Иностранное господство / Бельгия / Политический Атлас Современности
Бельгия / Иностранное господство
В результате династических браков бельгийские земли вошли в состав империи Карла V (король Испании с 1516 года, император Священной Римской империи с 1519 года), который был родом из Гента и считал Фландрию своей родиной. В Брюссель постепенно были перенесены основные органы государственной власти.
Реформация, инициированная Мартином Лютером в Германии, послужила началом эпохи религиозных войн. Процесс Реформации на бельгийских землях начался благодаря деятельности Жана Кальвина и его последователей (кальвинистов), пришедших со стороны северных голландских земель. Идеи кальвинизма находили широкую поддержку в рядах ремесленников и торговцев, политические права которых были существенно ущемлены. Сложившаяся в Бельгии к XIV веку цеховая система производства начала постепенно трансформироваться в новую форму капиталистических отношений, которые требовали адекватного представительства экономически активных групп населения во властных структурах. Кальвинизм органично встроился в складывавшуюся систему мировоззрения бельгийцев.
Карл V в 1555 году, отрекаясь от престола, разделил единое государство. Императором Священной Римской империи стал его брат Фердинанд, а правителем остальных территорий — сын Филипп II Испанский, являвшийся рьяным католиком. При Филиппе II испанские власти жестоко расправлялись с кальвинистами. Одним из очагов антикатолического восстания (так называемое «Иконоборческое восстание» 1566 года), направленного также против испанского владычества, стала Фландрия. Ответом испанских властей была карательная экспедиция герцога Альбы, вызвавшая в 1572 году в Северных Нидерландах новое восстание, которое завершилось победой над испанцами. К 1576 году бельгийские провинции включились в борьбу против испанского владычества и заключили соглашение с северными провинциями (так называемое «Гентское умиротворение»). Однако из-за раскола в лагере протестантов в 1579 году Испания сумела восстановить контроль над Южными Нидерландами, которые признали власть испанской короны.
С конца XVI века проходит своеобразный водораздел между векторами развития северных и южных земель региона: Северные Нидерланды продолжали активно развиваться по капиталистическому пути, в то время как Испанские Нидерланды оказались отброшенными назад в области экономического и политического развития. Несмотря на формальный суверенитет, дарованный испанской короной, бельгийские земли находились под полным контролем испанцев. Кроме того, бельгийские земли стали своеобразной демаркационной зоной между испанскими владениями и независимой Нидерландской республикой. Военные столкновения на территории Фландрии не прекращались вплоть до окончания Тридцатилетней войны в 1648 году. Со временем связь испанских владений в Нидерландах и Северных Нидерландов ослабевала в силу возникшей культурной и политической пропасти в развитии между двумя государствами. В целом за период испанского правления бельгийские земли пришли в полный упадок — страна переживала один из тяжелейших периодов в своей истории.
В результате войны за испанское наследство (1704–1714 годах) и Утрехтского мирного договора (1713 года) бельгийские земли перешли под контроль австрийской короны, получив название Австрийские Нидерланды. Существенные трансформации начались после восшествия на престол австрийского императора Иосифа II, хотя до его правления попытки модернизации Бельгии уже предпринимались, например создание собственной Ост-Индской компании, которая, однако, не смогла выдержать конкуренцию голландских и английских аналогов. Новый император попытался провести ряд секулярных реформ, а также реформу традиционной системы административного управления. Однако реформы встретили сопротивление со стороны католических иерархов, местной знати, а впоследствии и крестьянства. Протесты продолжали нарастать и к концу XVIII века переросли в Брабантскую революцию (на которую немалое влияние оказала Великая Французская революция 1789–1799 годов). Революция превратилась в движение за независимость и быстро нашла широкую общественную поддержку. К 1789 году революционное движение добилось того, что бельгийские земли вышли из-под контроля австрийских властей. Однако Бельгии не удалось обрести независимость: раздоры между консервативной партией «ноотистов» и либеральной партией «вонкистов» не способствовали образованию суверенного государства. Австрийская корона перешла в контрнаступление, и к 1790 году революционное движение было подавлено.
В 1795 году бельгийские земли оказались под властью Франции, которой удалось удерживать контроль над данной территорией в течение 20 лет. Французы смогли внести существенный вклад в развитие бельгийских земель. Среди основных французских инноваций выделяется восстановление движения по реке Шельде, что вернуло Антверпену статус стратегического морского торгового порта. Важную роль сыграли наполеоновские административные реформы, которые позволили совершить качественный скачок в области развития политической системы, в том числе демонтажа значительно устаревших феодальных практик и средневековой судебной системы, и капиталистических отношений. В то же время французские имперские амбиции требовали существенных военных расходов, которые негативно сказывались на хозяйственной жизни бельгийцев.
После поражения Наполеона по решению Венского конгресса Бельгия и Нидерланды были воссоединены (1815 год). Было образовано новое государство, включившее в свой состав территории северных и южных исторических Нидерландов — Королевство Нидерландов. Период воссоединения двух исторически близких территорий продемонстрировал все различия между голландцами и бельгийцами, накопившиеся со времён религиозных войн. В экономической сфере союз с развитыми северными землями приносил свои плоды, однако Шельда оказалась под контролем голландцев, что вновь лишило Антверпен статуса крупного морского порта. Экономически отсталые регионы, особенно валлонские земли, не выдерживали конкуренции с фламандскими районами.
Серьёзные противоречия были в области религии: консенсуса кальвинизма и католичества достигнуть не удавалось. В области взаимоотношений с другими государствами Бельгия также существенно проиграла от включения в единое государство — внешний долг двух стран был агрегирован и поделён надвое, хотя изначальная задолженность фламандцев была в 20 раз меньше. Институциональные преобразования нанесли существенный удар по автономии Бельгии и способности её политических элит принимать независимые решения: в рамках двухпалатной парламентской системы Бельгия получила равное с Нидерландами число голосов, несмотря на существенное численное превосходство населения, что заметно снижало политический вес фламандских территорий. В целом права бельгийцев были сильно ущемлены, новая политическая система не учитывала экономические, конфессиональные, языковые (в качестве официального языка признавался только нидерландский) и другие особенности регионов Королевства Нидерландов.
← Назад | Иностранное господство | Вперёд →
Швейцария в период реформации в XVI веке
1. Лекция 4
Швейцарияв период Реформации
Автор – д.и.н., проф. Л.Р. Хут
2. План
1.Швейцарский союз в XVI в.2.Начало Реформации в Швейцарии.
Цюрихская
Реформация
и
Ульрих
Цвингли, распространение Реформации
цвинглианского толка.
3.Кальвинистская реформация в Женеве.
Организация кальвинистской церкви и
теократического
кальвинистского
государства в Женеве.
3. Источники и литература
1.2.
Кальвин Ж. Наставление в христианской вере [Электронный
ресурс]. URL: http://jeancalvin.ru/institution/ (дата обращения:
10.03.2014)
Бурдах К. Реформация. Ренессанс. Гуманизм / пер. М.И. Левина.
— М.: РОССПЭН, 2004. — 205 с.
3.
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М.
Избранные произведения. — М., 1991. — С. 61—272.
4.
Райнхардт Ф. История Швейцарии / пер. с нем. – М.: Весь Мир,
2013. – 142 с.
Реформация и «новая идеология» в Европе XVI-XVII вв.: сб. ст. /
под ред. П. Ю. Уварова. — М.: ИВИ РАН, 2010. — 377 с.
Смирнов М.Ю. Реформация и протестантизм: словарь. — СПб.:
Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005: Тип. Изд-ва СПбГУ. — 194 с.
5.
6.
7.
8.
Чедвик О. Реформация: противостояние католиков и
протестантов в Западной Европе XVI-XVII вв. / пер. с англ.
С.Федорова. — М., 2011. — 477 с.
Шоню П. Цивилизация классической Европы. — Екатеринбург,
2005.
В первой половине XVI века Реформация
вслед за Германией быстро распространилась в
других
странах
Западной
Европы.
Реформационное движение имело различные
формы, зависело от конкретных исторических
условий,
было
национальным
или
интернациональным. Однако ни одна из
европейских стран не заняла в движении такого
значительного
места,
как
Швейцария.
Швейцария стала родиной двух мощнейших
направлений Реформации:
цвинглианства (Ульрих Цвингли)
кальвинизма (Жан Кальвин)
5. Швейцарский союз в XVI в.
Швейцарский союз был образован в 1291 г., когдатри местных области (кантона), Швиц, Ури и
Унтервальден, объединились для борьбы с
австрийскими Габсбургами. Борьба длилась почти
2,5 столетия до начала XVI в. К этому времени
Швейцарский союз состоял из 13 кантонов:
пять сельских (мужицких) Швиц, Ури, Унтервальден
и др. выступили против Реформации;
семь городских кантонов, таких, как Базель, Цюрих,
Женева и др., поддержали ее;
один смешанный (Цуг) — также выступил в
поддержку Реформации.
6. Феномен швейцарского наемничества
От 1476 г. до половиныXVI столетия Швейцария
играла важную роль в
делах Европы, далеко
превышавшую
ее
средства
и
силы:
швейцарские наемники
решали великие битвы…
Это подало повод к
постыдной
для
Швейцарии пословице:
«Нет
денег
—
нет
швейцарских войск».
Т.Н. Грановский
9. Почему Швейцария стала одним из главных центров реформационного движения в Европе:
во-первых, неравномерность экономического развитияШвейцарского
союза
дополнялось
государственноправовым неравенством внутри конфедерации. А именно,
лесные кантоны имели больше политических прав и
привилегий, чем городские;
во-вторых, внутриполитическая обстановка в государстве
значительно
осложнилась
в
связи
с
проблемой
наёмничества. Городские кантоны выступали против
наёмничества — буржуазии нужны свободные рабочие руки.
Лесные (сельские) кантоны, жили за счет наемничества;
в-третьих, в Швейцарии широкое распространение
получили демократические и гуманистические идеи.
Базельский
университет
испытывал
влияние
гуманистических кружков юго-западной Германии;
в-четвертых, позиции католической церкви были в
швейцарских кантонах не столь сильными, как в других
странах.
10. Ульрих Цвингли (1484-1531)
швейцарскийреформатор
церкви,
христианский гуманист и
философ. Из зажиточной
крестьянской
семьи.
Образование получил в
Венском и Базельском
университетах.
Идеолог
цюрихской Реформации.
Погиб 11 октября 1531 г. в
сражении на Каппельской
равнине
между
цюрихцами и отрядами
католических
кантонов.
Цвинглианская
Реформация
осталась
чисто
швейцарским
явлением из-за ее особого
национального оттенка.
11. Лютер и Цвинги: общие позиции
выступали за дешёвую церковь;утверждали, что религиозная истина есть
только в Священном Писании, а не в
Предании;
требовали
секуляризации церковных
земель;
считали, что светская власть выше
духовной – отсюда церковь должна быть
национальной;
выступали за причащение всех верующих
хлебом и вином.
12. Лютер и Цвингли: разногласия (1)
По вопросу устройства церкви взгляды Лютерапретерпели определенную эволюцию. В начальный
период своей деятельности доктор Мартин допускал
выборность священника религиозной общиной, т.е.
был «умеренным республиканцем». В дальнейшем он
разочаровался в волеизъявлении масс и полагал, что
князья должны сами назначать общине пастыря
(«либеральный монархист»). Тем самым Лютер ставил
церковь под контроль государства. Ульрих Цвингли –
убежденный республиканец. По учению Цвингли,
церковь должна быть основана на демократических
началах. То есть, проповедники в цвинглианской
церкви должны избираться прихожанами из числа
светских лиц, а сама церковь подчиняться выборным
властям, т.е. магистрату города.
13. Лютер и Цвингли: разногласия (2)
Главный тезис Мартина Лютера «об оправданииодной верою». Исходя из него бывший августинский
монах разделил жизнь человека на внешнюю и
внутреннею религиозность. Учение Лютера для него
самого стало догмой. Он говорил: «Живу, чтобы
верить». В Реформации он выступает, прежде всего,
как теолог. В своих теоретических изысканиях и
практической деятельности доктор Мартин был
бескомпромиссен.
Ульрих Цвингли разделяет лютеровское положение
«об оправдании верою». Однако, для швейцарского
реформатора вера – не самоцель. Он часто повторял:
«Верю, чтобы познать», т.е. у него светское начало в
человеке выше религиозного, для Цвингли характерна
большая терпимость, мягкость, гуманность. Т.е. в
реформационном движении он выступает, прежде
всего, как гуманист.
14. Лютер и Цвингли: разногласия (3)
Лютер защищал политические интересы немецкогобюргерства, причём консервативной его части, отсюда
и будущий союз доктора Мартина с князьями. Цвингли
тоже бюргерский реформатор, но радикальной части
бюргерства, он делает даже некоторые уступки
швейцарским анабаптистам (т.е. крестьянству). Дело в
том, что Цвингли считал: «всё, чем владеют люди, в том
числе и богатством, есть милость Божья, и нужно уметь
этим распорядиться». Лишнее нужно отдать, навсегда
или на срок. Частная собственность должна охраняться,
особенно мелкая частная собственность. Отношение к
собственности
связано
с
религиозно-этическим
идеалом Цвингли, в частности с идей божественного
Провидения. Она была близка будущей теории Жана
Кальвина «об абсолютном предопределении».
15. Религиозный диспут между Лютером и Цвингли (Марбург, 1529)
NB!Исходом цвинглианской Реформации стало то, что
Швейцария, как и Германия, разделилась на католическую
и евангелическую. Католическая Швейцария — это старые
горные области и городской патрициат в тех городах,
которые были особенно заинтересованы в сохранении
прежних отношений с Габсбургами и папой. Экономически
же передовые кантоны оказались на стороне Реформации.
Цвинглианство, таким образом, является дальнейшей
ступенью в развитии Реформационного движения. Но она
не решила всех стоящих перед Реформацией задач.
Цвингли погиб рано, действовал только в пределах Цюриха
и не успел оставить после себя значительного
теоретического
произведения.
По
этой
причине
завершающим аккордом швейцарской Реформации, да и
Реформации в целом станет именно кальвинизм.
17. Жан Кальвин (1509-1564)
— французскийбогослов,
реформатор церкви,
основатель
кальвинизма. Глава
женевской
Реформации,
прозванный
«женевским папой».
На протяжении 15411564 гг. фактически
правил городом.
18. Эразм Роттердамский о Жане Кальвине:
«…в лице этогомолодого человека
против церкви
готовится страшный
бич»
Эразм Роттердамский
19.
Особенности кальвинизма1. Если Лютер в первую очередь теолог, а Цвингли –гуманист, то Кальвин соединяет теологию с
политикой. Некоторые отечественные историки
полагают, что Кальвин – теократ, и в своем основном
труде «Наставление в христианской вере» он не
выдвинул принципиально новых идей, а лишь
систематизировал идеи Лютера, Цвингли и других
реформаторов.
2. Кальвинизм с момента своего возникновения
наиболее полно выражал потребности бюргерства в
дешёвой церкви. Вместе с тем он был лишён
родимых пятен лютеранства – умеренности и
компромисса, а также терпимости и общей
гуманистической направленности Цвингли.
20. Особенности кальвинизма (окончание)
3. Учение Кальвина было заострено, с однойстороны, против католицизма, с другой — против
течений народной Реформации, представителей
которых он обвинял в полном безбожии и
материализме.
4. Общины кальвинистов – это не только молельные
дома, но и политические клубы, где молодая,
энергичная буржуазия вырабатывала свои требования
политического характера.
5. Демократию Кальвин считал «наихудшей формой
правления». Все свои
симпатии
он
отдавал
аристократической форме правления, т. е. по существу
олигархии. Как компромиссное решение он допускал
её сочетание с «умеренной демократией».
21. Догматы кальвинизма: об абсолютном предопределении
Богеще
до
сотворения
мира
предопределил людей: одних к спасению,
других – к гибели; одних – к райскому
блаженству, других – к вечным мукам ада.
И этот приговор Бога абсолютно
неизменим. Но люди не знают волю Бога.
Так как никто не знает, куда он попадет
после смерти, то все обязаны терпеливо
трудиться, чтобы оказаться достойными
своего возможного спасения, если оно
произойдет.
22. Догматы кальвинизма: о Божественном невмешательстве в закономерность мира
Жизнь общества идет по земныезаконам и Бог прямо и непосредственно
в эту жизнь не вмешивается, поэтому
человек многое может решить, сделать,
создать сам. Человек – творец, хотя и не
свободен
об
божественного
предопределения.
23. Афоризмы Кальвина
Всякое богатство есть благо. Для Богадолжны вы работать, чтобы разбогатеть.
Молись и работай.
Лучше
невежество верующего, чем
дерзость мудрствующего.
Народ надо держать в бедности, иначе он
перестанет быть покорным.
Государство также необходимо человеку,
как воздух.
24. Церковные ордонансы Кальвина
1. Устанавливались четыре церковныхчина: пасторы (ministres, pasteurs), доктора
для преподавания в школе, старейшины
(anciens) для нравственного надзора за
гражданами, диаконы, для различных
благотворительных дел. Старейшины и
диаконы избирались из числа светских лиц
магистратом
(старейшины
из
правительственных органов). Церковные
должности тоже замещались магистратом,
по рекомендации пасторов и после
экзамена.
25. Церковные ордонансы Кальвина (окончание)
2. Создавалась консистория из 12 старейшин и 8пасторов, которая разбирала особо важные
проступки против нравственности и отступления
от истинной веры. В менее серьезных случаях
пасторы и старейшины, постоянно совершавшие
обходы по домам, ограничивались частным
внушением.
3. Из церковного обихода устранялись
украшения, символы, церемонии. Отменялись
последние
праздники,
оставленные
Реформацией
(Рождество,
Обрезание,
Благовещение, Вознесение) и оставлялось
только Воскресение.
26. Кальвин в Совете Женевы, 1549 год
27. «…кровью и огнем»
Чем больше проводилась реформа Кальвина вЖеневе, тем сильнее становились оппозиционные
настроения среди населения и в самом магистрате. В
данном
случае
немалую
роль
играли
сами
мероприятия
магистрата.
Запрещались
танцы,
театральные представления, азартные игры. За
произнесение кощунств и проклятий налагались
строгие
наказания. Как
признавал один
из
почитателей Кальвина, законы его «были писаны
кровью и огнем».
В 1546 г. за участие в танцах был осужден целый ряд
высших должностных лиц города, в том числе
генеральный капитан и первый синдик. Они
выслушали суровое внушение и принесли публичное
покаяние. В 1547 г. образовалась сильная партия
недовольных («перринисты»), которые стремились
ограничить влияние Кальвина и в большей степени
подчинить консисторию и коллегию пасторов
магистрату.
28. Женева времен Кальвина: рай или реформатский ад?
29. Стефан Цвейг о Кальвине
Конечно, этот человек духа, этот неврастеник, этотинтеллектуал лично питал исключительное отвращение
к крови и, будучи неспособным — как он сам признается
— выносить жестокость, никогда не был в состоянии
присутствовать ни на одной из совершавшихся в Женеве
пыток или казней. Жестокое, безжалостное отношение к
любому «грешнику» Кальвин считал самым главным
положением своей системы, а полное ее осуществление, в
том числе и в области мировоззрения, — обязанностью,
возложенной на него Богом; таким образом, он полагал
лишь своим долгом вопреки собственной природе
воспитывать в себе неумолимость, систематически
закаливать в себе жестокость с помощью дисциплины; он
«упражняется» в нетерпимости как в высоком искусстве:
«Я упражняюсь в суровости во имя подавления всеобщих
пороков».
30. Стефан Цвейг о Кальвине (окончание)
Конечно, этому человеку, обладавшемужелезной волей, великолепно удалось
подготовить себя для совершения зла. Он
открыто признает, что предпочитает видеть,
как понес наказание невиновный, чем если
хоть один виновный избежит божьего суда…
Лучше быть слишком суровым, чем слишком
мягким, когда речь идет о «чести бога»,
аргументирует
Кальвин.
Нравственное
человечество может возникнуть только с
помощью постоянной кары.
31. Стефан Цвейг о Женеве времен Кальвина
Один горожанин улыбнулся во время обрядакрещения: три дня тюрьмы. Другой, утомленный
летней жарой, заснул во время проповеди: тюрьма.
Рабочие ели на завтрак паштет: три дня на воде и
хлебе. Два горожанина играли в кегли: тюрьма. Два
других поспорили на четверть вина: тюрьма. Один
человек отказался окрестить своего сына именем
Авраам: тюрьма. Слепой скрипач играл музыку для
танцев: изгнан из города. Другой горожанин хвалил
перевод Библии, выполненный Кастеллио: изгнан из
города. Девушку уличили в катании на коньках,
женщина бросилась на могилу своего мужа,
горожанин во время богослужения предложил своему
соседу щепотку табаку: вызов в консисторию, строгое
предупреждение и покаяние. И так далее и тому
подобное, без конца и края.
32. Стефан Цвейг о Женеве времен Кальвина (продолжение)
Какие-то весельчаки в день богоявлениязапекли боб в пирог: на двадцать четыре часа
посажены на хлеб и воду. Один горожанин сказал
«мсье» Кальвин вместо «мэтр» Кальвин, двое
крестьян, как издавна принято, заговорили о
делах: тюрьма, тюрьма, тюрьма! Человек играл в
карты: поставлен к позорному столбу с картами
вокруг шеи. Другой задорно пел на улице:
указано, что «петь на улице» означает быть
высланным из города. Двое слуг лодочника
подрались, никого не убив при этом: казнены.
33. Стефан Цвейг о Женеве времен Кальвина (окончание)
Трое несовершеннолетних мальчишек, которыетворили непристойности друг с другом, сначала
приговорены к сожжению, затем помилованы —
публично поставлены перед горящим костром.
Наиболее жестоко карается, конечно, всякое проявление
сомнений
в
государственной
и
религиозной
непогрешимости Кальвина. Человека, который открыто
выступал против учения Кальвина о предопределении,
до крови бичуют на всех перекрестках города, а затем
высылают. Владельцу типографии, который в пьяном
виде обругал Кальвина, прежде чем выгнать его из
города, проткнули язык раскаленным железом; Жака
Грюе подвергли пыткам и казнили только за то, что он
назвал Кальвина лицемером.
34. Принуждение к святости по-кальвиновски
35. Мигель Сервет (1511-1553) – жертва кальвинистской Реформации
36. «Покаянный памятник»-стела Мигелю Сервету в Женеве от кальвинистов (1903)
37. Стена Реформации
— памятник из статуй и барельефов, установленный вЖеневе, Швейцария, в честь основных действующих лиц и
событий протестантской Реформации. Стена Реформации
расположена на территории университета Женевы,
основателем которого был Жан Кальвин, и была открыта в
1909 г. в честь 400-летия со дня рождения Кальвина и 350летия основания университета. В центре памятника
изображены пятиметровые статуи четырех главных
деятелей кальвинизма:
Теодор Беза (1519—1605)
Жан Кальвин (1509—1564)
Гийом Фарель (1489—1565)
Джон Нокс (ок. 1510 — 1572)
Вдоль стены, по обе стороны от центральной статуи,
выгравирован девиз Реформации и Женевы: Post Tenebras
Lux (лат. После мрака свет). На постаменте центральной
статуи выгравирована христограмма: ΙΗΣ.
38. Стена Реформации
Спасибо за внимание!Распространение кальвинизма — Подготовка к Царству
Шалом, и добро пожаловать в наш исторический подкаст. Это производство Kingdom Preppers.org. Я принимаю вас, Подготовитель Королевства, а вы слушаете: «Церковность: две тысячи лет закваски». Мы продолжаем нашу историю.
Реформатор того, что можно считать вторым поколением, Жан Кальвин, методичный мыслитель и систематизатор шестнадцатого века, объединил различные протестантские богословия в связный набор доктрин. В то время как Лютер был поглощен протестантским богословием оправдания верой, Кальвин сосредоточил свое внимание на суверенитете Всевышнего и освящении. В то время, когда Испания находилась в состоянии войны с Францией, молодой ученый был вынужден закончить обучение во Франции и покинуть страну. Он путешествовал по Женеве, где планировал остановиться на одну ночь. Репутация города не позволяла уединиться. Это был город, любящий удовольствия, переживавший кризис идентичности, отвергший как светскую, так и религиозную власть, то есть герцога Савойского и римского папу. Католические мессы больше не проводились, а горожане враждебно относились к городскому епископу. Зияющий вакуум был готов заполнить влиятельный реформатор, который мог бы вдохнуть в религиозные институты города дух Реформации, как это было сделано в других местах.
Местный реформатор по имени Уильям Фарел проповедовал в городе свою реформу за четыре года до визита Кальвина, но без особого успеха. Фарель был знаком с одной из публикаций Кальвина, и когда он узнал, что Кальвин находится в городе, он бросился в свою гостиницу и призвал молодого человека остаться в городе и помочь в создании там мощного реформаторского движения. Когда Кальвин настоял на том, чтобы он ушел, чтобы продолжить учебу, Фарель предупредил, что он следует только своим собственным желаниям, и, если он не поможет усилиям по реформе, Всевышний накажет его за то, что он преследует свои собственные интересы. Кальвин, охваченный ужасом, уступил и немедленно приложил свои усилия к реформаторскому движению в Женеве. В конце концов он поднялся до руководящей позиции в том, что он называл «игрой», и в своем виде реформации, которая была третьей итерацией после лютеранства и радикальной реформы анабаптистов. Кальвин возглавил то, что стало известно просто как реформатское христианство, также называемое кальвинизмом. Таким образом, Жан Кальвин является корнем всех пресвитерианских церквей, значительной части баптистских общин, отошедших от своего анабаптистского происхождения, а также многих конгрегационалистов, а также голландских и немецких реформатских церквей.
Можно сказать, что факел перешел от Лютера к Кальвину. Но это были очень разные люди с разным подходом к Реформации.
«Лютер мечтал о хороших князьях, принципиально не любил закон и мало интересовался институтами. В результате лютеранские церкви оказались с мешаниной управляющих структур».
— пишет Алек Райри в своей книге «Протестанты».
«Кальвин, напротив, получил образование юриста, знал, что структура имеет значение, и выступал за более широкое участие правительства. Он настаивал на том, что пасторы никогда не должны иметь контроля над деньгами… Более важно то, что он отличал пасторов, рукоположенных служителей, которые проповедуют и совершают таинства, от старейшин, старших мирян, которые будут следить за дисциплиной и которые станут острием культурной революции. Кальвин видел в церкви общину, связанную заветом, новый Израиль, в котором все обязаны быть сторожами своих братьев и сестер».
Кальвин, как и многие другие христианские лидеры, формировал свою церковь и ее учение на основе личных взглядов, основанных на том, что было сделано при чтении мессианских Писаний. В то время как он принял факел Лютера, реформаторские усилия Кальвина скорее следовали за Цвингли по структуре, и он смог развить работу Цвингли. Влияние Цвингли достигло других лидеров реформ, которые симпатизировали его взглядам на Реформацию, а не взглядам Лютера, таким образом, направление реформ Цвингли смогло распространиться по всей Швейцарии и за ее пределами, достигнув Страсбурга в Германии, где другой реформатор, Мартин Бусер, занимал третье место по значимости в этой реформации. только Лютеру и его преемнику Меланхтону, — поддержали дело Цвингли. Однако после того, как Цвингли был убит в бою, его дело утратило влияние, которым оно пользовалось под его непосредственным руководством, поэтому центр протестантской Реформации переместился в Женеву, франкоязычный швейцарский город, который извлек большую пользу из дисциплинированного руководства Кальвина.
Кальвину, который направлялся в Страсбург, где он готовился учиться и писать, городской совет Женевы предложил должность профессора Священного Писания, и на этой должности он с головой ушел в дело реформ. Было составлено исповедание веры, которое должны были принять жители Женевы. Он также разработал планы реформы образования и настаивал на отлучении от церкви всех, кто отказывался принять определенный духовный стандарт.
«[Но] женевцы, казалось, сопротивлялись на каждом шагу».
Пишет Карлос М. Н. Эйре в своей книге Реформации .
«Самым тяжелым конфликтом была борьба за власть между духовенством и городским советом за право отлучения от церкви, которое министры хотели контролировать вопреки желанию магистратов. Только что избавившись от того, что они считали угнетающей церковью, элита Женевы не горела желанием видеть, как ее место займет другая. Не желая идти на компромисс, настаивая на праве духовенства на отлучение от церкви, Кальвин и Фарель были изгнаны из Женевы в мае 1538 года».
Кальвин воспринял это как знак от Творца и с радостью направился в Страсбург, в свой первоначальный пункт назначения. Позже он признался, что годы, проведенные в Страсбурге, были одними из самых счастливых в его жизни. Он был освобожден от обязанности сражаться с анабаптистами в мятежном городе Женеве, жители которого всегда считали его чужаком. Страсбург, с другой стороны, был домом для французских беженцев, которым Кальвин служил с легкостью. Страсбург также подчинил себе анабаптистов, и именно там Кальвин женился на одной из их бывших членов, вдове по имени Иделетт де Буре. Со временем Кальвин также встретился с влиятельным реформатором Мартином Бусером, от которого многому научился.
Во время пребывания Кальвина в Страсбурге он добился успеха в качестве преподавателя протестантского богословия; город даже удостоил его чести быть своим представителем на религиозных конференциях, проводившихся в Германии, которые имели определенное значение. Но счастливое, практически беззаботное время в Страсбурге было относительно недолгим, продолжавшимся с 1538 по 1541 год. Основные сторонники Кальвина в Женеве одержали верх в городе благодаря благоприятным выборам в совет, и они пригласили его обратно для продолжения своей работы. реформ. С неохотой он вернулся в обременительный город в сентябре 1541 года и, по сути, продолжил там, где остановился.
«Его первой задачей была реорганизация реформатской церкви».
Пишет Уилл Дюран в своей книге Реформация .
«По его просьбе малый собор вскоре после его возвращения назначил комиссию из пяти священнослужителей и шести советников во главе с Кальвином для разработки нового церковного кодекса. 2 января 1542 года великий собор ратифицировал результирующий Ordonnances ecclésiastiques , основные черты которого до сих пор признаются реформатскими и пресвитерианскими церквями Европы и Америки. Служение было разделено на пасторов, учителей, пресвитеров и дьяконов. Пасторы Женевы составляли «Досточтимую компанию», которая управляла церковью и готовила кандидатов для служения. Отныне никто не должен был проповедовать в Женеве без разрешения Компании. Также требовалось согласие городского совета и конгрегации, но епископские таинства и епископы были под запретом. Новое духовенство, никогда не претендовавшее на чудодейственную силу католических священников и объявлявшее себя непригодным для гражданских должностей, стало при Кальвине более могущественным, чем какое-либо духовенство со времен древнего Израиля».
Это четырехчленное церковное управление, или консистория, состояло всего из пяти пастырей, которые, в отличие от материнской церкви в Риме, поддерживали практику совершения таинств, главным образом евхаристии. Было двенадцать старейшин-мирян, и, поскольку их было больше, чем пасторов, они пользовались большей частью руководства, однако авторитет и влияние Кальвина были таковы, что церковное руководство часто уступало ему. В течение двенадцати лет консистория по приказу Кальвина стремилась регулировать религиозную жизнь жителей Женевы, которые также были членами реформатской церкви. Опираясь на власть отлучения, консистория правила железной рукой, что привело к конфликту со светским правительством. Но в 1553 году сильнейшие противники Кальвина снова пришли к власти и серьезно бросили вызов его авторитету в городе.
В то время блестящий, но еретический испанский врач по имени Майкл Сервет, бежавший от католических преследователей во Франции, искал убежища в Женеве. Как сбежавший узник французской инквизиции, как только Сервета узнали, он был немедленно арестован. Кальвин лично составил тридцать восемь обвинений против Сервета во взглядах, которые считались ересью даже среди протестантов. Те, кто выступал против Кальвина, пришли на помощь Сервету и пытались убедить совет в его невиновности. Они рассуждали, что, будучи судимым католиками как еретик, Сервет был союзником протестантов. Женевские власти обратились за советом к лидерам швейцарских кантонов, и точка зрения протестантской оппозиции была единодушно отвергнута. Сервета приговорили к смертной казни через сожжение, так как ересь в то время считалась более тяжким преступлением, чем убийство.
«Однако дело Серветуса на этом не закончилось».
пишет Гленн С. Саншайн в своей книге Реформация для кабинетных теологов .
«Некоторое время назад человек по имени Кастеллио был учителем в Женеве. Он хотел стать пастором, но из-за разногласий по поводу того, как интерпретировать Песнь Соломона, Кальвин выступил против его рукоположения. Разочарованный Кастеллио уехал из Женевы в Базель, взяв с собой очень положительное свидетельство Кальвина о способностях Кастеллио как учителя. Услышав о деле Серветуса, Кастеллио пришел в ярость. Сервет не был опасным еретиком, как Томас Мюнцер или анабаптисты в Мюнстере, или даже швейцарские братья, чье повторное крещение взрослых угрожало социальной структуре общества. Скорее, его преследовали просто за то, что он думал, за его идеи. Кастеллио написал книгу под названием 9.0029 О принуждении еретиков , в котором он утверждал, что преследование еретиков контрпродуктивно. Идеи Сервета рухнули бы, как камни, если бы Кальвин не сделал из них серьезное дело. На самом деле, благодаря тому, что сделал Кальвин, идеи Сервета стали известны гораздо лучше, чем они были бы в противном случае. Если человек не совершает физического преступления, он не должен подвергаться судебному преследованию, и поэтому еретиков следует терпеть в обществе».
Книга разозлила Кальвина и заставила его обратиться в городской совет с просьбой заставить Кастеллио замолчать. Он отказался это сделать. Поэтому …
«В конце концов Кастеллио напишет другие книги против религиозной войны и пропагандирует мир, гармонию и другие «диковинные» идеи. Но в основном он был голосом в пустыне. Очень немногие другие люди в Европе были готовы к аргументам в пользу терпимости».
Хотя Кальвин предпочел обезглавить Сервета, а не сжечь его на костре, поскольку он вел против него Инквизицию, он считался тем, кто сжег Сервета. Однако через два года после этого события Кальвин будет уверен в своем положении и будет играть в значительной степени неоспоримую роль во влиянии на религиозные и моральные дела Женевы. И, как пишет Гленн С. Саншайн:
«Несмотря на эти противоречия, идеи Кальвина широко распространились и помогли сформировать религиозное мышление в ряде регионов Европы».
Мы вернемся с более захватывающей библейской историей. . . в настоящее время.
[МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНТЕРЛЮДИЯ]
Теперь мы продолжаем наш подкаст.
Поместив верховную власть Всевышнего в центр своего богословия, те, кто принял кальвинизм, смотрели на государство в ином свете. Лютер считал государство высшей властью, поэтому немецким лютеранским князьям была предоставлена такая власть в его церкви. Кальвин учил, что ни один человек на земле не должен быть наделен неограниченной властью, ни король, ни папа. Таким образом, он поощрял сопротивление тираническим монархиям. Церковь, как учил Кальвин, должна была руководить и направлять светское правительство в вопросах морали и духовных интересов. Воодушевленные этой позицией, последователи Кальвина стали угрожать революциями по всей Европе и стремились свергнуть репрессивные правительства или религиозные силы, считавшиеся фальшивыми.
Женева считалась неофициальной столицей этой религиозной революции, в которой ярые последователи Кальвина видели обещание грядущего Царства. Из Женевы многие ученики Кальвина вернулись в свои европейские страны, чтобы распространять его теологию, и таким образом кальвинизм смог вырваться за свои первоначальные границы и стать международной деноминацией. Движение зародилось во Франции как второстепенное дело, но когда влиятельные представители знати были обращены в христианство, все изменилось. В частности, гугеноты, французские кальвинисты, полностью принявшие слова Кальвина близко к сердцу, попытались захватить контроль над французским правительством. Тысячи из них были убиты в 1572 году, в так называемый Варфоломеев день. Это положило конец их попыткам угрожать католическому владычеству в этом регионе, хотя они сохранили некоторое влияние в стране.
Распространение кальвинизма в Нидерландах, находившихся под властью католической Испании, стало решающим моментом в христианской истории. В то время на испанском троне сидел Филипп II, сменивший Карла V, который отрекся от престола. Филипп унаследовал все провинции, когда-то принадлежавшие Карлу V, кроме Австрии. Во владении Филиппа находились Испания, Милан, Сицилия, Южная Италия, средиземноморские острова, такие как Сардиния, а также все территории под испанским контролем в Новом Свете и Азии. Он даже унаследовал нацию, которая образовала Нидерланды. В 1580 году, когда последний представитель португальской королевской династии вымер, Филипп аннексировал Португалию и захватил ее колонии в Азии, Африке и Новом Свете. Испания существовала как самая могущественная нация на земле, чья империя простиралась по всему миру.
«Любопытно, что, несмотря на огромную империю и приток золота и серебра из Нового Света, финансовое положение Филиппа никогда не было особенно стабильным».
Пишет Гленн С. Саншайн.
«Испания была аграрной страной, основным экспортным товаром которой была шерсть овец Марино, самая высококачественная сырая шерсть, доступная в то время, но вряд ли приносившая крупный доход по большому счету. Кроме того, из всех стран Европы Испания была, пожалуй, наименее подготовлена к вызовам колонизации. У него было мало квалифицированной промышленности или производства, чтобы поставлять готовые товары, которые колонисты хотели в обмен на свое золото и серебро. В результате твердая валюта, которая текла в Испанию, снова утекала на покупку промышленных товаров для колоний, в основном в северную Италию и Нидерланды. Что еще хуже, Испания постоянно была вовлечена в войны за пределами своих границ. Филипп был набожным, консервативным католиком, который считал своим долгом защищать и продвигать веру как против мусульманской экспансии, так и против протестантских еретиков, поэтому большую часть своего правления он провел в войнах, в основном — хотя и не полностью — из-за религии».
Во многом из-за флота Филиппа османы не смогли расширить свою империю на восточное Средиземноморье во время его правления. Он даже встал на сторону католиков в религиозных войнах французов против гугенотов и кальвинистов во Франции, продолжавшихся до 1598 г., что было обусловлено распространением кальвинизма в этой стране. Однако из всех войн Филиппа наиболее заметной является война, возникшая в результате голландского восстания против его правления в Нидерландах, которое также привело его к конфликту с Англией. Нидерланды, или Низкие страны, известны сегодня как страны Бенилюкса, включающие Нидерланды, Люксембург и Бельгию. Нация трещала по швам от протестантов, которые ранее игнорировали многие указы своего правителя Карла V, поскольку он объявил протестантизм религиозным и гражданским преступлением. Тем не менее Нидерланды были источником половины потока доходов Карла.
Когда Филипп занял трон, жители Нидерландов считали его иностранным правителем, чей образ жизни он никогда не понимал. Нижние страны состояли из республик, которыми управляли высшие слои местного населения, искавшего защиты национальных привилегий и прав. В этом регионе, который также был домом для католиков, лютеран, анабаптистов и реформатских протестантов (или кальвинистов), между этими группами, которые были довольно умеренными по отношению друг к другу, не возникало серьезных конфликтов. Ситуация изменилась к концу 1550-х годов, когда протестанты стали более воинственными в своей религиозной позиции. Во многом это произошло благодаря кальвинистам из Франции и женевским миссионерам, которые прибыли в Нидерланды с новыми взглядами, проповедуемыми Жаном Кальвином, что сделало их нетерпимыми к высоким налогам и преследованиям протестантов со стороны испанцев. Со временем в их ряды начали стекаться новообращенные. Гленн С. Саншайн добавляет:
«К 1561 году их было достаточно, чтобы провести синод, принять кальвинистское заявление о вере, известное как Бельгийское вероисповедание, основанное на франко-галльском вероисповедании 1559 года, и создать церковный орден, аналогичный ордену гугенотов».
Действительно, кальвинисты в Нидерландах поднимутся и будут бороться против своих деспотических католических испанских правителей вплоть до семнадцатого века. Кальвинистские пасторы были одними из первых, кто мигрировал в Нидерланды и возглавил сопротивление. Это равносильно тому, что сегодня можно было бы назвать борьбой за свободу или партизанской войной. Национальная партия, которая была создана в северной провинции, имела своим лидером Вильгельма Молчаливого, который стал кальвинистом в 1573 году, а в следующем десятилетии он помог создать Голландскую республику, которая объединила провинции Нидерландов и просуществовала до 179 года.5. Но Нидерланды были лишь одним из многих регионов, в которые распространялись кальвинисты.
Вернувшись в Женеву, Жан Кальвин победил своих противников и захватил имущество влиятельной семьи среди них. На этом участке он основал Женевскую академию в 1559 году, где были созданы подготовительная школа для молодежи и семинария для пастырского обучения.
«Его первый ректор, французский эмигрант Теодор де Без (1519–1605), был правой рукой и помазанником Кальвина».
Пишет Карлос М. Н. Эйре.
«Под его руководством академия быстро превратилась в настоящую фабрику реформатских священнослужителей, особенно сотен французских аборигенов, немедленно вернувшихся в свое королевство. Полные рвения и хорошо образованные в области реформатского богословия, эти миссионеры, обучавшиеся в академии Кальвина, принесли домой женевскую модель и приступили к созданию по всей Франции тесной, растущей сети гугенотских церквей. Таким образом, в шестнадцатом и семнадцатом веках Женева сыграла во французской истории более значительную роль, чем любой другой французский город, за исключением Парижа.
«Женева также занимает видное место в истории многих других наций. Особенно в 1550-х годах Женева стала поистине международным центром религиозного рвения, заслужив себе титул протестантского Рима: итальянцы, испанцы, немцы, шотландцы, англичане, нидерландцы, поляки, венгры, моравцы и другие поселились или прошел сквозь. Те, кто вернулся домой, как и французское духовенство, прошедшее обучение в академии, привезли с собой теологию Кальвина и его женевские проекты реформ».
По мере роста популярности Женевы росла и слава Кальвина. Даже спустя десятилетия после его смерти его богословские взгляды жили в других людях, таких как Джон Уинтроп, губернатор колонии Массачусетского залива и ученик Кальвина, который отплыл в новый мир, чтобы основать пуританский город. Фактически, большинство пуритан были кальвинистами, что говорит о большом влиянии Жана Кальвина и о высотах, которых оно в конце концов достигло.
Шотландия иллюстрирует этот факт. Это была земля, которая в шестнадцатом веке была домом для подданных одной религии и королевы совершенно другой. Мария, королева Шотландии, в молодом возрасте вышла замуж за французскую королевскую семью, что заставило как шотландцев, так и англичан опасаться, что Шотландия скоро станет владением Франции. Из этой напряженной ситуации вышел Джон Нокс, проповедник и активист, бежавший от преследований в католической Англии, чтобы донести шотландцам свою разновидность кальвинизма. В его сообщении была идея о том, что королеве могут бросить вызов ее подданные.
«Шотландия опоздала с Реформацией».
Пишет Алек Райри.
«В 1559–1560 годах зарождающееся евангелическое движение, смешанное с националистическим недовольством, вызвало восстание против профранцузского католического режима. Человеком, кристаллизовавшим это движение, был Джон Нокс, ученик Кальвина, которому не хватало тонкости своего учителя, и он компенсировал это рвением. Он видел будущее как беженец в Женеве и хотел, чтобы оно работало в Шотландии. Прежде всего, он был очарован идеей духовного равенства. В ходе полемики в 1558 году он предупредил своих собратьев-шотландцев, что они не могут уклоняться от своих обязанностей по реформированию церкви только потому, что они простолюдины».
Нокс заверил их, что в глазах Творца…
«… ‘[Все] люди равны; равны не в правах, а в обязанностях. Если вы жили в стране идолопоклонства, вашим долгом было требовать реформ и принять меры, чтобы отделить себя от окружающего вас греха».… После десятилетия замешательства шотландским протестантам удалось свергнуть свою католическую королеву Марию и заменив ее ее маленьким сыном, теперь королем Яковом VI».
Но, преодолев все трудности, связанные с избавлением королевства от правителя-католика, они не хотели подчиняться королю по своему выбору. Алек Райри продолжает:
«Джеймс был воспитан протестантом, но всю взрослую жизнь провел в непрекращающейся битве с протестантскими церковниками, которые никоим образом не признавали его власти над собой. Они хотели, чтобы церковь избирала свое собственное руководство, так называемое пресвитерианство, от греческого слова «старейшины». Король хотел, чтобы церковь управлялась епископами, отчасти ради традиции, но в основном для того, чтобы он мог назначать их сам. Хуже того, пресвитериане, подобно истинным кальвинистам, требовали всеобъемлющей моральной дисциплины и возможности привлечь даже короля к церковным старейшинам».
Все это было вызвано усилиями Джона Нокса, который разработал первоначальный взгляд Кальвина на протестантизм и подчеркнул право простолюдинов сопротивляться, если необходимо, силой, своим властным монархам. Эта заманчивая идея привлекла шотландскую знать, как и широкую публику. В 1559 году в стране разразилась гражданская война, и к лету следующего года столица страны Эдинбург оказалась в руках кальвинистов. Джон Нокс лично разработал статьи религии, которые парламент принял для Шотландии. Это означало конец католицизма в этой стране. Когда королева наконец вернулась в свое королевство в 1561 году, она была девятнадцатилетней вдовой, вынужденной стать свидетельницей захвата власти кальвинистами.
Шотландия была воплощением Реформации с ее решительным конфликтом между католиками и протестантами; скромный проповедник и его простые последователи выступили против могущественной знатной королевы, ее двора и материнской церкви. Однако динамика сместится в пользу Нокса, и даже потомки Марии не смогут замедлить распространение кальвинизма в стране. Фактически, Шотландия стала самой кальвинистской из всех стран мира. И когда Жан Кальвин встретил свой конец в 1564 году, кальвинизм распространился по Европе и вскоре штурмовал Америку. Таким образом, многие неустанно трудились над тем, чтобы кальвинизм не умер вместе со своим основателем.
На этом мы завершаем серию «Церковность: две тысячи лет закваски». Этот эпизод был создан на сайте Kingdom Preppers.org. Он был написан, спродюсирован и размещен вашим покорным слугой, Kingdom Prepper. Вся хвала, честь и слава принадлежат моему начальнику, Ях Элохим, и его правой руке, Яхушуа ХаМашиах. Вы можете получить доступ к расшифровке этого эпизода на нашем веб-сайте. Да ладно, наша история продолжится в следующем подкасте. Шалом.
Краткая история кальвинизма, Реформации и Англии – доктор К. Мэтью МакМахон
Исторический очерк о зарождении кальвинизма.
Кальвинизм создает суматоху.[1] Это потрясло богословские умы, поскольку Писание снова и снова подтверждает это. Действительно, кальвинизм — это просто прозвище библейского христианства. Он взбудоражил такие страны, как Швейцария, Германия, Франция, Испания, Англия и Америка; Реформация была центральным и важным поворотным моментом в истории. Кальвинистская Реформация в Англии не ограничивается периодом жизни Кальвина; ни в коем случае. Другие великие «кальвинистские» или реформатские богословы оказывали влияние на Англию на протяжении сотен лет; противодействие римлян-католиков побудило их сделать это после формальной Реформации церкви. Чтобы установить правдоподобные временные рамки для кальвинистского воздействия Реформации, можно назвать 1539 год.-1625 г. н.э. Было бы разумно упомянуть, что английские пуританские реформаторы, мигрировавшие в Америку во время колонизации, также оказали влияние на структуру верований английской церкви; это отодвинуло бы дату на 1700-е годы.
Кальвин упомянул об английской Реформации в письме, которое он отправил джентльмену по имени Уильям Фарел от 15 марта 1539 года. . Он изуродовал и порвал Евангелие, как церковь, набитую еще многими игрушками и безделушками». Хотя Генрих был превознесен за свою защиту семи таинств и считался Святым защитником веры, Кальвин, казалось, думал, что поступает несправедливо, поскольку король был знаком только с учением, которое он адаптировал из Римско-католической церкви. С преемственностью Эдуарда IV Кальвин начал оказывать прямое влияние на англиканскую церковь и Реформацию, происходившую в их среде. Поскольку Эдуарду было всего девять лет, когда он вступил на престол, регентом был назначен брат его матери, герцог Сомерсет. Позитивные действия были предприняты Сомерсетом. Церковные службы должны были быть на простонародном языке вместо латыни. Акт о единообразии 1549 г.предусмотрено для использования книги общей молитвы. Второе издание этой книги было более протестантским и отражало кальвинистские взгляды на богословие и церковное богослужение. В великом страхе протестантский кошмар осуществился, и на престол взошла королева Мария Тюдор. Ее амбиции были не такими, как у ее отца, короля Генриха VIII; она хотела преобразовать церковь обратно в католицизм. Она жестоко преследовала протестантские церкви и убила триста человек, выступавших против нее; в результате многие бежали в Швейцарию, в том числе Кальвин, в поисках убежища. Во время гонений на королеву Марию появилась Женевская Библия в переводе Теодора Беза и Жана Кальвина, которая была самой популярной Библией в европейских странах даже после того, как была представлена знаменитая версия 1611 года.
Протестантские мученики во времена Кровавой Мэри вынудили Джона Фокса написать книгу «Книга мучеников Фокса», в которой рассказывается о смерти более ста мучеников.
Во времена правления королевы Елизаветы, 1558–1603 гг., богословское влияние Кальвина преобладало и продолжалось на протяжении всего семнадцатого века. Его работа «Институты христианской религии» шесть раз пересматривалась во время ее правления и широко использовалась официальной церковью Англии. Он был использован в качестве основы для того молодого поколения, которое придет на смену богословам первой Реформации (Schaff 818). Сорок две статьи , которые были составлены незадолго до смерти Эдуарда IV, были восстановлены как доктринальное утверждение англиканской церкви; они были кальвинистами в перспективе. Они были изменены на 39 Статьи Элизабет, чтобы она могла иметь больше власти над санкциями, которые может иметь церковь. В результате Реформации при королеве Елизавете английская Библия была доведена до народа. Англия стала защитником протестантизма в Европе и помогала голландским и французским протестантам-кальвинистам против их римско-католических правителей.
Королева Елизавета в некоторой степени избавилась от порчи в английской церкви, но для пуритан она была недостаточно чистой. Еще до того, как Елизавета взошла на трон, пуритане формировали свою компанию, чтобы очистить церковь, однако их влияние не проявлялось, пока Елизавета не взошла на трон. Под руководством интерпретаций кальвинизма Уильяма Эймса и Уильяма Перкинса они имели наибольшее влияние в Кембридже, который они считали своей штаб-квартирой. В 1593, Елизавета приняла закон против пуритан, чтобы сдержать их; они должны были посещать англиканскую церковь или попасть в тюрьму по указу. Это работало некоторое время, пока из пуритан не возникли другие секты, и их число не начало расти (правда, это было уже после смерти Елизаветы).
Яков I, известный как Яков IV Шотландский, взошел на престол после смерти Елизаветы в 1603 году. Пуритане надеялись, что этот король-кальвинист, любивший епископат, создаст пресвитерианское правительство в англиканской церкви. Обеспокоенный просьбами, которые были сделаны к нему, король Джеймс созвал конференцию Хэмптон-Корт и обсудил вопросы. Хотя основные вопросы не были решены, по указу Иакова была провозглашена версия Библии короля Иакова. Джеймс был несколько терпим к римской церкви, но все же думал о них как о тех, кто хотел его убить. Он полностью адаптировал кальвинизм и написал четыре книги по этому богословию. Чтобы показать, что он был полностью за кальвинистскую точку зрения и полностью против римско-католической догмы, он приказал сжечь в 1612 году Эдварда Уайтмена, отрицавшего божественность Христа. кальвинистское дело, и поэтому он не собирался легкомысленно относиться к (как он считал) ереси. (Хотя кальвинисты решительно не соглашались с тем, как он относился к своему «христианству».)
На протяжении всего правления Елизаветы и во время правления короля Якова еретиков сжигали на кострах (их величайшим противником была доктрина, известная как арминианство; название происходит от имени профессора Якоба Харменса; латинское слово «харменс» — арминианство, таким образом, Якоб Арминий. Арминий был послом Уайтмена, который был казнен.). В Дордтрехте состоялся Синод, и там сошлись противники арминианства и кальвинизма. Уайтмен обратился к толпе за арминианство и изложил их позицию. Победила ортодоксальная кальвинистская теология. Подводя итоги Дортского собора, был сформирован акростих ТЮЛЬПАН, излагающий основную предпосылку богословия Кальвина; Полная порочность, Безусловное избрание, Ограниченное искупление, Непреодолимая благодать и Стойкость святых.[3] Таким образом, в ортодоксальном кальвинизме суверенитет Бога был восстановлен против свободной воли человека.[4]
Карл I занял трон после смерти Якова I. Чарльз придерживался арминианства не потому, что оно было лучшей теологией, а потому, что Уильям Лауд убедил его, что оно может послужить подходящим источником вдохновения для сотрудничества королей и священников против пуританских смутьянов. Верить в свободную волю как теологическую теорию означало принять волю короля на практике. Кальвин, будучи одним из радикалов веры, опустошил старый порядок католицизма. Он бросил вызов традиционным ролям, авторитетам, папам, соборам, церковным обычаям, роли духовенства над мирянами, его иерархии, действительности канонического права, догмам о чистилище, жертвоприношению мессы и всем связанным с ним практикам и другим средневековым традициям. практики. Он бросил вызов всей системе вклада человека в спасение. В результате Слово Божие и Христос оказались в центре богословского толкования Библии с новым акцентом на обетования Божии и блага Христа (Шпиц 349).). Легко увидеть влияние, которое кальвинистская доктрина оказала на Англию и окружающие ее страны. Богословие Кальвина повлияло не только на мысли Англии шестнадцатого века, но и на современный мир. Его теология была перенесена в эту страну вместе с пуританами и реформаторами, которые также установили в этой стране доктринальную ортодоксию.[5]
Примечания
1. В современной Америке те, кто придерживается «теологии свободы воли», смущаются даже при мысли о рассмотрении кальвинистской точки зрения. Арминиане игнорируют «кальвинистские писания», чтобы укрепить свое богословие. Основная проблема возникает, когда кто-то пытается назвать это богословие кальвинистским, а не библейским. Арминианина учат отвергать выводы кальвинистских (библейских) учений, потому что они были воспитаны таким образом, и пастор сказал, что это так. Этот автор лично разговаривал со многими арминианами, в том числе с учеными, и ему еще предстоит найти подходящие писания, подтверждающие их богословие; арминианское богословие в целом полно больших богословских лазеек, созданных ради удобства.
2. Дж. Ай. Пакер заявил в своей книге о пуританстве, что Мэри Тюдор боялась одного человека, Джона Оуэна; не потому, что у него была боевая сила, а потому, что он написал книгу «Смерть смерти в смерти Христа», которая, по ее мнению, была помазана Богом. Он был единственным мужчиной, который когда-либо противостоял ей и выжил. (Книга Оуэна никогда не подвергалась сомнению с какой-либо теологической точки зрения. Это одна из ведущих кальвинистских работ, исчерпывающая; она сосредоточена на ограниченном искуплении Христа и полностью разрушает арминианскую точку зрения на свободную волю человека в спасении и всеобщем искуплении. )
3. Учение ТЮЛИПА кальвинизма не является всесторонним взглядом на учение. Кальвинизм часто рассматривается как доктрина из пяти пунктов, но это распространенное заблуждение. Кальвинизм — это сотни пунктов, сходящихся в единое целое. ТЮЛЬПАН — это лишь очень краткий, базовый взгляд на кальвинизм и простой способ его запомнить. Иногда люди говорят, что они кальвинисты с тремя пунктами или кальвинисты с четырьмя пунктами, но это не может быть так. Кальвинизм в целом нельзя разбить на отдельные части только потому, что человек не чувствует, что не может справиться с определенной точкой зрения. Трех- и четырехточечные кальвинисты — просто запутавшиеся арминиане.
4. Синод Дорта – не единственный собор, осудивший арминианство. На протяжении всей церковной истории, на каждом соборе, синоде или сейме можно обнаружить, что одно из арминианских учений или вся система арминианства в то или иное время подвергались осуждению. Только с момента рождения харизматических движений Уэсли, пятидесятников и неопятидесятников арминианская ересь снова ожила.