Кремль с нуля: как стихийное бедствие раз и навсегда изменило облик Москвы
Высокие белые стены, сложенные из известняка, башни без шпилей и острых наверший, деревянные заплаты на месте выпавших камней и маленькая Красная площадь — а может быть, ее еще нет. Такой средневековую Москву увидел бы путешественник во времени, перенесшийся в XIV век. Узнать нынешний мегаполис в городе Дмитрия Донского тем не менее можно. Великий князь возвел каменный кремль, установив его границы так, что они почти совпали с сегодняшними. На раскопках 1970 года у Кремлевской стены обнаружили белокаменный фундамент, вероятно, поставленный еще Донским. Если это предположение верно, победитель Мамая на Куликовом поле не только полностью перестроил крепость, но и заложил основу городского пейзажа современной столицы России.
Первый камень
Читайте также
Все было иначе: ошибки изменили память о Куликовской битве
Происхождение названия «кремль» теряется в глубине веков. По одной из версий, слово это — греческого происхождения и означает «крутую гору». Если это так, «кремль» и «кремний» — одного корня. Есть и другая версия, сближающая «кремль» с «кромом» — древнерусским обозначением для понятия «крепость». Достоверно одно: 700 лет назад Московский Кремль называли не так, как сегодня, а «кремником». Построенный из древесины дуба летописный «город кремник» не был надежным заслоном: по различным причинам он беспрестанно горел. Но возвести на его месте каменные башни мешало сопротивление ханов Золотой Орды.
С точки зрения монголов, правивших Русью, крепостные стены на подвластных землях представляли недвусмысленную опасность мятежа. Длительные осады давались ордынцам с трудом, и потому князья-строители подпадали в степях под подозрение. Деду Дмитрия Донского Ивану Калите удалось договориться с ханом своих времен Узбеком о перестройке дубового кремля — в другой, но тоже возведенный из дерева. Даже и это можно было рассматривать как удачу.
Новый кремль при Калите раскинулся заметно шире, чем предыдущий. Возведенный в его центре терем находился на том же месте, где сегодня — Большой Кремлевский дворец, официальная резиденция президента России. Историческая преемственность, ведущая к современности, закладывалась в Москве исподволь. Тогда же поблизости построили первый в истории столицы Успенский собор.
Огненный смерч 1365 года — редкое природное явление, при котором циркуляция горячего воздуха раздувает любую искру, молниеносно покончил с кремлем Калиты. Крепость предстояло возвести заново, притом как можно быстрее: отношения с соседями — Тверью, Литвой и Нижним Новгородом оставляли желать лучшего. И только за согласием ханов дело уже не стало: за власть их боролось несколько, а из-за ослабления Орды от череды внутренних сумятиц степень независимости русских княжеств существенно возросла.
Собакина башня
Читайте также
Царь заносит посох: убивал ли Иван Грозный своего сына?
И пусть посторонних препятствий больше не существовало, зато срочно потребовались большие деньги, которых не было. В уникальной ситуации (два-три года Москва провела фактически без укреплений) город восстановили в складчину. Принцип финансирования работ определил топогорафию постройки. Те, кто возводил башни, получили право называть их в свою честь. Со временем эти наименования стали забываться, но иногда сохранились в качестве добавочных. К примеру, Тимофеевская башня сегодня известна как Константино-Еленинская: ее второе (и старое) название восходит к историческому лицу — Тимофею из рода Воронцовых-Вельяминовых, c участием которого в XIV веке возвели один из элементов укреплений — Тимофеевские ворота.
Научный сотрудник Музеев Московского Кремля Александр Колызин рассказал ТАСС, что пример Вельяминова далеко не единственный. «Северо-восточная башня Кремля при Дмитрии Донском называлась Собакиной. Юго-западная — Свибловой, юго-восточная — Беклемишевской. Это не случайные прозвания. Они даны по фамилиям возведших их бояр — сподвижников великого князя». Всего число башен равнялось восьми или девяти. Но их хватало, чтобы защитить площадь почти не уступающую нынешней. «Территория современного кремля равна 27,5 гектара. Во времена Дмитрия Донского она практически совпадала с сегодняшней. Есть лишь некоторая разница — в северо-восточной части кремль был меньше. Нынешняя Угловая Арсенальная башня, что у метро «Охотный Ряд», с частью кремлевских прясел стены построена уже при Иване III», — добавляет Колызин.
Огромное для своего времени сооружение — Московский Кремль — возвели быстро, в основном потому, что трудности с сырьем миновали строителей. Подмосковье изобиловало залежами белого камня. Считается установленным, что его добывали в окрестностях села Мячкова, затем перевозили по воде рек Пахры и Москвы и складывали в столице в течение 1365–1366 годов. Возведение самих укреплений заняло год. И завершилось очень вовремя. Поскольку уже в 1368 году под стены нового Кремля прибыл литовский великий князь Ольгерд, надеявшийся захватить город. В силу размеров новой крепости его возможностей не хватило даже на осаду: пробыв под Москвой трое суток, завоеватель удалился прочь.
Кремль нового цвета
Читайте также
В Италии к визиту Путина нарисовали трактором портрет крестителя Руси
Последствие градостроительного успеха Дмитрия Донского ощущается по сей день: оно впиталось в коллективную память и превратилось в мем. Москву с середины XIV века называют белокаменной — и это название сохранилось, несмотря на кардинальную перестройку кремля в XV веке Иваном III. Быть белокаменным для древнерусского города — достижение: одновременно с москвичами улучшить свой кремль попытались нижегородцы, но дело не увенчалось успехом, а цитадель при впадении Оки в Волгу увязла в долгострое. Еще хуже дела обстояли у главного конкурента Москвы — Твери. Там довольствовались бревенчатым кремлем, обмазанным глиной. В столкновениях с ордынцами и москвичами эти крепостные сооружения зарекомендовали себя с самой худшей стороны.
Зато обеспечивший свой тыл Дмитрий Донской получил возможность сделать следующий шаг: испытать на прочность власть Орды, рассчитывая в случае неудачи отсидеться за стенами. В 1380 году великому князю удалось нанести поражение темнику Мамаю, но в 1382 году успех сопутствовал сменившему того хану Тохтамышу. Крепкие стены Москвы (чего нельзя было ожидать от дубовых) выдержали даже разгром, учиненный Тохтамышем, когда тот ворвался в столицу Дмитрия Донского в 1382 году. События развивались катастрофическим образом не по причине слабости укреплений, а из-за предательства и неосторожности: москвичи сами впустили ордынца в город.
Создатель первого каменного московского кремля скончался спустя семь лет, в 1389 году. В наследство своему сыну Василию I он оставил город, черты которого узнаются и в наши дни. «В XIV веке уже знали улицу, по которой ехали в Тверь и далее, в Великий Новгород, — ныне она Тверская. Направление на Переславль-Залесский и Ростов также было известно — теперь это Никольская улица. Во Владимир, Коломну, Рязань вела от Кремля улица Всехсвятская, так называлась она в прошлом — ныне Варварка. Если бы Дмитрий Донской оказался в современной Москве, то, я думаю, он узнал бы Соборную площадь, хоть и был бы сильно удивлен ее красоте, ведь только при его правнуке — Иване III был обновлен облик Соборной площади — построены новые высокие, красивые, более крупные соборы на месте стоявших при Дмитрии старых белокаменных соборов постройки времени княжения его деда — Ивана Калиты. Ну и, конечно, удивился бы не существовавшим в его время колокольне Ивана Великого со звонницей, Грановитой палате, церкви Ризоположения», — рассказал ТАСС Александр Колызин.
Игорь Гашков
Теги:
История
Москва Белокаменная | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
ВОЗВЕДЕНИЕ ПЕРВОГО КАМЕННОГО КРЕМЛЯ ПРИ ДМИТРИИ ДОНСКОМВ 1366-1367 гг. по распоряжению Дмитрия столица была укреплена первым на Руси белокаменным Кремлем. Если для ханских послов ворота его были гостеприимно раскрыты (Дмитрий предпочитал откупаться от них богатыми подарками), то для других соседей и князей-соперников Кремль стал мощной защитной крепостью. Когда в ноябре 1367 г. на реке Тросне литовский князь Ольгерд, приходившийся зятем тверскому князю Михаилу Александровичу, разбил московские полки. Дмитрий Иванович произнес: «На великое княжение не пущу!». И действительно, наличие Кремля стало надежной защитой для московской столицы: в 1368 г. попытка Михаила Тверского осадить Кремль и взять его провалилась.
Энциклопедия «Кругосвет»
БЕЛОКАМЕННЫЕ УКРЕПЛЕНИЯ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ 1367 Г.В 1343, 1354, 1365 гг., примерно раз в 10 лет, Москва становилась жертвой страшных пожаров, во время которых, несомненно, выгорали и укрепления дубового кремля Калиты. По-видимому, эти пожары были не «несчастными случаями», но диверсиями, организованными врагами Москвы. Поэтому на другой год после пожара 1365 г., в начале зимы 1366 г. «князь великый Димитрей Ивановичь, погадав с братом своим с князем с Володимером Андреевичем и со всеми бояры старейшими и сдумаша ставити город камен Москву, да еже умыслиша, то и сотвориша. Toe же зимы повезоша камение к гордоу». К весне следующего, 1367 г. запасы камня были достаточны, чтобы начать строительство белокаменной крепости. Ее закладка вызвала страх и злобу врагов Москвы.
Строительство было проведено с исключительной быстротой; летопись отмечает, что после закладки кремль «начаша делати безпрестани». Уже к 1368 г. он был готов. Его не смогла взять литовская рать: «Олгерд же стоял около города три дни и три нощи, остаток подгородья все пожже, многи церкви и многи манастыри пожегл и отступи от града, а града кремля не взя и поиде прочь».
Площадь кремля теперь значительно расширилась в северо-восточном и восточном направлениях, захватив в черту новых стен территорию торга, располагавшегося под стенами крепости Калиты. В общем периметр стен теперь почти совпадал в плане со стенами кремля Ивана III… Данные письменных источников позволяют с относительной точностью восстановить как контур стен, так и расположение башен кремля 1367 г. Рассмотрим эти данные, начав с юго-восточного угла и восточной «приступной» стены.
На юго-восточном углу крепости должна была находиться угловая круглая башня, защищавшая южный участок восточной стены и подступы к береговой низине перед южной стеной. Эта башня стояла на месте Беклемишевской башни. «Сказание о Мамаевом побоище» называет три проездных башни восточной стены, через которые шли войска на Куликово поле: Константино-Еленинская, Фроловская (Спасская) и Никольская.
Так же точны сведения о Фроловских воротах. Во время осады Москвы Тохтамышем знаменитый Адам-суконник находился «над враты над Фроловскими». Столетием позже, в пожар 1488 г. у Фроловских ворот сгорели «мосты три», т. е. деревянные настилы 3 ярусов боя башни, что позволяет судить об устройстве и большой высоте прикрывавшей ворота башни. Рассказ летописи о постройке в 1491 г. стрельниц у Фроловских и Никольских ворот отмечает, что последние зодчий «не по старой основе заложил», что, следовательно, Фроловская башня стала на старой основе башни 1367 г.
Таким образом, южный участок восточной стены кремля 1367 г. точно совпадает с современной кремлевской стеной, равно как и 3 башни стоят на старых местах.
Новое место Никольских ворот показывает, что северная часть «приступной» стены 1367 г. не совпадает с существующей. Их место легко и точно определяется указанием летописи, что построенная в 1458 г. на подворье Симонова монастыря церковь Введения находилась «у Николских ворот»…
Меньше всего известно о западной стене крепости 1367 г. Существующая стена, обращенная к Неглинной, начатая постройкой в 1495 г., была поставлена «не по старой основе, — града прибавиша». Поэтому летописные записи о строительстве этой стены не сообщают ничего об оставшейся в стороне стене 1367 г. и ее башнях. Нет о ней и случайных упоминаний летописца. Западный фронт крепости был хорошо прикрыт широким болотистым ложем р. Неглинной, и подступ к стене был затруднен. Возможно, что этот большой участок стены до Боровицких ворот не имел башни. Однако есть основания предполагать, что здесь, примерно на месте Троицких ворот, стена крепости 1367 г. прерывалась проездной башней, носившей имя Ризположенских или Богородицких ворот, с каменным же мостом через Неглинную, выводившим на новгородскую Волоцкую дорогу…
Боровицкая воротная башня, наличие которой мы предполагали уже в крепости XII в. и кремле Калиты, в крепости 1367 была несомненно. В записи о постройке в 1461 г. церкви Иоанна Предтечи «на бору» указано, что эта башня стояла «у Боровитских врат». Юго-западная угловая башня строилась в 1488 г. «вверх по Москве, где стояла Свиблова стрельница», бывшая угловой башней крепости 1367 г. Таким образом, южная стена 1367 г., закрепленная угловыми башнями, совпадает со стеной нынешнего Кремля. Совпадает и Тайницкая башня этой стены, сооруженная в 1485 г. «у Чешьковых ворот», т. е. на месте или около Чешковой проездной башни 1367 г., выводившей к воде, на москворецкий «подол». Полагаем, что и москворецкое «корабельное пристанище» под стенами крепости было прикрыто боковыми стенами, закрывавшими доступ на этот участок в случае военной опасности.
Так реконструируется план крепости 1367 г. В этом виде ее периметр составлял около 2000 м. Крепость имела, несомненно, 8 башен, а может быть, и 9 башен (если допустить наличие одной башни посередине западной стены). Из них пять было сосредоточено на восточной «приступкой» стене. Такая концентрация башен на наиболее угрожаемом фронте — характерный прием военно-инженерного дела XIV в. (ср., например, Изборск). Однако в высокой степени интересно, что 3 из 5 башен — проездные; все они действовали как ворота даже в условиях крайней опасности. Во время героической обороны Москвы от Тохтамыша горожане «сташа на всех воротах градскых и сверху камением шибаху». При всей боевой мощи надвратных башен (трехъярусные бои) и наличии в башнях «железных (т. е. окованных железом) врат» очевидно, что такой прием, ослаблявший «приступную» стену, был применен сознательно в расчете на активную оборону крепости, на тактику массированных ударов по противнику путем одновременного в трех пунктах броска значительных воинских сил. С другой стороны, в мирных условиях эти многочисленные «врата» столицы Московского княжества, через которые вели в кремль пути-дороги, как бы символизировали централизующую силу и значение Москвы, собиравшей под свою могучую руку разрозненные русские земли.
Можно думать, что подобно другим русским крепостям, сооруженным до появления огнестрельного оружия, московская крепость 1367 г. имела стены сравнительно небольшой толщины. В силу этого при частых пожарах, разрушавших деревянные связи каменных стен, стены частично обваливались и заменялись уже деревянными. Так, в пожар 1445 г., причинивший большие разрушения кремлю, «стены градные падоша во многих местех», и при налете татар царевича Мазовши осаждающие сосредоточивали свои усилия на тех участках, «где несть крепости каменыя». Понятно, что после многих заделок деревом московская крепость показалась Амвросию Контарини «деревянной».
По-видимому, стены 1367 г. были также сравнительно невысоки. Описание осады кремля войсками Тохтамыша в Ермолинской летописи отмечает, что татарам удавалось сбивать его защитников со стен «еще бо граду тогда ниску сущу». Это свидетельство следует понимать не как указание на незаконченность еще в 1382 г. постройки 1367 г., а как пояснение, сделанное писцом списка летописи, сравнивавшим в конце XV в. старые крепостные стены со стенами, «поновленными» Ермолиным в 1462 г., и стенами нового кремля, постройка которого началась в 1485 г. со стрельницы у Чешковых ворот, достигавшими высоты 12-13 м.
Не совсем ясен характер завершения стен. Источники говорят о деревянных частях вверху стен (в пожар 1445 г. «ни единому древеси на граде остатися») и о настенных «заборолах», т. е. как бы о деревянных брустверах, шедших по верху стен. Можно думать, что последний термин следует отнести к поэтическому языку автора «Задонщины», а не к реальной стене Московского кремля. Скорее всего его стены имели зубчатый верх, какой известен, например, по Пороховской крепости. Несомненно, боевой ход и прикрывала «кровля градная». Башни также имели зубчатый верх и деревянные шатровые кровли.
Обложка: А. М. Васнецов. «Московский Кремль при Дмитрии Донском» 1922.
Источник: https://commons.wikimedia.org
Кремлевская пропаганда еще не сломала нам мозги — пока — Rolling Stone
По мере того, как российские военные ведут все более и более жестокую кампанию против Украины, пропагандисты Владимира Путина работают на пределе. Призывы к «уничтожению» Украины раздаются все громче, а предполагаемые западные заговоры становятся все диче. И что еще хуже, социальные сети и работа кремлевских апологетов начинают влиять на заговорщицкое мышление Кремля на обсуждение конфликта за рубежом.
Западные медиасети показывают жестокие бомбардировки Мариуполя и Чернигова, беспорядочные нападения на мирных жителей в Краматорске, обсуждают возможное применение химического оружия и, благодаря помощи украинских журналистов и свидетелей, раскрывают жестокие зверства, совершенные против мирного населения Украины в Буче и на оккупированной территории.
Войдя в русскую инфосферу, вы словно попадете в совершенно другой мир. В социальных сетях, таких как ВК, которая насчитывает более 70 миллионов постоянных пользователей в бывших советских республиках, и на телевидении Кремль и его сторонники плели постоянно развивающуюся и все более гиперболическую сеть лжи, чтобы оправдать войну: правительство было захвачено нацистами; НАТО планирует захватить Украину и использовать ее, чтобы угрожать России; Украина и США вместе разрабатывают ядерное оружие; В Украине размещаются биолаборатории США, разрабатывающие Covid.
За каждый украинский военный успех государственные рупоры обещают двойную месть. Например, на потопление 13-14 апреля флагмана России в Черном море Москва ответили разговорами об эскалации на Первом канале ( Первый канал ): «Спецоперация окончена… [это] причина для войны… мы должны бомбить Киев». За разговорами последовали действия, когда несколько часов спустя на Киев упали бомбы. По настоянию телевизионных пропагандистов и политиков причины, оправдания и цели войны все больше и больше превращаются в абсурдные и непристойные.
Выбор редактора
Социальные сети, контролируемые государством, переполнены элегантными видеороликами, которые напоминают трейлеры к фильмам и видеоигры. Россиянам говорят, что их войска находятся в Украине «для защиты мира», и показывают кадры, на которых россияне раздают еду и провожают благодарных пожилых людей к автобусам, направляющимся в безопасность родины. Публичные комментарии пользователей выражают только благодарность: «Молодцы, ребята»; «Ты наша гордость и отрада, тебя не победить»; «Наш президент будет так гордиться вами». Во многих экстремистских националистических группах в социальных сетях, таких как ВК и Telegram, ненависть к украинцам выливается в настоящую расистскую агрессию и даже призывает к изнасилованию, массовому насилию или геноциду.
Реальные новости просачиваются в российское пространство социальных сетей через такие сети, как Telegram, который остается неограниченным и недавно обогнал WhatsApp и стал самым популярным сервисом в стране. Там россияне могут легко получить доступ к украинским, западным и отечественным оппозиционным каналам, которые распространяют новости о войне. Но в ответ государственная пропагандистская машина работает с яростью, выдумывая новые теории заговора.
Каждый день российские СМИ сообщают о новых «открытиях» о том, до каких глубин готовы пасть враги России, чтобы напасть на родину: секретные документы, планы и тайники с нацистской атрибутикой из Украины выставляют напоказ на мобильных и телеэкранах; недавно обнаруженные исторические документы утверждают, что раскрывают связи сегодняшних украинцев с нацистами прошлого; а украинских шпионов находят и судят по всей России. Везде и всегда Россия должна противостоять угрозе таинственной провокация , «провокация», которую антироссийские силы – Запад, НАТО, Украина, неонацисты, пятая колонна, правозащитники – бросят против нации.
В последние недели теории заговора достигли нового уровня интенсивности в ответ на одну из таких «провокаций» — обнаружение массовых захоронений после отступлений русских в Буче и других украинских городах. Владимир Соловьев, давний государственный пропагандист, ведущий еженедельное ток-шоу на главном российском телеканале, заявил зрителям, что Запад сфальсифицировал видео и что «актеры» даже живы.
Похожие истории
В целом это нападение сводит с ума. Зрители в ярости из-за того, что кто-то или что-то , очевидно, уничтожает русских, и просят положить конец путанице. Как жертвы любой другой пытки, они поддаются версии реальности своего мучителя.
Запад немного тяжело вздохнул из-за президента Украины Владимира Зеленского, и некоторые заявления Киева о войне были восприняты слишком быстро за чистую монету. Но путинские заговоры вокруг войны на Украине пока не получили широкого распространения на Западе. Однако по мере того, как война затягивается, и даже когда зверства русских раскрываются в Буче и за ее пределами, пропагандистские линии Кремля, кажется, завоевывают популярность в крайне правых и крайне левых уголках Америки и Европы — и есть доказательства, которые мы можем увидеть.
расколы растут в ближайшие недели.По словам Элисон Мик, профессора истории Королевского университетского колледжа в Лондоне, Онтарио, советские и российские дезинформационные кампании были наиболее эффективны на Западе, когда они обращались к вопросам внутренней политики: «У этой войны просто нет того же внутреннее воздействие, как, скажем, убийство президента [например, Джона Кеннеди]».
В мире, ориентированном на прибыль, даже правые СМИ, обычно склонные к потаканию путинским заговорам, по большей части игнорируют российскую версию событий, когда маловероятно, что они заинтересуют зрителей или рекламодателей, покупающих рекламу. Даже, например, Fox News показал относительно мало антиукраинского контента. До сих пор линия Fox на Bucha в значительной степени соответствовала линиям более популярных сетей. Он не повторил дезинформацию Кремля о зверствах.
За одним вопиющим исключением. Взгляды Такера Карлсона почти дословно отражают линии российской пропаганды. Карлсон давно выступает за изоляционистскую позицию США в отношении Украины, по сути, оставляя страну на произвол судьбы в сфере влияния России, позицию, за которую решительно выступает Москва.
Но иногда он идет дальше, чем придерживается изоляционистской линии. Некоторые утверждения Карлсона восходят непосредственно к российским государственным СМИ. «Правда », российская государственная газета, опубликовала 27 февраля старый заговор об американских биолабораториях, работающих в Украине. университеты – наряду с украинскими министерствами и научно-исследовательскими институтами. В начале марта российские государственные СМИ и группы астротурфингов быстро распространили этот материал по русскоязычным социальным и аналоговым сетям.
К 9 марта Такер Карлсон открыто обсуждал теорию на своем вечернем шоу Fox. Ведущий ложно утверждал, что заместитель госсекретаря США по политическим вопросам Виктория Нуланд (любимая черная пятница российской дезинформации об Украине) подтвердила как «правду» то, что было отвергнуто как «теория заговора». На следующий день российские государственные СМИ, затаив дыхание, восхваляли Карлсона как голос разума. С тех пор история биолабораторий взорвалась на правых интернет-форумах.
Хотя даже Карлсон ведет себя относительно сдержанно после появления неопровержимых доказательств зверств русских в Буче, другие ультраправые элементы США продолжают впихивать кремлевскую пропаганду в американский дискурс. Кэндис Оуэнс, консервативный влиятельный человек и ведущая ток-шоу, открыто поддерживала Путина с самого начала вторжения, даже отвергая заявления об антиукраинском геноциде как «глупые». Однако вместо того, чтобы просто повторять нарративы Кремля, Оуэнс пытается связать этот материал со знакомыми клише американских ультраправых. В последние недели в Твиттере она заявила, что «жизни русских имеют значение», переведя предполагаемую — и нелогичную — защиту Кремлем «этнических русских» в Украине на язык американского консерватизма.
После выступления Владимира Зеленского на церемонии вручения премии «Грэмми» в начале апреля Оуэнс использовал Twitter для нападок на жену президента Елену Зеленскую за то, что она дала интервью Vogue . Закрывая свой твит, Оуэнс издала пару знакомых ультраправых боевых кличей: «Не задавайте вопросов. Доверься науке». Два дня спустя она написала, что президент Украины стал «новым фальшивым идолом»: «Джордж Флойд стал доктором Фаучи, стал президентом Зеленским». «Масса», утверждает она, «постоянно падает [так в оригинале]».
Для Оуэнса война на Украине стала последним медийным спектаклем, разыгрываемым группой взаимозаменяемых злодеев-пантомим и призванным скрыть от публики неопределенную, но неизбежно извращенную реальность. Приправляя свои сомнения в мейнстримном нарративе о конфликте несвязанными, но знакомыми лозунгами, взятыми из других ультраправых нарративов — «Все жизни имеют значение», «Доверяйте науке», — она вовлекает свою аудиторию в знакомый, но дезориентирующий мир заговоров, который подражает кремлевскому пропагандистская реальность не только по факту, но и по духу.
Однако привлекательность конспирологического мышления России не ограничивается крайне правыми. В ответ на обнаружение массовых убийств российскими войсками в городе Буча российские СМИ 3 апреля опубликовали ряд противоречивых объяснений. Одним из объяснений была идея о том, что Буча была сфальсифицирована как «провокация» для оправдания антироссийской агрессии. На следующий день Крис Уильямсон, бывший член парламента и теневой министр в Соединенном Королевстве, поставил под сомнение реальность того, что превратилось в поток подтверждающих доказательств, повторив теорию «провокации» своим девяносто тысячам подписчиков в Твиттере.
Джордж Гэллоуэй, еще один крайне левый британский политик, выступавший на российской пропагандистской сети RT, повторил вторую государственную пропагандистскую линию, предполагая, что Запад, а не Россия, блокирует расследование реальности Бучи. Тем временем номинально левый режиссер и знаток заговоров Оливер Стоун в последние недели неистовствовал в Твиттере. Стоун поставил под сомнение события в Буче, разместив материалы, созданные группами сомнительного происхождения. Как и Кэндис Оуэнс, Стоун нападает на «мейнстримный» нарратив о Буче, ставя под сомнение возможность узнать правду и предполагая, что клика идеологических противников — старые левые ненавидящие фигуры неоконсерваторов, НАТО и ЦРУ — препятствуют попыткам понять реальность.
Такие деятели, как Карлсон, Оуэнс, Уильямсон, Галлоуэй и Стоун, могут охватить огромное количество западных читателей и зрителей в социальных и аналоговых СМИ. Своим подходом «просто задавая вопросы» они — намеренно или нет — доводят до широкой аудитории заговорщическую паутину противоречий Москвы и дают корм русскоязычным пропагандистам для создания новых расколов и поддержки внутри страны и за рубежом. Действительно, российские СМИ транслируют комментарии таких ученых мужей для внутренней аудитории как свидетельство того, что раздробленный Запад находится в смятении. По мере того, как спираль лжи, фальшивых подтверждений и допросов охватывает Россию и Запад через социальные сети, мы все втягиваемся в состояние растущего замешательства.
В результате мы уязвимы для подхода «задавать вопросы» со стороны западных пособников Москвы и, следовательно, для заговорщического мышления Кремля. Слухи, дезинформация и догадки окружают каждый шаг россиян, независимо от их политических взглядов. Возьмем, к примеру, дело Марии Овсянниковой, которая размахивала антивоенным плакатом во время национальных новостей на Первом канале, флагманском вещателе. Ее предыдущие и последующие действия и намерения анализировались всеми мыслимыми способами: читатель новостей, которого она прервала, был недостаточно шокирован, чтобы это было правдой; Овсянникову только дали штраф по запястью, доказав, что это был трюк; она была там только для того, чтобы завоевать симпатии Запада, чтобы она могла распространять кремлевские послания за границу; она была «фальшивкой», «подставкой», частью операции КГБ «Овсянникова». Или, возможно, Овсянникова, утверждающая, что ее отец украинец, — «герой» и «борец за правду», готовая рискнуть всем.
Пока невозможно узнать правду. Но, столкнувшись с немыслимым и необъяснимым, пользователи социальных сетей за границей копируют заговорщический образ мыслей Кремля, разгребая скудные доказательства в поисках скрытого смысла. Те, кто не проявляет гибкости или не готов искать подлинного опыта, скорее всего, уступят наиболее удобному, привлекательному или эмоционально убедительному объяснению.
Действительно, Элисон Мик утверждает, что на Западе мы живем в условиях «пандемии заговорщических мыслей». До сих пор озвучивание российских пропагандистских нарративов западными рупорами Кремля претворялось в конкретные действия только в ходе небольших протестов на Западе. Но теперь заражение начинает распространяться более широко, поскольку наиболее экстремистские игроки американской политической системы начинают свои обычные дискурсивные баталии и чувствуют в себе смелость более открыто проводить прокремлевскую линию. Ложно обвиняя таких заговорщиков, как Такер Карлсон, в распространении ложных сведений о Буче, противники экстремизма создают еще большую путаницу.
В тренде
Поскольку зверства России на Украине угрожают втянуть западные страны в более непосредственное участие в конфликте на Украине или принести гораздо большие экономические жертвы, чтобы оказать давление на Россию, наше стремление прорвать завесу нереальности Кремля и добиться правды делает нас всех уязвимыми для фрагментации. смыслов и нечестной работы западных апологетов Кремля. И чем более уязвимыми мы становимся, тем чаще экстремистские политические деятели будут использовать фальшивые нарративы Кремля в своих целях.
На данный момент, как призвал свое правительство генерал Эйзенхауэр после посещения немецкого концлагеря, мы должны избегать догадок и сосредоточиться на обеспечении того, чтобы документальные доказательства — фотографии, видео и свидетельства очевидцев — собирались и предавались гласности, чтобы противостоять тех, кто запутывает или отрицает реальность войны.
Путинский Кремль расправляется с художниками и диссидентами – Rolling Stone
Меньше года назад я был успешным режиссером и сценаристом в Москве. Теперь я провожу бессонные ночи в Нью-Йорке, пытаясь найти авиабилеты для своих друзей, чтобы они могли сбежать из России, прежде чем их отправят на передовую или арестуют.
Я уже собирался снимать фильм, когда Кремль начал бомбить украинские города. Десятки актеров и съемочная группа ждали, когда я приступлю к съемкам. Многие из моих друзей уже бежали из страны на той неделе. Мне звонили каждые пять минут, спрашивали, почему я до сих пор в России. По мере эскалации насилия в Украине государство приняло жесткие меры против российских художников и всех, кто высказывался против войны.
Новости о шлифовальном конфликте становились все хуже день ото дня. Затем однажды днем на съемочной площадке я увидел сообщение о том, что из российской Думы появилась специальная комиссия под названием «ГРАД», названная в честь смертоносной российской реактивной системы залпового огня. Миссия ГРАД заключалась в «противодействии западному влиянию в сфере культуры». Среди его первых целей: ведущий ночного телешоу Иван Ургант и я. Чиновники потребовали от Большого театра, где я ставил балеты и оперы, уволить меня.
Депутаты провели совещание и решили, что несколько общественных деятелей, в том числе и я, должны быть отстранены от работы в России, если мы не выразим однозначной поддержки «спецоперации». Не один чиновник предлагал отправить меня на передовую Донбасса.
Давление на артистов, комиков и особенно на режиссеров в России было безжалостным. В результате около дюжины самых знаменитых театральных режиссеров, работавших в Москве до войны, уехали из страны. Когда-то эти мужчины и женщины сделали наш город одной из самых замечательных театральных столиц Европы. Теперь любое выступление должно быть осторожным, чтобы не оскорбить чувства Кремля. Те, кто не был готов сдаться и играть в эту игру, предпочли отказаться от своих возможностей, ресурсов, этапов и зарплат и сбежать. Они сбежали из России в чужие страны, рассчитывая только на свои таланты и начав с нуля.
Выбор редактора
Поначалу атаки ГРАД не казались серьезными, и я продолжал писать в Instagram, призывая жертв войны рассказать нам о своих страданиях и о том, что на самом деле происходит в Украине. В какой-то момент прокремлевский журналист написал в соцсетях о моих антивоенных постах: «Смотрите, этот директор уже в том возрасте, чтобы его призвали! Посмотрите, что он говорит о спецоперации». Это привело к волне онлайн-гнева и угроз — и паранойе.
Молочников протестует в Москве в поддержку Павла Устинова, актера, обвиняемого в нападении на сотрудника ОМОНа во время несанкционированного митинга, сентябрь 2019 г. Иван Водопьянов/Коммерсантъ/Sipa USA/APНочи становились нервными, и я был уверен, что за мной следят. Однажды ночью мой друг был на встрече с известным ресторатором, когда ему позвонили и он тут же ушел. Вернувшись, он спросил ее: «Где сейчас Саша?» Она сказала ему, что я в офисе. Он посмотрел на нее и сказал: «Тебе нужно ехать в аэропорт прямо сейчас».
Но уже тогда мой внутренний голос говорил: «Нельзя бежать, когда все бегут! Это паника!» Каждая приближающаяся машина казалась опасной. Страх овладевал нашими днями и ночами.
Мы получили премию «Золотая маска» за балетную версию Чеховской « Чайка, » — истории о юноше, мечтающем о свободной России. Известный режиссер Дмитрий Крымов также был награжден Золотой маской после того, как покинул Россию в знак протеста против войны. Он попросил передать его нобелевскому лауреату Дмитрию Муратову, на которого накануне напали радикалы — так называемые ура-патриоты, облили лицо красной краской. После этого Крымов пошутил и сказал, что Муратову не следует снимать Золотую маску, что она его защитит. Через полгода после начала войны Крымов поплатился за шутку и за свою антивоенную позицию: все его постановки были запрещены в российских театрах.
Связанный
Вскоре были запрещены и все мои пьесы. Когда пришло объявление, я понял, что должен бежать.
Мой собственный отъезд был достаточно мирным. На границе с Финляндией меня никто не остановил. Но в день отъезда из России, вероятно по стечению обстоятельств, мне пришла смс с фотографиями дома моей матери в Москве и дома моего отца в Санкт-Петербурге, с угрозами, чтобы я шла туда осторожно, а то могу случайно» поскользнуться и упасть в реку».
Мое дело было последним в цепи нападок на искусство и свободу слова в России. В Москве, в некогда процветающем театре, осталось всего несколько режиссеров. Бомбардировка культурного мира России произошла менее чем за полгода, оставив московскую публику без любимых артистов. Есть только одна причина, по которой так много художников уехало: небезопасно и опасно высказывать негативное мнение о том, что российские власти называют «спецоперацией», а мир называет вторжением.
Если бы я знал, что в России меня только посадят, что меня не пошлют убивать и не убьют на фронт, я бы продолжал творить в русских театрах, на заводах и в подвалах. Сейчас я в изгнании в Нью-Йорке, учусь в Колумбийском университете, пытаюсь найти способ снова ставить пьесы и просыпаюсь каждую ночь около 2 часов ночи — утро в Москве — пытаюсь найти какие-нибудь безопасные проходы для коллег по московскому искусству. сцена, которые остались позади.
В тренде
Мир любит русский театр.