Кирилл и мефодий основатели славянской письменности: У истоков славянской письменности | КПИ им. Игоря Сикорского

У истоков славянской письменности | КПИ им. Игоря Сикорского

Ежегодно 24 мая все славянские страны чтят память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия — создателей славянской письменности. Братья Кирилл и Мефодий — просветители, создатели славянской азбуки, первых памятников славянской письменности и старославянского языка, проповедники христианства.

Родились Кирилл и Мефодий в семье византийского военачальника из Фессалоники (ныне — Салоники). Мефодий был назначен правителем одной из славянских областей на Балканах, а после 856 г. постригся в монахи. Константин получил блестящее образование в Константинополе. Быстрый и настойчивый в постижении наук и искусств, он был человеком чрезвычайно скромным. Получив расположение патриарха своей ученостью, Константин стал его библиотекарем, впоследствии преподавал философию в Константинополе, за что получил прозвище Философ.
В 863 г. Константина и Мефодия посылают проповедовать в Великую Моравию, которая недавно приняла христианство. Константин уже имел опыт миссионерской деятельности, а Мефодий обнаружил незаурядные организаторские способности. По мнению исследователей, еще до приезда Константина и Мефодия в Моравию они перевели Псалтырь. Братья перевели на славянский текст Литургии и начали проводить богослужения на славянском языке.

Деятельность просветителей встретила сопротивление немецкого духовенства. Братья сначала выехали в Венецию, а в 868 г. в Рим. Здесь Папа Адриан II освятил славянские книги, ученики Константина и Мефодия стали священниками и диаконами. В Риме Константин тяжело заболел и 14 февраля 869 года умер (похоронен в базилике Св. Климента).

В конце 869 г. Мефодий стал архиепископом Паннонии, практически Великой Моравии, которая тем самым получила церковную самостоятельность. С деятельностью Мефодия как руководителя епархии связан славянский перевод сборника церковных канонов и создание древнего памятника славянского права — «Закона судного людям». По инициативе Мефодия был начат перевод основных книг Ветхого Завета на славянский язык (сохранились отдельные части).

Мефодий умер 8 апреля 885 г., местонахождение могилы неизвестно.

После смерти Мефодия его ученики нашли убежище в Болгарии. Здесь был создан новый славянский алфавит на основе греческого; для передачи фонетических особенностей славянского языка его дополнили новыми буквами, заимствованными из глаголицы. Этот алфавит, распространившийся в восточных и южных славян, получил название «кириллицы» — в честь Кирилла (Константина).

Достижения равноапостольных Кирилла и Мефодия стали тем культурным основанием, из которого распространилось христианство. Чествование памяти основателей славянской письменности и литературы имеет давнюю традицию: в Чехии праздник в честь Кирилла и Мефодия начали отмечать в 1349 году, в Болгарии — в 1851. В Украине имя Кирилла и Мефодия имела первая украинская политическая организация в Киеве — Кирилло-Мефодиевское братство (1845-1846), а отмечают праздник на государственном уровне с 2004 года.

С.М.Кривенко, доцент кафедры украинского языка, литературы и культуры

День слов’янської писемності та культури

Полезная и интересная информация

История

Киевский политехник

Основатели славянской письменности святые равноапостольные Кирилл и Мефодий — Каменская епархия

Ваше Преосвященство!Всечестные отцы, братия и сестры, уважаемые участники конференции!

Мы с вами собрались на конференцию в преддверии дня празднования памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, а по-светски этот праздник называется «День славянской письменности и культуры».

Согласно историческим данным, истоки славянской письменности действительно восходят к именам святых равноапостольных братьяв Кирилла и Мефодия, которые принесли в славянские земли письменность. Это событие датируют третьей четвертью IX века. Кем же были просветители славян?

Кирилл и Мефодий родились в состоятельной и знатной семье в городе Солуни (Греция), в первой половине IX века. Мефодий (в миру Михаил) был старшим братом в семье и являлся правителем в болгарском княжестве, которое в то время находилось в составе Византийской империи.

Кирилл (в миру Константин, по прозвищу Философ) – младший брат, он с ранней юности демонстрировал высокие умственные способности. Еще в Солунской школе он начал читать книги отцов Церкви. Особое впечатление на юного Константина произвел Григорий Богослов. Одаренного юношу заметили, он был приглашен в Константинополь и принят в самое лучшее учебное заведение империи, где учился и сам юный император Михаил III. Преподавателями в этой школе были самые передовые ученые своего времени. Среди учителей Константина были и знаменитый ученый Фотий (будущий Константинопольский патриарх), и Лев Математик. Константина ожидала блестящая карьера при императорском дворе, но он отказался от выгодного брака и мирской славы. Приняв сан, он некоторое время служит в Святой Софии в качестве одного из помощников Патриарха, а затем в качестве окончательного решения выбирает монастырскую келью, чтобы как гласит жизнеописание, «беспрестанно творить молитву и заниматься благочестивыми размышлениями».

Исполненный желанием иноческого умного делания блестящий молодой ученый и богослов покидает столицу и удаляется в провинциальную епархию – в монастырь на гору Олимп, где в иноческом подвиге уже подвизался его брат Мефодий.

Однако затворничество Константина было недолгим. Зная о его талантах, священноначалие начинает посылать его в соседние страны для участия в диспутах о вере в качестве блестящего проповедника и миссионера. Среди основных его путешествий можно указать на следующие.

Так в 860 году Кирилл был направлен с миссионерскими целями ко двору хазарского кагана. Однако, несмотря на то, что эта миссия не имела особого успеха, Господь судил братьям по пути в Хазарию в январе 861 года, во время пребывания в Херсонесе Таврическом, обрести великую святыню – мощи святого Климента, папы Римского. А в 862 году в Константинополь прибыли послы от моравского князя Ростислава.

Как впоследствии показала история, именно это путешествие в Моравию, и станет для братьев главным делом всей их последующей жизни.

Прибыв в Моравию, Константин при помощи брата Мефодия и своих учеников составляет славянскую азбуку и переводит с греческого основные богослужебные книги: Евангелие, Апостол, Псалтырь, а также Октоих.

«Повесть временных лет» об этом событии рассказывает так: однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов со словами: «Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил, и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их».

Тогда вызвал царь Михаил двух ученых братьев – Константина и Мефодия, и «уговорил их царь и послал их в славянскую землю… Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие».

Таким образом, создание славянской азбуки можно отнести к 863 году. Вначале была создана глаголица, а после появилась и кириллица. Они были составлены на основе греческого алфавита, но так, чтобы передать звуковую систему как западных, так и восточных славян. Впоследствии на Руси распространение получила «кириллица», названная так по монашескому имени Константина.

Но не всеми положительно были восприняты миссионерские успехи Солунских братьев. Так в 867 году братья были папой вызваны в Рим для дачи объяснений. Среди части богословов Западной Церкви сложилась точка зрения, что хвала Богу может воздаваться только на трёх языках, на которых была сделана надпись на Кресте Господнем: еврейском, греческом и латинском. Поэтому Кирилл и Мефодий, проповедовавшие христианство в Моравии на славянском языке, воспринимались, в частности, немецким духовенством как еретики. Однако, несмотря на то, что в Рим они были вызваны не для поощрения за понесенные труды, братья все же надеялись с помощью Божией найти поддержку своему делу и устранить препятствия на пути распространения славянской письменности.

По дороге в Рим они немного задержались и с миссионерской целью посетили ещё одну славянскую страну — Паннонию, где находилось Блатенское княжество (ныне на ее территории располагаются части следующих современных стран: западной Венгрии, восточной Австрии и Хорватии, а также частично, Словении и Сербии). Здесь, в Блатнограде, по поручению князя Коцела братья обучали славян книжному делу и богослужению на славянском языке. Как выяснится позже, эта задержка была весьма промыслительной.

В итоге, в Рим братья прибыли через год. Прибывших в начале 868 года Кирилла и Мефодия в Риме встречал уже новый папа Адриан II, а вызывавший их для дачи объяснений Николай I к тому времени скончался. Новый папа, в отличие от своего предшественника, положительно оценил деятельность просветителей славян. Братья торжественно передали ему мощи святого Климента, а папа в свою очередь утвердил богослужение на славянском языке (так называемый Глаголический обряд).

Славянские книги папа приказал положить в римских церквях и дал разрешение службы совершать на славянском языке. По велению папы трех спутников братьев посвятили в священный сан, а Мефодий был рукоположён во епископы и назначен архиепископом Моравии.

Частые путешествия подточили силы Константина. И на 42 году жизни, находясь в Риме, он сильно заболел. Перед кончиной он принял схиму с именем Кирилл и мирно предал душу свою Господу в 869 году. Жизнеописание рассказывает, что перед смертью Кирилл сказал брату: «Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору».

Мефодий пережил брата на 16 лет. Он продолжал переводить на славянский язык церковные книги, проповедовал Православную веру, крестил славянский народ. Он подготовил около двухсот священников-славян.

Вскоре славянская азбука появилась в Киеве, Новгороде, других русских городах. С принятием Христианства на Руси в 988 году стали создаваться школы для обучения Христовой вере и славянской грамоте.

Прославление святых равноапостольных Мефодия и Кирилла учителей Словенских состоялось в конце IX века.

Самые ранние данные по празднованию 11 мая (24 мая по новому стилю) дня равноапостольных святых просветителей Кирилла и Мефодия, известных также как «Солунские братья», датируются XII веком.

Однако впоследствии в силу различных причин их почитание свелось лишь к дням их блаженной кончины: Кирилла — 14 (27) февраля по новому стилю, а Мефодия — 6 (19) апреля по новому стилю.

Возобновление же широкого совместного почитания Кирилла и Мефодия как славянских первоучителей начинается с середины XIX века. В это время имена славянских первоучителей становятся символом самоопределения культур славянских народов, находившихся под жесточайшим иноверным и инокультурным османским игом.

Впервые праздник болгарской письменности прошел 22 мая 1803 года в Шумене. Но по инициативе деятеля Болгарского возрождения Найдена Герова праздник с 1851 года стали отмечать 11 (24) мая по новому стилю по всей Болгарии. Эта дата была выбрана в связи с тем, что этот день был старинным, но забытым днем общецерковного почитания обоих святых братьев.

Первые шаги к возобновлению широкого церковного почитания славянских первоучителей в России предпринял епископ Смоленский Антоний (Амфитеатров), обратившийся летом 1861 года к обер-прокурору Святейшего Синода с рапортом, в котором обращал внимание на то, что в Минеях под 11 мая отсутствует служба Кириллу и Мефодию, а в Месяцеслове для них нет ни тропаря, ни кондака. То есть в богослужебной практике стран, использовавших богослужебные книги, напечатанные в России (в Сербии, Болгарии и России), славянским первоучителям не совершалась специальная служба. Такую службу необходимо было составить и ввести в богослужебное употребление. Это начинание поддержал и митрополит Филарет (Дроздов).

Учитывая рост самосознания славянских народов Европы, Римская церковь 1863 год объявила «годом славянского юбилея» с центром торжеств в Велеграде (Чехия).

В свою очередь российский Святейший Правительствующий Синод в 1863 году установил празднование обоим святым ежегодно 11 (24) мая по юлианскому календарю «в память совершения тысячелетия от первоначального освящения нашего отечественного языка Евангелием и верою Христовою». Дата празднования была восстановлена на основании исследований профессора Московского университета Ивана Дмитриевича Беляева, который еще в 1862 году писал в своей статье о некоем «церковном подлиннике», принадлежавшем московскому обществу истории и древностей российских, где под «11 числом маия» давались указания о том, как писать иконы Кирилла и Мефодия.

В 1885 году Указом Святейшего Синода память Солунских братьев 11 мая была отнесена к средним праздникам со бдением. А в 1901 году Синодом было определено совершать ежегодно в храмах при всех учебных заведениях духовного ведомства торжественное всенощное бдение накануне и Литургию с последующим молебном Мефодию и Кириллу в самый день 11 мая, с освобождением учащихся от занятий. К 11 мая в церковных школах также приурочивался ежегодный выпускной акт и окончание учебного года.

После революции 1917 года традиция празднования дней Мефодия и Кирилла была прервана. С 1963 года в СССР стали нерегулярно проводиться научные конференции, посвящённые проблемам становления и развития славянской письменности. В 1985 году в СССР отмечалось 1100-летие преставления Мефодия, и день 24 мая был объявлен «праздником славянской культуры и письменности».

30 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление о ежегодном проведении «Дней славянской культуры и письменности».

Сегодня праздник в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – государственный праздник в России, Болгарии, Чехии, Словакии и Республике Македонии. В России и Болгарии он носит светское имя «День славянской культуры и письменности».

Но глубинный духовный смысл праздника и его культурно-историческое значение для судеб нашего Отечества лучше всего раскрывает нам Предстоятель нашей Матери Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. И именно его словами я хотел бы закончить сегодня свое выступление: «день святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – это день тех, кто, собственно говоря, … создал … корневую систему нашей нации. Они пришли в славянские страны, чтобы проповедовать Христа. Но в отличие от других миссионеров, которые говорили по-гречески или даже по-латински, они … поняли, что слово Божие нужно непременно передавать людям на их языке…. И святые равноапостольные братья стали создавать алфавит, а вскоре перевели на славянский язык самую важную книгу — Евангелие. Вот там и есть наш корень. И если мы не будем помнить об этих корнях, если значительная часть населения России никогда в жизни не откроет Евангелие и не подумает над тем, что там сказано Самим Богом, — навряд ли мы сумеем сохранить наше могучее (национальное) древо нерушимым…. Они не только проповедовали Христа, но они вместе с этой проповедью стали создавать письменность, а значит, основы культуры. А культура, наряду с Церковью, … переносит во времени эту корневую силу — некий геном, некое зерно, из которого вырастает древо нации. В этом сила культуры, и в этом же сила церковной традиции, потому что без перенесения духовного и культурного генома сквозь поколения, столетия и тысячелетия не может быть единого народа, связанного одной историей, одной системой ценностей и одним языком. Празднуя память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, мы, конечно, обращаемся в будущее. … И сегодня … особое слово к молодежи. Не связывайте с этим прошлым нечто скучное, несовременное, неудобоваримое для сознания современного человека. Не отмахивайтесь от того, что есть и ваша корневая система… Чтобы быть сильными, чтобы построить мирную, справедливую, счастливую жизнь, помните о том, что без прошлого, которое живет в настоящем, не может быть будущего».

День славянской письменности и культуры

24 мая вся славянская община чтит память святых Кирилла и Мефодия и отмечает День славянской письменности и культуры. В Болгарии он отмечается с особой торжественностью праздничными маршами кириллицы и иконными изображениями святых братьев. В 1991 году этот день был объявлен официальным праздником в России и с тех пор широко отмечается и в нашей стране.

Значение письменности для развития человеческой цивилизации невозможно переоценить. Язык как зеркало отражает весь мир и нашу жизнь.

Возможности, которые предоставляет письмо, не могут быть ограничены ни временем, ни расстоянием. Однако были времена, когда люди не умели писать. Это искусство развивалось давно, на протяжении многих тысячелетий.

Сборник житий святых Кирилла и Мефодия

Таким образом, греки разработали свой алфавит на основе финикийской письменности и усовершенствовали его, введя специальные знаки, обозначающие гласные звуки. Греческое письмо положило начало латинскому алфавиту, а в 9 в.X веке славянская письменность была впервые разработана на основе греческого алфавита.

Кирилл и Мефодий, миниатюра

Кирилл и Мефодий родились в IX веке в Салониках. В 862 году обоим братьям суждено было приступить к работе, что придавало им историческое значение. В том же году князь Ростислав Великоморавский просил императора Михаила III и патриарха Фотия прислать миссионеров для евангелизации его славянских подданных, чтобы рассказать им о христианских книгах и их священном значении.

Карион Истомин. Азбука, Москва, 1694. Архив: Житие святого Александра Невского, часть XVI в. Иллюстрированная летопись Ивана Грозного

Константин (Кирилл после принятия монашества) и Мефодий ездили к славянам для создания славянской азбуки, которая впоследствии называется кириллицей. Заслуга в этом деле принадлежит в первую очередь Кириллу; что касается Мефодия, то он был его правой рукой. Алфавит, составленный Кириллом, соответствовал особенностям славянского языка.

Так описывается событие в «Первом летописи» — главном историческом справочном материале Древней Руси:
«Некогда славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел послали послов к императору Михаилу с такими словами: «Крещена наша земля, но нет у нас учителя, который руководил бы нами и разъяснял священные книги. Мы не знаем ни латыни, ни греческого; мы не знаем ни букв, ни их значения. Пошлите же нам учителей, которые могли бы открыть нам слова из книги и их значение».

Кириллический орнамент

«Тогда император Михаил послал двух ученых, братьев Кирилла и Мефодия, в землю славян, которой правили Ростислав, Святополк и Коцел. Приехав, братья стали изобретать славянскую азбуку и переводить Апостола (богослужебник с выдержками из Деяний и Посланий) и Четвероевангелия.

Возникновение славянской письменности восходит к 863 году.

Uncial Cyrillic Book Hand

Однако нашлись люди, которые порицали славянские книги и говорили: «Никакой народ не должен иметь своего алфавита, кроме иудеев, греков и римлян, как в надписи Пилата на Кресте, где есть только эти три языка».

Кириллический скорописный почерк

Для защиты славянского алфавита братья Константин и Мефодий отправились в Рим.

Римский епископ осудил тех, кто роптал на славянские книги: «Да оживет Слово Писания: «Да хвалят Бога все народы!» а значит, каждый народ может молиться Богу на родном языке». Так он утвердил церковную службу на языке славян.

«Азбука» Ивана Федорова отражает древний алфавитный метод обучения, унаследованный от греков и римлян. Книга содержит алфавит из сорока шести букв, от «Аз» ​​до «Ижица».

Слова, читаемые на старославянском языке, произносятся именно так, как пишутся. Несоответствие между произношением слов и их транскрипцией не характерно для старославянского языка, как для английского и французского языков. Книжный славянский (старославянский) язык получил широкое распространение как общий язык у многих славянских народов. Его использовали южные славяне (болгары, сербы, хорваты), западные славяне (чехи, словаки) и восточные славяне (украинцы, белорусы и русские).

Страница глаголицы

23 мая в рамках торжеств, посвященных Дням славянской письменности и культуры в преддверии СС. День Кирилла и Мефодия, Современный музей каллиграфии представит новую экспозицию «Славянская письменность. Происхождение, история и развитие».

Посетители смогут узнать больше об истории славянской письменности и различных видах рукописной кириллицы: унциальном, полууставном, скорописном и орнаментальном, а также принять участие в мастер-классах каллиграфов.

Источник: Современный музей каллиграфии

Святые Кирилл и Мефодий: защитники Евангелия

Свв. Кирилл и Мефодий в часовне Гостынской Богоматери

14 февраля мы празднуем память святых Кирилла и Мефодия, двух братьев, известных своей монументальной работой по изобретению ранней формы кириллического алфавита и переводу Библии на славянский язык. язык. Несмотря на постоянное противодействие, они верно продолжали распространять Евангелие до самой смерти. Сегодня мы приглашаем вас узнать больше об их жизни и наследии и узнать, где они изображены в Базилике.

Молодость

Кирилл и Мефодий родились в Фессалониках в начале 800-х годов. В юном возрасте они изучали гуманитарные науки в Константинополе, где отличились своим острым умом. Мефодий поступил в монастырь Полихрония, а Кирилл получил от императрицы Феодоры особую миссию принести христианство хазерским племенам земли за Херсонесом. По пути туда он обнаружил останки святого Климента I, прикрепленные к якорю, и взял их с собой в оставшуюся часть пути.

Сирил посвятил себя изучению языка и евангелизации кхазеров. Стремясь продемонстрировать христианскую добродетель воздержания, он редко принимал дары от жителей, которые, в свою очередь, были побуждены его учением и благочестием оставить свои суеверия ради спасительной благодати Христовой.

св. Кирилл и Мефодий, изображенные в византийско-русинской капелле

Кирилл и Мефодий отправляются в Моравию

После этой миссии Кирилл вернулся в Константинополь, где поступил в тот же монастырь, что и Мефодий. Но вскоре после этого братьев выбрали для новой миссии в Моравию. С этой целью Кирилл изобрел алфавит для славянского языка (со временем ставшего известным как кириллица), который никогда прежде не имел письменной формы. Это позволило ему перевести Библию на славянский язык, сделав Евангелие более доступным для жителей Моравии. В результате его усилий и евангелизации многие из них обратились ко Христу.

Противодействие Кириллу и Мефодию

Новость о новаторской работе братьев разнеслась по провинциям, и вскоре Папа Николай I потребовал присутствия братьев в Риме. Они везли с собой останки святого Климента, стремясь перенести их в базилику родного города святого. К тому времени, когда они прибыли, папа Николай I умер, и вместо него с ними встретился его преемник Адриан II.

Там их обвинили в пренебрежении древними обычаями и священными обрядами, проповедуя на местном языке вместо латинской литургии. К счастью, их сильная защита убедила Адриана и духовенство в их благожелательности и благородном поведении, и он сделал их епископами.

св. Кирилл и Мефодий изображены в западном окне алтаря

Смерть Кирилла и Мефодий Столкновения со Святополком

Кирилл скончался 14 февраля 869 года и был похоронен в базилике св. Климента. После его смерти Мефодий вернулся в Моравию, где служил учителем князя Святополка. Однако когда молодой князь пренебрегал своими обязанностями, несмотря на неоднократные предупреждения, Мефодий отлучил его от церкви.

Этот шаг возмутил Святополка, и он отправил Мефодия в ссылку, но изгнание длилось недолго; через время Мефодия отозвали, и Святополк пришел увидеть свою ошибку, посвятив себя новой жизни. Мефодий продолжал распространять Евангелие по всему континенту, среди либурнов, сербов, паннонийцев, болгар, далматинцев и других.

В очередной раз Мефодий столкнулся с обвинениями в использовании народного языка в литургии и защищал себя в Риме перед папой Иоанном VIII и группой епископов и духовенства в 880 году. Хотя ему удалось убедить их в своей невиновности, папе пришлось написать много писем, свидетельствующих о его хорошем характере, прежде чем он смог снова продолжить свое служение. Он отправился в Богемию, где привел князя Боривоя и его жену ко Христу, и продолжил свое путешествие по Европе, распространяя Евангелие и учреждая епископские кафедры, прежде чем скончался в 884 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *