И Кант — Основы метафизики нравственности читать онлайн
12 3 4 5 6 7 …27
Кант И
Основы метафизики нравственности
И. Кант
Основы метафизики нравственности
ПРЕДИСЛОВИЕ *
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
ПЕРЕХОД ОТ ОБЫДЕННОГО НРАВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ ИЗ РАЗУМА К ФИЛОСОФСКОМУ
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ
ПЕРЕХОД ОТ ПОПУЛЯРНОЙ НРАВСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ К МЕТАФИЗИКЕ НРАВСТВЕННОСТИ
Автономия воли как высший принцип нравственности *
Гетерономия воли как источник всех ненастоящих принципов нравственности *
Деление всех возможных принципов нравственности, исходящее из принятого основного понятия гетерономии *
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ
ПЕРЕХОД ОТ МЕТАФИЗИКИ НРАВСТВЕННОСТИ К КРИТИКЕ ЧИСТОГО ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА
Понятие свободы есть ключ к объяснению автономии воли *
Об интересе, присущем идеям нравственности *
Как возможен категорический императив? *
О крайней границе всякой практической философии *
Заключительное замечание *
ПРЕДИСЛОВИЕ
Древнегреческая философия разделялась на три науки: физику, этику и логику. Это деление полностью соответствует природе вещей, и нет нужды в нем что-либо исправлять; не мешает только добавить принцип этого деления, чтобы таким образом отчасти увериться в его полноте, отчасти получить возможность правильно определить необходимые подразделения.
Все познание из разума или материально и рассматривает какой-нибудь объект, или формально и занимается только самой формой рассудка и разума и общими правилами мышления вообще, без различия объектов. Формальная философия называется логикой, материальная имеет дело с определенными предметами и законами, которым они подчинены, и в свою очередь делится на две [части]. Дело в том, что эти законы суть или законы природы, или же законы свободы. Наука о первых законах носит название физики, наука о вторых есть этика; первая называется также учением о природе, а последняя — учением о нравственности.
Логика не может иметь никакой эмпирической части, т. е. такой, в которой всеобщие и необходимые законы мышления покоились бы на основаниях, взятых из опыта; в противном случае она не была бы логикой, т. е. каноном для рассудка или разума, который имеет силу и должен быть показан при всяком мышлении.
Естественная же философия, так же как и нравственная, может иметь свою эмпирическую часть, потому что первая должна определять свои законы природе как предмету опыта, вторая же — воле человека, поскольку природа воздействует на нее; при этом первые законы [определяются] как законы, по которым все происходит, вторые же — как законы, по которым все должно происходить, однако следует принимать во внимание условия, при которых оно часто не происходит.
Всякую философию, поскольку она опирается на основания опыта, можно назвать эмпирической, а ту, которая излагает свое учение исключительно из априорных принципов,- чистой философией. Последняя, если она только формальна, называется логикой; если же она занимается лишь определенными предметами рассудка, то она называется метафизикой..
Так возникает идея двоякой метафизики — метафизики природы и метафизики нравственности. Физика, следовательно, будет иметь свою эмпирическую, но также и рациональную часть; точно так же и этика, хотя здесь эмпирическая часть в отдельности могла бы называться практической антропологией, а рациональная — собственно моралью.
Все промыслы, ремесла и искусства выиграли от разделения труда, когда человек не один делает все, а каждый, дабы иметь возможность выполнить свою работу наиболее, совершенно и с большей легкостью, занимается определенным трудом, который по способу своего выполнения заметно отличается от других видов труда. Где нет такого различия и разделения работ, где каждый мастер на все руки, там ремесла находятся еще в состоянии величайшего варварства. Хотя вполне достойным предметом для размышления может сам по себе быть вопрос, не требует ли чистая философия во всех своих частях своего особливого человека и не лучше ли было бы для всей ученой профессии в целом, если бы те, кто так привык сбывать вперемешку эмпирическое и рациональное по вкусу публики во всевозможных им самим неизвестных пропорциях, те, кто величает себя самостоятельно мыслящими людьми, а других, изготовляющих только рациональную часть, называет умствователями, были предохранены от занятия сразу двумя делами, которые совершенно различны по способу своего выполнения, для каждого из которых требуется, быть может, особый талант и соединение которых в одних руках создает лишь кропателей,- тем не менее я здесь спрошу только, не требует ли природа науки, чтобы эмпирическая часть тщательно отделялась всегда от рациональной и чтобы собственной (эмпирической) физике предпосылалась метафизика природы, а практической антропологии — метафизика нравственности, тщательно очищенная от всего эмпирического? [Решение этого вопроса необходимо для того], чтобы узнать, чего может добиться в том и другом случае чистый разум и из каких источников он сам apriori черпает свое учение; относительно последнего дела, впрочем, безразлично, занялись бы им все моралисты (коих бесчисленное множество) или только те, кто чувствует к тому призвание.
Так как я имею здесь предметом, собственно, нравственную философию, то предложенный вопрос свожу к следующему: не следует ли думать, что крайне необходимо разработать наконец чистую моральную философию, которая была бы полностью очищена от всего эмпирического и принадлежащего к антропологии, ведь то, что такая моральная философия должна существовать, явствует само собой из общей идеи долга и нравственных законов. Каждому необходимо согласиться с тем, что закон, если он должен иметь силу морального закона, т. е. быть основой обязательности, непременно содержит в себе абсолютную необходимость; что заповедь не лги, действительна не только для людей, как будто другие разумные существа не должны обращать на нее внимание, и что так дело обстоит со всеми другими нравственными законами в собственном смысле, что, стало быть, основу обязательности должно искать не в природе человека или в тех обстоятельствах в мире, в какие он поставлен, a apriori исключительно в понятиях чистого разума и что каждое другое предписание, которое основывается на принципах одного лишь опыта, и даже общее в каком-то отношении предписание, бели только оно хоть в малейшей степени быть может, лишь по одной побудительной причине — опирается на эмпирические основания, можно, правда, назвать практическим правилом, но никогда нельзя назвать моральным законом.
Таким образом, из всего практического познания моральные законы вместе с их принципами не только существенно отличаются от всего прочего, в чем заключается что-то эмпирическое, но вся моральная философия всецело покоится на своей чистой части. Будучи применима к человеку, она ничего не заимствует из знания о нем (из антропологии), а дает ему как разумному существу априорные законы, которые, конечно, еще требуют усиленной опытом способности суждения, для того чтобы, с одной стороны, распознать, в каких случаях они находят свое применение, с другой стороны, проложить им путь к воле человека и придать им силу для их исполнения; ведь хотя человеку и доступна идея практического чистого разума, однако, ему, как существу, испытывающему воздействие многих склонностей, не так-то легко сделать ее in concrete действенной в своем поведении.
Читать дальше
12 3 4 5 6 7 …27
Метафизика нравов. «Ты должен, значит, ты можешь» читать онлайн бесплатно
Здесь есть возможность читать онлайн «Иммануил Кант: Метафизика нравов. «Ты должен, значит, ты можешь»» — ознакомительный отрывок электронной книги, а после прочтения отрывка купить полную версию. В некоторых случаях присутствует краткое содержание. Город: Москва, год выпуска: 2019, ISBN: 978-5-907149-18-2, издательство: Литагент Алгоритм, категория: Философия / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:
любовные романы фантастика и фэнтези приключения детективы и триллеры эротика документальные научные юмористические анекдоты о бизнесе проза детские сказки о религиии новинки православные старинные про компьютеры программирование на английском домоводство поэзия
Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:
- Описание
- Другие книги автора
- Правообладателям
- Похожие книги
Метафизика нравов. «Ты должен, значит, ты можешь»: краткое содержание, описание и аннотация
Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Метафизика нравов. «Ты должен, значит, ты можешь»»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.
Иммануил Кант (1724 – 1804) оказал огромное влияние на развитие классической философии в мире. В своих трудах он затронул самые важные вопросы мироздания и человеческого общества, ввел многие основополагающие понятия, в том числе «категорический императив». По мнению Канта, категорический императив – это главные правила, которыми должны руководствоваться как отдельные личности, так и общество в целом, и никакие внешние воздействия, так называемые «объективные причины» не должны мешать выполнению этих правил. В книге приводятся работы Канта о нравственности, истоках добра и зла в душе человека, а также об императивных законах, нарушение которых ведет к деградации личности.
Иммануил Кант: другие книги автора
Кто написал Метафизика нравов. «Ты должен, значит, ты можешь»? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.
Уважаемые правообладатели!
Эта книга опубликована на нашем сайте на правах партнёрской программы ЛитРес (litres.ru) и содержит только ознакомительный отрывок. Если Вы против её размещения, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на [email protected] или заполните форму обратной связи.
Метафизика нравов. «Ты должен, значит, ты можешь» — читать онлайн ознакомительный отрывок
Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Метафизика нравов. «Ты должен, значит, ты можешь»», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.
Шрифт:
↓
↑
GeorgiaGeorgiaTahomaArialVerdanaSymbol
Интервал:
↓
↑
Закладка:
Сделать
1234567…99
Иммануил Кант
Метафизика нравов. «Ты должен, значит, ты можешь»
© Перевод с немецкого С.Я. Шейнман-Топштейн и Ц.Г. Арзаканьяна.
Вступительная статья М. М. Филиппова; примечания А. А. Тахо-Годи, 2019
© ООО «Издательство Родина», 2019
Предисловие
Начало XVIII столетия стало периодом интенсивного развития как в промышленности, так и в интеллектуальном отношении для города Кенигсберга – родины Иммануила Канта.
Польское владычество с его постоянными неурядицами, с преобладанием землевладельческих интересов и отсутствием сколько-нибудь значительных промышленных центров мало способствовало развитию среднего сословия. С тех пор, однако, как великий курфюрст утвердил господство Бранденбурга над южным берегом Балтийского моря, торговое значение Кенигсберга быстро возросло. Кенигсберг стал главным пунктом сношений между земледельческой Польшей и торговыми странами Запада – Голландией и Англией. Вместе с торговлей развились и ремесла, занесенные сюда главным образом выходцами из Германии. Город стал принимать все более и более немецкое обличье, улицы получили немецкие названия, протестантские кирки заняли место костелов.
Кроме выходцев из Германии, в Кенигсберге было много иностранцев разных национальностей – шведов, англичан, шотландцев, голландцев. К числу таких иностранцев принадлежал и дед Канта. В конце XVII века политические и религиозные притеснения вызвали усиленную эмиграцию из Шотландии. Неизвестно, какие причины побудили деда великого философа поселиться в Тильзите. Еще отец Канта, Иоганн Георг, считал себя шотландцем и писал свою фамилию по-шотландски (Cant вместо Kant). Так подписывался первоначально и сам философ, но, заметив, что некоторые немцы произносят его фамилию неправильно (Цант вместо Кант), усвоил немецкую орфографию.
Шотландское происхождение представляет некоторый интерес в том отношении, что сближает Канта по крови с философом, наиболее родственным ему по духу, – Юмом. Не следует, однако, забывать, что по матери Кант был чисто немецкого происхождения – мать его в девичестве носила фамилию Рейтер. Среда, в которой воспитывался Кант, состояла почти исключительно из мелких немецких бюргеров, купцов и ремесленников. С английскими купцами, принадлежавшими к составу лучшего кенигсбергского общества, Кант сблизился уже в зрелых летах. Отец Канта был по ремеслу седельным мастером и жил в так называемом Седельном переулке, возле Зеленого моста, центра речной торговли Кенигсберга. В скромном домике, на котором красовалась вывеска его отца, 22 апреля 1724 года родился Иммануил Кант. Из одиннадцати братьев и сестер он был четвертым; у него было три брата и семь сестер. Шестеро из одиннадцати умерли в раннем детстве. Единственный оставшийся в живых брат Канта был на одиннадцать лет моложе философа, отличался хорошими, но далеко не гениальными способностями, изучал богословие, историю и филологию, к философии питал мало склонности и никогда не мог понять умозрений своего брата.
О родителях Канта известно немногое, и притом главным образом лишь со слов самого Канта. В начале XVIII века в Кенигсберге, как и во многих городах северной Пруссии, был значительно распространен пиетизм, созерцательное религиозное настроение, представлявшее резкий контраст с проникнутым канцелярскими началами правоверным протестантизмом. При умеренно мистическом направлении пиетизм имел по преимуществу моральный характер и господствовал главным образом среди ремесленников и низшего духовенства. Как и во всяком религиозном сектантстве, в пиетистическом направлении был немалый элемент ханжества. Но той скромной среде, в которой вращался Кант, это ханжество было совершенно чуждо.
Влияние пиетизма прежде всего отразилось на чисто внешних сторонах его домашней обстановки. По словам самого Канта, он никогда не слышал от своих родителей ничего неприличного и не видел ничего недостойного.
Кант походил на мать характером и телосложением: от нее он унаследовал впалую слабую грудь. С раннего детства Кант отличался слабым здоровьем. Мать нежно любила хилого ребенка, холила его и много занималась его воспитанием. Мальчик обнаружил острую наблюдательность и пытливость. Говорят, что мать, несмотря на свое ограниченное образование, значительно развивала его пытливость. Гуляя с ним, она постоянно обращала внимание сына на окружающую природу, поясняя свои слова цитатами из псалмов и других мест Библии, в которых восхваляется благость и премудрость Творца. Таким образом, то доказательство бытия Божия, которое известно под названием физико-теологического и которое Кант ценил даже после того, как отверг его, было ему известно в наивной и простодушной форме еще в младенческие годы. С ним связывались для Канта лучшие воспоминания детства, оно вызывало в его памяти первые уроки матери. Все это чрезвычайно важно в психологическом отношении. Любопытно, что и нравственное учение Канта имеет несомненную психологическую связь с первыми впечатлениями его детства. Связь эту открыто признавал сам философ. На семьдесят четвертом году жизни он писал епископу Линдблому, что может относительно своего генеалогического дерева похвастать лишь одним, а именно: что и отец, и мать его были ремесленники, отличавшиеся честностью, нравственной пристойностью и образцовой порядочностью, не имея состояния, но зато и долгов, «и дали воспитание, которое с моральной точки зрения не могло быть лучшим». По словам Канта, каждый раз, когда он вспоминал о том, чем обязан родителям с нравственной стороны, он чувствовал себя преисполненным трогательной благодарностью.
Читать дальше
1234567…99
Шрифт:
↓
↑
GeorgiaGeorgiaTahomaArialVerdanaSymbol
Интервал:
↓
↑
Закладка:
Сделать
Похожие книги на «Метафизика нравов. «Ты должен, значит, ты можешь»»
Представляем Вашему вниманию похожие книги на «Метафизика нравов. «Ты должен, значит, ты можешь»» списком для выбора. Мы отобрали схожую по названию и смыслу литературу в надежде предоставить читателям больше вариантов отыскать новые, интересные, ещё не прочитанные произведения.
Иммануил Кант
Иммануил Кант
Игорь Нарский
Иммануил Кант
Иммануил Кант
Пол Стретерн
Обсуждение, отзывы о книге «Метафизика нравов. «Ты должен, значит, ты можешь»» и просто собственные мнения читателей. Оставьте ваши комментарии, напишите, что Вы думаете о произведении, его смысле или главных героях. Укажите что конкретно понравилось, а что нет, и почему Вы так считаете.
Основание для метафизики морали: резюме
Философию можно разделить на три области: физика (изучение физического мира), этика (изучение морали) и логика (изучение логических принципов). Эти области могут включать либо «эмпирическое» изучение нашего опыта, либо «чистый» анализ понятий. «Метафизика» — это изучение чистых понятий в их отношении к моральному или физическому опыту.
Люди обычно предполагают, что моральные принципы должны применяться ко всем разумным существам в любом месте и во все времена. Следовательно, моральные принципы должны основываться на понятиях разума, а не на особенностях культуры или личности. Цель Основание для метафизики морали состоит в том, чтобы развить более ясное понимание моральных принципов, чтобы люди могли лучше избегать отвлекающих факторов.
Можно выделить несколько общих принципов моральных обязанностей. Во-первых, действия нравственны тогда и только тогда, когда они совершаются исключительно ради нравственности (без каких-либо скрытых мотивов). Во-вторых, о нравственном качестве поступка судят не по его последствиям, а по мотиву, его вызвавшему. В-третьих, действия являются моральными тогда и только тогда, когда они совершаются из уважения к моральному закону (в отличие от какой-либо другой мотивации, такой как потребность или желание).
Поскольку нельзя учитывать конкретные интересы, обстоятельства и последствия, моральный «закон» должен быть общей формулой, применимой во всех ситуациях. Вместо того, чтобы предписывать конкретные действия, он должен выражать принцип, согласно которому действия должны совершаться с чистыми мотивами, без учета последствий и из чистого уважения к закону. Формула, отвечающая этим критериям, следующая: мы должны поступать так, чтобы мы хотели, чтобы максима (побудительный принцип) нашего действия стала всеобщим законом. Люди обладают приличным интуитивным чутьем к этому закону. Тем не менее, для философии полезно четко сформулировать закон, чтобы люди могли помнить о нем.
Практически невозможно найти примеры чистых нравственных поступков. Почти каждое действие, которое мы наблюдаем, может быть объяснено каким-либо интересом или мотивом, отличным от чистой морали. Однако это не должно нас обескураживать, ибо моральные принципы исходят из разума, а не из опыта. В самом деле, моральные принципы не могут исходить из опыта, ибо все переживания зависят от конкретных обстоятельств, тогда как моральные принципы должны иметь абсолютную значимость, независимую от всех обстоятельств.
Поскольку он применим во всех обстоятельствах, фундаментальный моральный принцип разума можно назвать «категорическим императивом». Категорический императив можно выразить по той же формуле, что и нравственный закон: поступай только так, чтобы максима (побудительный принцип) твоего поступка стала всеобщим законом. Когда люди нарушают категорический императив, они применяют к своему поведению иной стандарт, чем они хотели бы применять ко всем остальным в форме универсального закона. Это противоречие, нарушающее принципы разума.
Категорический императив можно также сформулировать как требование, согласно которому мы не должны относиться к другим разумным существам как к простому средству для достижения наших собственных целей. Рациональные существа обладают способностью преследовать заранее определенные цели («цели») посредством своей воли, однако в достижении своих целей они никогда не думают о себе как о простом средстве для достижения другой цели; они сами являются целью своих действий — они являются «целями сами по себе». Если мы относимся к другим разумным существам как к простым средствам, мы противоречим тому факту, что все разумные существа являются целями сами по себе. В этом случае наши принципы не могли бы быть универсальными. законы, и мы нарушили бы категорический императив»9.0003
Другой способ выразить мысль о том, что разумные существа являются самоцелями, состоит в том, чтобы сказать, что разумные существа являются одновременно авторами и субъектами принципов, которые они осуществляют своей волей. Категорический императив можно также сформулировать как требование, чтобы мы действовали только в соответствии с принципами, которые могли бы быть законами в «царстве целей», то есть в правовом сообществе, в котором все разумные существа являются одновременно творцами и субъектами всех законы.
До сих пор аргумент установил, что такое моральный закон, но не показал, почему мы считаем, что должны быть моральными. Основой морали является понятие свободы. Свобода — это способность дать свой собственный закон своей воле. Когда мы следуем требованиям какой-то потребности, желания или обстоятельства, мы находимся в состоянии «гетерономии»; наша воля определяется чем-то вне нас самих. Когда мы следуем категорическому императиву и выбираем максимы, которые могли бы быть универсальными законами, мы находимся в состоянии «автономии»; мы используем разум, чтобы определить для себя наш собственный закон. Другими словами, мы свободны.
Свобода воли никогда не может быть продемонстрирована на опыте. Принцип разума состоит в том, что все, что мы понимаем, может быть объяснено на основе предшествующих условий. Другими словами, мир, который мы наблюдаем и понимаем, — это мир, управляемый принципом, согласно которому каждое событие было вызвано другим событием. Однако этот мир есть не что иное, как картина, которую разум развивает, придавая смысл «явлениям». Мир «вещей в себе» — объектов, лежащих в основе явлений, — может иметь различные качества, в том числе и свободу воли. Мы не можем знать вещи сами по себе. Таким образом, свобода воли не может быть ни доказана, ни опровергнута. Все, что мы можем знать, это то, что у нас есть понятие свободы воли и что мораль может основываться на этом понятии.
Основание для метафизики морали Глава 1. Резюме и анализ
Резюме
Единственная вещь в мире, которая однозначно хороша, — это «добрая воля». Качества характера (остроумие, интеллект, отвага и т. д.) или качества удачи (богатство, статус, хорошее здоровье) могут быть использованы как в хороших, так и в плохих целях. Напротив, добрая воля по своей сути хороша, даже если ее усилия не приносят положительных результатов.
Принцип строения природных организмов состоит в том, что каждой из их целей служит орган или способность, наиболее подходящие для этой цели. Высшими целями каждого человека являются, по-видимому, самосохранение и достижение счастья. Разум, по-видимому, не так хорошо подходит для этих целей, как инстинкт. Действительно, люди с утонченным разумом часто менее счастливы, чем массы. В результате утонченные люди часто завидуют массам, а простые люди относятся к разуму с презрением. Дело в том, что разум служит целям более высоким, чем индивидуальное выживание и личное счастье. Функция разума состоит в том, чтобы вызвать волю к добру
Конкретные обязательства доброй воли называются «обязанностями». Мы можем сделать три общих предположения о долге. Во-первых, действия действительно хороши, когда они предпринимаются только ради долга. Люди могут действовать в соответствии с долгом из какого-либо интереса или принуждения, отличного от долга. Например, бакалейщик обязан предлагать справедливую цену всем покупателям, но бакалейщики соблюдают эту обязанность не только из чувства долга, но и потому, что конкуренция других бакалейщиков вынуждает их предлагать самую низкую возможную цену. Точно так же все люди обязаны помогать другим в беде, но многие люди могут помогать другим не из чувства долга, а скорее потому, что им доставляет удовольствие делиться счастьем с другими людьми.
Более подлинным примером долга может быть человек, который не чувствует склонности к филантропии, но который, тем не менее, помогает другим, потому что он или она признает, что это его долг.Второе положение заключается в том, что действия оцениваются не в соответствии с целью, которую они должны были достичь, а скорее в соответствии с «максимой» или принципом, который служил их мотивацией. Этот принцип аналогичен первому. Когда кто-то предпринимает действие, руководствуясь исключительно чувством долга, он делает это потому, что признал моральный принцип, действительный a priori. Напротив, если они предпринимают действие для достижения определенного результата, то у них есть мотивация, выходящая за рамки простого долга.
Третье положение, также связанное с первыми двумя, заключается в том, что обязанности должны выполняться из «благоговения» перед «законом». Любой организм может действовать инстинктивно. Случайные события могут привести к положительным результатам.