонятных им явлений, но и сформировать собственную картину мира.

Типология

Принято выделить несколько видов мифов:

  • Этиологические. Представляют собой попытку древнего человека объяснить причины природных явлений: грозы и грома, землетрясений и ураганов. Конечно, этиологическая функция в целом присуща большинству произведений жанра, но есть определенная группа мифов, в которых именно эта особенность играет главенствующую роль. Чаще всего такие мифы встречаются у первобытных жителей планеты Земля и с развитием цивилизации они постепенно стали менее популярны. Примером может служить греческий миф об Арахне, талантливой ткачихе, которая была наказана богиней Афиной за горделивость и обращена в паука, обреченного вечно плести свою паутину.
  • Космогонические. Их выдает уже более сложное сознание, появляются такие тексты у большинства древних народов, поскольку человек пытался найти свое место в мире. Это мифы, объясняющие происхождение космоса и богов, земли и людей. Нередко в текстах можно обнаружить вкрапления теории создания мира из хаоса. У многих народностей присутствует своя космогоническая картина мира, но можно выявить и сходные моменты. Например, греки верили, что в Хаосе самозародились первые божества, Уран и Гея, которые и создали остальной мир и его жителей.
  • Антропогонические. Некоторыми исследователями включаются в группу космологических, другими выделяются в самостоятельный тип. Это мифы о происхождении человека. Так, пример из греческой мифологии можно привести такой: титан Прометей создал людей из земли и попросил богиню Афину вдохнуть в них жизнь.
  • Тотемические. Представляют собой попытку объяснить родство племени с неким животным-тотемом, которое понималось как предок-родоначальник.
  • Астральные, лунарные и солярные. Это тексты о звездах, планетах, Луне и Солнце. Очень много подобных примеров можно обнаружить в восточной мифологии или в преданиях древних индейцев. В греческой мифологии есть упоминание о том, что бог солнца Гелиос, проезжая по небу на своей колеснице, вызывает приход дня.
  • Календарные. В них древнее сознание пыталось найти объяснение цикличности в природе: смене дня и ночи, времен года. Нередко в таких текстах божество умирает и воскресает, символизируя собой возрождение самой природы, победу добра над злом.
  • Героические. Появились намного позднее вышеперечисленных видов мифов, с примерами которых мы познакомимся позднее. Представляют собой описание подвигов и биографию героя-человека. Чаще всего он отличался мужественностью и силой или обладал какими-либо уникальными особенностями. Странствуя по миру, герой совершал подвиги, защищал простых людей, уничтожал чудовищ. Такие произведения считаются основой появившегося значительно позднее героического эпоса. Таковы подвиги Геракла, Тесея, Персея и других персонажей из греческого мифотворчества.
  • Наконец, очень интересны мифы эсхатологические, представляющие собой попытку древних придумать гипотезу конца света. Встречаются такие у многих народов.

В понимании особенностей сознания представителей той или иной цивилизации особую роль играют миф и мифология. Виды мифов отличаются многообразием, но схожие сюжеты нередко встречаются у различных народов, которые географически были разобщены друг от друга. Эту странность исследователи пытаются разгадать уже много лет, но пока нет четкой гипотезы с достоверными аргументами.

Иной подход к классификации

Нередко можно встретить и выделенные иначе виды мифов:

  • шумерские;
  • библейские;
  • античные;
  • скандинавские;
  • египетские;
  • древних индейцев.

Каждый из них отличается уникальной спецификой, собственными сюжетами и героями, своим пониманием космогонии и места человека в мире.

Мифология Эллады

Рассмотрим виды мифов Древней Греции. Исследователи выделяют три периода в развитии мифотворчества Эллады, информация о которых представлена в таблице.

Периодизация греческой мифологии

Период

Особенности

Доолимпийский

Мир населяли демоны и существа, обладающие могучей силой, нередко сверхъестественными навыками. Силы природы обожествляются, четкой картины мира пока нет, есть фетишизм и анимизм

Олимпийский

Появляется четко сформированный пантеон богов, во главе которого находится Зевс-громовержец, а каждому божеству присваиваются определенные функции. Появляются герои, которые нередко вступают в схватку с чудовищами и одолевают их

Поздний героический

На смену богам приходят обычные люди – герои, которые совершают подвиги и прославляют свое имя.

Появление олимпийских мифов связано прежде всего с тем, что человек уже сумел подчинил себе природу, поэтому то или иное явление объяснялось уже не волей некоего мистического демона, а действием человекоподобного бога, который, хотя и обладал бессмертием и силой, но выглядел как обычный человек. Именно в этот период появляется знаменитый цикл о 12 подвигах Геракла и о странствиях хитроумного Одиссея.

Типология греческих мифов

Принято выделять два основных вида мифов античной Греции:

  • космогонические;
  • героические.

Первые посвящены осмыслению создания мира, вторые раскрывают отважные похождения героев. Для формирования у человека картины сотворения мира и жизни очень важны миф и мифология. Виды мифов Древней Эллады – яркое тому доказательство. Так, греки сначала сформировали свою космогонию, а лишь потом стали придумывать сказания о подвигах простых смертных. Мир был создан из Хаоса, в котором зародились два первых бога – Уран и Гея, супружеская пара и одновременно брат и сестра. Именно они породили циклопов, титанов и младших богов. История Олимпа строилась в кровопролитных войнах, имелось в ней восстание титанов против отца, и попытка Урана уничтожить своих детей – будущих жителей Олимпа, и свержение самого Урана собственным сыном – Зевсом.

Пантеон древних греков

Мы рассмотрели понятие мифа и виды мифов. Теперь познакомимся с основными жителями Олимпа:

  • Зевс — верховное божество, бог-громовержец, суровый и властный.
  • Гера — супруга верховного бога, богиня домашнего очага и семьи.
  • Афина — покровительница мудрости и честного боя.
  • Афродита – прекрасная богиня любви.
  • Артемида – божество охоты.
  • Аид – брат Зевса, владелец подземного царства мертвых.
  • Посейдон – бог морей и океанов.
  • Арес – бог кровопролитного боя.
  • Деметра – богиня плодородия и богатого урожая.
  • Гермес — покровительствовал торговле и искусству.
  • Аполлон – бог науки и покровитель муз.

Каждый бог имел свое предназначение, но объединяло их одно – возможность помогать людям. Нередко божества проявляли своенравие и наказывали своих «подопечных», поэтому, дабы их задобрить, приносились жертвы. Почетом и уважением пользовались жрецы – служители олимпийцев.

Популярные герои-люди

Виды и значение мифов Древней Греции мы коротко описали. Теперь рассмотрим, какие герои-обычные люди в них действовали.

  • Сыновья Зевса и смертных женщин: Персей – спаситель прекрасной Андромеды от морского чудовища и победитель Медузы Горгоны; Геракл, совершивший знаменитые 12 подвигов. Оба героя – сыновья Зевса.
  • Простые смертные: Тесей, сумевший победить Минотавра и выбраться из запутанного лабиринта; музыкант Орфей, чье волшебное пение пленяло слух и богов, и смертных; гениальный создатель Дедал, который воплотил в жизнь мечту воспарить над землей и поплатился за это самым ценным – жизнью любимого сына.

Нередко людям божества помогали, иногда – соперничали с ними. И если в олимпийских мифах нашло отражение понимание греками устройства мира, то в героических текстах отображены, прежде всего, представления об идеальном человеке.

Основные виды мифов в философии

Философская наука признает важность и значимость мифов в искусстве и придерживается их традиционной классификации на космогонические и героические. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие философы в своих трудах использовали мифологические сюжеты.

Виды мифов отличаются многообразием, эти тексты помогают нам проникнуть в сознание древних людей и понять, как именно они объясняли то или иное явление, какие человеческие качества для них были важны, как представлялся им процесс сотворения мира и его гибель.


Похожие статьи

  • Что такое Химера: вся информация о мифологическом монстре
  • Артемида — богиня охоты у греков
  • Что такое мифология? Значение и происхождение слова, известные герои мифов
  • Миф о происхождении людей. Теории происхождения человека
  • Древнегреческая богиня Гера: мифология
  • Календарные мифы: причины возникновения, примеры
  • Бегемот (мифология) – демон чревоугодия: описание

Также читайте

Религия и мифология, культура и социальные классы

РЕЛИГИЯ
Древнегреческая религия была создана аналогично другим религиям того времени. Это была смесь старых минойских верований, центральноазиатских богов, принесенных индоевропейцами в Грецию, и западноазиатских идей, которые они получили от окружающих древних цивилизаций. Древние греки были политеистами, то есть верили во многих богов. В греческой религии каждый бог представлял определенный аспект людей. Боги в греческой религии были невидимыми, могущественными духами, которые могли управлять тем, что происходило с людьми и миром. Греки пытались контролировать богов с помощью жертвоприношений, молитв и хорошей жизни. В их религии были формальные ритуалы, которые включали в себя жертвоприношения животных и возлияния. Узнайте больше о богах в мифологии.

МИФОЛОГИЯ
Греки не понимали многих вещей. Чтобы объяснить эти вещи, они создали мифов . Сначала не было письменности, поэтому эти мифы передавались из поколения в поколение устно. Позже греческие поэты написали эпические рассказы на основе этих мифов и легенд.
В греческой мифологии греческие боги жили на вершине горы Олимп, которая является самой высокой горой в Греции. Зевс был верховным богом и правил небом своей мощной молнией. У него было два брата, которые правили двумя другими царствами мира. Посейдон, один из его братьев, правил океанами. Другой брат, Аид, правил подземным миром.
Наиболее важными богами являются олимпийские боги, которых возглавляет Зевс. Это:

  • Зевс —царь богов, небо
  • Гера —царица богов, брак, семья
  • Посейдон —море
  • Аид —подземный мир
  • Гестия —очаг, дом
  • Афина — -мудрость, война
  • Артемида —луна, охота
  • Аполлон —свет, пророчество, музыка
  • Афродита —любовь, красота
  • Гефест —огонь, кузница
  • Арес —война
  • Гермес — посланник, божественный вестник

Перед принятием важных решений греки часто обращались за советом к жрецам или жрицам (также называемым оракулами). Они верили, что боги говорят с оракулами. Говорили, что оракулы могли читать такие вещи, как шелест листьев или следы на животных, как знаки от богов. Оракулы были умны, потому что их ответы всегда были неясными, из-за чего другим было трудно доказать их неправоту.

КУЛЬТУРА
В Спарте образование не имело значения. Дети получили мало образования, прежде чем стать солдатами. Спартанских мальчиков отправляли в военное училище в возрасте 6 или 7 лет. Их обучали навыкам выживания с помощью болезненных заданий. Только война имела значение, поэтому с мальчиками обращались жестоко и учили гордиться ею. Спартанские мальчики шли на военную службу в 18 лет и не уходили на пенсию до 60. Образование не имело значения, и некоторые спартанцы были неграмотными. Где-то в возрасте 18-20 лет спартанцам предстояло пройти тяжелое испытание; если бы они этого не сделали, они больше не были бы гражданами. В возрасте 60 лет спартанский солдат мог уйти в отставку и жить в доме со своей семьей. Спарта также обеспечивала обучение и образование для девочек. Спартанские мужчины и женщины ходили в аналогичные школы. У женщин в Спарте было гораздо больше свободы, чем в других городах-государствах.

Цель образования в Афинах, демократическом городе-государстве, состояла в том, чтобы подготовить граждан , обученных искусствам как мира, так и войны. В древних Афинах целью образования было подготовить граждан, обученных искусствам, подготовить граждан как для мира, так и для войны. До 6-7 лет мальчики обычно обучались дома у матери, пока им не исполнилось 13-14 лет. Но в основе их обучения лежала литература. Национальные поэмы греков (Одиссей и Илиада) были важной частью жизни афинян. Стихи Гомера многому учили учителя. Темы читались вслух и запоминались, потому что книг было мало. Наиболее образованными женщинами были куртизанки, которые ходили в элитные школы, где учились быть спутницами мужчин. Люди были разделены на 2 группы; те, кто просто хотел учиться, и те, кто хотел работать в общественной жизни, например, правительство, обученное философами.

Рабство было очень важно для греков, и рабы были повсюду. Человек становился рабом, если его схватывали, бросали, похищали, продавали или рождали рабами. Женщина отвечала за рабов. Раб не мог входить в спортзал или публичное собрание, или даже использовать свое собственное имя- им дали один. Рабыни были в невыгодном положении, но были частью некоторых религиозных дел.

Мужчины и женщины носили простую льняную одежду летом и шерстяную зимой. Многие семьи шили себе одежду, состоящую из простых туник и теплых плащей, и раскрашивали их. Одежду шили женщины. Ювелирных украшений не было, но все носили духи. Женщины носили длинные волосы. Большой популярностью пользовались повязки из ленты или металла. Мужчины коротко стриглись и, если они не были солдатами, носили бороды.

Греческий дом обычно состоял из двух-трех комнат и двора. Во дворе женщины проводили большую часть своих дней, так как они не должны были выходить за пределы дома, кроме как по особому случаю. Семьи также ели большую часть еды во дворе, тем более что кухонная утварь была переносной. Семья часто собиралась, чтобы рассказать истории во дворе.

СОЦИАЛЬНЫЕ КЛАССЫ
Социальные классы Спарты состояли из трех основных уровней.

  • Спартиаты
  • Периоэки
  • Илоты

   Спартиаты — коренные спартанцы Спарты. Они пользуются всеми политическими и юридическими правами города-государства и являются единственными, кто может участвовать в политике. Они возглавляли и служили в армии и управляли Спартой.

   Под Спартиатом находились периэки. Они имели много прав и могли владеть землей. Хотя они должны были платить налоги, у них была хорошая жизнь. Они получили образование и служили в армии, как и все остальные, и ведали торговлей и связью с соседями Спарты.

   В самом низу общества находились илотов . Они пришли из Гелоса, что к югу от Спарты. Он был захвачен, и люди были убиты или стали рабами, хотя они смогли заслужить свою свободу, присоединившись к вооруженным силам. Несколько раз в год спартанцы разрешали убивать илотов, независимо от того, были они на свободе или нет.

АФИНЫ
Система социальных классов Древних Афин была очень похожа на структуры в других культурах.

— Высший класс
— Средний класс/метеки
— Низший класс/вольноотпущенники
— Рабы

  Чтобы принадлежать к высшему классу в Афинах, нужно быть гражданином, мужчиной и либо иметь высокое военное звание, либо не иметь работы. Это был праздный класс, свободный от экономического бремени.

 Метики не были коренными жителями Афин, а приехали в Афины, чтобы осесть и зарабатывать себе на жизнь. Они не были рабами, но имели мало прав по сравнению с высшим классом. Метеки в основном занимались торговлей и производством.

   Вольноотпущенники были следующим классом в Древних Афинах и включали в себя тех, кто когда-то был рабами, но каким-то образом был освобожден своим владельцем любым способом. Это была категория людей низшего сословия, и они не могли стать гражданами. У них было мало привилегий.
   
Илоты — самый низкий уровень, греки даже не считали их классом. Эти люди были либо спасены от войны, преступников, либо даже куплены на людях. У них не было прав, и многие из них не были греками.

  
 

Греческая религия — Студенты | Britannica Kids

Введение

Изображения бренда X/Jupiteimages

Греческая мифология, свод историй древней Греции, включает в себя множество рассказов о богах и природе вселенной. Истории, рассказанные такими поэтами, как Гомер и Гесиод, составляли важную часть религиозного мировоззрения древних греков. Однако греческая мифология и религия не совсем одно и то же. Греческая религия состояла из религиозных верований и практик, таких как молитвы и ритуалы древних греков.

Религиозные обычаи Древней Греции сильно различались от места к месту и среди разных классов. Тем не менее, греческая религия характеризовалась двумя чертами: верой во множество человекоподобных богов под властью одного верховного бога и отсутствием догм — вещей, в которые человек должен верить, чтобы считаться благочестивым. В некоторых религиях есть определенные убеждения, которых необходимо придерживаться, чтобы быть членом веры. В Древней Греции было достаточно верить в существование богов и совершать в их честь ритуалы и жертвоприношения. Религия не основывалась на священном тексте.

Библиотека спектральных цветов/Heritage-Images

Истоки греческой религии можно проследить до очень древних времен. Например, богу неба Зевсу поклонялись еще во 2-м тысячелетии до нашей эры. Однако установившаяся форма религии просуществовала примерно со времен поэта Гомера (примерно 9 или 8 век до н.э.) примерно до 4 века нашей эры, когда религия Греции начала затмеваться религией имперского Рима.

Когда у греков было большое количество колониальных аванпостов, их религия распространилась на запад до Испании и на восток до реки Инд в Южной Азии. Греческая религия оказала огромное влияние на римскую религию, и римляне отождествляли многих своих богов с греческими. Некоторые греческие герои и божества также сохранились позже как святые в христианстве. Когда греческое искусство и литература были заново открыты во время европейского Возрождения, западные художники и писатели включили греческую мифологию в свои произведения. Таким образом, религия Древней Греции оказала огромное влияние на западную культуру.

Боги

Staatliche Museen zu Berlin—Preussischer Kulturbesitz

У древних греков было множество богов, которые воплощали или управляли различными природными и социальными силами. Например, бог Посейдон олицетворял море и правил им. Афродита, богиня любви, могла наполнить любовью своих поклонников. Царства других божеств включали войну, музыку, огонь, времена года, правосудие и деторождение, и это лишь некоторые из них.

Алинари/Art Resource, Нью-Йорк

Выдающимся в греческом пантеоне была семья из 12 главных богов, которые, как считалось, жили на горе Олимп. Этими главными олимпийскими богами были Зевс, верховный бог; Гера, его жена; и Афродита, Аполлон, Арес, Артемида, Афина, Деметра, Гефест, Гермес, Гестия и Посейдон. Другие главные божества, такие как Дионис, также считались олимпийскими богами. Большинство историй, рассказываемых об этих богах, приписывают им человеческие желания и действия, хотя они были бессмертны и часто обладали огромной силой.

Были и другие типы богов. В то время как крестьяне в сельских общинах могли приносить жертвы олимпийским богам, многие на самом деле были больше связаны с сельскими богами, такими как Пан, а также с нимфами и духами природы. Другими божествами, которым поклонялись в Древней Греции, были хтонические боги, или боги, контролировавшие подземный мир, мертвых и плодородие земли.

Загробная жизнь

Согласно древнегреческим поверьям, для того, чтобы кто-то умер, чтобы иметь загробную жизнь, тело должно было быть хотя бы элементарно захоронено. Затем бог Гермес проводил мертвых в подземный мир. Однако река Стикс преградила путь мертвым. Их переправил лодочник Харон, и монеты были помещены в рты трупов, чтобы заплатить за проезд. Подземный мир часто называли Аидом, потому что это было царство бога Аида.

В ранние времена загробная жизнь считалась безрадостной и мрачной, хотя преисподняя по большей части не была местом наказания. Там были наказаны лишь некоторые редкие грешники, такие как Иксион, Сизиф и Тантал, оскорбившие лично богов. Однако лишь немногим героям, благоволившим богам, было позволено войти в рай, известный как Элизиум. Позже считалось, что любой, кто ведет праведную жизнь, получит доступ в Элизиум.

Жертвоприношения

Фотоархив Хирмера, Мюнхен

Основным способом, которым древние греки пытались установить хорошие отношения с богами, было принесение в жертву животных (а иногда и сельскохозяйственных товаров). Жертвы приносились олимпийским богам на рассвете у алтаря, который обычно стоял вне храма. Жертвоприношение представляло собой дар богам, поэтому приносимые в жертву животные должны были быть безупречными. Читались молитвы, совершались обряды, животное убивали и бросали в огонь. Некоторые части были сожжены и принесены в жертву богам. Священник и молящиеся съели остаток мяса за радостной трапезой. Разным божествам предлагались разные животные, например, коровы Гере, быки Зевсу и свиньи Деметре. Некоторым богам приносили в жертву сельскохозяйственные товары, такие как зерно, овощи или фрукты.

Жертвы также приносились хтоническим богам. Эти жертвоприношения были черными животными и совершались вечером. Из-за опасности, присущей хтоническим богам, в жертву приносилось все животное, и ни одно из них не съедалось.

Любой человек мог совершать жертвоприношения богам в любое время года. Кроме того, на различных праздниках регулярно совершались публичные жертвоприношения разным богам. На праздниках все жители города или города могли молиться и приносить жертвы вместе. Они часто представляли собой шествия и ритуалы, а также имитацию боев и спортивных состязаний.

Храмы и святыни

© sborisov— iStock/Getty Images

В очень ранние времена богам обычно поклонялись в удивительных природных местах, таких как рощи, пещеры и горные вершины. Простые деревянные храмы, в которых находилась статуя бога, были известны примерно со времен Гомера. Позже храмы были построены из известняка и мрамора и имели колонны со всех сторон. Статуя бога будет помещена внутрь.

Святыни также располагались у многочисленных оракулов — мест, где люди советовались с богом и задавали вопросы о будущем. На многих из них специальные провидцы раскрывали отклики бога. Самым известным пророческим храмом был храм Аполлона в Дельфах.

Предоставлено попечителями Британского музея

Менее сложные святыни располагались в могилах некоторых людей, считавшихся героями. Гомер распространил представление о герое — о том, кто был величайшим из смертных воинов. Считалось, что погибшие герои могли помочь жителям города, в котором они были похоронены. На могилах этих людей приносились жертвы, подходящие хтоническим богам.

Религии мистерий

Многие тайные религии, называемые религиями мистерий, также развивались в Древней Греции (и в других местах древнего Средиземноморья). Обряды таких религий открывались только их членам, которые должны были быть посвящены в религию, часто поэтапно. Мистерические религии предлагали более личные отношения с божественным, чем устоявшееся поклонение олимпийским богам. Многие из них обещали своим членам личное спасение и блага в загробной жизни. Они также предлагали чувство общности: члены тайно встречались, чтобы участвовать в общих трапезах, танцах и церемониях, особенно в обрядах инициации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *