Как воспитывали детей в Спарте? | Семья
Говоря об античном воспитании, многие подразумевают вовсе не гуманную афинскую модель, а спартанскую. И это понятно: наверняка многие из нас на школьных уроках истории слышали о суровой спартанской дисциплине, которая действительно впечатляет. Насколько это правдиво и как на самом деле воспитывали детей в Спарте? Давайте узнаем!
Общие черты спартанской модели воспитания
Оказывается, школьные представления о спартанской системе воспитания — не мифы и не домыслы. Детям, рождённым в Спарте, было тяжело с первого дня рождения. Однако жаловаться им не приходило в голову, поскольку воспитательная система всем спартанским обществом воспринималась как самая правильная и неукоснительная — выбора не было ни у кого.
Почему так сложилось? Спарта была крупным древнегреческим полисом, консервативной и воинственной территорией, что и определяло её взгляды на воспитание детей.
Главной особенностью спартанской «педагогики» был вопрос признания права ребёнка на жизнь: он решался буквально с первой секунды его появления на свет. Однако то, будет ребёнок жить или нет, решали не отец и не мать.
Сразу после рождения младенца относили на место, которое называлось «лесха». Здесь заседали старейшины и главы спартанских общин, которые осматривали новорождённого и выдавали свой вердикт: крепким и хорошо сложенным малышам (вне зависимости от пола) разрешалось остаться в Спарте. Слабых, болезненных, травмированных, имеющих физические недостатки и безобразных по спартанским канонам бросали в расщелину Апофеты. Считалось, что раз сама природа не наделила новорождённого силой и здоровьем, то и Спарте он не нужен.
Кстати, новорождённых спартанских малышей женщины по обычаю обмывали не водой, а крепким вином. Дети со слабым здоровьем сразу погибали, а здоровых, как считалось, это закаляет сильнее.
В основе спартанского воспитания лежал принцип, что милосердие и сердоболие — вещи ненужные и даже вредные. Даже к собственным детям спартанцы не испытывали родственной нежности. Происходило так потому, что в Спарте сострадание воспринималось как слабость, а вот беспощадность к себе и к другим — как норма.
По спартанским же законам в семье можно было воспитывать только одну девочку. «Лишних» дочерей оставляли в лесу или в горах, полагаясь на волю случая.
Был ли плюс у такого спартанского «отбора»? Минимальный, но всё-таки был. Оказывается, в Спарте не было брошенных детей (как мальчиков, так девочек). Малыши, чья жизнь была буквально одобрена лидерами общин, окружались заботой полиса. Спарта следила, чтобы родители тщательно выполняли свои обязанности — и горе тем, кто не уделял воспитанию потомков достаточно времени и сил!
Сразу после «одобрения» старейшинами ребёнок возвращался в свою семью. Здесь он рос до семи лет. Воспитанием маленького спартанца до этого момента сначала занимались кормилицы, а потом родители. В отличие от афинской системы воспитания, где за детьми до 7 лет следили рабы (педагоги), в Спарте это было запрещено. Считалось, что подневольный раб не может вырастить вольного спартанца, а ведь именно в младшем возрасте закладываются основы будущего характера.
Всех без исключения спартанских малышей растили неприхотливыми. Младенцев не пеленали (ребёнок должен был давать свободу движениям), не оберегали от темноты и разных страхов, не баловали, не потакали детскому плачу. Малыши в Спарте не были переборчивыми в еде и не боялись оставаться одни, а спали в жёстких деревянных кроватках.
Вне зависимости от времени года спартанские дети купались в холодной воде. Согласно местным традициям воспитания, ребёнок даже в морозы должен обходиться без обуви и желательно без одежды. К сожалению в результате многие дети зиму просто не переживали из-за бронхита, пневмонии и иных болезней.
Как таковых игр у спартанских детей не было. Поскольку Спарта, по сути, являлась военным городом-государством, то дети развлекали себя только оружием, спортивно-соревновательными или военными играми.
Воспитание мальчиков
До семилетнего возраста спартанские мальчики считались существами бесполыми, поэтому росли вместе с девочками. По достижении этого возраста их изымали из семьи и отправляли в специальные полувоенные школы-казармы, агелы. Здесь мальчики, а затем и юноши, жили и воспитывались до 18-20 лет.
С момента поступления в агелу начиналось настоящее воспитание спартиатов. Над каждой группой мальчиков стоял надзиратель-контролер (педоном), который имел право за любую провинность наказывать детей кнутами.
Жизнь такого военного «интерната» имела строгий распорядок. Каждый из мальчиков уже был маленьким солдатом, и целью агелы было сделать из ребёнка беспощадного бойца.
Основой спартанского воспитания была физическая культура и военная подготовка. Мальчики целыми днями бегали, прыгали, соревновались в метании копий и дисков, владении луком, мечами и прочим оружием. Воспитание в Спарте было направлено на формирование у детей следующих качеств: умения подчиняться, умения стойко переносить боль и страдания, умения побеждать любыми путями.
Как это «проворачивали» воспитатели? На самом деле, у них была своя довольно жёсткая тактика. Мальчиков разного возраста регулярно стравливали, пытаясь затеять ссору и драку. В процессе противостояния воспитатели отмечали, кто обладает лидерскими качествами, кто — силён, кто — умён, а кто — хитёр и смел. Такие мальчики назначались главными в своей группе и даже имели право наказывать «подчинённых».
А что же грамота? Оказывается, всё было не так плохо. Маленькие спартанцы были грамотны ровно настолько, сколько им нужно было для бытовой жизни. А вот другие науки, не имевшие ничего общего с военной жизнью, из Спарты просто изгнали, причём вместе с преподавателями.
Воспитательная модель Спарты включала в себя поощрение физического воздействия, отсутствие сочувствия и осуждение слабости. Мальчикам нельзя было жаловаться, нельзя было корчиться от боли, холода и голода. Ходили они бритыми наголо, голыми и грязными. А ещё, что удивительно, позорно было не украсть, а попасться на воровстве! И это было весьма актуально, поскольку мальчики сами добывали себе пропитание всеми возможными путями, а спали на самодельных подстилках (иногда с подложкой из крапивы или тростника).
Первые результаты такого воспитания проявлялись примерно к 14-15 годам. Спартанский мальчик приобретал требуемую твёрдость духа, становился хладнокровным и немногословным. Умение быть сдержанным, скупым на слова и умение не показывать эмоций тоже были принципами спартанской воспитательной модели.
Из единственных культурных моментов воспитания в жизни маленьких спартанцев оставались только музыка и патриотическо-идеологическая поэзия. Мальчики регулярно играли на кифаре и флейте, маршировали под военную музыку и пели военные песни.
Когда заканчивалось воспитание мальчиков? В 18-20 лет молодые люди получали гражданские права и покидали агелу. Самыми успешными признавались те, кто попадал в специальный корпус спартанских всадников — именно из него потом выбирались люди для высших чинов полиса.
Воспитание девочек
О воспитании девочек в Спарте известно мало. Одно можно сказать точно: женщины оказались под влиянием мужского спартанского мировоззрения. Поэтому буквально с рождения им приходилось воспитывать девочек по мужскому типу.
Жизнь спартанских девочек, как и мальчиков, имела строгий регламент. Если в афинской модели воспитания девочек учили пению и музыке, то девочки из Спарты с младых лет занимались гимнастикой и спортом. Правда, есть предположение, что их учили ещё чтению и письму, поэтому они были намного грамотнее мальчиков-спартиатов.
Однако основным предназначением женщины спартанцы всё же считали материнство, ведь именно спартанским женщинам под силу родить здоровое и крепкое потомство — будущих воинов. Маленьких девочек убеждали в этом с самого детства. Учитывая специфику общества, их воспитывали строго — безо всякой «залюбленности», изнеженности и слабости.
Так же, как и мальчиков, спартанских девочки с раннего возраста закаляли. В морозы им приходилось выступать на праздниках и церемониях с минимумом одежды. Считалось, что закалка и хорошая физическая форма укрепит женский дух и избавит девочку от ненужной чувствительности.
Наравне с мальчиками девочки бегали и прыгали, занимались борьбой, копьеметанием, учились обращению с оружием. Их тоже заставляли заниматься первичной военной подготовкой. Такая воспитательная модель подразумевала, что если спартанцы уйдут на войну, женщинам придётся самостоятельно охранять Спарту и удерживать пленников.
К счастью, спартанские мальчики относились к девочкам если не на равных, то с большим уважением, поскольку они были крепкими, «избранными» (новорождённых девочек тоже отбирали старейшины), а также разделяли их патриотические взгляды.
образование кратко для подготовки доклада или сообщения (5 класс)
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 176.
Обновлено 1 Июля, 2022
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 176.
Обновлено 1 Июля, 2022
Государство древних спартанцев называлось Лакедемон, и оно занимало юго-восточную часть полуострова Пелопоннес на юге современной Греции. От остальных греческих полисов оно отличалось царской властью в сочетании с большой ролью армии и строгими порядками. Система воспитания в Спарте называлась «агогэ», она существовала с VIII до IV века до н. э., то есть появилась примерно в одно время с Олимпийскими играми, проходившими на том же полуострове с 776 года до н. э.
Воспитание детей до 7 лет
Источником сведений о воспитании в Спарте являются труды древнегреческих историков, например Плутарха, жившего уже в римский период на рубеже I-II веков н. э. Он составил жизнеописание Ликурга — спартанского законодателя.
Согласно Плутарху, у спартанцев был обычай убивать новорождённых детей, если у них были какие-то физические недостатки. Это происходило на краю пропасти Апофеты, хотя ряд археологов ставят этот факт под сомнение из-за отсутствия там детских останков. Всех родившихся детей следовало принести в филу, то есть в общину, где их осматривали старейшины.
Колыбельки для детей были грубыми и жёсткими. Родителям запрещали их воспитывать на своё усмотрение, чтобы всех приучить к дисциплине и развить в них силу и выносливость. Фактически дети находились в собственности государства.
Мальчиков в возрасте 7 лет отправляли в военные лагеря и тренировали у них там навык выживания. Детей делили на отряды, и уже в юном возрасте воспитывали в них лидерские качества. Не все справлялись, и некоторые из них погибали в таких лагерях.
Рис. 2. Воспитание в Спарте.Воспитание молодежи от 7 до 20 лет
В лагерях спартанцы спали на подстилках из соломы, а одежду им разрешали носить только с 12 лет. В лагерях они занимались физическими упражнениями, учились владеть мечом и копьём. Кормили их скудно, зато подростки учились незаметно воровать пищу.
За детьми постарше следил педон — надзиратель из числа достойных граждан. В возрасте 20 лет из юношей выбирали ирена, который считался самым достойным и выносливым и должен был командовать младшими, а заодно учить их добродетели.
Детей в подростковом возрасте учили говорить кратко и лаконично. Подростки принимали участие в криптиях, то есть в грабежах деревень, где жили земледельцы-илоты, а также в облавах на них.
Домой спартанцы возвращались в возрасте 17 лет и должны были пройти ещё одно испытание — добраться до высокогорного храма Артемиды. В нём им предстояло «принести жертву» — вытерпеть порку мокрыми розгами. Проводя её, жрец ставил целью отсечь слабых. Подросток должен был вытерпеть порку, не издав ни звука.
После 17 лет спартанец мог принимать участие в военных походах, но ему запрещалось заниматься ремеслом и торговлей. Вероятно, поэтому у Лакедемона был слабый флот и только одна колония — Тарент на юге Италии основанный около 700 года н. э. Взрослые спартанцы также жили отрядами, занимались воспитанием молодёжи и соблюдали строгую дисциплину в отношениях с женским полом.
Суровое спартанское образование привело к тому, что войско Лакедемона считалось одним из лучших в Греции и имело обычай никогда не отступать с поля боя. Например, в 480 году до н. э. спартанский царь Леонид и 300 его воинов погибли в битве с персами в Фермопильском ущелье. Достойно показали они себя и в Пелопонесской войне против Афинского морского союза, начавшейся в 431 году до н. э.
Воспитание девочек отличалось. Иногда от них требовали обучиться пользоваться оружием, а ещё заставляли много заниматься спортом.
В других греческих полисах воспитание подростков было менее суровым, так как стояла цель подготовить не только воинов, но и людей других профессий. Рис. 3. Древняя Спарта.О воспитании и обучении в Спарте и в Афинах в эпоху античности можно рассказать в докладе или сообщении для 5 класса.
Что мы узнали?
Спартанское воспитание в эпоху античности было суровым, его целью было подготовить отважных и закалённых воинов. С самого детства дети фактически были собственностью государства, мальчики с 7 до 17 лет воспитывались вне дома в лагерях.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка доклада
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 176.
А какая ваша оценка?
8 причин, по которым быть спартанцем было нелегко
От тестов на пригодность для младенцев до спонсируемых государством дедовщины — узнайте, почему этим древнегреческим воинам пришлось нелегко.
Автор: Эван Эндрюс
Обновлено: | Оригинал:
1. Спартанцам приходилось доказывать свою пригодность еще в младенчестве.
Детоубийство было тревожно распространенным явлением в древнем мире, но в Спарте эта практика была организована и управлялась государством. Все спартанские младенцы предстали перед советом инспекторов и осмотрены на наличие физических дефектов, а те, кто не соответствовал стандартам, были оставлены умирать. Древний историк Плутарх утверждал, что эти «плохорожденные» спартанские младенцы были брошены в пропасть у подножия горы Тайгет, но сейчас большинство историков отвергают это как миф. Если спартанского младенца считали непригодным для будущей военной службы, его, скорее всего, бросали на ближайшем склоне холма. Оставшись один, ребенок либо умрет от воздействия, либо будет спасен и усыновлен незнакомцами.
Младенцам, прошедшим осмотр, все равно пришлось нелегко. Чтобы проверить свою конституцию, спартанских младенцев часто купали в вине вместо воды. Их также часто игнорировали, когда они плакали, и приказывали никогда не бояться темноты или одиночества. По словам Плутарха, эти методы воспитания «жесткой любви» вызывали такое восхищение у иностранцев, что спартанские женщины пользовались большим спросом за их навыки в качестве медсестер и нянек.
2. Спартанские дети обучались по программе военного образца.
В возрасте 7 лет спартанские мальчики были забраны из родительских домов и начали «агоге» — спонсируемый государством режим обучения, предназначенный для того, чтобы превратить их в опытных воинов и нравственных граждан. Разлученные со своими семьями и размещенные в общих казармах, молодые солдаты-ожидатели обучались учебе, военному делу, скрытности, охоте и легкой атлетике. В возрасте 12 лет посвященных лишали всей одежды, кроме красного плаща, и заставляли спать на улице и плести себе кровати из тростника. Чтобы подготовить их к полевой жизни, мальчиков-солдат также поощряли собирать мусор и даже воровать их еду, хотя в случае обнаружения их наказывали поркой.
Так же, как все спартанские мужчины должны были быть воинами, все женщины должны были рожать детей. Спартанским девочкам разрешалось оставаться с родителями, но они также подвергались строгой программе обучения и обучения. В то время как мальчики готовились к жизни в походах, девочки занимались танцами, гимнастикой, метанием копья и диска, которые, как считалось, делали их физически сильными для материнства.
3. Среди спартанских детей поощрялись дедовщина и драки.
Большая часть спартанской агоги включала типичные школьные предметы, такие как чтение, письмо, риторика и поэзия, но режим обучения имел и порочную сторону. Чтобы закалить молодых воинов и поощрить их развитие в качестве солдат, инструкторы и пожилые мужчины часто спровоцировали драки и споры между стажерами. Агоге был частично разработан, чтобы помочь юношам сопротивляться невзгодам, таким как холод, голод и боль, а мальчики, которые проявляли признаки трусости или робости, подвергались насмешкам и насилию как со стороны сверстников, так и со стороны начальства.
Известно, что даже спартанские девушки участвовали в этих ритуальных издевательствах. Во время определенных религиозных и государственных церемоний девушки стояли перед спартанскими сановниками и пели хоровые песни о юношах агоге, часто высмеивая конкретных учеников, чтобы пристыдить их и заставить их активизировать свои выступления.
4. Ожидалось, что все спартанские мужчины будут пожизненными солдатами.
Какой бы изнурительной ни была система боевого обучения Спарты, жизнь солдата была единственным вариантом для молодых людей, которые хотели стать равными гражданами, или «Homoioi». Согласно указам спартанского законодателя и реформатора Ликурга, гражданам мужского пола по закону запрещалось выбирать какую-либо профессию, кроме военной. Это обязательство могло длиться десятилетиями, так как воины должны были оставаться в запасе до 60 лет9.0003
Из-за своей озабоченности изучением военного дела производство и сельское хозяйство Спарты были полностью оставлены низшим классам. Квалифицированные рабочие, торговцы и ремесленники входили в состав «периеэков», класса свободных неграждан, живших в окрестностях Лаконии. Тем временем сельское хозяйство и производство продуктов питания достались порабощенным илотам, рабскому классу, составлявшему большинство населения Спарты. По иронии судьбы, постоянный страх перед восстаниями и восстаниями илотов был основной причиной того, что спартанская элита в первую очередь стала так предана созданию сильной армии.
5. Спартанских юношей ритуально избивали и пороли.
Одной из самых жестоких практик Спарты было так называемое «состязание на выносливость», в ходе которого подростков пороли — иногда до смерти — перед алтарем в святилище Артемиды Орфии. Эта ежегодная практика, известная как «диамастигоз», первоначально использовалась как религиозный ритуал, а также как проверка мужества и устойчивости мальчиков к боли. Позже это превратилось в откровенный кровавый спорт после того, как Спарта пришла в упадок и попала под контроль Римской империи. К третьему веку нашей эры был даже построен амфитеатр, чтобы десятки туристов могли поболеть за это ужасное испытание.
6. Еды намеренно не хватало, а плохая физическая форма вызывала насмешки.
Когда спартанец завершал основную фазу агоге в возрасте около 21 года, его избирали в «сисситию» — столовую в военном стиле, где граждане собирались для общественного питания. Чтобы подготовить солдат к военному напряжению и воспрепятствовать плохой физической форме, пайки, выдаваемые в этих общественных столовых, всегда были пресными и слегка недостаточными. Спартанцы были известны своей приверженностью к физической форме и правильному питанию, и они сохраняли особую ненависть к гражданам с избыточным весом, над которыми публично высмеивались и которым грозило изгнание из города-государства.
Вино было основным продуктом питания спартанцев, но они редко пили чрезмерно и часто предостерегали своих детей от пьянства. В некоторых случаях они даже заставляли рабов-илотов сильно напиваться, чтобы показать молодым спартанцам негативные последствия алкоголя.
7. Спартанским мужчинам не разрешалось жить со своими женами до 30 лет.
Спартанское общество не препятствовало романтической любви, но брак и воспитание детей подвергались определенным культурным и государственным ограничениям. Государство рекомендовало мужчинам жениться в возрасте 30 лет, а женщинам — в 20 лет. Поскольку все мужчины должны были жить в военных казармах до 30 лет, пары, вступившие в брак раньше, были вынуждены жить отдельно, пока муж не завершит свою действительную военную службу.
Спартанцы рассматривали брак в первую очередь как средство для зачатия новых солдат, и граждан поощряли думать о здоровье и пригодности своего супруга, прежде чем связать себя узами брака. На самом деле ожидалось, что мужья, которые не могли иметь детей, должны были искать мужественных заменителей, чтобы оплодотворить своих жен. Точно так же считалось, что холостяки пренебрегают своим долгом, и их часто публично высмеивали и унижали на религиозных праздниках.
8.
Сдаться в бою было величайшим позором.Спартанские солдаты должны были сражаться без страха и до последнего человека. Сдаться считалось воплощением трусости, и воины, добровольно сложившие оружие, были настолько пристыжены, что часто прибегали к самоубийству. Согласно античному историку Геродоту, два спартанских воина, пропустившие знаменитую битву при Фермопилах, вернулись на родину опозоренными. Один позже повесился, а другой был искуплен только после того, как погиб в более позднем сражении.
Даже спартанские матери были известны своим бескомпромиссным подходом к военным кампаниям. Говорят, что спартанские женщины отправляли своих сыновей на войну с пугающим напоминанием: «Возвращайтесь со своим щитом или на нем». Если спартанский солдат погиб в бою, он считался выполнившим свой долг гражданина. Фактически, закон предписывал, чтобы только два класса людей могли писать свои имена на надгробных плитах: женщины, умершие при родах, и мужчины, павшие в бою.
Наследие детей Спарты продолжает преследовать Запад
Древнеспартанская модель обучения и воспитания детей через понятие «полисной идентичности» оставила неизгладимый след в западном мире. Фото: Ганчева/PixabayМного веков назад дети, рожденные в Спарте в Древней Греции, считались собственностью государства. Аналогичная модель антисемейного ухода за детьми сегодня принимается несколькими западными странами.
Согласно легенде Спарты, женщина из Аттики однажды спросила спартанскую царицу Горго: «Почему только спартанские женщины могут править мужчинами?» Горго ответил: «Потому что мы единственные женщины, которые рожают мужчин».
Спарта и ее «идеальные» дети вдохновляли поколения западных педагогов, лидеров, политиков и мыслителей. Влияние на методы воспитания детей, особенно на образование детей, было глубоким. Следовательно, нам нужно исследовать, что на самом деле представляли собой эти «мужчины», как детей воспитывали из младенцев и малышей, чтобы они стали «мужчинами», и какие виды посвящения и обряды перехода они должны были пройти. Как видно из анекдота, детей сознательно воспитывали, чтобы они были славными «мужчинами», подразумевая, что существовала четкая философия воспитания детей.
Спарта была милитаристским обществом, где весь дух и ценности определялись войной и конфликтами. Таким образом, классы воинов имели возвышенное положение. Слава Спарты проистекала из завоеваний и побед на полях сражений. Спарта как государство питалась духом воина. Война занимала центральное место в его существовании, в самом его raison d’être, и среди его правящих классов царило ощущение постоянной осады. На этом фоне каждый ребенок рассматривался как потенциальный солдат — будущий воин для выполнения священной задачи борьбы
Спартанские женщины или матери преследовали только одну цель: произвести сильных и доблестных солдат. Ценности и идеалы материнства и методов воспитания детей были разработаны для «создания матерей, которые произвели бы лучших гоплитов, и матерей гоплитов», где «гоплиты ” означает вооруженный солдат. Ожидалось, что спартанские женщины успешно выполнят эту обязанность, и записано, что типичными прощальными словами спартанской матери своему сыну, отправляющемуся в путешествие на поле битвы, были: «Возвращайся либо со своим щитом, либо на нем» (Плутарх). . Другими словами, мать отказывается приветствовать дома побежденного сына, но только победившего или погибшего на поле боя. В социальном положении спартанских женщин есть парадокс; хотя и жили в весьма мужском милитаристском обществе, они пользовались более высоким социальным статусом, чем их афинские собратья, именно потому, что занимались воспитанием хороших воинов, а к женщине относились как к матери потенциального храброго воина.
В Спарте действует система евгенического отбора с момента рождения; Государство решало, следует ли оставлять младенцев в живых. Спартанские родители представили своих младенцев для оценки Совету старейшин, которые были официальными лицами государства. Они судили, пригоден ли ребенок для жизни или должен быть устранен, исходя из его физического телосложения, крепости и силы. Если младенца одобрял Государственный совет, то «женщины купали своих новорожденных младенцев не водой, а вином, производя, таким образом, своего рода испытание их конституции. Ибо говорят, что эпилептические и больные младенцы впадают в конвульсии от крепкого вина и теряют свои чувства, а здоровые от него скорее закаляются, как сталь, и приобретают твердую форму тела» (Плутарх, 9).0065 Ликург
Дети считались обязанностью государства; физическое представление «полиса» и его общей культуры и цивилизации. Дети считались полностью принадлежащими государству и стране, а не семьям, и не считались независимыми личностями.
Плутарх ( Ликург , 24.1) записывает: «Обучение спартанцев продолжалось до лет полной зрелости. Ни одному человеку не давали жить так, как ему заблагорассудится, но в их городе, как в военном городке, у них всегда был предписанный режим и занятие на государственной службе, считая, что они целиком принадлежат своей стране, а не себе…»
Полисная идентичность, которая играла центральную роль в воспитании детей и поддержании семьи, определялась как «накопленные культурные традиции и идеологии, рассматриваемые греческим городом-государством как основа для надлежащего гражданства» (Warrick, 2013).
Легитимность, придаваемая государством или городом-государством идее надлежащего гражданства и общего культурного этоса, традиций и цивилизационных ценностей, придавала определенный престиж и статус, обязывая семьи и их детей строго следовать им и придерживаться их. Другими словами, штат или город-государство были окончательным арбитром в определении того, что является надлежащим гражданством. Культурный этос и цивилизационные ценности не возникли стихийно или органично из народной культуры. Как спартанец, вы не могли отклоняться от стандартов, установленных государством.Образование и воспитание детей было одним из эффективных и широко используемых государством методов укрепления полисной идентичности. Спартанское государство осуществляло пристальный надзор и контроль за формирующими годами отрочества, чтобы мальчики могли выполнить свою задачу и вырасти хорошими и способными воинами. Таким образом, мы видим навязчивое, интервенционистское государство с очень заметными «длинными руками», сродни современному государству социального обеспечения в сфере семейного благосостояния и образования детей.
Спартанские дети воспитывались хорошими и храбрыми солдатами, проникнутыми духом воина, в гармонии с философией государства, уважающей физическую силу и воинскую доблесть. Примерно до шестилетнего возраста спартанские дети находились под присмотром медсестер, которые готовили их к сложной системе Агоге, обучая их в раннем младенчестве быть смелыми, смелыми и свободными от эмоций, таких как страх темноты (Гарланд , 1998). В спартанском обществе мужчины должны были служить в армии до 60 лет, поэтому этим детям предстояла долгая воинская жизнь.
Когда детям мужского пола исполнялось семь лет, их вводили в систему Агоге, тем самым завершая их детство в общепринятом смысле. Агоге были государственными учебными заведениями в лоне государства, где дети воспитывались в строгой и напряженной манере. Большинство из них оставались там во взрослой жизни до 30 лет.
Послушание и мужество — вот что инструкторы искали в молодых мальчиках. Плутарх ( Lycurgus , 16. 5–7) описывает это так: «Мальчик, который отличался рассудительностью и был самым храбрым в бою, был назначен капитаном своего отряда; на него смотрели все остальные, повинуясь его приказам и подчиняясь его наказаниям, так что их мальчишеское воспитание было практикой послушания».
Мальчики были разделены на небольшие группы в соответствии с их возрастом. Их держали под присмотром пожилых мужчин или мастеров, которые внимательно следили за их поведением на игровых площадках во время занятий спортом и заставляли их играть в боевые и боевые игры. Реагирование мальчиков на смелость и агрессию по отношению к противникам наблюдалось и фиксировалось для выявления будущих солдат и генералов.
Интеллектуальные навыки чтения и письма были переданы достаточно адекватно, чтобы овладеть основами. Однако основное внимание уделялось обучению мальчиков «хорошо подчиняться командам, переносить лишения и побеждать в бою» (9).0065 Ликург , 16. 5-7).
По мере того, как мальчики становились старше, их подвергали более суровому режиму физических упражнений и занятий спортом, заставляли ходить босиком и минимально одеваться. С двенадцати лет им давали носить только один плащ. От них требовалось крепкое, крепкое телосложение, твердая, сухая плоть и строгие ограничения на ванны и мази.
Этот базовый образ жизни и тяжелые тренировки продолжались до 30-летнего возраста, когда мальчики начинали жить в общежитиях и готовились к призыву на действительную военную службу. Им разрешалось или даже поощрялось жениться и заводить детей, что опять-таки было вызвано необходимостью содержать достаточное количество граждан и рабочей силы для армии.
По окончании пребывания в должности Агоге и обучения в детстве дети должны были превратиться в идеальных граждан Спарты: хороших солдат, всегда готовых к битве, принадлежащих государству, а не своим семьям. Это понятие отделения детей от родителей и семьи, усыновления или даже «конфискации» государством повторяется в мышлении сегодняшних служб защиты детей. Хотя современные западные государства всеобщего благосостояния не ведут непрекращающихся войн, спартанский подход к воспитанию детей находит свое отражение в работе и даже самооправдании служб защиты детей в отношении формирования и формирования юных умов и характера. На этот раз все становится еще хуже, поскольку нет более великой цели, и нет великих философских умов, направляющих процесс, а есть мелкие, оппортунистические, карьеристские социальные работники.
Древнеспартанская модель обучения и воспитания детей через понятие «полисной идентичности» оставила неизгладимый след в западном мире с точки зрения философии образования. Одержимость Запада Спартой и ее идеалами была названа «лаконофилией». Этот идеал привития детям общего культурного и цивилизационного этоса является постоянной темой последующих образовательных систем, построенных в западном мире, особенно в Европе. Часто повторяемая цитата: « Школьные дни Тома Брауна больше обязаны древней Спарте, чем христианству» (Harker, 1996) отражает продолжающееся влияние спартанского мышления в Англии на образование детей в более позднем возрасте. Английские государственные школы 19-го и 20-го веков имеют сходство со спартанской моделью с точки зрения философии образования, обучения, формирования характера и развития личности, которые являются частью учебной программы почти без участия семьи. Другими словами, с этой точки зрения семья и родители практически не играли никакой роли в воспитании детей.
Прусские кадетские школы или академии, возникшие в середине 19 века, также отражали идеалы спартанского образования. Эти кадетские академии готовили мальчиков в возрасте от 10 лет для военной карьеры в прусском офицерском корпусе, самом престижном и элитарном слое общества, фактически готовив для правящих классов Пруссии. Французский лицей также находился под влиянием спартанского образовательного идеала. Французский мыслитель Луи Мишель Лепелетье де Сен-Фаржо (1760-179 гг.3) советовал создать систему образования в спартанском стиле для всех французских граждан, как мужчин, так и женщин, в государственных школах, чтобы привить сильный республиканский дух, чтобы выпускать граждан, способных защищать республику. Это влияние спартанских идеалов и организационное влияние Агогов на более поздние западные системы образования заслуживает отдельной статьи в этой продолжающейся серии.