Катон младший: КАТОН МЛАДШИЙ • Большая российская энциклопедия

КАТОН МЛАДШИЙ (УТИЧЕСКИЙ) МАРК ПОРЦИЙ . 50 знаменитых самоубийц

(род. в 95 г. до н. э. – ум. в 46 г. до н. э.)

Один стремится к бессмертию продолжением своего рода, другой делает большие земные дела, чтобы обессмертить свое имя, и только третий ведет праведную и святую жизнь, чтобы достигнуть бессмертия, как жизнь вечную.

Даниил Хармс

Вслед за эпохой полулегендарных римских царей в Древнем Риме установилась республика, которая в каком-то смысле явила собой образчик грязных политических игр. Политическая борьба в Риме редко была честной; запугивание оппонентов, взяточничество и подкуп, убийства и привлечение армии для решения политических конфликтов – таковы были суровые будни римских правителей. На общем, довольно грязном фоне резко выделяется фигура Марка Порция Катона Младшего, отличавшегося от большинства современных ему политических деятелей.

Итак, кто же такой Марк Порций Катон и почему он назван Младшим? Дело в том, что в Риме была распространена традиция называть детей в честь знаменитых предков.

В данном случае речь идет о прадеде героя статьи – Марке Порции Катоне Цензоре, который принес известность роду Катонов и был поэтому Старшим. Катон Цензор прославился тем, что, подражая древним, вел суровый и простой образ жизни: работал в поле вместе со своими рабами, ел простую пищу, не пил вина. Кроме того, он был талантливым оратором и писателем.

Катон Старший быстро сделал политическую карьеру. Занимая различные должности, он проявил себя как прекрасный полководец, справедливый и неподкупный, но суровый судья. В пятидесятилетнем возрасте был избран на почетную должность цензора, за что и получил свое прозвище. В его обязанности входило следить за поведением и благонадежностью граждан, оценивать их имущество с целью разделения их на имущественные классы и трибы. Исполняя обязанности цензора, он защищал старинные обычаи и законы.

Однако в старости Катон Старший изменил своим идеалам. Слова о вреде богатства и роскоши, которые он произносил, все больше расходились с делом; он предался накопительству, отказался от простой жизни и полюбил роскошные пиры.

Он тиранил своих рабов, жестоко наказывая их за малейшие провинности, а в конце жизни, потакая интересам римских купцов (лоббируя их интересы, как бы сказали сегодня), стал призывать сограждан к войне с Карфагеном. Именно ему принадлежит ставшая крылатой фраза: «А кроме того, я считаю, что Карфаген должен быть разрушен», которой он завершал любую свою речь в сенате.

И все же, несмотря на перемены, произошедшие с Ка-тоном Цензором в старости, римляне очень уважали его, и многие последующие поколения считали Катона Старшего образцом для подражания. И надо сказать, что лучшие качества Катона Цензора проявились в его правнуке.

Марк Порций Катон Младший родился в 95 г. до н. э. Его родители рано умерли, и он вместе с братом Цепио-ном и тремя сестрами воспитывался в семье дяди по материнской линии, Ливия Друза. Уже в детстве мальчик проявлял твердость духа, упорство, целеустремленность и бесстрашие. Он был немного тугодумом, знания усваивал медленно, но, запомнив что-то, уже не забывал.

Кроме того, мальчик все время доискивался сути явлений, отказываясь принимать что бы то ни было на веру, чем доставил немало трудностей учителям.

Катон был очень привязан к брату. Как-то, когда он был совсем мал, его спросили: «Кого ты любишь больше всех?» – «Брата», – ответил мальчик. «А потом?» – «Брата», – сказал он снова. И еще несколько раз повторил свой ответ.

С юных лет Марк вел скромный образ жизни, хотя от отца ему досталась внушительная сумма денег.

Первой ступенькой в карьере Катона Младшего стал сан жреца Аполлона, получив который он начал самостоятельную жизнь. В это время он стал уделять большое внимание наукам, в особенности учениям о нравственности и государстве. Катон упражнялся и в ораторском искусстве, но делал это, подобно Демосфену, в одиночестве. Как-то приятель сказал ему: «Катон, люди порицают твое молчание». Марк ответил: «Лишь бы они не порицали мою жизнь. Я начну говорить только тогда, когда буду уверен, что это лучше, чем промолчать».

Кроме того, молодой человек старался закалять свое тело: и в холод и в жару он ходил без головного убора, предпочитал пешие прогулки, даже если его спутники ехали верхом.

Во время войны с рабами (так римляне называли войну с повстанцами под предводительством Спартака) Катон добровольцем вступил в войско. Особыми подвигами себя не увенчал, но его скромный образ жизни, повиновение приказам, смелость в сочетании с разумными решениями произвели на военачальника хорошее впечатление. Он даже хотел наградить Катона, но тот отказался, сказав, что не совершил ничего, что было бы достойно награды.

В 67 г. до н. э. Катон был избран военным трибуном и направлен в Македонию, где возглавил один из легионов. Он стремился не демонстрировать свои положительные качества, а воспитывать их в своих подчиненных. Очень скоро Катон заслужил искреннее уважение и любовь солдат своей простотой, суровым образом жизни и красноречием. Здесь, в Македонии, его застало известие о тяжелой болезни брата, который находился во Фракии (историческая область на востоке Балканского полуострова). Рискуя жизнью, Катон отправился в путешествие по бурному морю на маленьком суденышке, однако, прибыв во Фракию, обнаружил, что опоздал – Цепиона уже не было в живых. Умеренный во всем остальном, устроил любимому брату роскошные похороны.

Когда истек срок военной службы Катона, подчиненные провожали его с редкими даже для императора почестями. Воины плакали, бросали ему под ноги плащи и целовали руки.

Катон решил предпринять путешествие в Азию – римляне называли так территорию, известную нам как Малая Азия. И снова он удивил всех своей беспримерной по тем временам скромностью – никогда ничего не просил у властей городов, в которые прибывал, хотя как знатный римлянин мог требовать пышного приема в любом колониальном городе.

Возвратившись в Рим, Катон некоторое время вел жизнь частного лица, иногда выступая в суде. Он уже достиг возраста, в котором можно было бы баллотироваться на должность квестора[19], но не торопился, считая, что сперва нужно досконально изучить все, что с ней связано. Став квестором, Катон повел себя не так, как большинство молодых чиновников на его месте, которые рассматривали эту должность как стартовую ступень в своей политической карьере и поэтому передоверяли дела казначейства служителям и писцам, что приводило к постоянным злоупотреблениям.

Не таков был он. С первых же дней вступления в должность Катон самостоятельно исполнял все обязанности и вскоре изобличил многих нечистых на руку подчиненных. В казначейство Катон приходил раньше всех, а уходил последним. Его старания не прошли даром, и вскоре в делах был наведен такой порядок, какого не было никогда. Когда наступил последний день квестуры Катона, чуть ли не весь Рим явился проводить его с должности.

С таким же усердием Катон посещал сенат. Он никогда не пропускал заседания, если на то не было уважительной причины, приходил первым и уходил последним, всегда отстаивал истину. Вскоре его порядочность, честность и принципиальность вошли в поговорки (например, один из ораторов, выступая в суде, как-то сказал: «Одному свидетелю верить нельзя, будь это сам Катон»).

Катон, в отличие от многих своих современников, не рассматривал государственную деятельность как средство обогащения или удовлетворения своих амбиций, а считал ее обязанностью честного и порядочного человека.

Искренность Катона хорошо отражает такой случай. По окончании срока квестуры он решил отправиться в свои поместья и жить там, проводя время за чтением и общением с философами. Друзья советовали ему добиваться должности народного трибуна, но напрочь лишенный честолюбия Катон говорил, что власть, которую дает эта должность, разумно употреблять только в крайних случаях. Он отправился в поместье, и уже в пути его нагнала новость о том, что в Рим едет некто Метелл с целью выдвинуть свою кандидатуру на должность трибуна. Узнав об этом, Катон приказал поворачивать назад – он справедливо считал, что Метелла позвал Помпей, преследуя свои корыстные цели. Поэтому он счел необходимым помешать ему и решил все же стать народным трибуном, чтобы получить право вето относительно решений должностных лиц, кроме цензоров и диктаторов, и сената.

Вообще, Катон постоянно оказывал сильнейшее сопротивление власти Помпея. Так, после раскрытия заговора Катилины (66–63 гг. до н. э.) он проявил твердость и, несмотря на противодействие со стороны Цезаря, настоял на казни заговорщиков. Затем, после возникновения в 60 г. до н. э. первого триумвирата (тайного союза между Помпеем, Цезарем и Крассом с целью захвата государственной власти), Катон был чуть ли не единственным, кто открыто выступал против Помпея и Цезаря. В это время ему постоянно грозила смерть – достаточно вспомнить об излюбленных методах римской политической борьбы, – но он неизменно проявлял мужество и стойкость.

Чтобы хоть на время избавиться от Катона, триумвиры прибегли к помощи своего союзника Клодия, который был тогда народным трибуном. Клодий провел в народном собрании закон, согласно которому Катон должен был отправиться на Кипр и покорить тамошнего царя Птолемея (одного из младших детей египетского царя Птолемея IX).

Катон подчинился и, несмотря на нежелание покидать Рим, с честью выполнил возложенные на него обязанности. Он отправил к Птолемею посла с предложением уступить остров без сопротивления в обмен на сан жреца Афродиты на Кипре, что должно было обеспечить царю безбедную и почетную жизнь. Сам же Катон отправился на Родос и стал готовиться к возможной войне, но получил известие о самоубийстве Птолемея. Тогда он отправился в Византию, где должен был выполнить еще одно поручение народного собрания. Прибыв оттуда на Кипр, Катон, никому не доверяя, самолично занялся продажей царских сокровищ и ценных предметов обихода. Вырученные средства торжественно привез в Рим, пройдя по улицам священной столицы с войском. От почестей он снова отказался.

После возвращения Катон продолжил борьбу с Помпеем, Цезарем и Крассом. Он протестовал против практики запугивания политических конкурентов, подкупа избирателей и других чинимых триумвирами беззаконий. Однако большинство его усилий оказались тщетными. Часть аристократов была подкуплена, другие просто боялись, а народ уже привык к заработку, который приносили каждые выборы.

Катон, однако, не был слеп в своей вражде к Помпею. Когда во время выборов в Риме возникли беспорядки, он поддержал предложение наделить Помпея чрезвычайными полномочиями, считая, что безвластие, вызванное беспорядками, хуже, чем единовластие.

Через некоторое время случилось то, о чем, несмотря на вражду, Катон предупреждал Помпея. Цезарь, чье могущество, слава и богатство возросли за время Галльских войн, вступил с Помпеем сперва в тайную, а затем и в открытую политическую борьбу. Отношения между бывшими союзниками усугубились тем, что в 53 г. до н. э., проиграв войну с парфянами, погиб Красе. Триумвират распался. Между Цезарем и Помпеем возникло политическое противостояние. Катон принял сторону Помпея, считая его власть меньшим из двух зол.

Когда Цезарь, перейдя Рубикон, повел свои войска на Рим, Катон предложил сенату предоставить Помпею неограниченные полномочия. Он говорил, что тот, кто стал причиной великих бедствий, должен и избавить римлян от них. Помпей, не имея войск для защиты столицы, тем не менее решил покинуть Рим.

По жребию Катон получил в управление Сицилию, однако, прибыв в сицилийский город Сиракузы, он узнал, что войска Цезаря тоже высадились на острове. Помпей тем временем покинул Италию. Зная, что на подмогу к противнику приходят все новые и новые силы, Катон оставил Сицилию и присоединился к Помпею, который собрал в Греции внушительное войско.

Надеясь на перемирие, Катон советовал Помпею затягивать войну, не желая братоубийственных сражений. Он настоял на принятии постановления, согласно которому ни один из подвластных Риму городов не мог быть разграблен и ни один римлянин не должен быть убит вне поля сражения.

Перед битвой при городе Диррахия Катон произнес речь, необычайно воодушевив воинов. Они храбро бросились на врага, обратив его в бегство, и лишь нерешительность Помпея не позволила разгромить войска Цезаря. Сторонники Помпея ликовали, и только Катон был грустен при виде множества римлян, павших жертвой властолюбия полководцев. Помпеянцы меж тем считали, что война уже выиграна. Начав преследование отступающего противника, Помпей оставил Катона с частью войска в Диррахии.

Однако в битве при Фарсале (9 августа 48 г. до н. э.), несмотря на армию, вдвое превосходящую силы противника, Помпей потерпел сокрушительное поражение (вообще эта битва, хотя и была междоусобной, оказала большое влияние на мировую историю). Помпей бежал в Египет, где был убит опекунами малолетнего царя Птолемея XII, так как он был союзником Клеопатры, претендовавшей на египетский трон и рассчитывающей на военную помощь Помпея. Однако Клеопатра смогла повернуть ситуацию в свою пользу и соблазнила Цезаря, против которого вела интригу вместе с Помпеем.

Катон повел оставленные ему войска в Нумидию[20], где хотел соединиться с войсками Сципиона и Аттия Вара, вступивших в союз с царем Нумидии Юбой (будущим мужем дочери Антония и Клеопатры). Пеший переход длился 27 дней. Встретившись с союзниками, Катон отказался стать во главе войска, уступив эту должность Сципиону. На то были свои причины. Во-первых, Сципион был консулом, т. е. высшим должностным лицом, а Катон – только претором. Во-вторых, римляне верили, что роду Сципионов суждено побеждать в Африке (в свое время Сципион Африканский Старший разбил Карфаген во второй Пунической войне, а Сципион Африканский Младший – в третьей).

Войска стали в оборону близ города Утика. Катон подготовился к осаде – он собрал в городе огромные запасы хлеба и воды, привел в порядок старые и построил новые укрепления. В 47 г. в Африке высадился Цезарь. Сципиону, так же как ранее Помпею, Катон советовал не вступать в открытое сражение, а выжидать. Сципион, однако, не внял советам, и 8 апреля 47 г. до н. э. в битве при городе Тапсе его войско было разгромлено.

Наутро известие об этом достигло Утики. Узнав о разгроме Сципиона, Катон собрал находившихся в городе сенаторов и Совет Трехсот, в который входили знатные граждане Утики римского происхождения. Катон предложил собравшимся самим решить, стоит ли продолжать войну против Цезаря. Воодушевленные мужеством Катона члены Совета сначала решили продолжать борьбу, но после переменили мнение и даже стали подумывать о том, чтобы выдать сенаторов Цезарю.

В это время к стенам города прибыли спасшиеся после битвы при Тапсе остатки конницы. Воины не хотели входить в Утику, опасаясь предательства со стороны горожан, но Катон уговорил кавалерию войти в город для защиты находящихся там сенаторов.

В конце концов Совет Трехсот принял решение сдаться и отправить к Цезарю посла, чтобы просить его о пощаде. Катон собрал сенаторов и предложил им спасаться, пока конница еще находится в городе. Он распорядился закрыть все ворота, кроме ведущих к морю, и стал готовить суда и припасы для отплытия беглецов.

Тут произошел еще один показательный случай. Невдалеке от города разбил лагерь бывший помпеянец Марк Октавий, который прибыл во главе двух легионов и отправил к Катону посланника с предложением договориться о разделе власти и командования. Тот не ответил, а своим друзьям сказал: «Можно ли удивляться, что наше дело погибло, если властолюбие не оставляет нас даже на самом краю бездны».

И еще пример. Римская конница, покидая город, начала грабить жителей. Узнав об этом, Катон бросился на улицу и стал вырывать из рук первых попавшихся ему на глаза воинов добычу. Солдаты устыдились и сами стали возвращать награбленное.

В качестве посла от Совета Трехсот к Цезарю должен был отправиться его родственник, Луций Цезарь. Он обратился к Катону с просьбой помочь ему составить оправдательную речь взамен на то, что Луций будет просить Цезаря о прощении для него. Катон ответил: «Если бы я хотел спастись милостью Цезаря, мне самому следовало бы идти к нему. Но я не желаю, чтобы тиран, творя беззаконие, еще и связал меня благодарностью. В самом деле, ведь он нарушает законы, даря, словно господин и владыка, спасение тем, над кем не должен иметь никакой власти! А как тебе выпросить у него прощение для Трехсот, мы подумаем сообща, если хочешь». Все эти поступки совершал человек, уже давно принявший решение покончить с собой. Но благородный Катон не мог себе позволить такой роскоши, как спокойно уйти из жизни, пока оставались люди, нуждавшиеся в его помощи и защите.

Обсудив с Луцием его будущую речь, Катон призвал своего сына и друзей. Он обсуждал с ними разные темы, в частности запретил сыну участвовать в государственных делах, объяснив это так: «Обстоятельства больше не позволяют заниматься этими делами так, как достойно Катона, заниматься же по-иному – позорно».

Обедал Катон, как всегда, сидя (обычно римляне возлежали за обеденными столами). После обеда, на котором присутствовали многие друзья Катона, начался философский разговор. Во время обсуждения одного из вопросов Катон произнес длинную и прочувствованную речь, и окружающие поняли, что он собирается покончить с собой. Желая развеять эти подозрения, Катон перевел разговор на злободневные темы, однако ему не удалось усыпить бдительность сына. Порций украдкой пробрался в спальню отца и унес оттуда его меч.

Вечером, после прогулки с друзьями и сыном, Катон снова возбудил подозрение спутников, необычайно тепло прощаясь с ними. Придя в спальню, он стал читать диалог Платона «О душе». Уже почти дочитав книгу, Катон обнаружил отсутствие меча, позвал слугу и спросил, кто унес меч. Раб ничего не ответил. Не желая, чтобы слуги догадались о его истинных намерениях, Катон продолжил чтение, но через некоторое время как бы невзначай велел принести меч. Не дождавшись его, он стал проявлять беспокойство и принялся звать все новых слуг, давая им то же поручение. В конце концов, Катон возмутился и стал кричать, что его слуги и сын хотят предать его безоружным в руки врага. Он даже ударил одного из слуг в порыве гнева и повредил себе руку.

На его крики прибежали друзья и Порций. Сын со слезами просил отца успокоиться. Катон отвечал: «Где и когда, неведомо для меня самого, уличили меня в безумии, что теперь никто со мной не разговаривает, никто не старается разубедить в неудачном, на чужой взгляд, выборе или решении, но силой препятствует мне следовать моим правилам и отбирает оружие?! Что же ты, мой милейший? Ты еще вдобавок свяжи отца, скрути ему руки за спиной, чтобы, когда придет Цезарь, я бы уже и сопротивляться не смог! Да, сопротивляться, ибо против себя самого мне не нужно никакого меча – я могу умереть, задержав на короткое время дыхание или одним ударом размозжив себе голову о стену».

Выслушав отца, Порций плача вышел из его спальни. Покинули Катона и все остальные, кроме входивших в число его приближенных философов Деметрия и Аполлонида. К последним Катон обратился с такой речью: «Неужели вы думаете силой удерживать среди живых человека в таких летах, как мои, и караулить меня, молча сидя рядом? Или же вы принесли доводы и доказательства, что Катону не страшно и не стыдно ждать спасения от врага, коль скоро иного выхода он не находит? Отчего же вы не пытаетесь внушить нам это, не переучиваете на новый лад, чтобы мы, отбросив прежние убеждения и взгляды, с которыми прожили целую жизнь, стали благодаря Цезарю мудрее и тем большую питали к нему признательность? Со всем тем я еще не решил, как мне с собою быть, но, когда приму решение, я должен иметь силу и средства выполнить его. Решать же я буду, в известной мере, вместе с вами – сообразуясь с теми взглядами, каких, философствуя, держитесь и вы. Итак, будьте покойны, ступайте и внушите моему сыну, чтобы он, коль скоро уговорить отца не может, не обращался к принуждению».

Через некоторое время после ухода философов маленький мальчик принес меч. Проверив его остроту, Катон произнес: «Ну, теперь я сам себе хозяин». Затем, отложив оружие, вернулся к чтению. Перечитав книгу дважды, Катон крепко заснул, его храп был слышен даже за пределами спальни. Около полуночи он позвал лекаря и своего помощника Бута. Лекарь перевязал воспалившуюся рану на руке, а Бут был отправлен к морю, чтобы узнать, все ли отплыли. Домашние подумали, что это хороший признак и Катон принял решение остаться в живых.

Получив известие от помощника, что почти все беглецы отплыли, но на море сильное волнение, Катон снова послал Бута к морю проверить, не вернулся ли кто и не нуждается ли в помощи. Под утро он задремал.

Вскоре вернулся Бут и сказал, что в гавани все в порядке. Катон лег, как будто собирался спать, а помощника попросил закрыть дверь. Оказалось, он только хотел убедиться перед смертью, что беглецы благополучно отбыли из города. Как только Бут вышел, Катон вонзил себе в живот меч, но умер не сразу. Упав с кровати, он опрокинул стоявший рядом столик. На шум в комнату ворвались слуги, друзья и Порций. Они застали Катона в луже крови, с вывалившимися внутренностями, но еще живого. Врач успел вложить внутренности на место и зашить рану, но Катон, очнувшись, оттолкнул врача и, разорвав швы, умер.

Ему было сорок восемь лет.

Весть о его смерти разлетелась с невероятной быстротой. Вскоре весь Совет Трехсот собрался у дома Катона, а через некоторое время к ним присоединились и толпы горожан. Даже известие о приближении Цезаря не смогло пересилить уважение к покойному, которое было так велико, что, несмотря ни на что, были устроены пышные похороны. Катона похоронили на берегу моря, а позже на этом месте поставили его статую.

Узнав о смерти Катона, Цезарь сказал: «Ох, Катон, ненавистна мне твоя смерть, потому что и тебе ненавистно было принять от меня спасение!».

Его сыну Цезарь не причинил вреда. Позднее он геройски погиб в битве при Филиппах, сражаясь на стороне Брута.

Марк Порций Катон (Младший или Утический)

О персонаже

(родился в 95 году до н. э., Рим, Римская республика — погиб в апреле 46 года до н. э., Утика, провинция Африка) — древнеримский политический деятель. Легат в 67 году до н. э., военный трибун в 67—66 годах до н. э., квестор в 64 году до н. э., народный трибун в 62 году до н. э., квестор с полномочиями пропретора в 58—56 годах до н. э., претор в 54 году до н. э.
Оставался неформальным политическим и идейным лидером большинства в римском сенате с конца 60-х годов до н. э. и до самой гражданской войны Помпея и Цезаря. Для современников был наиболее известен как образец строгих нравов, сторонник республиканских идей, лидер аристократии в сенате, принципиальный противник Цезаря и видный философ-стоик. После самоубийства в осаждённой Цезарем Утике стал символом защитников республиканского строя.

История

Марк Порций Катон родился в 95 году до н. э., хотя в редких случаях в качестве даты рождения называется 97 год. Катон был сыном Марка Порция Катона Салониана и Ливии Друзы, для которой это был второй брак.
В молодости Катон стал жрецом Аполлона. В 72 году он отличился в подавлении восстания Спартака.
Около 67 года был легатом, в 67—66 годах — военным трибуном в Македонии. После окончания полномочий в Македонии Марк совершил ознакомительную поездку по Востоку.
В сопровождении философа Афинодора Кордилиона, Марк вернулся в Рим, занимался философией и произносил судебные речи, а также старался приобрести практические знания.
В 64 году Катон вступил в должность квестора. Он произвёл перемены в работе казначейства. В бытность квестором Катон также выступал за возвращение имущества, нажитого во время проскрипций сторонниками Суллы.
В 63 году Катон участвовал в раскрытии и подавлении заговора Катилины. На заседании 5 декабря он выступил одним из последних и своей речью склонил большинство сенаторов к идее казни лидеров заговора, хотя ранее они соглашались с умеренной позицией Цезаря о ссылке заговорщиков. Марк также открыто заявил о том, что Цезарь может быть сторонником Катилины.
В том же году Катон выступил одним из обвинителей в деле против Луция Лициния Мурены. Дело было возбуждено по обвинению в нарушении предвыборного законодательства. В конце концов дело было решено в пользу Мурены.
В 62 году стал народным трибуном. Пользуясь правом законодательной инициативы, провёл закон о снижении цен на хлеб.
В конце 60-х Катон стал одним из лидеров сенатского большинства, настроенного против Помпея.
На тот момент никакие компромиссы между Помпеем и сенаторами были невозможны из-за принципиально различных интересов. В начале 50-х годов вокруг Катона сгруппировались сенаторы, недовольные созданием первого триумвирата с участием Помпея, Цезаря и Марка Лициния Красса. Непримиримая оппозиция Марка по отношению к Помпею, Цезарю и триумвирату в целом во многом повлияла на позиции самих триумвиров.
В консулат Цезаря и Бибула (59 год) Катон активно противодействовал деятельности будущего диктатора.
В 58 году Катон из-за интриг своих противников был послан на Кипр, чтобы изгнать оттуда Птолемея Кипрского, брата египетского правителя Птолемея XII.
Перед экспедицией на остров Марк, находясь на Родосе, предложил Птолемею Кипрскому сдаться добровольно, пообещав почётную жреческую должность, но он по каким-то причинам покончил жизнь самоубийством. Там же Катон провёл переговоры с египетским фараоном Птолемеем XII, а затем на некоторое время отправился в Византий, где своим авторитетом сумел прекратить беспорядки. Со своей миссией Катон справился, вернувшись с богатой добычей (благодаря репутации честного человека никто не заподозрил его в присвоении части богатств) и получив от сената ряд благодарностей. Тем не менее, его отъезд значительно разобщил и ослабил сенат. На Кипре Катон находился с 58 по 56 годы.
Возвращение Катона позволило сплотить противников триумвирата и организовать более активное противостояние оставшимся в Риме Помпею и Крассу. После совещания в Луке (56 год) Катон, стремясь сорвать замысел триумвиров по избранию в консулы Красса и Помпея (они угрозами и подкупом заставили остальных кандидатов отказаться от участия в выборах), уговаривал Луция Домиция Агенобарба стать альтернативным кандидатом в консулы. Однако неизвестные (скорее всего, люди триумвиров) не пустили его и Домиция на Форум, убили сопровождавшего их факелоносца и ранили Катона, после чего он смирился с безальтернативным избранием Помпея и Красса. Тогда же, однако, Катон попытался избраться в преторы на 55 год, Помпей, который проводил голосование, объявил о неблагоприятном знамении, и голосование было перенесено. К повторному голосованию избирателям раздавали более ценные подарки, и кандидатура Катона была провалена.
В 55 году Катон активно противодействовал инициативе народного трибуна Гая Требония передать Помпею и Крассу провинции на пять лет с расширенными правами, став единственным, кто пошёл наперекор триумвирам. После окончания временно́го регламента ликтор силой стащил его с ростральной трибуны, но Катон продолжил говорить и не остановился, даже когда его по приказу Требония повели в тюрьму. Толпа двинулась за Марком, и Требоний приказал освободить его. В декабре того же года Катон со второй попытки стал претором на 54 год. Он руководил судебной комиссией по делам о взятках и вымогательствах должностных лиц.
В этот период активные противники триумвиров были уже в меньшинстве.
В 52 году окончательно перешёл к поддержке Помпея, став инициатором его избрания единоличным консулом в обстановке беспорядков после убийства Публия Клодия Пульхра. В то же время он отказался стать советником Помпея. Тогда же Марк неудачно выставил кандидатуру на выборах консулов на 51 год.
Причины перехода Катона к поддержке Помпея остаются неясными.
Когда началась гражданская война, Катон был против уступок Цезарю и вместе с Помпеем бежал из Рима. Предположительно в феврале 49 года он был направлен на Сицилию для организации обороны, но когда не позже апреля туда прибыл человек Цезаря Гай Азиний Поллион, Катон заявил, что не станет подвергать опасности местное население и уходит из провинции.
Сдав без боя Сицилию, летом Катон отправился в Азию. Поскольку в Азии в его помощи не нуждались, осенью 49 года Катон перебрался в Диррахий, вблизи которого располагались основные силы Помпея и Цезаря. Начав преследовать Цезаря, Помпей выделил Марку некоторые военные силы. В Диррахии в это же время находился Цицерон.
Катон никогда не проявлял большого энтузиазма в гражданскую войну и открыто говорил о том, что он сражается на проигрывающей стороне. После поражения часть помпеянцев бежала на Керкиру. Катон к этому времени управлял резервными силами и флотом из 300 кораблей и находился, по-видимому, именно на Керкире. Узнав, что Помпей бежал с Фарсала другим путём, Катон принял решение найти его и передать ему свои войска. Отправляясь в путь, Катон предложил принять командование над своими войсками Цицерону, поскольку Цицерон когда-то был консулом и обладал формальным приоритетом в получении командования войсками. Марк отправился в Киренаику, откуда надеялся перебраться в Египет и соединиться с бежавшим Помпеем. В пути он встретил флот Секста Помпея, который рассказал об убийстве своего отца. После получения известий о смерти Помпея ведущие помпеянцы устроили совещание на Керкире, хотя, возможно, оно произошло раньше, но без участия Помпея. Было решено, что Катон вместе с Квинтом Цецилием Метеллом Пием Сципионом Назикой отправится организовывать сопротивление Цезарю в Африке.
Вместе со своими войсками, численность которых не достигала и десяти тысяч, Катон совершил переход из Кирены (современная северо-восточная Ливия) в район Утики (современный северный Тунис). После объединения сил африканские войска просили, чтобы ими продолжал руководить Катон, но он отказался.
Во время африканской кампании царь Юба и Сципион предлагали разрушить Утику за поддержку Цезаря, однако Катон высказался за сохранение города, так что вскоре местные жители попросили возглавить оборону города именно его. В основных военных действиях Катон не участвовал, но организовывал оборону Утики. После того, как стало известно о разгроме Сципиона и Юбы в битве при Тапсе, в городе началась паника. Катон успокоил горожан и предложил городскому совету обсудить вопрос о судьбе города. Поняв, что оборона города бесперспективна, Катон разрешил всем желающим покинуть город и просил прибывшие в Утику отряды не преследовать ушедших из города. Сам он остался в городе.
Когда большинство горожан Утики покинуло город, Катон за обедом произнёс речь, из которой собравшиеся решили, что он готовится покончить жизнь самоубийством. После обеда Катон обошёл городские караулы, пришёл домой и прилёг, взяв почитать диалог Платона «Федон». Обратив внимание на то, что из его комнаты убрали меч, он потребовал вернуть его на место. Его домашние старались удержать его от самоубийства, на что Катон сказал, что он ещё не решил, как быть дальше. После этого ему вернули меч, и Катон сказал, что теперь он сам хозяин своей судьбы, после чего ещё дважды прочитал «Федона» и заснул. В полночь он проснулся и дважды посылал своих людей проверять, все ли горожане сели на корабли и покинули город.
Ряд обстоятельств указывает на сходство самоубийств Катона и Сократа. Катон, как считают современные исследователи, сознательно ориентировался на Сократа, хотя и избрал способом самоубийства не цикуту, а меч.

Lepota

Обновлено: 23 мая 2020 г., 22:21

Присутствие при революции

Барри Штраус, «Присутствие при революции», City Journal, 18 января 2013 г. Роба Гудмана и Джимми Сони (Томас Данн, 384 стр.)]

Неизвестное самоубийство древности сыграло большую роль в обретении независимости нашей нацией. Успех американской революции, конечно же, зависел от стальной решимости людей Джорджа Вашингтона, замерзших в Вэлли-Фордж зимой 1777–1778 годов. Но их стойкость, по крайней мере, частично была вдохновлена ​​железной волей Катона, римлянина, который вспорол себе живот и истек кровью в Северной Африке в 46 г. до н. э., вместо того чтобы просить прощения у Юлия Цезаря. Действительно, Катон был героем Вашингтона, у которого была знаменитая пьеса Джозефа Аддисона 1713 года «9».0006 Катон , выступал перед своими людьми в Вэлли-Фордж. К тому времени столетия мифотворчества превратили Катона из мученика-самоубийцы в героя свободы.

Пьеса Аддисона выступала за смерть в защиту свободы. Десять лет спустя Джон Тренчард и Томас Гордон в «Письмах Катона » пошли еще дальше и предложили общую теорию: свобода — это естественное право, воплощенное в ограниченном правительстве, защищенное оппозицией тирании и характеризующееся свободой слова, религии и частной жизни. имущественные права. Первоначально опубликовано в лондонской газете в 1720-х гг., Письма Катона — на самом деле серия эссе, написанных авторами под псевдонимом «Катон», — в конце концов появились в виде книги. Эссе оказали огромное влияние на американских основателей и на написание Декларации независимости.

Катон как виг и революционер довольно сильно отличается от исторического Катона. Как насчет реальности? В «Последний гражданин Рима » политические спичрайтеры и журналисты Роб Гудман и Джимми Сони предлагают отличное введение. Они сделали свою домашнюю работу в классических источниках. Их мудрая и живая книга предлагает два урока: во-первых, знание современной политики может помочь в изучении древнего мира; и, во-вторых, у Рима есть чему поучиться и сегодня. Рим авторов включает в себя такие феномены, как «обмен благосклонностью», «реформа, движимая личностью», «ночная стратегическая сессия», «аппарат кампании» и «новые правила взаимодействия». Уравновешивая эти менее вдохновляющие особенности, Рим также предлагает ораторское искусство Цицерона, 9 Цезаря.0006 Commentaries и Lives Плутарха, среди других сокровищ. Гудман и Сони особенно хорошо используют книгу Плутарха «Жизнь Катона Младшего» , наш главный исторический источник, хотя и требующий осторожности — Плутарх написал морализаторскую биографию, а не историю.

Авторы подходят к Катону с уважением и критической дистанцией. Они тщательно прослеживают жизнь, основанную на сочетании стоической философии и старомодной римской добродетели. Маркус Порциус Катон (95–46 до н.э.), так называемый Катон Младший, происходил из знатной семьи. Он пошел по стопам своего знаменитого прадеда, которого также звали Маркус Порций Катон (234–149 до н. э.) и которого иногда называли Катоном Старшим, который стал символом строгости, агрессии и консерватизма.

Древний Рим был республикой: смешанное правительство, сочетающее в себе народные собрания, могущественных магистратов, которые действовали как виртуальные короли в течение года своего правления, и аристократический сенат. Римская республика косвенно вдохновила Америку на конституционное разделение властей. Однако ко времени Катона правительство Рима было разрозненным, резко разделенным между популистами и олигархами. Катон стал лидером второй фракции. Он отстаивал традиционную роль крошечной сенатской элиты в управлении судьбой империи и десятков миллионов ее жителей. Тем не менее Катон также защищал свободу слова, конституционную процедуру, гражданский долг и службу, честное управление и просвещенное стремление к общественным интересам.

Катон лучше, чем кто-либо другой, ясно видел угрозу, которую Юлий Цезарь представлял для старого порядка. Блестящий и честолюбивый народник, Цезарь хотел господствовать в Риме. К сожалению, Катон усугубил ситуацию. Он превратил Цезаря в большего врага сената, чем он уже был, непреднамеренно сделав Цезаря сильнее. Наконец, он вогнал Цезаря в гражданскую войну, отказавшись от любого компромисса. Цезарь победил, и Катон покончил с собой, но не признал поражения. Его смерть положила конец его карьере в защиту республики, какой он ее видел. Если в нем было что-то слепое и заблуждающееся, то было и что-то великолепное.

Цезарь не мог не присоединиться к дебатам о наследии Катона. Цицерон и Марк Брут восхваляли Катона, а Цезарь написал памфлет под названием Anticato . Это было жестоко, но контрпродуктивно, и закончилось тем, что усилило оппозицию правлению Цезаря. Хотя загадочность Катона и не была главной причиной убийства Цезаря в 44 г. до н. э., она сыграла свою роль в этом событии. В конце концов он стал иконой, отлитой по-разному на протяжении веков. Авторы прослеживают, как олигарх Катон из воплощения libertas для демонстрации свободы.

Солдаты могут черпать храбрость из примера Катона. Политики должны обдумать это с осторожностью. Его жизнь преподает урок, особенно консерваторам, о необходимости тактического компромисса, чтобы спасти лучшее от старого порядка. Долго ли стоять в принципе, когда внизу гремят тектонические сдвиги? Если бы только Катон мог прочитать роман Томази ди Лампедузы 1958 года « Леопард » с его циничным, но действенным уроком: «Если мы хотим, чтобы все оставалось как есть, все должно измениться».

Катон Младший | Encyclopedia.com

буря

просмотров обновлено 11 июня 2018

Марк Порций Катон Утиченсис (95-46 г. крах Римской республики.

Осиротевший в детстве и выросший в доме своего дяди М. Ливия Друза, реформатора, Катон рано привил себе аскетизм и демонстрировал политическую и моральную честность. После службы в качестве военного трибуна в Македонии (67–66 гг. до н. э.) он путешествовал по Азии, чтобы подготовиться к общественной жизни. Как квестор или министр финансов, Катон был известен своим наказанием коррумпированных казначейских служащих и строгой правильностью своих счетов. Но он не был свободен от фаворитизма. Как трибун, избранный в 63 г., он преследовал за избирательный подкуп одного из мужчин, победивших Катилину на консульстве, освободив другого, потому что он был родственником.

Пламенная речь Катона 5 декабря побудила Сенат проголосовать за казнь катилинарских заговорщиков, пойманных в Риме после неудачной попытки захватить контроль над государством. В качестве трибуна в 62 г. Катон блокировал попытки Метелла Непоса и Юлия Цезаря отозвать Помпея, чтобы он расправился с Катилиной и его армией в Этрурии.

Когда Помпей вернулся с Востока, Катон возглавил против него сенаторскую оппозицию. Он также возмутил Красса и всадников, отказавшись разрешить пересмотр налогового договора для Азии. Результатом стало формирование Первого Триумвирата Помпеем, Крассом и Цезарем для достижения своих политических целей. Во время консульства Цезаря в 59 г.Катон яростно выступал против законопроектов триумвирата о перераспределении земли и наделении Цезаря чрезвычайным командованием. Тактика Катона была настолько жестокой, что Цезарь в какой-то момент заключил его в тюрьму, но позже передумал. В следующем году триумвиры избавились от Катона, предложив ему особое командование на Кипре. Хотя Катон знал, что его удаляют от центра власти, его преувеличенное чувство долга не позволяло ему отказаться.

Вернувшись в Рим в 56 г. до н. э., он попытался заблокировать избрание Помпея и Красса на их второе консульство. Поэтому они предотвратили избрание Катона на пост претора, которого ему пришлось ждать до 54 г. Чтобы остановить беспорядки и анархию, возникшие в 53 и 52 г., Катон поддержал предложение сенаторских лидеров сделать Помпея единственным консулом. После этого он продолжал поддерживать Помпея, но только как противодействие растущей мощи Цезаря. Поскольку Катон отказался культивировать великих политиков, ему не удалось добиться консульства в 51 году.0004

В гражданской войне между Помпеем и Цезарем Катон выбрал Помпея и получил командование на Сицилии, которую он эвакуировал после прибытия цезарианских войск во избежание кровопролития. Он разместил гарнизон Диррахия для Помпея во время битвы при Фарсале, а после поражения Помпея присоединился к помпейским беженцам в Африке. Там он отказался от военного командования, потому что он не был консульством, а взял на себя ответственность за город Утика (откуда он получил свою фамилию) и организовал его оборону. Когда Цезарь разгромил помпеян в битве при Тапсе в 46 г. и подошел к городу, Катон покончил жизнь самоубийством.

После своей смерти Катон стал символом республиканизма в продолжающейся борьбе против Цезаря, Антония и Октавиана. Но при жизни его консерватизм и обструкционизм лишь укрепляли силы, против которых он выступал.

Основными древними источниками информации о Катоне являются речи и письма Цицерона, а также биография Плутарха из его жизней. Полного исследования Катона на английском языке нет. Подробнее см. С. А. Кук, Ф. Э. Адкок и М. П. Чарльзуорт, ред., 9.0006 Кембриджская древняя история, , том. 9 (1932 г.) и HH Скаллард, От Гракхов до Нерона: история Рима с 133 г. до н.э. до 68 г. н.э. (1959; 2-е изд. 1963 г.). □

Encyclopedia of World Biography

oxford

просмотров обновлено 08 июн 2018

Катон (Младший), Марк Порций (95–46 до н. . Твердый сторонник республики, он выступал против Юлия Цезаря и форсировал создание Первого триумвирата. Он поддерживал Помпея в гражданской войне против Цезаря (49 г.до н.э.) и, когда Цезарь вышел победителем, покончил жизнь самоубийством.

World Encyclopedia

Подробнее Материал с encyclopedia.com

Луций Корнелий Сулла , римский полководец и диктатор Луций Корнелий Сулла (138-78 гг. до н.э.) был первым человеком, который использовал армию для установления личной автократии в Риме. Сулл… Юлий Цезарь, Гай Юлий Цезарь (100–44 гг. до н. э.) был римским полководцем и политиком, свергнувшим Римскую республику и установившим власть императоров. Во времена Помпея Помпей (106–48 гг. до н. э.) был римским полководцем и государственным деятелем, а также доминирующей фигурой в Риме между отречением Суллы в 79 г.ДО Н.Э. и собственное поражение… Марк Лициний Красс , Марк Лициний Красс Ныряет Марк Лициний Красс Див (ок. 115-53 до н. э.) был римским политиком и членом Первого триумвирата, за что ч… Гай Марий, Гай Марий Гай Мариус Гай Марий (ок. 157–186 гг. до н. э.) был римским полководцем и популярным политиком. Его военные реформы и великие командования привели к… Марк Юний Брут , Марк Юний Брут Марк Юний Брут Марк Юний Брут (ок. 85–42 до н. э.) был римским государственным деятелем и одним из заговорщиков, убивших Ю…

Об этой статье

Все источники

Обновлены августа 24 2016 Облизости Encyclopedia.com Содержание Печать тема

Вы также можете как
Near

Cato Corporation

.

4.

4.

4.

4.

4.

4.

4.

4.

4.

4.

4.

4.

4.

4.

4.

4.

4.

4.

9000 2

9 1925-

Индийские картины Кэтлин

кошачий

кэтлик

Кэтли, Энн (1745–1789)

Кэтлетт, Сид(ней) (он же «Большой Сид»)

902 9008 Кэт93, Мэри Джолетт Элизабет (1915 г.р.)

Катлетт, Элизабет (1915—)

Катледж, Тернер

катионообменная емкость

катионообменная емкость

катионообменная емкость

катионообменная

4 катионообменная

4

04

Catiline Conspiracy,

Catie

Като младший

Като

Cato, Heather

Cato, Nancy (1917–2000).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *