Тема сострадания повести гоголя шинель. Образ маленького человека в повести Гоголя «Шинель» (Школьные сочинения)
В повести Н. В. Гоголя «Шинель» идея сострадательного, гуманного отношения к «маленькому человеку» выражается прямо. Акакий Акакиевич Башмачкин — «вечный титулярный советник». Герой во всем обижен судьбой, но он не жалуется: ему уже за пятьдесят, он не пошел дальше переписывания бумаг, не поднялся чином выше, и все-таки смирен, кроток, лишен честолюбивых мечтаний. Нет у Башмачкина ни семьи, ни друзей, не ходит он ни в театр, ни в гости. Все его духовные потребности удовлетворяются переписыванием бумаг. За человека его никто не считает. Но Акакий не отвечает ни одного слова своим обидчикам.
Гоголь не скрывает не скрывает ограниченности, скудности интересов своего героя. Но на первый план выходит его кротость, безропотное терпение. Даже имя его несет это значение: Акакий − смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный.
Бессмысленная канцелярская служба убила в нем всякую живую мысль. Единственное наслаждение он находил в переписывании бумаг. Он любовно выводил ровным почерком буквы и полностью погружался в работу, забывая и обиды, причиняемые ему сослуживцами, и бедность, и заботы о хлебе насущном. Даже дома он думал лишь о том, что «что-то Бог пошлет переписывать завтра».
Но и в этом забитом чиновнике проснулся человек, когда появилась цель жизни — новая шинель. «Он даже сделался как-то живее, даже тверже характером. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность… » Башмачкин не расстается со своей мечтой ни на один день. Он думает об этом, как иной человек о любви, о семье. Вот он заказывает себе новую шинель, и «…существование его сделалось как-то полнее…» . Описание жизни Акакия Акакиевича пронизано иронией, но в ней есть и жалость, и грусть. Вводя нас в духовный мир героя, описывая его чувства, мысли, мечты, радости и огорчения, автор дает понять, каким счастьем было для Башмачкина приобретение шинели и в какую катастрофу превращается ее пропажа.
Не было счастливее человека, чем Акакий Акакиевич, когда портной принес ему шинель. Но радость его была непродолжительной. Когда он возвращался ночью домой, его ограбили. И никто из окружающих не принимает участия в судьбе несчастного чиновника. Напрасно Башмачкин искал помощи у «значительного лица». Его даже обвинили в бунте против начальников и «высших» . Расстроенный Акакий Акакиевич заболевает и умирает.
В финале «маленький» несмелый человек, доведенный миром сильных до отчаяния, протестует против этого мира. Умирая, он «сквернохульничает» , произносит самые страшные слова, следовавшие за словами «ваше превосходительство» . Это был бунт, хотя и в предсмертном бреду.
В одном из писем к сестре А. П. Чехов восклицал: «Боже мой, как богата Россия
хорошими людьми! » Зоркий глаз художника, подмечая пошлость, видел и другое — красоту «маленького человека» .
Образ Акакия Акакиевича имеет две стороны. Первая − духовное и физическое убожество, что сознательно подчеркивается Гоголем и выводится на первый план. Вторая − произвол и бессердечие окружающих по отношению к главному герою. Соотношение первого и второго определяет гуманистический пафос произведения: даже такой человек, как Башмачкин, имеет право на существование и справедливое отношение к себе.
Составьте ассоциативный ряд к понятию «хлестаковщина». Аргументируйте свою позицию.
«Хлестаковщина» — это беззастенчивое и безудержное хвастовство и враньё, умение примерить на себе другой образ и убедить остальных в его подлинности. Быстро освоившись в обществе и поняв, что его принимают не за того, кем он является, Хлестаков в полной мере начал раскрывать черты своего характера.
Хвастовство, глупость, лживость и жадность — всё это было в главном герое. Он был простодушный, «без царя в голове», заполняющий душевную пустоту богатствами своей фантазии, нескончаемыми мимолетными мечтаниями. Долгие эмоциональные рассказы Хлестакова о своей жизни захватывали дух чиновников, они безукоризненно верили каждому его слову, даже несмотря на то, какие оговорки он делал: «Как взбежишь по лестнице на четвертый этаж. Что ж я вру — я и позабыл, что живу в бельэтаже».Хлестаков не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь одной мысли». То он говорит о литературе, то вдруг о том, что у него суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа. Ему верят, и он этим пользуется. И вот, осмелев, Хлестаков начинает брать у чиновников деньги «взаймы». Жадность, предчувствие лёгкой наживы овладели им: с каждым разом он просит денег всё больше и больше, напрямую и без каких-либо уловок. «Денег нет у вас?» — говорит он Бобчинскому и Добчинскому, как только они к нему зашли.Хлестаковщина – хвастовство, вранье, безответственность, трусливость, глупость, безнравственность, лживость, жадность.
Мы все вышли из гоголевской “Шинели”.
Ф. Достоевский
Русская литература с ее гуманистической направленностью не могла пройти мимо проблем и судеб простого человека. Условно в литературоведении она стала именоваться темой “маленького человека”. У ее истоков стояли Карамзин и Пушкин, Гоголь и Достоевский. В своих произведениях: “Бедная Лиза”, “Станционный смотритель”, “Шинель” и “Бедные люди” — они раскрывали читателям внутренний мир простого человека, его чувства и переживания.
Почему же Достоевский выделяет Гоголя, как первого, открывшего читателям мир “маленького человека”? Вероятно, потому, что в его повести “Шинель” Акакий Акакиевич Башмачкин является главным героем, все же остальные действующие лица создают фон.
Повесть “Шинель” — одна из лучших в творчестве Гоголя. В ней писатель предстает перед нами как мастер детали, сатирик и гуманист. Повествуя о жизни мелкого чиновника, Гоголь смог создать незабываемый яркий образ “маленького человека” со своими радостями и бедами, трудностями и заботами. Беспросветная нужда окружает Акакия Акакиевича, но он не видит трагизма своего положения, так как занят делом. Башмачкин не тяготится своей нищетой, потому что не знает Другой жизни. А когда у него появляется мечта — новая шинель, он готов терпеть любые лишения, только бы приблизить осуществление задуманного. Шинель становится неким символом счастливого будущего, любимым детищем, ради которого Акакий Акакиевич готов работать не покладая рук. Автор вполне серьезен, когда описывает восторг своего героя по поводу осуществления мечты: шинель сшита! Башмачкин совершенно был счастлив. Но надолго ли?
“Маленькому человеку” не суждено быть счастливым в этом несправедливом мире. И лишь после смерти свершается справедливость.
“Душа” Башмачкина обретает покой, когда возвращает себе потерянную вещь.Гоголь показал не только жизнь “маленького человека”, но и его протест против несправедливости жизни. Пусть этот “бунт” робкий, почти фантастический, но герой выступает за свои права, против основ существующего порядка.
(Вариант 1)
Достойный ученик своих великих учителей, Гоголь подвигом своей жизни и творчества наполнил русскую литературу вечными Евангельскими истинами. И в этом смысле повесть «Шинель» способствует воспитанию в обществе таких основных христианских добродетелей, как сострадание и любовь к ближнему. Это высоко оценил Ф.М. Достоевский, когда сказал: «Мы все вышли из гоголевской «Шинели».
Повесть «Шинель» интересна сегодня для нас проблемой отчужденности. Суть этого понятия изложена в книге священника Андрея Горбунова «За всех и за вся»: «Отчужденность не является естественным состоянием людей, она противоречит богозданной природе человека. Отчужденность – это внутреннее непризнание личности в другом.
Непризнание в Акакии Акакиевиче личности, отсутствие элементарного человеческого отношения к нему со стороны сослуживцев и «должностного лица», неспособность помочь человеку в беде – все это следствие отчужденности, которое «явилось следствием грехопадения людей…».
Гоголь не скрывает убожества внутреннего мира героя, его ограниченности, скудности интересов, неспособности логически мыслить, косноязычия. Почему же писатель как бы приглушает эти отрицательные качества, не делает на них акценты? А крупным планом даёт другие черты: кротость, незлобивость, безропотное терпение? Гоголевский герой ждёт любви и признания от людей, он сам способен на любовь и добро, готов к самоотречению, самопожертвованию, защите своего идеала, но встречает только зло и насмешку. Возможно, поэтому он видит лишь в своей шинели подругу жизни, тёплую заступницу в холодном мире.
Утрата любви ведет к смерти: «. .. и Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто в нем его никогда и не было». Авторский комментарий к этому событию значителен и заставляет читателя глубоко задуматься: «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не нужное». А в подтексте есть утверждение: «каждое человеческое существо должно быть защищено, кому-то дорого и интересно».
Позднее в «Выбранных местах из переписки с друзьями» Гоголь задаст насущный вопрос: «Но как полюбить братьев, как полюбить людей? – Душа хочет любить одно прекрасное, а бедные люди так несовершенны и так в них мало прекрасного!». Человек, «брат твой», может оказаться в очень затрудненном положении, попасть в беду, оказаться на грани голодной смерти. Титулярный советник Башмачкин, находясь в изрядном возрасте («Акакию Акакиевичу забралось за пятьдесят») в полном одиночестве, пережил страшные минуты отчаяния в случившемся с ним несчастье. Но никто не помог страждущему, никто не протянул руку помощи, ни от кого он не услышал даже простого доброго слова, способного, по мнению святителя Тихона Задонского, «скорбящего утешить».
(Вариант 2)
Главный герой повести – Акакий Акакиевич Башмачкин – изображен Гоголем как типичный представитель бедного чиновничества и маленький человек.
С одной стороны, Акакий Акакиевич – задавленный жизнью мелкий чиновник, с другой – до решения пошить новую шинель он вел жалкий образ жизни, влачил вялое, бессмысленное существование, а для себя он был полноценным и счастливым, более чем кто-либо, человеком.
Для выражения своей идеи Гоголь прибегает к необычному художественному решению: он использует в сюжете повести элементы житийного жанра, чтобы подчеркнуть величие и значение такого, казалось бы, незначительного человеческого существа, каким был Башмачкин. Конечно, канонические элементы жанра жития художественно переосмыслены, поскольку это «житие» не святого, а мелкого чиновника, маленького человека, и Гоголь, постоянно перемежая драматическое и комическое, это подчеркивает. Хотя юмор Гоголя вызывает не насмешку, а сочувствие к герою. Самая значительная характеристика герою дана автором в его имени: Акакий по-гречески значит «незлобивый», а вместе с отчеством Акакиевич может означать «вдвойне незлобивый» или «бесконечно незлобивый».
Итак, все, что делало героя жалким и ничтожным, может быть увидено с другой стороны. Например, шутливое, почти насмешливое, замечание, что «он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове» означает и то, что Акакий Акакиевич находится на предназначенном ему месте, что так редко бывает с людьми. Заметим, что он безропотно терпит издевательства молодых сослуживцев, пока они не толкают его под локоть, «мешая заниматься своим делом». А как высока характеристика, данная автором отношению героя к службе: «Мало сказать: он служил ревностно, – нет, он служил с любовью». Неспособность Акакия Акакиевича выполнить другую, более сложную работу, чем переписывание, говорит вовсе не о том, что он безнадежно бездарен, а о том, что находится на своем месте, выполняет свою работу, на которой достиг своего мастерства и предела. Нелепость Акакия Акакиевича, проявляющаяся, скажем, в том, что он вечно уносит на шляпе арбузные и дынные корки, можно понять так, что он их уносит вместо нас – он один из тех людей, кто вечно за всех выполняют роль козла отпущения. И ел Акакий Акакиевич то, «что ни посылал Бог на ту пору», и опять принимался за переписывание бумаг, потому что любимое дело – лучший отдых для души, и «ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлет переписывать завтра?».
Таким образом, если ориентироваться на житийный канон, то Гоголь использует его структуру, то есть показывает рождение, наречение, предзнаменование, в дальнейшем благочестивую жизнь, исполненную смирения, послушания и служения. Акакий Акакиевич – пример способности к самоотречению, самопожертвованию, к защите своего идеала, к прощению; пример любви к своему делу.
2.4. Почему из различных вариантов названий – «Дочь и отец», «Рассказ о бале и сквозь строй», «А вы говорите…» – Толстой остановился на названии «После бала»?
Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» о том, как одно утро, одно событие кардинально изменило всю жизнь человека.
Композиция произведения очень проста: рассказ делится на две части, противопоставленные друг другу. Оба эпизода, составляющие рассказ, взяты из жизни генерала Б., с которым рассказчика свела любовь к его дочери.
Варенька Б. – прелестнейшее существо, красивая девушка, в которую молодой Иван Васильевич был влюблен по «уши». На балу по случаю окончания масленичной недели рассказчик танцует с Варенькой и чувствует, что он полностью счастлив. Именно здесь он впервые встречает полковника Б. Во многом под влиянием своего хорошего настроения, своих чувств к Вареньке Иван Васильевич очаровывается и ее отцом. И действительно, как было не испытывать симпатию к этому «седому стройному старику»?
Вот как рассказчик описывает внешность полковника: «Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки».
Кульминацией вечера стал танец полковника со своей дочерью. Сколько любви, нежности и гордости за красавицу Вареньку было во взгляде полковника! Все гости любовались на эту красивую пару, радовались и умилялись их хорошим отношениям, любви отца к дочери.
Толстой заостряет наше внимание на одной существенной детали – у полковника были старомодные сапоги – «обтянутые штрипками, – хорошие опойковые сапоги, но не модные … старинные, с четвероугольными носками и без каблуков». Эта «мелочь» – еще одно подтверждение любви полковника к своей дочери.
Заканчивается бал в губернаторском доме и первый эпизод рассказа. Вторая часть произведения повествует об утре следующего дня. Она резко контрастирует с первым эпизодом. Рассказчик случайно становится свидетелем наказания беглого татарина. На плацу выстроились солдаты. Сквозь этот строй ведут обнаженного по пояс человека. Каждый из солдат должен ударить татарина по спине что есть силы. За исполнением этой «процедуры» строго следит командир, которым оказывается полковник Б.
Насколько положительным был его портрет в первой части, настолько страшным и отвратительным он стал во второй. Хладнокровно следить за мучениями живого человека (Толстой говорит о том, что спина татарина превратилась в мокрый кусок окровавленного мяса) и еще наказывать за то, что кто-то из солдат жалеет беднягу и смягчает удар!
Важно и то, что это наказание происходило в первый день Великого поста, когда должно следить за чистотой своих помыслов, своей души, своих поступков. Но полковник не задумывается об этом. Он получил приказ и большим рвением выполняет его, напоминая машину, которая просто делает то, на что ее запрограммировали. А как же собственные мысли, собственная позиция? Ведь полковник способен испытывать добрые чувства – это нам показал писатель в эпизоде бала. И оттого «утренний эпизод» становится еще более страшным. Человек подавляет, убивает, не использует свои искренние добрые эмоции, прячет все это в военный мундир, прикрывается чужим приказом.
Толстой поднимает две важные проблемы: личной ответственности за свои поступки, нежелания жить «осознанной жизнью», разрушающей роли государства, заставляющего уничтожать в человеке человека.
Утренний эпизод шокирующее подействовал на рассказчика Ивана Васильевича. Он не понимал, кто прав, а кто виноват в этой ситуации, но только чувствовал всей душой, что происходит что-то неправильное, в корне неверное.
Рассказчик, в отличие от полковника Б., прислушивается к своей душе. Потому он и принимает важное решение – никогда нигде не служить. Иван Васильевич просто не может позволить, чтобы кто бы то ни было разрушал его, заставлял делать то, чего он не хочет.
Таким образом, рассказ назван «После бала» потому, что именно во втором эпизоде, в том, что происходило после бала, сосредоточены все проблемы произведения. Именно здесь – основной конфликт, важные вопросы, которые Толстой ставит перед своими читателями.
Работая над рассказом, Л.Н.Толстой долго думал над заглавием. Появлялись варианты: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Отец и дочь», «Дочь и отец», «А вы говорите…». Но потом он выбрал такое – «После бала». Почему остановился на последнем? Скорее всего, потому, что события после бала – и есть истинное отражение действительности, правды жизни, а не то напускное, что обычно бывает на балах и других светских мероприятиях. Именно это название отражает главную мысль, именно то, что увидел Иван Васильевич после бала, повлияло на всю его дальнейшую жизнь.
ВАРИАНТ 9
Часть 1
Задание 1.1.1.
Как вы понимаете слова Печорина: «Мне, однако, приятно, что я могу плакать!» ? Как они соотносятся с содержанием романа?
Михаил Юрьевич Лермонтов предложил читателю портрет, составленный из пороков своего поколения, «в полном их развитии». Столкновение этих пороков, несомненно, соединило в личности Печорина множество внутренних противоречий, нашедших отражение во всем произведении. От события к событию на протяжении романа создается впечатление, будто Печорину настолько безразличны окружающие, что он готов на любой «эксперимент», чтобы развлечь себя. Но можно заметить и еще один странный момент в истории Печорина: при объяснении с Мери он жаждет найти в себе хоть «искру чувства» к этой девушке, но безуспешно. Его сердце пытается противостоять разуму, но терпит неудачу. При одной из встреч с Мери он сам говорит о парадоксах своего характера: «Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли; я стал злопамятен… Я был готов любить весь мир, меня никто не понял; и я выучился ненавидеть… Я сделался нравственным калекой…». Определяющей чертой Печорина становится его эгоизм. Играя с чувствами других, он восполняет отсутствие собственных… Еще одной жертвой героя становится Грушницкий. Печорин не боится смерти, и, стоя на скале, он не испытывает ничего, кроме эмоционального возбуждения. Он до конца с интересом наблюдает чувства Грушницкого, он ждет, что тот сознается в заговоре, но безуспешно. Испытав целую гамму чувств, уже через некоторое время после дуэли он вновь холоден и спокоен. Когда герой читает письмо от Веры, читателю кажется, что в Печорине просыпается сердце. Он вскакивает на «своего Черкеса» и пытается догнать уходящее счастье, но загоняет коня. И – плачет!
Но спустя немного времени рассудок уже не оставляет сердцу шанса. С особым цинизмом Печорин произносит: «Мне, однако, приятно, что я могу плакать!». А дальше звучит совсем уж невыносимый вывод, что в слезах его повинен «пустой желудок»! «Плакать здорово»! Благодаря слезам, скачке и ночной прогулке он будет в эту ночь хорошо спать! И действительно, заснул «сном Наполеона после Ватерлоо».
«Шинель».
Основная идея «Шинели» очень возвышенна. Можно с уверенностью сказать, что это маленькое произведение, по глубине идеи, стоит выше всего написанного Гоголем. В «Шинели» он никого не изобличает. Гоголь выступает здесь с евангельской проповедью любви к ближним; он в образе героя рисует «нищего духом», «маленького» человека, «ничтожного», малозаметного и утверждает, что это существо достойно и человеческой любви и даже уважения. Трудно было выдвинуть такую «смелую» идею в то время, когда средняя публика находилась еще под влиянием эффектных героев Марлинского и его подражателей, и тем больше чести Гоголю, что он решился сказать свое слово в защиту героя «униженного и оскорбленного», не побоявшись даже поставить его на пьедестал.
Маленький человек из «Шинели» – Акакий Акакиевич Башмачкин , чиновник низкого ранга, обиженный судьбою и людьми, не наделенный никакими способностями, кроме умения красиво переписывать бумаги (см. его описание в тексте произведения), представлен у Гоголя человеком, который не только добросовестно, но даже с любовью занимается своим делом. Это дело, переписыванье бумаг, весь смысл и единственная радость его одинокой, полуголодной жизни, ни о чем другом он не мечтает, ни к чему не стремится и ни на что другое он не способен. Когда герою «Шинели» в виде повышения дали самостоятельную работу, он оказался не в состоянии её исполнить и просил оставить его при переписке. Это сознание своего духовного бессилия подкупает зрителя, располагает его в пользу скромного Башмачкина.
Гоголь «Шинель». Иллюстрация П. Федорова
Но Гоголь в своей повести требует уважения к этому человеку, которому, говоря словами евангельской притчи, был дан «один талант», и этот «талант» не был им зарыт в землю. Башмачкин, по мнению Гоголя, стоит выше даровитых чиновников, занимающих видные места, но небрежно отправляющих свои обязанности.
Но не только уважения к Башмачкину, как к скромному и честному работнику, требует Гоголь в своей повести, он требует любви к нему, как к «человеку». В этом высокая моральная идея «Шинели».
Не надеясь на то, что современные читатели в состоянии будут сами разобраться в этом произведении и понять его «идею», Гоголь сам раскрывает ее, изображая состояние души одного чуткого юноши, который понял благодаря встрече с «маленьким человеком» Башмачкиным великое чувство христианской любви к ближним. Эгоистическая и легкомысленная молодежь, в чиновничьих вицмундирах, любила потешаться над смешным и безответным стариком. Герой «Шинели» покорно все переносил, лишь изредка жалким голосом повторяя: «Оставьте меня! Зачем вы меня обижаете?» И Гоголь продолжает:
«И что-то странное заключалось в словах и голосе, с каким они были произнесены. В нем слышалось что-то такое, преклоняющее на жалость, что один молодой человек, который, по примеру других, позволил было себе посмеяться над ним, вдруг остановился, как будто пронзенный, и с тех пор, как будто, все переменилось перед ним и показалось в другом виде. Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей, с которыми он познакомился, приняв их за приличных, светских людей. И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник, с лысиною на лбу, со своими проникающими словами: «Оставьте меня! Зачем вы меня обижаете?» И в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой!» И закрывал себя рукою бедный молодой человек и много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости и, Боже! даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным!»
Маленький человек Башмачкин жил незаметным и умер таким же неведомым, забытым… Его жизнь не была обильна впечатлениями. Вот почему самыми крупными событиями в ней было ужаснувшее его сознание, что надо купить новую шинель, радостные мечты об этой шинели, восторг его, когда шинель была у него на плечах, и, наконец, мученья его, когда эта шинель была у него украдена и когда найти ее оказалось невозможным. .. Все эти разнообразные чувства, связанные с шинелью, ураганом ворвались в его существование и смяли его в короткое время. Герой «Шинели» умер от такого же ничтожного повода, как и гоголевские старосветские помещики , и произошло это по той же причине: слишком бессодержательна была его жизнь, и оттого до гигантских размеров вырастала в этой пустой жизни всякая случайность. Что для другого человека, живущего полной жизнью было бы неприятным, но побочным обстоятельством, то для Башмачкина сделалось единственным содержанием жизни.
Нельзя не отметить и то обстоятельство, что «Шинель» Гоголя органически связана с русским романом XVIII и начала XIX веков. Гоголь имел в русской литературе предшественников, которые тоже изображали маленьких людей. Среди произведений Чулкова есть повесть «Горькая участь», в которой выведен чиновник – прообраз Башмачкина. То же ничтожное мелкое существование героя, то же сочувственное, гуманное отношение к нему автора. И сентиментализм принес с собой проповедь любви к маленькому человеку, и Карамзин сделал, в своей «Бедной Лизе » великое открытие: «и крестьянки чувствовать умеют». За его «Флором Силиным, добродетельным крестьянином», излюбленными в нашей литературе сделались образы разных маленьких людей, в сердцах которых авторы раскрывали высокие чувства любви к людям, к родине, к своему долгу. Пушкин в Маше Мироновой и её родителях раскрыл в сердцах простоватых русских людей целый мир возвышенных чувств. Словом, это гуманное, благородное внимание к тем маленьким людям, мимо которых равнодушно проходит толпа, сделалось традицией русской литературы, и поэтому «Шинель» Гоголя органически связана со всей предшествующей русской беллетристикой. Гоголь сказал в «Шинели» «новое слово» только в том отношении, что он в «смешном», «жалком» нашел возвышенное и сумел свою идею воплотить так художественно, как это не удалось его предшественнику в XVIII веке, Чулкову.
Гоголь «Шинель». Аудиокнига
Повесть Гоголя имеет большое значение и для последующей русской литературы. «Мы все вышли из «Шинели» Гоголя!» – сказал Достоевский и, действительно, многие повести его, повести, самые гуманные по настроению, отзываются влиянием Гоголя. Все первые произведения Достоевского («Бедные люди », «Униженные и оскорбленные »), все это развитие гуманных идей Гоголя, воплощенных в его «Шинели». Иностранная критика отмечает, что одной из самых характерных черт русской литературы надо признать тенденцию проповедовать сострадание к падшему брату, или вообще к несчастному, обиженному судьбой и людьми. Это, действительно, наша литературная традиция, и в истории укрепления и развития любви к «маленькому человеку» самое видное место занимает трогательная «Шинель» Гоголя.
Расскажите о судьбе «маленького человека» и общее значение этого определения в повести Николая Гоголя «Шинель» (Шинель Гоголь)
Шинель
Николай Васильевич Гоголь
Краткое изложение
Читается примерно за 5 минут
Сочинения
53 сочинения
Главные герои
И их характеристика
Сочинение
Новая шинель круто изменяет жизнь Акакия Акакийовича и отношение к нему чиновников. Но вечером в тот же день, когда он впервые одел шинель, она «пошла от него с новолунием с большими усами».
Тему «маленького человека» в повести «Шинель» Гоголь раскрывает как важную, болевую проблему человечества. Повесть явилась из анекдота о чиновнике, который умер через потерю шинели. Значит, что человеческая жизнь и шинель выступают как равноценные явления, а, возможно, шинель еще и превышает своей ценностью. Как художник, Гоголь не только не может пристать по такому мнению, а и средствами искусства доказывает противоположное.
В последней части повести Башмачкин старается возвратить свою шинель. Он впервые в жизни не приходит на работу, так как ему надо к «значительному лицу», чтобы и помогла спасти шинель. Но все напрасно. Высокое лицо, даже не дослушав, чего пришел Акакий Акакиевич, гонит его прочь. Надежды рухнули. И Акакий Акакийович умирает.
В финале произведения фигура Башмачкина приобретает гротесковые черты романтического героя. После своей смерти он становится мстителем. По крайней мере, так считают те, кто страдал от грабителей. Фантастика в «Шинели» становится средством раскрытия главной идеи произведения. Она возвращает нас к началу повести, где речь шла о возможности другой судьбы героя. Он мог стать укротителем зла, сильным и крепким. Но не стал. От покорности Акакия Акакиевича освободила только смерть.
Вывод. Гуманистический пафос писателя оказался в глубоком сочувствии «маленькому человеку». Правдивое изображение жизни простых людей в творчестве Гоголя неразрывно связано с осуждением социальных условий, которые не дают возможности раскрыться личности.
Конечно, судьбу Башмачкина наилегче объяснить социальными условиями, которые делали из человека винтик в большом государственном аппарате. Но Гоголь на собственном опыте знал, что так легко все в жизни не объясняется. Он воспринимал жизнь человека как путь к усовершенствованию, как обретение больших истин. Всякий человек рождается маленькой, а потом начинается ее путь к большому человеку. Возможно, автор умышленно не рассказывает о становлении Акакия Акакийовича, так как этого становления и не было совсем, что он так и остался «маленьким». Об этом свидетельствует отношение к нему в департаменте, где к нему не обнаруживали никакого почета. Даже сторожи, которые за своим социальным положением были значительно ниже Башмачкина, «не только не вставали при его появлении, даже не смотрели на него, будто через приемную пролетела обычная муха». Чиновники смеялись над ним «сколько становилось канцелярского остроумия», но эти шутки, скорее, походили на шутки больших пареньков над меньшим: рассказывали при нем выдуманные о нем же приключения; о его хозяйке, говорили, что она его бьет, «сыпали на главу ему бумажки, называя это снегом». Акакий Акакийович износил все покорно. Только когда весьма уже невыносимый была шутка, он говаривал: «Оставьте меня ! Зачем вы меня обижаете?». И лишь одному со всех «остряков» послышалось в словах героя другие слова, те, что хотел сказать и писатель: «Я брат твой».
Акакий Акакийович принадлежит к тем людям, которые лишенные даже возможности защищаться. Но там, где властвует сильный, Башмачкиным нет места. Трагедия Башмачкина состоит в потому, что его лишено даже права на человеческое существование. Акакий Акакийович перестает воспринимать мир. Однажды новый столоначальник решил «повысить» несчастного чиновника и поручил ему не переписать бумага, составить новый. Это не было сложно, надо было лишь заменить формы глагола из первого лица на третью. Как не бился Акакий Акакийович, а ничего у него не вышло. Никак не мог он разобраться, кто «мы», кто «они». Но не может человек оградиться от мира. Настало время, когда и Башмачкин это ощутил. Его старая шинель, или «капот», как называли эту одежду остряки из департамента, протерся. Акакий Акакийович ощутил, что ему холодно. Теперь смыслом жизни Башмачкина становится новая шинель. И путь, которым идет к своей цели герой, Гоголь изображает как высокое служение. Что-то набожное есть в отношении Акакия Акакийовича к будущей шинели, будто он влюбился у нее. Он служит ей, как идолу: радушно отвечает отказом себе в пище, забывает свою работу.
«Маленький человек» в литературе – определение довольно разных героев, которых объединяет то, что они занимают наиболее низкие места в социальной иерархии, и это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение (приниженность, объединенная с чувством несправедливости, пораженной гордости). Поэтому маленький человек выступает как оппозиция к другому персонажу – человека высокопоставленного, «значительного лица», а развитие сюжета строится как история унижения, несчастья. Тема «маленького человека» – интернациональная и ведет свое начало еще в литературе античности.
Опорные понятия: гуманистический пафос, социальные условия, ирония, фантастика, боль за человека, сочувствие «маленькому человеку».
У Гоголя было чрезвычайное умение: видеть в малому – большое, в смешном – трагическое, в будничном – важнейший признак времени. Писатель всегда выходил из положения, что каждый человек имеет свою ценность, свое назначение. Именно эта авторская позиция становится подпочвам строения произведения «Шинель».
Другие сочинения по этому произведению
Маленький человек» в повести Н. В. Гоголя «Шинель
Боль за человека или насмешка над ним? (по повести Н. В. Гоголя «Шинель»)В чем смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя «Шинель»
Значение образа шинели в одноименной повести Н. В. ГоголяИдейно-художественный анализ повести Н. В. Гоголя «Шинель»Образ «Маленького человека» в повести Гоголя «Шинель»Образ «маленького человека» (по повести \’Шинель»)Образ “Маленького человека” в повести Н. В. Гоголя «Шинель»Образ «маленького человека» в произведениях Пушкина и Гоголя («Станционный смотритель» и «Шинель»)
Образ Башмачкина (по повести Н. В. Гоголя «Шинель»)Повесть «Шинель»Проблема «маленького человека» в творчестве Н. В. ГоголяРевностное отношение Акакия Акакиевича к «выписываемым завитушкам»
Рецензия на повесть Н. В. Гоголя «Шинель»Роль гиперболы в изображении Башмачкина в повести Н. В. Гоголя «Шинель»Роль образа «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель»Сюжет, герои и проблематика повести Н.В. Гоголя «Шинель\’Тема \’маленького человека» в повести \’Шинель»
Тема «маленького человека» в творчестве Н. В. ГоголяТрагедия «маленького человека» в повести \’Шинель»Характеристика образа Акакия Акакиевича (Н.В.Гоголь «Шинель»)Тема «Маленького человека» в повести Н.В Гоголя «Шинель»Характеристика образа Башмачкина Акакия АкакиевичаТрагедия маленького человека в «Петербургских повестях» Н.В. ГоголяТема «маленького человека» в произведениях Н. В. Гоголя («Шинель», «Повесть о капитане Копейкине»)Анализ повести Н. В. Гоголя «Шинель»Акакий Акакиевич Башмачкин: характеристика образаКак много в человеке бесчеловечностиГлавный герой повести Н. В. Гоголя «Шинель»Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») (1)Реальность петербургского быта в повести Г. Гоголя «Шинель»Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя «Шинель»Кто виноват в трагедии Акакия Акакиевича Башмачкина? (по повести Н. В. Гоголя «Шинель»)ТЕМА «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ «ШИНЕЛЬ»Идея гуманизма в повести Н. В. Гоголя «Шинель»Гоголь и его «шинель»Башмачкин 1Башмачкин 2Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») (2)Чем похожи «Повесть о капитане Копейкине» и «Шинель»О повести Н. В. Гоголя «Шинель»Жизнь и смерть мелкого чиновника в повести Г. Гоголя «Шинель»Роль эпизода встречи Башмачкина со «значительным лицом» в проблематике повести Н. В. Гоголя «Шинель»Духовная жизнь БашмачкинаРеальность петербургского быта в повести Н. В. Гоголя «Шинель»Встреча Башмачкина со «значительным лицом» в повести «Шинель»История Акакия Акакиевича БашмачкинаТрагедия маленького человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель»В чем заключается трагедия образа Акакия Акакиевича БашмачкинаФантастическое и реальное в повестях Н. В. Гоголя «Шинель» и «Ночь перед рождеством»Образ «значительного лица» в повести «Шинель»Развитие темы «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя
Цитаты и анализ пальто
Лучшее резюме в формате PDF, темы и цитаты. Больше книг, чем SparkNotes.
от Николай Гоголь
Купить учебное пособие
Купить учебное пособие
«Итак, в одном отделе служил некий приказчик ; не очень примечательный приказчик, можно сказать, — невысокий, несколько рябой, несколько рыжий, даже с несколько близоруким взглядом, слегка лысый спереди, с морщины на обеих щеках и цвет лица, известный как геморроидальный… Ничего не поделаешь! Виноват петербургский климат».
Рассказчик, с. 394
Эта цитата, знакомящая читателя с Акакием Акакиевичем, дает важные сведения о несчастном приказчике. Лишь описанием некоторых физических черт Акакия Гоголь сразу же передает ощущение главного героя, которое будет подтверждено по ходу повествования: Акакий ничем не примечательный, даже немного патетический, буквально без отчетливых черт, которые как-то сообщали бы об отсутствии напористости. Волосы у него не рыжие, а «немного рыжие», он даже не совсем близорукий, а «несколько близорукий», он не совсем лысый, а «немного лысый».
«Что же касается до его чина (ибо у нас чин должен объявляться прежде всего), то он был, что называется, вечным титулярным советником, над которым, как известно, всякие писатели обильно насмехались и глумились, имея похвальный обычай проявлять себя против тех, кто не может укусить».
Рассказчик, с. 394-5
Этой цитатой Гоголь отмечает озабоченность рассказа статусом и положением, а также признание рассказом самого себя как произведения искусства. Гоголь полагает, что чин — это то, о чем всегда нужно «оглашать прежде всего», но не подкрепляя мысли о том, что это действительно важная информация — рассказчик, как он предполагает, следует обычаю. Гоголевское «мы» в «ибо с нами», кажется, относится к российскому обществу его времени, но также предлагает читателям более широко задуматься о том, как статус и положение могут быть, к сожалению, обычным человеческим наваждением. Точно так же эта цитата — один из случаев, когда «Шинель» привлекает внимание к себе как к произведению искусства, поскольку предполагает, что писатели часто высмеивали титулярных советников. Неявно Гоголь настраивает рассказ как отход от нормы «насмешки и издевательства» над «теми, кто не может укусить».
«Мы рассказали это для того, чтобы читатель мог сам убедиться, что это произошло совершенно по необходимости и что дать ему какое-либо другое имя было совершенно невозможно».
Рассказчик, с. 395
Это одно из многих утверждений в истории, которые относятся к своего рода судьбе, судьбе или фатализму. Время от времени на протяжении всей истории рассказчик предполагает, что ход событий неизбежен, что все могло произойти только таким образом. Однако, как показывает и эта цитата, это несколько ироничное обсуждение судьбы: рассказчик уверяет читателя, что было неизбежно и необходимо, чтобы Акакий получил совершенно нелепое имя.
«Что-то звучало в нем так располагающее к жалости, что один только что назначенный молодой человек, который, по примеру других, сначала позволил себе посмеяться над ним, вдруг остановился, как завороженный, и с этого времени все как будто переменилось перед ним. и приобрел другой вид. Какая-то неестественная сила отталкивала его от товарищей, с которыми он познакомился, считая их порядочными, воспитанными людьми. И долго потом, в минуты величайшего веселья, перед ним поднималась фигурка писарь с лысеющим лбом…»
Рассказчик, с. 396-7
Это, наряду с возвращением Акакия в виде призрака, является одним из моментов в истории, который предполагает, что, несмотря на беспомощное и жалкое поведение Акаки — или, скорее, как следствие беспомощного и жалкого поведения Акаки — он обладает любопытной силой. Этот конкретный клерк, который улавливает простую человечность в обычной реакции Акакия на домогательства, всю оставшуюся жизнь преследует этот образ. Гоголь полагает, что именно в самых жалких видениях человечества проясняется наше братство как человеческих существ.
«Мало сказать, что он служил усердно, — нет, он служил с любовью. Там, в этом переписывании, он увидел какой-то свой разнообразный и приятный мир. он подошел к одному из них, он был вне себя: и хихикал, и подмигивал, и помогал губами, так что, казалось, можно было прочесть на его лице каждую букву, начертанную его пером».
Рассказчик, с. 397
Эта цитата иллюстрирует, как работа составляет весь мир Акакия. Это относится и к другим клеркам в офисе Акакия — они озабочены рангом и продвижением по службе, и чаще всего проводят время друг с другом по вечерам после работы, пьют чай и делятся переработанными светскими сплетнями. Однако Акаки буквально воплощает эту концепцию, строя весь свой мир вокруг работы — копирование — его самая большая страсть, и куда бы он ни посмотрел, он видит строчки из букв.
«Так протекала мирная жизнь этого человека, который при жаловании в четыреста мог довольствоваться своей участью, и так могла бы протекать она до глубокой старости, если бы не разные бедствия, обрушившиеся на жизненный путь не только титулярных, но даже тайных, действительных, придворных и прочих советников, даже и тех, которые и советов не дают, и сами их не берут».
Рассказчик, с. 399
Эта цитата показывает, как Гоголь воспитывает сопереживание в «Шинели». Во многих отношениях «Шинель» кажется и есть рассказом об очень специфическом человеке, с профессией, социальным статусом и заботами, которые могут быть чужды читателю. Однако Гоголь постепенно расширяет круг нашего внимания в цитате, чтобы показать, что эта история касается не только Акакия, но и всех людей. Акакий, говорит рассказчик, мог бы жить дальше спокойно, если бы не «разные бедствия», которые постигают не только титулярных, но даже «тайных, действительных, придворных и прочих советников», именно тех, которые не дают и не принимают советов — то есть всем. Это одна из многих цитат, которая предполагает, что определенные вещи в жизни затрагивают всех, независимо от статуса, и несчастье может случиться с каждым.
«Об этом портном, конечно, мало что можно сказать, но так как существует правило, чтобы характер каждого лица в рассказе был хорошо обрисован, то тут уж ничего не поделаешь, пусть и здесь будет Петрович. вначале он звался просто Григорием и был у какого-то помещичьего крепостного, Петровичем стал зваться, когда вышел на волю, и начал довольно сильно пить по праздникам — сначала по большим праздникам, а потом и по всем церковным праздникам без разбора, где бы крестик ни появлялся на календарь.»
Рассказчик, с. 400
Эта цитата демонстрирует гоголевскую сатиру в «Шинели» устоявшихся литературных условностей. Портной, по словам рассказчика, не нуждается в описании, так как он второстепенный персонаж. Однако, «так как существует правило, чтобы характер каждого лица в рассказе был хорошо очерчен, то тут уж ничего не поделаешь, пусть и здесь будет Петрович». И вот рассказчик комично уходит в другую сторону, снабжая не только ненужной личной историей Петровича (ненужной, потому что прошлое Петровича в качестве крепостного мало что добавляет к рассказу об Акакии и его шинели), но и ненужными подробностями и о жене Петровича.
«Надо знать, что Акакий Акакиевич выражался большей частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют значения. Если дело было очень трудным, он имел даже привычку совсем не кончать фразы, так что очень часто начинал свою речь со слов: «Это, право, совсем как-то…», после чего ничего не шло, и он и сам забудет, думая, что все сказано».
Рассказчик, с. 402
Эта цитата является еще одним свидетельством своеобразного характера Акакия как человека, который не находится ни здесь, ни там, ни в частности, ни в чем другом. Рассказчик продолжает свое комическое построение характера Акакия, указывая, что речь Акакия в основном бессмысленна, состоит из предлогов, наречий и частиц. Способ речи Акакия иллюстрирует его способ существования: он есть, а не там, существует, но оказывает малое влияние, говорит, но мало общается.
«С тех пор как будто само существование его стало как-то полнее, как будто он был женат, как будто с ним был какой-то другой человек, как будто он был не один, а какой-то приятный спутник жизни согласился пройти по дорожке жизни с ним, — и спутник этот был не кто иной, как то самое пальто с ватным стеганием, на прочной неизношенной подкладке».
Рассказчик, с. 406
Эта цитата сигнализирует о повороте в жизни Акакия. Сначала его угнетает мысль о необходимости купить новое пальто, потому что он не знает, где взять деньги. Однако по мере того, как он усваивает эту идею, вызов поиска и связанные с ним жертвы наделяют его жизнь ранее неизвестным чувством цели. Таким образом, само пальто становится своего рода компаньоном, выводящим Акакия из его обычно закрытого внутреннего мира.
«Его обычный разговор с подчиненными звучал строго и почти полностью состоял из трех фраз: «Да как вы смеете? Ты знаешь, с кем говоришь? Вы понимаете, кто стоит перед вами?» Однако в душе он был человек добрый, добр к своим товарищам, услужлив, но генеральский чин совершенно сбил его с толку. Получив чин генерала, он как-то сконфузился, сбросился и совсем не знал, как себя вести».
Рассказчик, с. 417
Гоголевское описание «значительного лица» символично для его сатиры на разлагающее влияние забот о звании и статусе. Мы видим, что он довольно жестоко обращается с Акакием и другими подчиненными. Однако рассказчик уточняет, что «важный человек» на самом деле «добр в душе» и что он просто, но несколько трагически, сбит с толку. Из-за своего повышения до более высокого ранга он теперь чувствует себя неспособным вести себя естественно с людьми более низкого ранга, хотя до недавнего времени он тоже был среди них.
Купить учебное пособиеКак цитировать https://www.gradesaver.com/the-overcoat/study-guide/quotes в формате MLA
Н/Д. «Цитаты и анализ шинели». GradeSaver, 5 марта 2017 г. Интернет. Цитировать эту страницуПальто Вопросы и ответы
Раздел «Вопросы и ответы» для «Шинели» — отличный ресурс, чтобы задавать вопросы, находить ответы и обсуждать роман.
Как описание плаща развивает тему?
Великолепие плаща подчеркивает, как объекты могут трансформировать самовосприятие людей.
Автор вопроса Джамал В #1192766
Ответил Джилл Д # 170087 Просмотреть все ответыНенадежный рассказчик
Примеры недостоверности рассказчика:
«Акакий Акакиевич родился, если мне не изменяет память , ближе к ночи 23 марта.»
Автор вопроса Тандо #1094172
Ответил Джилл Д # 170087 Просмотреть все ответыОбсудите, как рассказчик «Шинели» влияет на вашу интерпретацию рассказа?
История рассказывается с точки зрения неназванного рассказчика от первого лица, который не принимает непосредственного участия в событиях истории, но знает (и в той или иной степени сочувствует) мыслям и эмоциям персонажей. Для многих…
Автор вопроса Масиха I #1147327
Ответил Аслан Просмотреть все ответы Задайте свой вопросТезка Глава 12. Резюме и анализ
Резюме
Сочельник. Как и в начале главы 1, Ашима готовит еду, но на этот раз она находится на Пембертон-роуд, а не в Кембридже. Это последний семейный праздник в Массачусетсе перед переездом Ашимы. Она планирует делить свое время между Индией и США, по шесть месяцев в каждом месте. Ашима отмечает про себя свое удовольствие от предстоящей свадьбы Сони с Беном, которого Ашима считает хорошим человеком. Ашима также внутренне отмечает расторжение брака Гоголя и Моушуми. Она чувствует, что, хотя обстоятельства их развода тяжелые, людям, которые больше не влюблены, лучше быть врозь. Ашима отмечает про себя, что такой развод был невозможен в ее время, еще в Калькутте.
Закончив готовить, Ашима поднимается наверх, чтобы принять душ и приготовиться к приходу членов семьи. Она понимает, что, хотя и будет счастлива проводить больше времени в Калькутте, теперь она считает Пембертон-роуд, где прожила более тридцати лет, своим домом. Именно там она и Ашок зажили своей жизнью и завели семью. Ашима беспокоится, что новая семья, Уокеры, покупающая дом, изменит план этажа. Но она признает, что это иррациональная забота, так как дом больше не будет ее собственным. Ашима надевает халат и продолжает приготовления перед началом праздничного ужина.
Рассказчик переключается на точку зрения Гоголя. В последний раз в романе он едет на поезде из Нью-Йорка в Бостон. Он знает, что Ашоке не будет там, чтобы забрать его на станции. Он думает про себя, как далеко его родители уехали от дома в таком юном возрасте, и как, став взрослым, он не отклонялся далеко от своего ничем не примечательного городка за пределами Бостона. Его сестра жила в Калифорнии, вспоминает он, а Мушуми — в Париже. Но для Гоголя Северо-Восток остался домом. Он также помнит разговор с Моушуми примерно за год до этого в поезде, направлявшемся в Бостон на каникулы, когда он поймал ее на мелкой лжи о ее планах и прямо спросил, не было ли у нее роман. Она рассказала ему о Дмитрии, и после этого пара быстро рассталась, хотя и провела отпуск в Бостоне в неловком молчании, несколько дней делая вид, что ничего не случилось.
Гоголь проводит время на вечеринке, фотографируя Ашиму, Соню и Бена, в последний раз устанавливая искусственную елку в гостиной. Это радостное событие, но Гоголь хочет побыть один в своей комнате и идет наверх. Он находит в своем старом шкафу экземпляр «Рассказов Николая Гоголя» , подаренный ему много лет назад Ашоке. Он читает, начертано спереди: «Человек, давший тебе свое имя, от человека, давшего тебе твое имя». Гоголь возвращается на вечеринку, но, смешиваясь с семьей и друзьями, он думает о своей жизни, о своей новой работе в небольшой архитектурной фирме, где у него будет больше обязанностей дизайнера. И думает наперед до той ночи, когда будет сидеть с рассказами Гоголя и читать их. Он понимает, что это его возможность, наконец, более полно соединиться с жизнью своего отца и глубже узнать, что имя «Гоголь» значило для Ашоке. Роман заканчивается.
Анализ
Лахири возвращает ряд более ранних событий, в результате чего история заканчивается так же, как и началась. Но это не значит, что персонажи в Тезка не изменились. Вместо этого Лахири показывает, через что прошли Ашима, Гоголь и Соня. Таким образом, циклическая структура романа, в которой Ашима готовит пищу в главе 12 так же, как и в главе 1, является средством иллюстрации изменения и возвращения, которые характеризуют всю человеческую жизнь.
Узнайте больше о том, как Лахири тщательно организует последовательность повторяющихся мероприятий, вечеринок, обедов и общественных мероприятий на протяжении всей жизни Ашимы, Ашоке и Гоголя.
Ашима готовится к последнему празднику на Пембертон-роуд, месте, которое она теперь считает своим домом. Калькутта останется для нее родиной ее предков. Ашима сохранит духовную связь с Индией, и она проживет там полгода, чтобы быть рядом с членами семьи, с которыми она была разлучена на долгие годы. А вот Соня (и ее муж Бен) и Гоголь останутся в Америке. Соответственно, Ашима проведет с ними полгода в знак признания того, что большая часть ее взросления и все ее материнство произошли на американской земле.
Узнайте больше о символике дома на Пембертон-роуд.
Хотя Ашоке больше нет в живых, он все еще присутствует на этих страницах. Заглянув в последний раз в свою детскую комнату, Гоголь находит сборник рассказов Гоголя, который, когда он был подростком, был слишком занят и тревожен, чтобы читать. Ашоке захотел тогда рассказать своему сыну историю имени Гоголь. Но этой истории пришлось ждать годы, пока Гоголь учился в институте, и после того, как он уже сменил официальное имя. Гоголь понимает, глядя на первую страницу отцовского тома, что Ашоке давно хотел рассказать ему историю «Гоголя». Только теперь Гоголь готов это понять, выслушать.
Узнайте больше о том, как произведения Гоголя дают возможность узнать больше о семье Гоголя и его отце.
Это эмоциональная глава. Лахири тщательно уравновешивает хорошее и плохое, счастливое и несчастное, потерянное и все еще присутствующее. Ашима, конечно же, рада видеть своих детей. Ей нравится Бен, и она рада, что Соня выйдет за него замуж.