Как выучить басню за пять минут. Басни для заучивания наизусть
Заучивать по предложению (ну или по каким-то частям, может по строчкам, в общем самое главное разделить текст на равные маленькие части). Каждое предложение перечитывать вслух и повторять не глядя по 3 раза. Потом после каждого предложения с начала наизусть текст произносить и потом снова его весь перечитывать. Потом следующее предложение брать. И если гд-то была ошибка, то это за раз не считается, и снова надо рассказывать.
Вот по таком системе, сама придумала ее, учу наверное с класса 5 все тексты)
Но это если его нужно знать так, чтлбы потом отвечать быстро, и дословно.
Смотря какой у тебя уровень, обычно после 12 классов уже не плохой, но если слабый то курсы, если с временами дружишь, пополняй словарный запас, читай лёгкую литературу, просто тексты, новости, все слова что не знаешь, переводи и записывай на листик, смотри фильмы на анг. языке, т.к слышить язык тоже сложно. И ещё очень хорошо найти друга — носителя этого языка, не важно англик он или китаец, главное чтобы говорил, найти можно в соц.
англ.-едь в англию. латышс.-общайся с латышами
Напевать ее вслух как можно чаще
Каждому даётся по свойму,просто учи,зубри а не задавай вопросы… делай дело
Смотри советские «пиратские» фильмы.
Там сначала идёт английский «текст», а через пару секунд русский перевод. Выучишь «разговорный английский» «на раз».
Я так сам учил)
Читай книги на инглише, смотри фильмы в оригинале, общайся. А ещё лучше — уехать на пару лет в UK\US =) Нет ничего лучше, чем language practice среди native speaker»ов =)
Разговаривать на нем. В смысле, не просто зазубривать слова, а тут же составлять из них простые предложения. Если всерьез надо, пошарь в Инете. есть целые методики, например выстраивание ассоциативных цепей.
Как быстро выучить басню? Эта проблема нередко встает перед учащимися, которым задали на дом произведение Крылова. Если длинный текст ну никак не хочет откладываться в памяти, можно ускорить процесс, прибегнув к определенным техникам. «Обоз», «Квартет», «Мартышка и очки» — любые истории известного писателя при правильном подходе запоминаются за считанные минуты.
Как быстро выучить басню: подготовка
Успех мероприятия непосредственно зависит от окружающей обстановки, внутреннего настроя школьника. Как быстро выучить басню, если постоянно мешают посторонние звуки? Стоит выбрать для занятий тихое место, где отсутствуют отвлекающие факторы. Приветствуется и наведение порядка в рабочей зоне, которое помогает избавиться от хаоса в мыслях.
Также следует морально и физически настроиться на изучение текста. Эффективнее всего сделать перед выполнением урока легкую гимнастику, пробежаться в течение нескольких минут. Несложные упражнения помогут активизировать мозговое кровообращение, что положительно скажется на памяти.
С чего начать запоминание
Как быстро выучить басню Крылова, какой бы объемной она ни была? Процесс начинается с внимательного прочтения нужной истории. Предложения обязательно проговариваются вслух, читаются с выражением. Желательно также воспользоваться карандашом, отмечая самые важные моменты материала. Прочитать произведение необходимо минимум три раза.
Как быстро выучить басню, если не все слова в тексте понятны. Обязательно стоит уточнить значение всех неясных терминов, которые применил писатель. Справиться с этим поможет словарь. Это поспособствует тому, что человек не будет «спотыкаться» при чтении и дальнейшем пересказе истории.
Подключаем воображение
Как быстро выучить басню, не забыв ее содержания на следующий же день? славятся яркими образами, которые легко вызвать в голове. Чем четче школьник сумеет представить себе картину происходящего, тем лучше он запомнит материал. Обязательно следует поочередно представлять себе главных персонажей басни, их внешний вид, манеру общения.
Эффект усилится, если вызвать в воображении не только саму картинку истории. К примеру, если речь идет о произведении «Ворона и Лиса», можно представить себе звуки и запахи леса, потрескивание веток, на которых располагается ворона. Это сделает образы более живыми, что ускорит заучивание слов.
Приветствуется и игра в ассоциации. Можно подумать о том, что или кого вам напоминает тот или иной персонаж, объект.
Используем моторную память
Как быстро выучить басню «Обоз», зафиксировать в памяти любое другое произведение Крылова? При возникновении трудностей с запоминанием полезно переписать сложный материал на листок. Перенося текст на бумагу, рекомендуется проговаривать предложения вслух. Это позволит достичь максимальных результатов.
Если речь идет о длинной басне, лучше всего заниматься ее разучиванием, разбив произведение на части. Это поможет «упростить» материал, облегчив его отложение в памяти с психологической точки зрения. Если первое переписывание не дает ощутимых плодов, можно повторить процедуру еще один или даже два раза. Кстати, такие упражнения полезны и для развития грамотности.
Применяем диктофон
Если у учащегося лучше всего развита слуховая память, непременно стоит этим воспользоваться. Замечательно, если удастся найти аудиоверсию басни Крылова, которую читают, например, артисты театра. Альтернативный вариант, еще более эффективный с точки зрения запоминания текста, — использование диктофона.
Наговаривая текст на записывающее устройство, нужно четко выговаривать слова и фразы, беспокоиться о правильной интонации, рассказывать историю с выражением. Перед записью необходимо несколько раз ознакомиться с произведением, понять все выражения, которые применил автор. К работе можно приступать только тогда, когда непосредственное чтение материала не вызывает абсолютно никаких сложностей, школьник не «спотыкается».
Как можно быстро выучить басню, если предложенный выше метод кажется чрезмерно сложным, трудоемким? Можно попросить родственников или друзей несколько раз прочитать текст вслух. Этот способ также заставляет подключиться слуховую память.
Что еще можно сделать
Если все способы перепробованы, а басня запоминается слишком долго, можно переключиться на самые творческие методы. К примеру, представить себе, что речь идет не о произведении Крылова, а о популярной песне. Напевая строчки материала вслух, человек запоминает их лучше. Мелодия может быть абсолютно любой, это не влияет на конечный результат.
Басни Ивана Андреевича Крылова знакомы каждому с детства. Они мудрые и в то же время понятные и легкие для чтения. А над их смыслом стоит задуматься, ведь сила их воздействия очень велика. В баснях обязательно присутствует мораль, так сказать, нравоучение, но в неназойливой форме. Автор обличает человеческие недостатки с помощью сатиры и использует в качестве главных героев зверей. Произведения И.А. Крылова учат добру, честности, правдивости, любви к своей Родине. А главное – помогают изучать наш великий русский язык, потому что автор мастерски пользуется речевыми оборотами и выразительными литературными средствами. Из басен в народ вышло много устойчивых выражений, а также афоризмов и пословиц.
В школах не просто читают басни Крылова , но и заучивают их наизусть . Запоминание текстов – важный момент развития личности. При заучивании стихов и басен в том числе увеличивается лексический запас. В повседневной жизни это придает уверенности в ведении диалогов с другими людьми. Исключается проблема быть неправильно понятыми.
В результате выучивания текстов расширяется кругозор и возможность поддержать разговор на любую тему.
Когда стихи учатся наизусть, работает и развивается память во всех ее видах, а тренировка памяти важна для усвоения и применения в последствии большого количества полезной информации.
Важен, конечно, и культурный аспект. Ведь знание поэзии делает человека духовным, культурным, понимающим художественное слово.
Итак, для чего учить стихи и басни стало понятно. Теперь непосредственно о том, как выучить их быстро — буквально за 5 минут .
Инструкция-шпаргалка
- Как ни странно, начать лучше всего с уборки своего рабочего стола и комнаты. Ничего не должно отвлекать внимание от заучивания текста.
- В процессе умственной работы пригодятся ручка или карандаш, листок чистой бумаги и, конечно, книга с текстом.
- Басню следует прочитать несколько раз от начала до конца (но не менее трех раз). Читать нужно вслух. В ходе чтения нужно подчеркивать ключевые слова, которые составляют базовую основу басни. Это займет не более 5 минут.
- При чтении желательно мысленно погрузиться в происходящее, понимать, о чем идет повествование, дополнять чтение ассоциациями. Так получится отобразить в памяти содержание текста басни как одно целое. После этого вдумчиво прочитать текст еще раз, обращая внимание на форму слов, их время и т.д.
- Теперь басню нужно попробовать записать по памяти на бумаге. Так включается в работу зрительная память. В процессе записи следует проговаривать каждое слово. Не рекомендуется данным действием пренебрегать, поскольку эффект запоминания таким образом повышается.
- Для более легкого восприятия басни лучше поделить ее на фрагменты, состоящие каждый не более чем из четырех строчек. Сплошной текст учится сложнее.
- Лучший способ выучить басню – делать это по версии, написанной своей рукой. Здесь важна последовательность: сначала читается первая строка и повторяется без подглядывания в листок, затем присоединяется вторая строка, их прочитать вместе и вслух произнести. Потом к двум прибавляется третья и так с каждым четверостишием до полного освоения всей басни.
- На помощь могут прийти шпаргалки со словами, которые трудно заучиваются.
- Басню нужно повторить на сон грядущий и пару раз с утра.
- Альтернативой может стать диктофон, на который можно наговорить текст басни и слушать, проговаривая строчки вслух.
Вот такие нехитрые советы помогут выучить басню быстро и блестяще рассказать ее аудитории за 5 минут.
Итак, школьная программа каждого ученика однозначно предусматривает такой важный предмет, как русская литература. Ни для кого не секрет, что дети не всегда любят учить басню, поскольку такие рифмованные строки емкие и продолжительные.
А вот интересно, как можно быстрее выучить басню, потратив на это занятие минимальное количество времени? Этим вопросом достаточно часто задаются встревоженные за подростковую нагрузку родители, ведь ребенку приходится делать не только письменные уроки по несколько часов, но еще больше времени тратить на зубрежку поучительного стихотворения.
Первый метод. «По определению главной мысли»
Если учитель в качестве домашнего задания поручил выучить басню, 5 класс легко и просто справляется с этой задачей. Почему именно пятый? Дело в том, что, согласно школьной программе, именно в этом классе происходит ознакомление с творчеством такого уникального писателя, как Иван Андреевич Крылов. Именно его перу принадлежат всеми любимые произведения «Мартышка и очки», «Слон и Моська», «Стрекоза и Муравей», «Квартет» и «Осел и Соловей».
Детям нравится читать такие поучительные рассказы в стихах, вот только с заучиванием наизусть могут возникнуть определенные сложности. На помощь приходит заботливая родительница, которая точно знает, как облегчить детскую участь. Итак, первым делом требуется прочитать басню 5 раз, внимательно рассмотреть иллюстрации (если таковы имеются), а после обсудить с учеником ту проблему, которую автор вынес на рассмотрение общественности. Сначала это будет вольное изложение, но главное — понять суть и зрительно запомнить повествование строк, а потом ребенок, сам того не понимая, начнет выдавать правильно сложенные рифмы наизусть.
Профессиональные педагоги уверяют, что басня — это тот литературный жанр, который легко откладывается в сознании, при этом не требуется особенно «напрягать свои мозги». Интересные и увлекательные строки легко рифмуются, а автор крайне редко задействует в них сложные к запоминанию и восприятию слова. На этом и основан главный секрет басни, ведь дети просто в восторге от изучения именно этих рифмованных в шуточной форме произведений. Так что теперь понятно: чтобы быстро заучить басню, рекомендуется первым делом разобрать каждое ее предложение и понять главную мысль, которую Иван Крылов хотел донести до своих юных читателей сквозь времена и поколения.
Второй метод. «По строкам и четверостишиям»
Не всем детям подходит первый метод, поскольку суть басни вроде бы ясна, вот только рифма никак не ложится. Не помогает и многократное прочтение произведения, а все попытки хоть что-то воспроизвести по памяти и вовсе сводятся на нет. Не стоит отчаиваться, ведь существует другой метод, как быстро выучить наизусть придуманные басни в стихах.
Если строгая родительница обратит внимание, то заметит, что рифма в баснях через строку, а само произведение условно разделено на четверостишия. Это сделано не просто так, а для лучшего восприятия новой информации. Так почему бы не воспользоваться такой структурой в своих целях, тем более, что сделать это легко и очень удобно.
Итак, ученик должен запоминать басню по две строки, а после объединять их в одно четверостишие. Не нужно распыляться на большой объем информации, требуется постепенно увеличивать нагрузку (как в спорте). Запомнить две строчки гораздо проще, чем всю басню, а объединить их между собой и вовсе не доставит сложностей. Когда одно четверостишие будет «отлетать от зубов», самое время преступить к освоению второго, а после оба рекомендуется объединить для закрепления.
Как показывает практика, подавляющее большинство школьников выбирают именно этот способ для лучшего запоминания басни, изучение которой является обязательным домашним заданием. Более 70% школьников уже на подсознательном уровне пользуются этим методом и не забывают о нем по мере своего взросления. Такая подсказка подходит и выпускникам, хотя в данном случае изучение басен уже не заложено школьной программой.
Третий метод. «Использование таланта»
Многие родители на форумах в сети задают один и тот же вопрос: «Как можно выучить быстро стихи, басни, 3 класс?» Проблема действительно актуальная, поскольку в начальной школе гораздо чаще встречаются проблемы с запоминанием, однако не стоит их считать глобальными — все решаемо.
Итак, в этом возрасте школьники считают себя детьми, поэтому и к учебе относятся, как к большой забаве. Так почему бы не выбрать игровую форму для изучения всех домашних заданий? Хороший подход, тем более, прекрасно работает в реальной жизни. Не стали исключением и пасни, для изучения которых можно организовать целую театральную постановку всей семьей. Родителям придется образно перевоплотиться к басенных героев, а после читать свои монологи наизусть, причем желательно по несколько раз.
Школьнику однозначно понравится такое веселье, а рифмованные строки он начнет запоминать машинально, не прилагая к этом никаких усилий. Здесь главное — строго соблюдать текст и не подключать импровизацию, иначе учительница на уроке услышит классическую басню Ивана Крылова в самой неожиданной интерпретации. Метод отличный, вот только не у всех родителей есть желание так стараться для своего ребенка и примерять на себе то образ Осла, то перевоплотиться в Мартышку. Очень зря, ведь это не только реальный способ быстро выучить домашнее задание, но также уникальная возможность в очередной раз сблизиться с подрастающим поколением, найти «точки соприкосновения» и сгладить предшествующие бытовые конфликты.
Родителям на заметку
Итак, если родители взялись учить басню Крылова, то должны проявить к ребенку максимум терпения. Не стоит кричать и повышать голос, поскольку такие методы все равно не принесут положительных результатов, не ускорят процесс запоминания.
Во время подготовки домашнего задания вовсе необязательно приводить в качестве примеров школьных отличников, тем самым занижая самооценку своего ребенка. Такой метод обучения приведет к комплексам неполноценности, а также полному нежеланию выполнять любые домашние задания независимо от выбранной тематики.
В идеале выучить басню школьник может за 30 — 40 минут, но не всем хватает указанного временного интервала. В таком случае родители не должны продолжать зубрежку, лучше всего сделать кратковременный перерыв и дать возможность ученику немного передохнуть, «переключить мысли». Позже следует вернуться к изучению произведения наизусть, и будет вполне очевидно, что прогресс есть.
Очень часто дети ложатся спать, плохо выучив басню, а родители перед сном устраивают скандал и нравоучения. Не стоит этого делать, поскольку ребенок, проснувшись утром, расскажет произведение наизусть так, будто сам является его непосредственным автором. Это особенность памяти человека, которой уже не раз воспользовались школьники разных поколений. Так что так называемая «второе дыхание» сутра выручит и еще не один раз.
И последний, но очень важный момент: не стоит жалеть ребенка и договариваться с учительницей, что вечером на изучение басни просто не хватит времени. Школьник должен понимать, что поблажек в школе нет, и требуется справляться со всеми трудностями.
Таким простым способом уже с начальной школы формируется характер человека, а также прилежное отношение к учебе и жизни в дальнейшем. У каждого ученика появится стимул выучить басню наизусть, чтобы лишний раз доказать учительнице и продемонстрировать одноклассникам свою взрослость. В противном случае родителям придется всегда оправдывать свое чадо, находить объяснения его неудачам и поражениям, а этого делать никак нельзя.
Так что, казалось бы, длительный и утомительный процесс изучения басни наизусть может превратиться легкую в веселую игру, а отнять у школьника всего полчаса свободного времени. Как показывает многолетний педагогический опыт, все это реально, если не тратить время на домашние скандалы и упреки ребенка. Лучше всего задаться целью, заинтересовать и простимулировать школьника, и уже на следующий день он точно порадует родителей отличной оценкой в своем дневнике.
Многим школьникам знакома такая ситуация: необходимо быстро выучить большой стих, поэму или басню, к примеру «Песнь о вещем Олеге», «Тучи» (Лермонтова), «Мцыри», «Медный всадник», «Бородино», «К Чаадаеву», «Письмо Татьяны к Онегину», «Ворона и лисица», «Свинья под дубом» или «Мартышка и очки», голова уже гудит, ничего не помогает, а времени до его сдачи осталось совсем немного.
Предлагаем вам проверенную годами методику, которая позволила уже тысячам школьников научиться быстрее запоминать большие стихи, поэмы и рассказы.
Разумеется, данная методика не позволяет выучить текст на перемене до урока, но зато, позволит значительно сократить время на его запоминание.
Подготовка к запоминанию
Отбросьте все посторонние мысли, успокойтесь, не паникуйте. У вас всё получится!
1 шаг
Чтобы быстро выучить большой стих, необходимо прочитать его вслух. Сделайте это 2-3 раза.
2 шаг
При чтении постарайтесь выстраивать ассоциации, представить ситуацию, показанную в стихотворении. После этого у вас уже что-то отложится в голове.
3 шаг
Теперь прочтите стихотворение ещё раз, уже медленно, стараясь запомнить именно слова, то есть их форму, время и т.д.
4 шаг
Перепишите стихотворение на бумагу, это подключит ещё один вид памяти. Во время переписывания также проговаривайте его вслух. Не пропускайте этот шаг, он позволит выучить стих быстрее.
5 шаг
В целях упрощения запоминания вы можете разбить каждый отдельный столбик стиха ещё на несколько.
6 шаг
Теперь переходим непосредственно к процессу заучивания. Учите стих только по той бумаге, на которую переписали его. Прочтите несколько раз первую строчку, повторите вслух, не смотря на лист. Затем прочтите первую и вторую строчку вместе, повторите вслух. Затем первую, вторую и третью… И так далее. Каждый раз добавляйте по строчке. Но совсем необязательно учить стихотворение полностью таким образом. Можете начинать новый “цикл” после каждых 4-8 строк.
7 шаг
Часто случается так, что какое-то место в стихотворении никак не поддаётся, чаще всего это происходит именно на “стыке” циклов. Напишите на руке шпаргалку со словом, с которого начинается цикл, начало которого вы никак не можете запомнить.
8 шаг
Подобным способом нетренированный человек может выучить до страницы текста за один час. Но если время вас всё же не поджимает, начните заучивание перед сном за 2 дня до сдачи стихотворения. Уделите ему 20 минут перед сном в этот день и час перед сном в следующий. Ночью у человека происходит переосмысление выученного, и стихотворение будет отскакивать от зубов.
Отличных оценок! Не забывайте делиться своими успехами! 😉
Как выучить басню за 5 минут (басни Крылова)
Басни Ивана Андреевича Крылова знакомы каждому с детства. Они мудрые и в то же время понятные и легкие для чтения. А над их смыслом стоит задуматься, ведь сила их воздействия очень велика. В баснях обязательно присутствует мораль, так сказать, нравоучение, но в неназойливой форме. Автор обличает человеческие недостатки с помощью сатиры и использует в качестве главных героев зверей. Произведения И.А. Крылова учат добру, честности, правдивости, любви к своей Родине. А главное – помогают изучать наш великий русский язык, потому что автор мастерски пользуется речевыми оборотами и выразительными литературными средствами. Из басен в народ вышло много устойчивых выражений, а также афоризмов и пословиц.
В школах не просто читают басни Крылова, но и заучивают их наизусть. Запоминание текстов – важный момент развития личности. При заучивании стихов и басен в том числе увеличивается лексический запас. В повседневной жизни это придает уверенности в ведении диалогов с другими людьми. Исключается проблема быть неправильно понятыми.
В результате выучивания текстов расширяется кругозор и возможность поддержать разговор на любую тему.
Когда стихи учатся наизусть, работает и развивается память во всех ее видах, а тренировка памяти важна для усвоения и применения в последствии большого количества полезной информации.
Важен, конечно, и культурный аспект. Ведь знание поэзии делает человека духовным, культурным, понимающим художественное слово.
Итак, для чего учить стихи и басни стало понятно. Теперь непосредственно о том, как выучить их быстро — буквально за 5 минут.
- Как ни странно, начать лучше всего с уборки своего рабочего стола и комнаты. Ничего не должно отвлекать внимание от заучивания текста.
- В процессе умственной работы пригодятся ручка или карандаш, листок чистой бумаги и, конечно, книга с текстом.
- Басню следует прочитать несколько раз от начала до конца (но не менее трех раз). Читать нужно вслух. В ходе чтения нужно подчеркивать ключевые слова, которые составляют базовую основу басни. Это займет не более 5 минут.
- При чтении желательно мысленно погрузиться в происходящее, понимать, о чем идет повествование, дополнять чтение ассоциациями. Так получится отобразить в памяти содержание текста басни как одно целое. После этого вдумчиво прочитать текст еще раз, обращая внимание на форму слов, их время и т.д.
- Теперь басню нужно попробовать записать по памяти на бумаге. Так включается в работу зрительная память. В процессе записи следует проговаривать каждое слово. Не рекомендуется данным действием пренебрегать, поскольку эффект запоминания таким образом повышается.
- Для более легкого восприятия басни лучше поделить ее на фрагменты, состоящие каждый не более чем из четырех строчек. Сплошной текст учится сложнее.
- Лучший способ выучить басню – делать это по версии, написанной своей рукой. Здесь важна последовательность: сначала читается первая строка и повторяется без подглядывания в листок, затем присоединяется вторая строка, их прочитать вместе и вслух произнести. Потом к двум прибавляется третья и так с каждым четверостишием до полного освоения всей басни.
- На помощь могут прийти шпаргалки со словами, которые трудно заучиваются.
- Басню нужно повторить на сон грядущий и пару раз с утра.
- Альтернативой может стать диктофон, на который можно наговорить текст басни и слушать, проговаривая строчки вслух.
Вот такие нехитрые советы помогут выучить басню быстро и блестяще рассказать ее аудитории за 5 минут.
Всем удачи!
«Волк на конуре». Басня И.А. Крылов
Такой литературный жанр, как басня, зародился 4000 лет назад. Гениальное аллегорическое повествование обязательно содержит в себе главную мысль — нравственность. Иван Андреевич Крылов принес этот жанр в русскую литературу. Если первые баснописцы — древнегреческий автор Эзоп, немецкий писатель и драматург XIX века Лессинг — предпочитали прозаическую форму, то все басни Крылова написаны исключительно в стихотворной форме. «Волк на конуре» — басня высокого патриотического содержания, написанная в годы Великой Отечественной войны 1812 года, в момент нашествия Наполеона и их позорного бегства с поля боя.
Характерно, что в школе изучение этого произведения не всегда сопровождается отсылкой к параллели с историческим сюжетом, в котором два главных героя: Дробилка — полководец Михаил Иванович Кутузов, Волк — Наполеон. Между тем именно в этом контексте и следует воспринимать «мораль этой басни». Анализ басни «Волк на конуре» часто проводится поверхностно, произведение представлено как сказка о несчастном волке, который, «думая попасть в овчарню, попал на конуру». Поднялся невообразимый шум, собаки рвались в бой, а Волк, сидя в страхе, «забившись в угол задом», начинает произносить льстивые речи о добрососедстве. Но ловча не обманешь: он хорошо знает характер волков, но идет в мир, «только сняв с них шкуру вниз».
Художественные средства, использованные И.А. Крыловым, ярко передают атмосферу военных баталий, душевное состояние Волка, попавшего в капкан, и гнев обитателей конуры, где появился незваный гость. Можно ли ярче описать противостояние защитников Родины и агрессора, которые при первой же опасности сбились с пути и даже попытались примириться — чем не волк в конуре? Басня – это произведение в миниатюре, по значимости сравнимое с остросюжетным романом или исторической повестью.
Что такое Волк на конуре? Басня описывает реальный исторический факт времен Отечественной войны с Наполеоном. Поняв, что русским его не победить, император решил идти на мир с Кутузовым. Однако эти переговоры не состоялись, и любые попытки заключить мир были обречены на провал. Войска врага были разбиты и позорно бежали, замерзая в снегах России и теряя тысячи и тысячи людей. Об этом красочно и образно написано в сатирической картине «Волк на конуре». Басня написана в памятном 1812 году.
Сказочник передал свое творение в армию великому полководцу Кутузову. В рассказе рассказывается, что Михаил Иванович, объезжая свои полки, непременно читал солдатам наизусть «Волка на конуре». В басне есть такие слова: «Ты серый, и я, мой друг, серый». При этих словах Кутузов всегда снимал треуголку и показывал седую голову. Восторженность и воодушевление солдат были безграничны.
Значение этой басни настолько прозрачно и очевидно, что автор даже не сопроводил ее своим традиционным объяснением — «Мораль этой басни такова». Того, кто защищает свой дом и свою землю, победить или удержать какими-то ухищрениями невозможно — вот и вся мораль басни «Волк на конуре». Это вне времени. Потому что он актуален и по сей день.
Аннотация к басне о свинье под дубом.
Урок литературы «Отказ от невежества и неблагодарности в басне И.А.Крылова «Свинья под дубом»»Цель занятия: формирование представления о человеческих пороках на основе анализа поведения героев басни И. А. Крылова «Свинья под дубом». Главной дидактической задачей является повторение и практическое использование ранее изученного материала при открытии новых знаний.
Скачать:
Просмотр:
Тема урока: И.А. Крылов. Анализ басни «Свинья под дубом»
Цели занятия: сформировать представление о человеческих пороках на основе анализа басни И. А. Крылова «Свинья под дубом».
Задачи:
воспитательные: разобрать басню, рассмотреть ее особенности, выделить мораль;
развивающая: развивать навыки выразительного чтения, анализа текста, умение понимать иносказательный смысл басни и ее нравственность; повысить языковую культуру учащихся;
воспитательные е: способствовать воспитанию потребности быть порядочным, организованным, интеллектуально развитым, уметь делать выводы для себя, наблюдая за действиями других, вырабатывать негативное отношение к невежеству и невежеству.
Планируемые результаты:
когнитивные УУД: поиск и отбор необходимой информации, сознательное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентировка и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
личностный УУД: самоопределение, морально-этическая направленность, способность к самооценке своих поступков, поступков;
нормативный УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, отбор и осознание учащимися того, что уже изучено и что еще предстоит усвоить;
коммуникативное УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение выражать и обосновывать свою точку зрения.
Оборудование: проектор, компьютер, мультимедийная презентация, запись басни в исполнении мастера художественного слова; учебник, студенческие рисунки и иллюстрации к басням; словари, сборники пословиц и поговорок, справочники по теме «Басни», дидактический материал.
Во время занятий
- Мотивирующее начало. Прием «Прогнозирование»
Ребята, послушайте строки, принадлежащие русскому поэту Петру Андреевичу Вяземскому, и скажите, о ком они?
Весело поправил людей,
Сметая пыль с их пороков;
Он прославился баснями…
(О Крылове)
Какие басни Крылова вам известны?
С какой целью Иван Андреевич сочинял свои басни?
(Ответить)
А вот что он сам говорил по этому поводу: «Люблю, где есть дело, щипать пороки».
Попробуем объяснить значение этих слов. Что такое порок? Какие пороки вы знаете? А вот и другие пороки. ( Горка).
И всех их Крылов любил «пощипывать» в баснях. Что значит «щипнуть»?
(Ответы)
- Обновление базовых знаний
1) -Помните, что мы называем «басня»? Мораль?
В баснях используются олицетворения. (Примеры).
Аллегория? (За образом Лисы — хитрый человек, Муравей — трудолюбивый, Стрекозы — бездельник, Вороны — глупый и т. д.)
А кто скрывался за образами Охотника и Волка в басне «Волк в питомник»?
Какому историческому событию она посвящена?
Чему нас учит эта басня? (Что делать с захватчиками, решившими посягнуть на независимость нашей Родины)
Крылов проявлял патриотические чувства в своей работе?
Кто такой «патриот»?
2) Выразительное чтение учащимися басни «Волк на конуре». Результат домашнего задания.
3. Физическое воспитание.
4 . Формулировка темы и цели урока.
— Сегодня мы познакомимся с еще одним сказочным шедевром И.А. Крылов. Прочитайте в учебнике название басни, с которой мы будем работать на уроке.
Давайте сформулируем тему. (И.А. Крылов. Анализ басни «Свинья под дубом»)
Напишите тему на доске и в тетрадях.
Давайте ставить цели! Что мы будем делать на уроке? Чему мы ложны, чтобы учиться?
5. Открытие новых знаний
1) Знакомство с басней.
Воспитатель демонстрирует видеозапись басни в исполнении мастера художественного слова Алексея Грибова. Обращает внимание учащихся на то, что чтение басни «Свинья под дубом» сопровождается великолепными иллюстрациями.
Достаточно ли прослушать текст, чтобы понять смысл басни?
(Нет, требуется анализ работы)
2). Исследование в парах.
1-я пара «Литературная критика».
Докажите, что произведение «Свинья под дубом» является басней. (при необходимости обращаться к справочным материалам учебника)
работа с различными источниками(словари, справочники, Интернет)
2-я пара «Исследователи».
Кто такая свинья? Дайте определение. Что она думает? Кто такой Дуб? Какое определение он дает Свинье? Прочитайте с правильной интонацией.
3-я пара «Лингвисты».
Найдите в толковом словаре значение слов «невежественный» и «невежественный». Запишите в тетрадь.
3). Работа с текстом басни. Контроль первичного усвоения материала
1. Ученическое выступление
1-я пара «Литературоведы»
(Басня — нравоучительный рассказ. Есть мораль, иносказание, олицетворение. Приведите примеры)
2-я пара «Исследователей».
Что за свинья? (глупый, ленивый).
О чем она думает? (о вашем удовольствии).
Кто такой Даб? Почему век? (Светский не только старый, но и мудрый).
Какое определение он дает Свинье? (неблагодарный).
— Найдите корни в этом слове, попытайтесь определить значение слова (отсутствие чувства благодарности к тому, кто сделал добро).
В чем неблагодарность Свиньи? (Она не только съела, не поблагодарив, но и начала подкапывать корни дерева).
То есть Свинья сделала… как? (по-свински)
3-я пара «Лингвисты».
Прочитайте значение слов «невежественный» и «невежественный».
Кто такая свинья?
Какое из этих слов характеризует Свинью? Или, может быть, оба?
В чем мораль басни? (Невежды не понимают пользы учения)
— Актуальна ли басня сегодня? В какой жизненной ситуации вы могли бы употребить эти слова? (Ученики ругают школу, забывая, что учеба — это свет)
Чему нас научила басня?
Какой порок «зажал» Крылов в этой басне?
4). Чтение басни по ролям.
6. Отражение. Заполнение карты эмоционального состояния.
Карта эмоционального состояния
Заполните карточку значками: -да, — нет, — затрудняюсь ответить.
Мне было интересно на уроке
Я чувствовал(а) себя (а) комфортно
Я чувствовал (а) свою значимость на уроке
Я был (а) успешным (успешным)
Считаю, что материал урока мною понят и усвоен.
Самооценка работы на уроке
Оценка учителя
7. Домашнее задание. Необязательно.
1. Выучите басню наизусть
2. Нарисуйте иллюстрацию или расскажите, как бы вы изобразили ситуацию, о которой говорил Крылов.
Предпросмотр:
Карикатура
Художник Г.Куприянов
Художник А.Лаптев
Невежество — старорусское слово. Румяный, невежливый человек Невежда — невежественный, малообразованный человек, но обычно с претензией на знания, невежда.
Словарная работа Актуальная — важная на данный момент. Актуальна ли басня для нашего времени? Чему научила вас басня? Какой порок «зажал» Крылов в этой басне?
Тема. Выразительное прочтение басни И.А. Крылова «Свинья под дубом». Цель: улучшить навыки выразительного чтения шестиклассников, углубить знания по теории выразительного чтения; развивать эстетический вкус.
Оборудование: текст басни И.А. Крылов «Свинья под дубом»; иллюстрации к басне; «Свинья под дубом»: видеоклип к уроку литературы.
Тип урока: урок развития речи; тип урока — урок выразительного чтения.
ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ
I. Организация начала урока.
II. Проверка домашнего задания.
III. Изучение нового материала.
- методический комментарий. Басня И.А. Крылова «Свинья под дубом» – произведение, которое, пожалуй, в большей степени, чем другие, позволит учащимся всесторонне раскрыть грани своего исполнительского мастерства. А так как речевая партитура этой басни включает в себя уже более сложные элементы, то обязательным условием на уроке выразительного чтения становится углубление знаний 6-классников по теории выразительного чтения.
В 5 классе учащиеся получили общее представление о понятиях «пауза» и «ударение» и сформировали первичные навыки составления речевых партитур (См.: «Интегрированный курс. Литература (русская и мировая): Книга для учителей. 5 класс / Сост.Евтушенко С.Е., Корвель Т.И., Оникиенко А.С., Покатова Н.Н., Сипко Л.М.- К.: Грамота, 2013 (с. 94-95)
В 6 классе учащиеся должны усвоить, что паузы бывают логическими и психологическими. логическая пауза, обозначаемая в речевой партитуре вертикальной чертой, может быть короткой (|) и длинной (||). Ее продолжительность зависит от логики членения текста. Например, на месте запятая, пауза обычно короткая, а вот тире и точка требуют от читателя более длительной остановки во время исполнения произведения вслух.0020 Но есть и более сложный вид пауз — психологический . (В речевой партитуре психологическая пауза обычно обозначается символом \/). Встречается гораздо реже, в исключительных случаях: например, когда нужно сосредоточиться на следующем слове, имитировать припоминание или поиск нужного слова, подчеркнуть эмоциональное напряжение, страх, удивление, недомолвку, сознательное молчание, внезапную остановку речи и т. д. Такая пауза может быть где угодно: и между фразами, и в середине такта, и на месте разделительных знаков, и там, где их нет.
Главное, что должны помнить (и записывать в тетради) шестиклассники, это две основные функции психологической паузы:- сосредоточить внимание слушателей на только что сказанных словах, дать им возможность прочувствовать то, что они Услышанные
или - психологически подготавливают слушателей к восприятию того, что сейчас будет звучать, как бы предупреждая их о важности следующей информации.
Логические паузы знакомы каждому говорящему и, если читатель правильно понимает содержание произносимых им предложений, они довольно легко воспроизводятся. Психологические паузы требуют специальной подготовки. Вот почему, прежде чем читать какой-либо текст аудитории, исполнитель должен, прежде всего, тщательно проработать его общий, глубокий смысл. Можно сказать так: читатель должен сначала понять, ЧТО он хочет донести до аудитории своим чтением, и только потом искать способы сделать это, КАК он это сделает. - сосредоточить внимание слушателей на только что сказанных словах, дать им возможность прочувствовать то, что они Услышанные
- Вступительное слово учителя: Как правильно читать басню.
Если говорить об выразительном чтении басен, то правильнее будет сказать не «выразительное чтение», а «выразительное повествование». Как отмечают современники великого русского баснописца И. А. Крылова, он читал свои басни таким тоном, в такой простодушной и естественной манере, что чтение его можно было принять за продолжение житейского разговора.
То есть чтение басни строится по принципу живого и естественного повествования, включающего такое же живое и естественное воспроизведение реплик персонажей. При этом следует помнить, что живая речь изобилует оттенками, а потому читатель должен передать не только основное содержание басни, но и все многообразие ее логического и эмоционального содержания.
Авторский текст, предшествующий развитию событий, читается в повествовательно-информативной манере, подготавливая слушателей к восприятию основных событий. Но не всегда все слова автора нужно произносить «нейтральным» тоном. Например, авторские комментарии к негативным поступкам персонажей следует читать с иронией, как бы «присвоенной» авторским текстом, представлять ее как «свой» рассказ о реальных событиях и их участниках.
Особый навык требует чтения реплик. Ведь каждый актер басни олицетворяет определенный тип людей. Здесь понадобится развитое воображение читателя об индивидуальных особенностях персонажа, манере его поведения, а также возможность изменять высоту голоса, его силу, темп. Но читателю не следует слишком увлекаться «перевоплощением» в героев басни — животных, ведь основное направление произведения — раскрытие пороков людей, которое автор осуществляет через аллегорию и элементы комедии.
Мораль басни произносится более медленно, назидательно, в форме рассуждения. Это либо напоминание об известной истине, либо совет мудрого человека, либо ироничная критика какого-то поступка. Перед моралью и после нее обязательно делать ощутимые паузы (чаще психологические), чтобы обратить внимание слушателей на тот вывод, который автор воплотил в морали.
Басни, в которых важное место занимает прямая речь действующих лиц, позволяют привлечь к чтению элемент инсценировки. В конце занятия попробуем прочитать басню «Свинья под дубом» по ролям. Но нельзя забывать, что идеальное исполнение всего произведения одним читателем, как правило, является более сложной задачей. Поэтому на уроках выразительного чтения мы отдадим предпочтение монологическому чтению, так как именно оно требует от учащихся более добросовестной работы и над качествами голоса, и над интонацией, и над эмоциональностью чтения. - Прослушивание чтения басни «Свинья под дубом» профессиональным чтецом.
- Идейно-тематический анализ басни. расшифровка аллегории.
В басне «Свинья под дубом» Крылов с помощью иносказания выставляет напоказ и высмеивает человеческую глупость и невежество, достойные всеобщего осуждения. Он обличает невежд, не способных анализировать причинно-следственную связь в жизненных событиях и явлениях, а главное, высмеивает их полное нежелание искать эту связь вообще. Для осуществления своего замысла баснописец очень удачно выбрал образ Свиньи. Прежде всего, отталкиваясь от фольклорной трактовки образа Свиньи (пословицы, поговорки, сказки), можно сказать, что у нас свинья часто ассоциируется с ленью, обжорством, невежеством. Крылов четко подчеркивал тот факт, что свинья очень любит желуди, и что она даже может рылом рыть землю без видимой причины — просто для развлечения. А исходя из физиологических особенностей этого животного, мы знаем, что свинья действительно не способна высоко поднимать голову из-за особого строения тела. Ворон в басне олицетворяет обычного человека, который, скорее, не возмущается поведением Свиньи, а наивно удивляется ей. А старый Дуб, который с точки зрения Свиньи — просто растение, не стоящее ее внимания, — воплощение вековой мудрости, житейской правды. - Работа над речевой партитурой басни. Комментирование учителем логических, психологических пауз, фразовых и логических ударений (то есть слов, подчеркнутых одной и двумя чертами).
Свинья под дубом
Свинья | под древним дубом |
Я наелся желудей, | тратить; |
Поев, она под ним заснула; |
Потом, вырвав глаза, встала\/
И рыло | начал подкапывать корни дуба. ||
«Ведь это вредит дереву, — |
Ворон говорит ей из Дуба, — |
Если обнажить корни, | он может засохнуть. \/
«Дай высохнуть, — | говорит Свинья, — |
Меня это совсем не беспокоит; |
Я не вижу в этом особой пользы; |
Хотя его возраст не будет, | | Я нисколько не пожалею |
Только бы были желуди: | Я от них толстею. » ||
«Неблагодарная! – | Дуб сказал ей тут, — |
Всякий раз, когда вверх | ты могла поднять рыло, |
Видела бы ты |
На чем растут эти желуди | мне.» \/Невежественный | также ослеплен |
Бранит наука | и обучение, |
И все научные работы, | |
Не чувствую | что он ест их плоды. || - Подробные советы по выразительному чтению басни.
Итак, басню читаем так. Экспозицию (первые 4 строки) произносим медленно, с повествовательной интонацией, но надо учитывать, что такой, казалось бы, непринужденный характер речи не должен быть лишен необходимой эмоциональности. Задача читателя определяется двумя направлениями: словесно описать Свинью и одновременно подчеркнуть отношение автора к ней тоном голоса. И оно ясно формируется уже с первых строк произведения: это наплевательское отношение к тем, чей смысл жизни сводится к двум жизненным удовольствиям — поесть и поспать. Немаловажную роль в формировании необходимых эмоций играет удачно подобранная автором экспрессивная лексика: съел «до отвала», но не открыл глаза, а «потянул».
В конце четвертой строки уместна психологическая пауза — она подготавливает нас к сюжету, сосредоточенному в пятой строке. Стараемся не молчать, а играть психологическую паузу: еще до произнесения пятой строки выражение лица чтеца должно сказать зрителям, что он сейчас сообщит о каком-то отвратительном поступке героя произведения.
При озвучивании сюжета пик эмоциональности приходится на слово «рыло»: мы произносим его с явно подчеркнутым отвращением. Перед прямой речью делаем остановку немного дольше, чем обычно. Слова Ворона следует произносить не столько с наставлением, сколько с удивлением от бессмысленного поступка Свиньи. Авторский текст («Ворон говорит с ней из Дубю») должен звучать несколько тише и с более низкой тембральной окраской голоса.
Перед ответом Свиньи на реплику Ворона снова выдерживаем психологическую паузу: ведь в произведении назревает кульминация, и мы должны привлечь к нему слушателей. При чтении этой части басни от исполнителя потребуется незаурядное мастерство, так как именно здесь работает основная тема: изображение глупости, полнейшей глупости и невежества, которые к тому же сочетаются с наглой самоуверенностью. Слова «Дай высохнуть» надо произносить с непомерным, гипертрофированным самолюбованием, как говорят в народе — надутыми губами. Авторскую ноту мы произносим тише («Свинья говорит»), а следующие четыре строчки — как честолюбивый урок «свиной житейской мудрости»: жить только в свое удовольствие. На слове «желудь» ставим логический ударение, а слово «жир» немного растягиваем («жи-ре-е-ю») и озвучиваем его с максимальным удовольствием и откровенным хвастовством.
В словах Оука заключена развязка произведения. Читать их следует рассудительно, с оттенком поучения, но обязательно оставляя тонкую нотку брезгливости, которая будет подчеркнута словом «рыло». При произнесении реплики Дуба читатель должен добавить к звуковому воплощению мысли произведения выразительную мимику и жестикуляцию.
Прежде чем озвучить мораль басни, делаем психологическую паузу. Мимикой мы готовим слушателей к произнесению высшей житейской мудрости. Сама мораль традиционно произносится в серьезном тоне — как итог общий вывод из описываемой ситуации, переводящий осмысление сюжета из аллегорической в общечеловеческую или даже философскую плоскость.Примечание. Учащиеся должны знать, что исполнение произведения искусства допускает элемент индивидуальной интерпретации. Поэтому могут быть определенные расхождения в оценке речи разных читателей. Однако начинающим читателям следует максимально следовать советам учителя.
Предложенная здесь речевая партитура басни «Свинья под дубом» является основой для работы с текстом басни. Варианты маркировки индивидуальных мерок могут быть такими: «пусть сохнет», «меня это совершенно не беспокоит», «потому что я от них толстею», «что он ест | их плоды» - Чтение басни ученикам. (Сначала — индивидуально, потом — в лицах).
Перед уроком выразительного чтения учащиеся должны выполнить небольшую разминку речевого аппарата. Примерный список разминочных упражнений приведен в упомянутом выше пособии (стр. 101-102).
развивать навыки выразительного чтения басни, умение находить в басне мораль, делать выводы для себя, наблюдая за действиями других.
Во время занятийI. Знакомство с басней «Волк на конуре», ее анализ.
Учащиеся читают статью «У каждой басни Крылова своя история» (учебник, стр. 49).
Н. В. Гоголь говорил: «Всякая его басня имеет, кроме того, историческое происхождение. Несмотря на свою медлительность и, по-видимому, равнодушие к современным ему событиям, поэт, тем не менее, следил за каждым событием внутри государства: он всему отдавал свой голос, и в этом голосе слышалась разумная середина, примиряющая столь сильный третейский суд. в русском уме, когда он достигает своего полного совершенства.
Чтение текста басни учителем «Волк в конуре».
Анализ текста по вопросам:
1. В чем причина шума, гама в конуре?
2. Какими словами и выражениями Крылов рисует волнение?
(Обратите внимание на глаголы: роза (двор), (собаки) заливало, рвало (в драку), (собаки) кричали, бежали (дубиной.)
3. Как ведет себя Волк в данный момент? (Злой, опасный, хитрый, есть разница между делом и словом персонажа. )
4. Как изобразил его Крылов? (Щелкает зубами, щетиной, всех ест глазами.)
5. Так, в речи Волка сквозит лицемерие, нескрываемая лесть, заискивание. Чем Вольф мог объяснить свое появление на псарне? (Хотел пойти в овчарню, но попал в конуру. «Я, твой старый сват и кум, пришел тебя терпеть вовсе не ради ссоры».)
Читая Волчью речь, при этом желательно передать заискивание, скрытое притворство, присущее Волку.
6. Почему Охотник не дослушал Волка до конца, прервал его речь? (Не верит ему.)
7. Кто кому противостоит в басне? (Волк — Охотнику.)
8. Что вы можете сказать о Ловче? О качествах его характера? Почему он не доверяет Волку? (Он мудр в жизни, многое повидал, сразу видит обман. Чувствуется надежность этого человека, уверенность в правоте своего дела.)
Чтение речи Вольфа с соответствующей интонацией.
10. Какие качества Волка вы можете сейчас назвать?
11. Работает ли в этой басне прием персонификации и аллегории?
12. Можно ли мораль этой басни применить только к этому частному случаю (война 1812 года)? (Сущность морали актуальна и сегодня в определенных ситуациях.)
13. Какие слова из басни стали крылатыми, какие обороты вошли в нашу речь? («Волк…, думая забраться ночью в овчарню, забрался в конуру…» и др.)
Заключение . Басня «Волк на конуре» мудра и сурова в своей правде. Можно ли доверять хищнику-захватчику? Таких людей нельзя щадить.
Произведение проникнуто патриотическим пафосом, чувством любви к Родине, ответственности за ее судьбу. В этой басне мораль заключена в словах Охотника, замечание которого звучит последним.
II. Чтение и анализ басни «Ворона и Лисица».
Знакомство с текстом. Разбор басни по вопросам:
1. Найдите, где в тексте басни скрыта мораль. В чем его смысл?
2. Что заставляет Лису так униженно пробовать сыр? («Сыр пленил лису. »)
3. Что использует Лиса для достижения своей цели? Каково ее поведение? (Использует лесть, панегирик. «Виляет хвостом… и говорит так сладко, чуть дыша…».)
4. В чем глупость Ворона? (У нее преувеличенное самомнение. Она оказалась падкой на сладкую лесть («голова кружится», «дышит зобом от радости».)
5. Можно ли сказать, что Лиса издевается над Вороной? (Лиса преследует свою цель, хочет во что бы то ни стало получить сыр. Ворона воспринимает похвалу как заслуженную, думает, что все сказанное Лисой правда.)
6. В чем смысл басни? (Нужно уметь случайно не оказаться Вороной, уметь правильно оценивать свои способности, возможности.)
7. Можно ли сегодня принять во внимание мораль этой басни?
Заключение . И. А. Крылов дает понять читателям, что глуп не тот, кто льстит, а тот, кто поддается лести и не умеет распознавать льстеца. Нельзя доверять льстецам, лесть очень привлекательна, но опасна («…лесть гнусна, вредна»).
8. Какие слова и выражения из этой басни живут и сегодня в нашей речи?
III. Чтение и анализ басни «Свинья под дубом».
Выразительное чтение в лицах.
Разбор басни по вопросам:
1. Басня интересная?
2. Что лучше: быть грамотным ученым или оставаться неученым, невеждой?
3. Кто такой невежда? (Неученый, необразованный учением, книжным знанием, непосвященный.) **
4. Объясните аллегорию басни. (Глупый, необразованный человек (Свинья) употребляет плоды просвещения (желуди), они ему приятны. Но невежда не в состоянии понять, откуда эти плоды, не в состоянии откликнуться на совет грамотных людей ( Ворон, Дуб). Сам того не осознавая, разрушает своим невежеством начало знания (Корни). Не понимает, что науки должны развиваться.)
6. Какая интонация звучит в реплике Оука? (Отчаяние, беспомощность.)
7. Актуальна ли мораль басни в наше время?
8. Чему вас научила эта басня?
Заключение.