Какое произведение не является басней квартет свинья под дубом – Какое произведение не является басней: квартет, Свинья по… -anti-school.ru

Содержание

Конспект урока по литературному чтению на тему "Характерные особенности жанра басни (И.А. Крылов. Басни "Квартет", "Свинья под дубом"

Дата:24.01.18

Предмет: Литературное чтение

Класс: 4

Учитель: Батракова Дарья Евгеньевна

Тип урока: Изучение нового материала

Цели

Создать условия для осмысления четвероклассниками особенностей жанра басни на основе анализа произведений И.А.Крылова.

Планируем.результат

Личностные:

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Предметные:

Метапредметные:

РегулятивныеУУД: ф.у. высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Познавательные УУД: ф.у делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя , находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД:ф. у выразительно читать и пересказывать текст,

способность выражать свои мысли в устной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, умение работать в группах.

Основные понятия

Басня, баснописец, квартет, олицетворение, аллегория

Межпредмет.Связи

Музыка, русский язык

Ресурсы:

- основные

- дополнит.

Презентация, музыкальная композиция (Квартет имени Чурлёниса — М. К. Чурлёнис. Струнный квартет До-бимоль. III. Menuetto)

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая, работа в парах.

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Мотивация к учебной деятельности

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Давайте создадим дружелюбное настроение на уроке. Повернитесь друг к другу, положите ладошки на ладошки соседа и скажите:

Я желаю тебе сегодня добра.

Ты желаешь мне сегодня добра.

Если будет трудно, я тебе помогу.

Приветствие

II. Формулирование темы урока, постановка цели

- Послушайте отрывок из стихотворения Петра Вяземского и скажите, кому оно посвящено:

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта – наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят,

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.

- О ком пишет поэт?

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с этим удивительным человеком, жившем в 19 веке, и его произведениями.

- Урок наш необычен. Мы будем исследовать литературный жанр. Для этого нам нужно будет совершить путешествие: из настоящего отправиться в прошлое, а потом заглянуть в будущее…

- С каким произведением И.А.Крылова мы познакомились на прошлом уроке?

- Каково было ваше домашнее задание?

И.А.Крылов

Слон и Моська

Приготовить инсценирование басни.

III. Изучение нового

- Как вы думаете, а до Крылова существовали баснописцы?

- Мы разделились на группы и проводили исследования, работая над проектом «Басни И.А.Крылова».

- Первая группа исследователей узнала, что такое басня, кто такие баснописцы и готова рассказать нам об этом.

Внимательно слушаем рассказ рабят и по ходу будем заполнять таблицу в рабочей

тетради Стр.37 № 1

- Что же нового и интересного вы узнали о творчестве И.А.Крылова, исследуя его биографию ребята 2 группы?

- Крылов умел писать интересно и смешно. Многие персонажи его басен вызывают у нас улыбку. Как вы думаете, случайно ли вводит И.А.Крылов в действие басен «комические эпизоды»?

- Как вы думаете, басни были написаны автором для детей?

- Понятны ли вам эти басни?

- Когда Крылова спросили, почему он пишет именно басни, он ответил: «Этот род понятен каждому: его читают и слушают и взрослые, и дети». Что же делает басни понятными детям?

Какие ещё особенности басенного жанра выделила следующая группа исследователей, мы сейчас узнаем.

- Используя новые знания, давайте познакомимся с ещё одной басней Крылова.

-Рассмотрите иллюстрацию к басне стр.92

- Кто изображён?

- Сколько животных? Назовите их.

- Предположите, что обозначает слово квартет.

- Где можно найти значение этого слова? В каком порядке расположены слова?

- Кто нашел значение этого слова?

- На каких инструментах играют животные?

Эти инструменты являются смычковыми, т.к. звук извлекается смычком.

Как вы думаете о чём пойдёт речь?

- Прочитайте текст басни про себя.

Вопросы после чтения:

– Интересно ли вам было читать басню?

– Может быть, эта басня вам что-то или кого-то напомнила? Поделитесь своими мыслями.

– Какие признаки басни вы видите в этом тексте?

2) Повторное чтение вслух. Комментированное чтение.

КВАРТЕТ

Проказница-Мартышка,

Осёл,

Козёл

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Затеяли – то есть ...

А Квартет – это?(музыкальное произведение, пьеса, которую исполняют 4 музыканта).

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки, –

Пленять своим искусством свет.

То есть для чего они решили сыграть вместе, вы поняли? Пленять весь свет своим искусством – (восхищать, поражать).

Ударили в смычки, дерут,

Ударяют обычно во что? (Правильно, в барабан, в литавры, а у наших музыкантов какие инструменты?) А вот ещё слово – «дерут», то есть какие звуки извлекают?

а толку нет.

«Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка. –

Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Почему именно такая мысль пришла Мартышке в голову?

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы;

Тогда пойдёт уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!»

Мартышка по-прежнему уверена, что они прекрасно сыграют!

Расселись, начали Квартет;

Он всё-таки на лад нейдёт.

«Постойте ж, я сыскал секрет, –

Интересно, какой? Неужели догадался?

Кричит Осёл, – мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем».

Послушались Осла: уселись чинно в ряд;

А всё-таки Квартет нейдёт на лад.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

И споры,

Кому и как сидеть.

Случилось Соловью на шум их прилететь.

Вы догадались, почему появляется именно Соловей?

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.

«Пожалуй, – говорят, – возьми на час терпенье,

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

И ноты есть у нас, и инструменты есть,

Скажи лишь, как нам сесть!» –

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней, –

Им отвечает Соловей, –

А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь».

3) Анализ басни.

– Где происходят события?

– Какая история описывается?

– Кто герои басни?

– Дайте характеристику героям, которые исполняют квартет

- Почему эти звери собрались вместе?

- Подберите слова, близкие по значению к слову «пленять».

- Достигли ли они своей цели? Почему?

– Какие советы дают друг другу горе музыканты?

- В каких строках басни заключена мораль? Прочитайте. Кто произносит эти слова?

- Как вы думаете, почему её произносит соловей?

- Так чего же не хватает героям для осуществления мечты?

- О ком же эта басня, кого она высмеивает?

– Выберите подходящие к басне пословицы (задание 2 в тетради стр. 37), объясните выбор.

ФИЗМИНУТКА

Покажите с помощью пантомимы как играют на скрипке, а на кантробасе.

- А теперь закройте глаза и послушайте, как на самом деле звучит квартет в исполнении профессиональных музыкантов.

(Квартет имени Чурлёниса — М. К. Чурлёнис. Струнный квартет До-бимоль. III. Menuetto)

Да/нет

Выступление 1 группы

Выступление 2 группы

- Нет, не случайно. Он хотел высмеять пороки человека и искоренить их.

- Нет. Сюжеты басен, действия, которые в них происходят, имеют большее отношение ко взрослым, чем к детям.

- И да, и нет. Не всегда понятна мораль басни.

- Басни очень короткие и пишутся в стихах. У них простой сюжет. Герои – животные. У басни есть мораль.

Выступление 3 группы

- Толковый словарик (стр. 97)

Квартет – музыкальное произведение из четырёх исполнителей.

-Бас, альт, скрипки

.

Читают

- Олицетворение, аллегория, строчки разной длинны, есть мораль.

... решили сыграть, такая вот мысль им пришла

- музыкальное произведение, пьеса, которую исполняют 4 музыканта

Дёргают струны, звуки резкие, неприятные, громкие...

- Соловей понимает толк в музыке, это настоящий профессионал, он услышал не музыку, а шум.

Сели на лужок под липки

- Проказница – Мартышка – существо несерьёзное, вертлявое, неусидчивое;

- Осёл – упрямый;

- Козёл – лишённый каких-либо музыкальных способностей;

Косолапый Мишка – увалень, тугодум («медведь на ухо наступил»)

- «Затеяли сыграть Квартет…»,

«Пленять своим искусством свет.»)

-Восхищать, очаровывать

-Соловей – самая музыкальная птичка

- Нужно учиться

- Крылов высмеивает хвастливых, самоуверенных людей, берущихся не за своё дело.

IV. Контролирующее задание

Давайте послушаем басню в исполнении мастера художественного слова

1) Вопросы после чтения:

– Можно ли было ожидать другого от басни с таким названием?

– Поняли ли вы, почему слово Дуб в басне пишется с большой буквы?

- Какой приём использует автор?

- Объясните значение слов невежда и невежа.

– Как бы вы назвали свинью из этой басни: только невеждой или ещё и невежей?

– О чём рассказывает басня?

Задание на карточках:

- Обсудите в парах. Подумайте, могут ли быть верны оба ответа.

Запись в тетради (задание.5 стр. 38).

- Так какой же ответ вы дали?

- Олицетворение

Невежа – грубый невоспитанный человек. Невежда – малообразованный человек.

- Свинья малообразованная, грубая и невоспитанная, значит, верны оба ответа.

V.

Итог урока.

– Перечислите характерные особенности жанра басни, которые мы наблюдали на уроке.

«Образная рефлексия»

- Сравни своё настроение с образом какого – либо животного (растения) из прочитанных басен.

- Ребята, мне очень понравился наш урок. Мы с вами говорили, мыслили и рассуждали. Спасибо вам за интересный диалог.

infourok.ru

Анализ и мораль басни Свинья под дубом Крылова

Ограниченность взглядов является довольно распространенным пороком общества и отдельных людей. Как правило, даже современные люди, которые обладают образованием и, казалось бы, более-менее развитой культурой мысли, не могут увязать причины и следствия, понять зависимость одного от другого.

В басне Свинья под дубом рассказывается о свинье, которая кушает желуди под дубом. Ненасытное животное в поисках желудей начинает не просто рыскать, но и рыть корни у дуба в надежде отыскать там немного пищи. Дуб, наблюдая за этим действом, обращает внимание свиньи на элементарный факт: именно он является источником желудей и если свинья подроет корни, то и желудей не останется.

Такое поведение является распространенным, хотя не всегда люди могут признать этот факт. Например, отношение к природе у людей порой довольно странное. Люди используют природные ресурсы, пользуются разнообразными благами, но при этом безмерно вредят планете.

Суть заключается в простом факте: на самом деле природа дает все эти блага и если пользоваться природой безраздумно, то ничего не останется. Тем не менее, человечество в каком-то смысле подобно ненасытной свинье, которая подрывает корни у дуба, с которого кормится. Поэтому басня, хотя и не нова, по-прежнему остается актуальной.

Крылов рассматривает различные негативные качества, такие как: ограниченность взглядов, то есть невежество; забота только о собственном благе и удовольствии, пренебрежение другими; отсутствие понимания взаимосвязи между причинами и следствиями. Довольно интересным тут является факт анатомии свиней, который следует здесь отметить. На самом деле свиньи физиологически не могут поднять голову, они на протяжении всего своего существования могут вообще не видеть небо, в связи с собственной физиологией.

Этот факт вполне может быть метафорой существования невежественного человека. Такой человек подобно свинье смотрит только перед собой, только вниз, он увлечен своими элементарными интересами и более ничем. Такой человек не видит «неба» и даже не может понять откуда появляются «желуди», которые его питают.

Мораль

Басня учит читателей разумнее относиться к собственным действия и поведению. Иногда мы не представляем откуда исходят получаемые блага и действуем безрассудно. При этом безрассудное поведение может повредить вообще всем, не только нашей персоне, но и окружающим.

Анализ 2

Произведение представляет собой форму небольшого иронического рассказа, называемую басней, которая раскрывает насущные общественные проблемы посредством изображения образов животных и птиц, а также завершается авторским высказыванием в форме морали басни.

Действующими персонажами басни являются Свинья и Ворон, представленные поэтом в образе двух противоположных характеров, выступающих в роли порока и добродетели.

Интересная сюжетная линия произведения повествует об одном из эпизодов жизни Свиньи, которая, обнаружив растущий ветвистый дуб с большим количеством созревших желудей, вдоль утоляет ими свой неуемный аппетит, а после короткого отдыха в виде сна принимается за рытье подкорневой системы дуба в поисках новых желудей.

Сидевший на ветке дуба умный и здравомыслящий Ворон делает Свинье замечание о ее недальновидных действиях, которые впоследствии приведут к гибели дерева, поскольку вырытые корни окажутся засушенными.

Однако Свинья, отличающаяся наглостью, упрямством, бескультурьем, невежеством и необразованностью, не желает слушать птичьих наставлений, поскольку ее не интересует дальнейшая судьба дуба, а нужны только желуди, не понимая, что под засохшим дубом пищи уже не будет.

Посредством применения в басне «Свинья под дубом» художественного приема в виде иносказательной аллегории писатель демонстрирует в виде морали басни безразличных невежд, не принимающих научные и просветительские труды, при этом пользующихся их результатами в повседневной жизни, не испытывая чувства благодарности.

Шутливая манера повествования и изображения образов персонажей, выполненная эзоповым языком, отражает авторский замысел, заключающийся в изобличении общественных пороков в виде эгоизма, примитивного мышления, невежества, скудоумия, отсутствия надлежащего воспитания, способных причинить непоправимый вред своими недальновидными действиями.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ и мораль басни Свинья под дубом

Популярные сегодня темы

  • Характеристика и вадик Вадика в рассказе Распутина Уроки французского сочинение

    Вадик является второстепенным персонажем произведения, описываемого события тяжелого послевоенного времени. Вадик представляет собой ученика седьмого класса, рослого и сильного подростка с длинной рыжеволосой челкой, выглядевшего старше своих лет.

  • Сочинение по картине Ромадина Керженец 6, 7 класс

    В изобразительном искусстве 19 века есть большое количество художников, которые преподнесли миру свои работу. Но хочется остановиться на Николае Михайловиче Ромадине. Он работал в жанре реалистичного пейзажа.

  • Сочинение по картине Васнецова Битва Ивана-царевича с трехглавым Змеем

    Васнецов часто обращался к различным былинным сюжетам, которые были популярным на Руси. Сюжет с победой над змеем изобилует разнообразными вариациями

  • Характеристика и образ Акакия Акакиевича в повести Гоголя Шинель сочинение

    Повесть Гоголя можно рассматривать как притчу. В ее основе лежит повествование о деградации как личности – человека. Нам рисуют картину, когда вещь становится смыслом жизни, источником радости и бесконечного горя

  • Образ и характеристика Ляпкина-Тяпкина в комедии Ревизор Гоголя сочинение

    В своём произведении Гоголь, используя незатейливый сюжет, высмеивает чиновников уездного города. Они вместо заботы о благе горожан, погрязли во взяточничестве и воровстве. Один из них – судья Аммос Фёдорович Ляпкин – Тяпкин.

sochinimka.ru

Басня Крылова Свинья под дубом

Свинья под дубом рисунок

Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.

"Ведь это дереву вредит, -
Ей с Дубу Ворон говорит, -
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".
"Пусть сохнет, - говорит Свинья, -
Ничуть меня то не тревожит,
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею".

"Неблагодарная! - примолвил Дуб ей тут, -
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут".
Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды

Мораль басни

Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Свинья под дубом

 Только невежи ругают науку, не понимая, что имено ей обязаны благам.

«Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут.»

Так устами дерева звучит мораль произведения. Важная сущность в басни заключается, в том, что иногда некоторые не ценят все данное природой и искажают ее естественные функции. Поэтому обличение пороков отражается главным образом, в невежестве и эгоизме.

«Невежда так и в ослепленье
Бранит науку и ученье.»

Анализ басни Свинья под дубом

Баснописец И.А. Крылов писал свои произведения доступным и простым языком и пытался приучить с детства к способности ценить и не поступать чрезмерно грубо. Жанр первым возвысил Эзоп, и многие произведения, были написаны именно этим языком. В разных ситуациях невозможно было выразить открыто свою точку зрения, поэтому Эзопов язык был важным составляющим в данном типе произведения.

Басня «Свинья по дубом», является одной из поучительных произведений, как жанр имеет свою историю и биографию. И.А. Крылов, уже привыкший писать о животных, высмеивает путем сравнения, человеческие пороки и недостатки жизни. Как известно в человеке всегда соперничают две области порок и добродетель. В баснях, он пытается выразить это шутливой формой в лице персонажей. Во многом автор использует аллегорические (иносказательные) качества героев, подчеркивая их отрицательные стороны, как главных прототипов, жизненных ситуаций.

В роли главного героя в данном произведении выступает свинья, которая «нажралась желудей», «выспалась под дубом» и осталась не благодарной. Свинья в самом деле изображает образ своего предназначения, она хладнокровно относится к плодовитому кормильцу, пытается сгубить дерево, которое дает возможность существовать ей. Она утвердительно настаивает, чтоб дерево сохло и уничтожалось. Животное не способно увидеть прок и оценить то, что дает ей помощь выжить, так и открывается отображение человеческой сущности, порой человек не ценит то, что у него есть.

Противоположный по значению персонаж- это ворон, который пытается образумить и проучить свинью, но она ничего не может понять, и не способна это принять, так и в жизни во многих ситуациях, появляется персонаж, способный проучить и избавить от невежества. Дуб своей мудростью отражает в данном образе умного человека, который молча пытается проучить свинью, поставить на путь истины, тем самым отождествляет мораль и восстанавливает справедливость. Дуб настаивал на том, что она неблагодарная и не ценит его заботу.

«Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут.»
Так устами дерева звучит мораль произведения. Важная сущность в басни заключается, в том, что иногда некоторые не ценят все данное природой и искажают ее естественные функции. Поэтому обличение пороков отражается главным образом, в невежестве и эгоизме.
«Невежда так и в ослепленье
Бранит науку и ученье.»

Краткое содержание

Свинья поела желудей и легла спать под дубом. Когда проснулась начала рыть корни дуба. И не понимает свинья, что желуде растут на дубе.

Герои басни (персонажи)

  • Свинья - глупец
  • Дуб - кормилец
  • Ворон - здравый смысл

Слушать Басню Крылова Свинья под дубом

С картинками.

 

Мультфильм по басне И.А.Крылова "Свинья под дубом"

Другие Басни этого автора

Несколько интересных Басен

Картинка Басня Крылова Свинья под дубом

sochinite.ru

Анализ басни «Свинья под дубом»

Басня «Свинья под дубом» написана Крыловым в 1823 году. А в 1825 году она была опубликована в «Северной пчеле». В основу басни положен оригинальный сюжет о свинье, кормящейся желудями, упавшими с дуба. Наевшись желудями досыта, свинья уснула. А после сна она решила подрыть у дуба корни. Ворон, сидевший на дубе, сделал ей замечание, указав, что дуб может засохнуть, если его корни будут открыты.

На это свинья отвечала, что судьба дуба ее совсем не волнует, это дерево она считает бесполезным. Интересны ей только желуди. Возмущенный дуб назвал свинью неблагодарной и посоветовал ей посмотреть наверх, на ветви дерева, чтобы увидеть, что желуди, которые так нравятся свинье, растут именно на дубе.

В басне «Свинья под дубом» высмеиваются люди, по природе своей недальновидные и невежественные, не видящие дальше своего носа. Недаром таких людей Крылов уподобляет свинье, роющей землю носом в поисках желудей. Свинье безразлично то, что происходит в окружающем мире. Ее интересуют только желуди, при этом ей все равно, откуда эти желуди берутся.

В конце басни автор указывает следующую мораль – невежды, ругающие науку и просвещение в целом, одновременно с этим пользуются плодами просвещения и научных трудов, не понимая, что является источником этих плодов.

Крылов, выросший на родной почве, но неприветливо встреченный жизнью, уже в преклонном возрасте добился признания своего гения. Он был истинным патриотом, искренне презиравшим всех тех деятелей родной страны, которые, копошась около корней дуба, заявляют претензии только на дающие жир «желуди».

Нередко встречаются такие люди, которые, по невежеству своему, никак не могут видеть и понять того, что для человека здравомыслящего вполне ясно. Эти люди видят только то, что у них под носом, и своим невежеством наносят вред тому, от чего сами получают пользу. Такая главная мысль выражена Крыловым в басне «Свинья под дубом».

detskiychas.ru

Тест: Итоговый тест по теме: И.А.Крылов "Волк и ягненок", "Квартет", "Волк на псарне", "Свинья под дубом", 5 класс

  • Предметы
  • »
  • Литература
  • »
  • 5 класс
  • »
  • Итоговый тест по теме: И.А.Крылов "Волк и ягненок", "Квартет", "Волк на псарне", "Свинья под дубом", 5 класс

Итоговый тест по русской литературе. 5 класс. Предназначен для проверки усвоения темы "И.А.Крылов. Басни". Проводится после завершения её изучения. В тесте 10 вопросов и 3 варианта ответа, один из которых является правильным. Цель теста: проверка усвоения

Литература 5 класс | Автор: Тихонова Надежда Андреевна | ID: 879 | Дата: 6.1.2014

";} else {document.getElementById("torf1").innerHTML="";}; if (answ.charAt(1)=="1") {document.getElementById("torf2").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf2").innerHTML="";}; if (answ.charAt(2)=="1") {document.getElementById("torf3").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf3").innerHTML="";}; if (answ.charAt(3)=="1") {document.getElementById("torf4").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf4").innerHTML="";}; if (answ.charAt(4)=="1") {document.getElementById("torf5").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf5").innerHTML="";}; if (answ.charAt(5)=="1") {document.getElementById("torf6").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf6").innerHTML="";}; if (answ.charAt(6)=="1") {document.getElementById("torf7").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf7").innerHTML="";}; if (answ.charAt(7)=="1") {document.getElementById("torf8").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf8").innerHTML="";}; if (answ.charAt(8)=="1") {document.getElementById("torf9").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf9").innerHTML="";}; if (answ.charAt(9)=="1") {document.getElementById("torf10").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf10").innerHTML="";}; } }

Получение сертификата
о прохождении теста

testedu.ru

Какая мораль у басни свинья и дуб

И.А. Крылов создал большое количество произведений, среди которых басни являются самыми известными. "Свинья под дубом" - один из наиболее популярных сюжетов этого автора. Рассмотрим подробнее текст басни и определим, какова ее мораль.

История создания и публикации произведения

Хотя в творчестве Крылова достаточно много заимствованных сюжетов ("Ворона и лисица", "Стрекоза и муравей", например, взяты у знаменитого грека Эзопа, также эти истории обрабатывались известным французским писателем Лафонтеном), события "Свиньи под дубом" были придуманы именно этим автором. Впервые басня была опубликована в журнале "Северная пчела" и сразу же вызвала восторженные отклики у читателей.

В данном произведении есть три основных персонажа:

  • Свинья;
  • Ворон;
  • Дуб.

Все они, в соответствии с басенной традицией имеют одну наиболее ярко выраженную характеристику. Так, свинья - неблагодарная и глупая, думающая только о том, как набить желудок и сладко поспать. Ворон выступает в качестве голоса разума, который пытается призвать главную героиню к порядку. В данном контексте он может быть назван носителем мудрости. Дуб же является одновременно и пострадавшим от глупости Свиньи (она подрывает его корни, тем самым ослабляя дерево и позволяя ему засохнуть), и выражением голоса автора. Неслучайно именно он произносит последнюю фразу в сюжетной части басни, раскрывая замысел Крылова: Свинья - неблагодарная, потому что безразлично относится к тому, кто ее кормит, и даже вредит ему.

Мораль басни "Свинья под дубом"

Основная мораль данного произведения заключена в последнем четверостишии, что является типичным композиционным для жанра басни. Автор сравнивает главного персонажа, Свинью, с невеждами, порицающими науки. Ведь они точно так же слепы и безрассудны. Необразованные люди ругают науки и ученых людей, не понимаю, что живут за счет достижений тех же научных открытий и прогресса. 

Данное убеждение вполне соответствует традиции классицизма, которая была призвана воспевать Разум. Невежды считались наиболее вредными людьми, которые не могли оценить всего величия Просвещения.

vashurok.ru

«Свинья под дубом» - басня с непростым смыслом

Басня – это произведение, призванное передавать в своем содержании некий смысл. Жителям России этот вид творчества известен по нетленным стихотворениям Ивана Андреевича Крылова, ведь именно он познакомил нашу страну с прописными истинами человеческой жизни вот уже более 150 лет тому назад, и они продолжают пользоваться

спросом по сей день. В чем секрет популярности рифмованных историй про животных, которые вышли из-под пера Крылова? Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос при помощи одного из наиболее популярных его произведений – «Свинья под дубом». Басня наилучшим образом передает моральный смысл при помощи ассоциативного сравнения животного с человеком определенного уровня развития.

Краткое содержание произведения

Басня Крылова «Свинья под дубом» отличается проникновенной моралью, которая наиболее точно передает вехи того времени, в котором жил ее автор. Тем не менее, прежде чем начать анализировать ее смысл, необходимо ознакомиться с текстовым содержанием произведения.

«Свинья под дубом» - басня, в которой задействованы три героя. Центральным среди них является, как вы уже наверняка догадались, свинья. Второстепенные герои – это дуб и ворон, сидящий на его ветке. Повествование начинается с рассказа о том, как

свинья лежит под дубом и ест упавшие с него желуди. Когда они перестают валиться, она начинает делать подкоп корней, чтобы добраться до тех плодов, что висят высоко. Ворон пытается остановить глупую свинью, но та абсолютно не слушает его и пытается доказать свою правоту до тех пор, пока в диалог не вступает старый дуб, который вовсе не является второстепенным персонажем, так как начинает говорить виновнице переполоха о ее невежественности. Но она так и не внемлет словам более образованных участников сюжета.

Мораль басни «Свинья под дубом»

У данного произведения непростой смысл. Он несет в себе некую подоплеку, являясь словесной оплеухой тому времени, в котором жил Иван Крылов. В чем же основная мораль стихотворения «Свинья под дубом»? Басня показывает нам неизбежную гибель всего, что создано наукой, в руках невежественных людей. Дуб ассоциируется здесь с многовековой мудростью, а свинья - с теми, кто не хочет постигать ее через обучение.

В произведении четко показана грань между вороном, который сидит на ветке, и свиньей, что роется в земле. Такая картина изображает, как низок невежа по сравнению с образованным человеком. «Свинья под дубом» - басня, дающая понять ценность духовного развития по сравнению с потаканием своим инстинктам.

Жизненные истины доступным каждому языком

Басни И.А. Крылова ценятся за понятное изложение, именно поэтому они были включены в обязательную программу изучения литературы много лет назад и не сдают своих позиций в популярности и сегодня. На примере животных ученики младших классов способны лучше усвоить простые жизненные истины, ведь многие из вас наверняка помнят сточки знаменитых басен Ивана Андреевича, которые давным-давно стали крылатыми выражениями.

Писатель постоянно вращался среди обычного народа, за что удостоился настоящего уважения со стороны простолюдинов. Именно поэтому в каждом его стихотворении проскальзывает оттенок просторечия. Не потому ли, что писал он их именно для крестьян, которые в силу необразованности не смогли бы усвоить сложных речевых оборотов и светских выражений? Скорее всего, так оно и есть.

fb.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о