Кальдерон п – Кальдерон де ла Барка, Педро — Википедия

Кальдерон де ла Барка, Педро — Википедия

Дон Педро Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда-и-Рианьо
Pedro Calderón de la Barca
Дата рождения 17 января 1600(1600-01-17)[1][2][…]
Место рождения
  • Мадрид, Испания[1]
Дата смерти 25 мая 1681(1681-05-25)[1][2][…](81 год)
Место смерти
  • Мадрид, Королевство Кастилия и Леон[1]
Гражданство (подданство)
  • Испания
Род деятельности драматург, поэт
Направление барокко, маньеризм
Жанр драма, комедия
Язык произведений испанский
Произведения на сайте Lib.ru
Произведения в Викитеке

ru.wikipedia.org

Педро Кальдерон де ла Барка — Вікіпедія

Педро Кальдерон де ла Барка
Pedro Calderón de la Barca
Ім’я при народженні Calderón de la Barca Henao de la Barreda y Riaño
Народився 17 січня 1600(1600-01-17)
Мадрид, Іспанія
Помер 25 травня 1681(1681-05-25) (81 рік)
Мадрид, Іспанія
Громадянство
(підданство)
Іспанія
Національність іспанець
Діяльність письменник, драматург, поет
Alma mater Університет Саламанки (1615), Університет Алькали
[d]
і Colegio Imperial de Madrid[d] (1613)
Мова творів іспанська
Напрямок бароко
Жанр драма
Magnum opus Життя — це сон
Членство орден Сантьяго
Конфесія Римо-католицьк

uk.wikipedia.org

Биография и книги автора Кальдерон Педро

 

Дон Педро Кальдерон де ля Барка Энао де ля Барреда и Рианьо, а именно так звучит его полное имя, аристократ по происхождению, родился в Мадриде 17 января 1600 года. Первоначальное образование получил в иезуитской школе. В пятнадцать лет поступил в университет в Саламанке, где прослушал курс гражданского и канонического права. В первой половине своей жизни Кальдерон – человек шпаги. Он участвовал в военных походах в Италии и Фландрии, в 1637 годы был посвящен в рыцари ордена Сантьяго. В1640 году принимает участие в подавлении мятежа в Каталонии. В молодости он не раз обнажал шпагу на поединках и даже однажды, посмеявшись над напыщенным красноречием одного проповедника, был посажен в тюрьму за оскорбление духовного сана.

Вторая половина жизни Кальдерона посвящена церкви. В 1651 году он принял сан священника. Через тринадцать лет он уже важное духовное лицо, почетный капеллан короля, а в 1666 году – настоятель братства святого Петра.
Умер Кальдерон глубоким стариком 25 мая 1681 года. На его письменном столе осталась незаконченная духовная драма (ауто).
Первые поэтические лавры Кальдерон снискал себе в 1622 году, участвуя в состязании поэтов на празднике святого Исидора. Лопе де Вега заметил его, поощрив молодой талант лестной похвалой. В 1635 году Кальдерон получил звание придворного драматурга. Он писал для двора пьесы и музыкальные комедии, для духовных празднеств по заказам городских властей Мадрида – одноактные духовные представления (аутос сакраменталес).
В полное собрание сочинений поэта, изданное после его смерти (1682—1699), вошло 120 пьес, 80 аутос сакраменталес и 20 интермедий.
Творч. путь Кальдерона можно разделить на 4 периода. В «ученический» (примерно до середины 1620-х годов) он под влиянием Лопе де Вега создал «комедии плаща и шпаги»: «Любовь, честь и власть» (1623), «Мнимый звездочет» (1624), «Игра любви и случая» (1625), национально-патриотическую драму «Осада Бреды» (1625) и др. «Синтетический» период (до середины 30-х годов) характеризуется стремлением Кальдерона к широким обобщениям, постановке философ, и этических проблем, одновременной разработке нескольких тем в одной пьесе: «Стойкий принц» (1628-1629), «Жизнь – это сон» (1631-1632), «Сам у себя под стражей» (1636). В третий, «аналитический» период (до конца 1640-х годов) Кальдерон тяготел к концентрированной разработке отдельных тем, раскрывая одну ведущую черту в характере героя: «Врач своей чести» (1635), «Саламейский алькальд» (1640-1645). Последний период можно назвать периодом «мелодраматических аллегорий», когда Кальдерон сочинял для пышных придворных празднеств пьесы с музыкой, пением, балетными номерами.
Параллельно со светскими пьесами на протяжении всей творческой жизни Кальдерон писал также ауто, которым он придал классическую форму, вдохнув в эти символически-религиозные пьесы, утверждающие теологический тезис, подлинную поэзию. Среди его ауто имеются философские, на мифологические сюжеты с теологическим их истолкованием, на темы Ветхого завета, на легендарные и исторические сюжеты, вдохновленные притчами из Евангелия. Часто ауто Кальдерона представляют развернутую теологическую расшифровку философских формул, содержащихся в светских пьесах. Именно в ауто писатель чаще всего выступает выразителем испанской контрреформации. Светские пьесы Кальдерона, все, кроме интермедий, называемые автором «комедиями», не поддаются строгой жанровой дифференциации. Среди них можно выделить большую группу произведений, тяготеющих к трагедии и называемых обычно «драмами». Свыше 50 таких пьес могут быть условно по тематике разделены на драмы исторические, философские, религиозные, библейские, мифологические и «драмы чести». Одна из наиболее знаменитых морально-философских драм – «Жизнь – это сон». Драма «Любовь после смерти» (1633) проникнута состраданием и живой симпатией к угнетенным. В религиозных драмах – «Поклонение кресту» (1630-1632), «Чистилище святого Патрика» (1634) и др. – решаются теологические проблемы. Широко известны «драмы чести» – «Врач своей чести», «Стойкий принц» и особенно «Саламейский алькальд», в котором чувство чести впервые выведено за пределы исключительно дворянской добродетели, выражено представление автора о «законности» и дано такое яркое изображение царившего в Испании беззакония, что воспринималось позднее как революционный призыв. Социальные мотивы сильны и в других пьесах, включая даже некоторые ауто, например «Великий театр мира» (1645).
Комедии в собственном смысле слова могут быть разделены на комедии назидательные (например, «Чтобы избавиться от любви, надо этого желать» (1633), новеллистические и составляющие большинство «комедии плаща и шпаги», среди которых выделяют бытовые и «дворцовые». Большинство комедий Кальдерона тяготеет к так называемой «высокой комедии» и характеризуется выбором героев только из дворянской среды, строгим соблюдением героями кодекса дворянской чести, приподнятостью и патетикой стихотворной речи. Комедии Кальдерона, наиболее близкие к традициям Лопе де Вега, отличаются более обнаженной моральной основой, большей назидательностью, изощренной стихотворной техникой и изысканным языком.
Унаследовав великие национальные традиции испанской литературы, Кальдерон при этом выразил характерное для него разочарование в гуманизме Ренессанса. Кризис этого гуманизма, неосуществимость идеалов которого отразил уже М. Сервантес, дает Кальдерону основание для пессимистической переоценки самой природы человека, якобы вечного источника зла и жестокости. Единственным средством примирения с жизнью является христианская вера с ее требованием обуздания гордыни. В творчестве писателя противоречиво сочетаются мотивы Возрождения и барокко.
Творчество Кальдерона получило широкую известность в Европе с начале 19 века, когда немецкие романтики создали восторженный культ писателя. У нас знакомство с ним относится еще ко времени Петра I; романтическое увлечение пьесами Кальдерона получило выражение в переводах и постановках 1-й половины 19 века.

www.rulit.me

КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА, ПЕДРО

КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА, ПЕДРО (Calderon de la Barca, Pedro) (1600–1681), испанский драматург.

Родился 17 января 1600 в Мадриде, сын идальго из Монтаньи (область Астурии). Учился в иезуитской коллегии, изучал каноническое право в университетах Алкалы и Саламанки (до 1620). С 1619 писал пьесы, затем всецело посвятил себя литературе. Участник войны с Францией 1635–1638, экспедиции по усмирению Каталонии (1640). В 1651, рукоположенный в священники, прекратил писать комедии для публичного представления, с 1665 писал в основном ауто (религиозные пьесы) и пьесы по заказу двора.

Кальдерон писал почти исключительно драмы и создал круг последователей в жанре испанской комедии. Его нововведения касались как стиля, так и драматургической техники. Он сохранил традиционные для комедии три акта, характерное для нее разнообразие размеров и решение характера в категориях таких национальных ценностей и поведенческих императивов, как честь, однако смысл его поэзии и драматической системы глубоко оригинален. Драма Кальдерона принадлежит барокко. Кальдерон часто прибегает к поэтическому приему, при котором блестящие метафоры громоздятся друг на друга, а затем сливаются в финальном перечислении, чтобы подчеркнуть логическое напряжение, порождаемое их разнородностью. Его язык извивается и напрягается, пытаясь освободиться от пут необходимости, при этом интересно отметить, что тюрьма и свобода в числе излюбленных драматических тем Кальдерона. Тюрьмы бывают не только материальными – даже пребывание человека на земле ограничено тюремными стенами смерти, и только соблюдение догматов может утешить в этом узилище. Структура пьес Кальдерона жесткая, за стремительной и неожиданной сменой событий прослеживается детальный логический план.

Всего Кальдерон создал примерно 120 комедий и драм, 80 ауто, большая часть которых сохранилась, и несколько интермедий. Из комедий наиболее известны Саламейский алькальд (El Alcalde de Zalamea, 1640–1645, изд. 1651), Волшебный маг (El magico prodigioso), во многом повторяющая легенду о Фаусте, и знаменитая

Жизнь есть сон (La vida es sueсo, 1631–1632, изд. 1636). Последнюю часто называли католической репликой трагедии. Положение Кальдерона как одного из великих католических драматургов подтверждают аутос сакраменталес. Их, вероятно, точнее всего можно определить как представление догматики, часто в аллегорической форме. Абстрактная тема позволяла Кальдерону в полной мере проявить мастерское владение схоластической логикой; ставились ауто обычно во время праздника, посвященного Евхаристии. Вероятно, наиболее известен в настоящее время Великий театр мира (EL gran teatro del mundo, ок. 1645).

Барочная напряженность иносказательных построений и стиля определяют особое место Кальдерона, последнего великого драматурга испанского Золотого века, в истории европейской литературы. Для Европы он в известной степени олицетворяет испанскую драму, значительно его влияние на романтиков (П.Б.Шелли) и даже такого позднего автора, как Г.Гофмансталь.

Умер Кальдерон в Мадриде 25 мая 1681.

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»

В каком художественном фильме впервые снялся Юрий Никулин?

www.krugosvet.ru

Кальдерон (значения) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Кальдеро́н (исп. Calderón) — испанская фамилия. Известные носители:

  • Кальдерон Соль, Армандо (1948—2017) — президент Сальвадора в 1994—1999 годах.
  • Кальдерон Соль де Эскалон, Милена (род. 1945) — сальвадорская правая политическая деятельница, алькальд Санта-Аны.
  • Гарсия Кальдерон, Франсиско (1834—1905) — перуанский военный и государственный деятель.
  • Кальдерон, Вальтер (род. 1977) — эквадорский футболист.
  • Кальдерон, Висенте (1913—1987) — президент ФК «Атлетико Мадрид», в его честь назван стадион «Висенте Кальдерон».
  • Кальдерон, Габриэль (род. 1960) — аргентинский футболист и тренер.
  • Кальдерон, Грасьела (род. 1931) — мексиканский ботаник.
  • Кальдерон Гуардия, Рафаэль Анхель (1900—1970) — президент Коста-Рики в 1940—1944.
  • Кальдерон, Дамарис (род. 1967) — кубинская поэтесса.
  • Кальдерон де ла Барка, Педро (1600—1681) — испанский драматург.
  • Кальдерон, Джордж (1868—1915) — английский драматург и литературовед.
  • Кальдерон Диас, Росир (род. 1984) — кубинская волейболистка.
  • Кальдерон, Диего (род. 1986) — эквадорский футболист.
  • Кальдерон, Иван (род. 1975) — пуэрто-риканский боксёр-профессионал.
  • Кальдерон, Кель (род. 1991) — чилийская актриса, певица и модель.
  • Кальдерон, Кристина (род. 1928) — последний чистокровный представитель индейского народа яганы, а также последний носитель яганского языка.
  • Кальдерон, Летисия (род. 1968) — мексиканская актриса.
  • Кальдерон, Луис Фелипе (1952—2009) — кубинский волейболист и волейбольный тренер.
  • Кальдерон, Мерседес (род. 1965) — кубинская волейболистка, олимпийская чемпионка.
  • Кальдерон, Нестор (род. 1989) — мексиканский футболист.
  • Кальдерон, Пол (род. 1959) — американский актёр.
  • Кальдерон, Рамон (род. 1951) — президент ФК «Реал Мадрид».
  • Кальдерон, Серапио (1843—1922) — перуанский политик, в 1904 году президент Перу.
  • Кальдерон, Серафин Эстебанес (1801—1867) — испанский писатель.
  • Кальдерон, Тего (род. 1972) — пуэрто-риканский реггетон-исполнитель и актёр.
  • Кальдерон, Фелипе (род. 1962) — президент Мексики в 2006—2012.
  • Кальдерон, Филипп-Гермогенес (1833—1898) — английский живописец-жанрист.
  • Кальдерон Фурнье, Рафаэль Анхель (род. 1949) — сын Рафаэля Анхеля Кальдерона Гуардия, президент Коста-Рики

ru.wikipedia.org

Творчество Кальдерона — вершина литературного барокко. Драма «Жизнь — это сон». Художественные особенности драматургии П. Кальдерона — ИСПАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVII ВЕКА

ИСПАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVII ВЕКА

4. Творчество Кальдерона — вершина литературного барокко. Драма «Жизнь — это сон». Художественные особенности драматургии П. Кальдерона

 

Слава Лопе де Вега промелькнула вскоре после его смерти. Прекратилось издание его произведений, постановка его пьес, имя его все реже звучало из народных уст. Суровый период феодально-католической реакции наступил в Испании. Жизнерадостный талант поэта был уже больше не нужен. Кумиром Испании стал Кальдерон — мрачный и унылый поэт.

Кальдерон, безусловно, — талант значительно меньшей яркости, чем Лопе де Вега. Ему далеко до того высокого реалистического мастерства, которого достиг его предшественник, однако он заставил зазвучать такие струны в своей поэтической лире, которые на то время больше всего волновали его современников.

Кальдерон, только появившись на художественной арене, сразу начал воспевать философию пессимизма. Нет ничего вечного на земле. Жизнь — мгновенное, годы — всего лишь миг, от колыбели до могилы — только один шаг. Что же остается человеку? Страдать и повиноваться. Творчество Кальдерона ставили рядом с творчеством Шекспира, а это уже о чем то да и говорит.

Дон Педро Кальдерон де ля Барка родился в Мадриде 17 января 1600 года в семье неимущего дворянина, вынужденного из-за бедности работать в Раде (министерстве) по финансам. Начальное образование Кальдерон получил в иезуитской коллегии в Мадриде. После ее окончания продолжил образование в университетах Алькала и Саламанки, где изучал богословие, схоластику, философию и право. Но схоластические упражнения не вызывали, очевидно, особого восторга у темпераментного молодого испанца и, забросив учебу, около 1619 года он вернулся в Мадрид с тем, чтобы найти свое настоящее призвание, которому, начиная с этого времени на всю жизнь станет для него театр, сцена.

Юноша не шутя увлекся распространенными на то время литературными состязаниями, в которых принимали участие известные и уважаемые мастера сцены, которые пользовались большой популярностью как среди простых, так и знатных испанцев. А вскоре и сам Кальдерон уже дебютировал в одном из таких соревнований — и довольно успешно. В 1622 году он принимал участие в состязании поэтов в честь праздника святого Исидора. Его заметил и отметил своей похвалой сам Лопе де Вега. Возможно, именно это обстоятельство стало началом блестящей театральной карьеры Кальдерона и побудила его к серьезным занятиям сценическим искусством. Через год появится его первая пьеса «Любовь, честь и власть». С 1625 года Кальдерон уже входит в число главных поставщиков пьес для придворного театра и ауто (одноактных драм религиоВНО-дидактического характера) для церковных представлений. Казалось бы, теперь дела Кальдерона должны были пойти блестяще, и так оно, очевидно, и было бы, если бы не вспыльчивый характер поэта, который в сочетании с естественной неуравновешенностью южного темперамента образовывал просто-таки взрывоопасную смесь. Шпагой прославленный драматург владел ничуть не хуже, чем пером, а повод почувствовать себя оскорбленным находил с невероятной легкостью, поэтому кровавым столкновениям и дуелям, в которых принимал участие Кальдерон и его братья, не было конца. Иногда дело принимало слишком серьезный характер. Братьям приходилось даже продать отцовское место в министерстве финансов с тем, чтобы покрыть счета в суде после очередной дуэли одного из них. Во время другой драки, в которой был тяжело ранен брата Кальдерона, поэт, преследуя обидчиков, вместе с друзьями ворвался в один из католических монастырей, нарушив таким образом, право церковной неприкосновенности, что могло иметь весьма серьезные последствия, — и мало бы, если бы не высокопоставленные покровители драматурга.

Несмотря на резко неприемлемое отношение к Кальдерона со стороны иезуитов, в Испании все же было немало образованных и влиятельных лиц, которые понимали истинную цену его таланта. Общественные позиции Кальдерона еще больше укрепились в 30-годах XVII века. В 1635 году умирает «патриарх» испанской драматургии Лопе де Вега, и того же года Кальдерон получает звание придворного драматурга, формально и по сути (учитывая уровень и популярность его пьес), занимая роль первой персоны в испанском театре. Этот неофициальный статус Кальдерона вскоре подтверждает и сам король Испании Филипп IV, который в знак своего высокого внимания подарил драматургу звание рыцаря ордена Сант-Яго.

В течение 1640 — 1642 лет Кальдерон участвовал в войне Испании против Франции, а также в подавлении восстания в Каталонии. Есть сведения, что в архивах даже хранится документ, который удостоверяет мужество и храбрость Кальдерона, выявленную в ходе этих кампаний.

С 1651 года, параллельно с театральной, Кальдерон делает и церковную карьеру. Он принимает сан священника, а еще через некоторое время получает должность почетного капеллана (духовника) короля Филиппа IV.

Вполне удачную снаружи биографию Кальдерона никак нельзя назвать ни безоблачной, ни легкой. В годы расцвета его таланта приходятся особенно агрессивные попытки иезуитов свести счеты с испанской сценой. Трижды на протяжении жизни Кальдерона церковники пытались добиться полного запрета театра. Частично их попытки имели успех. Несмотря на свои личные симпатии к драматургии Кальдерона, король Филипп IV все же вынужден был считаться с требованиями церковной верхушки. В 40-х годах, в частности с 1644 до 1649 года, в Испании были закрыты все театры, более чем на 25 лет было приостановлено издание произведений Кальдерона. Подобные гонения и травля драматург пережил еще дважды, в 1665 и в 1672 годах. В последние десятилетия своей жизни он вынужден был писать преимущественно для религиоВНОй сцены, на которой ставились спектакли во время различных церковных праздников. Даже смерть Кальдерона (умер 25 мая 1681 года), иезуиты восприняли как сигнал для начала новой атаки на испанский театр.

Драматургическое наследие драматурга значительный по объему и насчитывает около 120 светских пьес, 78 ауто и 20 интермедий (сценок, преимущественно комического характера, которые исполнялись между отдельными действиями драмы).

Светские пьесы, которые составляют основную часть драматургического наследия, в соответствии с характером их проблематики, разделяют на три типа:

1. Комедия (была очень популярной среди художников барокко). В центре комедий Кальдерона, как правило, тема любви, по сюжетным типом большинство из них относится к так называемых «комедий интриги» (то есть пьес, сюжет которых строится на быстрой и неожиданной смене ситуаций, на неестественном комическому стечению обстоятельств, стремительному развитию действия и т.д.). К наиболее удачных комедий Кальдерона принадлежат пьесы «С любовью не шути» (1627), «Дама — невидимка» (1629), «Сам себе охрана» (1635), «Не всегда доверяй худшем» (1650) и др.

2. «Драмы чести» — это распространенные в испанской драматургии XVI-XVII века пьесы, в которых затрагиваются проблемы неписаного кодекса дворянской чести, ее нарушения и мести обидчикам за оскорбление. Сюда принадлежат пьесы: «Живописец собственного бесчестия» (1648), «За тайное оскорбление — тайная месть» (1635), «Врач своей чести» (1633 — 1635), «Саламейський алькальд» (1642 — 1644) и др.

3. Морально-философские, религиозные драмы (в этих драмах нашли свое яркое выражение и далеко неоднозначную интерпретацию основные идейные постулаты и религиоВНО-философские проблемы эпохи контрреформации и барокко). В этих драмах отразились сомнения, духовные поиски и страстные чувства, что волновали Кальдерона и его современников. К этому типу принадлежат пьесы Кальдерона «Стойкий принц» (1628), «Поклонение кресту» (1630-1632), «Чудодейственный маг» (1637), «Чистилище святого Патрика» (1643) и др. Самая знаменитая из них и одновременно самая пьеса европейского барокко — морально-философская драма «Жизнь — это сон».

Пьеса «Жизнь — это сон» написана Кальдероном в период между 1632-1635 годами. На сцене она впервые поставлена в Мадриде в 1635 году, а через год, в 1636 году, была опубликована в книжном варианте.

Фабульний содержание пьесы довольно прост. В соответствии с астрологических пророчеств, Сехізмундо, который родился в семье польского короля Базилио, должен в будущем стать страшным и зловещим тираном. Его своевольные и необдуманные поступки должны привести к гибели польского государства и смерти отца-короля.

 

Поразмыслив, я понял ясно,

Что будет принц Сехизмундо

Заносчивым человеком,

Несправедливым владыкой

И нечестивым монархом,

Под властью коего станет

Королевство добычей раздоров,

Школой измены черной,

Академией всех пороков.

А он, влекомый безумьем,

Сжигаемый гневом и страстью,

И на меня поднимет

Руку, и заставит пасть

Короля к стопам его сына

(О чем в стыдом говорю я!)

и станут мои седины ковром под его шагами.

 

Чтобы как-то избежать этой страшной беде, король приказал построить в отдаленной от людей местности башню, к которой он и поместил своего сына и где тот рос, находясь на правах самого узника.

Когда же Сехізмундо достиг юношеского возраста, отец решил убедиться в том, правду предвещали ему заре.

 

Себя теперь царем увидев,

И вновь потом — в тюрьме,

Он может решить, что это был лишь сон,

И если так он будет думать,

Не ошибется он, Клотальдо,

Затем, что в этом мире каждый,

Живя, лишь спит и видит сон.

 

По приказу короля Сехізмундо дали снотворного, после чего переодели его в наряд принца и перенесли до королевского дворца. После пробуждения Сехізмундо — уже в роли принца — наследника, который должен управлять родительским королевством, — начинает вести себя чрезвычайно безответственно и просто невыносимо. За полдня, проведенных во дворце, он успел перессориться чуть ли не со всеми, кто попадался на его пути. Он проявил неуважение к женщине, одного из придворных выбросил из окна и дошел до того, что начал угрожать даже собственному отцу.

 

Меня ты, — будучи царем, —

К себе не допускал бездушно.

Ты для меня закрыл свой дом,

И воспитал меня, как зверя,

И как чудовище терзал,

И умертвить меня старался.

И что же мне в том, что ты сказал?…

Я человеком быть хочу.

А ты стоишь мне на дорогое.

 

Убедившись, таким образом, в справедливости пророчества, король приказывает таким же способом вернуть Сехізмундо к его тюрьме и после того, как он снова проснется, убедить его, что все, пережитое им, происходило не наяву, а во сне.

Все последующие годы своей жизни Сехізмундо обречен быть в тюрьме.

 

О, я несчастный! Горе мне!

О, небо, я узнать хотел бы,

За что ты мучаешь меня?

Какое зло тебе я сделал?

Впервые увидев свет дня?

Но раз родился, понимаю,

В чем преступление мое:

Твой гнев моим грехом оправдан,

Грех величайший — бытие.

Тягчайшее из преступлений —

родится в мире…

 

Однако неожиданно события приобретают совсем другое направление. Узнав о том, что у короля Базилио есть законный сын, но королевскую корону должен унаследовать не он, а приглашенный Базилио с чужеземной Московии принц Астольфо, народ поднимается против своего короля с оружием в руках. Уволенному из его темницы Сехізмундо предлагают возглавить это восстание. Сначала он колеблется, но потом соглашается и становится во главе войск повстанцев.

В борьбе против короля Сехізмундо побеждает, но на этот раз свой гнев обращает на милость и прощает не только отца, но и своих непосредственных тюремщиков и московского принца Астольфо, который пытался занять его место на отцовском троне. Таким образом, Сехізмундо полностью подчиняет свои взбудораженные страсти требованиям разума и государственной воли и из тирана превращается в идеального правителя.

В действенно развития содержания пьесы мы не найдем каких-то неожиданных и крутых сюжетных изломов, острых перипетий или сложного разветвления действия. Фабула пьесы, ее действенный цепочка разворачивается спокойно и ровно, хотя, с другой стороны, действие пьесы не расслаблена и сконцентрирована таким образом, чтобы читатель или зритель не терял интереса к ее содержанию. Логично уравновешенная и композиция пьесы, которая делится на три части — действия, или, как называли их в тогдашнем испанском театре, хорнади, что буквально означает «дневной этап».

Композиция пьесы внутренней логикой своего развития приведена в соответствие с тремя качественно отличными, последовательными «этапами» духовной эволюции главного героя. В 1-й хорнаді образ Сехізмундо раскрывается в атмосфере страстных и гневных мыслей и чувств, связанных с его вынужденным заключением. Во 2-й хорнаді, действие которой связана с «экспериментом» Базилио и переносом принца королевского дворца, Сехізмундо предстает в образе человека, полностью отдается на волю своим разнузданным страстям и необдуманным и своевольным решением. В 3-й хорнаді, снова арестован и снова возвращен к башне, Сехізмундо обрисован в процессе внутреннего борение и победы над собственными душевными сомнениями и колебаниями.

Еще со времен Софокла (вспомним хотя бы его трилогию о бесталанного Эдипа и его детей) финалы драматических произведений, в которых люди являются марионетками, привязанными к веревку, что держит в своих руках неумолимая злая судьба, всегда заканчивались тупиком. Кальдерон находит другое продолжение: казалось бы, непримиримые враги, Сехізмундо и Базилио, поладили. Надо понять голос Кальдерона — христианина: разве может быть иначе, если люди услышат голос Божий? Разве не наступит примирение врагов, если они поймут, что одинаково виноваты перед Богом? Разве не окутает их души и не согреет чувство всепрощения, если они поймут, что жизнь, в которой они враждуют, завидуют, ненавидят, унижают, страж-дают, грустят, есть сон, а настоящая вечная жизнь впереди, и каким оно будет, решать Богу?

 

Так сдержим же свирепость

И честолюбье укротим,

И обуздаем наше буйство,

Ведь мы, быть может, только спим.

Да, только спим, пока мы в мире

Столь необычном., что для нас —

Жить — значит спать, быть в этой жизни —

Жить сновиденьем каждый время.

Мне самый опыт возвещает:

Мы здесь до пробужденья спим.

Спит царь и видит сны о царстве,

И грезит вымыслом своим.

Повелевает, управляет

Среди своей дремучей мглы,

ЗаимообраВНО получает,

Как ветер, лживые хвалы.

И смерть их все развеет пылью.

Кто же хочет видеть этот сон,

Когда вот грезы о величье

Он будет смертью пробужден?

И спит богач, и в тревожном сне

Богатство грезится ему.

И спит бедняк, и шлет укоры,

Во сне уделу своему.

И спит, обласканный успехом,

И обделенный — видит сон.

И грезит тот, кто оскорбляет,

И грезит тот, кто оскорблен.

И каждый видит сон о жизни.

И о своем текущем дне,

Хотя никто не понимает,

Что существует он во сне.

 

Сам мотив жизни как сна — один из узловых мотивов барочной эстетики.

Пьеса «Жизнь — это сон» во многих отношениях, касающихся как проблематики, так и поэтики произведения, — является отличной драмой барочного искусства.

Театрализованная христианская проповедь — именно так можно охарактеризовать драму Педро Кальдерона «Жизнь — это сон» — имела наставить на путь истины, путь смирноти, благочестия, любви к ближнему, терпения, добродетели «блудных овец», которые пренебрегали заповедями Божьими. Достигла ли она цели? Возможно. Или, по крайней мере, частично. С уверенностью можно сказать, что Кальдеронові зерна пессимизма прорастали в сердцах его современников и заставляли задумываться над вечными проблемами, которых часто не замечали или не хотели замечать неисправимые оп-тимісти. Кажется, именно этого пессимизма не хватало некоторым художникам барокко, и «ау-тос» Кальдерона были необходимым противовесом на весах жизни.

zarlitra.in.ua

Жизнь и творчество Педро Кальдерона (Кальдерон)

Педро Кальдерон де ла Барка (1600 – 1681) – испанский драматург, с именем которого связан второй этап развития испанского театра “золотого века”. Учился в колледже и в Саламанкском университете. С начала 1620-х годов в Мадриде стал известен как сочинитель пьес для театров, эпизодически участвовал в военных действиях, которые вела Испания. В 1651 году принял сан священника и получил почетную должность придворного капеллана при королевском дворе, продолжив при этом писать пьесы. Кальдерону принадлежит около 120 пьес и 90 ауто.

В отличие от Лопе де Вега, творческие принципы которого в целом он продолжил и реформировал, Кальдерон предназначал свои пьесы для постановки не столько в небольших театрах на городских улицах, сколько в придворном театре, где можно было использовать сложную постановочную технику и пышные декорации, а также различные световые эффекты и музыкальное сопровождение. Поздние пьесы Кальдерона больше напоминают оперу (искусство, родившееся в том же, 17 веке), чем драматическое представление. Основная тема творчества Кальдерона – соотношения свободы человеческой воли и Провидения, с одной стороны, свободы личности и требований общества, с другой.

Человек у Кальдерона свободен и зависим одновременно: его главная задача – уметь хорошо сыграть отведенную ему роль в “великом театре мироздания” (название известного ауто Кальдерона), сохраняя при этом право свободы выбора между Добром и Злом (свободу воли). Среди пьес Кальдерона есть и “комедии интриги” (”Лента и цветок”, “Астролог-притворщик”) и “драмы чести” (”Врач своей чести”), и народно-героические драмы (”Саламейский алькальд”), и религиозные драмы (”Поклонение кресту”, “Стойкий принц”), и драмы на мифологические (”Статуя Прометея”) и исторические сюжеты (”Дочь воздуха”). Самые известные кальдероновские “комедии интриги” – “Дама-невидимка” и “Дом с двумя выходами трудно охранять”.

Сюжет обеих комедий построен на использовании схожего сценического приема – наличия потайного входа в помещение, которым пользуется дама, желающая добиться любви приглянувшегося ей молодого человека. Но если у Лопе-комедиографа комедийная интрига развивается приемущественно в импровизационной манере, изобилует неожиданными поворотами, то в комедиях Кальдерона все идет по расчисленному автором порядку, подчинено доказательству того, что живое человеческое чувство и человеческую волю нельзя запереть в темницу. Кальдерон развивает перед зрителем и мысль о том, что единственной защитой чести любого человека может быть только он сам. Для многих героев Кальдерона честь – не общественное достояние, а чувство собственного достоинства. В этом Кальдерон решительно расходится с общепринятыми представлениями. Маниакальное следование голосу превратно понятой чести – чести как социальной условности – может обернуться трагедией: такова основная идея знаменитых кальдероновских “драм чести”, первая из которых – “Луис Перес галисиец”.

Самая знаменитая пьеса Кальдерона “Жизнь есть сон” включает в себя элементы религиозно-философской драмы, драмы чести и даже комедии интриги (характерный мотив: женщина, переодетая мужчиной, преследует неверного возлюбленного). Кальдерон писал почти исключительно драмы и создал круг последователей в жанре испанской комедии. Его нововведения касались как стиля, так и драматургической техники. Он сохранил традиционные для комедии три акта, характерное для нее разнообразие размеров и решение характера в категориях таких национальных ценностей и поведенческих императивов, как честь, однако смысл его поэзии и драматической системы глубоко оригинален. Драма Кальдерона принадлежит барокко.

Проблемы познания и свободы человека.

Кальдерон – одна из центральных фигур в европейской художественной культуре XVII века. Он был выдающимся сыном великого столетия, в котором завершился Ренессанс и развилось барокко. 17й век – это век торжества барокко, в котором причудливо сочетались гуманизм Возрождения и христианские идеи. Если писатели Ренессанса делали ставку на силу разума и на свободу человека, то писатели барокко не забывали и о Боге, и искали гармонию для человека не в природе его, а в его душе. Герой эпохи барокко никогда не был одинок, ибо рядом с ним всегда находился Бог.

В творчестве Кальдерона доля ауто, религиозно-философских драм и комедий бытового плана примерно равная. Кроме того, все они пронизаны (ауто и религиозно-философские драмы – в большей степени) идеями поиска идеала в самом человеке и достижения высшей правды, а также пониманием жизни как сна, в котором пробуждение – смерть. Для Кальдерона-католика и человека эпохи барокко смерть не была чем-то безысходным и пугающим, как для представителя Ренессанса. Смерть открывает врата высшей правды, и от того, каким вступит человек в эти врата, зависит его жизнь после смерти. Эти идеи были характеры для литературы и театра барокко в целом и для философских драм в частности. Неоднократно в разных своих пьесах Кальдерон подходил к теме идеального, справедливого монарха.

В своей знаменитой драме «Жизнь есть сон» он попытался ее решить. В драме изображена если не программа воспитания идеального монарха, то во всяком случае назидательная картина его самовоспитания. Главной задачей ауто «Жизнь есть сон» было дать наглядный урок воспитания идеального государя. Роднит пьесу со священными ауто ее религиозный символизм, теологический тезис утверждения свободной воли и толкование жизни как сна, театра, где люди играют лишь отведенную им роль, чтобы потом воскреснуть к высшей правде уже в загробном существовании. Сехизмундо побеждает, пройдя через падение. Его победа – это победа над самим собой. И это не просто изображение человека, обуздавшего свои страсти – это именно портрет идеального правителя, способного ради блага подданных и державы поступиться своими собственными желаниями: так, будучи сам влюблен в Росауру, он, тем не менее, устраивает ее судьбу так, чтобы она была счастлива.

Показателен также эпизод с наказанием солдата, поднявшего восстание в пользу Сехизмундо – хотя он и поспособствовал тому, что принц занял свой престол, но нарушил верность своему сюзерену, за что он и наказан. Солдат поднял бунт против установленного порядка, справедливый монарх не может не покарать бунтаря. В этом процессе самовоспитания принца Сехизмундо в идеального монарха решающую роль сыграло восприятие им жизни как мимолетного сна. И кроме того, здесь Кальдерон еще рассматривает проблему личной свободы. Заточенный в тюрьму Сехизмундо мечтает быть свободным, как птица, как дикий зверь, но, получив свободу, он и в самом деле уподобляется зверю. Драматург утверждает, что «звериная», ничем не обузданная свобода очень быстро убивает в человеке все человеческое – что и происходит с Сехизмундо, едва он только осознает, что свободен. Из смиренного узника он превращается в тирана. Здесь Кальдерон касается тезиса о свободе воли и о том, что люди лишь выполняют волю небес, играя преопределенные им роли, и совершенствоваться и изменить судьбу они могут лишь одним способом – изменив самих себя и постоянно борясь с греховностью человеческой натуры. Драма Кальдерона «Жизнь есть сон», несомненно, является вершиной его творчества. В ней выражена кульминация всей испанской драматургии семнадцатого века.

www.allsoch.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *