ханты, манси, ненцы, сибирские татары, хакасы, буряты и многие другие.
Долгие столетия народы Сибири жили в небольших поселениях. В каждом отдельном населенном пункте проживал свой род. Жители Сибири дружили между собой, вели совместное хозяйство, часто являлись родственниками друг другу и вели активный образ жизни. Но за счет обширной территории Сибирского края, эти деревни находились далеко друг от друга. Так, например, жители одной деревни вели уже свой образ жизни и говорили на непонятном языке для своих соседей. Со временем, некоторые поселения исчезали, а некоторые, становились больше и активно развивались.
История народонаселения в Сибири.
Первыми коренными жителями Сибири принято считать племена самодийцев. Они населяли северную часть. К их основному занятию можно отнести оленеводство и ловлю рыбы. Южнее обитали племена манси, которые жили за счет охоты. Главным их промыслом была добыча пушнины, которой они расплачивались за своих будущих жен и покупали необходимые для жизни товары.
Верховья Оби населяли тюрские племена. Их основным занятием являлось кочевое скотоводство и кузнечный промысел. Западнее Байкала жили бурята, которые прославились своим железоделательным ремеслом.
Самую большую территорию от Енисея и до Охотского моря населяли тунгусские племена. Среди них было множество охотников, рыболовов, оленеводов, некоторые занимались ремеслом.
Вдоль берега Чукотского моря, расположились эскимосы (около 4 тыс. человек). По сравнению с другими народами того времени, у эскимосов было самое медленное социальное развитие. Орудие труда было сделано из камня либо дерева,. К основным хозяйственным занятием можно отнести собирательство и охоту.
Главным способом выживания первых поселенцев Сибирского края была охота, оленеводство и добыча пушнины, которая являлась валютой того времени.
К концу XVII века самыми развитыми народами Сибири были буряты и якуты. Татары являлись единственным народом, которые до прихода русских, успели организовать государственную власть.
К самым крупным народам до русской колонизации можно отнести следующие народы: ительмены ( коренные жители Камчатки), юкагиры (населяли основную территорию тундры), нивхи (жители Сахалина), тувинцы (коренное население Республики Тувы), сибирские татары (располагались на территории Южной Сибири от Урала до Енисея) и селькупы (жители Западной Сибири).
Коренные народы Сибири в современном мире.
Согласно Конституции РФ каждый народ России получил право на национальное самоопределение и идентификацию. С момента распада СССР Россия официально превратилась в многонациональное государство и сохранение культуры малых и исчезающих народностей стало одним из государственных приоритетов. Не обошли вниманием здесь и сибирские коренные народы: некоторые из них получили право на самоуправление в автономных округах, другие же образовали собственные республики в составе новой России. Совсем малочисленные и исчезающие народности пользуются всесторонней поддержкой государства, и усилия многих людей направлены на сохранение их культуры и традиций.
В рамках данного обзора мы дадим краткую характеристику каждому сибирскому народу, численность которого больше либо приближается к 7 тысячам человек. Более мелкие народы сложно охарактеризовать, поэтому мы ограничимся их названием и численностью. Итак, начнем.
- Якуты – самый многочисленный из сибирских народов. Согласно последних данных, численность якутов составляет 478 100 человек. В современной России якуты одни из немногих народностей, которые имеют собственную республику, причем её площадь сравнима с площадью среднестатистического европейского государства. Республика Якутия (Саха) территориально расположена в Дальневосточном Федеральном Округе, однако этнос «Якуты» всегда считался коренным сибирским народом. Якуты обладают интересной культурой и традициями. Это один из немногих народов Сибири, имеющий собственный эпос.
- Буряты – это еще один сибирский народ с собственной республикой. Столица Бурятии – город Улан-Уде, расположенный к востоку от озера Байкал.
Численность бурятов составляет 461 389 человек. В Сибири широко известна бурятская кухня, по праву считающаяся одной из лучших среди этнических. Достаточно интересна история этого народа, его легенды и традиции. Кстати, Республика Бурятия – это один из основных центров буддизма в России.
- Тувинцы. Согласно последней переписи населения, 263 934 идентифицировали себя как представители тувинского народа. Республика Тыва – одна из четырех этнических республик Сибирского Федерального Округа. Её столица – город Кызыл с населением в 110 тысяч человек. Общее население республики приближается к 300 тысячам. Здесь также процветает буддизм, а традиции тувинцев говорят еще и о шаманизме.
Он никогда не был многочисленен, что не помешало ему пронести сквозь века свою самобытность, культуру и традиции.
- Алтайцы. Место их проживания довольно компактно – это Алтайская горная система. Сегодня алтайцы проживают в двух субъектах Российской Федерации — Республике Алтай и Алтайском Крае. Численность этноса «алтайцы» составляет около 71 тысячи человек, что позволяет говорить о них, как о достаточно крупном народе. Религия – шаманизм и буддизм. Алтайцы имеют собственный эпос и ярко выраженную национальную принадлежность, не позволяющие спутать их с другими сибирскими народами. Этот горный народ обладает многовековой историей и интереснейшими легендами.
- Ненцы – один из малых сибирских народов, компактно проживающих в районе Кольского полуострова. Его численность в 44 640 человек позволяет отнести его к малым народам, традиции и культура которых охраняется государством. Ненцы – кочевники-оленеводы.
Они принадлежат к так называемой самодийской народной группе. За годы XX века численность ненцев выросла примерно вдвое, что говорит об эффективности государственной политики в области сохранения малых народов Севера. Ненцы имеют собственный язык и устный эпос.
- Эвенки – народ, преимущественно проживающий на территории Республики Саха. Численность этого народа в России составляет 38 396 человек, часть из которых проживает в сопредельных с Якутией областях. Стоит сказать, что это примерно половина от общей численности этноса – примерно столько же эвенков проживает в Китае и Монголии. Эвенки – народ маньчжурской группы, не обладающий собственным языком и эпосом. Родным языком эвенков считается тунгусский. Эвенки – прирожденные охотники и следопыты.
- Ханты – коренной народ Сибири, относящийся к угорской группе. Большинство хантов проживает на территории Ханты-Мансийского Автономного Округа, находящегося в составе Уральского Федерального Округа России.
Общая численность хантов составляет 30 943 человека. На территории Сибирского Федерального округа проживает порядка 35% хантов, причем львиная их доля приходится на Ямало-Ненецкий АО. Традиционные занятия хантов – рыбная ловля, охота и оленеводство. Религия предков – шаманизм, однако в последнее время все больше хантов причисляют себя к православным христианам.
- Эвены – народ, родственный эвенкам. По одной из версий они представляют собой эвенкийскую группу, которая была отсечена от основного ореола проживания продвигающимися на юг якутами. Долгое время вдали от основного этноса сделало эвенов отдельным народом. На сегодняшний день их численность составляет 21 830 человек. Язык – тунгусский. Места проживания – Камчатка, Магаданская область, Республика Саха.
- Чукчи – кочевой сибирский народ, который занимается в основном оленеводством и проживает на территории Чукотского Полуострова. Их численность составляет около 16 тысяч человек.
Чукчи относятся к монголоидной расе и по мнению многих антропологов являются коренными аборигенами Крайнего Севера. Основная религия – анимизм. Коренные промыслы – охота и оленеводство.
- Шорцы – тюркоязычный народ, живущий в юговосточной части Западной Сибири, главным образом на юге Кемеровской области (в Таштагольском, Новокузнецком, Междуреченском, Мысковском, Осинниковском и др. районах). Их численность составляет порядка 13 тысяч человек. Основная религия – шаманизм. Шорский эпос представляет научный интерес в первую очередь своей самобытностью и древностью. История народа восходит к VI веку. Сегодня традиции шорцев сохранились лишь в Шерегеше, та как большая часть этноса переехала в города и в значительной степени ассимилировалась.
- Манси. Этот народ известен русским еще с момента начала основания Сибири. Еще Иван Грозный посылал рать против манси, что говорит о том, что они были достаточно многочисленны и сильны.
Самоназвание этого народа – вогулы. У них свой язык, достаточно развитый эпос. На сегодняшний день местом их проживания является территория Ханты-Мансийского АО. Согласно последней переписи населения, 12 269 человек идентифицировали себя как принадлежащие к этносу манси.
- Нанайцы – малочисленный народ, проживающий по берегам реки Амур на Дальнем Востоке России. Относящиеся к байкальскому этнотипу, нанайцы по праву считаются одним из древнейших коренных народов Сибири и Дальнего Востока. На сегодняшний день численность нанайцев в России составляет 12 160 человек. У нанайцев есть собственный язык, корнями уходящий в тунгусский. Письменность существует только у российских нанайцев и основана на кириллическом алфавите.
- Коряки – коренной народ Камчатского края. Различают береговых и тундровых коряков. Коряки в основном оленеводы и рыболовы. Религия этого этноса – шаманизм. Численность – 8 743 человека.
- Долганы – народность, проживающая в долгано-ненецком муниципальном районе Красноярского Края. Численность – 7 885 человек.
- Сибирские татары – пожалуй самый известный, однако сегодня немногочисленный сибирский народ. Согласно последней переписи населения в качестве сибирских татар самоидентифицировались 6 779 человек. Однако ученые говорят о том, что на самом деле их численность намного больше – по некоторым оценкам до 100 000 человек.
- Сойоты – коренной народ Сибири, являющийся потомком саянских самоедов. Компактно проживает на территории современной Бурятии. Численность сойотов составляет 5 579 человек.
- Нивхи – коренной народ острова Сахалин. Сейчас проживают и на континентальной части в устье реки Амур. На 2010 год численность нивхов – 5 162 человека.
- Селькупы проживают в северных частях Тюменской, Томской областей и на территории Красноярского Края.
Численность этого этноса составляет около 4 тысяч человек.
- Ительмены – это еще один коренной народ полуострова Камчатка. Сегодня практически все представители этноса проживают на западе Камчатки и в Магаданской Области. Численность ительменов составляет 3 180 человек.
- Телеуты – тюркоязычный малый сибирский народ, проживающий на юге Кемеровской Области. Этнос очень тесно связан с алтайцами. Его численность приближается к 2 с половиной тысячам.
- Среди иных малочисленных народов Сибири часто выделяют такие этносы как «кеты», «чуванцы», «нганасаны», «тофалгары», «орочи», «негидальцы», «алеуты», «чулымцы», «ороки», «тазы», «энцы», «алюторцы» и «кереки». Стоит сказать, что численность каждого из них составляет менее 1 тысячи человек, так что их культура и традиции уже практически не сохранились.
Сибирь и Дальний Восток
Главная: Материалы по этнографии: Сибирь и Дальний Восток
напечатать написать поделиться
Народы Сибири
Географическое положение и этнический состав региона Сибирь и Дальний Восток
Территория Сибири и Дальнего Востока, занимающая около 67% территории России, простирается от Уральских гор на западе до Тихого океана на востоке, от Китая и Монголии на юге до побережья морей бассейна Северного Ледовитого океана
Подробнее
Жилище народов Сибири
Жилые постройки народов Сибири отличались разнообразием архитектурных форм и конструкций. Особенности жилища были обусловлены огромными масштабами территории расселения, многообразием природно-климатических условий, географической среды обитания и различием хозяйственно-культурных типов, к которым относились народы Сибири.
Подробнее
Одежда народов Сибири и Дальнего Востока
Традиционный костюм народов Сибири и Дальнего Востока имел ярко выраженную этническую специфику, которая проявлялась в особенностях покроя, материале, украшениях, расположении декора и напрямую зависела от природно-климатических условий и особенностей хозяйственной деятельности
Подробнее
Ремесла у народов Сибири
Профессионального ремесла у большинства сибирских народов не существовало. Потребности хозяйства в бытовых предметах и утвари удовлетворялись за счет домашнего производства. Существовало четкое разделение мужских и женских занятий
Подробнее
Традиционная пища народов Сибири и Дальнего Востока
Пища является наиболее устойчивым элементом материальной культуры этноса. Модель питания – вариант соотношения трех основных групп органических веществ (белков, жиров и углеводов) в рационе человека – в традиционной культуре тесным образом связана с особенностями климата и хозяйственной деятельности населения.
Подробнее
Брак и семья у народов Сибири
На рубеже XIX — XX вв. у большинства народов Сибири была распространена малая семья, состоящая из родителей и детей. Иногда семья насчитывала три поколения: обязанностью младшего сына была опека над престарелыми родителями.
Подробнее
Религиозные представления и верования народов Сибири и Дальнего Востока: шаманизм, буддизм, христианство
На территории Сибири и Дальнего Востока сохранились древнейшие наскальные рисунки и предметы, обнаруженные археологами, изображающие животных, сцены ритуальной охоты, фигуры колдунов, одетых в шкуры животных и совершающих магические пляски с целью умножения плодовитости животных и людей. В основе религиозных представлений народов Сибири лежит вера в духов природы.
Подробнее
Гостеприимство у бурят
Гостеприимство у бурят — не только яркое проявление традиционных норм поведения и морали, но и общая черта национального характера, формировавшегося на протяжении многих веков.
Подробнее
Коневодство и коновязи у якутов
Первая историческая справка о якутском коневодстве датируется 1634 годом. Об этом свидетельствует письмо русских казаков-землепроходцев из Сибири Московскому царю: «А Якольская, государь, земля велика и людна, и конна!». Однако, работы многих исследователей культуры якутов (саха), археологические памятники и устное народное творчество дают основание утверждать, что якуты — одни из самых древних коневодов.
Подробнее
Рыболовы и охотники Западной Сибири: ханты и манси
Ханты и манси , в прошлом известные под названием остяки и вогулы , и которых нередко называют «обские угры» — основное коренное население Ханты-Мансийского Автономного округа. Они говорят на языках, относящихся к угорской группе уральской языковой семьи. По лингвистическому принципу принято выделять три этнографические группы хантов (северную, восточную, южную) и четыре группы манси (северную, западную, восточную и южную).
Подробнее
Морские охотники
Первым народом, который встречает утро нового дня на территории России, являются азиатские эскимосы , живущие на самой оконечности Чукотки — на побережье Берингова пролива и Анадырского залива. Они составляют незначительную часть достаточно многочисленного полярного народа, живущего за пределами России.
Подробнее
Кочевники Сибири: южные алтайцы, западные тувинцы, хакасы, якуты, буряты
Скотоводческая культура народов Южной Сибири (южные алтайцы, западные тувинцы, хакасы, буряты) и якутов является уникальным сочетанием центральноазиатских и сибирских элементов. Тюрко- и монголоязычные народы Сибири отличает культурная общность, обусловленная древними культурными и этногенетическими связями. Основы кочевого и полукочевого быта этих народов складывались на протяжении многих веков, некоторые наиболее архаичные черты восходят к скифскому времени (VII–III вв. до н. э.).
Подробнее
Оленеводы тундры: ненцы,чукчи, коряки. Охотники на дикого оленя: нганасаны, энцы
Ненцы, чукчи и коряки, жившие на огромном расстоянии друг от друга, при безусловных различиях имели много общего в системе жизнеобеспечения. Это было связано с проживанием в сходных природных условиях тундры. Культура этих народов в значительной степени сохранила национальный колорит благодаря существованию и в настоящее время их традиционного занятия – оленеводства.
Подробнее
Таежные охотники и оленеводы Сибири: эвенки и эвены
На территории Центральной и Восточной Сибири издавна проживают два родственных по языку и культуре народа – эвенки и эвены (наиболее распространенное самоназвание – «эвенк» и «эвен»). В русских источниках с XII в. они были известны под общим названием «тунгусы». Современные ученые связывают это название с древним центрально-азиатским этнонимом «тонг» («донг») – «люди». Они, вероятно, имели общих предков с американскими индейцами группы надене (например, атапасками) и азиатскими предками кетов южного Енисея и тунгусов.
Подробнее
Шаманизм народов Сибири и Дальнего Востока
Традиционное мировоззрение народов Сибири – шаманизм – является особой формой видения и познания мира, рассматривающей человека как часть Космоса. Оно нацелено на непосредственное восприятие мира, постижение взаимосвязи природы и человека.
Подробнее
Оседлые рыболовы и охотники: народы Амура
Район их проживания – Нижний Амур, Приморье и остров Сахалин. Эту территорию принято называть Амуро-Сахалинской историко-этнографической областью.
Подробнее
Передача информации в бесписьменной культуре эвенков
Культура эвенков богата охотничьими обрядами и традициями, о чем свидетельствуют использовавшиеся способы бесписьменной передачи информации. примечательно, что Эвенки использовали такие средства коммуникации и в повседневной жизни.
Подробнее
Сибирь представляет собой обширную географическую область от Урала на западе до Тихого океана на востоке, характеризующуюся суровым климатом и разнообразием природно-ландшафтных зон — от сухих степей на юге до арктических пустынь на севере.
Народы
С глубокой древности в результате адаптации к экстремальным природным условиям формировались самобытные этнолингвистические общности и хозяйственно-культурные типы коренного населения.
Народы Сибири принадлежат к различным языковым семьям и группам. Народы, относящиеся к алтайской языковой семье, которая делится на три ветви: тюркскую, монгольскую и тунгусскую, занимают первое место по численности среди говорящих на родственных языках. В Западной Сибири с давних времен складывались этнические общности уральской языковой семьи, включающей самодийскую и угорскую ветви. На восточной окраине Сибири живут народы, традиционно объединяемые в палеоазиатскую языковую семью.
Хозяйственно-культурные типы
В результате историко-культурных процессов, происходивших вполне самостоятельно и во взаимодействии друг с другом, а также влияния инокультурных регионов Евразии у народов Сибири сформировались следующие хозяйственно-культурные типы: охотники и рыболовы тайги; охотники на дикого оленя тундры и лесотундры; оседлые рыболовы низовий крупных рек; оленеводы тундры; охотники на морского зверя северо-востока Азии; скотоводы, земледельцы и охотники Южной Сибири.
Россия, Объяснение: Половина коренного населения Сибири на фоне эпидемии самоубийств
Эпидемия самоубийств опустошает коренные народы Сибири. Община уральских нганасан в северных районах Сибири исчезает с ужасающей скоростью — всего три десятилетия назад их было около 1300 человек. Сейчас их всего около 700.
В нганасанском поселке Усть-Авам Красноярского края самоубийств больше, чем естественных смертей. «Каждый год здесь умирает шесть человек. Одна из этих смертей является результатом естественных причин. Двое или трое замерзнут или умрут пьяными. А двое-трое убивают себя», — пишут после посещения региона специальные корреспонденты «Новой газеты» Елена Костюченко и Юрий Козырев.
Сообщество страдает от разрушительных последствий глобального потепления, антропогенного ухудшения состояния окружающей среды и тяжелой депрессии. Из 359 жителей только 54 имеют работу.
«Люди ломаются, молодежь вообще ломается. Уровень самоубийств выше среди молодежи. Работы нет, ничего. Здесь за освещение нужно платить, а за еду нужно работать. Ни еды, ни работы, ни денег», — говорит один из молодых жителей. Ее сестра также покончила жизнь самоубийством, оставив после себя 11-летнего сына.
Часто приходится полагаться на анекдотические свидетельства о проблемах коренных народов. Сообщения в СМИ скудны, и получить конкретные статистические данные о коренных племенах, таких как нганасан, сложно. И некоторые смерти могут изображаться как самоубийства, когда существует мало публичной информации о фактах (например, смерть одной 15-летней девочки в результате неудобного термина «отношения» с 24-летним взрослым мужчиной-полицейским). был стилизован в 2004 году местной прессой как история о Ромео и Джульетте).
Нганасаны — потомки полукочевых охотников на оленей, с древними корнями и шаманской духовной культурой. Еще при Петре Великом (в XVII–XVIII веках) существовало стремление «цивилизовать» русских в отдаленных краях и догнать Европу, пишет историк Юрий Слезкин. Петр поручил миссионерам найти коренных сибиряков и их «обольстительных ложных богов-идолов и сжечь их огнем… и разрушить их капища языческие». Такие идеи получили большее распространение в 20 веке, а коренные жители позже были вынуждены жить в резервациях при Советах в 19 веке.30 с. Кочевые цивилизации считались принципиально несовместимыми с санкционированным правительством образом жизни, а эти «малые народы» Севера рассматривались как представители нежелательного прошлого.
Получить последние новости
Получать регулярные электронные письма и быть в курсе нашей работы
Советское государство коллективизировало их личное имущество, включая палатки, ружья и капканы, и даже стада северных оленей. Это привело к полной утрате оленеводства и резкому сокращению поголовья северных оленей с 19 в.50-х годов и далее.
Между тем, советское принуждение к грамотности на русском языке привело к почти полному исчезновению местного языка. Подобно практике, навязываемой коренным общинам в других частях мира, Кремль забирал местных детей у родителей и отправлял их учиться в школы-интернаты.
«Там запрещалось говорить на нганасанском языке, и учителя наказывали их за каждое употребленное ими нганасанское слово — били палками, выгоняли из класса», — рассказал местный лингвист Валентин Гусев. Сегодня в России проживает 260 000 человек из числа коренных народов, что составляет всего 0,2% населения страны. Правительство официально признает 40 отдельных групп коренных народов на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке.
Катастрофические последствия изменения климата в российской Арктике ограничивают возможности нганасан в рыболовстве — их основном источнике пищи. Тем временем правительство продолжает ограничивать охоту, которая является широко распространенным источником напряженности между Кремлем и коренными народами по всей России. С де-факто запретом на охоту нганасаны перестали следовать маршрутами диких стад. Местные продукты питания, доступные для покупки, могут быть устаревшими или заплесневелыми, а хроническое употребление алкоголя продолжает досаждать населению.
Агрессивное промышленное освоение российской Арктики значительно усугубило кризис среди нганасан. В прошлом году разлив дизельного топлива «Норильского никеля» («Норникель») стал крупнейшим антропогенным разливом топлива в истории Арктики, после чего российское правительство вступило в сговор с компанией (крупнейшим производителем никеля в стране), чтобы обелить катастрофу. Разлив затронул окружающую среду, которая обеспечивала нганасан основными продуктами питания. «Они ловят рыбу; они охотятся на оленей. Но в этом году рыбы нет. А олени ушли в другие края три года назад», — написали Костюченко и Козырев.
В прошлом году коренные северные племена подписали открытое письмо американскому бизнес-магнату Илону Маску и Тесле с просьбой не покупать никель, медь и другие материалы у «Норникеля» после катастрофы. По данным исследователя Константина Б. Клокова, в среднем с момента начала производства в конце 1930-х годов Норильский горно-металлургический комбинат ежегодно выбрасывал 30 тонн металлической пыли и оксидов тяжелых металлов.
Недавно произошел всплеск напряженности в отношениях между федеральными властями и коренными народами. Некоторые из этих наций мобилизовались против сверхцентрализованного государства, поддерживаемых правительством экологических нападений на их священные земли и потребовали возвращения своей автономии. В Калмыкии, например, регион, в котором проживает большинство буддистов, участвовал в акциях протеста против назначенного Кремлем мэра. В Бурятии местные жители в течение нескольких недель митинговали против фальсификации результатов выборов. А в деле, которое всколыхнуло всю Россию, саамский активист подал жалобу в Верховный суд России в прошлом году после того, как правительство отказало ему в праве на охоту без лицензии.
Этот рассказ написан Алиидой Нейлор и основан на сообщениях Елены Костюченко и Юрия Козырева. Россия, Объяснение — еженедельный информационный бюллетень российской независимой газеты «Новая газета». Прочтите последнее издание , чтобы узнать больше. С разрешения Русскоязычной биржи новостей.
Читать дальше From Europe’s Edge
Интернет-журнал CEPA, освещающий важнейшие вопросы внешней политики в Европе и Северной Америке.
Подробнее
коренные жители сибири
|
Обские угры Е.Д. Прокофьева, В.Н. Чернецов и Н.Ф. Прыткова// Ханты и манси.// Народы Сибири. В научной литературе ханты и манси объединены под общим названием «обские угры». Ханты были известны раньше как «Остяки», «Обские остяки», «Обдор», «Березов». и «сургутские остяки» и так далее, а манси были известны как «Вогулы». Однако некоторые группы манси также назывались остяками. Научная литература содержит множество объяснений
на термин «ханты». Производится от сочетания «Хонды-Хо».
Ханты Е. Д. ПРОКОФЬЕВА Е. Д., ЧЕРНЕЦОВ Н. И ПРЫТКОВА Н.Ф. Ханты и манси. ФОРСИТ Дж.А. Дж. История народов Сибири. Североазиатская колония России. КУБОК 1992. Крецманн С. и Райт С. 1998 г. — Бурение на край земли./Survival International. Экшн в тропическом лесу Сеть.1998. Лукина Н.В.
и В.М. Современная территория проживания Ханты лежат к востоку от Уральского хребта по Оби и ее притокам. Этот территория в основном покрыта обширными болотами, многочисленными реками и озерами, густо засажена деревьями. В эпоху бронзы и раннего железа, лесостепи Западной Сибири населяли кочевые группы, коневоды. Эти кочевники считаются ранними угорскими племенами. Коневоды и охотники-рыболовы с севера тесно контактировали. Из этих лесостепей мадьяры ушли в девятом века нашей эры в Центральную Европу и основали венгерскую нацию. Другие угорские этносы переселялись север изменил культуру и образ жизни на охоту, рыболовство и разведение дождевых оленей. Первый в XV веке — Великий
Новгородская республика, а позднее в XVI веке Московское государство уже посягали
на финно-угорские народы запада Урала, основали окраинные торговые города и
установил номинальный сюзеренитет над жителями хантов и самодийцев области вокруг
устье Оби. Ханты, которые, возможно, насчитывали вместе с манси около 16 000 в то время, когда население Московской Руси составляло, может быть, около 10 миллионов человек, не были нациями с одним правителем или чувством общей идентичности, а принадлежали многим отдельные кланы, каждый со своими наследственными вождями. Территория, занятая Ханты простирались от устья Оби и Северного Урала на 400 миль вверх по Оби до до впадения Иртыша, а оттуда еще 400 верст на восток в сердце Сибири. Племенные жрецы-шаманы руководили религиозные обряды в этих священных местах, принесение в жертву лошадей, северных оленей или других животных под деревом и смазывая рты духовных изображений кровью, чтобы «накормить» их. В ранние времена людей приносили в жертву таким и другими способами. Несмотря на все антирелигиозные меры
Нанятые Коммунистической партией, шаманы и шаманизм сохранились в Сибири до наших дней. |