Карлейль томас: Карлейль Томас

Содержание

Карлейль Томас



Карлейль Томас

1795—1881

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Томас Карлейль

Карлейль (Carlyle) Томас (1795-1881), английский публицист, историк и философ. Выдвинул концепцию «культа героев», единственных творцов истории.

+ + +

Карлейль Томас (1795/1881) — английский философ и историк, автор публицистических трудов. Карлейль создал теорию «культа героев», которые, по его мнению, являются единственными творцами истории.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 122.


Карлейль Томас (1795—1881) — английский буржуазный философ и историк. Пропагандировал немецкую идеалистическую философию и реакционный романтизм, близок к

пантеизму. Учение Фихте об активной деятельности субъекта как творческом начале мира Карлейль применил к обществу, обосновывая «культ героев». История общества, по Карлейлю,— это биография великих людей. Карлейль — сторонник исторического круговорота теории. Его критика капитализма близка к «феодальному социализму». Современные буржуазные философы и социологи используют наследие Карлейля для борьбы с марксизмом-ленинизмом. Основные сочинения: «Сартор Ревартус» (1834), «Герои, почитание героев и героическое в истории» (1840), «Прошлое и настоящее» (1843), «История французской революции» (1—3 т., 1837), «Современные памфлеты» (1850).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991

, с. 182.


Философ

Карлейль (Carlyle) Томас (4декабря 1795, Эклфехан, Дамфрис, Шотландия — 5 февраля 1881, Лондон) — британский философ, писатель, историк и публицист. Родился в семье каменщика. Воспитывался в духе сурового пуританизма, в уважении к чувству долга и поклонении труду. С 5 лет учился в местной деревенской школе, начиная с 1805 — в «латинской школе» в Аннане. В 1809 поступил в Эдинбургский университет. Закончив подготовительный курс (предполагавший изучение языков, философии и математики), отказался от плана пройти курс богословия. В 1814 стал учителем математики в Аннане. Здесь Карлейль заинтересовался литературой, изучил немецкий язык. В 1816 подружился со знаменитым впоследствии проповедником Э. Ирвингом; возглавил школу для мальчиков в Кирккальди. С декабря 1819 жил в Эдинбурге, изучал право в университете, давал частные уроки. В 1818—20 сотрудничал в «Эдинбургской энциклопедии» Брюстера, в 1822 получил место домашнего учителя. Первые значительные публикации были посвящены немецкой литературе: в 1822 в «New Edinburgh Review» появилась статья Карлейля о «Фаусте» Гете, в 1823—24 в «London Magazine» — цикл статей «Жизнь Шиллера» (отд. изд. 1825). В 1818—21 пережил духовный кризис, который объяснял тем, что дух исследования, движимый любовью к истине, внушил ему знание, противоречащее вере детства. Карлейль характеризовал свое состояние как потерю надежды и веры, которая есть все в жизни человека. Вся вселенная, в т. ч. собственное «я», казалась ему механизмом, не знающим свободы. Карлейль мучился из-за своей слабости, которая, как он понимал, могла быть преодолена только действием, действие же требовало осознания своей силы, способности противостоять необходимости мертвой природы.

В июне 1821 Карлейль пережил духовное возрождение, преодолев «кошмар неверия», избавившись от страха и приобретя презрение к злу. В 1820-х гг. активно занимался немецкой философией и поэзией, увлекался Гёте, Шиллером, Новалисом, Фр. Шлегелем, Фихте и Шеллингом. Видел свою миссию в пропаганде немецкой культуры. Мировоззрение Карлейля складывалось в эпоху господства в духовной жизни Англии ассоцианистской психологии, утилитаризма в этике и индивидуалистической политической экономии. Такого рода философию Карлейль называл «механической философией прибыли и убытка». Карлейль отвергал системы в философии, ему были близки мистицизм, романтизм, субъективизм и активизм в мировосприятии. В 1820-х гг. признавал логическую безукоризненность «Системы природы» Гольбаха, полагал, что мир есть бесчувственный механизм, враждебный человеческому «я» как источнику и носителю свободы, восстающему против мира. Признавая верным материалистический взгляд на мир, Карлейль понимал, что он основывается на тезисе о реальности материи во времени и пространстве.
Познакомившись через Новалиса и Фр. Шлегеля с учением Канта о феноменальности пространства и времени, Карлейль изменил свои взгляды на мир природы. Однако, в отличие от Канта, он убежден в субстанциальности души как источника силы и творчества. Внутренняя сила души проявляется в духовном и телесном существовании человека, весь же материальный мир Карлейль рассматривает теперь как форму проявления высшей внутренней силы — Бога, обожествляет материю как одеяние Бога. Вечность Бога проявляется в вечности прошлого и вечности будущего, встреча которых составляет настоящее. Вся история для Карлейля представляет непрерывное откровение, и каждый человек, который ищет Бога и проповедует о нем другим, — пророк. И природа, и история, полагает Карлейль, заслуживают благоговейного отношения и «вечного Да». 17 октября 1826 Карлейль женится на Джейн Уэльш, до 1828 живет в Эдинбурге. Публикации 1820-х гг. посвящены в основном немецкой литературе: в 1823 вышел его перевод «Вильгельма Мейстера» (Карлейль послал его Гёте, завязалась переписка, становившаяся все более содержательной; впоследствии была издана; «Жизнь Шиллера» Карлейля вышла на немецком языке с предисловием Гёте), в 1827 — статья о немецкой литературе, в 1828 — статьи о Гёте, Гейне и Бёрнсе, в 1829 — очерки о Вольтере, Новалисе и статья «Признаки времени», в 1830 — статья об истории, в 1832 — три статьи о Гёте, в 1833 — три статьи об истории, роман «Sartor Resartus».
В 1828—1834 годы из-за финансовых трудностей жил в имении Крегенпатток, где работал над «Sartor Resartus». В 1831, находясь в Лондоне в связи с хлопотами вокруг издания романа, Карлейль знакомится с Дж. С. Миллем
. В 1833 знакомится с Р. У. Эмерсоном, американским философом, испытавшим влияние Карлейля; благодаря Эмерсону книга «Sartor Resartus» вышла отдельным изданием в Америке (1836, в Англии — 1838). В 1833—34 роман был опубликовал в «Fraser’s Magazine».

Роман «Sartor Resartus. Жизнь и мысли герра Тейфельсдрека» — сложное литературное произведение, изобилующее символами и аллегориями. В образе главного героя, написавшего труд «Одежда, ее происхождение и философия», Карлейль прослеживает развитие человеческой души к свободе. В главах «Вечное Нет», «Средоточие равнодушия» и «Вечное Да» изображает собственный духовный опыт годов кризиса. Карлейль утверждает, что Бог и собственная душа являются единственной опорой человека. Все существующее родственно нашему духовному существу и, как и оно, исходит от Бога. Поэтому человек должен любить все творение. В романе изложены мысли Карлейля о мире, о вечности и времени, о природе, человеке и разуме, об обществе, религии, Церкви, символах, идеалах, бессмертии, прошлом и будущем и пр. Философия «одежды» оборачивается настоящим миросозерцанием. Пространство, время и все находящееся в них суть только символы Бога, за которыми надо видеть самое Божество. Но мир, платье Бога, не является мертвым, оно — его живое одеяние, и все происходящее в мире символизирует вечную деятельность Бога. Дух каждого века сгорает в пожирающем его пламени, но вместо конца вещей возрождается феникс. За дымом мы видим Божество. Поэтому отношение человека к миру не может быть чисто созерцательным, он должен способствовать рождению нового феникса. В конце книги Карлейль сатирически рисует современное общество, утратившее свою внутреннюю сущность, выродившись в символы, причем как со стороны правящих классов, так и со стороны пролетариата.

Начиная с 1834 Карлейль живет в Лондоне. Здесь он работает над «Историей Французской революции» (опубл. 1837). В 1835 знакомится с Д. Стерлингом, который в 1839 написал очерк о мировоззрении Карлейля — лучшее, по мнению Карлейля, из всего написанного о нем (опубл. в приложении к рус. изд. «Sartor Resartus»). Стерлинг подчеркивает в мировоззрении Карлейля требование благоговейного отношения к миру и человеку, отношения к ним как к чуду; утверждение, что наивысшая форма отношения человека к миру — религия, в основе которой лежит чувство божественного; это последнее — само высочайшая форма божественного в человеческом существовании. Карлейль высоко ценит также поэзию. Главнейшая задача человека — не столько познание, сколько работа, творчество, которые вознаграждают благородные усилия. Сквозь запутанность прошлого и настоящего надо уметь рассмотреть основания человеческих действий. Благоговейное наблюдение, однако, приведет человека в ужас от зла, неправды, слабости, сшибок. Нравственной поддержкой человека в такой ситуации должны служить труд, мужество, простота и правдивость.

После публикации «Sartor Resartus» Карлейль постепенно теряет интерес к литературе, которую и раньше не рассматривал как цель в себе, видя в ней способ постижения мира и человека. Мировоззрение Карлейля развивается в направлении философии истории. В работах «Признаки времени» (1829) и «Характеристика нашего времени» выразилась его критическая позиция по отношению к общественным учреждениям, современной ему общественной философии; Карлейль считает современное общество больным, утверждает, что люди слишком озабочены своим «я», слишком носятся со своими проблемами; наиболее же серьезная болезнь общества — чрезмерное богатство одних и нищета других. Нынешняя ситуация хуже прежней из-за отсутствия веры и идеалов. Люди ничего не делают интуитивно, из глубины своей сущности, все руководствуются затверженными рецептами. Они утратили веру в себя, в действенность собственных усилий, заботятся не о внутреннем усовершенствовании, а о внешнем приспособлении, гонятся за внешними преобразованиями. Между тем реформы преждевременны без самосовершенствования, без достижения свободы не в одном только политическом смысле. В очерке «Чартизм», имевшем огромный общественный резонанс, Карлейль не выступает с партийных позиций, он рассматривает чартизм как симптом общественной жизни, глубоко коренящийся в недовольстве рабочих своим положением. Исследуя общие причины чартизма, Карлейль подробно останавливается на различных сторонах общественной жизни тогдашней Англии, полемизирует с современными экономистами, не принимая тезиса о временном характере бедствий трудящихся, который якобы исчезнет сам собой, не соглашается с принципом полного невмешательства государства в экономическую жизнь. В 1843 в книге «Прошлое и настоящее», отталкиваясь от одной средневековой хроники, Карлейль сравнивает современную ситуацию с прошлым; он утверждает, что прежние крепкие узы между людьми сменились связью в форме денежного договора, а нынешняя формальная свобода людей лишь ухудшила ситуацию, поскольку полностью сняла ответственность за их положение с господ. По Карлейлю, надлежащим образом управлять обществом может только сильный человек, гений. В «Памфлетах последнего дня» (1850) Карлейль критикует современность еще более резко, рассуждая о рабстве, о правительственных учреждениях, парламенте, образцовых тюрьмах (где жизнь заключенных лучше жизни рабочих), двойной морали (англичане исповедуют две религии: по воскресеньям христианство, в будни — политическую экономию) и пр. В своей публицистике Карлейль выступает с позиций морали, совести и долга, пессимистически оценивая современное положение общества.

В 1837—40 Карлейль неоднократно выступал в Лондоне с публичными лекциями. Последний курс был опубликован под названием «О героях, культе героев и героическом в истории» (1840). По Карлейлю, всемирная история есть история, биография великих людей: образователей, покровителей, творцов. Все существующие в мире вещи — воплощение их мыслей и стремлений. Великие люди — пророки, поэты, проповедники, писатели, правители. Вопреки господствовавшим тогда тенденциям Карлейль видит в великих людях чудо, нечто сверхъестественное, пророков, через которых происходит непрерывное откровение Бога. Их души открыты для божественного содержания жизни, их качества — искренность, само-бытность, чувство действительности. В 1845 Карлейль публикует «Письма и речи Оливера Кромвеля», в 1851 — биографию Д. Стерлинга. Последний крупный труд Карлейля — «Жизнь Фридриха Великого» (т. 1—5, 1858—65). В ходе работы над книгой Карлейль дважды посетил Германию (1852, 1858). Во время франко-прусской войны Карлейль выступал с публикациями в «Times» на стороне Германии, за что Бисмарк наградил его орденом «За заслуги». Карлейль оказывал огромное нравственное и литературное (в частности, на Диккенса, Рёскина и др.) влияние на современников, отстаивая в век революций и перемен моральные ценности.

И. В. Борисова

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 218-219.


Историк

Карлейль, Карлайл (Carlyle), Томас (4. XII.1795 — 4.II.1881) — английский публицист, историк, философ. Сын сельского каменщика. Окончил Эдинбургский университет (1814). Философско-исторические взгляды Карлейля сформировались под сильным влиянием германских философов-идеалистов и реакционных романтиков и отчасти Сен-Симона. Энгельс определил мировоззрение Карлейля как пантеизм (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 589). В памфлетах Карлейля «Чартизм» («Chartism», L., 1840), «Теперь и прежде» (L., 1843; рус. пер. — M., 1906) и других произведениях 30 — начала 40-х годов сочувствие трудящимся, глубокая, подчас революционная критика капитализма сочеталась с апофеозом средневековья и призывами к восстановлению феодально-иерархических общественных отношений, что сближало Карлейля с феодальным социализмом. В лучшем историческом сочинении Карлейля «Французская революция» (L., 1837; рус. пер. — СПБ, 1907) наряду с оправданием свержения народными массами прогнившего абсолютизма уже намечается крайне субъективистская идеалистическая концепция «культа героев», развернутая в цикле лекций «Герои, почитание героев и героическое в истории» (L. , 1841; рус. пер. — СПБ, 1908), читанном в 1837-1840 годы. Эта концепция положена в основу «Писем и речей Оливера Кромвеля» («Oliver Cromwell’s letters and speeches», L., 1845-46). По Карлейлю, определяемые провидением законы развития мира открываются лишь «избранным», «героям», единственным действительным творцам истории («история мира — биография великих людей»), а массы — «толпа, орудие в их руках»; героическое начало в обществе периодически ослабевает, и тогда скрытые в толпе слепые разрушительные силы вырываются наружу, пока общество снова не обнаружит в себе «истинных героев» — «вождей» (напримен, Кромвель, Наполеон). Таков, по мнению Карлейля, замкнутый круг истории. По мере развития классовой борьбы пролетариата мелкобуржуазная философско-историческая концепция Карлейля становилась все более реакционной. (См., например, «Памфлеты последнего дня» (L., 1850; рус. пер. — СПБ, 1907) и др.). Восхваляющая прусский милитаризм «История Фридриха Второго Прусского» («History of Friedrich II of Prussia», v. 1-13, 1858-65) свидетельствовала о глубоком кризисе исторического творчества Карлейля. Концепция «культа героев» Карлейля была подхвачена буржуазной историографией и широко используется идеологами империалистической реакции.

И. Н. Неманов. Смоленск.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ — КОШАКЕР. 1965.

Сочинения: The works, v. 1-30, L., 1896-1905; Letters. 1826-1836, v. 1-2, L.-N. Y., 1888.

Литература: Энгельс Ф., Положение Англии. Томас Карлейль. «Прошлое и настоящее», К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1; Маркс К. и Энгельс Ф., Томас Карлейль. «Современные памфлеты. No 1. Современная эпоха. No 2. Образцовые тюрьмы», там же, т. 7; Ленин В. И., Тетради по империализму, Соч., 4 изд., т. 39, с. 509; Неманов И. Н., Субъективистско-идеалистическая сущность воззрений Т. Карлейля на историю общества, «ВИ», 1956, No 4; Froude J. A., Thomas Carlyle, N. Y., 1882; Wilson D. A., Life of Thomas Carlyle, v. 1-6, N. Y., 1923-34; Young L. M., Thomas Carlyle and the art of history, L., 1939; Gascoyne D., Thomas Carlyle, L.-N. Y., 1952.


Карлейль, Карлайл (Carlyle) Томас (4.12.1795, Эклфехан, Шотландия, — 5.2.1881, Лондон), английский философ, писатель и историк. Мировоззрение Карлейля сформировалось под влиянием Гёте, Фихте, Шеллинга и немецких романтиков. Противник французского материализма и шотландского утилитаризма.

В философском романе «Сартор Резартус» (1833—34, рус. пер. 1902) в традиционном для романтизма мифологическом духе создал философскую картину мира, «одетого» в своеобразные символические покрывала-эмблемы, скрывающие трансцендентную реальность природы и общества. Вслед за Фихте рассматривал пространство и время как иллюзию чувств, которая скрывает от человека божественный строй мироздания. Философия, согласно Карлейлю, призвана «разгадать» по символам-эмблемам присутствие пантеистического духа в видимых формах воспринимаемого мира. Романтическому натурализму Карлейля присущ космизм — стремление объединить микрокосм «являющейся» природы со вселенской природой и вечностью, тождественными духу. Субъективизм Карлейля подчас приводил его к солипсизму. Спиритуалистическая философия Карлейля использовалась представителями теософии.

Пантеистический символизм Карлейля распространял на общество и культуру. Он резко критиковал англиканскую церковь и весь строй буржуазных духовных ценностей. В философии истории Карлейль выступил глашатаем «культа героев» — носителей божественного предначертания и духовных творцов исторического процесса, возвышающихся над «средней» массой. Некоторые черты социологии Карлейля дают основание сравнивать её с идеологией «сверхчеловека» Ницше. Развивая концепцию «родственных отношений» между земельными собственниками и низшими классами феодального общества, он идеализировал корпоративную структуру феодализма, выдавая его за социализм. Феодальный социализм Карлейля был подвергнут критике в «Манифесте Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Works…, v. 1—30, L., 1899—1923; в рус. пер. — Историч. и критич. опыты, М., 1878; Этика жизни, СПБ, 1906; Франц. революция, СПБ, 1907; Герои, почитание героев и героическое в истории, СПБ, 1908».


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический справочник).

Историки (биографический справочник).

Исторические лица Англии (Великобритании) (биографический справочник).

Сочинения:

Works, v. 1-30. L., 1899-1923, в рус. пер.: Новалис. М., 1901; Sartor Resartus. Жизнь и мысли герра Тейфельсдрека, кн. 1—3. М., 1902; Этика жизни. Трудиться и не унывать! СПб., 1906; Теперь и прежде. М., 1906; Памфлеты последнего дня. СПб., 1907; Герои, почитание героев и героическое в истории. СПб., 1908; Исторические и критические опыты. М., 1978; Французская революция. История. М„ 1991.

Литература:

Яковенко В. И. Т. Карлейль, его жизнь и литературная деятельность. СПб., 1891; Гензель П. Т. Карлейль. СПб., 1903; Кареев Н. И. Томас Карлейль. Его жизнь, его личность, его произведения, его идеи. Пг, 1923; Саймоне Д. Карлейль. М., 1981; Froude J.A. Thomas Cairlyle: A History of the First Forty Years of Life, 1795-1835. L., 1882; Idem. Thomas Carlyle: A History of His Life in London, 1834—81. L., 1884; Hood E. P. T. Carlyle. Philosophic Thinker, Theologian, Historian and Poet. N. Y., 1970; Campbell I. T. Carlyle. L., 1974.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ


ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Томас Карлейль цитаты (555 цитат)

74   329

Томас Карлейль

Дата рождения: 4. Декабрь 1795
Дата смерти: 5. Февраль 1881
Другие имена: Томас Карлайл

То́мас Ка́рлейль — британский писатель, публицист, историк и философ шотландского происхождения, автор многотомных сочинений «Французская революция» , «Герои, почитание героев и героическое в истории» , «История жизни Фридриха II Прусского» . Исповедовал романтический «культ героев» — исключительных личностей вроде Наполеона, которые своими делами исполняют божественное предначертание и двигают человечество вперёд, возвышаясь над толпой ограниченных обывателей. Известен также как один из блестящих стилистов викторианской эпохи. Wikipedia

Фото: Eliott & Fry, Life; hosted by google / Public domain

Цитаты Томас Карлейль

„Самое неприятное чувство — это чувство собственного бессилия.“

—  Томас Карлейль

О чувствах

„Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить. Наше предназначение не в том, чтобы пытаться ясно разглядеть то, что удалено от нас и скрыто в тумане, но в том, чтобы трудиться над тем, что у нас под рукой.“

—  Томас Карлейль

„В тебе знание того, в чем высшее совершенство. В тебе же и препятствия к достижению его. Твое положение — это то самое, над чем ты должен работать, чтобы приблизиться к совершенству.“

—  Томас Карлейль

О совершенстве

„Революции готовят гении, делают романтики, а её плодами пользуются проходимцы.“

—  Томас Карлейль

Революцию замышляют романтики, осуществляют фанатики, а плодами её пользуются мерзавцы.

„Всякую революцию задумывают романтики, осуществляют фанатики, а пользуются ее плодами отпетые негодяи.“

—  Томас Карлейль

„Насмешка — язык дьявола.“

—  Томас Карлейль

„Если человек знает меру, он знает все.“

—  Томас Карлейль

О мужчинах

„История это квинтэссенция сплетен.“

—  Томас Карлейль

Об истории

„Насколько человек побеждает страх, настолько он человек.

—  Томас Карлейль

О мужчинах, О страхе

„Как только мы чувствуем гнев во время спора, мы перестаём бороться за истину, мы начинаем бороться за себя.“

—  Томас Карлейль

Об истине, О времени, О гневе

„Самый несчастный из людей тот, для кого в мире не оказалось работы.“

—  Томас Карлейль

О мужчинах, О мире

„На поприще литературы дойдут еще до того, чтобы платить писателям за то, что они не писали.“

—  Томас Карлейль

О литературе

„Новая точка зрения всегда оказывается в меньшинстве.“

—  Томас Карлейль

„Из всех проявлений человеческого творчества самое удивительное и достойное внимания — это книги. В книгах живут думы прошедших времен; внятно и отчетливо раздаются голоса людей, прах которых давно разлетелся, как сон. Все, что человечество совершило, передумало, все, чего оно достигло, — все это сохранилось, как бы волшебством, на страницах книг.“

—  Томас Карлейль

О мужчинах, О книгах, О сне

„На нашем лучезарном небосклоне всегда сыщется темное пятно, и это — наша собственная тень.

—  Томас Карлейль

„Молчание глубоко, как Вечность; разговоры мелки, как Время.“

—  Томас Карлейль

О времени

„Из всех наций на свете англичане — самые глупые в беседе и самые умные в деле.“

—  Томас Карлейль

О свете

„Без доброты невозможна истинная радость.“

—  Томас Карлейль

Радость

„Человек с ясной целью будет продвигаться даже по самой плохой дороге. Человек безо всякой цели не продвинется и по самой гладкой.“

—  Томас Карлейль

О мужчинах

„Первая обязанность человека — преодолеть страх. Пока у человека трясутся поджилки, его действия останутся рабскими.“

—  Томас Карлейль

О мужчинах, О страхе

Подобные авторы

Томас Карлайл: биография

Томас Карлайл, шотландский историк, критик и писатель-социолог. родился в деревне Экклефечан, Дамфрисшир, старший ребенок Джеймса Карлайла, каменщика, и Маргарет (Эйткен) Карлайл. Отец был суровым, вспыльчивым, пуританином из пуритан, но в то же время человеком непоколебимой честности и твердого характера. Мать тоже была родом из Шотландии, и оба родителя начали воспитание Томаса дома. С пяти до девяти лет он учился в сельской школе; с девяти до четырнадцати в гимназии Аннана. где он показал знание математики и хорошо знал французский и латынь. В ноябре 1809 г.он шел пешком в Эдинбург и посещал курсы в университете до 1814 года с конечной целью стать министром. Он уехал без степени, стал преподавателем математики в Академии Аннана в 1814 году, а через три года отказался от всех мыслей о поступлении в Кирк, достигнув богословского положения, несовместимого с его учением. Он начал изучать немецкий язык в Эдинбурге и много читал самостоятельно помимо обычной учебной программы. В конце 1816 года он перешел в школу в Керколди, где стал близким другом Эдварда Ирвинга, бывшего ученика школы Аннана, а теперь еще и школьного учителя. Этот контакт был первым опытом истинного интеллектуального общения Карлайла, и эти двое мужчин стали друзьями на всю жизнь. Он пробыл там два года, его привлекла Маргарет Гордон, дама из хорошей семьи (друзья которой наложили вето на помолвку), и в октябре 1818 года бросил школьное обучение и отправился в Эдинбург, где взял учеников-математиков и устроил шоу, читая закон.

В этот период в шотландской столице он начал страдать от желудочных болей, которые продолжали мучить его всю жизнь и, возможно, сыграли большую роль в формировании грубой, грубой ткани его философии. В литературе у него сначала был небольшой успех: серия статей для Эдинбургской энциклопедии принесла мало денег и не принесла особого признания. В 1820 и 1821 годах он посетил Ирвинг в Глазго и подолгу останавливался на новой ферме своего отца, Мейнхилл; а в июне 1821 года в Лейт-Уок, Эдинбург, он пережил поразительное духовное возрождение, о котором рассказывается в Sartor Resartus. Говоря кратко и прозаически, оно состояло во внезапном устранении сомнений относительно благотворного устройства вселенной; полумистическое убеждение в том, что он свободен думать и работать, и что честным усилиям и стремлениям не помешает то, что он называл «вечным нет».

Около года, начиная с весны 1823 года, Карлайл был наставником Чарльза и Артура Буллеров, состоятельных молодых людей, сначала в Эдинбурге, а затем в Данкельде. Теперь также появились первые плоды его глубоких исследований немецкого языка, «Жизнь Шиллера», которая была опубликована сериями в «Лондон мэгэзин» в 1823–1824 годах и выпущена отдельным томом в 1825 году. «Вильгельм Мейстер» Гете, заслуживший похвалу Блэквуда и сразу же признанный очень мастерским исполнением.

В 1821 году Ирвинг уехал в Лондон, а в июне 1821 года Карлейль последовал за своими хозяевами, Буллерами. Но вскоре он отказался от своего наставника и, проведя несколько недель в Бирмингеме, пытаясь вылечить диспепсию, жил с Ирвингом в Пентонвилле, Лондон, и нанес короткий визит в Париж. В марте 1825 года он вернулся; в Шотландии, на ферме своего брата, Ходдам-Хилл, недалеко от Солуэя. Здесь в течение года он усердно работал над немецкими переводами, возможно, более безмятежно, чем до или после, и избавился от того шума, который всегда был проклятием для его чуткого слуха и который позже заставил его построить звуконепроницаемую комнату в своем доме в Челси.

Перед отъездом в Лондон Ирвинг познакомил Карлайла с Джейн Бэйли Уэлш, дочерью хирурга Джона Уэлша, потомком Джона Нокса. Она была красивой, не по годам образованной, талантливой и блестящей мастерицей циничной сатиры. Среди ее многочисленных женихов грубый, неотесанный Карлейль поначалу производил дурное впечатление; но литературная переписка началась, и 17 октября 1826 года, после ухаживания, которое было своего рода битвой сильных воли, они поженились и переехали жить в Камели Бэнк в Эдинбурге, начав с капитала в 200 фунтов стерлингов. Фрэнсис Джеффри, редактор Edinburgh Review, приходился валлийцам двоюродным братом. Он принял Карлейля в качестве соавтора и в 1827 г. напечатал две важные статьи — о «Рихтере» и «Состоянии немецкой литературы».

«Иностранное обозрение» опубликовало два проникновенных эссе о Гёте; а в 1827 году началась сердечная переписка с великим немецким писателем, который поддержал Карлейля (безуспешно) на вакантной кафедре моральной философии в Сент-Эндрюсе. Еще одна заявка на кафедру в университете, на этот раз в новом Лондонском университете, также была отклонена. Попытка романа была уничтожена.

В мае 1828 года Карлайлы переехали в Крейгенпатток, изолированную ферму, принадлежавшую валлийской семье, которая была их постоянным домом до 1834 года. одиночество, вел унылое и пустое существование. Джеффри, который наносил визиты в 1828 и 1830 годах, сказал: «Вынеси свою цветущую Еву из своего проклятого Рая и ищи убежища в нижнем мире», но Карлайл не уважал своего партнера и не хотел. Джеффри даже думал о Карлайле как о своем преемнике на посту редактора Эдинбургской газеты, когда отказался от нее в 1829 году., но дело не могло быть организовано. Памятным визитом в августе 1833 года был визит молодого Ральфа Уолдо Эмерсона, который был любезно принят и стал верным другом.

В Крейгенпаттоке был написан первый из великих комментариев Карлейля о жизни в целом, Sartor Resartus, который появился в журнале Fraser’s Magazine в период с ноября 1833 по август 1834 года. Идея философии одежды не была новой; есть долги перед Свифтом, Жан-Полем Рихтером и другими; но что было новым, так это удивительная юмористическая энергия, моральная сила, находчивое (хотя и эксцентричное) владение английским языком. Пресса осудила его и не выпускала в виде книги до 1838 года; но сейчас он считается одним из самых значительных его произведений. Другими известными работами того времени были эссе о Вольтере, Новалисе и Рихтере (новая статья) в «Иностранном обозрении».

После посещения Эдинбурга и Лондона и неудачной попытки получить должность профессора астрономии в Эдинбурге в январе 1834 года Карлайл решил обосноваться в Лондоне, поселившись в Челси, на Чейн Роу, 5. Его борьба за жизнь усугублялась его отказом заниматься журналистикой: даже предложение работать в «Таймс» было отклонено; и вместо этого началась грандиозная история Французской революции. Весной 1835 года произошел один из величайших литературных подвигов. Рукопись первого тома новой работы была одолжена философу Дж. С. Миллю, который, в свою очередь, одолжил ее некой миссис Тейлор. Неграмотная хозяйка приняла его за макулатуру и сожгла. Милль был безутешен; Карлейль вел себя с величайшим стоицизмом и благородством, и его лишь с трудом уговорили принять 100 фунтов стерлингов в качестве небольшой денежной компенсации.

Французская революция была переписана, и ее публикация в январе 1837 года принесла похвалу Теккерею, Саути, Халламу и другим влиятельным людям и укрепила репутацию Карлейля как одного из выдающихся литераторов того времени. Тем не менее, он продавался медленно, и ему пришлось прибегнуть к публичным лекциям (организованным Гарриет Мартино), чтобы собрать средства; и только в 1842 году, когда миссис Уэлш умерла и оставила им ренту, Карлайлы смогли избавиться от финансовых забот.

Внешних событий в жизни Карлайла мало. С момента своего основания в Лондоне его история была историей огромной работы и постепенного создания литературной славы, которая стала всемирной. В сороковые годы и далее он становился все более и более востребованным литераторами, государственными деятелями и аристократией, а среди его друзей были такие имена, как Монктон Милнс, Тиндалл, Пил, Фруд, Гроте, Браунинг и Раскин. Одна дружба со священником Джоном Стерлингом была тесной и теплой и оставила свой след в Life, опубликованном в 1851 году. Другая дружба, с леди Харриет Эшбертон, вызвала серьезные разногласия в доме Карлайлов, хотя миссис Карлайл решительно не одобряла ее. не было никаких намеков на что-то большее, чем высокое взаимное уважение.

Аранжировка в сером и черном, № 2: Портрет Карлайла Джеймс Эббот Макнейл Уистлер (1834–1903). 1872-73 гг. Холст, масло, 171 х 143,5 см. Коллекция: Художественная галерея и музей Келвингроув в Глазго, Шотландия.

В литературе Карлейль все более и более отходил от демократических идей. Чартизм, «О героях прошлого и настоящего» и Кромвель развили его тезис о том, что народу нужен сильный и безжалостный правитель, и он должен подчиняться ему. Брошюры последних дней, в том числе «Статуя Гудзона», излили все его презрение к филантропическим и гуманитарным тенденциям того времени. Его последним монументальным возвеличением силы была шеститомная история Фридриха II Прусского: Зовут Фридриха Великого. Следуя своему обычаю, он дважды посетил Германию, чтобы осмотреть место происшествия (в 1852 и 1858 годах), и передал огромное количество материалов. Первые два тома вышли осенью 1858 г., сразу же были переведены на немецкий язык и признаны шедевром. Остальные тома появились в 1862, 1864 и 1865 годах. В последний год Карлайл был назначен лордом-ректором Эдинбургского университета. Еще будучи на севере, после произнесения инаугурационной речи он узнал о внезапной смерти своей жены от сердечной болезни и тем самым погрузился в глубочайшее горе.

С тех пор наступил постепенный упадок. Осенью 1866 года Карлайл присоединился к комитету защиты губернатора Ямайки Эйра, который был отозван за предполагаемую жестокость при подавлении восстания. В следующем году он написал трактат «Стрельба по Ниагаре» против Закона о реформе (который внес улучшения в британскую систему франчайзинга). Он был на стороне пруссаков в войне 1870-71 гг.; в 1874 году он был награжден высоким прусским орденом Pour le Merite и в том же году отказался от предложения Дизраэли Большого креста ордена Бани и пенсии. Он умер 4 февраля 1881 года и был похоронен в Экклефехане.

Личный характер Карлейля и его философия одинаково полны противоречий и едва ли поддаются краткому изложению. Самый возвышенный приверженец идеала, он мог быть в высшей степени грубым и немилосердным по отношению к работе и личностям других — даже к такому человеку, как Чарльз Лэмб. Апостол мужества и выносливости, он был самым громогласным и нелюбезным ворчуном. Его любовь к жене была глубокой и неизменной, но ее жизнь с ним часто была мучением. Хотя он ненавидел филантропию и либеральное законодательство в утилитарном ключе и все больше и больше восхищался деспотизмом, он мог язвительно отзываться о «аристократии, сохраняющей дичь», а в личной жизни быстро избавлялся от страданий.

Из его учений невозможно извлечь связную философию: это скорее как пророк и провидец, что он имеет свое место. Он был слеп к величайшему явление своего времени — возникновение науки как истолкователя мироздания — и оскорбительно отозвался о Дарвине. Формальная экономика также навлекла на себя его порицание. Его теологическая позиция самая трудная всего определить. В раннем возрасте он обнаружил, что не может подписаться ни на какие православных вероучений, но еще более осуждал атеизм чем у Кирка, и никогда не переставал страстно верить в личного Бога. Его центральным принципом было поклонение силе; и, начав как радикал, он стал презирать демократическую систему и все больше превозносить ценность и необходимость сильного и сурового правительства, при котором сами люди не должно иметь доли.

В литературе он был пионером, который исследовал и сделал известным творчество современной Германии. Его литературные суждения были проницательны и (когда у него был близкий по духу предмет) справедливы; а в отношении таких людей, как Вольтер, Бернс и Джонсон, он выносил приговоры, которые приближались к окончательности. Как историк он на самом высоком уровне. За исключением некоторых незначительных ошибок в деталях, он освещал прошлое с поразительной проницательностью и делал своих персонажей реальными, а сцены драматичными. Его стиль — необыкновенная фарраго, прыжки, а не плавность, придумывание странных слов и экстравагантные эволюции; однако в совокупности он производит впечатление великолепного стиля, пронизанного юмором, иронией и страстью; невозможное для подражания, совершенно личное, жгучее и убедительное.

«Гений Карлейля, — писал Гектор Макферсон, — был многогранен. Он затронул и облагородил национальную жизнь во всех ее аспектах. Он поднял целое поколение молодых людей из застойной атмосферы материализма и мертвой ортодоксии в область Вместе с мастером Баллиолом мы верим, что «ни один английский писатель не сделал больше, чтобы возвысить и очистить наши представления о жизни и заставить нас осознать, что духовные вещи реальны и что, в конечном счете, нет другая реальность».

(Из британских авторов девятнадцатого века, 115-118)



Викторианский
Интернет


Авторы


Томас
Карлайл


Биография

Последнее изменение 1988

Carlyle объявляет о продаже компании Thomas Scientific компании Broad Sky Partners

Пресс-релиз

Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, 27 января 2022 г.  – Глобальная инвестиционная компания Carlyle (NASDAQ: CG) объявила сегодня о том, что фонды, управляемые Carlyle, продали компанию Thomas Scientific, ведущего дистрибьютора и партнера по снабжению в области наук о жизни, компании Broad Sky. Партнеры. Финансовые условия сделки не разглашаются.

Компания Thomas Scientific, основанная в 1900 году, предоставляет научному сообществу комплексные предложения расходных материалов, оборудования и решений для цепочки поставок, поддерживая все лабораторные исследования, биофармацевтические препараты, медицинское оборудование, клиническую диагностику, чистые помещения и другие сопутствующие конечные рынки. Располагая национальной сетью из восьми дистрибьюторских и сервисных центров, поддерживаемой высокотехнологичной коммерческой организацией, службой поддержки клиентов и организацией по стратегическому снабжению, Thomas Scientific уже более 120 лет является надежным партнером научного сообщества.

С момента приобретения Thomas Scientific в 2017 году компания Carlyle успешно сотрудничала с управленческой командой, чтобы ускорить рост компании за счет расширения возможностей ее продуктов и сферы распространения за счет четырех дополнительных приобретений. Carlyle также увидела потенциал для создания ценности, помогая Thomas Scientific выйти на более быстрорастущие конечные рынки, включая биофармацевтику и молекулярную диагностику. В дополнение к этим инициативам по развитию, Thomas Scientific расширила свою деятельность от простого дистрибьютора до глобального стратегического партнера по поиску поставщиков, что позволило ему обслуживать множество новых клиентов на протяжении всей пандемии.

Випул Амин, управляющий директор Carlyle, сказал: «Мы гордимся нашим партнерством с управленческой командой мирового уровня в Thomas Scientific, которая трансформирует бизнес из ведущего регионального игрока в ведущего национального игрока, с комплексным предложением продуктов, превосходным обслуживанием клиентов. обслуживание и надежная цепочка поставок, обслуживающая как малые, так и крупные лаборатории. Несомненно, Томас имеет уникальную возможность продолжать расширять свое присутствие на рынке».

Джеймс Шиллито, директор Carlyle, добавил: «У Thomas Scientific есть светлое будущее, если мы будем опираться на фундаментальные инвестиции, сделанные в последние годы. Carlyle гордится тем, что сыграла свою роль в ускорении роста компании и заложила основу для следующих 100 лет существования этого легендарного бренда».

Чарльз Симмонс, президент и главный исполнительный директор Thomas Scientific, сказал: «Последние четыре года были трансформационными для нашей компании, и ресурсы и консультации Carlyle сыграли важную роль в создании значимой ценности и позиционировании Thomas Scientific для расширения своих возможностей для обслуживания наших клиентов».

Компания Jefferies LLC выступала в качестве ведущего финансового консультанта, Бэрд — в качестве финансового консультанта, а Latham & Watkins LLP — в качестве юридического консультанта компании Thomas Scientific.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *