Каким государством была россия в конце 19 начале 20 в: Каким государством была Россия в конце 19 в начале 20 века в

ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ ПО ИСТОРИИ «РОССИЯ В КОНЦЕ 19 – НАЧАЛЕ 20 ВЕКА» 9 класс

ИСТОРИЯ 9 КЛАСС ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ ПО ТЕМЕ «РОССИЯ В КОНЦЕ 19 – НАЧАЛЕ 20 ВЕКА», ТЕСТ 25 ВОПРОСОВ 4 ВАРИАНТА ОТВЕТОВ Зайцева И.В. учитель истории и обществознания МКОУ «СОШ № 19 им.Л.А.Попугаевой» г.Удачный РС(Я)

  1. Каким государством была Россия на рубеже 19 – 20 века( найти лишнее)?

  1. многонациональным 3) поликонфессиональным

  2. монархическим 4) постиндустриальным

  1. Главная задача экономического развития страны этого периода:

  1. модернизация 3) глобализация

  2. автономизация 4) реконструкция

  1. Иностранный капитал в экономике России в начале 20 века:

  1. составлял 80% 3) составлял 40%

  2. составлял 13% 4) составлял 10%

  1. Минусы участия иностранного капитала в экономике России:

  1. расширял возможности для включения России в мировую экономическую систему

  2. часть прибыли уходила за границу

  3. иностранные банки вели самостоятельную экономическую политику

  4. полная зависимость от иностранных государств

  1. Формы монополий( найти лишнее):

  1. картель 2) синдикат 3) трест 4) АО

  1. Основная форма монополий, проявившаяся в России в начале 20 века:

  1. картель 2) синдикат 3) трест 4) концерн

  1. Каким государством была Россия в начале 20 века по уровню экономического развития:

  1. высокоразвитой индустриальной державой

  2. низкоразвитой индустриальной державой

  3. среднеразвитой аграрно-индустриальной страной

  4. отсталой традиционной страной

  1. Кто правил в России в начале 20 века?

  1. Николай I 2) Александр II 3) Николай II 4) Александр III

  1. Распространение среди населения присоединенных к Российскому государству земель русского языка, культуры, хозяйственного уклада, православной веры – это…

  1. русификация 2) глобализация 3) национализация 4) «полицейский социализм»

  1. «Защитник русских устоев», выступал против планов С. Ю.Витте, утверждал, что у России «своя отдельная история и специальный строй»:

  1. В.К.Плеве 2) В.И.Ленин 3) Николай II 4)С.В.Зубатов

  1. Начальник Московского охранного отделения, попытался взять под контроль рабочее движение и вырвать его из – под влияния революционных организаций:

1)В.К.Плеве 2) В.И.Ленин 3) Николай II 4)С.В.Зубатов

12. Партия, на втором съезде которой были приняты устав и программа, состоящая из программы минимум и программы – максимум:

1) РСДРП 2) ПСР 3) кадеты 4) октябристы

13. Как стали называть сторонников Ленина после раскола в РСДРП:

1) меньшевики 2) большевики 3) кадеты 4) октябристы

14. Как стали называть сторонников Мартова после раскола в РСДРП:

1) меньшевики 2) большевики 3) кадеты 4) октябристы

15. Какая из партий, созданных в России в начале 20 века, предусматривала создание федеративного государства?

1) ПСР 2)РСДРП 3)Союз 17 Октября 4) кадеты

16. Член боевой организации эсеров, тайный агент полиции – это …

1) Е.Азеф 2) Л.Мартов 3) В.Ленин 4) Г.Плеханов

17. Мир, заключенный по итогам русско-японской войны под руководством С.Ю.Витте:

1) Сан-Стефанский 2) Ништадтский 3) Портсмутский 4) Адрианопольский

18.Документ, принятый царем , даровавший демократические права и свободы; представители либеральных партий считали его венцом революции:

1) программа РСДРП 3) Манифест 19 февраля 1861г

2) Манифест 17 октября 1906г 4) Избирательный закон 3 июня 1907г

19. Итоги революции 1905-1907гг( найти лишнее):

1) создана Государственная Дума 3) дарованы некоторые демократические свободы

2) отмена выкупных платежей 4) всеобщее избирательное право

20. Мероприятия аграрной реформы П.А.Столыпина( найти лишнее):

1) переселенческая политика 3) создание хуторов

2) разрушение общины 4) всеобщее избирательное право

21. К результатам столыпинской реформы не относится:

1) увеличение хлебного экспорта 3) создание кооперативов

2) создание Московского народного банка 4) выход всех крестьян из общины

22. Главнокомандующий Юго-Западным фронтом в ходе Первой мировой войны с 1916г; в феврале 1916г войска Юго-Западного фронта под его командованием предприняли наступление на австрийские позиции и поставили Австро-Венгрию на грань катастрофы, прорыв назван его именем:

1) Г.Распутин 2) А.Брусилов 3) П.Реннекампф 4) А.Самсонов

23. Люди, выступающие против всякой войны – это…

1) пацифисты 2) националисты 3) социалисты 4) агностики

24. Лидер Конституционно-демократической партии, ядро которой составляли ученые, интеллигенция, врачи, адвокаты – это…

1) В.Ленин 2) П.Милюков 3) А.Гучков 4) Л.Мартов

25. Лидер «Союза 17 Октября», среди представителей которой крупная буржуазия, помещики, — это…

1) В.Ленин 2) П.Милюков 3) А.Гучков 4) Л.Мартов

ОТВЕТЫ

  1. 4

  2. 1

  3. 3

  4. 2

  5. 4

  6. 2

  7. 3

  8. 3

  9. 1

  10. 1

  11. 4

  12. 1

  13. 2

  14. 1

  15. 1

  16. 1

  17. 3

  18. 2

  19. 4

  20. 4

  21. 4

  22. 2

  23. 1

  24. 2

  25. 3

Грамотность в России — чтение и письмо

Российская система государственного школьного образования имеет 300-летнюю историю, однако массово его стали получать лишь в конце XIX — начале XX века, а ликвидацию безграмотности в нашей стране декларировали в 1959 году, всего 60 лет назад.

Первым детей обязал учиться Петр I, учредивший в 1714 году цифирные школы. Они давали начальное образование сыновьям дворян и чиновников. Духовенство предпочитало архиерейские школы, а купцы и ремесленники учили детей дома, хотя тоже имели возможность отдать их в школу. Образованием крестьян не занимались, однако грамоте обучали солдат, 90% которых были выходцами из крестьянских семей.

С 1786 года в стране стали открываться училища, но доступ к ним имело преимущественно городское население. Впервые проблему обучения крестьянских детей попытались решить в 1804 году, когда при церковных приходах стали открывать начальные школы. Содержались церковно-приходские училища из средств самих прихожан, а посещать их могли государственные крестьяне, не принадлежавшие помещикам.

«По самым щедрым расчетам предполагается, что из 65 или 70 миллионов жителей Русской империи людей, умеющих читать, набирается до 5 миллионов. Но эта цифра, по всей вероятности, слишком велика. Большинство грамотных людей сосредоточено в городах; в селах едва ли наберется половина того, сколько находится в городах. Но и в городах гораздо больше половины жителей еще не знают грамоты. Судя по этому, едва ли мы ошибемся, положив число грамотных людей в России не превышающим 4 миллионов».

Николай Чернышевский, из статьи «Суеверие и правила логики», 1859

В то время, о котором писал Чернышевский, из 70 миллионов жителей империи более 23 миллионов были помещичьими крестьянами. Эта категория населения получила доступ к образованию лишь после отмены крепостного права в 1861 году. В 1864 году были учреждены земства — прообраз современных муниципалитетов.

Земские трехлетние школы сыграли огромную роль в повышении грамотности крестьянского населения. В 1860–70-х годах исследования показали, что количество грамотных в Центральной России составляло от 1,7% населения в Псковской губернии до 8,6% в Костромской. В 1880-х грамотой владели уже 9,4% жителей всей страны.

По результатам первой российской переписи 1897 года число грамотных возросло уже до 21,1%. При этом среди мужчин читать умели 29,3%, а среди женщин лишь 13,1%. За следующие 20 лет царскому правительству удалось повысить уровень грамотности почти в два раза. К 1917 году уже половина обитателей Центральной России была грамотной, но в целом по стране этот показатель не превышал 30–35%.

С 1919 года советское правительство проводило кампанию по ликвидации безграмотности, вошедшую в историю как «ликбез». Целью этой политики было обучить письму и чтению население всех возрастов, и особое внимание уделялось подготовке учителей. Открывались школы для переростков, на предприятиях создавались «ликвидационные пункты», где молодые рабочие проходили семимесячный учебный курс. Трудовые школы для детей стали работать по экспериментальным программам.

Перепись 1926 года показала, что в целом по стране грамотным (то есть умеющим читать хотя бы по слогам и подписываться своей фамилией) было 40,7% населения. Среди горожан грамотой владели 60%, среди сельских жителей — 35,4%. Традиционно грамотнее всего были в возрасте 9–49 лет: 56,6 % из них умели писать и читать.

Уже в 1927 году в СССР ввели единые учебные программы. Пристальное внимание стали уделять изучению русского языка и языков национальных республик. Обязательным предметом на долгие годы стало чистописание. С 1930-х годов все дети должны были посещать школы-четырехлетки, а затем и семилетки. В результате, согласно переписи 1939 года, среди жителей страны в возрасте 9–49 лет число грамотных возросло до 87,4%.

Модернизация системы школьного образования продолжалась в 1940-е годы, несмотря на войну и разруху. В школах преподавали новые предметы: логику, психологию, латынь. Появилась школьная форма, а набирать в первый класс стали строго с семи лет.

Следующая перепись прошла в 1959 году. Она подтвердила, что в СССР практически полностью ликвидировали безграмотность: 98,8% людей в возрасте 9-49 лет умели читать и писать. Стопроцентного показателя грамотности в России не достигли и по сей день.

Согласно переписи 2010 года, из 121 миллиона человек старше 14 лет 712,5 тысячи опрошенных указали, что не имеют начального образования, а 371 тысяча оказалась неграмотной. Наибольшее число неграмотных (140,5 тысячи) выявили среди людей старше 69 лет.

Процессы урбанизации в Степном крае и Туркестане (конец XIX – начало XX вв.)

Алешин П. Н. (2019). Функционирование земской ветеринарной службы в России во второй половине XIX – начале XX века (по материалам губернских обследований). Современное научное мышление, 5, 54–61. (На русском).

Бочкарева И.Б. (2020). Частный капитал в процессе железнодорожного строительства в Туркестане (1970-е — начало 20 века). Известия Алтайского государственного университета, 5, 13–18. https://doi.org/10.14258/izvasu(2020)5-01 (на русском языке).

Буктугутова Р. С. (2010). Из истории быта жителей уездных городов Степного края в конце 19-начале 20 веков. Вестник Казахского национального педагогического университета имени Абая. Серия «Исторические и общественно-политические науки», 2, 8–13. (На русском).

Джаниева Р. М. (2007). Социально-экономическое и культурное развитие уездных городов Степного края в конце 19 — начале 20 вв. [Кандидатская диссертация]. Омский государственный педагогический университет. (На русском).

Еремин А. А. (2021). Областные обозрения как источник кредитно-банковской системы Степного края на рубеже XIX-XX вв. В Актуальных вопросах истории Сибири. Тринадцатые научные чтения памяти профессора А. П. Бородавкина: Сборник научных статей (с. 204 209). АЗБУКА. (На русском).

Фортунатов А. Ф. (1906). Некоторые данные о численности и составе населения России. Типография Ф. Дж. Бурче. (На русском).

Он, гл. (2011). Обзорный отчет о модернизации в мире и Китае (2001-2010 гг.). Фольксваген Мир. (На русском).

Харсеева О. В. (2017). Губернские обзоры как источник информации о состоянии преступности в России в 19-начале 20 вв. История, теория и практика российского права, 10, 125-137. (На русском).

Лаппо, Г. (2001). Города Европейской России в конце 19 века. В городе и деревне европейской части России: сто лет перемен. Монографический сборник (стр. 65–78). ОГИ. (На русском).

Лысенко Ю. А. (2019). Акторы социально-экономической модернизации Среднеазиатского региона Российской империи (вторая половина XIX в.)века до начала 20 века). В Центральной Азии на перекрестке европейских и азиатских политических интересов: XVIII-XIX века: материалы международного семинара (стр. 40–57). На печать. (На русском).

Макушев А.Е. (2020). Метаморфозы промышленной статистики в обзорах губерний Среднего Поволжья в начале 20 века. Экономическая история, 16 (4), 388–398. https://doi.org/10.15507/2409-630X.051.016.202004.388-398 (на русском языке).

Миллер А. и Черный Д. (ред.). (2017). Города Империи в годы Великой войны и революции: Сборник статей. Нестор-История. (На русском).

Миронов Б.Н. (2003). Социальная история России имперского периода (18-начало 20 вв.). (Том 1). «Дмитрий Буланин». (На русском).

Нефедова Т. и Трейвиш А. (2001). Города как экономические центры: век эволюции. В городе и деревне европейской части России: сто лет перемен. Монографический сборник (с. 95‑123). ОГИ. (На русском).

Численность и состав рабочих в России по данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи в 189 г.7. (Том 1). (1906 г.). Санкт-Петербург. (На русском).

Обзор Акмолинской области … [По годам]. (1871-1917). Государственная публичная историческая библиотека России. http://elib.shpl.ru/ru/nodes/45712 (на русском языке).

Обзор Ферганской области … [по годам]. (1889-1916). Государственная публичная историческая библиотека России. http://elib.shpl.ru/ru/nodes/50832 (на русском языке).

Обзор Самаркандской области… [по годам]. (1891-1912). Государственная публичная историческая библиотека России. http://elib.shpl.ru/ru/nodes/46521 (на русском языке).

Обзор Семипалатинской области… [по годам]. (1871-1913). Государственная публичная историческая библиотека России. http://elib.shpl.ru/ru/nodes/46327 (на русском языке).

Обзор Семиреченской области … [по годам]. (1883-1915). Государственная публичная историческая библиотека России. http://elib.shpl.ru/ru/nodes/50512 (на русском языке).

Обзор Сырдарьинской области… [по годам]. (1890-1916). Государственная публичная историческая библиотека России. http://elib.shpl.ru/ru/nodes/50528 (на русском языке).

Обзор Закаспийской области … [по годам]. (1892-1916). Государственная публичная историческая библиотека России. http://elib.shpl.ru/ru/nodes/46320 (на русском языке).

Обзор Тургайской области… [по годам]. (1871-1916). Государственная публичная историческая библиотека России. http://elib.shpl.ru/ru/nodes/50764 (на русском языке).

Обзор Уральского региона … [по годам]. (1868-1916). Государственная публичная историческая библиотека России. http://elib.shpl.ru/ru/nodes/28162 (на русском языке).

Положение об Управлении Туркестанской губернии. (1903 г.). Печать и литография В. Н. Ильина. (На русском).

Рыгалова М.В. (2021). Обзоры областей Российской империи как источник по истории образования (на примере областей Степного края и Туркестана). Известия Алтайского государственного университета, 2, 66–70. https://doi.org/10.14258/izvasu(2021)2-10 (на русском языке).

Семенов В.П. (ред.). (1903 г.). Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Том. 18. Киргизская территория. Издание А. Ф. Девриена. (На русском).

Статистический ежегодник России за 1914 год. Одиннадцатый год. (1915). Петроград. (На русском).

Власова А. И. (2020). Характеристика медико-санитарной службы Акмолинской области Степного края в 1970-х — начале ХХ века. (По материалам статистических обзоров края за 1870-1915 гг.). Известия Алтайского государственного университета, 3, 25–30. https://doi.org/10.14258/izvasu(2020)3-03 (на русском языке).

Справочное эссе об иммиграции конца 19-го и начала 20-го века · SHEC: Ресурсы для учителей

Справочная информация об иммиграции конца 19-го и начала 20-го века

В этом обзоре иммиграции конца девятнадцатого и начала двадцатого века описывается «новая иммиграция», пришедшая из Южной и Восточной Европы. В эссе также описывается реакция Америки на новую волну иммиграции, в том числе некоторые законы, направленные на ограничение иммиграции, которые были приняты между 1880 и 1910 годами. показатели иммиграции за предыдущие периоды. В отличие от иммиграции более раннего девятнадцатого века, которая состояла в основном из иммигрантов из Северной Европы, основная масса вновь прибывших была в основном из Южной и Восточной Европы. Среди них было более двух с половиной миллионов итальянцев и около двух миллионов евреев из России и Восточной Европы, а также много поляков, венгров, австрийцев, греков и других.

Этнические, культурные и религиозные отличия новых иммигрантов как от прежних иммигрантов, так и от коренного населения привели к широко распространенным утверждениям, что они непригодны ни для работы, ни для американского гражданства. Растущий хор голосов требовал законодательных ограничений на иммиграцию. Часто самыми ярыми сторонниками таких ограничений были рабочие группы (многие из членов которых были потомками ирландских и немецких иммигрантов предыдущих поколений), опасавшиеся конкуренции со стороны так называемой «нищей рабочей силы».

После того, как Закон об исключении китайцев 1882 года запретил китайскую иммиграцию и сделал почти невозможным получение китайцами натурализованного гражданства, усилились усилия по ограничению иммиграции из Европы. В том же году Закон об иммиграции впервые ввел «подушный налог» (первоначально пятьдесят центов на человека), предназначенный для финансирования исполнения федеральных законов об иммиграции. Закон также лишил несколько категорий иммигрантов права на въезд в Соединенные Штаты, в том числе осужденных, «лунатиков» (общий термин для тех, кто считается психически нездоровым) и тех, кто может стать «общественным обвинением», т. финансовое бремя государственных учреждений или благотворительных организаций. Второй закон об иммиграции в 189 г.1 расширил эти категории, включив в них многоженцев и больных инфекционными заболеваниями, и учредил иммиграционное бюро для введения и обеспечения соблюдения новых ограничений. В 1892 году остров Эллис открылся в гавани Нью-Йорка, заменив Касл-Гарден в качестве основного пункта въезда для миллионов иммигрантов, прибывающих на Восточное побережье.

В соответствии с законом 1891 года федеральная иммиграционная станция на острове Эллис включала помещения для медицинских осмотров и больницу.

В то время как деловые и финансовые интересы время от времени защищали неограниченную иммиграцию, рассматривая избыток дешевой рабочей силы как необходимый фактор для промышленности и расширения на запад, призывы к мерам, ограничивающим поток новых иммигрантов, продолжали расти. Хотя президент Гровер Кливленд наложил вето на 1897 закона, предлагающего тест на грамотность для потенциальных иммигрантов, продолжали добавляться дополнительные ограничения на иммиграцию. После убийства президента Уильяма МакКинли в 1901 году анархистом Леоном Чолгошем ксенофобия и истерия по поводу политического радикализма привели к принятию Закона об исключении анархистов, который исключал потенциальных иммигрантов на основании их политических убеждений.

В 1907 году иммиграция на остров Эллис достигла своего пика, когда прибыло 1 004 756 иммигрантов. В том же году Конгресс уполномочил Комиссию Диллингема расследовать происхождение и последствия современной иммиграции. Комиссия пришла к выводу, что иммиграция из Южной и Восточной Европы представляет серьезную угрозу для американского общества, и рекомендовала значительно сократить ее в будущем, предложив в качестве наиболее эффективного средства проверку на грамотность, аналогичную той, на которую президент Кливленд наложил вето в 189 г.7. В конечном счете, выводы Комиссии послужили обоснованием радикальных иммиграционных законов, принятых в годы после Первой мировой войны.

Источник | Американский проект социальной истории/Центр СМИ и обучения, 2008 г.
Создатель | Американский проект социальной истории/Центр СМИ и обучения
Права | Авторское право Американский проект социальной истории / Центр СМИ и обучения Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivs 3.0 Unported License.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *