Каким должен быть человек по марку аврелию: писатели и не только о том, что читают почему

Марк Аврелий Антонин – император-философ

Марк Аврелий Антонин родился в 138 году. Дважды был усыновлён – сначала третьим мужем матери императора Адриана, а затем императором Антонином Пием. Имел множество имён. Они менялись в детстве и взрослом возрасте. Вошёл в историю в качестве одного из наиболее успешных правителей Рима и философа. Стал символом разумной и гуманной власти. Его конная статуя и в наши дни ассоциируется с Капитолием Рима. Некоторые элементы философии Марка Аврелия находят своё отражение в современной идеологии власти западных держав.

_
«Золотой век» Римской империи

Период правления Марка Аврелия: 7 марта 161 года – 17 марта 180 года. Как правитель – относится к плеяде хороших императоров из династии Антонинов. Некоторое время управлял государством совместно с Луцием Вером, который был его сводным братом. Как философ – был представителем позднего стоицизма и последователем Эпиктета. Его непосредственным учителем философии был стоик Максим Клавдий.

Эпоха жизни и правления Марка Аврелия – это последний этап развития принципиата. Империя вынуждена была вести постоянные оборонительные бои и подавлять самые разные восстания. Только один 162 год, второй год правления императора, был связан с подавлением восстания в Британии, боями с хаттами в области германского лимеса, началом войны с парфянами. Она будет идти до 166 года и завершится победой Рима. В результате Армения и Осроена оказались в зоне контроля Империи, но полностью Риму подчинены не были.

Эту же эпоху принято называть «золотым веком». В основном это связано с тем, что смерть одного правителя не меняла что-то коренным образом в жизни граждан. Марк Аврелий принял Империю, в которой уже главенствовали юридические принципы. К тому же у Рима было достаточно денег. Возникали лишь небольшие перебои с поставками продовольствия. Это проблема, которую «хорошие» императоры решали постоянно и постепенно свели на уровень административной. Вместе с тем совершенствовался подход к торговле.

Торговые представители Рима были представлены даже при дворе китайского императора Хуан-ти. Это произошло в 166 году, а речь в ходе переговоров шла об установлении правил морской торговли.

Философия позднего стоицизма

В качестве философа Марк Аврелий известен тем, что написал 12 философских книг, которые чаще всего упоминаются под общим названием «Рассуждения о самом себе». Обычно его высказывания ассоциируются в первую очередь с этикой и нравственностью. Без сомнения, Марк Аврелий Антонин об этом думал. Но как именно?

Императору-философу удалось выделить и верно охарактеризовать роль человеческого мышления. До него стоики считали, что существуют только тело и душа. Последняя именовалась пневмой. Марк Аврелий актуализировал ещё и наличие третьего компонента – разума, который назывался нус. Наличие ума и мышления было известно ещё со времён натурфилософии VI-V вв. до н. э. Однако именно поздние стоики создали систему взглядов, которая отделяла нус от божественных сил и тела как такового.

Образовалась концепция триады, в которой мышлению отводится собственная роль. Мораль, нравственность и этика при этом служат критериями установления того состояния, когда человек сможет сказать о себе, что он счастлив.

Взгляды Марка Аврелия не являются каким-то революционным прорывом в области самопознания. Скорее всего, его дневники не предназначались для публикации. Видимо, он записывал мысли преимущественно для того, чтобы обсуждать их с другими философами Поздней стои. В идеологии прослеживается определённая общность с неоплатонизмом, которого тогда ещё не было, и даже христианством, которое сам император отвергал. Однако современные греческие богословы точно так же называют разум «глазом души», не смешивая его ни с телом, ни с душой непосредственно.

Он считал, что дискуссии о том, кто такой хороший человек, не имеют никакого значения. Можно просто взять и стать таким человеком. Для этого следует постоянно усмирять свои страсти – гнев, гордыню. Значимость интеллекта хорошо отражает высказывание «Надо покорять умом то, что нельзя одолеть силой».

Ещё одним принципом Марка Аврелия является чувство долга. Будучи миролюбивым человеком, он активно принимал участие ещё и в военных походах. В одном из них он командовал армией, успешно сражавшейся с германскими племенами, но заразился чумой и скончался в Виндобоне на Дунае, как тогда называлось поселение, ставшее впоследствии Веной.

Выстроенная предшественниками и эффективно управляемая самим философом на троне система уже давно не зависела от одного лидера. Власть плавно перешла к его сыну Коммоду, который и до смерти отца был одним из руководителей государства.

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Экcпозиция «Великие учителя человечества» включает в себя свыше 100 экспонатов, это величайшее собрание бюстов мудрецов всех времён и народов, которые оставили миру самое ценное наследие – знания, указали и на собственном примере продемонстрировали пути духовного развития. Изучая труды, научные открытия, философские трактаты этих учителей, мы приходим к пониманию, что в основе базовой системы ценностей лежит единый фундамент: единство религий, единство народов и единство человека и природы. Около каждого бюста на выставке посетитель найдёт информационную табличку с коротким рассказом об основных заслугах Учителя перед человечеством, с указанием знаковых дат и перечнем его трудов. Экспозиция всегда открыта для самостоятельного изучения.

Понравилась статья — поделись с друзьями!

Читать онлайн «Наедине с собой», Марк Аврелий Антонин – ЛитРес

© Э. Вашкевич, составление, предисловие, комментарии, 2018

© ООО «Издательство АСТ», 2018

Праведник на троне

Марк Аврелий Антонин – римский император, принадлежавший к династии Антонинов, полководец и философ. Жил он почти два тысячелетия назад, в 121–180 гг.

Сначала имя будущего императора было Марк Анний Катилий Север – в честь прадеда со стороны матери. Но отец его умер молодым, и мальчика забрал на воспитание дед, опять же – со стороны матери, которого звали Марк Анний Вер. В те времена широко было распространено усыновление, и дед усыновил внука, в результате чего изменилось и имя ребенка: он стал Марком Аннием Вером.

Марк Анний Вер, будущий Марк Аврелий, при-надлежал к элите римского общества, к тому же его дед состоял в отдаленном родстве с тогдашним императором Адрианом, что оказало определенное влияние на судьбу мальчика. Кстати сказать, император Адриан называл молодого человека Вериссимом, переделывая его имя «Вер», которое означало «правдивый», в «правдивейшего» – и это была весьма высокая оценка способностей Марка Анния Вера.

Его воспитывали как будущего правителя, он получил самое лучшее образование. Причем его дед был категорически против школьного обучения, и для мальчика нанимали отличных учителей. Впоследствии он упомянул их всех в своей книге «Наедине с собой», выражая благодарность и за науку, и за дружеские отношения, и за формирование личности.

В 138 году умер Луций Элий Вер, который был приемным сыном императора Адриана и должен был стать его преемником. Вскоре император Адриан усыновил Тита Аврелия Фульва Бойония Аррия Антонина, который был женат на Аннии Галерии Фаустине, родной тетке Марка Анния, сестре его отца, кроме того, теткой Фаустины по материнской линии была жена Адриана. Одним из условий этого усыновления и последующей преемственности императорства было усыновление двоих юношей: Марка Анния Вера и сына Луция Элия Вера. Все усыновления были произведены, и молодой человек вновь сменил имя. Теперь его звали Марк Элин Аврелий Вер. Ну а его приемный отец стал Антонином Пием, будущим императором.

Марку Аврелию было пятнадцать лет, когда он получил мужскую тогу – обычно это происходило после достижения шестнадцатилетия. А в семнадцать лет он стал квестором, что подтверждает его таланты правителя. И тут же состоялась помолвка с Фаустиной Младшей, дочерью Антонина Пия, который к тому времени уже был императором после смерти Адриана. В 140 году, всего в 19 лет, Марк Аврелий стал консулом.

Начиная с 139 года Марк Аврелий жил на Палатинском холме, в императорской резиденции – такова была воля Антонина Пия. Следует заметить, что сам Марк Аврелий отнюдь не рвался ни к почестям, ни к званиям, ни тем более к императорскому дворцу. Он был совсем юным, когда начал вести аскетический образ жизни. Он спал на голых досках, а в качестве одеяла использовал звериную шкуру, был весьма непритязателен в еде. Для такого юноши императорский дворец был хуже темницы, но он сознавал свой долг и принимал его.

Ему было двадцать пять лет, когда он всерьез начал заниматься философией, и впоследствии из-за этого увлечения его стали называть философом на троне. Однако Марк Аврелий вовсе не был главой философской школы, как это можно предположить, он не создал собственную философскую теорию и даже не спорил со своими учителями-философами, принимая в полной мере и объеме все знания, которые они ему предлагали, все их теории и философские построения.

Его окружала поистине императорская роскошь, его обучали всему, что могло потребоваться главе государства, с молодости он принимал непосредственное участие в управлении империей и при этом получал все почести, полагающиеся по должности. А он тяготел к философии. Возможно, дело в слабом здоровье, которым он отличался с ранних лет. А может, дело в сложности и тяжести обязанностей, которые возлагали на хрупкие плечи, и требовалось выдержать всё это, не подавая вида, что груз практически неподъемен. Не удивительно, что Марк Аврелий так тянулся к стоической философии, как люди тянутся к религии, ища утешения, объяснения и поддержки.

Он не стремился к власти, власть сама пришла к нему, и оставалось лишь согласиться с тем, что придется оставить науки в пользу политики – так как именно в этом состоял его долг, его путь праведности.

Марк Аврелий вовсе не был воинственным человеком, но, как императору, ему нередко приходилось возглавлять войска в походах – и это с учетом его слабого здоровья. Современники писали, что он страдал от кровохарканий в таких походах, годами мучился от бессонницы, придворный врач Гален неотлучно находился при нем. И тем не менее Марк Аврелий преодолевал телесную слабость ради исполнения своего долга, своего непреложного обязательства. Он был равнодушен к внешним почестям, очень ценил своих друзей и всегда старался воздать им должное, лишенный чувства зависти к чужим достижениям.

Философия стоиков предлагала гораздо больше, чем политеистическая религия, принятая тогда в Риме. Стоики давали своим адептам не только объяснение картины мироздания, но и указывали на место человека в этой картине, связь личности с мировым разумом, с величием космических сил и явлений. Кроме того, стоики представляли систему мировоззрения, которая помогала переносить трудности и даже страдания, недаром в современной интерпретации «стоицизм» – это вовсе не философская школа, но образ жизни, предполагающий мужественное преодоление и перенесение всех препятствий и превратностей судьбы. Расхожий стереотип: «стоическое» перенесение трудностей и испытаний. Это как раз то, в чем остро нуждался молодой Марк Аврелий, изнемогающий под тяжестью свалившейся на него ответственности. Да еще следует учитывать слабость здоровья, которую постоянно приходилось преодолевать…

Скорее всего, именно слабое здоровье подвигло Марка Аврелия так заинтересоваться проблемой жизни и смерти. Смерть с самого раннего возраста стояла у него за плечом, а ведь хотелось жить – и жить долго. Стоики предложили ему бессмертие. Причем не бессмертие в потомках или в делах, что является весьма ненадежной формой (в соответствии с учением тех же стоиков – и об этом Марк Аврелий напишет потом в книге «Наедине с собой»), но бессмертие личное – бессмертную душу, часть личности, которая не исчезает после смерти, не становится землей или травой, но сливается с мировым разумом. Такая форма бессмертия чрезвычайно привлекательна – подобное использовали и используют все монотеистические религии, предлагая своим последователям бессмертие души, которая после смерти плотской оболочки воссоединяется с Творцом.

В учении стоиков Марк Аврелий нашел опору и поддержку, в которых остро нуждался, став императором, да и ранее, когда ему приходилось исполнять различные государственные обязанности по приказу Антонина Пия. Ведь долгие годы Марк Аврелий был тенью правящего императора и своего приемного отца, готовясь к самостоятельному правлению. И когда Антонин Пий умер, его преемник был полностью подготовлен к трону, и империя не содрогнулась, как это бывает при смене правителя.

Заметим, что некоторые биографы Марка Аврелия считают, что по природе своей он вовсе не тяготел к упорству в целедостижении, не слишком был склонен доводить до конца начатое дело, трудиться с утра до вечера, да еще при этом не жаловаться на ежедневную рутину. Однако он все это делал – по примеру Антонина Пия, своего приемного отца и предшественника-императора. Причем у Антонина Пия эти качества были естественными, рутинная работа не была для него нудной, а любое начатое дело он вел к логическому завершению, считая это единственно правильным деянием. Одной из огромных заслуг Антонина Пия перед государством является то, что ему удалось привить свои положительные качества приемному сыну и наследнику, и он оставил Риму императора, обладающего многими нравственными достоинствами, философа и настоящего праведника, который превыше всего ставил исполнение своего долга.

Нередко отмечают, что Марк Аврелий вовсе не принадлежал к числу тех императоров, которых называют великими. В нем не было ничего от Юлия Цезаря, Александра Македонского или даже Петра Первого. Он не расширил границы империи до края мира, не изменил законодательство или строй на более прогрессивные. Его правление было, что называется, равномерным и прямолинейным – как простейшее движение в физическом мире. Из-за этого Марка Аврелия иногда называют императором-посредственностью, ставя ему в вину чрезмерное увлечение философией.

Однако подобная точка зрения далеко не верна. Да, Марк Аврелий не сделал того, что сделал, скажем, Александр Македонский. Но у него не было и такой задачи. Он ставил перед собой цель не дать распасться огромной империи, сохранить наследие, бережно переданное в его руки Антонином Пием. Ведь не зря Марк Аврелий стал пятым императором, которых сами римляне называли «хорошими». Именно при этих пяти хороших императорах, правивших последовательно, Рим достиг небывалого расцвета. И в годы правления Марка Аврелия этот расцвет продолжался. Так не является ли исполнение подобной задачи – сохранение счастья и благополучия многих и многих граждан империи – куда большим величием, чем создание государства Александра Македонского?

Чаще всего Марка Аврелия изображают фигурой трагической, ведь именно с его жизнью закончился и золотой век Римской империи и начался бесславный кровавый закат. Можно даже предположить, что он предвидел такое завершение своих дел – крах империи. Ведь его сын, Коммод, который наследовал империю, отнюдь не отличался ни нравственностью, ни даже способностью к управлению государством. Коммода больше интересовали гладиаторские бои, и он даже сам выступал на арене – деяние непозволительное и недопустимое даже для обычного свободного гражданина, позорящее его, уж не говоря о наследнике престола. Он был далек и от стоицизма, и от аскетизма, его привлекала императорская роскошь и блеск драгоценностей. И вот такому человеку Марк Аврелий должен был передать практически неограниченную власть, предвидя все возможные последствия. Однако, читая его «размышления», можно увидеть, что печальные перспективы вовсе не угнетали императора, и нет в нем того трагизма, на который частенько намекают биографы.

 

Единственную книгу, которую написал Марк Аврелий, «Наедине с собой», считают своеобразным дневником, отражающим не внешнюю, но внутреннюю жизнь человека – императора, государственного деятеля и философа. Это не философский трактат, но дневник человека, ищущего уединения не в окружающем мире, удаляясь от людей, но внутри самого себя, в собственной душе, и при этом познающего себя и свою душу. Естественно, как приверженец стоической философской школы, Марк Аврелий постоянно употребляет стоические формулировки и определения, он пользуется философией как инструментом, открывающим для него некие жизненные перспективы, инструментом, с помощью которого можно расширить границы познания, соединяя себя с космосом, находя свое место в громадном мире, простирающемся далеко за пределы земного шара.

Очевидно, что именно такой философский подход не только к собственной жизни, но и к руководству империей, на всю жизнь сохранил Марку Аврелию оптимизм, несмотря на переносимые им тяготы, и даже будущий крах империи в этом свете представлялся не таким уж ужасным – ведь все преходяще, а Земля – лишь точка, и место империи, а уж тем более отдельного человека на этой точке практически невозможно различить.

Но, несмотря на все возможные катаклизмы, войны и прочее, тянется непрерывная нить из прошлого в будущее, соединяющая все сущее в цепь вселенского разума – и только это и имеет значение. И только это и есть бессмертие. Так считал Марк Аврелий. Об этом он написал книгу – для себя, к себе. И через тысячелетия мы можем воспользоваться его мудростью, его силой и даже его добротой, с которой он всегда относился к людям. «Размышления» – поистине источник живительной мысли, к которому стоит припасть всякому, даже не увлекающемуся философией.

Через столетия Артур Конан Дойл написал: «Тому, кто пробует поставить себя выше матери-Природы, нетрудно скатиться вниз. Самый совершенный представитель рода человеческого может пасть до уровня животного, если свернет с прямой дороги, предначертанной всему сущему» («Человек на четвереньках») – и этим полностью выразил общий принцип стоической философской школы, которая требовала от своих последователей жизни в соответствии с природой, что означало жизнь в соответствии с разумом. Марк Аврелий ни разу не свернул с той дороги, которую начертала природа – или вселенский разум. Каждое свое действие он соотносил с разумностью, тщательно взвешивая не только каждый шаг, но даже каждую свою мысль. «Размышления» – это весы, которыми пользовался Марк Аврелий и которыми может воспользоваться любой человек, было бы желание!

Эльвира Вашкевич

Первая книга

От Вера, моего деда, я унаследовал сердечность и незлобивость.

Отцом Марка Аврелия был Марк Анний Вер, так же звали и его деда. При рождении будущему императору было дано имя Марк Анний Вер, а после двух усыновлений его стали называть Марк Элий Аврелий Вер Цезарь. Марк Аврелий зачастую, говоря об отце, имеет в виду вовсе не своего биологического родителя, но отца по усыновлению – императора Антонина Пия.

От славы моего родителя и оставленной им по себе памяти – скромность и мужественность.

От матери – благочестие, щедрость, воздержание не только от дурных дел, но и дурных помыслов. А также – простоту образа жизни, далекую от всякой роскоши.

Умеренность для Марка Аврелия была частью стоицизма, который предполагал невозмутимость, с которой настоящий стоик переносит любые жизненные испытания. Следует отличать умеренность стоицизма, связанную в большей степени с отказом от страстей, которые, по мнению стоиков, мешают самосовершенствованию, от аскетизма, предполагающего отказ от всего, без чего можно обойтись, и довольствование лишь самым необходимым. Так, Марк Аврелий, восхищавшийся неприхотливостью кулинарных запросов матери, – стоик, а вот Диоген, который, кстати, был одним из апологетов стоицизма, куда как ближе к аскетизму: легенда утверждает, что Диоген выбросил чашку, так как понял, что может пить из ладоней, сложенных лодочкой, и выбросил миску, так как понял, что можно есть из куска хлеба. Марк Аврелий был далек от отказа от столовых приборов и посуды, однако, вряд ли очень бы огорчился, если бы лишился их – как настоящий аскет.

От прадеда – то, что не пришлось посещать публичных школ; я пользовался услугами прекрасных учителей на дому и понял, что на это стоит потратиться.

В Древнем Риме существовала целая система общественных школ, начиная от элементарной (начальной), обучение в которой продолжалось два года и заключалось в первичных навыках чтения, письма и счета, и заканчивая грамматической школой с двумя ступенями – тривиум (риторика, диалектика, грамматика) и квадриум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Программа общественных римских школ была сугубо практической, ориентированной на пользу. То есть, обучение должно было обеспечить возможность последующей военной или политической карьеры. Сейчас подобные предметы, способствующие дальнейшей карьере в той или иной области, называют перспективными и при обучении делают упор в основном на них. В этом плане современная система образования недалеко ушла от Древнего Рима с его общественными школами прагматичного характера. Однако у римских школ был весьма существенный недостаток: качество обучения в них в значительной степени зависело от преподавателя (как нередко бывает и сейчас).

Учебной литературы, с помощью которой ученики могли бы изучать предметы независимо от преподавателя, еще не существовало – едва была осознана ее необходимость, и она только начинала создаваться. В результате обучение в общественных школах давало весьма средние результаты, так как система, направленная на «перспективность», препятствовала гармоничному развитию и, как следствие, не позволяла в полной мере развиваться творческому мышлению. Аналогичную ситуацию можно наблюдать в современной системе не только среднего, но и высшего образования. Именно по этой причине состоятельные римляне предпочитали, чтобы их дети получали домашнее образование – со специально отобранными преподавателями. Такое образование стоило дорого и было доступно далеко не всем. Именно прадед Марка Аврелия заложил основы семейного благосостояния, а также принципы, в соответствии с которыми дети должны были получать отличное образование вне общественных школ.

От воспитателя – равнодушие к борьбе между зелеными и синими, победам гладиаторов с фракийским или галльским вооружением (пармулариев и скутариев), а также прихотливость, выносливость в трудах, несуетливость и стремление к самостоятельности в решении дел, невосприимчивость к клевете.

Зелеными и Синими называли спортивные команды, выступавшие в Римском цирке. Эти команды имели своих фанатов, подобно тому, как сейчас знаменитые футбольные команды имеют своих отчаянных болельщиков.

Пармуларии – так называли гладиаторов из Фракии, так как они пользовались маленьким щитом пармулой.

Скутарий – так называли гладиаторов из Галлии, которые выступали в галльском вооружении. Заметим, что пармуларии и скутарии могли и не быть выходцами из Фракии или Галлии, основой названия оставалось именно вооружение тех мест.

От Диогнета – нерасположение к пустякам, недоверие к россказням чудотворцев и волшебников о заклинаниях, изгнании демонов и тому подобных вещах. А также и то, что не разводил перепелов, не увлекался глупостями, а отдался философии, слушая сначала Бакхия, затем Тандасида и Маркиана. Уже с детских лет писал диалоги и полюбил простое ложе, звериную шкуру и прочие принадлежности эллинского образа жизни.

Диогнет – древнегреческий художник, живший и работавший в Риме, был учителем живописи Марка Аврелия. Интересно, что известен трактат, называемый «Послание к Диогнету», написанный предположительно в 120–210 гг. В данном трактате описывается понимание христианского учения. Считается, что он обращен к некоему знатному язычнику, пожелавшему ознакомиться с новым религиозным учением. Но этот трактат может быть обращен и к тому Диогнету, который обучал живописи Марка Аврелия, а, возможно, был предназначен и для самого императора.

Упоминая о перепелах, Марк Аврелий имеет в виду боевых птиц – в Древнем Риме были распространены перепелиные бои, как позднее в Европе – петушиные. Немало любителей держало перепелов и тренировало их для боев. Считается, что перепелиные бои пришли в Древний Рим из Греции. Говоря о перепелах, Марк Аврелий фактически утверждает, что не увлекается азартными играми.

Бакхий – имеется в виду один из учеников философа платонической школы Гая. О самом Гае сведений сохранилось немного, а его труды – спорны, предполагается даже, что он не писал никаких философских трудов, ограничиваясь преподаванием.

Маркиан – по предположениям некоторых историков, преподавал Марку Аврелию судебное красноречие и юриспруденцию. Другие же специалисты считают его неизвестным персонажем. Также историкам неизвестен Тандасид. Можно предположить, что эти люди являлись домашними учителями Марка Аврелия, но, оставив след в его чувствах, не оставили такового в истории.

От Рустика – мысль о необходимости исправлять и образовывать свой характер, не уклоняться в сторону изощренной софистики и сочинения бессмысленных теорий, не составлять увещевательных речей, не разыгрывать напоказ ни страстотерпца, ни благодетеля, не увлекаться риторикой, поэтическими украшениями речи и не разгуливать дома в сто́ле.

Сто́ла – элемент литургического облачения католического (и лютеранского) клирика. Шёлковая лента 5–10 см в ширину и около 2 метров в длину с нашитыми на концах и в середине крестами. Носится поверх альбы, под далматикой или казулой.

(Благодаря ему я пишу письма простым слогом, по примеру письма, написанного им самим из Синуэссы к моей матери. Я всегда готов к снисхождению и примирению с теми, кто в гневе поступил неправильно, оскорбительно, едва они сделают первый шаг к восстановлению наших прежних отношений. Я стараюсь вникнуть во все, что читаю, не довольствуясь поверхностным взглядом, но не спешу соглашаться с многоречивыми пустословами. Рустик первый познакомил меня с «Воспоминаниями об Эпиктете», ссудив их из своей библиотеки.

Рустик – Квинт Юний Рустик, философ-стоик (около 100–170 гг). Квинт Юний Рустик дважды занимал должность консула, был одним из учителей Марка Аврелия и обучал императора именно учению стоиков. Он считается самым знаменитым философом школы стоиков своего времени. Именно Рустик вел суд над Иустином Философом, раннехристианским мучеником и богословом. Иустин Философ причислен к лику святых как в Православной, так и в Католической церквях. Квинт Юний Рустик, будучи в то время римским префектом, убеждал Иустина отречься от христианства и вернуться к почитанию богов Эллады (Иустин был греком), но Иустин отказался, поэтому его и шестерых его учеников сначала подвергли бичеванию, а затем обезглавили.

Марк Аврелий весьма уважал Рустика и оказывал ему различные почести. Именно Рустик познакомил Марка Аврелия с трудами Эпиктета – древнегреческого философа, который был в Риме сначала рабом, а затем вольноотпущенником, и основал философскую школу. Интересно, что сам Эпиктет, подобно Диогену, не писал философских трудов, все его учение передавалось в устной форме. Однако один из его учеников, Флавий Арриан, древнегреческий историк и географ, записал выдержки из философии учителя, и эти заметки дошли до наших дней – «Беседы» (четыре книги) и «Руководство» (этот текст можно назвать кратким изложением учения Эпиктета).

Заметим, что девизом Эпиктета было «Сдерживайся и воздерживайся!», то есть он проповедовал самоограничение как один из путей к внутренней свободе. Также Эпиктет считал, что обязательное условие внутренней свободы – самопознание. Девиз Эпиктета был полностью воспринят и принят Марком Аврелием).

От Аполлония – свободомыслие и осмотрительность, стремление неуклонно руководствоваться ничем иным, кроме разума, оставаясь верным себе при невыносимой боли, потере ребенка и тяжелой болезни. На его примере я наглядно убедился, что в одном и том же лице величайшая настойчивость может сочетаться со снисходительностью. Когда приходится с трудом растолковывать что-либо, я не раздражаюсь и не выхожу из себя, ибо видел человека, который опытность и мастерство в передаче глубочайших знаний считал наименьшим из своих достоинств. От него я научился, каким образом следует принимать от друзей так называемые услуги, не чувствуя себя вечно обязанным, но и не проявляя равнодушия.

 

Аполлоний – имеется в виду Аполлоний Халкедонский, философ школы стоиков, приехал в Рим по приглашению приемного отца Марка Аврелия – императора Антония Пия, в Риме стал учителем Марка Аврелия и его брата Луция Вера. Марк Аврелий убежден, что «обдуманность слова и устойчивость нрава», которые отмечал у него Флавий Филострат, достались ему от Аполлония Халкедонского в результате обучения. Для стоика такая черта характера весьма важна, так как сама основа стоического учения предполагает внутреннюю согласованность души с образом жизни в целом.

Очень интересно замечание Марка Аврелия об услугах, которые он научился принимать от друзей: для философов-стоиков это целая проблема, так как, с одной стороны, им следует проявлять определенное безразличие и сохранять чувство собственного достоинства, а с другой – требуется некое выражение благодарности. Судя по всему, Аполлоний Халкедонский продемонстрировал Марку Аврелию способ выражения благодарности, полностью сохраняющий собственное достоинство – принятие услуги без унижения, но с выражением подобающих чувств.

От Секста – благожелательность; образец дома, руководимого отцом семейства, представление о жизни согласно природе и подлинном величии; заботливое отношение к нуждам друзей, способность терпеливо сносить невежество, верхоглядство, самомнение и ладить со всеми. Общение с Секстом было приятнее всякой лести, да и у самих льстецов он пользовался величайшим почетом, вопреки собственному желанию. От него я научился методически находить и связывать между собою основополагающие правила жизни, не выказывать признаков гнева или какой-либо другой страсти, сочетать невозмутимость с самыми нежными почтительными привязанностями, пользоваться доброй славой, соблюдая благопристойность, накоплять знания, не выставляя их напоказ.

Секст – имеется в виду Секст Херонейский, философ платонической школы, племянник Плутарха, знаменитого древнегреческого писателя, философа и общественного деятеля. Имеются сведения, что Марк Аврелий пользовался советами и наставлениями Секста даже в поздний период своего правления.

Марк Аврелий считает, что Секст Херонейский в полной мере обладал такой стоической добродетелью, как нестрастие, что для стоиков означает неподверженность различным страстям, которые могут возникать при неразумности и неверности суждений. Стоики выделяли следующие страсти: печаль, вожделение, наслаждение, страх. Интересно, что гнев стоики считали следствием вожделения: тот, кто гневается, вожделеет наказать обидчика.

То есть, вожделение у стоиков вовсе не связано исключительно с сексуальным порывом, а может быть направлено и на другие чувства, вожделение суть сильное желание, страстное и почти неконтролируемое. В противовес страстям, в понимании стоиков, существовали радость, осторожность и воля.

Необходимо уточнить, что, в соответствии с философией стоицизма, «жить сообразно природе» вовсе не означает упрощения жизни до возвращения в пещеры или шалаши. Напротив, стоики считают, что именно в природе человека – жить в соответствии с движениями разума, в то время как животными движут исключительно инстинкты. Следовательно, «жить сообразно природе» для стоика означает жить, пользуясь во всей полноте тем, что дарует человеку разум, то есть быть настоящим человеком разумным. Если же человек использует в своей жизни не разум, но инстинкты, то, с точки зрения стоицизма, он опускается до положения животного и фактически перестает быть человеком. При этом следует учитывать, что стоики рассуждают не только о природе человека и человечества, но и о мироустройстве в целом, частью которого является человеческая природа, равно, кстати, как и природа всего живого. Стоики считают, что даже происходящее с человеком и не зависящее от его воли происходит в соответствии с неким мировым планом, в гармонии с общим мироустройством и миропорядком. Например, болезни, смерть – как своя, так и близких, и прочее негативное, что может происходить с человеком, – тоже являются частью мирового плана. Такой мировой план считается природой общей, в отличие от природы человека, которая считается природой собственной. От собственной природы зависит оценка, которую человек дает различным событиям, его восприятие этих событий. К примеру, безропотно и даже с радостью переносить различные испытания либо, напротив, роптать и всегда быть всем недовольным – это зависит от природы каждого человека, от природы собственной. Фактически Марк Аврелий утверждает, что человек должен принимать все испытания, которые приносит ему природа общая, но при этом поступать в соответствии с природой собственной, частной. И частная природа человека должна быть добродетельной. Опять же, если человек будет стремиться к совершенствованию, то в конце концов он сможет достичь единства природы общей и частной, и в этом есть его истинное предназначение. Эти взгляды довольно близко приближаются к христианским принципам принятия испытаний, посланных человеку Богом либо за какие-то его проступки, либо просто в качестве испытаний (примером является судьба Иова, который должен был в результате испытаний доказать, что его праведность не зависит от условий жизни), а также устремления человека к идеалу, добродетели, чтобы затем воссоединиться с Божественной сущностью.

От Александра-грамматика я научился воздержанию от упреков и обидных замечаний тем, кто допускал варваризмы, коверкание и неблагозвучность речи, предлагая им надлежащие выражения в форме ответа, подтверждения или совместного разбора самого предмета, а не оборота речи либо посредством другого уместного приема напоминания.

Марк Аврелий: Как иметь характер

Характер человека — это то, что определяет его и то, что ведет его по жизни. Именно характер определяет ваш выбор и помогает справляться с трудностями. Стоики считали, что добродетель — это конечная цель любого поведения и одна из немногих вещей, над которыми вы действительно можете распоряжаться в этом мире.

Человек может подняться или упасть только благодаря достоинствам или недостаткам своего характера, и часто именно это оставляет после себя наследие. Марк Аврелий — один из таких людей, которого даже по прошествии почти двух тысяч лет помнят за силу его характера и показывают как образец поведения в трудные времена.

Кассий Дион, римский сенатор и историк, живший во времена Марка Аврелия, а также во времена его сына Коммода, сказал о Марке следующее:

«Ему не повезло, которого он заслуживал , но на протяжении всего своего правления столкнулся с множеством бедствий. Вот почему я восхищаюсь им больше, чем кем-либо другим, потому что именно среди этих чрезвычайных и беспримерных трудностей он смог выжить и спасти Империю».

Марк Аврелий не был совершенен, и он сам это признавал, но вместо того, чтобы поддаться искушениям, он изо дня в день боролся за то, чтобы достичь совершенства и вести жизнь философа. Под словом «философ» мы подразумеваем не того, кто произносит трудные для понимания рассуждения о смысле жизни, а человека, который пытается преодолеть свои недостатки и жить по разуму, всегда стремясь к самосовершенствованию.

Для этого он вел личный дневник, куда записывал свои мысли и ежедневные уроки. Этот дневник должен был быть частным, но не остался таковым, а вместо этого был передан нам как «Размышления». Она полна мудрости, которую можно применить к собственной жизни.

Какие вещи вы можете узнать из того, как Маркус вел себя в повседневной жизни, и какие черты вы должны перенять? Первая Книга «Размышлений» хорошо описывает то, что он узнал от других.

Марк Аврелий, как и все остальные, был человеком, который учился у других. Его формировали окружающие люди.

Вас тоже, скорее всего, сформировали самые близкие вам люди. Мне повезло, у меня была хорошая семья, и я написал статью о том, чему научился у своих дедов.

Это первое, что вы можете забрать: будьте благодарны за то, что у вас есть .

«Я обязан богам хорошими дедушками, хорошими родителями, хорошей сестрой, хорошими учителями, хорошими товарищами, хорошими родственниками и друзьями, почти всем хорошим».

Маркус всегда благодарил судьбу. Многим людям не так повезло, но даже в худшие времена они могут найти то, за что можно быть благодарными.

Спустя более 250 лет после времен Марка Аврелия, когда Римская империя на Западе пала, Боэций, один из последних истинных римлян древности, сидел в тюрьме и вел воображаемый спор с самим собой. Он был приговорен к смерти, но понял, что даже в такой ужасной ситуации он может найти положительные моменты. Одним из них было то, что его семья была в порядке.

Как только вы примете более широкий взгляд на свою ситуацию, переход на другие положительные черты станет намного проще.

Итак, какие черты перенял Марк Аврелий?

Добрые нравы и не раздражаться:

«От моего деда Веруса я научился добрым нравам и управлению своим нравом».


Скромность и мужественность:

«Мой отец: скромность и мужественный характер».

Не делать злых дел или иметь злые мысли и жить простой жизнью:

«От матери моей благочестие и благодеяние, и воздержание не только от злых дел, но и от злых помыслов; и, кроме того, простота в моем образе жизни, далекая от привычек богатых».

Вам нужно потратить на хорошее образование (образование важно):

«От моего прадеда, не посещать народные школы, и иметь хороших учителей дома, и знать, что на такие вещи человек должен тратить щедро».

Работай усердно, не бойся испачкаться и не лезь к другим людям:

работать своими руками, и не соваться в чужие дела, и не быть готовым выслушивать клевету».

Работа над самосовершенствованием и самодисциплиной:

«От Рустикуса у меня сложилось впечатление, что мой характер требует совершенствования и дисциплины».

Внимательно читать книги, чтобы понимать их:

«И читать внимательно, а не довольствоваться поверхностным пониманием книги; ни поспешно давать свое согласие тем, кто говорит слишком много; и я в долгу перед ним за знакомство с речами Эпиктета, которые он передал мне из своего собственного сборника».

Имейте цель и стремитесь к ней, но также будьте скромны:

« От Аполлония я научился свободе воли и непоколебимой твердости цели; и не смотреть ни на что другое, даже на мгновение, кроме как на разум; и быть всегда одним и тем же при острых болях, по случаю потери ребенка и при длительной болезни.

И ясно видеть на живом примере, что один и тот же человек может быть и самым решительным и уступчивым, и не сварливым в своих наставлениях; и иметь перед глазами человека, который явно считал свой опыт и умение излагать философские принципы наименьшим из своих достоинств; и от него я научился получать от друзей почетные милости, не унижаясь ими и не оставляя их незамеченными. »

Обладать самообладанием, доброжелательным характером, быть ориентированным на семью и терпеть невежественных людей:

» От Секста, доброжелательный характер и пример семьи, управляемой по-отечески, и идея жить согласно природа; и серьезность без притворства, и тщательно заботиться об интересах друзей, и терпеть невежественных людей и тех, кто составляет мнения без размышления: он имел способность легко приспосабливаться ко всем, так что общение с ним было более приятным, чем любое лесть.

И в то же время он пользовался большим почитанием тех, кто был с ним связан: и он обладал способностью как открывать, так и упорядочивать разумным и методичным образом принципы, необходимые для жизни; и он никогда не выказывал ни гнева, ни какой-либо другой страсти, но был совершенно свободен от страсти и к тому же весьма ласков; и он мог выражать одобрение без шумной показухи, и он обладал большими знаниями без показухи.

Любить справедливость, уважать всех и иметь расположение к добру:

От моего брата Северуса, любить родных, любить правду и любить справедливость; и через него я узнал Тразею, Гельвидия, Катона, Диона, Брута; и от него я получил идею государства, в котором есть один и тот же закон для всех, государство, управляемое в отношении равных прав и равной свободы слова, и идею королевского правительства, которое более всего уважает свободу народа. управляемый.

Я научился у него также последовательности и непоколебимой твердости в моем отношении к философии; и склонность делать добро и с готовностью давать другим, лелеять добрые надежды и верить, что меня любят мои друзья; и в нем я не заметил никакого утаивания своего мнения в отношении тех, кого он осуждал, и что его друзьям не нужно было догадываться, чего он хотел или не хотел, но это было совершенно ясно. »

Практикуйте самодисциплину и самоуправление и всегда имейте позитивный настрой:

» От Максимуса я научился самоуправлению и тому, чтобы ничто не отвлекало; и бодрость во всех обстоятельствах, как и в болезни; и справедливая примесь в моральном характере сладости и достоинства, и делать то, что мне было предложено, без жалоб. Я заметил, что все верили, что он думал, когда говорил, и что во всем, что он делал, у него никогда не было дурных намерений; и никогда не выказывал изумления и удивления, и никогда не торопился, и никогда не откладывал дела, не был ни смущен, ни уныл, никогда не смеялся, чтобы скрыть свою досаду, и, наоборот, никогда не был страстным. или подозрительно.

Он привык делать дела благодеяния, и был готов прощать, и был свободен от всякой лжи; и он производил впечатление человека, которого нельзя было отклонить от истины, а не человека, который был улучшен. Я заметил также, что ни один человек не мог подумать, что Максим презирает его, и никогда не осмелился считать себя лучшим человеком. Он также обладал искусством приятного юмора.

Иметь кроткий нрав, но при этом быть решительным и настойчивым:

«В моем отце я заметил кротость нрава и неизменную решимость в вещах, которые он определил после должного обдумывания; и не тщеславие в том, что люди называют почестями; и любовь к труду и упорство; и готовность выслушать тех, у кого есть что предложить для общего блага; и непоколебимая твердость в воздаянии каждому по его заслугам; и знание, полученное из опыта, о случаях энергичных действий и ремиссий».

Строительные блоки характера

Есть несколько тем, которые я уловил из этих цитат. Из этих тем мне удалось создать основных строительных блока для персонажа Марка Аврелия. Многие из них связаны с четырьмя Кардинальными Добродетелями:

1) Благоразумие: мудрость и способность руководствоваться разумом в своих действиях. Это, наверное, одна из самых важных добродетелей, так как все остальные регулируются ею.

2) Стойкость: мужество и сила выстоять.

3) Умеренность: сдержанность и самообладание.

4) Правосудие: справедливость.

В древности эти четыре Главные Добродетели считались наиболее важными составляющими любого нравственного характера. Любой мужчина, на которого нужно равняться, должен отметить все четыре пункта. Они также составляют основу всех других строительных блоков характера, которыми обладали Древние, включая Марка Аврелия.

Сила, чтобы выстоять:

Во всем, что происходило вокруг него, главной чертой Маркуса было то, что он всегда стремился выдержать любые препятствия, встречавшиеся на его пути. На самом деле это было основной целью всех стоиков: упорно преодолевать все трудности, встречающиеся на вашем пути.

Вы никогда не сможете полностью контролировать то, что с вами происходит, но вы всегда можете контролировать то, что вы о них думаете. Это рамка, которую вы принимаете по отношению к миру, которая будет контролировать то, как вы его воспринимаете.

Хорошие нравы:

Еще одной важной чертой характера Марка Аврелия была хорошая мораль и стремление всегда делать добрые дела по правильным причинам. Он был человеком, который любил справедливость и научился не совершать злых дел и даже не иметь злых мыслей.

Это также означало благожелательное отношение к другим, уважение ко всем, в том числе терпимость к людям, которые причиняли ему страдания. Он пытался сосредоточиться на себе и не вмешиваться в дела других людей. Это помогло ему сохранять мягкий характер и не раздражать его (что всегда помогает снизить уровень стресса в плохих ситуациях).

Скромность:

То, что следует из писаний Маркуса, это скромность человека. Несмотря на то, что он был Императором одной из величайших империй, которые когда-либо знал мир, он пытался жить простой жизнью и быть скромным.

Иметь цель и двигаться вперед:

У вас должна быть цель, и вы должны стремиться к ней. Нужно быть в этом решительным и иметь настойчивость, когда препятствия преграждают вам путь. Без цели вы будете просто бесцельно дрейфовать по жизни.

Такой драйв и целеустремленность были очень важны для Маркуса в его повседневных обязанностях. Как Император, у него были очень важные обязанности, которые он должен был выполнять. Как мужчине, ему также нужно было оставаться на земле, чтобы иметь возможность выполнять эти обязанности в меру своих способностей.

Самодисциплина и готовность много работать:

Достижение целей означает самодисциплину и желание много работать. Вам нужно иметь самообладание, а также не бояться испачкаться время от времени.

Стремление к самосовершенствованию:

Журнал, который вел Маркус и который позже стал известен как «Медитации», был частью другого важного аспекта его жизни: стремления к самосовершенствованию.

В дневнике он делал ежедневные записи и уроки, которые потом помогали ему совершенствоваться в повседневном поведении.

Одна из вещей, которую отметил Маркус, это то, что образование важно, и вам нужно потратиться на получение хорошего образования. Это должно быть вашим приоритетом не только с точки зрения денег, но и времени.

Одна очень важная вещь, которую Маркус усвоил, заключалась в том, чтобы внимательно читать книги, чтобы понимать их. Это ключ к тому, чтобы извлечь из них ценные уроки.

Этот тип сосредоточенности на образовании и знаниях помог ему жить в соответствии с природой и иметь возможность применять разум в своем поведении.

Мужество:

Одним из определений мужества может быть страх, но все равно делать это. Из сочинений Маркуса видно, что он не всегда был уверен в себе, но это не мешало ему действовать.

Тяжелые времена выпали на его долю, и ему пришлось провести большую часть своего Императорского звания в полевых условиях, сражаясь. Другие императоры делегировали бы эти задачи своим генералам, но не Маркусу. Для него это был его долг, и он должен был быть там.

Ему пришлось столкнуться с опасностями и преодолеть их. Смелость идти вперед и браться за неизвестное — одна из определяющих черт его характера. Ему нужно было встречать вызовы лицом к лицу и не поддаваться им.

Храбрость вообще была одной из важнейших черт характера римлянина. Это вытекает из первоначального значения слова добродетель. Это слово на самом деле происходит от латинского слова «virtus», которое в своем первоначальном значении означало «быть мужественным».

Это означало мужество и определенный воинственный драйв. Это «virtus» также было очень важно для его цели жить согласно природе.

Эти строительные блоки также могут быть повторно использованы вами для создания сильного и позитивного персонажа. Точно так же, как Марк Аврелий отправился в свое личное путешествие героя, каждый может сделать то же самое.

Философия в древнем мире не была чем-то абстрактным, а имела практическое применение и была призвана показать людям, как жить. Марк Аврелий и стоики оставили некоторые инструменты, которые помогут вам применять их систему в повседневной жизни. Вы можете тренироваться, чтобы стать философом, как Маркус.

Одно упражнение, которое использовали древние стоики, называется Созерцание Мудреца. Здесь вы выбираете человека, которым восхищаетесь, своего образца для подражания, и начинаете думать о том, как бы он поступил в определенной ситуации. Отличным образцом для подражания для этого является сам Марк Аврелий. Всякий раз, сталкиваясь с трудной ситуацией, задайте себе этот вопрос:

Что бы сделал Марк Аврелий?

В следующей статье я расскажу о некоторых инструментах и ​​практических упражнениях, которые вы можете использовать, чтобы обрести те же сильные стороны характера, что и у Маркуса, а также способы упростить свою жизнь.

Подробнее:
Уроки и цитаты из «Размышлений» Марка Аврелия:
Марк Аврелий: Как собраться с силами, чтобы выжить в невзгодах.

Подробнее:

Боэций – Утешение философией и как человек, близкий к смерти, обрел счастье.

Эпиктет – Мудрость мастера-стоика и раскрытие секретов хорошей жизни.

Диоген из Ойноанды – Секрет счастья и жизнь в удовольствие.

Марк Аврелий был эталоном и образцом для подражания для многих людей эпохи Возрождения прошлых столетий. Если вы хотите быть похожими на них, вам нужно начать создавать для себя видение . Узнайте, как это сделать:
Как создать видение для себя.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Reddit — Погрузитесь во что угодно

Больше не теряйте времени на споры о том, каким должен быть хороший человек. Просто будь одним!
— Медитации, 10.16

За последние несколько десятилетий интерес к стоицизму возродился. Люди часто путают стоицизм (с маленькой буквы), стиль преодоления, который включает в себя подавление или сокрытие эмоций, также называемый «жесткой верхней губой», со стоицизмом (с большой буквы), древней греко-римской философской школой. Некоторые грубо приравнивают «мужественность» к жесткости и бесстрастности (строчный «стоицизм»). Я думаю, что есть более тонкий способ понять, как стоическая философия может повлиять на представления современного человека о его роли в обществе.

Самый известный древний стоик — Марк Аврелий, который был императором Рима в период расцвета его могущества и был ближе всех, кого когда-либо видел мир, к древнему идеалу Платона о царе-философе. Действительно, нам говорят, что он часто цитировал Платона: «что те государства процветали, где философы были царями или цари философами».

Однако у него были враги. В 175 году нашей эры, ближе к концу своего правления, Маркус столкнулся с гражданской войной, когда генерал-губернатор восточных провинций Авидий Кассий был провозглашен египетским легионом соперничающим императором. Кассий был жестоким генералом, который, как известно, одинаково мучил своих военнопленных и дезертиров. Он критиковал Маркуса за то, что он слабый и немужественный правитель, называя его «философской старухой». Однако всего через три месяца Марк выиграл гражданскую войну, когда собственные офицеры Кассия устроили засаду и обезглавили его. Сегодня не сохранилось ни одной статуи Кассия, и его имя почти забыто. Казалось бы, жестокая мужественность Кассиуса на самом деле не была более эффективным стилем руководства, чем подход Марка-царя-философа.

Маркус прямо решает вопрос о мужественности в своих личных заметках о стоической философии как образе жизни, известных сегодня как Meditations . Вот что мы можем узнать из древнего текста.

Мужественность и отцовство

У меня сложилось впечатление, что Маркус унаследовал некоторые старомодные римские ценности от своих ближайших родственников, особенно от своей матери, Домиции Лусиллы. Несмотря на то, что она была чрезвычайно богатой и высокообразованной римской дворянкой, она предпочитала простой образ жизни, «далекий от образа жизни богатых» (9).0105 Медитации, 1.3). Похоже, она дружила с Юнием Рустикусом, который стал главным стоическим наставником Марка. Иногда я задаюсь вопросом, не могла ли мать Марка впервые познакомить его с изучением стоической философии, которая сформировала его представление о том, что значит быть мужчиной.

К сожалению, его отец умер, когда Маркус был ребенком, возможно, в возрасте трех лет. Мы не знаем обстоятельств. Маркус знал его только по воспоминаниям раннего детства и тому, что он узнал от семьи и друзей о репутации своего отца, которую он резюмирует всего двумя словами: «скромность и мужественность» (9).0105 Медитации, 1.2). Другие римские дворяне сочли бы «скромность» признаком слабости. Маркус, напротив, видел в скромности, которой был известен его отец, признак его мужественности и силы характера.

Для Маркуса способность проявлять доброту и сострадание к другим, а не погрязать в гневе, была одним из важнейших признаков истинной внутренней силы и мужественности.

Хотя Маркус потерял отца еще до того, как узнал его, Маркусу посчастливилось быть усыновленным в подростковом возрасте римским дворянином, которому суждено было стать императором, известным как Антонин Пий. Маркус сделал Антонина Пия образцом для подражания в жизни, и спустя десятилетия после смерти его приемного отца Маркус все еще называл себя «учеником Антонина». Медитации очень подробно перечисляет качества, которыми Маркус больше всего восхищался в своем приемном отце и которым стремился подражать. Первое, что он упоминает, это то, что Антонин был «мягким». Он «никогда не был суровым, неумолимым или властным» и никогда ни над чем не раздражался (90–105 «Размышления» 90–106, 1.16). Для Маркуса способность проявлять доброту и сострадание к другим, а не погрязать в гневе, была одним из важнейших признаков истинной внутренней силы и мужественности.

Мужественность и совладание с гневом

В Медитации, Маркус подробно описывает стоические стратегии по преодолению чувства гнева. В заключение он говорит что-то удивительно опережающее свое время:

А когда ты рассердишься, будь готов применить эту мысль, что впадать в ярость не признак мужественности, а скорее быть добрым и нежным. . Поскольку эти качества более человечны, они и более мужественны. Именно тот, кто обладает такими добродетелями, обладает силой, выдержкой и мужеством, а не тот, кто сердит и недоволен. Действительно, чем ближе человек подходит в уме к свободе от нездоровых страстей [апатейя], тем ближе он подходит к силе. Точно так же, как скорбь является признаком слабости, так и гнев является также и гневом, ибо те, кто поддаются и тому и другому, были ранены и сдались врагу. — Медитации, 11.18

Маркус, как и другие стоики, не верил, что все чувства гнева и горя являются признаками слабости. Стоики признавали, что существует тип эмоциональной реакции, который неизбежен в определенных ситуациях. Здесь он говорит о том, что они называли нездоровыми страстями, такими чувствами, как страх или горе, которым кто-то потворствует и преувеличивает за пределами, установленными природой. Мудрый человек, напротив, не усиливает эту первоначальную искру гнева и не увековечивает ее дальше. Сделать это, по словам Маркуса, — признак истинной слабости. Хотя он казался могущественной фигурой, жестокий узурпатор Авидий Кассий в этом смысле был на самом деле очень слабым человеком. Ему не хватало силы характера и свободы от страстной скорби и гнева ( apatheia ), выставленный биологическим отцом Маркуса и образцами для подражания, такими как его приемный отец Антонин.

Чтобы быть более мужественным, вы должны сначала быть более человечным

Одной из ловушек определения мужественности является потенциальное следствие того, что женщины не обладают качествами, которые вы описываете. Стоики избегали этого, настаивая на том, что добродетели в основе своей одинаковы у мужчин и женщин. Однако внешне они проявляются у каждого из нас по-разному, в зависимости от нашей природы и обстоятельств. Точнее было бы сказать, что Маркус описывает предпосылки мужественности, необходимые для того, чтобы люди могли должным образом реализовать свою природу — «поскольку эти качества более человечны», как он выразился, «они также более мужественны».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *