Крестьяне при Петре I [России начала 18 века] — реформа, суть, дата, год, проведение, цели, последствия, влияние, кратко, вики — WikiWhat
Основные статьи: Русские крестьяне, Общество при Петре I
Содержание (план)
1. Налоговая реформа Петра I
2. Первая перепись населения и введение паспортов
3. Государственные крестьяне
4. Крепостные крестьяне
5. Приписные крестьяне
6. Посессионные крестьяне
7. Жизнь людей при Петре I
Налоговая реформа Петра I
см. Налоговая реформа Петра I
Первая перепись населения и введение паспортов
С целью учёта в стране количества населения, которое должно платить подушную подать, была впервые в истории России проведена перепись (ревизия) населения. Эти списки назывались ревизскими сказками. В 1724 г. вводились паспорта, что позволяло государству обеспечить систему контроля над подданными и ограничить возможности передвижения по стране.
Заводы Демидова. Во времена Петра I одним из самых крупных частных владельцев мануфактур был Никита Демидов. Он производил на уральских Невьяновских заводах железо, которое продавал государству для нужд армии. Часто на заводах Демидова использовались беглые люди. Они таким образом уходили от правосудия, а Демидов за них не платил налогов, потому что они нигде не были учтены. Жизнь таких работников была очень тяжёлой. Они жили в подвалах, которые легко можно было затопить, если вдруг нагрянет государственная проверка количества работающих.
Государственные крестьяне
При Петре Великом изменился состав государственных крестьян. К ним относились, как и прежде, черносошные крестьяне русского Севера; местное население и русские переселенцы в Сибири; народы Поволжья. Однако на положение государственных крестьян, которые платили подушную подать, перешла и часть бывших служилых людей по прибору. Таким образом, при Петре были соединены в единое сословие все сельские жители, которые не принадлежали светским и церковным владельцам. Государственные крестьяне несли тягло. Они считались свободными подданными государства.
Крепостные крестьяне
Однако монарх мог «пожаловать» (подарить) своим приближенным за заслуги государственные земли. А жившие на них государственные крестьяне таким образом могли стать крепостными. Это и стало происходить в послепетровское время.
Частновладельческие крестьяне (вотчинные, монастырские, патриаршие и т. д.) стали единой группой крепостных. Было ликвидировано холопство как сословие. Холопы слились с крепостными крестьянами. Страна стала почти целиком крепостнической.
Приписные крестьяне
Рост числа государственных мануфактур при Петре I потребовал обеспечения их рабочей силой. Последовал указ царя — «приписать» черносошных крестьян к мануфактурам, чтобы они несколько месяцев в году работали там. А причитающуюся им заработную плату засчитывали в качестве подати государству. Таких крепостных крестьян называли «приписными». Материал с сайта http://wikiwhat.ru
Загрузка…
Посессионные крестьяне
Царь Пётр I поощрял развитие частных мануфактур, хозяева которых были к нему близки. Их владельцам разрешалось покупать целые деревни, владеть ими и использовать крестьян этих деревень для работы на мануфактурах. Таких крестьян стали называть посессионными (от слова «посессио» — владею). «Вечноотданными» называли учеников, которых хозяева поработили «в оплату» за обучение рабочим специальностям.
Жизнь людей при Петре I
см. Жизнь людей при Петре I
Категории:
Реформы Петра I Крестьянство
Материал с сайта http://WikiWhat.ru
Крестьяне при Петре 1 кратко о положении, жизни и реформах в петровскую эпоху
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 37.
Обновлено 21 Ноября, 2022
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 37.
Обновлено 21 Ноября, 2022
В начале XVIII века крестьянство составляло в России свыше 90 % населения, так как доля горожан была одной из самых низких в Европе. Крепостное право оформилось в предыдущем XVII веке с принятием нового свода законов государства — Соборного Уложения 1649 года. Реформы, проведённые Петром I, в наименьшей степени затронули жизнь и быт крестьян. Например, их одежда осталась прежней и бороды они не стали брить.
Новшества в положении крестьян
Пётр I единолично правил с 1696 по 1725 год, и к концу его царствования в Российской империи было три вида крестьян: помещичьи, или крепостные, монастырские и государственные.
Рис. 1. Царь Пётр I.Таким образом, частью крестьян владели духовные и светские феодалы, причём вторые в петровскую эпоху несли военную службу. Доля государственных крестьян отличалась в зависимости от губернии.
Наибольшее их количество было в Сибири и на Урале, а наименьшее — в регионах с крепостным правом. Таковыми были территории вокруг Москвы и южнее неё, например около засечных черт вблизи Орла и Тамбова. Там, где они создавались, крестьян в XVII веке передавали во владение помещикам за несение воинской службы.
В 1714 году Пётр I издал указ о единонаследии, суть которого заключалась в том, что исчезала разница между вотчиной и поместьем. В допетровскую эпоху поместье не было наследственным владением.
Все крестьяне в царствование Петра I были переписаны с целью введения в государстве подушной подати. В 1718–1724 годах была проведена податная реформа, и налогообложение вместо подворного стало подушевым.
Идея подушной подати принадлежала не только царю, но и обер-фискалу Алексея Нестерову. Систему подворного сбора налогов они считали несправедливой, так как количество жителей одного двора могло быть от 5 до 30.
Итоги переписи и её последствия
Сама идея подушной подати была не новой, раньше, чем в России, её реализовали в некоторых государствах Европы. Перепись податного населения началась 26 ноября 1718 года, а с января 1720 стали переписывать не только крестьян, но и следующие категории жителей:
- церковников;
- холопов;
- дворовых.
Общая численность податного населения к концу царствования Петра I составила 5,5 млн человек. При переписи учитывались только мужские души, следовательно, численность населения Российской империи составляла около 11 млн человек.
Крестьяне обязаны были платить по 80 копеек подати с души. После смерти Петра I на престол вступила его жена Екатерина I, и в её короткое правление размер подати снизился сначала до 74, а затем и 70 копеек.
Дополнительным сбором в 40 копеек были обложены государственные крестьяне, которые не платили оброка помещикам. Большая часть средств шла на содержание армии и флота.
При Петре I в России появилось около 200 мануфактур и стал развиваться горнозаводской Урал. Для работы на них владельцам разрешили покупать сельских жителей и прикреплять их к предприятиям, поэтому появилась новая категория населения — посессионные крестьяне.
Кратко особенности положения крестьян в петровскую эпоху можно представить в таблице.
Новое явление | Суть |
Деление крестьян на разряды | Крепостные, государственные, монастырские, посессионные |
Налогообложение | Подушная подать вместо подворной, перепись населения |
Инвентарь и сельскохозяйственные культуры | Коса-литовка и картофель |
К новшествам крестьянской жизни первой четверти XVIII века относится появление косы-литовки, которая была позаимствована в Прибалтике, а также внедрение новых сельскохозяйственных культур: табак, тутовые деревья, картофель, виноград.
Рис. 3. Государственные крестьяне.Что мы узнали?
Крестьяне при Петре 1 были мало затронуты реформами и вестернизацией. Можно сделать вывод, что они стали платить больше налогов, необходимых для содержания аристократии, армии и флота.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка доклада
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 37.
А какая ваша оценка?
Бедность и жестокость среди русских крестьян в конце 19 века
Бедность и жестокость среди русских крестьян в конце 19 века
Деревенская жизнь в позднецарской России представляет собой этнографический отчет о русских крестьянах около 1900 года. Автор, Ольга Семенова Тян-Шанская (сокращенно «Семенова»), провела четыре года, изучая сельские народ через длительное непосредственное наблюдение и контакт с ним.
Ольга Семёнова Тян-Шанская Меня заинтересовала эта тема как часть изучения, конкретно, качества жизни людей в разных местах и в разное время и на разных стадиях развития. Хотя в конце XIX века материальный прогресс шел быстрыми темпами, большая часть этого прогресса еще не достигла Рязанской губернии, где Семенова в основном училась. Какая там была жизнь?
Короче говоря, я ожидал бедности, которую я нашел. Я не ожидал также найти тревожную степень жестокости и оскорблений.
Во-первых, позвольте мне поделиться некоторыми отрывками из книги, которые я выделил, примерно сгруппировав их по темам. В конце я расскажу, как это интерпретировать и что с этим делать.
В последующих кавычках скобки указывают на вставки, сделанные редактором тома Дэвидом Рэнселом, а не мной. Все фотографии взяты из издания Kindle (и предположительно не защищены авторскими правами).
Бедность
Кирпичный каменный дом, предположительно в селе Мураевня.Вот типичный крестьянский рацион:
Обед состоит из щей, каши ( каша ) или, опять же, картошки и хлеба. В супе, конечно, нет мяса, только капуста, но изредка добавляется сметана.
кулеш ), либо в более густой форме, приготовленной с конопляным маслом. После обеда крестьяне отдыхают и возвращаются в поля. Они берут с собой немного хлеба на полдник где-то между тремя и пятью часами. С заходом солнца крестьяне расходятся по домам и около девяти часов вечера едят свой подогретый ужин с возможным добавлением обезжиренного молока.Картофель смешивают с квасом и луком. Кашу — обычно просо — едят либо с молоком, в так называемой жидкой форме (
Вы получаете лучшее представление об уровне жизни от продуктов, которые они считают особым лакомством:
К продуктам, которые можно встретить на крестьянском столе только во время годового праздника, либо во время свадебного или крестильного обеда, относятся блины ( блины ), мясо (телятина, предназначенная для праздников — убойна ), картофельные оладьи ( драчена ), булочки ( пышки ), саламата (разновидность тонкой каши), калинник (разновидность лепешки), оладьи ( оладьи ), щи с солониной (
солонина ).
Это, конечно, в хорошие времена. В плохие времена:
Во время голода крестьянская еда состоит из черствого хлеба, смоченного в воде и перемешанного с лебедой. Мужчины прилагают дополнительные усилия, чтобы найти любую работу, а иногда вся семья уходит попрошайничать. Как только тает снег, голодные дети собирают в пищу коренья и травы, такие как щавель и клевер. Крестьяне также варят суп из сныти ( Aegopodium podagraria ).
Еще одним признаком бедности является сжигание твердого топлива в доме. Вот визуализация проблем, которые вызывают:
Печи с дымоходом называются «белыми», а печи без дымохода — «черными». При топке «черной» печи дверь из главного помещения в прихожую оставляют открытой, чтобы дым вытягивался до уровня двери, а выше этого уровня образовывал сине-белое покрывало, сквозь которое ничего не видно. Верх двери не выше невысокого человека, так что, чтобы войти в дом, приходится наклоняться (сам потолок высотой всего 5 футов 10 дюймов).
Здоровому человеку трудно встать, когда топят печь, потому что его глаза будут в едком облаке дыма. Даже сидя на скамейке, чувствуется едкий дым в глазах.
Жить дровами и углем нехорошо; этим крестьянам часто приходилось жечь солому или того хуже:
Крестьяне ночью приносят солому для сна, а утром скармливают эту солому в печку. Ежедневное использование свежей соломы обеспечивает достаточно гигиеничную подстилку для крестьян. Но это так только в годы обильного урожая. В неурожайный год вся солома, которая у них есть, отдается скоту; иногда приходится сносить даже соломенные крыши, чтобы спасти животных от голодной смерти.
Нехватка соломы вынуждает крестьян использовать свою одежду в качестве подстилки и отапливать дом сухим навозом или сорняками, такими как лопух, чертополох и крапива. Соответственно, в такой год увеличивается и количество болезней. Одной из причин является отсутствие свежего постельного белья.
Плохое топливо также сильно вредит глазам. В засушливые 1891–1892 годы около десяти человек в двух наших деревушках (в каждой было около пятнадцати дворов) временно или навсегда потеряли зрение из-за печного дыма. Дым от сжигания высохшего навоза и сорняков, найденных на обочинах дорог и в оврагах, был настолько едким, что у пострадавших (в основном стариков и детей) развилась катаракта. Все они были госпитализированы в районную больницу города, но троим зрение так и не вернулось.
К сожалению, крестьяне также не знали элементарной гигиены — в царское время микробная теория еще не дошла от Института Пастера до русского крестьянства:
Если мышь упадет в кадку с солеными огурцами, квашеной капустой или маринованными яблоками, хозяйка почти всегда вызовет священника для совершения ритуала очищения. Мышь вынимается из кадки, и священник продолжает читать молитву над кадкой, трижды проходит над ней крестом, а затем откусывает огурец или яблоко или пробует квашеную капусту.
После этого содержимое ванны снова считается чистым.
И сочетание этого невежества с бедностью привело к катастрофам со здоровьем:
Крестьяне в сезон работ часто простужаются и теряют голос («Вся грудь заложена», — сообщают они), потому что пьют холодную воду, когда перегреваются. Раскрасневшиеся от жары и, как говорят крестьяне, «объятые жаждой», они, кажется, не могут напиться и берут воду из любого доступного источника. Пьют из придорожной канавы, из грязной лужи, из болота, везде, где найдут воду, чтобы утолить жажду. Среди крестьян распространены ленточные и аскариды. Осенью вода в реке буквально отравлена коноплей, которая вымачивается там до первых заморозков. Известны случаи отравления этой водой.
Мораль
Крестьянин, делающий обручи для бочек, Рязанская губерния Рязанский музейСеменова крайне недовольна трудовой этикой русских крестьян:
… крестьяне не думают о сбережениях на будущее.
Если крестьянин имеет хороший урожай, который продержит его до следующего года, он будет сидеть дома и бездельничать, и его нельзя заманить на дополнительную работу ни за какие деньги. Крестьяне нанимаются в батраки только тогда, когда к этому их толкает крайняя нужда, когда у них, так сказать, приставлен нож к горлу. [Тогда они будут выполнять] самую тяжелую работу, какую только можно вообразить.
Удивительно неуважение крестьян к тяжелому труду. «Его? Он копается в поле, как жук, с утра до ночи!» Они часто говорят это с презрением.
Она тоже увидела обиду и зависть:
Крестьяне побогаче недовольны отношением своих бедных соседей. «Они постоянно нас ненавидят и завидуют, говоря что-то вроде: «Почему ты думаешь, что ты намного лучше? Подождите, вы будете такими же бедными, как и мы». Если вы посадите яблоню, они обижаются, говоря: «Вот эта большая шишка садит сад! Мы голодаем, а он сад садит, да еще и забором его обносите!» И им ничего не стоит сломать забор и выкорчевать дерево.
Если дерево выживет и принесет плоды, они считают своим долгом совершить набег на него. «Вот сколько в них ненависти! И если с тобой случится какое-нибудь несчастье, они обязательно прикончат тебя».
В соответствии с русским стереотипом крестьяне много пили:
На свадьбах выпивается огромное количество алкоголя. Я сам был на свадьбах, на которых девяти- и десятилетних девочек заставляли пить, чтобы они танцевали для всеобщего развлечения.
Лучший повод для молодежи впервые напиться – это ежегодный фестиваль, который в этом регионе проходит в связи с Днем Святого Михаила. В этот праздник все в приходе напиваются. В хороший год праздник длится неделю, но даже при плохом урожае люди умудряются загулять на три дня.
Весной много несчастных случаев [в результате пьянства]. Некоторые люди тонут в заполненных водой оврагах. Другие раздавлены падающими вагонами; на пьяного мужика телега опрокинется, и конец ему.
Другим поводом для всеобщего пьянства являются сезонные полевые работы у помещика (обычно покос и вывоз продуктов в город), который за плату угощает крестьян угощением. В этих случаях вспыхивают ужасные бои, в результате которых можно покалечить или даже убить косой.
После [церковной] службы воздержанные мужики идут домой, а другие направляются в кабак, где все напиваются. Более трезвые крестьяне обедают дома, отдыхают, а потом «просто сидят» до вечера, разговаривая о своих делах и обсуждая урожай и связанные с ним темы. Но и в родном селе есть возможность выпить, и маловероятно, что крестьянин пропустит воскресенье без выпивки. Вечером женщины получают представление о количестве выпитого их мужьями алкоголя по силе получаемых побоев.
Верный стереотипу:
Кулачный бой и ругань изучаются довольно рано. Как только Иван начал ходить, он начал драться с другими детьми.
На самом деле его поощряли к этому, особенно если он мог превзойти другого маленького ребенка. Иван выучил ругательства у своих старших братьев и сестер еще до того, как смог составить целое предложение. Он начал называть свою мать стервой всякий раз, когда она ему в чем-то отказывала, к большому удовольствию всей семьи, даже самой матери. В таких случаях они даже подбадривали его.
(«Иван» здесь составная фигура типичного русского крестьянского ребенка.)
Воровство было обычным:
Когда в группу молодых пастухов входят несколько мальчиков постарше, скажем, в возрасте шестнадцати или семнадцати лет, они приказывают младшим воровать спиртное из дома, когда их родителей нет дома. Затем добыча делится на всех, нередко включая мальчиков от десяти до двенадцати лет.
Воровство между супругами не редкость. Это может быть муж, который крадет деньги из сундука жены для какой-то своей «нужды» или просто для того, чтобы развлечься в таверне.
Или жена могла взять у мужа немного муки или зерна и расплатиться ими за мыло или атласную ткань в магазине. Когда муж пьян, его жена вытаскивает бумажник из его сапога. Дети тоже воруют у матерей яйца или что-нибудь подходящее. Жены воруют шерсть у своих мужей.
В одном случае Семенова наняла крестьянку готовить еду и дала ей муки для выпечки хлеба. Женщина использовала часть муки, чтобы испечь пироги для себя и своего мужа. Об этом Семенова говорила с другой прислугой, Катериной:
Катерина: «Это не воровство! Просто испекла и съела. Она не уносила пирожные к себе в комнату и не прятала их в кладовке».
I: «Но она взяла муку, и от этого у работниц стало меньше хлеба. Какая разница, украла она его и унесла домой или съела прямо здесь? Это все равно грабеж».
Катерина: «А вот лепешки ела тут же, в твоем доме, вместе с мужем; это не грабеж. Если бы она украла муку из запертого шкафа или сохранила ее на будущее, это, наверное, было бы грехом».
Как бы я ни пытался объяснить Катерине, что самовольное присвоение чужого имущества, потребляемого сразу или сохраняемого впрок, все равно является кражей, она не соглашалась со мной.
Семенова отмечает, что «тот самый староста», который сдал вора муки, «когда охраняет господские яблони от набегов нанятых временно в пастухи мальчишек, каждый раз набивает карманы яблоками. ”
Жестокость
Крестьянские девушки из села Култуки Касимовского уезда Рязанской губернии. Рязанский музейПредупреждение: с этого момента этот пост может быть трудно читать.
Крестьяне вообще не считались с животными:
Кошки и собаки также менее полезны, чем другие животные, и крестьяне будут мучить их просто ради забавы, просто чтобы посмотреть, что из этого выйдет. Маленькие дети любят бросать кошек и щенков, когда они могут их поймать, в воду, чтобы посмотреть, умеют ли они плавать.
Когда я спрашиваю: «Тебе их не жалко?» дети отвечают: «Чего жалеть? Это не люди, просто собаки».
Не могу сказать, что крестьяне особенно хорошо относятся к своему скоту. Лошадей постоянно бьют. Но крестьянин очень огорчается, если лошадь умирает, потому что это большие финансовые потери. Точно так же женщина реагирует на потерю коровы.
Хуже того, они также жестоко обращались со своими детьми:
Наказание за хулиганство заключалось в побоях со стороны родителей. Били Ивана за то, что он кричал, обливался грязью или воровал кусок еды. Они не били его за драку, ложь или нецензурную брань.
Мы также продолжаем наблюдать случаи порки сыновей за оскорбление родителей. Этих непослушных детей (которым может быть до двадцати лет) без суда доставляют в городскую администрацию для наказания. По жалобе родителей начальник поселка вызывает сына и передает его охраннику для порки.
Преступника раздевают до пояса, кладут на пол в городской конторе и избивают ивовыми прутьями. Вход на зрелище открыт для всех жителей поселка.
Был даже случай изнасилования ребенка:
Летом был случай, когда двадцатилетний охранник яблоневого сада изнасиловал тринадцатилетнюю девочку. Мать девушки, правда очень бедная женщина, согласилась простить обидчика за три рубля.
Не знаю, что шокирует больше: то, что обидчик отделался штрафом, или то, что прощать его было решением матери.
Женщины
Группа крестьянских женщин Библиотека КонгрессаВ целом, с женщинами на всех этапах жизни обращались очень плохо — начиная с рождения:
Но когда родилась девочка, бабушка и дедушка перестали о ней думать, как только она крестилась. Они даже не выразили сожаления по поводу ее смерти. Молодой отец тоже не испытывал особого сожаления по этому поводу.
Если первый ребенок – девочка, в семье в основном чувствуется разочарование. Одна из женщин может заметить: «Ну, по крайней мере, она может быть нянькой». На следующий день никто не думает о девочке.
Вот, например, что происходит на «выставке невесты», которая проходит через одну-две недели после предложения руки и сердца:
Теперь невеста стоит перед женихом. Головной платок повязан так, что лицо затенено. Семья жениха внимательно осматривает невесту. — Может быть, она хромая? они могут спросить. Затем ее сестра или невестка заставляет ее пройтись по комнате. Задаются и другие вопросы, например, о том, может ли она быть глухой. Тогда ее будущие свекровь подходят к невесте и спрашивают: «Почему она так завернута, что мы не можем видеть ее глаза; может быть, она слепа на один глаз? Сестра невесты открывает лицо для осмотра. Если невеста бледна, семья жениха захочет узнать причину, спросив, не больна ли она.
Если вы думаете, что это не предвещает ничего хорошего для брака, невеста и ее семья согласятся с вами: позже, дома, невеста «бьется головой о скамью, выкрикивая причитания или, как это известный здесь «крик». К ней присоединяются мать и сестра:
Мой отец, мой кормилец,
Моя милая мать,
Меня выдали, бедного и несчастного,
И выдав меня, запили водкой
И подгоревшей хлебной коркой.
Чем мне обернется переезд к чужим,
К новым отцу и матери.
Мне придется угождать этим незнакомцам,
Быть всем им угодным и послушным.
Брак начался не очень удачно. После свадьбы:
Утром молодоженов будят шафер и крестная. Крестная приказывает молодой жене подмести полы. Медные монеты были заранее разбросаны по полу, и жене сказали отдать свекрови все монеты, которые она найдет. Делается это для того, чтобы узнать, не воровка ли молодая жена, а также чтобы посмотреть, насколько хорошо она подметает пол.
Женщины также плохо поддерживаются во время беременности:
Во время беременности женщина продолжает нести все свои обычные обязанности, как по хозяйству, так и в поле, включая связывание снопов, прополку, обмолот, сбор конопли, посадку и копку картофеля, вплоть до наступления беременности. труд, работа. Женщины часто рожают, выполняя домашнюю работу, например, замешивая хлеб, или даже когда они работают в поле; другие делают это в ухабистой повозке, спеша домой после первых мук приближающихся родов.
Младенцы
Молодая мать держит своего спеленутого новорожденного в Сапожском уезде Рязанской губернии. Рязанский музейНо самым шокирующим для меня — опять же, это будет трудно прочитать — было обращение с младенцами:
Матери, заботящиеся о чистоте, кладут в колыбель солому и меняют ее каждый день или два. Но чаще младенца кладут в грязную колыбель, застеленную грязной старой материнской юбкой: «Он так же может лежать на юбке, не лучше, чем кто-либо другой.
Другие, казалось, не умерли; они выжили».
До тех пор, пока Иван не сделает своих первых шагов, за ним присматривает сестра, девочка лет девяти-десяти. Она с трудом носит его и часто роняет, восклицая: «Ой, боже мой! Как я его отпустил?» Иногда Иван кувыркается вниз головой с пригорка. Когда он плачет, его няня свободной рукой бьет его по лицу или по голове, говоря: «Молчи, сукин сын».
Матери иногда пели жестокие колыбельные, например:
Тише, тише, тише, детка,
Я дам тебе шлепки,
Двадцать пять штук,
Чтобы ты лучше и крепче спал.
Тише, тише, тише, детка.
В конце деревни живет мужчина.
Он не беден и не богат,
У него много детей,
Они сидят на скамейке
И едят солому.
Я заставлю тебя страдать еще больше.
Я не дам тебе есть.
Я не буду застилать тебе постель.
А некоторые были еще хуже этих; сноска, добавленная редактором, гласит:
Русская фольклористка обнаружила, что около 8 процентов ее коллекции из тысяч колыбельных были песнями с пожеланиями смерти младенцам, предположительно слабым младенцам, подобным упомянутым здесь, чье выживание было сомнительным и которые, возможно, страдали от боли.
Действительно, похоже, смерть ребенка не всегда считалась трагедией:
[Смерть младенца в бедной семье, которая не могла содержать другого ребенка, видимо, расценивалась как благо, как записала Семенова в одной из своих неопубликованных полевых записок.] Когда в бедной семье умирает ребенок, люди говорят: «Слава богу, Господь одумался!»
И детская смертность была высокой. Некоторые смерти были результатом бедности и отсутствия гигиены:
Наиболее высока детская смертность летом во время поста св. . Диарея является основной причиной детской смертности. Что касается смертности, то в большинстве домов умирает более половины всех детей. Большинство женщин рожают от восьми до десяти или двенадцати детей, из которых выживают только трое или четверо.
Некоторые были вызваны удушением в постели, которое, как утверждалось, было случайным, но случалось так часто, что многие наблюдатели полагали, что это преднамеренное детоубийство:
Более того, молодые мамы очень часто случайно задушат своих детей во сне.
Мать иногда кладет младенца между собой и мужем, чтобы дать ему грудь, засыпает, переворачивается на нем и душит его. Добрая половина женщин перекладывала таким образом хотя бы одного ребенка — чаще всего они это делают в молодые годы, когда крепко спят. За наложение на ребенка священник налагает епитимью.
(Покаяние!)
А в случае с внебрачными детьми отпадает даже предлог несчастного случая:
Случаи детоубийства внебрачных младенцев вовсе не редки. Замужняя или незамужняя женщина рожает одна где-нибудь в сарае, душит младенца и сбрасывает его в реку (с камнем на шее), или оставляет в конопляных зарослях, или закапывает либо во дворе, либо где-нибудь в свинарник.
Родители молодой женщины, забеременевшей вне брака, выдали ее замуж, чтобы скрыть свой грех. Когда женщина родила, семья ее мужа [с которым она тогда жила] восстала против ребенка. Хотя ее муж был миролюбивым, простодушным парнем, не упрекавшим жену в ее юношеской нескромности, его семья была неумолима и в конце концов потребовала, чтобы она «избавилась от маленького ублюдка».
Это требование было настолько настойчивым, бедную женщину постоянно избивали и преследовали ее родственники, что она уступила. Она наполнила тряпку-пустышку младенца серой, соскобленной со спичек, положила ее в рот ребенку, и он вскоре умер. Мать предстала перед судом, но была оправдана.
Не все младенцы подлежат убийству, но внебрачные, скорее всего. Слабого младенца, который является обузой для матери, не убивают, хотя его родители будут роптать на его существование и постоянно выражать желание его смерти.
Пожилые женщины очень безжалостно и хладнокровно относятся к убийству незаконнорожденного «щенка», которого они считают неприятностью и обузой. Молодые женщины мучаются от такого решения и заставляют себя убивать своих младенцев только тогда, когда стыд или страх заставляют их терять рассудок или когда они больше не могут терпеть свои страдания и страдания своих детей. Мужчины, из того, что я мог наблюдать, зачастую просто не знают о таких убийствах, даже когда они происходят в их собственных семьях, или, если и разбираются, что происходит, то смотрят в другую сторону.
Редактор добавляет:
Наблюдения Семеновой тревожат современных читателей, но нет оснований сомневаться в их точности. Мои собственные недавние исследования по этому вопросу показывают, что во многих частях России дети, нежелательные из-за незаконнорожденности, физического уродства или явной слабости, встречали свою смерть либо быстро в результате детоубийства, описанного Семеновой, либо медленнее из-за пониженного уровня уход и кормление.
Что со всем этим делать?
Во-первых, отметим, что эта книга не совсем работа Семеновой или даже ее сотрудника К. В. Николаевского. Она оставила работу незавершенной, когда умерла, и ее записи были объединены в связную форму редактором Рэнселом.
Во-вторых, Семенова была не совсем нейтральным наблюдателем. Как говорит Рансел во введении:
Она ясно чувствовала инаковость крестьянского мира и считала крестьян принципиально отличными от образованных, городских русских.
… Ее позиция была прогрессивной, прозападной представительницей русской интеллигенции. Она хотела, чтобы крестьяне разделяли ее уважение к частной собственности, ее ценности бережливости и трудолюбия, и считала, что без этих ценностей они не смогут стать просвещенными и продуктивными гражданами современного общества. … Подводя итог, несмотря на то, что Семенова дает удивительно подробные и яркие изображения крестьянского поведения, она не прилагает особых усилий, чтобы войти в крестьянскую культурную структуру. Она остается снаружи и полностью уверена в своем превосходстве над крестьянами.
Кроме того, у нее был план или, по крайней мере, конкретная культурная цель. Рансель цитирует письмо своего сотрудника Николаевского от 1906 года: «Политический и социальный климат того времени (как и сегодня) был таков, что все ожидали, что только крестьянин сможет установить новый порядок в России, и темпы этого изменения также всецело зависело от крестьянства». Рэнсел говорит: «Очевидно, что центральная цель ее исследования состоит в том, чтобы противостоять наивным взглядам на крестьян как на естественно склонных к сотрудничеству, общинных существ, которые заложат основу для нового порядка социального мира и гармонии».
Все вышесказанное, по моей оценке, состоит в том, что конкретные инциденты и, по крайней мере, обобщения первого уровня верны, даже если их приходится интерпретировать с точки зрения Семеновой «прогрессивный, вестернизирующий».
Вопрос для меня в том, насколько эти наблюдения применимы к крестьянской жизни в других местах и в другое время. Я не решаюсь обобщать, так как это первая книга по этнографии, которую я прочитал в контексте этого проекта, но для меня она вызывает вопросы. Жестокость по отношению к животным и детям, почти рабское положение женщин – это норма? Если бы русские крестьяне были более жестокими, чем в среднем, разве они далеко хуже среднего? Если такая жестокость распространена, присуща ли она бедности, в том числе низшим уровням образования, которые обязательно сопровождают бедность? И если да, то приводит ли только увеличение богатства и образования к более гуманному обществу, или переход к более равным правам и статусу также требовал изменения морали и других представлений, которые не являются естественным или неотъемлемым следствием материального прогресса?
Основная причина, по которой это важно, заключается в том, что равные права и гуманное обращение являются частью человеческого благополучия, и поэтому то, как эти вещи были достигнуты, является частью истории прогресса. Но второстепенная причина, по которой меня это интересует, заключается в том, что одна критика современности утверждает, что сегодня мы более «отсоединены» от наших семей и наших сообществ. В частности, в случае с русскими крестьянками их «связь» с мужьями, которые их били, родственниками, которые презирали и унижали их, и общиной, которая не предлагала никакой поддержки, не обогащала, а разоряла. Бегство от этих «связей», обеспечиваемых богатством, образованием, возможностями трудоустройства и миграции, было бы благом.
Комментарий: LessWrong, Reddit
Крестьяне и сельское хозяйство | Semantic Scholar
- DOI:10.1017/CHOL9780521815291.020
- Идентификатор корпуса: 156593821
@inproceedings{Moon2006PeasantsAA, title={Крестьяне и сельское хозяйство}, автор={Дэвид Мун}, год = {2006} }
- Д.
Мун
- Опубликовано в 2006 г.
- История, экономика
Имперская Россия имела преимущественно крестьянское население, и ее экономика была преимущественно сельскохозяйственной. Образ жизни крестьян складывался в разных регионах и на протяжении трех временных периодов в процессах взаимодействия с эксплуатировавшими их дворянами и государственной властью и средой, в которой они жили. Чтобы поддерживать их растущую численность, справляться с условиями окружающей среды и удовлетворять потребности государства и помещиков, русских крестьян, иногда в соавторстве…
Просмотр через Publisher
Механизмы социальных изменений? Крестьянская миграция и преодоление пространственных, правовых и культурных различий в позднеимперской России
- Лутц К. Хефнер
История
- 2019
АННОТАЦИЯ До Первой мировой войны Российская империя была хорошо известна как полиэтническая и многоконфессиональная из-за масштабной внутренней крестьянской миграции. На фоне популярных…
Экономическая история Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы
Экономика
- 2020
Экономическая политика Восточной и Юго-Восточной Европы в течение XIX века столкнулась с проблемами, которые либо были совершенно новыми, либо обострились в ходе…
Вопрос Экономики нравов и помощи голодающим в русских прибалтийских губерниях Эстляндии и Лифляндии, 1841-68
- К. Луст
Экономика
- 2017
Русские правители признали принцип, согласно которому «хорошее правительство» кормит свой народ в плохие годы. В статье рассматривается вопрос о том, как принцип патерналистской «моральной экономии» трансформировался в…
Экономическое неравенство в имперской и современной России в условиях политической нестабильности
- Валерия Луккарь
Экономика
- 0017
- 6
- Т. Джонс
Политология членов губернских и уездных земств в России, чтобы объяснить неприятие этой группой либеральных политических партий в…
Преобразование семейного хозяйства в условиях растущего земельного давления: Теоретический очерк
- К. Гиркингер, Ж. Платто
Экономика
- 2015
Управление в России, 1462–1606 гг.: история модернизации?
Назначение Целью данного исследования является изучение аспектов конвергенции и дивергенции российского опыта модернизации ок. 1450–1600 гг. и его роли как в российской истории, так и в… де Фрейтас Калабрези
Fronteiras
- 2021
- Франсиско Бетанкур
Политология
- 2016
- Кристина Д.
Воробец
Экономика, история
- 1991
- Михаил Ходарковский
История
- 2002
- Джеймс И. Симмс
Экономика
- 1977
- Дэвид Керанс
История, экономика
- 2001
- О. Фигес
Экономика, история
- 1989
- Янни Д. Коцонис
Экономика, история
- 1994
- Дж.
- 6 Экономика Россия входит в число самых неравноправных стран.
После распада Советского Союза экономическое неравенство быстро увеличилось, и растет социальное недовольство, о чем свидетельствует…
Крестьянская земельная реформа, представительство и гражданские права: развитие конституционной мысли в земствах России, 1905-1907
O presente artigo trata de aspectos da estrutura social da Rússia tsarista como as relações de servidão, o poder autocrático, a nobreza e os camponeses, estendendo-se ao processo de abolição da…
Человечество: от разделения к переустройству
0007
Крестьянская Россия: семья и община в постэмансипационный период
Крестьянская Россия представляет собой комплексное исследование крестьянской жизни непосредственно в центральной России за десятилетия после крепостного освобождения. Используя междисциплинарные методы семейной истории,…
КРЕСТЬЯНСКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ И ЗАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКИХ ГРАНИЦ, 1550–1897
В статье рассматривается расширение русских крестьянских поселений с 1550 г., когда большая часть из 6,5 млн. центр Московии, до 189 г.7, когда около пятидесяти миллионов русских…
Степной рубеж России: Становление колониальной империи, 1500-1800
Кризис в сельском хозяйстве России в конце XIX века: другой взгляд
Одно из наиболее важных и наиболее широко распространенных толкований в российской истории — существование кризиса в русском сельском хозяйстве в конце девятнадцатого века.
Дискуссия…
Ум и труд на хуторе в Черноземной России, 1861-1914
От царской ли промышленной и политической косности Россия архаичная аграрная структура? Произошла ли русская революция в значительной степени в результате эксплуатации паразитической элиты…
Крестьянская Россия Гражданская война: Поволжская деревня в революции 1917-21
Жакерия и ее организация создание «волостных» Советов. Часть 2 Шесть месяцев крестьянской власти:…
Сельскохозяйственные кооперативы и аграрный вопрос в России, 1861-1914
Посвящение Содержание Благодарности Введение Отсталость, легитимность и гегемония в России и сравнительная перспектива Дверь в общество: европейские модели и русские крестьяне, 1861-95 Пейзажное поселение в…
и 9036 Романовская Россия, 1613-1917