Классический период античной философии сократ и сократические школы: II. Классический период античной философии

Классический период античной философии — презентация онлайн

1. Классический период античной философии

ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина
КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
Выполнили:
Шагина Юлия
Круглякова Юлия
Толстокулакова Юлия
Степанова Мария
Телегина Елена
Кирьяков Владислав
Пылев Дмитрий
Салкеев Назымбек
Цыбизов Дмиртий

2. Классика V—IV вв. до н. э. — Сократ и сократики. Классическая греческая философия традиционно начинается с имени Сократа, который первым о

КЛАССИКА V—IV ВВ. ДО Н. Э. —
СОКРАТ И СОКРАТИКИ. КЛАССИЧЕСКАЯ
ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ТРАДИЦИОННО
НАЧИНАЕТСЯ С ИМЕНИ СОКРАТА,
КОТОРЫЙ ПЕРВЫМ ОБРАТИЛСЯ ОТ
НАТУРФИЛОСОФСКИХ ВОПРОСОВ К
ПРОБЛЕМАМ ДОБРА И ЗЛА, ЭТИКИ
ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА. УЧЕНИКИ
СОКРАТА ПОРОДИЛИ РЯД
«СОКРАТИЧЕСКИХ» ШКОЛ,
КРУПНЕЙШИМИ ИЗ КОТОРЫХ
СТАЛИ ПЛАТОНИКИ И КИНИКИ.

4. Сократ

Предметом его философских рассуждений становятся
человеческое сознание, душа, человеческая жизнь в целом, а не
космос, не природа, как это было у его предшественников
Анализируя проблемы человеческого бытия, Сократ главное
внимание в своих речах и беседах уделял вопросам этики, т. е. тем
нормам, по которым человек должен жить в обществе
Познание самого себя, по Сократу, — это одновременно поиск
настоящего знания и того, по каким принципам лучше жить, т. е. это
поиск знания и добродетели
Невежество большинства людей проявляется в том, что знание и
добродетель они рассматривают как две различные субстанции,
независимые друг от друга. Они считают, что знание не оказывает
никакого влияния на поведение человека, и человек нередко
поступает не так, как того требует знание, а в соответствии со
своими чувственными импульсами. По Сократу, наука, а в более
узком смысле — знание, которая демонстрирует свою
неспособность влиять на человека, особенно в моменты
воздействия чувственных импульсов, не может считаться наукой. В
свете сказанного становится ясным, что этическая концепция
Сократа базируется не только, а возможно, не столько на
нравственности, сколько на преодолении невежества и на знании.
СОКРАТ

5.

ПлатонПлато́н — древнегреческий философ, ученик
Сократа, учитель Аристотеля.Платон — первый
философ, чьи сочинения дошли до нас не в кратких
отрывках, цитируемых другими, а полностью.
ПЛАТОН
Платон развил теорию познания. Он считал, что
истинное познание – это познание мира идей,
которое осуществляется разумной частью души.
При этом различались чувственное и
интеллектуальное знание. Платоновская «теория
воспоминаний» объясняет основную задачу
познания — вспомнить то, за чем наблюдала душа в
мире идей, прежде чем спустилась на землю и
воплотилась в человеческое тело. Предметы
чувственного мира служат для возбуждения
воспоминаний души. Платон предлагал развивать
искусство полемики («диалектику») как способ
выяснения истины. Платоном рассмотрены многие
другие философские проблемы, среди которых
заслуживают внимания учение «об идеальном
гсударстве», теория космоса, этическое учение.

6. АнНИКЕРИД

Анникерид отрицал удовольствие как
отсутствие боли, иначе смерть была бы
удовольствием, следовательно,
удовольствия не является целью жизни.
Каждый поступок имеет частный
результат, удовольствие определяется
достигнутым результатом. Он утверждал,
в отличие от Аристиппа, что дружба,
патриотизм и подобные добродетели
самоценны; мудрый человек получает
удовольствие от этих добродетелей, даже
если они являются причиной случайных
неприятностей. Друзей следует выбирать
не за их полезность, но за доброту и
симпатию.
Он отрицал, что разум единственное,
что может избавить от совершения
ошибок. Мудрый человек имеет привычку
поступать мудро, а человеческий разум
имеет склонность ошибаться в любой
момент.
АННИКЕРИД

7. Евклид из Мегары

Клиномах Фурийский (IV век до н. э.) —
древнегреческий философ Мегарской
школы, ученик Евклида Мегарского.
Считался основателем «диалектической
школы».
Школа была известна разработкой:
1)логических парадоксов, в т. ч.
софистических уловок ; 2) модальной
логики ; 3) теории правильной импликации .
Наиболее известно рассуждение Диодора
Крона (изучавшего модальную логику)
«Повелитель», согласно которому
возможное определялось как то, что
истинно или в настоящем, или в будущем.
ЕВКЛИД ИЗ МЕГАРЫ

8. КИНИКИ

Кинизм — одна из наиболее
значительных сократических философских школ. Её
родоначальником считается ученик Сократа Антисфен,
ярким представителем — Диоген Синопский.
В начале IV в. до н. э. некоторыми
учениками Сократа были основаны философские школы.
Одной из них стал кинизм. Считающийся её
основателем Антисфен Афинский, развивая принципы
учителя, стал утверждать, что наилучшая жизнь заключается
не просто в естественности, а в избавлении от условностей
и искусственностей, в свободе от обладания лишним и
бесполезным. Антисфен утверждал, что для достижения
блага следует жить «подобно собаке», то есть жить, сочетая
в себе:
КИНИКИ
простоту жизни, следование собственной природе,
презрение к условностям;
умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять
за себя;
верность, храбрость, благодарность.
Основатель школы Антисфен выступал против
традиционного со времен элейской школы разделения
мира на умопостигаемое («по истине») и чувственное («по
мнению») бытие, и таким образом, против учения Платона о
бестелесных постигаемых умом «видах», или «идеях».

9. Аристотель

Аристо́тель —древнегреческий философ.
Ученик Платона. С 343 до н. э. —
воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г.
до н. э. основал Ликей (др.-греч. Лицей,
или перипатетическую
школу). Натуралист классического периода.
Наиболее влиятельный из диалектиков древности;
основоположник формальной логики. Создал
понятийный аппарат, который до сих пор
пронизывает философский лексикон и сам
стиль научного мышления.
Аристотель был первым мыслителем, создавшим
всестороннюю систему философии,
охватившую все сферы человеческого развития:
социологию, философию, политику, логику,
физику. Его взгляды на онтологию имели
серьёзное влияние на последующее развитие
человеческой мысли. Метафизическое учение
Аристотеля было принято Фомой Аквинским и
развито схоластическим методом.
АРИСТОТЕЛЬ

10. Теофраст

Теофраст, или Феофраст — древнегреческий философ,
естествоиспытатель, теоретик музыки. Разносторонний
учёный; является наряду
с Аристотелем основателем ботаники и географии
растений. Благодаря исторической части своего учения о
природе выступает как родоначальник истории
философии (особенно психологии и теории познания).
Учился в Афинах у Платона, а затем у Аристотеля и
сделался его ближайшим другом, а в 323 до н. э. —
преемником на посту главы школы перипатетиков.
Автор свыше 200 трудов по естествознанию
(физике, минералогии, физиологии и др.).
Написал две книги о растениях: «Историю растений» и
«Причины растений, в которых даются
основы классификации и физиологии растений, описано
около 500 видов растений, и которые подвергались
многим комментариям и часто переиздавались.
Теофраст точно описывает технологию выращивания
специального вида тростника и изготовления из него
тростей для авлоса.
ТЕОФРАСТ
Благодаря трём самым выдающимся представителям греческой философии —
Сократу, Платону и Аристотелю — Афины примерно на 2000 лет стали центром
европейской философии. Сократ впервые в истории ставит вопрос о личности с её
решениями, диктуемыми совестью, и с её ценностями. Платон создаёт философию
как законченную мировоззренчески-политическую и логико-этическую систему;
Аристотель — науку как исследовательски-теоретическое изучение реального мира.

12. Благодарим за внимание

БЛАГОДАРИМ ЗА
ВНИМАНИЕ

Глава 4. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ — Мегаобучалка

Классический период греческой философии имел место во второй пол. V — нач. IV в. до н.э. Наиболее значительными явлениями этого периода были софистика и учения трех величайших философов Древ­ней Греции: Сократа, Платона и Аристотеля.

Схема 22. Классический период античной философии: основные школы

Софистика (Sophistic)

Термины «софистика» и «софисты» происходят от древнегреческо­го слова «мудрость». В буквальном переводе слово «софист» означает «мудрец, мастер, знаток».

Софисты — это условное наименование ряда древнегреческих мыс­лителей, живших в V — первой пол. IV в. до н.э. Софистов принято делить на принадлежащих к старшему и младшему поколению («стар­ших» и «младших»).

Софисты в первую очередь — платные «учителя мудрости». Они учили своих учеников побеждать в спорах и тяжбах. Их не интересова­ла истина, а интересовала только победа над противником. Они были способны убедительно доказать, что белое есть белое, а черное есть чер­ное; но с такой же убедительностью и то, что белое есть черное, а черное есть белое. Поэтому слово «софист» приобрело ругательный оттенок.

Софисты сыграли важную роль в развитии риторики (красноречия) и науки о языке (лингвистики), открытые ими софизмы (парадоксы) стали важнейшим стимулом для разработки логики.

Основные труды. До нас дошел только трактат неизвестного со­фиста «Двоякие речи».

Философские воззрения. Философией софисты занимались в ос­новном для обоснования своей практики. Они считали, что объектив­ный мир не познаваем, т.е. были агностиками, полагая, что истина у каждого своя и зависит от условий, времени и места (релятивизм). Поэтому объективная истина, общая для всех, невозможна. Не суще­ствует и объективного критерия добра и зла: что кому выгодно, то для него и хорошо: «Болезнь есть зло для больных, а для врачей же благо. Смерть есть зло для умирающих, а для продавцов вещей, нужных для похорон, и для могильщиков — благо».

Изучению природы софисты почти не уделяли внимания. Но они первыми стали различать законы природы, как нечто незыблемое, и за­коны общества, возникающие по человеческому установлению.

Отношение к религии. Многие софисты сомневались в существо­вании богов или даже отрицали, считая их человеческой выдумкой. Софистика по своей природе антидогматична, а любая религия строит­ся на догмах. Софисты сыграли важную роль в разрушении традицион­ных религиозных догм.

Софизмы

Софизмами в настоящее время называют логически неправильные рассуждения или доказательства, выда­ваемые за правильные. В Древней Греции софизмами называли еще и рассуждения, содержащие логические противоречия, т.е. парадоксы.

Софизм «Рогатый»

Первая посылка: То, что ты не потерял, ты имеешь. Вторая посылка: Ты не потерял рога. Заключение: Следовательно, ты имеешь рога.

Ошибка состоит в принятии первой посылки как истинной. (Но она является истинной только при условии, что некто действи­тельно имел «это» до начала спора.)

Софизм Эватла

Предварительное соглашение: Эватл обучается у Протагора ис­кусству спора, но заплатит за свое обучение только после первого вы­игранного им судебного процесса.

Ситуация к моменту возникновения софизма: Эватл закончил обучение, но, не желая за него платить, не выступает в суде. Протагор требует заплатить, Эватл отказывается. Тогда каждый из них выдвига­ет свои аргументы

Аргументы Протагора Аргументы Эватла
Я подам на тебя в суд, и ты запла­тишь мне при любом решении суда, потому что: Подавай на меня в суд, но я не запла­чу тебе при любом решении суда, потому что:
• если суд решит, что ты должен платить, то ты заплатишь мне по постановлению суда; • если суд решит, что я не должен платить, то я не заплачу по поста­новлению суда;
• если суд решит, что ты не должен платить, то ты заплатишь мне по нашему уговору. • если суд решит, что я должен тебе платить, то я не заплачу по нашему уговору.

Кто прав — Протагор или Эватл?

Проблема возникает из-за неясности того, что весомее: реше­ние суда или соглашение.

Сократ (Sokrates)

Биографические сведения.

Время жизни — 470—399 гг. до н.э.; Сократ — первый крупный философ родом из Афин. Сама жизнь Со­крата была воплощением его философского учения.

Отец Сократа был каменотесом, мать — повивальной бабкой. Со­крат, как и его отец, был скульптором-каменотесом. Сам Сократ любил говорить, что он унаследовал ремесло матери: подобно тому, как она помогала рождаться детям, он помогает рождаться истине. Жена Со­крата — Ксантиппа — вошла в историю мировой культуры как обра­зец вздорности и сварливости.

Во время войны между Афинами и Спартой Сократ доблестно вое­вал; в мирное время добросовестно исполнял гражданские обязаннос­ти. Вел простой и непритязательный образ жизни, большую часть вре­мени посвящал беседам с учениками, с которых, в отличие от софистов, никогда не брал денег.

В 70-летнем возрасте был обвинен в нечестии и развращении юно­шества — за то «что выдумывает новых богов, ниспровергая старых». Суд приговорил его к смертной казни. Ученики подготовили побег, но он отказался бежать.

«Хотя меня осудили и несправедливо, — сказал он, — но тем не менее долг гражданина — повиноваться законам». Последний день своей жизни он провел в философских беседах с уче­никами. Умер он, выпив чашу яда.

Сократ всегда активно выступал против «ложных мудрецов» и в первую очередь — софистов. Он разработал особый способ достиже­ния истины (майевтика): задавая собеседнику наводящие вопросы, за­ставлял того прийти к правильному выводу.

Дельфийский оракул, отвечая на вопрос почитателя Сократа, сказал, что Сократ — самый мудрый из людей. Это очень удивило Сократа, но, поразмыслив, он пришел к выводу, что это потому, что сам он знает о своем невежестве, другие же не знают даже этого. Отсюда знаменитый тезис Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю».

Основные труды.

Сократ за свою жизнь не написал ни одного произведения (из принципа).

Философские воззрения. Учение Сократа известно нам только из работ его учеников, но они излагали его по-разному. К числу досто­верных сведений могут быть отнесены следующие.

Сократ первым стал утверждать, что основная задача философии состоит в познании человека, а не природы.

Сократ — сторонник учения о переселении душ.

На основании имеющихся данных невозможно точно определить, был ли сам Сократ идеалистом. Но в методе Сократа заложена воз­можность идеализма, которая была реализована его учеником Плато­ном.

Сократ разработал учение о добродетели, согласно которому людей делает добродетельными знание1 того, что есть добро и есть зло:

• храбрость — это знание того, как преодолевать свой страх;

• справедливость — это знание того того, как выполнять законы: божественные и человеческие;

• умеренность — это знание того, как обуздывать свои страсти.

Это учение подверглось критике уже в античности (Аристотель и др.).

Судьба учения. Сократ оказал громадное влияние на всю последую­щую философию, став образцом «мудреца» и «гражданина». Ряд его уче­ников стали основателями собственных философских школ (сократичес­кие школы), относящихся к различным философским направлениям.

Таблица 22. Основные сократические школы

Школа Крупнейшие представители
Мегарская Евклид из Мегары
Элидо-эретрийская Федон из Элиды
Киническая Антисфен, Диоген Синопский, Кратет, Менедем
Киренская Аристипп из Кирены

Платон (Plato)

Биографические сведения. Платон (427—347 гг. до н.э.) — ве­личайший древнегреческий философ. Родом из афинской аристократи­ческой семьи. Подлинное имя Платона — Аристокл, «Платон» — про­звище, означающее «широкоплечий»; в историю философии и историю культуры он вошел под прозвищем. Своим главным учителем Платон считал Сократа. После смерти Сократа, которую Платон тяжело пере­живал, он несколько лет странствовал, побывал в Египте, Финикии, Ва­вилоне, Персии и Ассирии. В 399 г. до н.э. приехал в Сиракузы, надеясь осуществить там свой проект по преобразованию государства. Прави­тель Сиракуз Дионисий Старший сначала обласкал Платона, а затем, рассердившись на него (возможно, после ряда доносов), приказал про­дать Платона в рабство. Один из поклонников Платона выкупил его.

1 Современному человеку такая точка зрения кажется, по крайней мере, странной: ведь любой легко может вспомнить случай, когда, зная как надо правильно поступить, поступил совершенно иначе. Поясняя позицию Сократа, необходимо отметить, что в его время греки считали, что воля, толкающая нас на совершение тех или иных поступков, является частью интеллекта (разума).

Платон возвратился в Афины, где открыл философскую школу — Ака­демию1.Позднее Платон еще дважды ездил в Сиракузы к Дионисию Младшему, но обе поездки были неудачными.

Основные труды. До нас дошли почти все сочинения Платона, хотя относительно некоторых имеются сомнения: действительно ли они написаны Платоном. Платону приписываются один монолог (Апология Сократа), 34 диалога (23 подлинных, 11 сомнительных), 13 писем (боль­шинство считаются подложными). К числу важнейших философских произведений относятся «Протагор», «Пир», «Менон», «Федр», «Государ­ство», «Законы». Все произведения написаны в художественной форме, в большинстве диалогов главным действующим лицом является Сократ.

Философские воззрения. Платон — основоположник объек­тивного идеализма.Центральное место в философии Платона зани­мает учение об идеях.

Учение об идеях.

Вслед за элеатами Платон отличает истинный мир — царство идей — от кажущегося и нереального чувственного, телесного мира. Но в отличие от парменидовского бытия = мышления, являющегося цельным и нерасчлененным, платоновское идеальное царство есть духовное множество, состоящее из идей.

Слово «идея» в обыденном языке во времена Платона означало «внешний вид, наружность, видимость, род, качество, образ, форма». Пла­тоновские же идеи, по сути, есть объективированные понятия2, как бы извлеченные из человеческой головы и получающие самостоятельное существование в царстве идей.

Каждая идея вечна и неизменна; число идей очень велико, но не бесконечно. Существуют идеи конкретных объектов (идея кошки, со­баки, человека), идеи свойств и отношений (идея белизны, красоты), идеи математических объектов и нравственных явлений (идея едини­цы, идея мужества), идеи четырех стихий и т.п. Но царство идей — это мир только благих сущностей. Поэтому не существует идеи грязи или идеи преступления.

Царство идей обладает своей иерархией и пирамидальной структу­рой; между идеями существуют отношения подчинения и соподчине-

1 Название «Академия» возникло потому, что школа Платона помещалась в роще, посвященной мифическому герою Академу.

2 Понятие — это форма мышления, в которой мы по существенным признакам выде­ляем группу объектов, отвлекаясь при этом от индивидуальных свойств этих объектов. Так, например, когда мы говорим о том, что кошки враждуют с собаками, мы отвлекаемся от того, что существуют кошки и собаки разных пород, что каждая кошка или собака обладает какими-то своими свойствами (размером, окрасом, характером и т.п.). Таким образом, мы оперируем общими понятиями кошки и собаки.

ния. Внизу пирамиды находятся идеи конкретных объектов, например лошади и быка. Выше, над ними, более общие идеи, например идея четве­роногого (понятия лошади и быка соподчиняются понятию четвероного­го), еще выше — животного. На верху пирамиды находятся абстрактные понятия, такие как идея красоты или идея мужества. Но на схеме 23 они не изображены, поскольку из текстов Платона не ясно, в каком отношении друг к другу они находятся: что выше, что ниже, что на одном уровне.

Венчает пирамиду одна единственная идея, которую в одних рабо­тах Платон называл идеей «Блага», а в других — идеей «Единого».

Схема 23. Пирамида идей

Для объяснения чувственного мира с его изменчивостью, множе­ственностью и отрицательными явлениями Платон был вынужден вве­сти понятие материи(«хора»). Материя телесна, но она мертва, бес­форменна и непознаваема, материя вечна. Отсюда идеализм Плато­на — не строгий, а с элементами дуализма.

Между идеями и вещами чувственного мира существует взаимо­связь: идеи являются прообразами вещей, а вещи причастны идеям, идеи каким-то образом присутствуют в вещах, кроме того, идеи являют­ся целями, определяющими развитие вещей. Поэтому учению Платона присущ телеологизм1.

1 «Телео» на древнегреческом языке означает «цель». Телеология — философское учение, в котором утверждается целесообразное устройство мира, при котором все про­исходящее в мире трактуется как соответствующее каким-то природным или боже­ственным целям.

Парадокс современного западного образования — VI] Влияние философии на современное западное сознание Европейский ум — греческий и александрийский

«Софисты в целом пропагандировали субъективизм и релятивизм. Они были светскими атеистами, релятивистами и цинично относились к религиозным верованиям и всем традициям». [Репрезентативное изображение] Специальное расположение

Д-р Назир Ахмад Заргар

Западная философия включает в себя философские мысли и действия западного мира. Чтобы понять влияние философии на современное западное сознание и то, как западная философия Нового времени приняла свое лицо, нам необходимо получить представление о путешествии философии от древнего периода к современному.

Досократовский древний период

Философы-досократы, такие как Фалес, Анаксимандр, Зенон Элейский, софисты и многие другие, интересовались космологией — разделом физики и метафизики, изучающим природу и происхождение вселенной, отвергая при этом мифические ответы на такие вопросы (A.C. Grayling, The History of Philosophy.UK, Penguin Books, 2019, 11). Их особенно интересовала архе (причина или первопринцип) мира.

Софисты вообще пропагандировали субъективизм и релятивизм. Они были светскими атеистами, релятивистами и цинично относились к религиозным верованиям и всем традициям. Протагор, философ-софист, утверждал, что «человек есть мера всех вещей», предполагая, что объективной истины не существует (Грейлинг, 53).

Это также применялось к вопросам этики. Другой греческий софист по имени Продик утверждал, что к законам нельзя относиться серьезно, поскольку они постоянно меняются.

Классический период

Классический период древнегреческой философии сосредоточен на Сократе (470 г. до н.э. – 399 г. до н.э.) и двух поколениях последовавших за ним студентов. Сократ разработал критический подход, называемый сократовским методом, для изучения взглядов людей. Он сосредоточился на вопросах человеческой жизни: эвдемонии (благополучии), справедливости, красоте, истине и добродетели.

После смерти Сократа Платон основал Платоническую Академию, которая существовала на протяжении всего эллинистического периода как скептическую школу, и платоновскую философию, которая утверждает, что счастье или эвдемония является высшей целью нравственного мышления и поведения, а добродетели — это навыки, необходимые для ее достижения. .

Как и Сократ, Платон отождествлял добродетель со знанием. Это привело его к вопросам эпистемологии о том, что такое знание и как оно приобретается. Платон считал, что чувства иллюзорны и им нельзя доверять. (Хаиус, 68).

Последней философской школой, возникшей в классический период, была школа перипатетиков, основанная учеником Платона, Аристотелем, родившимся через пятнадцать лет после смерти Сократа.

Аристотель

Полезно знать кое-что об аристотелевской логике, потому что важные события в более поздней философии либо были основаны на ней, либо были вызваны ее расширениями и разработками, особенно у Бертрана Рассела и других в «аналитической философии» двадцатого века.

Сочинения Аристотеля по логике известны как «Органон», что означает «инструмент», что указывает на то, что они представляют собой трактаты о методах исследования и рассуждения (Grayling, 85).

Если бы Аристотель был жив сегодня, он был бы ученым и, скорее всего, биологом; он будет иметь живой интерес к научному методу и логике. (Хаиус, 84).

Эллинистическая (греческая) и римская философия после Аристотеля высшее благо), стоицизм (личное благополучие) и неопифагорейство (сочетание пифагорейского учения с платоническими, перипатетическими, аристотелевскими и стоическими философскими традициями). Платонизм также сохранялся, но подвергался новым интерпретациям, в частности академическому скептицизму в эллинистический период и неоплатонизму в имперский период.

Традиции греческой философии сильно повлияли на римскую философию. В имперские времена эпикуреизм и стоицизм были особенно популярны. Две выдающиеся философские школы, которые оказали длительное влияние на умы европейцев, — это греческая и александрийская. Если греческая философия обязана своим существованием главным образом Платону и его ученику Аристотелю, то александрийская школа представлена ​​Плотином и Порфирием.

Хотя многие европейские философы испытали влияние александрийского неоплатонизма, наиболее влиятельными философами, которые оказали неизгладимое влияние на европейское сознание и сформировали их дальнейшие мыслительные процессы, были Платон (428 г. до н.э. – 348 г. до н.э.) и Аристотель (384 г. до н.э. – 322 г. ДО Н.Э). Преподаваемый Платоном Аристотель основал Перипатетическую школу философии.

Греки никогда не могли понять мистическое Единство, как александрийцы. Другими словами, греческая мысль застряла на стадии Бытия и не могла продвинуться к стадии Единства. Используя исламскую терминологию, мы можем сказать, что европейская мысль, как порождение греческой мысли, всегда оставалась запутанной в изумлении (тахайюр).

Муджаддид Альф Тани Шейх Ахмад Сирхинди сказал, что Платон попал в ловушку своих интуиций. Вот почему он сбился с пути. Согласно Платону, интуиция, сверхъестественная (восприятие идей, увиденных до рождения) или рациональная (воспоминание о знании или познание идей в уме), есть непосредственное восприятие идей.

Целью интуитивного познания является определение сущности. (Дариуш Пьецка, Университет кардинала Стефана Вышинского в Варшаве, Польша). На самом деле греческие философы задавались вопросом только в мире форм, мировоззрении, приписываемом Платону, что физический мир не так реален или истинен, как вневременные, абсолютные, неизменные идеи.

Называется теорией Форм или теорией Идей. Следовательно, греческая философия не является метафизикой в ​​собственном смысле. Муджаддид Сирхинди говорит, что Платон считал очищение себя всем, но не достиг очищения сердца.

Это главная причина его недоумения. Позже римские философы усилили и развили ту же мысль, пока она не достигла кульминации в 19 веке в форме романтизма, который подчеркивал индивидуализм и свободу от правил.

Под индивидуализмом понимается отрицание всякого принципа выше индивидуальности и вытекающее из этого ограничение цивилизации во всех ее областях чисто человеческими элементами. (Рене Генон, «Кризис современного мира», Лондон, 1942, 80).

Аристотель говорил об интеллекте и разуме, но смешивал их. Это отсутствие различия между ними породило такую ​​двусмысленность, что до начала 18 века рационализм полностью овладел европейским умом.

Аристотель утверждал, что человеческий разум мыслит с помощью образов (Noesis). Это также называется визуальным мышлением. Это означает, что он сделал мышление и воображение одинаковыми. Вот почему сегодня Запад не в состоянии понять абсолютный разум и принижает чистое мышление. Поскольку в центре греческой философии стоит общество, а не эта жизнь и жизнь после смерти, материализм присущ западному уму.

Поскольку греки привыкли смотреть на все через призму человека, поэтому, когда позже Европа в XV и XVI веках занялась философией, они назвали ее Гуманизмом, а позже, после Возрождения, Индивидуализмом, в результате чего, утверждалось, что счастье заключается в исполнении желаний.

Этот образ мыслей загнал человека в сеть умственного стресса, поставив перед ним нескончаемые желания, которые никогда не исполнятся. Греческие философы не понимали реальности души (Рух). Поэтому они смешивали душу с собой (нафс) и неправильно понимали оба. В результате после XVII века Запад не мог делать никакой разницы между душой и интеллектом (‘акл).

Они считали себя душой. Греки называли душу или Абсолютный Разум (‘Aql Kullī) Ноусом, а себя разумом. Сегодня психика такая же, как разум. Для души латинское слово было spiritus. Сегодня слово «дух» считается синонимом английского слова «душа», которое для них означает «я».

Значит, последние триста лет Запад неправильно понимал себя как душу. Такая грубая двусмысленность греческой мысли позже оказалась очень вредной для западного ума и впоследствии распространилась на весь мир через западную систему образования.

Продолжение следует…

Д-р Назир Ахмад Заргар, координатор кафедры религиоведения Центрального университета Кашмира, Гандербал

Отказ от ответственности: взгляды и мнения, выраженные в этой статье, являются личным мнением Автор.

Факты, анализ, предположения и точки зрения, представленные в статье, не отражают точку зрения Г.К.

История философии 7

История философии 7 Центр Жака Маритена: История философии / Уильям Тернер

В этот второй период своей истории греческая философия достигает своего апогея. высочайшее развитие. Это сравнительно короткий период, т. в течение жизни трех мужчин, которые так доминировали философской мысли своего века, что их имена, а не названия школ или городов используются для обозначения трех подразделений в которую естественным образом попадает изучение периода. Мы будем, поэтому рассмотрим

  • I. Сократ и несовершенные сократовские школы.
  • II. Платон и академики.
  • III. Аристотель и перипатетики.

Проблема, с которой пришлось столкнуться в этот период, уже была сформулированные софистами, — как сохранить интеллектуальное и нравственное жизни нации, которой угрожали материализм и скептицизм. Сократ ответил, определив условия интеллектуального знаний и закладывая глубокую научную основу этики. Платон, обладавший более проницательным и всесторонним пониманием, развил сократовское учение о понятиях в систему метафизика, гигантская по своим размерам, но лишенная той твердости основы, которая характеризовала аристотелевскую структуру. Аристотель довел идею Сократа до наивысшего совершенства и, занимаясь энергичным и систематическим изучением природы, давал то, что была несовершенна в метафизической схеме Платона. Центральной проблемой было всегда одно и то же; ответ тоже был тот же, хотя и в другом степени органического развития, — концепция, идея, сущность . принятая точка зрения не была ни полностью субъективной, ни полностью объективной, — концептуальная доктрина, которая была первым и самым простым ответом, будучи типичная формула союза субъекта и объекта, самости и не-я.


ГЛАВА VII


СОКРАТ

Жизнь . История жизни Сократа, насколько известно, вскоре рассказал. Он родился в Афинах в 469 году до н. э. Он был сыном Софрониск, скульптор, и Фенарет, повивальная бабка. Из его раннего лет мало что записывается. Нам говорят, что он обучался в профессия отца. Для образования мы должны предположить, что он получил лишь обычный курс обучения музыке, геометрии и гимнастикой, так что, называя себя учеником Продика и Аспазии, его следует понимать как говорящего о друзьях, от которых он научились в личном общении, а не у учителей в более строгом смысл слова. Действительно, у Ксенофонта Симпозиум он стили сам философ-самоучка, autourgos tês философии . Поэтому невозможно сказать, из какого источника он получил свое знание доктрин Парменида, Гераклита, Анаксагор и атомисты.

Боги {1} открыли Сократу, что Афины должны были стать ареной его трудах и что его особая жизненная миссия состоит в нравственном и интеллектуальное совершенствование себя и других. Соответственно, через некоторое лет, проведенных в мастерской отца, он посвятил себя этому миссии со всем энтузиазмом необычайно пылкого характера: от скульптор статуй, он стал учителем, который стремился формировать души мужчин. Он был настолько предан своей задаче обучения афинян, что он так и не стал кандидатом на государственную должность, {2} и, за исключением военных походов, доведших его до Потидеи и Делия, и публичный праздник, который требовал его присутствия за пределами города, ничто не могло заставить его выйти за стены Афин.

Выполняя свою учительскую задачу, он не подражал софистам, которые были в то время признанными общественными учителями в Греции. Он бы ни получать вознаграждение за свои уроки, ни давать систематический курс обучения, предпочитая вести фамильярную беседу со своими учениками и заявляя о своей готовности учиться, а также учить. Он учил на базаре, в гимназии, в мастерской, — везде, где он находил людей, готовых слушать, — и однажды он заручился аудиенцией, он держал ее с необыкновенным красноречием который так образно описан в «Пире» Платона. {3} Он отбросил все искусства и манеры софистов; по внешнему виду, манерами и одеждой, а также в нарочитой простоте его языком, он резко контрастировал с элегантностью и пижонством его соперники. Тем не менее, по тому, что кажется нам исключительным примером мстительного введение в заблуждение, он был высмеян Аристофаном в Облака как софиста, учителя того, что было лишь подобием мудрости, и как тщеславный, напыщенный и властный человек. личный кабинет Сократа средства, должно быть, были скудны, и одно упоминание о его жене, Ксантиппа, вспоминает нищету и унижение, которые, должно быть, были его много в домашней жизни.

Рассказ о суде над ним, осуждении и смерти — один из самых драматизм во всей литературе. Заключительная сцена, как описано в Phaedo не имеет себе равных по пафосу и величию ни одна другая страница что еще Платон писал. Его смерть наступила в 399 году до н.э.

Символ . Личность Сократа произвела на глубоко в истории философии, чем история любого другого философ. Картина, которую рисует о нем Ксенофонт, почти идеальна. идеально. «Никто никогда не слышал и не видел ничего плохого в Сократе; такой благочестивый был ли он, что никогда ничего не делал, не посоветовавшись сначала с богами; так только то, что он никогда никому не причинял ни малейшего вреда; так сам себе хозяин что он никогда не предпочитал удовольствия добру; настолько разумен, что никогда ошибся в своем выборе между тем, что было лучше, и тем, что было хуже. В Словом, он был из всех людей самым лучшим и самым счастливым».0134 {4} счет Платона согласен с этим. Однако Сократ — «святой» Сократ, какой он есть. иногда называли, — не обошлось без клеветников. В его определенное несоответствие ( атопия его поклонники называли это), несоответствие между внешним и внутренним человеком, вместе с некоторой грубостью речи и манер, которая была совсем не по-гречески. Эти особенности, в то время как они расположили его к его друзьями, нажил себе много врагов и установил традицию, согласно которой в более поздние времена превратились в ткань обвинений, из которых грубость, высокомерие, распутство и нечестие — лишь некоторые из них. Хотя правда, эти обвинения лишены даже малейшего основания, мы должны помнить, что в эпоху Перикла афиняне ни в коем случае не были расой высших существ, и даже Сократ, несмотря на его высшие нравственные идеалы не возвышались над современниками в пункт нравственного поведения.

Сократовское божество . Сократ, как известно, часто говорил божественного знамения или небесного голоса, который в великие кризисы его жизнь сообщала ему советы и указания свыше. Многие из предположения относительно того, что он имел в виду под такими намеками. Lewes {5} напоминает нам что, хотя Сократ, Платон и Ксенофонт никогда не говорят о гении или демон, они часто упоминают что-то демоническое, — даймонион ti , что Цицерон переводит как божественный код . {6} Сократ был глубоко религиозный человек, и вполне естественно, что он обозначить как «божественный» голос совести, или, как Германн {7} подсказывает внутренний голос индивидуального такта, который сдерживал его не только от того, что было нравственно неправильным, но и (как в случае с его отказ защищаться) от всего, что было неразумно или неосмотрительно. Этот голос был, вероятно, не чем иным, как смутным чувством, ради которого он сам не мог объяснить, предупреждение исходило из неизведанных глубин собственного внутреннего сознания.

Источники . Насколько нам известно, Сократ никогда ничего не писал; Это уверен, что ни одно из своих учений он не записал. Мы вынужден поэтому полагаться на наше знание его учения о рассказы Платона и Ксенофонта. Аристотель также говорит о учения Сократа; но он не говорит нам ничего такого, чего нельзя было бы найти в трудах двух учеников, находившихся в столь тесном личном отношения со своим хозяином. Говорят, что Платон и Ксенофонт представляют различные взгляды на Сократа, и в определенной степени утверждение правильное; но взгляды, которые они представляют, являются картинами которые дополняют, а не противоречат друг другу. Ксенофонт написал свою Памятные вещи в защиту Сократа. Практический оборот ума и совершенно не в состоянии оценить спекулятивную сторону учению Сократа, он придавал чрезмерное значение этическим учения своего учителя. Платон, глубже проникнув в философская фаза сознания Сократа, рисует образ мудреца который дополняет и совершенствует набросок, оставленный нам Ксенофонтом. Это хорошо помнить, кроме того, что учения Сократа были необходимость, которую трудно описать. Учение того, кто никогда не писал даже эссе по философии обязательно должно отсутствовать в компактность и лаконичность, которые возможны только в письменной слово. {8}

ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА

Общий характер учения Сократа . Ионийцы и Элеаты показали своей неспособностью объяснить вещи такими, какие они есть, что никакой ценности нет. быть привязанным либо к чувственному восприятию, либо к метафизическое знание, возникающее из понятий Бытия, Становления, Один, Многие и т. д. Это было так же ясно, для Сократа, как это было для софистов. Но тогда как софисты немедленно отказался от поисков истины, Сократ настаивал на том, что размышляя о нашей собственной ментальной конституции, мы можем научиться определять условия познания, формировать понятия такими, какими они должны быть формируется, и тем самым закрепляются принципы поведения, а также принципы познания на прочном научном фундаменте. Знать сам ( gnothi seauton ): это сумма всех философия. Из рассмотрения объективного мира (природы) мы должен обратиться к изучению субъективного (я). Таким образом, философия «от небеса спустились в дом с низкой крышей» человека.

Метод Сократа . Первый урок, который преподает самопознание это наше собственное невежество. Итак, если мы хотим прийти к знанию через понятия, то есть при познании вещей, а не в их поверхностные качества, но в их неизменной природе мы должны иметь обращение к диалогу; другими словами, мы должны общаться, чтобы учить. Таким образом, любовь к знаниям и стремление к дружбе являются одно и то же, и смешение этих двух составляет то, что составляет особенность сократического эроса. {9}

Сократовский диалог включает в себя два процесса: негативный и другие положительные.

1. Отрицательная стадия . Сократ подошел к своему собеседнику как если ищешь знания. Приняв смиренный вид, он спросил вопрос о чем-то обыденном; из ответа почерпнул материал для другого вопроса, пока, наконец, с помощью расспросов он не вынудил от его жертвы признание в невежестве. По причине притворного почтение, которое в процессе допроса Сократ оказывал благодаря превосходному интеллекту своего ученика этот процесс стал известен как Сократовская ирония.

2. Положительный этап . Сократ теперь продолжился другой серией вопросов, складывать вместе, как мы говорим, частные случаи, пока наконец, зрачок был создан индуктивно на понятие, то есть на идею неизменной природы тема обсуждалась. В Memorabilia {10} мы находим примеры использование этого индуктивного процесса, который сам Сократ назвал maieutic — в отношении профессии его матери — потому что его целью было воплотить в жизнь истину, уже существующую в разум ученика. {11}

Весь метод эвристический или метод нахождения. Это индуктивный процесс, приводящий к определению. «Две вещи, — говорит Аристотель, {12} «справедливо приписываются Сократу, индукция и определение», и важность введения этих процессов нельзя переоценивать. {13} Для познания вещей в их изменчивые качества Сократ хотел бы, чтобы мы заменили знание вещи в их неизменной природе или сущности. досократический философы действительно намекали на различие между чувственное знание и рациональное знание, или даже зашел так далеко, что настаивают на том, что такое различие должно быть признано началом философия. Тем не менее люди продолжали апеллировать к чувствам, к опираться на чувственные впечатления или, самое большее, группировать чувственные впечатления в составные образы, которые используют поэт и ритор. Это было Сократ, который своим эвристическим методом впервые показал, что чувственные впечатления и все некритические обобщения должны быть проверены и контролируются критикой, потому что они неполны и демонстрируют просто то, что случайно в объекте. Это он тоже, кстати, метода, впервые показал, что если наши чувственные впечатления сгруппированы, то не в соответствии с потребностями поэзии и риторики, но в соответствии с требования логики, если они сформулированы в понятие представляющие неизменную природу объекта, человеческое знание будет строиться на прочном фундаменте.

Содержание учения Сократа . Сократ применил свою эвристику метод к вопросам человеческого достоинства и судьбы.

1. Физические вопросы Сократ не обсуждал. За это утверждение у нас есть явное свидетельство Ксенофонта и Аристотеля. И тем не менее, как мы увидим, Сократ изучал адаптацию в природе. Правда кажется, что он был противником не столько физических занятий, сколько то, как обсуждались и обсуждались физические вопросы. Следует, однако, добавить, что какой бы интерес Сократ ни проявлял к таким вопросы всегда были подчинены его интересу к человеку.

2. Богословие . Насколько нам известно от наших властей, По-видимому, Сократ перенял у Анаксагора понятие Разумная Причина ( Nous ), но, зайдя дальше, чем Анаксагор ушел, он доказал существование Бога тем, что есть адаптации в живых организмах. В ходе своего спора он сформулировал принцип, который служил главной предпосылкой во всех телеологический аргумент с его времен: «Все, что существует для полезная цель должна быть делом разума». 0134 {14} Находим, кроме того, следы аргумента от действующей причины. Если человек обладает разум, Тот, от кого происходит вселенная, должен также обладать интеллект. {15} Тем не менее, Сократ принял текущую мифологию, по крайней мере, что касается внешнего богослужения, известный проход {16} , что в этом вопросе каждый должен соответствовать обычай своего города.

3. Бессмертие . Хотя Платон изображает Сократа как рассматривая дилемму: «либо смерть прекращает все, либо нет», {17} не может быть никаких сомнений относительно веры Сократа в бессмертие человеческой души. Может быть, он думал, что диалектическое доказательство того, что учение не под силу человеческому разум; но глубина его личного убеждения ни на мгновение не может быть допрошенный.

4. Этика . Если Сократ учил людей думать, то конечное намерение научить их, как жить. Вся его философия завершается его этической доктриной. На самом деле он был первым не только установил научную связь между спекуляции и этической философии, но и дать анализ счастья и добродетели, которая была способна к дальнейшему систематическому разработка.

Высшее благо человека есть счастье , и счастьем Сократ имелось в виду не просто евтухия , которая зависит от внешних условий и случайности судьбы, но евпраксия , благополучие, которое обусловлен хорошим действием. Чтобы достичь этого, человек должен стать богоподобным в его независимость от всех внешних потребностей: он должен стать воздержанным, ибо умеренность — краеугольный камень всякой добродетели. {18} Все же Сократ, как есть очевидно из диалогов Платона, не несли этого учения о умеренность до степени аскетизма. Даже важнее, чем умеренность — это культивирование ума. Чтобы быть счастливым, нужно построить свое счастье не на тленных вещах внешнего мира, но на непреходящие блага, находящиеся внутри нас, на разум, свободный от забот и посвященный получению знаний.

Ибо знание есть добродетель . Это, пожалуй, самый характерная черта всех этических учений Сократа, — отождествление спекулятивного понимания с моральным превосходством. (хо Sôkratês) epistêmas ôet einai pasas tas Ареты . {19} Ни один человек намеренно не делает зла, говорит он, потому что это намеренно сделать себя несчастным. Следовательно, знание есть только добродетель и невежество есть единственный порок. Но когда Сократ приходит к говорить о конкретных примерах добродетели, он покидает высокий уровень добродетель-знание и спускается к обыденному утилитаризму или обычному мораль. В диалогах Ксенофонта он почти всегда основывает свои моральные заповеди из мотива полезности: мы должны терпеть лишения, потому что выносливый человек более здоров; мы должны быть скромными, потому что наказание хвастливых быстро и верно; так и с другим добродетели. Эта непоследовательность есть дефект, портящий всю красоту Сократовская система этики.

Историческая позиция . Философию Сократа лучше всего судить в свете того влияния, которое оно оказало на Платона и Аристотелевские системы мышления. Его ученики, Платон и Аристотель, лучшие доказательства права Сократа на место среди мировых величайшие учителя. Рассматривая его философию как совокупность доктрин, мы найти, что он содержит (1) реформу философского метода — фундамент индукционный ; (2) первое систематическое исследование условия познания — основа эпистемология ; (3) первая система этики — основа моральной науки .

Какими бы важными ни были эти вклады в философию, более важным было влияние, которое Сократ оказывал своей жизнью и характером. Он появился в эпоху, которая устала от пустых спекуляций и притворялась мудрости среди людей, как всегда более склонных к впечатлению конкретное изложение, чем абстрактное рассуждение, и, по его многочисленным добродетели, а также своей беззаветной преданностью истине, он убедил современников, что знание достижимо, и что более высокое и более благородной жизни можно достичь путем систематического изучения человеческого разум.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *