Как до 1922 года жили страны, ставшие республиками СССР
Ровно сто лет назад, 30 декабря 1922 года, был подписан договор о создании Союза Советских Социалистических республик. В состав нового государства вошла большая часть земель Российской империи, причем во многих случаях большевикам пришлось заново завоевывать территории с преимущественно нерусским населением и подавлять национальные движения, стремившиеся к независимости.
Отстоять свой суверенитет удалось только Финляндии, Польше и странам Балтии, которые пользовались значительной поддержкой европейских государств. Все остальные независимые республики, возникшие на месте Российской империи, Красная Армия захватила к 1921 году.
На территориях, попавших под власть большевиков, в 1922 году существовали четыре республики, которые и вошли в состав нового государства: Российская СФСР, Закавказская СФСР, Украинская ССР и Белорусская ССР. Как жили эти территории после революции и что представляли собой к моменту образования СССР— в материале RTVI.
РСФСРРоссийская Советская Федеративная Социалистическая Республика была самым крупным образованием из четырех, общее население ее превышало 96 млн человек. РСФСР включала почти всю территорию современной России плюс регионы Центральной Азии.
В 1917-1922 годах в РСФСР продолжалась гражданская война, во время которой большевики разгромили Белое движение и установить свою власть на всей территории страны. В этот же период вспыхнуло несколько крупных крестьянских восстаний, вызванных голодом и красным террором, они также были подавлены.
К 1922 году в состав РСФСР входили несколько автономных республик: Башкирская, Татарская, Горская, Дагестанская, Киргизская и Туркестанская.
Солдаты Красной армии на привале во время Гражданской войны. РСФСР, 1918 год
ТАСС
Солдаты Красной армии на привале во время Гражданской войны. РСФСР, 1918 год
Башкирия
В ноябре 1917 Башкирский областной совет (шуро) провозгласил автономию в составе Российской Советской республики. Менее чем через год возникла Уфимская директория — антибольшевистское правительство, вскоре упраздненное адмиралом Александром Колчаком.
Борьба «белых» и «красных» закончилась победой последних и созданием Автономной Советской Башкирской республики с центром в Уфе.
Татарстан
После Февральской революции в Казанской губернии возникли органы самоуправления, был созван первый национальный парламент (меджлис). В началу 1918 года на этой территории была установлена советская власть и создана Казанская советская рабоче-крестьянская республика, просуществовавшая несколько месяцев. Затем Татарстан перешел под власть эсеров, а после была захвачена Красной армией.
Татарская АССР со столицей в Казани была создана в 1920 году.
Горская автономная республика
Горская АССР была образована декретом ВЦИК в январе 1921 года. В состав автономии с центром во Владикавказе изначально вошли шесть округов: Кабардинский, Балкарский, Ингушский, Чеченский, Карачаевский и Осетинский. Позднее административное деление региона неоднократно перекраивали.
Дагестанская АССР
После революции на территории современного Дагестана возникла Горская республика. В 1919 году она перешла под контроль Вооруженных сил Юга России под командованием «белого» генерала Антона Деникина, а следом — под контроль Красной Армии. В 1921 году декретом ВЦИК была образована Дагестанская Автономная Советская Социалистическая республика.
Киргизская АССР
Центральная Азия оставалась ареной борьбы между «белыми» и «красными» вплоть до 1920 года, когда большевикам удалось установить там свою власть. В составе РСФСР была создана Киргизская автономия с центром в Оренбурге, в которую вошли Акмолинская, Семипалатинская, Уральская, Тургайская области (ныне Казахстан), Закаспийской области (ныне Туркменистан) и Астраханская губерния (ныне ее территория поделена между Россией и Казахстаном).
Уже после образования Советского союза эта административная единица была переименована в Казакскую АССР, а затем и в Казахскую ССР.
Первый Всекиргизский съезд в Оренбурге, Киргизская АССР, 1920 год
ТАСС
Туркестанская АССР
В 1918 году на месте Туркестанского генерал-губернаторства была провозглашена советская республика со столицей в Ташкенте. В 1920 года получила название Туркестанская АССР. К тому времени Красная Армия сломила белое сопротивление на этом направлении.
Туркестанская АССР располагалась на землях, ныне разделенных между Узбекистаном, Туркменистаном и Киргизией.
Закавказская СФСРДоговор о создании Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики был заключен в Тифлисе (ныне Тбилиси) в марте 1922 года. В ее состав вошли Армения, Грузия и Азербайджан.
Эти три региона еще в начале 1918 года пытались создать общую Закавказскую автономию, однако она развалилась через несколько месяцев.
Армения
В 1918 году турецкая армия вторглась в Восточную Армению (часть исторических армянских земель, входившая в состав Российской империи. Западная Армения входила в состав Османской империи, там с 1915 года продолжался геноцид армянского населения). Турция намеревалась воспользоваться падением РИ и захватить Южный Кавказ.
Армянский корпус имперской армии и местные ополченцы разбили турецкие войска у села Сардарапат (ныне город Армавир) в мае 1918 года. Вскоре после этого Армения провозгласила независимость. Однако спустя два года в страну вторглась Красная Армия, там была провозглашена Армянская советская республика, позднее включенная в состав ЗСФСР.
При этом Нагорный Карабах (Арцах), населенный преимущественно армянами, большевики передали Азербайджану.
Грузия
Грузия в 1918 году объявила о независимости, которая де-факто была признана Великобританией и ее союзниками. Однако в 2021 году страну захватила Красная Армия, после чего республику включили в ЗСФСР.
Борцы за независимость Грузии подняли восстание в 1924 году, но оно было жестоко подавлено.
Азербайджан
Азербайджан провозгласил независимость в мае 1918 года и смог несколько лет просуществовать относительно независимо при поддержке турок и британцев. После того, как и те, и другие ушли, а Красная Армия разбила соединения генерала Антона Деникина на Северном Кавказе, большевикам был открыт путь и на Южный Кавказ. В апреле 1920 года «красные» вошли в Баку.
Украинская ССРПоследние годы существования Российской империи были отмечены для Украины подавлением национального движения, когда власти закрывали местные издания и культурные учреждения, а видных украинских деятелей арестовывали и ссылали.
После Февральской революции запреты были сняты, и национальное движение оживилось. Уже в марте в Киеве был создан представительный орган — Центральная Рада. Вскоре ее объявили верховным органом власти. Временное правительство в Петрограде признало Раду, как и право Украины на автономию.
После Октябрьского переворота Рада отказалась признать власть нового режима над Украиной. 20 ноября Рада провозгласила создание Украинской Народной республики. В то же время большевики на съезде в Харькове объявили Украину советской республикой и сформировали собственное правительство. Вскоре после этого Красная Армия начала наступление на Киев, который смогла захватить на короткое время.
В апреле 1918 года власть Рады была свергнута во время переворота, организованного генералом Павлом Скоропадским при поддержке Германии, которую не устраивала политика Рады по национализации земель. Скоропадский принял старинный титул «гетмана Украины», отменил все реформы и установил консервативный режим. Все это вызвало резкое недовольство украинских националистов, а также социалистов и крестьянства.
После капитуляции Германии и Австрии в Первой мировой войне, опиравшийся на их поддержку режим Скоропадского пал, позднее снова заработала Рада.
Между тем, на Западной Украине, входившей в состав Австро-Венгрии, еще до распада этой империи, в 1918 году, объявили о создании Западно-Украинской народной республики. В ее состав вошли Галиция, Закарпатье и северная Буковина. В ноябре украинские войска заняли Львов, после чего вспыхнула война с Польшей, также претендовавшей на Галицию. К лету следующего года поляки взяли под контроль этот регион.
Манифестация после освобождения города от интервентов и белогвардейцев в апреле во время Гражданской войны. Украинская Народная Республика, Одесса. 1919 год
ТАСС
В Восточной Украине между тем продолжалась борьба между разными силами, включая независимые группировки и «белых», Рада все больше теряла контроль над происходящим, по стране прокатилась волна еврейских погромов. А конце 1918 года новое наступление начала Красная армия.
Война продолжалась до 1921 года, когда в марте советские власти и Польша подписали Рижский мирный договор. По нему Польша получила западно-украинские земли и признала Советскую Украину на востоке.
Белорусская ССРТерритория современной Беларуси вошла в состав Российской империи в XVIII веке, в результате трех разделов Польши. По условиям сепаратного Брест-Литовского мира, заключенного в марте 1918 года, большевики уступили Германии часть Беларуси, однако после поражения немцев в Первой мировой войне отказались от данных обещаний.
Белорусские националистические движения давно боролись за создание независимого национального государства, особенно заметной эта борьба стала после революции 1905 года. Наконец, в период немецкой оккупации была провозглашена Белорусская демократическая республика (март 1918).
Однако после вывода немецких войск большевики объявили о создании Белорусской Советской Социалистической республики (январь 1919) со столицей в Минске. Вскоре западную часть новоиспеченной республики захватила польская армия. Война между Польшей и Россией закончилась подписанием Рижского мирного договора (март 1921), по которому западные регионы Белоруси (как и Украины), вошли в состав Польши. Прочерченные этим договором границы были пересмотрены уже после Второй мировой.
В 1924 году к БССР присоединили восточные области, включая Могилев, Полоцк и Витебск, ранее входившие в состав РСФСР, но имевшие многочисленное белорусское население.
С.Н. Бабурин. Взаимосвязь территории и гражданства …
С.Н. Бабурин. Взаимосвязь территории и гражданства …Вестник ОмГУ | Выпуск | Тематика | Литература |
Вестник Омского университета, 1996,
Вып. 2. С. 103-107. © Омский государственный университет, 1996 |
УДК 342.1 |
С.Н. Бабурин
Омский государственный университет,
кафедра государственного и муниципального права
644077, Омск, пр. Мира, 55-А
Получена 9 сентября 1996 г.
The article is devoted to problems of territory and citizenship in Russia. Questions of protection of territorial integrity of Russian Federation and its citizens, living in other states, and also some problems of occurrence, preservation and termination of citizenship are considered. |
События, последовавшие за подтверждением Государственной Думой Российской Федерации юридической силы для России результатов союзного референдума 17 марта 1991 года, по-новому высвечивают весь комплекс сложнейших проблем, доставшихся в наследство России как правопреемнице Советского Союза.
О необходимости защиты территориальной целостности России обычно говорят, вспоминая претензии Японии на Курильские острова или демарши наших прибалтийских соседей. Если ситуация на Дальнем Востоке давно ясна и безосновательные требования нашего тихоокеанского соседа анализировались многократно и всесторонне, то благодаря «усилиям» республик бывшей Советской Прибалтики отношения России с этими странами сфокусированы, в основном, на территориальных претензиях, которые пытаются предъявить нам Латвия и Эстония.
Практически незамеченным даже для России, по крайней мере большинства ее населения, остается встречный вопрос о юридической необоснованности передачи Литве части территории, которую прежний СССР и, соответственно Россия как его правопреемница наделены в соответствии с решением Потсдамской (Берлинской) Конференции 1945 года, подтвержденным Заключительным актом по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года.
Речь идет о г. Клайпеде и прилегающих к нему территориях, которые исторически входили в состав Пруссии, перешли к СССР в результате Второй мировой войны и затем были переданы Советским правительством в административное управление Литовской ССР.
Нынешние литовские власти не признают вхождения Литвы в состав СССР 3 августа 1940 года и отрицают юридическую силу всех актов, принятых в Советском Союзе в отношении Литвы после этой даты. Клайпедская область была включена в состав Литовской Советской Социалистической Республики в мае 1950 года, поэтому, следуя современной официальной литовской логике, Литовская Республика не имеет никаких юридических прав на территории, отошедшие к СССР — России по решению Потсдамской Конференции в результате нашей победы над фашистской Германией.
Современные границы между Россией и Литвой,
соответствующие административным границам
между РСФСР и Литовской ССР,
имеют временный характер. Согласно
Постановлению Верховного Совета РСФСР от 4
ноября 1992 года, границам России с Литвой, Латвией
и Эстонией правовой статус государственной
границы Российской Федерации придан лишь «до
заключения договора о государственных границах»
с этими странами.
В связи с действиями трех прибалтийских республик выдвинулись в качестве первостепенных вопросы: что есть территория России, как современная Россия должна действовать в отношении своих граждан и соотечественников, не по своей воле оказавшихся вне ее официальной территории, как будет строится сам институт гражданства.
Указанные проблемы не замыкаются только и исключительно на вопросах правовой неопределенности и незавершенности территориального размежевания на востоке Европы после гибели великого государства.
Для России юридические проблемы гражданства приобретают и некий философский, культурологический смысл. В русской культуре, в самом мироощущении полиэтнического народа России заложен принцип необъятности, широты территории, на которой он проживает. Представители различных национальностей чувствуют себя как дома только на своей Родине - исторической России. Для них Родина — это необъятная территория России, которая не ограничивается административными (вдруг ставшими государственными) границами РСФСР.
Объективно представляя собой пределы осуществления государственной власти, территория в представлении многих россиян закономерно ассоциируется с могуществом и величием нашего государства. В то же время, не впадая в упрощенный географический детерминизм, нельзя не отметить, что в Российском государстве обширные территориальные просторы всегда ставили перед государственной властью два вопроса: каким образом сохранить единство страны и как обеспечить эффективность осуществления государственной власти на столь обширной территории.
Ныне, как и в прошлом, формулу существования государства в своем единстве образуют три понятия: «территория», «государственная власть», «народ». Эта триада означает то, что верховная и единая государственная власть распространяется на всю территорию данного государства и на всех людей, составляющих его общество. В случаях попыток нарушений этого триединства, посягательств на верховенство государственной власти или единство страны, государство в лице его органов имеет право и обязано обеспечить безусловное подчинение своим распоряжениям.
Правовое раскрытие основных положений этой формулы в Конституции России 1993 года сделано в статье 4, которая, закрепляя принципы федеративного построения России, определяет правовые предпосылки разграничения полномочий между государственными структурами страны, подтверждает территориальное единство Российской Федерации и распространяет единую государственную власть на всю ее территорию без каких бы то ни было изъятий.
Статья 67 Конституции, раскрывая понятие «территория Российской Федерации», перечисляет ее составные части: территорию субъектов федерации, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Права России распространены также на континентальный шельф и экономическую зону России. Среди функций российского государства особо обозначено обеспечение целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации.
Приведенные положения составляют юридический стержень универсального понятия «территория». В данном контексте территория представляется не только как пространственный предел функционирования общества, некая основа существования социального организма, а как политическое пространство, пределы осуществления власти внутри страны и пределы, за которыми государство выступает как иностранная, внешняя сила.
Следует при этом отметить, что углубляя традиционное понимание территории как части земного шара, подвластной государству или союзу государств, советская правовая наука давно определяла, что территория — это «пространство, в пределах которого государство осуществляет свой суверенитет, где господствующий в государстве класс осуществляет свою государственную власть, распоряжаясь, в частности, и самой территорией и организуя ее в административном отношении в соответствии со своими интересами»[4,c.
Говоря о территории как составной части любого государства, следует подчеркнуть, что трагедия 1991 года заключается лишь внешне в том, что некоторые внутренние административные границы стали государственными. Трагично то, что страна Россия, называвшаяся в XX веке Советским Союзом, единый организм, единая культура, единая цивилизация оказались разорванными на несколько частей. Да, русский язык сохранился почти на всех этих территориях, хотя на некоторых их них стали создаваться враждебные русской культуре моноэтнические государства. Но не стало единой территории, единой российской или русской земли. И осознание этого стало причиной несчастья десятков миллионов людей.
Рассуждая строго юридически, при переходе некоей территории от одного государства к другому или при получении независимости частью государства, до этого единого, у жителя такой территории возникает право на выбор одной из трех моделей своего поведения в вопросах гражданства:
- [1)] безусловное право на получение гражданства нового образовавшегося государства;
- [2)] право сохранения за собой гражданства страны-правопреемника прежнего государства и выезд на территорию своего государства;
- [3)] возможность сохранить за собой гражданство
прежней страны, но остаться проживать вне ее
территории и получить в новом государстве вид на
жительство.
Ограничения в праве оптации гражданства в принципе недопустимы. Государство может распоряжаться своей территорией в установленном законом порядке, принимать решение о выделении из своего состава нового независимого государства или передаче своей территории иному государству, но государство не вправе отказаться от своих граждан и передать их кому бы то ни было без их согласия.
Разрушение Советского Союза породило множество государственно-правовых проблем, помимо чисто территориальных вопросов, связанных с образованием новых государств и изменением границ. Это и проблема той части граждан прежнего СССР, которые превратились в лиц без гражданства. Существующий в настоящее время порядок регистрации и приобретения гражданства Российской Федерации нельзя признать удовлетворительным. Это объясняется как тем, что Закон 1991 года о гражданстве РСФСР принимался до развала СССР, когда указанные вопросы еще не были столь актуальны, так и тем, что существующий механизм приобретения российского гражданства крайне несовершенен.
13 февраля 1996 года мной был внесен на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в преамбулу и статьи 2, 12, 13 и 18 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации»
13 июня 1996 года Государственная Дума РФ приняла его в первом чтении. «За» проголосовал 361 депутат, «против» не было, воздержался один.
Объясняя необходимость принятия закона, я прежде всего подчеркнул, что Российская Федерация, являясь государством-правопреемником Союза ССР, не выполняет сегодня свои обязательства, вытекающие из существовавшего ранее статуса граждан СССР. Нынешняя Россия призвана реально заменить Советский Союз, защитить права граждан, ставших после 1991 года жертвами законодательства ряда республик прежнего СССР, претендующих ныне на моноэтничность. Только в Прибалтике сотни тысяч русских, гордо чувствовавших себя гражданами сверхдержавы, оказались в бесправном положении жителей второго сорта, лиц без гражданства.
При этом примечательно, что хотя 57% наших соотечественников за пределами Российской Федерации причину своего неблагополучного положения видят в попытках местных властей разыграть национальную карту, 78% опрошенных упрекают прежде всего Россию в недостаточной защите своих прав [3,c.175].
В соответствии с нормами международного права каждый человек имеет право на гражданство, а государства обязаны способствовать его приобретению. Указанное положение является и нормой российского права (статья 7 Закона РФ «О гражаданстве Российской федерации»). Конституционный суд РФ в своем Постановлении от 16 мая 1996 года по делу о проверке конституционности пункта «г» статьи 18 Закона «О гражданстве РФ» в связи с жалобой А. Б.Смирнова постановил, что лица, если они состояли в российском гражданстве уже с момента рождения и в силу статьи 6 части 3 Конституции Российской Федерации, не могут считаться лишившимися этого гражданства, если только не утратили его по собственному свободному волеизъявлению.
Основной смысл внесенного мной законопроекта состоит в том, что гражданами Российской Федерации признаются все граждане прежнего Союза ССР, если они:
- [а)] не изъявили свободно своего желания о прекращении гражданства Российской Федерации;
- [б)] не приобрели гражданства иностранного государства.
Предполагается также значительное расширение круга лиц, имеющих право на упрощенный порядок получения российского гражданства за счет лиц без гражданства и этнических россиян — граждан других государств-республик прежнего Союза ССР, вышедших из гражданства этих государств и заявивших о желании приобрести гражданство Российской Федерации.
Необходимо помнить, что несмотря на все коллизии гражданской войны и сложность развития страны в постреволюционный период, в соответствии с Законом о гражданстве Союза ССР 1938 г. гражданами Союза ССР признавались:
- [а)] все состоявшие к 7 ноября 1917 года подданными бывшей Российской империи и не утратившие советского гражданства;
- [б)] лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законом порядке.
Что касается общемировой практики, то хотелось бы отметить, что в Великобритании граждане Ирландии до сих пор признаются британскими подданными, хотя с момента приобретения Ирландией независимости прошел уже не один десяток лет и Ирландия на этот шаг взаимностью не отвечает. А подданные Испании могут принимать гражданство иберамериканских государств без утраты своего испанского гражданства. Это - примеры достойного отношения великих государств к своему статусу.
Проблемы гражданства и границ территории России осложнены произвольностью и субъективизмом многих государственных решений. Так, в 1972 году в разговоре с писателем Ф.Чуевым В.М.Молотов, подчеркивая решающую роль И.В.Сталина в формировании карты нынешних независимых государств, утверждал, что «создание среднеазиатских республик — это целиком его, сталинское дело! И границы, и само открытие целых народов, которыми никто не интересовался в центре и не знал их по-настоящему… Ведь острая борьба шла. Казахи, например, их верхушка, дрались за Ташкент, хотели, чтоб он был их столицей. Сталин собрал их, обсудил это дело, посмотрел границы и сказал: «Ташкент — узбекам, а Верный, Алма-Ата — казахам». И стоял на этом нерушимо»[5,c.279].
Подобным образом геополитической реальностью стали и границы «северного» Казахстана, в основной своей части произвольно провозглашенные Сибревкомом в 1922 году. И никаких актов СССР или РСФСР того времени! Современные исследователи констатируют многочисленные факты региональных соглашений местных чиновников тех лет о границах, когда ВЦИК не диктовал свою волю, а в лучшем случае «утверждал то, о чем договорились стороны на местах»[1,c.315].
Абсурдность и правовая несостоятельность всего происходящего в этой сфере особенно ярко видны на примере Республики Крым, зачисленной после расчленения СССР в состав независимого украинского государства. При определении гражданства крымчан власти Украины исходили и продолжают исходить из того, что жители полуострова якобы автоматически приобрели украинское гражданство в момент передачи бывшей Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР в 1954 году. Следовательно, все они столь же автоматически переходят в разряд граждан Украины после объявления ею независимости и ликвидации Союза ССР в результате Беловежских Соглашений от 8 декабря 1991 года.
Подобный подход не имеет под собой никаких законных оснований даже безотносительно к неконституционности самих решений органов государственной власти СССР и РСФСР 1954 года по Крыму.
Первое. Анализ Конституций СССР и РСФСР, законов о гражданстве СССР позволяет сделать вывод о приоритете волеизъявления гражданина при выборе гражданства.
Ни один житель РСФСР не мог быть лишен гражданства без предусмотренных законом оснований против своей воли. Согласно ст. 7 действовавшего в 1954 году Закона СССР «О гражданстве СССР» 1938 года лишение гражданства СССР могло иметь место только в двух случаях: либо по приговору суда (в случаях, предусмотренных законом), либо в силу особого в каждом случае Указа Президиума Верховного Совета СССР. Аналогичных законов союзных республик не существовало, но в соответствии с принципами права, очевидна правомерность применения этой процедуры и в республиках. Ни о каком «коллективном» лишении гражданства не могло быть и речи. Тем более, что ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, предусматривает, что каждый человек имеет право на гражданство и никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство. Ныне и в Основном законе России закреплено положение, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его (п. 3 ст. 6 Конституции Российской Федерации 1993 года).
Второе. На момент передачи Крымской области под административную юрисдикцию Украинской ССР ни один действовавший в то время законодательный акт Союза ССР, РСФСР либо УССР не предусматривал изменение гражданства жителей Крыма. Следовательно, все они были и оставались гражданами СССР и РСФСР.
Гражданство союзной республики в условиях существования единого союзного государства имело скорее символическое, чем юридическое значение. Норма п.«щ» ст. 19 Конституции РСФСР 1937 года о том, что «предоставление прав гражданства РСФСР» подлежит ведению РСФСР в лице ее высших органов власти и государственного управления, не получило законодательного развития. Значительно позже и опять на союзном уровне было закреплено, что только «утрата гражданства СССР влечет за собой утрату гражданства союзной республики» (ст. 16 Закона о гражданстве СССР 1978 года). Крымчане никогда гражданства СССР не утрачивали!
Третье. Что касается республиканского гражданства, то еще Положение о гражданстве Союза ССР, утвержденное ЦИК и СНК СССР 22 апреля 1931 года, хотя и закрепляло принцип «почвы», т.е. увязки гражданства союзной республики с местом постоянного проживания, предусматривало в то же время право выбора гражданства конкретной республики в том случае, если гражданин СССР «по национальности или происхождению считает себя связанным с этой республикой». Как известно, крымчане — граждане СССР и РСФСР, становясь жителями Украинской ССР, не выражали волеизъявления ни об отказе от гражданства РСФСР, ни о желании приобрести гражданство Украинской ССР.
Таким образом, есть достаточные основания полагать, что жители Крыма до сих пор по праву сохраняют гражданство России. Их формальная принадлежность к корпусу граждан Украины может, в лучшем случае, рассматриваться как приобретеное ими второе гражданство со всеми вытекающими из данного факта юридическими последствиями.
Уже подчеркивалась культурная и философская основа ощущения территории и ощущения границы населением нашей страны. Значительное большинство наших соотечественников воспринимают современные границы Российской Федерации как историческую несправедливость, едва ли не с чувством физической боли. И от этого чувства современным поколениям вряд ли удастся избавиться. Лишь сегодняшние школьники, вступающие в сознательную жизнь уже в усеченной и искромсанной России, воспринимают новые территориальные пределы как некую данность.
Есть и еще один компонент территориальной проблемы. «Если мы теперь обратим внимание на то, что главные черты истории определяются стремлением народов заполучить себе землю…, - писал в начале века Д.И.Менделеев, — то станет донельзя очевидно, хотя бы мы приняли во внимание и громадность наших бесплодных тундр, что наша земля представляет великий соблазн для большинства окружающих нас народов…»[2,c.204].
В конце века слова великого русского ученого приобретают все большую остроту. И лучше осознать это вовремя.
Литература
[1] | Абдулатипов Р. Г., Болтенкова Л.Ф., Яров Ю.Ф. Федерализм в истории России: В 3 кн. Кн.1. М.: Республика, 1992. |
[2] | Менделеев Д.И. Заветные мысли. М.: Мысль, 1995. |
[3] | Новый курс России: предпосылки и ориентиры. Социальная и социально-политическая ситуация в России. Год 1995-й /Под ред. Г.В. Осипова (рук.), В.К. Левашева, В.В. Локосова. М.: Academia, 1996. |
[4] | Территория //БСЭ. Т.54. М.: ОГИЗ СССР, 1946. |
[5] | Чуев Ф. Сто сорок бесед с Молотовым. М.: Терра, 1991. |
Почему распался СССР? Часть III – Aze.
Media ГКЧП (Августовский переворот)Избрание Бориса Ельцина президентом и новый будущий союз союзных республик обеспокоили власть имущих. Шеф КГБ Крючков попросил Горбачева объявить в СССР чрезвычайное положение. Против правительства СССР и РСФСР формировалась группа в составе министра обороны Дмитрия Язова, министра внутренних дел Бориса Пуго, премьер-министра Валентина Павлова, вице-президента Геннадия Янаева и члена Совета обороны СССР Олега Бакланова. 21 июля 1991 года Горбачев, Борис Ельцин и Нурсултан Назарбаев встретились, чтобы договориться о преобразовании правительства СССР и замене Павлова, Язова, Крючкова и Пуго более либеральными фигурами. Поскольку КГБ прослушивало место проведения и прослушивало разговор, стенограмма была отправлена Крючкову.
4 августа 1991 года Горбачев с семьей уехал на отдых на родину в Крым. Горбачев должен был вернуться в Москву 20 августа, когда должен был быть подписан новый союзный договор. 17 августа Янаев, Язов, Павлов, Крючков и Пуго встретились в здании КГБ, чтобы обсудить новый союзный договор. Они согласились, что договор разрушит Советский Союз и что для его предотвращения необходим военный переворот. ( Янаев, 2009:99 ). 18 августа Олег Бакланов, Валерий Болдин, Олег Шенин и заместитель министра обороны СССР Валентин Варенников вылетели в Крым на встречу с Горбачевым. КГБ прервал все связи Горбачева с внешним миром. Фактически это был домашний арест. Приезжие Бакланов, Болдин, Шенин и Варенников требовали от Горбачева либо объявить чрезвычайное положение, либо передать все полномочия вице-президенту Геннадию Янаеву для поддержания порядка в стране.
По словам Горбачева, он отверг все их требования. Однако, по словам Варенникова, Горбачев сказал: « Делай что хочешь ».
После возвращения из Крыма Бакланова, Болдина, Шенина и Варенникова в Кремле состоялась встреча. Геннадий Янаев, Валентин Павлов и Олег Бакланов подписали заявление об объявлении военного положения в СССР и создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). После этого Янаев подписал указ о том, что Горбачев не может исполнять свои обязанности «по состоянию здоровья» и все его полномочия переходят к вице-президенту. Декларация ГКЧП была обнародована 19 августа.в 07:00. Сообщается, что все телевидение, радио и газеты, связанные с РСФСР, были отключены от эфира. Хотя заговорщики планировали арестовать Ельцина, направлявшегося в Казахстан, по возвращении в страну им это сделать не удалось. Ельцин появился перед зданием Верховного Совета РСФСР, объявил военный переворот неконституционным и призвал народ выйти на улицы.
После обращения Ельцина перед Белым домом (зданием Верховного Совета РСФСР) стали собираться тысячи россиян разных идеологий. Подавляющее большинство из них были членами движения «Демократическая Россия». Даже анархисты вышли на улицы, чтобы поддержать Ельцина. Попытка переворота была направлена на захват и роспуск Верховного Совета РСФСР, арест всех депутатов в случае сопротивления. Для этого была подготовлена Таманская танковая дивизия. Однако, хотя перед Белым домом собрались тысячи людей, попытки танковой атаки предпринято не было. На третий день противостояния часть армии перешла на сторону Ельцина. Тем не менее армия ждала приказа атаковать здание. Министр обороны Язов не согласился на кровопролитие, и военный переворот закончился провалом. Таким образом, власть теперь полностью находилась в руках Президента РСФСР Ельцина. После этого случая ГКЧП, КПСС, КГБ СССР и другие государственные органы СССР были распущены. ( Саква, 1999:472 ).
Беловежские соглашения и распад СССРПосле попытки военного переворота в августе союзные республики стали одну за другой принимать декларации о независимости. Однако эти документы были бессмысленны, если центр их не признавал. Союз Суверенных Республик по-прежнему стоял на повестке дня. 5 сентября 1991 года V Съезд народных депутатов СССР принял закон «О органах государственной власти Советского Союза в переходный период». Таким образом, был объявлен переходный период для формирования новой системы государственных отношений, разработки и подписания договора об образовании Содружества Независимых Государств. После этого Съезд народных депутатов был распущен по предложению Горбачева.
6 сентября Госсовет СССР принял решение о выходе трех прибалтийских республик (Латвии, Литвы и Эстонии) из состава СССР и признал их независимость. 14 ноября 1991 года руководители семи из 12 союзных республик (России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана) и Президент СССР Михаил Горбачев заявили о намерении подписать соглашение о создании Союза Суверенных Республик. . К ним должны были присоединиться Украина и Азербайджан. Однако после попытки августовского переворота Борис Ельцин скептически относился к Союзу Суверенных Республик и не собирался допускать его. Независимость Украины была провозглашена на референдуме 1 декабря. Борис Ельцин сразу же признал независимость Украины и заявил, что намерен подписать с ней двусторонний договор. ( Пихоя, 1998. С. 621 ).
На встрече с Горбачевым 5 декабря Ельцин сказал, что Союз Суверенных Республик без Украины не имеет смысла. Позже Ельцин сказал президенту США Джорджу Бушу-младшему, что только две из семи республик являются славянскими, а остальные мусульманскими, поэтому договориться невозможно. Чтобы Ельцин окончательно покончил с СССР, президент Белоруссии Шушкевич решил подписать соглашение с президентом Украины Кравчуком и начал переговоры. Без ведома Горбачева президенты трех республик встретились в Беловежской пуще. По словам Станислава Шушкевича, на встрече должен был присутствовать и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Однако вместо Беловежской пущи Назарбаев отправился в Москву. Назарбаев позже сказал о встрече в Беловеже: «Я бы никогда не подписал такое соглашение».
Итак, 8 декабря Шушкевич, Кравчук и Ельцин подписали соглашение о роспуске СССР и создании на его месте Содружества Независимых Государств. Ирония соглашения заключалась в том, что первым, кому Ельцин позвонил после подписания, был президент США. (Горбачев об этом еще не знал). Через день после подписания договора Горбачев заявил, что каждая союзная республика имеет право на выход из союза, но судьба многонационального государства не может решаться волей руководителей трех республик.
СССР еще можно было спасти. 11 декабря Комитет конституционного надзора заявил, что «СССР может быть распущен только в соответствующей конституционной процедуре». Кроме того, хотя Беловежские соглашения и были подписаны, документ должен был быть ратифицирован парламентами всех трех стран. 12 декабря 188 из 201 депутата Верховного Совета РСФСР проголосовали за соглашение при 6 голосах против и 7 воздержавшихся. Против распада СССР голосовала центристская фракция, членом которой был Сергей Бабурин. ( Пихоя, 1998. С. 623 ). За исключением двух депутатов, все экс-коммунисты поддержали развал СССР. В Верховном Совете Украины только один человек (Альберт Корнеев) проголосовал против соглашения. Единственным человеком в Верховном Совете Беларуси, который выступил против соглашения, был действующий президент страны Александр Лукашенко.
После того, как парламенты 3 государств ратифицировали создание СНГ, осталось еще 8 государств. На конференции в Алматы 21 декабря Молдова, Азербайджан, Армения, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан и Туркменистан подписали протокол в поддержку распада СССР и создания СНГ. ( Шумилов, 2008:547 ). 25 декабря в 19 часов Михаил Горбачев выступил по телевидению, чтобы объявить о своей отставке с поста Президента СССР. 26 декабря в Кремле в последний раз собрался Совет Республик — верхняя палата Верховного Совета СССР. На этом заседании депутаты от пяти азиатских республик, оставшихся до конца в составе Союза, подписали «Декларацию о роспуске Советского Союза как государства и субъекта международного права».
Распад СССР стал официальным.
Заключение (Причины распада СССР)Прежде чем анализировать наиболее важные факторы распада Советского Союза, мы должны понять, как управлялась страна. Россия была полуфеодальной страной в царские времена, с капиталистическими экономическими отношениями только в крупных городах. Марксистская теория не могла быть применена в этом типе государства. В царской России для этого требовались и буржуазно-демократическая революция, и индустриализация.
Лидер русских марксистов Ленин хотя и соглашался с первым утверждением, но не принимал второго. По Ленину, революционная партия могла захватить власть и начать индустриализацию, и для этого не требовался переходный период. Большевики пришли к власти 25 октября 19 года.17. Они выиграли гражданскую войну, длившуюся около четырех лет. Ленин считал, что с образованием СССР революция в Европе восторжествует. Однако революции, произошедшие в Европе в 1918-1920 гг., не принесли плодов. Государству пришлось выбирать новую цель. Эта цель называлась «стратегическим отходом от социализма» к государственному капитализму, новой экономической политике (НЭП).
После смерти Ленина власть захватил Сталин. Сталин считал, что под лозунгом «социализма в одной стране», выдвинутым Бухариным, социализм может экономически бороться с капитализмом. Основой этой борьбы были коллективизация и индустриализация. В 1936 Конституции Сталин провозгласил установление социализма в СССР. Следующей целью был коммунизм. В своем выступлении в 1952 году Сталин сказал, что он ожидает, что страна достигнет пика своего перехода к коммунизму в 1970 году. По словам Никиты Хрущева, коммунизм должен был быть установлен в 1980 году. Хрущев также был полностью против Маркса, говоря, что государственный институт не умрет при коммунизме.
При Брежневе, пришедшем к власти после Хрущева, идеал коммунизма был отодвинут на второй план и заменен лозунгом «развитого социализма». Андропов и Черненко находились у власти слишком короткое время, чтобы внести существенные изменения в советскую систему. Михаил Горбачев, пришедший к власти в 1985 году, унаследовал три основные проблемы, которые сформировались внутри правительства с 1930 года:
- Экономическая проблема
- Военно-ресурсная проблема
- Идеологическая проблема
1. В 1914 году Россия занимала восьмое место в мире по развитости промышленности. Индустриализация, проводившаяся при Сталине, имела большой успех. Одной из главных причин этого было изобилие природных ресурсов России. СССР кроме каучука ничего не ввозил. В этот период СССР был в значительной степени изолирован от мировой экономики. Сталин оставался приверженцем марксистской модели индустриализации, главной целью которой было равномерное развитие промышленности по всей стране. Крупные промышленные города строились в изолированных районах. В строительстве этих городов стали использоваться каторжники, а позднее немецкие военнопленные.
Советская экономика значительно выросла при Сталине, уступая только Соединенным Штатам по ВВП. Однако с приходом к власти Хрущева темпы роста, достигнутые в 1950-е годы, постепенно снижались. Если в 1966—1970 годах национальный доход вырос на 7,2%, то в 1971—1975 годах он упал до 5,1%, в 1976—1980 годах — до 3,8%, а в 1981—1985 годах — до 3,1%. ( Саква, 1999:413 ).
В 1960-е годы Советский Союз вышел на мировой рынок как крупный экспортер нефти, а в 1970-е годы — как экспортер природного газа. В результате арабо-израильской войны, начавшейся 19 окт. 73 года и последующее нефтяное эмбарго, объявленное арабскими государствами, цены на нефть выросли в четыре раза. Используя растущие доходы от нефти, ослабленная советская экономика смогла удовлетворить потребности своего огромного военно-промышленного комплекса. Сельское хозяйство, напротив, находилось в упадке. При Хрущеве СССР начал импортировать зерно, и эта политика продолжалась и при Брежневе. (Интересно, что СССР смог провести индустриализацию благодаря доходам от экспорта зерна).
Импорт продовольствия теперь необходим для предотвращения нехватки продовольствия и социальной нестабильности. Нефть использовалась для выполнения сельскохозяйственного плана. Председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин позвонил министру нефтяной и газовой промышленности и сказал: « Плохо с хлебом. Дайте мне три миллиона тонн [нефти] сверх плана. » ( Ергин, 2016:29 ). Рост цен на нефть позволил Советскому Союзу продолжать свою деятельность, не реформируя свою экономику и не меняя своей внешней политики. Советское руководство не воспринимало всерьез возможность падения цен на нефть когда-нибудь и не было готово к такому развитию событий. Таким образом, Горбачев, пришедший к власти в 1985 году, столкнулся с серьезными проблемами. В 1986 году избыток предложения и падение мирового спроса вызвали обвал цен на нефть. Страна потеряла значительную часть валютных поступлений. Хотя советская нефтяная промышленность продолжала наращивать добычу, этого было недостаточно, чтобы спасти тонущую экономику.
Еще одной серьезной проблемой была нехватка некоторых видов одежды и товаров. В первые дни пребывания Горбачева у власти он даже создал комиссию для решения проблемы женских колготок. Горбачев сокрушался: « Представьте себе страну, которая летает в космос, запускает спутники, создает такую систему защиты, а проблему женских колготок решить не может. » ( Ергин, 2016:30 ). Не хватало также зубной пасты и стирального порошка. В стране была официальная плановая экономика и теневая экономика, причем последняя росла быстрее первой. Горбачев не понимал, как работает советская экономика. Поэтому вместо того, чтобы исправить ситуацию, он провел множество экономических реформ, которые ее усугубили.
2. Советский Союз нужно было защищать, чтобы построить коммунизм во всем мире и защитить себя. На советский военно-промышленный комплекс приходилось не менее 40% национального дохода. Точную цифру не знал никто, даже вождь. ( Макколи, 2007:442 ). Только при Горбачеве расходы на оборону сократились. Расходы на вооружение наносили ущерб Советскому Союзу. Гонка вооружений была одной из многих причин гибели страны.
С другой стороны, СССР тратил много средств на революционные движения в других республиках и других социалистических государствах. Одной из наиболее дотационных стран СССР была Германская Демократическая Республика. ГДР была бедна ресурсами, поэтому получала постоянную поддержку от СССР. Во время перестройки премьер-министр ГДР Ганс Модров писал Горбачеву в ответ на сокращение советской помощи: « Германская Демократическая Республика — дитя Советского Союза. Пожалуйста, позаботьтесь о нас ». Как ни странно, государства Варшавского договора стремились создать торговый дефицит с Советским Союзом, потому что это означало, что они получали кредит от Москвы. С их точки зрения, это было рациональное экономическое поведение. Влияние Советского Союза в странах третьего мира также было сильным. Такие страны, как Эфиопия, Ангола, Мали, Демократическая Республика Конго и Мозамбик, боролись против западного империализма. Как интернациональное государство СССР должен был помогать этим крестоносцам. Другие коммунистические государства, такие как Лаос и Вьетнам, также ожидали советской щедрости. Среди стран, поддерживаемых Советским Союзом, больше всего благоприятствовала Куба. Советский Союз платил за кубинский сахарный тростник по ценам, значительно превышающим цены мирового рынка, и отдавал ему все почти бесплатно.
Помощь оказывалась также коммунистическим кругам и партиям европейских стран и США. У СССР были очень хорошие отношения с западными коммунистическими партиями, особенно с Коммунистической партией Италии. Коммунистическая партия США также финансировалась непосредственно из Москвы. Наиболее разрушительной для Советского Союза была афганская кампания. В этой войне, длившейся 10 лет, СССР понес большие материальные и человеческие потери. По словам Горбачева, Афганистан был «открытой раной». Эта катастрофическая авантюра закончилась 19 февраля.89. Чтобы избавиться от финансового бремени, СССР вывел свою армию сначала из Афганистана, а затем из Восточной Европы. Хотя Горбачев был союзником Ирака, он не поддержал Саддама Хусейна во время вторжения последнего в Кувейт 1 августа 1990 года. СССР доживал свои последние дни. Государству нужны были западные кредиты, чтобы выжить.
Американцы предложили Горбачеву 1,5 миллиарда долларов на покупку зерна. В июле в Лондоне он снова попросил много денег, напомнив президенту Бушу, что Запад нашел 100 миллиардов долларов для ведения войны в Ираке. Буш отказался. ( McCauley, 2007: 434 ).
СССР висит на волоске.
3. Идеологическая деградация была, возможно, самым важным фактором в распаде Советского Союза. Главным виновником идеологической деградации был Сталин. Именно при Сталине была нарушена система демократического выбора, свободы слова и коллективного управления в Политбюро. Подавляющее большинство членов-основателей государства (ленинская старая гвардия) были убиты в ходе репрессий 19-го века.30 с. Политбюро уже превратилось в упрямую группу людей, которые принимали каждое слово Сталина и аплодировали каждой его идее. Именно отсутствие свободомыслия и плюрализма привело к тому, что к власти в государственном аппарате пришли не настоящие коммунисты, а альпинисты.
Реальные последствия этого можно увидеть в правлении Хрущева и Брежнева. При Брежневе государственный аппарат стал полностью коррумпированным, а хищение социалистической государственной собственности стало обычным явлением. Каждый рабочий что-то воровал у предприятия, где работал, каждый крестьянин воровал у своего колхоза. Рабочие все больше отрывались от своей работы, больше не считая социалистическую государственную собственность своей. Социалистическое соревнование не могло заменить рыночные институты. Инженеру платили меньше, чем рабочему, а бригадиру — столько же, сколько его подчиненным. Не было стимула работать. Честные люди не могли быть представлены на должностях, потому что бюрократы были коррумпированы.
Все эти факторы более ярко проявились в годы перестройки. В 1990 году министр финансов России заявил, что только 20% членов партии являются марксистами. Другой аналитик сказал, что треть членов партии были приверженцами марксизма, а три четверти состояли в партии только для того, чтобы продвинуться по карьерной лестнице. Идеологическая деградация особенно проявилась в распаде комсомола. Комсомол вырастил умных капиталистов вместо честных коммунистов. Некоторые олигархи, такие как Михаил Ходорковский, начали зарабатывать деньги еще в комсомоле. Многие российские олигархи уже были долларовыми миллионерами при Горбачеве. Например, Михаил Фридман разбогател, продавая билеты в театр на черном рынке. Фридман, в настоящее время один из самых богатых людей России, теперь возглавляет Альфа-банк.
Смерть идеологии проявляется и в голосовании в Верховном Совете РСФСР о роспуске СССР. В 86-процентном коммунистическом парламенте только семь человек проголосовали против распада СССР. Через год каждый политик образовал партии с разной идеологией, появились совершенно разные взгляды на жизнь и социально-экономические отношения. Как говорится, крысы первыми покидают тонущий корабль.
СсылкиСаква, Ричард (1999) Взлет и падение Советского Союза , 1917-1991
Макколи, Мартин (2007) Взлет и падение Советского Союза
Янаев Геннадий (2010) ГКЧП против Горбачева: за послед. СССР [Янаев Геннадий, ГКЧП против Горбачева: Последняя битва за СССР ]
Шумилов, Михаил (2008) История России: конец XIX-начало XXI веков [Шумилов, Михаил, История России: Конец XIX века –начало 21 века]
Пихоя, Рудольф (1998) Советский Союз: История Власти 1945–1991 [Пихоя, Рудольф, Советский Союз: История власти 1945–1991]
Ергин, Даниил (2012) и переделка современного мира
Почему распался СССР? Часть I
Почему распался СССР? Часть II
Руководство по славянской каталогизации — Авторизованные точки доступа для стран и территорий на постсоветском пространстве
В этой главе подробно описаны авторизованные точки доступа для стран, которые ранее были республиками в составе Советского Союза. Эти точки доступа включают заголовки для исторических и современных объектов. В главе также рассматриваются авторизованные точки доступа для некоторых групповых заголовков области. Примечания, представленные на протяжении всей главы, частично взяты из основной части соответствующей записи в авторитетном файле имен Библиотеки Конгресса или в тематическом авторитетном файле (более подробные примечания об использовании предмета взяты в основном из изучения разрешенных исторических подразделений для рассматриваемой страны).
Более подробное обсуждение применения предметных рубрик для данной области см. в следующих главах: Россия / Советский Союз / Россия (Федерация) Предметные рубрики и бывшие советские республики: национальные и наднациональные предметные рубрики.
Авторизованные точки доступа, выделенные жирным шрифтом в этом руководстве, сопровождаются, где это применимо, [1] соответствующим кодом[ами] географической области MARC и [2] соответствующим кодом[ами] страны MARC.
Комплектация:
Отдельные страны A-K
Отдельные страны L-U
Заголовки групп
Армения (Республика) (e-ai—) (ai)
Азербайджан (e-aj—) (aj)
Беларусь3 (e-bw—) (bw)
Эстония (e-er—) (er)
Грузия (Республика) (e-gs—) (gs)
Казахстан (e-kz—) (kz)
Кыргызстан (e-kg—) (kg)
Латвия (e-lv—) (lv)
Литва (e-li—) (li)
Молдова (e-mv—) (mv)
Россия (Федерация) (e-ru—) (ru )
Таджикистан (e-ta—) (ta)
Туркменистан (e-tk—) (tk)
Украина (e-un—) (un)
Узбекистан (e-ur-uz) (uz)
Заголовки групп
Этот раздел начинается с Имперской России и Советского Союза, за которыми следуют некоторые заголовки групп для меньших разделов в пределах занимаемого ими пространства в алфавитном порядке.
Российская империя и Советский Союз (e-ur—) (ru)
Прибалтийские рубрики
Раннесоветские образования в Средней Азии
Киевская Русь (e-bw— /e-ru— /e-un—)
Средневековое восточнославянское государство, территориально простиравшееся от Балтики до Черного моря от Волги на востоке до Карпат на западе, охватывая все или части многих современных государств. Считается прародителем украинского, белорусского и русского народов.
Ориентировочные даты Киевской Руси охватывают период с 862 по 1237 год.
Обратите внимание на отсутствие «мягкий знак» в конце слова «Русь» в английском языке (русская форма названия — Киевская︠а︡ Русь ’ ).
Киевская Русь не была прямым предшественником какого-либо единого географического или юрисдикционного образования.