Доклад Кирилл и Мефодий 4, 5, 6 класс сообщение
- Энциклопедия
- Люди
- Кирилл и Мефодий
Наверное, каждому известно, что много лет назад на земле вообще не существовало письменности. Немного позже князь из Моравии решил отправить своих людей императору Византии для того чтобы он решил эту проблему. И практически сразу же послы начали искать ученых, которые прекрасно знали кириллицу и глаголицу, а также смогли обучить всех людей ей. Вот здесь-то и отметились наши главные герои Кирилл и Мефодий в этом нелегком деле.
Братья родились в городе под названием Салоники. Отец их был военнослужащим. С детства родители обучали их писать и читать, именно поэтому они были не только образованы, но и умны. Кирилл еще совмещал учебу и помогал расправляться с разными делами князю. Конечно, они могли бы всем этим не заниматься, а выбрать совсем другую жизнь. Кроме этого они могли бы легко и свободно жить прямо рядом с императором. Но больше всего на свете ребятам нравилось изучать церковь и именно поэтому они ушли в священники.
Когда они прибыли к славянам и начали их обучать, то решили создать азбуку, при помощи которой и будут их обучать. Больше всего всем этим занимался Кирилл, а вот Мефодий во всем его поддерживал и если требовалась помощь, то всегда помогал. На создание азбуки у них ушло около года. Когда азбука была создана, то ей сразу же дали название Кириллица, в честь того кто ее изобрел. Всего в ней было двадцать четыре буквы. Но получилось, так что звуков получилось намного больше, чем букв. И тогда ребята взяли несколько букв из других алфавитов, а некоторые из них даже придумали сами. Теперь их азбука составляла тридцать восемь букв.
У каждой буквы имелся свой личный звук, а также при помощи данных звуков можно было узнать о чем идет речь. Немного попозже азбука снова претерпела изменения, и в ней букв стало намного меньше. Сейчас алфавит состоит из тридцати трех букв.
Вариант №2
Братья Кирилл и Мефодий известны как создатели славянской азбуки. Они проповедовали христианство, и благодаря ним появился церковно-славянский язык. В православии братья считаются святыми.
До пострига именами Кирилла и Мефодия были Константин и Михаил соответственно. Родиной братьев является Византия, город Солунь, именуемый сейчас Солоники. Их семья была знатной и богатой. Отец, занимавший должность офицера, служил у военного губернатора. Кроме Кирилла и Мефодия в семье было еще пятеро детей. Мефодий, родившийся в 815 году, являлся старшим ребенком. Кирилл родился в 827 году и был самым младшим.
Оба брата были прекрасно обучены. Из-за места рождения они прекрасно знали и славянский, и греческий языки. Изначально Мефодий, решивший сделать карьеру на военной службе, занимал пост главнокомандующего. Монахом Мефодий стал позже. Кирилл с юности изучал науки. Младший брат поражал своими способностями учителей. После обучения Кирилл стал работать в библиотеке при монастыре.
Начало создания славянской азбуки относится к 862 году. Тогда в Константинополе от имени князя Моравии, Ростислава, послы передали его просьбу императору. Князь нуждался в людях, которые могли бы научить его народ христианству. Государство уже было религиозным, но проблема была в том, что люди не понимали богослужения на иностранном языке. Князю нужны были ученые, которые смогли бы перевести религиозные книги на славянский язык.
Император решил поручить это задание Кириллу в виду его отличного владения языком. Для перевода книг он отправился в Моравию. При создании азбуки помощниками Кирилла были его старший брат и несколько его учеников. Они перевели многие христианские книги, к примеру. «Евангелие» и «Псалтырь». Ученые до сих пор спорят по поводу того, какую именно азбуку создали братья. Одни указывают на кириллицу, другие – на глаголицу. Наиболее точной датой создания славянской азбуки считают 863 год. Кирилл и Мефодий пробыли в Моравии еще почти три с половиной года, переводили книги и обучали славянской азбуке народ.
Из-за перевода богослужебных книг на славянский язык возникли конфликты в некоторых церквях. Считалось, что богослужение ведется только на греческом, иврите и латинском. Особенно препятствовало распространению славянского языка духовенство Германии. Кирилла и Мефодия обвинили в ереси и вызвали в Рим. Поговорив с новым папой, братьям удалось устранить конфликт, а богослужение на славянском языке было утверждено.
Во время поездки в Рим младший брат заболел. Кирилл предчувствовал свою смерть, поэтому решил принять схиму и тогда же получил монашеское имя. Умер Кирилл в 869 году и был похоронен в Риме.
Мефодий получил сан священника и решил продолжать просветительское дело. Однако по возвращению в Моравию оказалось, что немецкое духовенство снова пыталось запретить богослужение на славянском языке. Мефодия заключили в монастырь. Освобожден он был папой Римским, а через несколько лет вновь добился разрешения на богослужение на славянском языке. Умер Мефодий в 885 году.
4, 5, 6 класс, по истории
Кирилл и Мефодий
Популярные темы сообщений
- Лютер Мартин
10 ноября 1483 года родился необычайный человек, который оставил след в истории, имя которого написано в школьных учебниках. Этого человека до сих пор помнит вся Германия. Зовут его Мартин Лютер.
- Титаны эпохи возрождения
Италия в XVI была богата на великих людей, внесших огромнейший вклад в мировую культуру. В эту эпоху на Апеннинском полуострове происходило взаимодействие художественных и интелектуальных сфер творчества. Леонардо Да Винчи, Рафаэль Санти, Ботичелли,
- Бездомные домашние животные
На наших улицах очень много бродячих собак и кошек, а как же их жалко, каждого хочется забрать домой. Почему же это происходит? Как помочь животным выжить в городских условиях и зачем на некоторых животных цепляют на ухо жёлтую бирку?
- Иудаизм
Иудаизм является одной из самых древних религий мира. Более того, иудаизм является самой древней религией, почитающей одного единого Бога, а не пантеон нескольких различных. Последователей иудаизма сейчас насчитывается около 15 миллионов по всему миру.
- Камчатка
Камчатка – это полуостров на территории Российской Федерации. Он расположен в северо-восточной части материка Евразии. Он омывается двумя морями и одним океаном. Западные границы полуострова омывают Охотское море, а восточные – Берингово море
Доклад про Кирилла и Мефодия
Краткий доклад:
Кири́лл (827—869) и Мефо́дий (815—885)
КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ — братья из Солуни (Салоники), славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства. Кирилл и Мефодий в 863 были приглашены из Византии князем Ростиславом в Великоморавскую державу для введения богослужения на славянском языке.
Наша азбука сейчас почти в том виде, в каком ее принесли на Русь братья Кирилл и Мефодий. Они перевели с греческого на славянский много книг, в основном религиозных, ввели богослужение на славянском языке. Претерпели за это много гонений от римских католиков: те не хотели, чтобы у славян была своя письменность. На это братья отвечали: «Разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не ко всем должно прийти Слово Божией истины, и на том языке, на котором говорит человек?»
Летописец сообщает, что первые слова, написанные братьями на славянском языке, были из Евангелия от Иоанна: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».
На основе славянской азбуки была азбучная молитва. «Аз буки веди» в переводе: я ведаю (знаю) буквы. «Глаголь, добро, есть, живете» в переводе: хорошо жить по-доброму. «Како, люди, мыслете» — это и переводить не надо. Так же как «рцы, слово, твердо», то есть: говори слово уверенно, твердо.
День святых солунских братьев Кирилла и Мефодия празднуется как раз в день, когда в наших школах раздается последний звонок, 24 мая. Этот день — праздник славянской письменности и культуры.
Полная версия доклада (5-9 класс):
Кирилл и Мефодий – братья из греческого города Салоники, стали известны как славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг с греческого на славянский язык. Кирилл родился около 827 года, умер 14 февраля 869 года. До принятия схимы и монашества носил имя Константин и преподавал философию в Магнаврском университете.
Его старший брат Мефодий родился около 820 года, умер 6 апреля 885 года. Мефодий сделал отличную военно-административную карьеру, был даже стратегом византийской провинции Славинии, но затем он принял монашество в обители на горе Олимп.
До сих пор историки спорят об этнической принадлежности Кирилла и Мефодия в многонациональной Византии. Согласно самой популярной версии, братья были греками. По другой версии, Кирилл и Мефодий имели славянское происхождение. Этим обосновывается прекрасное знание ими славянского языка. Болгарская традиция называет братьев, естественно, болгарами, поскольку именно так назывались тогда македонские славяне, к которым их причисляют. Эта версия поддерживается текстом «Жития Кирилла», где сказано, что «родом сей болгарин из Солоуна града». Сегодня известно, что Салоники (или Фессалоники, или Солунь), в котором родились братья, был двуязычным городом. Кроме греческого языка, там был распространен славянский солунский диалект, на котором говорили окружающие город славянские племена. Анализ трудов Кирилла и Мефодия показывает, что именно этот язык лег в основу переводов священных книг, а с ними и всего церковнославянского языка. И этим диалектом братья владели как родным. Все это, конечно, весомые, но не достаточные доказательства славянского происхождения Кирилла и Мефодия.
В 863 году Кирилл и Мефодий были направлены византийским императором в Великую Моравию в целях проповеди христианства на славянском языке и оказания помощи моравскому князю Ростиславу в борьбе против немецких князей. Перед отъездом Кирилл создал славянскую азбуку и с помощью Мефодия перевел с греческого на славянский язык несколько богослужебных книг. Вопреки расхожему мнению, Кирилл создал вовсе не ту азбуку, которая нам знакома сегодня под именем кириллица. Результатом его трудов была так называемая глаголица.
Просветительская миссия в великой Моравии
Известно, что византийский император и константинопольский патриарх хотя и благосклонно отнеслись к просьбе моравского князя Ростислава и направили к нему Кирилла и Мефодия, они, зная о реакции Папы римского на аналогичную просьбу, тоже подошли к этому вопросу формально. Византийский патриарх не рукоположил Кирилла и Мефодия в епископы. Это значило, что братья могли лишь вести просветительскую деятельность, но не имели права сами рукополагать своих учеников в сан. По сути, без дополнительного разрешения Папы римского или патриарха Константинополя главная задача миссии в Моравию – создание независимой церкви – не могла быть реализована. Если бы Кирилл и Мефодий не привезли с собой в совершенстве разработанную и удобную для передачи славянской речи азбуку, а также перевод на славянский язык основных богослужебных книг, миссия вообще была бы провальной и не осталась бы в истории на века. Безусловно, язык привезенных братьями переводов фонетически и морфологически отличался от живого разговорного языка, на котором говорили мораване, но язык богослужебных книг изначально был воспринят как письменный, книжный, сакральный, язык-образец. Он был значительно понятнее латыни, а некая непохожесть на язык, использующийся в быту, придавала ему величия. Кирилл и Мефодий на богослужениях читали Евангелие по-славянски, и народ потянулся к братьям и к христианству. Кирилл и Мефодий усердно обучали учеников славянской азбуке, богослужению, продолжали переводческую деятельность. Церкви, где служба велась на латинском языке, пустели, римско-католическое священство теряло в Моравии влияние и доходы. Поскольку Кирилл был простым священником, а Мефодий — монахом, они не имели права сами ставить своих учеников на церковные должности. Чтобы решить проблему, братья должны были отправиться в Византию или Рим.
В 866 или 867 году Кирилл и Мефодий направились в Рим. В Риме они передали мощи святого Климента только что рукоположенному папе Адриану II, поэтому тот принял Константина и Мефодия очень торжественно, с почетом, принял под свою опеку богослужение на славянском языке, распорядился положить славянские книги в одном из римских храмов и совершить над ними богослужение. Папа рукоположил Мефодия в священники, а его учеников — в пресвитеры и диаконы, а в послании князю Ростиславу узаконивает славянский перевод Священного писания и отправление богослужения на славянском языке.
Почти два года братья провели в Риме. Одна из причин этого — все ухудшающееся здоровье Кирилла. 14 февраля 869 года Кирилл скончался. По распоряжению папы Адриана II, Кирилл был погребен в Риме, в храме святого Климента.
Крах миссии
После смерти Кирилла папа Адриан рукоположил Мефодия в сан архиепископа Моравии и Паннонии. Вернувшись Великую Моравию, Мефодий развернул активную деятельность по распространению славянского богослужения и письменности. Однако после свержения Ростислава у Мефодия не осталось сильной политической поддержки. В 871 году немецкие власти арестовали Мефодия и устроили над ним суд, обвиняя архиепископа в том, что он вторгся во владения баварского духовенства. Мефодий был заключен в монастырь в Швабии (Германия), где и провел два с половиной года. Лишь благодаря прямому вмешательству папы Иоанна VIII в 873 году Мефодий был освобожден и восстановлен во всех правах, но славянское богослужение стало не основным, а лишь дополнительным: служба велась на латинском языке, а проповеди могли произноситься на славянском.
После смерти Мефодия сторонники баварских епископов и противники славянского богослужения в Моравии активизировались, а само богослужение, державшееся на авторитете Мефодия, сначала притесняется, а затем полностью затухает. Ближайших учеников Мефодия Горазда, Климента, Наума, Ангеллария и Лаврентия, заточили в темницу, а затем изгнали из страны. Сочинения и переводы Кирилла и Мефодия были уничтожены. В 890 году папа римский Стефан VI предал славянские книги и славянское богослужение анафеме, окончательно запретив его.
Дело, начатое Кириллом и Мефодием, было все-таки продолжено его учениками. Климент, Наум и Ангелларий поселились в Болгарии и явились основоположниками болгарской литературы. Православный князь Болгарии оказал поддержку его ученикам. Новый центр славянской письменности возникает в Охриде (территория современной Македонии). Однако Болгария находится под сильным культурным влиянием Византии, и один из учеников Константина (вероятнее всего, Климент) создает письменность, подобную греческому письму. Происходит это в конце IX — начале Х века, во время правления царя Симеона. Именно эта система получает название кириллицы в память о человеке, который впервые предпринял попытку создания азбуки, пригодной для записи славянской речи.
Версии создания славянской азбуки
Глаголица
До Кирилла многие миссионеры пытались перевести богослужение на славянский язык, используя для этого греческий или латинский алфавит, но эти попытки не имели успеха, поскольку в славянском языке много звуков, для которых ни в греческом, ни в латыни просто нет подходящих букв. Поэтому Кирилл создал азбуку именно для славянского языка, используя существовавшие наработки. А вот какие именно наработки использовались для создания глаголицы и была ли она вообще создана, до сих пор точно не известно. Дело в том, что буквы в глаголице не похожи ни на один язык. То, что для создания глаголицы не был использован греческий алфавит – очевидно. В греческом алфавите 27 букв и сделать из них 46 букв в принципе невозможно. Некоторые исследователи считают, что Кирилл воспользовался уже существовавшей у славян дохристианской письменностью!!! Если бы этот постулат был однозначно доказан, то введение кириллицы могло бы быть расценено не как привнесение в славянскую культуру письменности, а наоборот – как уничтожение исконно славянской письменности и подмену ее другим, чуждым славянам алфавитом.
Пока у исследователей нет веских доказательств этой теории, кроме косвенных. Ещё в 972 году некоторые официальные документы на Руси писались глаголицей, поскольку князь Святослав был ярым врагом христианства, а кириллица была исключительно христианским письмом – значит глаголица была нехристианским письмом. В одном из источников, работе Вильгельма Постелла, сказано, что у древних албанцев был найден алфавит, очень похожий на глаголицу. Также известны рукописи на пергаменте или папирусе, в которых старый текст на глаголице соскоблен, а сверху написан текст на кириллице. Также в 1766 году граф Клемент Грубисич издал в Венеции книгу с очень интересным называнием «Происхождение и история глаголического славянского алфавита, исследование Вульгары Иеронима». В этой книге Грубисич утверждает, что глаголица была составлена задолго до Рождества христова, в основе ее лежали руны восточных готов. А в 1848 году русский филолог И.И.Срезневский писал: «Особенность многих глаголических букв приводит издавна к заключению, что глаголица есть древняя азбука языческих славян».
Тем не менее, мы не будем ни игнорировать такие версии, ни умалять достижений Кирилла и Мефодия в создании или, правильнее будет сказать, упорядочивании славянской азбуки и переводе священных книг на понятный славянам язык. Ведь именно с внедрением книг на глаголице в процедуру богослужения создало существующий по ныне церковнославянский язык.
Вопрос о самостоятельности славянских азбук
Кириллица
Вопрос о самостоятельности славянских азбук вызван самим характером очертаний букв кириллицы и глаголицы, их источниками. Что же представляли собой славянские азбуки – новую письменную систему или лишь разновидность греко-византийского письма? При решении этого вопроса необходимо учитывать многие факторы.
В истории письма не было ни одной буквенно-звуковой системы, которая бы возникла совершенно самостоятельно, без влияния предшествующих систем письма. Так, финикийское письмо возникло на базе древнеегипетского (правда, был изменен принцип письма, но так же в ней не было гласных букв), древнегреческое – на основе финикийского (уже с гласными буквами), латинское, славянское – на базе греческого, английское, французское, немецкое – на базе латыни и т.д.
Следовательно, речь может идти лишь о степени самостоятельности системы письма. При этом гораздо важнее насколько точно видоизмененная и приспособленная исходная письменность соответствует звуковой системе языка, который она намерена обслуживать. Именно в этом отношении создатели славянской письменности проявили огромное филологическое чутье, глубокое понимание фонетики старославянского языка, а также большой графический вкус.
по ул. Кирилл и Мефодий
GRANDE MUNUS (О святых Кирилле и Мефодии)
Папа Лев XIII
Энциклика Папы Льва XIII обнародована 30 сентября 18 80.
Всем Патриархам, Предстоятелям, Архиепископы и епископы католического мира, пользующиеся благосклонностью и общением с Апостольским Престолом.
Досточтимые братья, приветствую вас и апостольское благословение.
Великий долг распространения христианского имени был особым образом возложен на Петра, главу апостолов, и его преемников. Он призывает пап посылать посланников Евангелия к различным народам земли, как того требуют дела милосердного Бога. По этой причине они послали Августина к бриттам, Патрика к ирландцам, Бонифация к немцам и Виллеброрда к фламандцам, голландцам и бельгийцам. Часто они посылали других людей к другим народам, чтобы заботиться об их душах. Итак, исполняя свой апостольский долг, они поручили святым мужам Кириллу и Мефодию идти к славянскому народу. Благодаря их присутствию и особенно своим трудам эти люди увидели свет Евангелия и перешли от своих варварских путей к гуманной и цивилизованной культуре.
2. Вся Словения продолжала прославлять деяния Кирилла и Мефодия, известных пэров апостолов, и Римская церковь почтила их обоих с таким же рвением. Церковь во многом чтила обоих при жизни, и в смерти не хотела лишиться останков одного из них. Чехи, моравцы и хорваты привыкли отмечать религиозные праздники ежегодно 9 марта. С 1863 года Пий IX разрешил им проводить свои праздники 5 июля и возносить должные молитвы в память Кирилла и Мефодия. Вскоре после этого, когда в Ватикане состоялся великий собор, многие епископы смиренно просили этот Апостольский Престол, чтобы их культ и установленный праздник распространились на всю Церковь. До сих пор этот вопрос находится в стадии изучения. Но из-за изменения статуса правительства в этих областях за эти годы это кажется прекрасной возможностью помочь народу Словении, чье благополучие и спасение очень беспокоит Нас. Поэтому Мы не позволим Нашей отеческой любви потерпеть неудачу. Мы хотим способствовать и умножать почитание этих святейших мужей, которые когда-то распространяли католическую веру и вернули славянский народ от погибели к спасению. Теперь они служат нашими небесными защитниками и будут мощно защищать нас. Кроме того, чтобы полнее показать, каких людей Мы предлагаем для почитания и поклонения католическому миру, Мы хотим дать краткую историю их деяний.
3. Братья Кирилл и Мефодий, родившиеся в Фессалониках, мальчиками отправились в Константинополь, чтобы изучать гуманитарные науки в главном городе Востока. Искра гениальности, уже различимая в этих юношах, вскоре стала очевидной. Оба они быстро продвигались вперед, особенно Кирилл, который так отличился в учебе, что заслужил себе титул «философа». Вскоре после этого Мефодий принял монашество. Под влиянием патриарха Игнатия императрица Феодора поручила Кириллу обучать христианской вере хазерские племена, жившие за Херсонесом. Эти люди просили, чтобы к ним из Константинополя прислали подходящих священников. Кирилл охотно принял эту миссию и отправился в Херсонес Таврический, чтобы, как некоторые рассказывают, изучать язык народа. Именно в это время ему посчастливилось обнаружить останки папы Климента I. Этот мужественный мученик был брошен в море по приказу императора Траяна и впоследствии погребен вместе с якорем, к которому был привязан. Якорь вместе с древней традицией позволил очень легко идентифицировать останки. С этим бесценным сокровищем Кирилл отправился в города и дома хазар. В короткое время, упразднив многие суеверия, он приобрел для Иисуса Христа этих людей, наученных его словом и движимых духом Божьим. Новому христианскому сообществу Кирилл подал пример воздержания и милосердия, отказавшись от всех даров, предложенных ему жителями, кроме рабов, свободу которых он вернул им, когда они приняли христианство. Вскоре он вернулся в Константинополь, чтобы поступить в монастырь Полихрония, в который поступил Мефодий.
4. Тем временем сообщения о великих событиях, происходящих среди хазар, дошли до Растислава, князя Моравии. Воодушевленный их примером, он договорился с императором Михаилом III о посылке из Константинополя евангелизационной миссии, и его желание было удовлетворено. Таким образом, большая заслуга Кирилла и Мефодия, выраженная в их прежних достижениях, вместе с их рвением к помощи ближним обусловили их избрание для Моравской миссии.
5. Начав свой путь через уже обращенную в христианство Болгарию, они не упускали случая умножить веру. По прибытии в Моравию их встретила большая толпа, пришедшая с большим желанием и радостью поприветствовать их. Апостолы без промедления стремились проникнуть в их умы учениями христианства и вознести их надежды к небесному. Они делали это с такой силой и с таким энергичным рвением, что в очень короткое время моравский народ отдал себя Иисусу Христу.
6. Во многом их успех был обусловлен знанием Кириллом славянского языка, которое он приобрел ранее. Влияние Ветхого и Нового Заветов, переведенных им на народный язык, также было значительным. Весь славянский народ многим обязан человеку, который дал ему христианскую веру, а вместе с ней и преимущества цивилизации. Кирилл и Мефодий были также изобретателями алфавита, который дал славянскому языку средство для письменности, и даже считается, что они образовали язык.
7. Еще одно сообщение из этих отдаленных провинций возвестило Риму о славе их деяний. И вот, когда папа Николай I приказал братьям отправиться в Рим, они без колебаний подчинились. Они быстро начали свое римское путешествие, взяв с собой останки святого Климента. Узнав об этом известии, Адриан II, избранный вместо покойного папы Николая, вышел с духовенством и народом, чтобы поприветствовать знатных гостей. Тело святого Климента было принесено с великими предзнаменованиями в базилику, построенную во времена Константина, на самых путях родового дома этого непобедимого мученика.
8. Затем Кирилл и Мефодий рассказали Верховному Понтифику и его духовенству об апостольской миссии, которую они исполнили с такой святостью и трудом. Их обвинили в том, что они действуют против древних обычаев и вопреки священным обрядам в использовании славянского языка в религиозных вопросах. Однако они отстаивали свое дело с такой бесспорной и благородной аргументацией, что папа и все духовенство хвалили их и одобряли их действия. Затем оба принесли присягу в католической манере и поклялись, что останутся в вере святого Петра и пап. После этого они были поставлены в епископы и рукоположены самим Адрианом, а многие из их учеников были возведены в разные степени в священном сане.
9. Однако было божественным провидением, что Кирилл умер 14 февраля 869 г. более зрелым в добродетели, чем в возрасте. После пышных публичных похорон, подобных похоронам пап, он был с почестями похоронен в гробнице, которую Адриан построил для себя. Поскольку римский народ не мог вынести отправления святого тела в Константинополь, хотя об этом просил его скорбящий родитель, его принесли в базилику святого Климента и похоронили рядом с тем, кого Кирилл почитал столько лет. Когда его везли по городу под праздничные песни и псалмы — не столько в манере похорон, сколько в манере триумфа, — римский народ возносил святому мужу небесные почести.
10. После того, как это произошло, Мефодий вернулся по папскому повелению в Моравию в качестве епископа. В этой провинции, став духовным образцом для своей паствы, он с каждым днем все усерднее стал служить католичеству. Он решительно сопротивлялся фракциям реформ, чтобы католическое имя не упало из-за нездорового мышления. Он воспитал князя Святополка, сменившего Растислава в религиозных вопросах. Он предупредил его об уклонении от своих обязанностей, упрекнул его и, наконец, отлучил от церкви. По этим причинам он навлек на себя гнев этого отвратительного и злого тирана; затем его отправили в ссылку. Вскоре его отозвали, и его усилия произвели перемену в сердце принца и понимание того, что он должен вернуться к новой чистоте жизни.
11. Замечательно, что неусыпная любовь Мефодия перешагнула границы Моравии и достигла либурнов и сербов, поскольку он был преемником Кирилла. Теперь дело дошло и до паннонийцев, князя которых, Коцеля, он склонил к католической религии и оставил в своих обязанностях. Дошло оно и до болгар, которых он утвердил в вере вместе с их предводителем Борисом. Затем он раздал дары небес далматинцам. Наконец, он усиленно трудился над тем, чтобы жители Каринтии могли познать и поклоняться единому истинному Богу.
12. Но это стало для Мефодия источником испытаний. Некоторые члены новой христианской общины стали завидовать его достижениям и добродетели. Они обвинили его перед папой Иоанном VIII, преемником Адриана, в слабости веры, хотя он был невиновен. Они также обвинили его в нарушении традиций отцов, которые использовали только латинский или греческий языки при исполнении своих религиозных обязанностей. Желая сохранить целостность веры и сохранить древние традиции, папа вызвал Мефодия в Рим, чтобы оправдаться. Мефодий предстал перед папой Иоанном, несколькими епископами и римским духовенством в 880 году, ибо всегда был готов повиноваться и был уверен в свидетельстве своей совести. Он одержал легкую победу, доказав, что сам следовал католическим учениям. Он показал, что всегда учил других вере, которую он поклялся на могиле святого Петра, князя апостолов, клятву, данную в присутствии Адриана и с его одобрения. Если он и употреблял славянский язык при совершении таинств, то делал это по уважительной причине, так как имел особое разрешение самого папы Адриана и Священное Писание не запрещало этого. Мефодий настолько освободился от всякого подозрения в виновности, что папа тут же обнял его и подтвердил его архиепископскую юрисдикцию и его миссию по отношению к славянам. Мефодий вернулся в Моравию в сопровождении нескольких епископов, которые должны были быть его коадьюторами, с рекомендательными грамотами и свободой действий в своей работе.
13. Чтобы подтвердить сие, папа отправил письма Мефодию, чтобы он не стал снова предметом зависти недоброжелателей. По этой причине Мефодий более зорко исполнял возложенные на него обязанности, уверенный, что он связан с папой и со всей римской церковью тесными узами веры и любви. Его труд вскоре принес исключительный урожай. С помощью священника он обратил князя Богемии Боривоя, затем его жену Людмилу, и вскоре христианство распространилось по этой земле.
В то же время он принес свет Евангелия в Польшу; он проник в Галицию, где основал епископскую кафедру во Львове. Затем, по некоторым сведениям, он проник в Московию и учредил епископскую кафедру в Киеве.
14. Увенчав себя нетленными лаврами, он вернулся в Моравию и к своему народу. Он чувствовал приближение своей смерти и назвал своего преемника, а его последние слова увещевали духовенство и народ к добродетели. Он ушел с миром из этой жизни, которая была для него дорогой на небо. Как Рим оплакивал Кирилла, так и Моравия оплакивала потерю Мефодия, выказывая свою скорбь тем, что оказала его погребению все почести.
15. Досточтимые братья, воспоминание об этих событиях вызывает у Нас великую радость. Мы глубоко тронуты великолепным союзом славянского народа и римской церкви, союзом самых благородных начал. Хотя эти два апостола христианской веры отправились из Константинополя проповедовать людям в чужих странах, именно от этого Апостольского Престола, центра католического единства, они получили посвящение своей миссии или, как это случалось не раз, ее торжественное одобрение. Воистину, именно здесь, в этом городе Риме, они представили отчет о своей миссии и ответили своим обвинителям. Именно здесь у могил Петра и Павла поклялись хранить католическую веру. Именно здесь они получили епископскую хиротонию и власть установить священную иерархию, соблюдая в ней различие каждого сана. Наконец, именно здесь добивались и получали разрешение на использование славянского языка в священнодействии. В этом году исполнится десять столетий с тех пор, как Папа Иоанн VIII написал князю Святополку Моравскому: «Правильно, что мы восхваляем славянский язык, который перекликается с хвалами, подобающими Богу. Господи Иисусе Христе должно говорить на этом языке Ничто в истинной вере или учении не запрещает нам петь Мессу на славянском языке, или читать на нем евангельские уроки (правильно переведенные и истолкованные), или воспевать в нем Божественное Часы.» После многих изменений Папа Бенедикт XIV санкционировал этот обычай в апостольском послании от 25 августа 1754 года. Всякий раз, когда правители народов, евангелизированных Кириллом и Мефодием, просили их, папы щедро отдавали свое человеческое в учении, доброту в советах и доброту. исключительной доброй воли везде, где это возможно. Прежде всего, Растислав, Святополк, Коцел, святая Людмила и Борис испытали замечательную любовь Наших предшественников.
16. Отеческая забота пап о славянском народе не прекратилась со смертью Кирилла и Мефодия. Наоборот, оно всегда проявлялось в сохранении среди них святости религии и общественного процветания. На самом деле Николай I прислал к болгарам священников из Рима для просвещения народа, а также епископов Популонии и Остии для управления новой христианской общиной. Он дал любящий ответ на частые споры болгар относительно священного закона. В этом вопросе даже те, кто не одобряет Римскую церковь, хвалят и восхищаются ее благоразумием. После этого пагубного разногласия Мы должны славить Иннокентия III за примирение болгар с католической церковью, и Мы должны славить Григория IX, Иннокентия IV, Николая TV и Евгения IV за сохранение их в примиренной благодати. Точно так же сияет любовь Наших предшественников в их контактах с боснийцами и эржевинцами, которые были обмануты злыми мнениями. Мы особо отмечаем Иннокентия III и Иннокентия IV, которые искоренили это духовное заблуждение, а также Григория IX, Климента VI и Пия II, которые стремились твердо установить уровни священной власти в этих областях. Иннокентий III, Николай IV, Бенедикт XI и Климент V ни в последнюю, ни в малейшую сторону не возлагали своих забот на сербов, которые коварно готовили обманы, чтобы навредить религии, обманы, которые папы предусмотрительно пресекали. Далматинцы и либурнцы пользовались исключительной благосклонностью из-за постоянства своей веры и меняющихся обязанностей. Иоанн X, Григорий VII, Григорий IX и Урбан IV ставили их в пример всем. Наконец, есть много свидетельств благосклонности Григория IX и Климента XIV к церкви Сирмиум, которая была разрушена в шестом веке варварами и позже восстановлена заботой святого Стефана I, короля Венгрии.
17. По этой причине Мы благодарим Бога за то, что Он дал Нам этот подходящий случай, чтобы поблагодарить славянский народ и произвести для него общее благо. Ведь Мы делаем это не менее охотно, чем Наши предшественники. Воистину, Мы предвидим и желаем, чтобы славянский народ научился у великого изобилия епископов и священников. Да укрепятся они в исповедании истинной веры, в истинном послушании Церкви Иисуса Христа. Пусть они с каждым днем все больше понимают, какую огромную силу добра исходят от обычаев католической церкви в семейной жизни и во всех порядках управления. Несомненно, эти церкви подтверждают те великие заботы, которые Мы проявляли к ним. Мы ничего не желаем больше, чем принять соответствующие меры для их комфорта и процветания и чтобы все их отношения с Нами находились в вечной гармонии. Это величайшая и лучшая связь безопасности. Остается, чтобы Бог, богатый милостью, взглянул на Наши планы и одобрил то, что Мы начали. Между тем у Нас есть Кирилл и Мефодий, учителя словенские, как заступники пред Ним. Как Мы желаем способствовать их почитанию, так Мы верим в их будущее небесное покровительство.
18. Поэтому Мы постановляем, чтобы 5 июля было отложено в календаре вселенской Римской Церкви, как предписал Пий IX. В этот день праздник св. Кириллу и Мефодию ежегодно совершать службу и мессу, соответствующие двойному малому чину, по утверждению Святейшего Собора.
19. И Мы поручаем всем вам, почтенные братья, издание этого письма. Велеть всякому священнику, совершающему богослужение по обрядам Римской Церкви, соблюдать все, что предписано в сей грамоте, в каждой церкви, провинции, городе, епархии и монастыре. Увещеваем и призываем вас побудить молиться Кириллу и Мефодию, чтобы они ходатайствовали перед Богом и охраняли христианство на Востоке. Да будет во всех мужчинах-католиках постоянство и желание примирить всех диссидентов с истинной Церковью.
20. Мы приказываем установить и зафиксировать это, как написано выше, несмотря на конституции папы св. Пия V и другие апостольские документы о реформе требника и римского миссала, или другие уставы и обычаи — даже очень старые или что-либо другое наоборот.
21. В залог Наших добрых пожеланий и божественной благосклонности, досточтимые братья, Мы с любовью передаем Наше апостольское благословение каждому из вас, всему духовенству и каждому человеку, доверенному вашему попечению.
Дано в Риме, у собора Святого Петра, 30 сентября 1880 года, в третий год Нашего Понтификата.
Электронный Copyright � 1999 EWTN
Все права защищены
.
Маршрут Кирилла и Мефодия — Культурные маршруты
Маршрут Кирилла и Мефодия — Культурные маршруты
«Культурный маршрут Совета Европы», сертифицированный в
2021
Святые Кирилл и Мефодий, общество -покровители Европы, являются символами культурного диалога между восточным и западным христианством. Они считаются двумя самыми влиятельными миссионерами, сыгравшими главную роль в распространении христианства и развитии культуры в славянских странах. Культ покровителей Европы и их послание стали краеугольным камнем европейской идентичности формирующихся славянских народов. Они косвенно повлияли на формирование и организацию раннесредневековых европейских стран, являясь символами фундаментальных ценностей европейской цивилизации, таких как образование, христианство и диалог между религиями, культурами и народами.
Наследие
Маршрут Кирилла и Мефодия представляет собой набор маршрутов, ориентированных на путешествие по следам святых Кирилла и Мефодия и их последователей (семи святых апостолов). Он объединяет места, объекты наследия, культурные учреждения и туристические достопримечательности в соединяющихся странах Центральной, Восточной и Южной Европы. Направления маршрута представляют собой богатые и разнообразные элементы наследия во всех его формах: памятники священного культа святых братьев, светские проявления уважения к ним, размышления об их деятельности в современном мире, рассказы и легенды, среди прочего.
Путешествие сегодня
Маршрут Кирилла и Мефодия проходит по ряду путей, исторически связанных с жизнью и миссией святых Кирилла и Мефодия, где путешественники могут обнаружить важные останки даже сегодня. Первый маршрут связан с территорией Великой Моравии, ныне Чешской и Словацкой республик, где проходила их самая важная работа. Второй маршрут ведет на юго-восток (Венгрия, Болгария, Сербия, Румыния, Северная Македония, Черногория, Албания, Босния и Герцеговина, Хорватия, Турция, Греция и Украина), что символизирует продолжение наследия учителей их учениками. Третий маршрут ведет на юго-запад (Австрия, Бавария, Словения и Италия) и символизирует их путешествие в Рим, где они добивались признания христианской литургии на старославянском языке. Четвертая ветвь маршрута ведет в Малую Польшу и Восточную Силезию, где также распространялись учение и литургия Кирилла и Мефодия.
Вам необходимо включить JavaScript, чтобы увидеть картуФото: ©Карел Галлас/Shutterstock
Ценности Совета Европы Путь Кирилла и Мефодия направлен на повышение осведомленности об общем европейском наследии через скоординированную сеть партнеров из разных европейских стран. Он способствует развитию культурного сотрудничества по всей Европе, иллюстрируя нашу общую культуру и наследие, связанное с наследием святых Кирилла и Мефодия.