Как звали ермака который завоевал сибирь: Хан против атамана. Как противостояние Кучума и Ермака решило судьбу Сибири | История | Общество

Хан против атамана. Как противостояние Кучума и Ермака решило судьбу Сибири | История | Общество

История освоения Сибири русскими навсегда сохранила имена двух противников — казачьего атамана Ермака Тимофеевича и хана Кучума.

Двое и Сибирское ханство

Два этих человека, казалось бы, бесконечно далеких друг от друга, были во многом похожи. Каждый из них мечтал о вольности, о том, чтобы быть хозяином своей судьбы и судьбы окружающих.

Биографии обоих наших героев полны пробелов.

Предания делают Ермака то выходцем с берегов реки Чусовая, то уроженцем Дона, то помором из села Борок. Спорят о происхождении имени его, которое многие считают прозвищем. Даже год рождения известен только приблизительно — 1532-й.

С Кучумом ясности больше. Родился он на побережье Аральского моря, в улусе Алты аул. Дед Кучума, Ибак, был ханом Чинги-Туры (Тюмени) и Большой Орды. Кучум был старшего своего противника, но насколько, сказать трудно. Предположительно, родился в 1510 −1520-х годах. Точно известно, что в начале 1550-х он уже участвовал в борьбе за власть в Сибирском ханстве.

Это ханство образовалось в Западной Сибири в конце XV века в результате распада Золотой Орды.

Ханство раздирали междоусобные конфликты, в которых многочисленных ханские сыновья пытались завоевать себе владения. Крепости государству это не добавляло.

В середине XVI века хан Едигер, противник Кучума, решил, что внутренних врагов ему достаточно, и решил уладить отношения с Русским царством, чьи владения вплотную подступили к землям ханства. Едигер признал себя вассалом русского царя, обязавшись платить дань.

Воин и владыка

К 30 годам Ермак был зрелым и опытным воином. 

В 1572 году атаман принял участие в битве при Молодях, в которой русская армия отразила нашествие крымского хана Девлета I Гирея.

В Ливонской войне, с помощью которой Иван Грозный собирался закрепиться на берегах Балтики, Ермак командовал казачьей сотней.

В 1581 году Ермак участвовал в успешном рейде на Литву, дошёл вниз по Днепру до Могилёва и сразился в битве под Шкловом. Затем казаки под его началом снимали осаду Пскова и громили шведов в сражении под Лялицами.

Кучум к этому времени уже почти два десятка лет правил Сибирским ханством. В 1563 году он нанес решающее поражение Едигеру, казнив его вместе с ближайшими родственниками, и стал повелителем сибирских земель.

Кучум мечтал о сильной державе, и пытался укреплять ханство за счет обращения местных народов в ислам. Процесс этот шел непросто, натыкаясь на сопротивление тех, кто считал Кучума не своим законным владыкой, а пришлым завоевателем. Даже жившие в ханстве единоверцы-татары не выражали ему абсолютной поддержки.

Кучум, однако, не сомневался, что своего добьется. В отличие Едигера, вассалом русского царя он быть не собирался, и перестал платить дань. Больше того, он начал беспокоить пограничные русские владения, сея там смуту, и надеясь завоевать часть земель.

Строгановы зовут казаков на помощь

Окраинные земли царем были пожалованы купцам и промышленникам Строгановым, которые, осваивая их, постепенно продвигались вглубь Сибири. Набеги Кучума были для Строгановых разорительными. Купцы решили обзавестись тем, что сегодня бы назвали «частной военной компанией» — отрядом наемников, который отвадит дерзкого хана.

Ливонская война приближалась к концу, совсем не тому, о котором мечтал Иван Грозный. Поражение стало неизбежным, и воины задумывались над тем, где применить свои навыки и умения.

В этот момент Ермаку и другим казачьим атаманам и поступило предложение от Строгановых отправиться в Сибирь.

Казачья дружина Ермака число в несколько сотен человек в Орел-городок, укрепление, созданное купцами на берегу Камы.

Атаман не собирался отсиживаться, и ожидать нового набега. Ермак был намерен отправиться во владения Кучума, чтобы нанести ему поражение, которое заставит его отказаться от новых нападений.

Первые победы

По притокам Камы отряд на стругах поднялся до Тагильского перевала в Уральских горах. Для зимовки было построено укрепление, названное Кокуй-городок. Весной 1582 года отряд Ермака добрался до реки Туры.

Появление казаков в пределах владений Кучума оказалось неожиданным. Когда отряд князя Епанчи обстрелял струги Ермака из луков, тот приказал ответить из пищалей и пушек. Татары были рассеяны.

Чинги-Туру казаки заняли без боя, захватив богатую добычу.

Кучум, услышав о том, что противник появился с небольшим отрядом, отправил против него тоже не самое многочисленное войско, правда, превосходившее численность русских в несколько раз.

Серия новых стычек закончилась победой казаков. Кучум выслал против Ермака своего лучшего воеводу Магметкула, который, увидев малочисленность русских, решил попросту растоптать их конницей. Замысел провалился — с большими потерями воеводе Кучума пришлось отступить.

Наконец, хан осознал — против него сражается противник сильный, умный, опытный, чьи бойцы во много раз превосходят его собственных воинов. Чтобы его победить, нужно собирать все силы.

Ермак и не собирался уклоняться от решающего сражения, наоборот, он искал Кучума, чтобы покончить с ним.

Ермак Тимофеевич, покоритель Сибири. Лубок XIX века.

Бой на Чувашском мысу

Казаки приближались к Искеру, столице Сибирского ханства. Некогда город был окружен деревянными стенами и земляным валом, однако к осени 1582 года укрепления обветшали настолько, что Кучум решил встретить приближающегося врага не за стенами, а на Чувашском мысу, на берегу Иртыша.

4 ноября 1582 года струги казаков Ермака подошли к столице Сибирского ханства. Их встречали несколько тысяч воинов Кучума.

У хана были пушки, которые, однако, годились только для того, чтобы пугать — отсутствовал порох.

Зато его было в достатке у казаков, которые, высаживаясь, начали обстреливать врага. Но воеводы Кучума спрятали воинов за выстроенными на берегу засеками из бревен, так что серьезного вреда татарам обстрел не приносил.

Магметкул, помнивший свое поражение и горевший желанием отомстить, вывел своих воинов из-за засеки и приказал атаковать казаков. Ермак выстроил своих людей в каре, оставив посередине стрелков с пищалями.

Магметкул рассчитывал добраться до построения русских, втянуть их в рукопашную схватку, где преимущество в численности должно было решить дело. Но убийственный огонь пищалей не давал им приблизиться.

Одной из пуль был ранен сам воевода Кучума. После этого в войске началась настоящая паника, строй разрушился, и началось бегство. Кучум, наблюдавший за сражением издали, бросил столицу и бежал.

Новые подданные государя Московского

Переждав ночь из-за опасений засады, казаки вошли в Искер. Уже через несколько дней к Ермаку прибыли первые послы одного из местных поселений, привезя в дар пушнину и рыбу. Атаман принял подношение, объявил послам, что их поселение теперь под защитой казаков, и с миром отправил домой.

Вскоре в Искер началось паломничество — бывшие подданные Кучума везли подарки Ермаку. Атаман собрал представителей племенной знати, и взял с них присягу, согласно которой они обзывались платить ежегодную подать. Не ему, Ермаку, а русскому царю, ибо они отныне становились подданными государя Московского.

Наблюдавший за всем этим со стороны Кучум понял, что все его честолюбивые планы рухнули. Те, кто жил в Сибирском ханстве, так и не стали воспринимать его как природного владыку, и с легкостью променяли его на Ермака.

Хан все-таки надеялся на реванш. Малочисленное войско Ермака вынуждено было разделяться на еще более мелкие отряды, и Кучум надеялся это использовать.

Царский подарок

5 декабря 1582 года Магметкул со своим войском на пал на 20 казаков, которые занимались рыбной ловлей на озере Абалак. Все казаки, кроме одного, спасшегося случайно, были убиты.

Но этот единственный спасшийся добрался до Искера, и сообщил Ермаку о гибели товарищей. Разъяренные казаки начали преследование, настигли Магметкула, и устроили настоящую резню. Самому воеводе с трудом удалось бежать.

Везти бесконечно Магметкулу не могло — в феврале 1583 года, проиграв очередное сражение, он попал в плен.

Русские с подобными пленниками поступали не так, как их противники. В 1585 году его привезли в Москву, где приняли с почетом, и определили на русскую службу. Через пять лет Магметкул в составе русской армии сражался со шведами, а в 1598 году отправился в поход против крымских татар.

Но мы забежали вперед. В 1583 году посланцы Ермака прибыли к Ивану Грозному с известием о завоевании Сибирского ханства. Царь принял известие с радостью, отправил Ермаку подарки, в том числе кольчугу работы лучших мастеров, и отправил на помощь 300 стрельцов во главе с

князем Семеном Болховским.

До Искера отряд добрался в ноябре 1583 года. Однако продовольствия стрельцы с собой не привезли, а казаки заготовили его только для себя. Суровая зима 1583-1584 годов привела к тому, что весь стрелецкий отряд вымер от голода и холода.

Посланники от Ермака на красном крыльце перед Иваном Грозным. Картина С. Р. Ростворовского, 1884 год

Гибель атамана

Ермак продолжал бороться, нанося поражения татарским отрядам, подавляя выступления сторонников Кучума. Но тактика хана приносила свои плоды — уничтожая небольшие отряды казаков, он свел возможности своего оппонента до минимума.

Атаман надеялся дождаться помощи. 6 августа 1585 года он пристал к берегу Иртыша в устье реки Вагай на ночевку с отрядом из 50 человек. Ермак не знал, что Кучум с войском идет за ним.

«Татарин Яныш, Бегишев внук, вытаскивает из реки тело Ермака», миниатюра из «Истории Сибирской» С. У. Ремезова

Ночью татары напали на спящих казаков. Застигнутые врасплох, они были перебиты. Сам Ермак, облаченный в подаренные царем доспехи, пытался добраться до струга, но утонул под тяжестью амуниции. Предполагается, что к этому моменту он был уже ранен.

Уцелевшие казаки прибыли в Искер, и сообщили о гибели атамана. Решено было не оставаться на новую зимовку. Остатки отряда увел из Сибири Матвей Мещеряк.

Не валяй дурака…

Наконец, Кучум смог одолеть главного врага. Но победа эта была непрочной. Уже весной 1586 года в Сибирь прибыл новый отряд из 300 человек под руководством воевод Василия Сукина и Ивана Мясного.

По приказу царя Федора Иоанновича летом 1586 года ими был заложен Тюменский острог. В 1587 году письменный голова Данила Чулков при слиянии Иртыша с Тоболом заложил Тобольский острог.

Кучум понял — русские пришли навсегда. Утешение он находил в набегах на свои бывшие земли, грабя и убивая тех, кого еще недавно считал своими подданными. Русские укреплялись все тверже, и в 1591 году воевода Владимир Кольцов-Мосальский настиг Кучума, разбив его отряд. Один из сыновей хана, Абдул-Хаир, попал в плен.

Хану каждый раз удавалось ускользать, но это все меньше походило на жизнь владыки. Он был вечным беглецом, который начинал бояться своей тени.

В 1597 году Кучуму передали письма от Магметкула и Абдул-Хаира, которые советовали хану перестать валять дурака и подчиниться царю. Взамен ему обещали почетный титул и владения — разумеется, под властью государя Московского.

Бегство Кучума из Искера. Иллюстрация из Кунгурской летописи.

Конец упрямого хана

Кучум понимал, что большего русские ему не предложат, а продолжение сопротивления ни к чему хорошему не приведет. Но упрямый хан не хотел быть чьим бы то ни было поданным.

20 августа 1598 года отряд воеводы Андрея Воейкова разбил в Ирменском сражении. Из 500 человек, что были с Кучумом, погибли 300, включая брата и двух внуков хана. В плен попали пять младших сыновей хана, восемь жён из его гарема, пять приближённых хана, 150 воинов.

И снова Кучум с 50 воинами бежал. Ему опять пришло предложение закончить войну и подчиниться, и он опять ответил отказом.

Хан нашел свою смерть в 1601 году, где-то на просторах современного Казахстана. Русские тут были ни при чем — с Кучумом расправились родственники конкурентов, как сам он некогда с Едигером.

Часть многочисленных детей и племянников Кучума пытались продолжать борьбу и поднимать восстания, но это уже не имело каких-то серьезных последствий. Сибирские народы, поверившие Ермаку, поверили и тем, кто пришел вслед за погибшим атаманом.

«Против Ермака – против российской государственности!»: новый скандал в Сибири

Спонсор пятитонного креста в Тобольске в честь завоевателя обвинил татар в желании «развалить Россию». Те пишут петиции против монумента

Татарскую общественность всколыхнули очередные планы по увековечиванию памяти Ермака. На этот раз речь о Тобольске, где местный предприниматель Аркадий Елфимов решил установить поклонный крест в честь дружины завоевателя Сибири. Активисты пишут письма губернатору Тюменской области, а сам Елфимов удивляется звонкам по этому вопросу от журналистов из Казани. Подробности истории с «крестом раздора» — в материале «БИЗНЕС Online».

Казачий атаман XVI века Ермак Тимофеевич и очередные планы по увековечиванию его памяти на востоке Российской Федерации уже не в первый раз становятся яблоком раздора Фото: wikimedia.org

«ОДНОБОКОЕ ВИДЕНИЕ ПРОЦЕССОВ, ДАЛЕКИХ ОТ ИСТОРИЧЕСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ»

Казачий атаман XVI века Ермак Тимофеевич и очередные планы по увековечиванию его памяти на востоке Российской Федерации уже не в первый раз становятся яблоком раздора.  На этой неделе появилось сразу два открытых письма от имени татарских организаций Сибири против установки в Тобольске поклонного креста в память о Ермаке.

В первом из них татарская общественность Тобольска и Тюменской области обращается, в частности, к губернатору региона Александру Моору с просьбой остановить провокационные действия инициатора появления монумента, председателя фонда «Возрождение Тобольска» Аркадия Елфимова, «направленные на разжигание межнациональной розни, нарушение стабильности в отношениях между народами в сегодняшних непростых условиях». В письме указано, что в последние годы Елфимовым проводится «активная и упорная пропаганда имени неоднозначного исторического персонажа Ермака, очень настораживает, с каким постоянством он делает выпады в сторону болезненной для коренного населения региона темы, навязывая свое однобокое видение процессов, далеких от исторической действительности». Среди авторов послания — председатель тюменской областной общественной организации «Наследие»

Луиза Шамсутдинова и председатель совета национально-культурной автономии сибирских татар Зайтуна Тычинских. «Надо выбирать для памятников знаковые исторические личности, воспитывающие новые поколения в духе мира и созидания, а не войны и раздора. Памятники в юбилейный для нашей Родины год победы над фашистскими захватчиками надо ставить тем, кто героически защищал свое Отечество от врагов, а не тем, кто нападал на чужое государство», — уверены они Последний тезис явно подразумевает попытки Ермака и его отрядов завоевать Сибирское ханство, возглавляемое ханом Кучумом.

Среди тех, кто подписал второе письмо, — председатель национально-культурной автономии сибирских татар Файзия Марганова, председатель союза сибирско-татарских писателей Клара Кучковская и руководитель тюменского филиала «Татарское дворянское собрание» мурза Данияр Ахметов. Оно адресовано, помимо губернатора Тюменской области, и главе Тобольска Максиму Афанасьеву, а также главе Тобольского района Леониду Митрюшкину. Здесь татарская интеллигенция вспоминает еще и недавнюю историческую статью Елфимова «Символ государственного объединения», где «искажаются исторические факты», указывается, что хан Кучум «был ставленником папских агентов Ватикана и англоязычной империи…» Авторы письма уверены, что эти данные абсолютно субъективны и лишены научной основы.

 «Мы, сибирские татары, — коренной народ Сибири, проживая на своих исконных территориях, против установки различных символов завоевания Сибири, тем более что уже установлена стела в центре города, — указывается далее в послании. — Мы не хотим двойных стандартов для русских и других народов. Мы — мирный российский народ, желающий жить в мире и согласии со всеми народами рядом. Мы имеем историческую память, культуру, быт, самосознание и имеем право на уважительное отношение к этому со стороны всех граждан России независимо от национальности».

Памятный знак в виде пятитонного поклонного креста Ермаку и его дружине планировалось установить в парке «Ермаково поле» 16 августа — в день 435-летия со дня гибели Ермака

«ПРОТИВ ЕРМАКА — ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ! ПРИВЛЕКАТЬ К СУДУ НАДО»

Памятный знак в виде пятитонного поклонного креста Ермаку и его дружине планировалось установить в парке «Ермаково поле» 16 августа — в день 435-летия со дня гибели Ермака. Все это частная инициатива тобольского предпринимателя, председателя фонда «Возрождение Тобольска» Елфимова. Поклонный крест уже высечен из гранита, сообщают местные СМИ, и 5 июня освящен настоятелем Тюменского казачьего храма. 

Сам Елфимов в беседе с нашим корреспондентом пояснил, что это будет поклонный православный крест всей дружине Ермака: «Давно вопрос обсуждался, народные деньги собраны на это дело. У меня часовня Димитрия Солунского (христианский святой — прим. ред.) в парке „Ермаково поле“ в собственности. Я ставлю у себя этот поклонный крест». При этом собеседник газеты несколько раздраженно отреагировал на интерес к теме «БИЗНЕС Online»: «А какие есть еще вопросы? В связи с чем вы звоните мне из Казани? Почему звоните по этому вопросу? Есть статья в российском законодательстве: если татары сегодня хотят развалить Россию, тогда надо привлекать по Уголовного кодексу. Кто может быть против? Против Ермака — против российской государственности! Привлекать к суду надо».

При этом Елфимов отмечает, что не видел обращения сибирских татар, выступающих против памятного знака Ермаку: «Никто ко мне никогда не приходил, не разговаривал. И обращения я не видел. Лучше почитайте мои статьи, которые я писал по поводу великого вклада сибирских татар и вообще татар на службе российскому государству. Великой российской государственности. Я вам их пришлю». По словам главы фонда «Возрождение Тобольска», официальной даты установки памятного знака пока нет. «В августе установки не будет, может, будем решать вопрос в сентябре. Пока ведутся работы скульптором», — добавил он.

Интересно, что упоминание в контексте нынешней истории Елфимовым УК РФ — это отнюдь не эмоциональный всплеск. В своей вышеупомянутой статье, задевшей местных татар, он пишет: «Всякий раз, когда речь заходит об увековечивании памяти казачьего атамана-державника, со стороны сибирских татар мы наблюдаем, культурно выражаясь, довольно нервную реакцию, дескать, Ермак — не кто иной, как убийца, изверг, бандит. Не понимая при этом, что своими действиями и заявлениями покушаются на существование сегодняшнего Государства Российского — Российской Федерации, что логично укладывается в содержание ст. 280 УК РФ („Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации“). Ведь что получается: если Ермак — убийца, бандит, узурпатор, то и все дальнейшее освоение Сибири, приращение оной к Российскому Государству является как минимум нелегитимным. Иными словами, ставится под сомнение существование Российской Федерации в нынешних ее границах».

Вообще, в материале «Символ государственного объединения» немало интересного. Так, хана Кучума автор сравнивает с Эрнаном Кортесом, уничтожившим цивилизацию ацтеков. «[Хан, ставленник Англии и Ватикана,] не успел истребить сибирских аборигенов полностью — помешал Ермак, помешало движение Русского государства „встречь солнцу“», — уверен Елфимов. Далее он рассказывает об истории сибирских татар на российской службе, после чего выдвигает идею создания объединительного памятника: «Речь идет воздвижении монументально-сакрального символа этого „сложившегося государственного единства“, а именно памятника служивому русскому казаку и служивому сибирскому татарину».  

Стоит отметить, что земля под «Ермаковым полем» не находится у Елфимова в частной собственности, как утверждает сам бизнесмен и общественник, а взята им в долгосрочную аренду на 49 лет у администрации Тобольска. И возведение на этой территории любого объекта он должен все же согласовывать с мэрией города.

Один из авторов письма против установки памятного знака, председатель общественной организации «Наследие» Шамсутдинова, пояснила, что ранее на месте, где располагается «Ермаково поле», был парк отдыха. Пять лет назад Елфимов открыл там частный ботанический сад и сделал платным вход Фото: wikimedia.org, (CC0)

«НА ЭТОМ ОСТРОВЕ НАХОДЯТСЯ ТАТАРСКИЕ ДЕРЕВНИ, И ТАТАРЫ ВИДЯТ МЕСТО СМЕРТИ ЕРМАКА КАЖДЫЙ ДЕНЬ»

Как пояснила корреспонденту «БИЗНЕС Online» один из авторов письма против установки памятного знака, председатель общественной организации «Наследие» Шамсутдинова, ранее на том месте, где располагается «Ермаково поле», был парк отдыха. Пять лет назад Елфимов открыл там частный ботанический сад и сделал платным вход. Предприниматель уже самовольно, по словам татарской активистки, установил там копию памятника Ермака, находящегося в областном музее, но, якобы испугавшись возмущения местных татар, убрал его от входных ворот поглубже в парк. «Почему не посвятить этот парк доброй памяти Тобольска, почему нужно посвящать его боям?» — задается вопросом Шамсутдинова.

«Естественно, татары не одобряют его инициативы, — продолжает она. — Всем известно, что Ермак был разбойником, что он пришел с войной. Не татары вышли с войной на русских, а Ермак пришел с войной и в конечном итоге нашел свою смерть вблизи Искера — на реке Вагай. На этом острове находятся татарские деревни, и татары видят место смерти Ермака каждый день. На этом история Ермака закончилась. А такие люди, как Елфимов, хотят поднять Ермака на уровень правителя, царя». Интересно, что местечко Искер  в Тюменской области уже на протяжении 13 лет становится местом научно-практических конференций и ежегодного «Искер-джиен», организатором которым выступает «Наследие» Шамсутдиновой.  Она напоминает, что в центральном парке Тобольска уже стоит памятный знак Ермаку, но этого оказалось мало: «Поклонный крест — это культовое сооружение, он должен стоять на могилах и в церквях. Конечно, сибирские татары сразу говорят нет».

Елфимов в своей статье цитирует работы другого автора письма противников его нынешней инициативы, кандидата исторических наук, председателя совета национально-культурной автономии сибирских татар Тычинских. «Знаете, ситуацию возбудила не только тема установки памятника, но и то, что господин Елфимов уже на протяжении многих лет пытается возвести фигуру Ермака на самый-самый высокий пьедестал, скажем так, и всячески ее пропагандирует. При этом несколько искажая исторические события и реалии. Он даже написал книгу, посвященную Ермаку. Он всячески стремится создать вокруг него такой ореол сказочности, былинности», — рассказывает «БИЗНЕС Online» сама глава автономии сибирских татар. Тычинских немного удивлена словам главы «Возрождения Тобольска», что к нему никто не обращался: «Эта тема уже на протяжении многих лет муссируется. Откуда бы тогда у него взялись высказывания в адрес татар, если бы он не слышал их мнения об этой ситуации». 

Но для местных татар есть и положительный момент во всей этой истории. На прошедшей накануне в Тюмени встрече представителей всех татарских общественных организаций региона было принято решение о создании единого координационного совета татар Тюменской области, чтобы можно было решать подобные вопросы сообща.

В июле 2019-го ко дню города в Таре, что находится в 250 км от Омска, почти тайно появился 30-тонный памятник казачьему атаману, завоевателю Сибири Фото: Анастасия Курникова

«НАС ПРОВОЦИРУЮТ КАЖДЫЙ ГОД»

Напомним, что с темой установки памятника Ермаку сибирские татары сталкиваются не первый год. Еще в 2010 году на территории Исторической площади Тюмени власти города намеревались установить памятник Ермаку. Тогда против выступили и всемирный конгресс татар, и всемирный форум татарской молодежи. 10 лет назад татарская общественность совместными усилиями смогла отстоять свою позицию.

В 2016 году власти Омской области по инициативе регионального отделения российского военно-исторического общества установили бюст Ермаку в Советском парке, что также вызвало недовольство среди татарской общественности, но, несмотря на письма губернатору, в том числе и от имени всемирного конгресса татар, памятник спорной исторической фигуре в местах традиционного проживания татар все-таки открыли, причем сделали это на три дня раньше предполагаемой даты под усиленной охраной.

Четыре года назад председатель областной общественной организации «Наследие» Шамсутдинова тогда также поддержала татар Омска. В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Onlinе» она говорила, что история с установкой памятника Ермаку в Тюмени возникает ежегодно: «Нас провоцируют каждый год, мы как на пороховой бочке сидим, как перед быком красной тряпкой машут. Без конца! У нас в Тобольске был такой опыт. Ермаковские бои хотели воссоздать на Чувашском мосту, то есть театрализованно показать, как Ермак покорил Сибирь. Тогда к нам в руки попала концепция проведения боев — там русских детей должны были усадить с одной стороны, татарских — с другой».

А в июле 2019-го ко дню города в Таре, что находится в 250 км от Омска, почти тайно появился 30-тонный памятник казачьему атаману, завоевателю Сибири. Информация об установке монумента при въезде в город появилась за три дня до события, при этом не было никаких упоминаний про общественные слушания, про сбор предложений по установке памятника… Стоит отметить, что Тара является родным городом Абдрашида Ибрагимова — первого муфтия Японии. Он родился здесь 23 апреля 1857 года. Дед по отцу был ахуном Тары и одним из основателей городской каменной мечети.

«ЭТО КАКАЯ-ТО ЭПИДЕМИЯ ПАМЯТНИКОВ ЦАРЯМ, РАЗБОЙНИКАМ ИЛИ ЗАВОЕВАТЕЛЯМ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» анализируют появление памятных сооружений в честь Ермака Тимофеевича на востоке Российской Федерации.

Дамир Исхаков— историк, этнолог:

— Это не новая история, разговоры идут давно. И сейчас предпринимается попытка поставить памятник Ермаку уже в районе Тобольска, то есть там, где он утонул. Конечно, это и есть явление усиливающегося русского национализма. Для Сибири это характерное явление. Вполне естественно, что в этой ситуации местные татары, чьи предки погибли во многих битвах с войсками Ермака, выступают против. Есть обращения, заявления татарских общественных организаций. В этой ситуации, скорее всего, шовинисты памятник пробьют, но это не пойдет на пользу дружбе народов Российской Федерации. Эта акция явно односторонняя. Я бы еще понял, если бы одновременно поставили памятник двум сторонам — Ермаку и хану Кучуму. А возвеличивать только русскую сторону и класть в основу политики только односторонний подход — это не та линия, которая должна развиваться в федеративной стране. Думаю, во всемирный конгресс татар обратиться надо, потому что это всемирная организация, и к ней имеют отношение все события в татарском мире. Он тоже должен сказать свое слово.


Ркаил Зайдулла — депутат Госсовета РТ, литератор:

—  Пусть обращаются к Путину или руководству своего региона. Это какая-то эпидемия памятников царям, разбойникам или завоевателям. Почему бы не поставить памятники великим ученым, мыслителям, общественным деятелям, которые показали себя с наилучшей, гуманистической стороны? Нет, надо поставить тем, у кого руки по локоть в крови! Время это такое или тоска у российского народа по репрессиям и войнам? Историю можно использовать как для вражды, так и для дружбы. Народы не всегда воевали между собой, они больше торговали, сотрудничали, работали. Нужно обращать внимание на эти моменты и ставить памятники тем, у кого есть заслуги на этом поприще, а не завоевателям, разбойникам и кровопийцам. Не думаю, что у установки памятника будут серьезные последствия. Это просто неприятно. Ермак — это кто? У него вообще-то криминальная биография. Но у нас живут умные люди и не будут из-за этого драться или воевать. Межнациональных дрязг не случится.

Ермак, покоритель Сибири

Во времена царя Ивана Грозного[1] Строгоновы были богатыми купцами и жили в Перми, на реке Каме.

Слышали, что на реке Каме на сто сорок верст кругом плодородная земля; земля не вспахивалась сто лет; черный лес в течение века не был вырублен. В лесах было много диких зверей, а вдоль реки были озера, полные рыбы, и никто не жил в этой земле, кроме бродячих татар.

Итак, Строгоновы написали царю письмо:

«Дай нам эту землю, и мы сами создадим города, и соберем людей, и утвердим их, и не позволим татарам пройти через нее».

Царь согласился и пожаловал им землю. Строгоновы послали агентов собирать людей. И к ним пришло много людей, которые остались без работы. Всем пришедшим Строгоновы назначали земли и леса, давали каждому скот и соглашались не облагать их при жизни налогами, а только требовали от них, чтобы они, если нужно, шли воевать с татарами.

Таким образом, эта земля была заселена русским населением.

Прошло двадцать лет. Строгоновские купцы богатели и богатели, и эта территория в сто сорок верст стала для них маловата. Они хотели еще больше земли. Теперь там были высокие горы за сто верст, Урал, и слышали, что за этим Уралом прекрасная земля. Правителем этой необъятной земли был мелкий сибирский князь по имени Кучум.

В прежние времена Кучум присягнул русскому царю, но с тех пор он восстал и грозил разорением строгоновских колоний.

И опять Строгоновы писали царю:

«Ты дал нам землю, и мы подчинили ее твоей власти; теперь вороватый царевич [2] Кучум восстал от вас, и он хочет отобрать эту землю и погубить нас. Прикажите нам взять территорию, лежащую за Уральскими горами; мы покорим Кучума и подчиним тебе всю его землю».

Царь согласился и ответил:

«Если у тебя есть сила, завладей землей Кучума. Но не уводи много мужчин из России».

Как только Строгоновы получили это послание от царя, они послали своих агентов собрать еще людей. И дали им приказ прежде всего достать казаков с Волги и Дона.

В это время по Волге и Дону бродило много казаков. Они образовывали отряды в двести, триста или шестьсот человек, избирали своих атаманов, или предводителей, и плавали взад и вперед на бато, захватывая и грабя торговые суда и зимуя в крепости на берегу.

На Волгу приехали агенты Строгоновых и стали наводить справки:

«Кто здесь самые известные казаки?»

И было сказано в ответ:

«Казаков много. И делают жизнь невыносимой. Есть Мишка Черкес, [3] есть Саруй-Азман… но нет никого безобразнее Ермака Тимофеча, атамана. У него войско в тысячу человек, и не только народ и купцы боятся его, но и царское войско не смеет вступать с ним в бой».

А агенты ходили к атаману Ермаку и уговаривали его пойти на службу к Строгоновым.

Ермак принял агентов, выслушал их слова и согласился прийти со своим войском около времени Успения.

На праздник Успения пришли к Строгоновым шестьсот казаков с их атаманом Ермаком, сыном Тимофеевым. Сначала Строгонов послал их на окрестных татар. Казаки разгромили их. Потом, когда делать было нечего, стали скитаться и грабить казаки. Строгонов вызвал Ермака и сказал:

«Я не собираюсь больше вас задерживать, если вы действуете так беззаконно».

И Ермак ответил:

«Я сам сожалею. Но не так-то просто управлять моими людьми; они дикие ребята. Дайте нам что-нибудь сделать».

И сказал Строгонов:

«Иди за Урал, и с Кучумом воюй, и землю его овладей. Даже царь наградит тебя.

И прочел он Ермаку царскую грамоту, и Ермак обрадовался; он созвал своих казаков и сказал:

— Ты возмущаешь меня перед здешним хозяином. Вы всегда замышляете какой-нибудь беспредел. Если ты не будешь себя вести, он тебя уволит, и куда ты потом пойдешь? На Волге у царя большое войско; они возьмут вас в плен, и вам будет тяжело за дела, которые вы совершили. Но если вам здесь скучно, мы должны найти для вас работу.

И показал им царскую грамоту, позволяющую Строгонову завоевать земли за Уралом. Казаки поговорили и согласились идти.

Ермак вернулся к Строгонову, и они вдвоем стали совещаться, как лучше поехать.

Решили, сколько потребуется бато, сколько зерна, пороха, свинца; сколько скота, огнестрельного оружия; сколько пленных татар для переводчиков; сколько немецких оружейников.

Строгонов сказал себе:

«Хотя это дорого мне обойдется, все же я должен дать ему все, что он просит, иначе они осядут здесь и разорят меня».

И согласился Строгонов, все собрал и снарядил Ермака с казаками.

Десятого сентября Ермак со своими казаками двинулся вверх по реке Чусовой на тридцати двух бато, по десятку человек в каждом.

Четыре дня они плыли вверх по течению и вошли в Серебряную реку. [4] Это было все, что они могли плыть на лодке.

Они наводили справки у переводчиков и узнали, что оттуда придется идти по горам, двести верст по суше, а потом придут к другим рекам.

Здесь высадились казаки; они построили город и разгрузили все свое имущество, и они бросили свои лодки, и построили повозки, погрузили их и отправились в путь через горы. Вся местность была лесом, и там никто не жил.

Десять дней шли они по стране и дошли до реки Жаровни. Там они снова остановились и принялись строить лодочки. После того, как они были построены, они отправились в плавание по реке. Плыли они пять дней и достигли мест еще более восхитительных: полей, лесов, озер. И было много рыбы и дичи, и дичь их не боялась.

Проплыли еще один день и вошли в реку Туру.

Там на реке Туре они стали сближаться с жителями, и увидели татарские города.

Ермак послал казаков обследовать один город, велел узнать, что это за город и много ли у него защитников.

В эту экспедицию отправились двадцать человек; они повергли всех татар в панику, и взяли весь город, и весь их скот. Часть татар они убили, а часть взяли в плен.

Ермак через переводчика спросил у татар, что это за люди и под чьим влиянием они живут.

Татары ответили, что они принадлежат к Сибирскому царству, а их царь Кучум.

Ермак отпустил татар, кроме трех самых умных, которых он оставил в качестве проводников.

Они плыли дальше. Чем дальше они плыли, тем больше становилась река все время, и страна становилась все лучше и лучше.

И они продолжали встречать все больше и больше людей. Но жители были несильны, и казаки захватили все города по реке.

В одном городе взяли в плен множество татар и одного знатного человека, старого татарина.

Стали татарина спрашивать, кто он такой. И он сказал: «Я Таузик, и я слуга моего царя Кучума, и я его глава в этом городе».

Ермак стал расспрашивать Таузика о своем царе. «Был ли его город Сибирь далеко? Имел ли Кучум большое войско? у него было большое состояние?»

Таузик ему все рассказал.

«Кучум — самый первый царь на свете. Его город Сибирь — самый большой город в мире. В этом городе, — сказал он, — столько людей и скота, сколько звезд на небе. Войско царя Кучума неисчислимо; все другие цари, объединившись, не могли победить его».

И сказал Ермак:

«Мы, русские, пришли сюда, чтобы победить вашего царя Кучума, и взять его город, и подчинить его русскому царю. И у нас отличная армия. Те, кто пришел со мной, — это только авангард, но тех, кто следует за нами на лодках, не счесть, и все они вооружены ружьями. И наши пушки будут стрелять сквозь дерево, а не то, что ваши луки и стрелы. Ты только посмотри сюда!»

И выстрелил Ермак в дерево и расколол его, и казаки со всех сторон стали палить из ружей.

Таузик от испуга упал на колени, а Ермак сказал ему:

«Теперь ты спешишь к своему царю Кучуму и скажи ему, что ты видел. Пусть он подчиняется нам; а если не покорится, то мы приведем его в истребление».

И отпустил Таузика.

Казаки плыли дальше. Они вошли в великую реку Тобол и все приближались все ближе и ближе к городу Сибирь. Они подошли к устью речки Бабасан, и вот! на берегу стоит город, а вокруг города много татар.

К татарам был послан переводчик, чтобы узнать, кто эти люди. Переводчик вернулся с ответом:

«Эту армию собрал Кучум. А генералом, который командует армией, является родной зять Кучума, Маметкул. Он послал меня и велел сказать тебе: «Возвращайся, иначе он изрубит тебя в куски».

Ермак собрал своих казаков, вышел на берег и стал палить по татарам. Как только татары услышали шум стрельбы, они побежали. Казаки бросились за ними в погоню, и кого убили, а кого взяли в плен. Сам Маметкул едва спасся.

Казаки плыли дальше. Они вышли к широкой и быстрой реке Иртую. Они плыли по этой реке целый день; и они прибыли в красивый город, и там они остановились.

Казаки двинулись на город. Как только они подошли к нему, татары стали пускать в них стрелы, и они ранили трех казаков.

Ермак послал своего переводчика сказать к татарам:

— …Отдай свой город, иначе мы разрежем тебя на куски.

Переводчик вернулся и сказал:

«Здесь живет слуга Кучума, Атик Мурза Качара. У него большое войско, и он заявляет, что не сдаст город».

Собрал Ермак своих казаков и говорит:

«Вот, ребята, если мы не возьмем этот город, татары задержат нас и не дадут пройти. И, следовательно, чем скорее мы внушим им страх, тем лучше будет для нас. Все вы давай! Кидайтесь на них всех сразу!

Так они и сделали.

Татар там было много, молодцы молодцы! Когда казаки бросились вперед, татары стали стрелять из луков. Они завалили казаков своими стрелами. Одних из них они убили, других ранили. И исполнились казаки ярости, и бросились на татар, и всех, на кого напали, убили.

В этом городе казаки нашли много кладов, скота, ковров, много мехов, много меду. После того, как они похоронили мертвых и отдохнули, они взяли свою добычу и пошли дальше.

Они не успели отплыть очень далеко, когда, вот! на берегу стояло что-то вроде города, и стояло войско, которое, казалось, простиралось, насколько мог видеть глаз; и все войско было окружено рвом, а ров защищен частоколом.

Казаки остановились. Они начали сомневаться. Ермак созвал совет.

— Ну что, мальчики, что делать?

Казаки были обескуражены. Некоторые сказали:

— Мы должны проплыть мимо. Другие сказали:

«Мы должны вернуться».

И отчаивались, и ругали Ермака, говоря:

«Зачем ты привел нас сюда? Нас уже столько перебили и еще больше ранили, а тут все погибнем».

И они начали лить слезы.

И сказал Ермак своему податаману Ивану Кольцо:

— Ну, а теперь, Ваня, что ты об этом думаешь?

И Кольцо ответил:

«Что я об этом думаю? Если нас сегодня не убьют, то будем завтра, а если не завтра, то бесславно умрем в своих постелях. Мой совет: прыгай на берег и иди прямо к татарам, и Бог решит».

И воскликнул Ермак:

«ДА! молодец, Ваня! Вот что мы должны сделать! Эх! вы мальчики! Вы не казаки, а старухи! Конечно, чтобы ловить осетров и пугать татарских женщин; просто за то, что я привел тебя сюда. Разве вы сами не видите? Если мы вернемся, нас убьют! Если мы проплывем мимо, нас убьют! Если мы останемся здесь, нас убьют! Куда же мы пойдем? Сначала труд, потом отдых! Мальчики, вы как здоровая кобыла, которая была у моего отца. Когда она спускалась вниз, она рисовала, и на ровном месте она рисовала; но когда дело доходило до подъема в гору, она останавливалась и возвращалась назад, пытаясь найти что-нибудь полегче. Тогда мой отец взял кол, бил ее и бил колом. И кобыла прыгала, брыкалась и опрокидывала телегу. Тогда отец вытащил ее из холмов и прогнал через мельницу. Вот если бы она потянула, то не получила бы взбучки. Так и с вами, мальчики. Нам остается только одно: идти прямо к татарам». ….

Засмеялись казаки и сказали:

— Видно, что ты умнее нас, Тимофеич. Мы, дураки, не имеем права давать советы. Веди нас, куда хочешь. Мы не можем умереть дважды, но мы должны умереть один раз». [5]

И сказал Ермак:

«А теперь слушайте, мальчики. Вот как мы должны это делать. Они еще не видели всех нас. Мы разделимся на три группы. Те, что в середине, пойдут прямо на них, а две другие дивизии сделают фланговое движение вправо и влево. Вот когда средний дивизион начнет ими заниматься, они подумают, что мы все там выйдем. А потом дадим им с флангов. Вот так, мальчики. И если мы их победим, бояться будет нечего. Мы сами будем царями».

Именно так они и поступали.

Как только средняя дивизия под Ермаком вышла вперед, татары заорали и бросились вон.

Затем в бой вступили фланги, правый под Иваном Кольцом, левый под атаманом Мещеряком.

Татары были в панике и бросились наутек. Казаки вырезали их. И против Ермака уже никто не смел возражать. Так они вошли в самый город Сибирь. И там Ермак поселился точно так же, как если бы он был царем.

Окрестные князья l стали приходить к Ермаку с приветствиями, а татары возвратились и стали селиться в Сибири. Кучум и зять его, однако, не осмелились прямо напасть на Ермака, а ходили кругами и строили планы поимки его.

Весною, во время половодья, пришли к Ермаку какие-то татары и говорят:

«Маметкул снова идет против тебя, и он собрал большое войско, и теперь он на реке Вагая».

Ермак поспешил через реки, болота, ручьи и леса, подкрался с казаками, напал на Маметкула и перебил многих татар, а самого Маметкула взял в плен и привел обратно в Сибирь. И вот осталось мало Татар, которые не были покорены, и в то лето Ермак пошел против тех, кто не хотел покориться, и_ на Иртыше и на Оби реках Ермак столько земли подчинил, что и в два месяца не обойдешь.

После того, как он завоевал всю эту землю, он послал гонца к Строгоновым с письмом, в котором говорил:

«Кучумов город взял я, а Маметкул в плену, и всех окрестных людей подчинил себе. Но это стоило мне многих казаков. Пошлите нам людей, чтобы мы могли быть более живыми. И богатство этой земли безгранично».

И прислал также дорогие меха, лисьи шкуры, куниц и соболей.

После этого прошло два года. Ермак еще держал Сибирь,

но из России не прибыло подкрепление, и русские силы Ермака становились все меньше.

Однажды татарин Качара послал к Ермаку гонца со словами:

«Мы подчинились твоей власти, но ногайцы [6] притесняют нас; пусть некоторые из ваших храбрых придут к нам на помощь. Мы покорим ногайцев вместе. И мы даем вам клятву, что не причиним никакого вреда вашим храбрецам.

Ермак поверил их клятве и послал к ним Ивана Кольцо с сорока мужчинами. Как только эти сорок человек пришли к ним, татары напали на них и убили их; и это еще больше уменьшило казаков.

В другой раз какие-то бухарские купцы прислали к Ермаку известие, что они идут с товаром, который хотят дать ему в его городе Сибирь, но что Кучум и его войско стоят у них на пути и не пропускают их.

Ермак взял пятьдесят человек и вышел расчищать дорогу бухарцам. Но когда он достиг реки Иртуйша, он не нашел ни одного купца. Поэтому они приготовились расположиться там бивуаком.

Ночь была темная и дождливая. Только легли казаки на ночлег, как со всех сторон набежали татары, бросились на спящих казаков и стали рубить их. Ермак вскочил и стал драться. Он был ранен ножом в руку. Тогда он побежал к реке и бросился в нее татарам за ним. Он уже был в воде. Но больше его никто не видел, и его тело так и не нашли, и никто не знает, как он умер. [7]

[1] иоанн Васильевич «Грозный», 1530–1584.

[2] Царек.

[3] Черкашенин; Мишка — уменьшительное от Михаил Михаил.

[4] Серебряная.

[5] Царьки, царевич; это спорный вопрос, происходит ли слово царь от латинского Cesar, или же Coesar сам по себе не может быть восточным титулом аналогичного происхождения. Написание «царь» не русское. Дополнение: русская пословица.

[6] Племя татар.

[7] Одна из самых ярких сцен в большом историческом романе графа Алексея Константиновича Толстого «Князь Серебряный» посвящена описанию посольства, доставившего царю Ивану Грозному весть о завоевании Сибири бывший бунтарь Ермак. тр.

Российская экспансия в Азии

Роль России в Сибири следует отличать от роли других народов в Южной Азии; ибо Сибирь на самом деле не была чужим владением, а составляла единое целое с Российской империей в Европе. Равнины Сибири являются продолжением южнорусских степей, а кочевые жители Сибири близкородственны татарским народам, населяющим низовья Волги и Прикаспия. Наконец, обширные пространства Русской Азии с малочисленным населением давали такую ​​возможность для европейской колонизации, какой никогда не может представить южная часть континента.

Сибирь занимает уникальное место в истории европейских колоний. Старожилы [потомственные сибиряки] имеют такую ​​же долгую историю, как и русские в Новгороде и Москве. В первую очередь они состояли из отдельных лиц, небольших групп авантюристов, охотников, торговцев, торговцев-завоевателей. К этому народу добавился неустроенный элемент казаков, входивших тогда в вольную военную нацию Приднепровья. Некоторые из днепровских казаков, более смелые и беспокойные, чем их собратья, стали недовольны своими островами и степной страной Малороссии и ушли дальше на восток в поисках новых возможностей для грабежа или завоевания.

Часто говорили, что начальник казаков Ермак Тимофеевич был родоначальником Руси в Сибири, но сибиряков это возмущало. В их глазах Ермак остался тем, кем он был большую часть своей жизни, разбойником и разбойником, который не очистил своего имени, прося прощения у Московского правительства и подарив царю исследованную им часть Сибири. За пару столетий до Ермака движение людей из России в Сибирь шло медленно, но верно, как течение реки, пробивающей себе новый выход. Каким бы ни был путь славян в Европу, та ветвь восточных славян, ныне называемая русскими, пришла к Волге с запада и здесь смешалась с местными финскими элементами. Естественно, этот процесс амальгамации распространился на восток, где финны, в особенности так называемые югорцы, расселились вдоль Волги и Оби и на Урале.

Сибирь была завоевана при Иване Грозном. Среди мер, принятых царями в шестнадцатом веке для защиты своих восточных границ от нападений сибирских племен, было пожалование земель на Каме Строгановым, богатому купеческому роду, который растил и вооружал собственных солдат, заселял колонии. , и начал открывать рудники Урала. Строгановы стали могущественными и мечтали покорить сибиряков. В то же время совсем другой класс людей, называвших себя «добрыми товарищами Дона», активно грабил и царских посланников, и купеческие караваны. Атаманом этих «товарищей» был Ермак, сын Тимофея (Ермак Темофеевич).

В октябре 1581 года Ермак Темофеевич захватил Искер, столицу Сибири, и присоединил страну к царским владениям. Ермак с 850 авантюристами захватил столицу Сибири, сделал русского царя правителем владений потомков Чингисхана (или Чингисхана, как его называют в России). Ермак был русским Писарро. Оба жили в одном веке. Писарро со 168 воинами завоевал Перу. Ермак с 850 г. захватил Сибирь. Писарро был убит на месте своего триумфа товарищами, завидовавшими его известности.

Завоевав Сибирь, Ермак счел благоразумным положить эту обширную территорию к ногам царя и отправил с этой миссией около пятидесяти своих сторонников. Иван устроил им пышный прием, приняв их по-царски в Кремле. Под радостный звон колоколов и звуки труб посольство в сопровождении богатых мехов, золотых сосудов и старинных доспехов вошло в приемную. «Великий царь, — сказал Кольцо, начальник депутации, преклонив колени со своими спутниками перед престолом, — казачий атаман Ермак и все, кого ты приговорил к смерти, постарались сгладить свои грехи, победив за царство тебе новое. К новым владениям твоим Казани и Астрахани присоедини ныне Сибирь, о могучий царь, и да поможет тебе Вседержитель сохранить ее, пока стоит мир».

В конце 1582 г. Иван подписал указ о принятии даров Ермака, которого создал сибирским князем. В следующем году Ермак погиб под тяжестью подаренной ему царем кирасы при попытке переправиться через реку Иртыш. Русские провозгласили свой суверенитет, построив цепь фортов в Тюмени, Тобольске и других местах. Примерно через двадцать пять лет они обосновались в Томске. В 1619 году они достигли Енисея, а через двадцать лет достигли моря на восточных берегах Азии. В 1650 г. они захватили Амурскую губернию.

Завоевания Ермака и его преемников не играли большой роли в истории колонизации, ибо волны колонистов катились самостоятельно. Казачьи крепости в Сибири (остроги) должны были позволить казакам успешнее собирать налоги (ясай) с туземцев, но станицы колонистов поднимались одновременно и самостоятельно, потому что колонисты хотели получить меха, полезные ископаемые и зерно. из этой богатой земли, и часто потому, что они хотели быть свободными и независимыми. Туземцы боялись казаков, и между ними происходили бои не менее ожесточенные, чем описанные Лонгфелло и другими, которые описали отчаянное сопротивление Красного Человека.

Допетровские времена торговцы и купцы пересекали равнины Сибири. Подобно французским торговцам и исследователям, которые в это время отвоевывали долину Миссисипи для Франции, и звероловам Компании Гудзонова залива, которые обеспечивали Британскую Америку для Англии, даже в петровские дни российские купцы перенесли ее власть на Тихий океан. Через несколько лет исследования Беринга привели русских на Аляску.

На востоке Московия получила Западную Сибирь в шестнадцатом веке. С этой базы купцы, торговцы и землепроходцы продолжали продвигаться на восток от реки Обь к реке Енисей, а затем от реки Енисей к реке Лене. К середине XVII века москвичи достигли Амура и окраин Китайской империи. Территория Амура была открыта русскими примерно в середине XVII века. В 1643 г. якутский воевода отправил туда старосту Василия Пояркова со 130 казаками. Перейдя Становой хребет, он спустился по Зее и ее притокам к Амуру и р. проследовав своим курсом до устья, вернулся по морю и по Лене в Якутск. Эта экспедиция не оставила следов своего пребывания на Амуре.

Честь оккупации Амура в XVII веке принадлежит Ерофею Хабарову, который со своим отрядом достиг Амура в 164950 г. и начал завоевание этой страны с разрушения даурских городков, встречавшихся на его пути ниже Албазна. Побежденные туземцы обратились за помощью к китайцам Маньчжурии, и с этого времени началась постоянная борьба за обладание Амуром.

После периода конфликтов Московия заключила мир с Китаем в 1689 году. По Нерчинскому договору Московия отказалась от претензий на долину реки Амур. Нерчинский договор надолго приостановил дальнейшую колонизацию Приамурья русскими; после его заключения все земли, занятые русскими, должны были быть эвакуированы, а Амур в течение примерно двух столетий был потерян для России; река Горбица, приток Шилки и Аргуни, составляла границу России и Китая.

Сибирь, особенно со времен Петра Великого, использовалась как исправительная колония. Однако разница между Сибирью и любой другой исправительной колонией, например Французской Гвианой, огромна. Для одной вещи. Сибирь, когда сюда впервые поселились ссыльные, была мало, но равномерно заселена выходцами из России. Поэтому изгнанники не остались наедине ни с кем, кроме аборигенов. В результате ссыльные оказывали большое влияние на местное население благодаря контактам с ним. Конечно, если бы эти ссыльные были обычными ворами и бандитами, подобными тем, кого посылают в другие колонии, то эффект был бы плачевным, тем более что бескрайность Сибири затрудняла какой-либо контроль, а большая удаленность от резиденции правительства делала контроль над контроллеры еще сложнее. Политические ссыльные, хотя всегда и в громадном меньшинстве среди самих ссыльных, а тем более среди всего населения, тем не менее породили знания и нравственный и умственный характер в Сибири.

К середине XVII века Московия простиралась на восток через Евразию до Тихого океана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *