Катерина характеристика гроза кратко: Характеристика Катерины в пьесе Гроза кратко, образ с цитатами героини драмы для сочинения в таблице (10 класс)

Гроза характеристика образа Катерины

Катерина — главная героиня, жена Тихона, невестка Кабанихи. Образ К. — важнейшее открытие Островского — открытие рожденного патриархальным миром сильного народного характера с просыпающимся чувством личности. В сюжете пьесы К. — протагонист, Кабаниха — антагонист в трагическом конфликте. Их отношения в пьесе не бытовая вражда свекрови и невестки, их судьбы выразили столкновение двух исторических эпох, что и определяет трагедийный характер конфликта. Автору важно показать истоки характера героини, для чего в экспозиции вопреки специфике драматического рода дается пространный рассказ К. о жизни в девичестве. Здесь нарисован идеальный вариант патриархальных отношений и патриархального мира вообще. Главный мотив ее рассказа — мотив всепронизы-вающей взаимной любви: «Я жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле, что хочу, бывало, то и делаю». Но это была «воля», совершенно не вступавшая в противоречия с вековым укладом замкнутой жизни, весь круг которой ограничен домашней работой, а поскольку К.
— девушка из богатой купеческой семьи, — это рукоделие, шитье золотом по бархату; так как работает она вместе со странницами, то, скорее всего, речь идет о вышивках для храма. Это рассказ о мире, в котором человеку не приходит в голову противопоставить себя общему, поскольку он еще и не отделяет себя от этой общности. Именно поэтому здесь нет насилия и принуждения. Идиллическая гармония патриархальной семейной жизни (быть может, именно результат детских ее впечатлений, навсегда оставшихся в душе) для К. — безусловный нравственный идеал. Но она живет в эпоху, когда самый дух этой морали — гармония между отдельным человеком и нравственными представлениями среды — исчез и окостеневшая форма держится на насилии и принуждении. Чуткая К. улавливает это в своей семейной жизни в доме Кабановых. Выслушав рассказ о жизни невестки до замужества, Варвара (сестра Тихона) удивленно восклицает: «Да ведь и у нас то же самое». «Да здесь все как будто из-под неволи», — роняет К., и в этом для нее главная драма.


Для всей концепции пьесы очень важно, что именно здесь, в душе вполне «калиновской» по воспитанию и нравственным представлениям женщины, рождается новое отношение к миру, новое чувство, еще неясное самой героине: «…Что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то!.. Что-то во мне такое необык-новенное. Точно я снова жить начинаю, или уж и не знаю». Этс смутное чувство, которое К. не может, конечно, объяснить рационалистически, — просыпающееся чувство личности. В душе героини оно, естественно в соответствии со всем складом понятий и сферой жизни купеческой жены, принимает форму индивиду-альной, личной любви. В К. рождается и растет страсть, но это страсть в высшей степени одухотворенная, бесконечно далекая от бездумного стремления к потаенным радостям. Проснувшуюся любовь К. воспринимает как страшный, несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга, моральные заповеди патриархального мира для К. полны первозданного смысла.

Она всей душой хочет быть чистой и безупречной, ее нравственная требовательность к себе не допускает компромисса. Уже осознав свою любовь к Борису, она изо всех сил противится ей, но не находит опоры в этой борьбе: «точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что». И действительно, вокруг нее все уже мертвая форма. Для К. же форма и ритуал сами по себе не имеют значения — ей нужна сама суть человеческих отношений, некогда облекавшихся этим ритуалом. Именно поэтому ей неприятно кланяться в ноги уезжающему Тихону и она отказывается выть на крыльце, как этого ожидают от нее блюстители обычаев. Не только внешние формы домашнего обихода, но даже и молитва делается ей недоступна, как только она почувствовала над собой власть грешной страсти. Не прав был Н. А. Добролюбов, утверждавший, что К. скучны сделались молитвы. Напротив, религиозные настроения К. усиливаются по мере нарастания ее душевной грозы. Но именно несоответствие между ее греховным внутренним состоянием и тем, чего требуют от нее религиозные заповеди, и не дает ей молиться, как прежде: слишком далека К.
от ханжеского разрыва между внешним исполнением обрядов и житейской практикой. При ее высокой нравственности такой компромисс невозможен. Она чувствует страх перед собой, перед выросшим в ней стремлением к воле, неразделимо слившимся в ее сознании с любовью: «Конечно, не дай Бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»


К. отдали замуж молодой, судьбу ее решила семья, и она принимает это как вполне естественное, обычное дело. Она входит в семью Кабановых, готовая любить и почитать свекровь («Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты…» — говорит она Кабанихе в I действии, а лгать она не умеет), заранее ожидая, что муж будет над ней господином, но и ее опорой, и защитой. Но Тихон не годится на роль главы патриархальной семьи, и К. говорит о своей к нему любви: «Мне жалко его очень!» И в борьбе с незаконной любовью к Борису К., несмотря на ее попытки, не удается опереться на Тихона.


«Гроза» — не «трагедия любви», а скорее «трагедия совести». Когда падение свершилось, К. более не отступает, не жалеет себя, ничего не хочет скрывать, говоря Борису: «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!» Сознание греха не оставляет ее в момент упоения счастьем и с огромной силой овладевает ею, когда счастье кончилось. К. кается всенародно без надежды на прощенье, и именно полное отсутствие надежды толкает ее на самоубийство, грех еще более тяжкий: «Все равно уж душу свою я ведь погубила». Не отказ Бориса взять ее с собой в Кяхту, а полная невозможность примирить свою любовь к нему с требованиями совести и физическое отвращение к домашней тюрьме, к неволе убивает К.


Для объяснения характера К. важна не мотивировка (за любовь именно к Борису осудила К. радикальная критика), а свободное волеизъявление, то, что она внезапно и необъяснимо для себя вопреки собственным представлениям о морали и порядке полюбила в Борисе не «функцию» (как это полагается в патриархальном мире, где она должна любить не личность конкретного человека, а именно «функцию»: отца, мужа, свекровь и т. д.), а другого, никак не связанного с ней человека. И чем необъяснимее ее влечение к Борису, тем яснее, что дело как раз в этом свободном, непредсказуемом своеволии индивидуального чувства. А оно-то и есть признак пробуждения личностного начала в этой душе, все нравственные устои которой определены патриархальной моралью. Гибель К. поэтому предрешена и необратима, как бы ни повели себя люди, от которых она зависит: ни ее самосознание, ни весь уклад ее жизни не позволяют проснувшемуся в ней личному чувству воплотиться в бытовые формы. К. жертва не кого-либо персонально из ее окружающих (что бы ни думала она об этом сама или другие персонажи пьесы), а хода жизни. Мир патриархальных отношений умирает, и душа этого мира уходит из жизни в муках и страданиях, задавленная окостенелой, утратившей смысл формой житейских связей, и сама себе выносит нравственный приговор, потому что в ней-то патриархальный идеал живет в своей первозданной содержательности.

Помимо точной социально-исторической характерности, «Гроза» обладает и явно выраженным лирическим началом и мощной символикой.
И то и другое в первую очередь (если не исключительно) связано с образом К. Судьбу и речи К. Островский последовательно соотносит с фабулой и поэтикой лирических песен о женской доле. В этой традиции выдержан рассказ К. о вольной жизни в девичестве, монолог перед последним свиданием с Борисом. Автор последовательно поэтизирует образ героини, используя для этого даже такое нетрадиционное для драматического рода средство, как пейзаж, который сперва описан в ремарке, затем красота заволжских далей обсуждается в беседах Кулигина, потом в словах К., обращенных к Варваре, появляется мотив птицы и полета («Отчего люди не летают?.. Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела»). В финале мотив полета трагически преображается в падение с волжской кручи, с той самой горы, что манила полететь. А спасает К. от мучительной жизни в неволе Волга, символизирующая даль и волю (вспомним рассказ К; о ее детском бунте, когда она, обидевшись, села в лодку и поплыла по Волге — эпизод из биографии близкой приятельницы Островского актрисы Л.
П. Косицкой, первой исполнительницы роли К.).


Лиризм «Грозы» возникает именно из-за близости мира героини и автора. Надежды на преодоление социальной розни, разгула индивидуалистических страстей, культурного разрыва образованных сословий и народа на почве воскрешения идеальной патриархальной гармонии, которые Островский и его друзья по журналу «Москвитянин» питали в 1850-е гг., не выдержали испытания современностью. Прощанием с ними и была «Гроза», отразившая состояние народного сознания на переломе эпох. Лирический характер «Грозы» глубоко понял А. А. Григорьев, сам бывший москвитянинец, сказав о пьесе: «…как будто не поэт, а целый народ создавал тут».

Сравнительная характеристика Катерины и Варвары в Грозе сочинение

  • Сочинения
  • /
  • По литературе
  • /
  • org/Breadcrumb»/>
  • Сравнительная характеристика Катерины и Варвары в Грозе

Две молодые женщины, Катерина и Варвара, являются героинями пьесы «Гроза». У них много общего: обе они молоды и красивы. Рождены обе девушки в мещанско-купеческой среде. Она же не отличалась особой заботой о светском образовании своих «юных дочерей».

Катерина, чувствительная натура, которая с детства восхищается картинами природы, слушает молитвы и рассказы большого количества страниц, часто живущих в ее родительском доме, ей снятся сны « про золотые купола». Ей хочется, как птичке или бабочке, свободно летать с цветка на цветок. Варвара, росла прагматичным, приземленным человеком, которой мать с детства, подрезала крылья. Старая Кабанова, создала в доме гнетущую, тяжелую атмосферу. Попав сюда Катерина, и вместе с ней Варвара, принимают решение поступать по-своему, то есть сметать преграды к счастью на своем пути.

Встретив Бориса, интеллигентного, молодого человека, она, забыв про свои обязанности жены, захотела почувствовать себя счастливой и любимой. Но богобоязненная Катя, в отличие от Варвары, не может перенести обман. Ее вера терзает и мучает ее. Варя же проведя всю свою жизнь в среде провинциального города, под неусыпным взором Кабанихи, научилась бороться по- своему. Она научилась хитрить и врать. Варвара тоже хочет быть счастливой, но понимает это по- своему, смотрит на мир трезво.

Она стремится отстоять свое счастье любой ценой. Ее не останавливают ни крики и оскорбления матери. Она выбрала свой путь и смело, без оглядки, идет по нему. Варвара, как и Катерина, сильная женщина. Но первая сбегает из дома, а вторая сознательно идет на смерть, не смерившись с потерей любимого. Две женщины, каждая из которых выбирает свой путь и свое направление, одинаково дороги автору. Через их выбор, их решения и шаги, он рассказывает о труднейшей, бесправной судьбе многих молодых девушек той поры. Он не противопоставляет героинь. Автор, просто, каждой из них определяет свою дорогу.

Вариант №2

Драма А.Н.Островского «Гроза» — глубокое, философское произведение отечественной литературы. В нем писатель изображает жестокий мир «хозяев» жизни, деспотов и самодуров, намеренно подавляющих свободу своих жертв. Такими стали Катерина и Варвара, которые оказались под гнетом жестокой Марфы Кабановой. Но героини, находящиеся в одинаковом положении, приходят к разным путям решения своей проблемы.

Варвара, сестра Тихона, и Катерина, жена его, живут в одной семье. Все они находятся во власти Кабанихи, которая постоянно издевается над своими близкими. Обе героини — это подруги по несчастью, но это, пожалуй, единственное, что их объединяет. Образы Катерины и Варвары противопоставлены друг другу. Например, Катерина является очень тонкой, чувственной натурой, крайне остро реагирующей на действительность. Ей тяжело воспринимать наставления и критику свекрови в то время, как Варвара достаточно равнодушно и безразлично относится к ее замечаниям. Когда Тихон уезжает в командировку, Катерина признается, что любит другого – Бориса, умного и образованного молодого человека. Ее подруга предлагает ей тайно встречаться с ним по ночам, что для Катерины вовсе неприемлемо. Варвара часто врет своей матери, многое от нее скрывает. Но Катерина не может пойти по тому же пути, поэтому признается мужу в своей измене. Она честная, искренняя, набожная девушка, для которой обман – страшнейший грех. А для Варвары это лишь средство выживания в жестокой среде. Девушка очень хитра и вовсе не жертвует своим женским счастьем, поэтому в конечном итоге сбегает из дома вместе со своим возлюбленным.

Таким образом, образы Катерины и Варвары сильно отличаются друг от друга. Катерина кончает жить самоубийством, потому что не может жить среди жалких, глупых, злых людей. А Варвара, более суровая характером, все же приспособляется к такой жизни путем обмана и хитрости. Однако для Катерины это невозможно.

Сочинение Характеристика Катерины и Варвары в Грозе

«Гроза» — драма, которую написал великий поэт А.Н. Островский. В своем высоком, философском произведении поэт описывает несправедливую жизнь людей, которым кажется, что им принадлежит весь мир и они считают себя хозяином жизни. Люди, которым дозволено все, они могут лишать свободы других людей. В таком положении находятся героини произведения «Гроза» Катерина и Варвара. Но каждая из них находит свой путь решений этой проблемы.

Катерина жена Тихона, а Варвара его сестра. Обе они живут под одной крышей. Им обеим приходится терпеть издевательства матери Варвары и Тихона. Два образа девушек очень похожи: молоды и очень привлекательны. Но и много различий. Катерина нежная, тонкая душевная натура. Много читает, разбирается в живописи, любит природу. Она во всем видит прекрасное. Парит словно бабочка от цветка к цветку. Мать нашей героини, отдавая ее замуж, напрасно полагала, что она сможет жить с человеком без любви, что сможет со временем полюбить не любимого. Так как она попала в другую семью, противоположную той в которой воспитывалась и росла.

Поэтому, когда Катерина попала в этот дом, она чувствовала себя неуютно. Варвара, напротив, лишена душевности. Ее мать воспитала ее грубой расчетливой и приземленным человеком. Она с детства лишила ее доброты и ласки. В их доме всегда царила тяжелая и гнетущая атмосфера. В такой атмосфере Варвара привыкла жить с детства. Она с легкостью обманывала мать, чему учила и Катерину. Всем своим видом она доказывала матери, что подчиняется ей, но в душе всегда царил протест против такой жизни.

Сестра Тихона Варвара настраивает Катерину, она поступает так как велит сердце. Поэтому повстречав красивого, молодого, воспитанного Бориса, она потеряла голову от любви, позабыв о том, что она является женой Тихона. Она просто хотела быть любимой и счастливой. Но Катерина в отличии от Варвары не может обманывать своего мужа, и признается ему. Варвара поступает иначе, она тайно покидает родительский дом, таким способом становится счастливая. А Катерина сознательно выбирает другой путь, и не смерившись с расставанием с любимым выбирает смерть.

Две героины по-своему очень дороги поэту. Две разные женщины по характеры, выбирают две разные дороги в своей жизни. Именно на примере этих юных красивых девушек того времени автор пытается поведать читателю, а трудных судьбах многих женщин той сложной и суровой поры. В произведении нет противопоставления этим двум героиням. У каждой из них свой жизненный путь.

Другие:

← Сравнительная характеристика Обломова и Штольца↑ По литературеДикой и Кабаниха сходство и различе — темное царствов драме Гроза →

Сравнительная характеристика Катерины и Варвары в ГрозеСейчас читают:
  • Сочинение Пенза — мой город

    На свете есть много замечательных городов, но один из них особенно дорог моему сердцу – Пенза. Пенза-это областной город, а также культурный центр целой Пензенской области.

  • Сочинение по картине Репина Царевна Софья

    Эту картину Репин написал в 1879 году. В основе написания картины лежат реальные исторические события. В 1698 году против Петра 1 был поднят бунт. В ходе судебных разбирательств выяснилось что зачинщицей была его старшая сестра Софья Алексеевна,

  • Сочинение на тему Начало лета

    Лето — моя самая любимая пора. Уже холода позади, заканчиваются уроки, последний звонок и долгожданные каникулы. Летом на улице тепло, даже жарко. Каждое лето для меня особенное. Мы семьей

  • Сочинение Армавир — мой город

    Армавир – это армянский город на российской земле, если говорить упрощенно. Так или иначе, несколько веков назад выходцы из Армении, исповедовавшие христианство, опасаясь потерять веру и жизнь,

  • Сочинение Какие добрые чувства пробуждает литература?

    Литература может пробудить в людях душевность, благодаря которой люди начинают понимать друг друга. Также литература даёт поразмыслить над тем, что человек прочёл, тогда он может для себя осознать свои чувства и держать эмоции под контролем.

  • Образ Якима Нагого в поэме Кому на Руси жить хорошо сочинение

    Яким Нагой, является одним из героев произведения знаменитого русского писателя, по сути — это один из мужиков, с кем сталкиваются странники, отправляясь в свое путешествие в данном произведении. Стоит отметить, что самые первые строки произведения,

Грозы | Физическая география

Погода бывает каждый день, но бури бывают только в некоторые дни. Штормы сильно различаются в зависимости от того, теплые они или холодные, приходят с океана или с континента, происходят летом или зимой и многих других факторов. Последствия штормов также различаются в зависимости от того, обрушиваются ли они на населенный пункт или на природный ландшафт. Ураган Катрина является хорошим примером, так как наводнение после шторма сильно повредило Новый Орлеан, в то время как аналогичный шторм в безлюдной местности нанес бы небольшой ущерб.

Грозы чрезвычайно распространены: во всем мире их бывает 14 миллионов в год; это 40 000 в день! Большинство из них быстро обрушивают обильные дожди на небольшую площадь, но некоторые из них являются серьезными и очень разрушительными. Они образуются при высокой температуре почвы, обычно ближе к вечеру или ранним вечером весной и летом. На двух рисунках ниже показаны две стадии развития грозы.

Все грозы проходят трехэтапный жизненный цикл. Первая стадия называется кучевой стадией 9. 0006 , где воздушная посылка вынуждена подниматься, охлаждаться и конденсироваться, что называется нижним уровнем конденсации, чтобы превратиться в кучевое облако. Процесс конденсации водяного пара в жидкую воду высвобождает большое количество скрытого тепла, что делает воздух внутри облака более теплым и нестабильным, из-за чего облако продолжает расти вверх, как воздушный шар. Эти восходящие потоки воздуха, называемые восходящими потоками, предотвращают выпадение осадков из облака. Но как только осадки становятся слишком сильными для восходящих потоков, влага начинает падать, создавая нисходящие потоки внутри облака. Нисходящие потоки также начинают тянуть холодный сухой воздух из-за пределов облака к земле в процессе, называемом 9.0005 унос .

Как только осадки начинают выпадать из облака, шторм достиг стадии  зрелости . На этом этапе восходящие и нисходящие потоки существуют бок о бок, а кучево-дождевые облака называются ячейкой . Если восходящие потоки достигнут верхней части тропосферы, кучевое облако начнет распространяться наружу, создавая определенную наковальню . В то же время нисходящие потоки распространяются внутри облака и сначала заставляют облако становиться шире, но в конечном итоге обгоняют восходящие потоки. Прохладные нисходящие потоки образуются, когда осадки и холодный воздух от уноса затягиваются вниз в нижние области грозы. Также на стадии зрелости шторм наиболее интенсивен, вызывая сильные порывы ветра, сильные осадки, молнии и, возможно, небольшой град.

Как только нисходящие потоки превысят восходящие, что также предотвратит высвобождение скрытой тепловой энергии, гроза начнет ослабевать до третьей и последней стадии, называемой стадией рассеяния . На этом этапе легкие осадки и нисходящие потоки становятся доминирующей особенностью облака по мере его ослабления. В целом только двадцать процентов влаги внутри облака выпадало в виде осадков, тогда как остальные восемьдесят процентов испарялись обратно в атмосферу.

Во время сильных гроз нисходящие потоки настолько сильны, что когда они достигают земли, теплый воздух поднимается с земли вверх, в грозу. Теплый воздух дает конвекционным ячейкам больше энергии. Дождь и град становятся огромными, прежде чем гравитация притягивает их к Земле. Сильные грозы могут длиться часами и могут причинить большой ущерб из-за сильного ветра, наводнений, сильного града и торнадо. Грозы могут образовываться индивидуально или в виде шквалов вдоль холодного фронта. В Соединенных Штатах линии шквалов образуются весной и в начале лета на Среднем Западе, где морская тропическая (mT) воздушная масса из Мексиканского залива встречается с континентальной полярной (cP) воздушной массой из Канады.

В кучево-дождевых облаках накапливается так много энергии, что это может привести к мощному выбросу электричества, называемому молнией . Электрический разряд может быть между одной частью облака и другой, двумя облаками или облаком и землей.

Молния нагревает воздух так, что он расширяется со взрывом. Громкий хлопок — это гром. Световые волны распространяются так быстро, что молния видна мгновенно. Звуковые волны распространяются намного медленнее, поэтому удары грома могут раздаться через много секунд после того, как молния замечена. Грозы убивают около 200 человек в Соединенных Штатах и ​​​​ранят около 550 американцев в год, в основном от ударов молнии. Слышали ли вы распространенное заблуждение, что молния не бьет в одно и то же место дважды? Фактически, молния ударяет в Эмпайр Стейт Билдинг в Нью-Йорке около 100 раз в год.

Образ Катерины в спектакле «Гроза»

Все свежее, молодое, талантливое гибнет в мрачной атмосфере, изображенной Островским в «Грозах» города Калинова. Оно чахнет от насилия, злобы, от мертвой пустоты этой жизни. Слабые становятся пьяницами, порочные и мелочные натуры побеждают деспотию хитростью и изворотливостью. Для натур непосредственных, светлых, наделенных неуемным стремлением к иной жизни, неизбежен трагический конец при столкновении с грубыми силами этого мира.

А. Н. Островский. Буря. Играть

Этот исход становится неизбежным для Катерины, главной героини «Гроза». Воспитанная в отцовском доме, запертая в комнатах собственного дома по условиям того времени, девочка росла в окружении любви в своем своеобразном мирке. Мечтательная по натуре, она находила выход смутным наклонностям детской души в религиозных созерцаниях и мечтах; любила церковные службы, жития святых, рассказы паломников о святых местах.

Любовь к природе слилась с ее религиозными представлениями и мечтами; какой-то религиозный восторг горит в ее душе, как Жанна д’Арк в детстве: ночью она встает и горячо молится, на рассвете любит молиться в саду и плакать в смутном, бессознательном порыве. В ней накапливаются душевные силы и они ее подбадривают, призывают к каким-то жертвам и поступкам. Она мечтает о чудесно красивых странах, и невидимые голоса поют ей сверху. При этом она обнаруживает в себе силу, прямоту и независимость характера.

И эта девушка, полная светлых душевных сил, попадает в суровую атмосферу дома купчихи Кабановой, жены своего безвольного, забитого и униженного сына Тихона. Сначала она привязалась к мужу, но его вялость, забитость и его вечное желание покинуть родительский дом и забыться в прыжке — оттолкнули от него Катерину. В доме тирана Кабановой Катерину стали все реже и реже посещать ее религиозные видения; она стала чахнуть и надоедать. Встреча с племянником купца Дикого, Борисом, решила ее судьбу: она полюбила Бориса так, как это было свойственно ее натуре, — сильно и глубоко.

Катерина долго борется с этой «греховной страстью», несмотря на уговоры дочери Кабановой, Варвары. Но в итоге гнетущее чувство одиночества, тоски и пустоты бытия в доме. Кабанова и страстная жажда жизни в юной душе Катерины разрешают ее колебания. В своей борьбе она ищет помощи у мужа, но он покидает опостылевший материнский дом, где жена ему тоже не мила. Сознание, что она преступила какую-то нерушимую заповедь, не покидает Катерину; она не может спокойно отдаться любви, как Варвара, хитрости и сокрытию. Катерину гложет сознание вины, вся жизнь ее омрачена; чистая от природы, она не может жить в обмане, во лжи, в преступных утехах.

Исполненный мучительных сомнений и жажды сбросить с себя что-нибудь нечистое, отстирать какое-нибудь пятно, однажды в грозу, под раскаты грома публично кается в грехах, давая волю своей возмущенной совести. Жизнь в доме Кабановой после покаяния становится совершенно невыносимой. Доведенная до отчаяния, видя, что спасения ждать больше неоткуда, Катерина бросается в Волгу и погибает.

К пьесе Островского «Гроза» долгое время относились неоднозначно. Своим появлением она вызвала активные споры в обществе. Одни считали драму вызывающей и аморальной, другие считали ее воплощением красоты русской души, проявленной в прекрасном исполнении Островского. Как бы то ни было, сейчас это великое произведение включено в систему воспитания школьников, и это говорит само за себя.

Катерина — главная героиня спектакля. На протяжении всей истории читатели постигают все уголки души девушки. Будучи чувствительной натурой, Катерина все принимает близко к сердцу. А главное, чувства героини проявляются без остатка. Если любит, то искренне и сильно; если верит, то смиренно и слепо; если он это делает, то это правильно и справедливо. Но жизнь вносит свои коррективы в поведение Катерины.

С детства главный герой рос на свободе. Естественно, это повлияло на формирование ее сознания. Черты характера Катерины показывают нам ее открытость и легкость: добрая, мечтательная, сильная и решительная. Только человек, так любящий жизнь и все прекрасное на этой земле, был вынужден страдать после замужества. Катерину и Тихона связывает только жалость, но не любовь. Его семья задушила личность девушки своим «темным царством». Поэтому, по-настоящему влюбившись, главный герой нашел в этом прекрасном чувстве свое дыхание. Катерина влюбляется в Бориса всей своей силой и самоотверженностью. Но угрызения совести не дают ей спокойно жить, ведь измена — тяжкий грех. Чтобы искупить свою вину, главная героиня решает во всем признаться мужу, что приводит к плачевным последствиям не только в ее семье, но и в городке, где живет Катерина. Неудивительно, что героиню стали осуждать, но этот факт ее не огорчил. Девушка поняла, что запятнала репутацию возлюбленного. У обуреваемой горькими чувствами и не находящей выхода из тьмы, в которой находилась Катерина, оставался только один выход — смерть.

Возможно, стоило найти другой способ избавиться от такой жизни, но все попытки героини были обречены на провал: побег с Борисом не удался, ввиду слабости духа последнего; Катерина не ждала от Тихона защиты, ведь он был «маменькин сынок». Несчастная девушка нигде не могла найти огонька.

Как это относится к поступку главного героя — личное дело каждого. Но именно в этот момент Катерина видела только такой способ избавиться от чувства агонии и пустоты в окружающем ее мирке.

2. Образ Катерины в спектакле «Гроза»

Катерина – одинокая молодая женщина, которой не хватает человеческого участия, сочувствия, любви. Потребность в этом влечет ее к Борису. Она видит, что внешне он не похож на других жителей города Калинова, и, не имея возможности узнать его внутреннюю сущность, считает его человеком иного мира. В ее воображении Борис предстает прекрасным принцем, который унесет ее из «темного царства» в сказочный мир, существующий в ее снах.

По характеру и интересам Катерина резко выделяется из своего окружения. Судьба Катерины, к сожалению, представляет собой яркий и типичный пример судеб тысяч русских женщин того времени. Катерина — молодая женщина, жена купеческого сына Тихона Кабанова. Она недавно покинула родной дом и переехала в дом с мужем, где живет со свекровью Кабановой, являющейся полновластной хозяйкой. В семье у Катерины нет никаких прав, она даже не вольна распоряжаться собой. С теплотой и любовью она вспоминает родительский дом, свою девичью жизнь. Там она жила вольно, окруженная лаской и заботой матери.

Катерина оказалась в совершенно других условиях в доме мужа.. На каждом шагу она чувствовала себя зависимой от свекрови, терпела унижения и оскорбления. Со стороны Тихона она не встречает ни поддержки, ни тем более понимания, так как сам он находится под властью Кабаниха. По своей доброте Катерина готова относиться к Кабанихе как к родной матери. «Но искренние чувства Катерины не встречают поддержки ни у Кабанихи, ни у Тихона.

Жизнь в такой среде изменила характер Катерины. Искренность и правдивость Катерины сталкиваются в доме Кабаниных с ложью, лицемерием, лицемерием и грубостью. Когда Любовь к Борису рождается в Катерине, это кажется ей преступлением, и она борется с нахлынувшим на нее чувством.Правдивость и искренность Катерины заставляют ее так страдать, что ей в конце концов приходится покаяться перед мужем.Искренность Катерины, ее правдивость несовместимы с жизнью «темного царства» Все это стало причиной трагедии Катерины.

«Публичное покаяние Катерины показывает всю глубину ее страданий, нравственное величие, решительность. Но после покаяния ее положение стало невыносимым. Муж ее не понимает, Борис безвольный и не идет ей на помощь. стать безнадежным — Катерина умирает. В смерти Катерины нет вины одного конкретного человека. Ее смерть есть результат несовместимости морали и образа жизни, в котором она была вынуждена существовать. Образ Катерины имел для современников Островского и для последующих поколений огромное воспитательное значение.Он призывал к борьбе со всеми формами деспотизма и угнетения человеческой личности.Это является выражением нарастающего протеста масс против всех форм рабства.

Катерина, грустная и веселая, уступчивая и упрямая, мечтательная, подавленная и гордая. Столь разные состояния ума объясняются естественностью каждого духовного движения этой одновременно сдержанной и импульсивной натуры, сила которой заключается в умении всегда быть самим собой. Катерина осталась верна себе, то есть не могла изменить самую суть своего характера.

Я считаю, что важнейшей чертой характера Катерины является честность по отношению к себе, мужу, окружающему миру; это ее нежелание жить во лжи. Она не хочет и не может обманывать, притворяться, лгать, прятаться. Это подтверждает сцена признания Катерины в измене. Не гроза, не пугающее пророчество сумасшедшей старухи, не страх огненного ада побудили героиню сказать правду. «Все сердце разбито! Я больше не могу!» Так начала она свою исповедь. Для ее честной и целостной натуры невыносимо ложное положение, в котором она оказалась. Жить только для того, чтобы жить — не для нее. Жить — значит быть собой. Ее самая драгоценная ценность — личная свобода, свобода души.

С таким характером Катерина после измены мужу не могла оставаться в его доме, вернуться к однообразной и тоскливой жизни, терпеть постоянные упреки и «нравоучения» Кабаниха, лишиться свободы. Но любому терпению приходит конец. Катерине трудно находиться там, где ее не понимают, унижают и оскорбляют человеческое достоинство, игнорируют ее чувства и желания. Перед смертью она говорит: «Что дома, что в могиле — все равно… В могиле лучше…» Она не хочет смерти, но жизнь невыносима.

Катерина глубоко религиозный и богобоязненный человек. Так как по христианской религии самоубийство является большим грехом, то, сознательно совершив его, она проявила не слабость, а силу характера. Ее смерть – это вызов темной силе», желание жить в «светлом царстве» любви, радости и счастья.

Смерть Катерины — результат столкновения двух исторических эпох. Своей смертью Катерина протестует против деспотизма и тирании, ее смерть свидетельствует о приближающемся конце «темного царства». Образ Катерины принадлежит к лучшим образам русской фантастики. Катерина — человек нового типа русской действительности 60-х годов XIX века.

«Буря». Это молодая женщина, еще не имеющая детей и живущая в доме своей свекрови, где, кроме нее и ее мужа Тихона, проживает и незамужняя сестра Тихона Варвара. Катерина давно влюблена в Бориса, который некоторое время живет в доме Дикого, его осиротевшего племянника.

Пока муж рядом, она втайне мечтает о Борисе, но после его ухода Катерина начинает встречаться с молодым человеком и вступает с ним в отношения. любовная связь, при соучастии невестки, для которой связь Катерины даже выгодна.

Главный конфликт романа — противостояние Катерины и ее свекрови, матери Тихона, Кабанихи. Жизнь в городе Калинове — глубокое болото, которое засасывает все глубже и глубже. «Старые понятия» превалируют над всем. Что бы ни делали «старшие», им все должно сойти с рук, вольнодумства здесь не потерпят, «дикое дворянство» здесь чувствует себя как рыба в воде.

Свекровь ревнует к молодой привлекательной невестке, чувствуя, что с женитьбой сына ее власть над ним держится только на постоянных упреках и моральном давлении. В невестке, несмотря на свое зависимое положение, Кабаниха чувствует сильного противника, цельную натуру, не поддающуюся ее тираническому гнету.

Катерина не питает к ней должного уважения, не дрожит и не смотрит Кабанихе в зубы, ловя каждое ее слово. Она не грустит, когда уходит муж, не пытается быть полезной свекрови, чтобы заслужить благосклонный кивок, — она другая, ее натура сопротивляется давлению.

Катерина — женщина верующая, и за ее грех — преступление, которое она не может скрыть. В доме родителей она жила, как хотела, и делала, что ей нравилось: сажала цветы, усердно молилась в церкви, испытывая чувство просветления, с любопытством слушала рассказы странников. Ее всегда любили, и у нее развился сильный, своевольный характер, она не терпела никакой несправедливости, не умела лгать и маневрировать.

У свекрови, однако, ее ждут постоянные несправедливые упреки. Она виновата в том, что Тихон не проявляет, как прежде, должного уважения к своей матери, да и от жены его не требует. Кабан упрекает сына в том, что он не оценил страдания матери во имя его. Власть тирана ускользает из рук прямо на глазах.

Измена невестки, в которой прилюдно призналась впечатлительная Катерина, — повод для Кабаных радоваться и повторять:

«Я же говорил! И никто меня не слушал!

Все грехи и проступки от того, что, улавливая новые веяния, не слушают старших. Мир, в котором живет старшая Кабанова, вполне ее устраивает: власть над семьей и в городе, богатство, жесткое моральное давление на семью. Это жизнь Кабаных, так жили ее родители, и их родители — и это не изменилось.

Пока девушка молода, она делает, что хочет, но когда выходит замуж, то словно умирает для мира, появляясь с семьей только на рынке и в церкви, да изредка в людных местах. Так что Катерина, приехав в дом мужа после вольной и счастливой юности, тоже должна была символически умереть, но не смогла.

То самое чувство чуда, которое вот-вот наступит, ожидание неизвестного, желание прилететь и воспарить, которое было с ней со времен свободной юности, никуда не исчезло, и взрыв все равно бы случился . Даже если бы не связь с Борисом, Катерина все равно бросила бы вызов тому миру, в который попала после замужества.

Катерине было бы легче, если бы она любила своего мужа. Но каждый день, наблюдая, как Тихона безжалостно подавляет свекровь, она теряла к нему чувства, а то и остатки уважения. Она жалела его, время от времени подбадривая и даже не очень обижаясь, когда Тихон, униженный матерью, вымещает на ней свою обиду.

Борис кажется ей другим, хотя и находится в таком же униженном положении из-за сестры, как и Тихон. Поскольку Катерина мельком видит его, она не может его оценить. духовные качества. И когда две недели любовного дурмана развеиваются с приездом мужа, она слишком занята душевными терзаниями и чувством вины, чтобы понять, что его положение не лучше положения Тихона. Борис, все еще цепляющийся за слабую надежду, что ему что-то достанется из бабушкиного состояния, вынужден уйти. Он не зовет с собой Катерину, его душевных сил на это не хватает, и он уходит со слезами:

«О, если бы силы были!»

У Катерины нет выхода. Невестка убежала, муж разбит, любовник уходит. Она остается во власти Кабанихи, и понимает, что теперь она ничего не даст провинившейся невестке… если она прежде зря ее ругала. Дальше — это медленная смерть, ни дня без упреков, слабый муж и нет возможности увидеться с Борисом. И всему этому верующая Катерина предпочитает страшный смертный грех — самоубийство — как освобождение от земных мук.

Она понимает, что ее порыв ужасен, но для нее даже предпочтительнее наказать за грех, чем жить в одном доме с Кабаном до физической смерти — духовная уже случилась.

Целостная и свободолюбивая натура никогда не выдержит давления и насмешек.

Катерина могла бы убежать, но с ней никого не было. Потому что — самоубийство, быстрая смерть вместо медленной. Тем не менее ей удалось вырваться из царства «тиранов русской жизни».

Катерина — жена Тихона Кабанова и невестка Кабанихи. Это пьеса центрального персонажа, с помощью которой Островский показывает судьбу сильной, неординарной личности в маленьком патриархальном городке. У Катерины с детства очень сильно стремление к счастью, которое с взрослением перерастает в стремление к взаимной любви. Несмотря на свою религиозность, Катерина остается земной и живой девушкой, испытывающей любовное чувство. Но насколько ее сердце полно любви, настолько же главная героиня чувствует свою греховность. Она замужем, и объект ее воздыханий — совершенно чужой, чужой мужчина. Катерина пытается обрести покой с помощью религии, любви к законному мужу, но ее свободная натура оказывается сильнее. Возможно, если бы она почувствовала поддержку мужа в этот драматический момент своей жизни, то и смогла бы справиться с собой. Но ее муж — слабый человек, воля которого подчинена матери — Кабану.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *