Каким предстает гринев в истории с вожатым: Как характеризует петра гринева решение подарить вожатому свой заячий тулуп почему гринев не послушал савельича и настоял на своем решении?

Урок литературы в 8-м классе «Диалог Гринева и Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»»

Цель урока

  • выяснить суть взаимоотношений Пугачёва и Гринёва;
  • показать противоречивость и обречённость характера Пугачёва;
  • развивать речь учащихся

Словарная работа — благодарность, противоречивость: милосердие и жестокость, беспощадность, обречённость, отсутствие смирения, великодушие, нравственный выбор.

Оборудование — иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», художественный фильм Александра Прошкина «Русский бунт», мультимедийная установка.

Есть упоение в бою
И бездны мрачной на краю,
И в разъярённом океане,
Средь грозных волн и бурной тьмы,
И в аравийском урагане,
И в дуновении Чумы.
Всё, всё, что гибелью грозит,
Для сердца смутного таит
Неизъяснимы наслажденья —

Бессмертья, может быть, залог!
И счастлив тот, кто средь волненья
Их обретать и ведать мог.
А.С. Пушкин «Пир во время чумы»

Ход урока

1. Как вы думаете, к какому герою повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» можно отнести прозвучавшие слова?

Именно о противоречивой фигуре Пугачёва мы с вами сегодня и будем говорить.

Цель  урока — выявить основные черты образа Пугачёва в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», выяснить, что лежало в основе диалога Пугачёва и Гринёва, постараться ответить на вопрос: Пугачёв — человек чести?

Как соотносятся слова эпиграфа с изображением вождя народного восстания? (Есть люди, которые рассматривают жизнь как завораживающую игру со смертью, которые видят в постоянном риске некое упоение, кто не рисковал, тот, может быть, и не жил. Это натуры крайне противоречивые, сложные и необычайно сильные. Конечно, такие личности довольно редки, но они, появляясь, как правило, играют весьма значительную роль и истории.

Именно таким человеком и был Емельян Пугачёв.)

Каким вы представляете его себе? — Рассмотрение гравюры и иллюстрации. В чём разница?

2. «Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе забудете, откуда вы вышли и куда нужно вам идти» — советовал Л.Андреев в начале ХХ века. Но это хорошо знал А.С.Пушкин еще в ХIХ веке, поэтому его обращение к истории ХVШ века не случайно. Может быть, и нам, чтобы идти в «завтра», надо оглянуться назад, к Пушкину, к тому, что открыли ему исследования о Пугачеве и что выразил он в «Капитанской дочке».

3. Четыре встречи Гринёва с Пугачёвым мы наблюдаем на протяжении всей повести. И каждая из этих встреч даёт читателю какое-то новое представление о главных героях, раскрывает глубинное содержание каждого из них. Итак, первая встреча. «Каким предстаёт Гринёв в истории с вожатым?» — такова была тема домашнего сочинения-миниатюры. (Зачитываются некоторые работы).

Как мы видим, Пушкин использует в данном эпизоде весьма значимые детали: заячий тулуп, обращение дворянина к мужику — брат, обращение, в котором отсутствует какая-то ни была социальная иерархия. Савельич совершенно по-хамски тычет пальцем в наготу Пугачёва, дескать, пропьёт, собака, барский заячий тулуп в первом же кабаке. В противовес ему — позиция Гринёва: но ведь этот бродяга ведь тоже человек, ему же холодно. Савельич оценивает ситуацию с практической точки зрения, Гринёв — с точки зрения христианской морали, милосердия, благодарности. Ведь все мы под Богом ходим, это милосердие не корысти ради, а ради Бога. И поэтому отношения пушкинских героев развиваются в дальнейшем исключительно в этой плоскости.

Тетради собрать для проверки.

4. Вторая встреча Гринёва и Пугачёва. Проявление каких черт Пугачёва мы наблюдаем в главе «Приступ»? ( Жестокость — «Унять старую ведьму!», беспощадность — «Вешать его!», милосердие, благодарность — за тулуп или за БРАТА? — сохранил жизнь Гринёву).

Проанализировать сцену откровенного разговора Гринёва и Пугачёва (глава 8 «Незваный гость»)- Пугачёву импонирует открытость, честность Гринёва. Он наверняка хотел бы иметь в своём окружении такого человека, как Гринёв. А может быть, Пугачёв и в самом деле чудом воскресший царь Пётр III? ( Не умеет читать, образ мужицкого царя, в которого способны поверить только простые, малообразованные люди.)

Великодушие — «Казнить — так казнить, миловать - так миловать!», пожаловал Гринёву лошадь и тулуп. (Долг платежом красен).

5. В каких сценах повести показано, что Пугачёв понимает свою обречённость, что скорая страшная гибель неминуема?

— когда Гринёв слышит песню, которую поют Пугачёв и его сподвижники — «люди, обречённые виселице, поют о виселице»

— когда Пугачёв рассказывает калмыцкую сказку (отсутствие смирения)

— когда говорит, что люди ненадёжны, спасут себя, предав его.

6. Найдите слова, отражающие постоянную боль рассказчика за Пугачёва, желание спасти его. («Но между тем странное чувство отравляло мою радость: мысль о злодее, обрызганном кровью столь невинных жертв, и о казни, его ожидающей, тревожила меня поневоле. «Емеля, Емеля! — думал я с досадою, — зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся под картечь:» Мысль о нём неразлучно была во мне с мыслью о пощаде, данной мне им в одну из ужасных минут его жизни:»)

Почему в Гринёве просыпаются такие чувства?

7. Найдите в тексте повести сцену казни Пугачёва и предложение о его последнем взгляде. От чьего имени оно написано? Какие чувства испытывает Пётр Гринёв в этот момент? — происходит молчаливый диалог, в котором боль и сострадание, прощение и сочувствие.

Просмотр эпизода фильма Александра Прошкина «Русский бунт» — казнь Пугачёва.

— Какие новые черты мы видим в Пугачёве?

— Как можете прокомментировать? (Пугачёв кается в содеянном, наивно рассчитывая на прощение.

Удар по лицу графом Паниным — «лежачего не бьют» - отсутствие христианского милосердия, не прощение. Отсюда вытекает справедливость сказанного Пугачёвым: «Я воронёнок, ворон-то ещё летает:». Т. е. порочный круг «око за око, зуб за зуб» не разорвётся, будут снова вспыхивать восстания, жестокие, кровопролитные. «Не приведи Бог видеть русский бунт, жестокий и беспощадный».)

 8. М. Цветаева, поэтесса XX столетия, в своём очерке «Мой Пушкин» так оценивала взаимоотношения Пугачёва и Гринёва:

«От Пугачёва на Гринёва шла могучая чара: Полюбить того, кто на твоих глазах убил отца, а затем и мать твоей любимой, оставляя её круглой сиротой, : такого любить — никакая благодарность не заставит. А чара — и не то заставит, заставит и полюбить того, кто на твоих глазах зарубил самое любимое, девушку. Чара: скроет от тебя всё злодейство врага, всё его вражество, оставляя только одно: твою к нему любовь.

Чара дана и пронесена сквозь все встречи, она дана в магической внешности Пугачёва: Чара — в его чёрных глазах и чёрной бороде, чара в его усмешке, чара — в его опасной ласковости. Чара — в его напускной важности:

В «Капитанской дочке» Пушкин под чару Пугачёва попал и до последней строки из-под неё не вышел».

— Как М.Цветаева определяла суть отношений между Пугачёвым и Гринёвым?

— Согласны ли вы, что Пушкин в лице Гринёва так не вышел из-под магического влияния Пугачёва, внутренне соглашаясь с ним во всех его поступках?

(Вспомним, что ответил Гринёв Пугачёву после калмыцкой сказки и за кем осталось последнее слово? Чьи это слова: семнадцатилетнего Петра Андреевича или самого автора? Нравственный выбор Гринёва вполне ясен: «Жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину».)

9. Подведение итога урока.

— Так что же за личность перед нами такая - Пугачёв?

— Можно ли назвать Пугачёва человеком чести?

— Что лежит в основе взаимоотношений Пугачёва и Гринёва? (Милосердие. Гринёв самим фактом своего общения с Пугачёвым как бы постоянно приглашает его покаяться. Эта назойливо открытая возможность мучительна для Пугачёва, как кровоточащая рана. Но приносит она одновременно с собой и облегчающее умиротворение. «Слушай, - продолжал я, видя его доброе расположение. — Как тебя назвать, не знаю, да и знать не хочу… Но Бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести. Ты мой благодетель. Доверши как начал: отпусти меня с бедной сиротою, куда нам Бог путь укажет. А мы, где бы ты ни был и что бы с тобою ни случилось, каждый день будем Бога молить о спасении грешной твоей души.» Гринев просит, почти требует: Пугачев, будь человеком, доведи до конца доброе дело, которое ты начал. Уже и не важно то, кто ты есть на самом деле и какие опасные игры играешь ты с людьми и с историей.

.. И Пугачёв понимает, что есть кто-то в мире, чья молитва о буйной его головушке вечной, несгорающей свечкой будет гореть перед Богом! Значит, уже не «кровопийца» только!.. Суровая душа Пугачева была тронута.)

10. Вывод. Слово учителя.

«Капитанская дочка» оказалась своеобразным «завещанием» Пушкина. Открывая читателю всю свою выстраданную правду о русском народе и русском бунте, писатель призывал задуматься над коренными вопросами развития России и судьбы русского народа. «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» — предостерегающе восклицает поэт. Сейчас идет очень напряженный период времени, когда конфликты вспыхивают ежедневно и ежечасно. И поэтому очень важно осознать, что любая острая ситуация, любой острый конфликт может быть разрешен, если человеческие отношения строятся на доброте, гуманности, милосердии и взаимоуважении. Уроки Пушкина, уроки далекого прошлого не должны пропасть даром.

В нашем материальном мире, в решении проблем экономических и политических большое не уместишь в малом. В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо больше.

11. Домашнее задание. Составить сложный план к сочинению по теме «Образ Пугачёва в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Приложение. Презентация к уроку Диалог Пугачёва и Гринёва в повести А. С. Пушкина Капитанская дочка.

Противоречивый образ Емельяна Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Тема урока:

«Противоречивый образ Емельяна Пугачева в произведении

А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Предметная программа, ее автор: УМК «Литература», Т.Ф. Курдюмова

Место урока в календарно-тематическом планировании: третий урок в разделе «Литература 19 века», второй урок по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Цели:

Образовательная — способствовать формированию понятия «художественный образ», «приёмы раскрытия образа», определить образ Емельяна Пугачёва как натуру противоречивую, неоднозначную.

Развивающая — развивать умение работать с различными источниками информации и устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач, формирование умения акцентного вычитывания произведения, составления характеристики героя.

Воспитательная — помочь ученикам правильно оценивать поступки людей, способствовать пониманию учениками таких нравственных категорий, как «честь», «милость», «добро», «благородство».

Оборудование: компьютер, колонки, мультимедиа-проектор, экран, презентация, раздаточный материал, аудиофайл «Калмыцкая сказка», видеоряд из художественного фильма «Русский бунт»

Тип занятия — урок комплексного применения знаний.

Педагогические технологии: технология РКМЧП, технология проблемного диалога, ИКТ, метод проектов (частично).

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ход урока

  1. Орг. момент. Приветствие.

В руках у учителя телефон, планшет, компьютер, книга. Что объединяет эти предметы? Это источники знаний

Ребята, в наши дни книга уже не единственный источник знаний. Она перестала быть и развлечением: телевизор, компьютер не требуют душевного напряжения для создания виртуальных миров. А вот книга – это инструмент душевной работы, без которой становление личности уродливо и бедно.

Книга – письмо, адресованное всем и каждому, хранящее жар души автора. Но заговорит она тогда, когда встретится с теплом души читателя, и заживут, задвигаются и задышат, начнут страдать и любить, жить и умирать – в который раз! – хранимые книгой образы.

Не всегда легко, а иногда невероятно трудно, расшифровать это послание, а потом и понять, что важного и нужного оно говорит.

Сегодня мы будем анализировать, расшифровывать образы “Капитанской дочки” А. С. Пушкина.

  1. Слайд 1.

-Мы продолжаем работу по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Сегодня, ребята, у нас необычный урок — урок литературы и истории одновременно, поэтому хочется, чтобы все мы прислушались к словам автора «Капитанской дочки»:

(на доску прикрепляется табличка со словами А.С. Пушкина)

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»

  1. Мотивация и целеполагание. Определение темы урока.

-Итак, ребята, кто же станет главным героем нашего урока?!

Прием «Мозговой штурм». Слайд 3

Перед вами высказывания критика-литературоведа С. Петрова и польского историка В. Броневского.

— О ком эти высказывания? (на доске записывается «ПУГАЧЕВ».

Слайд 3

Прием «Корзина идей, понятий, имен»

— Близки ли эти точки зрения? А в произведении он всегда одинаковый?

— Как таких людей называют? (противоречивыми)

Формулируется тема урока «Противоречивый ПУГАЧЕВ»

— По опорным словам определим цели урока: Слайд 4.

  • Исследовать … (историческую эпоху, показанную А.С. Пушкиным в повести «Капитанская дочка»)

  • Раскрыть (выявить)… (основные черты образа Пугачева)

  • Сравнить (сопоставить) … (образ Пугачева в повести и в истории)

  1. Актуализация знаний.

— Трудно понять литературного героя, не зная эпохи, в которой он жил. Еще труднее оценить литературного героя, который имеет в качестве прототипа известную историческую личность. Повесть Пушкина «Капитанская дочка» зовет нас в далекий 18 век, который вошел в историю как век войн, дворцовых переворотов и усиления крепостничества.

  1. Работа в парах — прием «Ключевые слова». Слайд 5.

(зачитывание получившихся высказываний. Примерное высказывание – приложение 1.)

Прием «Ключевые слова»

«В 1873 году было поднято восстание под предводительством казака Емельяна Пугачева. Спустя годы, в 1832 году, получив разрешение, А.С.Пушкин прибыл в Оренбург для сбора материалов. После встреч со старожилами — очевидцами из-под пера поэта вышел знаменитый очерк “История пугачевского бунта”, изданный в 3 тысячи экземпляров. Эти материалы были положены в основу повести “Капитанская дочка”, написанной в 1836 году».

2.Индивидуально подготовленная историческая справка о Пугачеве как исторической личности. (приложение 2)

Историческая справка о Емельяне Пугачеве.

Происходил Пугачев из бедной казацкой семьи. Участвовал в Семилетней войне 1756–1763 гг., а также в русско-турецкой войне 1768–1774 гг. За военные заслуги и личную храбрость получил чин хорунжего. Постоянно сталкиваясь с несправедливостью и угнетением, пришел к пониманию борьбы против существующих в России крепостнических порядков. Активно отстаивал права угнетенного народа. Неоднократно выступал челобитчиком от лица крестьян и казаков. Несколько раз заключался под стражу. Несколько раз бежал. В итоге пришел на Яик, и там, выдав себя за чудесно спасшегося императора Петра III, поднял в 1773 г. крестьянское восстание. Пугачев обещал крестьянам и казакам, всем простым людям, угнетенным и обиженным самодержавием, восстановление справедливости, вольности, землю, свободу вероисповедания. Народ, изнемогавший под бременем многочисленных поборов, страдавший от произвола помещиков, принял Пугачева как своего освободителя и стал огромными массами вливаться в его войско. Восстание стремительно разрасталось, и правительство предпринимало серьезные попытки подавить его, но Пугачев оказался талантливым полководцем, создал из вчерашних крестьян регулярную армию, снабженную артиллерией, сформировал штаб, и нанес несколько серьезных поражений правительственным войскам. Только бросив против Пугачева крупные соединения регулярных войск, правительству Екатерины II удалось подавить восстание. Впрочем, этому в немалой степени способствовало предательство группы казаков, выдавших Пугачева, чтобы заслужить прощение императрицы. Пугачев был осужден и казнен в Москве в 1775 г. Но и после его казни борьба отдельных отрядов восставших против царских войск продолжалась.

— А чем отличается художественный образ от исторического?

3. Приемы создания художественного образа в литературе.

Слайд 6.

IV. Работа в группах:

— Сегодня мы работаем над образом Емельяна Пугачева.

Портрет Пугачева наиболее полно прорисовывается во время встреч с Гриневым, которые, по сути, могли быть оформлены в отдельное произведение. Сколько было встреч?

Всего встреч Гринева и Пугачева – четыре. Пронумеруйте их в хронологическом порядке:

Сцена казни. Кивок Пугачева в эпилоге романа.

Буран. На постоялом дворе.

В Белогорской крепости. Диалог с Пугачевым после взятия крепости и расправы над гарнизоном.

В Бердской слободе. Освобождение Маши. Разговор в кибитке по дороге в крепость.

Работа в группах. Задания приложение

Прослушивание аудиофайла «Старая калмыцкая сказка»

В чем аллегорический смысл сказки, рассказанной Пугачевым? (ответы учеников)

Учитель: Доп. вопросы:

  • Да, сказка… С кем сравнивает себя Пугачев?

  • Что он хочет сказать этим Гриневу?

  • А Пушкин с кем сравнивает Пугачева, судя по эпиграфу? (прочитать эп. к 11 главе)

— Гениальное прозрение Пушкина. Когда стали доступны протоколы допросов Пугачева, протоколист писал: «Умереть славно, имея в мыслях, что царем быть не мог, то умереть на сражении, ведь все равно я смерть заслужил, так похвально быть со славой убиту…»

Еще одно противоречие: сам милуя, он гордо отвергает совет Гринева «прибегнуть к милосердию государыни». Им движет уверенность в несокрушимой правоте.

Казнь Пугачёва. (зачитываю отрывок)

— Какие новые черты мы видим в Пугачёве?

(Он попросил прощения, а люди простили — ХРИСТИАНСКОЕ МИЛОСЕРДИЕ),

5. Подведение итога урока.

Учитель: Что лежит в основе взаимоотношений Пугачёва и Гринёва? (Милосердие).

VI. Вывод:

  1. — Сумели ли мы доказать, что Пугачев – противоречивая фигура?

Учитель. Пушкинский Пугачев — человек, в душе которого живут буйные силы: огненный темперамент, яростная ненависть к врагам, неисчерпаемая энергия, властность. жестокость. Но облик Пугачева не был бы так притягателен, если бы Пушкин не открыл в нем и художественно не воплотил другую сторону его личности: доброту, доверчивость. откровенность, ПОЭТИЧНОСТЬ, веселость.

  1. -Почему произведение о далеких событиях, о людях 18 века, и теперь читается с неослабевающим интересом?

(Повесть преподносит нам нравственные уроки, которые остаются в нашей памяти на всю жизнь. Главные герои Пушкина учат нас тому, как поступать в сложных жизненных ситуациях, не теряя человеческого достоинства, не нарушая кодекса чести).

  1. Подведение итогов.

  1. — Итак, мы рассмотрели с вами лишь некоторые приемы создания художественного образа, но они, несомненно, позволяют увидеть образ главного героя.

  2. Вывод. Слово учителя.

«Капитанская дочка» оказалась своеобразным «завещанием» Пушкина. Открывая читателю всю свою выстраданную правду о русском народе и русском бунте, писатель призывал задуматься над коренными вопросами развития России и судьбы русского народа. «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» — предостерегающе восклицает поэт. Сейчас идет очень напряженный период времени, когда конфликты вспыхивают ежедневно и ежечасно. И поэтому очень важно осознать, что любая острая ситуация, любой острый конфликт может быть разрешен, если человеческие отношения строятся на доброте, гуманности, милосердии и взаимоуважении. Уроки Пушкина, уроки далекого прошлого не должны пропасть даром. В нашем материальном мире, в решении проблем экономических и политических большое не уместишь в малом. В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо больше.

А теперь в качестве рефлексии я попрошу вас написать синквейн на определение вашего отношения к одному из героев: Гринев или Пугачев. Выберите того, кто больше заинтересовал вас.

Составление синквейна ( на фоне видеоряда из фильма «Русский бунт» в сопровождении «Разбойничьей песни» В. Высоцкого).

Чтение 2-3 синквейнов.

Пугачев                                                                                                          

  смелый благородный                                                                                        

 казнит милует понимает                                                                                     талантливый представитель народного восстания                                             вождь

Пугачев,
Бунтующий, страдающий,
Разбойничает, казнит или милует.
Спасает Машу и Гринева.
Мятежник.

Пугачев,
Загадочный, двойственный,
Казнит, защищает, может спасти,
Выдает себя за государя.
Обреченный.

Дворянин
честный ,искренний 
любит ,верит ,служит 
сберёг офицерскую  честь смолоду 
достоинство 

Петр Гринев.

Добрый, благородный.

Служит, влюбляется, защищает.

На Бога надейся, а сам не плошай.

Герой.

Петр Гринев                                                                                       Честный, искренний                                                                                 Любит, верит, служит                                                                                      Сберег офицерскую честь смолоду                                                             Достоинство

6 . Прием формативного самооценивания.

Свое ощущение на уроке передайте с помощью самооценивания.

«Я на уроке» АБВГДЕ

А — абсолютный ноль (1-3 б.)

Б — более-менее участвовал (4-5 б.)

В — воодушевился (6-7 б.)

Г — гораздо ближе к вершине (8-9 б.)

Д — достиг (10 б.)

VII. Домашнее задание. Слайд 7.

Приложение 3.

Пример заполненной таблицы (группа1)

Глава

Характеристика Пугачева

II гл. «Вожатый»

Сметливый, черная борода, большие, живые глаза.

VII гл. «Приступ»

Прямо взглянул, мрачно нахмурился, протянул жилистую руку, сверкающие глаза.

VIII гл. «Незваный гость»

Смотрел пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости.

XI гл. «Мятежная слобода»

Важно подбоченясь, хвастовство, самолюбие

XII гл. «Сирота»

Взглянул грозно, смягчился, устремил огненные свои глаза, лицо омрачилось, сказал смеясь.

Приложение 4.

Карточка с избранными репликами Пугачева.

1.Хозяин вынул из ставца штоф и стакан, подошел к нему и, взглянув ему в лицо: «Эхе. сказал он, — опять ты в нашем краю! Отколе бог принес?» Вожатый мой мигнул значительно и отвечал поговоркою: «В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком — да мимо. Ну, а что ваши?»

2.- Да что наши! — отвечал хозяин, продолжая иносказательный разговор. — Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте.

3.»Молчи, дядя, — возразил мой бродяга, — будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит. Ваше благородие! за ваше здоровье!» При сих словах он взял стакан, перекрестился и выпил одним духом. Потом поклонился мне и воротился на полати…

4.- Это, старинушка, уж не твоя печаль, — сказал мой бродяга, — пропью ли я ИЛИ нет. Его благородие мне жалует шубу со своего плеча: его на то барская воля, а твое холопье дело не спорить и слушаться.

5. Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей».

Первая встреча определила ход их дальнейших взаимоотношений. Пугачев вывел Гринева из степи во время бурана. Петр думал, что его провожатый — простой путник. Он отдал Пугачеву заячий тулуп, что и положило начало отношениям, основанным на христианских понятиях. Вторая встреча этих персонажей происходит в Белогорской крепости, которую заняли повстанцы. Пугачев узнал в дворянине молодого человека, подарившего ему в благодарность тулуп. Гринев отказался присягнуть атаману, чувство долга перед отечеством оказалось выше страха за собственную жизнь. Об этом Петр откровенно говорит Пугачеву, интуитивно чувствуя, что у самозванца есть свои понятия о чести и долге. Шокирующее впечатление произвело на Гринева заседание военного совета. Было видно, что со своей «свитой» самозванец общается на равных. Отношения между всеми присутствующими, скорее, походили на дружеские. Больше всего Петра потрясло исполнение участниками «заседания» песни о виселице. Казалось, все присутствующие, в том числе Пугачев, понимают исход своей судьбы.

Третья встреча двух героев повести произошла, когда Гринев воевал против самозванца в Оренбурге и получил весточку от Маши, которая написала ему о том, что Швабрин вынуждает ее обвенчаться с ним. Петруша поспешил на помощь девушке, но по дороге его остановили посты Пугачева и отправили к самозванцу. Емельян узнал Гринева и тепло поприветствовал. К счастью Петра, в силу снова вступили его дружеские отношения с Пугачевым, и самозванец оказал помощь Гриневу в освобождении любимой, как только услышал, что обижают сироту. Даже Швабрин не помешал благородному поступку атамана, сообщив Пугачеву, что Мария – дочь Миронова. Емельян рассердился, что от него был скрыт этот факт, но откликнулся на призыв Гринева отпустить его и сироту.

Последняя встреча молодого дворянина с атаманом состоялась во время казни последнего. Пугачев узнал своего друга, кивнул ему, а спустя мгновение его мертвая голова была выставлена напоказ.

Первая встреча с Гриневым. Глава 2 «Вожатый».

«Каким предстаёт Гринёв в истории с вожатым?»

Как мы видим, Пушкин использует в данном эпизоде весьма значимые детали: заячий тулуп, обращение дворянина к мужику — БРАТ, обращение, в котором отсутствует какая-то ни была социальная иерархия. Савельич совершенно по-хамски тычет пальцем в наготу Пугачёва, дескать, пропьёт, собака, барский заячий тулуп в первом же кабаке. В противовес ему — позиция Гринёва: но ведь этот бродяга ведь тоже человек, ему же холодно. Савельич оценивает ситуацию с практической точки зрения, Гринёв — с точки зрения христианской морали, милосердия, благодарности. Ведь все мы под Богом ходим, это милосердие не корысти ради, а ради Бога. И поэтому отношения пушкинских героев развиваются в дальнейшем исключительно в этой плоскости.

 Итак, Гринёв и Пугачёв расстаются довольными друг другом. Гринёв отправляется в Белогорскую крепость, а Пугачёв – собирать войско.

Вторая встреча Гринева и Пугачева. Глава 7 «Приступ».

— Проявление каких черт Пугачева мы наблюдаем в главе VII «Приступ»?

— Жестокость — «Унять старую ведьму!»,

— беспощадность — «Вешать его!»,

— милосердие, благодарность — за тулуп или за БРАТА? — сохранил жизнь Гринёву).

ВЫВОД: Противоречивость натуры Пугачева

Анализ сцены откровенного разговора Гринева и Пугачева (глава VIII«Незваный гость»)

— Какие качества Гринева импонируют Пугачеву? (с выдержками из текста)

ВЫВОД: Пугачёву импонирует открытость, честность Гринёва. Он наверняка хотел бы иметь в своём окружении такого человека, как Гринёв (учащиеся).

Работа в группах:

1группа: А может быть, Пугачев и в самом деле чудом воскресший царь ПетрIII? (9, 11 главы)

Ответ: 1. не умеет читать (гл.Разлука 9 гл)

2. лексика простонародная (пословицы и поговорки, калмыцкая сказка, «авось, исхожена, изъезжена)

Учитель: Доп. вопрос:

Какие ещё качества Пугачева раскрываются в главе «Разлука»? Великодушие (- «Казнить — так казнить, миловать — так миловать!»), пожаловал Гринёву лошадь и тулуп. (Долг платежом красен).

Третья встреча Гринева и Пугачева (Глава XI «Мятежная слобода» и XII «Сирота»)

В каких сценах повести показано, что Пугачёв понимает свою обречённость, что скорая страшная гибель неминуема?

Ответ:

— когда Гринёв слышит песню, которую поют Пугачёв и его сподвижники — «люди, обречённые виселице, поют о виселице»

— когда говорит, что люди ненадёжны, спасут себя, предав его.

— когда Пугачёв рассказывает калмыцкую сказку (отсутствие смирения)

  • Да, сказка… С кем сравнивает себя Пугачев?

  • Что он хочет сказать этим Гриневу?

Учитель:

Конечно же, никакой Пугачев не царь — это знают и понимают и Гринев, и Пугачев. И то, что Пугачев обречен, тоже понимают оба. Отсюда и постоянная боль Гринева за Пугачева. Но и сам факт присутствия и общения Гринева с Пугачевым как бы постоянно приглашает последнего покаяться. Эта назойливо открытая возможность мучительна для Пугачёва, как кровоточащая рана. Но приносит она одновременно с собой и облегчающее умиротворение.

Цитата: «Слушай, — продолжал я, видя его доброе расположение. — Как тебя назвать, не знаю, да и знать не хочу… Но Бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести. Ты мой благодетель. Доверши как начал: отпусти меня с бедной сиротою, куда нам Бог путь укажет. А мы, где бы ты ни был и что бы с тобою ни случилось, каждый день будем Бога молить о спасении грешной твоей души.»

Гринев просит, почти требует: Пугачев, будь человеком, доведи до конца доброе дело, которое ты начал. Уже и не важно то, кто ты есть на самом деле и какие опасные игры играешь ты с людьми и с историей… И Пугачёв понимает, что есть кто-то в мире, чья молитва о буйной его головушке вечной, несгорающей свечкой будет гореть перед Богом! Значит, уже не «кровопийца» только!.. Суровая душа Пугачева была тронута.)

Казнь Пугачева.

Найдите слова, отражающие постоянную боль рассказчика за Пугачёва, желание спасти его. (13 глава «Арест»).

Ответ:

(«Но между тем странное чувство отравляло мою радость: мысль о злодее, обрызганном кровью столь невинных жертв, и о казни, его ожидающей, тревожила меня поневоле. «Емеля, Емеля! — думал я с досадою, — зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся под картечь:» Мысль о нём неразлучно была во мне с мыслью о пощаде, данной мне им в одну из ужасных минут его жизни. «)

Казнь Пугачёва. (зачитывают отрывок)

— Какие новые черты мы видим в Пугачёве?

(Он попросил прощения, а люди простили — ХРИСТИАНСКОЕ МИЛОСЕРДИЕ),

1 группа. Портрет Пугачева.

Задание: Литературоведы отмечает, что с Пугачевым происходят метаморфозы, он предстает перед читателем в различных образах. Докажите примерами из текста. Заполните таблицу.

Глава

Характеристика Пугачева

II гл. «Вожатый»

VII гл. «Приступ»

VIII гл. «Незваный гость»

XI гл. «Мятежная слобода»

XII гл. «Сирота»

2 группа. Речь.

Задание: Найдите в главе «Вожатый» примеры и заполните таблицу:

Народные пословицы и поговорки

Постоянные эпитеты

Просторечные слова

Слова высокой лексики

2. Как характеризует речь героя?

(для группы послабее, предлагается карточка с избранными репликами Пугачёва – приложение 4).

3 группа. Поступки

Дайте характеристику Пугачеву в соответствии с той ситуацией, в которую он попадает.

Глава 2: Реакция Пугачева на подарок Гринева?

Глава 7:

1.Поведение Пугачева при наступлении на крепость, когда начала стрелять пушка и все «отхлынули назад»?

2.Поведение Пугачева во время расправы над комендантом и его женой.

Глава 8.

1.Как ведут себя товарищи Пугачева по отношению друг к другу и Пугачеву?

2. О чем рассказывается в песне, которую поют сподвижники Пугачева? Какое впечатление эта песня произвела на Гринева?

3.Почему помиловал Пугачев Гринева?

4.Что поразило Пугачева в ответе Гринева?

Глава 9: Как отреагировал Пугачев на прошение Савельича?

Глава 11:Как отреагировал Пугачев на сообщение Гринева, что обижают сироту?

Сила истории — Консультирование сегодня

Пишите то, что знаете.

Эта классическая поговорка из класса творческого письма положила начало многим романам. По мнению тех, кто практикует нарративную терапию, она также может запустить консультирующего клиента в преобразующий и исцеляющий процесс саморефлексии.

Нарративная терапия относится к работе, которую чаще всего приписывают Майклу Уайту и Дэвиду Эпстону. Этот подход делает акцент на историях жизни человека и считает, что проблемы возникают из разных контекстов, а не в результате того, кем является человек. Избитая максима, связанная с нарративной терапией, гласит: «Человек — это не проблема, проблема — это проблема». Нарративная терапия подчеркивает сильные стороны клиентов, помогая им рассказывать альтернативные личные истории, которые часто затмеваются более доминирующими историями об их проблемах. Используя методы мягких вопросов, консультант сотрудничает с клиентом, чтобы разобрать истории и тщательно исследовать любые проблемы вместе, как если бы они были репортерами, докапывающимися до сути зацепки.

Этот подход глубоко резонирует с Джейн Эшли, бывшим редактором газеты и репортером, которая ушла из журналистики, потому что была разочарована тем, как предвзятые идеи часто формировали то, как СМИ представляли истории. «За первые несколько лет работы терапевтом я обнаружила, что тот же самый способ слушать и видеть клиентов работает и в [процессе] терапии», — говорит она. «Итак, я был немного обескуражен, когда услышал подход Майкла Уайта. То, что он сказал, прямо говорило о моих опасениях по поводу журналистики и мейнстримного мира психотерапии».

С момента открытия нарративной терапии в 1995 году Эшли, лицензированный профессиональный консультант (LPC) в Арлингтоне, штат Вирджиния, приняла участие в десятках соответствующих тренингов, включая однонедельный интенсивный семинар с Уайтом. Она также руководит группой по изучению нарративов, в которой используются методы осознанности. Эшли говорит, что именно ненавязчивая позиция нарративного терапевта помогает ей избежать ловушек предвзятых мнений.

«Повествовательные идеи определяют мою позицию в беседе как любопытного, недирективного соавтора в исследовании того, как проблема или проблемы заняли больше места в жизни моих клиентов», — говорит Эшли. «Я стараюсь оставаться любопытным и держать свой язык и вопросы, основанные на языке и выражениях клиента. Для меня эта позиция является наиболее важным аспектом и труднее всего для терапевтов.

«Мы обучены всем другим подходам к интерпретации и предложениям и вмешательствам, которые исходят из «экспертных» знаний любой теоретической ориентации, лежащей в основе наших интерпретаций. Нас учат говорить, исходя из экспертных знаний. В нарративной работе мастерство заключается в том, чтобы выслушивать «яркие моменты» и «исключения из проблемы» в словах, отношениях и выражениях клиента. Это очень чтит жизненный опыт, ценности и убеждения клиента».

Джинни Грэм, член Американской ассоциации психологов и одна из супервизируемых Эшли, соглашается. «Мне нравится доступность этого жанра, — говорит она. «Чем больше я использую контекст истории для организации клинических дискуссий, тем больше я ценю то, как ее знакомство приглашает и увеличивает содержание. Кто не любит хорошую историю? По самой своей природе история возвышает и даже прославляет конфликт как центральное средство перемен».

Грэм, LPC с офисами в Александрии и Арлингтоне, штат Вирджиния, пришел на консультационную работу после того, как работал учителем английского языка в средней школе. Она признает, что этот фон, вероятно, предрасполагал ее к оценке нарративной терапии. «Использование истории как врата к большему смыслу жизни — ключевой компонент этого подхода — является данностью на любом уроке английского языка. Способ, которым я хотела бы создать релевантность для своих студентов, изучающих английский язык, заключался в том, чтобы говорить обо всей литературе как о своего рода продолжающемся разговоре, который люди ведут с тех пор, как было произнесено первое слово», — отмечает она. «Поиск терапевтического подхода, который говорит, что самая определяющая история из всех — это собственная уникальная история каждого человека, клинически показался мне естественным прогрессом».

Считая, что ее супервизорская работа с Эшли стала искрой, которая разожгла ее интерес к нарративной терапии, Грэм говорит: «Возможно, это звучит упрощенно, чтобы объяснить этот опыт как серьезное отношение. Если этого не происходит в клинических отношениях или отношениях супервизии, значит, что-то не так, верно? Тем не менее, было что-то мощное в том, что она отвечала на вопросы, которые она задавала, а также в том, что она поощряла расширять и обогащать содержание».

Грэм также посетил семинар Эшли по использованию нарративных техник в групповой терапии. «После выбора свидетелей для прослушивания разговора между практикующим и клиентом, в котором клиент рассказывал историю, нас попросили сделать несколько простых вещей: выделить фразу или образ, который запомнился нам, и рассказать о том, как он находит отклик, как мы могли бы связать это с нашей собственной историей», — объясняет она. «После того, как мы поделились нашим материалом, клиентка рассказала о том, как то, что мы сказали, изменило ее первоначальное восприятие.

«Результатом стала единодушная энергия и энтузиазм в отношении того творческого пути, которым мы испытали друг друга и невольно выросли в оттачивании нашего собственного понимания самих себя. … Этот опыт многое говорил о расширяющих возможностях, присущих этому подходу к групповой работе. Это была живая, дышащая иллюстрация того, как истории сильно перекрываются, чтобы информировать, подтверждать, противоречить, бросать вызов и вдохновлять».

Инструменты для повествования

Нарративная терапия требует, чтобы консультанты оттачивали свои навыки слушания. «Я пытаюсь приучить себя прислушиваться к обрывкам снов, о которых почти не говорят, — к тем обнадеживающим мыслям, которые могут быть заглушены влиянием более громкого и выразительного повествования о проблеме», — говорит Грэм. «Более того, мне недостаточно слышать это. Я хочу создать ощущение сотрудничества. Я хочу быть внимательным и явно проверять то, что, по моему мнению, я слышу от своего клиента.

«В моем совместном повествовательном режиме я мог бы сказать что-то вроде: «Забавно, когда вы говорите, что кажется, что часть того, что вы сказали, едва написана — как будто это написано легким тонким карандашом. Тем не менее, пока вы говорите, есть кое-что, что наводит меня на мысль, что вы, возможно, захотите обменять этот карандаш на перманентный маркер. Я прав? Или что я здесь слышу? Вы хотите поговорить об этом подробнее?»

Грэм обнаружил, что повествовательный подход особенно полезен для клиентов, которые сталкиваются с проблемами, связанными с потерей и серьезными изменениями в жизни, а также когда в игру вступают проблемы мультикультурализма. «Мне нравится задавать вопросы, которые побуждают [и меня, и] людей задуматься об относительных сильных и слабых сторонах наших социальных дискурсов», — говорит она. «Для многих объективное рассмотрение себя как человека в истории становится первой возможностью критически осмыслить культуру, политику и доминирующие истории, которые формируют бессознательное отношение, сдерживают нас и диктуют поведение.

«Для меня, несомненно, наиболее удовлетворительным аспектом этого подхода является то, что акт приглашения и поощрения авторства автоматически означает, что будут исправления, потому что, как известно каждому писателю, именно в пересмотре появляется настоящая история», Грэм. добавляет. «Акт пересмотра истории — это такая позитивная, возможная задача, которая служит для уменьшения остроты и стресса процесса изменения. Некоторые клиенты сравнивают этот подход с книгами «выбери свой финал», которые они с удовольствием помнят с детства».

Сэнди Дэвис, член ВДА и LPC в Фентоне, штат Миссури, увлеклась нарративной терапией во время учебы в аспирантуре. «Будучи студентами, перед нами стояла задача не просто быть «эклектичными», но и найти способ терапии, который бы нам подходил», — говорит она. «Я начал искать терапию, которая подходила бы мне, вместо того, чтобы заставлять себя следовать шаблону. Нарративная терапия использует мои сильные стороны, и я постоянно совершенствую свои навыки, ища возможности для получения образования по нарративной терапии с помощью журналов, статей и непрерывного образования».

Дэвис использует повествовательные вмешательства, чтобы помочь клиентам отделить себя от своих проблем. «Меня интересует разговор человека с самим собой, как он описывает себя, как «проблема» начинается с небольшой правды или ситуации и бросает вызов концепции человека о себе. … Обучение способности использовать внешний язык часто позволяет [клиенту] расслабиться и начать строить уверенность в себе», — объясняет она. «Обычно они испытывают облегчение от того, что их не называют «проблемой», и приветствуют возможность иметь кого-то, с кем можно объединиться для решения проблемы и борьбы с ней».

«Спрашивая человека, как депрессия мешает ему получать удовольствие, вынуждает его придумывать более конкретные причины», — продолжает Дэвис. «Они могут ответить, что депрессия говорит им, что они недостаточно хороши, недостаточно худы, недостаточно умны и что у них нет энергии. Это дает мне представление об их мыслительном процессе и о том, как проблема манипулирует человеком». Другие инструменты повествования включают письма, контракты, поэзию, искусство и устранение когнитивных искажений. По словам Дэвиса, при использовании методов повествования консультанты должны знать, что всегда существует более одной версии истории. «Отображение проблемы и ее влияния на человека — важная первая задача», — говорит она. «Мы помогаем человеку [разработать] более полную историю исключений, когда он смог победить проблему. Мы задаем такие вопросы, как «Как проблема влияет на ваше поведение?» Затем человеку предлагается занять позицию по проблеме, чтобы решить, как она повлияет на человека с этого момента».

Первое домашнее задание, которое Дэвис дает клиентам, просит их подумать над собственным разговором с самим собой. «Я прошу человека составить два списка прилагательных, которые он считает правдой о себе. Я стараюсь не включать то, что говорят о них другие», — говорит она. «Один список должен содержать отрицательные [прилагательные], а другой — положительные прилагательные. Они приносят список в безопасный офис, и мы вместе пытаемся найти доказательства того, что эти слова отражают то, что на самом деле правда. Я работаю с человеком, чтобы найти исключения для отрицательных слов».

Дэвис добавляет, что повествовательная работа также обеспечивает гибкость, позволяя ей использовать ее в сочетании с другими моделями, включая методы, ориентированные на решение, и когнитивно-поведенческие техники.

Контекст карьеры

Многие согласны с тем, что нарративная терапия, предлагающая рассматривать свой жизненный опыт как набор богатых историй, которые могут дополнять друг друга, особенно применима к работе по развитию карьеры. Лиза Севери является членом ACA, которая в основном работает со студентами колледжей традиционного возраста в качестве помощника вице-канцлера по студенческим делам в Университете Колорадо в Боулдере. В этом качестве она применяет приемы повествования, тем более что помогает студентам определить свои следующие шаги после выпуска.

«Я часто прошу студентов подумать об их любимой книге или фильме. Когда они что-то придумывают, я прошу их описать мне это и рассказать, что происходит на уровне сюжета и каковы основные темы», — объясняет она. «Хотя многие люди описывают сюжет фильма схожими способами, основные темы часто различаются [потому что] они отражают не только самого фильма, но и зрителя.

«Делясь этим со студентами, я говорю им, что люди, кажется, сообщают о том, что они наиболее счастливы и успешны в своей карьере, когда сюжет их карьеры тесно связан с их собственными жизненными темами. Те люди, которых мы видим, плывущие по своей работе с очень небольшим количеством энергии, вероятно, имеют огромный разрыв между тем, что они делают, и тем, кто они есть [темы их жизни]. Наша цель, таким образом, состоит в том, чтобы создать следующую главу в истории студента, которая тщательно выровняет сюжет и основную тему. Это описание, как правило, помогает учащимся понять процесс и поверить в идею».

Севери, будущий избранный президент Национальной ассоциации развития карьеры, подразделения ACA, добавляет, что повествовательные техники особенно освежают в контексте развития карьеры. «Многие модели профориентации основаны на нормах. … Они склонны оценивать массу людей, а затем сравнивать человека с характеристиками группы. Норма, конечно, на самом деле не существует, поэтому сравнение людей с ней часто может привести к разочарованию: «Почему все остальные знают, чего они хотят?» [нужно] раскрыть?

«Просьба к людям написать следующую главу их жизни отдаляет их от мысли, что они пишут всю свою автобиографию в 22 года», — говорит она. «Это также позволяет им использовать свои собственные слова, культуру и опыт для создания истории. Я думаю об этом как об обратной воронке. Старые модели являются редукционистскими… рассматривая широту и глубину личности и определяя определенные черты — интересы, навыки, ценности, тип личности — и уменьшая их с помощью воронкообразного процесса, конечный результат — это то, что можно сравнить с нормами или с работой. настройки.»

«Нарративная терапия — это противоположность, помогающая людям создавать целостные, широкие истории в контексте», — продолжает Севери. «Я обнаружил, что это не только намного успешнее помогает студентам, но и приносит больше удовлетворения как консультанту».

Мировоззрение на практике

Для опытных в лечении клиентов — тех, кто на протяжении всей своей жизни проходил терапию и выходил из нее — повествовательный подход может сначала показаться странным. «Это будет выглядеть как содержательная беседа с любящим другом», — говорит Эшли. Она считает, что эти методы лучше всего работают с теми, кто «думает и креативен». … На мой взгляд, это касается всех людей».

Севери соглашается: «Некоторых клиентов определенно больше привлекает [повествовательная работа], чем других, но я использую эти принципы, чтобы направлять свою практику в любом случае. На консультации по вопросам карьеры для студентов колледжей некоторые студенты приходят, просто желая, чтобы кто-то быстро дал им ответ… и этот тип консультирования требует много времени и усилий, чтобы преуспеть. Те, кто тратит время и естественно увлекается историей, культурой, историями, повествованиями и т. д., находят это очень увлекательным».

Эшли рекомендует заинтересованным консультантам пройти обучение у тех нарративных терапевтов, которые рассматривают эту работу как «мировоззрение» на практике. «Дело не в методах, — говорит она. «Техники — экстернализация проблемы, деконструкция истории и т. д. — должны поддерживать позицию любопытства, интереса, воображения и уважения к клиенту». Она предупреждает, что «многие люди, практикующие то, что они называют «нарративной работой», на самом деле используют техники для передачи своих «экспертных» знаний, исходящих из других терапевтических направлений».

Точно так же Севери предостерегает заинтересованных консультантов от поспешных выводов по мере развития истории клиента. «В этой модели есть опасность слишком быстро двигаться вперед, когда идентификация темы становится скорее диагнозом, чем авторством: «О, ты рассказал мне историю о том, как получил котенка, когда тебе было 5 лет. ветеринар!» — шутит она. «Модель совместного творчества подчеркивает, что консультант должен постоянно проверять предположения и выводы с клиентом, чтобы избежать этой ловушки. Мне нравится думать о процессе как о клиенте, который является писателем, а консультант — тестовой аудиторией или редактором — не тем, кто осуждает, а задает вопросы и помогает уточнить».

Поиск оптимистичных виньеток также является частью задачи нарративного терапевта, добавляет Дэвис. «Это прекрасный способ помочь [клиентам] увидеть более предпочтительную историю, которая была прожита, а не только доминирующую историю, включающую настоящую проблему. Задача состоит в том, чтобы выяснить, что происходит правильно, сохранять оптимизм перед лицом некоторых ужасающих историй [и] видеть силу того, кто сидит перед нами».

«Мы часто обслуживаем людей, которые живут наполненными проблемами историями, но при этом выживают благодаря навыкам, которых не признают, — говорит она. «Историю можно переписать, и это может изменить будущее тех, кому мы служим. Как терапевты, мы должны помнить, что некоторые остатки стойкости и надежды существуют, но доминирующая история способна их замаскировать. Сотрудничество с человеком для открытия этих других истин — событие, меняющее жизнь».

Соавтор Стейси Нотарас Мерфи является лицензированным профессиональным консультантом и сертифицированным терапевтом по отношениям Imago, практикующим в Вашингтоне, округ Колумбия. Чтобы связаться с ней, посетите stacymurphyLPC.com .

Письма в редакцию:  [email protected]

6 Важнейшие навыки, которые должен развивать каждый консультант

Сегодня консультанты работают со все более разнообразными группами населения с разнообразными наборами потребностей. Оттачивание прочного набора основных навыков делает эффективным и успешным практикующим специалистом в области психического здоровья.

1. Искренний интерес к другим

Технически это не навык, но важный компонент карьеры консультанта.

Когда вы просыпаетесь утром, есть ли у вас стремление и энергия, чтобы сидеть с людьми в их лучшие и худшие моменты? Можете ли вы полностью присутствовать при рассказах своих клиентов, какими бы сложными или длинными они ни были? Будете ли вы еще через десять лет?

Постоянная приверженность содействию позитивным преобразованиям и установлению связи между людьми является ключом к успешной и результативной карьере в сфере психического здоровья.

2. Саморефлексия

Эффективный терапевт знает, что смотреть внутрь себя так же важно, как и внимательно наблюдать за другими.

Идея «Я как инструмент» является центральной для успешного образования и карьеры в области психического здоровья. Студента-консультанта учат хорошо чувствовать, хорошо думать и хорошо действовать. Чувствуя себя хорошо, терапевт может хорошо относиться к клиентам и сопереживать им.

Хорошо мыслить означает мыслить критически, осмысливать клиента в теоретических терминах и демонстрировать хорошие академические навыки. Действовать хорошо означает вести себя в служении клиенту, обществу и профессиональной сфере.

Используя «Я» как инструмент, консультанты могут лучше общаться с клиентами и способствовать позитивным изменениям.

3. Умение слушать – на нескольких уровнях

Это может показаться простым делом, но эффективное слушание в качестве консультанта – это тонкий навык.

Консультант должен слушать не только то, что говорится, но и то, как это говорится, почему это говорится и что это означает в контексте данного конкретного клиента. Подумайте о содержании, подаче и контексте.

Консультант также должен уметь слушать, так сказать, «между строк», чтобы понять, о чем не говорят. То, что клиент упускает из сеанса, может говорить так же ясно, как и то, что сообщается вслух.

Пожалуй, самое главное, консультант должен уметь слушать, не осуждая и не оценивая. Клиенты будут приходить к вам с трудными и запутанными вопросами, и им нужно будет чувствовать, что у них есть место, чтобы сказать все, что они считают нужным, не опасаясь стыда или чувства, что их консультант сделал поспешный вывод. .

В качестве консультанта культивирование нереактивной позиции и понимание разницы между наблюдением и оценкой поможет в проведении точных оценок и развитии реляционной связи с клиентом.

4. Доступность и аутентичность

Консультант должен быть доступным для клиентов, чтобы завоевать их доверие, но, возможно, что более важно, консультант должен быть искренним и чутким — в своем общении, слушании и профессиональном образе.

Развитие чуткой связи с каждым клиентом является ключом к продвижению вперед в терапевтическом процессе и основой эффективных отношений между консультантом и клиентом.

Изучите магистерские программы консультирования

5 программ

Клиническое консультирование по вопросам психического здоровья

Клиническое консультирование по вопросам психического здоровья: холистические исследования

Клиническое консультирование по вопросам психического здоровья: исследования травм

Клиническое консультирование по вопросам психического здоровья: школьное и общественное консультирование

Психология консультирования: школьное консультирование

5. Гибкость

Хороший консультант обладает гибким мировоззрением и хорошо понимает многокультурные проблемы в клинической практике.

Каждый клиент отличается своим происхождением, опытом и вовлеченностью в терапевтические отношения, поэтому способность переходить от одной точки зрения к другой в зависимости от каждого клиента — это навык, который следует развивать на раннем этапе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *