как менялась Русь • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
КурсРождение, любовь и смерть русских князейЛекцииМатериалыИнтерактивная карта по истории Древнерусского государства от правления Владимира Святого (конец X — начало XI века) до смерти Мстислава Великого в 1132 году и последовавшего за ним распада страны
Подготовила Елена Бонева
В начале XI века Русь представляла собой более или менее цельное государство. Единственной обособившейся от него территорией в то время было Полоцкое княжество, в котором с конца X столетия укрепились потомки Изяслава Владимировича — внуки киевского князя Владимира Святославича (известного также как Владимир Святой).
В 1015 году киевский князь Владимир Святославич умер. Между его многочисленными сыновьями началась междоусобица, в результате которой в живых остались только Ярослав, Мстислав и, по-видимому, самый младший сын Владимира — псковский князь Судислав.
В 1036 году Мстислав Владимирович умер. Поскольку его единственный сын Евстафий умер раньше него, земли перешли к Ярославу. Государство фактически восстановилось в границах 1015 года.
В 1054 году Ярослав умер, предварительно самостоятельно разделив земли между своими сыновьями: Изяслав получил Киев, Святослав — Чернигов, Всеволод — Переяславль и Ростов, Вячеслав — Смоленск, Игорь — Волынь.
В 1057 году умер Вячеслав Ярославич и его земли отошли к брату Вячеслава Игорю, а Волынь — к Ростиславу Владимировичу, сыну Владимира Ярославича и внуку Ярослава Мудрого.
В 1060 году Игорь Ярославич умер. Теперь дань Смоленской земли стала делиться между тремя старшими Ярославичами. Дети Вячеслава и Игоря больше не участвовали в наследовании земель и стали князьями-изгоями.
Святослав и Всеволод устроили заговор против Изяслава и свергли его. Изяслав бежал в Германию. Святослав захватил Киев, Всеволод перешел в Чернигов, а бывший за ним Переяславль получил Давыд Святославич (средний сын Святослава Ярославича), Волынь — другой его сын, Олег Святославич.
Владимир Мономах, сын Всеволода Ярославича, получил Смоленское княжество.В 1076 году умер Святослав Ярославич и киевский престол занял его брат Всеволод.
Изяслав Ярославич вернулся на киевский престол. Святослав Ярославич умер, и Изяслав, узнав об этом, набрал несколько полков поляков и двинулся с ними на Киев против Всеволода. Всеволод почел за лучшее пойти на перемирие с Изяславом и уступил ему киевский престол, а сам удалился в Чернигов.
Против Изяслава и Всеволода восстали их племянники — Олег Святославич и Борис Вячеславич, на стороне которых выступили половцы. Изяслав Ярославич погиб в битве, и на киевский престол вернулся Всеволод Ярославич. Произошла ротация князей.
В 1094 году разразилась междоусобная война между Олегом, Давыдом и Ярославом Святославичами, которая закончилась в 1097 году Любечским съездом. Съезд провозгласил знаменитый принцип — «каждый да держит отчину свою». Земли Киевской Руси в очередной раз были поделены.
Всеволод Ярославич умер в 1093 году, Ростислав Всеволодович погиб в 1093 году на переправе через реку Стугну в битве с половцами. Святославичи появляются еще раз после смерти Святослава Ярославича в 1076 году: в Киев вернулся Изяслав, Олег Святославич был выведен из Владимира-Волынского и некоторое время жил в Чернигове, но добиться получения новых владений не сумел. До 1078 года он бежал в Тмутаракань, затем провел некоторое время в Византии, в 1083 году вернулся в Тмутаракань, а в 1094 году предпринял первый поход на Чернигов, чтобы получить стол своего отца.
В 1113 году на киевский престол восходит Владимир Мономах, и с его именем связано начало очередного усиления Руси. Формально княжества оставались обособленными, но путем династических браков Владимир сумел подчинить себе большую часть земель.
В 1132 году умирает Мстислав Владимирович, который продолжал политику отца по укреплению власти киевского князя. После его смерти государство распадается на отдельные княжества — Киевское, Черниговское, Смоленское, Ростово-Суздальское, Муромо-Рязанское и другие.
Период укрепления княжеств под условно централизованной властью, начавшийся во время правления Владимира Мономаха, после смерти Мстислава Владимировича заканчивается. 1132 год не был моментом наибольшего дробления, поскольку в дальнейшем земли будут делиться на еще более мелкие удельные княжества, однако можно сказать, что процесс распада Древнерусского государства на отдельные княжества начинается именно в 1132 году.
Теги
Древняя Русь
Карта
Шпаргалка
Радио ArzamasЧто посмотреть в Новый год
«Один дома», «Карнавальная ночь», «Крепкий орешек» и другие рождественские фильмы в рассказах киноведов и кинокритиков
Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу
Курсы
Все курсы
Спецпроекты
Лекции
9 минут
1/6
Как выбрать имя для князя
Откуда у Рюриковичей скандинавские имена, как разобраться в череде Святославов, Владимиров и Мстиславов и почему имя определяет судьбу человека
Читает Федор Успенский
Откуда у Рюриковичей скандинавские имена, как разобраться в череде Святославов, Владимиров и Мстиславов и почему имя определяет судьбу человека
12 минут
2/6
Сокровенные имена русских князей
Почему у князей было два имени, языческое и христианское, и куда одно из них потом делось
Читает Федор Успенский
Почему у князей было два имени, языческое и христианское, и куда одно из них потом делось
15 минут
3/6
Как женились и разводились Рюриковичи
Почему русский князь не мог быть холостым, как брак стал геополитическим орудием и откуда отец Мономаха знал пять языков
Читает Федор Успенский
Почему русский князь не мог быть холостым, как брак стал геополитическим орудием и откуда отец Мономаха знал пять языков
13 минут
4/6
Русские женихи и половецкие невесты
Кто такие половцы, какую роль они сыграли в истории России и почему Рюриковичи так любили брать в жены половчанок
Читает Федор Успенский
Кто такие половцы, какую роль они сыграли в истории России и почему Рюриковичи так любили брать в жены половчанок
12 минут
5/6
Посмертные приключения князей
Зачем Ярослав Мудрый выкопал своих мертвых дядьев и почему митрополит Киевский попросил выкинуть свое тело на съедение псам
Читает Федор Успенский
Зачем Ярослав Мудрый выкопал своих мертвых дядьев и почему митрополит Киевский попросил выкинуть свое тело на съедение псам
9 минут
6/6
Хороший день, чтобы умереть
Почему смерть князя — жест, обращенный в будущее, и как Святослав Всеволодович рассчитывал умереть вовремя, но не сумел
Читает Федор Успенский
Почему смерть князя — жест, обращенный в будущее, и как Святослав Всеволодович рассчитывал умереть вовремя, но не сумел
Материалы
Скандинавия и Русь: откуда есть пошла Русская земля
Что общего у древних государств
Что осталось от домонгольской Руси
Обзор немногочисленных источников по истории Древней Руси
Невеста на экспорт: как Русь была частью Европы
Карта международного обмена невестами в XI веке
Федор Успенский: «Таксисту довольно легко объяснить, чем я занимаюсь»
Когда матчество заменяет отчество
В каких случаях людей называли по матери, а не по отцу
Всё, что нужно знать о Рюриковичах
Необходимый минимум о первой династии на Руси
От Владимира Святого до детей Мономаха: как менялась Русь
Интерактивная карта
Король, олух, мишка: откуда взялись эти слова
Самые интересные примеры того, как личные имена превращались в нарицательные
Международный сексуальный скандал
Приключения дочери киевского князя в Европе XI века
Как была устроена жизнь типичного князя
Постриги, свадьба, смерть отца и другие вехи в биографии древнего князя
Тайна убийства
Бориса и Глеба
Древнерусский детектив
Между двух очагов
Как жилось женщине в Древней Руси
Кто такие половцы?
То, что нужно знать о загадочном народе
Как хоронить руса
Воспоминания арабского путешественника Ибн Фадлана
Весь курс за 5 минут
Всё о домонгольской Руси в самом кратком изложении
Каким был XI век
Что происходило в Европе, Азии и Киевской Руси в 1054 году
Как назвать будущего князя
Инструкция, как назвать ребенка по всем древнерусским правилам
О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas
ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSSИстория, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2023. Все права защищены
Толстовки, сумки, подарочные подписки и даже игра «Собери музей»! Лучшие подарки на Новый год в
Толстовки, сумки, подарочные подписки и даже игра «Собери музей»!
Лучшие подарки на Новый год в «Магазине Arzamas»
Подарки на Новый год: толстовки, сумки, подарочные подписки и даже игра «Собери музей»!
«Магазине Arzamas»В магазин!Магазин Arzamas
Generalʹnai︠a︡ Karta Kievskoi Gubernii Sʺ pokazaniemʺ pochtovykhʺ i bolʹshikhʺ proi︠e︡zzhikhʺ dorogʺ, stant︠s︡iĭ i razstoi︠a︡nii︠a︡ mezhdu onymi verstʺ.
About this Item
Title
- Generalʹnai︠a︡ Karta Kievskoi Gubernii Sʺ pokazaniemʺ pochtovykhʺ i bolʹshikhʺ proi︠e︡zzhikhʺ dorogʺ, stant︠s︡iĭ i razstoi︠a︡nii︠a︡ mezhdu onymi verstʺ.
Other Title
- Генеральная Карта Кiевскои Губернiи Съ показанiемъ почтовыхъ и большихъ проѣзжихъ дорогъ, станцiй и разстоянiя между оными верстъ.
Translated Title
- General Map of Kiev Province: Showing Postal and Major Roads, Stations and the Distance in Versts between Them.
Summary
- This 1821 map of Kiev Province is from a larger work,Geograficheskii atlas Rossiiskoi imperii, tsarstva Pol’skogo i velikogo kniazhestva Finliandskogo (Geographical atlas of the Russian Empire, the Kingdom of Poland, and the Grand Duchy of Finland), containing 60 maps of the Russian Empire. Compiled and engraved by Colonel V.P. Piadyshev, it reflects the detailed mapping carried out by Russian military cartographers in the first quarter of the 19th century. The map shows population centers (six gradations by size), monasteries, plants and factories, inns, postal stations, roads (four types), and provincial and district borders. Distances are shown in versts, a Russian measure, now no longer used, equal to 1.07 kilometers. Legends and place-names are in Russian and Polish. The territory depicted on the map is in present-day Ukraine. This region comprised much of Right-Bank Ukraine, on the western side of the Dnieper River. In the late ninth century, Vikings from present-day Sweden established the state of Kievan Rus’ in this region. Until the Mongol raids in the 13th century, Kiev served as the capital for all the Rus’ lands. Later a part of the Polish-Lithuanian Commonwealth, the area became Kiev Province and was absorbed by the Russian Empire after the Second Partition of Poland in 1793. World Digital Library.
Names
- Pi︠a︡dyshev, Vasiliĭ Petrovich, 1758-1835, creator.
- Faleleef, contributor.
- Russia. General Staff. Military Topographical Depot, associated name.
Created / Published
- Saint Petersburg, Russia : Military Topographical Depot, [1821]
Headings
- — Atlases
- — Maps
- — Siberia
- — Russian Federation
- — Kiev
Notes
- — No. 14 Iz izdanii︠a︡: Geograficheskiĭ atlas Rossiĭskoĭ imperii, T︠S︡arstva Polʹskago i Velikago Kni︠a︡zhestva Finli︠a︡ndskogo. Raspolozhennyĭ po gubernii︠a︡m na dvukh i︠a︡zykakh s oznacheniem v onykh gorodov, mestechek, sel, derevenʹ i vsekh primechatelʹneĭshikh mest; pochtovykh i bolʹshikh proezzhikh dorog, stant︠s︡iĭ i razstoi︠a︡niĭ mezhdu onymi, i prochimi selenii︠a︡mi v verstakh i mili︠a︡kh. Na 70 listakh s Generalʹnoi︠u︡ kartoi︠u︡ i Tablit︠s︡ei︠u︡ razstoi︠a︡nii︠a︡ verst po pochtovym dorogam mezhdu znatneĭshimi gorodami. Sochinen po noveĭshim i dostovernym svedenii︠a︡m, v polʹzu obuchai︠u︡shchikhsi︠a︡ Rossiĭskoĭ Geografii i dli︠a︡ sostavlenii︠a︡ dorozhnikov puteshestvennikam, Sluzhashchim v Voenno-topograficheskom Depo, Svity Ego Imperatorskago Velichestva po kvartirmeĭsterskoĭ chasti Podpolkovnikom Pi︠a︡dyshevym, 1821 goda. [SPb., 1820-1827]. Gravi︠u︡ra, raskrashena. Kartograficheskai︠a︡ setka cherez 1°; schet dolgot ot Ferro. Parallelʹno na polʹskom i︠a︡zyke.
- — Uslovnye znaki: naselennye punkty (6 grupp), monastyri, zavody i fabriki, korchmy, pochtovye stant︠s︡ii, dorogi (4 vida), granit︠s︡y (gubernskai︠a︡, uezdnai︠a︡). Ukazatelʹ: Izʺi︠a︡snenie granit︠s︡ (A-F).
- — Original map at: National Library of Russia
- — From the atlas «Географической атласъ Россiйской Имперiи, Царства Польскаго и Великаго княжества Финляндскаго.»
- — No. 14 Из издания: Географический атлас Российской империи, Царства Польскаго и Великаго Княжества Финляндского. Расположенный по губерниям на двух языках с означением в оных городов, местечек, сел, деревень и всех примечательнейших мест; почтовых и больших проезжих дорог, станций и разстояний между оными, и прочими селениями в верстах и милях. На 70 листах с Генеральною картою и Таблицею разстояния верст по почтовым дорогам между знатнейшими городами. Сочинен по новейшим и достоверным сведениям, в пользу обучающихся Российской Географии и для составления дорожников путешественникам, Служащим в Военно-топографическом Депо, Свиты Его Императорскаго Величества по квартирмейстерской части Подполковником Пядышевым, 1821 года. [СПб., 1820-1827]. Гравюра, раскрашена. Картографическая сетка через 1°; счет долгот от Ферро. Параллельно на польском языке.
- — Условные знаки: населенные пункты (6 групп), монастыри, заводы и фабрики, корчмы, почтовые станции, дороги (4 вида), границы (губернская, уездная). Указатель: Изъяснение границ (А-F).
Medium
- 1 map ; 40 x 38 cm.
Source Collection
- Geographical Atlas of the Russian Empire, the Kingdom of Poland, and the Grand Duchy of Finland
Digital Id
- https://hdl.loc.gov/loc.ndlpcoop/mtfxmp.natl0004_01601
- https://hdl.loc.gov/loc.wdl/wdl.2588
Library of Congress Control Number
- 2018688649
Online Format
- image
LCCN Permalink
- https://lccn. loc.gov/2018688649
Additional Metadata Formats
- MARCXML Record
- MODS Record
- Dublin Core Record
IIIF Presentation Manifest
- Manifest (JSON/LD)
Part of
- Geographical Atlas of the Russian Empire, the Kingdom of Poland, and the Grand Duchy of Finland (61)
- National Library of Russia (4,605)
- World Digital Library (19,383)
- Meeting of Frontiers (19,656)
- Library of Congress Online Catalog (1,352,765)
Rights & Access
The Library of Congress is unaware of any copyright or other restrictions in the World Digital Library Collection. Absent any such restrictions, these materials are free to use and reuse. Researchers are encouraged to review the source information attached to each item. For information on contacting WDL partner organizations, see this archived list of partners
The Library asks that researchers approach the materials in this collection with respect for the culture and sensibilities of the people whose lives, ideas, and creativity are documented here.
Credit Line: [Original Source citation], World Digital Library
More about Copyright and other Restrictions
For additional information and contact information for many of the partner organizations, see this archived capture of the World Digital Library site from 2021.
For guidance about compiling full citations consult Citing Primary Sources.
Cite This Item
Citations are generated automatically from bibliographic data as a convenience, and may not be complete or accurate.
Chicago citation style:
Pi︠A︡Dyshev, Vasiliĭ Petrovich, Creator, Contributor Faleleef, and Associated Name Russia. General Staff. Military Topographical Depot. Generalʹnai︠a︡ Karta Kievskoi Gubernii Sʺ pokazaniemʺ pochtovykhʺ i bolʹshikhʺ proi︠e︡zzhikhʺ dorogʺ, stant︠s︡iĭ i razstoi︠a︡nii︠a︡ mezhdu onymi verstʺ. [Saint Petersburg, Russia: Military Topographical Depot, 1821] Map. https://www.loc.gov/item/2018688649/.
APA citation style:
Pi︠A︡Dyshev, V. P., Faleleef, C. & Russia. General Staff. Military Topographical Depot, A. N. (1821) Generalʹnai︠a︡ Karta Kievskoi Gubernii Sʺ pokazaniemʺ pochtovykhʺ i bolʹshikhʺ proi︠e︡zzhikhʺ dorogʺ, stant︠s︡iĭ i razstoi︠a︡nii︠a︡ mezhdu onymi verstʺ. [Saint Petersburg, Russia: Military Topographical Depot] [Map] Retrieved from the Library of Congress, https://www.loc.gov/item/2018688649/.
MLA citation style:
Pi︠A︡Dyshev, Vasiliĭ Petrovich, Creator, Contributor Faleleef, and Associated Name Russia. General Staff. Military Topographical Depot. Generalʹnai︠a︡ Karta Kievskoi Gubernii Sʺ pokazaniemʺ pochtovykhʺ i bolʹshikhʺ proi︠e︡zzhikhʺ dorogʺ, stant︠s︡iĭ i razstoi︠a︡nii︠a︡ mezhdu onymi verstʺ. [Saint Petersburg, Russia: Military Topographical Depot, 1821] Map. Retrieved from the Library of Congress, <www.loc.gov/item/2018688649/>.
Карта России 979 г. н.э.: Основание Руси
Что происходит на Руси в 979 г. н.э.
Скандинавские торговцы, стремясь обезопасить торговый путь от Балтийского до Черного морей, основали поселения вдоль великих речных систем России, или захватывали уже созданные славянские города (например, Киев). С этих баз они получили контроль над территориями, окружающими города, и образовали княжества. Один из них, Новгород, занял выдающееся положение при своем правителе Рюрике. Он даже возглавил поход против самого Константинополя в 860 г.
Позже Олег Новгородский завоевал Киев, основав таким образом государство Русь. В этом государстве русы (скандинавы) представляют собой воинскую и торговую элиту, осуществляющую свободную власть над окружающими славянскими общинами из своих небольших укрепленных городов.
Одним из первых действий новых русских правителей Киева было нападение на хазар, большой союз степняков которых тут же распался. На смену им на посту лидеров региона пришли печенеги, гораздо более агрессивный и милитаристский народ. Одной из групп, подвергшихся их агрессии, были мадьяры на реке Дон (89 г.2). Таким образом, мадьяры последовали за более ранними степными кочевниками и направились на запад, в Европу, где со временем они основали Венгерское королевство.
Следующая карта, Россия в 1215 году
Что происходит в России в 750 году н.э.
Хазары, полукочевой народ степей, создали рыхлую конфедерацию народов, охватывающую большую территорию Украины. К середине -го -го века эта конфедерация достигла пика своего могущества, когда хазарские правители осуществляли свободную власть над большой, хотя и нечетко очерченной территорией к северу от Черного и Каспийского морей. Сравнительная стабильность, которую налагает их власть, позволила процветать торговле, большая часть которой находилась в руках еврейских купцов. Они оказывают большое влияние на хазарский двор, который примерно в это же время обращается в иудаизм.
Два других народа степи — мадьяры, которые в это время платят дань хазарским правителям, и булгары. Последние потерпели поражение от хазар и разделились на две основные группы. Один из них направился на юго-запад к Балканам, где они сыграют важную роль в истории этого региона.
В Балтийском регионе к тому времени скандинавы были активными торговцами, разыскивая местное население медом и мехами из великих северных лесов. Небольшая купеческая колония шведов уже была основана недалеко от Финского залива, на берегу Лагодского озера
Следующая карта, Россия в 979
Что происходит на Руси в 1215 году н.э.
Владимир, великий князь киевский, был обращен в христианство византийскими монахами (988). За этим обращением последовал период политической стабильности и культурного творчества при Ярославе Мудром (1019–1054). Византийская церковь ввела славянскую (кириллицу) письменность и вместе со своей верой принесла свою самобытную литературу, искусство и архитектуру.
Огромная территория Киевского государства затрудняла управление из одного центра, и власть была раздроблена между разными членами царской семьи, каждый из которых управлял отдельным княжеством. Сам Киев был разграблен воинственными кипчаками-кочевниками (109 г.3) и центр политической и культурной жизни Руси сместился дальше на север, подальше от степей.
К этому времени первоначальная скандинавская элита вступила в брак с окружающими славянскими народами и приняла славянские имена и язык. Вскоре даже цари стали носить славянские имена.
В 1126 году Новгород объявил о своей независимости от Киева и стал республикой. Новгород — процветающий торговый и культурный центр, а также мощное военное государство.
Следующая карта, Россия в 1453 г.
Что происходит на Руси в 1453 г.н.э.
Русские княжества были опустошены массовым монгольским нашествием в 1242 г. Город Киев был полностью разрушен, а все княжества вошли в состав Монгольской империи, как платящих дань вассалов. Устоять смогла только Новгородская республика. Новгород с его огромными внутренними районами продолжал процветать, развивая прочные торговые связи с Западной Европой.
Во второй половине 13 9В 0016-м -м веке монгольская империя разделилась на несколько ветвей, и монголы западных степей стали известны как Золотая Орда. Хан Золотой Орды остается сюзереном русских князей. С середины 14 века князья Московии выступали посредниками между ханом и другими князьями, а к середине 15 века зарекомендовали себя как эффективные руководители Руси.
Западный сосед русских, Польша-Литва, смог воспользоваться подчинением русских князей Золотой Орде, расширив свою территорию. Однако к этому времени Золотая Орда приходит в упадок, в Крыму и Казани создаются независимые ханства.
Следующая карта, Россия в 1648 году
О влиянии Черной смерти на Россию можно узнать в нашем приложении для iPad
Что происходит в России в 1648 году н.
э. в огромной степени за счет своих соседей, присоединив Новгород (1478 г.) и отняв большую часть территории у Польши-Литвы (1493-1503 гг.). Иван успешно отстоял свою независимость от Золотой Орды (1480 г.). Он принял титул Государя Всея Руси (1497 г.) и принял дополнительный титул Цезаря или Царя.Преемники Ивана продолжили экспансию Московии. Однако в c. 1560 г., Иван IV («Грозный», годы правления 1533-84) начал террор. Своей смертью он устранил всех других членов царской линии, и дворяне должны были избрать одного из них, Бориса Годунова, царем. К сожалению, его правление было охвачено восстанием и иностранным вторжением, и Московия погрузилась в хаос. В конце концов группа дворян избрала нового царя, 16-летнего Михаила Романова (1613 г.). Его министры приступили к восстановлению стабильности, мира и процветания, в чем они в значительной степени преуспели. Алексей (1645-1676) теперь царствует.
Упадок Золотой Орды привел к великому переселению русских народов на восток, в Сибирь. При Иване Грозном новые территории в значительной степени заселены людьми, спасающимися от его преследований. Не отстают от мигрантов и российские власти, устанавливающие какой-то контроль над новыми территориями, но это гораздо менее обременительный стиль правления, чем в глубинке России.
Следующая карта, Россия в 1789 году
Что происходит в России в 1789 годуCE
Царь Алексей (1645-76) руководил «освобождением» больших участков Украины от Польши-Литвы.
Его сын, Петр Великий (1689-1726), был полон решимости модернизировать (то есть европеизировать) Россию и приступил к этому с огромной энергией. Он изгнал Швецию с побережья Балтийского моря (что дало России бесценный доступ к незамерзающим водам), активно поощрял торговлю и промышленность, основал флот, реорганизовал армию на современный лад, провел коренную реформу армии. администрации, заставил дворян брить бороды и носить европейскую одежду, ввел западное образование и построил новую столицу на болотистой местности Финского залива – Санкт-Петербург, один из самых живописных городов Европы
После царствования Петра Великого фракционная борьба при дворе привела к череде коротких и слабых царствований, пока императрицы Елизавета (годы правления 1741-61) и Екатерина II, «Великая» (1762-96), не закрепили его реформы. В частности, они создали лояльную и компетентную администрацию и централизовали правительство. При обеих императрицах границы России расширились за счет Османской империи, Польши-Литвы (особенно в период Первого раздела Польши в 1772 г.) и Крымского ханства.
Следующая карта, Россия в 1837 г.
Что происходит в России в 1837 г.н.э.
Царь Александр I (1801-25) стремился к дальнейшей вестернизации и либерализации. Однако его планы реформ пришлось отложить из-за войны с Наполеоном.
Из-за ее решающей роли в разгроме Наполеона престиж России взлетел до небес, и с 1815 года многие считали ее ведущей державой в Европе. После войны внимание Александра переключилось на создание международного порядка, который защитил бы мир от революционных движений. Его сын, царь Николай I (1825–1855 гг.), еще больше стремится подавить революцию в Европе и защитить Россию от развращающего иностранного влияния. Он известен как «Жандарм Европы».
За границей Грузия, теснимая кавказскими соплеменниками и персидской агрессией, добровольно подчинилась русскому правлению (1801). Аннексия Грузии привела к вмешательству России в дела Кавказа, который постепенно, но с трудом перешел под контроль России.
Далеко на востоке Российско-Американская компания, основанная в 1799 году, основала торговые поселения на Аляске.
Следующая карта, Россия в 1871 году
Что происходит в России в 1871 году
В 1848 году Николай решительно выступил против либеральных революций в Западной Европе и отправил войска в соседнюю Венгрию, чтобы помочь австрийцам подавить там революцию.
Поражение России от Англии и Франции в Крымской войне (1854-1856 гг.) привело к массовым волнениям во всех слоях общества, и правительство нынешнего царя Александра II (1855-81 гг.) провело множество реформ. В частности, крепостные были освобождены. Но эти меры, хотя и были благонамеренными, для некоторых оказались слишком незначительными и слишком запоздалыми. В России распространяются революционные идеи, особенно среди молодых представителей образованной буржуазии.
Границы России были отодвинуты вглубь турецкой территории вокруг Черного моря и на Кавказ, хотя чеченцы и черкесы продолжали держаться в течение многих десятилетий до аннексии. В Средней Азии началась планомерная аннексия Туркестана. Гораздо дальше на восток (или запад, в зависимости от точки зрения) русские продали Аляску США (1867 г.).
Следующая карта, Россия в 1914 г.
Что происходит в России в 1914 г. н.э.
Дома промышленная база России растет все более быстрыми темпами. В то же время о нарастании силы революционных движений свидетельствует убийство царя Александра II в 1881 году.4) ведет к жесткому подавлению революционных организаций и политике, направленной на полную реставрацию самодержавия. В царствование Александра также широко распространены гонения на евреев. Александру наследует царь Николай II (1894-1917).
Русский экспансионизм на Дальнем Востоке приводит к русско-японской войне 1904 года. Это губительно для России, которая терпит поражение от японского нервного и технического превосходства. Поражение гигантской России от рук крошечной Японии есть национальное унижение, за которым следуют промышленные забастовки, крестьянские волнения, мятежи в армии и на флоте. Требования масштабных реформ звучат со всех сторон. Созывается парламент, Дума, но он может только обсуждать проблемы, а не издавать законы. Революционная деятельность 1905 следует период репрессий. При министерстве Петра Столыпина проводятся некоторые столь необходимые реформы, в том числе земельная реформа в помощь только что освобожденным крестьянам и резкое расширение системы образования. Столыпин убит в 1911 г.
Следующая карта, Россия в 1960 г.
Что происходит в России в 1960 г.н.э.
Россия вступила в Первую мировую войну на стороне Великобритании и Франции; однако русская революция 1917 года привела к тому, что новое большевистское (коммунистическое) правительство подписало Брест-Литовский договор с Германией, выведя Россию из войны и отдав врагу огромные участки земли.
За русской революцией последовало несколько лет гражданской войны, в которой большевики (теперь переименованные в коммунистов) в конце концов победили. Россия была теперь первым коммунистическим государством в мире, масштабным экспериментом по тому, как коммунизм может преобразовать общество.
Ленин умер в 1924 году и власть перешла к Иосифу Сталину. Стремление Сталина применить коммунизм путем индустриализации и коллективизации экономики Советского Союза (так называлось это коммунистическое проявление Российской империи) привело к гибели миллионов крестьян. Его стремление к полному контролю над партией, правительством и армией привело к волне за волной чисток среди высших и средних чиновников и офицеров.
Советский Союз сильно пострадал во время Второй мировой войны, потеряв около 20 миллионов жизней. Но она выжила как одна из двух послевоенных сверхдержав.
Сталин умер в 1953 году, и его сменил Никита Хрущев. При Хрущеве положение русского народа улучшилось, но советские войска теперь оккупировали большую часть Восточной Европы, и они установили там жесткий контроль над своими сателлитами. В 1955 году был создан Варшавский договор для противодействия НАТО.
Следующая карта, Россия 2005 г.
Что происходит в России в 2005 г. н.э.
В 1960-х годах холодная война с США и их союзниками оставалась интенсивной, а после нескольких лет потепления отношений возобновилась – и неподъемная – гонка вооружений с США в сочетании с экономический застой и катастрофическое вторжение в Афганистан подорвали моральный дух Советского Союза. Наконец, в 1985 году к власти пришел Михаил Горбачев. Он проводил политику «гласности», либерализации общественной жизни и «перестройки», реструктуризации экономики.
Движение за реформы, инициированное Горбачевым, набирает обороты при его преемнике Борисе Ельцине. Коммунистическая партия была распущена, а республики в составе Советского Союза объявили о своей независимости. На карте появилось множество новых наций. Самые западные из них, страны Балтии, приветствуют демократию и сами приветствуются в ЕС и НАТО. Другие бывшие советские государства сохранили авторитарные режимы.
Внезапное введение рыночной экономики в России привело к серьезному экономическому спаду и социальному стрессу, но в последние годы огромная страна встала на путь экономического и социального восстановления.
Византия, Киевская Русь и их оспариваемое наследие – Smarthistory Guide to Byzantine Art
Кросс-культурные перспективы
Доктор Эван Фриман
Богородица Владимирская, XII век с последующей перекраской, дерево, темпера (Государственная Третьяковская галерея, Москва)Одним из самых любимых произведений искусства в России является икона на дереве, темпера, известная как «Богоматерь Владимирская», или Владимирская . Он представляет собой общую композицию, известную как Virgin 9.0139 eleousa («сострадательный»), на котором изображены Мария и Иисус в нежных объятиях, их лица прижаты друг к другу.
Дева смотрит на нас, привлекая наше внимание, но ее руки, кажется, указывают на ее сына, которому суждено умереть на кресте и воскреснуть из мертвых как спаситель человечества. На протяжении веков этой иконе приписывалось много чудес, и в результате многочисленные меценаты и художники стремились изготовить с нее копии.
Но, несмотря на непреходящее религиозное и культурное значение Владимирской Богородицы в России, икона нерусского происхождения. Вероятно, она была написана в XII веке в Константинополе (Стамбуле), столице Восточно-Римской «Византийской» империи, и привезена в Киев, столицу Киевской Руси, в качестве дипломатического подарка около 1131 года. Позже икона была передана в город Владимир (отсюда и его название), важный средневековый центр с конца двенадцатого до начала пятнадцатого века, и, в конечном итоге, столицу России Москву, где он все еще остается. Путешествие Богородицы Владимирской из Константинополя в Киев и, в конечном счете, в Москву является частью более широкой истории обращения Киевской Руси в православие Византийской империи в десятом веке и последующего возвышения Москвы как нового центра власть в четырнадцатом и пятнадцатом веках. Хотя ни Византийская империя, ни Киевская Русь сегодня не сохранились, произведения искусства и архитектуры, такие как Владимирская Богородица, могут помочь нам понять отношения между этими средневековыми государствами, а также их оспариваемое наследие в современном мире.
Местонахождение иконы «Богоматерь Владимирская» (основная карта © Google)Византийская империя и Киевская Русь
г. Киевская Русь возникла как мощная конфедерация городов-государств во второй половине девятого века в Восточной Европе, где реки помогли соединить Балтийское море (рукав Атлантического океана, который был важным центром торговли в средние века) ) с Черным морем (море, которое лежит между Европой и Азией и имело большое стратегическое и торговое значение в средние века) и способствовало торговле с Константинополем, богатой столицей Византийской империи. Столицей Киевской Руси был Киев (сегодня столица Украины) на реке Днепр (которая течет из центральной России в Черное море и использовалась для путешествий и торговли в средние века). Название «Киевская Русь» относится как к государству, так и к его народу.
Киевская Русь иногда была торговым партнером, а иногда врагом Византийской империи. Но в 987 году киевский князь Владимир I , правивший Киевской Русью с 980 по 1015 год, заключил союз с византийским императором Василием II (годы правления 976–1025), перешел из язычества в христианство и женился на сестре Василия II Анне в 988 году. Исторические тексты описывают последующее обращение бывших языческих подданных Владимира путем массового крещения в Днепре в Киеве. С обращением византийцев в православие Киевская Русь теперь начала присваивать и адаптировать византийское искусство и архитектуру для себя.
Карта Византийской империи и Киевской Руси (основная карта © Google) Современный памятник князю Владимиру I возвышается над Днепром в Киеве, Украина (фото: Библиотека Конгресса)
Святая София, начатая 1037 г. (с позднейшими дополнениями), Киев (фото: Даниил Крафт, CC BY-SA 3.0) План Святой Софии, Киев, начало 1037 г. (Эван Фриман, перерисовано по мотивам Джона Лоудена, CC BY-NC-SA 2.0)
Св. Софии, Киев
ко Христу как «Святая Премудрость»), сын Владимира Ярослав (великий князь киевский с 1019 г.–1054) расширил Киев и построил великолепную новую церковь, которая должна была выполнять функции главного собора города, которую он также посвятил Святой Софии («Святой Премудрости») в подражание константинопольскому собору Святой Софии. Святая София в Киеве иллюстрирует, как Киевская Русь присвоила искусство и архитектуру Византийской империи, а также сделала их своими.
Начало c. 1037 г., киевская Святая София, вероятно, была продуктом сотрудничества византийских и местных мастеров. Ядро собора Святой Софии представляет собой типичную средневизантийскую крестово-купольную церковь с дополнительными проходами и галереями для размещения большой соборной общины, хотя все еще не дотягивает до поразительного масштаба собора Святой Софии в Константинополе. Киевская Святая София, вероятно, была закончена в 1040-х годах, и даже ее первый епископ, Феопемпт, прибыл из Константинополя. Святая София в Киеве стоит и сегодня, хотя и с более поздними реставрациями и дополнениями.
В интерьере собора Святой Софии представлены мозаики и фрески — отличительные черты византийского церковного убранства, хотя первые сохранились лучше, чем вторые. И хотя богослужения в Киевской Руси совершались на церковнославянском языке – языке, письменная форма которого была впервые разработана византийскими миссионерами в IX веке, надписи на мозаиках Святой Софии написаны на греческом, языке Византии.
Христос Пантократор
Интерьер киевской Софии Киевской Софии, вероятно, был бы знаком византийцам. Как и в современных византийских храмах, таких как монастырь Дафни, над храмом с центрального купола правит бородатый Христос Пантократор («вседержитель»). Христа окружают ангелы с большими крыльями в царских одеждах. Апостолы заполняют промежутки между окнами в барабане, поддерживающем купол, а четыре евангелиста (авторы Евангелий) появляются в подвесках чуть ниже окон.
Благовещение
Мозаики в вене, где расположен алтарь, также отражают современные византийские церкви и указывают на функцию этой части церкви как места, где совершалась Евхаристия. (Евхаристия есть христианское приношение и благословение хлеба и вина, которые затем потребляются как тело и кровь Христовы.)
Христос Пантократор в окружении ангелов, а ниже апостолов и четырех евангелистов, Купольные мозаики, Св. София, Киев , начато 1037 г. (фото © архимандрита Серафима)Гавриил и Дева совершают Благовещение с обеих сторон бемы. Ангел возвещает Деве, что она родит Иисуса, предлагая параллель между воплощением Христа (ставшим плотью и кровью) через Деву и евхаристическим хлебом и вином, которые, как считается, стали телом и кровью Христа на алтаре внизу.
Благовещенская мозаика, София Киевская, начало 1037 г. (фото © архимандрита Серафима)Дева оранс
Возвышающаяся девственница оранс (около 5,5 метров в высоту) вырисовывается на золотом фоне апсиды. (Оранс или орант относится к молитвенному жесту с поднятыми обеими руками, обычно используемому для изображения Девы Марии в византийском искусстве.) Она стоит на золотой платформе и воздевает руки в молитве под крупными греческими буквами, которые идентифицируют ее как «Мать». Бога.»
Мозаики апсиды, Софии Киевской, нач. 1037 г. (фото © архимандрита Серафима)
Причастие Апостолов, мозаика Апсиды, Св. София, Киев, начало 1037 г. (фото © архим. Серафим)
Причащение Апостолов
Под Богородицей Христос председательствует в совершении Евхаристии в известной сцене как «общение апостолов», которое стало обычным явлением в византийских церквях в то время и параллельно совершалось евхаристическое служение у алтаря внизу. Хотя это изображение напоминает Тайную вечерю, оно анахронично изображает Христа, председательствующего на Божественной литургии, подобно византийскому священнику, со всеми атрибутами современного церковного алтаря. Этот образ, должно быть, помог связать опыт современных верующих с этими святыми фигурами Христа и его апостолов из прошлого: когда верующие приближались к алтарю, чтобы принять Евхаристию, они отражали апостолов, которые аналогичным образом приближались ко Христу на мозаике выше.
Возможно, современных зрителей удивит тот факт, что Христос на этом изображении появляется дважды. Художники использовали обычный средневековый визуальный прием, известный как непрерывное повествование, в попытке изобразить два момента в одной сцене: слева Христос предлагает евхаристический хлеб шести апостолам; справа он предлагает евхаристическое вино еще шести апостолам.
Богородица с младенцем в окружении императоров Константина и Юстиниана, юго-западная мозаика вестибюля, начало X века, собор Святой Софии, Константинополь (Стамбул) (фото: византолог, CC BY-NC-SA 2.0)Утерянные фрески
Сильно поврежденные фрески когда-то изображали сына Владимира Ярлослава, его жену Ирину и их детей. Ярослав, ныне утерянный, когда-то был показан предлагающим модель собора Святой Софии Христу, подобно тому, как византийские императоры Константин и Юстиниан предлагают модели Константинополя и Святой Софии Богородице с Младенцем на мозаике десятого века в соборе Святой Софии в Константинополе. .
Раздробленность Киевской Руси
К середине XII века Киев потерял контроль над своими обширными территориями, и Киевская Русь распалась на несколько более мелких государств, которые иногда воевали между собой. На этой иконе XV века из Новгорода (могущественного города Киевской Руси, ныне находящегося в России) изображено сражение 1170 года, когда войска Суздаля (город Киевской Руси, ныне находящийся в России) осадили Новгород (см. карту выше). Главным сюжетом этой иконы является сама другая икона — в данном случае чудотворная икона Богородицы Ораны и Младенца Христа, до сих пор хранящаяся в новгородском Софийском соборе, — которая, по преданию, сыграла решающую роль в битве между Новгород и Суздаль. Этот эпизод иллюстрирует то значение, которое святые образы или иконы Византийской империи сыграли в культуре Киевской Руси, а затем и России.
Иконка разделена на три регистра, в которых повествование о битве разворачивается сверху вниз. Вверху показано, как новгородцы переносят икону Богородицы Оранс и Младенца Христа — практика, унаследованная от византийцев, — в укрепленный центр своего города. Повествование разворачивается справа налево. Справа священнослужители извлекают святыню из храма Спаса на Ильинской улице в восточной части города. Духовенство проходит через середину сцены и попадает в укрепленный центр города, где находится новгородский Софийский собор.
Икона Богородицы Оранс (Богоматерь Знамения), связанная с новгородско-суздальской битвой 1170 г., экспонируется в Софийском соборе Новгорода (фото: Дар Ветер, CC BY-SA 3.0) < https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Icona_Znamenia.jpg>Процесс новгородцев с иконой Богородицы с младенцем (фрагмент), икона с изображением Новгородско-Суздальской битвы (фото: византолог, CC BY-NC- SA 2.0)
Икона с изображением битвы Новгорода и Суздаля (Чудо от иконы Божией Матери Знамение), ок. 1475 г. (Новгородский объединенный музей-заповедник, Новгород, Россия) (фото: византолог, CC BY-NC-SA 2.0)
Новгородцы прикрепили к стенам своего города икону Богородицы с младенцем в качестве защиты от суздальского войска. В среднем регистре суздальская армия атакует справа. Одна из их стрел поражает икону Богородицы с младенцем на стене Новгорода, видную в левом верхнем углу. По преданию, это побудило икону Богородицы повернуться внутрь, к городу Новгороду, и заплакать. Затем сверхъестественная тьма накрыла атакующее войско Суздаля, и в результате нападавшие стали атаковать друг друга.
Новгородское войско с помощью святых побеждает суздальское войско (фрагмент), икона с изображением Новгородско-Суздальской битвы (фото: византолог, CC BY-NC-SA 2.0)
В нижнем регистре воины Новгорода (слева) с помощью святых победоносно контратакуют войско Суздальское (справа). Архангел Михаил, предводитель небесных армий, взмахивает мечом и падает в центр сцены. Дополнительные святые воины в нимбах скачут с новгородскими воинами на конях.
Эта икона и ее сюжет иллюстрируют важную роль, которую византийские иконы стали играть в Киевской Руси и на Руси. В частности, битва между Новгородом и Суздалем иллюстрирует силу, приписываемую Богородице и ее чудотворным иконам, и аналогична аналогичным рассказам из византийской столицы Константинополя. В то же время эта икона с новгородско-суздальской битвой иллюстрирует, как новгородцы приспособили искусство Византии для рассказа собственных историй, в данном случае местного чуда обороны своего города.
Возвышение Москвы, «Третьего Рима»
В середине тринадцатого века Киев и многие его бывшие территории пали перед монгольскими захватчиками, положив конец Киевской Руси. Но после двух веков монгольского владычества в регионе город Москва превратился в новый центр силы. Москва была поздним среди древних городов Киевской Руси, возникших в двенадцатом веке и обретших богатство и власть в четырнадцатом и пятнадцатом веках. Великий князь московский Иван III «Великий», правивший как великий князь Московский с 1462 по 1505 год, около 1480 года добился независимости от монголов и сделал Москву центром того, что теперь стало называться «Россией».
Но по мере возвышения Москвы Византийская империя пала. Константинополь (сегодня Стамбул) пал под властью османов (турецкая династия, чье имя произошло от имени их основателя Османа и правившая с конца 13 века до основания Турецкой Республики в 1924 году) в 1453 году, что положило конец долгой истории Восточной Римская империя, которая началась, когда император Константин посвятил столицу Константинополь в 330 году, которую он также называл «Новым Римом». В последующие годы Москва все чаще считала себя преемницей Византии и даже стала называть себя «Третьим Римом». [1] В 1472 году Иван III женился на Софье Палеологине, племяннице последнего византийского императора, что символически закрепило продолжение Византии в России.
Рублева
ТроицаПомимо Владимирской Богородицы, к этому периоду подъема Москвы относится одно из самых известных произведений русского искусства — икона Святой Троицы, приписываемая Андрею Рублеву. Рублев был влиятельным русским художником, который, вероятно, жил с 1360-х годов примерно до 1430 года. Тексты описывают, как он рисовал Благовещенский собор Московского Кремля вместе с византийским художником Феофаном Греком, хотя эти картины больше не сохранились. (Московский Кремль является укрепленным историческим центром города Москвы и включает в себя несколько дворцов и соборов. Он остается центром правительства России и сегодня.) Рублев, вероятно, написал свою икону 9-го века.0139 Троицкая для Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде, важного подмосковного монастыря, где он был частью церковного иконостаса (барьер, отделяющий алтарь от остальной части храма).
Гармоничные цвета и ритмичные очертания симметричной композиции изображают трех ангелов, которые посетили библейского патриарха Авраама и его жену Сарру в Книге Бытия 18 еврейской Библии или «Ветхого Завета», и им подавали пищу. Христианские богословы долгое время истолковывали это явление трех ангелов как образ Святой Троицы. Византийские изображения этого события, как видно, например, на мозаике шестого века в Сан-Витале, обычно включают Авраама и Сарру, которые играют центральную роль в библейском эпизоде. Но Рублев убрал Авраама и Сарру со своей иконы, позволив зрителю сосредоточиться на упрощенной композиции трех ангелов, сидящих вокруг престола, похожего на алтарь. Новаторская икона Рублева отражает новый вклад России в унаследованную ею византийскую художественную традицию.
Андрей Рублев, Троица, гр. 1410 или 1425-27, дерево, темпера, 142 × 114 см (ТГГ, Москва)
Мозаика «Гостеприимство Авраама и Исаака в жертву», Сан-Витале, освящение 547, Равенна, Италия
Карта, показывающая бывшие территории Византийской империи и Киевской Руси сегодня (лежащая в основе карта © Google)
*
Оспариваемые наследства
Византийская империя и Киевская Русь не сохранились, и их бывшие территории теперь разделены между несколькими государствами (как видно на карте выше). Следовательно, наследие Византии и Киевской Руси часто оспаривается этими современными государствами-правопреемниками, как показывают следующие два конкурирующих памятника.
В 2016 году в Москве, Россия, открытие статуи киевского князя X века Владимира I вызвало международный ужас. Расположенная в тени Кремля — центра правительства России — статуя князя Владимира возвышается над Москвой почти на шестьдесят футов в высоту. Владимир держит в правой руке монументальный крест, а в левой сжимает большой меч.
Открытие памятника князю Владимиру I, Москва, Россия, 4 ноября 2016 г. (фото: mos.ru, CC BY-SA 4.0)
Многим грозная новая статуя князя Владимира в Москве кажется слегка завуалированной отсылкой к очень похожей статуе князя Владимира девятнадцатого века, которая стоит на берегу Днепра в Киеве, Украина, на месте крещения Киевская Русь в христианство византийцев в Х веке. Время установки Москвой новой статуи князя Владимира в 2016 году также имело важное значение: оно совпало с недавней аннексией Крыма Россией и продолжающимся вооруженным конфликтом с Украиной.
Установив новую статую князя Владимира в своей столице, Россия, казалось, претендовала на историческое наследие и, возможно, даже на бывшие территории Киевской Руси, хотя некоторые из этих территорий являются частью других государств, таких как Украина.
В то время как Владимирская Богородица, Святая София в Киеве и другие произведения искусства и архитектуры рассказывают историю обращения Киевской Руси в христианство Византийской империи и последующего возвышения Москвы как нового центра власти , эти более поздние памятники говорят о непреходящем, хотя и оспариваемом, наследии Византии и Киевской Руси в нашем современном мире.
Памятник князю Владимиру I, 1853 г., Киев, Украина (фото: Библиотека Конгресса)
Примечания:
[1] Монах Филофей (или Филофей) Псковский впервые назвал Москву «третьим Римом» в письме 1510 г.
Дополнительные ресурсы
TED-Ed, Откуда взялась Россия? – Алекс Гендлер
Хелен С. Эванс, изд., Византия: вера и сила (1261–1557) (Нью-Йорк: Музей Метрополитен, 2004 г.)
Саймон Франклин, «Русь», в The Oxford Dictionary of Byzantium , vol.