Как жили славяне на руси для детей: Жизнь древних славян — Русская историческая библиотека

Славяне на земле воронежской | Детям о Воронежском крае

          Среди ученых нет единого мнения о времени заселения нашего края славянами. Одни ученые считают, что славянские поселение существовали здесь уже в III-IV вв., другие – в IV-VII вв., третьи – в VIII-X вв.
          В IX в. на территории Восточной Европы образовалось восточнославянское Древнерусское государство с центром в Киеве, в состав которого вошла и часть современной Воронежской области. Точно установлено, что в это время славянские племена уже заселяли берега рек Дон и Воронеж, где учеными обнаружены остатки их укрепленных поселений. Одним из таких мест является городище Титчиха, расположенное в Лискинском районе. Изучение найденных остатков городищ позволяет нам узнать о том, как жили славяне на юго-восточной окраине Руси в то далекое время.
          Известно, что славяне занимались охотой, земледелием, скотоводством, бортничеством*. (Бортничество – сбор меда диких пчел). Были среди них и искусные ремесленники. Во время раскопок учеными найдены деревянные бороны, серпы, железные и костяные наконечники для стрел, рыболовные снасти, различная бытовая утварь.
          Мирную жизнь славян часто нарушали набеги соседних кочевых племен – печенегов и половцев.

Это интересно:
          Славяне жили племенами. И на территории нашего края проживали два могущественных племенных союза – северяне и вятичи. По мнению ученых, именно северянам мы обязаны большей частью географических названий Воронежского края. Усмань, Рамонь, Девица, Ведуга – привычные для нас названия, оказывается, сохранились с тех давних времен.
          Среди ученых есть мнение, что название нашему родному городу дала река Воронеж. А название реке дали славяне, соединив два слова. Первый славянский корень «ворон» означает черный цвет, второй – «онеж», или «онег» — искаженное финское слово, означающее «большая или главная река». Таким образом, «Воронеж» имеет значение «черная большая река» или «черная главная река».

***

Литература:

          Аббасов А. Загадки и тайны Воронежского края /Аббасов А., В.Остапенко. — Воронеж: Центр. — Черноземное кн.изд-во, 1992.
          Аббасов А.М. Воронеж исторический / А.М.Аббасов. — Воронеж: Центр. — Чернозем. кн. изд-во, 2003.- 352 с.
          Загоровский В.П. Историческая топонимика Воронежского края / В.П.Загоровский.- Воронеж: Изд-во «ВГУ», 1973.
          Загоровский В.П. История Воронежской области: учебное пособие для средней школы / В.П. Загоровский, Ф.С. Олейник, Е.Г. Шуляковский. – Воронеж: Центр. — Чернозем. кн. изд-во, 1976. – 160 с.
          Загоровский В.П. Как возникали названия городов и сёл Воронежской области / В.П. Загоровский. — Воронеж: Центр. Черноземное кн. изд-во, 1966 г.
          Очерки истории Воронежского края. Том I / Под ред. Е.Г. Шуляковского.- Воронеж: Изд-во «ВГУ», 1961.
          Панова В.И. История Воронежского края: учебн. — методич. пособие / В.И. Панова. — 4-е изд., доп. – Воронеж: «Родная речь», 2004. – 287 с.
          Тихомиров В.Н. История Чёрной земли с древнейших времен и до основания Воронежа: урок истории / В.Н. Тихомиров. – Воронеж: Изд-во ООО «Новый взгляд», 2009. – 26 с.
          Чубурин П.Ф. Земля Воронежская. Рассказы об истории и природе Воронежской области для учащихся 4-х классов / П.Ф. Чубурин. – Воронеж: Центр. — Чернозем. кн. изд-во, 1984. – 80 с.

Детям о Воронежском крае

Сделано в Ваниль

Практика воспитания подрастающего поколения у восточных славян



Основные воспитательные концепции, успешно существующие в нашем обществе на сегодняшний день, были заложены в глубокой древности. Цель данной статьи проследить связь современных воспитательных традиций с практикой воспитания подрастающего поколения у восточных славян.

С VI века в Среднем Поднепровье складывается союз племён восточных славян, на основе которого в IX веке возникло Древнерусское государство со столицей в Киеве. Какие же из современных народов можно отнести к восточным славянам? Этими народами были русские, украинцы и белорусы, которые и по сей день имеют схожие языки и культуры.

Древние историки описывали славян так: высокий рост, стройные, русые волосы. Они славились своей силой и выносливостью, умением сражаться храбро и стойко выносить любые лишения судьбы. Славяне пугали противников тем, что, сражаясь без кольчуг и доспехов в пешем строю, они одерживали победу и смело смотрели в лицо опасности. Но вообще они были мирными людьми и не любили воевать, а предпочитали спокойно вести быт. Так же славяне славились своей гостеприимностью: уходя из дома, славянин не закрывал дверь, а на столе оставлял еду на случай, если к нему решит зайти гость.

Славянские женщины славятся и по сей день своей естественной красотой и преданностью. Обычно славянка лишала себя жизни, когда умирал её муж, так как не хотела продолжать жить без него.

Славянская культура так же отличалась своим разнообразием. Люди любили писать, петь песни, слушать и пересказывать старинные предания. Дети, постоянно находившиеся рядом с родителями или старшими братьями и сёстрами, перенимали культурные традиции.

Одной из главных черт, характеризующих славян, являлась любовь к свободе. Они не терпели над собой насилия и предпочитали жить без вождей. В некоторых племенах всё же были правители, но их выбирали после тщательных обсуждений и совета старейшин. Кандидат на власть должен был явиться перед народом босой и в лохмотьях. Он давал клятвы народу, а в случае нарушения этих клятв, его немедленно прогоняли.

Все земли, урожай и реки считались у славян общими. Пользовались ими все вместе. Над пленными славяне не издевались, а, заставив отработать несколько лет, предлагали либо уйти домой, либо остаться и стать равным всем.

Родоплеменные традиции славян оставались неизменными, но при этом в их общинах происходили серьезные социальные изменения: дробились общины на семьи, усиливались имущественные и сословные различия. Всё это вело к тому, что воспитание из равного и всеобщего превратилось в семейно-сословное.

Так, в результате разделения на классы появилось 4 социальных слоя: общинники-земледельцы, ремесленники, знать и дружинники, языческие жрецы. В каждом социальном слое педагогические методы, традиции и программы воспитания подрастающего поколения отличались. Однако, основой воспитаний всех слоёв населения у древних славян оставалось язычество. Язычество — официальная религия древних славян. Она основана на поклонении и почитании многих богов, обожествлении сил природы, животных, растений и деревьев. Одни племена верили в силы космоса и природы, другие — в Рода, третьи — в души умерших предков и т. д. Так, у славянской культуры появилось большое количество разнообразных обрядов и ритуалов, отличных друг от друга.

Основой народного мировоззрения была мифология, в которой отражались представления об укладе мира. Эти таинственные и магические уклады лежали в основе сознания славянина.

Самые древние языческие боги у славян не имели имён, за исключением Рода (мужское начало) и Рожаниц (женское начало, дающее жизнь всему живому). Позже они стали в разных племенах наделяться разными качествами и получили много других имён.

Но в X веке язычество стало более организованным: выделились главные божества, почитаемые всеми славянами. Это были 7 основные богов: Перун (бог грозы и молний), Велес (покровитель скота и богатства), Хорс (бог летнего и зимнего солнцестояния), Даждьбог или Стрибог (бог солнца), Мокошь или Макошь (богиня плодородия и покровительница семейного очага, самое загадочное божество). Все они составляли так называемый Владимиров пантеон, и в честь этих богов князь поставил на холме «кумиры» — идолы.

На более низком уровне находились такие персонажи как: Ярило (олицетворение мужского начала, обеспечение плодородия, прибытка урожая), Купала (также символ плодородия, его неизменными символами являлись вода и огонь), Коляда (персонаж, связанный c новогодними праздниками, его праздник носил карнавальный характер, а песни-колядки отражали пожелания благополучия дому и семье), Лада (покровительница красоты, любви и брака).

На самом низком уровне находились такие персонажи, как Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Леший, Водяной, Кикимора и др. Древние славяне считали, что весь мир заполнен духами, и от них зависит течение жизни людей. Вера в этих духов была важной для славянина, и это отразилось в фольклоре, обрядах, поверьях.

Языческие представления о мире стали основой воспитания подрастающего поколения у древних славян: дети с детства приобщались к культуре и традициям, верили в языческих персонажей, заклинания и прочее. С ранних лет ребёнок попадал в атмосферу волшебства, он сам изготавливал предметы для быта и ритуалов с языческой символикой. Также немаловажную воспитательную функцию выполняли различные мифологические персонажи, примером которых родители хотели привить детям силу, мужество, упорство, честь и достоинство. Носителями лучших идеалов оказались персонажи эпоса и сказок, служившие для детей образцами физической силы, трудолюбия, трудолюбия, геройства, мудрости, выносливости, свободолюбия, взаимопомощи и взаимовыручки.

Древние славяне не знали и не признавали рабства, для их характера это было чуждо. Устное народное творчество порождало устойчивую систему ценностей. В передаче и привитии этой системы ценностей и состоял смысл воспитания.

Главной задачей педагогики было воспитание детей в качестве хороших работников и храбрых воинов. Эту функцию выполняла народная педагогика, которая вводила подрастающее поколение в культурные обычаи и мир природы.

Особую роль играли обряды. Их важной задачей была передача практических навыков детям, необходимым им для жизни и труда. Древние истины передавались путём пословиц и поговорок.

Первой естественной воспитательницей ребёнка выступала мать. От неё ребёнок впервые перенимал обычаи, традиции, родной язык, представления о родной природе, учился понимать мир.

До 3–4 лет дети обоих полов находились только под опекой матери. Роль в воспитании матери уже в те времена понималась как основополагающая, отсюда и возникло слово «матёрый», т. е. воспитанный матерью.

В 3–4 года в крестьянских семьях дети выполняли несложную работу, помогали старшим (чаще всего матери). Детей знатных славян отдавали на воспитание в другую семью или семью родственников. Этот обычай назывался «кормильством».

С 7 лет ребёнок переходил в возраст отрока, который длился до 14–15 лет. По истечении отрочества девочки оставались под присмотром матери, а мальчики — под опекой отца. В семье земледельца они помогали возделывать земли, в семье ремесленника осваивали ремесло, в семье дружинника учились ратному искусству.

Письменность у славян появилась ещё до принятия христианства. Её мы можем наблюдать в текстах договоров русских князей с Византией (907, 911 и 944 гг.) и в археологических данных (гнездовский сосуд с надписью «горухша» — горчица), а также писало (орудие письма на бересте) из Новгорода 953–972 гг. и многое другое.

К X веку на территории восточнославянских земель сложилось государство Киевская Русь. Образование в Киевской Руси базировалось на православной христианской традиции. Но при этом средневековая христианская педагогика на Руси кардинально отличалась от воспитания и образования Западной Европы. В 988 г. Киевская Русь примет крещение, в то время как в Западной Европе христианство уже пять лет назад получает распространение. Вместе с религией Русь переняла от Византии и образовательные стандарты, основанные на древних традициях, что благоприятно сказывается на развитии педагогики.

Кроме того, на становление воспитания повлияла общеславянская традиция образования, особенно древнеболгарская. В 863 г. братья-монахи Кирилл и Мефодий создали кириллицу, опираясь на основы греческого алфавита, но с учётом фонетического строя славянской речи. Старославянский, а потом и древнерусский язык, стали для Руси не только языками церковных ритуалов, но и языками просвещения. Под влиянием православия образование на Руси стало доступно всем слоям населения, однако оно отдалилось от богатого наследия античности, чего не наблюдалось в европейской традиции. Содержание образование состояло в основном из изучения священных текстов без их толкования и «житийной» литературы.

Из-за непонимания латыни затруднялся доступ к многим произведениям, что существенно снижало круг научного знания.

В 1054 г. христианство официально разделилось на восточную и западную ветви. Русь, приняв позицию Византии, старалась придерживаться самобытной традиции образования, что было противоположно европейским традициям. Они ассоциировались у русской православной церкви с католичеством. В X-XI веках активно велась работа по переводу греческих и латинских книг, а в XII веке она практически остановилась. Это предопределило дальнейшее развитие образования в Русском государстве. Основополагающее влияние на идеал древнерусского образования оказали ценности православия. Согласно им человек должен верить в бога (слово «крестьяне» происходит от слова «христиане») и эта вера должна стать основой воспитания и обучения. На пути приобщения к богу русский человек ориентировался не на рациональное осмысление, а на внутреннее самосовершенствование и покой, достигаемые в быту. Так, основной задачей педагогики стало «душевное строительство», определившее отношение к знаниям как к нравственно-духовным ценностям.

Грамоте в языческой Руси обучали как групповым методом, так и индивидуально. Групповое обучение стало «предком» школ, которые появились вместе с введением новой буквенно-звуковой системы письма. До крещения Руси школы были двух типов:

‒ языческие школы, которые действовали в интересах языческой «верхушки»;

‒ христианские школы. Христианство вошло в славянскую культуру задолго до его официального принятия.

Первая официальная дата появления школ на Руси — 988 г. Не трудно догадаться, что это связано с принятием христианства. «Повесть временных лет» указывает на то, что князь Владимир открыл в Киеве при Десятинной церкви школу «книжного учения».

Князь Владимир прилагал усилия для воспитания достойного поколения, способного взять власть в свои руки, так как князь понимал потребность в укреплении государства. Но и церковь тоже была настроена на воспитание своих последователей, укрепление христианской культуры в обществе. В распространении образования на Руси есть большая заслуга христианской церкви, ведь именно она ввела традицию школьного образования. Так же грамотные люди были нужны в различных ремеслах и торговле.

После открытия школы при Десятинной церкви, обучающей 300 детей, древние летописи указывают на открытие ряда подобных школ на Руси. В XI веке сложилась такая система воспитания подрастающего поколения: школы «книжного учения», монастырские школы, школы грамоты, кормильство, женские школы.

Школы «книжного учения» относились к школам повышенного типа. Здесь детей обучали так называемым «семи свободным искусствам». Особенностью данных школ было то, что обучение в них базировалось на изучении текстов и книг, что расширяло круг познания учеников.

Эти школы готовили своих учеников к государственной, культурной и церковной жизни. Примерами таких школ являются школы Владимира (988 г.), дворцовая школа Ярослава Мудрого и (1037 г.) и другие. Школа Ярослава Мудрого была прикреплена к Софийскому собору и имела международное значение. Это была престижная школа: в ней велось переписывание книг, а также происходило обучение писцов и переводчиков для этого дела. Данная школа известна ещё и тем, что в ней была основана первая на Руси библиотека.

Монастырские школы существовали с XI века при монастырях. Студитский устав требовал отдельного проживания монахов и обучения их грамоте. Сначала такие школы вводились только для новоприбывших монахов, ещё недостаточно разбиравшихся в церковных постулатах. Они обучались индивидуально. Некоторые из монастырских школ также были школами повышенного типа, например школа в Киево-Печерском монастыре (1068 г.). Она давала образование, достигавшее уровня византийских духовных академий. Из неё выходили как духовные деятели, так и различные представители культуры. Школа известна своей библиотекой. Киево-Печерский монастырь считался центром летописания, он поставлял книжную продукцию на всю Киевскую Русь. Главной педагогической задачей монастырских школ считалось воспитание подростков в духе аскетизма — лишения всех земных радостей, терпения, покоя. В XII веке князь Ярослав Осмомысл (1153–1187 гг. ) выдвинул идею об основании открытых монастырских школ для населения. Такие школы были открыты в Галицко-Волынском княжестве.

Школы грамоты существовали, как правило, в городах, так как в селе грамоте не обучали. Здесь учились дети знатных людей: бояр, посадников, купцов, ростовщиков, зажиточных ремесленников. За обучение нужно было платить, поэтому этот вариант школ был недоступен для простого населения. Изучались в них такие предметы, как счёт, чтение и хоровое пение. Занятия проходили индивидуально или в небольшой группе людей (8–10 человек).

Кормильство — форма домашнего воспитания детей знати. Князь подбирал для своего сына или дочери знатных воевод или бояр, которые жили в других волостях. Ребёнок не только оставался там на воспитание, но и княжил в этой волости. Кормилец считался не просто наставником, а ещё и управляющим. Кормильство предполагало высокий уровень военно-физической подготовки и качественное образование (князья владели 5–6 иностранными языками). Поначалу кормильство нравилось князьям, так как сближало знать различных областей, но позже вскрылись его негативные последствия: семьи плохо ладили друг с другом, родители не знали детей, а братья не знали братьев. Это увеличивало возможность междоусобиц. Также высокий статус кормильцев позволял вмешиваться в семейные и политические дела князя, чьего ребёнка они взяли на воспитание. С XIII века кормильцы заменяются дядями — высокообразованными людьми. Они становились чем-то вроде гувернёров для детей.

Женские школы. Примером школ данного типа является школа Анны Всеволодовны (сестры Владимира Мономаха), открытая в 1086 г. при Андреевской церкви в Киеве. Позже женские школы были открыты во многих других городах (Суздаль, Полоцк и другие). Источники утверждают, что женщины, обучавшиеся там, были очень образованы, особенно знатные представительницы воспитанниц школ. Это поднимало статус Киевской Руси в глазах Европы.

Большинство детей (чаще из простых семей) воспитывалось в семье. В основном их учили работе и некоторым ремёслам, иногда они могли изучать грамоту и хоровое пение.

За XI — XII века Киевская Русь смогла сделать большой прорыв в области образования. Примером этого является дворцовая школа Ярослава Мудрого. Были причины, способствовавшие распространению грамотности на Руси:

‒ об образовании беспокоилась и церковь, и власти;

‒ обучение осуществлялось на славянском языке;

‒ из Болгарии проникла и распространилась письменная традиция Кирилла и Мефодия;

‒ существовало самообразование, которого ещё почти не было в Европе;

‒ школа была открыта для многих классов населения;

‒ в школах могли обучаться девушки;

‒ древнерусские школы отличались своей демократичностью, чего нельзя было сказать о западноевропейских школах.

Так, можно сделать вывод о том, что практика воспитания подрастающего поколения у восточных славян, не только помогала передавать навыки, необходимые в труде, но и воспитывала нравственных людей. Благодаря фольклору передавались культурные ценности, религия давала понятия о добре и зле, распространялось обучение грамоте, всё это благоприятно сказывалось на развитии Древнерусского государства в целом.

Литература:

  1. Бердышев, Сергей Николаевич. Древняя Русь. — М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2007. — 240 с.: ил. — (История России).
  2. Жук, Светлана Михайловна. Киевская Русь. — М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2007. — 240 с.: ил. — (История России).

Основные термины (генерируются автоматически): Русь, школа, славянин, подрастающее поколение, Киевская Русь, ребенок, век, древние, Киев, славянская культура.

Слав — Студенты | Britannica Kids

Коллекция Сергея Михайловича Прокудина-Горского / Библиотека Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия (цифровой номер файла: LC-DIG-prokc-20542) Encyclopædia Britannica, Inc.

Славяне — крупнейшая этническая и языковая группа народов Европы. Они живут в основном в восточной и юго-восточной Европе, но также распространяются через северную Азию до Тихого океана. Славян обычно делят на восточных славян (в основном русские, украинцы и белорусы), западных славян (в основном поляки, чехи, словаки и венеды или сербы) и южных славян (в основном сербы, хорваты, боснийцы, словенцы, македонцы и черногорцы). Болгары, хотя и смешанного этнического происхождения, говорят на славянском языке и часто считаются южными славянами.

славяне говорят на разных языках индоевропейской языковой семьи. Большинство славян христиане, но они все еще разделены по религиозному признаку. Русские, сербы и македонцы, наряду с большинством украинцев и белорусов, принадлежат к православным церквям. Поляки, чехи, словаки, хорваты, словенцы, а также некоторые украинцы и белорусы являются частью Римско-католической церкви. Разделение между этими группами дополнительно отмечено использованием кириллицы первой группой (но включая всех украинцев и белорусов) и латиницы последней. Есть также много религиозных меньшинств, таких как мусульмане, протестанты и евреи.

Ученые считают, что славяне изначально заселили часть Восточной Европы. Они вошли в исторические записи о 6 веке нашей эры, когда они начали серию переселений. Славяне распространились на запад в земли между реками Одер и Эльба-Заале. Они также двинулись на юг в Богемию, Моравию, Венгрию и на Балканы и на север вдоль Днепра. Когда переселения закончились, славяне стали образовывать государства, каждое из которых возглавлял князь.

В последующие века славянские народы оставались в значительной степени независимыми друг от друга. Западные славяне вместе со словенцами и прибрежными хорватами интегрировались в Западную Европу. Их общества развивались по образцу других западноевропейских стран. Напротив, восточные и южные славяне веками не имели тесных контактов с европейским сообществом, поскольку их земли были захвачены монголами и тюрками. Эти группы создали более автократические правительства, в которых лидеры обладали абсолютной властью над людьми.

В Средние века славянские государства, оставившие богатое культурное наследие, развивались в Чехии, Польше, Хорватии, Боснии, Сербии и Болгарии. Однако к концу 18 века все эти государства были поглощены могущественными соседями — Османской империей, Австрией, Венгрией, Пруссией или Россией. История восточнославян часто была отмечена неудачными попытками дать отпор азиатским захватчикам. В 16 веке Московия (позже Россия) начала курс экспансии через Северную и Среднюю Азию, что в конечном итоге сделало ее самым могущественным славянским государством.

В 19 веке славянская интеллигенция прилагала усилия для объединения славян для достижения общих культурных и политических целей. Это движение, известное как панславизм, оказало некоторое влияние на создание двух новых славянских государств после Первой мировой войны. Чехословакия, образованная в 1918 году, состояла в основном из чехов и словаков. Югославия, образованная в 1929 году, состояла в основном из словенцев, сербов, хорватов и черногорцев. Обе эти страны распались в 1990-х годах, Чехословакия мирно, а Югославия насильственно, что еще раз продемонстрировало трудности сотрудничества между славянскими народами.

Отношения России и славян

Толпа наблюдает за ежечасной сменой почетного караула у мавзолея Ленина на Красной площади, Москва, 1986

-Очерк-

ЛЮБЛЯНА — Не очень отношения с Россией. Я выросла в Словении, и мне не нужно было учить русский язык, чтобы понять красоту классической досоветской литературы. Переводы русских шедевров на мой родной язык были восхитительны.

Но, помимо моего косвенного отношения к русской культуре, у меня было очень мало стычек с настоящими русскими, поскольку, насколько мне известно, ни один из них не жил в Словении. Ну, кроме одного: молодой человек спортивного телосложения с длинными вьющимися волосами. Я помню, как он смешивался с поэтами и другими группами в богемном баре в Любляне. Я забыл его имя, но через несколько лет он исчез со сцены. Ходили слухи, что он мог быть российским разведчиком или торговцем наркотиками. Но я понятия не имел. Этот вопрос никогда не интересовал меня настолько, чтобы исследовать его дальше.

Во время Второй мировой войны мои родители принимали участие в войне сопротивления нацистским оккупантам и свободно говорили по-немецки. Как следствие, немецкий был первым иностранным языком, который я выучил. Но это был также язык, который я использовал меньше всего. В старших классах я выучил английский и французский языки. Я не чувствовал ни влечения, ни близости к русскому языку, который, как мне казалось, будет легко понять, что-то в некотором роде слишком близкое и знакомое.

Но при этом всегда была большая неуверенность ко всему русскому. После спора между Иосифом Сталиным и Тито и выхода Югославии из советского блока в 1948, обе стороны так и не восстановили дружеские отношения с революционных времен Третьего Интернационала.

Но, на мой взгляд, дело было не только в этом.


Несмотря на наши общие славянские корни, две культуры никогда не подходят друг другу; Русские с пастушеской, широкой мелодичностью своего языка никогда не сливались с нашей землей, полной узких долин и средиземноморского благоухания. Мы были славянами, но не русскими, и поэтому изучение западных языков имело для нас больше смысла, поскольку они были ключом к большему миру и более ярким культурам.

Я не припомню в молодости ни одного человека, который бы особо интересовался русскими вещами. Если культурным авторитетом поколения моих родителей была Вена, то моим был Лондон, а Америка не сильно отставала. Позже объектом наших желаний стал Париж.

из Ленинграда в Москву

Ностальгия и меланхолия, а иногда и импульсивность нашего национального характера — все это славянские атрибуты, как меня учили. Пока я жил в Словении, я не знал никого, кто ездил в Россию и привозил из первых рук информацию об этом культурно далеком месте.

Я не имел ничего общего с русскими, пока не сел на Туполев Ту-134 Авиагенекс, чартерной компании из Белграда, которая доставила меня из Любляны в Ленинград. Я был в составе югославской туристической группы, направлявшейся в Советский Союз. Поскольку регулярных рейсов в Москву из Любляны не было, мне пришлось нанести групповой визит, прилететь в Ленинград, а оттуда поездом до Москвы, откуда я должен был отправиться в Пекин.

Когда мы приземлились в ленинградском аэропорту и таможенник просмотрел мои вещи, он поинтересовался местом моего назначения. Я сказал, что направляюсь в Китай, что побудило его спросить, зачем мне учиться в такой примитивной стране. Я должен учиться в России. Я был доволен своим выбором, поэтому ухмыльнулся офицеру, который казался несчастным и покровительственным. Как может кто-то, кто ничего о вас не знает, подсказать, что вам делать со своей жизнью?

У меня был день, чтобы провести в Ленинграде, поэтому я пошел в Третьяковскую галерею, где реалистическое социальное искусство угнетало меня, в то время как великое искусство было закрыто от публики. Кроме величия Ленинграда, сегодняшнего Санкт-Петербурга, я еще помню всепоглощающий запах водки на вокзале. Это было неприятно. Было ощущение, что вся нация принимает одно и то же лекарство, чтобы прожить день.

Тот день был в ноябре 1976 года. Несколько дней в Москве не улучшили моего унылого впечатления от России. Свой последний визит в Советский Союз и Россию я закончил несколькими днями позже следующим образом:0003

Спустя почти двое суток поезд остановился на границе с Россией. Это была долгая остановка, так как Советам нужно было отрегулировать колеса поезда, чтобы они соответствовали стандартному размеру железнодорожных путей, которые использовали китайцы и остальной мир. Пока мы ждали, меня обыскали советские таможенники. Я планировал пожить в Китае пару лет, и я не хотел быть там без чтения. Но мои книги были на нескольких языках, и офицеры хотели убедиться, что им ничего не понравится. Пятеро из них вошли в мою каюту, по одному на каждый язык. Я едва мог подавить смешок, когда они пытались прочитать мои рукописные заметки. О боже, дай мне попасть в Китай, думал я, пока офицеры пытались убедить меня снова остаться в Советском Союзе.

В отличие от Югославии, в Китае везде были следы советской пропаганды. Я приехал в Китай, чтобы узнать о России? Марксистско-ленинская иконография, искусство, архитектура и отпечатки советской идеологии были на каждом шагу моей новой жизни. Это было ожидаемо; что две страны были тесно связаны, пока Москва и Пекин не вступили в идеологическую драку, которая привела к расколу между двумя коммунистическими гигантами

в 1960 году. После разделения российские специалисты в одночасье покинули Китай. Чтобы заполнить образовавшуюся пустоту, Мао Цзэдун запустил «Большой скачок» — экономический план, призванный заменить российский опыт. Это обернулось катастрофой, как маоизация во время Великой культурной революции, повергнувшая всю страну в смятение и хаос. Затем, в 1974 года, когда иностранные студенты начали прибывать в Китай, спящий дракон снова начал открывать свои двери, и в 1979 году Дэн Сяопин наконец впустил американцев.

Они прибыли последними, но Китай их любил. До торжественного открытия Китая для Запада русские все еще надеялись вернуться и снова доминировать в Китае. Таково было впечатление ближайшего окружения пекинских иностранных корреспондентов. У них были доказательства того, что Советы до 1979 года имели доступ к конфиденциальной информации, переданной им некоторыми членами Политбюро Коммунистической партии Китая.

Русские делились утечками со своими доверенными друзьями всякий раз, когда это служило их стратегическим целям. Посольство Советского Союза в тот период было самым большим в Пекине, в нем работало более 1000 дипломатов. Однажды один из них подошел ко мне, когда я был в парке Ри Тан, недалеко от дипломатического корпуса, и фотографировал людей, практикующих тайцзи. Он пытался завербовать меня. Я не был в шоке. Я задавался вопросом, почему другие агентства не обратились ко мне, поскольку мой профиль, должно быть, их заинтересовал. Было бы очень весело дразнить их. Но они никогда не постучали в мою дверь.

Визит Путина в Третьяковскую галерею

Президент России

Романофф или социалист

В следующий раз я коснулся земли России, когда летел из Рима в Киев и мне нужно было пересаживаться в Москве. Через несколько месяцев после обретения Украиной независимости я некоторое время работал в итальянской торговой и инжиниринговой компании. Наш итальянский турагент забыл сказать нам, что нам нужно пересесть в московский аэропорт, чтобы успеть на стыковочный рейс в независимый Киев.

Русская душа была намного выше славянской идентичности, и она даже не была русской. Это было мессианством.

Вообще мои редкие встречи с русскими состояли из поверхностных разговоров. После того, как русский узнавал мою личность, в большинстве случаев они начинали говорить со мной по-русски. Они всегда недоумевали, почему я не отвечаю им по-русски. Если мы вступали в более напряженную беседу, я замечал, что русские часто имели вид превосходства по отношению к другим славянам; они чувствовали себя более умными, чем остальной мир. Они казались убежденными, что были правы и были избранным народом, поскольку принадлежали к имперскому государству, неважно, романовское оно или социалистическое.

Они ценили нас, своих младших родственников, только тогда, когда им требовалась поддержка их имперских взглядов. Почему? Именно потому, что я или любой другой мелкий славянин должен хотя бы, как они думали, понимать русский образ мыслей. По этому принципу славяне запрограммированы на русский ум, но было очевидно, что никакой другой славянин никогда не будет им равен.

У нас не было души, потому что мы, другие славяне, имели любовь к чужому, а русская идентичность была привязана к понятию великой державы, которая могла процветать только в пределах русской территории. Русская душа была намного выше славянской идентичности, и она даже не была русской. Это было мессианством.

Чем объясняется путинское вторжение

Несколько недель я пытался понять, почему Путин начал войну с Украиной. Откуда взялась его всемогущая жестокость, его великая решимость уничтожить все на украинской земле?

Пожалуй, нет смысла говорить о логике в отношении диктаторов. Я сомневаюсь, что мы когда-нибудь поймем, почему совершенно бесчеловечный Трамп был избран управлять самой могущественной страной в мире. Может быть, нам следует сказать, что он просто сумасшедший, и двигаться дальше. Америка, возможно, пережила Трампа, но я не верю, что мир выживет, если Путин продолжит свое имперское безумие. Итак, после долгих догадок, как Путин мог совершить такие зверства, из далекого Китая пришел ответ.

Будучи молодым студентом в Пекине, я познакомился со словенским дипломатом – не меньше, чем с главой Югославской торговой палаты. Он был там со своей молодой семьей (у него было двое маленьких детей). К сожалению, я потерял с ним связь после отъезда из Китая. Но недавно я увидел рецензии на книгу, написанную бывшим послом Словении в России Андреем Бенедейчичем. Мне потребовалось некоторое время, чтобы понять, что Андрей был сыном бывшего югославского дипломата в Пекине, который был там, когда я учился в Китае несколько десятилетий назад. Книга под названием «Россия и славянство» увлекательно читается и привлекла большое внимание в Словении, где она была опубликована.

В интервью о книге Бенедейчич сказал, что словенцы никогда не понимали толком русское восприятие славянства. «Во время разговоров с российскими официальными лицами мы говорим о «нашей нации», а русские отвечают: «ваша нация и наши нации», — сказал бывший посол. «Для российских чиновников никогда не было иначе: славянский аспект — это лишь часть «русской» великодержавной идентичности. Эта двойственность существует с момента возникновения современного Российского государства».

Таким образом, между Россией и славянами существует дуализм, и русская официальная интерпретация определяет славян как низшие, менее развитые образования.

Фото книги «Русия в слованстве» автора Андрея Бенедейчича

Андрей Бенедейчич

Все мои вопросы сошлись в одном месте. Книга, которую написал Бенедейчич, объясняла отношения между Россией и остальными славянами. Антагонизм возник с самого начала, во времена первого восточнославянского государства, Киевского (Киевская Русь), в конце 800-х годов. Он продолжается до нынешней войны на Украине. Бенедейчич, которому было восемь лет, когда я познакомился с ним в Пекине, опубликовал книгу, в которой рассказывает о войне на Украине сегодня. Книга читается непросто, так как отношения между русскими и остальными славянами сложны и противоречивы. Но автор поместил украинскую резню (это мое слово) в существенный исторический контекст.

«Путин несколько раз очень откровенно говорил о славянах, — сказал Бенедейчич в интервью в первый месяц войны на Украине. «Наиболее откровенно на пресс-конференции в 2014 году он сказал, что славяне — это небольшие зависимые образования.

Столь же неумолим и нынешний патриарх РПЦ и бывший митрополит Кирилл, весьма нелестно отзывающийся о древних славянах. Если мы читаем статьи Путина о его национальной идентичности, он пытается найти квадратуру круга. Он утверждает, что русская идентичность существует только в контексте российского государства. Вне этого контекста русских нет, потому что они сливаются за границей с остальной средой.

Миссия России связана со страной полиэтнической — не мультикультурной, а полиэтнической. Речь идет о его цивилизации. По словам Путина, русские превзошли их славянство и этническую принадлежность. Вот он по линии Достоевского, считавшего остальных славян незрелыми, враждующими друг с другом и потерянными в своей расе.

У русских же более высокая миссия. Здесь он в русле Дугина, выдвинувшего тезис о восточных и западных славянах. Восток строит государство, а Запад не строит государства. Основная критика западных славян заключается в том, что они всегда находятся на обочине западной цивилизации и лишь копируют ее модели. Но они не способны сами по себе создавать отдельные культуры».

Россия считает себя чистой, высшей цивилизацией.

Эта характеристика указывает на то, что Россия считает себя чистой, высшей цивилизацией. Бенедейчич, как дотошный историк, не предлагает и не сравнивает Россию с другими режимами, заявляющими, что они принадлежат к высшей расе. Он просто перечисляет исторические факты.

Надежда на построение открытых обществ

Как бы я ни был в ужасе от оправданий Путина за свои ужасные действия на Украине, я чувствовал себя комфортно, зная, что мои догадки о русском мире были верны. Недавно я встретил Бенедейчичи в Любляне. Мы сели в Petit Cafe возле памятника Наполеону в одном из красивейших уголков города.

По иронии судьбы место, которое мы выбрали для встречи, доказало, что мы западные славяне, которые, по словам Путина, являются «копипастерами» западной цивилизации. Тем не менее, как пишет Бенедейчич, те небольшие общины славян, которые являются частью более крупного Европейского Союза, могли бы способствовать более жизненному и гибкому будущему в дальнейшей демократизации Европы. Может ли это быть тот же тип антагонизма, что и между авторитаризмом, который предлагает Китай, и демократией, которую, по словам Америки, она защищает?

В посвящении в моем экземпляре своей книги Бенедейчич оставил мне примечание: «Тот факт, что мы встретились спустя столько лет из-за этой книги, означает, что ее стоило написать».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *