Кальдерон п – Кальдерон де ла Барка, Педро — Википедия

Кальдерон де ла Барка, Педро — Википедия

Дон Педро Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда-и-Рианьо
Pedro Calderón de la Barca
Дата рождения 17 января 1600(1600-01-17)[1][2][…]
Место рождения
  • Мадрид, Испания[1]
Дата смерти 25 мая 1681(1681-05-25)[1][2][…](81 год)
Место смерти
  • Мадрид, Королевство Кастилия и Леон[1]
Гражданство (подданство)
  • Испания
Род деятельности драматург, поэт
Направление барокко, маньеризм
Жанр драма, комедия
Язык произведений испанский
Произведения на сайте Lib.ru
Произведения в Викитеке

ru.wikipedia.org

Педро Кальдерон де ла Барка — Вікіпедія

Педро Кальдерон де ла Барка
Pedro Calderón de la Barca
Ім’я при народженні Calderón de la Barca Henao de la Barreda y Riaño
Народився 17 січня 1600(1600-01-17)
Мадрид, Іспанія
Помер 25 травня 1681(1681-05-25) (81 рік)
Мадрид, Іспанія
Громадянство
(підданство)
Іспанія
Національність іспанець
Діяльність письменник, драматург, поет
Alma mater Університет Саламанки (1615), Університет Алькали
[d]
і Colegio Imperial de Madrid[d] (1613)
Мова творів іспанська
Напрямок бароко
Жанр драма
Magnum opus Життя — це сон
Членство орден Сантьяго
Конфесія Римо-католицька цер

uk.wikipedia.org

КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА, ПЕДРО

КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА, ПЕДРО (Calderon de la Barca, Pedro) (1600–1681), испанский драматург.

Родился 17 января 1600 в Мадриде, сын идальго из Монтаньи (область Астурии). Учился в иезуитской коллегии, изучал каноническое право в университетах Алкалы и Саламанки (до 1620). С 1619 писал пьесы, затем всецело посвятил себя литературе. Участник войны с Францией 1635–1638, экспедиции по усмирению Каталонии (1640). В 1651, рукоположенный в священники, прекратил писать комедии для публичного представления, с 1665 писал в основном ауто (религиозные пьесы) и пьесы по заказу двора.

Кальдерон писал почти исключительно драмы и создал круг последователей в жанре испанской комедии. Его нововведения касались как стиля, так и драматургической техники. Он сохранил традиционные для комедии три акта, характерное для нее разнообразие размеров и решение характера в категориях таких национальных ценностей и поведенческих императивов, как честь, однако смысл его поэзии и драматической системы глубоко оригинален. Драма Кальдерона принадлежит барокко. Кальдерон часто прибегает к поэтическому приему, при котором блестящие метафоры громоздятся друг на друга, а затем сливаются в финальном перечислении, чтобы подчеркнуть логическое напряжение, порождаемое их разнородностью. Его язык извивается и напрягается, пытаясь освободиться от пут необходимости, при этом интересно отметить, что тюрьма и свобода в числе излюбленных драматических тем Кальдерона. Тюрьмы бывают не только материальными – даже пребывание человека на земле ограничено тюремными стенами смерти, и только соблюдение догматов может утешить в этом узилище. Структура пьес Кальдерона жесткая, за стремительной и неожиданной сменой событий прослеживается детальный логический план.

Всего Кальдерон создал примерно 120 комедий и драм, 80 ауто, большая часть которых сохранилась, и несколько интермедий. Из комедий наиболее известны Саламейский алькальд (El Alcalde de Zalamea, 1640–1645, изд. 1651), Волшебный маг (El magico prodigioso), во многом повторяющая легенду о Фаусте, и знаменитая Жизнь есть сон (La vida es sueсo, 1631–1632, изд. 1636). Последнюю часто называли католической репликой трагедии. Положение Кальдерона как одного из великих католических драматургов подтверждают аутос сакраменталес. Их, вероятно, точнее всего можно определить как представление догматики, часто в аллегорической форме. Абстрактная тема позволяла Кальдерону в полной мере проявить мастерское владение схоластической логикой; ставились ауто обычно во время праздника, посвященного Евхаристии. Вероятно, наиболее известен в настоящее время

Великий театр мира (EL gran teatro del mundo, ок. 1645).

Барочная напряженность иносказательных построений и стиля определяют особое место Кальдерона, последнего великого драматурга испанского Золотого века, в истории европейской литературы. Для Европы он в известной степени олицетворяет испанскую драму, значительно его влияние на романтиков (П.Б.Шелли) и даже такого позднего автора, как Г.Гофмансталь.

Умер Кальдерон в Мадриде 25 мая 1681.

Проверь себя!


Ответь на вопросы викторины «Псевдонимы…»

Как настоящая фамилия Анны Андреевны Ахматовой?

www.krugosvet.ru

Биография и книги автора Кальдерон Педро

 

Дон Педро Кальдерон де ля Барка Энао де ля Барреда и Рианьо, а именно так звучит его полное имя, аристократ по происхождению, родился в Мадриде 17 января 1600 года. Первоначальное образование получил в иезуитской школе. В пятнадцать лет поступил в университет в Саламанке, где прослушал курс гражданского и канонического права. В первой половине своей жизни Кальдерон – человек шпаги. Он участвовал в военных походах в Италии и Фландрии, в 1637 годы был посвящен в рыцари ордена Сантьяго. В1640 году принимает участие в подавлении мятежа в Каталонии. В молодости он не раз обнажал шпагу на поединках и даже однажды, посмеявшись над напыщенным красноречием одного проповедника, был посажен в тюрьму за оскорбление духовного сана.

Вторая половина жизни Кальдерона посвящена церкви. В 1651 году он принял сан священника. Через тринадцать лет он уже важное духовное лицо, почетный капеллан короля, а в 1666 году – настоятель братства святого Петра.
Умер Кальдерон глубоким стариком 25 мая 1681 года. На его письменном столе осталась незаконченная духовная драма (ауто).
Первые поэтические лавры Кальдерон снискал себе в 1622 году, участвуя в состязании поэтов на празднике святого Исидора. Лопе де Вега заметил его, поощрив молодой талант лестной похвалой. В 1635 году Кальдерон получил звание придворного драматурга. Он писал для двора пьесы и музыкальные комедии, для духовных празднеств по заказам городских властей Мадрида – одноактные духовные представления (аутос сакраменталес).
В полное собрание сочинений поэта, изданное после его смерти (1682—1699), вошло 120 пьес, 80 аутос сакраменталес и 20 интермедий.
Творч. путь Кальдерона можно разделить на 4 периода. В «ученический» (примерно до середины 1620-х годов) он под влиянием Лопе де Вега создал «комедии плаща и шпаги»: «Любовь, честь и власть» (1623), «Мнимый звездочет» (1624), «Игра любви и случая» (1625), национально-патриотическую драму «Осада Бреды» (1625) и др. «Синтетический» период (до середины 30-х годов) характеризуется стремлением Кальдерона к широким обобщениям, постановке философ, и этических проблем, одновременной разработке нескольких тем в одной пьесе: «Стойкий принц» (1628-1629), «Жизнь – это сон» (1631-1632), «Сам у себя под стражей» (1636). В третий, «аналитический» период (до конца 1640-х годов) Кальдерон тяготел к концентрированной разработке отдельных тем, раскрывая одну ведущую черту в характере героя: «Врач своей чести» (1635), «Саламейский алькальд» (1640-1645). Последний период можно назвать периодом «мелодраматических аллегорий», когда Кальдерон сочинял для пышных придворных празднеств пьесы с музыкой, пением, балетными номерами.
Параллельно со светскими пьесами на протяжении всей творческой жизни Кальдерон писал также ауто, которым он придал классическую форму, вдохнув в эти символически-религиозные пьесы, утверждающие теологический тезис, подлинную поэзию. Среди его ауто имеются философские, на мифологические сюжеты с теологическим их истолкованием, на темы Ветхого завета, на легендарные и исторические сюжеты, вдохновленные притчами из Евангелия. Часто ауто Кальдерона представляют развернутую теологическую расшифровку философских формул, содержащихся в светских пьесах. Именно в ауто писатель чаще всего выступает выразителем испанской контрреформации. Светские пьесы Кальдерона, все, кроме интермедий, называемые автором «комедиями», не поддаются строгой жанровой дифференциации. Среди них можно выделить большую группу произведений, тяготеющих к трагедии и называемых обычно «драмами». Свыше 50 таких пьес могут быть условно по тематике разделены на драмы исторические, философские, религиозные, библейские, мифологические и «драмы чести». Одна из наиболее знаменитых морально-философских драм – «Жизнь – это сон». Драма «Любовь после смерти» (1633) проникнута состраданием и живой симпатией к угнетенным. В религиозных драмах – «Поклонение кресту» (1630-1632), «Чистилище святого Патрика» (1634) и др. – решаются теологические проблемы. Широко известны «драмы чести» – «Врач своей чести», «Стойкий принц» и особенно «Саламейский алькальд», в котором чувство чести впервые выведено за пределы исключительно дворянской добродетели, выражено представление автора о «законности» и дано такое яркое изображение царившего в Испании беззакония, что воспринималось позднее как революционный призыв. Социальные мотивы сильны и в других пьесах, включая даже некоторые ауто, например «Великий театр мира» (1645).
Комедии в собственном смысле слова могут быть разделены на комедии назидательные (например, «Чтобы избавиться от любви, надо этого желать» (1633), новеллистические и составляющие большинство «комедии плаща и шпаги», среди которых выделяют бытовые и «дворцовые». Большинство комедий Кальдерона тяготеет к так называемой «высокой комедии» и характеризуется выбором героев только из дворянской среды, строгим соблюдением героями кодекса дворянской чести, приподнятостью и патетикой стихотворной речи. Комедии Кальдерона, наиболее близкие к традициям Лопе де Вега, отличаются более обнаженной моральной основой, большей назидательностью, изощренной стихотворной техникой и изысканным языком.
Унаследовав великие национальные традиции испанской литературы, Кальдерон при этом выразил характерное для него разочарование в гуманизме Ренессанса. Кризис этого гуманизма, неосуществимость идеалов которого отразил уже М. Сервантес, дает Кальдерону основание для пессимистической переоценки самой природы человека, якобы вечного источника зла и жестокости. Единственным средством примирения с жизнью является христианская вера с ее требованием обуздания гордыни. В творчестве писателя противоречиво сочетаются мотивы Возрождения и барокко.
Творчество Кальдерона получило широкую известность в Европе с начале 19 века, когда немецкие романтики создали восторженный культ писателя. У нас знакомство с ним относится еще ко времени Петра I; романтическое увлечение пьесами Кальдерона получило выражение в переводах и постановках 1-й половины 19 века.

www.rulit.me

Кальдерон (значения) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Кальдеро́н (исп. Calderón) — испанская фамилия. Известные носители:

  • Кальдерон Соль, Армандо (1948—2017) — президент Сальвадора в 1994—1999 годах.
  • Кальдерон Соль де Эскалон, Милена (род. 1945) — сальвадорская правая политическая деятельница, алькальд Санта-Аны.
  • Гарсия Кальдерон, Франсиско (1834—1905) — перуанский военный и государственный деятель.
  • Кальдерон, Вальтер (род. 1977) — эквадорский футболист.
  • Кальдерон, Висенте (1913—1987) — президент ФК «Атлетико Мадрид», в его честь назван стадион «Висенте Кальдерон».
  • Кальдерон, Габриэль (род. 1960) — аргентинский футболист и тренер.
  • Кальдерон, Грасьела (род. 1931) — мексиканский ботаник.
  • Кальдерон Гуардия, Рафаэль Анхель (1900—1970) — президент Коста-Рики в 1940—1944.
  • Кальдерон, Дамарис (род. 1967) — кубинская поэтесса.
  • Кальдерон де ла Барка, Педро (1600—1681) — испанский драматург.
  • Кальдерон, Джордж (1868—1915) — английский драматург и литературовед.
  • Кальдерон Диас, Росир (род. 1984) — кубинская волейболистка.
  • Кальдерон, Диего (род. 1986) — эквадорский футболист.
  • Кальдерон, Иван (род. 1975) — пуэрто-риканский боксёр-профессионал.
  • Кальдерон, Кель (род. 1991) — чилийская актриса, певица и модель.
  • Кальдерон, Кристина (род. 1928) — последний чистокровный представитель индейского народа яганы, а также последний носитель яганского языка.
  • Кальдерон, Летисия (род. 1968) — мексиканская актриса.
  • Кальдерон, Луис Фелипе (1952—2009) — кубинский волейболист и волейбольный тренер.
  • Кальдерон, Мерседес (род. 1965) — кубинская волейболистка, олимпийская чемпионка.
  • Кальдерон, Нестор (род. 1989) — мексиканский футболист.
  • Кальдерон, Пол (род. 1959) — американский актёр.
  • Кальдерон, Рамон (род. 1951) — президент ФК «Реал Мадрид».
  • Кальдерон, Серапио (1843—1922) — перуанский политик, в 1904 году президент Перу.
  • Кальдерон, Серафин Эстебанес (1801—1867) — испанский писатель.
  • Кальдерон, Тего (род. 1972) — пуэрто-риканский реггетон-исполнитель и актёр.
  • Кальдерон, Фелипе (род. 1962) — президент Мексики в 2006—2012.
  • Кальдерон, Филипп-Гермогенес (1833—1898) — английский живописец-жанрист.
  • Кальдерон Фурнье, Рафаэль Анхель (род. 1949) — сын Рафаэля Анхеля Кальдерона Гуардия, президент Коста-Рики

ru.wikipedia.org

Дж. П. Кальдерон • ru.knowledgr.com

Джон Пол «J. P.» Кальдерон (родившийся 5 сентября 1975) является американским профессиональным волейболистом, участником образцового и реалити-телевидения. В 2006 он был соперником на, 13-й сезон реалити-шоу CBS. В следующем году он стал регулярным членом Модельное агентство Дженис Дикинсон. Как часть его опыта он был парнем покрытия в феврале 2007 журнала Instinct. Он сделал так снова в 2008, став первым человеком, который будет показан на их покрытии дважды.

Молодость и образование

Кальдерон родился в Санта-Монике, Калифорния, второй сын после его старшего брата Питера, Эдвину и Ксинии. Он рос в Марина-дель-Рэе, Калифорния в римско-католической семье, с коста-риканским наследием. Его мать умерла от рака молочной железы, когда ему было девять лет. С молодого возраста он хотел быть моделью, но получил негативные отклики от своего папы, таким образом, он придерживался спортивных состязаний вместо этого. Его папа был выигран, когда Кальдерон, моделирующий карьеру, взлетел.

Он учился в католической Средней школе Св. Бернарда, затем Городском университете Санта-Моники в течение двух лет, и затем Университете штата Калифорния, Лонг-Бич, где он играл за национально оцениваемую мужскую команду волейбола школы. Его семья в футбол, таким образом, это был пункт напряжения от его отца, что он играл в волейбол вместо этого, пока он не начал получать премии волейбола. Он получил высшее образование со степенью в области речевой коммуникации в 2000. Кальдерон имеет коста-риканское происхождение.

Волейбол

Кальдерону предложили про возможность волейбола в 1998 в Барселоне, Испания, но решил вместо этого получить его степень. Ему предложили положение помощника тренера для государственного университета Лонг-Бич женскую команду волейбола. Он сделал так в течение пяти лет, сначала как волонтер в течение трех лет, затем заплаченных в течение еще двух лет. Он кредитует время как изучение различий между мужскими и женскими стилями волейбола. В то же время он получил местный клуб, тренирующий положение в Клубе Волейбола Лонг-Бич Mizuno, и начал тренировать Молодежные Олимпийские игры. Он начал свою профессиональную карьеру волейбола в 2004 и стал национально оцениваемой Ассоциацией игрока Профессионалов Волейбола.

Оставшийся в живых

Папа Кальдерона умер в 2005, прямо перед возможностью Оставшегося в живых, и она позволила ему не стесняться выражать свои эмоции, поскольку у него никогда не было хороших отношений с его папой. К нему приблизился координатор по рекрутингу CBS, чтобы быть на шоу, когда он завтракал с некоторыми друзьями. На (2 006), Кальдерон начался как один из пяти членов латиноамериканского племени «Аитутаки». После того, как племена были слиты в день восемь, он стал членом племени «Раротонги». Ретроспективно он обвиняет себя в просмотре ряда больше как спортивный конкурс, чем для социальных аспектов, которые строят союзы. Кальдерон был четвертым актером, проголосовавшим прочь в разделении 7/2. Он приписывает шоу открытие его глаз, чем он управлял своим выбором и имел варианты.

Модельное агентство Дженис Дикинсон

В 2007 Кальдерон начал свою карьеру моделирования, когда он присоединился к броску Модельного агентства Дженис Дикинсон. Заявлять, что он в течение долгого времени хотел смоделировать, Кальдерон, прибыло в открытое требование кастинга, проведенное в первом эпизоде Сезона 2. Он сказал, что процесс и Дикинсон, были забавой, но у них действительно были модели, пропускают их скромность и голы, и в их нижнем белье постоянно. Он был призван обратно в эпизоде 2 и в конечном счете подал знак агентству.

Третий эпизод видел, что Кальдерон был приближен, чтобы появиться на покрытии журнала Instinct, публикации, которая требует, чтобы ее мужские модели покрытия не скрыли свою ориентацию. Хотя он был «в и вокруг гомосексуалистов и ночной жизни», он публично не говорил о своей сексуальности СМИ. Он знал, что был геем начиная со средней школы, и даже работал барменом в баре гомосексуалистов. Были слухи, что он был геем, но он избежал обращаться к ним, а также приглашениям взять интервью с веселыми публикациями как Инстинкт. Кальдерон вышел как гей на его появлении в номере в феврале 2007, их выпуске купальника, который включал покрытие, фото распространение, документальный очерк и интервью. Он сказал, что на него не оказал давление в решение и поддержал Дикинсон. «Все мои страхи, все, что я боялся… этого, было полным противоположное», сказал он.» Это было большим. Все мои друзья, мир волейбола, абсолютно все поддержали. Никто не не допустил меня». Дикинсон, в частности очень поддержал, и сказал ему, что ее образцы для подражания для того, чтобы быть жесткими, вестись и амбициозными, были все гомосексуалисты. Он кредитует свой выход как помощь ему повторно расположить по приоритетам его жизнь. В 2009 он был также моделью покрытия для популярного французского веселого журнала Têtu.

Было объявлено во время 4-го финала сезона Модельного агентства Дженис Дикинсон, что Кальдерон возглавит мужское подразделение агентства, когда это переедет в Нью-Йорк. С Кальдероном также заключают контракт к Образцовому Агентству KULT в Германии.

В 2011 Кальдерон был снят как часть A-списка ТВ Эмблемы; Лос-Анджелес, поскольку часть их привилегии A-списка, но никакая информация о броске или планировании была предстоящим

В 2012 Кальдерон смоделировал для Кампании NOH8, созданной знаменитым фотографом Адамом Буской, чтобы выступить против Калифорнийского Суждения 8, который попытался изменить Конституцию Калифорнии, чтобы запретить однополый брак. Суждением 8 управляли неконституционное в 2010 и подтвердило в июне 2013 после заключения обращений в Hollingsworth v. Перри в американском Верховном Суде.

В октябре 2013 он стал помолвленным со своим давним другом Джалзом Хини на Гавайях. Они были вместе с 2007.

Внешние ссылки


ru.knowledgr.com

Творчество Кальдерона — вершина литературного барокко. Драма «Жизнь — это сон». Художественные особенности драматургии П. Кальдерона — ИСПАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVII ВЕКА

ИСПАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVII ВЕКА

4. Творчество Кальдерона — вершина литературного барокко. Драма «Жизнь — это сон». Художественные особенности драматургии П. Кальдерона

 

Слава Лопе де Вега промелькнула вскоре после его смерти. Прекратилось издание его произведений, постановка его пьес, имя его все реже звучало из народных уст. Суровый период феодально-католической реакции наступил в Испании. Жизнерадостный талант поэта был уже больше не нужен. Кумиром Испании стал Кальдерон — мрачный и унылый поэт.

Кальдерон, безусловно, — талант значительно меньшей яркости, чем Лопе де Вега. Ему далеко до того высокого реалистического мастерства, которого достиг его предшественник, однако он заставил зазвучать такие струны в своей поэтической лире, которые на то время больше всего волновали его современников.

Кальдерон, только появившись на художественной арене, сразу начал воспевать философию пессимизма. Нет ничего вечного на земле. Жизнь — мгновенное, годы — всего лишь миг, от колыбели до могилы — только один шаг. Что же остается человеку? Страдать и повиноваться. Творчество Кальдерона ставили рядом с творчеством Шекспира, а это уже о чем то да и говорит.

Дон Педро Кальдерон де ля Барка родился в Мадриде 17 января 1600 года в семье неимущего дворянина, вынужденного из-за бедности работать в Раде (министерстве) по финансам. Начальное образование Кальдерон получил в иезуитской коллегии в Мадриде. После ее окончания продолжил образование в университетах Алькала и Саламанки, где изучал богословие, схоластику, философию и право. Но схоластические упражнения не вызывали, очевидно, особого восторга у темпераментного молодого испанца и, забросив учебу, около 1619 года он вернулся в Мадрид с тем, чтобы найти свое настоящее призвание, которому, начиная с этого времени на всю жизнь станет для него театр, сцена.

Юноша не шутя увлекся распространенными на то время литературными состязаниями, в которых принимали участие известные и уважаемые мастера сцены, которые пользовались большой популярностью как среди простых, так и знатных испанцев. А вскоре и сам Кальдерон уже дебютировал в одном из таких соревнований — и довольно успешно. В 1622 году он принимал участие в состязании поэтов в честь праздника святого Исидора. Его заметил и отметил своей похвалой сам Лопе де Вега. Возможно, именно это обстоятельство стало началом блестящей театральной карьеры Кальдерона и побудила его к серьезным занятиям сценическим искусством. Через год появится его первая пьеса «Любовь, честь и власть». С 1625 года Кальдерон уже входит в число главных поставщиков пьес для придворного театра и ауто (одноактных драм религиоВНО-дидактического характера) для церковных представлений. Казалось бы, теперь дела Кальдерона должны были пойти блестяще, и так оно, очевидно, и было бы, если бы не вспыльчивый характер поэта, который в сочетании с естественной неуравновешенностью южного темперамента образовывал просто-таки взрывоопасную смесь. Шпагой прославленный драматург владел ничуть не хуже, чем пером, а повод почувствовать себя оскорбленным находил с невероятной легкостью, поэтому кровавым столкновениям и дуелям, в которых принимал участие Кальдерон и его братья, не было конца. Иногда дело принимало слишком серьезный характер. Братьям приходилось даже продать отцовское место в министерстве финансов с тем, чтобы покрыть счета в суде после очередной дуэли одного из них. Во время другой драки, в которой был тяжело ранен брата Кальдерона, поэт, преследуя обидчиков, вместе с друзьями ворвался в один из католических монастырей, нарушив таким образом, право церковной неприкосновенности, что могло иметь весьма серьезные последствия, — и мало бы, если бы не высокопоставленные покровители драматурга.

Несмотря на резко неприемлемое отношение к Кальдерона со стороны иезуитов, в Испании все же было немало образованных и влиятельных лиц, которые понимали истинную цену его таланта. Общественные позиции Кальдерона еще больше укрепились в 30-годах XVII века. В 1635 году умирает «патриарх» испанской драматургии Лопе де Вега, и того же года Кальдерон получает звание придворного драматурга, формально и по сути (учитывая уровень и популярность его пьес), занимая роль первой персоны в испанском театре. Этот неофициальный статус Кальдерона вскоре подтверждает и сам король Испании Филипп IV, который в знак своего высокого внимания подарил драматургу звание рыцаря ордена Сант-Яго.

В течение 1640 — 1642 лет Кальдерон участвовал в войне Испании против Франции, а также в подавлении восстания в Каталонии. Есть сведения, что в архивах даже хранится документ, который удостоверяет мужество и храбрость Кальдерона, выявленную в ходе этих кампаний.

С 1651 года, параллельно с театральной, Кальдерон делает и церковную карьеру. Он принимает сан священника, а еще через некоторое время получает должность почетного капеллана (духовника) короля Филиппа IV.

Вполне удачную снаружи биографию Кальдерона никак нельзя назвать ни безоблачной, ни легкой. В годы расцвета его таланта приходятся особенно агрессивные попытки иезуитов свести счеты с испанской сценой. Трижды на протяжении жизни Кальдерона церковники пытались добиться полного запрета театра. Частично их попытки имели успех. Несмотря на свои личные симпатии к драматургии Кальдерона, король Филипп IV все же вынужден был считаться с требованиями церковной верхушки. В 40-х годах, в частности с 1644 до 1649 года, в Испании были закрыты все театры, более чем на 25 лет было приостановлено издание произведений Кальдерона. Подобные гонения и травля драматург пережил еще дважды, в 1665 и в 1672 годах. В последние десятилетия своей жизни он вынужден был писать преимущественно для религиоВНОй сцены, на которой ставились спектакли во время различных церковных праздников. Даже смерть Кальдерона (умер 25 мая 1681 года), иезуиты восприняли как сигнал для начала новой атаки на испанский театр.

Драматургическое наследие драматурга значительный по объему и насчитывает около 120 светских пьес, 78 ауто и 20 интермедий (сценок, преимущественно комического характера, которые исполнялись между отдельными действиями драмы).

Светские пьесы, которые составляют основную часть драматургического наследия, в соответствии с характером их проблематики, разделяют на три типа:

1. Комедия (была очень популярной среди художников барокко). В центре комедий Кальдерона, как правило, тема любви, по сюжетным типом большинство из них относится к так называемых «комедий интриги» (то есть пьес, сюжет которых строится на быстрой и неожиданной смене ситуаций, на неестественном комическому стечению обстоятельств, стремительному развитию действия и т.д.). К наиболее удачных комедий Кальдерона принадлежат пьесы «С любовью не шути» (1627), «Дама — невидимка» (1629), «Сам себе охрана» (1635), «Не всегда доверяй худшем» (1650) и др.

2. «Драмы чести» — это распространенные в испанской драматургии XVI-XVII века пьесы, в которых затрагиваются проблемы неписаного кодекса дворянской чести, ее нарушения и мести обидчикам за оскорбление. Сюда принадлежат пьесы: «Живописец собственного бесчестия» (1648), «За тайное оскорбление — тайная месть» (1635), «Врач своей чести» (1633 — 1635), «Саламейський алькальд» (1642 — 1644) и др.

3. Морально-философские, религиозные драмы (в этих драмах нашли свое яркое выражение и далеко неоднозначную интерпретацию основные идейные постулаты и религиоВНО-философские проблемы эпохи контрреформации и барокко). В этих драмах отразились сомнения, духовные поиски и страстные чувства, что волновали Кальдерона и его современников. К этому типу принадлежат пьесы Кальдерона «Стойкий принц» (1628), «Поклонение кресту» (1630-1632), «Чудодейственный маг» (1637), «Чистилище святого Патрика» (1643) и др. Самая знаменитая из них и одновременно самая пьеса европейского барокко — морально-философская драма «Жизнь — это сон».

Пьеса «Жизнь — это сон» написана Кальдероном в период между 1632-1635 годами. На сцене она впервые поставлена в Мадриде в 1635 году, а через год, в 1636 году, была опубликована в книжном варианте.

Фабульний содержание пьесы довольно прост. В соответствии с астрологических пророчеств, Сехізмундо, который родился в семье польского короля Базилио, должен в будущем стать страшным и зловещим тираном. Его своевольные и необдуманные поступки должны привести к гибели польского государства и смерти отца-короля.

 

Поразмыслив, я понял ясно,

Что будет принц Сехизмундо

Заносчивым человеком,

Несправедливым владыкой

И нечестивым монархом,

Под властью коего станет

Королевство добычей раздоров,

Школой измены черной,

Академией всех пороков.

А он, влекомый безумьем,

Сжигаемый гневом и страстью,

И на меня поднимет

Руку, и заставит пасть

Короля к стопам его сына

(О чем в стыдом говорю я!)

и станут мои седины ковром под его шагами.

 

Чтобы как-то избежать этой страшной беде, король приказал построить в отдаленной от людей местности башню, к которой он и поместил своего сына и где тот рос, находясь на правах самого узника.

Когда же Сехізмундо достиг юношеского возраста, отец решил убедиться в том, правду предвещали ему заре.

 

Себя теперь царем увидев,

И вновь потом — в тюрьме,

Он может решить, что это был лишь сон,

И если так он будет думать,

Не ошибется он, Клотальдо,

Затем, что в этом мире каждый,

Живя, лишь спит и видит сон.

 

По приказу короля Сехізмундо дали снотворного, после чего переодели его в наряд принца и перенесли до королевского дворца. После пробуждения Сехізмундо — уже в роли принца — наследника, который должен управлять родительским королевством, — начинает вести себя чрезвычайно безответственно и просто невыносимо. За полдня, проведенных во дворце, он успел перессориться чуть ли не со всеми, кто попадался на его пути. Он проявил неуважение к женщине, одного из придворных выбросил из окна и дошел до того, что начал угрожать даже собственному отцу.

 

Меня ты, — будучи царем, —

К себе не допускал бездушно.

Ты для меня закрыл свой дом,

И воспитал меня, как зверя,

И как чудовище терзал,

И умертвить меня старался.

И что же мне в том, что ты сказал?…

Я человеком быть хочу.

А ты стоишь мне на дорогое.

 

Убедившись, таким образом, в справедливости пророчества, король приказывает таким же способом вернуть Сехізмундо к его тюрьме и после того, как он снова проснется, убедить его, что все, пережитое им, происходило не наяву, а во сне.

Все последующие годы своей жизни Сехізмундо обречен быть в тюрьме.

 

О, я несчастный! Горе мне!

О, небо, я узнать хотел бы,

За что ты мучаешь меня?

Какое зло тебе я сделал?

Впервые увидев свет дня?

Но раз родился, понимаю,

В чем преступление мое:

Твой гнев моим грехом оправдан,

Грех величайший — бытие.

Тягчайшее из преступлений —

родится в мире…

 

Однако неожиданно события приобретают совсем другое направление. Узнав о том, что у короля Базилио есть законный сын, но королевскую корону должен унаследовать не он, а приглашенный Базилио с чужеземной Московии принц Астольфо, народ поднимается против своего короля с оружием в руках. Уволенному из его темницы Сехізмундо предлагают возглавить это восстание. Сначала он колеблется, но потом соглашается и становится во главе войск повстанцев.

В борьбе против короля Сехізмундо побеждает, но на этот раз свой гнев обращает на милость и прощает не только отца, но и своих непосредственных тюремщиков и московского принца Астольфо, который пытался занять его место на отцовском троне. Таким образом, Сехізмундо полностью подчиняет свои взбудораженные страсти требованиям разума и государственной воли и из тирана превращается в идеального правителя.

В действенно развития содержания пьесы мы не найдем каких-то неожиданных и крутых сюжетных изломов, острых перипетий или сложного разветвления действия. Фабула пьесы, ее действенный цепочка разворачивается спокойно и ровно, хотя, с другой стороны, действие пьесы не расслаблена и сконцентрирована таким образом, чтобы читатель или зритель не терял интереса к ее содержанию. Логично уравновешенная и композиция пьесы, которая делится на три части — действия, или, как называли их в тогдашнем испанском театре, хорнади, что буквально означает «дневной этап».

Композиция пьесы внутренней логикой своего развития приведена в соответствие с тремя качественно отличными, последовательными «этапами» духовной эволюции главного героя. В 1-й хорнаді образ Сехізмундо раскрывается в атмосфере страстных и гневных мыслей и чувств, связанных с его вынужденным заключением. Во 2-й хорнаді, действие которой связана с «экспериментом» Базилио и переносом принца королевского дворца, Сехізмундо предстает в образе человека, полностью отдается на волю своим разнузданным страстям и необдуманным и своевольным решением. В 3-й хорнаді, снова арестован и снова возвращен к башне, Сехізмундо обрисован в процессе внутреннего борение и победы над собственными душевными сомнениями и колебаниями.

Еще со времен Софокла (вспомним хотя бы его трилогию о бесталанного Эдипа и его детей) финалы драматических произведений, в которых люди являются марионетками, привязанными к веревку, что держит в своих руках неумолимая злая судьба, всегда заканчивались тупиком. Кальдерон находит другое продолжение: казалось бы, непримиримые враги, Сехізмундо и Базилио, поладили. Надо понять голос Кальдерона — христианина: разве может быть иначе, если люди услышат голос Божий? Разве не наступит примирение врагов, если они поймут, что одинаково виноваты перед Богом? Разве не окутает их души и не согреет чувство всепрощения, если они поймут, что жизнь, в которой они враждуют, завидуют, ненавидят, унижают, страж-дают, грустят, есть сон, а настоящая вечная жизнь впереди, и каким оно будет, решать Богу?

 

Так сдержим же свирепость

И честолюбье укротим,

И обуздаем наше буйство,

Ведь мы, быть может, только спим.

Да, только спим, пока мы в мире

Столь необычном., что для нас —

Жить — значит спать, быть в этой жизни —

Жить сновиденьем каждый время.

Мне самый опыт возвещает:

Мы здесь до пробужденья спим.

Спит царь и видит сны о царстве,

И грезит вымыслом своим.

Повелевает, управляет

Среди своей дремучей мглы,

ЗаимообраВНО получает,

Как ветер, лживые хвалы.

И смерть их все развеет пылью.

Кто же хочет видеть этот сон,

Когда вот грезы о величье

Он будет смертью пробужден?

И спит богач, и в тревожном сне

Богатство грезится ему.

И спит бедняк, и шлет укоры,

Во сне уделу своему.

И спит, обласканный успехом,

И обделенный — видит сон.

И грезит тот, кто оскорбляет,

И грезит тот, кто оскорблен.

И каждый видит сон о жизни.

И о своем текущем дне,

Хотя никто не понимает,

Что существует он во сне.

 

Сам мотив жизни как сна — один из узловых мотивов барочной эстетики.

Пьеса «Жизнь — это сон» во многих отношениях, касающихся как проблематики, так и поэтики произведения, — является отличной драмой барочного искусства.

Театрализованная христианская проповедь — именно так можно охарактеризовать драму Педро Кальдерона «Жизнь — это сон» — имела наставить на путь истины, путь смирноти, благочестия, любви к ближнему, терпения, добродетели «блудных овец», которые пренебрегали заповедями Божьими. Достигла ли она цели? Возможно. Или, по крайней мере, частично. С уверенностью можно сказать, что Кальдеронові зерна пессимизма прорастали в сердцах его современников и заставляли задумываться над вечными проблемами, которых часто не замечали или не хотели замечать неисправимые оп-тимісти. Кажется, именно этого пессимизма не хватало некоторым художникам барокко, и «ау-тос» Кальдерона были необходимым противовесом на весах жизни.

zarlitra.in.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *