Кем был в молодости сталин: Портрет тирана в молодости – Огонек № 22 (4998) от 03.06.2007

Содержание

КЕМ БЫЛ СТАЛИН?. Сталин

КЕМ БЫЛ СТАЛИН?

Сегодня, когда И. В. Сталина в передачах московского телевидения называют преступником и убийцей, кажется, что в Восточной Европе можно сказать и написать что угодно об этом человеке, который в течение трех десятилетий возглавлял Советское государство и почитался как божество, а после разгрома фашистской Германии стал одним из самых авторитетных политиков мира.

В настоящее время книжный рынок весьма насыщен. Порой задумываешься, не пришло ли время авантюристов и дилетантов. Дилетант не чувствует риска, однако риск громаден. Многие поколения сейчас начинают узнавать, каким же был Сталин.

До сих пор на венгерском языке появилась одна-единственная официальная биография Сталина, изданная в 1947 году. Сейчас; она относится к числу библиографических редкостей.

В этой книге о нем говорилось, в частности, что «в Сталине миллионы рабочих всех стран видят своего учителя, на классических трудах которого они учились и учатся, как нужно успешно бороться против классового врага, как нужно готовить условия конечной победы пролетариата.

Влияние Сталина — это влияние великой, славной большевистской партии… И. В. Сталин — гениальный вождь и учитель партии, великий стратег социалистической революции, руководитель Советского государства и полководец». Вся деятельность Сталина, подчеркивалось в этой книге, дает нам образец сочетания огромной теоретической мощи с исключительным по своему объему и размаху практическим опытом революционной борьбы. «Работа товарища Сталина исключительно многогранна; его энергия поистине изумительна. Круг вопросов, занимающих внимание Сталина, необъятен: сложнейшие вопросы теории марксизма-ленинизма — и школьные учебники для детей; проблемы внешней политики Советского Союза — и повседневная забота о благоустройстве пролетарской столицы; создание Великого северного морского пути — и осушение болот Колхиды; проблемы развития советской литературы и искусства — и редактирование устава колхозной жизни и, наконец, решение сложнейших вопросов теории и практики военного искусства». Такой была официальная оценка Сталина при его жизни.

В своей книге «Сталин» самую значительную и авторитетную оценку его личности и исторической роли дал Л. Д. Троцкий, один из руководителей Октябрьской революции, соратник Сталина по партии тех времен и оппонент по дискуссиям, а затем его враг и жертва. Очевидно, Троцкий был одним из первых биографов Сталина. Через три года после выдворения из Советского Союза он издал в Берлине книгу под названием «Сталинская школа фальсификаций», одна из глав которой называлась «К политической биографии Сталина». После своей высылки Троцкий считал особенно важным доказать миру, что его великий противник в своей сатанинской фигуре соединяет одновременно черты заурядного провинциального бюрократа, преступника и братоубийцы. Чтобы избежать упрощений и нарисовать более убедительную картину, Троцкий подробно изучил жизнь Сталина и оставил потомкам обширное, но незавершенное произведение. Во время работы над этой книгой в августе 1940 года он стал жертвой покушения, организованного, как считают многие исследователи, по указанию Сталина.

Tроцкий видел в Сталине вождя «русского термидора», «могильщика революции», который олицетворял своеобразный бонапартизм, поднявшийся на обломках пролетарского государства. Он описывал его как политика, являющегося порождением бюрократического аппарата, выросшего на почве российской отсталости и хаоса в стране после гражданской войны. Он обрисовал Сталина как серого, заурядного человека, духовный горизонт которого не поднимается выше уровня провинциального чиновника. В его характере Троцкий усматривал восточное коварство, которое по-разному проявлялось в соответствии с конкретно-исторической обстановкой.

Менее исторично, но эффектно написал портрет Сталина тоже в 30-е годы Виктор Чернов, один из руководителей партии эсеров. Сталина и его режим он охарактеризовал как «восточный деспотизм». В другом месте он говорит, что этот режим — «диктатура ради диктатуры». Чернов полагал, что в личности Сталина соединились поп и солдат, которые чувствуют себя как дома только за кулисами власти.

Если Троцкого не подвела память, то сравнение Сталина с Чингисханом принадлежало первоначально Н. И. Бухарину. Конечно, подобных исторических аналогий, связанных с именем Сталина, так много, что их невозможно перечислить. В частности, Троцкий провел параллель между Сталиным, Гитлером и Муссолини. Правда, Троцкий всегда подчеркивал, что феномен Сталина вырос совсем на другой, социалистической почве, он является носителем и выразителем иных социально-экономических интересов, нежели фашизм и нацизм. Но эти аналогии еще больше затрудняют понимание данного феномена.

Еще одну версию роли Сталина дал Исаак Дойчер, бывший польский коммунист, функционер Коминтерна, а затем сторонник Троцкого. Кстати, Дойчер приобрел широкую известность как автор биографии Троцкого. Но и его книга о Сталине цитируется в литературе так же часто, как и аналогичная работа Троцкого. Дойчер считает Сталина органическим продуктом, естественным порождением российской действительности и российской революции. Под влиянием этой книги в западной историографии (а практически до последнего времени только на Западе занимались исследованиями политического портрета Сталина) постоянно подчеркивалась эта органическая связь, но без революционного подхода Дойчера.

Современные буржуазно-консервативные историки критически подходят к оценке Сталина, однако их подход имеет большой недостаток — они не видят, что Сталин не является естественным и закономерным продолжателем дела В. И. Ленина и Октябрьской революции. Очень многие исследователи попали в плен ложных аналогий, пытаясь понять сущность Октябрьской революции через призму анализа особенностей буржуазных революций в Западной Европе.

Точка зрения, согласно которой между Сталиным и Лениным существует самая непосредственная связь, игнорирует тот факт, что в ходе исторического развития в каждую эпоху существует несколько альтернативных вариантов такого развития.

Дойчер сознавал наличие проблемы, возникающей из механического противопоставления закономерностей и случайностей, но он не раз отходил от выведенной им самим преемственности.

Официальная точка зрения в СССР подчеркивала эту преемственность, прославлялось величие Сталина. Это как раз свидетельствовало о том, что история возвеличивалась. Другой, противоположный, односторонний подход «осуждает» историю, предъявляет ей претензии. А была ли третья возможность? Все ли было предопределено в историческом плане, или, напротив, все зависело от злой воли Сталина? Если же все зависело от него, тогда как же он мог быть незначительной фигурой, как это вытекает из оценок Троцкого? Действительно ли дальнейший ход исторического процесса был предопределен в 1922 — 1923 годах, как это представляется по Современным упрощенным взглядам?

Еще один вопрос: почему же так много жертв? Если мы считаем, что Сталин был самой историей, можем ли мы в то же время утверждать, что историческая закономерность воплотилась только и именно в нем? Можем ли мы так упрощать историю и роль исторического деятеля? Кем же был Сталин на самом деле? Убийцей или крупной личностью, направлявшей ход исторического развития, азиатским деспотом или деятелем рабочего движения, бесцветным бюрократом или учителем народов? Или он был и тем и другим одновременно? А может быть, ни одна из этих оценок не соответствует действительности? Перед нами стоит вопрос — кем же был Сталин?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

кем на самом деле был великий вождь?

В Александровском саду Санкт-Петербурга установлен замечательный памятник знаменитому путешественнику, исследователю средней Азии Николаю Михайловичу Пржевальскому. Но многочисленных туристов обычно интересует другой вопрос: зачем Сталину верблюд? Действительно, бюст знаменитого путешественника внешне очень напоминает Иосифа Виссарионовича Сталина, и только надпись позволяет понять, что это не так. Возможно, такое сходство и породило версию, что настоящим отцом вождя народов был не какой-то бедный сапожник Виссарион, а царский офицер, знаменитый русский путешественник Николай Пржевальский, который в своих путешествиях часто пользовался верблюдом.

 «Я очень хорошо помню, как в период перестройки к памятнику Николая Михайловича Пржевальского почти каждую ночь пробирались неизвестные и разбивали пару бутылок краски, потому что они считали, что Николай Прожевальский был отцом Сталина, так как они очень похожи. Потом эта вандальская акция закончилась, в одном академическом журнале опубликовали статью, в которой рассказывали, что у Николая Михийловича была нетрадиционная ориентация. В походы он брал с собой казачка и на женщин внимания не обращал», – рассказывает доктор исторических наук Владимир Фортунатов.

С рождением великих людей всегда связаны масса мифов и легенд. Например, мать Александра Македонского считала, что отцом его был сам Зевс, и таких примеров множество. То же самое и с датой рождения. Советские люди твердо знали, что великий вождь и учитель родился 21 декабря 1879 года в семье сапожника Виссариона Ивановича Джугашвили и его жены Екатерины Георгиевны. Но позднее исследователи жизни Сталина выяснили, что, в действительности, он родился на год раньше – 18 декабря 1878 года, это подтверждают архивные документы. Почему Сталин изменил дату своего рождения остается загадкой.

«Однако имеющиеся материалы на дают возможности утверждать, сознательно ли изменил Сталин дату своего рождения и с какой целью это сделал», – комментирует Фортунатов.

Астрологи просчитали реальный гороскоп Иосифа Джугашвили, родившегося в 1878 году, и виртуальный гороскоп великого Сталина, который выбрал себе  в качестве дня рождения  21 декабря 1879 года. Почему Сталин выбрал именно эту дату? Исследователи выяснили, что, возможно, ее подсказал Сталину знаменитый мистик, основатель Института гармонического развития человека Георгий Гурджиев. Гурджиев сам несколько раз менял дату рождения, считая, что она несет особый смысл. То же самое и с именем.

«Очень интересна перекличка с Георгием Гурджиевым. Но, наверное, это был все-таки, потому что 1979 год был годом паука. Интересно, что в новом гороскопе выбранная дата – это момент, когда рождаются герои, если опираться на историю и легенды. Это самодержец, одни его боготворят, а другие проклинают», – комментирует астролог Диана Хорсанд.

Если посмотреть на гороскоп Иосифа Джугашвили, то он ничем не отличается от гороскопов других людей. Звезды не лгут, но их можно обмануть. Гороскоп Иосифа Джугашвили говорит нам о мягком человеке с обычной судьбой, ничем не напоминающего Сталина. По свидетельству очевидцев, таким Сталин был в редкие минуты общения с женой и дочерью Светланой.

«Если брать гороскоп Джугашвили, который родился в 1978 году, то там соединение Венеры и Солнца, то есть это все-таки миротворец. Это совсем другая личность, если жить по тому гороскопу», – объясняет астролог.

Прошло уже больше 60 лет со дня смерти вождя народов, а споры о том, кем же был Иосиф Виссарионович Сталин не только не утихают, но и становятся все горячее. Одни считают его исчадьем ада, тираном, ответственным за судьбы миллионов невинно осужденных людей, другие видят в нем великого человека, блестящего руководителя, который принял отсталую страну с сохой, а оставил ее могучей державой с атомной бомбой. Но на самом деле, мы слишком мало знаем о настоящем Сталине.

Либеральные историки как на западе, так и у нас в стране, пытаются представить Сталина жестоким, бесчеловечным тираном, который с юности был склонен к преступлениям. Они выискивают в архивах все упоминания о якобы бандитской натуре молодого революционера. Все разбойные нападения на банки и царские учреждения, так называемые эксы в Тифлисе, оказывается организовывал и лично учувствовал в них, конечно же, Сталин. Надо сказать, что сам Иосиф Виссарионович никогда не отрицал своего участия в эксах, но все деньги шли на дело революции.

 «Есть такая историческая легенда, когда Сталину показали сценарий художественного фильма «Сталинградская битва», и он выбрал актера с фамилией Дикий. На что ему аккуратно намекнули, что тот сидел. Сталин ответил, что он тоже сидел по политической статье. Все разговоры о том, что Сталин был уголовником базируются на неких эмоциях. Но все аресты были по политическим статьям», – рассказывает публицист Николай Стариков.

Надо отметить, что большинство негативных фактов о жизни Сталина наши либералы берут не из архивов или официальных документов эпохи, а исключительно из мемуаров поджигателя мировой революции Льва Троцкого. А потом эти строки из мемуаров кочуют из книги в книгу, становясь в конце концов якобы доказанным фактом. Кстати говоря, ни Ленин, ни Сталин не оставили после себя мемуаров, а вот Троцкий и Никита Хрущев умудрились написать по нескольку томов.

«Все мемуары Троцкого были заточены на то, чтобы очернить Сталина. Это идея Троцкого, что Сталин отравил Ленина. Но это все пропаганда», – считает писатель Александр Мясников.

Либералы любят цитировать Троцкого, что Сталин был не образован и невежественен, но почему-то не любят вспоминать о феноменальном самообразовании Сталина. Не случайно, многих зарубежных деятелей поражала осведомлённость советского лидера в самых разных вопросах: от сельского хозяйства и ветеринарии до атомной бомбы. Английский писатель Чарльз Сноу писал, что Сталин очень образованный человек, «в сравнении с ним Ллойд Джордж и Черчилль – на диво плохо начитанные люди. Как, впрочем, и Рузвельт». В личной библиотеке вождя было около 40 000 томов, на большинстве книг есть карандашные заметки. Как признавался сами Сталин, его дневная норма чтения доходила до 500 страниц.

Не случайно Сталин пользовался таким авторитетом среди своих зарубежных коллег. Несмотря на все противоречия между странами мнение о Сталине было единогласным, вот что писал о нем президент США Франклин Рузвельт. «Под руководством маршала Иосифа Сталина русский народ показал такой пример любви к родине, твердости духа и самопожертвования, какого еще не знал мир».

Другой заклятый друг и враг — английский премьер Уинстон Черчилль вспоминал: «Я лично не могу чувствовать ничего иного, помимо величайшего восхищения по отношению к этому подлинно великому человеку».

 Во всех воспоминаниях о Ялтинской конференции говорится о магической силе Сталина, о том, что, когда он входил. все невольно вставали и держали руки по швам.

«У Черчилля со Сталиным были еще более сложные отношения. Черчилль его, безусловно, уважал, неоднократно с ним встречался и мерился не только геополитическими амбициями, но и тем, кто больше выпьет. Сталин в таких соревнованиях побеждал.  Все это перемешалось у Черчилля с ненавистью к Сталину, как руководителю противоборствующей с Великобританией державой», – рассказывает Николай Стариков.

Конечно, не надо думать, что Сталин был белый и пушистый. Он был жестким и, может быть, даже жестоким правителем. Нельзя с него списывать ответственность за массовые репрессии, но и судить с позиции сегодняшнего дня, тоже не стоит.

«Что касается репрессий, тут хочется отметить несколько моментов. Во-первых, в истории до начала перестройки они получили название «ежовщина»: были невинно-осужденные и невинно – расстрелянные. Когда Ежов был осужден и расстрелян, на его место встал Берия, который раскрыл двери тюрем. Сам Сталин осудил то, что происходило ранее», – добавляет публицист Стариков.

Обычно главной заслугой вождя считается победа советского народа в Великой Отечественной Войне. Но мало кто задумывается, что победа не могла быть достигнута без подъема экономики страны. Сталин получил ее от Ленина в полной разрухе и за короткий срок смог создать мощную индустриальную державу. Мы забываем, что и сегодня российская индустрия, во многом, держится на тех заводах и фабриках, которые были заложены еще в то время. Магнитка, Уралмаш, Тракторные заводы – все это было создано еще в первые пятилетки.

«Только в течение 12 лет в стране появилось 9 000 крупных промышленных предприятий. Наши лучшие оружейные предприятия созданы еще в сталинское время», – комментирует историк Фортунатов.

Сегодня, заходя в магазин, мы привычно ужасаемся постоянному росту цен. Цены растут на все: на ЖКХ, бензин и другие услуги. Нас уверяют, что так и должно быть – все съедает инфляция. Но мало кто задумывается, почему в сталинском, разрушенном войной СССР, впервые за всю историю цены не только не росли, но и снижались.

«Первое снижение цен произошло одновременно с денежной реформой, в декабре 1947 года. Отменили карточки, и были снижен цены. И уже в последующие годы цены на многие товары снижались. Но начиная с 1954 года, цены перестали снижаться. Почему, когда Сталин умер такой возможности не стало?», – замечает Стариков.

И конечно главной заслугой Сталина стало создание Союза советских социалистических республик. Сталинская конституция 1936 года закрепила появление такого небывалого на земле понятия как советский народ. И кто жил в то время помнят это ощущение братства, а это для сплочения огромной многонациональной страны важнее всего. Почему нападки на Сталина не прекращаются? Он ставил интересы своей страны выше всего, его невозможно было подкупить ни лестью, ни деньгами. После смерти вождя его наследство заключалось лишь в обтрепанном френче и стертых сапогах.

Смотрите программу «Секретные материалы» на телеканале «МИР» каждую субботу в 7:20. 

Иосиф Сталин в молодости

Иосиф Джугашвили родился в 1878 году в Грузии, бывшей тогда частью огромной Российской империи. Он был сыном домохозяйки и простого сапожника. Виссарион, его отец, алкоголик и дебошир, после нападения на городского начальника полиции был арестован.

В 1894 году 16-летний Иосиф получил грант на обучение в начальной Русской православной семинарии. К концу первого года Джугашвили-младший твердо решил, что в Бога не верит.

Несмотря на убеждения, Иосиф остался в семинарии до 1899 года, потом его исключили — Джугашвили не сдал выпускной экзамен. Но тогда молодой человек думал совершенно о другом: он был увлечен сочинениями Ленина и вступил в марксистскую политическую группу.

Первый свой псевдоним будущий вождь взял еще в семинарии. Он звал себя Коба и требовал, чтобы так же его называли товарищи. Это имя героя из любимого романа Иосифа «Отцеубийца», написанного Александром Казбеги. В романе Коба — молодой крестьянин, которого легко можно назвать «благородным разбойником», только, в отличие от Робин Гуда, более реалистичным.

1901 год. Сталин в возрасте 23 лет.

1894 год. 15-летний Иосиф Джугашвили.

После ухода из церковной школы Сталин работал на метеостанции до 1901 года, затем окончательно стал подпольным революционером. Коба устраивал митинги, затевал беспорядки и беспрестанно строчил статьи для подпольных пропагандистских листовок. В 1904 году он присоединился к новой ленинской большевистской группе.

В 1911 году Коба берет свой второй и последний псевдоним, который следующие несколько десятилетий будет вселять страх и уважение по всему миру — он начинает называть себя Сталин.

1901 год. Снимки Кобы из полицейских архивов.

Март 1908 года. Фотографии Сталина после ареста.

Личное дело Иосифа Сталина. Профайл завели после его ареста в Баку в 1910 году.

1911 год.

1911 год.

1911 год. Снимки, сделанные тайной полицией в Санкт-Петербурге.

В период Первой мировой войны Иосиф Сталин так и не побывал на фронте. В детстве он два раза попадал под колеса конного экипажа, из-за чего получил серьезные повреждения левой руки и был освобожден от службы. В апреле 1917 года на съезде Коммунистической партии Сталина избрали в состав Центрального комитета. Шесть месяцев спустя Комитет проголосовал за революцию, которая впоследствии привела к гражданской войне.

Менее чем через 10 лет Иосиф Сталин станет Генеральным секретарем Коммунистической партии. Вместе с назначением вождь получил целый ряд прозвищ, которые прочно закрепились за ним в народе: Гений человечества, Великий Архитектор коммунизма и многие другие.

1915 год. Сталин (второй ряд, третий слева) с группой большевиков в селе Туруханск, Россия.

1917 год.

1918 год.

Иосиф Сталин, Владимир Ленин и Михаил Калинин в 1919 году.

Читайте также Родная внучка Сталина Крис Эванс шокировала рунет

РОЖДЕНИЕ СТАЛИНА — Александринский театр

В спектакле звучат фрагменты из песен:
«Варшавянка» (В. Вольский, В. Свенцицкий, русский текст — Г. Кржижановский)
«Сулико» (В. Церетели, А. Церетели), «Адандали дандали»(Р. Лагидзе)

а также грузинская народная музыка

Соло на дудуке — Хачатур Саркисьянц

В художественном оформлении спектакля использованы работы

Д. Вепхвадзе, Л. Лагорио, С. Меркулова

В спектакле звучит стихотворение И. Джугашвили (Сталина) «Утро»

Александринский театр благодарит за помощь в работе над спектаклем Георгия Гамкрелидзе и Давида Мегрелишвили

Годы сталинизма и фигура Сталина – одна из самых сложных и болезненных тем российской истории. Тема, до сих пор раскалывающая российское общество и поистине трагическая. Но каждая трагедия имеет свои истоки, и театр обращается именно к ним. «Рождение Сталина» — спектакль о духовном, нравственном перерождении, о превращении молодого революционера Иосифа Джугашвили в вождя, об исчезновении человека и рождении тирана.

«Сама идея родилась у меня года три назад. Мне захотелось исследовать механизм — как рождается Сталин и одновременно — это неизбежно — исчезает человек по имени Джугашвили. Он ведь решительно отрицал все, что было связано с его юностью…. Вот эту черную дыру в его биографии я почувствовал, когда стал интересоваться, и мне захотелось исследовать период его молодости — еще до ссылки. В биографии Сталина действительно много алогичного и даже мистического. Мы не следуем буквально документам, фактам. Театр имеет право домысливать, на то он и театр. Мистика еще и в том, что именно такой человек в итоге и оказался у руля страны», – говорит Валерий Фокин.

В основе сценической композиции – исторические материалы, фрагменты из романа Ф.М. Достоевского «Бесы», а также тексты современных авторов.

Театру важно понять, какие факты биографии, особенности характера и личности бывшего семинариста, революционного романтика, послужили толчком к возникновению столь трагической фигуры истории, но еще важнее увидеть универсальные законы трансформации души человека и искушения общества.

Премьера – 22 февраля 2019 года


Программа к премьере спектакля «Рождение Сталина»

23 января. Николай Сванидзе. Лекция «Ленинградское дело»
31 января. Эдвард Радзинский. «Сталин И. В. – режиссёр и драматург»
13 февраля. Александр Проханов. Лекция «Большой стиль. Официальная культура в сталинскую эпоху»
20 февраля. Показ фильма Тенгиза Абуладзе «Покаяние»

Детство при Сталине – Семнадцать мгновений советской истории

Тексты     Изображения     Видео      Музыка     Другие ресурсы

 

Тематическое эссе: Джеймс фон Гельдерн

Детей 1930-х годов по праву можно назвать первым советским поколением, годы становления которого прошли при социалистическом строе. Поколение показало все достоинства и пороки общества, из которого оно произошло, и пережило все его взлеты и падения.Молодые добровольцы несли промышленность на просторы Сибири и коллективизировали деревню, часто под прицелом оружия. Это было самое образованное поколение россиян, самое грамотное, а может быть, и самое боевое. Поколение 1930-х годов чувствовало себя более здоровым, чем когда-либо прежде, невосприимчивым к психозам и порокам, которые когда-то порождала капиталистическая несправедливость. Единение и дисциплина не означали для них отсутствия индивидуальности, они означали здоровое чувство собственного достоинства, основанное на сообществе.

Это поколение великих грехов было также поколением великих свершений. Он построил промышленный город Магнитогорск на открытых землях Урала, а позже преодолел огромные трудности, чтобы победить Гитлера в Великой Отечественной войне. Отягощенные родителями, слишком старыми, чтобы партия могла им доверять, эти дети иногда страдали, когда страдали их родители. И все же, если большевики сомневались или даже списывали широкие слои населения — пожилых людей, женщин, крестьян — как неподвластные свету социалистического разума, дети всегда считались податливыми и спасаемыми.Молодым людям были предоставлены образовательные и развлекательные возможности, которые улучшили их жизнь и сформировали их социалистическое сознание, и многие ответили беспрекословной лояльностью к партии, государству и лидеру. Они помнили десятилетие мира и довольства, позже разрушенное иноземным захватчиком. Лозунг «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство» звучал без иронии для детей, о которых заботились, верили в заботящееся о них общество и принимали его властные структуры.

Даже в эти суровые времена детям удавалось сохранять чувство веселья и находить места, где можно спрятаться от бдительного ока старших. Стандарты их опекунов были строгими, но их также было трудно обеспечить. Какими бы мрачными они ни казались в теории, многие классы или приюты на практике были раем Тома Сойера.

Советский культ детства

«…Нам нужно то поколение молодых людей, которое начало достигать политической зрелости в условиях дисциплинированной и отчаянной борьбы с буржуазией.В этой борьбе это поколение воспитывает настоящих коммунистов; она должна подчинить этой борьбе и связать с нею каждый шаг в своем обучении, воспитании и обучении».

-В.И. Ленина, Задачи союзов молодежи (буржуазная и коммунистическая мораль)

 

Да здравствуют пионеры — достойная замена ленинско-сталинскому комсомолу (Источник: Новая галерея. 2000 г.)

Введение:

Дети в Советском Союзе занимали особое место в сердцах граждан и партии.Они олицетворяли не только невинность молодежи, но и обещание социалистического будущего; чтобы международная марксистская революция увенчалась успехом, с молодежью нужно было хорошо обращаться и давать ей политическое образование. Коммунистические власти шли многими путями для достижения этой цели. В первую очередь Коммунистическая партия воспитывала культ детства, во многом подобный сталинскому культу личности, который идеализировал советское детство. Коммунистическая партия формализовала этот культ через молодежные организации, такие как комсомол, пионеры и маленькие октябристы.

Как и Ленин в своей речи перед комсомолом в 1920 году, этот культ опирался на противопоставление «настоящих» коммунистических детей всем остальным. Институционализировав это почтение к детству, Коммунистическая партия изолировала тех детей, которые не присоединялись к таким группам и фактически были способны создать радикального другого или классового врага еще до того, как граждане даже вошли в состав рабочей силы. Сила этой институционализации наиболее ярко проявилась в годы становления Советского Союза и была усовершенствована при Сталине.Влияние этих групп неоспоримо; коммунисты создали вторичные сообщества, к которым дети могли присоединиться. Вместо того, чтобы привязываться к своим семьям, советских детей учили ставить коммунизм превыше всего, и эти молодежные организации обеспечили самые первые встречи с социализмом. Это привело к уменьшению роли семейной структуры, и эти группы стали основным средством самовыражения советских детей.Иметь удостоверение комсомола означало объявить себя верным коммунистом.

Членский билет ВЛКСМ (Wikimedia Commons)

В этой управляемой истории будет предпринята попытка определить различные аспекты, которые способствовали развитию советского культа детства, от организации молодежных групп до воспитания детей, а также роль пропаганды и ностальгии. Он будет подходить к этим темам как с политической, так и с социальной точек зрения и показывать, как коммунистическая идеология манипулировала опытом детства в политических целях.

 

Книги

Справочная информация:

Киршенбаум, Лиза. Маленькие товарищи: революция в детстве в Советской России, 1917–1932 (Нью-Йорк и Лондон: Рутледж Фалмер, 2001).

В этой книге Киршенбаум прослеживает институт детского сада в Советском Союзе и использует дошкольное образование как линзу для понимания большевистской идеологической революции. Она анализирует, как коммунистическая партия пыталась примирить экономические ограничения с острой необходимостью воспитания детей на принципах социализма.Она подробно описывает, как идеология ориентировалась и проецировалась на маленьких детей, и объясняет, что детские сады фактически стали второстепенными воспитателями , поскольку все больше женщин перешли на работу. Текст является основополагающим в описании только одного способа, которым дети проникались коммунистическим духом и формировались им.

Келли, Катриона. Детский мир: взросление в России 1890–1991 (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 2007).

Келли, по-видимому, является одним из выдающихся ученых в области советских исследований детства, поскольку она является автором многочисленных книг и статей по этой теме.Этот текст особенно полезен, поскольку он предоставляет читателю более широкий круг вопросов, начиная с царской России и заканчивая распадом Советского Союза, предоставляя полезную сравнительную основу. Что наиболее важно, Келли пытается проникнуть в мир ребенка в это время и по-настоящему воссоздать его для читателя. Она проникается всеми аспектами детской культуры, от героических историй в детской литературе до ритуалов приучения к туалету. Келли умело воздерживается от передовиц и морализаторств, а вместо этого рисует сложности детской жизни, которые, хотя и являются в данном случае исключительно российскими, похоже, также приближаются к некоторым универсальным темам.

Келли, Катриона. Товарищ Павлик: Взлет и падение советского мальчика-героя (Лондон: Granta, 2005).

В этой работе Келли сужает свое внимание к ныне печально известной истории Павла Морозова, мальчика, чья история стала культовой в Советском Союзе. Тринадцатилетний Павлик на момент своей смерти в 1932 году олицетворял верность коммунистическому режиму, на которую партия, возможно, надеялась от всех детей. Легенда гласит, что, обнаружив, что его отец сопротивляется коллективизации, Павлик сдал отца в местные органы власти.Этот поступок привел к жестокому убийству его (и его младшего брата) родственниками. В Центральном архиве Келли получила доступ к материалам КГБ о последующем судебном процессе по делу об убийстве Павлика и посвящает большую часть книги расследованию этого дела. Однако полезнее для этой темы то, как этот случай отражает жизнь ребенка при Сталине, увиденное в том, как Павлик впоследствии был прославлен как культовый пионерский герой и использовался в качестве инструмента пропаганды.

Памятник Морозову в Свердловске (разрушен).Пионер приносит присягу.

Бронфенбреннер, Урие. Два мира детства: США и СССР (Нью-Йорк: Фонд Рассела Сейджа, 1970).

В этой работе 1970 года, скорее информативной, чем аналитической, Бронфенбреннер использует свое образование социального психолога для изучения жизни советских детей. Хотя иногда он ошибается в своих суждениях об американском воспитании детей, он, тем не менее, подробно описывает важные события в советском обществе, особенно в отношении организации коллектива и того, как это влияет на детство.Хотя метод Бронфенбреннера гораздо больше психологический, чем исторический, он, тем не менее, использует свой собственный опыт посещения Советского Союза, чтобы объяснить, как коллективный характер советского общества с его молодежными и школьными группами, а также роль и влияние не имеющих родителей взрослых фигур, таких как в качестве учителей способствовать формированию нового советского человека.

«Другое» Дети:

Болл, Алан М. И теперь моя душа ожесточилась: Брошенные дети в Советской России, 1918-1930 гг.(Беркли: Калифорнийский университет Press, 1994).

В этой работе Болл представляет другую, более темную сторону советского детства: беспризорников 1920-х годов. Болл утверждает, что, хотя проблема беспризорников ( беспризорников ) существовала в дореволюционной России, их количество в десятилетие после большевистской революции было ошеломляющим и самым большим в истории России. Он указывает, в частности, на голод 1920–1921 годов, который оказал наибольшее влияние на то, что дети оказались на улице.Затем Болл прослеживает попытки правительства бороться с этой проблемой, в первую очередь путем помещения этой молодежи в детские дома, и комментирует причины, по которым такие усилия не увенчались успехом, в первую очередь финансовые и социальные. Это важная работа, которую можно использовать для сопоставления противоположных сторон советской социальной политики, и она подчеркивает огромную разницу в образе жизни привилегированных детей и брошенных детей.

 

Беспризорники спят (1922) Источник: Российский государственный кинофотоархив в Красногорске.2000.

 

Фрирсон, Кэти А. и Виленский, Семен С. Дети ГУЛАГа. (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 2010 г.).

Другая работа, посвященная советским детям, брошенным партией, — документальная история Фрирсона и Виленского, посвященная изучению самых юных жертв сталинских репрессий. Эта тема не часто затрагивается в исследованиях ГУЛАГа, но оба автора исследуют судьбы тех детей, чьи взрослые были объявлены классовыми врагами или врагами народа.Арест родителей не только травмировал детей и омрачил их в социальном плане, но авторы утверждают, что перед ними стояли вполне реальные и практические проблемы, такие как ограниченный доступ к еде и отвратительные условия в детских домах. Через устные рассказы, собранные авторами, они представляют историю, сильно дискредитирующую представление о счастливом советском детстве.

Покинутые всеми, мы погибли (1920-е годы) На этой вызывающей воспоминания картине изображены беспризорные дети, которых игнорируют бессердечные прохожие. Источник: База данных политических плакатов Гувера. 2007.

Детские дневники:

Луговская Нина. Дневник советской школьницы: 1932-1937 гг. (Москва: Глас новой русской письменности, 2003).

Нина начинает писать свой дневник в 1932 году, в возрасте тринадцати лет, когда ее отец возвращается домой в Москву из сибирской ссылки. Несмотря на подробное описание ее повседневной жизни, дневник более впечатляет ее яростными разоблачениями Сталина и Коммунистической партии, которых она научилась презирать за три года пребывания ее отца в ссылке.Однако вскоре этот дневник стал для нее самым большим источником страданий, поскольку он был обнаружен во время обыска НКВД в квартире ее семьи в 1937 году. Последняя ее запись — 3 января 1937 года, за день до рейда. После этого события Нина, ее мать и две сестры были приговорены к пяти годам лагерей на Колыме. Все четыре женщины выжили и были освобождены в 1942 году, но дневник Нины был конфискован НКВД, и только позже исследователи обнаружили его в советских архивах.

Розенберг Лена Едваб.Девушка с двумя пейзажами: военный дневник Лены Едваб, 1941-1945 гг. (Нью-Йорк: Холмс и Мейер, 2002).

Этот дневник был написан Леной Едваб, польской девушкой, которая уехала из своего дома в Белостоке в летний пионерский лагерь в июне 1941 года в возрасте шестнадцати лет. Однако после вторжения Германии в Советский Союз лагерь был эвакуирован, и она была разлучена со своей семьей. Два года она провела в детском доме, а потом переехала в Москву учиться в университете. За это время остальные члены ее семьи были убиты в Треблинке, о чем она узнала только после окончания войны.Живя в колхозе в деревне, она приспосабливается к крестьянской жизни и пытается примирить социалистические убеждения с антисемитизмом, с которым сталкивается. Сама Лена пытается найти счастливое детство, о котором говорила советская пропаганда, но безуспешно.

 

Журнальные статьи

Горсуч, Энн. «Советская молодежь и политика массовой культуры в годы нэпа». Социальная история, Vol. 17, № 2 (май 1992 г.): 189-201.

В этой статье Горсуч анализирует, как большевики пытались преобразовать российское общество, используя молодежь.Она анализирует то, как создавалась культура с помощью проектов, ориентированных на советскую молодежь, и то, как молодое поколение рассматривалось как самый большой потенциал для большевиков. В частности, она изучает фильмы и одежду советской городской молодежи как самое большое культурное препятствие для большевиков. Изучая эти аспекты социальной и культурной жизни, Горсуч утверждает, что большевики должны были их преодолеть, чтобы установить культурную гегемонию. Она объясняет, что, хотя большевики легко установили политическую гегемонию и проявили комсомол среди молодежи, большевики будут бороться в течение многих лет, чтобы установить свое господство в культуре советской молодежи.

Найт, Ребекка. «Репрезентации советского детства в постсоветских текстах Людмилы Улицкой и Нины Габриелян» Modern Language Review, июль 2009 г. , том 104 (3): 790–808.

Здесь Найт анализирует роль коллективной памяти и мифологизированной ностальгии по детству в постсоветской литературе. Используя, в частности, произведения двух русских писательниц, Людмилы Улицкой и Нины Габриелян, Найт показывает, как последние постсоветские авторы начали бороться с образом счастливого советского детства.Найт утверждает, что два аспекта советской системы создали уникальный опыт советского детства. Во-первых, жизнь детей в Советском Союзе определялась государственными институтами в большей степени, чем в других западных обществах, а именно регулированием образования и досуга. Эти положения были основополагающими в формировании идеальных советских граждан. Во-вторых, Найт утверждает, что пропаганда счастливого советского детства была эффективной в идеализации детского опыта, а также в создании прямой связи между счастливым ребенком и успешным государством.В остальной части статьи Найт прослеживает эти два аргумента в работах Улицкой и Габриеляна.

Спасибо, товарищ Сталин, за наше счастливое детство (1936 г.) Источник: Диана П. Кенкер: Советский Союз с 1917 г. 2002 г.

 

Риордан, Джим. «Советская молодежь: пионеры перемен». Советские исследования, Vol. 40, № 4 (октябрь 1988 г.): 556-572.

В этой статье Риордан акцентирует внимание на советской «молодежи», которую он определяет как возраст от 15 до 30 лет.Также, в отличие от других упомянутых здесь работ, Риордан изучает роль этих молодых Советов в годы после хрущевской оттепели. Тем не менее, это проницательная статья, в которой подробно рассказывается о том, как объекты исследования стали предвестниками перемен и восстаний в советских государствах того времени. Он объясняет, что молодежная культура отошла от гиперорганизованного сталинизма и вместо этого стала больше напоминать западные независимые контркультуры. Он утверждает, что к 1985 году советская молодежь перестала быть синонимом комсомола и вместо этого начала принимать более творческие формы. Его понимание роли комсомола и того, как оно изменилось к 1985 году, важно и способствует лучшему пониманию восстаний советской молодежи.

 

Киноресурсы

Два недавно выпущенных документальных фильма посвящены проблеме детства в Советском Союзе и Российской Федерации. Первый, Моя перестройка (2010), рассказывает о четырех россиянах, выросших во времена перестройки. Они подробно рассказывают о своем детстве и описывают перемены, свидетелями которых они стали в своей стране.Хотя он и не имеет прямого отношения к культу детства, он все же исследует важные темы ностальгии по опыту советского детства.

Второй документальный фильм «Поцелуй Путина» (2012) рассказывает историю Маши Дроковой, лидера российской молодежной организации «Наши ». Он следует за ней, когда она смиряется с непристойной стороной этой организации и как она пытается справиться и примирить свои собственные ценности. «Наши » можно рассматривать как идеологическую преемницу таких групп, как комсомол, и как таковая имеет важное значение для понимания молодежной культуры в бывшем Советском Союзе.

 

Интернет-ресурсы

Анналы коммунизма: сталинизм как образ жизни: повествование в документах:

Интернет-компаньон одноименной текстовой коллекции Льюис Сигельбаум и Андрей Соколов представляют более 150 документов, собранных из советских архивов, связанных со сталинской жизнью. Документы касаются исправительных колоний, коллективизации и деятельности Политбюро, но также включают соответствующие тексты о пионерах и комсомоле.

Flickr: Мое счастливое советское детство:

Группа flickr, в которую входят фотографии, связанные со сценами из повседневной жизни, а также те, которые касаются конкретно советских детей, такие как игры и игрушки, школьные сцены, а также государственная пропаганда.

Английский Россия: жизнь советского ребенка:

На этом сайте воспроизведена американская книга из серии «Дети мира» 1987 года, в которой подробно рассказывается о повседневной жизни москвички Кати.Беззаботная и предназначенная для детей книга по-прежнему предлагает взглянуть на детство позднесоветского периода, а также демонстрирует, как это воспринималось на Западе.

Молодой Иосиф Сталин до СССР

Сталин не его фамилия.

Иосеб Джугашвили родился в 1878 году в Грузии, тогда входившей в состав Российской империи, в семье неудачливого сапожника и горничной.

Его отец, Бесарион, стал алкоголиком и после нападения на начальника городской полиции был отправлен в ссылку.Затем, в 1894 году, шестнадцатилетний Иосиф получил стипендию в Российской начальной русской православной семинарии. К концу первого года обучения Иосиф решил, что не верит в Бога.

Несмотря на это решение, он оставался в семинарии до 1899 года — его отчислили за то, что он не сдал выпускные экзамены. Но у Иосифа были более серьезные проблемы, занимавшие его ум — он читал работы Ленина и записался в марксистскую политическую группу.

Именно в семинарии Иосиф впервые начал использовать псевдоним, но не «Сталин».Он взял имя «Коба» и потребовал, чтобы его однокурсники называли его таковым. «Коба» — это имя героя романа Александра Казбеги «Отцеубийство» «отнять у богатых, раздать бедным».

После окончания семинарии Иосеб работал в метеослужбе, пока в 1901 году не стал штатным подпольным революционером.

А как революционер он разжигал волнения, провоцируя забастовки и писал статьи для подпольных изданий. В 1904 году он присоединился к только что созданной большевистской группе Ленина.

Иосеб — или Коба — активизировал свою революционную деятельность в группе большевиков. Чтобы финансировать работу группы, он организовывал грабежи и вымогательства — даже похищения людей.

Примерно в 1911 году Коба сменил псевдоним на «Сталин» — «человек из стали».

Сталин не воевал во время Первой мировой войны. В детстве его дважды сбивали конные экипажи, что привело к необратимому повреждению его левой руки и освободило его от фронта.Но на конференции Коммунистической партии в апреле 1917 года Сталин был избран в ЦК большевиков, а через полгода ЦК проголосовал за революцию. Последовала Октябрьская революция 1917 года, которая сразу же привела к Гражданской войне. Менее чем через десять лет Сталин стал Генеральным секретарем ЦК Коммунистической партии Советского Союза, другими словами, диктатором государства. И как таковой, он создал и получил целый ряд новых псевдонимов. Джугашвили стал «гениальным гением человечества», «великим архитектором коммунизма» и «садовником человеческого счастья».Странно гладкий вид этих фотографий является результатом ретуши, которую Сталин настоял на том, чтобы сделать свои изображения, чтобы скрыть шрамы от оспины на его лице, вызванные оспой, которую он перенес в детстве.

Российская молодежь: Сталин хорош, мигранты должны уйти: голосование опрос, опубликованный в среду.

Опрос, проведенный Центром Юрия Левады, представили два американских ученых, которые назвали его «Поколение Путина: политические взгляды российской молодежи».

На вопрос, был ли Сталин мудрым руководителем, половина из 1802 респондентов в возрасте от 16 до 19 лет ответили, что да.

«Пятьдесят четыре процента согласились с тем, что Сталин сделал больше хорошего, чем плохого», — сказал Теодор Гербер, социолог из Висконсинского университета в Мэдисоне. «Сорок шесть процентов не согласились с утверждением, что Сталин был жестоким тираном.

Сталин, сменивший Владимира Ленина, выстроил систему террора и репрессий, в которой погибли или были убиты десятки миллионов людей. Он умер в 1953 году.

«Что нас беспокоит, так это то, что сегодня в России значительная часть молодых людей придерживается положительных или двойственных взглядов на Сталина и его наследие, — сказал Гербер.

«Нам кажется, было бы уместнее, если бы было больше осуждения сталинской эпохи».

Опрос показал, что 17 процентов молодежи не согласны с тем, что Сталин несет ответственность за заключение, пытки и расстрелы миллионов невинных людей, а 40 процентов считают, что его роль в репрессиях преувеличена.

Большинство опрошенных считают распад Советского Союза трагедией, а две трети считают Америку соперником и врагом. Лишь пятая часть рассматривала Иран как потенциального соперника или врага.

Большинство молодых людей также хотели, чтобы иммигрантов выгнали из России: 62 процента согласились с утверждением, что российское правительство должно выселить большинство иммигрантов.

Но 64 процента согласились с тем, что иммигрантам следует разрешить иметь российское гражданство, если они будут соблюдать российские законы и обычаи.

Опрос показал, что наибольшую озабоченность молодежи вызывает проблема наркотиков, за которой следуют безработица, бедность, коррупция, образование, преступность, ВИЧ/СПИД и экология.

«Молодость, твоя очередь!»: поколения и судьбы русской революции (1917-1932 гг.) | Журнал социальной истории

Получить помощь с доступом

Институциональный доступ

Доступ к контенту с ограниченным доступом в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок.Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту следующими способами:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с проверкой подлинности IP.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения.

Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением.Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Многие общества предлагают своим членам доступ к своим журналам с помощью единого входа между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Из журнала Oxford Academic:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для своих членов.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Институциональная администрация

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Просмотр ваших зарегистрированных учетных записей

Вы можете одновременно войти в свою личную учетную запись и учетную запись своего учреждения.Щелкните значок учетной записи в левом верхнем углу, чтобы просмотреть учетные записи, в которые вы вошли, и получить доступ к функциям управления учетной записью.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Аудиокнига недоступна | Звуковой.ком

  • Эвви Дрейк начинает больше

  • Роман
  • От: Линда Холмс
  • Рассказал: Джулия Уилан, Линда Холмс
  • Продолжительность: 9 часов 6 минут
  • Полный

В сонном приморском городке в штате Мэн недавно овдовевшая Эвелет «Эвви» Дрейк редко покидает свой большой, мучительно пустой дом спустя почти год после гибели ее мужа в автокатастрофе. Все в городе, даже ее лучший друг Энди, думают, что горе держит ее взаперти, и Эвви не поправляет их. Тем временем в Нью-Йорке Дин Тенни, бывший питчер Высшей лиги и лучший друг детства Энди, борется с тем, что несчастные спортсмены, живущие в своих самых страшных кошмарах, называют «криком»: он больше не может бросать прямо и, что еще хуже, он не может понять почему.

  • 3 из 5 звезд
  • Что-то заставило меня продолжать слушать….

  • От Каролина Девушка на 10-12-19

Молодой Сталин

ПОБЕДИТЕЛЬ ПРИЗА ЗА ЛУЧШУЮ БИОГРАФИЮ 2007 ГОДА, COSTA BOOK AWARDS

Что сказали судьи:
«Все, что вы могли бы желать от биографии — исчерпывающее исследование, захватывающая тема и прекрасно написанное повествование, которое будет служить портретом одной из выдающихся фигур современной истории.

 

«В этой замечательной книге Монтефиоре захватывающий портрет юности Сталина. Монтефиоре дает блестящий отчет об ограблении банка в Тифлисе в 1907 году, получившиеся сцены погрома были достойны фильма Де Неро и Пачино «ЖАРА». Майкл Берли, SUNDAY TELEGRAPH

‘Должна ли жизнь людоеда с черным сердцем быть такой увлекательной? История, рассказанная Монтефиоре, требует психологической проницательности и социального всеведения великого романиста. Диккенс раз или два заглядывает биографу через плечо. Кинематографические аналогии неизбежны: Монтефиоре действительно пишет колоритный яркий биографический фильм.Сталин-грабитель банка напоминает Джеймса Кэгни в его самом возбужденном состоянии; Буканьер Сталин обладает придворным щегольством Эррола Флинна. Быть Сталиным было великой актерской ролью, его наглость возмутительно, постыдно неотразима». Питер Конрад, НАБЛЮДАТЕЛЬ

«Жутко очаровательный «Молодой Сталин» Монтефиоре. Первые главы достойны Александра Дюма. Распутство Сталина [было] приапическим. Захватывающее, хотя и пугающее, [это] свидетельствует о сложности характера Сталина, так блестяще нарисованного.’  Антония Фрейзер, ПОЧТА ПО ВОСКРЕСЕНЬЮ

‘Великолепно! Шедевр деталей. Монтефиоре раскопал документы, давно утерянные в грузинских архивах, нашел потомков друзей Сосо и составил яркий психологический портрет этого опасного, соблазнительного, загадочного человека, который, подобно Макавити, мог исчезнуть со сцен устроенных им бесчинств. Эта книга движется динамично и авторитетно». Майкл Биньон, THE TIMES

‘Захватывает! Исследование Монтефиоре блестяще.Книга содержит множество серьезных и непристойных подробностей, создавая незабываемый портрет одного из величайших монстров 20-го века». Энтони Бивор, THE DAILY TELEGRAPH

‘Триумф исследования и рассказывания историй. Во многих отношениях «Молодой Сталин» более увлекателен, чем сопутствующий ему том. Здесь из нового материала, раскопанного Монтефиоре, возникает богатая и сложная фигура. Если бы мы не знали, что произошло позже, мы могли бы быть полностью очарованы. Монтефиоре пишет в задорном темпе, который отражает, насколько захватывающим, должно быть, было для Сталина совершить революцию.Мастерское изложение Октябрьской революции. Выдающаяся книга, полная сюрпризов». Виктор Себастьен, EVENING STANDARD

«Практически на каждой странице «МОЛОДОГО СТАЛИНА» есть повод с удовлетворением улыбнуться напору откровения и часто повод ахнуть или даже хихикнуть. Общее впечатление — энергия Карлейля, а проза, струящаяся вдоль (Монтефиоре), ослепляет. Судя по квазиакадемической популистской биографии, это настолько хорошо, насколько это возможно».

«Кипучий.Монтефиоре получает медаль ветерана труда за свою новую книгу. Начальная сцена — вооруженное ограбление: она показывает автора в лучшем виде. Монтефиоре дает нам богато и доходчиво задокументированное исследование становления Главного террориста. В его главах есть анекдотическое изобилие и фактическая новизна. Впечатляющая исследовательская работа». Роберт Сервис, SUNDAY TIMES

«Великолепно занимательный, он раскрывает сложность исторических условий, которые ковали революции и их лидеров. Драматический пролог Монтефиоре блестяще устанавливает среду и характер Сталина и демонстрирует почти кинематографическое чутье, которое позволит автору выстроить множество свидетельств в захватывающую популярную историю. .Историк, обнаруживающий ажиотаж, имеет глаз на человеческую комедию… Монтефиоре плавно формирует свой материал, заканчивая эпилогом, в котором семидесятилетний диктатор занимается садоводством и вспоминает». Кэрол Руменс, НЕЗАВИСИМЫЙ

‘Редкое угощение. Книга, которая повелевает и заслуживает нашего внимания. Ему также удалось с триумфом смыть большую часть грязи с портрета человека, который больше не является иконой нашего движения. Это книга исключительной эрудиции, основанная на недавно открытых источниках из Джорджии, Калифорнии, России и Азербайджана, написанная в захватывающем и элегантном стиле, сочетающем в себе писательское чутье с уровнем аргументированных, устойчивых и несенсационных аргументов, которые часто требуются от , но редко осознается высшими академическими историками. Новаторство: эта книга проезжает через совершенно неизведанную территорию архивов и раскрывает огромное количество нового и поразительного материала. Многие общепринятые истины полностью опровергнуты». Доктор Джон Кэллоу, THE MORNING STAR

«Отлично. Каждый раз, когда Монтефиоре отправляет хорька в нору, он находит сочного кролика. Трудно представить, как можно улучшить этот счет. Монтефиоре (имел) доступ к архивным материалам, о существовании которых мало кто знал, не говоря уже о том, что они считались доступными.Более того, повествование наполнено проницательностью и юмором: «СТАЛИН МОЛОДОЙ» — это приквел, который затмевает даже «СТАЛИН: ДВОР КРАСНОГО ЦАРЯ». Немногие ученые обладают даром, которым обладает Монтефиоре, заставлять людей открывать свои умы, сердца и архивы». Дональд Рэйфилд, ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБЗОР

«Блестяще проработанный и читаемый портрет Монтефиоре дает нам Сталина с маузером за поясом, Сталина-смутьяна, грабителя и марксистского заговорщика, Сталина-неутомимого ученого. Картина, которая возникает, более красочна, более пугающая и, прежде всего, более правдоподобная. Книга Монтефиоре начинается с стандартного описания (банковского ограбления), настолько драматичного преступления, какое любой писатель мог бы пожелать рассказать любому, кто хочет понять формирование одного из исторических событий. Самые кровавые диктаторы должны прочитать эту оригинальную и наводящую на размышления книгу.’  Кэтрин Мерридейл, ХРАНИТЕЛЬ

‘МОЛОДОЙ СТАЛИН волнует. Монтефиоре собрал удивительное множество часто новых, часто из первых рук источников, обработанных с ловким сочетанием скептицизма и избирательности. Вот жизнь монстра до и после того, как он вступает в деструктивный и активный большевизм, идеально ему подходящий (контекст здесь превосходно развит). Мы получаем ограбление банка; ублюдки; немифический Ленин; Арктическое изгнание; революция — и все это в виде набора легко читаемых коротких глав, включая лондонскую конрадианскую.’  Роберт Конквест, автор книги ВЕЛИКИЙ ТЕРРОР

«Пляж интеллектуалов, прочитанный этим летом, новаторское произведение, наполненное захватывающей энергией и академической тщательностью, которое открыло множество новых материалов о ранней сексуальной, политической и криминальной карьере Иосифа Сталина». Элизабет Грайс, THE DAILY TELEGRAPH

«Молодой Сталин» Монтефиоре: своего рода «Крестный отец», часть 2, приквел как продолжение его «СТАЛИН: СУД КРАСНОГО ЦАРЯ». С тем же успехом вы могли бы озаглавить его «ученик диктатора», поскольку Коба бомбит, грабит, шантажирует, похищает, вымогает деньги и прокладывает себе путь в историю, становясь своего рода криминальным вдохновителем жанра Марио Пьюзо, прежде чем перейти к преступлениям против человечности.Вероятно, самая большая историческая биография и очевидный рождественский подарок 2007 года». Ник Фоулкс, НАБЛЮДАТЕЛЬ

‘Захватывающий рассказ не только о человеке, но и о богатой истории, из которой он возник. Монтефиоре привносит свой собственный великолепный романистический талант в этот приквел к своей биографии Сталина, ставшей бестселлером». Клэр Олфри, METROLIFE

«Захватывающее, но мрачное приключение мальчика, наполненное бомбами, насилием и предательством. Полный увлекательных самородков. ФИНАНСИЛ ТАЙМС

‘Я нашел убедительным использование источников. Здесь много нового материала. Монтефиоре обладает проницательностью романиста и жизнерадостностью высококлассного журналиста. Цель любой книги — информировать, развлекать и быть удобочитаемой, и эта книга превосходно справляется с этой задачей — и часто с чувством юмора. Удивительное достижение». Дженни Эрдал, ШОТЛАНЦ

«Как обычный читатель, будет справедливо отметить, какую блестящую работу делает Монтефиоре в передаче атмосферы.Мало того, что повествование удерживает внимание на протяжении всего произведения, но есть несколько замечательных выдающихся пассажей: крупное ограбление банка, его ссылка в Сибирь, пьяная головотяпство при штурме Зимнего дворца. Для меня было так много нового». Дэвид Робинсон, шотландец

«Сталин бросает серьезный вызов любому биографу: Монтефиоре, продолжая превосходную работу «СТАЛИН: ДВОР КРАСНОГО ЦАРЯ», отвечает на него ярким описанием лет становления ленинского «чудесного грузина». Уличный боец ​​мыслящего человека. Пьянящая смесь уличной жестокости и классического образования помогла Сталину создать свою злую диктатуру. Множество интимных подробностей. Этот дотошный том…» Гэвид Боуд, SCOTSMAN ON SUNDAY

‘Абсолютный драгоценный камень. Монтефиоре нашел невероятное количество нового материала, который придает его повествованию человеческий колорит, и пишет он с необычайным энтузиазмом. Книги открываются блестящей реконструкцией печально известного ограбления банка 1907 года, и ее темп никогда не замедляется.Монтефиоре ловко справляется со всем: с поэзией, любовными делами, даже с капризной политикой марксистских левых в Российской империи в первые годы прошлого века». Пол Андерсон, TRIBUNE

«Прямо с портрета на обложке МОЛОДОЙ СТАЛИН Монтефиоре взрывает клише: больше похож на Омара Шарифа, чем на добродушную фигуру власти. Эта книга выполняет важную работу, помогая понять, как возник феномен Сталина и сталинизма; это также очень хорошая история, очень хорошо рассказанная. ’  Пол Фишман, ЖУРНАЛ WATERSTONES

«Биография зрелого Сталина, написанная Монтефиоре, была шедевром, характеризующимся большим количеством оригинальных исследований, серьезной ученостью и ярким развлекательным стилем письма: его приквел не разочаровывает. История богата анекдотами и сильно окрашена личностью не только его субъекта, но и сталинского легиона нежелательных прихлебателей и (поскольку он был грозным бабником) завоеваний. История Сталина с большим воодушевлением и свежестью рассказана г-ном Монтефиоре.Он дает реальное представление об этой ядовитой личности, и любому другому автору будет трудно его превзойти». Саймон Хеффер, ЖУРНАЛ ЗАГОРОДНОЙ ЖИЗНИ

«В МОЛОДОМ СТАЛИНЕ Монтефиоре есть что-то особенно пугающее. увлекательный приквел яркое ощущение сцены Сталин остается ужасно актуальным для современности». Кристина Хардимент, THE TIMES

«Важный и увлекательный». Себастьян Шекспир, TATLER

«У Монтефиоре есть тезис, и он, безусловно, прав в этом: ГУЛАГ и массовые убийства в 1937–1938 годах были поворотным моментом в ХХ веке. Его интуиция подсказывает, что политика Сталина не появилась в государстве неожиданно. Чтобы доказать свою точку зрения, он погрузился в детство и раннюю зрелость Великого террориста. Автора нельзя обвинить в трудолюбии. С помощью русских и грузин он накопал кучу новой информации. Привлекательная книга, какое сложное чудовище». ЭКОНОМИСТ

«Хорошо прочитано и очень хорошо написано» Ян Бланшар, ШОТСМАН

«Анекдотически бурное исследование создания монстра», THE SUNDAY TIMES

«Отлично» Роджер Льюис, DAILY EXPRESS

‘Этот великолепный приквел к его замечательному СТАЛИНУ!’ Джонатан Мирски, ЗРИТЕЛЬ

«Живописно, увлекательно, прекрасно читается.’  Хью Барнс, НОВЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ

‘Вслед за своим экстраординарным СТАЛИНОМ 2004 года блестящий Монтефиоре берется за молодость диктатора в МОЛОДОМ СТАЛИНЕ’. GQ

«Невероятная новая биография!» SUNDAY TIMES

«Увлекательная книга и увлекательное чтение проливает реальный свет на формирование диктатора» Карла Кинг, THE IRISH TIMES

«Прекрасная биография» Портрет Сталина в детстве и юности, сделанный Монтефиоре, представляет собой необычайно подробный портрет одного из трилогии монстров ХХ века. ’  Джон Ллойд, THE FINANCIAL TIMES

«Ограбление, организованное ожидающим диктатором, является захватывающим прологом к портрету, который бросает вызов шаблонному образу страдающего манией величия грузинского крестьянина. Острые аспекты прогресса бандитского революционера описаны в кинематографическом повествовании, которое одновременно хорошо исследовано и построено с романистическим блеском. ЕЖЕДНЕВНЫЙ ТЕЛЕГРАФ

«Известный историк подготовил увлекательный отчет о жизни Сталина до его прихода к власти, основанный на новых свидетельствах из ранее неизвестных архивов.’
Летнее чтение, DAILY TELEGRAPH

«СТАЛИН: ДВОР КРАСНОГО ЦАРЯ» был таким же бестселлером, как и «МОЛОДОЙ СТАЛИН». Это захватывающий, хотя и пугающий рассказ о Сталине от рождения до Октябрьской революции, основанный на невероятном количестве новых источников. Автор рисует портрет Сталина, который является самым полным из всех, что у нас есть на любом языке. Масса противоречий, он блестяще передан жизни в этой превосходной биографии». Мартин Макколи, HISTORY TODAY

«МОЛОДОЙ СТАЛИН», как и его предшественник, бурлит, как извергающийся вулкан.Лучшей метафорой может быть сибирская метель. Детали сверкают и леденят кровь. Захватывающее повествование. Взрывная история со старого Дикого Запада. Монтефиоре — журналист, работающий по крупицам. Но он также кропотливый историк». Дэниел Снеговик, ЕВРЕЙСКАЯ ХРОНИКА

‘Читаемый портрет Сталина. Монтефиоре приложил большие усилия, чтобы найти новые источники, особенно в Грузии, где он работал в архивах и брал интервью у выживших в ранние годы Сталина и у членов семьи.Эта книга для читателя, который любит весьма пикантную биографию». Альфред Рибер, TIMES LITERARY SUPPLEMENT

«Монтефиоре раскапывает свежие подробности о явном бандитизме большевизма; дополнил многие подробности о соратниках Сталина в этом рассказе о ранних годах диктатора. Монтефиоре очень хорошо знает предысторию». Норман Стоун, СТАРИНКА

«Рекомендуемые книги: МОЛОДОЙ СТАЛИН и СТАЛИН: СУД КРАСНОГО ЦАРЯ Саймона Себага Монтефиоре; блестяще написанная двойная биография показывает рост и господство этого закулисного манипулятора.’  Кейт Вайнберг, THE DAILY TELEGRAPH

«Джо Сталин, гангстер: В этом превосходном приквеле к своей книге «СТАЛИН: ДВОР КРАСНОГО ЦАРЯ» писатель, историк и британский телеведущий Монтефиоре отмечает, что было проведено много исследований характера Адольфа Гитлера, но меньше его подобия. Сталин, как показывает Монтефиоре, приложил все усилия, чтобы скрыть факты своей юности, которая в некотором роде длилась почти до 40 лет, когда разразилась революция, и помешать ему выглядеть кем-то иным, кроме как великим человеком.Как показывает новаторская работа Монтефиоре, было что скрывать. Хотя Сталин был человеком острого ума и весьма начитанным, он также был головорезом, называвшим себя потомком «кавказского разбойника-героя по имени Коба», откуда и его знакомое прозвище. Он носил густую бороду и длинные волосы, совершал преступления, начиная от мелких краж и заканчивая вымогательством и ограблением банков, и привлекал молодых людей к удовольствиям от чтения «Жерминаля» Эмиля Золя. Пристрастие к разбойничьим проделкам заставляло более умеренных товарищей по подполью считать его «бестолковым молодым товарищем», но новую дисциплину он приобрел в царских тюрьмах, где, хотя и «предпочитал жуликов революционерам», в незаменимого авторитета по марксизму, готового цитировать главу и стих в любой дискуссии.Подарок товарища-революционера Макиавелли-принца заставил его пойти по другому пути, и вскоре он был в состоянии пересмотреть свое прошлое, чтобы казалось, будто он все это время был на стороне Ленина. «В глубине души он был слишком умен, чтобы не понимать, что многие хвалебные гимны его юности смешны», — пишет Монтефиоре, который изучил архивы, чтобы написать эту книгу. Тем не менее Сталин все равно настаивал на этих гимнах. Необходим для понимания одного из главных монстров 20-го века и нации, которую он создал. ’  ОТЗЫВЫ KIRKUS (помечены звездочкой)

‘Диктатор как молодой поэт-головорез; МОЛОДОЙ СТАЛИН – тщательно проработанная и авторитетная биография Монтефиоре. Как и в «СТАЛИН: ДВОР КРАСНОГО ЦАРЯ», своей зловещей и ужасной хронике Сталина у власти, г-н Монтефиоре нашел дьявола в деталях, тщательно пробираясь сквозь ранее не прочитанные архивные материалы в России и Грузии, где он обнаружил мемуары, написанные матерью Сталина. Ни одна деталь не является слишком мелкой.’  Уильям Граймс, NEW YORK TIMES

‘Монтефиоре в своём классе. Как и в книге «СТАЛИН: СУД КРАСНОГО ЦАРЯ», Монтефиоре раскопал в архивах беспрецедентный набор свидетельств и разыскал огромное количество свидетелей в этой блестяще проработанной книге. Портрет Сталина, который появляется на этих страницах, более полный, более красочный, более пугающий и гораздо более убедительный, чем все, что мы видели раньше. Как с ужасающими подробностями показывает Монтефиоре в своей блестящей книге, годы, проведенные Сталиным в заговорщическом подполье, научили советского диктатора повсюду подозревать предателей. ’  Орландо Файджес, НЬЮ-ЙОРКСКИЙ ОБЗОР КНИГ

‘Мрачная и ужасающая история, и не может быть лучшего проводника, чем Монтефиоре. Он обнаружил умопомрачительное количество материалов в архивах Москвы и Грузии. Конечным эффектом «МОЛОДОГО СТАЛИНА» является создание захватывающей, дотошной и убедительной истории человека, которого стоит попытаться понять». Николас Томпсон, LOS ANGELES TIMES

«Великий и удостоенный премий СТАЛИН Монтефиоре — в своей исключительно авторитетной манере — стал самой интимной историей всей среды.МОЛОДОЙ СТАЛИН — это ярко рассказанная, основательно проработанная и дотошно аргументированная история самого чудовищного политического преступника ХХ века. Работа Монтефиоре стоит рядом с Робертом Конквестом, Орландо Файджесом, Ричардом Пайпсом и Робертом Сервисом как высшее историческое исследование советской загадки». Gaylord Dold, KANSAS EAGLE

«КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ, ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: СТАЛИН В МАЛЬЧИКЕ: бестселлер Монтефиоре «СТАЛИН» был мастерским, великолепно читаемым и безукоризненно проработанным отчетом о правлении советского лидера. Как портрет восходящей злокачественности, он редко имел себе равных. МОЛОДОЙ СТАЛИН — своего рода приквел. Монтефиоре рассказывает об этом с живостью, проницательностью и весьма значительным количеством никогда ранее не публиковавшейся информации. Прочитал за один присест. В каком-то смысле «МОЛОДОЙ СТАЛИН» производит впечатление авантюрного, хотя и мрачного приключения… Не лишним будет то, что значительный литературный дар Монтефиоре позволяет ему вернуть жизнь в утраченное экзотическое царство, в котором разворачивается его сага» Эндрю Статтафорд, НЬЮ-ЙОРК САН

«Ранее (Монтефиоре) «СТАЛИН: ДВОР КРАСНОГО ЦАРЯ» является, пожалуй, лучшим описанием почти трех десятилетий правления Сталина, которые были самым мрачным часом для России, но его превосходная новая работа обращается к годам становления Грузии с нюансами, которые они редко получали.В результате получился биографический портрет, который читается как билгундсроман сочными кавказскими мазками». Александр Назарян, NEW CRITERION

«МОЛОДОЙ СТАЛИН» блестяще читается, замысловат и детализирован, как хороший роман (скорее конрадовский, чем достоевский), тщательно проработан и полон неизвестных доселе фактов» Майкл Корда, MEN’S VOGUE

«МОЛОДОЙ СТАЛИН» предлагает наиболее полное и точное описание ранних лет тирана и рассказывает захватывающую историю жизни в революционном подполье, пропитанном насилием, страхом и обманом и наполненным жуликовой галереей бандитов, двойных агентов и террористов.’ Дуглас Смит, SEATTLE TIMES

«Ранняя мастерская биография Монтефиоре сосредоточена на годах у власти: МОЛОДОЙ СТАЛИН — портрет молодого человека в полный рост. Монтефиоре создал такой же сложный и увлекательный портрет, как и его предыдущая работа». Эндрю Нагорски, NEWSWEEK

«Яркая работа» Шейла Фитцпатрик, LONDON REVIEW OF BOOKS

«Удивительный исследователь, Монтефиоре нашел новые архивные источники, взял интервью у выживших и посетил дома и убежища великого диктатора, чтобы написать приквел к своей 700-страничной книге «СТАЛИН: ДВОР КРАСНОГО ЦАРЯ». Даже то, что знакомо о Сталине, Монтефиоре облекает в яркое повествование, богатое новыми подробностями». Рональд Суни, WASHINGTON POST

‘Очаровательно. Монтефиоре талантливо рассказывает о событиях, пишет в стиле, который лучше всего можно описать как напористый. Величайшая сила МОЛОДОГО СТАЛИНА заключается в замечательном новом материале, который открыл Монтефиоре». Дуглас Смит, SAN FRANCISCO CHRONICLE

«Монтефиоре нашел множество новых источников и проделывает чудесную работу, используя их (или: принимая во внимание).Его сочинения блестящи, его политические выводы неоспоримы. Лучшей политической биографии и быть не может». Вальтер Лакер, DIE WELT (Германия)

«С помощью новых архивов, неизвестной переписки и многочисленных интервью молодой Иосиф Джугашвили предстает в необычайной книге Монтефиоре во всей своей захватывающей сложности»  Марк Эпштейн, L’EXPRESS (Франция)

‘Не пропустите биографию этой осени. Монтефиоре знает, как оживить прошлое» DAGENS NYHETER (Швеция)

«Он любит свой предмет и свою аудиторию, читатели получают то, что любят, — новые источники и анекдоты; он позволяет людям говорить и делает историю живой и настоящей.Саймон Себаг Монтефиоре сочетает в себе знания ученого ученого со способностями и волей опытного журналиста для поиска новых доказательств». Эспен Соби, DAGBLADET (Норвегия)

«Впечатляющая исследовательская работа, проливающая новый свет на Сталина, человека и его странную личность» SVENSKA DAGBLADET (Швеция)

«Увлекательное чтение» Morten Strand, DAGBLADET (Норвегия)

«Впечатляющие, ошеломляющие и полные удивительных и захватывающих историй» Бьорн Габриэльсен, DAGENS NARINGSLIV (Норвегия)

‘Саймон Себаг Монтефиоре – это сила природы.Его энергия, энтузиазм, ненасытное любопытство, жажда подробностей ведут его в архивы и к свидетелям, куда не проникают другие писатели. Монтефиоре облек все голые факты интимными и доселе часто неизвестными подробностями. Он добрался до рукописей некоторых из первых соратников Сталина, в том числе его матери. Его книга — праздник». Родрик Брейтуэйт, THE SALISBURY REVIEW

КНИГИ ГОДА 2007

«Превосходный МОЛОДОЙ СТАЛИН Монтефиоре дает нам ужасающий портрет будущего тирана в жестоких просторах Кавказа, ссорящегося и размышляющего в последние дни царской России» Доминик Сандбрук, Книги года, DAILY TELEGRAPH

«Портрет молодого Сталина, сделанный Монтефиоре, показывает, что кровавый диктатор в 18 лет некоторое время был поэтом-романтиком»   Тим Мартин, «Книги года», DAILY TELEGRAPH

«Приквел к восторженно принятой Монтефиоре книге «СТАЛИН: ДВОР КРАСНОГО ЦАРЯ» мало рассказывает о возвышении Сосо. Глубина исследования автора поражает, но он превращает материал в пикантное повествование» Кристофер Харт, Книги года, SUNDAY TIMES

«Моей книгой года является… «МОЛОДОЙ СТАЛИН» Саймона Себага Монтефиоре, которая является самой откровенной и полной сенсаций биографией, которую я читал за многие годы, помимо фактического триллера. ’  Эндрю Марр, Книги года, THE OBSERVER

«Живо написанная и тщательно проработанная, эта замечательная книга позволяет по-новому взглянуть на создание монстра, который часто выступает не столько как суровый идеолог, сколько как отталкивающий мошенник, но более сложный и многогранный, чем раньше». Колин Туброн, Books of Год, НАБЛЮДАТЕЛЬ

«Захватывающий и убедительный рассказ о паутинопалом чудовище из его ранних лет».  Джонатан Мирски, «Книги года», THE SPECTATOR

«ЮНЫЙ СТАЛИН» Саймона Себага Монтефиоре — захватывающее, авторитетное, леденящее кровь исследование создания монстра. Виктор Себастьен, «Книги года», EVENING STANDARD

«Рекомендую МОЛОДОГО СТАЛИНА.Монтефиоре предлагает портрет, столь же пугающий, сколь и интимный» Рут Скурр Книги года, THE TIMES

«Увлекательная и до сих пор малоизвестная история — приключения этого второсортного хулигана, ставшего первоклассным монстром — необыкновенная книга»
Адам Замойски, «Книги года», THE INDEPENDENT

«Захват. Монтефиоре подходит к ранней жизни Сталина с проницательностью романиста и взглядом кинематографиста и достигает редкого трюка: научная работа, которая также переворачивает страницы». Стефани Мерритт, Книги года, НАБЛЮДАТЕЛЬ

«МОЛОДОЙ СТАЛИН» Саймона Себага Монтефиоре.Углубляясь в ранее недоступные архивные материалы, автор рисует подробный, убедительный портрет будущего диктатора как буйного, поэтичного революционера и криминального авторитета Кавказа».

«МОЛОДОЙ СТАЛИН» Саймона Себага Монтефиоре. Откровенная, исчерпывающе проработанная биография мрачной юности Сталина и превосходное продолжение книги автора «СТАЛИН: СУД КРАСНОГО ЦАРЯ…», которой суждено стать эталоном работы на эту тему» ​​ Дуглас Смит.Книги года, SEATTLE TIMES

«Приквел Саймона Себага Монтефиоре к фильму «СТАЛИН: ДВОР КРАСНОГО ЦАРЯ» вызвал всеобщее восхищение глубиной оригинального исследования и захватывающим кинематографическим повествованием».  НЕДЕЛЯ

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *