Материал по литературе (9, 10, 11 класс) на тему: Викторина по творчеству Н.В. Гоголя
Викторина по творчеству Николая Васильевича Гоголя
ВОПРОСЫ
1. Где и когда родился Гоголь?
2. Как звали отца и мать Гоголя, кем они были по происхождению?
3. Какое образование получил Гоголь?
4. Какие науки изучал Гоголь в Нежинской гимназии?
5. Как назывались гимназические литературные журналы, организатором и участником которых был Гоголь?
6. Какую женскую роль играл Гоголь в ученическом спектакле?
7.Назовите первое опубликованное произведение Гоголя, каким псевдонимом оно было подписано?
8. Какую науку преподавал Гоголь в Петербургском университете?
9. Как звали пасечника, от лица которого ведется рассказ в «Вечерах на хуторе близ Диканьки».
10. Сюжеты каких произведений были подсказаны Гоголю Александром Пушкиным?
11. В каком театре впервые была поставлена комедия Гоголя «Ревизор»? Кто играл роль городничего? Кто Хлестакова?
12. Кому принадлежат слова, сказанные после первого представления «Ревизора»: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!»?
13. Какое произведение Гоголя напоминает вам картина И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»?
14. Как звали главных героев повестей Гоголя «Шинель», «Нос», «Портрет»?
15. Кто из русских композиторов написал оперу по повести Гоголя «Сорочинская ярмарка»?
16. На сюжет какого произведения Гоголя написал оперу «Черевички» П. И. Чайковский?
17. На сюжет какого произведения Гоголя написал оперу Н. А. Римский-Корсаков?
18. Какую поговорку взял Гоголь эпиграфом к комедии «Ревизор»?
19. Кому из героев Гоголя принадлежат эти слова:
1) «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!…»
2) «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей!»
3) «Другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души; а у меня что ядреный орех, все на подбор…»
4) «Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж, скажешь только кухарке: «На, Маврушка, шинель…»»
5) «Вот жила, жила, а теперь приходится выходить замуж. Одних забот сколько…»
20. В каком году происходит действие пьесы «Ревизор»?
21. Где находится город, в котором происходят события пьесы «Ревизор»?
22. Как зовут Плюшкина из поэмы «Мертвые души» и сколько ему лет?
23. Кому из героев Гоголя принадлежит этот портрет:
1) «…не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако же и не так, чтобы слишком молод».
2) «…показался весьма похожим на средней величины медведя… Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке».
3) «…женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай».
4) «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами».
5) «Провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей».
6) «Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове».
7) В невод «вместе с рыбой запутался какой-то круглый человек, такой же меры в вышину, как и в толщину, точный арбуз или бочонок».
24. Назовите авторов памятников Гоголю в Москве?
Из каких произведений эти строки
1. «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет; ни прогремит… Редкая птица долетит до середины Днепра. Пышный! Ему нет равной реки в мире… Звезды горят и светят над миром и все разом отдаются в Днепре».
2. «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь!»
3. «Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросанно и неприютно в тебе… Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
4. «…да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»
5. «Выражается сильно российский народ! Сердцеведением и мудрым познаньем жизни отзовется слово британца; легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает свое, не всякому доступное, умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепало, как метко сказанное русское слово».
Кто из персонажей произведений Гоголя
1. …Решил, что «прямой дорогой не возьмешь и что косой дорогой больше напрямик»?
2. …Брал взятки борзыми щенками?
3. …Был отцом и благодетелем в городе и поэтому в лавки и гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую?
4. …Умел хорошо вышивать по тюлю?
5. …Был убит крестьянами села Вшивая спесь, Бровки, Зади-райлово?
6. …Носил «шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением»; любил пить чай, забравшись в реку?
7. …Умер с перепугу при одном очень странном известии?
8. …Имел такое хозяйство, что «даже мужичья свинья глядела дворянином»?
9. …Читал письма, написанные собачками, и вообразил себя испанским королем?
10. …Сбежал от своей невесты через окно в день свадьбы?
11. …Не мог отличить правую руку от левой?
Кто сказал о Н. В. Гоголе
1. «Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность. Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился».
2. «Гоголь внес в нашу литературу новые элементы, породил множество подражателей… С Гоголя начинается новый период русской литературы».
3. «Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти два слова?… Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, данное нам смертью, назвать великим. Человек, который своим именем означал эпоху в истории нашей литературы; человек, которым мы гордимся, как одной из слав наших! Он умер, пораженный в самом цвете лет, в разгар сил своих, не окончив начатого дела, подобно благороднейшим из его предшественников…»
4. «Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России».
5. «Меня упрекали в том, что наш «Ревизор» не очень весел. Но ведь сам Гоголь пенял первому исполнителю роли Хлестакова — Николаю Дюру, в том, что он чересчур старался рассмешить зрителей. Гоголь любил говорить, что веселое часто оборачивается печальным, если в него долго всматриваешься. В этом превращении смешного в печальное — фокус сценического стиля Гоголя».
6. «Гоголь… владеет талантом необыкновенным, сильным и высоким. По крайней мере, в настоящее время он является главою литературы…»
7. «Мертвые души» потрясли всю Россию… Подобное обвинение необходимо было современной России. Это история болезни, написанная мастерской рукой. Поэзия Гоголя — это крик ужаса и стыда…»
ОТВЕТЫ
1. Гоголь родился на Украине 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии.
2. Отец – Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский, принадлежал к новоявленному дворянству. Дед его был сельским священником. А отец, Афанасий Демьянович (дед писателя), окончил Киевскую духовную академию, поступил в Полковую миргородскую канцелярию и завершил свою служебную карьеру в чине секунд-майора. Женился на Татьяне Семеновне Лизогуб из старинного казацкого рода.
Мать – Мария Ивановна Гоголь, урожденная Косяровская, дочь богатого помещика.
3. С 1818 по 1820 год учился в г. Нежине, в Гимназии высших наук князя А. А. Безбородко.
4. 1) Закон божий; 2) языки и словесности: российская, латинская, греческая, немецкая, французская; 3) география и история; 4) науки физико-математические, политические, юридические, военные; 5) естественное право; 6) танцы, рисование, черчение.
5. «Северная заря», «Звезда» и «Метеор литературы*
6. Роль Простаковой в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».
7. В 1829 году, идиллия «Ганц Кюхельгартен» под псевдонимом В. Алов.
8. Гоголь был адъюнкт-профессором на кафедре всеобщей истории С.-Петербургского университета, читал курс лекций по истории средних веков.
9. Рудый Панько.
10. А. С. Пушкин подсказал Н. В. Гоголю сюжеты «Ревизора» и «Мертвых душ».
11. В Петербурге, 19 апреля 1836 года в Александрийском театре, роль Городничего исполнял актер И. И. Сосницкий, Хлестакова – И. О. Дюр.
12. Слова принадлежат императору Николаю I.
13. Повесть «Тарас Бульба».
14. Акакий Акакиевич Башмачкин, майор Ковалев и художник Чартков.
15. М. П. Мусоргский.
16. «Ночь перед Рождеством».
17. «Майская ночь».
18. «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».
19. 1) Городничему, комедия «Ревизор».
2) Тарасу Бульбе.
3) Собакевичу, поэма «Мертвые души».
4) Хлестакову, комедия «Ревизор».
5) Агафье Тихоновне, комедия «Женитьба».
20. В 1831 году. В первом действии Ляпкин-Тяпкин говорит о том, что 15 лет сидит в судейском кресле, а в четвертом — рапортует Хлестакову, что избран в 1816 году. Получается 1831 (1816+15).
21. Город находится где-то между Пензой и Саратовом. Хлестаков проигрался в Пензе и ехал в Саратовскую губернию.
22. Прямых указаний в тексте «Мертвых душ» на это нет, но Гоголь пишет: «… на старшую дочь, Александру Степановну, он не мог во всем положиться…» Значит, Плюшкина звали Степан. Было ему за пятьдесят. Он сам говорил: «…Шестой десяток живу».
23. Поэма «Мертвые души»:
1) Чичиков,
2) Собакевич,
3) Коробочка,
4) Ноздрев.
5) Анна Андреевна, жена городничего; комедия «Ревизор».
6) Иван Александрович Хлестаков; комедия «Ревизор».
7) Петр Петрович Петух; второй том поэмы «Мертвые души».
24. Скульпторы: Н. А. Андреев и Н. В. Томский.
Из каких произведений эти строки
1. Повесть «Страшная месть».
2. Повесть «Майская ночь, или Утопленница».
3. Поэма «Мертвые души».
4. Повесть «Тарас Бульба».
5. Поэма «Мертвые души».
Кто из персонажей произведений Гоголя…
1. Чичиков; поэма «Мертвые души».
2. Судья Ляпкин-Тяпкин; комедия «Ревизор».
3. Полицмейстер; поэма «Мертвые души».
4. Губернатор города NN, поэма «Мертвые души».
5. Полицейский заседатель Дробяшкин; поэма «Мертвые
души».
6. Иван Никифорович Довгочхун; «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
7. Прокурор города NN при известии о покупке Чичиковым «мертвых душ».
8. Костанжогло; второй том «Мертвых душ».
9. Поприщин; повесть «Записки сумасшедшего».
10. Подколесин; комедия «Женитьба».
11. Пелагея, дворовая девочка помещицы Коробочки; поэма
Кто сказал о Н.В.Гоголе
1 А.С. Пушкин
2. В.Г. Белинский
3. И.С. Тургенев
4. Н.Г. Чернышевский
5. В.Э. Мейерхольд
6. В.Г. Белинский
7. А.И. Герцен
Литература
Козак О.Н. Литературные викторины. – СПб.: СОЮЗ.1998. – 272с.
Литература. 9 – 11 классы: викторины / авт.-сост. Н.Ф. Ромашина. – Волгоград: Учитель, 2008. — 204
nsportal.ru
Детство Гоголя. Годы обучения в гимназии / Гоголь Н.В.
Годы юности — время становления характера, определения жизненных приоритетов, выбора своего призвания и места в обществе. Не случайно многие писатели посвящают этому периоду своей жизни целые книги, как, например, «Юность» Л.Н. Толстого или «Мои университеты» М. Горького. У Гоголя такой книги нет, но это вовсе не значит, что этот период его жизни прошел незаметно, мало что дал писателю для его дальнейшей жизни. В статье мы рассмотрим, каким было детство Гоголя. Расскажем о том, с кем он общался, с чем были связаны его интересы.
Детство Гоголя прошло на Украине — в селе Васильевка, где было небольшое имение его отца Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского, откуда доводилось маленькому Николаю ездить с родителями в Сорочинцы, а иногда и в Полтаву, а рядом располагалась Диканька, которая так хорошо известна всем нам по знаменитой гоголевской книге «Вечера на хуторе близ Диканьки». Все эти места были потом так или иначе упомянуты в произведениях писателя, но название города, где он прожил семь лет, учась в гимназии, вряд ли многие почитатели творчества Гоголя смогут сразу вспомнить. И все же Нежин — это город, с которым многое было связано в жизни будущего писателя.
Получив, как и большинство его современников из дворянских семей, первоначальное образование дома, Николай для продолжения учебы был направлен в город Нежин, находившийся недалеко от родных мест. В семье Гоголей-Яновских были высокообразованные люди, несмотря на то что жили они вдали от столиц, а их окружение больше напоминало героев гоголевеских повестей — «Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и многих других. В роду Гоголей-Яновских многие были связаны с духовенством. Прадед писателя, отец Иоанн Гоголь, закончил Киевскую Духовную академию. Ее же закончил и дед Гоголя Афанасий Демьянович.
Может быть, потому в произведениях Гоголя так много дьяков, поповичей, священников. Конечно, нам всем памятен и Хома Брут, семинарист из повести «Вий», и дьяк Диканьской церкви Фома Григорьевич («Вечер накануне Ивана Купала», «Пропавшая грамота», «Заколдованное место») и многие другие. Отец Гоголя также окончил духовную семинарию в Полтаве, но он остался помещиком, а женившись, всецело ушел в дела семьи. Отец и мать Гоголя были людьми глубоко религиозными и набожными, о чем свидетельствует хотя бы тот факт, что рядом с домом в Васильевке находится церковь, построенная его родителями в благодарность Богу за рождение сына. Особо почитаем был образ Святителя Николая — мать Гоголя Мария Ивановна окрестила его и нарекла Николаем — как обещала еще до рождения ребенка перед образом святого Николая Чудотворца, которому молилась о спасении сына. Такая же глубокая вера была характерна и для самого писателя, а икону Святителя Николая он всегда возил с собой во всех своих странствиях.
Но в доме Гоголей было много и светской литературы. Мать писателя Мария Ивановна была воспитана в семье своей богатой тети — Анны Матвеевны Трощинской. Здесь она и получила очень неплохое по тем временам образование: хорошо знала литературу, умела играть на фортепьяно, танцевать. А ее муж увлекался театром, хотя, конечно же, в отдаленной от всех центров культурной жизни Васильевке настоящего большого театра не было. Зато в имении Трощинских, которое находилось неподалеку, был свой театр, в котором Василий Афанасьевич не только играл как актер, но и оформлял спектакли, сам сочинял комедии, которые ставились здесь же. Именно здесь у маленького Николая впервые возник интерес к театру и драматургии, который развился потом — в годы учебы в Нежинской гимназии. Итак, что же представляло собой это учебное заведение, в котором прошло детство Николая Гоголя?
Нежинская гимназия высших наук была основана Александром I всего за год до того, как в 1821 году туда поступил Николай Васильевич. Она стала одним из новых учебных заведений, которые создавались тогда во многих российских городах. Подобно Царскосельскому лицею, это было учебное заведение, где из дворян должны были готовить будущих образованных чиновников, ученых мужей, военных. Иногда Нежинскую гимназию тоже называют лицеем.
Отсюда вышло много замечательных людей, таких как писатель Гребенка, драматург Нестор Кукольник. Уклон в образовании был гуманитарный, а на первом месте было изучение истории, словесности, права и языков. Директор гимназии имел звание магистра словесных наук и доктора философии, а как хирург он во время войны 1812 года оперировал раненых в госпиталях.
Другие профессора гимназии тоже имели европейское образование, занимались серьезно наукой и литературой. Так, молодой латинист И.Г. Калужский в 1827 году напечатал книгу «Малороссийская деревня», в которой обработал материал украинского фольклора. Правда, профессор словесности Никольский, не чуждый литературным занятиям, руководствовался вкусами XVIII века, создавая свои торжественные оды и назидательные поэмы.
Даже внешне гимназия была совсем не похожа на то, что ее окружало. Она возвышалась среди захолустного городка как храм науки. Здесь читали и переводили Шиллера и Гете, сочиняли стихи, переписывали по ночам «Евгения Онегина». При гимназии была неплохая библиотека.
Все это так контрастировало с атмосферой, царившей в самом городке, жившем по преимуществу торговлей. Главным событием здесь считались ярмарки, которые устраивались четыре раза в год. Улицы городка тонули в грязи — замостили лишь одну, центральную. На Соборной площади бродили свиньи, коровы, а жители ютились в маленьких од- поэтажных домишках. Лучшими зданиями, которые показывали приезжающим, были лицей, богоугодное заведение и окружной суд. Вот такую картину и показал потому Гоголь в своем «Ревизоре», а потом и в «Мертвых душах». Уже в годы учебы в Нежине наблюдательный молодой человек откладывал в памяти те впечатления, которые потом помогли ему создать картину жизни уездных и губернских городов России. Но и начало литературного творчества тоже связано с Нежинской гимназией.
Именно здесь Гоголь начал всерьез заниматься литературой. Гимназисты образовали свой литературный кружок, издавали журнал, читали друг другу произведения собственного сочинения и обсуждали литературные новинки. Но ни одно из юношеских сочинений Гоголя не сохранилось. Судить о них мы можем только по поэме «Ганц Кюхельгартен», напечатанной им уже в Петербурге и имевшей столь несчастливую судьбу в критике.
Какие же еще интересы были у Гоголя-гимназиста? Как и многие его современники, он увлекался рисованием, но больших достижений в этой По воспоминаниям очевидцев, Гоголь был отличным актером. Причем особенно ему удавались именно комические роли. Так, в фонвизиновском «Недоросле» Митрофанушку играл Кукольник, Софью — А. Данилевский (женские роли в гимназическом театре также исполняли мальчики), а госпожу Простакову — Гоголь.
Как говорил потом однокашник Николая Васильевича и его ближайший друг на протяжении всей жизни А. Данилевский, если бы будущий писатель «поступил на сцену, он был бы Щепкиным». Но тот опыт, который он приобрел, учась в гимназии, безусловно, не прошел даром. Известен один очень любопытный эпизод, показывающий комический талант и актерское мастерство Гоголя. В 1835 году Николай Васильевич отправился навестить родных. В его подорожной значилось, что он адъюнкт-профессор (он тогда преподавал в Петербургском университете). Но непонятное слово «адъюнкт» станционные смотрители прочитали как «адъютант». Кто знает, может, это адъютант какого-нибудь важного генерала — думали они. Л Гоголь не очень старался разочаровать стражей почтовых станций. Платье на нем было петербургское, по самой последней моде, да еще он проявлял какой-то странный интерес к разным мелочам: просил показать конюшню, спрашивал, сколько лошадей на станции, чем их кормят. Товарищ Гоголя, путешествовавший с ним, тоже старался подыграть. Так что смотрители верили, что едет какая-то важная персона из Петербурга, и приятели катили до самой Полтавы без всяких препятствий.
Литературная слава была еще впереди, а годы учебы, которые, как мы увидели, многое дали будущему писателю, уже подходили к концу. Предстояло выбрать свой дальнейший путь. Казалось бы, выпускник такого учебного заведения должен был прежде всего мечтать о карьере государственного чиновника. Но выбор Гоголя пал на литературное поприще, хотя открыто об этом не говорил никому. Матери и друзьям он объявил, что готовит себя к юридической карьере, но, уезжая в Петербург, он как самое ценное вез с собой свою поэму «Ганс Кюхельгартен». На этом закончились его годы учения в Нежине, на этом закончилось и детство Гоголя. Впереди была молодость, пора надежд и свершений, разочарований и новых открытий.
Источник: Аристова М.А. Доклады по литературе. 10 класс/ М.А. Аристова. — М.: «Экзамен», 2009
classlit.ru
Ответы Mail.ru: Помогите ответить.Вопрос по литературе!
Bubl1k Bubl1k Гуру (2813), закрыт 10 лет назад 1.Будущий великий писатель Гоголь появился на свет в селе Великие Срочинцы Полтавской губернии в этот весёлый весенний день (по новому стилю). Что это за день?
2.Почти все герои произведений Гоголя помнят свою школу. И сам автор вспоминал учебу в гимназии. Какие науки изучал Гоголь в Неженской гимназии?
3.В России, в первой половине девятнадцатого века, в гимназиях учились только мальчики. Гимназисты увлекались театром и даже ставили спектакли. Какую женскую роль пришлось играть Гоголю в одном из ученических спектаклей?
4.Талантливый человек талантлив во всём. Гоголь был талантливым актёром, писателем, драматургом и даже преподавателем. По какой дисциплине Гоголь читал лекции в Санкт-Петербургском университете?
6.О ком Гоголь говорил:»Ничего не предпринимал я, ничего не писал без его совета «?
7.Кому Гоголь читал первые главы своего произведения «Мертвые души»?
8.»Он был исторический человек!» О каком герое поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» идёт речь?
9.Для какой известной картины позировал художнику Николай Васильевич Гоголь?
10.Сколько, по словам Н.В.Гоголя, без в России?
11.Какому императору принадлежат слова, сказанные после премьеры «Ревизора». «Ну и пьеска всем досталась, а мне больше всех?
12.На пьедестале памятника Гоголю в Москве писатель Гиляровский изображён в облике этого героя. Какого?
13.Как вы думаете, есть положительный герой в пьесе Гоголя «Ревизор»? Как отвечал сам автор на этот вопрос?
14.В каком театре 19 апреля 1836 года состоялась премьера комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»? Как этот театр сейчас называется?
16.Какой памятник был установлен в Санкт-Петербурге?(Носу майора Ковалёва: Трубке Тараса Бульбы; Шинели Башмачника; Бричке Чичикова)
17.Какой композитор по произведениям Гоголя написал оперы «Нос» и «Игроки»?
18.Какую. европейскую столицу Н.В.Гоголь, долго прожив в ней, называл «родиной своей души»?
19.Смертельно боясь именно этого, Гоголь приказал домашней челяди будить его каждый час, что ухудшило здоровье писателя. Чего же так боялся писатель?
Остальные ответы
otvet.mail.ru
История изучения Н. В. Гоголя в русской школе
Биография и творчество Н. В. Гоголя изучались в русской школе еще при жизни пи — сателя. В этом смысле судьбу Гоголя в русской школе можно сравнить только с судьбой пушкинского наследия. За прошедшее с середины XIX в. время накопился огромный опыт. Он показателен для понимания стадий развития отечественного литературоведе — ния и методики преподавания литературы. Творчество Н. В. Гоголя в школе остается цен — тральной проблемой методики, продолжает продуцировать новые методические идеи.
Ключевые слова: Н. В. Гоголь; биография; реализм; методика преподавания литера — туры.
етский писатель С. Я. Маршак хорошо сформулировал необходи- мость изучения Гоголя именно в школе: «Гоголь неразлучен с нами всю жизнь. Мы знакомимся с ним в годы нашей ранней юности,
и первое свежее впечатление от этого знакомства остается у нас в памяти на — всегда, уживаясь с более сложными впечатлениями зрелых лет. И как это хо — рошо, что мы узнаем Гоголя в раннюю пору жизни, когда каждая страница книги равноценна пережитому событию, когда мы умеем громко смеяться, замирать от страха, а подчас и плакать над книгой, когда быстрое наше вооб — ражение опережает картины, мелькающие перед нами» [13].
В современной школе творчество Гоголя изучается последовательно и много — сторонне. Один из примеров — программа, которая подготовлена в лаборатории дидактики литературы ведущего института Российской академии образования
«Института содержания и методов обучения» (ИСМО РАО) (авторы — Б. А. Ла — нин, Л. Ю. Устинова) [10]. Программа утверждена Министерством образования и науки РФ. Так, в 6-м классе — это «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Майская ночь, или Утопленница» и «Ночь перед Рождеством». Из биографии писателя изучается история создания цикла повестей, из теории литературы — начальные сведения о юморе и сатире. В 7-м классе достаточно подробно изучается повесть
«Тарас Бульба» (вторая редакция), в 8-м классе — комедия «Ревизор» и повесть
М е т о д и к а п р е п о д а в а Н и я Ф и л о л о г и ч е с к и х д и с ц и п л и Н 61
«Шинель». Более подробное освещение получает и биография Гоголя: из справки о писателе вырастает очерк его жизни и судьбы. Наконец, программа 9-го класса включает в себя подробное изучение поэмы «Мертвые души».
Прочтение перечисленных произведений Гоголя обязательно. Учителям предлагаются современные методики, а детям — задания, связанные с использо — ванием столь популярных среди школьников, новых информационных техноло — гий. Но всегда ли так было? Заглянем в историю, и мы найдем в ней много поучи — тельного об изучении творчества Николая Васильевича Гоголя и его биографии.
Гоголь в учебниках, хрестоматиях и программах XIX века
Гоголь всегда хотел преподавать. Он много размышлял о преподавании лите — ратуры. Плодом этих размышлений стала работа «Учебная книга словесности». Возможно, о преподавании литературы Гоголь начал задумываться еще в Нежин — ской гимназии. Наверняка поводов для этого хватало: профессор Никольский, пре — подававший литературу в гимназии, не признавал «новейшей» литературы в лице здравствовавших тогда Грибоедова, Жуковского, Батюшкова, Крылова, Пушкина. В конце XIX века литературу изучали по курсу, который заканчивался Гоголем.
Из упоминавших имя Гоголя первым оказался учебник В. Т. Плаксина (1842), считавшийся, по словам С. Венгерова, «педагогом казеннейшего типа» [2: с. 6].
Самыми распространенными учебниками того времени были учебники А. Д. Галахова и Ф. И. Буслаева. У А. Д. Галахова в 1842 году вышла «Полная русская хрестоматия» (позже она переиздавалась более 30 раз под скромным названием «Русская хрестоматия») [4]. Она впервые вводила в школьный обиход произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя и др. В этой хрестоматии, одобрен — ной «учащими и учащимися», как сообщает автор в предисловии, в разделе II
«Исторические сочинения. Биографии и характеры» помещен отрывок из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» — «Скупой» (О Плюшкине). В разделе «Описания. А. Собственно описания» дан текст Гоголя «Украинская ночь». В этом же разделе присутствует текст Гоголя «Картинная лавка на Щукином дворе». В разделе III
«Философические сочинения» помещена статья Н. В. Гоголя «Сочинения Алек — сандра Пушкина». В 1852 году вышла «Программа русского языка и словесно — сти», которая включала курс истории литературы, подробный обзор отечествен — ной словесности от древнейших памятников до Гоголя. Основные монографиче — ские темы в ней — Ломоносов, Пушкин, Грибоедов, Лермонтов и Гоголь.
Выдающиеся методисты о Гоголе
Гоголь очень скоро утвердился в статусе важнейшего национального писателя. Крупнейшие методисты разных эпох и направлений непременно включали его в программы и учебники. Один из важных примеров — работа В. И. Водовозова «Словесность в образцах и разборах» [3]. В ней были пред — ставлены так называемые «упражнения в разборе». Эта книга оказала серьез- ное влияние на развитие методической науки. Одной из наиболее известных работ является анализ повести Н. В. Гоголя «Старосветские помещики». Ме — тодист предлагает разделить повесть на две части, так как в ней два важней-
62 ВЕСТНИК МГПУ ■ СЕРИя «ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
ших события: происшествие с кошкой и смерть Пульхерии Ивановны. По — ставив перед учащимися вопрос о том, существует ли какая-либо связь между этими двумя условными частями, В. И. Водовозов восклицает: «Господа! Вы еще ничего не знаете, а догадки ни к чему не послужат. Займемся хорошенько разбором первой половины повести, и тогда все объяснится. Смотрите же, прежде всего — терпение!» [3: с. 6].
Уже в XIX веке считалось важным изучать художественные произведения в связи с биографией их автора. Биография Гоголя оказалась в составе знаме — нитого сборника Виктора Острогорского «Двадцать биографий образцовых русских писателей» (1890) [16], издававшегося более двадцати раз.
Острогорского принято считать проводником воспитательных идей Пиро — гова, Ушинского и Стоюнина. Классик методической науки разъяснил, что пи — сателей называют «народными, образцовыми», «потому что таким писателям, как образцам, подражают другие писатели, потому что на их сочинениях, как на образцах приятного для слуха (музыкальных), яркого и выразительного на — родного языка, живых образов, благородных мыслей и возвышенных чувств своей страны, юношество учится в школах родному языку, учится знать и любить свою родину, человечество и жизнь» [16: с. 11].
Изучение Гоголя в начале ХХ века
В первые послереволюционные десятилетия превалировал социоло — гизаторский подход к литературе. Можно было бы привести немало за- бавных примеров, особенно из учебника забытого ныне В. А. Келтуялы. Главное же заключалось в том, что Гоголя удалось сохранить в школьной программе. Чтобы оправдать включение произведений «дворянского писа — теля» Гоголя в учебники, В. А. Келтуяла и другие приверженцы В. Ф. Пере — верзева подчеркивали, что род его был обедневший, крепостных «почти» не было и т. п.
Конечно, обязательным для советских учебников считалось указание на то, сколько раз В. И. Ленин упоминал в своих работах гоголевских персона — жей, что именно он говорил о роли Гоголя в развитии русского революцион — ного движения. У авторов учебников по литературе и методистов всегда была под рукой книга академика Милицы Нечкиной [15]. Она посвятила годы своей жизни выяснению того, как и при каких обстоятельствах Ленин употреблял те или иные образы, почерпнутые из русской литературы. Во многих методиче — ских книгах можно найти упоминание о том, что в работах Ленина более сот — ни гоголевских цитат, в них встречается 24 гоголевских персонажа — от Чи — чикова и Хлестакова до унтер-офицерской вдовы и дамы, приятной во всех отношениях. Политик, иронически названный Гербертом Уэллсом «кремлев — ским мечтателем», чаще всего упоминал образ гоголевского мечтателя Мани — лова — около сорока раз. В эту орбиту было вовлечено и письмо В. Г. Белин — ского Гоголю. В частности, рекомендовалось обратиться к различным книгам для учителей [1, 8, 18], где предлагались идеологически выверенные трактов — ки этого письма и связанных с ним различных обстоятельств.
М е т о д и к а п р е п о д а в а Н и я Ф и л о л о г и ч е с к и х д и с ц и п л и Н 63
Реалист ли Гоголь?
С. Венгеров давно назвал «шаблоном, вошедшим во все учебники», ут — верждение о том, что «великое значение Гоголя состоит в том, что в его твор — честве доподлинная русская жизнь во всей своей мелкой детальности и пол — ной достоверности получила точнейшее отображение» [2].
Эта точка зрения в общем и поныне остается непоколебимой. Конечно, никто в такой степени, как Гоголь, не содействовал тому, чтобы неприкра- шенная реальная русская жизнь стала центром литературного отображения. Для Гоголя «никаких истин», конечно, не существовало, и если кто в корне уничтожил глубоко засевшее в литературном сознании разделение на высокие и «подлые» сюжеты, то это был именно Гоголь. Но содействовал Гоголь воз — ведению действительности в своего рода «перл создания» все-таки художест — венными приемами, которые могут быть сопричислены к реализму только с существеннейшими оговорками…» [6: с. 533].
Большинство учебников объединяет ориентация на Гоголя-реалиста. Книга Г. А. Гуковского «Реализм Гоголя» оказала сильнейшее влияние на под — готовку будущих учителей. Говорить о Гоголе-«нереалисте» в школе могли лишь с трудом, как о неком заблуждении молодого Гоголя, простительной ошибки молодости, но вот подрос Гоголь, и понял, что только в критическом реализме правда творчества… Лишь недавно учителя смогли познакомиться с работой Д. Чижевского «Неизвестный Гоголь» (1951) [9: с. 38–66], в кото — рой мистическая грань творчества Гоголя представлена не только равноправ — ной реалистической, но и основной, наиболее яркой. Обратите внимание на работу Д. Чижевского при изучении повести Н. В. Гоголя «Шинель». Критик утверждает, что мистический элемент оказывается в повести гораздо важнее реалистических черт.
В советское время основное внимание уделялось критическим элементам в творчестве писателя. Говорить о духовно-религиозном стержне творчества и мировоззрения Гоголя представлялось попросту невозможным. Но так об — стояло дело не только с Гоголем. Это был основной эстетический принцип со- циалистического реализма, отделявшего духовность от религиозности. Оче — видно, что такое представление о Гоголе будет корректироваться. Российское общество становится в начале XXI в. все более религиозным.
Еще один миф был связан с «преодолением» Гоголем романтизма и пере — ходом на сторону реализма. Вуалировался тот факт, что большую часть своей жизни Гоголь прожил за границей и толком России не знал. Книга для учителей утверждает: «…даже поздний Гоголь, сформировавшийся писатель-реалист, все еще находится в плену романтических концепций…» [14: с. 38]. Характерно здесь выражение «в плену».
«Обязательный» Гоголь
Гоголь всегда был частью русской классики. Очень скоро он стал хресто — матийным писателем. Его изучали в дореволюционной гимназии, обязатель — ным для изучения он был и в советской трудовой и политехнической шко-
64 ВЕСТНИК МГПУ ■ СЕРИя «ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
ле, сохранился и в так называемом «минимуме литературного образования»
в постсоветское время.
Наследие Гоголя редко оказывалось предметом методических споров, поэто — му особого внимания заслуживает статья методиста-эмигранта В. В. Переми — ловского [17], в которой он подробно разбирает особенности восприятия Гоголя в русской школе. Подобно многим современникам — советским критикам — Перемиловский выступает против сатирического начала в русской литературе. Поэтому он против противопоставления первого и второго томов «Мертвых душ»: «И критика и обычное школьное преподавание всецело на стороне Гого — ля первой части «Мертвых душ», внушая читателям и ученикам, что здесь-то все и правдиво, и художественно, и подлинно, и сам Гоголь здесь — настоящий; а 2-й том — умственный упадок, болезнь Гоголя, надуманная схема, морализа — ция, — словом, прочесть прочтите, но не очень-то верьте, юноши…» [17].
Главный же враг для В. В. Перемиловского — пьеса «Ревизор». Он пишет:
«А успех более раннего «Ревизора», на котором и до сих пор воспитываются по — коления русской молодежи, не подозревая, сколько опять зла причинено односто — ронним освещением, изучением, комментированием этого замечательного про — изведения! За раскатами и взрывами смеха, сопровождающими каждую сцену комедии, мы не можем по достоинству оценить действие этой комедии на пси — хику наших учеников <…> «Ревизор» изображает Россию, но эта изображенная Россия — шваль. Вот та оценка, которая, в такой ли заостренной или в более воспитанной формулировке, родится в подсознании ученика, когда уляжется вы — званный комедией смех. Предпринимались ли в школе какие-нибудь шаги, чтобы парализовать это впечатление от комедии, противопоставив ей или рядом поста- вив какое-нибудь другое, наиболее жизнерадостное изображение русского про — винциального быта, ну, что-нибудь вроде лесковских «Праведников»?» [17].
Как мы видим, даже приписывая восприятию «Ревизора» надуманный вред, методист вовсе не настаивает на том, чтобы это произведение было изъято из школьных учебников. Он лишь пытается «уравновесить» положительный и отрицательный заряды, не догадываясь, что в воспитании отрицательный заряд очень часто достигает самого положительного и благородного эффекта.
Методисты ХХ века о Гоголе
Благодаря тому, что имя Гоголя оказалось в школьной программе еще в 1852 г., творчество писателя непрерывно изучалось все новыми и новыми поколениями.
Сразу две важные для учителей книги появились в середине ХХ в., в 1954 г. Одна из них вышла под редакцией маститого методиста, действительного члена академии педагогических наук России В. В. Голубкова и кандидата филологи — ческих наук А. Н. Дубовикова [5]. Называлась она «Гоголь в школе» и включа — ла в себя три основных раздела: «Значение Н. В. Гоголя», «Проблемы жизни и творчества Гоголя» (возможно, хотели озаглавить «проблемы ИЗУЧЕНИЯ…», но редактор попался нетребовательный), и «Изучение произведений Н. В. Гого — ля в школе». Основательная получилась книга, 702 страницы, вот только мето — дики было маловато — лишь одна треть…
М е т о д и к а п р е п о д а в а Н и я Ф и л о л о г и ч е с к и х д и с ц и п л и Н 65
В том же году вышла книга «Изучение творчества Н. В. Гоголя в школе» [7], почти целиком посвященная методическим вопросам. Многие включенные в нее статьи и сейчас были бы полезны учителю.
Расширялся и состав изучавшихся текстов — практически с каждой струк — турной новацией в литературном образовании. Так, с обоснованием и утвержде — нием в 60-х гг. ХХ в. концепции так называемого «целостного изучения литерату — ры», воспринимавшейся буквально, увеличилось количество изучаемых текстов.
Методика преподавания литературы — наука междисциплинарная. По идее она опирается на теорию литературы, в реальности она отстает и от истории, и от теории литературы, идя вровень прежде всего с дидактикой. «Путеводной звездой» в изучении Гоголя были работы академика М. Б. Храпченко. Эти рабо — ты были именно идеологическим оружием: «В кого только не превращали его (Гоголя) эти писатели и критики, — клеймил «буржуазных» литературоведов и писателей академик. — Он был и символистом, и глашатаем сюрреализма, и сто — ронником искусства абсурда, и ярким примером воплощения в литературе фрей — дистских идей, и вообще противником искусства действительности, последова — тельным антиреалистом» [19: с. 684]. Мы с вами убедились, что «последователь — ным реалистом» Гоголь наверняка не был…
Важнейшим событием стала публикация в Москве учебника Ю. М. Лот — мана, где автор впервые применил элементы излюбленного им структурного метода в анализе произведений Н. В. Гоголя. Сосредоточенные прежде на «об — разах помещиков», воспитанные на традиционном литературоведении учите — ля впервые узнали, что сюжетным стержнем «Мертвых душ» «оказывается дорога, дорожные встречи, и дорожные происшествия. Это мрачная дорога» [11: с. 193–194].
Сам стиль автора учебника был неожиданным, поистине революционным. Учебник впервые читался как самостоятельное литературное произведение. Вслед за вкрапленным элементом анализа Лотман продолжал: «В столице древней Мексики главная улица, проходящая через весь город, называлась До — рога Мертвых. Через поэму Гоголя пролегает как бы дорога Мертвых, по сто- ронам которой стоят, как памятники смерти, застывшие гротескные фигуры помещиков. А по самой дороге катит новая и еще более страшная для Гоголя фигура рыцаря наживы, приобретателя Чичикова, на знамени которого напи — сан девиз, завещанный ему отцом: “Копи копейку!”» [11: с. 194].
Учебник был написан для эстонской школы и в преподавании использо — вался лишь фрагментарно. В основном материалами учебника пользовались на курсах повышения квалификации учителей. В Москве он был выпущен в 2000 году издательством «Языки русской культуры», специализирующимся на академической филологии.
Наконец, упомянем еще одну важную книгу, вышедшую в свет всего лишь несколько лет назад, в создании которой принял участие один из крупнейших знатоков творчества Гоголя — Ю. В. Манн: «Гоголь в школе» [12]. В ней много методических материалов, которые можно использовать при работе с учебни- ками издательства «Вентана».
66 ВЕСТНИК МГПУ ■ СЕРИя «ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Сейчас представление школьников о Гоголе расширяется. Подробно изу — чается биография писателя. Его творчеству посвящены несколько общедоступ — ных сайтов. Издаются аудиокниги, т. е. творчество доходит до учеников в различ — ных форматах. Надпись на могильном памятнике «От Советского правительства» не превратила Гоголя в бронзового Маяковского. Талантливый и яркий фильм Леонида Парфенова «Птица Гоголь» привлек внимание к личности и творчеству писателя миллионы телезрителей.
Конечно, некоторые аспекты его литературного наследия будут тракто — ваться по-разному. Больше незачем скрывать его религиозность. В целом Го — голь остается хрестоматийным, классическим писателем. Для русского писа- теля, который всегда стремился быть учителем нации, это счастливая судьба. Жаль, что сбылась она только посмертно.
Материал взят из: Серия «Филологическое образование» № 1 (8)
studik.net
какое образование получил н. в. гоголь
В возрасте десяти лет Гоголя отвезли в Полтаву к одному из местных учителей, в 1818 — 1819 учился в Полтавском уездном училище, затем частные уроки позволили ему поступить в 1821 в Гимназию высших наук в Нежине (с мая 1821 по июнь 1828).. Учился Гоголь плохо, т. к. был увлечен чтением, театром, живописью. Гоголь не был прилежным учеником, но обладал прекрасной памятью, за несколько дней готовился к экзаменам и переходил из класса в класс; он был очень слаб в языках и делал успехи только в рисовании и русской словесности.В плохом обучении была, по-видимому, отчасти виновата и сама гимназия высших наук, в первые годы своего существования не слишком хорошо организованная; например, история преподавалась методом зубрёжки, преподаватель словесности Никольский превозносил значение русской литературы XVIII века и не одобрял современной ему поэзии Пушкина и Жуковского, что впрочем лишь усиливало интерес гимназистов к романтической литературе. Уроки нравственного воспитания дополнялись розгой. Доставалось и Гоголю. http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/GOGOL_NIKOLA_VASILEVICH.html
Обучение здесь, в соответствии с поставленной императором Александром I задачей борьбы с европейским вольнодумством, включало в себя обширную программу религиозного воспитания. Домовая церковь, общий духовник, общие утренние и вечерние молитвы, молитвы перед началом и окончанием уроков, Закон Божий два раза в неделю, каждый день полчаса перед классными занятиями чтение священником Нового Завета, вечером после занятий чтение книг духовного содержания, ежедневное заучивание наизусть по два-три стиха из Писания, строгая дисциплина — таким был определенный Уставом гимназии почти “монастырский” быт ее учащихся, многими чертами которого Гоголь воспользовался впоследствии при описании бурсацкого обихода в “Тарасе Бульбе” и “Вии” (Нежинскую гимназию он называл даже в шутку “бурсой”).http://www.hrono.info/biograf/gogol.html
Недостатки школы восполнялись самообразованием в кружке товарищей, где нашлись люди, разделявшие с Гоголем литературные интересы (Г. И. Высоцкий, по-видимому, имевший тогда на него немалое влияние; А. С. Данилевский, оставшийся его другом на всю жизнь, как и Н. Прокопович; Нестор Кукольник, с которым, впрочем, Гоголь никогда не сходился) .
Товарищи выписывали в складчину журналы; затеяли свой рукописный журнал, где Гоголь много писал в стихах. С литературными интересами развилась и любовь к театру, где Гоголь, уже тогда отличавшийся необычным комизмом, был самым ревностным участником (ещё со второго года пребывания в Нежине) . Юношеские опыты Гоголя складывались в стиле романтической риторики — не во вкусе Пушкина, которым Гоголь уже тогда восхищался, а скорее во вкусе Бестужева-Марлинского. http://ru.wikipedia.org/wiki/Гоголь
Оригинальность гоголевского творчества определило сочетание полярно противоположных начал. С одной стороны, Гоголь стремится к предельным обобщениям, мыслит общерусскими и общечеловеческими категориями, с другой – его взор проникает в низшие пласты жизни, «со всем сором и дрязгами» , «дробью и мелочью» . В речевом и стилистическом отношении это выразилось в гиперболическом мышлении, в причудливом соединении элементов самого высокого слога со сниженными языковыми пластами, в сосуществовании одической риторики и библейской традиции с просторечьем, диалектом и жаргоном.
Всё это говорит о том, что для Гоголя самое большое значение имело самообразование, как для большинства талантливых людей.
otvet.mail.ru
Ответы Mail.ru: помогите!!!!
Вопросы викторины:1. Один русский философ назвал Николая Васильевича Гоголя самой загадочной фигурой в русской литературе. Назовите его фамилию.
2. У родителей Гоголя была красивая, звучная фамилия. Назовите её.
3. Почти все герои произведений Гоголя помнят свою школу. И сам автор вспоминал учёбу в гимназии. Какие науки изучал Гоголь в Неженской гимназии?
4. Гоголь был «средним» учеником в гимназии, но прекрасным организатором и участником гимназических литературных журналов. Назовите эти журналы.
5. В России, в первой половине девятнадцатого века, в гимназиях учились только мальчики. Гимназисты увлекались театром и даже ставили спектакли. Какую женскую роль пришлось играть Гоголю в одном из ученических спектаклей?
6. У Гоголя было немного друзей. Но это были по-настоящему преданные ему люди. Среди них русский поэт и критик, познакомивший Гоголя с Пушкиным. Назовите его фамилию.
7. Назовите первое опубликованное произведение Гоголя. Под каким псевдонимом оно вышло?
8. Талантливый человек талантлив во всём. Гоголь был талантливым актёром, писателем, драматургом и даже преподавателем. По какой дисциплине Гоголь читал лекции в Санкт-Петербургском университете?
9. На одной из лекций Гоголя, посвященной восточному правителю Аль-Мамуну, присутствовали известные русские поэты. Назовите их фамилии.
10. Гоголь и Пушкин сотрудничали в журнале «Современник». Сюжеты, каких произведений были подсказаны Гоголю Пушкиным?
11. О каком произведении Гоголя Пушкин сказал: «…истинно весёлая книга!»
12. Можете ли вы назвать первую фамилию главного героя «Ревизора»?
13. Как вы думаете, есть ли положительный герой в пьесе Гоголя «Ревизор»? Как отвечал сам автор на этот вопрос?
14. Какое произведение Гоголя вспоминается, когда вы смотрите на картину И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»?
15. В какой повести Гоголя события начинаются 25 марта?
16. «Шинель» выросла из анекдота о чиновнике страстно мечтавшем о… О каком предмете шла речь?
17. Назовите фамилию главного героя повести «Шинель».
18. О какой награде с гордостью говорил герой «Ревизора», судья Ляпкин-Тяпкин?
19. Кто из героев «Ревизора» предложил Хлестакову самую маленькую взятку?
20. Кому из героев Гоголя принадлежат эти слова: «Чему смеётесь? Над собой смеётесь!»?
21. «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» Из какого произведения эти строки?
22. На протяжении всего романа «Мёртвые души» прослеживается тема истории России. В доме Коробочки на видном месте висит портрет известного полководца начала 19 века. Чей это портрет?
23. «Он был исторический человек! Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории». О каком герое романа «Мёртвые души» идёт речь?
24. Помещик Манилов назвал своих сыновей в честь древнегреческих полководцев. Назовите их имена.
25. Кто подал идею о покупке мёртвых душ Чичикову Павлу Ивановичу?
26. Кто из героев гоголевского романа первый произнёс роковые слова «мёртвые души» и разоблачил Чичикова?
27. У гоголевских героев оригинальные имена и прозвища. Какое из них напоминают вам:
нечто съедобное
домашнее животное
ассоциируется с бутылкой
otvet.mail.ru
Николай Васильевич Гоголь — один из самобытнейших русских писателей, его слава вышла далеко за пределы русского культурного пространства. Его книги интересны на протяжении всей жизни, каждый раз удаётся найти в них новые грани, почти новое содержание. Жизнь его не изобиловала внешними событиями. Вся она была в напряжённой работе, в углублённом внутреннем анализе своих поступков и мыслей. Дело писателя было для Гоголя неразрывно слито с общественной, воспитательной ролью искусства, стало для него творческим подвигом. Открыв миру «всю Русь», прежде всего её смешные, печальные, драматические стороны, — но не только эти, а и героические, — пророчески сказав об её прекрасном будущем, Гоголь создал книги, которые явились подлинным открытием в художественной культуре, оказали большое влияние на развитие русской литературы и искусства вообще. Книги Гоголя активно существуют в духовной жизни нашего времени. Художественное слово Гоголя воспринимается сегодня как пророческое. Гоголь не просто писатель, но человек исключительной , трагической судьбы, мыслитель и пророк, стоявший на пороге подлинной разгадки исторических судеб России, в судьбе которого так или иначе отразилась судьба литературы и общественной мысли того времени. Гоголь — начало новой эпохи в художественном сознании России ХIХ века. Н.В.Гоголь, великий русский писатель, создал собственный художественный мир, в котором живёт уже несколько поколений русских читателей. Ни у одного из русских классиков не оказалось столько нарицательных персонажей, как у Гоголя. Гоголевский Городничий, Хлестаков и Чичиков, Тарас Бульба и Акакий Акакиевич — все эти персонажи, творческим воображением гениального прозаика, воспринимаются нами как исторические или действительно существовавшие личности. Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии (Украина). Отец Гоголя, Василий Афанасьевич Яновский-Гоголь, служил при Малороссийском почтамте, откуда уволился в чине коллежского асессора. Служил секретарем у дальнего родственника, бывшего министра, уездного представителя дворянства, Д.П. Трощинского. Василий Афанасьевич любил искусство, сам писал стихи и комедии на украинском языке. Мать Гоголя, Мария Ивановна, урожденная Косяровская, была, по преданию, первой красавицей на Полтавщине. Происходила из семьи помещиков. Замуж на Яновского-Гоголя вышла в 14 лет, родила шесть детей. По преданию (информация не подтвержденная), вторую часть фамилии – Гоголь – прибавил к своей (Яновский) дед Николая Васильевича. Это было сделано, чтобы доказать происхождение рода от полковника Остапа Гоголя, прославившегося на Украине в XVII веке. Семья Гоголей была очень религиозна, что, несомненно, наложило свой отпечаток на мировоззрение будущего писателя. Особое внимание духовному воспитанию детей уделяла мать. 1818 – 1819 годы – Николай Гоголь, вместе с братом Иваном, обучаются в Полтавском уездном училище. 1820 – 1821 годы – Гоголь берет уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского. 1821 – 1828 годы – обучение в гимназии высших наук в Нежине. Нежинская гимназия высших наук была своеобразным аналогом Царскосельского лицея, здесь обучались дети провинциальных дворян. В гимназии Гоголь учился музыке, живописи, участвовал в театральных постановках. К этому времени относятся и первые литературные опыты Николая Васильевича, который поначалу работал с разными жанрами: писал трагедии, элегии, повести. Тогда же была написана не сохранившаяся первая сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан». Когда пришло время выбирать специальность, Николай Гоголь выбрал юриспруденцию – он хотел «пресекать неправосудие». 1828 – 1829 годы – в декабре 1828 года Гоголь отправляется в Петербург. Работу получить ему не удалось. Попытка заработать литературным трудом закончилась неудачно: были изданы всего два произведения, стихотворение «Италия» и «идиллия в картинах» «Ганц Кюхельгартен». Последняя, опубликованная под псевдонимом «В. Алов» вызвала снисходительные насмешки критиков. Гоголь сжигает нераспроданный тираж книги и, разочарованный, уезжает в Германию (июль 1829 года). Конец 1829 года – Николай Васильевич возвращается в Петербург. На этот раз поиски работы оказались удачными, и Гоголю удалось получить место писца в департаменте государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. Служба была однообразной и скучной, единственными отдушинами были занятия живописью и литературой. Еще один положительный момент от «службы государственной» — она снабдила писателя богатейшим материалом для будущих произведений. 1830 год – в журнале «Отечественные записки» впервые опубликована повесть Гоголя «Басаврюк». Позже повесть была переработана автором, после чего получила название «Вечер накануне Ивана Купала». Этот же год, декабрь – в альманахе «Северные цветы» (издававшемся Дельвигом), появляется глава из исторического романа Гоголя «Гетьман». Первым произведением, вышедшим с настоящей фамилией автора, стала повесть «Женщина». После первых публикаций Николай Васильевич принят в круг петербургских литераторов. Он сближается с Дельвигом, Пушкиным, Жуковским. Живет в Павловске, кроме прочего, выполняет поручения по изданию пушкинских «Повестей Белкина». Критики утверждают, что именно Александр Сергеевич дал Гоголю идеи для таких произведений, как «Ревизор» и «Мертвые души». В этот период Гоголь зарабатывает частными уроками, а вскоре становится преподавателем истории в Патриотическом институте. 1831 – 1832 годы – написаны и опубликованы «Вечера на хуторе близ Диканьки». Именно это произведение принесло Гоголю настоящую популярность. 1832 год – Гоголь приезжает в Москву уже известным писателем. Работает над своей первой комедией «Владимир 3-й степени», однако не заканчивает ее. 1834 год – Николай Васильевич стремится работать на кафедре всеобщей истории в только что открытом Киевском университете, но все попытки заканчиваются неудачей. Писатель принят адъюнкт-профессором на кафедру всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете. Изучая историю родной Украины, Гоголь разрабатывает идею произведения «Тарас Бульба». Втайне от всех пишет повести для сборников «Миргород» и «Арабески». Этот же год – в книге «Новоселье» опубликована «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». 1835 год – Гоголь оставляет университет, чтобы полностью посвятить себя литературе. В этом же году он завершает и издает сборники «Миргород» (в том числе «Старосветские помещики», «Вий», «Тарас Бульба» и др.), «Арабески». Кроме того, в 1835 году был начат «Ревизор». В том же, 1835, году была начата работа над первым томом поэмы «Мертвые души». Идею, как уже указывалось выше, подал Пушкин. Он же стал первым, кому Гоголь прочел несколько глав. Александр Сергеевич одобрил писателя, но одновременно поэма и расстроила его. Январь 1836 года – на вечере у Жуковского, в присутствии Пушкина, Гоголь читает «Ревизора». 19 апреля 1836 года – премьера «Ревизора» в Александринском театре. 25 мая 1836 года – премьера «Ревизора» в Малом театре. Первые отзывы о комедии были негативны. К сожалению, Николай Васильевич прочитал именно их, открывать другие у него после этого уже не было желания. Писатель уезжает за границу. Этот же год – Гоголь живет сначала в Швейцарии, потом в Париже. Все это время продолжает работать над «Мертвыми душами». 1837 год – Гоголь приезжает в Рим. 1839 – 1840 годы – несколько месяцев Гоголь проводит в России. В Москве и Петербурге читает 6 глав «Мертвых душ». Май 1840 года – на торжественном обеде в честь именин Николая Васильевича присутствует М.Ю. Лермонтов, который читает гостям свою новую поэму «Мцыри». Через несколько дней Гоголь отправляется в Рим. По пути останавливается в Риме, чтобы завершить давно начатую драму «За выбритый ус» — этюд из запорожской истории. Однако рукопись была сожжена. Именно в Вене Гоголя впервые настигает тяжелая нервная болезнь. 1840 – 1841 годы – в Риме закончена работа над первым томом «Мертвых душ». Октябрь 1841 года – Гоголь приезжает в Россию, чтобы издать «Мертвые души». Ему помогает В.Г. Белинский. Цензура пропустила поэму, но с условием – для книжного издания должна быть изъята «Повесть о капитане Копейкине» и изменено название. Май 1842 года – из печати вышла книга «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Начало 1843 года – вышли «Сочинения Николая Гоголя» в четырех томах. Вторая половина 1840-х годов – Николай Васильевич переживает духовный кризис. Доходило до того, что писатель сомневался в значении и действенности художественной литературы и был готов отречься от своих произведений. Конец июня 1845 года – Гоголь сжигает рукопись второго тома поэмы «Мертвые души». Причиной стало душевное состояние писателя, выражаясь современным языком, длительная депрессия. Позже Николай Васильевич объяснил свой поступок в произведении «Четыре письма к разным лицам по поводу «Мертвых душ» — выбранные места»: во втором томе «пути и дороги» к идеалу были указаны недостаточно. 1847 год – Гоголь издает «Выбранные места из переписки с друзьями». Белинский крайне недоволен этим обстоятельством, особенно религиозно-мистические идеи писателя, звучащие в «Переписке…». Апрель 1848 года – Гоголь посещает Гроб Господень в Иерусалиме, после чего окончательно возвращается в Россию. Живет в Одессе, Петербурге и Москве, все это время работает над вторым томом «Мертвых душ». Здоровье писателя ухудшается. Что касается духовных настроений, мистика и религия продолжают занимать его мысли. Весна 1850 года – Гоголь делает предложение руки и сердца А. М. Виельгорской, однако получает отказ. 1852 год – Николай Васильевич регулярно встречается и беседует с протоиереем Матвеем Константиновским, фанатиком и мистиком. Ночь с 11 на 12 февраля 1852 года – Гоголь сжигает теперь уже беловую рукопись второго тома «Мертвых душ». Существует версия, что сделать это писателя уговорил Константиновский. 21 февраля 1852 года – Николай Васильевич Гоголь умирает в Москве. Первоначально похоронен на кладбище Свято-Данилова монастыря. В 1931 году прах Гоголя был погребен на Новодевичьем кладбище. Основные разделы сайта:| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
gogol.velchel.ru