Картины Рубенса с названиями. Питер Пауль Рубенс: самые известные работы
Питер Пауль Рубенс по праву считается одним из величайших фламандских художников 17 века. Его картины хранятся в лучших галереях мира, а многие работы живописца визуально известны даже тем, кто никогда не слышал его имени. Самые известные картины Рубенса с названиями и описанием представлены далее в этой статье.
Краткая биография художника
Питер Пауль Рубенс родился 28 июня 1577 года в Зигене (Германия), в состоятельной и знаменитой семье ремесленников и торговцев. Когда будущему художнику было 8 лет, семья Рубенс переехала в Кельн (Германия), где юноша обучался гуманитарным наукам сначала в иезуитской школе, а затем в богатой светской, изучал греческий язык и проявлял способности феноменальной памяти. В 13 лет, благодаря семейным связям, Питер Пауль был устроен на должность пажа к бельгийской графине де Лален. Но быть придворным юноша не хотел, и уже через год начал обучаться живописи. Его первым известным наставником стал художник Отто ван Веен.
В начале 1600-х годов начинающий художник совершил путешествие по Италии и Испании, где очень сильно был вдохновлен школой старых мастеров. Картины Рубенса с названиями «Автопортрет в кругу веронских друзей», «Положение во гроб», «Геркулес и Омфала», «Гераклит и Демокрит» были написаны именно в этот период. Им было выполнено множество копий с известных картин итальянских и испанских художников, например Рафаэля и Тициана.
После путешествия, которое длилось более 8 лет, Питер Пауль Рубенс приехал в бельгийский город Антверпен, а уже в 1610 году, в Брюсселе, получил звание придворного живописца от герцога Альбрехта. Множество картин Рубенса с названиями, содержащими имена самого герцога и его жены Изабеллы Клары Евгении, появились в тот период, так как правящая чета не хотели расставаться с художником — их влияние очень поспособствовало творческому успеху и признанию Рубенса. Но он все-таки не захотел оставаться в Брюсселе, вернулся в Антверпен и женился на Изабелле Брант, которая стала его любимой моделью и матерью троих детей. В 1611 году художник приобрел для себя и семьи огромный дом-мастерскую, и с этого момента начался особенно плодотворный период его творчества. Ничто не стесняло художника — он был обеспечен деньгами и временем, а также получил достаточно навыков для свободного творчества.
За все время художественной работы Питер Пауль Рубенс написал более 3000 картин, многие из них оказали влияние на творчество последующих поколений художников. Он не был новатором, но отточил классический фламандский стиль до невероятного уровня живости и красоты.
В 20-х годах 17 века Рубенс освоил еще и дипломатическую карьеру. Этому поспособствовала плодотворная работа при дворе Марии Медичи. Теперь художник регулярно посещал Англию и Францию по политическим вопросам.
В 1626 году от чумы скончалась 34-летняя жена Рубенса. После этого потрясения он на время оставил живопись и углубился в политическую и дипломатическую деятельность. Теперь его миссии распространились на Данию и Испанию, но сложная политическая обстановка и изгнание Медичи вызывали неприязнь к Рубенсу со стороны других дипломатов, однажды они напрямую заявили, что «не нуждаются в художниках». Он еще пытался завязать политические связи, но окончательно оставил эту сферу в 1635 году.
Но в самый разгар дипломатической деятельности, в 1630 году, художник вновь серьезно взялся за кисти и принял решение снова жениться — избранницей 53-летнего Рубенса стала 16-летняя купеческая дочь Елена Фоурмен. С того момента она стала главной моделью и вдохновительницей художника, он написал с нее множество портретов, а также использовал для изображения мифических и библейских героинь. Елена родила Рубенсу пятерых детей, однако прожить с ней ему довелось всего десять лет. Художник скончался от подагры 30 мая 1640 года.
Автопортреты
Портреты Питера Пауля Рубенса, который он писал сам, превышают количество автопортретов любого из художников до него. Да и после сравниться с ним в этом мог только Рембрандт. Рубенс любил и классические автопортреты, и наделение собственным лицом какого-нибудь героя сюжетной картины. Первой подобной работой стал «Автопортрет в кругу веронских друзей», написанный в 1606 году в Италии. Интересно, что на полотне лицо автора отличается от лиц его друзей — он словно подсвечен невидимым источником и единственный смотрит прямо на зрителя.
А самым знаменитым автопортретом можно считать написанный в 1623 году — практически ни одна биография Рубенса не обходится без данной картины, репродукция которой и представлена выше. Еще один знаменитый портрет — «Четыре философа» 1611 года, о нем более подробно будет рассказано далее. Последним автопортретом художника стала картина, написанная за год до его смерти, в 1639-м. Ее фрагмент представлен в подзаголовке «Краткая биография художника». А вот еще несколько картин, в которых фигурирует портрет автора:
- «Автопортрет с Изабеллой Брант» (1610 год).
- «Автопортрет» (1618-й).
- «Автопортрет с сыном Альбертом» (1620-е).
- «Автопортрет» (1628 год).
- «Сад любви» (1630-й).
- «Автопортрет с Еленой Фоурмен» (1631 год).
- «Рубенс, его жена Елена Фоурмен и их сын» (конец 1630-х).
«Страшный суд»
Под названием «Страшный суд» у Рубенса есть две картины, и обе находятся в мюнхенской галерее «Старая пинакотека». Первая из них, фрагмент которой представлен выше, была написана в 1617 году. Она выполнена маслом на деревянной панели размером 606 на 460 см, поэтому вторую картину, размер которой 183 на 119 см, часто именуют «Малым Страшным судом». Большую часть полотна занимают простые смертные, буквально разбросанные в разные стороны силой снизошедшего к ним Христа. Некоторые из них одеты, некоторые обнажены, но на всех лицах ужас и отчаяние, а кого-то и вовсе утаскивают демонические существа. Бог в виде Иисуса Христа изображен в самом верху картины по центру, от него исходит свет, вместо одежды — ярко-красное полотно, а за его спинами — не то святые, не то умершие, которые уже попали в рай. По бокам от Иисуса выделяются Дева Мария и Моисей со святыми скрижалями в руках.
На второй картине, которую Рубенс написал в 1620 году, можно увидеть будто бы продолжение или вариацию первого полотна. Несмотря на меньший размер, полотно более вытянутое, Бог вновь на самом верху, но теперь появилось и изображение ада. Грешники сыпятся в бездну, где их встречают радостные черти, а ангелы с трубами не позволяют людям забраться наверх, обороняясь от них щитами.
Алтарные триптихи
Для Рубенса алтарные работы стали одним из основных видов художественной деятельности в период с 1610 по 1620-й. Алтарными они называются потому, что художник писал их в основном для украшения церкви, а некоторые и вовсе прямо в церкви, чтобы уловить правильно падение света в том месте, где полотно будет находиться. За это время Рубенсом было создано семь картин с распятием, пять — демонстрирующих момент снятия с креста и три с его воздвижением, а также много других изображений Христа, святых и библейских сюжетов. Но самые известные среди них — триптихи, которые находятся в Соборе Антверпенской Богоматери. Триптих «Воздвижение креста Господня», фрагмент которого можно увидеть на главном фото этой статьи, художник создал в 1610 году для алтаря старинной церкви Святого Вольбурга, а на свое сегодняшнее место картины попали в 1816 году. Триптих «Снятие с креста» (можно увидеть выше) создавался уже конкретно для Собора, в котором находится по сей день, с 1612 по 1614 год. Многие называют это монументальное полотно самым лучшим произведением Рубенса, а также одной из лучших картин эпохи барокко вообще.
«Союз земли и воды»
Картина Рубенса «Союз Земли и Воды», написанная в 1618 году, находится в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург). Полотно, изображающее богиню Земли Кибелу, морских богов Нептуна и Тритона, а также богиню Викторию, обладает сразу несколькими смыслами. Нептун и Кибела заключают союз, нежно держась за руки и глядя друг на друга, их венчает Виктория, а сын Нептуна Тритон, поднявшись из морской глубины, трубит в раковину. В первую очередь сюжет олицетворяет божественную связь женского и мужского начал, так как для художника полная обнаженная женщина всегда была символом земного, плодородного, естественного. Но лично для Рубенса «Союз Земли и Воды» был еще и намеком на трудное положение фламандцев, лишенных выхода к морю в период голландской блокады. Самым же простым толкованием можно считать мифологическое единение двух стихий, ведущее к мировой гармонии. Так как полотно, находясь в Эрмитаже, считалось достоянием, в 1977 году в СССР были выпущены почтовые марки с этой картиной.
«Три грации»
Еще одна из самых известных картин художника была написана в последний год его жизни — 1639-й. Полотно с изящным названием «Три грации» хранится в испанском Музее Прадо. На ней в излюбленной манере художника в неких райских кущах изображены три обнаженные полные женщины, олицетворяющие древнеримских граций — богинь веселья и радости. В Древней Греции этих богинь звали харитами. Они плавно кружатся в танце, обнявшись и глядя друг на друга, по-видимому, в приятной беседе. Несмотря на одинаковые фигуры, изображение которых у Рубенса всегда включало исключительно плавные, округлые линии без единого угла, он внес различие между женщинами в цвете волос. Светлая блондинка стоит в светлой части пейзажа на фоне неба, шатенка, наоборот, изображена на фоне деревьев, а между ними, на рубеже света и тьмы, гармонично выписалась рыжеволосая богиня.
«Два сатира»
Картина Рубенса «Два сатира» продолжает тему мифологических существ. Она была написана в 1619 году и в настоящее время тоже находится в мюнхенской «Старой пинакотеке». В отличие от большинства монументальных работ художника, это полотно обладает сравнительно небольшим форматом — всего 76 х 66 см. В древнегреческой мифологии сатирами называли спутников Диониса — бога виноделия, жизнерадостных лесных демонов с козлиными ногами и рогами. Известно, что сатирам было не лень делать только две вещи — развратничать с нимфами и пить вино. Рубенс изобразил два противоположных типажа сатиров — тот, который находится на заднем плане, явно больше предпочитает алкоголь. Его сухощавое лицо и стекающие по чарке излишки свидетельствуют об этом. На переднем же плане явно изображен сладострастец — похотливые взгляд и ухмылка буквально пронзают зрителя, а нежно сжимаемая в его руке гроздь винограда заставят смутиться даже самого искушенного зрителя.
«Персей освобождает Андромеду»
Выше можно увидеть фрагменты трех картин. Первая принадлежит кисти Ламберта Сустриса — «Персей освобождает Андромеду». Она была написана в середине 16 века. Именно эта работа вдохновила Рубенса на создание своего первого полотна с таким же названием в 1620 году. Изменив несколько плоскую средневековую манеру Сустриса, художник практически дословно воспроизвел позы героев и общий мифологический сюжет (второй фрагмент). Данная картина хранится в Картинной галерее Берлина.
Спустя два года Рубенс вновь обратился к сюжету о Персее и Андромеде и написал еще одну картину с таким же названием (третий фрагмент). Несмотря на небольшую разницу, здесь уже в большей мере раскрыт характерный стиль художника — богиня победы Ника вновь венчает головы персонажей, а вокруг порхают маленькие амуры. Несмотря на то что Персей — древнегреческий герой, он облачен в костюм римского воина. Как и «Союз Земли и Воды», эта картина принадлежит собранию Государственного Эрмитажа.
«Венера перед зеркалом»
В своей картине 1615 года «Венера перед зеркалом» Рубенс в некоторой мере повторяет сюжет, созданный ранее Тицианом, в котором полуобнаженная Венера смотрится в зеркало, придерживаемое амуром. Однако присутствующая рядом с Венерой Рубенса чернокожая служанка позволяет думать, что его Венера — вовсе не богиня, а земная женщина, склонная к божественному самолюбованию. По своему обычаю, художник вновь изобразил пышнотелую белокожую женщину без одежды, но с золотыми украшениями и тонким, полупрозрачным полотном у ног. Служанка то ли расчесывает, то ли просто перебирает красивые золотые волосы своей госпожи. В настоящее время полотно хранится в венском музее Коллекции Лихтенштейнов.
«Четыре философа»
В картине 1611 года «Четыре философа» Рубенс, помимо себя, изобразил скончавшегося в этом году любимого брата Филипа, ученого философа Юста Липсия и его ученика Яна Воверия. Также на полотно попал Мопс — любимый пес Липсия, преклонивший голову на коленях Воверия. Особой сюжетной подоплеки в картине нет: как и «Автопортрет с веронскими друзьями», написанный по поводу смерти Липсия в 1606 году, картина является посвящением близким людям Рубенса и времени, которое он успел провести рядом с ними. Увидеть полотно можно во флорентийском Палаццо Питти.
«Охота на львов»
С 1610 по 1620 год художник был увлечен написанием охотничьих сюжетов. Достигнув огромного мастерства в изображении человеческого тела, он хотел соединить его с только осваиваемой демонстрацией тел крупных животных. Одно из самых известных полотен на эту тему у Рубенса — «Охота на львов», написанное в 1621 году. Противостояние человеческого оружия и сил диких животных ярко показано в смелом противостоянии двух мускулистых львов семи охотникам, половина из которых атакуют верхом на лошадях. Один из львов готов растерзать поверженного наземь охотника с кинжалом, другой зубами стащил охотника с коня, вцепившись когтями в тело животного. Несмотря на то что этого льва колют сразу тремя копьями, он разозлен и не отступает, и только меч одного из охотников дает надежду победить разъяренного зверя. Один из охотников лежит без сознания с зажатым в руке ножом. Особенно интересным в этой картине является факт совместной охоты восточных и европейских персонажей — это становится ясно из их одежды и вооружения. В настоящее время картина хранится в мюнхенской «Старой Пинакотеке».
Портреты возлюбленных
Довольно большое собрание составляют картины Рубенса с названиями, содержащими имя его первой жены Изабеллы Брант. Как правило, это либо ее личные портреты, либо совместные автопортреты четы. На подборке репродукций выше можно увидеть:
- «Портрет леди Изабеллы Брант» (конец 1620-х).
- «Портрет Изабеллы Брант» (1610 год).
- «Портрет Изабеллы Брант» (1625 год).
- «Автопортрет с Изабеллой Брант» (1610 год).
Последняя картина считается одной из лучших в портретной живописи художника. Он и его молодая супруга изображены невероятно живо, будто на фотографии — сложно поверить, что герои не запечатлены сиюминутно. Одной из самых прекрасных деталей данного полотна можно назвать руки возлюбленных и их нежное соприкосновение, передающее любовь и взаимодействие лучше, чем если бы герои просто смотрели друг на друга. В настоящее время полотно тоже хранится в мюнхенской «Старой Пинакотеке».
Портреты Елены Фоурмен, которые можно увидеть выше, стали основным сюжетом живописи Рубенса в последние годы его жизни. Представлены фрагменты следующих полотен:
- «Елена Фоурмен и Франс Рубенс» (1639 год).
- «Портрет Елены Фоурмен» (1632-й).
- «Шубка» (1638 год).
- «Елена Фоурмен в свадебном платье» (1631-й).
- «Портрет Елены Фоурмен, второй жены художника» (1630 год).
- «Рубенс с женой Еленой Фоурмен и их сыном» (1638-й).
Но самым известным портретом Елены Фоурмен кисти ее мужа считается написанный в 1630-м году, репродукция которого представлена выше. На нем 16-летняя молодая жена изображена в великолепном выездном наряде, красивой бархатной шляпке в голландском стиле и с двумя нежными цветками розы, прижатыми к животу. Считается, что в этот период вторая супруга Рубенса уже была беременна, и именно это олицетворяют цветы у живота. Полотно находится в гаагской Королевской художественной галерее Маурицхейс.
fb.ru
Питер Пауль Рубенс — биография и картины
В блистательной когорте фламандских живописцев Питер Пауль Рубенс занимает главенствующее место. С его творчества начинается необычайный расцвет искусства Нидерландов XVII века, обусловленный возрождением страны после многолетних войн за независимость. Этот расцвет был недолгим, но Рубенс сделал его настоящей эпохой живописи.Питер Пауль Рубенс родился в Германии, в 1577 году, в семье фламандского юриста, по религиозным мотивам покинувшего родной Антверпен. Отец умирает через год после его рождения, а через 10 лет семья возвращается в Антверпен, где у матери есть собственность и скромные средства для жизни. Рубенс начинает пажескую службу в графском доме и скоро проявляет такой горячий интерес к рисованию, что его матери приходится уступить ему, несмотря на собственные планы образования сына. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии.
Рубенс провёл в Италии 8 лет, написав много заказных портретов и проявив свой выдающийся талант, внеся в этот жанр жизнь, экспрессию, колорит. Новшеством была и его манера тщательно прописывать пейзаж и детали фона портрета.
Вернувшись в Антверпен на похороны матери, он остаётся на Родине и принимает предложение стать придворным живописцем эрцгерцога Альберта и инфанты Изабеллы. Он был молод, невероятно талантлив, обладал покоряющим обаянием и настоящей мужской красотой. Его острый ум, блестящая образованность и природный такт делали его неотразимым в любом общении. В 1609 году он женится на дочери статссекретаря Изабелле Брант, по горячей, взаимной любви. Их союз длился до 1626 года, до безвременной смерти Изабеллы, и был полон счастья и гармонии. В этом браке родились трое детей.
В эти годы Рубенс плодотворно работает и его слава крепнет. Он богат и может писать так, как велит ему божественный дар. Биографы и исследователи творчества Рубенса единодушно отмечают его необычайную свободу в живописи. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. Масштабность картин в сочетании с изумительным композиционным мастерством и тонко прописанными деталями создают эффект погружения души в произведение искусства. Все тонкости переживаний, вся гамма человеческих чувств и эмоций были подвластны кисти Рубенса, соединяясь с мощной техникой художника в его творениях, большая часть которых счастливо сохранена до наших дней. Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Не только художники, но и скульпторы, и гравёры обучались у Мастера. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу.
После смерти Изабеллы тяжко страдавший от потери Рубенс даже приостановил свою работу и отдал несколько лет дипломатии. В 1630 году он вновь женился на юной Елене Фоурмен (Фаурмент), дальней родственнице покойной жены. Она подарила ему пятерых детей. Семья живёт за городом, и Рубенс пишет много пейзажей, сельских праздников на лоне природы. Он вновь счастлив и умиротворён. Его зрелое мастерство становится величественным и близким к абсолютному совершенству.
Позже начинают сказываться годы непрерывного труда, Рубенса мучает подагра, руки отказываются подчиняться, болезнь быстро прогрессирует. Но и тогда природный оптимизм и ощущение полноты жизни не покидают его. 30 мая 1640 года в полном блеске славы и в расцвете таланта Питер Пауль Рубенс покидает земной мир. Его похоронили с невиданными почестями, а в знак признания величия его заслуг перед гробом несли золотую корону.
muzei-mira.com
Питер Пауль Рубенс: kolybanov — LiveJournal
ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС
Питер Пауль Рубенс
Питер Пауль Рубенс родился 28 июня 1577 года в Зигене (Вестфалия) в семье юриста. Когда мальчику было одиннадцать лет, его отец умер. Мать переехала с детьми в Антверпен. Будущий художник получил образование в школе иезуитов. Способности к языкам (он говорил на шести языках) позволили ему не только освоить культурное наследие своей эпохи, но и достичь значительных успехов на дипломатическом поприще.
Скульптура Цереры (богини земледелия). 1615г.
В 1600 году художник приехал в Италию; там он изучал античную архитектуру и скульптуру, итальянскую живопись, писал портреты и алтарные образы. В 1603 году итальянский покровитель Рубенса Винченцо Гонзага послал его в Испанию в составе дипломатической миссии.
Художник с женой Изабеллой Брант. 1609г.
В 1608 году Рубенс стал придворным живописцем Изабеллы Австрийской, поселился в Антверпене и в 1609 году женился на аристократке Изабелле Брант. От этого брака родилось трое детей.
Сыновья художника Альберт и Николас. 1624-1625.
Мастерство художника пользовалось все растущим спросом, и он создал большую мастерскую, где работали Антонис ван Дейк, Йорданс и Ф. Снейдерс. Он выполнял эскизы, которые его ученики и помощники переносили на холст, а по окончании работы он слегка подправлял картины.
Венера и Адонис
Картины Рубенса этих лет полны страстной динамики. Среди сюжетов преобладают сцены охоты, битвы, яркие и драматичные евангельские эпизоды и сцены из жизни святых, мифологические композиции. В них Рубенс с удовольствием писал энергичные, мощные тела, так нравившиеся его современникам.
Святое семейство со Святой Елизаветой и Иоанном Крестителем.1614г.
Художник получал заказы и из-за границы – Англии, Франции. Он написал для Марии Медичи цикл аллегорических панно на сюжеты из ее жизни и выполнил картины для гобеленов по заказу Людовика XIII.
Портрет королевы Франции Марии Медичи. 1622г.
С начала 1620-х годов Рубенс вел активную дипломатическую деятельность. В 1628 и 1630 годах Рубенс ездил в Мадрид и Лондон с дипломатическими поручениями и участвовал в заключении мирного договора между Испанией, Англией и Голландией. Вернувшись в Антверпен, Рубенс был встречен с большими почестями; испанский король пожаловал ему титул государственного советника, а английский король — личное дворянство.
Портрет Изабеллы Брант. 1625-1626.
Последние пять лет жизни художник провел в загородном поместье. До последних дней он работал, реализуя в своих полотнах неистощимое воображение и творческую энергию.
Умер Рубенс 30 мая 1640 года.
Картина Питера Пауля Рубенса «Три грации».1639г. Музей Прадо. Мадрид.
Грации Рубенса могут послужить примером того, как излишний вес не может помешать веселёму нраву. Художник изображал пышных, полнотелых моделей не только потому, что они лучше отражали идеалы его времени, а еще потому, что тело с роскошной плотью, с его складками, выпуклостями и изгибами ему было писать куда интереснее. Женщины у Рубенса, как говорили, кажутся «созданными из молока и крови». Картина «Три грации» написана за год до смерти художника и представляет нам идеал рубенсовской женской красоты.
Святое семейство со святой Анной
Детская головка (Портрет Клары Серены Рубенс). 1618г.
Святое семейство и Cв. Елизавета
Мальчик с птичкой
Святая Сесилия. 1639-1640
Елена Фоурмент с детьми Клер-Жанной и Франсуа. 1636-1637
Портрет Елены Фоурмен с ее первенцем Франсом. 1635г.
Соломенная шляпка.1633г.
Портрет Гаспара Скопинса.1604-1605
Инфанта Изабелла, правительница Нидерландов. 1625г.
Карл V Габсбург, император Священной Римской империи. 1604г.
Анна Австрийская
Франсиско Гомес де Сандоваль-и-Рохас, пятый маркиз Денья, герцог Лерма, доверенное лицо Филиппа III.
Портрет Изабеллы Брант. 1626г.
Портрет Амброджо Спинола.1625г.
Портрет Елены Фоурмен в свадебном одеянии. 1631г.
Женский портрет
Венера перед зеркалом.1615г.
Венерa и Купидон
Адам и Ева
Благо вестие.1609-1610
Похищение Ганимеда
http://kolybanov.livejournal.com/3091003.html (Опросы по ВТО в ЖЖ)kolybanov.livejournal.com
Питер Пауль Рубенс: биография и лучшие работы
Он не стеснялся «торжества плоти», пышных форм, которые украсили его бессмертные полотна. Он изображал мифологических персонажей ярко, сочно, игриво, они были у него почти земными существами, радующимися жизни. Его работы украшают наш Эрмитаж, легендарный Лувр, мюнхенскую «Старую пинакотеку».
Биография Питера Пауля Рубенса
Итальянское ученичество
Питер Пауль Рубенс, фламандец, появившийся на свет в Германии (именно там был вынужден скрываться «опальный» отец будущего живописца Ян), сумел вернуться на родину предков лишь в 1587 году (в десятилетнем возрасте). Ян Рубенс умер на чужбине, Мария приехала в Антверпен, уже будучи вдовой с детьми.
Первые уроки рисования Питер взял у голландских живописцев, известных лишь тем, что именно у них учился азам великий художник. А вот углубленное изучение основ мастерства проходило у Рубенса уже в Италии, где процветало Высокое Возрождение. Он жил в этой солнечной стране целых 8 лет, начиная с 1600-го. Подвизался в качестве придворного художника у герцога Гонзаго. А сам впитывал и роскошь итальянских пейзажей, и гениальные приемы гениев Ренессанса.
В Риме Питер Пауль приходит в восторг от творений Рафаэля, да Винчи и Микеланджело, в Венеции создает копии с картин прославленных Веронезе и Тициана. Кроме того он выполняет дипломатические поручения своего покровителя (тот тогда был герцогом Мантуи).
Покровительство инфанты
Таким образом, возвращается в родные края уже не зеленый юнец, а состоявшийся художник. Его обласкали инфанта Изабелла (правящая тогда во Фландрии) и ее супруг Альберт. Это был период перемирия между могущественной Испанией и Голландией, так что Фландрия оправлялась от кровопролитных сражений. А испанка Изабелла была неплохой наместницей, понимала, в чем ее цели, благоволила представителям искусства, а фаворитом среди них стал Рубенс.
Работы того периода касаются, в основном, религиозных тем. Много создано живописцем и портретов особ королевских кровей.
Интересно, что персонажи мифологии становились на полотнах фламандца пышущими здоровьем красивыми и жизнерадостными людьми. Католицизм не приветствовал такие приемы, но покровительство сильных мира сего помогало Рубенсу избегать трений с церковью.
Лучшие работы Питера Пауля Рубенса
Эротизмом проникнуты работы «Вакханалия» и «Похищение дочерей Левкиппа».
Очень известна у нас картина «Союз Земли и Воды», растиражированная множеством репродукций и копий (подлинник хранится в питерском Эрмитаже).
Динамичны и весьма красочны «Битва Амазонок» и «Возвращение Дианы с охоты».
В знаменитейшем музее Санкт-Петербурга находится и считающееся вершиной творчества Питера Пауля Рубенса (если брать именно античную тематику) полотно «Персей и Андромеда». Великолепное произведение искусства!
Творческий размах живописца и его трудолюбие поражало современников. Он трудился над портретами и сценами охоты с той же легкостью, с которой пишет картины на религиозные темы или пейзажи. Он воспитал целую плеяду учеников в собственной мастерской — они помогали ему в работе, участвуя в наиболее крупных заказах.
Таким, например, стала серия панно для королевы Франции Марии Медичи. 21 предварительно обговоренная с высокородной заказчицей сцена должна была украсить Люксембургский дворец. Аллегории и античные боги удачно сочетаются в этих работах с современными художнику костюмами и антуражем.
В тех же 20-х годах XVII столетия рождаются известные портреты, в том числе, хранящаяся в Эрмитаже «Камеристка инфанты Изабеллы».
Образ умершей жены запечатлен им в «Автопортрете с Изабеллой Брант». В 1626-м, когда она скончалась, казалось, мир рухнул для мастера и двух его детей. Он покинул Антверпен и занялся секретными дипломатическими миссиями для инфанты. Но не смог без творчества и последнее десятилетие жизни вновь посвятил только ему.
Возвращение к жизни
Сельские идиллии Рубенс изобразил в «Крестьянском танце», «Кермессе», «Пейзаже с радугой» и «Возвращении жнецов».
Кто-то скажет, что эти работы напоминают шедевры Питера Брейгеля. Но автор и сам не возражал бы против такого сравнения: он никогда не стеснялся брать на вооружение лучшие приемы своих коллег.
Он вторично женился на дочери друга, Елене Фурман, девушкой много младше художника (на момент заключения брака той было всего 16). Она стала для него моделью и музой.
Ее черты мы видим в «Вирсавии» и «Андромеде», поздних шедеврах фламандца.
Елена улыбается нам с полотна «Шубка», она является и одной из «Трех граций».
Подагра мешала Рубенсу творить, она грызла его все больше и больше. В возрасте 62-х лет гения не стало. Его похоронили почти с королевскими почестями.
fancy-journal.com
Рубенс, Петер Пауль (1577 — 1640). Картины художников — Журнал по дизайну и культуре
“Слава этому Гомеру живописи….” Э. Делакруа
Рубенс П. (1577—1640). Автопортрет
Много ли найдется художников, которые находясь на вершине славы стали бы изучать и копировать произведения других живописцев? Таким был великий фламандский живописец XVII века Петер Пауль Рубенс. Его творчество стало связующим звеном двух художественных культур — возрождения и барокко. Несмотря на то, что, наделенным могучей фантазией, Рубенс был выдающимся колористом, рисовальщиком и творцом уникальных композиций, он неустанно стремился совершенствовать свое мастерство. Все это, в сочетании с исключительным трудолюбием, позволило ему обрести абсолютную свободу и виртуозность кисти. Рубенс создал множество произведений, из которых почти половина – большие монументальные полотна. Художник в был разносторонне образованным человеком. Он обладал обширными познаниями в науках, свободно владел несколькими языками, интересовался литературой и философией, превосходно знал античную историю, мифологию, литературу и искусство.
Рубенс родился в маленьком немецком городке Зигене в 1577 году в семье потомственных жителей Антверпена. В годы Нидерландской революции его отец, Ян Рубенс, вынужден был бежать из родного города, спасаясь от преследования испанских властей. В изгнании семья бедствовала. Возвратиться в Антверпен стало возможным лишь после смерти отца. Ян Рубенс был юристом. По всей видимости, именно он привил сыну интерес к учению, и дал первоначальные знания в области латыни и истории.
Четыре Философа. Рубенс.П. 1611 г. Дерево, масло. Флоренция.
В 1589 году Рубенса отдали в латинскую школу, где он проучился около двух лет.
Его мать, Мария Пейпелинкс, указывала в своем завещании, что Петер Пауль и его старший брат Филипп еще подростками ушли из дома и стали сами зарабатывать на жизнь. Рисовать Рубенс начал еще в раннем детстве, живописи обучался в мастерских известных художников Антверпена. Сейчас известно несколько десятков рисунков молодого Рубенса с фигур и композиций немецких мастеров XVI века. Этот прием изучения человеческой фигуры в движении путем перерисовки он сохранял довольно долгое время.
В 1598 году Рубенс вступил в гильдию св. Луки — объединение антверпенских живописцев, получив, таким образом, право работать самостоятельно. Однако, заказов в Антверпене было мало. Уже три десятилетия шла война с Испанией, стремившейся вернуть северные провинции Нидерландов, объявившие себя «Свободной, независимой республикой Голландией». Южные нидерландские провинции (иначе называемые Фландрией) во главе с Антверпеном оказались под властью Испанской монархии. Многие жители покидали разоренную войной страну.
Поклонение волхвов. Рубенс.П. 1634 г. Холст, масло. Кембридж
Весной 1600 года Рубенс отбыл в Италию, где провел восемь лет.
Его талант был сразу же замечен. Мантуанский герцог Винченцо Гонзага сделал его своим придворным живописцем. Художник объездил много городов, стремясь увидеть произведения Леонардо да Винчи, Микеланджело, Корреджо, Мантеньи, Тициана, Веронезе, Тинторетто. Во Флоренции в церкви Сан Лоренцо его внимание привлекла капелла Медичи со статуями Микеланджело, обладавшими исключительной пластической свободой. Художник сделал рисунки с различных ракурсов с аллегорической статуи «Ночь», стремясь научиться свободному выявлению выразительности и красоты человеческого тела. Благодаря рисунку Рубенса сейчас можно представить себе исчезнувшую композицию Леонардо «Битва при Ангиари». Сложное сплетение фигур, высокое напряжение действия и человеческих чувств, переданные Леонардо, оказались близкими поискам самого Рубенса. Спустя десять лет он напишет картину «Битву греков с амазонками», где постарается достичь выразительности картины Леонардо в сложной многофигурной композиции.
Портрет герцога Букингемского. Рубенс П. 1625 г.
Предметом серьезного изучения Рубенса было античное искусство.
Он писал: «Я глубоко преклоняюсь перед величием античного искусства, по следам которого я пытался следовать, но сравниться с которым я не смел и помыслить». Работая с античными памятниками, Рубенс ставил перед собой различные задачи. Прежде всего, следовало проникнуться духом античности, его эстетикой и техническом совершенством. Известно, что художник зарисовывал сцены с арки Константина, колонны Траяна, стремясь к точной передаче осанки, выразительности жеста и поведения римлян. В статуях и рельефах древних Рубенс стремился открыть не только технику построения фигуры, но и сам пульс давно ушедшей жизни. Античное искусство помогало найти должную меру между жизненным и идеальным началом. Перенося в картину изображение живой модели, художник освобождал ее от всего случайного.
Пейзаж с радугой. Рубенс.П. 1636 – 1638 гг. Дерево, масло. Мюнхен
Рисуя, Рубенс применял различные техники.
Набросок композиции художник делал пером, бистром. Он любил рисовать углем с подсветкой сангиной, мелом и белилами. Созданию картины художником, обычно, предшествовало сочинение композиции: в начале — в рисунке пером, или в более поздний период — кистью на загрунтованной доске. Затем, художник исправлял и завершал основное распределение масс и цветов в эскизе. В переводе эскиза в большой живописный формат Рубенсу помогали ученики. Также, Рубенс выполнял этюды голов, фигур, которые затем также переносились на большой холст. В конце работы, он проходил своей кистью всю поверхность картины, подправляя то, что было сделано учениками, а иногда и перерабатывал заново. Писал мастер, обычно, как и предшествующие ему нидерландские живописцы, на покрытой светлым грунтом доске, накладывая тонкие, прозрачные лессировочные слои красок. Мастерская появилась у Рубенса уже по возвращении в Антверпен. Без нее было бы невозможно создание таких живописных циклов, как:
- декоративное оформление тридцатью девятью картинами церкви св. Карла Борромея в Антверпене;
- серия «Жизнь Марии Медичи», состоящая из двадцати четырех монументальных полотен.
Благовещение. Рубенс П.
Рубенс был прирожденным художником – монументалистом.
Но, технике фрески он предпочитал масляную живопись. В ней художник достиг виртуозной манеры письма как в исключительном фактурном разнообразии, так и в умении придать картине праздничный декоративный характер. Быстрота работы мастера поражала современников. Известно, что знаменитую картину «Поклонение волхвов» (Антверпен, музей) высотой в пять метров он написал в 1624 году за одиннадцать дней. Создавая большие декоративные полотна, Рубенс рассчитывал тот эффект, который они будут производить в определенном архитектурном ансамбле. Большое значение он придавал архитектурному обрамлению своих произведений.
Мужской портрет. Рубенс П.
Рубенс был универсально одаренным человеком.
Велико разнообразие тем, сюжетов и жанров картин художника: от парадного портрета — до лирического пейзажа. Их отличает широта восприятия жизни, мира и человека, верой в духовные и физические возможности которого проникнуто его искусство. В работах мастера нашли отражение пейзажи Фландрии и бытовой жанр, что дает основания считать его также и национальным художником.
Соломенная шляпка. Портрет Сусанны Фоурмен. Рубенс П. Масло. 1625 г.
Знаток искусства XVII века Роже де Пиль дал такое описание художника: «Он привлекал всех достоинствами, которые приобрел сам, и прекрасными качествами, дарованными природой. Он был высокого роста и обладал величественной осанкой, черты лица имел правильные, щеки румяные, волосы русые, глаза его блестели, но не слишком ярко; он казался жизнерадостным, мягким и вежливым. Он отличался приветливым обхождением, ровным нравом, легкостью в разговоре, живым и проницательным умом; говорил размеренно, очень приятным голосом Все это придавало его словам естественную красноречивость и убедительность. Он мог без труда разговаривать, занимаясь живописью; не прерывая работы, непринужденно беседовал с теми, кто приходил его навестить.
Сельский танец. Рубенс П.
Иногда, Рубенс выполнял функции дипломата, отправляясь с поручениями в Испанию и Англию.
В каждой из этих стран, его авторитет был весьма высок. Несмотря на постоянную занятость, художник жил очень размеренно. Как правило, он вставал в четыре часа утра и обязательно начинал день с прослушивания мессы. Затем, он принимался за работу, имея всегда при себе наемного чтеца, читавшего ему вслух какого-либо античного автора. Рубенс любил свой труд, и старался жить так, чтобы работа была в радость. В пять часов вечера, он садился на коня и отправлялся на прогулку за город, или на городские укрепления, давая себе отдых. По возвращении, он часто находил у себя дома нескольких друзей, пришедших отужинать с ним вместе, дополняя, тем самым, застольные удовольствия. Рубенс избегал излишеств в вине, пище, и игре. Он находил удовольствие в поездках на испанском коне, чтении, а также – изучении медалей и резных камней (агатов и сердоликов) прекрасным собранием которых располагал.
Мадонна в цветочном венке. Рубенс П. 1620 г.
Рубенс редко посещал друзей, но принимал посетителей так любезно, что все любители изящного, ученые и просто иностранцы любого звания, приезжавшие в Антверпен, считали своим долгом выразить почтение, придя к нему в дом, а также – ознакомиться с его художественной коллекцией, одной из лучших в Европе. Художник никогда не отказывал живописцам, если те просили его прийти взглянуть на их работы. Он всегда доброжелательно высказывал им свое мнение, а иногда даже брал на себя труд подправить их картины. Рубенс не осуждал чужих произведений и находил «нечто хорошее в любой манере». Художник скончался в 1640 году. Он оставил большую школу учеников и последователей во Фландрии, и, в том числе, таких мастеров живописи, как А.Ван-Дейк, Ф.Снейдерс и Я.Йорданс.
При подготовке публикации были использованы материалы статьи
«Рубенс» Т.Седовой, М.1980 г.
www.5arts.info
Питер Пауль Рубенс в Эрмитаже
Срочно ведите сюда детей. Пока всепобеждающее чиновничье мракобесие не добралось до этого зала и не написало на нем 18+.
Питер Пауль Ру́бенс — фламандский живописец живший с 1577 по 1640 гг. Он считается ярчайшим представителем барокко в живописи. Характерной особенностью его картин являются так называемые «рубенсовские» женщины — женщины, пышущие здоровьем и имеющие весьма характерные формы. В Эрмитаже имеется прекрасная коллекция картин и портретов Рубенса.
Однако многие искусствоведы видят в этой картине не просто портрет неизвестной камеристки. Историки выдвигают следующую версию написания портрета. В 1623 году умерла дочь Рубенса Клара Сирена. Есть предположение, что на самом деле это посмертный образ его дочери, только в зрелом возрасте.
То что на картине изображен неживой человек, говорит также тот факт, что зрачки расположены не по центру радужной оболочки. Вряд ли Рубенс не знал о том, что живого человека так изображать нельзя.
В отличие от своих современников Веласкеса, Вермеера или Рембрандта, Рубенс не считался мастером психологического портрета. Именно по этой причине кое-кто сомневался в авторстве Рубенса, уж слишком хорош портрет.
Сюжет полотна взят из истории Древнего Рима. Здесь изображен ключевой момент в истории Рима — переход от царской формы правления к республике. Секст Тарквиний, сын царя возжелал жену римского патриция Лукрецию, пробрался к ней в дом и изнасиловал.
Лукреция не смогла вынести позора, рассказала все мужу и заколола себя на его глазах. Жители Рима были так возмущены этим, что свергли царей и установили республику.
Картина не принадлежит Эрмитажу. Она была вывезена из Германии после войны и на какое то время о ней никто не слышал. Однако в 2003 году ее купил один коллекционер. Поскольку картина нуждалась в реставрации коллекционер обратился в Эрмитаж. Картину восстановили и теперь она выставлена в Эрмитаже.
Венера и Адонис.
Отцелюбие римлянки
В основу этой картины также положена римская легенда, рассказанная римским писателем Валерием Максимом в 1 в. н. э. Некий пожилой человек, Кимоне, находился в тюрьме. Его приговорили к голодной смерти. Тюремщик разрешил Перо, дочери Кимона, навещать его. Не в силах видеть как умирает ее отец, дочь решила кормить его грудью (недавно она родила ребенка).
Поскольку Кимон не умирал, тюремщики проследили за дочерью. Поступок Перо грозил ей смертной казнью. Однако любовь к отцу взяла верх над страхом смерти. В итоге судьи сжалились: Кимона отпустили, а Перо не наказали.
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-40617/
Союз земли и воды
Союз земли и водыНа картине изображена аллегория союза Земли, которую олицетворяет богиня Кибела и Воды, в виде морского бога Нептуна, полного энергии и силы. Над ними с крыльями — Виктория, она возлагает золотую корону на голову богини. Современники Рубенса считали, что художник изобразил на этом полотне союз города Антверпена с рекой Шельдой, то есть союз торговли и морских дорог — залог и символ процветания Фландрии.
Вакх
Эта картина произвела на меня наверное самое большое впечатление в детстве. Я долго не могла понять — кто же здесь изображен мужчина или женщина? По — моему это лучшая агитка для антиалкогольной компании.
Интересные места Петербурга
yourwo.com
Биография — Рубенс Питер Пауль
- Просмотров: 46955
Рубенс Питер Пауль, фламандский живописец
Рубенс Питер Пауль, точнее Рюбенс (Rubens) (1577-1640), фламандский живописец. Глава фламандской школы живописи эпохи барокко. Родился в семье юриста. В 1589 переселился в Антверпен, где получил разностороннее гуманитарное образование. Рано обратившись к живописи, учился у Т. Верхахта (1591), А. ван Норта (около 1591-94), О. Вениуса (ван Вена; около 1594-98). В 1600-08 жил в Италии (Риме, Мантуе, Генуе), где изучал произведения Микеланджело, венецианских живописцев, братьев Карраччи, Караваджо. Вернувшись в Антверпен, занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии Изабеллы Австрийской.
Уже в первых произведениях Рубенса, выполненных после возвращения на родину, проявилось стремление переработать впечатления от работ итальянских мастеров в духе национальных художественных традиций. Созданные Рубенсом в начале 1610-х гг. монументальные религиозные композиции, идущие стилистически в русле барокко («Водружение креста», около 1610-11, и «Снятие со креста», около 1611-14, — обе в соборе Онзеливе-Врауэкерк, Антверпен), отмечены театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами. Вместе с тем в них пробиваются (главным образом в трактовке отдельных образов) черты полнокровного, жизнеутверждающего реализма, характерного для последующего творчества художника. В начале творчества Рубенс выполнил ряд парадных портретов в духе старых нидерландских реалистических традиций («Автопортрет с Изабеллой Брант», 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика моделей и нарядных деталей одежды, изысканным сдержанным колоритом. Середина 1610-х гг. отмечена обращением Рубенса к классическим мотивам и традициям, поисками пластически совершенного воссоздания человеческой фигуры, ясности и монументальной цельности композиции. В 1612-20 складывается зрелый стиль художника. Обращаясь к темам античной и христианской мифологии, он трактовал их с исключительной смелостью и свободой. Фигуры людей, античных божеств, мифологических персонажей и животных, изображённые на фоне цветущей природы или величественной фантастической архитектуры, часто сплетаются в картинах в сложные композиции, то гармонически уравновешенные, то пронизанные буйной динамикой и страстным «языческим» жизнелюбием. В них как бы возрождается вновь бунтарский демократический, свободолюбивый дух искусства эпохи Нидерландской буржуазной революции XVI в.
Рубенс вводил в свои картины национальные и простонародные типы и как бы вразрез с религиозными представлениями эпохи любовно воссоздавал красоту обнажённого полнокровного человеческого тела, воспевая чувственную полноту и радость земного бытия («Союз Земли и Воды», около 1618, «Персей и Андромеда», начало 1620-х гг., — обе в ГЭ; «Похищение дочерей Левкиппа», около 1619-20, Старая пинакотека, Мюнхен). Картины этого времени отличаются многообразием композиции, гибким линейным ритмом, свежестью светлого, сверкающего колорита. Постепенно отказываясь от применения локальных цветов, Рубенс достигал исключительного мастерства в передаче тончайших градаций света и цвета, воздушных рефлексов. Тёплые и свежие тона его картин мягко перетекают один в другой, телесно-розовые, жемчужно-серые, красно- коричневые и мягкие зелёные оттенки сливаются в ликующую, праздничную и гармоничную красочную гамму. К 1615-20 Рубенс получил широкое признание и известность. Обширная мастерская художника (в которой работали и крупные живописцы — А. ван Дейк, Я. Иорданс, Ф. Снейдерс) выполняла по заказам европейской знати многочисленные монументально- декоративные композиции.
В цикле картин для французской королевы Марии Медичи («История Марии Медичи», около 1622-25, Лувр), отличающемся декоративным блеском живописи, Рубенс сочетал мифологические фигуры и иносказание с реалистическими элементами, что явилось новым словом в развитии исторической живописи. Он выполнил большое число парадных аристократических портретов, воссоздавая с исключительным мастерством и чувственной убедительностью физический облик и особенности характера модели (портреты Марии Медичи, около 1622-25, Прадо, и графа Т. Эренделя с семьёй, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Особой виртуозностью и лиризмом отличаются исполненные Рубенсом интимные портреты, в том числе «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» (около 1625, ГЭ), в котором с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов художник воссоздаёт поэтическое обаяние и трепетную жизненность юной модели (влажный блеск глаз, тончайшие нюансы фактуры и цвета кожи и т. п.). Около 1611-18 Рубенс выступил и в качестве архитектора (отмеченный барочной пышностью и роскошью собственный дом художника в Антверпене). Существенное место в творчестве Рубенса занимает пейзаж. Используя приёмы «идеального» европейского пейзажа, он перерабатывал их в духе традиций национальной пейзажной школы. Свои пейзажи с гнущимися на ветру могучими деревьями, вздымающимися холмами, рощами и долинами, стремительно несущимися облаками он населял мирно пасущимися стадами, идущими, едущими на повозках или беседующими поселянами.
Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или поэзии сельского бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью мягких приглушённых красок, они воспринимаются как обобщённый опоэтизированный образ фламандской природы («Возчики камней», около 1620, «Пейзаж с радугой», около 1632-35, — оба в ГЭ). В 1626, потеряв свою первую жену Изабеллу Брант, Рубенс на время оставил живопись и занялся дипломатической деятельностью; посетил Англию и Испанию, где вновь знакомился с произведениями Тициана, работами испанских мастеров. В 1630-х гг. начался новый период творчества художника: Рубенс подолгу работал в приобретённом им замке Стен в Элевейте (Брабант).
Тонкая жизненность и поэтическая одухотворённость, эмоциональный колорит свойственны многочисленным портретам второй жены художника — Елены Фаурмент («Шубка», около 1638-40, Музей истории искусств, Вена), иногда изображённой в виде мифологических персонажей («Вирсавия», около 1635, Картинная галерея, Дрезден). Тематика произведений этого времени многообразна. Наряду с поэтическими пейзажами («Пейзаж с заходом солнца», 1635-40, «Пейзаж с замком Стен», около 1636, — оба в Национальной галерее, Лондон) он писал сцены деревенских празднеств, исполненные грубоватой правды и бурной захватывающей жизнерадостности («Кермесса», около 1635-36, Лувр), вызывающие в памяти аналогичные композиции П. Брейгеля Старшего. Богатство декоративной фантазии, исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом в ознаменование въезда в Антверпен нового правителя Фландрии Фердинанда (1634-35, ГЭ, ГМИИ). В «стеновский» период живопись Рубенса становится более интимной и задушевной. Колорит его картин утрачивает многоцветность и отличается богатством красочных оттенков, выдержанных в горячей, эмоционально насыщенной красно-коричневой гамме.
Манера письма приобретает исключительную свободу и лёгкость («Елена Фаурмент с детьми», около 1636, Лувр; «Три грации», 1638-40, Прадо; «Вакх», около 1638-40, ГЭ). Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом средств отмечен поздний автопортрет художника (около 1637-40, Музей истории искусств, Вена). Рубенсу принадлежат многочисленные рисунки (зарисовки голов и фигур, изображения животных, эскизы композиций и др.). Являясь преимущественно подготовительным материалом для живописи, они отличаются тонкой наблюдательностью, смелостью и лаконизмом, мягкостью и лёгкостью штриха. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских художников. Его влияние испытали также многие европейские художники XVIII-XIX вв. (А. Ватто, Ж. О. Фрагонар, Э. Делакруа, О. Ренуар и др.).
Лит.: Гершензон Н. М., Рубенс, М.-Л., 1938; В. М. Невежина, Рубенс, [Л.], 1938; Ю. И. Кузнецов, Рисунки Рубенса, М., 1974; В. Н. Лазарев, Рубенс, в его кн.: Старые европейские мастера, М., 1974; П. П. Рубенс. Письма. Документы. Суждения современников, М., 1977; Stechow W., Rubens and the classical tradition, Camb. (Mass.), 1966; White Ch., Rubens and his world, N. Y., [1968]; Furtwдngler F., Vergleichende Studien zur Bildform Rubens, Mьnch., 1979.
Картины: Рубенс, Петер Пауль
www.art-drawing.ru