Картина мира представление о материи по аристотелю: Вопрос 15. Понятие о научных картинах мира.

Вопрос 15. Понятие о научных картинах мира.

Окружающий человека мир находит свое отражение в человеческом сознании и преломляясь закрепляется в знаниях, умениях, навыках, поведении, общении и формировании мировоззрения. В настоящие время общие знания о природе формируются в виде естественно научной картины мира. Для удобства ее называют НКМ. Она включает в себя важнейшие достижения науки, создающие определенное понимание мира и место человека в нем. Новые научные открытия меняют представления об окружающем мире и в соответствии с этим формируется новая картина мира.

НКМ представляет целостную систему об общих свойствах, уровнях и закономерностях природы. Различают общенаучные картины мира, картины мира с точки зрения отдельных наук (например, физическая картина мира, химическая, биологическая, астрономическая и др.) и картины мира с точки зрения каких-то господствующих методов исследования, стилей мышления (например: эволюционистская, информационно-кибернетическая, синергетическая, статистическая и др.

).

В структуре НКМ выделяют 2 направления: понятийное и чувсвенно-образное. Понятийное направление представлено базовыми философскими понятиями, такими как пространство, материя, время, движение, всеобщая связь и взаимообусловленность явлений, а также фундаментальными понятиями отдельных наук, например, поле, вещество, биологический вид, клетка, атом и т.д.

Чувственно-образное направление представлено совокупностью представлений о тех или иных наглядных объектах и их свойствах, создаваемых с помощью моделей, (например, планетарная модель атома, структурный образ Галактики, строение Вселенной).

Таким образом, НКМ — особая форма систематизации знаний и мировоззрений. Она является промежуточным звеном между теорией конкретной науки и философией. НКМ с одной стороны основывается на идеях философии, с другой стороны опирается на эмпирический базис науки. Таким образом, НКМ – это особая форма систематизации знаний. Она выполняет функции связующего звена между философией и отдельными науками или специальными научными теориями, т.

е. представляет собой результат образно-философского представления наиболее фундаментальных естественнонаучных законов и принципов. НКМ рассматривает природу как единый многогранный объект. Следовательно, НКМ — системное знание о главных объектах мира и о связях между ними.

Первую действительно универсальную картину Мира создал в IV в. до н.э. величайший древнегреческий философ Аристотель (384- 322 гг. до н.э.). В ней были объединены, систематизированы и логически развиты все накопленные веками знания о Природе. Это было учение о структуре, движении и свойствах всего, что входит в понятие » природа» (греч. physike; отсюда — физика). Свою физико-космологическую картину Мира Аристотель описал в трактате «О небе».

Под Вселенной Аристотель понимал всю существующую материю и все пространство. Пространство — то, что было (или могло быть) заполнено материей. Поэтому пространство и материя неразрывно связаны. Вся Вселенная представлялась конечной и ограничивалась сферой, за пределами которой не могло быть ничего материального, а значит, не могло быть и пространства. За пределами материальной Вселенной не существовало и времени, которое Аристотель просто и четко определил как меру движения и связал с материей, пояснив, что » нет движения без тела физического». Таким образом, в картине Мира Аристотеля была высказана (по-видимому, впервые) идея взаимосвязанности материи, пространства и времени. За пределами Вселенной, где уже нет ни материи, ни пространства, ни времени, помещается нематериальный (духовный) Божественный Мир.

В такой конечной шарообразной Вселенной обязательно должен существовать центр — точка, равноудаленная от периферии. Что же помещается в центре Вселенной — Земля или Солнце? Аристотель рассматривает обе эти возможности. Он рассуждает так. Допустим, что Солнце в центре Мира, а Земля обращается вокруг него. Измерим сегодня, когда Земля в точке 1, угловое расстояние между двумя звездами на небе. Этот угол есть α

1. Через полгода Земля переместится в противоположную от Солнца точку 2. Расстояние до выбранной пары звезд увеличится, значит, угол должен уменьшиться: α2α1.

Аристотель спрашивает: «Кто-нибудь наблюдал систематическое изменение угловых расстояний между звездами?»- И сам отвечает: «Никто и никогда!» Вывод — неверен исходный постулат: в центре Мира не Солнце, а Земля. Рассуждения Аристотеля кажутся безупречными. Действительно, никто, ни во времена Аристотеля, ни много веков спустя, не мог заметить изменений взаимного положения звезд на небе. Эти изменения столь малы (углы α

1 и α2 различаются менее чем на одну угловую секунду), что их обнаружили лишь через 22 столетия после Аристотеля — в ХIХ в. (см.- о годичном параллаксе). Причина малости этой величины в том, что на самом деле расстояние до звезд (даже ближайших) в сотни тысяч раз больше размеров земной орбиты. В схеме Аристотеля слишком сильно не соблюдены масштабы.

Итак, в центре космологической модели Аристотеля находится Земля и связанный с ней материальный мир, состоящий из уже известных четырех стихий; в небе движутся небесные тела — Луна, Солнце и планеты, каждое из которых расположено на своей сфере. Материальная Вселенная Аристотеля замыкается сферой звезд. Аристотель делит материальный Мир на два принципиально разных мира: мир подлунный (все, что ниже Луны) и мир надлунный — Луна и выше. Эти миры различаются во многих отношениях. Они материальные, но «сделаны» из разной материи: подлунный мир состоит из «земных» стихий, а надлунный — из небесной стихии — эфира. Эти миры различаются не только по составу. Ими управляют разные законы. Движения тел в подлунном мире прямолинейные, они имеют конец и начало. В то же время небесные тела безостановочно движутся по кругу в течение всей истории их наблюдения человеком. Исходя из этого Аристотель, вслед за Платоном, заключил, что для небесных тел, которые не обладают ни легкостью, ни тяжестью, естественным движением является именно круговое, вечное, к тому же равномерное движение.

Фактически Аристотель создал нечто большее, чем космологическую модель, он создал всеохватывающее учение, картину Мира. В истории науки выделяют три основных вехи такого масштаба: картину Мира Аристотеля, картину Мира Ньютона и картину Мира Эйнштейна.

Интересно проследить, как с развитием науки меняются взгляды на одни и те же явления. Одно из основных положений картины Мира Ньютона утверждает полную эквивалентность земного и небесного — как в отношении свойств материи, из которой они состоят, так и в отношении физических законов, которые ими управляют. Принцип инерции, сформулированный учеником Галилея Торричелли, гласит, что тело, на которое не действуют силы, должно покоиться либо двигаться прямолинейно и равномерно. Ньютон постулировал существование специальной силы- силы тяготения, действующей между всеми массивными телами (закон всемирного тяготения). Соединение принципа инерции с постулатом существования силы тяготения позволило объяснить, почему траектории движения Луны вокруг Земли, Земли и других планет вокруг Солнца близки к круговым.

В теории Эйнштейна нет силы тяготения. В ней считается, что массивное тело (например, Земля) искривляет пространство вокруг себя. Космическое тело меньшей массы (например, Луна) движется по кратчайшей линии в искривленном пространстве — по так называемой геодезической линии.

В результате круговое движение небесного тела в пространстве, искривленном присутствием большой массы, снова оказывается инерциальным, или, выражаясь языком Платона и Аристотеля, естественным.

Для современников Аристотеля его картина Мира была исключительной по полноте, логичности и увязанности с практическим опытом. Все дальнейшее развитие науки, как в Древней Греции и Риме, так и в средневековой Европе вплоть до эпохи Коперника, Галилея и Ньютона, осуществлялось в рамках учения Аристотеля.

Когда после Аристотеля (примерно столетие спустя) появилась революционная идея подлинного гелиоцентризма, высказанная Аристархом Самосским, эта идея была встречена крайне враждебно не только по религиозным соображениям, но и как противоречащая «здравому смыслу».

Схема 18. Протонаучная картина мира. (VI в. до н.э.- XVIв.)

Случайная страница

О проекте

Прислать материал

Контакты


Дата добавления: 2014-10-02 | Просмотров: 1374


Схема 17. Основные сегменты сферы Мира (Универсума). Развитие представлений о материи, движении и взаимодействии в классическом и неклассическом естествознании

Основные представления о материи, движении и взаимодействии Основные идеи и принципы (лат.principium- основа, первоначало)
v Представление о материи на основе взаимодействия реальных объективных материальных субстанций- первоначал мира, например четырех стихий в античной натурфилософии: вода, воздух, земля и огонь; эфира, а затем и неотделимых от вещей чисел у Пифагора и пифагорейцев. v Корпускулярная (атомистическая) концептуальная программа, согласно которой мир состоит из материи, которая образуется в результате взаимодействия и движения корпускул (атомов) и пустоты (Левкипп, Демокрит, Эпикур). v Континуалистская концептуальная программа, согласно которой материя бесконечно делима, пустота отсутствует, и материя заполняет все пространство (Анаксагор-Аристотель). Первичная материя под воздействием «первичных сил»- горячего, холодного, сухого и мокрого — переходит в одну из четырех «стихий»: огонь, воздух, воду и землю. Стихии, в свою очередь, могут как переходить из одной в другую, так и вступать в различные соединения и образовывать «вещества»: камни, металлы, мясо, кровь, глину, шерсть и т.д. и как логичный результат из веществ создаются тела. v Аристотель ввел также понятия естественных и насильственных движений тел. Для земных тел естественным является перемещение или вниз («тяжелые тела») или вверх («легкие тела»). Для небесных тел естественным предполагалось их круговое движение вокруг Земли как центра Космоса. Считалось, что причина естественных движений заложена в их природе. Насильственное движение объяснялось действием сил на тела, и оно прекращалось, если сила перестала действовать. v В эпоху средневековой схоластики в лице Альберта Великого и «князя философии» Фомы Аквинского была предпринята попытка связать христианское вероучение с натурфилософией Аристотеля и следовательно с натурфилософскими представлениями о материи, движении и взаимодействии.
В этом плане большую роль сыграли и мыслители арабско-мусульманского мира.
v Идея детерминированного упорядочивания Хаоса Космосом. v Принцип элементарности (лат. Elementum — стихия, первоначальное вещество). Мир по Аристотелю — вращающий Космос, который является некой ограниченной сферой, в центре которой расположена Земля (геоцентрическая картина мира). v Принцип «перводвигателя» — Бога, т.е. первоначального толчка, от которого возникло движение в Космосе, пространство и время и «первичная материя». v Идея представления времени в двух понятиях: «метаболе» — превращение и «кинезис» — движение. v Принцип схоластического антропоцентризма: Человек как центр Вселенной и конечная цель мироздания. Переход к одной духовной субстанции — всемогущему Богу. Основной тезис — иерархический порядок в природе и обществе создан Богом. v Принцип философии Ф. Аквинского — гармония веры и разума в «универсалиях трёх видов: до единичных вещей (в божественном разуме), в самих вещах (как общее в единичном) и после вещей (в познающем их человеческом разуме)». v Развитие не только категориального («универсального») мышления, но и научного метода абстрагирования в поисках отношения общего к единичному. v Концепция методологического принципа, названного впоследствии «бритвой Оккама»: «Сущности не следует умножать без необходимости». (У. Оккам). v Принцип эмпиризма: «Доводов предостаточно, необходим опыт» (Р. Бэкон). v Концепция «натуральной магии», основанной на вере в чудеса Природы и их использования человеком («Фаустовский факел» Ренессанса или Возрождения античной красоты, мысли, науки). (Леонардо да Винчи, Теофраст Парацельс, Ф. Бэкон и др.)

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 |

Теория материи Аристотеля | Пространство, время, материя и форма: Очерки физики Аристотеля

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПространство, время, материя и форма: очерки физики АристотеляДревняя философияМетафизикаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПространство, время, материя и форма: очерки физики АристотеляДревняя философияМетафизикаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

Bostock, David,

‘Теория материи Аристотеля’

,

Пространство, время, вещество и форма: эссе о физике Аристотеля

, Оксфордский аристот.

2006 г.,

онлайн-издание,

Oxford Academic

, 1 мая 2006 г.

), https://doi.org/10.1093/0199286868.003.0003,

, по состоянию на 6 февраля 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПространство, время, материя и форма: очерки физики АристотеляДревняя философияМетафизикаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПространство, время, материя и форма: очерки физики АристотеляДревняя философияМетафизикаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

Это эссе начинается с краткого изложения общей позиции Аристотеля в отношении материи и изменения, что приводит к вопросу: что такое критерий тождества , который нам, по-видимому, необходим, чтобы понять идею о том, что та же самая материя сохраняется через какое-то изменение? Затем эссе исследует этот вопрос самостоятельно, почти без дальнейших ссылок на собственные взгляды Аристотеля. Утверждается, что, хотя в этом вопросе можно добиться некоторого прогресса, полностью удовлетворительного ответа на аристотелевские термины не существует. Затем возникает вопрос, является ли это вообще серьезным недостатком его концепции. Некоторые заключительные замечания кратко показывают, как его концепция материи претерпела изменения на протяжении столетий между ним и нами.

Ключевые слова: Аристотель, Физика, материя, критерии тождества, пространственно-временная непрерывность, масса, субстанция

Предмет

МетафизикаДревняя философия

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Аристотель | Биография, произведения, цитаты, философия, этика и факты

Аристотель

Все СМИ

Родился:
384 г. до н.э. древняя Греция Греция
Умер:
322 г. до н.э. Халкида Греция
Основатель:
Лицей
Известные работы:
«Категории» «Эвдемова этика» «История животных» «Метафизика» «Никомахова этика» «Ода добродетели» «О генерации и коррупции» «Об интерпретации» «О порождении животных» «На небесах» «О частях животных» «О душе» «Органон» «Физика» «Поэтика» «Политика» «Апостериорная аналитика» «Предыдущая аналитика» «Протрептикус» «Риторика» «Софистические опровержения» «Темы»
Предметы изучения:
Золотая середина диалектика заблуждение полис предсказуемый

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Что делал Аристотель?

Аристотель был одним из величайших когда-либо живших философов и первым настоящим ученым в истории. Он внес новаторский вклад во все области философии и науки, изобрел область формальной логики, определил различные научные дисциплины и исследовал их взаимосвязь. Аристотель также был учителем и основал в Афинах собственную школу, известную как Ликей.

Подробнее читайте ниже: Доктрины

формальная логика

Узнайте больше о формальной логике.

Где жил Аристотель?

После смерти отца около 367 г. до н. э. Аристотель отправился в Афины, где поступил в Академию Платона. Он покинул Академию после смерти Платона около 348 года, отправившись на северо-западное побережье современной Турции. Он жил там и на острове Лесбос до 343 или 342 года, когда король Македонии Филипп II вызвал его в столицу Македонии Пеллу, чтобы он стал наставником маленького сына-подростка Филиппа, Александра, что он и делал в течение двух или трех лет. Аристотель предположительно жил где-то в Македонии до своего (второго) прибытия в Афины в 335 году. В 323 году враждебность к македонцам в Афинах побудила Аристотеля бежать на остров Эвбея, где он умер в следующем году.

Подробнее читайте ниже: Жизнь

Александр Македонский

Узнайте больше об Александре Македонском, ученике Аристотеля.

Кто были учителями и учениками Аристотеля?

Самым известным учителем Аристотеля был Платон (ок. 428–ок. 348 до н. э.), который сам был учеником Сократа (ок. 470–399 до н. э.). Сократ, Платон и Аристотель, чья жизнь длилась всего около 150 лет, остаются одними из самых важных фигур в истории западной философии. Самым известным учеником Аристотеля был сын Филиппа II Александр, позже известный как Александр Македонский, военный гений, который в конце концов завоевал весь греческий мир, а также Северную Африку и Ближний Восток. Наиболее важным философским учеником Аристотеля был, вероятно, Теофраст, ставший главой Ликея около 323 г.

Подробнее читайте ниже: Life: The Lyceum

Теофраст

Узнайте больше об ученике Аристотеля Теофрасте.

Сколько произведений написал Аристотель?

Аристотель написал целых 200 трактатов и других работ, охватывающих все области философии и науки. Из них ни один не сохранился в готовом виде. Около 30 работ, через которые его мысли были переданы последующим векам, состоят из конспектов лекций (Аристотеля или его учеников) и черновых рукописей, отредактированных древними учеными, в частности Андроником Родосским, последним главой Ликея, который организовал, отредактировал и опубликовал сохранившиеся работы Аристотеля в Риме около 60 г. до н.э. Естественно сокращенный стиль этих сочинений затрудняет их чтение даже для философов.

Подробнее читайте ниже: Письма

Андроник Родосский

Узнайте больше об Андронике Родосском.

Как Аристотель повлиял на последующую философию и науку?

Мысль Аристотеля была оригинальной, глубокой, обширной и систематической. В конечном итоге он стал интеллектуальной основой западной схоластики, системой философских предположений и проблем, характерных для философии Западной Европы в средние века. В 13 веке св. Фома Аквинский взялся примирить аристотелевскую философию и науку с христианской догмой, и через него богословие и интеллектуальное мировоззрение Римско-католической церкви стали аристотелевскими. С середины 20-го века этика Аристотеля вдохновила на создание теории добродетели, подхода к этике, который делает упор на человеческое благополучие и развитие характера. Мысли Аристотеля составляют важное течение и в других областях современной философии, особенно в метафизике, политической философии и философии науки.

Подробнее читайте ниже: Legacy

Святой Фома Аквинский

Узнайте больше о святом Фоме Аквинском.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Аристотель , греч. Аристотель , (род. 384 г. до н. э., Стагира, Халкидика, Греция — умер в 322 г., Халкида, Эвбея), древнегреческий философ и ученый, одна из величайших интеллектуальных фигур западной истории. Он был автором философской и научной системы, которая стала основой и средством как для христианской схоластики, так и для средневековой исламской философии. Даже после интеллектуальных революций Ренессанса, Реформации и Просвещения аристотелевские концепции оставались неотъемлемой частью западного мышления.

Интеллектуальный диапазон Аристотеля был обширен и охватывал большинство наук и многие искусства, включая биологию, ботанику, химию, этику, историю, логику, метафизику, риторику, философию разума, философию науки, физику, поэтику, политическую теорию. , психология и зоология. Он был основоположником формальной логики, придумав для нее законченную систему, которая веками считалась суммой дисциплины; и он был пионером в изучении зоологии, как наблюдательной, так и теоретической, в которой некоторые из его работ оставались непревзойденными до 19 века.век. Но он, конечно, наиболее выдающийся философ. Его труды по этике и политической теории, а также по метафизике и философии науки продолжают изучаться, и его работы остаются мощным течением в современных философских дебатах.

Эта статья посвящена жизни и мысли Аристотеля. О более позднем развитии аристотелевской философии см. Аристотелизм. Для трактовки аристотелизма в полном контексте западной философии см. философия, западная.

Жизнь

Аристотель родился на Халкидском полуострове Македонии, в северной Греции. Его отец, Никомах, был врачом Аминты III (годы правления ок. 393–370 до н. э.), царя Македонии и деда Александра Македонского (годы правления 336–323 до н. э.). После смерти отца в 367 г. Аристотель переселился в Афины, где вступил в Академию Платона (ок. 428–ок. 348 до н. э.). Он оставался там в течение 20 лет как ученик и коллега Платона.

Многие из более поздних диалогов Платона относятся к этим десятилетиям и могут отражать вклад Аристотеля в философские дебаты в Академии. Некоторые сочинения Аристотеля также относятся к этому периоду, хотя в основном они сохранились лишь во фрагментах. Как и его учитель, Аристотель первоначально писал в форме диалога, и его ранние идеи демонстрируют сильное влияние Платона. Его диалог Eudemus , например, отражает платоновское представление о душе как заключенной в теле и способной к более счастливой жизни только тогда, когда тело оставлено позади. По Аристотелю, мертвые более благословенны и счастливы, чем живые, а умереть — значит вернуться в свой настоящий дом.

Другой юношеский труд, Protrepticus («Увещевание»), был реконструирован современными учеными на основе цитат из различных произведений поздней античности. Каждый должен заниматься философией, утверждает Аристотель, потому что даже возражение против практики философии само по себе является формой философствования. Наилучшей формой философии является созерцание вселенной природы; именно для этой цели Бог создал людей и дал им богоподобный интеллект. Все остальное — сила, красота, могущество и честь — ничего не стоит.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Возможно, к этому раннему периоду относятся две из сохранившихся работ Аристотеля по логике и диспутам, Темы и Софистические опровержения . Первый демонстрирует, как построить аргументы в пользу позиции, которую уже решили занять; последний показывает, как обнаружить слабые места в аргументах других. Хотя ни одна из этих работ не является систематическим трактатом по формальной логике, Аристотель справедливо может сказать, что в конце 9 в.0075 Софистические опровержения , что он изобрел логику — когда он начинал, вообще ничего не существовало.

Во время пребывания Аристотеля в Академии царь Македонии Филипп II (годы правления 359–336 до н. э.) вел войну с рядом греческих городов-государств. Афиняне нерешительно защищали свою независимость и после ряда унизительных уступок позволили Филиппу к 338 г. стать владыкой греческого мира. Быть македонцем, проживающим в Афинах, было нелегко.

Однако внутри Академии отношения остались теплыми. Аристотель всегда признавал, что в большом долгу перед Платоном; он взял большую часть своей философской программы от Платона, и его учение чаще является модификацией, чем отказом от доктрин Платона. Однако уже Аристотель начал дистанцироваться от платоновской теории форм или идей ( эйдос ; см. форма). (Слово Форма , когда оно используется для обозначения форм в том виде, в каком их понимал Платон, в научной литературе часто пишется с заглавной буквы; когда оно используется для обозначения форм в том виде, в каком их понимал Аристотель, оно обычно пишется в нижнем регистре. ) Платон считал, что, кроме того, для отдельных вещей существует сверхчувственное царство Форм, которые неизменны и вечны. Он утверждал, что это царство делает отдельные вещи понятными, объясняя их общую природу: например, вещь является лошадью в силу того факта, что она разделяет форму «лошади» или подражает ей. В потерянной работе Об идеях Аристотель утверждает, что аргументы центральных диалогов Платона устанавливают только то, что помимо частностей существуют некоторые общие объекты наук. В своих сохранившихся работах Аристотель также часто спорит с теорией форм, иногда вежливо, а иногда пренебрежительно. В своей книге «Метафизика » он утверждает, что теория не может решить проблемы, для решения которых она предназначалась. Он не придает постижимости частностям, потому что неизменные и вечные Формы не могут объяснить, как частности возникают и претерпевают изменения. Согласно Аристотелю, все, что делает теория, — это вводит новые сущности, равные по количеству объясняемым сущностям, — как если бы можно было решить проблему, удвоив ее. ( См. ниже Форма.)

Путешествия

Когда Платон умер около 348 г., его племянник Спевсипп стал главой Академии, а Аристотель покинул Афины. Он переселился в Ассу, город на северо-западном побережье Анатолии (в современной Турции), где правил Гермий, выпускник Академии. Аристотель стал близким другом Гермия и в конце концов женился на его подопечной Пифии. Аристотель помог Гермию заключить союз с Македонией, что разозлило персидского царя, который предательски арестовал и казнил Гермия около 341 года. Аристотель почтил память Гермия в «Оде добродетели», его единственном сохранившемся стихотворении.

Находясь в Ассе и в последующие несколько лет, когда он жил в городе Митилини на острове Лесбос, Аристотель проводил обширные научные исследования, особенно в области зоологии и морской биологии. Эта работа была кратко изложена в книге, позже известной, но ошибочно, под названием «История животных» , к которой Аристотель добавил два коротких трактата: «О частях животных» и «О происхождении животных» . Хотя Аристотель не претендовал на то, чтобы основать науку зоологию, его подробные наблюдения за широким разнообразием организмов были совершенно беспрецедентными. Он или один из его научных сотрудников, должно быть, был одарен удивительно острым зрением, поскольку некоторые особенности насекомых, о которых он точно сообщает, не наблюдались до изобретения микроскопа в 17 веке.

Масштабы научных исследований Аристотеля поражают. Многое из этого связано с классификацией животных по родам и видам; в его трактатах фигурирует более 500 видов, многие из них подробно описаны. Бесчисленные сведения об анатомии, питании, среде обитания, способах совокупления и репродуктивных системах млекопитающих, рептилий, рыб и насекомых представляют собой смесь тщательных исследований и остатков суеверий. В некоторых случаях его маловероятные рассказы о редких видах рыб подтверждались много веков спустя. В других местах он ясно и справедливо ставит биологическую проблему, на решение которой потребовались тысячелетия, например, природу эмбрионального развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *