Какие науки изучал гоголь: какие науки изучал гоголь в гимназии? — Спрашивалка

Викторина по творчеству Н.В.Гоголя

Викторина по творчеству Николая Васильевича Гоголя

 

ВОПРОСЫ

1.  Где и когда родился Гоголь?

2.  Как звали отца и мать Гоголя, кем они были по про­исхождению?

3.  Какое образование получил Гоголь?

4.  Какие науки изучал Гоголь в Нежинской гимназии?

5. Как назывались гимназические литературные жур­налы, организатором и участником которых был Гоголь?

6.  Какую женскую роль играл Гоголь в ученическом спектакле?

7.Назовите первое опубликованное произведение Гого­ля, каким псевдонимом оно было подписано?

8.  Какую науку преподавал Гоголь в Петербургском университете?

9. Как звали пасечника, от лица которого ведется рас­сказ в «Вечерах на хуторе близ Диканьки».

10. Сюжеты каких произведений были подсказаны Го­голю Александром Пушкиным?

11. В каком театре впервые была поставлена комедия Гоголя «Ревизор»? Кто играл роль городничего? Кто Хлес­такова?

12.

Кому принадлежат слова, сказанные после первого представления «Ревизора»: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!»?

13. Какое произведение Гоголя напоминает вам карти­на И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому сул­тану»?

14.  Как звали главных героев повестей Гоголя «Ши­нель», «Нос», «Портрет»?

15. Кто из русских композиторов написал оперу по по­вести Гоголя «Сорочинская ярмарка»?

16.  На сюжет какого произведения Гоголя написал опе­ру «Черевички» П. И. Чайковский?

17. На сюжет какого произведения Гоголя написал опе­ру Н. А. Римский-Корсаков?

18.  Какую поговорку взял Гоголь эпиграфом к комедии «Ревизор»?

19.  Кому из героев Гоголя принадлежат эти слова:

1)  «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!…»

2)  «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей!»

3)  «Другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души; а у меня что ядреный орех, все на подбор…»

4) «Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж, скажешь только кухарке: «На, Маврушка, шинель. ..»»

5)  «Вот жила, жила, а теперь приходится выходить за­муж. Одних забот сколько…»

20.  В каком году происходит действие пьесы «Ревизор»?

21.  Где находится город, в котором происходят собы­тия пьесы «Ревизор»?

22.  Как зовут Плюшкина из поэмы «Мертвые души» и сколько ему лет?

23.  Кому из героев Гоголя принадлежит этот портрет:

1) «…не красавец, но и не дурной наружности, не слиш­ком толст, не слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако же и не так, чтобы слишком молод».

2)  «…показался весьма похожим на средней величины медведя… Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке».

3)  «…женщина пожилых лет, в каком-то спальном чеп­це, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех мату­шек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай».

4)  «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами».

5)  «Провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей».

6) «Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худень­кий; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове».

7) В невод «вместе с рыбой запутался какой-то круглый че­ловек, такой же меры в вышину, как и в толщину, точный арбуз или бочонок».

24.  Назовите авторов памятников Гоголю в Москве?

 

Из каких произведений эти строки

1.  «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плав­но мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет; ни прогремит… Редкая птица долетит до середины Дне­пра. Пышный! Ему нет равной реки в мире… Звезды горят и светят над миром и все разом отдаются в Днепре».

2.   «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинул­ся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебря­ном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь!»

3.   «Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрас­ного далека тебя вижу: бедно, разбросанно и неприютно в тебе… Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становит­ся ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей до­рогу другие народы и государства».

4.   «…да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»

5.  «Выражается сильно российский народ! Сердцеведе­нием и мудрым познаньем жизни отзовется слово британца; легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает свое, не всякому доступное, умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого серд­ца, так бы кипело и животрепало, как метко сказанное рус­ское слово».

 

Кто из персонажей произведений Гоголя

1.  …Решил, что «прямой дорогой не возьмешь и что косой дорогой больше напрямик»?

2. …Брал взятки борзыми щенками?

3.  …Был отцом и благодетелем в городе и поэтому в лавки и гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую?

4. …Умел хорошо вышивать по тюлю?

5.  …Был убит крестьянами села Вшивая спесь, Бровки, Зади-райлово?

6.  …Носил «шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амба­рами и строением»; любил пить чай, забравшись в реку?

7. …Умер с перепугу при одном очень странном известии?

8.  …Имел такое хозяйство, что «даже мужичья свинья гляде­ла дворянином»?

9.  …Читал письма, написанные собачками, и вообразил себя испанским королем?

10. …Сбежал от своей невесты через окно в день свадьбы?

11. …Не мог отличить правую руку от левой?

 

Кто сказал о Н. В. Гоголе

1. «Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность. Все это так необыкновенно в нашей нынеш­ней литературе, что я доселе не образумился».

2. «Гоголь внес в нашу литературу новые элементы, породил множество подражателей… С Гоголя начинается но­вый период русской литературы».

3.  «Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти два слова?… Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, данное нам смертью, назвать великим. Человек, который своим именем означал эпоху в истории нашей литературы; человек, которым мы гордимся, как одной из слав наших! Он умер, пораженный в самом цвете лет, в разгар сил своих, не окончив начатого дела, подобно благороднейшим из его предшественников…»

4. «Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России».

5. «Меня упрекали в том, что наш «Ревизор» не очень весел. Но ведь сам Гоголь пенял первому исполнителю роли Хлестакова — Николаю Дюру, в том, что он чересчур ста­рался рассмешить зрителей. Гоголь любил говорить, что ве­селое часто оборачивается печальным, если в него долго всмат­риваешься. В этом превращении смешного в печальное — фокус сценического стиля Гоголя».

6. «Гоголь… владеет талантом необыкновенным, сильным и высоким. По крайней мере, в настоящее время он является гла­вою литературы…»

7. «Мертвые души» потрясли всю Россию… Подобное обви­нение необходимо было современной России. Это история бо­лезни, написанная мастерской рукой. Поэзия Гоголя — это крик ужаса и стыда…»

ОТВЕТЫ

1.  Гоголь родился на Украине 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии.

2. Отец – Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский, при­надлежал к новоявленному дворянству. Дед его был сель­ским священником. А отец, Афанасий Демьянович (дед пи­сателя), окончил Киевскую духовную академию, поступил в Полковую миргородскую канцелярию и завершил свою слу­жебную карьеру в чине секунд-майора. Женился на Татьяне Семеновне Лизогуб из старинного казацкого рода.

Мать –  Мария Ивановна Гоголь, урожденная Косяровская, дочь богатого помещика.

3. С 1818 по 1820 год учился в г. Нежине, в Гимназии высших наук князя А. А. Безбородко.

4.  1) Закон божий; 2) языки и словесности: россий­ская, латинская, греческая, немецкая, французская; 3) гео­графия и история; 4) науки физико-математические, поли­тические, юридические, военные; 5) естественное право; 6) танцы, рисование, черчение.

5.  «Северная заря», «Звезда» и «Метеор литературы*

6.  Роль Простаковой в комедии Д. И. Фонвизина «Не­доросль».

7.  В 1829 году, идиллия «Ганц Кюхельгартен» под псев­донимом В. Алов.

8. Гоголь был адъюнкт-профессором на кафедре всеоб­щей истории С.-Петербургского университета, читал курс лекций по истории средних веков.

9.  Рудый Панько.

10.  А. С. Пушкин подсказал Н. В. Гоголю сюжеты «Ре­визора» и «Мертвых душ».

11. В Петербурге, 19 апреля 1836 года в Александрий­ском театре, роль Городничего исполнял актер И. И. Сосницкий, Хлестакова –  И. О. Дюр.

12.  Слова принадлежат императору Николаю I.

13.  Повесть «Тарас Бульба».

14.   Акакий Акакиевич Башмачкин, майор Ковалев и художник Чартков.

15.  М. П. Мусоргский.

16.  «Ночь перед Рождеством».

17.  «Майская ночь».

18.  «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».

19.  1) Городничему, комедия «Ревизор».

2) Тарасу Бульбе.

3)  Собакевичу, поэма «Мертвые души».

4)  Хлестакову, комедия «Ревизор».

5)  Агафье Тихоновне, комедия «Женитьба».

20.   В 1831  году.  В первом действии Ляпкин-Тяпкин говорит о том, что 15 лет сидит в судейском кресле, а в четвертом —  рапортует Хлестакову, что избран в 1816 году. Получается 1831 (1816+15).

21. Город находится где-то между Пензой и Саратовом. Хлестаков проигрался в Пензе и ехал в Саратовскую губер­нию.

22.  Прямых указаний в тексте «Мертвых душ» на это нет, но Гоголь пишет:  «… на старшую дочь, Александру Степановну, он не мог во всем положиться…» Значит, Плюш­кина звали Степан. Было ему за пятьдесят. Он сам говорил: «…Шестой десяток живу».

23.  Поэма «Мертвые души»:

1)  Чичиков,

2)  Собакевич,

3)  Коробочка,

4)  Ноздрев.

5)  Анна Андреевна, жена городничего; комедия «Ревизор».

6) Иван Александрович Хлестаков; комедия «Ревизор».

7) Петр Петрович Петух; второй том поэмы «Мертвые души».

24. Скульпторы: Н. А. Андреев и Н. В. Томский.

Из каких произведений эти строки

1.  Повесть «Страшная месть».

2.  Повесть «Майская ночь, или Утопленница».

3.  Поэма «Мертвые души».

4.  Повесть «Тарас Бульба».

5.  Поэма «Мертвые души».

Кто из персонажей произведений Гоголя…

1. Чичиков; поэма «Мертвые души».

2. Судья Ляпкин-Тяпкин; комедия «Ревизор».

3. Полицмейстер; поэма «Мертвые души».

4. Губернатор города NN, поэма «Мертвые души».

5.   Полицейский заседатель Дробяшкин; поэма «Мертвые

души».

6.  Иван Никифорович Довгочхун; «Повесть о том, как по­ссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

7.  Прокурор города NN при известии о покупке Чичиковым «мертвых душ».

8. Костанжогло; второй том «Мертвых душ».

9.  Поприщин; повесть «Записки сумасшедшего».

10. Подколесин; комедия «Женитьба».

11.  Пелагея, дворовая девочка помещицы Коробочки; поэма

Кто сказал о Н.В.Гоголе

1 А.С. Пушкин

2. В.Г. Белинский

3. И.С. Тургенев

4. Н.Г. Чернышевский

5. В.Э. Мейерхольд

6. В.Г. Белинский

7. А.И. Герцен

 

 

Литература

Козак О.Н. Литературные викторины. – СПб.: СОЮЗ.1998. – 272с.

Литература. 9 – 11 классы: викторины / авт.-сост. Н.Ф. Ромашина. – Волгоград: Учитель, 2008. — 204

Духовная биография Н. В. Гоголя

Введение

Почему мы сегодня говорим о Гоголе?
Прежде всего потому, что просвещённой части человечества дорого имя Водителя Культуры Николая Константиновича Рериха, который в своих трудах высветлял имена тех творческих личностей, которые служили Общему Благу, просвещая человечество на путях его эволюционного развития.

К таким личностям относит Н. К. Рерих и Н. В. Гоголя, и в 25 статьях, собранных в сборниках «Листы дневника», Николай Константинович говорит о нём с убедительностью истинного ценителя искусства и с высокого понимания значения Культуры как синтеза науки, религии, искусства. Рерих вспоминает Гоголя не только потому, что с детства любил его «высокую духовность и тонкую потусторонность» и «увлекался его исторической фантастикой», а потому, что Гоголь создавал «магниты высоко духовных взлётов» и «своими убедительными зовами складывал многие возможности» и «открывал врата в познавание жизни искусства» (ст. «Полвека»). В этих словах Рериха звучит высокая оценка Водителя Культуры значения Н. В. Гоголя для эволюции и для совершенствования человека.

По мнению Н. К. Рериха, Гоголь относится к тем художникам, которые «вставали как светлые вехи от прошлого к светлому будущему», которые давали бодрые напутствия, как идти к нему: «Всё вижу и слышу и тогда иду вперёд» (ст. «Напутствие»).

Изучающим философию Н. К. Рериха, понятны зовы сердца к культуре, её сохранению и служению ей.

Николай Константинович называл Гоголя «сердцеведцем», то есть ведающим сердцем, знающим сердцем. У Гоголя, писал Рерих, «найдём то, что спешно нужно для целений сердца народа в трудных путях его» (ст. «Сказки»).

Мыслитель и философ Рерих умел распознать и в Гоголе мыслителя и провидца. Николай Константинович считает Гоголя воином, который осознаёт, что призван на битву, и зовёт к ней. Это битва происходит в каждом человеке, в его сердце. В статье «Лихосчастье» Н. К. Рерих пишет, что существуют силы зла и «злобное сатанинство», что «не только в войнах разрушаются культурные сокровища. Ценнейшие сосуды разбиваются в судорогах сатанизма». А сосуды эти – человеческие сердца и судьбы. «Не приспело ли время обратиться к вечным панацеям Добра и Света, к законам Божеским, что бы отогнать приступы сатанизма?» — спрашивает у нас Рерих.

Гоголь, как никто, созвучен Николаю Константиновичу на путях служения Культуре, Искусству, Прекрасному. Но, чтобы служить, надо и самому быть чистому и светлому, – так считает Гоголь и этому посвящает свою жизнь и труды. Как ему это удалось, попробуем понять. А сам Гоголь считал, что его сочинения самым непосредственным образом связаны с его духовным образованием и самосовершенствованием.

Биография

Гоголь родился 19 марта 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещиков Василия Афанасьевича и Марии Ивановны.

Гоголь был ребёнком вымоленным матерью перед иконой Николая Угодника и назван в его честь, перед его рождением у матери уже умерло двое детей.

Впоследствии в селе Васильевка была построена своя каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы по обету, данному матерью Гоголя за сына.

В роду Гоголя были люди духовного звания: прадед его по отцовской линии был священником, дед закончил Киевскую Духовную Академию, а отец – Полтавскую семинарию, что не помешало ему стать актёром любительского театра. От отца у Гоголя и юмор и литературная наследственность, но он скончался в 1825 году, когда Николаю было 16 лет, а матери всего 34 года.

Мать – Мария Ивановна, отличалась набожностью и после смерти мужа она до конца жизни носила траур и выглядела, как монашенка. В семье соблюдались религиозные обычаи и традиции и было принято посещать святые места в Воронеже, Киеве и другие и по преимуществу пешком.

Первый учитель Николая был семинарист, нанятый в дом, а уже с девятилетнего возраста он живёт вне дома. Учится Гоголь сначала в Полтаве в уездном училище, потом в гимназии, а в 1821 году поступает в Гимназию высших наук в Нежине. Обучение в Гимназии предусматривало и программу религиозного воспитания, которое по строгой дисциплине и быту напоминало монастырь. Была здесь и домовая церковь, и общий духовник, утренние и вечерние молитвы и чтение книг духовного содержания.

Гимназия в Нежине заложила основы духовного образования Гоголя. В гимназии преподавал широко образованный протоирей Павел Волынский, который, помимо основного курса богословских наук, читал и курс нравственного богословия, знакомя воспитанников с творениями святых отцов и учителей церкви: Василия Великого, Иоанна Златоуста, Исаака Сирина и др.

Первые литературные и сценические успехи начались уже в гимназии, там же проявилась и любовь, и вера в Бога.

В 1825 году умирает отец, Гоголю 16 лет, и это было сильнейшим потрясением для молодого и тонко чувствующего юноши и оставило след на всю его жизнь. Он пишет матери письмо из Нежина, в котором предельное отчаяние («хотел даже посягнуть на свою жизнь»), переходит в глубокую покорность воле Божьей: «Я сей удар перенёс с твёрдостью истинного христианина…Благословляю тебя, Священная вера! В тебе только я нахожу источник утешения и утоление своей горести!» (1).

С этих пор в миросозерцание Гоголя входит мысль о неизбежности смерти. Много позднее, объясняя матери причины, побудившие его написать завещание в «Выбранных местах из переписки с друзьями», он пишет:
«Память смертная – это первая вещь, которую человек должен ежеминутно носить в мыслях своих» и ещё: «Постоянная мысль о смерти воспитывает удивительным образом душу, придаёт силу для жизни и подвигов среди жизни» (4).

Подобные философские мысли будут только развиваться и укрепляться, и Гоголь будет ими делиться и с матерью, и с сёстрами: Анной, Елизаветой и Ольгой.

После окончания Гимназии Гоголь в конце декабря 1828 года из Нежина переселяется в Петербург и окунается в водоворот деятельности, имея благие намерения послужить Отечеству. Но Петербург, с его дороговизной жизни, несколько охладил его пыл, и через несколько месяцев он бежит за границу в Любек, где как-то сразу отрезвляется, задумывается над собой и об этом пишет матери: «Часто я думаю о себе, зачем Бог, создав сердце, может, единственное, по крайней мере редкое в мире, чистую, пламенеющую жаркою любовью ко всему высокому и прекрасному душу, зачем Он одел все это в такую страшную смесь противоречий, упрямства, дерзкой самонадеянности и самого униженного смирения?» (2).

Распознав в себе всю противоречивость характера, Гоголь возвращается в Петербург и пробует свои силы в разнообразнейшей деятельности: чиновника, актёра, художника-декоратора, продолжает заниматься по вечерам в Академии Художеств и подрабатывает уроками. В печати Гоголь дебютировал дважды. Сначала как поэт, но получил отрицательную критику. Второй дебют был в прозе и сразу вывел Гоголя в число первых литераторов России. В 1831–1832 годах вышел в свет цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», о котором одобрительно отозвались и Пушкин, и императорский двор.

Гоголь входит в круг Пушкина, Жуковского, знакомится в Москве с известными издателями: Погодиным, Щепкиным, Аксаковым, дружит с Брюлловым. Жизнь, казалось бы, кипит, но из писем друзьям узнаём, как не проста его жизнь. «Ум в странном бездействии: мысли так растерянны, что никак не могут собраться в одно целое», – жалуется он своему другу Данилевскому (3). Гоголь, как всякий творческий человек, постоянно переживает периоды подъёма и спада. Напряжение спада, вызванное, как правило, замыслами самыми разнообразными, порой парализовавших друг друга, были очень мучительны, как мини кризисы, но они предшествовали новому подъёму творческой активности. Такой подъём наступил в 1834–1836 годах, и Гоголь в лирической заметке, посвящённой новому, наступающему 1834 году пишет: «Таинственный, неизъяснимый 1834! Где означу я тебя великими трудами?. . Я не знаю, как назвать тебя, мой Гений!.. О, не разлучайся со мной! Я совершу… Я совершу. Жизнь кипит во мне. Труды мои будут вдохновенны… Над ними будет веять недоступное земле Божество! Я совершу!.. О, поцелуй и благослови меня» (5).

За следующие два года Гоголь создаёт или задумывает всё, что ему дано было создать. Один за другим появляются рассказы Гоголя, издаются сборники «Арабески» и «Миргород», куда вошли такие произведения, как «Портрет», «Тарас Бульба», «Вий» и другие, а также научные и исторические статьи. В это же время начаты «Мёртвые души» и «Ревизор». Белинский провозглашает Гоголя главой русских поэтов.

В пору творческой зрелости невозможно обойти статью «Женщина», где Гоголь пишет: «Мы зреем и совершенствуемся: но когда? когда глубже и совершеннее постигаем женщину?» И дальше: «Что такое любовь? – Отчизна души… Когда душа потонет в эфирном лоне души женщины, когда отыщет в ней своего отца – вечного Бога… тогда она повторяет в себе прежние звуки, прежнюю райскую в груди Бога жизнь»(6). Вот такая его философия любви в этот период. Гоголь очень хорошо понимал, что это за пламя – любовь, и боялся, что оно может превратить в прах любого в одно мгновение. Гоголь хочет понять, в чём же тайна красоты, и в повести «Невский проспект» даёт такой ответ: красота – божественного происхождения. Гоголь поднимает красоту на пьедестал, она – как мечта художника, но при этом понимает, что в жизни «существует вечный раздор мечты с существенностью»(7), так как мир пребывает во зле и силы тьмы пытаются овладеть душами людей, а художник должен это осознавать.

В конце 1835 года Гоголь увольняется в отставку из Университета, где преподавал 1,5 года историю, и полностью посвящает себя литературе и театру. 1836 год Гоголь называет «великим переломом, великой эпохой моей жизни» (8). В чём же она?

В апреле 1836 года состоялась премьера «Ревизора» на сцене Александрийского театра, на которой присутствовал и Государь Николай Павлович, разрешивший пьесу к постановке и печатанью. «Ревизор» взорвал общество и разделил его, а Гоголь испытал недоумение и боль по поводу всех рецензий. В последующем он разъяснил в «Развязке Ревизора» смысл этой пьесы: «Что̀ ни говори, но страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба. Будто не знаете, кто этот ревизор? Ревизор этот наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя». Такой же глубокий духовный смысл имеет и поэма «Мертвые души», в которой Гоголь хотел показать, как можно, изменяя внутреннюю суть человека, прийти к изменению мира, духовному развитию всего человечества. Гоголь жил в заботе о духовном развитии человека. В предсмертной записи «Друзьям моим» Гоголь писал:  «Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом…» Перенапряжение всех сил у Гоголя было так велико, а страсти вокруг «Ревизора» так накалились, что он, можно сказать, спасается бегством за границу в 1836 году. Постепенно Гоголь приходит в себя от шума за «Ревизора» и начинает оценивать своё творчество с новой точки зрения. Его сознание растёт от понимания своей ответственности перед обществом. Он как бы осознал вдруг смысл своей жизни и понял, что надо начинать с себя, искоренять недостатки сначала в себе, чтобы быть понятым другими. «Говорить и писать о высших чувствах и движеньях человека нельзя по воображенью, – пишет Гоголь в «Авторской исповеди», – нужно заключить в себе самом хотя небольшую крупицу этого, – словом, нужно сделаться лучшим». Я думаю, вполне обосновано можно назвать этот «перелом» сдвигом сознания. В письме к Жуковскому есть такие строки: «Кто-то незримый пишет передо мною могущественным жезлом» (10). Гоголь признаёт руководство незримое и желает сделаться лучше, то есть самосовершенствоваться, и это будет руководством к дальнейшим действиям. От одного только устремления к лучшему в себе, то есть к духу, его состояние моральное приходит в равновесие и уже «в душе небо и рай» (11).

В Риме он живёт среди художников, изучает изящные искусства, учится живописи, много работает над своими произведениями: завершает первый том «Мёртвых душ» и начинает второй, в котором размышляет о духовном «небесном братстве» русского народа, верит, что всякий русский человек способен «вдруг» «поступить в рыцарство»(12).

Но как всё в жизни, за радостью – огорчения, за взлётами – падение, – законы ритма неотвратимы. Важно это понимать и не отчаиваться. Гоголь в полной мере проходит эти уроки-испытания, о чём в будущем будет делиться в переписке с друзьями.

Следующее испытание косвенно связано со смертью его близкого друга, угасшего от чахотки, и одновременно с вдохновением необычайной напряжённости. Утончённый Гоголь, сидя у постели больного, и наблюдая за процессом угасания жизни, конечно, снова заболевает. «Я испугался, – пишет Гоголь Погодину, – к этому присоединилась болезненная тоска, которой нет описания» (13). Это Гоголь называет страхом смерти и даже пишет завещание и готовится к ней. Но в то же время идёт внутренняя напряжённая работа над отдельными главами первого тома «Мёртвых душ», пишет повесть «Шинель», перерабатывает «Тараса Бульбу», набрасывает «Трагедию из истории Запорожья». Всё вместе и создаёт чрезмерное напряжение, что снова приводит к болезни.

Происходит ещё один опыт изменения сознания. У Гоголя были видения и, может быть, даже озарения, после которых он понял, что совершенно здоров. Ему высветились новые возможности, он понял, что жизнь ему дана не просто так, и что она не будет бесполезна. В письме к А. А. Иванову Гоголь сознаётся, что исцелился благодаря чудной силе Бога, и что много необычного произошло в его мыслях и жизни, и теперь его жизнь будет только благодарным служением Богу. Такая конкретная духовная устремленность Гоголя стала приобретать ясные и жизненные формы, что не могли не заметить его друзья, – он стал другим. Аксаков заметил, что Гоголь часто находился в состоянии «высокого настроения», то есть вдохновения, и которое казалось необычным среди его окружения. А Анненков П.В. считал, что Гоголь, уже стоит на «рубеже нового направления, и принадлежит двум различным мирам», то есть миру высшему, где живёт дух, и миру физическому, где страдает тело.

Сам Гоголь всегда подчеркивал цельность и неизменность своего пути и внутреннего мира. В «Авторской исповеди» он писал, отвечая на упреки критиков к «Выбранным местам из переписки с друзьями: «Я не совращался с своего пути. Я шел тою же дорогою… – и я пришел к Тому, Кто есть источник жизни». Всё это свидетельствует, что процесс самосовершенствования у Гоголя шёл непрерывно и с нарастающим успехом и, конечно, сопровождался желанием уединения, а не светской жизни. Об этом свидетельствуют письма 40-х годов и к А. С. Данилевскому, и к М. П. Погодину, и к Н.М. Языкову.

Позже появится статья «Чей удел на земле выше», вошедшая в «Выбранные места из переписки с друзьями». Гоголь принимается за систематическое чтение книг духовного содержания. Книга «Добротолюбие» становится настольной, читает и Фому Кемпийского «О подражании Христу», изучает и западное богословие. Он делает выписки в тетради и зачитывает тексты друзьям. В «Авторской исповеди» Гоголь так писал об этой эпохе своей жизни: «Я оставил на время все современное, я обратил внимание на узнанье тех вечных законов, которыми движется человек и человечество вообще». Гоголь искал пути, что бы стать духовным писателем, а это было не просто, так как всё, что касается духовной жизни человека, его внутреннего мира, находилось в ведении церкви и церковной литературы.

Результатом таких раздумий явились духовно-нравственные сочинения «Правило жития в мире» и «О тех душевных расположениях и недостатках наших, которые производят в нас смущение и мешают нам пребывать в спокойном состоянии». Эти сочинения предваряли «Выбранные места из переписки с друзьями». Гоголь много работал и над стилем этих сочинений, в которых сливались бы духовные проповеди и литературно-художественный и народный языки. Мысли об истинно русском языке, который «незримо носится по всей Русской земле» легли в основу статьи о существе русской поэзии «В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность». Параллельно с новыми сочинениями Гоголь трудится над вторым томом «Мёртвых душ», но писание идёт медленно, так как одновременно идёт воспитание души, когда требуется самоконтроль и духовная дисциплина. Теперь писать он мог только под водительством духа, а всякое насилие над собой вызывало болезненные состояния и приводило к очередному кризису. «Тягостнее всего беспокойство духа, с которым трудней всего воевать», пишет он Языкову в этот период (14).

В 1845 году разразился очередной кризис. Как бы опять предчувствуя смерть, Гоголь пишет духовное завещание, впоследствии включённое в «Выбранные места из переписки с друзьями» и сжигает рукопись второго тома «Мёртвых душ». О причинах сожжения он писал: «Бывает время, когда нельзя иначе устремить общество, или даже все поколенье, к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости; бывает время, что даже вовсе не следует говорить о высоком и прекрасном, не показавши тут же ясно, как день, путей и дорог к нему для всякого» (15). Гоголь хочет оставить литературное поприще, несмотря на то, что от Государя Николая Павловича был назначен трехгодичный пансион, и поступить в монастырь. Этот кризис, видится, был следствием внутреннего конфликта между духовными устремлениями к истинной христианской жизни и писательским даром.

Отражение духовной жизни Гоголя 1840-х годов можно найти во второй редакции повести «Портрет». «Кто заключил в себе талант, – пишет в нём Гоголь, – тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится». В этой повести он как бы обозначил свой путь художника через подвиг изменения сознания, через внутреннее преобразование себя. Напряженная внутренняя жизнь этих лет отразилась и на внешнем облике Гоголя. Анненков вспоминал, что Гоголь приобрел особенного рода красоту, и это была красота мыслящего человека, философа.

В начале 1847 года выходит в свет книга Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями». Она выросла из опыта его испытаний изменения сознания и внутренней работы по самосовершенствованию, она были результатом всего его душевного воспитания и предназначалась на помощь другим страждущим. Это первая книга, в которой он посмел заговорить о самом существенном: о Боге, душе и Пути человека, России и всего мира. Здесь всё его мировоззрение. Гоголь стремился к преобразованию общества через преобразование человека.

В статье «Нужно любить Россию» Гоголь пишет: «Нужно вспомнить человеку, что он высокий гражданин высокого небесного гражданства». Гоголь напоминает о единстве небесного и земного и выступает здесь как проповедник и духовный учитель, знающий путь спасения. Свою книгу Гоголь назвал «исповедью человека, который провёл несколько лет внутри себя». Центральное место в книге занимает глава «Просвещение».

«Просветить, – пишет Гоголь, – не значит научить, или наставить, или образовать, или даже осветить, но всего насквозь высветлить человека во всех его силах, а не в одном уме, пронести всю природу его сквозь какой-то очистительный огонь». Без духовного просвещения, по Гоголю, не может быть никакого света, и что именно Россия призвана нести по миру этот Свет Христова Просвещения. Ему резко возразил Белинский в своём знаменитом Зальбруннском письме, что спасение России в успехах цивилизации, просвещения и гуманности. Белинский признаёт только внешние государственные методы преобразования общества, а Гоголь призывает к перевоспитанию души, то есть методы внутренние, психологические. Можно сказать, что для Белинского – бытие определяет сознание, а для Гоголя – сознание определяет бытие. В таком противостоянии победу одержал Белинский. Начиналась эпоха отречения от духа и погружения в материю, эпоха сумерек культуры в её истинном понимании. Вокруг Гоголя сложилась атмосфера трагического непонимания.

Гоголь вступает в последнее испытание – испытание богооставленностью. В письме к Иннокентию, архиепископу Херсонскому, Гоголь пишет: «Я дал себе слово остановиться писать, видя, что нет на это воли Божьей. Говорить о мелком и ничтожном в жизни не хочется; говорить же о высоком,– но тут на всяком шагу встретишься со Христом и можешь наговорить нелепостей» (17).

Состояние Гоголя усугубляется сомнением в своей вере, молиться в таком состоянии он тоже не может, но всё же решается отправиться в Святую Землю, о чём предупреждал ранее в предисловии к «Выбранным местам из переписки с друзьями». По возвращении он меньше всего хотел об этом говорить, и многие были разочарованы. В Гоголе продолжалась внутренняя работа над собой, и некоторые друзья это заметили и отмечали, что его внутренние успехи выражаются в его внешнем спокойствии. Укрепить веру и обрести душевное спокойствие помог ржевский священник отец Матвей. Духовную высоту этого скромного батюшки-мужичка, Гоголь хорошо чувствовал.

Последние годы Гоголь прожил в аскетической бедности и бездомности, но дух его, несмотря на развивающуюся болезнь, был светел и душевное состояние радостно. Он продолжает трудиться над вторым томом «Мёртвых душ». Три года прошло со времени сожжения первой редакции второго тома, а в новой редакции Гоголь считал необходимым показать путь и дорогу к Прекрасному, то есть к Богу. Гоголь был готов к этой задаче.

К середине XIX века одним из центров духовной жизни России сделалась Оптина Пустынь. Началось издание святоотеческой литературы. Это была забота о духовном просвещении народа. Такую же цель имел и Гоголь. В Оптиной Пустыни Гоголь побывал трижды в 1850-1851 годах, а может быть и больше. Он писал ещё в 40-х годах: «Мне нужно ежеминутно, говорю вам, быть мыслями выше житейского дрязгу и на всяком месте своего странствия быть в Оптинской Пустыни»(18).

Посещение Оптиной Пустыни произвело на Гоголя глубокое впечатление: «Благодать видимо там присутствует, – писал он графу Толстому, – за несколько верст, подъезжая к обители, уже слышишь ее благоухание» (19).

Гоголь просит в Оптине «молитв» старцев о благополучном окончании сочинения «Мёртвых душ» на истинную пользу другим и на спасение собственной души, так как считает свой путь очень скользким и ему нужна поддержка молитвой со всех сторон.

К последним месяцам жизни относится окончание «Размышлений о Божественной Литургии». Много лет изучал Гоголь богословскую литературу и чин Литургий Восточной Церкви и хотел издать для народа без своего имени, только для поучения и пользы всех, своё сочинение под названием «Литургия». За три недели до кончины Гоголь пишет Жуковскому: «Помолись обо мне, чтобы работа моя была истинно добросовестна и чтобы я хоть сколько-нибудь был удостоен пропеть гимн Красоте Небесной» (20). Эти торжественные слова – как венец всей жизни Гоголя – ПРОПЕТЬ ГИМН КРАСОТЕ НЕБЕСНОЙ.

Гоголь скончался 21 февраля (4 марта) 1852 года.

Его уход и сожжение перед уходом второго тома «Мёртвых душ» вызвали много толков, однако высшим судьёй был Гоголь для себя сам. Он хотел написать свою книгу так, чтобы из неё путь к Христу был ясен для каждого. Свой талант, данный ему Богом, Гоголь хотел направить для прославления Бога и на пользу людям.

Его путь был путём истинного самосовершенствования и самоотрешения. Это был поиск пути служения Богу в жизни каждого дня.

Примечание

1) Гоголь Н. В. Полн. собр. Соч.: В 14-ти т. М.; Л., 1937-1952, т. 10. Письма 1820-1835, Гоголь – Гоголь М. И., 23 апреля 1825 г., Нежин, с. 53
2) Гоголь Н. В. Полн. собр. Соч.: В 14-ти т. М.; Л., 1937-1952, т. 10. Письма 1820-1835, Гоголь – Гоголь М. И., Любек, 13 августа 1829 года.
3) Гоголь Н. В. Полн. собр. Соч.: В 14-ти т. М.; Л., 1937-1952, т. 10. Письма 1820-1835, Гоголь – Данилевскому А. С., 8 февраля 1833 года.
4) Гоголь Н. В. Полн. собр. Соч.: В 14-ти т. М.; Л., 1937-1952, т.13. Письма 1846–1847, Гоголь – Гоголь М. И., 25 января н. ст. 1847 г., Неаполь, с. 194-195.
5) Гоголь. Сочинения. 1834-1952 г., с. 17.
6) Ранние статьи Гоголя 1831 – 1844 г., ст. «Женщина».
7) Н. В. Гоголь. «Невский проспект».
8) Гоголь Н. В. Полн. собр. Соч.: В 14-ти т. М.; Л., 1937-1952, т.11. Письма
1836-1841, Гоголь – Жуковскому В. А., 28 июня н. ст. 1836 г., Гамбург.
9) Н. В. Гоголь. Авторская исповедь. 1847 г.
10) Гоголь Н. В. Полн. собр. Соч.: В 14-ти т. М.; Л., 1937-1952, т.11. Письма
1836-1841, Гоголь – Жуковскому В. А., 12 ноября н. ст. 1836 г., Париж.
11) Гоголь Н. В. Полн. собр. Соч.: В 14-ти т. М.; Л., 1937-1952, т.11. Письма
1836-1841, Гоголь – Данилевскому А. С., 2 февраля 1838 г., Рим.
12) Н. В. Гоголь. Выбранные места из переписки с друзьями, ст. «Светлое воскресение».
13) Гоголь Н. В. Полн. собр. Соч.: В 14-ти т. М.; Л., 1937-1952, т.11. Письма 1836-1841, Гоголь – Погодину М. П., 5 (17) октября 1840 г., Рим.
14) Гоголь Н. В. Полн. собр. Соч.: В 14-ти т. М.; Л., 1937-1952, т. 12. Письма 1842-1845 г. Гоголь – Языкову Н. М., 1 мая н. ст. 1845 г., Франкфурт.
15) Н. В. Гоголь. Выбранные места из переписки с друзьями. 4-е письма к разным лицам по поводу «Мёртвых душ».
16) Н. В. Гоголь. Выбранные места из переписки с друзьями. Монастырь ваш — Россия
17) Гоголь Н. В. Полн. собр. Соч.: В 14-ти т. М.; Л., 1937-1952, т. 13. Письма 1846-1847 г., Гоголь – Архиепископу Иннокентию, около 8 июля н. ст. 1847 г., Франкфурт.
18) Гоголь Н. В. Полн. собр. Соч.: В 14-ти т. М.; Л., 1937-1952, т. 14. Письма 1848-1852 г., Гоголь – иеромонаху Филарету, 19 июня 1850 г., село Долбино.
19) Гоголь Н. В. Полн. собр. Соч.: В 14-ти т. М.; Л., 1937-1952, т. 14. Письма 1848-1852 г., Гоголь – Толстому А. П., 10 июля 1850 г., Васильевка.
20) Гоголь Н. В. Полн. собр. Соч.: В 14-ти т. М.; Л., 1937-1952, т. 14. Письма 1848-1852 г., Гоголь – Жуковскому В. А., 2 февраля 1852 г., Москва.

 

Литература:

1. Рерих Н.К. Листы дневника. Т.1, 2, 3. — МЦР, «Мастер-Банк», М., 1999.

 

2. Гоголь Н. В. Полн. собр. Соч.: В 14-ти тт.. М.; Л., 1937-1952.

Из интернета:
К. В. Мочульский. «Духовный путь Гоголя». «Ymca Press». Париж. 1934;
В. А. Воропаев. Николай Гоголь. «Опыт духовной биографии»;
Письмо В. Г. Белинского к Н. В. Гоголю от 15 июля 1847 г.;
Н. В. Гоголь. Искусство есть примирение с жизнью

Таисия Пугачева. 26 октября 2013 г.
 

© На сайте выложены оригинальные материалы. Просим помещать ссылку на сайт при их использовании.

Глава 5

 

Резюме

Летом перед тем, как он поступит в колледж Йельского университета, Гоголь говорит своим родителям, что хочет изменить свое имя на «Нихил»; они возражают, что уже слишком поздно. Он обвиняет их в том, что они дали ему ласкательное имя вместо настоящего имени, русское имя вместо бенгальского, имя, которое, по его мнению, нельзя воспринимать всерьез. Его отец соглашается разрешить ему сменить имя, подписывая соответствующую форму, и Гоголь предстает перед судьей, чтобы официально изменить имя. Когда судья спрашивает его, почему он хочет сменить фамилию, он отвечает: «Я ненавижу имя Гоголь. Я всегда ненавидел это».

В колледже Гоголь представился как «Нихил». Когда его навещают родители, они называют его «Нихил», но иногда забывают изменить имя и называют его «Гоголь». Хотя он посещает дом своих родителей каждые несколько недель, он чувствует себя как дома в своей комнате общежития Йельского университета. Во время поездки на поезде в Бостон он встречает Рут, однокурсницу Йельского университета. Они разговаривают часами, а когда возвращаются в Йель, начинают встречаться. Гоголь держит отношения в тайне от родителей. Ашоке и Ашима не одобряют, когда наконец узнают о Руфи, и Гоголь подозревает, что они втайне довольны, когда она уезжает на семестр учиться за границу, в Англию.

Гоголь посещает панель индийских романов, потому что его дальний родственник Амит является участником дискуссии. Группа обсуждает проблемы, с которыми сталкиваются индейцы американского происхождения в развитии чувства идентичности. После панно Амит называет Гоголя «Гоголем», и Гоголь напоминает ему, что теперь его зовут «Нихил». После того, как Руфь возвращается из Англии, они с Гоголем расстаются.

Во время одной поездки домой на Пембертон-роуд поезд Гоголя задерживается в результате несчастного случая. Когда Гоголь наконец возвращается домой, Ашоке рассказывает ему о железнодорожной катастрофе много лет назад, которая стала катализатором для имени Гоголя.

Анализ

Смена официального имени Гоголя на «Нихил» знаменует собой важный поворотный момент в его личности. Смена имени — его первый открытый акт восстания против бенгальско-американской идентичности, с которой он вырос. (Хотя он не осознает этого в то время, его отказ от этого имени также является отказом от ключевой части истории его отца, факт, который еще больше затрудняет принятие Ашоке и Ашимой смены имени. ) Очевидно, Гоголь. хочет переделать себя в колледже, стать кем-то другим, чем его родители хотели бы, чтобы он был: он посещает Йельский университет, а не Массачусетский технологический институт, как предпочитают его родители, и занимается архитектурой, а не инженерным делом или медициной. Гоголь жаждет нового старта, пространства, в котором он может дистанцироваться от своего наследия, и колледж кажется идеальным временем, чтобы совершить это стирание своего прошлого.

Однако вскоре Гоголь обнаруживает, что его прошлое нелегко стереть. Он постоянно следит за своей личностью, чтобы новые друзья не узнали его старое имя и прежнюю личность. Ему неудобно, когда его родители приезжают навестить его в колледже, и он пытается полностью отделить свои отношения с Рут от своей жизни Гангули. Чтобы «сойти» за «Нихила», Гоголь все больше и больше удаляется от семьи, которая все еще знает его как «Гоголя». Он навещает их все реже и реже, все больше чувствуя себя непривязанным к их миру в Бостоне. В кампусе он избегает проводить время с другими бенгальцами: они слишком сильно напоминают ему о бенгальских традициях, которые его родители пытались навязать ему, о тех частях своего детства, которые он предпочел бы забыть. Быть «Нихилом» приходится за счет потери «Гоголя».

Панель индийских романов, которую посещает Гоголь, предлагает тонкий комментарий к собственному опыту Гоголя как бенгальского американца. Участники дискуссии используют аббревиатуру ABCD, , «запутанные деши, рожденные в Америке», для обозначения таких людей, как Гоголь, людей с индейскими корнями, которые также претендуют на американскую идентичность. Хотя Гоголь и понимает, что его ситуация — это именно то, на что обращают внимание участники дискуссии, он не любит признаваться себе в том, что обитает в этой трудной золотой середине идентичности. Его противоречивый мир помещает его в маргинал, где он не чувствует себя ни полностью американцем, ни полностью бенгальцем, но он сопротивляется признанию этого маргинального положения, потому что даже это признание кажется признанием поражения. Вместо этого он высмеивает то, как участники дискуссии «продолжают ссылаться на что-то, называемое «маргинальностью», как будто это какое-то заболевание».

Приложив столько усилий, чтобы отказаться от своей личности как «Гоголя», Гоголь чувствует себя одновременно пораженным и преданным, когда наконец узнает полную историю своего имени. Мало того, что имя «Гоголь» гораздо важнее для Ашоке, чем предполагал Гоголь, оно также представляет собой болезненное воспоминание, от которого, по убеждению Гоголя, его отец должен избавиться. Вот почему Гоголь с ужасом спрашивает отца: «Я напоминаю тебе ту ночь?» Но Ашоке, в отличие от Гоголя, не заинтересован в том, чтобы стирать части своего прошлого. Ашок считает, что его история привела его к нынешнему месту, и он празднует даже трудные периоды своего прошлого. Так, говорит он Гоголю: «Ты напоминаешь мне все последующее».

Тезка Глава 5. Сводка и анализ

Сводка

Гоголь решает официально изменить свое имя на Нихил летом перед тем, как отправиться в Йель. Он объявляет об этом своим родителям, говоря, что Гоголь — странное имя, даже не бенгальское, и что Николай Гоголь был ущербным, жалким человеком для однофамильца. Хотя Ашима и Ашоке недоумевают, почему их сын так разгневан, вдруг, по имени Гоголь, они позволяют ему делать то, что он хочет. Гоголь меняет имя в здании суда в Кембридже и удивляется тому, как мало требуется церемоний. Когда судья спрашивает, почему он изменился, Гоголь просто говорит, что он «ненавидит имя Гоголь». Тем не менее Гоголь получает поздравительные открытки с окончанием гимназии, адресованные «Гоголю», так как под этим именем его знают друзья бенгальской семьи.

В Йельском университете Гоголь представляется своим соседям по комнате как Нихил и меняет свои официальные документы в университете, чтобы он мог зарегистрироваться на занятия под своим новым именем. Гоголь ведет себя типично для первокурсника: он получает фальшивое удостоверение личности (на «Нихил», а не на Гоголя), начинает курить и пить, ходить на вечеринки. Но он остается дисциплинированным сыном — он регулярно едет на поезде домой, в пригород Бостона, чтобы увидеть своих родителей, и наблюдает, как Соня, теперь уже подросток, начинает спорить с Ашимой и Ашоке. Гоголь берет свой первый архитектурный класс и с удовольствием изучает названия различных частей зданий. Он начинает считать Нью-Хейвен и университет своим домом.

В загруженном поезде обратно в Бостон за день до Дня Благодарения Гоголь сидит рядом с девушкой по имени Рут, тоже студенткой Йельского университета; они начинают разговаривать, и вскоре Гоголь рисует для нее план дома своих бабушки и дедушки в Калькутте и покупает ей чай и чипсы в вагоне-кафе. Рут едет домой в Мэн на перерыв — она сядет на автобус, когда поезд остановится в Бостоне. Гоголь почти в оцепенении спрашивает ее номер, и после праздника они начинают встречаться, целоваться и заниматься любовью после занятий, вместе ходить по музеям кампуса и в остальном наслаждаться обществом друг друга. В конце концов, через много месяцев Гоголь сообщает своим родителям, что встречается с кем-то. Они называют Рут «американкой» и говорят, что их сын «слишком молод» для отношений, хотя открыто не критикуют Гоголя за то, что он не выбрал бенгальскую женщину.

Гоголь и Рут встречаются больше года, прежде чем она отправится в Оксфорд, чтобы провести семестр за границей. В быстрой последовательности рассказчик описывает стажировку Гоголя между младшим и старшим курсами в архитектурной фирме в Кембридже и возвращение Рут из Англии. Она и Гоголь встречаются в Кембридже и пытаются возродить свои отношения, но признают, что разлюбили. Повествование снова перескакивает вперед, на этот раз к Дню благодарения в выпускном классе, когда Гоголь снова едет в поезде, возвращающемся в район Бостона из Нью-Хейвена. Он думает о своей случайной встрече с Рут два года назад и узнает, что поезд задерживается, потому что кто-то покончил жизнь самоубийством, прыгнув на рельсы. Гоголь сбит с толку и опечален известием и прибывает в Бостон намного позже, чем планировал.

На вокзале в Бостоне Гоголь находит Ашоке, который с нетерпением ждал своего сына, расхаживающего по перрону на морозе. Гоголь спрашивает отца, почему он так долго и так тревожно ждал. Наконец, Ашоке рассказывает своему сыну о железнодорожной катастрофе, которая чуть не убила его в Индии, которая укрепила любовь Ашоке к писателю Гоголю и привела к тому, что годы спустя Гоголь был назван в его честь. Гоголь спрашивает отца, отражает ли его ласкательное имя ту пору тоски и боли в жизни отца. Но его отец возражает, что верно как раз обратное: имя Гоголя заставляет Ашоке вспоминать прекрасную жизнь, которая последовала за его почти трагедией на индийской железной дороге.

Анализ

Гоголь потрясен тем, насколько легко бюрократически изменить свое имя. Он также ожидает, что мир немедленно последует за ним в его преобразовании. Но он понимает, что родные и друзья семьи продолжат называть его Гоголем. Он не может самовольно отказаться от всех частей себя, сохранивших хоть какие-то следы «гоголевости» — так назвали его родители в больнице. В Йеле Гоголь начинает процесс превращения в Нихила в глазах окружающих. Но там, утверждает Лахири, обретение новой идентичности является прерогативой не столько бенгальца-американца, как Гоголь, сколько0043 все поздних подростков. Другими словами, Гоголь проходит в колледже то, через что проходят все американские студенты студенческого возраста. Он утверждает свою независимость; он проверяет свой авторитет и здравый смысл; он влюбляется в первый раз. Превращение Гоголя в Нихила в колледже не делает его отличным от своих сокурсников; это доказывает, насколько он похож на них на самом деле.

Лахири аккуратно показывает, что любовь Гоголя к архитектуре возникает примерно в то же время, что и его первые серьезные романтические отношения с Руфью. Первую из этих любовей Гоголь будет поддерживать на протяжении всего романа, тогда как другая, романтическая любовь, изменится, преобразится расстоянием и временем. Лахири расследует на протяжении Тезка , эти разные формы любви: те, что остаются, и те, что исчезают. Действительно, любовь Гоголя к архитектуре, взращенная сначала во время экскурсии по Тадж-Махалу, а затем в кампусе Йельского университета, кажется, со временем только усиливается. Гоголь ценит, что здания, которые он изучает и проектирует, будут существовать во времени и во времени. Отношения Гоголя с Рут, с другой стороны, заканчиваются двумя поездками на поезде Amtrak, первая во время его второкурсника в День Благодарения, вторая во время того же перерыва в его выпускном классе. Именно повторение поездки на поезде позволяет Гоголю осознать, насколько он вырос и изменился за прошедшие четыре семестра.

Эта вторая поездка на поезде также вызывает беспокойство Ашоке, когда поезд задерживается, и побуждает рассказать Гоголю свою историю об индийской железнодорожной катастрофе. Это важная сцена в романе, контрастирующая со сценой несколькими годами ранее, когда Ашоке преподносит Гоголю рассказы о Гоголе, пытаясь сблизиться с сыном и, может быть, объяснить ему важность имя этого писателя. В старших классах Гоголь был слишком раздражителен, чтобы слушать отца. Но теперь Гоголь более чувствителен к окружающим, и он понимает, когда поздно приезжает в Бостон, что его отец расстроен больше, чем ему следовало бы. Когда Гоголь спрашивает, что не так, Ашоке, наконец, чувствует себя комфортно, рассказывая своему сыну о происхождении его (Ашоке) любви к Николаю Гоголю и собственном желании Ашоке покинуть Индию и начать новую жизнь за границей.

Пятая глава развивает одну из главных тем романа Лахири: взаимосвязь повторения и изменения. Гоголь многому учится в колледже. Он развивает страсть к своей академической дисциплине. Он заводит новых друзей, большинство из которых не бенгальского происхождения. Он проверяет некоторые границы «хорошего поведения», которым научился, будучи относительно послушным старшеклассником. Но Гоголь также регулярно ездит домой в Бостон, и его жизнь в Нью-Хейвене всего в двух часах от жизни в Массачусетсе, которую он знал в детстве и юности. Следовательно, самореализация Гоголя происходит постепенно. Лахири противопоставляет развитие гоголевского характера вспышке перемены, прерывающей жизнь Ашоке, несчастному случаю, едва не убившему его. После этого Ашоке решает переехать в Америку и построить жизнь исключительно для себя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *