М. В. Ломоносов — поэт эпохи классицизма
1. Отражение исторических событий и портреты великих людей.
2. Роль мифологических героев.
3. Особенности языка и стиля.
4. Воспитание гармонической личности.
5. Рациональное постижение окружающего мира.
Учитесь у всех — не подражайте никому.
М. Горький
Эпоха классицизма имела весьма строгие каноны, которым должен был неукоснительно следовать автор при создании произведения. Он не мог смешивать жанры разных стилей: высокого и низкого. Автор должен был создавать идеальный образ правителя или монарха посредством не только похвальных слов, но и с помощью мифологических персонажей, ставя тем самым простых смертных людей на одну ступень с древними героями. В основу любого произведения должно было быть положено рациональное зерно, которое и позволяло запечатлевать отдельные образы в качестве своеобразных исторических картин той или иной эпохи.
Одним из ярких представителей эпохи классицизма является М.
.
.. Ради подданных лишив себя покоя,
Последний принял чин и царствуя служил,
Свои законы сам примером утвердил…
И каков этот пример? Петр I не гнушается никакой работы: обучает солдат, сам участвует в сражениях. Но при этом никогда не оставляет свое государство без присмотра. Поэтому способен побежать «домашних и внешних сопостатов». Подобные деяния позволяют дать ему высокое звание «отечества отец». И как отмечает автор люди, живущие в таком процветающем государстве, остаются ему благодарны.
И столько алтарей пред зраком сим пылает,
Коль много есть ему обязанных сердец.
К этой исторической личности автор возвращается и в «Оде на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Но центральным все равно остается облик Елисаветы Петровны. Ломоносов создает по канонам классицизма идеальный образ монахини. При этом используется прием «подражание природе», то есть автор олицетворяет заслуги человека с самой природой, показывая тем самым, что императрица делает все, согласовываясь со здравым разумом и рассудком.
Царей и царств земных ограда,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
В таком описании мы не находим индивидуальных черт показывающих, что это именно Елисавета. Определить, что это она, мы можем только по ее делам, которые императрица совершает в своем отечестве. Подобное описание исторического лица также становится элементом классицистического письма: портреты лишены индивидуальных черт.
Вокруг тебя цветы пестреют
И классы на полях желтеют
Сокровищ полны корабли
Дерзают в море за тобою;
Ты сыплешь щедрою рукою
Твое богатство по земли…
Среди персонажей, появляющихся в одах, могут быть и мифологические герои, которые позволяют в аллегорической форме описать достоинства того или иного человека.
В его произведениях появляются такие действующие лица, как Марс (бог войны), Нептун (владыка морского царства).
В полях кровавых Марс страшился,
Свой меч в Петровых зря руках,
И с трепетом Нептун чудился,
Взирая на российский флаг.
В этом небольшом отрывке автор показывает нам, что даже боги боялись власти, которую имел русский император. Но когда ему приходилось вставать на защиту родины, то он способен был наводить страх даже на олимпийских богов. Образ же Елисаветы приобретает женственные черты. Она тоже показана сильной государыней. Но при использовании мифологических героев Ломоносов сравнивает ее дыхание с зефиром, легким теплым ветерком. Пусть такое толкование данного образа и появилось позже, но изначально оно соотносилось с образом бога западного ветра.
Но дух ее зефира тише,
И зрак прекраснее рая.
Ода относится к высоким жанрам, поэтому в ней используется патетические интонации и высокие слова, такие как «дерзают», «уста».
Часть из них заимствована из старославянского языка: «зрак», «град», «класы», «хладный». В своих одах Ломоносов не допускает смешение стилей, как и должно было быть в эпоху классицизма. Поэтому в его произведениях нет простонародных выражений, даже когда повествование ведется от первого лица.
Я россов счастьем услаждаюсь,
Я их спокойством не меняюсь,
На целый запад и восток.
Таким образом в его одах запечатлеваются исторические лица не в их индивидуальной неповторимости. В них представлены устойчивые непреходящие со временем признаки того государя, который стоит у власти. То есть, взойдя на трон и получив от всевышнего царственный венец, он трудится на благо своего народа. Подобные достоинства Ломоносов находил в образе Петра I. Такие же он отмечает и в облике Елисаветы. Когда на трон она вступила,
Как вышний подал ей венец,
Тебя в Россию возрастила,
Войне поставила конец…
Создавая свои оды, он преследовал цель, которая была обязательна для классицистического произведения.
Текст должен был воспитывать гармоничную личность. Поэтому автор с помощью исторических портретов показывает, какими должны быть молодые люди. При этом он и напрямую обращается к ним: им следует брать за образец дела Петра и его последователей. Следовательно, одно из главных мест в их жизни должны занимать науки. В качестве эталона в классицистической оде выступают античные образцы, такие как Платон, древнегреческий философ. Поэт подчеркивает, что науки помогают на всем жизненном пути, так как они остаются рядом с человеком в любой момент.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и труде.
Так и формируется гармоничная личность, которая берет от великих исторических личностей жизненный опыт, а новые знания из книг, помогающих найти общий язык с любым народом в различных условиях.
Мы уже говорили о том, что главное для классицизма — рациональное постижение действительности.
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
Автор не показывает нам черты главного героя. Он просто говорит о том, что тот полон различных мыслей. То есть герой не умозрительно, а с помощью различных теорий пытается разгадать тайну мира. Он снова выбирает рационалистический вариант постижения действительности. И чтобы понять законы природы, сам себе начинает задавать множество вопросов.
С полночных стран встает заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день ступил!
Человеку удается приблизиться к некоторым из тайн мира.
Но не все свои карты раскрывает перед ним природа. Поэтому у него остается немало вопросов, на которые еще предстоит получить ответы.
Скажи ж, сколь пространен свет?
И что малейших дале звезд?
Несведом тварей вам конец?
Скажите ж, сколь велик творец?
В одах М. В. Ломоносова сохраняются все особенности классицистических произведений. Писатель не отступает от принятых правил, тем более что он сам работал над основами стихосложения. Поэт создает произведения разумно организованные и логически выстроенные, как и должно было быть в иерархии классических жанров. Но и в этом однообразии поэт находит свои слова и краски для описания тех личностей, которых восхваляет в своих одах. И, несомненно, его поэтические творения не только воспитывали молодое поколение того времени, но и являются своеобразным эталоном и для нас, учеников XXI века, показывая, как нужно формировать в себе гармоничную и полноценно развитую личность.
17. Своеобразие русского классицизма.
Поэзия м.В. Ломоносова. В человеке классицизм утверждал приоритет
разума. Классицисты выдвинули принцип
бытового правдоподобия. В центре
внимания-человек, но нет внимания к
человеческой индивидуальности,
неповторимости. Человеческий характер
мыслится в классицизме как воплощение
порока или добродетели => + и – герои.
Герои однолинейные и статичные.
Эстетический идеал-человек, овладевший
своими страстями, подчинивший свои
чувства разуму. Был выдвинут принцип
трех единств: единство места, единство
времени, единство действия. Наличие
любовной интриги. В это время Ломоносовым
создается теория трех штилей. Теория
Ломоносова разграничила литературные
жанры. В высоких жанрах изображались
«высокие герои»: монархи (оды). Средние
жанры: их предмет — обычные человеческие
чувства. Сфера низких жанров — сфера
порочности. Своеобразие русского
классицизма сформировалось позднее,
чем в Европе. Предпосылки — петровские
реформы. Русские классицисты были
воодушевлены идеей просвещения своего
отечества.
Поэзия Ломоносова.
Творчество Михаила Васильевича — яркий
пример классицизма в русской литературе
XVIII века. Основным жанром его были оды
— хвалебные стихотворения в честь
какого-либо лица или значительного,
торжественного события. Этот жанр давал
возможность соединить лирику и
публицистику поэзии, высказаться
поэтическим языком по вопросам, имеющим
государственное значение.
Центральной
в одах Ломоносова была тема Родины, ее
красота и могущество. Ломоносов изображает
величие России, обширность территории,
обилие природных богатств (Например
«Ода на день восшествия на престол
императрицы Елисаветы Петровны» 1747
года). Что необходимо для процветания
и благополучия России? По мнению
Ломоносова, упорный, напряженный труд
всех слоев населения. Тема труда занимает
важное место в поэзии Ломоносова
(Например «Ода на взятие Хотина»). С
темой труда в творчестве Михаила
Васильевича тесно связана тема науки,
просвещения, которые способны облегчить
«усердный труд», обогатить народ не
только материально, но и духовно. Чтобы
народ мог беспрепятственно пользоваться
плодами своего труда, чтобы получили
развитие науки и просвещение, России
необходим мир. Ломоносов славит успехи
русского оружия («Ода на взятие Хотина»),
но война, по его мнению, несет с собой
разрушение, беды, плач народа.
18. Жанр оды в русской литературе XVIII в. («Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» м.
В. Ломоносова).Ломоносов вошел в историю русской литературы, как создатель жанра оды. Вывел оду на качественно новый уровень. Ода была жанром строгой формы, она была посвящена, как правило, прославлению лица, события.
Ода строилась по определенному образцу.
1я – приступ (Тема одического воспевания).
2я – рассуждение (тема получала развитие).
3я – краткое, но эмоционально-сильное заключение.
Писалась в высоком стиле. Использовались такие выразительные средства, как метафоры, эпитеты, старославянизмы.
По тематическому признаку делилась на:
Похвальные
Победно-патриотические
Духовные
На случай
У Ломоносова ода была похвальная. Написание похвальной оды было приурочено к какому-либо официальному торжеству, обычно для публичного, торжественного прочтения.
Классицизм и представители классицизма
Классицизм направление европейской культуры конца 17 — начала 19 веков.
Название происходит от латинского слова classicus, что в переводе означает «образцовый». Отличительной чертой классицизма является строго разработанная система художественных норм, соблюдать которые следовало, проявление творческого воображения считалось недопустимым. Идеи классицизма присутствовали во всех сферах культурной жизни. Классицизм в искусстве, литературе, живописи, архитектуре, музыке должен был выражать вселенскую гармонию.
Основные принципы классицизма были сформулированы в трактате Николя Буало (Франция, 1674). В ней он убедительно обосновал ряд требований художественного характера, которые предъявлялись к литературному творчеству. Драматические произведения должны были выдерживаться в строгом правиле трехединства. Единство места предполагает фиксированное пространство, в котором происходят события, единство времени — определенный, ограниченный временной интервал, единство действия — одна центральная сюжетная линия.
Также по мнению Ф. Фенелона и М. В. Ломоносова, представители классицизма в литературе обязаны соблюдать строгую иерархию жанров и стилей.
«Высокий штиль» — это возвышенная лексика, жанры: оды, героические поэмы. «Средняя тишина» — элегии, сатирические произведения, драмы. «Низкий штиль» — частная и бытовая жизнь, жанры: басни, комедии, письма. Смешение стилей было запрещено. К началу 19ХХ века классицизм стал вытесняться с пьедестала такими стилями, как сентиментализм и романтизм. Погоня за строгостью и ясностью остановилась.
В России классицизм появился только в начале 18 века. Толчком к ее развитию послужили преобразования Петра I и теория «трех штилей» Ломоносова, реформа Тредиаковского. Наиболее известные представители классицизма в России: Денис Иванович Фонвизин (комедия), Антиох Дмитриевич Кантемир (сатира), Гавриил Романович Державин и Михаил Васильевич Ломоносов (ода), Иван Иванович Чемницер и Александр Петрович Сумароков (басня). Центральной проблемой общества того времени была проблема власти, поэтому русский классицизм имеет свои отличительные черты, в отличие от классицизма Запада. Поскольку после Петра Великого ни один император не приходил к власти легально, актуальной была проблема интриг, дворцовых переворотов, несоответствия монарха ожиданиям придворных и народа.
Именно эти проблемы нашли отражение в русском классицизме.
Представители классицизма в музыке, например, Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, навсегда вошли в мировую историю. Их произведения стали ориентиром для развития дальнейшего музыкального сочинения. Музыкальные произведения стали иметь более четкую структуру, все части одного произведения уравновешивались.
Классицизм сильно повлиял на такую отрасль культуры, как архитектура. Использованы античные формы, просматриваются греческие, римские мотивы. Преобладают пастельные оттенки. В России очень заметна смесь византийской культуры и русского барокко. Представители классицизма в русской архитектуре: Казаков, Еропкин, Земцов, Коробов, Росси, Стасов, Монферран.
Классицизм в живописи, как правило, подчеркивает плавность форм, а основными элементами формы являются линия и светотень. Среди лучших живописцев — Н. Пуссен и К. Лоррен. Пуссен создавал шедевры, на которых изображались героические подвиги, сюжеты в историческом стиле.
Лоррен, в свою очередь, занимался пейзажами, где заметна связь человека и природы, гармония их взаимодействия. Представители классицизма в русской живописи: непревзойденный мастер исторической живописи А.П. Лосенко, его ученики (И.А. Акимов, П.И. Соколов и др.).
Счастливый Вергилий идет на север: Энеида в русских письмах
В этой статье делается попытка исследовать использование Энеиды Вергилия в формировании и развитии русской национальной идентичности и литературного сознания. Эпопея Вергилия о национальном возрождении дала русским литераторам возможность подумать и действовать в соответствии с национальным самоопределением в политическом, религиозном и культурном плане. В результате этого прием «Энеиды » в России был решительно и подчеркнуто оптимистичным с самого начала в 1899 г.0023-го -го века и до литературных выражений 20-го -го -го.
Статья призвана объяснить, почему долгое время в русской литературе Энеида воспринималась не как поэма в два голоса, а скорее как торжество достижений.
От первых оптимистических прочтений эпоса Вергилия Михаилом Ломоносовым и первого перевода Василия Петрова «Энеиды» в 18 веке до стихов и эссе Вячеслава Иванова под влиянием века.0019 Энеида и даже к «вергилианским» текстам Иосифа Бродского русская рецепция Энеиды избегала повествования о поражении и утрате и упускала из виду противоречивый характер римского национального эпоса.
Попытка Ломоносова написать русский национальный эпос, Петр Великий , отзывается эхом Вергилия в прославлении монарха и безоговорочных надеждах на будущее России. В том же духе перевод Петрова « Энеиды », задуманный как дань уважения Екатерине Великой, иллюстрирует замечание Вергилия 9.0019 dux femina facti без каких-либо темных коннотаций, но как средство восхваления Екатерины и ее просвещения.
В 19 и 20 веках русские писатели шли по этому установленному пути воодушевляющего прочтения Энеиды , пытаясь аккультурировать поэму в рамках своего собственного культурного ландшафта и поэтической программы.
