Какой веры придерживались русичи при олеге вещем: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда.» Как ты думаешь, что ещё (кроме самого…

ЛЕТОПИСЬ «И ПОВЕСИЛ ОЛЕГ ЩИТ СВОЙ НА ВРАТАХ ЦАРЬГРАДА». ОСОБЕННОСТИ ЛЕТОПИСИ КАК ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».
Особенности летописи как исторического произведения.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности учащегося

I. Актуализация опорных знаний

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Ребята, вы готовитесь стать настоящими читателями. Учебник «Литературное чтение» для 4 класса включает в себя произведения, которые будет все сложнее и сложнее читать и понимать, но в то же время этот процесс станет интереснее и увлекательнее.

– Рассмотрите свои учебники. Возникли ли у вас вопросы ко мне, к авторам учебника? Какие авторы вам знакомы? Какие произведения вам знакомы? Какие разделы вас заинтересовали?

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Выделять информацию из текста учебника. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

II. Сообщение темы урока. Определение
целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Прочитайте тему первого раздела учебника. Какие новые понятия встретились вам в заголовке темы?

– Прочитайте цели изучения раздела, обозначенные на шмуцтитуле. Расскажите о той цели, которая вас заинтересовала, и о том, как вы ее понимаете.

– Откройте страницу 6 учебника, прочитайте первое предложение из статьи «Как ты думаешь, зачем нужны летописи?».

– Сформулируйте учебную задачу урока на основе данного вопроса.

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные
слова

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.

– В названии темы встречаются новые понятия: летописи, былины, жития.

– Сегодня на уроке узнаем, что такое летописи, откуда появилось это название, в чем их особенности

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

III. Работа с научно-познавательной статьей

Организует беседу по содержанию статьи. Проводит подготовку к восприятию текста.

– Объясните значения новых слов.

– Как появились летописи?

– Как летописи получили свое название?

– Кто записывал летописи?

– Как вы думаете, является ли летопись художественным произведением?

Читают статью о летописях самостоятельно
(тихое чтение) или по цепочке вслух.

Объясняют значения слов:

Варяги, словене, чудь, кривичи, древляне, поляне, северяне, вятичи, хорваты – древние славянские племена.

Ибо – потому что.

Дань – плата.

Гривна – денежная единица в Древней Руси.

Присяга – клятва.

Перун – языческое божество грома и молнии, покровитель дождя.

Велес – покровитель скота, богатства и торговли

Осуществлять анализ произведения. Осознанно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Слушать в соответствии
с целевой установкой

IV. Первичное восприятие фрагмента летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царь-
града».

Работа с учебником

Организует первичное восприятие фрагмента
летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

– Прочитайте название летописи. Как вы понимаете слова «щит», «врата», «Царьград»?

Учитель показывает на карте, где находится Стамбул, бывший Царьград.

– Я начну читать текст, а вы продолжите.

Беседа по содержанию летописи и на ее эмоциональное восприятие.

– Кто главный герой летописи?

– Как вы понимаете слово «князь»?

– Кого называли на Руси князьями?

– Какие события описываются в летописи?

– Что вас особенно удивило (поразило) в описываемых событиях? Что означал щит, повешенный на вратах Царьграда?

– Представьте себе, что мы перенеслись в прошлое, в XII век, в Киево-Печерский монастырь, где в келье при свете лампады неустанно пишет свой труд монах Нестор, образованнейший человек своего времени. Скрипит перо в руке старца, выводя заглавие книги: «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первое княжити, и откуда Русская земля стала, есть».

– Нестор описывал события по годам, в хронологическом порядке. Труд его называется ЛЕТОПИСЬ. Откуда же он брал сведения о событиях прошлых лет?

– Зачем он писал этот труд? С какими школьными науками вы видите связь летописей?

– Чем отличается летосчисление в Древней Руси от нынешнего? Прочитайте об этом в учебнике на странице 9. Названия городов иногда изменяются. Что за город описан в отрывке летописи?

Заранее подготовленные ученики читают произведение.

Объясняют значения слов:

Щит – старинное ручное вооружение, предмет воинских доспехов для защиты от ударов в виде округлой или прямоугольной деревянной или металлической плоскости.

Врата – ворота.

Царьград – древнерусское название г. Константинополь (ныне Стамбул).

Князь – глава племени, рода, вождь военной дружины, а с развитием феодализма высший представитель класса феодалов, правитель феодального государства.

– Главный герой летописи – князь Олег.

– Нестор брал сведения из произведений устного народного творчества – песен, былин, преданий.

– Изучение летописей связано с литературой, историей, географией

Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосно-вывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи

V. Анализ произведения

Перечитывание текста летописи с предварительным заданием. Выявление элементов художественности в тексте летописи.

– Сейчас перечитаем фрагмент летописи еще раз. Обратите внимание на глаголы, которые очень часто встречаются в летописи, отметьте их аккуратно карандашом по ходу чтения. Также постарайтесь запомнить все, что говорится о князе Олеге.

– Что интересного вы заметили при перечитывании фрагмента летописи?

– Вспомните характерные черты научно-познавательного текста. Найдите их в летописи.

– Можно ли назвать летопись художественным произведением?

– Назовите глаголы в том порядке, в котором они употребляются в тексте летописи. Выпишите их в столбик.

– Как вы думаете, зачем в тексте летописи так много глаголов? Что летописец стремится передать с их помощью?

– Можете ли вы сказать, каким полководцем был князь Олег? Что помогло вам составить о нем такое мнение?

– В тексте нет ни слова о характере князя Олега, но мы живо представляем полководца по его поступкам: «повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на них корабли» (проявление гибкости мышления, смекалки, военной хитрости), «приказал Олег. .. дать дани для русских городов» (забота о русских городах, князьях и людях). С одной стороны, летописец описывает реальные действия воина, а с другой стороны, наделяет его фантастической (вымышленной) мощью и силой, что также является чертой художественности летописного отрывка.

– Вот еще один элемент художественности в летописном отрывке. Без подробного описания характера князя Олега живо представляются его действия, а следовательно, и сильный характер замечательного полководца.

– Но достаточно ли этих фактов, чтобы отнести летопись к художественным произведениям?

– Подведем итоги: составьте рассказ о том, что такое летопись, кто записывал летописи, как это происходило, какие особенности летописи вы знаете

Перечитывают текст произведения. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения.

Один ученик записывает глаголы на доске, остальныев тетради.

– Глаголы, характеризующие действия Олега по отношению к своему войску: «повелел», «приказал», «остановил». Такое большое количество называемых глаголов передает стремительное движение русского войска, готового потеснить противника и победить. Это первый элемент художественности, который обнаруживается в тексте летописи.

Учащиеся должны обратить внимание на простое перечисление исторических фактов, а учитель укажет на короткие, как бы рубленые фразы, которые лаконично сообщают о свершившихся исторических фактах.

– Этих фактов недостаточно, чтобы отнести летопись к художественному произведению. Это только элементы художественности, а летопись не художественное произведение.

Летопись – это историческое произведение, в нем только появляются элементы художественного произведения.

Составляют рассказ

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

VI. Запуск проекта. Работа по учебнику

Проводит подготовительную работу над запуском проектов «Создание календаря исторических событий», «Подготовка сообщения о важном историческом событии».

– Откройте учебник (рубрика «Наши проекты»,
с. 32)
, прочитайте, какие темы проектов авторы
учебника предлагают на выбор. Подумайте, какой из проектов хотелось бы выполнить именно вам. Обоснуйте.

– Те, кто выбрал тему проекта «Создание календаря исторических событий», объединитесь в первую
группу.

– Те, кто выбрал тему проекта «Подготовка сообщения о важном историческом событии», объединитесь во вторую группу.

– Вспомните правила работы в группе и правила работы над проектом. Составьте в группах план работы над проектом из 3–5 пунктов.

– Распределите задания, обозначьте время на выполнение своего задания, зафиксируйте форму
отчета.

– Заполните в группах проектные листы

Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Заполняют проектные листы.

Ф. И. О.

ученика

Задание

Дата
выполнения

Форма

выполнения

Примечания к выполнению

1.

Выписывает
из книги
А. О. Ишимо-вой «История России в рассказах для детей» сведения о жизни славян

Слайды к презентации

2.

Подбирает иллюстрации о подвигах князя Олега

3.

Составляет слайд-шоу

Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания

VII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

Перечитать фрагмент летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», научиться безошибочно читать незнакомые слова.

Разработать индивидуальный план работы над выбранным проектом («Создание календаря исторических событий», «Подготовка сообщения о важном историческом событии»).

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные
задачи

VIII. Итог урока. Рефлексия

Проводит беседу
по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время
урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Какие важные события описаны в первом фрагменте летописи? Что из текста летописи мы можем узнать о жизни наших предков?

– Какие города уже существовали на Руси?

– Какой веры придерживались греки, а какой русичи? (Греки целовали крест – христианская вера, русичи еще были язычниками).

– Вспомните учебную задачу урока. Оцените свою работу на уроке

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Осуществлять
самоконтроль учебной деятельности

Из летописи «И повесил Олег щит свой на врата Царьграда»

Вспомните, кто был первым князем на Руси?

Кто стал княжить после смерти Рюрика? 

Что такое летопись?

Сегодня на уроке мы прочитаем отрывок, в котором рассказывается о походе князя Олега на Царьград.

Летописи — вид повествовательной литературы в России XI XVII вв., состояли из погодных записей либо представляли собой памятники сложного состава — летописные своды.

Одним из первых русских летописцев был монах Киево-Печерского монастыря Нестор, поразительно одаренный человек. Он знал византийские исторические хроники, в которых запись событий велась по годам, старинные договоры, народные предания, собирал и записывал рассказы современников.

Нестор старался выяснить, «откуда есть пошла Русская земля», имена первых князей… С болью и негодованием описывал Нестор княжеские распри, бедствия своего народа, набеги захватчиков. С течением времени во множестве больших и малых русских городов стали создавать свои летописи. Писали их сначала на

пергаменте (специально выделанной коже), а с XV в. — на бумаге.

Гусиным пером тщательно выводили каждую букву, раскрашивали большие заглавные буквы, украшали рисунками. Создание летописей считалось делом очень важным: недаром каждый князь стремился иметь своего летописца. А после образования единого Русского государства, в конце XV в., ведение летописей стало государственным делом.

«Повесть временных лет» Нестор создал, опираясь на рассказы древних старцев, документы княжеского архива, иноземные хроники и народные сказания. Сам Нестор был очевидцем многих описанных им событий. В своём труде летописец рассказывает о княжеских походах и свадьбах, победах и поражениях; о волхвах и скоморохах. Он обращается к легендам, к народной памяти, спорит с неверными, по его мнению, преданиями.

А знаете ли вы, что древнейшая из дошедших до нас летописей была написана в 1377 году  (дата записывается на доске)  на пергаменте, называется она Лаврентьевской, по имени монаха-переписчика Лаврентия. В эту летопись входит крупнейший памятник летописания «Повесть временных лет», то есть «Повесть о былых годах», которая была составлена в начале XII века монахом Киево-Печёрского монастыря Нестором. «Повесть временных лет» – это целое литературное произведение об истории Древней Руси.

Деятельность Олега оставила глубокий след в исторической памяти народа. К исходу своей жизни он стал властелином огромного государства. Ему покорились многочисленные славянские племена, перед ним отступили хазары; ему удалось поставить на колени сильнейшее государство того времени – Византийскую империю.

В 907 году он совершил успешный поход на её столицу – г. Константинополь, или, как его называли руссы, Царьград. Город не сумел оказать отпор войску Олега. Греки запросили мира. Важнейшим завоеванием стало право беспошлинной торговли для русских купцов.

Крупнейшим  русским  городам — Киеву,   Чернигову,  Переяславлю византийцы должны были заплатить дань.

Русские купцы, которые находились в Константинополе (Царьграде), должны были получать помесячное содержание  в  виде  хлеба,  вина,  мяса,  рыбы и фруктов в течение шести месяцев.

В знак верности заключённому соглашению византийцы целовали крест.

художник Б. Ольшанский «Поход на Царьград»

Олег также дал клятву на верность договора. В конце церемонии Олег повесил свой щит на вратах города.

Таким образом, Русь продиктовала свои условия могущественной Византийской империи, и та вынуждена была принять их.

«И прозвали Олега, – пишет летописец, – Вещий».

https:// www.youtube.com/watch?v =qlfZ0icV5Y8

Смотреть мультфильм в интернете:

Варяги  –  обитатели Скандинавского

  полуострова.

Словене, чудь, кривичи, меря, древляне, радимичи, поляне, северяне, вятичи, хорваты  – славянские племена.

Царьград   – столица Византии.

Дань  –   налог, который брал победитель с побеждённого народа.

Гривна  –  денежная единица в Древней Руси.

Паволоки  –  шёлковые ткани, покрывала.

Узорочье  –  драгоценности, наряды.

Перун  –  Бог молнии, грозы, войны и оружия, главное божество восточных славян.

Царьград — древнерусское название г. Константинополь (ныне Стамбула).)

Царьград

И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда

Поход Олега в Царьград. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.

Русь ощущала на себе болгарское влияние, и она тоже стремилась к независимости от Византии и Хазарии. После убийства в 882 году в Киеве самозванцев Аскольда и Дира свою власть установил варяжский воевода Олег, посадивший на трон малолетнего князя Игоря, потомка Рюрика.

Борис Ольшанский.

Щит на вратах Царьграда

Собрав ратные силы от Новгорода до Тавриды, он тоже двинулся к Константинополю с многотысячным войском «на конех и кораблех» (то есть по морю и по суше – через Дунай). С этой ратною силою вещий Олег осадил Царьград и «повесил щит свой на вратах, показуя победу».

— Какие важные события описаны в первом фрагменте летописи?

— Что из текста летописи мы можем узнать о  жизни наших предков?

-Каким вам представляется Олег?

-Почему народ прозвал Олега Вещим?

-Какие города уже существовали на Руси?

-Какой веры придерживались греки, а какой русичи?

 

https:// www.youtube.com/watch?v =qlfZ0icV5Y8

Смотреть в интернете:

Стамбул сегодня

Остатки стен

-Почему народ прозвал Олега Вещим?

-Что еще мы можем узнать из текста летописи о жизни наших предков?

-Существовали ли на Руси города?

-Какой веры придерживались русичи?

Что вспомнили на уроке?

Чему учились?

Что на уроке вам понравилось?

Какая работа показалась сложной?

Оцените свою работу.

Друзья и соседи: религиозная гармония в Татарстане?

7 января православные христиане России отмечают Рождество Христово. В этот день я, как обычно, получил много поздравлений, в основном от своих татарских друзей и коллег. Так принято в Татарстане. Так было всегда.

Еще несколько лет назад слова «толерантность» не существовало в местном лексиконе. Я думаю, что большинство местных жителей до сих пор имеют лишь смутное представление о том, что это значит. В Казани не принято говорить о дружбе народов или совместных усилиях. Просто люди здесь так живут, это их естественный способ поведения и, что, наверное, еще важнее, мышления. И это, я считаю, очень важно.

Молитва в Бурнаевской мечети. Казань – уникальный город, где призыв муэдзина к молитве с минарета сопровождается звоном церковных колоколов

Даже в советское время Казань считалась уникальным городом, местом, где две культуры – татарская и русская – переплелись в каждый шаг. Призыв муэдзина к молитве с минарета сопровождается звоном церковных колоколов. Это вполне нормально, и никто не находит это странным, потому что они выросли с этим. Сам я родился в Старо-татарской слободе Казани, в доме напротив Бурнаевской мечети. В те дни мечеть была закрыта. Единственная действующая мечеть во всем городе, мечеть Марджани, находилась на соседней улице. Но звуки азан (призыв к молитве) доносился до нашего двора. Я слышал их по дороге в школу, а затем звон колоколов с колокольни Никольского собора под Казанской цитаделью.

Казанское ханство было присоединено к России в октябре 1552 года, когда город завоевал царь Иван Грозный. С этого момента территория начала активно заселяться русскими. Помещики, выделявшие в этом районе владения, переселяли сюда своих крестьян из центральных районов России. Первоначально татары были изгнаны из центральной части Казани. Им была предоставлена ​​особая территория, которая легла в основу того, что должно было стать Старо-Татарской и Новотатарской слободами. Татары очень часто представляются кочевниками, лихими всадниками, передвигающимися с одного пастбища на другое. По сути, это переселенцы, многие века обрабатывающие землю, народ с утонченной культурой. Татарская национальная кухня тому подтверждение: в число основных блюд входят лапша куриный суп и невероятное разнообразие вкуснейшей выпечки. Не говоря уже о чак-чак , традиционном десерте, который является для россиян таким же национальным символом, как хлеб и соль. Кочевники предпочитают мясо; им приходилось обмениваться на хлеб, поэтому у них нет традиции выпечки.

Народ, населявший местность у слияния рек Волги и Камы, получил название татар после завоевания этих земель внуком Чингисхана Бату-ханом в XVIII веке. До этого здесь с глубокой древности процветало великое государство Волжская Булгария. Именно это государство приняло ислам в 992 г., так мусульманская вера появилась на берегах Волги. Ибн Фадлан, секретарь посольства багдадского халифа аль-Муктадира в X веке, написал воспоминания о своем путешествии в эти края, засвидетельствовав, что уже в те времена русские и болгары поддерживали тесные деловые и культурные отношения. Позже, во время монгольских нашествий, и Русь, и Волжская Булгария оказались в составе единой страны, земли Золотой Орды. Казанское ханство образовалось в 15 веке после распада монгольского государства. С начала 9Казань была западной границей страны, постепенно увеличивая свое влияние, пока не стала столицей после окончательного уничтожения болгар монголами. Это был город, завоеванный Иваном Грозным.

Условия жизни русских и татарских крестьян были в основном одинаковыми. Татарский пахарь увидел, что у его русского собрата жизнь не лучше, чем у него. И такое положение вещей легло в основу сопереживания и взаимопомощи.

Олег Павлов

Русские и татары живут вместе с тех пор почти 500 лет. Иногда включается весь период их сосуществования под Золотой Ордой, что в сумме дает еще более длинную цифру в тысячу лет. В любом случае татары и русские на протяжении многих веков прошли сложный путь к сосуществованию, и сегодня их мирное сожительство является предметом огромной гордости в Татарстане как для русских и татар, так и для всех населяющих эти земли.

Леонид Толчинский, возглавляющий крупнейшее казанское информационное агентство «Татар-Информ», — один из тех, кто считает, что история взаимодействия различных культур в этой сфере насчитывает более 500 лет: «Народы, играющие разные роли, в разных иерархических сочетаниях и разных нравов жили здесь вместе как этнические, так и конфессиональные группы. Поэтому, говоря современным языком, модели взаимодействия, взаимного уважения и терпимости уже установлены. Иначе обстоит дело в Европе, которая оказалась наводненной большим мусульманским населением, не будучи к этому готовой. Здесь мы имеем, напротив, слияние двух народов, которым даже в древности было трудно понять, кто первым прибыл на эту территорию. Все переплелось». Татары на самом деле вторая по численности нация в России. Они живут компактными поселениями по всей стране – в Нижегородской области, на Урале, в Сибири и на юге России.

Дания Тямаева, одна из самых известных татарских журналисток и автор нескольких книг по новейшей истории многочисленных административных районов Татарстана, считает, что во многом это связано с географическим положением местности: мирному сосуществованию во многом способствует обилие пространства. Регион также был богат лесами, водными ресурсами и пахотными землями. В результате люди не мешали друг другу и их экономическое развитие шло самостоятельно. Этим, по мнению Тямаевой, объясняется миролюбивый менталитет, являющийся важной частью добрососедских и взаимовыгодных отношений. Условия жизни русских и татарских крестьян были в основном одинаковыми. Татарский пахарь увидел, что у его русского собрата жизнь не лучше, чем у него. И такое положение вещей легло в основу сопереживания и взаимопомощи.

Казанская мечеть Кул Шариф построена на месте старой мечети, которая была разрушена при захвате города Иваном Грозным в 1552 году.

Неслучайно в конце XVIII в. Ян Пугачев бунт. Татарское население не считало русский народ своим врагом. В самом деле, если они кого и считали своим врагом, так это представителей государства и помещиков. Наиболее напряженный период их сосуществования был, вероятно, сразу после завоевания Казани в 1552 г., примерно до царствования императрицы Екатерины II (1762-1799 гг. ).6). В этот период царское правительство время от времени предпринимало попытки насильственной христианизации татар. Эта политика не имела особого успеха. Даже тот факт, что принятие православной веры было условием возведения в ряды русской аристократии, не вызывал у татар стремления к обращению. С другой стороны, не было никаких препятствий для свободной торговли, которую они вели особенно со странами Востока — дороги из Казани ведут в Бухару, Индию, Персию и Багдад. Правительство предоставило татарским купцам даже большие привилегии, чем их русским коллегам.

Немалую роль сыграл и русский и татарский национальный характер. Татарский менталитет совершенно лишен агрессии. Татары скорее отступят или отойдут в сторону, чем проявят агрессию. Даня Тямаева, выросшая в татарском селе, вспоминает, что детей всегда воспитывали на поговорке «Кто в тебя камнем бросит, кидай в ответ кусок хлеба». Галя Мухаметшина переехала в Казань относительно недавно, в начале 1990-х. Она родилась в деревне на Южном Урале, в Челябинской области. Мухаметшина также вспоминает уроки своего детства: «Моя мама говорила, если к нам в село приходят незнакомые люди и ведут себя плохо, не спешите их осуждать; в конце концов, они тоже люди».

Поскольку времена и нравы менялись на протяжении веков, это толерантное отношение постепенно начало приносить свои плоды. Императрица Екатерина II запретила попытки насильственной христианизации. Советская историография представила Российскую империю как «тюрьму народов». Однако малоизвестен факт, что при царях чеканились два вида солдатских медалей – одни с крестом для православных, другие с полумесяцем для мусульман. Это уже не так.

В наши дни татарстанские русские проявили такое же толерантное отношение. За последние двадцать лет в высших эшелонах руководства республики не было никого со славянским именем. Хотя этнические татары составляют около 45%, а русские еще 45% населения республики, остальные 10% составляют представители других национальностей. Однако это не столько признак национализма, сколько результат кланово-семейного строя. Люди это понимают.

Есть еще одна причина, по которой нетатарские жители мало выказывали открытого негодования, даже если они недовольны составом татарстанского правительства. Люди часто думают так: у татар нет другой земли и это единственная форма государства, которая у них есть в мире. Кроме того, мы все равно живем в Российской Федерации, где есть свое российское правительство. Так что пока нам не о чем беспокоиться.

Критики такого подхода отмечают, что в состав федерального правительства входит много татар, а Рашид Нургалиев и Эльвира Набиуллина занимают ключевые портфели в качестве министров внутренних дел и экономики Российской Федерации, соответственно. Тем не менее, преобладает первая точка зрения – не говоря уже о том, что в республике правит общетатарское правительство, это временное явление, часть назревающих проблем нации, впервые достигшей высокого уровня независимости в полтысячелетия. Кроме того, население осознает, что в высших эшелонах власти все связаны теми или иными родственными узами. Татары, не входящие в эту семью, имеют столь же ничтожные шансы быть назначенными на ключевой государственный пост, как и русские. Независимо от своих способностей, лучшее, на что они могут рассчитывать, — это достижение ранга первого заместителя, что помогает им смириться со сложившейся практикой. Известны также случаи, когда русские, вступив в брак с правящей семьей, назначались на относительно высокие государственные должности.

Так что в повседневной жизни вы не встретите ни национальной бравады, ни ропота нетерпимости. «Все проходит, пройдет и этот этап», — думают люди. Мы будем продолжать жить так же мирно с нашими соседями, как и всегда. Моя бабушка говорила: «Твой ближайший родственник — твой сосед». Моя мама дружит с нашей соседкой Флюрой- апа (тетя Флюра). Они помогают друг другу, обмениваясь информацией о том, где можно купить еду дешевле; они ссужают друг другу деньги до того, как их пенсия выйдет, если это необходимо; они обмениваются рецептами. Или они просто заходят друг к другу, чтобы одолжить немного соли, если они вдруг закончатся. И, конечно же, без умолку говорят обо всем, что можно. Денег у них нет, так что делить абсолютно нечего.

Раифский монастырь стал первым монастырем Казанской епархии, возвращенным Русской Православной Церкви. Реконструкцией и реставрацией руководил отец Всеволод (Захаров)

Еще одной отличительной чертой является большое количество смешанных браков в республике. Культурный антрополог Наталья Топал считает, что родственные связи играют ключевую роль в сближении двух культур. «Моя невестка татарка, но это не значит, что я собираюсь с ней ссориться», — говорит Топал. «Возможно, наши люди (и я имею в виду всех, кто здесь живет) тоже как-то другие — умнее, умственно подвижнее. А человеческие качества все равно не зависят от национальности. Я знаю очень много русских негодяев и столько же замечательных людей татар. Наоборот.» Смешанные браки действительно очень распространены в Татарстане, играя важную роль в поддержании добрососедской атмосферы. Но интересно то, что такие браки не приводят к эрозии национальных традиций и культурной идентичности. Русская и татарская культура, христианство и ислам умудряются каким-то волшебным образом смешиваться, продолжая при этом свое самостоятельное существование. Один из эффектов — помочь русским родственникам лучше познакомиться с татарскими обычаями и наоборот. Мы как разноцветные нити в одной веревке.

Религия стала значительно более заметной чертой общества с начала 1990-х годов. При советской власти мечети пострадали заметно больше, чем христианские храмы. Многие не сохранились, может быть потому, что, кроме казанских и других крупных городов, они были в основном деревянными. Православные храмы строились из камня и в советское время использовались в хозяйственных и бытовых целях.

Олег Павлов

Религия стала значительно более заметной чертой общества с начала 19 века90-е. При советской власти мечети пострадали заметно больше, чем христианские храмы. Многие не сохранились, может быть потому, что, кроме казанских и других крупных городов, они были в основном деревянными. Православные храмы строились из камня и в советское время использовались в хозяйственных и бытовых целях. Вот почему возрождение религии в Татарстане привело к тому, что мечетей было построено больше, чем церквей. Многие храмы пришлось реставрировать, а реставрация всегда обходится дороже, чем строительство нового здания. В настоящее время в Татарстане насчитывается более 1000 мечетей и 272 церкви. Кроме того, у нас есть несколько действующих католических и протестантских церквей, а также синагог.

Иногда места отправления культа – как мусульманские, так и христианские – восстанавливались всей общиной. Русское население помогло построить мечеть для своих односельчан-мусульман, а мусульмане помогли восстановить местную церковь. В прошлом существовало жесткое разделение между русскими и татарскими деревнями, даже когда они располагались в непосредственной близости друг от друга. В наши дни люди селятся в одних и тех же местах, а в некоторых населенных пунктах есть и мечеть, и церковь. Немаловажно и положение татарского мусульманского духовенства. Они очень стараются подчеркнуть, что имена христианских святых почитаются и в исламе. Иисус Христос есть Пророк Иса, Мария Святая Дева именуется Мариам. Архиепископ Казанский обязательно посещает своего коллегу хазрат-имама на святом празднике Великий Курбан-байрам. По сути, обе стороны ищут то, что их объединяет, а не то, что их разъединяет. Власти провозглашают взаимоуважение между народами как на словах, так и путем оказания реальной поддержки. Табличка на стене восстановленного Раифского монастыря перечисляет имена тех, кто способствовал восстановлению монастыря. В нем много татарских имен, в том числе имя первого президента Татарстана Минтимера Шаймаева.

Однако есть некоторые проблемы, признает Радик Муллагалиев из исполкома Всемирного конгресса татар. «Возродились местнические интересы вместе со старыми ценностями, направляемые миссионерами и националистическими центрами. Было бы нечестно утверждать, что в Татарстане этого нет. Они делают. Существуют экстремистские религиозные секты и шовинистические националистические группировки. Но не более того. Большинство из них существует за счет иностранного (в основном арабского – О.П.) финансирования. Как только это высыхает, их активность быстро снижается. Население республики в основном вернулось к традиционным религиозным верованиям».

С 19 века многие мусульмане Татарстана приняли джадидизм – исламское движение, которое стремится к образованию и мирному сосуществованию со всеми народами и религиями. Джадидизм был создан в ответ набиравшему силу ваххабизму. Джадидизм сохранил господствующее положение в Татарстане. «Многие мечети и православные церкви были восстановлены, часто на средства прихожан. С самого начала эти действия никогда не претендовали на исключительность; напротив, они выражали сильное желание создать единое духовное пространство. Государственные органы систематически следят за деятельностью религиозных общин и при необходимости оказывают им своевременную помощь», — говорит Радик Муллагалиев.

Конечно, не все зависит от властей. Реальное внимание, а не пустые слова, к национальным и религиозным вопросам способствует мирной обстановке, не вызывая раздражения. Это ключевое условие для развития хороших отношений. Кроме того, возродить религиозное образование без сотрудничества с властями было бы невозможно. В настоящее время в Татарстане действуют один Российский исламский университет и православная семинария.

После реставрации Раифский монастырь стал значимым местом паломничества как православных верующих, так и видных общественных и политических деятелей

Леонид Толчинский, руководитель информационного агентства «Татар-информ», также подчеркивает этот момент. По его словам, теперь ему ясна разница между Манежной площадью в Москве (место демонстрации русских националистов в декабре 2010 года) и Майданом (площадью) в день татарского праздника Сабантуй, популярного у всех местных национальностей. «Татарстан стал многонациональным государством после двух мировых войн, когда сюда эвакуировали многих жителей Украины и Белоруссии, а также приехало много евреев. Татарстан хорошо зарекомендовал себя приспособленным к восприятию новых культур, к поглощению других традиций и образов жизни – спокойно, без истерик. Еще один немаловажный фактор – в Татарстане хорошо развита культура управления и хорошо подготовлены администраторы. Среди руководителей республики есть преемственность этой культуры, которую сохранили нынешние элиты». Толчинский подчеркивает, что местные члены еврейской общины, членом которой он является, до сих пор испытывают то чувство благодарности, которое испытывали их предки, сделавшие Татарстан своим домом в тяжелые времена ХХ века. Многие народы из западных регионов нашли покой на этих землях. «Мы разные, но мы вместе», — заключает Толчинский.

У меня было множество возможностей подтвердить, что очень часто это вопрос не столько национальных традиций, сколько основных цивилизаций. Позвольте мне привести простой пример. Казанские татары всегда придерживались следующего правила: если подходит незнакомец, разговор тут же переводится с татарского на русский. Они считают невежливым говорить на языке, которого другой человек не понимает. К сожалению, большинство русских в республике не владеют татарским языком. Острой необходимости они, наверное, не испытывают — русский язык является языком международного общения примерно на 18% земного шара. Большинство англичан, живущих в Шотландии, по-видимому, не слишком свободно говорят на гэльском языке. Тем не менее, большинство русских, проживающих в Татарстане, считают своим долгом выучить хотя бы несколько десятков слов на татарском языке, чтобы хотя бы выражать свою благодарность родным словом соседа Рахмат (спасибо). Так люди пытаются выразить взаимное уважение. Кстати, если говорить о языке, то русский язык содержит большое количество слов, заимствованных из татарского языка, входящего в тюркскую языковую семью. базар , башка (голова) и майдан – все это слова тюркского происхождения. Слушая татарский язык, русские, в свою очередь, могут уловить много знакомых слов и терминов, заимствованных из славянского языка.

В начале 19В 90-е годы на Татарстан, как и на многие другие регионы бывшего СССР, захлестнула волна национализма. Кульминацией стал большой националистический митинг 15 октября 1991 года, в котором приняли участие несколько тысяч человек. Но к погромам это не привело, а призывы некоторых националистических лидеров выгнать русских не были услышаны большей частью населения. Постепенно страсти улеглись и ничего подобного за последние 20 лет не произошло. Республика пользовалась высоким уровнем независимости. И хотя за последние десять лет он заметно снизился, это тенденция, которую можно наблюдать по всей России. Агрессивно настроенных людей все еще очень мало. Мир и спокойствие по-прежнему царят в Татарстане. Как я уже объяснял, на внутреннем уровне никогда не было напряженности. Все здесь надеются, что такое положение вещей будет продолжаться еще очень долго.

Тем не менее беспокойство населения растет. Наблюдая за межнациональным конфликтом в других регионах, в частности на Северном Кавказе, люди опасаются, что ростки экстремизма могут появиться и в Татарстане. Именно поэтому большинство надеется на скорейшее разрешение конфликта, желательно мирным путем. Нужно также понимать, что ислам в Поволжье и на Украине прошел совсем иное развитие, чем ислам на Кавказе, и до сих пор они не пересекались. И хотя, конечно, разного рода контакты существуют, практически все знакомые мне татары не хотели бы, чтобы агрессивные настроения импортировались в эту страну. При этом все они однозначно выступают за скорейшее разрешение межэтнических конфликтов, как внутри России, так и за ее пределами, главным образом как залог сохранения мира в Татарстане. Люди также беспокоятся о соотечественниках-татарах, которые до сих пор живут в регионах, раздираемых конфликтами. После распада Советского Союза в Казань переехало много выходцев из Средней Азии. Эти люди помнят ужас погромов и убийственный характер межнациональной розни. Никто не желает испытать это на земле Татарстана.

 

Российские элиты начинают признавать возможность поражения

Чем дольше бушует конфликт и чем больше ресурсов российский режим бросает в горнило войны, тем более изолированным может оказаться Путин в своем стремлении к ядерной эскалации.

Когда в феврале Владимир Путин начал войну против Украины, многие считали, что Рубикон перейден, после чего отношения российского президента с его элитой уже никогда не будут прежними. Именно тогда в Путине стали видеть отчаянного лидера, уже не способного к нормальному взаимодействию с внешним миром.

Тем не менее, чувство уныния и обреченности, царившее среди элит, не мешало им продолжать демонстрировать лояльность президенту или чувствовать коллективную злость на Запад. Позиции Путина помогло то, что многие высокопоставленные чиновники искренне считали Вашингтон и Брюссель ответственными за конфликт, обвиняя их в том, что они довели Россию до того, что у нее не было иного выбора, кроме как принять меры.

В последние недели, однако, эта хрупкая вера была поколеблена унизительным отступлением русских из Харьковской области Украины, объявлением частичной мобилизации, которая, вероятно, станет полной мобилизацией, и растущими сомнениями в том, что Россия действительно может выиграть эту войну . Это поднимает вопрос о том, готовы ли российские элиты оставаться с Путиным до конца, особенно на фоне растущих угроз применения ядерного оружия.

До недавнего времени казалось, что, несмотря на неформальное бормотание и мрачные ожидания, элита не бросит своего президента, какой бы ценой ни была победа. Межэлитный консенсус был основан на устоявшемся наборе убеждений, под которым подписываются не только силовики или сотрудники спецслужб, но и прагматичные технократы: Запад сделает все возможное, чтобы поставить Россию на колени; что раз Россия начала эту войну, то она должна ее выиграть; и что любые компромиссы, на которые пойдет Россия, будут использованы против нее, и поэтому не являются вариантом.

Но теперь, с хаотичным проведением мобилизации и плачевным положением дел на фронте, мысль о неизбежности победы России стала заслоняться сомнениями в том, какую цену Россия готова заплатить, чтобы привести Украину к каблук. Чем дольше бушует конфликт и чем больше ресурсов российский режим бросает в горнило войны, тем более разделенными могут стать российские элиты, и тем серьезнее эти разногласия.

Во-первых, нет никаких признаков того, что российская элита рассматривает Украину как экзистенциальную проблему для России. Для Путина это чрезвычайно эмоциональная и личная тема. Он зациклен на идеях исторической справедливости, русских исконных землях и стремлении «освободить» братский украинский народ от спонсируемых Западом антироссийских «оккупантов». Но эту точку зрения не разделяют даже многие ястребы, не говоря уже о технократах, для которых несравненно важнее закончить эту войну без поражения, что охватило бы гораздо более широкий спектр исходов, чем прямая «победа».

Другим спорным вопросом среди элит является перспектива применения ядерного оружия. Многие из тех, кто сейчас призывает Запад серьезно отнестись к путинским ядерным угрозам, надеются, что до этого не дойдет. Но по мере того, как угрозы президента будут выглядеть все более реалистично, поддержка Путина и его действий со стороны элит окажется под серьезной нагрузкой, и это касается даже ближайших соратников президента.

Существует также глубокое непонимание конечной цели России в этой войне. Для Путина, судя по его публичным заявлениям, эта цель не ограничивается аннексией отдельных регионов, но и включает в себя установление пророссийского режима на остальной Украине с пониманием того, что западная часть страны может отколоться. Пока Путин продолжает надеяться, что время на стороне России и что Киев рано или поздно падет. Но гораздо более прагматичных представителей элит удовлетворили бы куда более скромные «достижения», вроде присоединения только юго-востока Украины.

Прямо сейчас, после аннексии еще четырех украинских областей, среди части российского руководства ведутся неофициальные разговоры о «свете в конце туннеля», отражающие надежды на замораживание конфликта после аннексии и дестабилизацию ситуации. -эскалация. Но склонность Путина держать свои планы при себе только усугубляет непонимание и пропасть в ожиданиях. Нет официальной позиции или межэлитного единодушия по поводу того, что можно считать окончательной победой.

Мирные переговоры — еще один спорный вопрос. Российские элиты очень внимательно следили за переговорами с украинской стороной в Стамбуле еще весной, предполагая большую поддержку переговорам. Действительно, для влиятельной части истеблишмента вступление в переговоры сейчас, имея за плечами уже достигнутые Россией успехи, было бы вполне разумным курсом действий, который не обязательно означал бы поражение.

Но даже если бы Киев был готов сесть за стол переговоров (что кажется невозможным после последних аннексий), реальность такова, что Путин наотрез отказывается иметь что-либо общее с нынешним украинским руководством. Не заблуждайтесь: обращение Путина к Украине 30 сентября для обсуждения мирного соглашения было не чем иным, как требованием капитуляции. Поэтому любой, кто возлагает надежды на мирные переговоры, обречен на разочарование.

Последний вопрос, который может разрушить единство российской элиты, — это цена, которую их страна готова заплатить за победу над Украиной. Полномасштабная мобилизация, чреватая риском внутренней нестабильности и новой волны репрессий, бесконечная спираль санкций и растущей изоляции, падение доходов от экспорта — все это ставит вопрос о том, как далеко Россия готова зайти. Есть ли вообще цена, которую Кремль не заплатит за Украину? Похоже, у Путина и российской элиты очень разные ответы на эти вопросы.

Путин готов идти до победного конца и превратить всех в радиоактивную пыль, если только России не будет позволено победить так, как она считает удовлетворительным. Элиты пока еще готовы поддержать Путина против Украины, но их вера в неизбежную победу угасает. И если победы не будет, то остается два варианта: поражение, которое будет означать крах путинского режима и все связанные с этим риски для правящей элиты, или ядерный спор, который будет означать всеобщую угрозу физическому выживанию.

До сентября российские элиты делали прагматичный выбор в пользу поддержки Путина как гаранта от поражения. Но дело зашло так далеко, что теперь им, возможно, придется выбирать между различными проигрышными сценариями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *