Все население Древней Руси можно разделить на свободное и зависимое. К первой категории относилась знать и простые люди, которые не имели долгов, занимались ремеслом и не были обременены ограничениями. С зависимыми (невольными) категориями все сложнее. В целом это были люди, которые были лишены определенных прав, но весь состав невольных людей на Руси был различным. Все зависимое население Руси можно разделить на 2 класса: полностью лишенные прав и сохранившие частичные права. Категории зависимого населения в древней Руси были следующими:
Русская правда также делила населения на категории. В ней можно встретить следующие категории зависимого населения Руси 11 века.
Важно отметить, что катеории лично зависимого населения в эпоху Древней Руси были смерды, холопы и челядь. Они же имели и полную зависимость от князя (хозяина). Полностью зависимы (обельные) слои населенияОсновная часть населения в Древней Руси относилась к категории полностью зависимых. Это были холопы и челядь. Фактически это были люди, которые по своему социальному статусу являлись рабами. Но тут важно отметить, что понятие «раб» на Руси и в Западной Европе очень сильно отличались. Если в Европе у рабов не было прав, и это признавали все, то на Руси холопы и челядь прав не имели, но церковь осуждала любые элементы насилия над ними. Поэтому позиция церкви была важной для этой категории населения и обеспечивала сравнительно комфортные условия жизни для них. Несмотря на позиции церкви, полностью зависимые категории населения были лишены всех прав. Это хорошо демонстрирует Русская Правда. Этот документ в одной из статей предусматривал плату в случае убийства человека. Так, за свободного горожанина плата была 40 гривенников, а за зависимого — 5. ХолопыХолопы — так на Руси называли людей, которые служили другим. Это была самая массовая прослойка населения. Людей, которые попадали в полную зависимость, также называли «обельные холопы». Люди становились холопами в результате разорения, проступков, решения вотчины. Ими могли стать и свободные люди, утратившие в силу определенных причин часть свободы. Некоторые добровольно уходили в холопы. Связано это с тем, что часть (небольшая конечно) этой категории населения была фактически «привилегированна». Среди холопов были люди из личной услуги князя, ключники, огнищане и другие. Они котировались в обществе даже выше свободных людей. ЧелядьЧелядь — это люди, которые утратили свою свободу не в результате долгов. Это были военнопленные, воры, осужденные общиной и так далее. Как правило, эти люди выполняли самую грязную и тяжелую работу. Это была незначительная по количеству прослойка. Отличия челяди и холоповЧем челядь отличались от холопов? Ответить на этот вопрос также сложно как сегодня рассказать чем социально бухгалтер отличается от кассира… Но если пытаться охарактеризовать отличия, то челядь состояла из людей, попавших в зависимость в результате своих проступков. Холопами можно было стать и добровольно. Если еще проще: холопы служили, челядь выполняла. Их объединяло то, что они полностью были лишены прав. Частично зависимое населениеК частично зависимым категориям населения относились те люди и группы людей, которые утратили только часть своей свободы. Они не были холопами или челядью. Да, они зависели от «владельца», но они могли вести личное хозяйство, заниматься торговлей и другими делами. ЗакупыЗакупы — разорившиеся люди. Они отдавались на работу за определенную купу (ссуду). В большинстве случаев это были люди, которые занимали деньги и не могли отдать долг. Тогда человек становился «закупом». Он экономически становился зависимым от своего хозяина, но после того как полностью погасил долг — вновь становился свободным. Эта категория людей могла быть лишена всех прав только при условии нарушения закона и после решения общины. Наиболее частая причина, по которой Закупы становились холопами — кража хозяйского имущества. РядовичиРядовичи — нанимались на работу по договору (ряду). Эти люди лишались личной свободы, но при этом сохраняли право ведения личного подсобного хозяйства. Как правило, ряд заключался с землепользователем и его заключали люди обанкротившиеся, или неспособные вести вольный образ жизни. Например, часто ряды заключались на 5 лет. Рядович был обязан трудиться на княжеской земле и за это получал питание и место для ночлега.Все категории невольных людей не платили налоги, поэтому часто вольные люди и горожане, которые не могли платить налоги, уходили в рядовичи. ТиуныТиуны – управляющие, то есть люди, которые на местах вели хозяйство и отвечали перед князем за результаты. Во всех вотчинах и деревнях была система управления:
Часто в тиуны могли попасть рядовичи, но в основном это были полностью зависимые холопы. В целом эта категория зависимого населения Древней Руси была привилегированной. Они жили на княжеском дворе, имели прямой контакт с князем, освобождались от налогов, некоторым было разрешено заводить личное хозяйство. |
istoriarusi.ru
Зависимое население Древней Руси |
/ / Зависимое население Древней Руси
Категории зависимого населения Древней Руси
Зависимое население Древней Руси делилось на части:
· Смерды, являющиеся особой группой полусвободного зависимого населения, которая была близкой по юридическому положению к так называемым западноевропейским литам.
При этом, зависимость от феодала могла быть меньшей или большей, однако главным образом она проявлялась в фактической обязанности выплат податей и отбывании феодальной повинности. Свободный общинник-смерд имел некоторые преимущества (например, он мог завещать детям землю). Если же он не имел детей, то имущество переходило общине.
Имущество и жизнь смердов охранялось по закону в меньшей мере, чем у феодалов. Как гласит «Русская правда» за убийство смерда убийце надлежало выплатить сумму в пять гривен, за кражу коня – две гривны и за муки, причиняемые смерду – три гривны.
· Закупы – то есть, взявшие «купу» (заём), в роли которой могли выступать деньги, зерно, скот, земля и др.
Данный долг нужно было отработать. При этом, установленных эквивалентов и нормативов для такой отработки не существовало, а объём работы устанавливал сам кредитор. Поэтому с нарастанием процентов такая кабальная зависимость значительно усиливалась и могла продолжаться очень долго. Историки различают «неролейный» и «ролейный» закуп.
· Рядовичи – люди, заключившие с землевладельцем так называемый «ряд», то есть договор об условиях пользования орудиями труда или землёй. Данный вид юридически был очень близким к закупам.
· Изгои. Люди, вышедшие (покинувшие) из общины, которые фактически лишились поддержки своей социальной группы. Греков Б. предложил различение изгоев на сельских и городских.
· Прощенники – люди, которые попали под «покровительство» светских феодалов, монастырей или церкви, обязавшиеся осуществлять трудовую деятельность в их хозяйстве. По своему положению прощенники были близки к сельским изгоям.· Холопы.
В холопство попадали путём фактической самопродажи (к примеру, для выплаты виры), рождения от рабыни, женитьбы на рабыне, купли-продажи, поступления в ключничество (при служении в княжеском хозяйстве), а также в результате совершения некоторых видов преступления (так называемая «выдача головой»). Кроме того, в холопство переходили, не сумевшие выплатить закуп.
За все действия холопов обязан был отвечать его господин, но в некоторых случаях разрешалось самостоятельно наказать холопа.
Интересные материалы:
student-hist.ru
Характеристики категорий населения Древней Руси
Группы населения в Киевской Руси
Население Киевской Руси было одним из самых больших в Европе. В её главных городах – Киеве, Новгороде – проживало несколько десятков тысяч человек. Это и по современным меркам не маленькие городки, а, учитывая одноэтажность построек, и площадь эти города занимали не маленькую. Городское население играло важнейшую роль в политической жизни страны – все свободные мужчины участвовали в вече.
Политическая жизнь в государстве гораздо меньше затрагивала сельское население, однако у крестьян, остававшихся свободными, дольше, чем у горожан, было выборное самоуправление.
Историки выделяют группы населения Киевской Руси по «Русской правде». Согласно этому закону основное население Руси составляли свободные крестьяне, называемые «людинами». С течением времени всё больше людей становилось смердами – ещё одной группой населения Руси, к которой относились зависимые от князя крестьяне. Смерд, как и обычный человек, в результате пленения, долгов и т.д. мог стать челядью (более позднее название – холоп). Холопы по сути своей являлись рабами и были полностью бесправными. В XII веке появились закупы – неполные рабы, которые могли выкупить себя из рабства. Считается, что рабов-холопов на Руси было всё же не так много, однако вполне вероятно, что работорговля процветала в отношениях с Византией. «Русская правда» выделяет также рядовичей и изгоев. Первые находились где-то на уровне холопа, а вторые – в состоянии неопределённости (получившие свободу холопы, изгнанные из общины людины и т.д.).
Существенную группу населения Руси составляли ремесленники. К XII веку насчитывалось более 60 специальностей. Русь экспортировала не только сырьё, но и ткани, оружие и другие ремесленные изделия. Городскими жителями были и купцы. В те времена междугородняя и международная торговля подразумевала хорошую воинскую подготовку. Изначально хорошими воинами были и дружинники. Однако с развитием государственного аппарата они постепенно меняли квалификацию, становясь чиновниками. Тем не менее, боевая подготовка была нужна дружинникам, несмотря на бюрократическую работу. Из дружины выделились бояре – наиболее приближённые к князю и богатые дружинники. К концу существования Киевской Руси бояре стали во многом не зависимыми вассалами; устройство их владений в целом повторяло государственное устройство (своя земля, своя дружина, свои холопы и т.д.).
Категории населения их положение
Киевский князь — правящая верхушка общества.
Дружина — административный аппарат и главная военная сила Древнерусского государства. Их важнейшей обязанностью было обеспечить сбор дани с населения.
Старшая (бояре) — Ближайшие приближенные и советники князя, с ними князь в первую очередь «думал» обо всех делах, решал наиболее важные вопросы. Бояр князь назначал и посадниками (представлял власть киевского князя, принадлежал к числу «старших» дружинников князя, сосредоточивавший в своих руках и военно-административную и судебную власть, вершил суд). Они ведали отдельными отраслями княжеского хозяйства.
Младшая (отроки) — Рядовые воины, которые были военной опорой власти посадников.
Духовенство — Духовенство обитало в монастырях, монахи отказывались от мирских удовольствий, жили очень бедно, в трудах и молитва.
Зависимые крестьяне — Рабское положение. Челядь – рабы-военнопленные, холопы рекрутировались из местной среды.
Холопы (челядь) — Это были люди, которые вступали в зависимость от землевладельца за долги и работали до тех пор, пока долг не будет погашен. Закупы занимали промежуточное положение между холопами и свободными людьми. Закуп имел право выкупиться на волю, вернув ссуду.
Закупы — Из-за нужды заключали договоры с феодалами и выполняли различные работы согласно этому ряду. Часто выступали в качестве мелких административных агентов своих хозяев.
Рядовичи — Покоренные племена, платившие дань.
Смерды — Посаженные на землю пленные, которые несли повинности в пользу князя.
Свободное население | Несвободное население |
---|---|
дружинники | рядовичи |
князья | Закупы (люди, вступающие в зависимость от землевладельца за долги и вынужденные работать на господина до выплаты суммы долга.) |
бояре | Смерды (группа полувоенного полу-крестьянского населения, зависимого от князя.) |
Люди (лично свободное сельское население, обложенное данью, а также рядовые горожане.) |
histerl.ru
Зависимые категории населения Киевской Руси
Замечание 1
В Древнерусском государстве господствовали типичные взгляды на организационную структуру общества, характерные для раннефеодального общества. Общество тех времен считало нормальным существование такой категории как зависимые люди.
Кто такие зависимые люди?
Зависимость – не изобретение феодальной эпохи. Корни этого явления заключены в патриархальной эпохе, когда собственно и зародилась личная зависимость одного индивидуума от другого, образованная в силу каких-либо причин.
Зависимыми или невольными людьми времен Киевской Руси принято считать людей лишенных определенных прав. Хотя состав этих людей был разнообразным по способу происхождения, форме и срокам зависимости.
Покажем разнообразие состава невольных людей по ряду классификационных показателей.
Первый показатель – способ закабаления. По способу происхождения личной зависимости исторически известно о трех способах закабаления, существовавших в России в раннее Средневековье:
- военный – заключался в том, в результате военных действий, победитель обращал в рабство проигравших. Занимает основное место среди всех способов;
- экономический – второй по значимости и количеству обращенных. Заключается в том, что человек неспособный выполнять свои обязательства по долгам мог быть обращен в зависимого человека;
- по рождению – это люди, рожденные от родителей рабов или одного родителя-раба. Типичный представитель этой группы князь Владимир I Святой, которого много лет называли – рабичич – сын рабыни.
Второй показатель – объем прав. В этой группе следует выделять 2 класса: полностью лишенные прав и сохранившие частичные права. Эта классификационная группа напрямую связана с первой.
Третий показатель – время на которое человек мог быть лишен прав. Невольничество различалась и по времени нахождения в человека в зависимости. Также делится на 2 категории: постоянная зависимость и временная. Зависимость второго класса в этой группе возникала в силу экономических причин. Человек находился в зависимости до тех пор, пока не выплачивал весь долг.
Категории зависимых людей
Теперь перейдем к рассмотрению конкретных категорий зависимых людей, существовавших в Киевской Руси.
Основной источник сведений о категориях зависимых людей в рассматриваемый период – Русская правда – главный законодательный документ того времени. Документ различал 6 групп зависимых людей:
- Холопы – это люди, которые попали в зависимость из-за собственных долгов или по решению своих общин за какие-либо провинности. Холопы могли быть лично зависимыми или полностью зависимыми (т.н. обельные холопы). Основная задача холопов служить другим людям – владельцу. Наиболее массовая категория невольных людей. Кроме принудительного обращения в холопство существовал способ добровольного закабаления в данную группу. Занимали высокие должности при дворе князя – могли быть ключниками и огнищанами. По социальному статусу несмотря на отношение к невольным людям котировались выше свободных. В основном за возможность постоянно близко находится возле князя и быть в его экономической системы.
- Челядь – это люди, которые утратили свою свободу в результате силового принуждения. Это были военнопленные, воры, осужденные или приобретенные на рынке невольники. Составляли незначительную группу. Выполняли наиболее грязную работу в домохозяйстве. Существенное отличие первых двух групп – холопы несли службу, а челядь выполняла приказания.
- Смерды – люди, рожденные в неволи. Следует различать свободных смердов, о них упоминают летописи и феодально-зависимых, фигурируют в Русской Правде. Смерды были зависимы от государства. По версии исторического документа смерд – раб, но раб способный быть собственником имущества (коня и недвижимости) и субъектом права (платить штраф за провинности).
- Закупы – это люди, признанные банкротами, вследствие невозможности отдать денежный долг. Для погашения долга они поступали на работу для отработки «купы» – суммы необходимой для погашения долга. Отсюда и название категории – «закуп». Зависели они только от человека, которому должны. Зависимость частичная, после отработки долга человек снова становился свободным. Закуп мог стать холопом если совершал уголовное преступление, чаще всего упоминается кража, и его община выносила решение о продаже в рабство.
- Рядовичи – это лица, которые нанимались на работу по договору. По договору рядовичи лишались личной свободы, но сохраняли право вести личное подсобное хозяйство. Как правило договор заключался с крупным землевладельцем. Человек получал от земельного собственника участок земли для обработки, результаты труда оставались у собственника, а рядович получал питание и место для ночлега. Согласно письменных источников срок такого договора составляет 5 лет.
Тиуны – это люди, которые осуществляли непосредственное управление хозяйством князя в его вотчинах и деревнях и отчитывались только князю за результаты деятельности. Выделяют две группы управляющих:
- огнищный тиун – это старший управляющий. В современной системе управления этой должности соответствует глава администрации населенного пункта;
- обычный тиун – человек отвечающий за отдельно взятое направление деятельности: урожайность, выращивание животных, сбор меда и т. д.
Замечание 2
Эту категорию в основном составляли зависимые холопы, хотя тиунами могли стать и рядовичи, все зависело от житейской хватки и смекалки претендента на должность. Можно сказать, что люди, отнесенные к этой категории были достаточно привилегированной группой населения в стране. Они жили при дворе князя, имели прямой контакт с верховным руководителем, были освобождены от налогов и могли вести личное хозяйство.
Рассматривая приведенные виды личной зависимости, можно сделать вывод о формировании классов и групп зависимого населения. Процесс закабаления рядовых общинников связан с развитием имущественных и экономических отношений и разложением патриархального строя.
spravochnick.ru
свободные и зависимые. Группы населения
Какие населения существовали в Древнерусском государстве? И насколько они были многочисленны? Такими вопросами задаются как археологи, так и просто интересующиеся нашей историей. По какой-то причине количество находок периода 10-16 веков не столь многочисленно, сколь более поздних периодов. Наверняка вы задумывались, почему. Чтобы это понять, нужно как следует разобраться в том, кем же были наши предки и какие основные группы населения Киевской Руси существовали.
Фото с сайта interneturok.ru
Перепись населения Древней Руси – немного о численности населения
Итак, давайте попробуем для начала ответить на вопрос о численности населения наших предков. По сравнению с более поздними периодами, исследования ранних проводились редко и невозможно с точностью сказать, сколько же людей жило тогда. Нашему вниманию доступны лишь приблизительные проценты. Первая перепись населения на Руси произошла во второй половине 13 века благодаря монголам. Им было необходимо знать, сколько точно людей находится под их покровительством для удобства сбора дани – как обычно, всё объясняется интересом выгоды, а не простым любопытством.
До этого же, по мнению исследователей Вернадского и Тихомирова, на территории Руси проживало с 10 по 13 века приблизительно 4-5 миллионов человек. Свои выводы историки построили на основе найденных архитектурных памятников. Этих памятников было совсем немного – если говорить точно, то, согласно им, населения Руси в 10 веке тогда набралось бы в два раза меньше, чем ныне только по Москве. Даже если сделать поправки на то, что сохранилось немало построек в более-менее узнаваемом состоянии, всё равно мы получаем, ничтожное в пределах целой страны количество. А в связи с вражескими набегами населения в 14-15 веках стало и того меньше.
Однако именно монголам мы должны быть, как уже говорилось выше, благодарны за первый документальный учёт количества населения. На момент набегов на нашу территорию основной массой населения в Древней Руси являлись подневольные люди, которые не вели самостоятельно никаких учётов. Уже позже, на примере поданном завоевателями, начали появляться первые писцовые книги с упоминанием категорий населения Киевской Руси. Самое интересное, что в них были не только цифры, но и ценные сведения о церквях, поместьях, деревнях.
Фото с сайта rg.ru
Какие существовали категории населения
Благодаря сведениям о поселениях мы можем рассуждать и о том, какие группы населения были в древнерусском государстве. Превосходным документом служит также родоначальник правовых документов на территории нашей страны – сборник «Русская правда». Перечислить основные категории населения в древнерусском государстве благодаря нему и переписях получается достаточно достоверно. Итак:
- Начнём с верхушки общества – тех людей, в руках которых сосредотачивался весь объём власти. Конечно же, они принадлежали к выдающимся родам. Во главе всего народа стоял князь. Представители самых знатных семейств образовывали знать – эта привилегия по праву рождения в те древние времена была особенно сильна.
- Помогали в управлении, а фактически, считались административным аппаратом и военной поддержкой, бояре. Их ещё называли старшими дружинниками, термин «бояре» возник чуть позже. С их помощью решались многие важные вопросы, судебные тяжбы, из их числа назначались посадники.Посадники, к слову, представляли в своём лице, когда требовалось, власть князя. То есть среди основных категорий населения Руси в 11 веке они являются теми, кто нажимал на рычаги истории, ведь что бы значила власть самого князя без удачно подобранных советников?
- Младшая дружина являлась теми, кого на современном языке принято называть «телохранителями». Охрана самого князя, бояр – вот их основная задача. Набирали в младшую дружину как детей достойных по происхождению людей, так и представителей народа, которые отличились своими лучшими качествами. Такой щедрый подход с разрешением приблизиться людям из более низких слоёв населения Древней Руси обеспечил боярам их преданность. Юное поколение и выходцы из народа своего рода являются гарантией хорошей службы ввиду того, что они обязаны хозяевам своим возвышением. На современном языке мы бы назвали это «восхождением по карьерной лестнице».
- Духовенство – этих людей где-то можно назвать свободным населением Древней Руси, потому как они пользовались определённым уважением. Это были священники, которые несли службу разных церквях – как городских, так и сельских. Проживало духовенство в монастырях, жило в молитвах и трудах, отказываясь от мирских удовольствий. Но, несмотря на такой отшельнический образ жизни, из списка групп населения в древнерусском государстве духовников исключать нельзя, ведь с обществом они пересекались, и нередко. Так, буквально с 11 века монастырские земли становятся интересны в качестве крупных хозяйственных земель.
- Городское население Древней Руси называлось «чадью» и представляло из себя купцов, поденщиков, ремесленников. Все эти люди трудились не покладая рук, в отличие от той же знати, но при большом труде пользовались и большим уважением. Особенно купцы, которых хватало как местных, так и иностранных.
- Свободное население Киевской Руси называлось «люди» или «полюдье». К нему относились, грубо говоря, те, кто обладал некой свободой, но при этом были вынуждены платить определённую сумму государству. Поэтому свобода была относительной, но при этом жизнь – вполне приемлемой. Огромным преимуществом данной категории населения населения в Древней Руси являлось то, что у неё имелось в наличии определённое имущество, которое можно было завещать детям. И это имущество, как, собственно, и сам человек, защищались законом. К преимуществам подобного положения можно назвать и разрешение участвовать в судебном процессе.
- Свободные земледельцы – основная масса населения Киевской Руси, но было достаточно и тех людей, которые из-за того или иного стечения обстоятельств были или частично зависимы от вышестоящих по положению, или полностью. Тут имеется своя классификация, которую разберём подробно.
Фото с сайта cdbvizit.ru
Двумя категориями зависимого населения Киевской Руси были:
- закупы – в переводе на современный язык, являлись должниками. «Купа» означает «залог». Иными словами, люди, которые брали у феодала залог, относились к такой классификации. Они были временно зависимой категорией населения Киевской Руси. Это означает, что такие люди обязаны были расплатиться, терпя любые прихоти, даже побои и тяжёлую работу. Однако почти все юридические права и личное имущество сохранялись за закупом. И, вернув долг, он снова становился свободным человеком. Причём временные рамки возвращения долга не устанавливались. Такая форма появления зависимого населения в Киевской Руси считалась делом вполне обыденным.
- а вот в случае бегства закупа он менял статус на холопа. Это была категория населения на Руси, близкая к рабам. Они обладали правами меньшими, чем кто бы то ни было. Кроме названной причины бегства от долга, холопом можно было стать в том случае, если бы вы родились от холопа, заключили брачный союз с таким человеком без предварительного согласия его хозяина, совершили преступление вроде грабежа, обанкротились. Это зависимое население Киевской Руси не имело ничего своего – автоматически хозяином выступал господин холопа.
- Стоит, пожалуй, упомянуть о категории зависимого населения Киевской Руси, которая находилась ближе к закупам и являла собой практически свободных людей — рядовичей. Рядовичи заключали договор с землевладельцем добровольно. Как правило, причиной служила нужда. И чтобы справиться с нуждой, приходилось, согласно договору, выполнять ряд работ. Собственно, от слова «ряд» и появился термин данной категории. Прав рядович имел больше, чем закуп, что подтверждается хотя бы тем фактом, что первый мог часто выступать в качестве административного представителя своего хозяина.
Кратко о мировоззрении категорий населения в Древней Руси
Несмотря на то, что наши предки по занимаемому положению имели значительные отличия, общую характеристику мировоззрения древнерусского населения привести можно. Так, исходя из литературных памяток, можно сделать вывод о том, что испокон веков русский народ старался, несмотря на все перипетии, объединиться для борьбы с общим внешним врагом. При этом жители Руси никогда сами ни на кого не нападали, не пытались завоевать. Тем не менее, своих героев, павших за защиту родины, увековечивали в литературных памятниках. Примером тому служит «Слово о полку Игореве».
Основную часть населения древнерусского государства составляли подневольные люди, среди которых читать и писать умели не все. Однако их с более зажиточными жителями объединяла любовь к фольклору, где ещё присутствовали языческие мотивы. Даже в вышеназванном «Слове о полку Игореве» встречаются эти мотивы. Песни, заговоры на тот момент были широко распространены, несмотря на долгие старания церкви искоренить «кощунство». В дальнейшем обряды просто превратились в народные игры.
Правовой статус различных категорий населения древнерусского государства разнообразен. Несмотря на то, что на тот момент количество населения, учитывая площадь государства, было невелико, в этом государстве уже существовала довольно чёткая иерархия. И изучать жизнь наших предков необходимо начиная с ознакомления с этой иерархией – тогда многие процессы становятся понятными.
perstni.com
4.4 Основные категории населения Древней Руси
Экономическую и социальную основу общества в Древней Руси составляла земледельческая община – вервь (позже – мир). Она отвечала за общественный порядок на своей территории перед государством, платила штрафы, владела землей, которую распределяла между семьями. За владение и пользование землей общинники платили дань князю, который постепенно воспринимался ими в качестве верховного собственника всей земли. Свободные, полноправные общинники, простые горожане и селяне назывались люди (в единственном числе – людин).
Некоторые люди становились зависимыми. Закупом становился разорившийся общинник, который брал в долг («купу») деньги, скот, семена, инвентарь. Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг. Рядовичи – зависимые люди, заключившие договор («ряд»), и на его основе выполнявшие различные работы. Выполнение условий договора или возвращение долга делали зависимых свободными. Изгои – люди по каким-либо причинам изгнанные из общины и потому не имеющие средств к существованию, вынужденные идти в зависимость к имущим и сильным людям.
Спорным является положение смердов. Часть историков полагает, что смерды – полусвободные княжеские данники, сидевшие на земле князя и платившие дань в его пользу, другие же ученые склонны называть смердами все свободное сельское население.
В Киевской Руси были также холопы и челядь. Представители этой категории населения являлись рабами. Она пополнялась за счет пленников или разорившихся соплеменников. Рабство было патриархальным, труд рабов в основном использовался в домашнем хозяйстве.
Наверху социальной лестницы находилась знать, куда относились князья, бояре, купцы.
В Киевской Руси шел процесс зарождения раннефеодального общества. Феодальная система хозяйства отличалась в основном натуральным характером и слабым уровнем торговых связей. Основной формой организации феодального производства стала вотчина, т.е. земельное владение, передаваемое по наследству. Княжеские, боярские, монастырские вотчины начинают создаваться в ХI веке, но их было еще очень мало.
4.5 Принятие христианства и его значение
С подчинением всех восточнославянских племен сложилась территория единого государства. В идеологической сфере прежние языческие культы стали не пригодны, поскольку носили местный характер. В 980 г. Владимир Святославич завладел киевским престолом, сместив старшего брата Ярополка (972-980). В этом же году он провел языческую реформу, создав общерусский языческий пантеон во главе с Перуном. Однако он не был принят всеми славянами.
Через несколько лет Владимир решает принять монотеистическую религию. Согласно легенде к нему явились представители трех религий: ислама, иудаизма и христианства. Князь отверг ислам под предлогом того, что он запрещает употребление вина и требует многих других ограничений. Иудаизм он не принял из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и были рассеяны по всему миру. Римская вера (католичество) была отвергнута из-за главенства римского папы над светскими государями и из-за того, что богослужение ведется на латыни. Лишь проповедь представителя византийской (православной) церкви произвела на Владимира благоприятное впечатление.
После этого он отправил своих послов в разные страны. Вернувшись, те назвали греческую веру самой лучшей, а греческие храмы и церковную службу – самыми красивыми. Выбор Владимира в пользу православия был обусловлен следующими причинами: стремление князя сплотить общество и укрепить тем самым государство и свою власть; наиболее подходило менталитету восточных славян и самого Владимира; давние торговые и дипломатические отношения с Византией; возможность улучшить международное положение Руси.
В 988 г. произошло крещение Руси. Киевляне первыми приняли новую веру, а других пришлось крестить «огнем и мечом». Произошли восстания ряда племен, например, вятичей, жителей Новгорода против насильственной христианизации. Язычество еще долго сохраняло свои позиции в обществе, даже после крещения люди продолжали верить в языческих богов. В итоге произошел синтез православия и язычества, приведший к складыванию самобытной религии – русскому православию. Так, праздник Купалы слился с днем Иоанна Крестителя, Перуна – с днем Ильи Пророка. Сохранился и исключительно языческий по происхождению праздник масленицы.
Главой русской церкви стал митрополит, назначаемый константинопольским патриархом. В подчинении киевских митрополитов находились епископы, управляющие церковью на определенных территориях — епископствах. В их подчинении находились приходские священники — белое духовенство (женатые). Наряду с белым существовало черное духовенство – монахи. Долгое время церковь существовала за счет десятины – десятой части от всех налогов, отчисляемой в ее пользу. Постепенно у нее появляются собственные села и земли.
Принятие Русью христианства имело огромное историческое значение и сказалось на всех сферах жизни. Прежде всего, оно способствовало объединению славянских племен в единый этнос. После принятия христианства появилась письменность, разработанная греками братьями Кириллом и Мефодием. Появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Началось каменное строительство, стали развиваться иконопись, фресковая живопись. Русь приобщилась к сокровищам мировой культуры.
Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатству, и насилие со стороны верхов. Крупные храмы становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси. Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Смягчая нравы, церковь упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков, активно выступала против рабства.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. В чем заключалась «военная демократия» у восточных славян?
2. Каковы предпосылки образования государства у восточных славян?
3. Как норманнисты и антинорманнисты объясняли образование государства у восточных славян?
4. Что такое лествичный порядок наследования?
5. Что общего можно найти в деятельности первых киевских князей?
6. Почему Владимир решил поменять языческую веру? Почему он выбрал православие?
7. Назовите и охарактеризуйте категории населения в эпоху Киевской Руси.
8. Назовите последствия принятия христианства.
Дополнительная литература
1. Данилевский, И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.): Курс лекций / И.Н. Данилевский. – М. : Аспект-Пресс, 2001. – 399 с.
2. Горский, А.А. Русь. От славянского расселения до Московского царства / А.А. Горский. – М. : Языки славянской культуры, 2004. – 368 с.
3. Грот, Л.П. Гносеологические корни норманизма / Л.П. Грот // Вопросы истории. – 2008. – №8.
4. Егоров, В.Л. Русь и ее южные соседи в X-XIII вв. / В.Л. Егоров // Отечественная история. – 1994. – №6.
5. Кучкин, В.А. Формирование и развитие государственной территории восточных славян в IX-XIII вв. / В.А. Кучкин // Отечественная история. – 2003. – №3.
6. Петрухин, В.Я. Русь в IX-X веках: От призвания варягов до выбора веры. – 2-е изд., испр. и доп. / В.Я. Петрухин. – М. : ФОРУМ; НЕОЛИТ, 2014. – 464 с.
7. Поляков, А.Н. Киевская Русь как цивилизация: монография / А.Н. Поляков. – Оренбург: Оренбургский гос. ун-т, 2010. – 484 с.
8. Пузанов, В.В. Древнерусская государственность: генезис, этнокультурная среда, идеологические конструкты / В.В. Пузанов. – Ижевск : Удмуртский ун-т, 2007. – 624 с.
9. Рапов, О.М. Русская церковь в IX – первой трети XII века: Принятие христианства / О.М. Рапов. – М.: Русская панорама, 1998. – 416 с.
10. Седов, В.В. Славяне: историко-археологическое исследование / В.В. Седов. – М. : Языки славянской культуры, 2002. – 624 с.
studfiles.net
Категории зависимого населения в древней руси?
Зависимое население Древней Руси делилось на части:· Смерды, являющиеся особой группой полусвободного зависимого населения, которая была близкой по юридическому положению к так называемым западноевропейским литам.При этом, зависимость от феодала могла быть меньшей или большей, однако главным образом она проявлялась в фактической обязанности выплат податей и отбывании феодальной повинности. Свободный общинник-смерд имел некоторые преимущества (например, он мог завещать детям землю). Если же он не имел детей, то имущество переходило общине.Имущество и жизнь смердов охранялось по закону в меньшей мере, чем у феодалов. Как гласит «Русская правда» за убийство смерда убийце надлежало выплатить сумму в пять гривен, за кражу коня – две гривны и за муки, причиняемые смерду – три гривны.· Закупы – то есть, взявшие «купу» (заём), в роли которой могли выступать деньги, зерно, скот, земля и др.Данный долг нужно было отработать. При этом, установленных эквивалентов и нормативов для такой отработки не существовало, а объём работы устанавливал сам кредитор. Поэтому с нарастанием процентов такая кабальная зависимость значительно усиливалась и могла продолжаться очень долго. Историки различают «неролейный» и «ролейный» закуп.· Рядовичи – люди, заключившие с землевладельцем так называемый «ряд», то есть договор об условиях пользования орудиями труда или землёй. Данный вид юридически был очень близким к закупам.· Изгои. Люди, вышедшие (покинувшие) из общины, которые фактически лишились поддержки своей социальной группы. Греков Б. предложил различение изгоев на сельских и городских.· Прощенники – люди, которые попали под «покровительство» светских феодалов, монастырей или церкви, обязавшиеся осуществлять трудовую деятельность в их хозяйстве. По своему положению прощенники были близки к сельским изгоям.· Холопы.В холопство попадали путём фактической самопродажи (к примеру, для выплаты виры), рождения от рабыни, женитьбы на рабыне, купли-продажи, поступления в ключничество (при служении в княжеском хозяйстве), а также в результате совершения некоторых видов преступления (так называемая «выдача головой»). Кроме того, в холопство переходили, не сумевшие выплатить закуп.За все действия холопов обязан был отвечать его господин, но в некоторых случаях разрешалось самостоятельно наказать холопа.Основное население Древней Руси составляли свободные общинники — «люди» (людие, людины), как называет их «Русская правда». Это были жители сел и городов, платившие князю налоги.«Княжьими мужами» или «боярями» называли приближенных князя, в первую очередь старших дружинников.«Огнищанин» — это (в «Русской правде») княжий слуга, занимавший среднее положение среди всего княжеского персонала. Следует заметить, что позднее огнищанами стали называть княжеских и боярских холопов, управлявших личным имуществом — «огнищем» хозяина.«Отроками», «детесками»(детскими) или «гридинами» именовали младших дружинников, а также свободных слуг князя.Противоречива информация источников о такой социальной категории Древней Руси как «смерды». С одной стороны, их можно причислить к свободному крестьянскому населению, так как они имели право свидетельствовать в суде, сами платили штрафы и наследовали имущество. С другой стороны, вира за убийство смерда составляла всего 5 гривен, тогда как жизнь простого свободного человека оценивалась в 40 гривен. Некоторые исследователи полагают, что смердами называли крестьян, работавших в княжеских селах.В заключение добавим, что древнерусский термин «муж» можно было применить к представителю любой категории свободного населения.Несвободное население Древней Руси делилось на две большие категории — полузависимые и люди, находящиеся на положении рабов.К первым следует отнести закупов и рядовичей. Человека, отрабатывающего ранее взятый долг («купу»), «Русская правда» называет закупом. Закуп сохранял личное имущество и большинство юридических прав, а главное — возвращал себе полную свободу, расплатившись с кредитором. При этом до выплаты долга закуп обязан был работать на хозяина, терпеть побои «про дело». В случае попытки бегства пойманный закуп превращался в холопа. «Устав Владимира Всеволодовича» (1113 ᴦ.) позволял закупам «искать кун» (устраиваться на работу) в другом хозяйстве, чтобы вернуть купу.Категорией, близкой к закупам, были рядовичи. Так называли людей, заключивших с господином многолетний договор («ряд»), в соответствии с которым они теряли большую часть прав, но приобретали покровительство влиятельного человека. Чаще всего рядовичи служили старостами или надсмотрщиками в господском хозяйстве.Полностью зависимых людей в Древней Руси называли холопами, челядью или робами. «Русская правда» указывает три базовых источника «обельного» (полного) холопства: 1) добровольная самопродажа в рабство; 2) женитьба на робе без особого договора–ряда; 3) найм на работу в должности огнищанина или тиуна без особого договора–ряда. Обельные холопы считались собственностью господина и не имели никаких прав.
shpora.org