Образ Катерины в драме «Гроза»
Вы здесь
Главная
>
Блог
>
Образ Катерины в драме «Гроза»
Согласно одной версии драма «Гроза» была написана Островским, когда он находился под впечатлением от одной замужней актрисы — Любы Косицкой. Образ Катерины в «Грозе» появился именно благодаря Косицкой, и интересно, что потом эта роль ей и досталась на сцене.
Катерина родилась в купеческой семье, дом их был зажиточным, а детство Катерины беззаботным и радостным. Сама героиня сравнила себя с вольной птичкой, и призналась Варваре, что занималась пока не вышла замуж чем хотела. Да, семья Катерины была хорошей, воспитание ладное, поэтому девушка выросла чистой и открытой. В образе Катерины ясно прослеживается добрая, искренняя, русская душа, которая не умеет обманывать.
Продолжим рассматривать образ Катерины в драме «Гроза» Островского, и отметим, что очень трудно было девушке жить с мужем без притворства, учитывая его семью.
Черты в образе Катерины в драме «Гроза»
Какими же чертами характера Катерина буквально пугала Кабаниху? Она была чиста душой, искренняя и горячая, не терпела лицемерия и обмана. Например, когда состоялся отъезд мужа, свекрови хотелось видеть невестку воющей, но не в правилах Катерины притворяться. Если обычай не принимает душа, значит не стоит ему следовать, считает девушка.
Когда Катерина поняла, что любит Бориса, она не стала скрывать своих чувств, рассказав о них. О любви Катерины узнала и Варвара, и свекровь, и сам муж главной героини. В натуре девушки мы видим глубину, силу и страсть, и ее слова хорошо выражают эти черты личности.
Она рассуждает о людях и птицах, почему люди не могут летать так же? В итоге Катерина говорит, что она не будет терпеть несносную и опостылую жизнь, и в крайнем случае решится на роковой шаг — кинуться в окно или утопиться в реке. Размышляя над этими словами, можно лучше понять образ Катерины в драме Островского «Гроза».Наконец, каких усилий стоило девушке рассказать о своих чувствах Борису! Ведь Катерина была замужней женщиной, но страсть к свободе и желание быть счастливой, а также сила воли, проявились в этом смелом поступке. Островский противопоставляет эти черты характера Катерины миру Кабанихи (Марфа Кабанова). В чем это проявляется? Например, Кабаниха слепо преклоняется перед традициями старых времен, и это не порыв души, а возможность не потерять власть над другими. То же можно сказать и о религиозном отношении, ведь для Катерины ходить в церковь — это естественно и приятно, в Кабаниха исполняет формальность, и житейские вопросы ее волнуют больше, чем мысли о духовном.
К чему стремится Катерина
Важный момент, который надо учесть, говоря об образе Катерины в драме «Гроза»,— то, что она полна религиозного страха. Девушка думает, что кара за грех от Господа и гроза, которую она отождествляет с этими понятиями, страшны и суровы. Все это вместе с чувством вины побуждает ее при всех рассказать о совершенном грехе. Катерина принимает решение бежать из семьи, которую она не принимает душой и сердцем. Муж испытывает к ней жалость, но избивает, ведь так нужно делать.
Борис, возлюбленный Катерины, не может помочь ей. И хотя он сочувствует ей, видно, как он бессилен и проявляет слабость, безволие. Оставшись в одиночестве, Катерина решает броситься с обрыва. Некоторые приписывают такое действие слабоволию девушки, но Островский хотел показать силу ее личности, что опять же, дополняет образ Катерины.
В заключение можно сказать, что в Катерине воплотилась прекрасная русская душа — чистая и светлая. Ее душа противопоставлена самодурству, хамству, жестокости и невежеству — качествам, которые присущи многим людям не только во времена написания драмы, но и сегодня.
Надеемся, что рассмотрение образа Катерины в драме «Гроза» Островского оказалось для вас полезным. Другие статьи по теме:
- Анализ драмы Островского «Гроза»
- Краткое содержание «Грозы»
- Статья Добролюбова «Луч света в темном царстве»
- Биография Александра Островского
Теги:
персонажи
характеристика
Похожие статьи
Анализ романа «Преступление и наказание»
Известно, что Фёдор Достоевский какое-то время провел в ссылке на каторжных работах. И вот, находясь там, писатель столкнулся с самыми разными людьми. А кто обычно отбывает срок на каторге — политические преступники, уголовники, воры и убийцы….
О чем книга «Дон Кихот»
На самом деле, скорее всего, просто не найдется людей, которые никогда не слышали о Дон Кихоте, однако с ходу сказать, о чем книга «Дон Кихот» и кто ее написал сможет не каждый.
Несомненно, образ Дон Кихота и того, кто стал его верным…
Характеристика Швабрина — «Капитанская дочка» Пушкин
Отрицательный или положительный герой Швабрин? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим характеристику Швабрина из «Капитанской дочки» Пушкина. На самом деле, коротко говоря, Алексей Иванович Швабрин является противоположностью Петра…
описание характера, жизнь и смерть Катерины Кабановой
Согласно одной версии драма «Гроза» была написана Островским, когда он находился под впечатлением от одной замужней актрисы — Любы Косицкой. Образ Катерины в «Грозе» появился именно благодаря Косицкой, и интересно, что потом эта роль ей и досталась на сцене.
Катерина родилась в купеческой семье, дом их был зажиточным, а детство Катерины беззаботным и радостным. Сама героиня сравнила себя с вольной птичкой, и призналась Варваре, что занималась пока не вышла замуж чем хотела. Да, семья Катерины была хорошей, воспитание ладное, поэтому девушка выросла чистой и открытой. В образе Катерины ясно прослеживается добрая, искренняя, русская душа, которая не умеет обманывать.
Продолжим рассматривать образ Катерины в драме «Гроза» Островского, и отметим, что очень трудно было девушке жить с мужем без притворства, учитывая его семью.
Черты в образе Катерины в драме «Гроза»
Какими же чертами характера Катерина буквально пугала Кабаниху? Она была чиста душой, искренняя и горячая, не терпела лицемерия и обмана. Например, когда состоялся отъезд мужа, свекрови хотелось видеть невестку воющей, но не в правилах Катерины притворяться. Если обычай не принимает душа, значит не стоит ему следовать, считает девушка.
Когда Катерина поняла, что любит Бориса, она не стала скрывать своих чувств, рассказав о них. О любви Катерины узнала и Варвара, и свекровь, и сам муж главной героини. В натуре девушки мы видим глубину, силу и страсть, и ее слова хорошо выражают эти черты личности.
Она рассуждает о людях и птицах, почему люди не могут летать так же? В итоге Катерина говорит, что она не будет терпеть несносную и опостылую жизнь, и в крайнем случае решится на роковой шаг — кинуться в окно или утопиться в реке. Размышляя над этими словами, можно лучше понять образ Катерины в драме Островского «Гроза».Наконец, каких усилий стоило девушке рассказать о своих чувствах Борису! Ведь Катерина была замужней женщиной, но страсть к свободе и желание быть счастливой, а также сила воли, проявились в этом смелом поступке. Островский противопоставляет эти черты характера Катерины миру Кабанихи (Марфа Кабанова). В чем это проявляется? Например, Кабаниха слепо преклоняется перед традициями старых времен, и это не порыв души, а возможность не потерять власть над другими. То же можно сказать и о религиозном отношении, ведь для Катерины ходить в церковь — это естественно и приятно, в Кабаниха исполняет формальность, и житейские вопросы ее волнуют больше, чем мысли о духовном.
К чему стремится Катерина
Важный момент, который надо учесть, говоря об образе Катерины в драме «Гроза»,- то, что она полна религиозного страха. Девушка думает, что кара за грех от Господа и гроза, которую она отождествляет с этими понятиями, страшны и суровы. Все это вместе с чувством вины побуждает ее при всех рассказать о совершенном грехе. Катерина принимает решение бежать из семьи, которую она не принимает душой и сердцем. Муж испытывает к ней жалость, но избивает, ведь так нужно делать.
Борис, возлюбленный Катерины, не может помочь ей. И хотя он сочувствует ей, видно, как он бессилен и проявляет слабость, безволие. Оставшись в одиночестве, Катерина решает броситься с обрыва. Некоторые приписывают такое действие слабоволию девушки, но Островский хотел показать силу ее личности, что опять же, дополняет образ Катерины.
В заключение можно сказать, что в Катерине воплотилась прекрасная русская душа — чистая и светлая. Ее душа противопоставлена самодурству, хамству, жестокости и невежеству — качествам, которые присущи многим людям не только во времена написания драмы, но и сегодня.
Надеемся, что рассмотрение образа Катерины в драме «Гроза» Островского оказалось для вас полезным. Другие статьи
«Гроза». Это молодая женщина, ещё не имеющая детей и живущая в доме свекрови, где, помимо них с мужем Тихоном, живёт ещё и незамужняя сестра Тихона, Варвара. Катерина уже какое-то время влюблена в Бориса, живущего в доме Дикого, – осиротевшего его племянника.
Пока муж находится рядом, она мечтает о Борисе тайком, но после его отъезда Катерина начинает встречаться с молодым человеком и вступает с ним в любовную связь, при пособничестве невестки, которой связь Катерины даже выгодна.
Основной конфликт в романе – это противостояние Катерины и её свекрови, матери Тихона, Кабанихи. Жизнь в городе Калинове – глубокое болото, которое все глубже и глубже засасывает. «Старые понятия» довлеют надо всем. Что бы ни сделали «старшие», им всё должно спустить с рук, вольномыслия здесь не потерпят, «барство дикое» здесь чувствует себя, как рыба в воде.
Свекровь испытывает ревность к молодой привлекательной невестке, чувствуя, что с женитьбой сына, её власть над ним держится только на постоянных упрёках и моральном давлении. В невестке, несмотря на её зависимое положение, Кабаниха чувствует сильного противника, цельную и не поддающуюся её самодурскому гнету натуру.
Катерина не испытывает к ней должного почтения, не трепещет и не глядит Кабанихе в рот, ловя её каждое слово. Она не разыгрывает печали, когда муж уезжает, она не пытается быть полезной свекрови, чтобы заслужить благосклонный кивок – она другая, её натура сопротивляется давлению.
Катерина – верующая женщина, и для нее грех – это преступление, которое она не может утаить. В доме родителей она жила так, как хотела, и делала то, что ей нравилось: сажала цветы, истово молилась в церкви, испытывая чувство просветления, с любопытством слушала рассказы странниц. Её всегда любили, и характер у нее выработался сильный, своевольный, она не терпела никакой несправедливости и не могла лгать и лавировать.
У свекрови же, однако, её ожидают постоянные несправедливые попрёки. Она виновна в том, что Тихон не проявляет, как прежде, должного почтения к матери, да и от жены его не требует. Кабаниха попрекает сына тем, что он не ценит страдания матери во имя него. Власть самодурши ускользает из рук прямо на глазах.
Измена невестки, в которой впечатлительная Катерина призналась прилюдно – это повод Кабанихи ликовать и повторять:
«А я же говорила! А никто меня не слушал!»
Все грехи и прегрешения оттого, что воспринимая новые веяния, не слушают старших. Мирок, в котором старшая Кабанова живёт, вполне её устраивает: власть над домашними и в городе, богатство, жёсткое моральное давление над домашними. Это жизнь Кабанихи, так жили её родители, и их родители – и это не менялось.
Пока девушка молода, она делает то, что хочет, зато выйдя замуж, она как умирает для мира, появляясь с домашними только на базаре и в церкви, да изредка в людных местах. Вот и Катерина, придя в дом мужа после вольной и счастливой молодости, тоже должна была символически умереть, но не смогла.
То же ощущение чуда, что вот-вот нагрянет, ожидание неизвестного, желание влететь и воспарить, что было с ней с её вольной юности, никуда не пропало, и взрыв все равно бы произошёл. Пусть не связью с Борисом, но Катерина бы все равно бросила вызов тому миру, в который пришла после замужества.
Катерине было бы легче, люби она мужа. Но каждый день наблюдая, как Тихон беспощадно подавляется свекровью, она растеряла и чувства, и даже остатки уважения к нему. Она его жалела, время от времени подбадривая, и даже не сильно обижаясь, когда униженный матерью Тихон вымещает на ней свою обиду.
Борис кажется ей другим, хотя он находится из-за сестры в таком же униженном положении, как и Тихон. Поскольку Катерина видит его мельком, она не может оценить его душевных качеств. А когда две недели любовного дурмана развеиваются с приездом мужа, она слишком занята душевными терзаниями и своей виной, чтобы понять, что его положение не лучше положения Тихона. Борис, все ещё цепляясь за слабую надежду, что ему что-то достанется из состояния бабушки, вынужден уехать. Он не зовёт с собой Катерину, на это его душевных сил не хватает, и он уходит со слезами:
«Эх, кабы сила!»
Выхода у Катерины нет. Невестка бежала, муж сломлен, любовник уезжает. Она остаётся во власти Кабанихи, и понимает, что та теперь не спустит провинившейся невестке ничего… если уж и раньше бранила её ни за что. Дальше – это медленная смерть, ни дня без попрёков, слабый муж и нет никакой возможности видеть Бориса. И верующая Катерина предпочитает всему этому страшный смертный грех – самоубийство – как освобождение от мук земных.
Она осознает, что её порыв страшен, но для нее даже предпочтительнее кара за грех, чем жизнь в одном доме с Кабанихой до своей физической смерти – духовная уже произошла.
Цельная и вольнолюбивая натура никогда не сможет выдержать давления и глумления.
Катерина могла бы бежать, но не с кем было. Потому – самоубийство, быстрая смерть вместо медленной. Свой побег из царства «самодуров русской жизни» она всё-таки совершила.
Все свежее, молодое, талантливое гибнет в мрачной атмосфере изображённого Островским в «Грозе » города Калинова . Оно чахнет от насилия, злобы, от мертвой пустоты этой жизни. Слабые спиваются, порочные и мелкие натуры побеждают деспотизм хитростью и изворотливостью. Для натур же прямых, светлых, наделенных неутомимым стремлением к иной жизни, неизбежен трагический конец при столкновении с грубыми силами этого мира.
А. Н. Островский. Гроза. Спектакль
Этот исход становится неизбежным для Катерины, главной героини «Грозы ». Воспитанная в отцовском доме, по условиям того времени взаперти в комнатах родного дома, девочка росла, окруженная любовью в собственном своеобразном мирке. Мечтательная по натуре, она находила выход для смутных влечений детской души в религиозных созерцаниях и грезах; она любила церковные богослужения, жития святых, рассказы богомолок о святых местах.
Любовь к природе слилась у неё с религиозными представлениями и мечтаниями; в душе у неё горит какой-то религиозный восторг, как у Жанны д»Арк в детстве : по ночам она встает и жарко молится, на рассвете она любит в саду молиться и, плакать в смутном, бессознательном порыве. Душевные силы скопляются в ней и побуждают, зовут ее к каким-то жертвам и подвигам. Ей снятся сны о чудесной красоты странах, и невидимые голоса поют ей из вышины. В то же время она обнаруживает силу, прямоту и самостоятельность характера.
И эта-то девушка, полная светлых душевных сил, попадает в грубую атмосферу дома купчихи Кабановой , женой её слабохарактерного, забитого и приниженного сына, Тихона. Сперва она привязалась к мужу, но его вялость, забитость и вечное его желание уйти из родительского дома и забыться во хмелю – оттолкнули от него Катерину. В доме самодурки Кабановой стали все реже посещать Катерину религиозные её видения; она стала томиться и скучать. Встреча с племянником купца Дикого, Борисом, решила её судьбу: она полюбила Бориса так, как было свойственно её натуре – сильно и глубоко.
Катерина долго борется с этой «греховной страстью», вопреки уговорам дочери Кабановой, Варвары. Но в конце концов, гнетущее чувство одиночества, тоска и пустота существования в доме. Кабановой и страстная жажда жизни в молодой душе Катерины разрешают её колебания. В своей борьбе она ищет помощи у мужа, но тот уезжает из опостылевшего материнского дома, где ему и жена не мила. Сознание того, что она преступила какую-то нерушимую заповедь, не оставляет Катерину; она не может спокойно отдаться любви, как Варвара, хитрить и скрываться. Катерину грызет сознание виновности, жизнь её вся замутнена; чистая по натуре, она не может жить в обмане, во лжи, в преступных радостях.
Полная мучительных сомнений и жажды сбросить с себя что-то нечистое, омыть какое-то пятно, однажды в грозу, под раскаты грома всенародно кается в грехах, давая выход своей возмущенной совести. Жизнь в доме Кабановой после покаяния становится совершенно невыносимой. Доведенная до отчаяния, видя, что спасения ждать больше не откуда, Катерина бросается в Волгу и погибает.
Ущемленной в правах и рано выданной замуж. Большинство браков того времени были рассчитаны на получение выгоды. Если избранник был из состоятельного семейства, это могло помочь получить высокий чин. Выйти замуж хоть и не за любимого молодого человека, а состоятельного и богатого было в порядке вещей. Такого явления, как развод, не было. Видимо, из таких расчетов и Катерина выдана замуж за богатого молодого человека, купеческого сына. Замужняя жизнь не принесла ей ни счастья, ни любви, а напротив, стала воплощением ада, наполненного деспотизмом свекрови и ложью окружающих людей.
Этот образ в пьесе Островского «Гроза» является главным и в то же время самым противоречивым . От жителей Калинова она отличается силой характера и чувством собственного достоинства.
Жизнь Катерины в родительском доме
На формирование ее личности большое влияние оказало ее детство, о котором Катя любит вспоминать. Ее отец был зажиточным купцом, она не испытывала нужды, материнская любовь и забота окружала ее с рождения. Детство ее прошло весело и беззаботно.
Главными чертами Катерины можно назвать:
- доброту;
- искренность;
- открытость.
Родители брали ее с собой в церковь, а потом она гуляла и посвящала свои дни любимой работе. Увлечение церковью началось в детстве с посещения церковных служб. Позднее именно в церкви Борис обратит на нее внимание.
Когда Катерине исполнилось девятнадцать лет, ее выдали замуж. И, хотя, в доме мужа есть все то же самое: и прогулки, и работа, это уже не доставляет Кате такого удовольствия, как в детстве.
Прежней легкости уже нет, остались только обязанности. Чувство поддержки и любви матери помогало ей верить в существование высших сил. Замужество, разлучившее ее с матерью, лишило Катю главного: любви и свободы .
Сочинение на тему «образ Катерины в «Грозе» будет неполным без знакомства с ее окружением. Это:
- муж Тихон;
- свекровь Марфа Игнатьевна Кабанова;
- сестра мужа Варвара.
Человек, причиняющий ей страдания в семейной жизни — свекровь Марфа Игнатьевна. Ее жестокость, контроль над домочадцами и подчинение их своей воле касаются и невестки. Долгожданная свадьба сына не сделала ее счастливой. Но у Кати получается противостоять ее влиянию благодаря силе своего характера. Это пугает Кабаниху. Обладая всей властью в доме, она не может допустить, чтобы Катерина влияла на мужа. И упрекает сына за то, что жену он любит больше чем мать.
В разговорах между Катериной Тихоном и Марфой Игнатьевной, когда последняя открыто провоцирует невестку, Катя ведет себя крайне достойно и дружелюбно, не позволяя разговору перерасти в перепалку, отвечает кратко и по делу. Когда Катя говорит, что любит ее как родную мать, свекровь не верит ей, называя это притворством перед окружающими. Тем не менее дух Кати не сломить. Даже в общении со свекровью, она обращается к ней на «Ты», показывая этим, что они на одном уровне, в то время как Тихон обращается к матери исключительно на «Вы».
Мужа Катерины нельзя причислить ни к положительным, ни к отрицательным персонажам. По сути, он — ребенок, уставший от контроля родительницы. Однако его поведение и действия не направлены на изменения ситуации, все его слова заканчиваются жалобами на свое существование. Сестра Варвара упрекает его за то, что тот не в силах вступиться за свою жену.
В общении с Варварой Катя бывает искренна. Варвара предупреждает ее о том, что жизнь в этом доме невозможна без лжи, и помогает организовать встречу с любовником.
Связь с Борисом полностью раскрывают характеристику Катерины из пьесы «Гроза». Их отношения развиваются стремительно. Приехав из Москвы, он влюбился в Катю, и девушка отвечает ему взаимностью. Хоть статус замужней женщины и тревожит его, но он не в силах отказаться от свиданий с ней. Катя борется со своими чувствами, не хочет нарушать законы христианства, но во время отъезда мужа, ходит тайно на свидания.
После приезда Тихона по инициативе Бориса свидания прекращаются, он надеется оставить их в секрете. Но это противоречит принципам Катерины, она не может лгать ни другим, ни себе. Рассказать об измене ее подталкивает начавшаяся гроза, в этом она видит знак свыше. Борис хочет уехать в Сибирь, но на ее просьбу взять ее с собой отказывается. Вероятно, она ему не нужна, любви с его стороны не было.
А для Кати он был глотком свежего воздуха. Явившись в Калинов из чужого мира, он принес с собой ощущение свободы, которой ей так не хватало. Богатое воображение девушки присвоило ему те черты, которых у Бориса никогда не было. И она влюбилась, но не в человека, а в свое представление о нем.
Разрыв с Борисом и невозможность соединиться с Тихоном заканчиваются для Катерины трагически. Осознание невозможности жить в этом мире побуждает ее броситься в реку. Для того, чтобы нарушить один из самых строгих христианских запретов, Катерине необходимо обладать огромной силой воли, но сложившиеся обстоятельства не оставляют ей выбора.
Пьеса Островского «Гроза» была написана за год до отмены крепостного права, в 1859 году. Это произведение выделяется среди остальных пьес драматурга благодаря характеру главной героини. В «Грозе» Катерина выступает основным персонажем через которого показан конфликт пьесы. Катерина не похожа на других жителей Калинова, её отличает особенное восприятие жизни, сила характера и чувство собственного достоинства. Образ Катерины из пьесы «Гроза» складывается благодаря совокупности многих факторов. Например, слов, мыслей, окружения, поступков.
Детство
Кате около 19 лет, её рано выдали замуж. Из монолога Катерины в первом действии мы узнаём о детстве Кати. Маменька в ней «души не чаяла». Вместе с родителями девочка ходила в церковь, гуляла, а после занималась какой-нибудь работой. Обо всём этом Катерина Кабанова вспоминает со светлой грустью. Интересна фраза Варвары о том, что «у нас то же самое». Вот только теперь у Кати нет ощущения лёгкости, теперь «всё делается по принуждению». По сути жизнь до замужества практически не отличалась от жизни после: те же действия, те же события. Но теперь Катя относится ко всему иначе. Тогда она чувствовала поддержку, чувствовала себя живой, ей снились удивительные сны о полётах. «И сейчас снятся», да только намного реже. До замужества Катерина ощущала движение жизни, присутствие неких высших сил в этом мире, она была набожной: «страсть как любила в церковь ходить! » С самого раннего детства у Катерины было всё, что ей нужно: любовь матери и свобода. Теперь же, волею обстоятельств, она оторвана от родного человека и лишена свободы.
Окружение
Катерина живёт в одном доме с мужем, сестрой мужа и свекровью. Одно это обстоятельство уже не способствует счастливой семейной жизни. Однако положение ухудшает тот факт, что Кабаниха, свекровь Кати, жестокий и алчный человек. Алчность тут стоит понимать как страстное, граничащее с сумасшествием, желание чего-либо. Кабаниха желает подчинить всех и всё своей воле. Один опыт с Тихоном у неё прошёл удачно, следующая жертва — Катерина. Несмотря на то что Марфа Игнатьевна ждала свадьбы своего сына, невесткой она недовольна. Кабаниха не ожидала, что Катерина будет настолько сильна характером, что сможет безмолвно противостоять её влиянию. Старуха понимает, что Катя может настроить Тихона против матери, она боится этого, поэтому всячески пытается сломить Катю, чтобы избежать подобного развития событий. Кабаниха говорит, что жена давно стала Тихону милее матери.
«Кабаниха: Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю.
Кабанов: Да нет, маменька! Что вы, помилуйте!
Катерина: Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.
Кабанова: Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь?Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.
Катерина: Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю»Ответ Катерины достаточно интересен по нескольким причинам. Она, в отличие от Тихона, обращается к Марфе Игнатьевне на ты, как бы ставя себя вровень с ней. Катя обращает внимание Кабанихи на то, что не притворствует и не пытается показаться той, кем не является. Несмотря на то что Катя выполняет унизительную просьбу стать перед Тихоном на колени, это не говорит о её смирении. Катерину оскорбляют ложные слова: «напраслину-то терпеть кому приятно?» — таким ответом Катя не только защищает себя, но и упрекает Кабаниху во лжи и злословии.
Муж Катерины в «Грозе» представляется серым человеком. Тихон похож на великовозрастного ребёнка, который устал от опеки матери, но при этом не пытается изменить ситуацию, а лишь жалуется на жизнь. Даже его сестра, Варвара, попрекает Тихона тем, что тот не может оградить Катю от нападок Марфы Игнатьевны. Варвара единственный человек, который хоть немного интересуется Катей, но всё же и она склоняет девушку к тому, что ей придётся врать и извиваться, чтобы выжить в этой семье.
Отношения с Борисом
В «Грозе» образ Катерины раскрывается и через любовную линию. Борис приехал из Москвы по делам, которые касаются получения наследства. Чувства к Кате вспыхивают внезапно, как и ответные чувства девушки. Это любовь с первого взгляда. Бориса беспокоит то, что Катя замужем, однако он продолжает искать встреч с ней. Катя же, осознавая свои чувства, пытается отказаться от них. Измена противоречит законам христианской морали и общества. Варвара помогает влюблённым встретиться. Целых десять дней Катя тайно встречается с Борисом (пока Тихон был в отъезде). Узнав о приезде Тихона, Борис отказывается от встреч с Катей, он просит Варвару уговорить Катю молчать об их тайных свиданиях. Вот только Катерина не такой человек: ей нужно быть честной перед другими и самой собой. Она боится божьей кары за свой грех, поэтому расценивает разбушевавшуюся грозу как знак свыше и рассказывает об измене. После этого Катя решает поговорить с Борисом. Оказывается тот собирается уезжать в Сибирь на несколько дней, но не может взять девушку с собой. Очевидно, что Борису на самом деле не нужна Катя, что он не любил её. Но и Катя не любила Бориса. Точнее, она любила, но не Бориса. В «Грозе» Островский образ Катерины наделил свойством видеть во всём хорошее, наделил девушку удивительно сильным воображением. Катя додумала образ Бориса, она видела в нём одну из его черт — непринятие действительности Калинова — и сделала её основной, отказываясь видеть другие стороны. Ведь Борис приехал просить денег у Дикого, так же, как это делали другие калиновцы. Борис был для Кати человеком из другого мира, из мира свободы, той, о которой мечтала девушка. Поэтому и сам Борис становится неким воплощением свободы для Кати. Она влюбляется не в него, а в свои представления о нём.
Драма «Гроза» завершается трагически. Катя бросается в Волгу, осознав, что не сможет жить в таком мире. А другого мира не существует. Девушка, вопреки своей религиозности, совершает один из самых страшных грехов христианской парадигмы. Чтобы решиться на такой поступок нужна огромная сила воли. К сожалению, другого выбора в тех обстоятельствах у девушки не было. Удивительно, но Катя сохраняет внутреннюю чистоту даже совершив самоубийство.
Подробное раскрытие образа главной героини и описание её отношений с другими действующими лицами пьесы пригодится 10 классам при подготовке к сочинению на тему «Образ Катерины в пьесе «Гроза»».
Тест по произведению
Thunderstorm (1934) — IMDb
- Cast & crew
- User reviews
- Trivia
IMDbPro
Original title: Groza
- 1934
- 1h 25m
IMDb RATING
6. 8/10
80
ВАША ОЦЕНКА
События первой половины XIX века происходят в выдуманном городке Калинове. Здесь живет семья Кобановых: купеческая мать-баба, ее взрослые дети — Тихон и Варвара, Катя… Читать всеСобытия происходят в первой половине XIX века в выдуманном городке Калинове. Здесь живет семья Кобановых: купеческая мать-баба, ее взрослые дети — Тихон и Варвара, Катерина — молодая жена Тихона. Душно Катерина в этой семье, сильно. А муж она… Читать всеСобытия происходят в первой половине XIX века в выдуманном городке Калинове. Здесь живет семья Кобановых: купеческая мать-баба, ее взрослые дети — Тихон и Варвара, Катерина — молодая жена Тихона. Душно Катерина в этой семье, сильно. Мужа она не любит, мать требует от него всего беспрекословного подчинения, всех давит и тиран… Читать все
- Director
- Vladimir Petrov
- Writers
- Aleksandr Ostrovskiy
- Vladimir Petrov
- Stars
- Alla Tarasova
- Ivan Chuvelyov
- Mikhail Tsaryov
- Награды
- 1 номинация
Фотографии40
Лучшие актеры
Алла Тарасова
- Katerina Petrovna Kabanova
Ivan Chuvelyov
- Tikhon Kabanov, her husband
Mikhail Tsaryov
- Boris Grigoriyevich, her lover
Varvara Massalitinova
- Marfa Ignatovna Kabanova, her mother-in-law
Зарубина Ирина
- Кабанова Варвара, свояченица
Жаров Михаил
- Кудряш
- (как М. И. Жаров)
Yekaterina Korchagina-Aleksandrovskaya
- The Old Seer [Script Name: Feklusha]
Mikhail Tarkhanov
- Saveli Prokofiyevich Dikoy
Vsevolod Semonov
- Clerk
- (uncredited)
- Director
- Владимир Петров
- Сценаристы
- Александр Островский(пьеса)
- Владимир Петров
- Все актеры и съемочная группа
- Производство, касса и многое другое на IMDBPRO
Подробнее,
Konveer Smerti
The Overcoat
The New Babylon
Storyline
.
Жаров.0014- Russian
- Kino-Fabriki «Soyuzfilm», St. Petersburg, Russia(Studio)
- Gosudarstvennoe Upravlenie Кинематография и фотография (ГУКФ)
Технические характеристики
- Время работы
1 час 25 минут
- Color
- Черно -белый
- Sound Mix
- Соотношение сторон
- 1,37: 1
Связанные новости
.
Поместите на эту страницу. Предложите EDIT OR ADIT
. Поместите на эту страницу
. Предложите EDIT OR ADIT
. Поместите на эту страницу
. Предложите EDIT OR ADIT
.
Каков план сюжета фильма «Гроза» (1934) на английском языке?
Ответить
Еще для изучения
Недавно просмотренные
У вас нет недавно просмотренных страниц
Образ, характер и характеристика Катерины Кабановой по пьесе «Гроза» (Островский А.)
Осложнения при беременности
Издание «Гроза» пришлось на 1860 год. Трудные времена. В стране пахло революцией. Путешествуя по Волге в 1856 году, автор сделал зарисовки будущего произведения, где старался наиболее точно изобразить купеческий мир второй половины XIX века. В пьесе присутствует неразрешимый конфликт. Именно он привел к гибели главной героини, не справившейся со своим эмоциональным состоянием. Образ и характеристика Катерины в спектакле «Гроза» — это портрет сильной, неординарной личности, вынужденной существовать в маленьком патриархальном городе. Девушка не могла простить себе измену, отдавшись на человеческое самосуд, даже не надеясь заслужить прощение. За что и поплатилась жизнью.
Катерина Кабанова — жена Тихона Кабанова. Невестка Кабанихи.
После замужества мир Катерины рухнул. Родители баловали ее, лелеяли как цветок. Девочка росла в любви и с чувством безграничной свободы.
«Мама меня души не чаяла, как куклу наряжала, к работе не принуждала; Делаю, что хочу».
Как только она оказалась в доме свекрови, все изменилось. Процедуры и законы те же, но теперь Катерина стала подчиненной невесткой любимой дочери , которую свекровь ненавидела всеми фибрами души и даже не пыталась скрыть своего отношения к ней.0011
Когда она была совсем маленькой, ее отправили в чужую семью.
«Вам дали в жены молодого человека, в девушках ходить не надо было; твое сердце еще не ушло.
Так и должно было быть, для Катерины это было нормально. На любви в те времена никто не строил семью. Вытерпит, влюбится. Она готова подчиняться, но с уважением и любовью. В доме моего мужа о таких понятиях не знали.
«Был ли я таким! Я жил, ни о чем не тужил, как птица на воле…»
Катерина свободолюбива. Она решительна.
«Вот таким я родился, горяченький! Мне было еще шесть лет, не больше, так что я сделал! Обидели меня чем-то дома, но дело было к вечеру, было уже темно; Я выбежал к Волге, сел в лодку и оттолкнул ее от берега. На следующее утро они нашли его примерно в десяти милях отсюда!
Она не из тех, кто подчиняется тиранам. Ей не страшны грязные интриги со стороны Кабанова. Для нее свобода важнее всего. Не выполняйте идиотские приказы, не прогибайтесь под чужие влияние, но делай, что душе угодно.
Ее душа томилась в ожидании счастья и взаимной любви. Тихон, муж Катерины, любил ее по-своему, как мог, но влияние матери на него было слишком сильным, обернувшимся против молодой жены. Проблемы с алкоголем он предпочитал глушить, а от конфликтов в семье убегал в дальние командировки.
Катерина часто оставалась одна. Дети с Тихоном не заработали.
«Эко горе! У меня нет детей: я бы сидел с ними и забавлял их. Я очень люблю разговаривать с детьми — они ангелы».
Девушка все больше грустила о своей никчемной жизни, молясь перед алтарем.
Катерина религиозна. Поход в церковь как праздник. Там она отдыхала душой. В детстве она услышала пение ангелов. Она верила, что Бог повсюду услышит ее молитвы. Когда не было возможности пойти в храм, девушка молилась в саду.
Новый виток жизни связан с приездом Бориса. Она понимает, что страсть к чужому мужчине – это страшный грех, но не может с этим справиться.
«Нехорошо, это страшный грех, Варенька, что я люблю другую?»
Она пыталась сопротивляться, но ей не хватило сил и поддержки:
«Я как будто стою над пропастью, но мне не за что держаться.»
Чувство оказалось слишком сильным.
Грешная любовь подняла волну внутреннего страха за свой поступок. Чем больше росла ее любовь к Борису, тем больше она чувствовала греховность. Она как бы ухватилась за последнюю соломинку, крича мужу с просьбой взять ее с собой, но Тихон был человеком недалеким и не мог понять душевных страданий жены.
Дурные сны, необратимое предчувствие грядущей беды сводили Катерину с ума. Она чувствовала приближение расплаты. С каждым ударом грома ей казалось, что Бог бросает в нее стрелы.
Устав от внутренней борьбы, Катерина публично признается мужу в измене. Даже в этой ситуации бесхарактерный Тихон был готов ее простить. Борис, узнав о ее раскаянии, под давлением дяди покидает город, бросив возлюбленную на произвол судьбы. Катерина не получила от него поддержки. Не выдержав душевных терзаний, девушка бросается в Волгу.
Лишен права голоса и рано женился. Большинство браков того времени были рассчитаны на прибыль. Если избранник был из обеспеченной семьи, это могло помочь получить высокое звание. Выйти замуж пусть и не за любимого молодого человека, но за состоятельного и состоятельного было в порядке вещей. Не было такого развода. Видимо, из таких расчетов Катерина вышла замуж за богатого юношу, купеческого сына. Супружеская жизнь не принесла ей ни счастья, ни любви, а наоборот, стала воплощением ада, наполненного деспотизмом свекрови и ложью окружающих людей.
В контакте с
Этот образ в пьесе Островского «Гроза» является главным и в то же время самым противоречивым … Отличается от жителей Калинова силой характера и чувством собственного достоинства.
Жизнь Катерины в родительском доме
На формирование ее личности большое влияние оказало детство, которое Катя любит вспоминать. Ее отец был богатым купцом, она не чувствовала нужды, материнская любовь и забота окружали ее с самого рождения. Ее детство было веселым и беззаботным.
Основными чертами Катерины можно назвать:
- доброта;
- искренность;
- открытость.
Родители взяли ее с собой в церковь, а потом она гуляла и посвящала свои дни любимому делу. Его увлечение церковью началось в детстве с посещения церковных служб. Позже именно в церкви на это обратит внимание Борис.
Когда Катерине было девятнадцать лет, ее выдали замуж. И хотя в доме мужа все то же самое: и прогулки, и работа, это уже не доставляет Кате такого удовольствия, как в детстве.
Былой легкости больше нет, остались только обязанности. Чувство поддержки и любви матери помогло ей поверить в существование высших сил. Брак, разлучивший ее с матерью, лишил Катю главного: любви и свободы .
Сочинение на тему «Образ Катерины в «Гроза» было бы неполным без знакомства с ее окружением. Это:
- муж Тихон;
- свекровь Кабанова Марфа Игнатьевна;
- сестра мужа Варвара.
Человеком, причиняющим ей страдания в семейной жизни, является свекровь Марфа Игнатьевна. Ее жестокость, контроль над домочадцами и подчинение их воле касается и невестки. Долгожданная свадьба сына не сделала ее счастливой. Но Кате удается сопротивляться ее влиянию благодаря силе характера. Это пугает Кабаниху. При всей власти в доме она не может позволить Кэтрин влиять на мужа. И упрекает сына в том, что он любит жену больше, чем мать.
В разговорах Катерины Тихон и Марфы Игнатьевны, когда последняя откровенно провоцирует невестку, Катя ведет себя крайне достойно и дружелюбно, не допуская перерастания разговора в перепалку, отвечает кратко и по делу. Когда Катя говорит, что любит ее, как родную мать, свекровь ей не верит, называя это притворством перед окружающими. Тем не менее дух Кати не сломить. Даже в общении со свекровью она обращается к ней на «Ты», показывая этим, что они находятся на одном уровне, в то время как Тихон обращается к матери исключительно на «Ты».
Мужа Катерины нельзя причислить ни к положительным, ни к отрицательным персонажам. По сути, он ребенок, уставший от родительского контроля. Однако его поведение и действия не направлены на изменение ситуации, все его слова заканчиваются жалобами на его существование. Сестра Варвара упрекает его в том, что он не может постоять за жену.
В общении с Варварой Катя может быть искренней. Варвара предупреждает ее, что жизнь в этом доме без лжи невозможна, и помогает устроить встречу с возлюбленным.
Связь с Борисом полностью раскрывает характеристику Катерины из спектакля «Гроза». Их отношения развиваются стремительно. Приехав из Москвы, он влюбился в Катю, и девушка отвечает ему взаимностью. Хотя статус замужней женщины его беспокоит, он не может отказаться от знакомства с ней. Катя борется со своими чувствами, не хочет нарушать законы христианства, но когда муж уходит, тайно ходит на свидания.
После приезда Тихона по инициативе Бориса встречи прекращаются, он надеется сохранить их в тайне. Но это противоречит принципам Катерины, она не может лгать ни другим, ни самой себе. Начавшаяся гроза подталкивает ее к разговору о своей измене, в этом она видит знак свыше. Борис хочет уехать в Сибирь, но отказывается взять ее с собой по ее просьбе. Наверное, она ему не нужна, любви с его стороны не было.
А для Кати он был глотком свежего воздуха. Появившись в Калинове из чужого мира, он принес с собой ощущение свободы, которого ей так не хватало. Богатое воображение девушки наделило его теми чертами, которых у Бориса никогда не было. И влюбилась, но не в человека, а в свое представление о нем.
Разрыв с Борисом и невозможность наладить связь с Тихоном закончились для Катерины трагически. Осознание невозможности жить в этом мире побуждает ее броситься в реку. Чтобы нарушить один из строжайших христианских запретов, Катерине нужно обладать огромной силой воли, но обстоятельства не оставляют ей выбора. читайте в нашей статье.
В драме «Гроза» Островский создал очень сложный психологически образ — образ Катерины Кабановой. Эта молодая женщина располагает зрителя своей огромной, чистой душой, детской искренностью и добротой. Но живет она в затхлой атмосфере «темного царства» купеческих нравов. Островскому удалось создать из народа легкий и поэтичный образ русской женщины. Основная сюжетная линия пьесы – трагический конфликт между живой, чувствующей душой Катерины и мертвым укладом жизни «темного царства». Честная и трогательная Катерина оказалась бессильной жертвой жестоких порядков купеческой среды. Недаром Добролюбов называл Катерину «лучом света в темном царстве». Катерина не примирилась с деспотизмом и произволом; доведенная до отчаяния, она бросает вызов «темному царству» и погибает. Только так она сможет удержать свой внутренний мир от грубого давления. По мнению критиков, для Катерины «смерть не желательна, а жизнь невыносима. Жить для нее — значит быть собой. Не быть собой — значит не жить для нее.
Образ Катерины построен на народно-поэтической основе. Ее чистая душа слилась с природой. Она представляет себя птицей, чей образ в фольклоре тесно связан с понятием воли. «Я жил, ни о чем не тужил, как птица на воле». Катерина, оказавшаяся в доме Кабановой, словно в страшной тюрьме, часто вспоминает родительский дом, где к ней относились с любовью и пониманием. Разговаривая с Варварой, героиня спрашивает: «…Почему люди не летают, как птицы? Знаешь, иногда мне кажется, что я птица. Катерина вырывается из клетки, где вынуждена оставаться до конца своих дней.
Религия вызывала в ней высокие чувства, прилив радости и благоговения. Красота и полнота души героини выражались в молитвах к Богу. «В солнечный день сходит с купола такой светлый столб, и в этом столбе струится дым, как облака, и я вижу это, как будто ангелы в этом столбе летают и поют. И вот, случилось… встаю ночью… но где-нибудь в углу и молюсь до утра. Или я пойду в сад рано утром, как только взойдет солнце, я упаду на колени, помолюсь и заплачу. 903:15 Катерина выражает свои мысли и чувства поэтическим народным языком. Мелодичная речь героини окрашена любовью к миру, употребление множества уменьшительно-ласкательных форм характеризует ее душу. Она говорит «солнце», «водица», «могила», часто прибегает к повторениям, как в песнях: «на тройку», «и люди мне противны, и дом мне противен, и стены отвратительны». Пытаясь выплеснуть кипящие в ней чувства, Катерина восклицает: «Буйные ветры, ты понесешь мою печаль и тоску по нему!»
Трагедия Катерины в том, что она не умеет и не хочет лгать. А в «темном царстве» ложь — основа жизни и отношений. Борис говорит ей: «О нашей любви никто не узнает…», на что Катерина отвечает: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!» В этих словах проявляется мужественная, цельная натура этой женщины, которая рискует бросить вызов обывательской морали, в одиночку противостоять обществу.
Но, влюбившись в Бориса, Катерина вступает в борьбу с собой, со своими убеждениями. Она, замужняя женщина, чувствует себя великой грешницей. Ее вера в Бога – не лицемерие Кабанихи, прикрывающей свою злобу и человеконенавистничество с Богом. Осознание собственной греховности, угрызения совести преследуют Катерину. Она жалуется Варе: «О, Варя, грех на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего толком на себя не натворила! Я не могу уйти от этого греха. Никуда не ходи. Нехорошо, это страшный грех, Варенька, что я другого люблю? Катерина не думает о том, что это насилие было совершено над ней, выйдя замуж за нелюбимого. Ее муж Тихон счастлив уйти из дома и не хочет защищать жену от свекрови. Сердце говорит ей, что ее любовь есть величайшее счастье, в котором нет ничего дурного, но нравственность общества и церкви не прощает свободного выражения чувств Катерина борется среди неразрешимых вопросов.0315 Напряжение в спектакле нарастает, Катерина боится грозы, слышит страшные пророчества безумной дамы, видит на стене картину с изображением Страшного суда. В помрачении своего разума она раскаивается в своем грехе. Покаяние от чистого сердца по религиозным законам обязательно требует прощения. Но люди забыли доброго, прощающего и любящего Бога, у них есть карающий и карающий Бог. Катерине не прощают. Она не хочет жить и страдать, ей некуда идти, любимый оказался таким же слабым и зависимым, как и муж. Все предали ее. Церковь считает самоубийство страшным грехом, но для Катерины это акт отчаяния. Лучше быть в аду, чем жить в «темном царстве». Героиня не может никому навредить, поэтому решает умереть сама. Бросившись со скалы в Волгу, Катерина в последний момент думает не о своем грехе, а о любви, озарившей ее жизнь большим счастьем. Последние слова Катерины обращены к Борису: «Друг мой! Моя радость! До свиданья!» Можно только надеяться, что Бог будет к Екатерине милостивее, чем люди9.0011
Образ Катерины в спектакле «Гроза» идеально контрастирует с мрачными реалиями России дореформенного периода. В эпицентре разворачивающейся драмы находится конфликт между героиней, стремящейся отстоять свои человеческие права, и миром, в котором всем правят сильные, богатые и влиятельные люди.
Катерина как воплощение чистой, сильной и светлой народной души
С первых же страниц произведения образ Катерины в спектакле «Гроза» не может не привлекать внимание и не вызывать сочувствия. Честность, способность глубоко чувствовать, искренность натуры и склонность к поэзии – вот те черты, которые отличают саму Катерину от представительниц «темного царства». В главном герое Островский попытался запечатлеть всю красоту простой народной души. Свои эмоции и чувства девушка выражает непритязательно и не использует искаженных слов и выражений, распространенных в купеческой среде. Нетрудно заметить, что сама речь Катерины больше напоминает мелодичный наигрыш, она изобилует уменьшительно-ласкательными словами и выражениями: «солнце», «трава», «дождь». Героиня проявляет невероятную искренность, когда рассказывает о своей вольной жизни в отцовском доме, среди икон, спокойных молитв и цветов, где она жила «как птица на воле».
Образ птицы является точным отражением душевного состояния героини
Образ Катерины в спектакле «Гроза» как нельзя лучше перекликается с образом птицы, которая в народном искусстве символизирует свободу поэзия. Разговаривая с Варварой, она неоднократно ссылается на эту аналогию и утверждает, что она «свободная птица, попавшая в железную клетку». В неволе ей грустно и больно.
Жизнь Катерины в доме Кабановых. Любовь Катерины и Бориса
В доме Кабановых Катерина, которой присуща мечтательность и романтика, чувствует себя совершенно чужой. Унизительные упреки свекрови, привыкшей держать в страхе всех домочадцев, атмосфера произвола, лжи и лицемерия угнетают девушку. Однако сама Катерина, по натуре сильный, цельный человек, знает, что есть предел ее терпению: «Я не хочу здесь жить, я не буду этого делать, хоть ты меня и порежь!» Слова Варвары о том, что без обмана в этом доме выжить невозможно, вызывают у Катерины резкое неприятие. Героиня противостоит «темному царству», его приказы не сломили ее воли к жизни, к счастью, не заставили стать похожей на других обитательниц дома Кабановых и начать лицемерить и лгать на каждом шагу.
Образ Катерины в спектакле «Гроза» раскрывается по-новому, когда девушка предпринимает попытку бегства из «ненавистного» мира. Она не умеет и не хочет любить так, как это делают обитатели «темного царства», ей важны свобода, открытость, «честное» счастье. Пока Борис убеждает ее, что их любовь останется тайной, Катерина хочет, чтобы об этом знали все, чтобы все видели. Тихона, ее мужа, однако ей кажется светлое чувство, пробудившееся в ее сердце И как раз в этот момент читатель сталкивается лицом к лицу с трагедией ее страданий и мучений. С этого момента у Катерины происходит конфликт не только с окружающим миром, но и с самой собой. Ей трудно сделать выбор между любовью и долгом, она старается запретить себе любить и быть счастливой. Однако борьба с собственными чувствами не под силу хрупкой Катерине.
Стиль и законы, царящие в окружающем мире, давят на девушку. Она стремится покаяться в содеянном, очистить свою душу. Увидев на стене в церкви картину «Страшный суд», Катерина не выдерживает, падает на колени и начинает публично каяться в своем грехе. Однако даже это не приносит девушке желаемого облегчения. Другие герои «Гроза» Островского не в силах ее поддержать, даже любимый человек. Борис отказывается на просьбы Катерины забрать ее отсюда. Этот человек не герой, он просто не в состоянии защитить себя или свою возлюбленную.
Смерть Катерины — луч света, озаривший «темное царство»
Зло обрушивается на Катерину со всех сторон. Постоянные издевательства со стороны свекрови, метания между долгом и любовью – все это в конечном итоге приводит девушку к трагическому финалу. Успев за свою недолгую жизнь познать счастье и любовь, она просто не в состоянии дальше жить в доме Кабановых, где таких понятий вообще не существует. Единственный выход она видит в самоубийстве: будущее пугает Катерину, а могила воспринимается как спасение от душевных терзаний. Однако образ Катерины в драме «Гроза», несмотря ни на что, остается сильным – она не избрала жалкое существование в «клетке» и никому не позволила сломить свою живую душу.
Тем не менее смерть героини не была напрасной. Девушка одержала нравственную победу над «темным царством», ей удалось немного развеять тьму в сердцах людей, побудить их к действию, открыть им глаза. Жизнь самой героини стала «лучом света», вспыхнувшим во тьме и надолго оставившим свое сияние над миром безумия и мрака.
«Гроза». Это молодая женщина, еще не имеющая детей и живущая в доме своей свекрови, где, кроме мужа Тихона, проживает и незамужняя сестра Тихона Варвара. Катерина уже давно влюблена в Бориса, живущего в доме Дикого, его осиротевшего племянника.
Пока муж рядом, она втайне мечтает о Борисе, но после его отъезда Катерина начинает встречаться с молодым человеком и вступает с ним в любовную связь, при соучастии невестки, для которой Катерина отношения даже выгодны.
Главный конфликт романа — противостояние Катерины и ее свекрови, матери Тихона, Кабанихи. Жизнь в городе Калиново — это глубокое болото, которое засасывает все глубже и глубже. «Старые понятия» превалируют над всем. Что бы ни делали «старейшины», им должно сойти с рук, они не потерпят здесь вольнодумства, «дикое господство» здесь чувствует себя как рыба в воде.
Свекровь ревнует к молодой привлекательной невестке, чувствуя, что с женитьбой сына ее власть над ним держится только на постоянных упреках и моральном давлении. В невестке, несмотря на свое зависимое положение, Кабаниха чувствует сильного противника, цельную натуру, не поддающуюся ее тираническому гнету.
Катерина не испытывает к ней должного уважения, не дрожит и не смотрит Кабанихе в рот, ловя каждое ее слово. Она не разыгрывает грусти, когда уходит муж, не пытается быть полезной свекрови, чтобы заслужить благосклонный кивок, — она другая, ее натура сопротивляется давлению.
Катерина — верующая женщина, и для нее грех — преступление, которое она не может скрыть. Она жила в родительском доме, как хотела, и делала, что ей нравилось: сажала цветы, усердно молилась в церкви, испытывала чувство просветления, с любопытством слушала рассказы паломников. Ее всегда любили, и характер у нее сложился сильный, своевольный, она не терпела никакой несправедливости, не умела лгать и маневрировать.
Свекровь же будет сталкиваться с постоянными несправедливыми упреками. Она виновата в том, что Тихон не проявляет, как прежде, должного уважения к матери, да и от жены его не требует. Кабаниха упрекает сына в том, что он не ценит страданий матери от его имени. Сила тирана вырывается из рук прямо на глазах.
Измена невестки, в которой во всеуслышание призналась впечатлительная Катерина, — повод Кабанихи радоваться и повторять:
«Но я же говорил! И никто меня не слушал! »
Все грехи и проступки от того, что, понимая новые веяния, не слушают старших. Мир, в котором живет старшая Кабанова, ее вполне устраивает: власть над своими домочадцами и в городе, богатство, жесткое моральное давление на своих домочадцев. Это жизнь Кабанихи, так жили ее родители и их родители — и это не изменилось.
Пока девушка молода, она делает, что хочет, но выйдя замуж, она словно умирает для мира, появляясь с семьей только на базаре и в церкви, да изредка в людных местах. Так что Катерина, приехав в дом мужа после вольной и счастливой юности, тоже должна была символически умереть, но не смогла.
То самое чувство чуда, которое вот-вот наступит, ожидание неизвестного, желание прилететь и воспарить, которое было с ней со времен свободной юности, никуда не исчезло, и взрыв все равно произошел бы . Пусть не общением с Борисом, но Катерина все равно бросила бы вызов миру, в который попала после замужества.
Катерине было бы легче, если бы она любила своего мужа. Но каждый день наблюдая за безжалостно подавляемым свекровью Тихоном, она теряла к нему чувства и даже остатки уважения. Она жалела его, время от времени подбадривая, и даже не очень обижалась, когда Тихон, униженный матерью, вымещал на ней свою обиду.
Борис кажется ей другим, хотя из-за сестры он находится в таком же униженном положении, как и Тихон. Поскольку Катерина видит его мельком, она не может оценить его душевные качества. И когда две недели любовного опьянения рассеиваются с приездом мужа, она слишком занята душевными терзаниями и чувством вины, чтобы понять, что его положение не лучше, чем у Тихона. Борис, все еще цепляясь за слабую надежду, что он получит что-то от состояния бабушки, вынужден уйти. Он не зовет с собой Катерину, его душевных сил на это не хватает, и он уходит со слезами:
«Эх, если бы сила!»
У Катерины нет выхода. Невестка убежала, муж разбит, любовник уходит. Она остается во власти Кабанихи, и понимает, что теперь она не даст провинившейся невестке спуститься… если раньше она зря ее ругала. Дальше — это медленная смерть, ни дня без упреков, слабый муж и нет возможности увидеться с Борисом.