Кишиневская ссылка пушкина кратко: IV. . , , , , (1820-1824) [1981 ..

Годы южной ссылки Пушкина | Сочинение и анализ произведений, биографии, образ героев

За четыре года своей ссылки Пушкин объездил юг Украины, Молдавию, Крым, Кавказ. Новые жизненные впечатления, размышления над своей судьбой вдохновляют поэта на новые темы. В творческом развитии Пушкина начинается новый этап. Главное внимание поэта сосредоточивается на изображении личности, ее внутреннего мира, переживаний, стремлений и разочарований. По словам самого Пушкина, в поэме «Кавказский пленник» он попытался создать характер своего современника. Критики упрекали автора за неопределенность и противоречивость характера героя поэмы. Читатели с восторгом восприняли новое произведение, поэтому «каждый видел в нем… свое собственное отражение».

Все романтические произведения Пушкина объединяет образ автора. Этот образ, представая в произведениях поэта, романтично воспроизводил факты его жизни, его мысли и переживания. После «Паломничества Чайльд-Гарольда» Байрона образ поэта-изгнанника приобрел популярность в литературе европейского романтизма. Поэт-изгнанник — ведущий образ романтических произведений Пушкина. Значительную роль в осознании Пушкиным своей собственной судьбе сыграл и образ древнеримского поэта Овидия, которого император Август выслал в римскую провинцию на берега Дуная. Через 18 веков почти в тех же местах находился в ссылке Пушкин. Отождествление себя с Овидием, а Александра I — с Августом давало Пушкину совсем другое измерение собственной личности. Во-первых, если власть преследует поэта, то она признает его силу, возможно, равную самой власти. Во-вторых, слава Овидия пережила века, а могущественного императора Августа вспоминают сейчас в основном как современника великих поэтов Вергилия, Овидия.

Находясь в Кишиневе, Пушкин оказался в южном центре российского освободительного движения. Часто бывал он в Тульчине, Василькове — очагах декабристских организаций юга Российской империи. Пушкин дружил со многими будущими декабристами, но сам не стал членом тайного общества. Поэт, универсальность таланта которого уже становилась очевидной, свое истинное призвание видел, прежде всего, в поэзии, на нее возлагал свои надежды и как гениальный художник чувствовал, что жизнь значительно сложнее, чем ее представляют «романтики от политиков».

Весной 1822 года кишиневский политический Кружок раскрыли, а против его руководителя Н. Орлова началось следствие. Атмосфера подозрения и фискальства, разрушение круга друзей и единомышленников тяжело повлияли на Пушкина, поэтому он искал возможности выехать из Кишинева. 

Летом 1823 года Пушкин выехал в Одессу, чтобы улучшить состояние здоровья. Граф Воронцов, новый наместник Новороссийского края, в который вошли и земли Молдавии, предложил известному поэту остаться в Одессе при его канцелярии. В Одессе Пушкин прожил год, и это был один из наиболее противоречивых периодов его жизни и творчества. Об этом свидетельствуют стих поэта «демон», любовная лирика, в которой любовь приобретает трагического и рокового характера.

Слава Пушкина как первого поэта России росла, сам он сознавал свое значение, а между тем в действительности числился лишь незначительным канцелярским чиновником. Оторванность от центров книгоиздания России, Москвы и Петербурга делала невозможным существование за счет собственных произведений. В мае 1824 года, объясняя свое отношение к службе в канцелярии, Пушкин писал, что воспринимает деньги, которые ему платят в канцелярии, не как заработную плату, а «как паек ссыльного невольника». И отказывался от этих денег, если не может «быть свободным в… своих занятиях». Это был вызов власти, который могли воспринять как бунт. 8 июля 1824 года Пушкина освободили от службы и назначили новое место ссылки — село Михайловское Псковской губернии, где было родовое имение Пушкиных.

Пушкин в Молдавии — «Про Кишинев и про себя»

«ПРО КИШИНЕВ И ПРО СЕБЯ»

21 сентября 1820 года – дата в истории нашего города особенная. В этот день, ровно 190 лет назад, в Кишинев приехал А.С.Пушкин. Этому событию посвящена выставка «Про Кишинев и про себя», открытая в Доме-музее поэта.

Пушкину 21 год, за его плечами – Царскосельский лицей, служба в Коллегии иностранных дел, успех в кругах литературных и немилость царя Александра 1: «Пушкина надобно сослать в Сибирь: он наводнил Россию возмутительными стихами; вся молодежь их наизусть читает». И только благодаря заступничеству влиятельных друзей поэта ссылка была заменена служебной командировкой. «Коллежский секретарь Александр Пушкин отправлен по надобности службы к Главному попечителю колонистов Южного края России г.Генерал-Лейтенанту Инзову», — так значилась цель поездки в подорожной, выданной поэту. С ним была и депеша о назначении И.Н.Инзова полномочным наместником Бессарабской области.

6 мая молодой поэт выехал из Санкт-Петербурга, не подозревая, что вернется сюда лишь чрез семь долгих лет. Что взял с собой Пушкин в свою первую ссыл- ку, что привез он в Кишинев? В его багаже том Шекспира и портреты двух поэтов, которыми он особо дорожил и не расставался всю жизнь. Один из них – подарок старшего друга и наставника В.А.Жуковского с надписью «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, Великая пятница», а второй — кумира всей прогрессивной молодежи того времени Джорджа Байрона.

Но в Кишинев Пушкин приехал не сразу. Дорога его пролегла через Екатери- нослав(ныне Днепропетровск), где служил Инзов, юг России, Кавказ и Крым. В первом кишиневском письме к брату Левушке от 24 сентября 1820 года поэт восторженно писал: «Счастливейшие минуты моей жизни провел я посреди семейства почтенного Раевского. Суди, был ли я счастлив: свободная, беспечная жизнь, которую я так люблю и которой никогда не наслаждался,- счастливое, полуденное небо, прелестный край; природа, удовлетворяющая воображение, — горы, сады, море…». Незабываемые яркие впечатления, замыслы и черновики новых произведений привез с собой в Молдавию Пушкин. Поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья разбойники», многие стихи, написанные в Кишиневе, — творческий результат его южных странствий.

Открывают выставку копии известных картин И.К. Айвазовского и И.Е.Репина «Прощай, свободная стихия!», «Пушкин на берегу моря» И.К.Айвазовского и работа А. Ф.Колыбняка «Крым. Бахчисарай».

Конечным пунктом южных путешествий стала Одесса, откуда Пушкин выехал к новому месту службы, и 21 сентября тройка лошадей примчала его в Кишинев. О том, что представлял из себя город в начале Х!Х века и каким увидел его поэт, рассказывет наша выставка, дополняя и обогащая постоянную экспозицию музея.

Кишинев начала позапрошлого века – маленький городишко на реке Бык с населением около 10 тысяч человек. С 1818 года он стал именоваться столицей Бессарабской области, и тогда были сделаны новые шаги в его развитии. Бытовую и историческую атмосферу молодой столицы лучше всего воссоздают воспоминания современников Пушкина, друзей и сослуживцев по кишиневской ссылке. «Старый город на отлогом склоне горы делился: на нагорье, где жили вельможи…, на топкую улицу, на Булгарию, или предместье болгар, садовников и огородников по реке Быку. Новый, русский город, на горе, обустроился уже при содействии губернской архитектуры.

Его украшали и деревянные тесовые и кирпичные штукатурные здания. На самой возвышенности стояла митрополия, экзархия армянская, и аллеи вновь посаженного сада, воспетого в подражание московскому бульвару», — писал А.Ф.Вельтман. В Кишиневе было восемь церквей, множество лавок и мастерских и более двух тысяч жилых домов. Современники вспоминают об «узких, нечистых улицах» города и о том, что лишь «семь или восемь каменных домов торчали посреди сотни лачужек». Дома эти располагались в основном по ул.Николаевской (ныне Колумна) между ул.Семинарской (теперьБэнулеску-Бодони) и ул.Губернской (с 1899г. ул.Пушкина).

К сожалению, время и люди не пощадили архитектурных реликвий тех времен. С каждым годом их становится все меньше. Не сохранился и дом боярина Донича, который считался самым роскошным в Кишиневе. Его снимал И.Н.Инзов, здесь находилась канцелярия наместника и здесь, по его приглашению, жил Пушкин. В этом доме познал он расцвет своего творчества «бессарабскую весну» 1821 года.

Нет на карте нынешнего города здания, где квартировал приятель поэта Н.С.Алексеев, у которого он жил до отъезда в Одессу. На наших глазах изменился до неузнаваемости дом боярина Варфоломея (ныне здание «Лукойла») и снесен дом вице-губернатора Т.Крупенского, где находился первый городской театр и где на балах бывали Пушкин и К.Стамати.

К счастью, время все же сохранило для потомков несколько архитектурных раритетов. Один из самых ценных — скромный домик по бывшей ул.Антоновской, 19 – первый кишиневский адрес поэта. «Пушкин приехал в Кишинев 21 сентября…остановился в заезжем доме у Ивана Николаевича Наумова…Дом и флигель очень опрятные и неглиняные; тут останавливались все высшие приезжавшие лица», — вспоминал И.П.Липранди. С 1948 года в этом историческом здании был открыт музей, а с 1987 года в нем размещена мемориально — бытовая экспозиция, рассказывающая о первых месяцах пребывания А.С.Пушкина в Бессарабии.

Улочки старого города и сегодня сохранили удивительное ощущение присутствия здесь поэта. Так же круто сбегает вниз с холма, где стоял когда-то дом Инзова, неблагоустроенная, вся в рытвинах, улица, ведущая к Благовещенской церкви, которую не раз посещал молодой поэт. Считается, что здесь зародился замысел поэмы «Гавриилиада», написанной в Кишиневе. Недалеко от церкви сохранился дом грека Кацики, в нем размещалась масонская ложа «Овидий» № 25. Южные декабристы использовали ее в политических целях, и вскоре кишиневская ложа была закрыта, а за ней «уничтожены в России все ложи». После ликвадации организации остались неиспользованные амбарные книги в кожаных переплетах, их собратья по ложе подарили поэту. Сегодня эти книги известны как «масонские» тетради Пушкина, в них он начал в Кишиневе роман в стихах «Евгений Онегин», писал поэму «Цыганы» и многое другое. Одна из «масонских» тетрадей представлена в экспозиции музея.

На выставке можно увидеть более двадцати автографов поэта, большинство с портретами его кишиневских знакомых – друзей, сослуживцев, местных красавиц, молдавских бояр. Около 50 портретов своих современников оставил нам А.С. Пушкин в кишиневский период, часто это единственные изображения известных горожан того времени.

Кишинев был совсем не похож на те города, в которых до сих пор приходилось бывать Пушкину. Гуляя по немощеным кишиневским улочкам, он наверняка испытывал примерно те же чувства, что и А.Ф.Вельтман, прибывший сюда двумя годами ранее: «Первое, что бросилось мне в глаза, были шинки и мелочные лавки, почти во всяком доме на окошках стояли в бутылках вино и водка, а на широких оконных ставнях табак, сера, гвозди, дробь, веревки, мешти, кушмы, кошковал, масло…- Всемогущий! – думал я. – Здесь везде продают; где же живут те, которые покупают?…Экипажей встречал я без счета; здесь, по большей части, все ездят в колясках, от последнего мазила с бритой бородой до первого боярина с длинной бородой. Но молдавские кони не соответствуют венским экипажам… молдавские куконы и куконицы по наружности очень похожи на русских госпож и барышен, французских мадам и мадмуазелей, испанских донн, английских леди и мисс, немецких фрау и фрейлен и так далее…Встречал повсюду русских, молдаван, греков, сербов, болгар, турков, жидов и пр.

». « Насмотрелся на атлетическую борьбу булгарскую, на джок молдаванский, на музыку цыганскую, на кущи жидовские; зашел в бакалею греческую, в кафейню турецкую, взглянул безучастно на явный признак просвещения — на вывеску «Marchande de modes» французскую…и, в заключение, разменял бумажку русскую на медное серебро австрийское. Приехать из глухого переулка Белокаменной Москвы на перекресток брожения и столкновения всех древних народов Азии и Европы и найти их в такой дружбе и согласии очень приятно».

На выставке представлены живописные картины Л.П.Григорашенко «Пушкин на Ильинском базаре» и «Пушкин у колодцев на Болгарской стороне», акварели Э.И.Килдеску и графические работы Б.И.Лебедева. Все они изображают городские пейзажи и реальные эпизоды из жизни поэта кишиневского периода.

«Пушкина, одаренного самым пламенным воображением, внезапно перенес- шегося в край, вовсе не схожий с тем, что мы видели в Европе, должно было занимать все, встречавшееся в Кишиневе, особенно в эпоху 1821 года.

Впечатления эти, несомненно, должны были действовать сильнее на молодого поэта, нежели на всех других. Он ловил то, что более его поражало», — писал в своих воспоминаниях И.П.Липранди.

А поражаться было чему. Атмосфера «Вавилона в миниатюре», как называли современники Кишинев, была пропитана свободолюбивыми идеями. На глазах Пушкина вершились судьбы целых стран и близких ему людей: крах греческого национально-освободительного движения, разгром Кишиневской управы декабристов, ликвидация масонской ложи, арест друзей – все это на фоне выступлений народных мстителей – гайдуков. А.С.Пушкин был не просто очевидцем, он был активным участником и летописцем этих событий: «Никто более меня не следовал за исполинским ходом нашего времени». Приехав в Кишинев восторженным романтиком, он вырос как поэт, сформировался как личность и гражданин. Несмотря на кажущуюся легкость здешнего времяпрепровождения, для Пушкина это были годы возмужания. Да, в Кишиневе он был молод и горяч, ему хотелось все испробовать и все испытать.

Он мечтал сражаться за свободу Греции, защищал на дуэлях всякое поползновение на свою честь, бывал на балах и вечерах, участвовал в дружеских застольях, воспевал кишиневских красавиц. Но три года кишиневского периода отмечены также напряженным творческим трудом, о чем писал сам поэт в стихотворном послании «Чаадаеву» в 1821 году:

Оставя шумный круг безумцев молодых,
В изгнании моем я не жалел об них;
Вздохнув, оставил я другие заблужденья,
Врагов моих предал проклятию забвенья,
И, сети разорвав, где бился я в плену,
Для сердца новую вкушаю тишину.
В уединении мой своенравный гений
Познал и тихий труд, и жажду размышлений.
Владею днем моим; с порядком дружен ум;
Учусь удерживать вниманье долгих дум,
Ищу вознаградить в объятиях свободы
Мятежной младостью утраченные годы
И в просвещении стать с веком наравне.

Около ста экспонатов представлены на выставке, многие впервые покинули фондохранилище. Интересны предметы быта и декоративно-прикладного искусства, которыми пользовались наши предки в начале Х!Х века. Они сформированы в тематические комплексы: кишиневские красавицы, чиновники и офицеры, церковь и духовенство, этнография и фольклор.

Впервые посетители увидят документы из архива генерала И.Н.Инзова, в том числе его рапорт царю от 28 июля 1820 года о прибытии в Кишинев и вступлении в должность наместника Бессарабии. Из чего следует, что если бы не доброта Ивана Никитича (позволение приболевшему юноше поправить здоровье с семьей Н.Н.Раевского на кавказских водах), то дату приезда А.С.Пушкина в Кишинев мы отмечали бы почти на два месяца раньше.

Молдавия оставила глубокий след в памяти великого поэта. До конца ней он сохранил добрые отношения со многими кишиневскими знакомыми. В письме к Н.С.Алексееву от 26 декабря 1830 года он писал: «Пребывание мое в Бессарабии доселе не оставило никаких следов, ни поэтических, ни прозаических. Дай срок – надеюсь, что когда-нибудь ты увидишь, что ничто мною не забыто». Удивительное признание, если учесть, что исследователи насчитывают более 220 сочинений, написанных, начатых и задуманных в Кишиневе, в их числе четыре южные поэмы и шестнадцать первых строф романа «Евгений Онегин». Яркие местные впечатления бередили творческое воображение и заставляли Пушкина в более поздние годы обращаться к бессарабским образам и темам. Много произведений, связанных с Молдавией, были написаны уже после отъезда поэта из Кишинева.

В письме к брату от 25 августа 1823 года он, по сути, признается в любви к нашему краю и городу: «Я насилу уломал Инзова, чтобы он отпустил меня в Одессу, — я оставил мою Молдавию и явился в Европу…да новая печаль мне сжала грудь – мне стало жаль покинутых цепей. Приехал в Кишинев на несколько дней, провел их неизъяснимо элегически – и, выехав оттуда навсегда, — о Кишиневе я вздохнул».

     Ольга Батаева. Зав.отделом Дома-музея А. С.Пушкина в Кишиневе.

главная

скрытая Европа | О Пушкине и саранче

Уважаемые попутчики

Они врываются прямо из Книги Откровения и опустошают землю. Саранча! Они не делают приятных соседей. В последние годы в Европе почти не было саранчи, но не полностью. В 2004 году нашествие саранчи нанесло ущерб Канарским островам — часть более широкого наступления, затронувшего весь регион Магриба.

В это время в прошлом году некоторые районы юга Российской Федерации подверглись визиту хищных насекомых. Целые районы вокруг северного края Каспийского моря были опустошены. Саранча прошла путь от Астрахани до Дагестана, а затем оголила некоторые участки Поволжья. В этом году они вернулись в Дагестан, уничтожая посевы и причиняя невыразимые страдания тысячам фермеров и их семьям.

Нашествие саранчи чаще всего ассоциируется с эпитетом «библейский». Они могут прийти из Ветхого Завета, где саранча получает одинаково плохие отзывы в книгах Иоиля, Иеремии и Исхода. Или они могут прилететь из Нового Завета, где в Книге Откровения саранча творит всевозможные ужасные вещи, в том числе причиняя месяцы мучений неверующим.

Понтийские степи вокруг северного побережья Черного моря исторически были очень подвержены нашествию саранчи. Когда пришла саранча, первые поселенцы — по крайней мере, те, кто знал Книгу Откровения — наверняка задавались вопросом, не наступил ли Судный день. То же самое сделали и некоторые ранние посетители Одессы. Когда капитан британского корабля Эдмунд Спенсер прибыл в Одессу около 1850 года, он записал:

«По прибытии мы обнаружили ужасную битву между жителями и безжалостными врагами растительности. Всякое шумящее оружие, от пистолета до мортиры, от литавры до жестяной кастрюли, грохотало, как гром, в руках перепуганных горожан, чтобы защитить свои маленькие владения, в то время как саранча так же храбро сражалась, чтобы завладейте роскошной едой, которую обещают сады и аккуратные маленькие кусты.

Русский поэт Александр Пушкин приехал в Одессу в 1823 году, где у него опрометчиво случился роман с Элизой Воронцовой, женой градоначальника. Эта связь породила приличную поэзию, но Михаила Воронцова она не развеселила. Пушкин находился в Одессе только под стражей, ранее живя в ссылке в Кишиневе за свою общественную деятельность. Воронцов решил, что Пушкину нужно чем-то занять свое время, в идеале подальше от Одессы. Его отправили на восток, в Поднепровье, и велели исследовать повадки саранчи, чтобы Воронцов мог разработать план их уничтожения.

Пушкин так и не представил отчет о саранче одесскому губернатору, а в 1820-х годах город пострадал еще четыре раза от нашествия саранчи. Но позже Пушкин вспоминал свою роль охотника за саранчой в небольшом стихотворении:

Саранча летела и летела над равниной.
Они приземлились на землю.
Съели все, что нашли.
А потом саранча летела и снова улетала.

Ники Гарднер и Сюзанна Крис
(редакторы, скрытая Европа журнал)

Эта статья была опубликована как Письмо из Европы — электронный бриф журнала hidden europe .

Об авторах

Ники Гарднер и Сюзанна Крайс руководят берлинским редакционным бюро hidden europe, которое поставляет тексты и изображения в СМИ по всей Европе. Вместе они редактируют журнал «Скрытая Европа». Ники и Сюзанна — преданные неторопливые путешественники. Им нравится открывать для себя экзотику в повседневности.

Старейший парк Молдовы

Парки обычно являются одними из самых популярных мест в любой стране , которые привлекают множество туристов. Там они могут расслабиться, выпить чашечку чая, кофе или лимонада и насладиться временем, проведенным в неизведанной стране . В настоящее время в Молдове и особенно в Кишиневе много парков , но старейший парк , созданный в начале 19 века век — это Общественный парк Штефана чел Маре , широко известный как Пушкинский парк или просто Центральный парк . Он был назван так в честь великого правителя Молдовы —  Стефана Великого . Были и времена, когда он назывался Александровским садом, в честь императора Александра II.

Фото © Кредиты iStock/verve231

Памятник садово-паркового искусства

Общественный парк Штефан чел Маре старейший парк в городе и, собственно, в Молдове . Являясь памятником садово-паркового искусства 19 века, он считается самым ухоженным и благоустроенным в столице. Этот сквер несколько раз реконструировался и в настоящее время охраняется государством Молдова . Парку уделялось большое внимание, и в 1884 году был построен памятник Александру Пушкину, работы архитектора Опекушина. В 1923 был разработан проект строительства памятника Штефану чел Маре . В 1928 году памятник был установлен архитектором Александром Плэмэдялой. Тридцать лет спустя Аллея Классики была открыта. В настоящее время установлено множество скульптур ярких молдавских культурных деятелей, а также бюсты румынских поэтов и писателей, которые привлекают множество туристов, желающих приблизиться к молдавским традициям, культуре и искусству.

Фотография © Кредиты iStock/ШевченкоАндрей

Один из первых памятников, посвященных А.С. Пушкину

Пока Александр Пушкин находился в ссылке в Молдове , Сквер был его любимым местом для отдыха и поиска вдохновения. Именно поэтому после начала 19 века этому парку уделялось большое внимание. В 1884 году был установлен памятник Александру Пушкину работы архитектора Опекушина. Этот памятник является старейшим в парке , также один из первых памятников Пушкину . Создание скульптуры было немного сложным. Профессора кишиневской гимназии хотели поставить памятник в своей гимназии, но у них не хватило денег. Однако с помощью МВД Молдавии они собрали около 1000 рублей золотом! В итоге было предложено разместить памятник в Центральном парке, который очень дорог поэту. Во времена царствования в России сначала его установили в одном из переулков Сада, а в 1954, его перенесли в центр парка. В наши дни скульптура по-прежнему украшает Общественный парк, и многие люди ежегодно возлагают Пушкину цветы в честь его творчества и огромного вклада в мировую литературу.

Фотография © Кредиты iStock/iggyLee

Аллеи по всему саду

В 1958 году был открыт скульптурный комплекс в парке Штефана чел Маре , названный Аллеей классиков . Изначально было 12 бюстов известных деятелей, но после распада СССР появился 13-й. Дополнительный бюст появился в честь художника, творчество которого не приветствовалось в советское время. Практически то же самое произошло со скульптурами румынских поэта и писателя. Аллея идет от входа в парк и продолжается до улицы Штефан чел Маре . Череда известных деятелей культуры движется прямо, а бронзовых бюста размещены по обеим сторонам проспекта. В настоящее время на Аллее установлено 25 бюстов. Кроме того, Аллея классиков была не единственной. В 1964 году была открыта Аллея Дружбы . В разное время на этом переулке , 9 были посажены деревья.0044 героев Великой Отечественной войны и космонавтов. Даже Юрий Гагарин посадил клен в Центральном парке! К сожалению, не все сейчас помнят и на самом деле знают об этой Аллее. Деревья и следы были убраны в постсоветское время. Сейчас это просто Аллея красивых и разнообразных деревьев. Тем не менее, вы все еще можете увидеть красивую природу и почувствовать разные ароматы в Сад . Сегодня Аллеи – излюбленное место отдыха горожан и гостей столицы, где весной и летом они наслаждаются прекрасной погодой, любуясь осенними листьями, которые с наступлением зимы нежно покрываются пушистым снегом.

Фотография © Кредиты iStock/ШевченкоАндрей

Загадай желание и возвращайся в наш великолепный Сад!

Каждый гость нашего Центрального парка также может загадать желание возле львов которые стоят в Саду . Есть две скульптуры, и они могут воплотить в жизнь вашу самую сокровенную мечту. Говорят, что стоит дотронуться до головы льва и подумать о самом желанном — львы постараются исполнить ваше желание. Кроме того, не забудьте бросить монету в фонтан, , расположенный в центре этого великолепного парка . Конечно, это вернет вас в Кишинев , чтобы снова в полной мере насладиться временем, проведенным в старейшем парке Молдовы !

Парк Штефана чел Маре, Кишинев

Мы рекомендуем бронировать проживание в Молдове заранее, так как в определенные периоды места могут быть быстро заняты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *