Катон римский сенатор: КАТОН, МАРК ПОРЦИЙ | Энциклопедия Кругосвет

КАТОН, МАРК ПОРЦИЙ | Энциклопедия Кругосвет

Содержание статьи
  • Катон Старший.
  • Катон Утический.

КАТОН, МАРК ПОРЦИЙ (Marcus Porcius Cato). В римской истории наиболее знамениты два деятеля, носившие это имя. Катон Старший, он же Катон Цензор (234 – ок. 148 до н.э.), политик, полководец и писатель, больше всего известен строгостью нравов и приверженностью идее окончательного уничтожения Карфагена. Он приходится прадедом Катону Младшему, или Катону Утическому (95–46 до н.э.), аристократу, славившемуся стоическими добродетелями и ставшему в гражданской войне символом проигранного республиканского дела.
См. также ДРЕВНИЙ РИМ.

Катон Старший.

Катон Старший родился в Тускуле в Альбанских горах к юго-востоку от Рима, где его семья владела поместьем. В должности военного трибуна он участвовал во 2-й Пунической войне, сражался, в частности, в битве при Метавре (207 до н.э.). В 204 до н.э. Катон стал квестором, т.е. чиновником по финансам, и в этом качестве сопровождал великого полководца Публия Корнелия Сципиона Африканского во время вторжения римлян в Африку. Щепетильность Катона в денежных вопросах раздражала Сципиона. Из этой поездки Катон привез в Рим Энния, которому суждено было стать великим поэтом.

При поддержке Луция Валерия Флакка, представителя древней римской знати, владевшего поместьем неподалеку от имения Катона, Катон перебрался в Рим, где поставил свои ораторские таланты на службу своему покровителю и в то же время стал собирать собственных приверженцев, чтобы начать восхождение по традиционным для римской знати ступеням власти. В 199 до н.э. он был избран эдилом, в 198 до н.э., будучи претором, управлял Сардинией, где боролся с ростовщичеством. В 195 до н.э. Катон стал консулом (величайший успех для homo novus, букв. «новый человек», т.е. «выскочка») и в этой должности отправился в Испанию, где ему пришлось подавлять восстание, с чем он превосходно справился. В качестве проконсула Катон остался в Испании еще на один год и организовал здесь новую провинцию Ближняя Испания. По возвращении он был удостоен триумфа, после чего успешно воевал в 191–189 до н. э. в Греции против царя Сирии Антиоха III, находясь под началом Мания Ацилия Глабриона.

В последующие годы Катон часто начинал судебное преследование различного рода проступков (у греков и римлян, не знавших института государственных обвинителей, это считалось долгом каждого гражданина). Так, некий полководец требовал триумф за сражения, которых, по мнению Катона, вовсе не было, другой, будучи проконсулом, проявил бессмысленную жестокость к жителям провинции. Катон был также основным критиком Сципиона Африканского и его брата Луция по вопросу о том, как они распорядились военной добычей. В своей критике Катон преуспел: Луций едва не был осужден, а сам Сципион удалился от дел.

В 184 до н.э. Катон был избран цензором вместе со своим политическим патроном Валерием Флакком. Конкуренция в тот раз была чрезвычайно жесткой, поскольку на должность претендовал целый ряд известных соискателей, и некоторые из них никак не желали уступить «выскочке», предки которого никогда не занимали в Риме высоких должностей. Катон (о его коллеге никто не упоминает) проявил себя в этой должности так, что заслужил прозвище Цензор. Он подверг список сенаторов беспощадному пересмотру, исключив из него семерых недостойных. Так же сурово пересмотрел он и сословие всадников. Был издан закон, ограничивший расходы на роскошь (римляне, как и греки, верили в действенность подобных постановлений). Кроме того, цензоры осуществили строительство целого ряда общественных зданий и проложили новые дороги, в которых ощущалась острая необходимость. В частности, огромная по тем временам сумма в 1000 талантов была израсходована на городскую канализацию.

Более всего Катон известен ролью, которую он сыграл в судьбе Карфагена. Побывав там в качестве посла в 153 до н.э., Катон был поражен растущим богатством города и потенциальной угрозой, которой мог вновь сделаться этот старинный враг Рима. Предположение, будто Катон и другие землевладельцы желали уничтожения Карфагена ради монополии в торговле вином и маслом, не слишком убедительно. Возможно, Катон опасался, как бы Карфаген не попал в руки энергичного царя Нумидии Масиниссы, который в таком случае сам сделался бы соперником Рима. Как бы то ни было, теперь Катон завершал каждое свое выступление в сенате словами: «Что до прочего, я полагаю, что Карфаген должен быть уничтожен» («Ceterum censeo Carthaginem esse delendam»). Считается, что именно по его инициативе римляне начали 3-ю Пуническую войну (149–146 до н.э.), завершившуюся разрушением Карфагена.

Биография Катона – это типичная биография римского аристократа его эпохи. Катон перебрался в Рим, потому что здесь перед ним открывалось более широкое поле деятельности, однако его сочинение Начала (не сохранилось) было посвящено скорее истории Италии, чем Рима. Нет никакой необходимости противопоставлять Катона Сципиону Африканскому, как делают некоторые авторы, которые изображают Катона реакционером и поклонником старины, возглавившим движение, враждебное Сципиону, прогрессивному обожателю греческой культуры. На самом деле Катон и сам смотрел в будущее, он проницательно усвоил все лучшее в греческой цивилизации, как ни претила ему тогдашняя греческая политика. После тридцати (а вовсе не в старости, как сообщают некоторые источники) Катон выучил греческий. Трактат О земледелии (сохранился), учебник по доходному ведению хозяйства, составлен по греческим образцам, и даже немногочисленные сохранившиеся фрагменты речей Катона (Цицерон имел более 150 его речей) обнаруживают, что он кое-что почерпнул из греческой риторики. Новое здание суда, базилика, которую возвел Катон, будучи цензором, опять же обнаруживает греческое влияние. Мы вполне можем положиться на мнение римлян следующих поколений, которые усматривали в Катоне достойный восхищения, но вполне знакомый тип римлянина.

Катон Утический.

Карьера правнука Катона Старшего, которого часто именуют Катоном Утическим – вызов историкам, ибо в эпоху уловок и компромиссов он сумел остаться безупречно честным человеком. Во всех своих поступках Катон руководствовался принципами стоической философии, раздражая этим коллег, которые полагали, что как практические политики, ответственные за ход дел, они не могут себе позволить такой роскоши. «Он говорит так, словно живет в государстве Платона, – жаловался его современник Цицерон, – а не среди подонков Ромула» (подразумевается римский электорат).

В 67–66 до н.э. Катон занимал должность военного трибуна в Македонии. Затем он был квестором (вероятно, в 64 до н.э.). В 63 до н.э. был раскрыт знаменитый заговор Катилины, направленный против римского государства. Попытка заговорщиков не удалась прежде всего благодаря отваге и энергии консула Цицерона. Во время дебатов о мере наказания сенаторов, уличенных в участии в заговоре, Юлий Цезарь выступал против смертной казни, завуалированно намекая на возможную месть. Но верх взял бескомпромиссный Катон, настаивавший на максимальной суровости, и заговорщики были казнены. Луций Лициний Мурена, избранный консулом на следующий 62 до н.э., был уличен в подкупе избирателей, и Катон пытался отстранить его по суду. Цицерон, который считал, что Мурена необходим государству как консул, в шутливой форме сумел убедить судей в несерьезности обвинений (эта его речь сохранилась). Своей принципиальной позицией Катон в какой-то мере способствовал появлению на свет «первого триумвирата» (союза Цезаря, Красса и Помпея), в 60 до н.э. фактически пришедшего к власти в Риме. В 59 до н.э. его как неизменного вождя оппозиции удалили из Рима, отправив присоединять Кипр. Вернувшись в 56 до н.э., Катон продолжал бороться с триумвиратом. Теперь он сменил тактику. Решив, что только Помпей может спасти Рим от диктатуры, он поддержал его на выборах в консулы на 52 до н.э. Самого Катона, выставившего свою кандитатуру на следующий срок, постигла неудача. Когда в 49 до н.э. Цезарь приступил к активным действиям по захвату власти, Катон тут же присоединился к противостоявшему ему Помпею. В 48 до н.э. Помпей был разбит, и Катону с остатками армии удалось переправиться в Африку, но в сражении при Тапсе (46 до н.э.) они были разбиты. Не желая смириться с поражением, Катон покончил с собой в городе Утике, чем и объясняется его прозвище. Цезарь сожалел, вероятно, искренне, что Катон не дал ему возможности выказать к нему милосердия. Цицерон написал сочинение Катон, которое превратило Катона в глазах будущих поколений в непреклонную фигуру – символ безнадежного дела республиканцев. Цезарь ответил ему полемическим Антикатоном (оба сочинения не сохранились).

Катон (Старший). Жизнь и деятельность

Древний Рим Катон (Старший). Жизнь и деятельность

Катон Старший, или Марк Порций Катон Цензор (Marcus Porcius Cato Censorius, 234-149 гг. до н.э.) был известным римским политиком, оратором и писателем.

В отличие от своего правнука – Марка Порция Катона Младшего, современника Юлия Цезаря, впоследствии был назван Старшим (Major), а также прозван у римских писателей Цензором (Censorius, Censor).

Катон Старший представляет собой одну из наиболее крупных фигур Древнего Рима и как государственный деятель, и как писатель. Как свидетельствуют исторические источники, Катон принадлежит к числу наиболее известных личностей II в. до н.э.

Истории известны два наиболее ярких момента из жизни Катона старшего – это его строгость нравов и приверженность идее окончательного уничтожения Карфагена. Именно Катону принадлежит известнейшая фраза «Карфаген должен быть разрушен».

Катон родился в Тускуле в Альбанских горах к юго-востоку от Рима, происходил из всаднического рода (эквитов). Его семья владела собственным поместьем. Катон воспитывался на родине в стране сабинян, где дольше всего продержались суровые древнеримские обычаи.

С ранней молодости Катон готовился заниматься сельским хозяйством, работая в поле, зачастую вместе с рабами.

Начало военной службы Катона совпало с началом второй Пунической войны. В 217-216 гг. поступил на военную службу, а с 214 г. был военным трибуном на Сицилии. Он сражался, в частности, в битве при Метавре (207).

Впоследствии он служил под началом Марцелла и Фабия, участвовал во взятии Сиракуз и Тарента. По словам Плутарха, уже в 17 лет Катон имел множество ран.

Скорее всего, уже в последние годы войны с Ганнибалом в Риме оформилась партия противников Сципиона. К этой партии присоединился и Катон, а впоследствии и возглавил ее. Катон и его последователи придерживались сугубо «национальной» политики и главенства римской общины над завоеванными народами.

Катон, осознавая превосходство греческой культуры и искусства над римско-латинским, старался создать оригинальные произведения на латинском языке.

В 204 г. Катон был квестором (чиновником по финансам) Сципиона Африканского Старшего в Сицилии. Однако он рассорился со своим начальником, критикуя его изнеженный образ жизни и распущенность войска. Эти обвинения поддержал в сенате бывший диктатор Фабий.

Впоследствии «новый человек» (homo novus, буквально, «новый человек», то есть «выскочка») из Тускула начал восхождение по лестнице магистратур.

При поддержке Луция Валерия Флакка, представителя древней римской знати, владевшего поместьем неподалеку от имения Катона, Катон перебрался в Рим, где поставил свои ораторские таланты на службу своему покровителю и в то же время стал собирать собственных приверженцев, чтобы начать восхождение по традиционным для римской знати ступеням власти.

В 199 г. Катон получил должность эдила, в 198 г. – претора. В управление ему была передана провинция Сардиния, где он прославился как честный судья и гонитель ростовщиков.

Из Сардинии он вывез в Рим поэта Энния, чей талант стал гордостью молодой римской литературы. В 195 до н.э. Катон стал консулом, и в этой должности отправился в Испанию, где ему пришлось подавлять восстание, с чем он превосходно справился.

В качестве проконсула Катон остался в Испании еще на один год и организовал здесь новую провинцию Ближняя Испания.

В начале Сирийской войны (191) Катон служил в штабе консула Глабриона в Греции. Именно он совершил обходной маневр в Фермопилах, обеспечивший римлянам быструю победу. Он же первым принес весть об изгнании Антиоха III из Греции в сенат, опередив на доли часа второго гонца.

Получив в проконсульское управление ближнюю (Citerior) Испанию, Катон одержал там немало побед, за что по возвращении в Рим был награжден триумфом. Он говорил, что завоевал в Испании больше городов, чем сколько пробыл там дней.

Возвратившись в Рим, Катон стал принимать деятельное участие в заседаниях сената, в народных собраниях и в судебных делах.

В сенате он заявил себя особенно противодействием к получению разными полководцами (Минуцием Фермом, Ман.Ацилием Глабрионом, М.Фульвием Нобилиором) триумфов.

Катон часто начинал судебное преследование различного рода проступков (у греков и римлян, не знавших института государственных обвинителей, это считалось долгом каждого гражданина).

Так, некий полководец требовал триумф за сражения, которых, по мнению Катона, вовсе не было, другой, будучи проконсулом, проявил бессмысленную жестокость к жителям провинции.

Катон был также основным критиком Сципиона Африканского и его брата Луция по вопросу о том, как они распорядились военной добычей. В своей критике Катон преуспел: Луций едва не был осужден, а сам Сципион удалился от дел.

В 185 г. он получил, вместе с Л. Валерием Флакком, цензуру. С этого момента начинается новый этап в жизни Катона.

При изучении римско-италийского хозяйства II-I вв. до н.э. в целом биография Катона Старшего является особенно интересной.

Так, М.Е.Сергеенко считала Катона «консерватором, который уживался с приверженностью новым формам хозяйствования». Моммзен видел в Катоне идола италийских «пахарей» , а Кинаст определил Катона, как идеолога сената, то есть сторонником аристократической партии.

Как следует из изложенного, изучение политической деятельности представляется особенно интересным, так как может показать политическую направленность деятельности Катона.

Катон добился должности цензора, одолев 8 знатных соискателей. Он был из незнатного рода и только собственными заслугами дошел до высшей государственной должности – цензорской, что в Риме это было редкостью.

Катон этим гордился и в каждой речи твердил о своих заслугах; впрочем, когда его спросили, почему ему еще не воздвигли статую, он сказал: «Пусть лучше спрашивают, почему не воздвигли, чем почему воздвигли».

С самого начала своего цензорства Катон проводит проверку сенатского и всаднического сословия, борясь с все разрастающемся своеволием высших должностных лиц в провинциях.

Городские эдилы, желавшие стать преторами и консулами, заботились об устройстве впечатляющих игр и о раздаче дарового хлеба. «Не удивительно, — саркастически пишет Катон, — что народ не слушает добрых советов, ведь у брюха нет ушей».

Многие представители римского нобилитета, захватывая земли на ager publicus и наживая богатства в провинциях, стремились к бесконтрольной власти в сенате. В связи с этим он предпринимал и следующие меры.

Катон боролся с роскошью, изгонял из Рима греческих учителей за то, что их уроки подтачивают суровые нравы предков. Он говорил: «Не выстоять городу, где за красную рыбу платят дороже, чем за рабочего вола».

В этой должности он ознаменовал себя необыкновенною строгостью: исключил семь сенаторов из сената, в том числе бывшего претора Манилия за то только, что тот днем и в присутствии дочери поцеловал свою жену; вычеркнул из списка всадников несколько лиц по маловажным предлогам (одного за толстоту, другого – за шутку во время цензорского смотра)

Был издан закон, ограничивший расходы на роскошь (римляне, как и греки, верили в действенность подобных постановлений).

Катон обложил дорогие товары высоким налогом. Договоры по откупам и подрядам он заключил по ценам, выгодным для казны, не побоявшись столкновения с могущественной корпорацией откупщиков.

Он сам подавал пример своим суровым образом жизни: работал в поле, ел и пил то же, что его батраки, сам воспитывал сына, сам написал для него крупными буквами историю Рима, и книгу советов по сельскому хозяйству («как разбогатеть»), и многое другое.

Катон боролся с незаконной оккупацией ager publicus, разрушая здания, выходившие за пределы частных земель.

Интересна и другая мера Катона, направленная против наживы на откупах – он поднял до предела цену откупов государственных налогов. Эти меры были предприняты не только для борьбы с нобилитетом, но и для и развития средних поместий (от 80 до 200 югеров).

Это подтверждается и тем, что Катон в свое цензорство сокращает плату за подряды, что соответственно должно было снизить стоимость на постройку виллы и сезонных работ в поместье.

По этому поводу надо заметить, что сам Катон в своем «Земледелие» часто упоминает сдачу в подряд части сельскохозяйственных и строительных работ. Поэтому именно таким хозяевам было выгодно сокращение платы за подряды.

В этом же ключе можно воспринимать закон, внесенный в цензорство Катона Орхием, который ограничивал число пиров и гостей, а так же Фанниев закон 161 г. до н.э., ограничивший расходы на пиры от 10 до 100 ассов.

Цензорство Катона (как, впрочем, и последующие законодательные акты) активно служило развитию местного италийского земледелия, которое было разрушено за годы войны с Ганнибалом, причем больше всего пострадали мелкие и средние землевладельцы. Позже Катон даже сближается с частью римского нобилитета, которая стремилась сохранить свободное италийское крестьянство, как опору римского государства и армии, а также противодействовать росту крупных земельных владений.

У Катона было много врагов. В борьбе с соперниками Катон показал себя лучше, чем Аристид. Аристиду пришлось уйти в изгнание, а Катон спорил с соперниками в судах до глубокой старости и всегда выходил победителем. При этом Аристиду серьезным соперником был один Фемистокл, человек низкого рода, а Катону приходилось пробиваться в политику, когда у власти прочно стояла знать, и все-таки он достиг цели .

Когда в 155 г. в Рим прибыло афинское посольство с философом Карнеадом во главе и стало заметно воздействовать на римскую молодежь, Катон всячески старался скорее избавиться от гостей.

Более всего Катон известен ролью, которую он сыграл в судьбе Карфагена. Побывав там в качестве посла в 153 до н.э., Катон был поражен растущим богатством города и потенциальной угрозой, которой мог вновь сделаться этот старинный враг Рима. Предположение, будто Катон и другие землевладельцы желали уничтожения Карфагена ради монополии в торговле вином и маслом, не слишком убедительно. Возможно, Катон опасался, как бы Карфаген не попал в руки энергичного царя Нумидии Масиниссы, который в таком случае сам сделался бы соперником Рима.

Как бы то ни было, теперь Катон завершал каждое свое выступление в сенате словами: «Что до прочего, я полагаю, что Карфаген должен быть уничтожен» («Ceterum censeo Carthaginem esse delendam»). Считается, что именно по его инициативе римляне начали 3-ю Пуническую войну (149-146 до н.э.), завершившуюся разрушением Карфагена.

Самому Катону не удалось дожить до падения Карфагена, хотя он упорно не переставал требовать его разрушения (общеизвестно его обычное изречение в сенате: «Ceterum censeo Carthaginem esse delendam»). Резкость его характера и строгость к людям нажили ему немало врагов: поэтому, как свидетельствует Плиний Старший, он был 44 раза призываем к суду, но ни разу не был осужден.

В области внешней политики Катон выступал против алчных командиров, возбуждавших ненужные войны ради личного обогащения и славы. В его словах часто звучал мотив установления строгого государственного контроля над военной добычей.

После цензуры сограждане поставили Катону статую, а в сенате он стал самым авторитетным лидером незнатного сенатского большинства. ПолитикаКатона была направлена против нобилитета – засилья знати в сенате и государстве.

 

 

Он боролся с влиятельнейшей группировкой Сципионов, вдохновил судебные преследования Сципиона Африканского и его брата и добился низвержения могущественных противников. При его поддержке, в интересах «новых людей», была установлена «лестница должностей», запрещены повторные консулаты (151), возбуждены судебные дела против хищных наместников провинций и учреждены постоянные уголовные комиссии для рассмотрения жалоб провинциалов (149).

Таким образом, на протяжении всей своей политической деятельности Катон придерживался определенной политической линии, которая заключалась в борьбе с неограниченной властью нобилитета, развитии собственной римской культуры, поддержки среднепоместного и крестьянского производителя.

Как свидетельствует история, в римской литературе личность Катона еще более значительна, чем в государственной жизни.

В сущности, Катона следует назвать основоположником римской прозаической литературы, которой он дал образцы и в красноречии, и в истории, и в разных других видах, будучи одним из крупнейших писателей с начала истории появления римской словесности.

Красноречие было теснейшим образом связано с политической и в целом гражданской жизнью в Риме и потому существовало в Риме с древнейших времен государства. Однако только с Катоном оно становится искусством, для которого требуется правильная подготовка.

При всей своей нелюбви к грекам, Катон изучил самостоятельно греческий язык, а по книгам греков – теорию красноречия. В дальнейшем он составил и первую римскую риторику. Очевидно, что этим руководством Катон обнаружил огромное влияние на красноречие своего времени, а также на красноречие последующих ораторов.

После Катона осталось множество речей, сказанных в сенате, народных собраниях и в судах. Во времена Цицерона их обращалось в публике более 150, и знаменитый оратор, изучивший их внимательно, говорил, что в них находятся все достоинства, какие требуются от оратора.

Цицерон сравнивает Катона, как оратора, с греческим оратором Лисией, находя между ними сходство в остроте, изяществе и краткости. По силе и язвительности, которые проявлялись в речах Катона, Плутарх сравнивает его даже с Демосфеном.

Впрочем, в качестве подтверждения вышесказанного можно привести следующее высказывание Катона: «Воры, обокравшие частных лиц, проводят жизнь в острогах и цепях, а общественные воры – в золоте и пурпуре».

К сожалению, речи Катона до нас не дошли, а сохранились лишь в виде цитат, которые собраны у Мейера, в его «Oratorum Romanorum fragmenta» (Цюрих, 1872, 2-е изд.).

Он составил своего рода энциклопедию по разным наукам, в форме наставлений, предназначенных для сына его Марка (Praecepta ad filium). В этой энциклопедии находились статьи по земледелию, медицине, военному делу и по всем предметам, знание которых было полезно доброму гражданину.

Из этого сборника ничего до нашего времени не сохранилось, как не сохранились и письма Катона, собрание изречений знаменитых людей.

Катон стал автором прозаического сочинения «Об обычаях» (Carmen de moribus). Он также создавал пособия по различным вопросам, важным для помещика и гражданина – Медицинские записки (Commentarius de medicina), Заметки о гражданском праве (Commentarii iuris civilis), О военном деле (De re militari). Однако ничего из этих сочинений не сохранилось.

История оставила нам только сочинение «О сельском хозяйстве» (De re rustica), в котором без систематического порядка перемешаны всевозможные правила, относящиеся к земледелию, садоводству, огородничеству, скотоводству, виноделию и т.д., причем закреплены также и практические наставления, до медицинских рецептов и слов для заговоров включительно.

Сочинение «De re rustica», называемое иногда «De agricultura», печатается в изданиях сельскохозяйственных римских писателей («Scriptores rei rusticae»). Оно также было издано Кейлем в 1884 г.

В сочинении «О земледелии» Катон обосновывал преимущества сельского хозяйства в сравнении с другими отраслями экономики и доказывал, что доход от земледелия «самый чистый, самый верный и вовсе не вызывает зависти».

Так, прежде чем покупать виллу, будущий хозяин должен посмотреть, много ли в усадьбе прессов, а также сосудов для хранения земледельческой продукции. Необходимо, «чтобы оборудования было поменьше и чтобы тебе не израсходоваться на имении».

По мнению Катона, самое лучшее имение должно обладать следующими угодьями: виноградником, поливным огородом, ивняком, масличным садом, лугом, хлебной нивой, лесом и т.д.

Позднее комментаторы этого места трактата считали, что Катон отобразил шкалу доходности отраслей сельского хозяйства. Это не лишено определенных оснований, поскольку писатель обращал внимание на условия торговли и количество прессов, а на первое место в списке культурных, угодий поставил виноградник, а не масличный сад.

Катон был сторонником натурального хозяйства, хотя рекомендовал «продавать вообще все лишнее». Писатель выступал за самообеспеченность поместья, поскольку «хозяину любо продавать, а не покупать».

Как рачительный хозяин, Катон советует продавать масло, если оно в цене, тем самым предлагая при организации хозяйства выделять доходные отрасли. Так, на пригородных виллах он рекомендовал возделывать виноград.

Однако хозяйственные, советы Катона в отношении коммерции звучат достаточно осторожно. Автор трактата как бы нащупывал, исходя из натурально-хозяйственных принципов, те отрасли земледелия, которые потенциально могли стать коммерческими.

Эта противоречивость воззрений Катона на характер организации средней рабовладельческой виллы была очень типична для начала II в. до н.э., когда специализация поместий только начиналась.

Катон давал рекомендации и по организации подневольного труда. Он писал, что управляющий поместьем должен следить за тем, чтобы рабы постоянно были заняты изнурительным трудом, тогда они будут здоровее и охотнее будут идти отдыхать после дневной работы. «Труд удерживает раба от воровства», рассуждает далее Катон, а потому и в праздники рабы должны быть заняты делом: ремонтировать дороги, чинить постройки, возделывать сады.

Каждый раб получал в поместье «задание» — работу определенного вида и ее объем. Подобные «уроки» были стандартными и варьировались в зависимости от местности и личных качеств раба.

По данным римских агрономов, раб обрабатывал мотыгой от 1/4 до 3/4 югера в день, косил 1 югер, пахал по тяжелой земле югер за три дня, а по легкой – двое суток. Система «уроков» позволяла рабовладельцу установить, как шла работа в его отсутствие. Рабы должны были работать в дождь и даже по праздникам.

Катон советовал подыскивать среди рабов надзирателя (вилика) и ключницу. Вилик должен вести расчет «уроков», разбирать тяжбы рабов и наказывать виновных. У хорошего вилика рабы всегда в работе. Он «первым встанет с постели и последним ляжет в постель». Вилик должен отчитываться перед хозяином. Работая, он узнает, что у рабов «на уме, и они будут покладистее в работе».

Катон устанавливал даже сезонные нормы натурального довольствия рабам, рассчитывал норму соли, определял образцы одежды. Практика ведения рабовладельческого хозяйства показывала, что, непрерывно занимая рабов, необходимо было сокращать и нормы их довольствия.

Помимо рабов Катон предусматривал использование работников, нанятых за деньги или долю урожая. Они могли собирать упавшие маслины и виноград, косить сено. Однако вилику давалась инструкция не задерживать наемных работников в поместье более одного дня.

Как экономист-практик, Катон пытался установить оптимальные пропорции «элементов» производства специализирующихся рабовладельческих хозяйств. По его мнению, оливковую виллу в 240 югеров могли обслуживать 13 работников (вилик, ключница, 5 работников, 3 пахаря, погонщик ослов, свинопас и овчар). Катон скрупулезно перечислял весь набор инструментов и предметов домашнего обихода, вплоть до лоскутных одеял рабов. В винодельческом хозяйстве в 100 югеров может трудиться 16 работников. При этом средства производства и предметы быта представлены гораздо шире, чем в других виллах. Виноградарство было более интенсивным типом сельского хозяйства.

Значительное внимание Катона к набору средств производства и даже бытовых предметов объясняется стремлением автора повысить доходность имения. Пригородное имение, по его мнению, хозяин «должен устроить и засадить так, чтобы оно было как можно прибыльнее».

Катон первым в экономической мысли Древнего Рима поставил проблему эффективности рабовладельческого хозяйства, связав ее с организацией производства и обмена. Уже в самом начале трактата Катон предостерегает землевладельца от «большого оборудования». Катон стремился достичь соответствующего эффекта через регламентацию не только средств труда, но и самого процесса производства. Огромная роль отводилась хозяину поместья, который должен хорошо знать календарь земледельческих работ и все необходимые агротехнические приемы. Таким образом, рентабельность подневольного труда ставилась в зависимость от множества факторов.

В трактате Катона просматривается идея видеть рабовладельческое поместье не просто формой натурального хозяйства, а организацией производства с определенной рыночной ориентацией.

Уже в старости, около 168 г., Катон приступил к обработке истории Рима, которую довел до 149 г. Не сохранившееся произведение носило довольно своеобразное название – Начала (Origines). Оно содержало 7 книг, из которых первая была посвящена легендарной истории Рима от основания Энеем в 751 г. до н.э. до падения царской власти, а книги II-III излагали легенды об основании других италийских городов.

Легендарный материал Катон дополнял обильными географо-этнографическими сведениями. Оставшиеся книги, своеобразие которых видно даже из фрагментов, содержали историю Рима. IV книга описывала Пунические войны, книга V, вероятно, македонские войны, книга VI – войны с Антиохом III Великим и книга VII – войны в Испании. Данный труд положил начало римской историографии. Предшествовавшие ему римские историки писали по-гречески.Изданное Катонном сочинение стало первым историческим трудом на латинском языке и важнейшим источником римской и в целом с древнеиталийской историей. Оно было написано по материалам, которыми потом уже не пользовались римские историки.

В сочинении «Начала» наиболее полно отразилось своеобразие речи Катона. Как указал Гелий – «Все это, быть может, и можно было бы изложить более стройно и благозвучно, но выразительней и живее – невозможно». Свое название – «Начала», труд получил от того, что в нем две книги (вторая и третья) были посвящены происхождению разных городов Италии. По крайней мере, так объясняет это название Корнелий Непот. Эти две книги, как и первая, говорившая о Риме царского периода, были самыми ценными для римских историков. От «Начал» до нас также дошли только отрывки, которые изданы Герм.Петером в его работе «Historicorum Romanorum reliquiae» (Лейпциг, 1870).

Как следует из истории, речи и историческое сочинение под заглавием «Origines» стали наиболее видными продуктами литературной деятельности Катона, в то же время, по словам Цицерона, не было ничего, «чего бы не исследовал и не знал и о чем бы потом не писал Катон».

На протяжении всей своей политической деятельности Катон придерживался определенной политической линии, которая заключалась в борьбе с неограниченной властью нобилитета, развитии собственной римской культуры, поддержки среднепоместного и крестьянского производителя.

В римской литературе личность Катона еще более значима, чем в государственной жизни.

Он стал основоположником римской прозаической литературы, создав множество произведений. Катона, в сущности, является одним из крупнейших писателей с начала истории появления римской словесности.

Его называли «новым человеком», подчеркивая низкий статус происхождения. А на самом деле, он стал новым, революционным правителем, привнесшим в систему правления того периода совершенно новые приемы и требования.

Катон умел смотреть в будущее. Несмотря на то, что он отрицательно относился к греческой цивилизации, Катон проницательно усвоил все лучшее в ней, как ни претила ему тогдашняя греческая политика.

Понравилась статья? Поддержите нас донатом. Проект существует на пожертвования и доходы от рекламы

Марк Порциус Катон | Римский государственный деятель [234–149 гг. до н. э.]

Год рождения:
234 г. до н.э. Тускулум Италия
Умер:
149 г. до н.э.
г.
Роль в:
Пунические войны Вторая Пуническая война

Просмотреть весь связанный контент →

Маркус Порций Катон , псевдоним Катон Цензор , или Катон Старший г. (род. 234 г. до н. э., Тускулум, Лациум [Италия] — умер в 149 г.), римский государственный деятель, оратор и первый значительный латинский прозаик. Он был известен своей консервативной и антиэллинской политикой, противоречащей филэллинским идеалам семьи Сципионов.

Катон родился из плебеев и сражался в качестве военного трибуна во Второй Пунической войне. Его ораторские и юридические способности, а также его строгая мораль привлекли внимание патриция Луция Валерия Флакка, который помог ему начать политическую карьеру в Риме. Катон был избран квестором (205 г.), эдилом (19 г.9), и претор (198) на Сардинии, где он подавил ростовщичество. Он был избран консулом вместе с Флакком в 195 г. и в качестве консула безуспешно выступал против отмены меры, ограничивающей женскую расточительность (Lex Oppia). Затем в обширной и ожесточенной военной кампании он подавил восстание в Испании и организовал провинцию Ближняя Испания. В 191 году Катон с отличием служил под командованием Мания Ацилия Глабриона в Фермопилах в войне против царя Селевкидов Антиоха III. Вскоре после этого он включил Глабриона в свое осуждение сторонников Сципионов. Затем он напал на Луция Сципиона и Сципиона Африканского Старшего и сломил их политическое влияние. За этим успехом последовало его избрание в цензуру в 184 г., снова с Флакком в качестве его коллеги. (Цензоры были судьями-близнецами, которые действовали как счетчики, оценщики и инспекторы нравов и поведения.)

В качестве цензора Катон стремился сохранить mos majorum («наследственный обычай») и бороться со всеми греческими влияниями, которые, по его мнению, подрывали старые римские нормы морали. Он принял меры по обложению налогом на роскошь и строго пересмотрел список лиц, имеющих право быть избранными в Сенат. Он пресекал злоупотребления со стороны сборщиков налогов и продвигал многие общественные здания, в том числе Базилику Порта (первый рыночный зал в Риме). Цензура Катона произвела впечатление на более поздние поколения, но была слишком реакционной; его антиэллинская политика, в частности, была ретроградной и не имела широкой поддержки. Его суровость как цензора нажила ему столько врагов, что позже ему пришлось 44 раза защищаться от различных обвинений и попыток судебного преследования.

После своего пребывания на посту цензора Катон продолжал проповедовать свои социальные доктрины и поддерживать такие меры, как Закон Орхии против роскоши (181) и Закон Вокония (169), ограничивавший финансовую свободу женщин. В более поздние годы он обратился к капиталистическому земледелию, спекуляции и ростовщичеству в значительных масштабах. Его посольство в Карфаген (вероятно, 153 г.) убедило его в том, что возродившееся процветание старого врага Рима представляет собой новую угрозу. Катон постоянно повторял свое увещевание «Карфаген должен быть разрушен» («Delenda est Carthago») и дожил до объявления войны Карфагену в 149 г..

Нелюбовь Катона к роскоши и хвастовству отчасти объясняет его глубокую ненависть к семье Сципионов. Сам он отличался деревенскими манерами и речью, хотя был остроумен и глубоко учен. Влияние Катона на развитие латинской литературы было огромным. Он был автором Origines, первой истории Рима, написанной на латыни. Это произведение, из семи книг которого сохранилось лишь несколько фрагментов, повествует о традициях основания Рима и других итальянских городов. Единственная сохранившаяся работа Катона — De agri culture ( О земледелии ), трактат по сельскому хозяйству, написанный около 160 г. до н.э. De agri culture — старейшее сохранившееся полное прозаическое произведение на латыни. Это практическое руководство, посвященное выращиванию винограда и оливок и выпасу скота, но оно также содержит много подробностей о старых обычаях и суевериях. Что еще более важно, он дает обширную информацию о переходе от мелкого землевладения к капиталистическому земледелию в Лацио и Кампании. Катон также составил энциклопедию и Praecepta («Максимы») для сына, помимо работ по медицине, юриспруденции и военному делу. Из не менее 150 опубликованных им речей сохранились лишь скудные фрагменты из примерно 80.

Кто такой Катон? Роман Сенатор. Смертельный враг Юлия Цезаря.

Профили

Для Джорджа Вашингтона и всего революционного поколения Катон был Свободой — последним человеком, оставшимся в живых после падения Римской республики. На протяжении столетий философы и богословы считали Катона добрым самоубийцей — самым принципиальным, самым убедительным исключением из правила против самоубийства. Для Юлия Цезаря, диктатора, который, как известно, прощал всех противников, Катон был единственным человеком, которого он никогда не мог простить.

Джордж Вашингтон и его коллеги изучали жизнь Катона в форме самой популярной пьесы той эпохи: « Катон: Трагедия в пяти действиях» Джозефа Аддисона. Великие люди того времени цитировали эту пьесу о Катоне в публичных заявлениях и в частной переписке. Когда Бенджамин Франклин открыл свой личный дневник, его встретили строки из пьесы, которую он выбрал в качестве девиза. Джон и Эбигейл Адамс цитировали Cato друг другу в своих любовных письмах. Когда Патрик Генри осмелился на короля Георга дать ему свободу или смерть, он воровал из Катон . Когда Натан Хейл пожалел, что отдал за свою страну только одну жизнь — за несколько секунд до того, как британская армия повесила его за государственную измену, — он переманивал слова прямо из Катона .

Джорджа Вашингтона, Джона Адамса и Сэмюэля Адамса в свое время чествовали как «американского Катона», а в революционной Америке не было более высокой похвалы. И когда Вашингтон написал Бенедикту Арнольду, еще не перешедшему из переворота, что «ни один человек не во власти добиться успеха; но вы сделали больше — вы это заслужили, — он тоже взял слова из письма Аддисона.0057 Катон .

На протяжении двух тысячелетий Катона подражали, изучали, презирали, боялись, почитали. В свое время он был солдатом и аристократом, сенатором и стоиком. Последний в роду выдающихся государственных деятелей, Катон провел всю жизнь на виду у общественности как знаменосец оптиматов Рима , традиционалистов, считавших себя защитниками древней римской конституции, хранителями многовековой системы управления. правительство, которое способствовало росту Рима из грязного города в могущественную империю.

Катон сделал карьеру на чистоте, на своем отказе уступить ни на дюйм перед лицом давления, направленного на компромисс и сделку. Это был сильный и прочный политический тип: человек, который достигает власти и владеет ею, пренебрегая властью, политик выше политики. Это был подход, призванный добиться от его врагов одного из двух: либо полной капитуляции, либо (в глазах Катона) своего рода моральной капитуляции. Эта стратегия «все или ничего» закончилась сокрушительным поражением. Никто не сделал больше, чем Катон, чтобы возмутиться падением своей республики. И все же немногие сделали больше в последнем отчете, чтобы совершить это падение.

Если вы хотите глубже погрузиться в стоицизм и научиться применять его философию в своей жизни, ознакомьтесь с нашим самым популярным курсом «Стоицизм 101: древняя философия для вашей реальной жизни». Это 14-дневный курс, который предоставит вам инструменты, чтобы жить такой же яркой и экспансивной жизнью, как стоики. Наряду с 14 ежедневными электронными письмами будет 3 видеосессии в прямом эфире с автором бестселлеров Райаном Холидей, одним из выдающихся мыслителей и писателей в мире, посвященных древней философии и ее месту в повседневной жизни. Узнайте больше здесь и обязательно зарегистрируйтесь до того, как 22 марта начнется живая группа!

История помнит Катона как самого грозного, вызывающего ярость врага Юлия Цезаря — временами лидера оппозиции, временами оппозиционной партии, но всегда равной Цезарю по красноречию, убеждениям и силе характера, мужчине. в равной степени способен к полновесной речи от рассвета до заката перед сенатом Рима и к 30-дневному походу по пескам Северной Африки пешком.

Имя Катона в наше время поблекло, чего не было с именем Цезаря. Возможно, это цена его политического поражения; возможно, его достоинства вышли из моды. Скорее всего, его забыли, потому что он оставил после себя очень мало конкретного. Он достиг высот римской политики, но не писал эпических поэм, прославляющих собственные достижения, как это делал Цицерон. Он был смелым, самоотверженным, успешным военачальником, но не присылал домой захватывающих рассказов о своих подвигах от третьего лица, как это делал Цезарь. Его имя вошло в поговорку в его время, но он не высекал это имя на памятниках. Он изучал и практиковал философию с целенаправленной интенсивностью, превращая себя в модель непоколебимого стоического идеала, но предпочитал, чтобы его философия жила, а не писалась. Фактически, единственное сочинение Катона, которое сохранилось, — это одно короткое письмо.

Катон, безусловно, был саморекламой, но единственной формой продвижения, которую он ценил, был пример, демонстративное поведение в его жизни — праведное в глазах его друзей, самодовольное в глазах его врагов. Рим Катона изобиловал привозным богатством; Катон решил носить простую устаревшую одежду мифических основателей Рима и ходить босиком на солнце и в холод. Влиятельные люди дарили себе виллы и виноградники; Катон предпочел жизнь монашеской бережливости. Римская политика была хорошо смазана взятками, стратегическими браками и тайными услугами; Как известно, голос Катона не имел цены. Все эти жесты были, по-своему, преднамеренным посланием его согражданам, предупреждением о том, что они стали фатально мягкими. Это сообщение, которое помнят, но редко прислушиваются.

ИЗВЕСТНЫЕ РАБОТЫ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЧТЕНИЕ

Катон не написал автобиографию и не оставил после себя обширный набор эссе или журналов. В то время как Катон Младший был вечной темой для широкого круга историков, биографов и моралистов в римском мире, наиболее подробное классическое описание его жизни исходит от Плутарха. Плутарх был греческим биографом, магистратом и жрецом Аполлона, принявшим римское имя Луций Местрий Плутарх. Он процветал во времена правления императора Траяна и сегодня наиболее известен своими Параллельные жизни выдающихся греков и римлян, сборник, включающий его жизнь Катона.

Есть все основания полагать, что биография Плутарха основана на рассказах очевидцев о жизни Катона. Джозеф Майкл Конант ( Младший Катон: критическая жизнь со специальной ссылкой на биографию Плутарха ) убедительно доказывает, что Плутарх работал в основном из двух источников, которые теперь утеряны. Одним из них, вероятно, был « Катон » Цицерона, в котором рассказывалось о некоторых наиболее важных событиях в политической жизни Катона с точки зрения человека, который видел многие из них своими глазами. Другим было жизнеописание Катона Тразеей Петом, сенатором-стоиком, осужденным Нероном; эта работа, в свою очередь, была основана на мемуарах Мунация Руфа, стоического компаньона Катона. Таким образом, два наиболее важных источника для биографии Плутарха, по-видимому, были написаны людьми, близко знавшими Катона: политическим союзником и близким другом. Поскольку жизнь Плутарха, кажется, берет свое начало из рассказов из первых рук и поскольку она содержит такое множество деталей, справедливо согласиться с суждением классика Роберта Дж. Гоара: Плутарх «приближает нас к историческому Катону, насколько это возможно». чтобы мы пришли».

На протяжении более 2000 лет не было полной биографии Катона, кроме работы Плутарха. В 2011 году Джимми Сони и Роб Гудман попытались написать его. В результате вышла книга «Последний гражданин Рима: жизнь и наследие Катона, заклятого врага Цезаря » , которая на сегодняшний день является лучшим томом, охватывающим всю жизнь Катона.

Они были вдохновлены многочисленными книгами, в которых Катон является центральной фигурой, в том числе Рубикон Тома Холланда. Если у вас есть хотя бы мимолетный интерес к истории Рима — или вы думаете, что могли бы, — возьмите Рубикон . Это захватывающий и вдумчивый; вы ни на минуту не поверите, что читаете древнюю историю.

3 стоических упражнения от Катона

1) Использовать боль как учителя

Катон ходил по Древнему Риму в необычной одежде — с целью заставить людей смеяться над ним. Он научился есть хлеб бедняков и жить без роскоши, хотя и был римским аристократом. Он ходил с непокрытой головой под дождем, босиком по холоду.

Катон тренировался сам. Небольшие трудности, переносимые с выдержкой и терпением, могли сформировать его характер. Вся практика Катона окупилась. Сенека, великий имперский стоик, рассказывает поучительную историю. Однажды, посещая общественные бани, Катона толкнули и ударили. Как только драка была прекращена, он просто отказался принять извинения от обидчика: «Я даже не помню, чтобы меня ударили».

2) Примите высокие стандарты

Стоики учили Катона, что не бывает оттенков серого. Не было ни более-менее хорошего, ни более-менее плохого. Будь вы на футе под водой или на сажени, вы все равно тонули. Все добродетели были одной и той же добродетелью, все пороки одним и тем же пороком.

Это своего рода аскетичный план, который кажется неразумным для жизни и почти полностью невозможным из-за течения войны и политики. Но Катон справился. Он отказывался от политического компромисса в любой форме, вплоть до того, что взяточники превратили его имя в афоризм: «Чего вы от нас ждете? Мы не можем все быть Катосами.

Он требовал того же от своих друзей, своей семьи и своих солдат. Он приводил в ярость своих врагов и мог казаться сумасшедшим своим союзникам. И да, иногда он доводил свою принципиальность до абсурда, до тупика. Но он также выстроил невозможный, почти нечеловеческий стандарт, который принес ему непоколебимый авторитет. По умолчанию он стал римским арбитром правильного и неправильного. Когда Катон говорил, люди выпрямлялись. Когда Юлий Цезарь увез его в тюрьму, весь Сенат присоединился к нему с сочувствием, вынудив Цезаря отпустить Катона.

Многие во времена Катона тратили свои состояния и убивали армии в погоне за такой властью. Но ее нельзя купить или за нее побороться — это харизма характера. Его соотечественники не могли все быть Катоном, но они могли присоединиться к любой бескомпромиссной стороне спора, на которой стоял Катон.

3) Расставьте страхи по своим местам

В день выборов во время предвыборной гонки Катон и его шурин попали в засаду, когда шли к избирательным участкам. Факелоносец во главе отряда Катона рухнул со стоном — зарезанный насмерть. Они были окружены тенями, размахивающими мечами. Нападавшие ранили каждого члена группы, пока все не бежали, кроме Катона и его зятя. Они держались, Катон схватился за рану, из которой сочилась кровь.

Для Катона засада была напоминанием о том, что если фавориты готовы совершить такие преступления на пути к власти, то можно только представить, что они сделают, когда придут. Тем более важно было, чтобы он предстал перед римским народом, похвастался своими ранами и объявил, что будет стоять за свободу, пока в нем есть жизнь. Но у его зятя на это не хватило духу. Он извинился, ушел и забаррикадировался в своем доме.

Катон тем временем без присмотра и в одиночестве шел на избирательные участки.

Страх может войти в разум только с нашего согласия, учили Катона. Выберите не бояться, и страх просто исчезнет. Для неподготовленного наблюдателя физическая смелость Катона казалась безрассудной. Но на самом деле это был один из самых распространенных аспектов самопрезентации Катона. И именно эти долгие размышления об абсурдности страха — о его почти полной незначительности, если не считать нашей собственной веры в него — позволили ему продвигаться вперед там, где другие сдавались. , но как сладки их плоды. — Катон

 

Честный человек редко бывает бродягой. – Катон

 

Вдумайся в молчание, что бы кто ни говорил: речь и скрывает, и раскрывает внутреннюю душу человека. – Cato

Убежать от ленивца; ибо леность души есть распад тела. – Катон

Я начну говорить, когда мне нужно будет сказать то, что лучше не говорить. – Катон

Ничего не делая, люди учатся творить зло. — Катон

***

P.S. Авторы бестселлеров The Daily Stoic Райан Холидей и Стивен Хансельман снова объединились в своей новой книге «Жизнь стоиков: искусство жизни от Зенона до Маркуса».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *