Каким богам поклонялись русские до принятия православия
Тема русского язычества в последние годы невероятно популярна. Ширятся ряды «родноверов», «славяно-ариев», «родичей» и других неозыческих течений. Между тем, ещё до середины прошлого века спор о русском язычестве велся только в научных кругах.
Фото: Русская СемеркаРусская Семерка
Что такое язычество
Видео дня
WСлово «язычество» происходит от славянского слова «языцы», то есть «народы», не принявшие христианство. Также оно в исторических летописях обозначает «поклоняющийся многим богам (идолам)», «идолопоклонник».
Само слово «язычество» — калька с греческого «ethnikos» («языческий»), от «ethnos» («народ»).
От этого же греческого корня народ называется «этносом», и образовано название науки «этнографии» «изучающей материальную и духовную культуру народов».
При переводе Библии переводчики переводили словом «язычник» еврейские термины «гой» (нееврей) и подобные им. Затем словом «язычник» первые христиане стали обозначать предствителей всех неаврамических религий.
То, что эти религии были, как правило, политеистическими, повлияло на на то, что «язычеством» в широком смысле стали называть «многобожие» как таковое.
Трудности
Научных исследований по русскому язычеству вплоть до последней трети XX века было очень мало.
В 1902—1934 годах чешский филолог Любор Нидерле опубликовал свой знаменитый труд «Славянские древности». В 1914 году была издана книга историка-масона Евгения Аничкова «Язычество и древняя Русь». В начале XX века исследовал русское язычество и филолог финского происхождения Вильо Петрович Мансикка («Религия восточных славян»).
После Первой мировой интерес к славянскому язычеству спал и пробудился вновь уже во второй половине XX века.
В 1974 году вышел труд Владимира Топорова и Вячеслава Иванова «Исследования в области славянских древностей». В 1981 году — книга археолога Бориса Рыбакова «Язычество древних славян». В 1982 году — нашумевшая работа филолога Бориса Успенского о древнем культе Николая Мирликийского.
Если мы зайдем сейчас в любой книжный магазин, то увидим на полках сотни книг по русскому язычеству. О нем пишут все, кому не лень (даже сатирики) — тематика очень популярна, однако «выловить» сегодня в этом океане макулатуры что-нибудь научное крайне непросто.
Представления о русском язычестве до сих пор обрывочны. Что мы знаем о нем?
Русское язычество было политеистической религией. Это доказано. Верховным богом был Перун, что сразу ставит язычество славян в ряд религий с богом-громовержцем во главе пантеона (вспомните Древнюю Грецию, Древний Рим, индуизм).
Представление о главных языческих богах дает нам так называемый «Владимирский пантеон», составленный в 980 году.
В «Лаврентьевской летописи» читаем: «И нача княжити Володи мерь въ Киеве единъ • и постави кумиры на холму • вне двора тсремнаго. Перуна древяна • а главу его сребрену • а оцсъ златъ • и Хърса Дажьба • и Стриба • и Симаръгла • и Мокошь [и] ж ряху имь наричющея б[ог]ы… и жряху бесомь»….
Идет прямое перечисление богов: Перун, Хорс, Даждьбог, Стрибог, Симаргл и Мокошь.
Хорс и Даждьбог считались богами солнца. Если Даждьбога признавали славянским богом солнца, то Хорса считали богом солнца южных племен, в частности торков, где еще в X веке было сильным скифско-аланское влияние.
Имя Хорса выводится из персидского языка, где корш (коршид) обозначает «солнце».
Однако олицетворение Хорса с солнцем было оспорено некоторыми учеными. Так, Евгений Аничков писал о том, что Хорс — не бог солнца, а бог месяца, луны.
Этот вывод он сделал на основании текста «Слово о полку Игореве», где упоминается величественное языческое божество, которому Всеслав Полоцкий путь перебегал: «Всеслав-князь людям суд правил, князьям города рядил, а сам ночью волком рыскал: из Киева дорыскивал до петухов Тмутаракани, великому Хорсу волком путь перерыскивал».
Ясно, что Всеслав перебегал путь Хорсу ночью. Великим Хорсом, по мнению Аничкова было не солнце, а месяц, которому также поклонялись восточные славяне.
Даждьбог
Споров относительно солярной природы Даждьбога не возникает. Его имя происходит от «даждъ» – дать, то есть дай-бог, дающий бог, буквально: дающий жизнь.
По древнерусским памятникам, солнце и Даждьбог – синонимы. Солнцем называет Даждьбога в 1114 году Ипатьевская летопись: «Солнце же царь, сын Сварога, он же Даждьбог». В уже упомнятом «Слове о полку Игореве» русский народ назван Даждьбожьими внуками.
Стрибог
Ещё один бог из Владимирского пантеона — Стрибог. Он обычно считается богом ветров, однако в «Слове о полку Игореве» читаем: «Вот ветры, Стрибожьи внуки, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоря».
Это позволяет говорить о Стрибоге как о боге войны. Первая часть имени этого божества «стри» происходит от древнего «стрити» – уничтожать. Отсюда Стрибог – уничтожитель добра, бог уничтожающий, или бог войны. Таким образом, Стрибог – уничтожающее начало в противовес доброму Даждьбогу. Другое название Стрибога у славян – Позвизд.
Симаргл
Среди перечисленных в летописи богов, идолы которых стояли на Старокиевской горе, не совсем ясна сущность Симаргла.
Некоторые исследователи сопоставляют Симаргла с иранским божеством Симургом (Сенмурв), священным крылатым псом, хранителем растений. По предположению Бориса Рыбакова, Симаргл на Руси в XII–XIII веках был заменен богом Переплутом, имевшим то же значение, что и Симаргл. Очевидно, Симаргл был божеством какого-то племени, подвластного великому киевскому князю Владимиру.
Мокошь
Единственная женщина во Владимирском пантеоне — Мокошь. Она по разным источникам почиталась как богиня воды (имя «Мокошь» связывают с общеславянским словом «мокнуть»), как богиня плодородия, рождаемости.
В более бытовом смысле Мокошь также была богиней овцеводства, ткачества и женского хозяйства.
Мокошь еще долго почитали после 988 года. На это указывает хотя бы один из вопросников XVI века; церковник на исповеди обязан был спрашивать женщину: «Не ходила ли еси к Мокоше?». Богине Мокоше (позже Параскеве Пятнице) приносились в жертву снопы льна и вышитые полотенца.
Велес
В книге Иванова и Топорова отношения Перуна и Велеса восходят к древнейшему индоевропейскому мифу о поединке Бога Грозы со Змеем; в восточнославянской реализации этого мифа «поединок Бога-Громовержца с его противником происходит из-за обладания окотом».
Волос, или Велес выступает в русских летописях обычно как как «скотий бог», как бог богатства и торговли. «Скот» — деньги, подать; «скотница» — казна, «скотник» — сборщик дани.
В Древней Руси, особенно на Севере, культ Волоса был весьма значимым. В Новгороде память о языческом Волосе сохранилась в устойчивом наименовании Волосовой улицы.[С-BLOCK]
Культ Волоса был и во Владимире на Клязьме. Здесь известен пригородный Никольский — Волосов монастырь, построенный по преданию на месте капища Волоса. Существовало капище Волоса и в Киеве, внизу на Подоле y торговых пристаней Почайны.
Ученые Аничков и Лавров считали, что капище Волоса в Киеве находилось там, где останавливались ладьи новгородцев и кривичей. Поэтому можно считать Велеса или богом «более широкой части населения», или «богом новгородских словен».
Велесова книга
При разговоре о русском язычестве нужно всегда понимать, что эта система представлений реконструируется по данным языка, фольклора, обрядов и обычаев древних славян. Ключевое слово здесь — «реконструируется».
К сожалению, с середины прошлого века повышенный интерес к теме славянского язычества стал порождать как малодоказуемые околонаучные исследования, так и откровенные подделки.[С-BLOCK]
Самой известной мистификацией является так называемая «Велесова книга».
По воспоминаниям сына ученого, в своем последнем выступлении на бюро отделения академик Борис Рыбаков сказал: «Перед исторической наукой стоят две опасности. Велесова книга. И — Фоменко». И сел на своё место.
В подлинность «Велесовой книги» до сих пор верят очень много людей. Это не удивительно: по ней история русичей начинается с IX в. до н. э. от праотца Богумира. На Украине изучение «Велесовой книги» даже включено в школьную программу. Это, скажем мягко, поразительно, поскольку подлинность этого текста не признается академической общественностью даже больше, чем полностью.
Во-первых, множество ошибок и неточностей в хронологии, во-вторых — несоответствие языка и графики заявленной эпохе. Наконец — просто отсутствует первоисточник (деревянные таблички).[С-BLOCK]
По признанию серьезных ученых «Велесова книга» является мистификацией, созданной предположительно русским эмигрантем Юрием Миролюбовым, который в 1950 году в Сан-Франциско опубликовал её текст с так и не продемонстрированных им табличек.
Известный филолог Анатолий Алексеев выразил общую точку зрения науки, когда написал: «Вопрос о подлинности «Велесовой книги» решается просто и однозначно: это примитивная подделка. В защиту её подлинности нет ни одного аргумента, против её подлинности приведено множество аргументов.»
Хотя, конечно, приятно бы было иметь «славянские Веды», но только подлинные, а не написанные фальсификаторами.
Каким богам поклонялись древние славяне?
содержание видео
Рейтинг: 4.0; Голоса: 1
Каким богам поклонялись древние славяне? Filst-Theodor: Кроме Велесовой книги и славяно-арийских вед есть еще труды советских ученых, а также реконструкции адекватных славянских язычников, таких как Велеслав например, который сейчас исходит из научных данных.
Вообще достаточно грусно, что псевдоязычники до сих пор остаются заметными в среде славянских язычников и затмевают адекватное язычесткое движение, где люди реконструируют данные о богах и устройстве мира из исторических источников, сравнительной мифологии и личного гнозиса и не притендуют на древность, как Велесовой книге.
Собственно важный момент, что религия и в древности восстанавливалась на основе личного гнозиса, данных предков и близких народов, потому нет ничего зазорного в том, что язычество вплетает в себя что-то новое с оглядкой на исторические данные и сравнительную мифологию.
Вообще у в источниках западных славян упоминается много богов, либо с описаниями либо, как аналоги богов римских.
По поводу Велеса вы забыли упомянуть отрывок из Слова о полку Игореве, где бояны Веселовы внуки.
Про Ярило у нас тоже данных очень много из двоеверческих поверий вплоть до 20 века в разных регионах Российской империи, а также бог Яровит у западных славян.
Достаточно странно, что вы не упомянули Хорса и Сварога (Сварожича.
Дата: 2022-10-03
← Племена восточных славян: как было организовано их общество и быт?
Велесова книга: кто и когда её написал? →
Похожие видео
Вот кто эти СТРАННЫЕ тартары рядом с НАПОЛЕОНОМ и АЛЕКСАНДРОМ I
• Альтернативная история
Один раз сделал это упражнение и спина выпрямляется и не болит 30 лет и 3 года
• Антон Алексеев
Бодо Бородо. Вулканы Камчатки Русское географическое общество
• Русское географическое общество
Восхождение Второго Рейха. Франко-Прусская война.
• Исторические фильмы
Эта мышца работает только у 0. 01% людей и у них идеальный позвоночник. СРОЧНО восстанови ее!
• Антон Алексеев
Межреберная Невралгия, БОЛЬ В ГРУДИ справа или слева, боли между ребрами: симптомы и лечение.
• Доктор Евдокименко
Комментарии и отзывы: 19
Ярким
А мне очень даже интересно Продолжайте!
27: 21 Например как я предположил однажды хорошо бы проверить эту теорию
все эти Боги Велис — Перун и тд и существа Водяные — Домовые и тд жители не нашей планеты земля, а жители планеты или то что от неё осталось Луны!
Было Столкновение Теи и земли согласно теории гигантского столкновения, привело к образованию Луны столкновение произошло на как мы сейчас называем территорией Российской Федерации предположил я это потому что самая обширная территория целостно грунтовая Без разломов земной коры Территорией считается Российская правда я пошел еще дальше я считаю что территория Руси вообще не земная а это кусок другой планеты Теи
Андрей
Вот интересно, почему предметом научного исследования постоянно подвергается Культура Наследия Предков, а не библейское непорочное зачатие, хождение по воде, воскрешение из мертвых и схождение Огня? Выходит, как про Богов глубокой старины на Родине, так вынь да положь нам научные доводы, а как про Богов библейских, так — вера это свЯтое. Если мы уж потомки дикого бездуховного народа, то с чего тогда решили, что жить надо по совести, а не по дикости?
Pax
Отличный выпуск, отличную работу проделали ребята, спасибо Вам!
Прав конечно был пророчески, Борис Александрович: Перед исторической наукой стоят две опасности. Велесова книга. И Фоменко
history
спасибо за видео, было очень интересно узнать что на самом деле известно о Славянских богах, без больных фантазий.
ждем набега потомков славяно ариев с нибиру
а можете посоветовать какой то сборник былин, не в детской адаптации а что то более адекватное? может кто то их в кучу собрал как Афанасьев сказки. это же, если я не ошибаюсь, больше песни были чем сказки, вот в таком виде и хотелось бы с ними ознакомиться.
Денис
А что на счёт Сварога? Он бог неба и ремесла, очень известен в современной мифологии. Считается что он был отцом всех богов и сыном самого Рода. В вашем ролике его имя упоминается в цитате Хроники Иоанна Малабы из Ипатьевской летописи, где он упоминается как отец Даждьбога. Так почему же вы не рассказали про него?
Der
Наткнулся на ваш выпуск спустя месяц.
Очень поражает воображение именно древность мифов, и их связь с другими индоевропейскими культурами.
И ведь эти языческие, древние моменты оказывается рядом, в домовых, вера в которых до сих пор жива, в названиях дней недели, каких-то сохранившихся обрядах.
Антон
Несмотря на развёрнутую лекцию Зализняка, интервью К. Жукова у Гоблина, програму Родина слонов, ролик про велесову книгу нужен. Хотя бы для тех, кто не способен осилить полтора часа Зализняка и даже 40 минут Родины слонов. А таких к сожалению всё больше и больше.
Stanislav
Да, рассказ про Велесову книгу важен.
sun01841121
Очень в тему. Спасибо большое. Интересны так же отдельные видео по каждому божеству, также аналогии с германскими, кельтскими, финскими и индоевропейскими. Очень много на этой исторической ниве спекуляций, мнение учёных необходимо нести в массы.
Новозем
Барыши, барыши, барыши, барыши. Для вас это барыши? ) Вы там историки-нищеброды что ли? ) Для вас это большие деньги? Вы с РПЦ забыли сравнить. Да — запилите ролик про Гундяева и его барыши незабудьте. И про вымышленное христианское учение.
history
наверно глупый вопрос, но мне интересно.
вселенная Ведьмака на ваш взгляд является таки Славянским фэнтези или нет? а то мнений много, у автора одно, у фанатов еще с десяток, и вроде бы и да, но как бы и нет, в общем не очень понятно.
Марина
Очень познавательно! Мы, к великому сожалению, больше знакомы с греческой и римской мифологией, чем со славянской. Тем интереснее было смотреть!
Про Велесову книгу в вашем компактном и внятном изложении хотелось бы послушать
Александр
Благодарю за прекрасный и качественный контент. Очень хорошо построено выступление. Много ссылок на источники. При желании, любую из освещенных тем можно самостоятельно копнуть еще глубже. Вы настоящие молодцы!
Andrey
Благодарю! Отличный ролик!
А образ Велеса лично у меня вызывает аналогии с греческим Аидом — тоже подземный бог, который связан с богатством (если не ошибаюсь, одним из вариантов имени был Плутос — богатый.
Андрей
Класс. Очень интересно. Идём дальше. Хорошая подача и главное проработанный материал. Сразу видно основательный подход. Пока не видел ничего аналогичного на YouTube. Особенно про славян.
Heilige
Может и были такие таблички. но многие символы были стёрты испорчены. и просто не правильный перевод и толкование. что то сам домыслил, что то приписал
Анатолий
Благодарю за видео, очень интересно и познавательно. С наступающим новым годом, будьте здоровы и духом веселы! Успехов во всем и жду ваших видео!
Denis
Парни, Вы освещаете Славянскую мифологию как Вы её называете, но Ваши одеяния режет глаз, не в тему офисная обстановка и славянская тематика.
Юрий
Большое спасибо за работу, за данный ролик! Много ещё чего не известно русскому люду про своё прошлое и мы стоим только на пороге познаний.
Топ-9 богов славянского пантеона
FacebookTwitterPinterest
Славянская мифология и религия изображают верования и мировоззрения древних славян, чье язычество и религиозные элементы восходят к периоду между 8-м и 13-м веками, когда христианизация была введена среди Южные, восточные и западные славяне.
До этого решающего исторического периода, который изменил славянскую социальную и культурную структуру, существовало сильное влияние и практика древней языческой религии, которая была в основном политеистической, т. е. славяне восхваляли и поклонялись многим богам и богиням.
Мифы и ритуальные практики до христианизации до сих пор живут в сохранившихся реликвиях древней языческой религии, присутствуют в сказках, легендах и обычаях славянской фольклорной традиции.
Хотя существует небольшое количество свидетельств или археологических находок, которые могут раскрыть больше подробностей о священной жизни древних славян, существуют исторические записи, которые объединили и сохранили большое количество информации с впечатляющими находками.
Большинство историков славянских религий опирались на источники из различных дисциплин, таких как этнология, лингвистика, сравнительное религиоведение и индоевропейские исследования, в поисках дополнительных материалов, связанных с этой темой.
Их находки содержат истории о человеческих жертвоприношениях, многоголовых идолах, гаданиях на лошадях и рассказы о славянской космогонии и божествах, которые отражают общее индоевропейское прошлое с римлянами, греками и скандинавами.
Содержание
Славянская религия имела главных богов, сопровождаемых рядом меньших божеств, олицетворенных в демонах, духах и богах.
В основе древних славянских народных верований лежало представление о том, что мир представляет собой симбиоз противоположных и взаимодополняющих дуальностей, выраженных высшим Богом.
История, иллюстрирующая эту двойственность, была одной из так называемых Белого Бога («Белобог») и Черного Бога («Чернобог»), которые представляли мужское божество (также называемое земным) и женское божество (или небесное). .
Вот список главных богов славянского пантеона:
1. Род
Самым главным божеством был Род, который был началом всего и олицетворением судьбы.
Рода сопровождали невидимые женщины-предсказательницы по имени Рожаницы, которые после рождения ребенка решали его судьбу. Оба слова «розга» и «рожаницы» в славянских языках означают «рождение».
Хотя нет проверенных исторических записей о том, имел ли славянская религия организованный пантеон богов, подобный пантеонам богов римлян, греков или скандинавов, славяне из различных славянских регионов Европы поклонялись тем же богам, которые остались в мифологическом счета от Балтики до Черного моря.
Кроме того, представляем вам список 8 древнеславянских богов из славянского Пантеона:
2. Перун
Перун считается верховным богом среди многих славянских богов в Пантеоне. Этот бог считался правителем богов на небесах, и мифологические писания также описывают его как бога молнии и грома.
Как бог грома, его часто сравнивают с верховным богом Зевсом в греческой мифологии или Тором в скандинавской мифологии. Также говорят, что у Перуна есть родственник в балтийской мифологии по имени Перкунас.
Этимологически имя «Перун» происходит от праевропейского «per» или «perk», что означает «бить» или «ударять». Поэтому можно предположить, что Перун считался могущественным богом, поражающим своим громом и молнией.
В польском языке слово «гром» звучит как «piorun», происходящее от имени этого древнего бога.
Сообщается, что Перуну поклонялись на всей территории славянской Европы, но в основном он связан с восточнославянскими племенами. В ранних русских летописях есть письменное упоминание о том времени, когда князь Владимир Великий в начале своего правления в Киеве в 980 году воздвиг культовую статую Перуна вместе с другими славянскими языческими богами. серебро и золото, которое использовалось для определения черт лица.
Вообще Перун считался высшим богом среди богов славянской мифологии и даже после христианизации славяне считали его могущество равным так называемому новому богу христианской веры. Однако в 19В 88 г. после окончательного принятия христианства в княжестве Киевская Русь языческие боги и идолы были уничтожены Владимиром Великим.
Статую бога Перуна привязали к лошади, затем стащили с холма и били палками, пока она не была сильно повреждена и, наконец, не брошена в реку Днепр.
Князь Владимир приказал спустить статую вниз по течению до самого конца порогов реки. Согласно историческим хроникам, место, где идола выбросило на берег, стало называться «Отмели Перуна» (Перуния Рэн).
3. Велес
Велес — еще один чрезвычайно важный бог, почитаемый в славянской религии, стоящий плечом к плечу с богом Перуном.
Велес также известен как Волос и в русинской летописи описывается как «бог скота» или «скотов болот». В этом этикете также упоминается, что Велес был «богом богатства», учитывая, что скот символизировал богатство в определенной семье.
Кроме того, Велес был также связан с поэзией, клятвами, магией, преисподней и мертвыми.
В некоторых исторических писаниях Велес рассматривается как мифический аналог бога Перуна, что предполагает соперничество между двумя богами.
По мнению историков, эта версия изображения Велеса отражает древний индоевропейский миф, в котором два бога представлены как изначальные противоборствующие соперники, подобные богиням Варуне и Итре в индуистской мифологии.
Кроме того, этнографы и историки упоминают древние реликвии, пережившие период постхристианизации и присутствующие в сегодняшнем славянском космогоническом мифе, т.
Наиболее близкое упоминание об этом отождествлении Велеса с Дьяволом отражено в чешском фольклоре XVI века, где фраза, переведенная с чешского как «Иди за море к Велесу!» означает «Иди к черту!»
4. Триглав
Триглав — славянский бог гадания и клятвопреступления. В некоторых версиях Триглав упоминается как местная версия и форма бога Велеса, особенно в Померании на побережье Балтийского моря.
Название «Триглав» на самом деле означает «тот, что с тремя головами». В славянской мифологии он иногда представлен как комплекс богов и как ссылка, наиболее близкая к Троице в христианстве или Тримурти в индуизме.
В некоторых версиях Триглав изображается в виде человека с тремя головами, который носит вуаль или золотые повязки на глазах.
Как сообщается, Триглав очень любил людей, поэтому, надев золотую повязку на глаза, он показал, что не видит зла, причиняемого людьми. В некоторых версиях он представлен как существо с тремя козлиными головами. Головы являются символами неба, земли и подземного мира.
На самом деле это один из самых загадочных богов в славянском пантеоне, так как триада в своей сущности представляет разные стихии по разным версиям.
Ранняя версия этого мифа включает трех богов Сварога или Неба, Перуна или Земли и Дайбога или Преисподней. В более поздней версии бог Велес или Световид заменяет Дайбога. Поэтому Триглав всегда представляет собой слияние трех богов.
В некоторых вариантах мифологии Триглав является сыном этой триады богов или объединения других меньших славянских божеств.
В книге Велеса есть предложение, доказывающее принадлежность Триглава к этой триаде, с предложением «Первому Триглаву молимся и кланяемся», после которого упоминается Сварог как бог-отец, а затем Перун и Световид.
Триглав почти никогда не появлялся рядом со смертными, а только наблюдал за ними сверху. Сегодня недалеко от города Щецин в Польше есть несколько храмов, посвященных Триглаву.
5. Световид
Световид, также известный как Свентовит, Свантовит и Свентовит, является одним из самых известных многоголовых славянских богов, помимо Триглава, Световиду в основном поклонялись славяне, жившие в Арконе, на острове Ругия. где для него был построен храм со статуей посередине.
По мнению историков, статуя Световида имела четыре головы и рог для питья в одной руке. Более того, у изображения Световида были волосы и усы, стилизованные под местную моду того времени.
История часто сравнивает это божество с богами Велесом и Триглавом, поскольку вокруг его храма происходило множество форм военного гадания, в том числе белые лошади, которые считались священными животными Свентовита.
Другим возможным воплощением Перуна и Свентовита был Яровит, он же Геровит. К Яровиту относились с большим уважением в районе Вольгаста в Померании и в Хафельберге, где в то время проживало полабское племя Брезани.
Средневековые христиане сравнивали Световида с Марсом, римским богом войны.
6. Сварог
В славянской мифологии Сварог представлен как бог солнца и бог огня, т.е. небесного огня. В некоторых версиях он также является богом кузнечного дела, родственником которого является греческий Гефест.
Сварог был особенно популярен в западнославянских землях, где его также называли «Сважендз» в районе Великопольши или «Шверин» в районе Мекленбург0 Передняя Померания.
7. Дажьбог
Дажьбог — сын бога Сварога и поэтому также известен в своей уменьшительно-ласкательной форме имени Сварожич. Он солнечное божество, бог священного сына домашнего очага и покровитель дома.
В славянской мифологии Даждьбог был связан с важнейшей для выживания стихией — огнем, который двигал человечество вперед, но и был обречен своей жестокостью и разрушительной способностью.
Многие обряды, совершаемые в честь Даждьбога, по понятным причинам совершались с огненной молнией. Тем не менее, некоторые славянские племена считали Даждьбога и богом дождей.
В некоторых славянских языках, таких как словацкий, русский, чешский и польский, имя «Даждьбог» относится к «дажд», что означает дождь. В этом контексте Дажьбог, тем не менее, имел важное значение, поскольку он представлял собой необходимый элемент для сбора урожая, поэтому люди проводили ритуалы, призывающие к дождю, чтобы обеспечить плодородную землю и урожай.
8. Хорс
Хорс был богом зимнего солнца или богом солнца. Говорили, что он представлял старое солнце, которое умирает во время зимнего солнца и солнцестояния, побежденное Черным богом Чернобогом, а затем воскресает как новое солнце 23 декабря.
Древние славяне верили, что Хорс может днем передвигаться по небу, а ночью путешествовать под землей. Также он считался целителем болезней и богом, способным помочь выздоровлению.
Хорс был божеством, которому в основном поклонялись до правления князя Владимира в Киеве и христианизации.
Хорс происходит из иранской мифологии, а его название происходит от скифского и сарматского языков. В авестийском языке его называют hvarə хšаētəm, а в среднеперсидском и персидском языках его называют xvaršêt или xoršid, что означает «солнце».
9. Семаргл
Vasylina /DeviantArt.comСемаргл был богом растительности, который был связан с урожаем, плодородием и щедростью земли. Считается, что он происходит из иранской мифологии, где в некоторых версиях его называют Симургом.
Семаргл считался богом разрушения среди древнеславянских богов и обладал силой добиваться трансформации человека. Больше всего его почитали восточные славяне, которые представляли его мифическим существом в образе крылатой гончей.
В пантеоне, построенном князем Владимиром Киевской Руси, был идол Семаргла и его изображения также можно встретить на браслетах 12-13 веков.
Говорили, что он был мужем славянской богини Купальницы, богини ночи, от которой у него было двое детей, Купало и Кострома.
В мифе Семаргл обладает способностью летать, поскольку он представлен как сильное и ловкое божество. Более того, он может управлять огнем на небе и на земле.
Солнечные славянские богини Зоря, дочери бога Даждьбога, держали Семаргла в цепях рядом с Полярной звездой в созвездии Малой Медведицы, чтобы предотвратить конец света, вызванный его освобождением и уничтожением созвездия.
FacebookTwitterPinterest
Пригласите нас в свой почтовый ящик
Присоединяйтесь к 6347 другим людям, интересующимся славянской культурой. Мы не спамим и будем присылать вам по электронной почте только один или два раза в месяц последние и самые популярные статьи о славянах.
Имя
Славянская религия | Британника
- Похожие темы:
- вампир дзяды Цернебох Тиарноглофи болото
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Славянская религия , верования и обряды древних славянских народов Восточной Европы. Славян обычно подразделяют на восточных славян (русские, украинцы и белорусы), западных славян (поляки, чехи, словаки и лужицки [сербы]) и южных славян (боснийцы, сербы, хорваты, словенцы, македонцы и булгары).
В древности славяне были едва ли не крупнейшей ветвью индоевропейской семьи народов. Очень поздняя дата, когда они появились в свете письменной истории (даже их имя не появляется до 6 века н.э.) и скудость реликвий их культуры делают серьезное изучение славян сложной задачей. Все источники информации об их религиозных верованиях поздние и написаны христианами.
Славянское мировоззрение
Социально славяне были организованы как экзогамные кланы (основанные на браках вне кровного родства) или, точнее, как сибы (группы родословных с общим происхождением), поскольку брак не отменял членства в клане рождения — тип организации уникальный среди индоевропейских народов. Избранный вождь не имел исполнительных полномочий. Мир был сотворен, по славянскому представлению, раз и навсегда, и никакой новый закон не должен изменять образ жизни, переданный их предками.
Поскольку социальная группа не была однородной, законность и исполнительная власть приписывались только решениям, принятым единогласно на собрании, и обсуждение в каждом случае касалось только вопроса соответствия традиции. Древнеславянская цивилизация была одной из самых консервативных из известных на земле. Согласно первобытному славянскому поверью, лесной дух, леший, регулирует и назначает охотникам добычу. Его функция распределения пищи может быть связана с архаичным божеством. Хотя в ранние времена
Столь же древней является вера в древесного духа, который проникает в здания через стволы деревьев, используемых при их строительстве. Таким образом, каждая структура населена своим особым духом: домовой в доме, овинник в сушильне, гуменик в амбаре и т. д. Вера в то, что в столбах и балках домов обитают либо вредные, либо полезные духи, все еще жива в исторических регионах Боснии и Словении и в районе Познани на западе центральной Польши. Старые деревья с заборами вокруг них являются объектами почитания в Сербии и России и у славян на реке Эльбе. В России 19 века в сушильне забивали курицу в жертву овинник . Этот растительный дух присутствует и в снопе зерна, хранящемся в «святом углу» жилища под иконой и почитаемом вместе с ним, а также в некультурных видах растений, хранящихся в доме для умилостивления или защиты, например ветках. березы и пучки чертополоха. Такая практика свидетельствует о доаграрном происхождении этих верований. Аналогами лешего являются полевой дух ( полевой ), и, возможно, водяной дух ( водяной ). Сродни домовой являются духи подсобных построек усадьбы.
Мифология
Космогония
Известный всем славянам миф повествует о том, как Бог велел поднять горсть песка со дна моря и сотворил из него сушу. Обычно песок приносит Дьявол; только в одном случае, в Словении, это был сам Бог. Этот миф о ныряльщиках распространен практически по всей Евразии, а также встречается в древней Индии.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Немецкий миссионер XII века Гельмольд Босавский записал в Chronica Slavorum ( Хроника славян ) свое удивление, встретив у славян на Балтике веру в единого небесного Бога, который игнорировал дела этого мира, делегировав управление им определенным духам, порожденным им. Это единственный случай, когда источники ссылаются на иерархию божеств, но его центр пуст. Божество, упомянутое Гельмольдом, — это число 9.0187 деус отиосус; т. е. бездействующий бог, уникальный в мифологии индоевропейских народов. Однако такое божество встречается также у поволжских финнов, угров и уральцев.
Основные божественные существа
Общим для этой евразийской области является другое божество, названное Гельмольдом и в саге о Книтлинге (датская легенда, повествующая о завоевании Арконы усилиями короля Дании Вальдемара I против славян-язычников и пиратов) Цернебох (или Чернобог ), Черный Бог и Тиарноглофи, Черная Голова (Разум или Мозг). Черный Бог выживает в многочисленных славянских проклятиях и в Белом Боге, помощи которого ищут для получения защиты или милости в Болгарии, Сербии и Поморье. Этот религиозный дуализм белых и черных богов присущ практически всем народам Евразии.
Русская Повести временных лет ( Повести временных лет ; «Повесть временных лет») — рассказ XII в. о событиях и жизни Киевского государства — перечисляет семь русских языческих божеств: Перуна, Волоса, Хорса, Даждьбога, Стрибог, Симаргл и Макошь. В русском словаре к византийскому писателю VI века Иоанну Малале « Хронография » упоминается бог по имени Сварог. Из всех этих фигур только две, Перун и Сварог, вообще вероятно, были общими для всех славян. По-польски, пиорун, молния, происходит от имени Перуна, а не наоборот. В Великопольском воеводстве зафиксировано выражение do pierona , означающее «иди к дьяволу». В выражении pieron / piorun уже не молния, а существо, которое ее запускает. Неопределенные или косвенные следы Перуна встречаются также среди Карпат, в Словении и Сербии. Молниеносный Перун не может считаться верховным богом славян, а скорее духом, которому было дано управление молнией.
В Эстонии пророк Илия считается преемником Укко, древнего духа молнии. Точно так же пророк Илия заменяет Элву в Грузии и Зевса в Греции. Поэтому вероятно, что и среди славян Илия считается преемником Перуна. Согласно популярной сербской традиции, Бог дал молнию Илии, когда он решил отойти от управления миром. Сербская история согласуется с описанием Гельмольда распределения должностей бездействующим Богом. Илия — суровый и сварливый святой. Редко когда его праздник проходит без несчастья. Его обвиняют в пожарах, даже в самовозгорании.
Аналогичный комплекс можно увидеть, если славянского Перуна отождествить с Перкунасом, молниеносным божеством литовцев. В Латвии существа с черным мехом или оперением приносились в жертву Перконсу, как в Древней Индии они приносились в жертву богу огня Агни.