Какая колонизация сибири была преобладающей: по указу, вольно, в ссылку?

История Сибири, русская колонизация Западной Сибири

Во второй половине XVI в. Русское государство изживало последствия феодальной раздробленности, окончательно оформлялось как государство централизованное, охватывавшее земли европейской части страны с русским и нерусским населением. Давние связи и общение русского народа с жителями Зауралья, пути, проложенные на восток промышленными и торговыми людьми, подготовили процесс присоединения Сибирского края к России.

Стремление найти постоянный источник пушнины, составлявшей в то время немалую долю приходной части бюджета страны и ценившейся на внешнем и внутреннем рынке, усиливало попытки русского правительства к продвижению границ государства на восток. Этому способствовали также установившиеся еще с конца XV в. дипломатические отношения с тюменским ханом и данническая зависимость некоторых угорских племенных объединений нижнего Приобья.

В середине XVI в. были налажены связи с правителями Сибирского ханства, которые еще в большей степени расширили представления русского правительства о пушных богатствах Сибири и укрепили надежду сделать постоянными поступления сибирской пушнины в царскую казну. Завоевание Казани и Астрахани и добровольное присоединение к Русскому государству ряда народов Поволжья и Среднего Приуралья открывали для правительства возможность продвижения и в Зауралье.

С другой стороны, развернувшиеся во второй половине XVI в. английские и голландские экспедиции в водах Северного Ледовитого океана, усиленные поиски иностранными купцами «северного пути в Индию» настораживали правительство Ивана IV, боявшегося превращения северной части Азии в английскую или голландскую торговую факторию.

В то же время ликвидация господства потомков монгольских завоевателей на Волге, вхождение башкиров и других народностей Среднего Приуралья в состав России открывали для русских людей и особенно для крестьян, искавших в бегстве на окраины освобождения от феодального гнета и эксплуатации, более короткие и удобные пути на восток.

Начало присоединения огромнейшего Сибирского края к Русскому государству относится к концу XVI в., когда развернулось переселение русских в Зауралье и его освоение, в первую очередь крестьянами и ремесленниками. Этот процесс, в целом знаменовавший распространение новых для Сибири социально-экономических отношений и внедрение новых типов хозяйственной деятельности, протекал в различных районах не всегда одинаково.

Официальным началом колонизации Сибири можно считать 22 января 1564 г. Царская грамота, датируемая этим числом,  предписывала богатейшим предпринимателям Строгановым, имевшим вотчины в Пермском крае, построить на Каме ниже городка Канкора новый укрепленный пункт (позднее названный Орлом-городком или Кардеганом), чтобы в Пермскую землю не могли «безвестно» пройти военные отряды Кучума. Крепости Канкор и Кардеган фактически были оборонительными сооружениями на восточных рубежах государства, построенными по указанию правительства.

К началу присоединения Западной Сибири к Русскому государству коренные ее жители находились еще на стадии первобытнообщинного строя, в большей или меньшей степени затронутого процессом разложения. Только у так называемых тобольских татар родоплеменные отношения изживались, сложилась своя примитивная государственность — Сибирское ханство.

В начале 60-х годов XVI в. (1563 г.) территория Сибирского ханства была захвачена чингисидом Кучумом, который свергнул правителей местной татарской династии (тайбугинов), перенес свою центральную ставку в укрепленный городок Кашлык (Сибирь) на берегу Иртыша, обложил данью (ясаком) местное население ханства, завоевал угорские племена по нижнему Иртышу и тюркоязычное население Барабинской степи.

Хан Кучум умело использовал в своих целях усиление крымских татар, за спиною которых стояла султанская Турция, а также слухи о неудачах и поражениях русских отрядов на фронтах Ливонской войны. Но, по-видимому, еще не имел достаточных сил для открытой борьбы против Русского государства, поэтому он согласился на вассальную зависимость от русского царя и обещал собрать с населения ханства дань в казну Ивана IV.

Открытые враждебные действия Кучума начались летом 1573г. Вооруженные отряды его стали группироваться на восточных склонах Уральских гор, на границе кочевий Кучума и ногайских мурз. Кучум полностью ликвидировал отношения вассалитета Сибирского ханства к русскому царю. Возникла угроза отторжения от России тех районов Зауралья, население которых считалось данниками России с конца XV-начала XVI в.

В то же время осложнилась ситуация и в Прикамье. Используя недовольство манси Строгановыми, мансийский мурза Бегбелий Агтаев в 1580 г. разграбил русские селения на берегах р. Чусовой, а в 1581 г. князек Кихек захватил и сжег Соликамск, разорил в Прикамье слободы и деревни, увел их жителей.

В этой обстановке Строгановы, используя данное им правительством право набирать ратных людей, сформировали наемный казачий отряд. Командовал отрядом атаман Ермак Тимофеевич. В истории похода Ермака в Сибирь много до сих пор остается неясного и спорного. Сведения о биографии самого Ермака скудны и противоречивы. Одни историки считают Ермака донским казаком, пришедшим со своим отрядом к Строгановым с Волги, другие — жителем Приуралья, посадским человеком Василием Тимофеевичем Алениным (Олениным)-Повольским.

Далеко не ясны хронология похода и количество его участников. По мнению большинства исследователей, поход начался в 1581 г.

Наступательные операции казачья дружина начала в сентябре 1582 г. В 20-х числах октября в результате боев на Чувашевском мысу (мыс Подчеваш) войско Кучума было разбито, а сам он с ближайшими родственниками и мурзами, захватив наиболее ценное имущество и скот, бежал из своей ставки в степь. Казаки Ермака тотчас заняли опустевший Кашлык (городок Сибирь).

Весть о разгроме и бегстве Кучума быстро распространилась среди коренного населения Западной Сибири. Хантыйские и мансийские предводители территориально-племенных объединений, татарские мурзы поспешили явиться к Ермаку с дарами, заявить о своем желании принять русское подданство.

Между тем бежавший в степи Кучум не сложил оружия. Кочуя со своим улусом в степях, Кучум собирал силы, вызывал к себе татарских мурз, требуя от них помощи для борьбы с русскими. Обманом выманив дружину Ермака из острога, на берегу Иртыша близ устья Вагая отряд Кучума ночью напал на них.

Почти все казаки были перебиты. Раненный в рукопашной схватке с татарами Ермак утонул. Это событие, по сведениям летописцев, произошло в ночь с 5-го на 6-е августа 1585г.

Но в результате действий казачьей дружины был нанесен непоправимый удар господству Кучума в Сибирском ханстве. Бежавший в приобские степи Кучум продолжал борьбу с Русским государством еще несколько лет, но Сибирское ханство после взятия Ермаком ханской ставки фактически перестало существовать. Отдельные татарские улусы откочевали с Кучумом, но большая часть западносибирских татар перешла под покровительство России. В состав России вошли ранее подвластные Кучуму башкиры, манси, ханты, жившие в бассейнах рек Туры, Тавды, Тобола и Иртыша, было окончательно закреплено за Россией хантыйское и мансийское население левобережной части нижнего Приобья (Югорская земля).

Дальнейшие сведения о Кучуме носят разноречивый характер. В некоторых источниках говорится о том, что Кучум утонул в Оби, другие сообщают, что бухарцы, заманив его «в Колмаки, обманом убили».

Разгром же Кучума на Оби в 1598 г. имел большой политический эффект. Народности и племена лесостепной полосы Западной Сибири увидели в Русском государстве силу, способную защитить их от разорительных набегов кочевников Южной Сибири и вторжения ойратских, узбекских, ногайских, казахских военачальников. Чатские татары спешили заявить о своем желании принять русское подданство и объяснили, что раньше не могли это сделать потому, что боялись Кучума. Приняли русское подданство барабинские и теренинские татары, ранее платившие дань Кучуму.

Поскольку одним из основных стимулов русской колонизации Сибири на начальном этапе была пушнина, то, естественно, продвижение шло в первую очередь и главным образом в таежные и тундровые районы Сибири, наиболее богатые пушным зверем. Продвижение именно в этом направлении было обусловлено также исключительно слабой заселенностью тайги и тундры и угрозой опустошительных набегов для лесостепных и степных районов Южной Сибири со стороны кочевников казахских и монгольских степей.

Несколько иначе складывались дела на юге Западной Сибири. С образованием в середине 30-х годов XVII в. Джунгарского ханства, объединившего многие ойратские феодальные владения, обстановка на южных рубежах русских владений в Западной Сибири стала менее напряженной. Между Россией и Джунгарией завязались торговые и дипломатические связи. Калмыцкие лошади и крупный рогатый скот находили сбыт среди русского населения Тюменского, Тарского, Тобольского и Томского уездов. Возникавшие столкновения удавалось урегулировать в основном мирным путем.

Но основным противоречием, порождавшим конфликты между Россией и Джунгарией, был вопрос о сборе дани с енисейских киргизов, тувинцев, чулымских тюрков, алтайцев, барабинцев и других обитателей этого района. Возникла даже идея двоеданства и двоеподданства, выдвинутая в 1640 г. джунгарским правителем Батур-Хунтайджи. Практически же в южных уездах Западной Сибири жители долго платили неокладной ясак в царскую казну и одновременно алман джунгарским сборщикам. Споры между Российскими и Джунгарскими властями решались, как правило, мирным путем. Но нередки были и вооруженные конфликты. После же уничтожения Джунгарского царства в результате китайско-джунгарской войны под угрозой захвата оказались и народы Алтая. Они оказывали завоевателям упорное сопротивление, однако силы были неравны. Спасаясь от закабаления или истребления, алтайцы бежали к русской границе, пробиваясь к ней с ожесточенными боями. Иногда из тысячных отрядов цели достигали лишь десятки человек. От имени всех зайсанов к русским направился зайсан Наамкы. Он предлагал уплатить ясак вперед и брал обязательство выставить по требованию Русского правительства две тысячи воинов. 2 мая 1756 года императрица Елизавета Петровна издала указ о приеме алтайского народа в состав России. Тыва (Тувинская Народная Республика) же вошла в состав России только 17 августа 1944.

Присоединение Западной Сибири к Русскому государству было не только политическим актом. Более существенную роль в процессе включения Сибири в состав России играло хозяйственное освоение территории русским народом, развитие производительных сил, раскрытие производственных возможностей богатейшего по природным ресурсам края.

Вместе с продвижение русских строились и укрепленные города и остроги: Верхотурье, Туринск и Тюмень, расположенные по берегам р.Туры, Пелым на берегу р.Тавды, Тара и Тобольск на берегу р.Иртыша, Березов, Сургут и Нарым на р.Оби, Кетский острог на р.Кети; Томск и Кузнецк на р.Томи. Многие из них в XVII в. стали центрами сформировавшихся уездов. В начале XVIII в. началось хозяйственное освоение притоков Оби — Ояша, Умревы и Чауса. В 1709 г. в истоках р.Оби была основана русская Бикатунская крепость (г.Бийск), вскоре уничтоженная кочевниками и восстановленная в 1718 г. несколько выше устья р.Бии.

Уже с 90-х годов XVI в. развернулся массовый приток переселенцев из европейской части страны в Сибирь. Сюда бежали, спасаясь от растущего феодального гнета, черносошные, помещичьи и монастырские крестьяне. Порвавшие с феодальным тяглом на старом месте жительства, они назывались «гулящими людьми». В Сибирь прибывали завербованные воеводами сибирских городов посадские люди и крестьяне северных уездов, а также ссыльные.

К концу XVII в. в Западной Сибири преобладающей группой русских жителей были уже не служилые люди, а крестьяне и ремесленники, занятые производственной деятельностью.

Связанные статьи:
  • Русская колонизация Восточной Сибири
  • Байкал

    Бурятия
    Западная Бурятия в составе России
    Присоединение Прибайкалья к России

    Русское государство со времени своего возникновения было многонациональным. Уже в Древней Руси славянское население было тесно связано с другими этническими группами. По мере складывания единого Российского государства многонациональный характер его все более усиливался. В конце XIV в. в составе Российского государства оказались часть мари, югра, мордва, печенеги, карелы. На рубеже XVI—XVII столетий в результате народного движения на восток к России были присоединены обширные районы Западной Сибири. В результате постройки городов Тюмень (1586), Тобольск (1597), Березов, Пелым, Сургут (1593), Тара (1594), Нарым и Кетский острог (1596), Верхотурье (1598), Туринск (1600) и Томск (1604) была создана новая геополитическая ситуация в Сибири. Был создан прочный военно-политический и хозяйственно-демографический плацдарм для продвижения русских отрядов в Восточную Сибирь, к Енисею, и тем самым заложены основы будущей азиатской России. Следует отметить, что продвижение русских на восток не было исключительно русским явлением, а являлось выражением общеевропейских колонизационных движений. Хронологически оно совпадало со временем основания англосаксами первых европейских колоний на Североамериканском континенте. Рождающимся нациям уже тесно было в своих прежних границах. Летом 1619 г. был заложен Енисейский острог, что имело решающее значение для будущего продвижения русских в глубь Восточной Сибири. Вскоре русские вышли к устью р. Ангары (Верхней Тунгуски), откуда открывался прямой путь в Прибайкалье.

    С основанием в 1628 г. Красноярского, а затем Канского (1640) и Нижнеудинского (1652) острогов начинает осваиваться и другой путь в Прибайкалье, по которому в XVII в. был проложен знаменитый Московский тракт.

    С 20-х годов   XVII   в. начинается колонизация территории Прибайкалья   —   “земли братов”. По всей Сибири ходили слухи о ее многолюдстве, обширности и богатстве. Однако сведения русских служилых людей из Енисейска   —   опорного пункта колонизационного движения русских в Прибайкалье   —   о бурятах были немногочисленны. Из поступающих в Енисейск челобитных, отписок и иных документов было лишь известно, что “братская земля” широка и обильна, а сами буряты “доброконны и доброоружны”. Одно из первых известий такого рода доставил в Енисейск летом   1626   г. атаман Максим Перфильев, с отрядом казаков дошедший до Шаманских порогов в верховьях Ангары и собравший ясак с охотившихся там тунгусов. “А сказывали ему, Максиму, в распросе, шаманские люди, что братская земля богата и людей в ней много, а люди сидячие, и берут де братские люди ясак со многих малых землиц, у товарищев братской земли. Соболи и лисицы и бобры у бухарских товаров дорогов и киндяков и зенденей и шелков и белья много, а коней и коров и овец и верблюдов бесчисленно, а хлеб пашут ячмень и гречу. .. и ждут брацкие люди к себе… государевых служилых людей, а хотят тебе, великому государю, брацкие люди поклониться и ясак платить и служилыми людьми торговати”. Сведения Перфильева о богатстве бурятской земли подтверждали и томские служилые люди, писавшие в   1646   г. в челобитной: “А тех, государь, братских людей много, во всех улусах тысяч   70   и больше и те, государь, все сбруйны и лошади у них сбруйны”. Однако для организации дальних и особенно прибыльных походов русских служилых людей в бурятскую землю такой информации было явно недостаточно. Для сбора точных сведений снаряжались рекогносцировочные экспедиции, имевшие, наряду с разведывательными, чисто меркантильные цели   —   сбор ясака с туземцев.

    Первая встреча русских с бурятами произошла в   1629   г., когда сотник Петр Бекетов с отрядом казаков, “уговоря братских людей, привели под государеву царскую высокую руку князцей Кодогоня да Кульза да Андия с товарищи в том, что им, князцам, и брацким людям, быть под государевою царскую высокую рукою неотступным и ясак с себя платить в Енисейский острог…  <I> ”. </I>   Трудно сказать, чем больше   —   посулами или силой   —   действовал Бекетов, однако совершенно очевидно, что буряты никакого сопротивления не оказали. Дальнейшая история продвижения русских в глубь Восточной Сибири носит весьма противоречивый характер. С одной стороны, источники донесли до нас немало сведений о военных, порой весьма сильных, столкновениях казачьих отрядов с бурятами. В то же время хорошо известно, что первые встречи с бурятами носили мирный характер. Уже упоминавшийся Бекетов совершил и второй поход в бурятскую землю, поднявшись вверх по Ангаре до верхних бурятских улусов (около Усть-Уды), жители которых дали ясак “без войны”.

    Однако вслед за этим в бурятских степях разыгралась кровавая трагедия. Отряд под командованием Якова Хрипунова, потерпев полнейшее фиаско в поисках в Прибайкалье серебряной руды, компенсировал потери подлинным разгромом бурятской земли и насильственным сбором ясака. Эти насилия совпали с набегом казачьей вольницы вновь учрежденного Красноярского острога, недовольного монополией Енисейска на сбор ясака с бурят. Именно тогда, в ходе строительства Ленского   (1630)   и Братского   (1631)   острогов как опорных пунктов колонизации края, позиция бурятских “князцов” начинает меняться, они выступают против русских отрядов с оружием в руках.

    Целые серии фактов, хорошо известных в литературе, способны склонить читателя к выводу о насильственном или же, наоборот, мирном присоединении Прибайкалья к России. Однако задача исследователя видится не только в комментировании уже известного или во введении в научный оборот нового материала, а прежде всего в том, чтобы найти тенденции, определяющие ход исторического процесса. Вопрос о характере вхождения коренных народов региона в состав Русского государства имеет принципиальное значение для определения исторических судеб сибирских аборигенов в составе России. Для того чтобы ответить на него, следует весьма внимательно разобраться в тех процессах, которые проходили в Прибайкалье накануне и в момент прихода туда русских.

    Процесс колонизации Восточной Сибири отличался большим своеобразием. Отдаленность края, его гигантские размеры способствовали большей самостоятельности местной сибирской администрации, что имело свои положительные (возрастала оперативность действий на местах, лучше виделась специфика края) и отрицательные (стихийность движения, соперничество и вражда в деятельности отрядов служилых) моменты. В едином колонизационном потоке слилась деятельность отрядов служилых и промышленных людей. Российское правительство стремилось расширить границы феодальной эксплуатации за счет вовлечения в хозяйственный оборот огромной, богатой пушниной и полезными ископаемыми территории. Сам характер продвижения русских в глубь Прибайкалья определялся военно-политической обстановкой в регионе, целями, возможностями русских отрядов, с одной стороны, и уровнем социально-экономического развития и политической организации туземных народов — с другой.

    В Прибайкалье русские застали сложные межплеменные отношения, которые основывались на принципе подчинения более сильными племенами слабых. Племена, находившиеся в подчинении, назывались кыщтымами. Их обязанностями были: уплата дани (ясака, албана) — основная обязанность — и выставление ополчения. Чем ближе жили кыштымы к своим господам, тем прочнее была зависимость и регулярнее сбор дани. Для племен, которые жили в отдалении, сбор дани носил характер набегов. Обязательства между кыштымами и повелителями были взаимны: первые платили дань и выставляли вспомогательное войско, вторые — обеспечивали охрану своих кыштымов. Отношения господства и подчинения прочно укрепились между племенами Прибайкалья; бурятские племена легко одолевали и превращали в кыштымов тунгусские племена по р. Вихоревке, по Лене, Илиму, а также племена, живущие по Енисею и Кану. Здесь знали бурят и боялись их, но лишь постольку, поскольку сюда приходили время от времени бурятские военные отряды, грабившие население. Это были самые обыкновенные грабительские набеги, предпринимавшиеся с целью захвата добычи и пленных, Качинские туземцы, подвергавшиеся систематическим набегам бурят, в 1613 г. отказались платить ясак русским, “потому что де их воевали братские люди”. Даже утверждение русских на Кане не прекратило набегов бурят. Еще в 30-х годах XVII в. братские люди и их кыштымы приходили войною на Канскую землю, побивали туземцев, забирали в полон их жен и детей, брали с них ясак и разоряли до основания.

    Однако, имея своих кыштымов, бурятские племена не могли противостоять более сильным монгольским и ойратским феодалам. В 1617 г. послы монгольского Алтын-хана, бывшие в Москве, рассказывали, что он “ясаков имеет с саянцев, с братов и других племен мягкой рухлядью”. И сами буряты в 1639 г. отвечали эвенкийскому князцу Можеулю, посланному к ним на р. Ангу русскими за ясаком: “Мы де дали ясак в мунгалы, еммат де с нас мунгалы ясак из веку по соболю с человека…” В 1648 г. монгольский Саин-Очирой-хан называл своими “ясачными людьми” селенгинских, иркутских, верхоленских бурят. Однако, признавая факт вассальной зависимости некоторых бурятских племен от монгольских ханов, следует помнить, что бурятская земля никогда не была владениями монгольских ханов, дело ограничивалось лишь сбором ясака.

    Как видим, к отмеченным выше особенностям внутриполитической обстановки в Прибайкалье накануне прихода туда русских добавлялся внешнеполитический фактор. Довольно скоро, уже в середине XVII в., он стал оказывать существенное влияние на позиции бурятских племен в вопросах взаимоотношений с русскими.

    Характерными для Прибайкалья были межродовые внутренние распри, межплеменные конфликты. Эти традиционные, издавна существующие взаимоотношения внутри туземного общества Прибайкалья использовали русские, подчинив их своим целям, возможностям, поставив эту систему взаимоотношений себе на службу. Продвижение русских отрядов на восток сопровождалось конкуренцией и корыстью местной сибирской администрации и отрядов служилых людей. Военно-политическая обстановка в Прибайкалье осложнялась грабежами и насилием казачьей вольницы, что вызывало ожесточенное сопротивление аборигенного населения.

    Реакция коренных народностей на русское присутствие в Прибайкалье была неоднозначной. Тунгусы, бывшие кыштымами бурят, быстрее смирились с присутствием русских на их землях, надеясь на избавление от господства бурят и на защиту русских покровителей. Они давали “вожен” (проводников) в “братские земли”, от имени русских выступали сборщиками ясака в бурятских землях. Воинственные князцы бурят не желали мириться с новой для них участью — терять “породные земли” и контроль над племенами-кыштымами и рядовыми улусниками.

    Колонизация Восточной Сибири, Прибайкалья в частности, проходила вначале как охват возможно большей территории, но малыми силами ввиду слабости казачьих отрядов, обладавших ограниченными средствами и возможностями для экономической интеграции, которыми располагал феодальный способ производства. Оттого и столбилась огромная территория, а экономически осваивались лишь небольшие пространства. Но несомненно и другое — с появлением русских в Сибири началась перестройка системы общественного разделения труда, рост экономического общения, проникновение товарно-денежных отношений. Все эти процессы, имевшие своих экономических агентов и социальных носителей, оказали огромное влияние на социальную структуру туземного общества, на его политическую организацию, изменили характер международных отношений в регионе.

    Разрыв в формационном развитии Российского государства и туземных народностей Прибайкалья, военное превосходство русских служили основой для эксплуатации туземцев. Вначале русские ничего не меняли в жизни туземного общества, не трогали ни их религии, ни их хозяйственного уклада, умело и гибко использовали князцов, поставив их себе на службу. С приходом русских в Сибири стала формироваться новая система колониальных отношений.

    Кажущиеся на первый взгляд незаселенными огромные территории Прибайкалья были освоены и обустроены местными народами. Но это мироустройство представляло иной тип, отличный от сложившегося в России. Изыскивая наиболее удобные в стратегическом отношении места для строительства укреплений, отряды служилых людей останавливали свой выбор на участках расселения и проживания местных народов, оказавшихся ключевыми в структуре хозяйственных и политических взаимоотношении местного населения. Эти территории были жизненно важными как для туземцев, так и для русских пришельцев. Существовавшие пути товарообмена, политической связанности и социальной организации местного общества были сосредоточены на этих территориях. И пришельцы, укрепившись на этих землях, получили возможность контролировать и предопределять, а зачастую и диктовать все проявления жизнедеятельности местного населения. Военный характер русской деятельности на вновь приобретенной территории отнюдь не всегда проявлялся в форме открытой агрессии. Чаще всего он носил характер демонстрации военной силы, чего было вполне достаточно. Не случайно правительственные указы, инструкции, наказы местной администрации предписывали не провоцировать нарушения лояльности со стороны местного населения, по возможности сохранять полюбовные отношения с явными конкурентами — монгольскими ханами и маньчжурским правительством Китая, — которые не хотели терять права взимать дань с сибирских народов. Ясак был первоначальной и главной формой экономической эксплуатации туземцев и одновременно свидетельством их независимости. В случае неповиновения оружие становилось тем необходимым средством, с помощью которого туземцы приводились в покорность, а крепостные сооружения оказывались напоминанием о зависимости, играя в этих условиях двоякую роль: с одной стороны, они были средством демонстрации потенциальной или реальной военной силы, с другой — выполняли функции обороны, защиты русского населения от возмущенных туземцев.

    Анализ динамики антирусских выступлений бурятских князцов в период присоединения Прибайкалья к России показывает, что пик этих выступлений приходится на 20— 50-е годы XVII в. Данный период характеризуется быстрыми темпами роста числа различных крепостных сооружений и образованием русских поселений вокруг них. Это символизировало стабильность русского присутствия в регионе и не оставляло местным князцам иллюзий в сохранении традиционных отношений со своими кыштымами. Именно строительство острогов, играющих все большую роль в политической и хозяйственной жизни края, явилось главной причиной сопротивления бурятских князцов дальнейшему продвижению русских отрядов в глубь Восточной Сибири. Межострожная борьба, о чем не раз писалось в литературе начиная с XVIII в., на самом деле не отталкивала бурят от русских, а наоборот, как это ни парадоксально, способствовала их сближению. Зачастую согласие платить ясак буряты обусловливали обещанием постройки в их земле острога. В “своем” остроге они видели надежную защиту от вторичного сбора ясака другими острогами и казачьей вольницей. Следует также учитывать и постоянную угрозу бурятам со стороны их необъясаченных соплеменников, которые рассматривали их как изменников и при первом удобном случае совершали на эти земли опустошительные набеги.

    В 50-х — начале 60-х годов XVII в. обстановка в Прибайкалье резко меняется в связи с активизацией западномонгольских и ойратских феодалов, которые стремились вернуть своих бывших ясачных. Если в 20— 40-х годах XVII в. случаи ухода бурятских племен в “монгольские земли” от притеснения русских воевод и “погромов” отрядов служилых были явлением частым, то в 50—60 -е годы XVII в. такие уходы резко сократились, так как в Монголии буряты подвергались безжалостной эксплуатации.

    Неспособное собственными силами противостоять отрядам монгольских феодалов, туземное население вынуждено было обращаться за помощью в русские остроги. Отряды монгольских ханов нападали на ясачных Тункинского и Вольского острогов. Разорительные набеги монгольских ханов заставляли туземцев не только искать защиты за стенами острогов, но и объединяться с русскими служилыми для совместной защиты , как это было в 1691 г., когда балаганские ясачные пришли под Тункинский острог для защиты от нападений монголов. Одновременно идет процесс возвращения бурятских племен из Монголии в свои “породные земли”: в Балаганский, Тункинский, Удинский остроги.

    Чтобы прекратить разорительные набеги монгольских ханов, необходимо было строить преграды на “монгольских дорогах”, т.е. сооружать остроги на путях проникновения монголов в Прибайкалье. Известны случаи обращения туземцев к русской администрации с просьбой о постройке острогов в их “землицах” для оберегания от монголов. “Запереть” “мунгальскую дорогу” настойчиво просили буряты в 1669 г. Они явились в Илимский острог и били челом на “мунгальских немирных иноземцев”, которые “приезжают к ним, ясачным брацким людям почасту и чинят им де обиды и утеснение большое и угрожают де воинским приходом, похваляются де повоевать и разгромить вконец”. Острог они просили поставить между Иркутом и Балаганском у устья р. Иды. И острог “в прошлом во 77 (1669) году по челобитью брацких людей на мунгольском перевозе Ангары реки на усть Иды речки для сбереженья от воровских мунгальских людей мы холопы твои, острог поставили”. Так был поставлен Идинский острог.

    В 1671 г. Андрей Бурнашев, посланный для перестройки Иркутского острога, доносил, что ставил новый острог наскоро днем и ночью, потому что “шло на Иркутской и на Брацкой и на Верхоленской остроги семь тойшей с войском двадцатью тысяч и то войско было на Иркуцких степях и божиею милостью твоим государским счастьем, слыша острожную поставку, те мунгальские люди с Иркуцких степей отошли назад”.

    К 90-м годам XVII в. в Прибайкалье существовала сеть крепостных сооружений, сложившаяся система их размещения характеризовалась локальностью русского присутствия, многочисленностью и расселенностью русских отрядов по обширной территории. Она оказалась возможной и эффективной формой колонизации потому, что во многом скопировала и повторила ранее сложившуюся на этой территории структуру расселения и жизнедеятельности местного населения, которое в свою очередь было малочисленно и расселено на этой территории. Крепостные сооружения были форпостами колонизации края, а также символами военного могущества России. Первоначально многие крепостные сооружения Прибайкалья выполняли военно-административную функцию, “Сибирские города XVII в. преследовали одну основную цель: они должны были служить военно-административными центрами для сбора ясака с туземцев и для дальнейшего захвата «немирных землиц»”, а также для защиты русского и местного населения. Братский острог “был построен прежде всего как военная крепость и в течение длительного времени преобладающей частью населения здесь были служилые люди”, он неоднократно подвергался нападению бурят, в 1635 г. был сожжен и вновь отстроен.

    Для подчинения тунгусов был основан Киренский острог, однако его стены никогда не видели никаких сражений. Первоначально острог был центром огромной ясачной волости.

    Из Нижнеудинского острога совершал походы на бурят и на енисейских киргизов Е.В. Тюменцев.

    Для защиты Иркутска был построен Тункинский острог — “наиболее южное русское укрепление, “застенье и оборон” от неожиданных нападений на ангарские остроги”.

    Чрезвычайно большое внимание уделялось выбору местоположения будущего крепостного сооружения. Учитывалась политическая обстановка, топографические условия, факторы, обеспечивающие его защищенность в военно-оборонительном отношении, а также нормальную жизнедеятельность в удобном месте, на пересечении сухопутных и водных торгово-транспортных путей, как Братский острог, пути из которого вели в Якутию, Забайкалье, Монголию, Китай; или Илимский и Усть-Кутский остроги, находящиеся на “Ленском волоке”, через который шли пути в бассейн р. Лены, а через Илимск шли торговые караваны из Монголии и Китая.

    В Забайкалье и Якутск вели пути из Братского, Илимского, Иркутского острогов. Через Верхоленский острог шли караваны из Забайкалья в Илимск и Якутск.

    Илимский острог, который вырос из зимовья, заложенного в 1631 г., благодаря своему географическому положению в 1649 г. стал центром Илимского воеводства. Острог контролировал один конец “Ленского волока”, другой конец контролировал Усть-Кутский острог, который был первой опорой на р. Лене, из него сразу началась разведка неизвестных земель во все стороны. Острог занимал узловое положение на стыке двух водных путей — Ангары и Лены.

    Наличие пашенных земель сделало Братский, Илимский, Иркутский остроги центрами земледелия. Илимск кормил хлебом огромный край. Илимскими крестьянами был основан Илгинский острог, который являл собой укрепленное земледельческое поселение.

    Местными аграрными центрами стали Верхроленский, Усть-Кутский, Киренский, Идинский, Чечуйский и Тункинский остроги. Наличие полезных ископаемых давало возможность развития промышленности. В землях Братского и Идинского острогов была обнаружена железная руда, что повлекло за собой развитие железоделательного и кузнечного производства. Добыча соли осуществлялась в землях Идинского, Иркутского, Усть-Кутского острогов. В окрестностях Удинского острога (современный Нижнеудинск) добывалась слюда.

    Крепостные сооружения, находящиеся в районах, пригодных для развития земледелия или богатых пушниной, довольно быстро стали превращаться в экономически развитые центры края.

     

    Назад | Вперед

     

    Когда Россия колонизировала Северную Америку

    Россия начала вторгаться на территорию Аляски в середине 18-го века, в конце концов основав поселения на юге вплоть до Калифорнии.

    Автор: Suzanne McGee

    Опубликовано:

    Library of Congress/Corbis/VCG via Getty Images мировая держава работала над созданием поселений на далеком северо-западном побережье континента: в России.

    С тех пор, как в 1721 году ее победа в Великой Северной войне сделала Россию доминирующей военной силой в Европе и вызвала официальное заявление о том, что ее царь Петр Великий правит полноценной империей, Россия активно работала над расширением своего глобального присутствия. .

    Для этого Питер и его наследники поняли, что им нужно смотреть на восток — на Тихий океан и дальше, на то, что сейчас является Алеутскими островами и побережьем Аляски. Очарование? Не только шанс захватить больше земли, но и возможность сохранить господство России в прибыльной торговле мехом, которая на пике своего развития при жизни Петра Великого, по словам Бенсона Бобрика, автора из К востоку от Солнца: эпическое завоевание и трагическая история Сибири .

    Берингов пересекает пролив

    Русские исследователи и охотники знали о потенциальных богатствах, лежащих на востоке, с середины 16 го века. Но только в 1725 году родившийся в Дании картограф и мореплаватель Витус Беринг по заказу российской короны отправился исследовать земли вдоль северной части Тихого океана, давно заселенные коренными народами, и объявить их своей империей.

    Беринг продемонстрировал, что Сибирь простирается гораздо дальше на восток, чем кто-либо считал, и что можно пройти по арктическим водам на север России и достичь Тихого океана. Он приступил к годичному исследованию, чтобы нанести на карту Алеутские острова и береговую линию Аляски, что стало необходимым первым шагом к оккупации и колонизации. Он обнаружил, что территория огромна, а погода ужасна.

    Беринг доказал, что можно достичь Аляски — и точек южнее — и основать там торговые посты и поселения. На самом деле сибирский и аляскинский массивы суши разделяла лишь узкая протока. Но пока чьи проливы были названы в честь Беринга, он не дожил до этой чести. Он умер от цинги в 1741 году, когда высадился на острове.

    СМОТРЕТЬ: Исследуйте историю Российского военно-морского флота на HISTORYVault.com

    Торговцы мехом спешат, создают поселения

    Michael Maslan/Corbis/VCG via Getty Images

    Михайловский собор, русская православная церковь в Ситке, Аляска . Ситка была штаб-квартирой Российско-американской компании, а в 1800-х годах здесь процветала торговля мехом, за что город получил прозвище «Тихоокеанский Париж».

    Ледяная, туманная, штормовая погода в северной части Тихого океана не остановила промышленники (предприниматели по торговле мехом) от финансирования путешествий на Аляску после того, как устойчивый спрос истощил сибирские запасы шкур морских выдр и других мехов. Между 1740 и 1800 годами более 40 торговцев спонсировали новые экспедиции, и охотники вернулись, нагруженные шкурами морских выдр и морских котиков.

    Эти прибыльные предприятия усилили интерес России к созданию баз на Аляске для защиты своих территориальных претензий и поддержки экспедиций по охоте на меха. Действительно, именно известный сибирский купец и торговец мехом по имени Григорий Иванович Шелихов в конечном итоге основал первое постоянное поселение России на Аляске, залив Трех Святителей на острове Кадьяк, в 1784 г.

    Два года спустя Шелихов изложил свою колониальную философию в письме одному из своих помощников, поручив последнему «подчинить себе» коренное население, которое он описал как распущенное, своенравное и ленивое. «Каждому из них нужно сказать, что верные и надежные люди будут процветать под властью нашей императрицы (Екатерины Великой), но что все мятежники будут полностью истреблены ее сильной рукой», — писал он. Шелихов уже продемонстрировал эту философию, когда преследовал первых участников сопротивления, алутикцев из Кадьяка, до отдаленного аванпоста, известного как Аваук, или Скала-Убежище. Он убил сотни и взял в заложники еще больше.

    Отношения между русскими колонизаторами и коренным населением оставались нестабильными. В то время как местные общины торговали с русскими купцами, они также яростно сопротивлялись посягательствам русских на их землю и прозелитизму православных миссионеров. Но в то время как воины-тлинкиты разрушили несколько русских аванпостов в 1802 году, колонизаторы восстановили контроль после битвы при Ситке два года спустя.

    ПОДРОБНЕЕ: Почему покупка Аляски была далека от «глупости»

    Российские колонисты борются за выживание

    Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images

    Портрет Александра Баранова, начальника Русско-американской компании и первого губернатора русской Аляски, 1818 г. Найден в собрании Государственного музея Арктики. и Антарктика, Санкт-Петербург.

    Шелихов, вернувшийся в Петербург, чтобы получить похвалы и почести от Екатерины Великой, назначил Александра Баранова управлять своими новыми аляскинскими торговыми предприятиями в его отсутствие. Сначала как представитель Шелихова, а затем как первый директор имперской Российско-Американской компании (РАК) — фактического правителя новой колонии — Баранов перенес российскую базу на Аляске в Павловскую (позже переименованную в Кадьяк) и основал новые поселения.

    У него была новая, более масштабная миссия: он отвечал не только за поддержание прибыльной торговли мехом, но и за установление русского политического и религиозного господства в регионе. Он импортировал крепостных с материковой части России, чтобы основать фермы в Якутате, построил форты, открыл лесопильные и кожевенные заводы и начал разработку запасов угля и железной руды.

    Тем не менее, русская община Аляски отчаянно боролась за выживание. Условия жизни были ужасными, как писал другой известный аляскинский авантюрист Николай Резанов во время посещения Ново-Архангельска (сегодня Ситка). Баранов «живет в какой-то деревянной юрте, внутри такая сырость, что плесень приходится убирать каждый день», — писал Резанов. Проливные дожди «делают это место похожим на капающее решето».

    Серьезной проблемой было отсутствие продовольственной безопасности. После того как тлинкиты вырезали якутских поселенцев, аляскинские колонисты снова стали почти полностью зависеть от поставок из Сибири, которые иногда прибывали испорченными, а часто и вовсе не поступали. К зиме 1805-1806 гг., когда Резанов прибыл в колонию с инспекцией, он застал своих соотечественников на грани голодной смерти.

    На юг, в Калифорнию

    Резанов купил у американских купцов корабль и отправился на поиски провизии для своих соотечественников. Он был кровно заинтересован в выживании и расширении колонии: он был не только ярым русским империалистом, но и его первой женой была дочь Григория Шелихова Анна, что сделало его акционером нового государственного предприятия. Поэтому, когда он направился на юг, к испанским поселениям в Калифорнии, он искал не только припасы. Он искал новые возможности.

    Он вернулся с триумфом, успешно оспорив запрет Испании на торговлю с чужаками и обменяв инструменты российского производства на пшеницу и другие продукты питания. Резанов пошел дальше, чем кто-либо ожидал: он женился на дочери-подростке испанского губернатора и получил предварительное разрешение на официальные торговые отношения между Сан-Франциско и другими испанскими поселениями и русской колонией.

    Резанов призвал РАК еще больше расшириться. К северу от испанских поселений в Калифорнийском регионе, сказал он своим русским коллегам, он столкнулся с землей, невостребованной и незаселенной другими европейскими державами. Он заявил, что это Россия для взятия. Пока Резанов умер на обратном пути в Петербург, Баранов прислушался к его совету. В 1812 году он основал Форт-Росс на территории нынешнего графства Сонома как самый южный форпост России в Северной Америке.

    Россия выручает, продает США

    Однако географическая экспансия не смогла спасти российскую колонию на Аляске. К тому времени, когда он был создан, чрезмерная охота уже нанесла ущерб популяции морских выдр, что и было основной целью предприятия. Из-за того, что прибыль от торговли мехом резко упала, а другие колониальные державы намеревались обуздать российскую экспансию и добиться собственных территориальных завоеваний, российские лидеры начали переосмысливать жизнеспособность своей колонии на Аляске. В 1862 г. царь отказался продлить мандат РАК. Несколько лет спустя Россия продала свои права на землю на Аляске Соединенным Штатам за 7,2 миллиона долларов.

    Россия Республики Сибирь


    . .
    • |Главный ИНДЕКС|
    • Рейтинги стран
    • ИНДЕКС для
      Россия
    • История
    • География
    • Общество
    • Правительство
    • Эконом
    • Карты
    • Флаги
    • Глоссарий
    • ОПРЕДЕЛЕНИЯ

      . Обратная связь


    Россия Республики Сибирь
    https://photius.com/countries/russia/society/russia_society_the_republics_of_sib~1289.html
    Источники: Библиотека Конгресса США по изучению стран; Всемирный справочник ЦРУ
        Общество «Назад в Россию»

        Из пяти республик, расположенных к востоку от Урала в азиатской части России, четыре — Бурятия, Горно-Алтай, Хакасия и Тыва — простираются вдоль южной границы России с Монголией. Пятая, Саха (ранее Якутия), является крупнейшей субнациональной юрисдикцией России и обладателем большого и разнообразного запаса ценных природных ресурсов.

        Республика Бурятия, бывшая Бурятская АССР, занимает 351,3 тыс. кв. км вдоль восточного побережья озера Байкал и вдоль северо-центральной границы Монголии. Буряты, кочевой скотоводческий народ монгольского происхождения, впервые столкнулись с колонизацией русскими поселенцами в семнадцатом веке. Первоначально сопротивляясь этому вторжению, большинство бурят в конечном итоге приспособились к жизни в земледельческих поселениях, которые продолжают оставаться преобладающим способом существования. В 1989 г. буряты составляли лишь около 24% населения республики; Русские составляли около 70 процентов. Общая численность бурятского населения Советского Союза в 1980-х годов составляло около 390 000 человек, из них около 150 000 проживало в соседних Читинской и Иркутской областях. В 1994 году население республики составляло 1,1 миллиона человек, из которых более трети проживало в столице Улан-Удэ.

        Бурятия обладает богатыми минеральными ресурсами, в частности бокситами, углем, золотом, железом, редкоземельными минералами, ураном, марганцем, молибденом, никелем и вольфрамом. Животноводство, звероводство, охота и рыболовство — важные занятия коренного населения. Основными отраслями промышленности являются добыча угля, заготовка древесины и машиностроение.

        Горно-Алтай был образован в 1922 году как Ойротская автономная область для одноименного монгольского народа. В 1948 году область была переименована в Горно-Алтайскую автономную область. Преобразованный в республику в 1992 году, регион получил свое нынешнее название — Республика Горно-Алтай, или просто Алтай (народный термин опускает gorno , что означает горный на русском языке) — в том же году. Занимая 92 600 квадратных километров на северном склоне Алтайского хребта на северо-восточной границе Казахстана, Горно-Алтай имел население в 1995 из 200 000 человек, из которых 60 процентов были русскими и 31 процент алтайцами. В Горно-Алтайской Республике проживает около 83 процентов всего алтайского населения России. Алтайцы составляют несколько тюркоязычных племен, проживающих в горах Алтая и Кузнецкого Алатау. К общей группе было применено несколько собирательных терминов, в том числе «ойрот», который использовался в царские времена. Впервые алтайцы вступили в контакт с русскими в восемнадцатом веке, когда началась колонизация края. Некоторое обращение в христианство произошло в девятнадцатом веке, но значительное количество алтайцев вернулось к своему прежнему монгольскому ламаизму в начале двадцатого века в рамках общего движения против русского господства. В постсоветское время большую часть населения республики составляют православные христиане.

        Экономика Горно-Алтая преимущественно сельскохозяйственная, поддерживаемая, в основном, животноводством в горных склонах и долинах, доминирующих в ландшафте республики. Золото и другие драгоценные и недрагоценные полезные ископаемые, особенно редкоземельные минералы тантал и цезий, поддерживают небольшую горнодобывающую промышленность, а Горно-Алтай обладает богатыми хвойными лесами. Основными отраслями промышленности, в основном основанными на местных ресурсах, являются производство одежды, обуви и продуктов питания, а также переработка химикатов и полезных ископаемых. Столица республики — Горно-Алтайск.

        Хакасия, автономная область, преобразованная в автономную республику в 1992 году, расположена примерно в 1000 км к западу от озера Байкал в верховьях реки Енисей. До прихода первых русских в семнадцатом веке Хакасия была региональной державой в Сибири, основанной на торговых связях с ханствами Средней Азии и с Китайской империей. Малонаселенная республика (общая численность населения в 1995 г. составляла около 600 тыс. чел.) занимает 61,9 тыс. кв. км холмистой местности на крайнем северо-западе Алтайского хребта. Хакасы — это бывшая кочевая тюркская сибирская группа, чье современное оседлое существование зависит от разведения овец и коз. Сейчас русские составляют почти 80 процентов населения Хакасии, хотя в 1989 Более трех четвертей жителей области говорили на хакасском языке. Хакасское население составляет 11 процентов от общего числа. Республика производит древесину, медь, железную руду, золото, молибден, вольфрам. Столица Хакасии — Абакан.

        Республика Саха, название которой было изменено с Якутии в 1994 году, на сегодняшний день является крупнейшей из республик по размеру. Он занимает около 3,1 миллиона квадратных километров и простирается от арктических берегов России на севере до 500 километров от границы с Китаем на юге и от долготы Таймырского полуострова на западе до 400 километров от Тихого океана на востоке. . Саха была присоединена к Российской империи в первой половине XVII века. Русские медленно заселяли долину реки Лены, которая течет на север через сердце Саха. В девятнадцатом веке большая часть кочевых якутов перешла к земледельческому образу жизни.

        Якутская Автономная Республика, образованная в 1922 г., насчитывала в 1994 г. население 1,1 млн человек, из которых 50 % составляли русские, 33 % якуты, 7 % украинцы и 2 % татары. Якуты — монголоидный народ, возникший в результате соединения местных племен с тюркскими племенами, мигрировавшими на север до Х века.

        Климатические условия не позволяют заниматься сельским хозяйством на большей части территории Саха. Там, где возможно сельское хозяйство, основными культурами являются картофель, овес, рожь и овощи. Экономика республики поддерживается главным образом ее обширными месторождениями полезных ископаемых, которые включают золото, алмазы, серебро, олово, уголь и природный газ. Саха производит большую часть алмазов в России, а месторождения природного газа считаются большими. Столица Саха — Якутск.

        Тыва называлась Тувинской АССР до тех пор, пока новая российская конституция не признала Тыву, региональную форму названия, в 1993 году. Республика занимает 170 500 квадратных километров на границе с Монголией, непосредственно к востоку от Горно-Алтая. Находясь в составе Китайской империи в течение 150 лет и существовав как независимое государство Танну-Тува с 1921 по 1944 год, Тыва добровольно вошла в состав Советского Союза в 1944 году и стала автономной областью. В 1961 году она стала автономной республикой. Тувинцы — тюркский народ, унаследовавший власть племенных вождей. Господствующая религия республики — тибетский буддизм. В 1995 население, насчитывавшее около 314 000 человек, составляло 64 процента тувинцев и 32 процента русских.

        Тыва в основном сельскохозяйственный регион с пятью городами и преимущественно сельским населением. Основным видом сельскохозяйственной деятельности является животноводство, важным продуктом которого является мех. Ведется добыча золота, кобальта, асбеста, в республике имеются обширные гидроэнергетические ресурсы. Столица Кызыл.

        Данные на июль 1996 г.

        ПРИМЕЧАНИЕ. Информация о России на этой странице переиздана из страновых исследований Библиотеки Конгресса и Всемирной книги фактов ЦРУ. Претензий к достоверности содержащейся здесь информации о России и республиках Сибири нет. Все предложения по исправлению любых ошибок о России, Республиках Сибири должны быть адресованы в Библиотеку Конгресса и ЦРУ.

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *