Какие особенности государственного устройства имела золотая орда: общественный и государственный строй и ее влияние на развитие русского государства и права

Общественное устройство Золотой Орды.

Золотая Орда не имела четко определенных границ. Ее власть рас­пространялась не столько на территорию, сколько на народы и племена, находившиеся на разных стадиях социально-экономического и культурного развития, исповедовавшие различные религии. Сами монголы у покоренных народов получили двойное название — монголо-татары (от названия одного из самых многочисленных монгольских племен — татар).

Общественный строй:

Социальная структура отражала пестрый классовый и национальный состав. Четкой сословной организации общества не было. Статус подданного Золотой Орды зависел от происхождения, заслуг перед ханом и его родом, от должности в военно-административном аппарате.

В военно-феодальной иерархии господствующее положение занимал аристократический род потомков Чингиз-Хана и его сын Джучи. Род владел всей землей государства, ему принадлежали слуги и рабы, военная добыча, государственная казна и т.

д. Хан имел самый богатый и большой улус типа домена. Джучиды имели преимущественное право на занятие высших государственных постов. Им присваивались государственные и военные титулы и звания.

Следующая ступень в военно-феодальной иерархии ЗО — нойоны. Не являясь членами рода Джучидов, вели свои родословные от сподвижников Чингиз-хана и их сыновей. Нойоны имели множество слуг и зависимых людей, огромные стада. Часто назначались ханами на ответственные военные и государственные должности: даругов, темников, тысячников, баскаков и др. Награждались тарханными грамотами, освобождавшими от различных повинностей и обязанностей. Знаками их власти являлись ярлыки и пайцзы.Особое место — многочисленные нукеры — дружинники крупных феодалов. Они или находились в свите своих сеньоров, или занимали средние и низшие военно-администра­тивные должности — сотников, десятников и др. Эти должности позволяли извлекать значительные доходы с населения территорий, где были размещены воинские подразделения и где нукеры занимали административные должности.

К господствующим классам относилось мусульманское духовенство, купцы и богатые ремесленники местные феодалы, родовые и племенные старейшины и вожди, крупные землевладельцы. Крестьянство земледельческих районов, городские ремесленники, слуг находились в различной степени зависимости от государства и феодальных владык.

Рабство: пленники и жители завоеванных земель. Рабы использовались в ремесленном производстве, строительстве, в качестве слуг феодалов. Много рабов продавалось в страны Востока. Однако большинство рабов как в городах, так и в сельском хозяйстве через одно-два поколения становились феодально-зависимыми или получали свободу.

Золотая Орда не имела четко определенных границ. Ее власть рас­пространялась не столько на территорию, сколько на народы и племена, находившиеся на разных стадиях социально-экономического и культурного развития, исповедовавшие различные религии. Сами монголы у покоренных народов получили двойное название — монголо-татары (от названия одного из самых многочисленных монгольских племен — татар).

Государственный строй:

Верховная, деспотическая власть принадлежала хану, возводимому на престолкурултаем. Им становился старший сын предшествующего хана или другой ближайший родственник из чингисидов. Хан являлся верховным собственником и распорядителем всех земель в государстве, которые раздавал родичам и должностным лицам. Он был главой вооруженных сил, производил назначения и смещения все высших должностных лиц. Самим ханом или от его имени осуществлялись внешнеполитические акции, в том числе объявление войны и заключение мир, Был он верховным судьей, его воля считалась законом.

Коллегиальный орган — курултай, в котором участвовали сыновья хана, его ближайшие родственники (царевичи), вдовы ханов, эмиры, нойоны, темники и др. На курултае решались вопрос войны и мира, наиболее важные споры и распри между представителями феодальной верхушки, объявлялись решения хана. Воля хана, его решение на курултае являлись неоспоримой. Курултаи созывались эпизодически и проходили в торжественной обстановке.

В Золотой Орде сложилась своеобразная система цен­тральных органов управления, многие черты были заимствованы от восточных деспотических государств (Китая, Персии, среднеазиатских ханств). В конце XIII в. появились

диваны (канцелярии)для ведения дел по различным отраслям управления. Диваны находились в подчинении высших должностных лиц, назначаемых ханом, выполняли их поручения, давали им различные сведения о положении дел в отраслях управления или на местах. Четкого разграничения компетенции диванов по отраслям управления не было.

Визирь: высшее должностное лицо, в его ведении находились ханская казна и общее управление делами государства от имени и по поручению хана.

Бекляри-бек — военное управление в государстве, направлял военную деятельность эмиров, темников и тысячников. Бекляри-бек в источниках часто называется старшим, главным эмиром при хане.

Букаул, ведавший снабжением, вооружением, довольствием воинских подразделений и гарнизонов, учетом военной добычи, ее доставкой и распреде­лением по указаниям хана и высших должностных лиц.

Военная организация ЗО была основой ее государственности. Многие носители государственной власти являлись командирами соответствующих воинских подразделений. Многочисленная конница, состоявшая из монголо-татар, кыпчаков и других кочевых племен и народов.

Темники, тысячники — высший командный состав, состоял из представителей рода джучидов-царевичей и знатных нойонов. Все командиры были связаны между собой своеобразными сеньорально-вассальными отношениями. Чингиз-хан организовал разведывательную службу. Впоследствии секретная служба была учреждена и для собственного государственного аппарата, охватила значительные слои населения, в том числе феодальную верхушку.

Судебная власть не была отделена от административной.Хан, другие государственные органы сами осуществляли правосудие по всем делам — уголовным, гражданским и пр. Однако в связи с неуклонной исламизацией Золотой Орды в конце XIII — начале XIV в. были учреждены исламские суды кадиев во главе с верховным кадием государства. Эти суды рассматривали главным образом дела, связанные с нарушением требований Корана, т.е. религиозные и брачно-семейные. Кроме того, в городах для разбора гражданских дел назначались специальные судьи-яргучи. У кочевых народов ЗО существовали традиционные суды родовых старейшин-биев. Судебный и административный произвол, внесудебная расправа являлись характерными чертами судебной системы военно-феодального государства Золотой Орды.

Право.

Источником права в Орде — Великая Яса Чингиз-хана, составленная в 1206 г.в качестве назидания его преемникам, состоявшая из 33 фрагментов и 13 изречений самого хана.

Яса содержала главным образом правила военной организации монгольского войска и нормы уголовного права. Она отличалась беспримерной жестокостью наказаний не только за преступления, но и за проступки. Источниками права были также нормы обычного права кочевых народов. По мере исламизации Золотой Орды в ней начал действовать шариат. Он применялся главным образом в городах и местностях с оседлым населением.

Устные и письменные распоряжения и предписания ханов являлись для подданных, в том числе для феодальной знати, высшим законом, подлежащим немедленному и беспрекословному исполнению. Они применялись в практике государственных органов Золотой Орды и высших должностных лиц государства.

Право ЗО характеризуют крайняя жестокость, узаконенный произвол феодалов и должностных лиц государства, архаичность и формальная неопределенность. Даже Яса Чингиз-хана стала нам известна не как единый писаный акт, а из отдельных упоминаний и выдержек, содержащихся в различных неправовых источниках.

Только нормы шариата были письменными и в этом отношении выгодно отличались от других правовых источников.

Имущественные отношенияв Золотой Орде регулировались обычным правом и были весьма запутаны. Это особенно относится к земельным отношениям — основе феодального общества. Право собственности на землю, на всю территорию государства принадлежало господствующему ханскому роду Джучидов. В условиях кочевого хозяйства наследование земли было затруднительным. Поэтому оно имело место преимущественно в земледельческих районах.

В ханском роде особым объектом наследования выступала власть, причем политическая власть совмещалась с правом собственности на землю улуса. Наследником здесь считался младший сын.

Семейно-брачное право

регулировалось старинными обычаями и в меньшей степени шариатом. Главой патриархальной полигамной семьи являлся отец. Он был собственником всего имущества семьи, распоряжался судьбой подвластных ему членов семьи. Так, отец обедневшей семьи имел право отдавать своих детей за долги в услужение и даже продавать в рабство. Количество жен не было ограничено (у мусульман законных жен могло быть не более четырех). Дети жен и наложниц юридически были в равном положе­нии при некоторых преимуществах сыновей от старших жен и законных жен у мусульман. Власть мужа над женой устанавливалась заключением брака, одной из форм которого являлось действительное или обрядовое похищение невесты.

Уголовное правоотличалось исключительной жестокостью. Жестокость, организованный террор являлись одним из условий установления и охранения длительного господства над покоренными народами. По Великой Ясе смертная казнь полагалась за измену, неповиновение хану и другим феодалам, самовольный переход из одного военного подразделения в другое, неоказание помощи в бою, сострадание пленнику в виде оказания ему помощи пищей и одеждой, ложь перед старшими в суде, присвоение чужого раба или бежавшего пленника, в нек.

случ. за убийство, имущественные преступления, супружескую неверность, скотоложство, подсматривание за поведением других и в особенности знати и начальства, волшебство, казнили даже тех, кто в застолье подавился костью. Смертная казнь, как правило, производилась публично и способами, характерными для кочевого образа жизни, — посредством удавливания на веревке, подвешенной к шее верблюда или лошади, волочения лошадьми.

За бытовое убийстве допускался выкуп в пользу родичей потерпевшего. Размер выкупа определялось социальным положением убитого.

Влияние государства Золотая Орда на развитие русской средневековой государственности | Рефераты История

Скачай Влияние государства Золотая Орда на развитие русской средневековой государственности и еще Рефераты в формате PDF История только на Docsity! Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Российская таможенная академия» Владивостокский филиал Кафедра теории и истории государства и права КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «История государства и права России» на тему: «Влияние государства Золотая Орда на развитие русской средневековой государственности» Выполнил: Прокопчук Наталья Сергеевна студент 1 курса заочной формы обучения юридического факультета, группа Юб03/1901 ЗВ л Руководитель: Н. А. Беляева (инициалы, фамилия) доктор ист. наук, профессор 3 (уч. степень, уч. звание) Оценка ___________________________ Подпись ___________________________ « » ________________________ 2019 г. Владивосток 2019 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение …………… нение иначе нннн и 3 Глава 1. Образование Золотой Орды ……….. 4… енннннннии 6 Глава 2. Влияние Золотой Орды на формирование русского государства………….. 4. 9 Заключение ……………. нии нина неннна 18 Список использованных источников …………. ен енаньньнан 21 Орда всё-таки имела власть над Русью, и наиболее точно эту власть характеризует слово «иго». Таким образом, цель моей работы – выявить заимствования государственного устройства Русью у Золотой Орды. Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Рассмотреть появление и особенности государственного устройства Золотой Орды 2. Проанализировать условия становления государства Русь в период феодальной раздробленности 3. Выяснить причины заимствования органов власти и их особенности 5 ГЛАВА 1. ОБРАЗОВАНИЕ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ Монгольские племена в XII в. занимались скотоводством и охотой на зверя; жили они тогда в кошемных кочевых кибитках. Кочевать заставляла их необходимость перемены пастбищ для их скота. Монголы жили родовым бытом. Делились на рода, племена и. Монгольское общество XII в. делилось на 3 класса: степную аристократию, простолюдинов и рабов, которых, однако, не продавали. В то время монголы исповедовали шаманизм. В 1206 году на реке Ононе собрались вожди кочевых племен на курултай, где провозгласили своим верховным вождем Темучина — одного из удачливых степных вожаков и нарекли его Чингисханом. Этот курултай сыграл трагическую роль в судьбе всей Древней Руси. Чингисхан силой объединил под своей рукой всех монголов, некоторые соседние племена и на основе родового признака создал войско, которому в XII — XIII веках, в эпоху развитого феодализма, в среднеазиатских государствах, на Руси и в Европе равных не было. Рядовой единицей этого войска была десятка – семья, ближайшие родственники одной юрты, одного аила. Потом следовала сотня, в нее входили люди одного рода. Тысяча могла объединять два или три аила, далее шла тьма – десятитысячный отряд [4]. Новое государство монголо-татар, как и в других странах, на ранней стадии развития феодализма отличалось силой и монолитностью. Знать была заинтересована в расширении пастбищ и организации походов на соседние земледельческие народы, которые находились на более высоком уровне развития. Большинство из них, как и Русь, переживало период феодальной раздробленности, что значительно облегчало осуществление завоевательных планов монголо-татар. До своей смерти в августе 1227 г. Чингисхан сумел заложить территориальную основу новой огромной 6 империи, которую составили не только народы, жившие и непосредственном соседстве с Монголией, но и Китай, и Средняя Азия, и степи к западу от Иртыша. В процессе подчинения значительной части континента к монголам присоединялись многочисленные кочевники. Смерть Чингиса не изменила политики его наследников. Без знания истории и путей развития огромного, мощного, во многом необычного и кровожадного государства, без изучения его роли в истории средневековой Руси нельзя понять многих сторон формирования Российского государства. В чём же секрет побед монголо-татар? Монгольской армии не требовалось длительной подготовки к войне. Сам образ жизни кочевника располагал к тому, чтобы в любое время оседлать коня и выступить в поход. Жилища монголов были полностью приспособлены для длительного пути. Любимым оружием монголов был лук, стрелы которого поражали цели на расстоянии сотен метров. У многих имелись копья и сабли, а также аркан. В ходе завоевательных походов армия монголов научилась пользоваться осадными орудиями: таранами и метательными устройствами. Обычно кочевое войско делилось на 3 части: центр и 2 фланга. Когда начиналось сражение, центр притворно отступал, заманивая противника, и если тот углублялся в монгольские позиции, в предвкушении победы теряя осторожность, то фланги наносили удар с двух сторон, а центр разворачивался и возобновлял битву. Умелое ведение боёв, многочисленное, очень сильное и дисциплинированное войско, использование политической ситуации в государствах, хитрость и коварство, разрозненность в действиях княжеских дружин и городских ополчений помогали монголам одерживать одну победу за другой. Раздробленность русских земель сыграла роковую роль, не позволив отразить вторжение завоевателей. Выжженная, разграбленная Русь была 7 приносили внутренние междоусобные распри, то и дело доходившие до кровавых столкновений [3]. В соответствии с порядками, принятыми в Монгольской империи, все уцелевшие во время нашествия князья обязаны были явиться к Батыю и получить от него «ярлык» – жалованную грамоту, подтверждающую полномочия на управление княжеством. Во внутренние дела русских княжеств монгольские ханы не вмешивались. Это было признанием зависимости и юридическим оформлением ордынского ига. Но фактически иго оформилось значительно позднее, в 1257 г., когда была проведена перепись русских земель ордынскими чиновниками – «численниками» и установлена регулярная дань. В русских городах появились откупщики дани – баскаки, которые контролировали деятельность русских князей. По «доносам» баскаков из орды приходило карательное войско и расправлялось с непокорными. На угрозе карательных походов за любые попытки неповиновения и держалась власть Золотой Орды над Русью. Вопрос о влиянии монголо-татарского нашествия и установления ордынского владычества на историю России издавна принадлежит к числу дискуссионных. Можно выделить три основные точки зрения на эту проблему в отечественной историографии. Во-первых, это признание очень значительного и преимущественно позитивного воздействия завоевателей на развитие Руси, подтолкнувшего процесс создания единого Московского (Российского) государства. Основоположником такой точки зрения был Н. М. Карамзин, а в, 30-е годы нашего века она была развита так называемыми евразийцами. В то же время они в отличие от Л. Н. Гумилева, нарисовавшего в своих исследованиях картину добрососедских и союзнических отношений Руси и Орды, не отрицали таких очевидных фактов, как разорительные походы монголо-татар на русские земли, взимание тяжелой дани [6,8]. 10 Другие историки (среди них С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, С. Ф. Платонов) оценивали воздействие завоевателей на внутреннюю жизнь древнерусского общества как крайне незначительное. Они полагали, что процессы, шедшие во второй половине XIII – XV в., либо органически вытекали из тенденции предшествующего периода, либо возникали независимо от Орды [7]. Наконец, для многих историков характерна как бы промежуточная позиция. Влияние завоевателей расценивается как заметное, но не определяющее развитие Руси (при этом однозначно негативное). Создание единого государства, как считают Б. Д. Греков, А. Н. Насонов, В. А. Кучкин и другие, произошло не благодаря, а вопреки Орде [9]. Орда стремилась активно воздействовать на политическую жизнь Руси. Усилия завоевателей были направлены на то, чтобы воспрепятствовать консолидации русских земель путем противопоставления одних княжеств другим и их взаимного ослабления. Иногда ханы шли в этих целях на изменение территориально- политической структуры Руси: по инициативе Орды формировались новые княжества (Нижегородское) или делились территории старых (Владимирское). Великий князь Александр Ярославич Невский проводил по отношению к Золотой Орде осторожную и дальновидную политику. Он старался поддерживать с ханом мирные отношения, чтобы предотвратить новые опустошительные вторжения и восстановить страну. Главное внимание он уделял борьбе с крестоносной агрессией и сумел обезопасить северо-западную границу. Такую же политику продолжало и большинство его преемников. Чтобы не дать Руси чрезмерно усилиться, ордынские ханы решили создать совершенную систему ордынского контроля над политической 11 жизнью всей Руси. Наибольшее распространение получило сталкивание ведущих князей друг с другом. Орда создает два великих княжения на Руси, чтобы, сталкивая эти два княжества и князей друг с другом, контролировать Южную и Северо-Восточную Русь. В противовес Александру Невскому выставили Даниила Галицкого. Даниил занял позицию противника Орды, но, не имея достаточно сил, вынужден был сложить оружие. Александр же, понимая, что в военном плане Русь была бессильна перед Ордой, пошел на поклон ханам, давая Северо-Восточной Руси необходимое время на восстановление нанесенных Батыем разрушений. За мир с Ордой, за спокойствие на Русской земле надо было платить. Александру пришлось оказать содействие ордынским чиновникам в переписи русских земель для регулярного взимания дани. Влияние Орды распространялось как на политические, так и на экономические аспекты жизни Северо-Восточной Руси. Но Александр развил очень бурную деятельность, заключив в 1262 году договор с Миндовгом, литовским князем, против Ордена, что напугало ордынскую дипломатию. Не без ее участия в 1263 году в княжеской междоусобице был убит Миндовг, а Александр был вызван в Орду и умер на обратном пути при загадочных обстоятельствах. Орде была выгодна смерть Александра и политика сталкивания претендентов на великокняжеский престол после его смерти. Наследники его начали между собой многолетнюю борьбу за власть. Война следовала за войной, и князья не стеснялись приводить с собой на Русь отряды татар. Владимиро-Суздальская Русь постепенно рассыпалась на мелкие и микроскопические уделы. Великие князья владимирские уже не имели настоящей власти. Прежние центры Северо-Восточной Руси к концу XIII в. потеряли былую силу и богатство. Люди бежали в земли, отдаленные от традиционных маршрутов татарских набегов, скрытые лесами. И на смену издревле славным городам приходят новые центры. 12 средством накопления Москвой значительных богатств, а также мерой воздействия на другие русские земли. Калита, не прибегая к помощи оружия, политикой щедрых подношений ханам и взяток ханским чиновникам смог существенно расширить территорию московского княжества за счет галичского, угличского и белоозерского княжеств. Усиление Москвы приводит к тому, что митрополит переносит сюда свою резиденцию; город, тем самым, становится церковным центром Руси. Достигнутое Москвой в княжение Калиты значительное превосходство в материальных и людских ресурсах было подкреплено возведением в 1367 г. каменного Кремля, усилившего военно-оборонительный потенциал Московского княжества. Сын Калиты Симеон уже претендовал на титул «великого князя всея Руси» и за свое высокомерие получил титул «Гордого». Внешняя политика Калиты была направлена на сохранение видимости полной покорности перед татарами, чтобы не давать повода к новым вторжениям. В его княжение набеги прекратились. Со второй половины XIV в. начинается второй этап объединительного процесса, основным содержанием которого были разгром Москвой своих главных политических соперников и переход от утверждения за Москвой ее политического главенства на Руси к государственному объединению вокруг нее русских земель и организации общенародной борьбы за свержение ордынского ига. Многие историки именно этот момент отмечают в качестве определившего процесс формирования государственности. Со второй половины XIV в. начали проявляться признаки феодального дробления и общего ослабления Золотой Орды, внутри ее стали выделяться самостоятельные и полусамостоятельные «орды». Затяжные усобицы между соперничавшими группировками феодальной знати в Орде сопровождались сменой ханов или же одновременным 15 правлением двух враждовавших ханов. Отношения между Ордой и Русью становились крайне неустойчивыми и напряженными. Резко возросло число набегов ордынских правителей на русские земли, особенно на соседние с Ордой Нижегородскую и Рязанскую земли. Начавшийся распад Орды был временно приостановлен пришедшим к власти в конце 70-х годов темником Мамаем. Объединив почти все силы Орды, Мамай начал подготовку к походу на Русь, поставив наряду с обычными грабительскими целями также задачи восстановления ослабевшей власти над русскими землями и, прежде всего, разгрома Московского княжества. Однако поход этот, закончившийся разгромом войск Орды в Куликовской битве, показал, что Москва реально становится сильным независимым центром русских земель. Разгром Мамая, и последовавшие за этим ордынские неурядицы, которые привели к окончательному распаду грабительского государства, демонстрация превосходства русского военного искусства над военным искусством врага, усиление государственной власти на Руси — заметные последствия битвы на Куликовом поле. Вместе с этим Куликовская битва положила начало возрождению национального самосознания русского народа. Но уже через два года у московского князя не нашлось достаточно сил, чтобы противостоять новому набегу, на этот раз хана Тохтамыша. Орде снова удалось предотвратить чрезмерное усиление Московского государства. Эпоха Ивана III — эпоха сложнейшей работы русской дипломатии, эпоха укрепления русского войска, необходимого для обороны Русского государства. Для того, чтобы нейтрализовать ставку литовского князя на окатоличивание церкви, Иван женится на Софье Палеолог, племяннице последнего императора Византии. Тем самым Иван становится преемником императоров Византии и получает законный титул «государь всея Руси». 16 В 1480 году Иван III стал подготавливать политическую почву для свержения ордынского ига. Как только в Москве получили известие, что хан Ахмат со всей своей силой направляется к Дону, великий князь выставил полки на Оке. Хан Ахмат, узнав, что на Оке выставлены сильные полки, пошел к Калуге, на соединение с польскими и литовскими войсками. Определив направление похода Орды, Иван III перехватил её на реке Угре. Москва тем временем была осаждена. 11 ноября 1480 года, день ухода хана Ахмата с берегов Угры, принято считать днем полного освобождения Русской земли и русского народа от ордынского ига, от какой-либо зависимости от ханов Золотой Орды. 17 жить самодовлеющей, обособленной одна от другой экономической жизнью. Можно отметить три главные особенности формирования русской государственности. Это, во-первых, боевой строй государства. Вторую особенность составлял неправовой характер внутреннего управления и общественного состава. Централизация сопровождалась закрепощением крестьянства и усилением сословной дифференциации. Третьей особенностью московского государственного порядка была неограниченная верховная власть с неопределенным пространством действия. Византийское и восточное влияние обусловили сильные деспотические тенденции в структуре и политике власти. Основной опорой самодержавной власти стал не союз городов с дворянством, а поместное дворянство. Именно эти особенности и определили историческое развитие державы на последующие столетия. 20 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Российское законодательство Х-ХХ вв. В 9 т. / под общ. ред. О. И. Чистякова. М.: Юридическая литература, 1984-1994 гг. 2. Хрестоматия по истории государства и права России / сост. Ю. П. Титов. М., 1997. 3. Батыш-Каменский Д. Н. История Малой России. – Киев: Час, 1993. – 398 с. 4. Вернадский Г.В. Монголы и Русь. – М.: Наука, 1997. – 178 с. 5. Горская Н. А. Историческая демография России эпохи феодализма. – М.: Знание, 1994. – 153 с. 6. Гумилёв Л.Н. Древняя Русь и великая степь. – М.: Мысль, 1993. – 252 с. 7. История отечественного государства и права: учеб. пособ. для бакалавров / под ред. Н.В. Михайловой Г.Ю. Курсковой. – М.: Юнити, 2012. – 648 с. 8. Карамзин Н.М. История государства Российского: Кн. 2. – М, 1994. – 200 с. 9. Каргалов В.В. Конец ордынского ига. – М.: Наука, 1980. – 142 с. 10. Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Новая хронология и концепция древней Руси, Англии и Рима: Т.1. – М.: Издат. Отдел УНЦ ДО МГУ, 1996. – 215 с. 11.Федоров-Давыдов Г. А. Общественный строй Золотой Орды. – М.: Прогресс, 1987. – 130 с. 21

Изменение климата и расцвет империи. Идеи

В своей недавней книге Глобальный кризис: война, изменение климата и катастрофа в семнадцатом веке Джеффри Паркер утверждает: включать погоду в свои анализы». В целом это верно, и дистанция между историками и погодой, возможно, не уменьшилась (на самом деле, могла быть подчеркнута) за счет эволюции истории окружающей среды как отдельной области исторических исследований. Более того, хотя сбор исторических климатических данных никогда не был более надежным, случаи сотрудничества между учеными и историками все еще очень редки. В 2006 году Национальный научный фонд запустил программу исследований связанных природных и человеческих систем, которая отражает необходимость моделирования взаимодействия между обществами и окружающей средой. Однако немногие из профинансированных до сих пор проектов связаны с долгосрочной исторической перспективой или затрагивают актуальные исторические вопросы. Одно из них, профинансированное в прошлом году, называется «Плювиалы, засухи, энергетика и Монгольская империя», и его возглавляют Нил Педерсон, Эми Хессл, Начин Баатарбилег, Кевин Анчукайтис и я.

Основываясь на данных, собранных учеными-климатологами в Монголии за несколько лет, проект направлен на изучение изменения климата в связи с определенным набором обстоятельств, а именно приходом к власти Чингисхана (или Чингисхана) и началом одного из самые замечательные события в мировой истории. Все знают Чингисхана, но никто до сих пор не смог ясно объяснить процесс, благодаря которому монголы стали такими могущественными, и почему они почувствовали необходимость покинуть Монголию и завоевать большую часть евразийского континента. Все страны от Китая до Черного моря, включая Среднюю Азию, Россию, Иран и части Ближнего Востока, оказались под властью монголов на протяжении большей части тринадцатого и значительной части четырнадцатого веков. Однако наследие монгольского правления продолжало ощущаться во всех этих регионах и в наши дни. Монгольские армии вышли даже за пределы этих земель: они вторглись в Польшу, Венгрию и Центральную Европу, дойдя до Вены. Хотя воспоминания, которые они оставили, были не совсем приятными (Апокалипсис часто использовался как подходящая метафора), европейцы были заинтригованы и в конце концов нашли основания взглянуть на монголов в более позитивном свете и попытаться узнать о них больше.

Первые исследовательские контакты были установлены францисканскими и доминиканскими миссионерами. Они не обязательно симпатизировали монголам, но смотрели на них более реалистично: не как на агентов божественного гнева, а как на народ серьезно иной, и даже немного варварский, но тем не менее человеческий. С момента своего первого появления на мировой арене люди задавались вопросом, откуда они пришли и как туда попали, но академический интерес к их внешности вскоре сменился более случайными вопросами об их системе правления, религии, привычках и особенно возможностях. что их завоевание открыто для священников и торговцев. Папы и европейские короли были заинтригованы ударами, нанесенными монголами их злейшему врагу, сарацинам. Марко Поло и другие путешественники сделали потусторонний Катай и правивших им монголов знакомыми широкой европейской публике. Торговля последовала за Священными Писаниями, и, в конце концов, копия книги Марко Поло, все еще сохранившаяся, была внимательно прочитана, исправлена ​​и снабжена комментариями Христофора Колумба перед его судьбоносным путешествием.

Причина, по которой подъем монголов и их стремление к завоеваниям так и не были объяснены, на первый взгляд проста: нет источников, которые могли бы рассказать нам, что произошло. Каждая книга по истории повторяет с большей или меньшей точностью то, что мы узнаем из особого монгольского источника, эпической саги, устно составленной и переданной где-то в середине тринадцатого века, известной как Тайная история монголов . Это чудесное сочинение пересказывает историю возвышения Тэмуджина, возведенного в ранг монгольского хана с титулом Чингисхана в 1206 году. Эпизоды жизни монгольского завоевателя, от предначертанного рождения до таинственной смерти, рассказаны красивой прозой. и поэзия. Испытания и невзгоды Темуджина ясно показывают, что он жил во времена конфликтов и насилия. Навыки, проницательность, удача и настойчивость вознаграждаются, когда он может объединить всех монголов под единым правлением, достижение, за которым вскоре последовало решение вторгнуться сначала в Северный Китай, а затем в Среднюю Азию.

Историчность эпического возвышения Чингисхана и достоверность этого рассказа долгое время подвергались сомнению, но даже если бы мы приняли Тайную историю как полностью достоверную, актуальные исторические вопросы остались бы без ответа. До сих пор было невозможно объяснить, как Чингисхан собрал силы, чтобы распространить свои военные операции и свое правление так далеко за пределы своей базы власти, первоначально расположенной в северной Монголии. Также трудно найти убедительную причину, по которой после восстановления мира между различными враждующими монгольскими кланами следует предпринять новые походы на Самарканд, Каспийское море и Гималаи. Должны ли мы связать это с чистой гордыней или сказать, что Чингис продолжал грабить и завоевывать, «потому что он мог»? Монголы не вели никаких исторических записей, и ни китайские, ни какие-либо другие письменные источники не дают подсказок, которые позволили бы историкам ответить на более конкретные вопросы: как поддерживалось центральное правительство и большая армия? Какой была экономика Монголии после тридцати лет гражданской войны? Как могли монгольские воины так успешно проводить крупные военные операции, учитывая, что экономика и общество якобы находились в упадке?

В 1950 году Оуэн Латтимор, известный историк Внутренней Азии, писал: «Как теперь общеизвестно, монгольское извержение и другие подобные явления были вызваны политическими причинами, а не засухой в Монголии, как когда-то предполагалось. . В исторические времена не было никаких климатических изменений, которые навсегда уменьшили бы количество пастбищ, необходимых для поддержки населения, которое, по-видимому, проживало во Внешней Монголии до наших дней. Временами внезапные засухи или серия засух должны были вызывать небольшие миграции с более бедных пастбищ, граничащих с пустыней, но с возвращением к нормальным условиям высохшие районы, по-видимому, вскоре получили новое население». экологический детерминизм заслуживают доверия и оправданы. Представление о том, что монгольские воины, возможно, хлынули из степей, потому что ухудшение климата, отмеченное обширными засухами и морозами, могло подтолкнуть их к поиску, в буквальном смысле, более зеленых пастбищ, не поддерживалось им. Тем не менее идея о том, что вызванный климатом экологический кризис сыграл определенную роль в общем развитии событий, продолжала сохраняться. В короткой заметке, опубликованной в 1974, Гарет Дженкинс представил климатические данные, показывающие, что «устойчивое и резкое снижение средней температуры в Монголии в 1175–1260 годах» могло иметь достаточную объяснительную силу, чтобы быть включенным вместе с другими факторами, поскольку снижение такой величины могло бы определенно оказали «глубокое влияние на скотоводческое кочевое хозяйство, как в Монголии двенадцатого и тринадцатого веков». Таким образом, Дженкинс утверждал, что «крупный климатический переворот во многом способствовал прекращению распрей и мести между монгольскими кланами и сделал возможной их реорганизацию под военной властью Чингисхана», и что «их энтузиазм по поводу задачи завоевания вполне мог быть подогрет». климатическим поражением за их спинами». Дженкинс, кажется, подразумевает, что окончание гражданских войн между монголами, а также их аппетит к завоеваниям могли быть реакцией на длительное ухудшение климата и условий окружающей среды. Тем не менее, климатические причины не получили большого внимания среди ученых, изучающих монгольскую историю, и исторические труды оставались по существу агностиками в этом вопросе, предпочитая строго придерживаться истории, представленной в нескольких письменных источниках, и, таким образом, отдавая предпочтение, подобно Латтимору, политическому прочтению. .

Скотоводческие кочевые общества чрезвычайно чувствительны к изменениям климата. Экстремальные явления, такие как обильные снегопады, морозы зимой или засухи летом, могут за очень короткий промежуток времени серьезно нарушить хрупкий баланс между людьми, животными и землей. Даже в последнее время особенно суровые зимы стали причиной гибели значительной части монгольского скота. Но как соотносить такие потенциальные бедствия с историческими событиями? Более того, что происходит, когда климат становится необычайно благоприятным для производства пастбищных ресурсов? Историки в подавляющем большинстве случаев сосредоточивались на спаде, а не на подъеме. На основе анализа годичных колец климатологи, участвующие в проекте, в котором я участвую, реконструировали климат Орхонской долины, расположенной в восточно-центральной части Монголии, на протяжении более тысячи лет. 2 Это место, где должна была быть построена будущая столица монгольской империи Каракорум, а также важное политическое место для нескольких кочевых империй, таких как тюрки (шестой-восьмой века) и уйгуры (восьмой-девятый век). веков).

Данные, собранные из годичных колец, показывают аномалию, на которую обратили внимание ученые. В то время как конец двенадцатого века (особенно десятилетие 1180-х годов) был отмечен продолжительными засухами, период с 1211 по 1225 год был отмечен постоянно влажными условиями, которые увеличили бы доступные пастбища, что позволило увеличить поголовье скота. Аномальный внезапный переход от продолжительного засушливого периода к продолжительному влажному периоду действительно должен был создать условия, которые могли повлиять на формирование нового политического порядка в Монголии.

В нескольких исследованиях были предприняты попытки с разной степенью аналитической строгости связать изменение климата с возникновением насильственных конфликтов. Хотя такие исследования, как правило, основаны на более или менее сильных корреляциях, само собой разумеется, что сокращение ресурсов может вынудить кочевые группы перемещаться в поисках пастбищ, достаточных для корма их животных, таким образом, сталкиваясь с другими группами из-за доступа к пастбищам. Тайная история монголов описывает мрачный мир, полный напряженности, насилия, войн и бедности. Конечно, это могло быть просто стандартным литературным приемом для описания общества, находящегося в беспорядке, чье спасение придет, когда новый лидер приведет его к новому порядку. Этот мессианский элемент необходим для обеспечения легитимности нового типа суверенитета (надплеменного), заявленного и построенного Чингисханом. Однако, конечно, нельзя исключать, что такие войны и междоусобицы действительно были. Сочетание ухудшения климатических условий, рассказов о насилии и огромного количества литературы, которая связывает климат и конфликты, делает правдоподобным тот факт, что Монголию в конце двенадцатого века действительно беспокоили ветры войны и ожесточенные межплеменные конфликты.

Вопреки гипотезе Дженкинса, нет никаких оснований полагать, что конфликт утихнет и люди отдадут себя под чье-то правление из-за ухудшения климатических условий. Наиболее вероятным сценарием является то, что во время межплеменных войн и ухудшения климата в Монголии произошли огромные потери скота, перемещение людей и рост военачальников, соперничающих за скудные ресурсы. Политический процесс, распространенный среди древних кочевников, в конечном итоге должен был изменить политический порядок либо путем воссоздания территориально основанных политических ядер (кланов и племен) в новом равновесии, либо полностью переопределив его, наделив верховного лидера исключительными полномочиями, что привело к полной перестройке системы. политический порядок, который перешел от децентрализованного к централизованному и, таким образом, был организован в новую иерархическую структуру, подобную пирамиде. Как мы знаем, произошло последнее, поскольку все монголы были подчинены единому правителю благодаря личному умению Чингисхана заключать союзы, изолировать своих врагов и вводить новые институты.

Военные действия против северного Китая стали происходить после того, как Чингисхан был поднят (буквально на войлочном одеяле) как правитель народа. Климатические данные за первые десять лет тринадцатого века различны. Первая половина десятилетия 1200-х годов показывает улучшение климата, за которым следуют ежегодные колебания и небольшой спад. Я бы не стал предполагать, что военные действия Чингиса каким-либо образом были связаны с климатическими изменениями, а просто отмечу, что этот период, безусловно, сильно отличается от предыдущих двух десятилетий и особенно от очень засушливых 1180-х годов. Однако военные действия Чингисхана экспоненциально расширялись с 1210-х годов до его смерти в 1227 году. В его время монголы предприняли крупные экспедиции в Северный Китай против династии Цзинь (1115–1234) и в Среднюю Азию против мусульманского царства Хорезмшах. Вопрос, который историк должен задать себе, когда принимает во внимание климатические данные, заключается в следующем: какое возможное влияние более влажный климат может оказать на тип политической структуры и на военные операции, инициированные Чингисханом?

Наиболее разумная гипотеза, над которой работает наш проект, состоит в том, что более влажный климат с увеличением биомассы пастбищ и повышением уровня энергии мог способствовать возникновению более могущественного государства несколькими способами. Рассуждая гипотетически, нужно учитывать экономические, политические и военные аспекты. С экономической точки зрения мы можем сделать вывод, по крайней мере, о двух аспектах роли более влажного климата. Во-первых, она способствует быстрому экономическому восстановлению стад и благосостояния людей после многих лет лишений и неуверенности. Во-вторых, возможно, что в различных местах сельское хозяйство могло быть стимулировано, что способствовало чистому увеличению имеющихся ресурсов. Обнаружение сельского хозяйства в Монголии в этот период ни в коем случае не было бы удивительным, учитывая наличие устойчивых поселений и городских поселений в разное время в монгольских степях на протяжении всей ее истории. Некоторые свидетельства земледелия были обнаружены в Каракоруме, когда он стал столицей монгольской империи при Угэдэй-хане. С политической точки зрения, повышение продуктивности земли позволило бы увеличить плотность населения на данной территории. Монгольский двор, особенно тот, который сосредоточил всю власть в одном месте, требовал, чтобы тысячи слуг, воинов, животных и, конечно, все семьи правящей элиты и аристократии располагались на достаточно ограниченной территории. Даже если бы дополнительные запасы поступали извне, высокопроизводительный район гарантировал бы постоянный приток избыточных ресурсов. Этот особый аспект имел бы отношение и к военным действиям, так как значительное количество воинов, включая имперскую охрану, жило бы в непосредственной близости и под непосредственным командованием Чингисхана. Что еще более важно, монгольской армии требовалось большое количество скакунов — каждому солдату требовалось в среднем пять лошадей, — которых не было бы в засушливых условиях, но их было бы много по мере того, как пастбища становились более пышными и питательными. Эти соображения показывают, что влажная среда могла играть важную вспомогательную роль в подпитке военных операций и политической централизации, поддерживая быстрое восстановление монгольской экономики и создавая излишки, необходимые для создания «государственных» институтов и централизованной командной структуры. и администрация.

Тем не менее, есть ряд проблем и вопросов, требующих решения. Например, климатические данные поступают из долины Орхон, а не из долины Онон на северо-востоке Монголии, где Чингисхан обосновался в 1206 году. Есть указания на то, что Чингис перенес центр своих операций на Орхон в конце 1210-х годов и наличие лучших пастбищ могло быть причиной этого, но мы не можем сказать это наверняка, пока у нас не будет больше данных по другим частям Монголии, и в частности по району Онон-Керлен. Другой важный вопрос заключается в том, следует ли проверять гипотезу о том, что благоприятный климат и повышение продуктивности пастбищных угодий сыграли решающую роль в политике кочевников-скотоводов, на других исторических примерах. В исторических исследованиях невозможно воспроизвести точно такие же условия, но наша гипотеза укрепилась бы, если бы мы заметили, что быстрый переход от периода понижения температуры и засушливой погоды к значительному улучшению условий совпал с радикальными политическими преобразованиями. Никаких систематических исследований до сих пор не предпринималось. Тем не менее, некоторые положительные, хотя и не совсем значимые, признаки могут быть зарегистрированы. Например, Гергана Янчева и др. Находят, что китайские династии основывались во влажные периоды, что может указывать на корреляцию между военными операциями и уровнями энергии. 3 Более близкое к нашему времени и задаче изучение палеоэкологических условий на территории Золотой Орды (Россия–Украина) показывает, что «увеличение климатической влажности в пределах этого засушливого региона происходило в период Высокого Средневековья, с пиком в XIII–XIV вв. » и что «благоприятные климатические, растительные и почвенные условия в нижневолжских степях в XIII–XIV вв. явились факторами, повлиявшими на местные этнические и социально-экономические условия: в регионы, а некоторые кочевники занялись выращиванием сельскохозяйственных культур». 4 Установленная в этих исследованиях корреляция между социальным развитием и улучшением климатических условий побуждает к дальнейшему изучению роли более благоприятной окружающей среды в истории кочевников.

Помимо изучения способов, с помощью которых климатические данные могут открыть новые возможности для объяснения исторических сценариев, которые в противном случае были бы безвозвратно устранены, совмещение научных и исторических исследований может также привести к созданию моделей для будущих проектов. Это особенно важно при изучении истории народов, оставивших мало что в плане документов или письменных источников. Материальная культура, археологические исследования поселений и городских территорий, палеоботанические и палинологические данные, а также наука о климате могут предоставить доказательства, которые при тщательном всестороннем изучении могут дать новый взгляд на исторические проблемы, которые в противном случае оставались бы окутанными тайной.

Pax Mongolica-silk-road.com

Содержание

  • 1 Ginghis Khan и продвижение шелковой дороги
  • 2 Вынужденные переоценки Craftsmen
  • 3 Связь с Genoa
  • 4 YAM
  • 5 RELIGHTION
  • 505050505050505050505050505050505050505050505050505050505050505050505050505050550505055050505лек 5050505050505050550505050505050505050505а
  • 6 Россия под властью монголов
  • 7 Разрушение оросительных каналов в Иране

Пакс Монголия, что в переводе с латыни означает «Монгольский мир», является историографическим термином, описывающим стабилизирующее влияние Монгольской империи на обширную евразийскую территорию, завоеванную монголами в 13 и 14 века нашей эры.

Пакс Монголия способствовала развитию торговли и коммуникаций в регионе, особенно вдоль Шелкового пути, и способствовала установлению более тесных связей между восточным миром и западным миром.

Монгольская империя заработала репутацию яростной охраны Шелкового пути, чтобы обеспечить его полезность для путешественников. В современных источниках не принято находить (вероятно, несколько преувеличение) утверждения о том, что «девица, несущая на голове самородок золота, могла безопасно бродить по королевству».

В коммерческом справочнике, составленном около 1340 г., флорентийский купец Пеголотти описывает ситуацию следующим образом:

« Дорога, по которой вы едете из Таны [Азова] в Китай, совершенно безопасна как днем, так и ночью, в зависимости от того, что купцы говорят, кто им пользовался. Только если купец… умрет в дороге, то все принадлежащее ему станет собственностью владыки страны, в которой он умрет… И еще есть опасность: это когда умрет владыка страны, и до нового провозглашается господин, который должен иметь господство; в такие промежутки времени иногда совершались нарушения в отношении франков и других иностранцев…»

В конце концов Монгольская империя была разделена на четыре ханства – династия Юань, Золотая Орда, Чагатайское ханство и Ильханство – но Пакс Монголика оставался до распада ханств и вспышки чумы в Азии; болезнь, которая распространилась по торговым путям, включая Шелковый путь, и имела далеко идущие социальные, экономические и политические последствия как для Евразии, так и для Северной Африки.

Чингисхан и продвижение Шелкового пути

Еще до прихода Чингисхана города, разбросанные вдоль Шелкового пути в Монголии, активно участвовали в торговле, имевшей место на его пути, что подтверждается как археологическими свидетельствами, так и письменными источниками.

Когда Чингисхан в конце концов пришел к власти и начал свои завоевания, контроль над торговлей на Шелковом пути и разрешение некоторых торговых споров были важной частью развития. Одним из источников, где это становится очевидным, является хроника монгольской истории, написанная Ата-Маликом Джувейни — сам не монгол — в 1250-х годах.

Расцвет Шелкового пути под властью Монголии был обусловлен несколькими факторами, в том числе продвижением маршрута Монголией и улучшением жизненно важной инфраструктуры, которая помогла сделать поездки более безопасными.

Принудительное переселение ремесленников

Известно, что монгольские ханы иногда насильственно переселяли людей вдоль Шелкового пути по своему усмотрению. Францисканский монах Виллем из Рубрука, который путешествовал по Шелковому пути в 1250-х годах и посетил монгольскую столицу Каракорум, например, пишет о том, как он встретил в столице ювелира по имени Гийом Бушье. Бушье, уроженец Парижа, был похищен монголами в Белграде и оказался в Каракоруме. Его жена, тоже француженка, была похищена во время монгольского вторжения в Венгрию.

Другой писатель-путешественник, знаменитый Марко Поло, описывает поселения, состоящие из целых колоний ткачей с Ближнего Востока, которые ханы насильно переселили в Монголию и северный Китай, чтобы удовлетворить тягу монголов к роскошным тканям в ближневосточном стиле, которые эти ткачи могли производить.

Связь с Генуей

Европейский город-государство Генуя получил большую выгоду от Pax Mongolica и заключения союзов с могущественными монгольскими ханами. Генуэзцы, например, подписали договор с некоторыми ханами, который давал Генуе исключительные привилегии в черноморских портах, и были выпущены монеты с надписью хана на одной стороне и печатью банка Св. Георгия Генуэзского на другой. Другой.

В конце 13 века генуэзские торговцы купили у Золотой Орды портовый город на Черном море и основали там Каффу, процветающее торговое поселение. Вскоре у них была более или менее монополия на международную торговлю в Причерноморье, и Каффа стала административным центром других генуэзских поселений, которые развивались вокруг берегов Черного моря. Каффа также стала домом для очень большого невольничьего рынка. В 1204–1261, а затем снова в 1296–1307 годах Каффа находилась под контролем главного соперника Генуи — Венецианской республики — еще одного города-государства на итальянском полуострове.

Мусульманский писатель-путешественник Ибн Баттута (р. 1304), посетивший Каффу, когда город был в руках генуэзцев, пишет о Каффе, как о большом городе и одном из самых знаменитых портов мира, с прекрасной гаванью, в которой Баттута лично видел 200 судов – как военных, так и торговых.

Одна из причин, по которой Золотая Орда была так заинтересована в союзе с Генуей, заключалась в том, что это помогло им установить связь с их союзниками в Египте, мамлюками, поскольку они могли общаться друг с другом через Византию.

Ям

Ям — система почтовой ретрансляции, разработанная монголами. Когда хану нужно было быстро передать сообщение на большие расстояния, он мог послать его с курьером, который имел специальный знак власти, называемый пайдзе . Пайдзе давал своему носителю право на многие виды помощи на монгольской территории, например, право обменивать уставших ездовых животных на отдохнувших на регулярно размещаемых ретрансляционных станциях.

Религия

В своих трудах Марко Поло подчеркивает готовность великого монгольского лидера Хубилай-хана поддерживать «все религии книги» (т. религия. Хубилай-хан также построил для себя большую обсерваторию, которую укомплектовал астрологами/астрономами различного происхождения, в том числе мусульманами с Ближнего Востока.

Во время Pax Mongolica несторианское христианство пережило возрождение по всей Евразии, в то же время ухоженный Шелковый путь и его связь с торговыми путями, идущими из Индии, способствовали распространению тибетского буддизма в Китае и на монгольских землях. Это также исторический период, когда мы можем наблюдать распространение исламской веры, особенно в Восточной Европе.

Некоторые монгольские ханы прошли через религиозное обращение, но, похоже, не навязывали обращение своим подданным. Их русские подданные, например, не были вынуждены отказаться от христианства, даже когда жили при нехристианских ханах, а торговые пути, охраняемые монголами, также помогали русским христианам поддерживать связь с христианскими центрами, расположенными далеко на западе России.

Россия под монгольским владычеством

Первоначально части России, которые были захвачены и завоеваны монголами, пережили период в 1230-х годах, когда строительство каменных церквей резко сократилось, что историки интерпретировали как признак плохих времен. К концу 1200-х годов произошло возрождение, а в 1300-х мы можем наблюдать настоящий строительный бум во времена правления монголов Золотой Орды.

Одним из русских городов, процветавших при Золотом коне, был Новгород, и XIV век н.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *